Социальный план организации: что это значит

Планирование социального развития предприятия на примере ОАО «Россельхозбанк»

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – разработать план социального развития ОАО «Россельхозбанк».
Для достижения поставленной цели исследования необходимо определить его задачи:
– рассмотреть теоретические вопросы планирования социального развития организаций;
– оценить уровень социального развития коллектива ОАО «Россельхозбанк»;
– разработать план социального развития ОАО «Россельхозбанк».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. теорЕтические основы управления социальным развитием………………………………………………………………………. 5
1.1. Сущность, основные цели, задачи и функции управления социальным развитием современных организаций………………………………. 5
1.2. Социальное планирование как эффективный способ управления социальным развитием предприятий…………………………………………………. 10
1.3. Объекты планирования социального развития коллективов предприятий. 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО “РОССЕЛЬХОЗБАНК”………………………………………………………………..19
2.1. Общая характеристика ОАО «Россельхозбанк»…………………………..19
2.2. Анализ состава и структуры персонала по категориям ОАО «Россельхозбанк»………………. 21
2.3. Анализ социальной политики ОАО «Россельхозбанк»…………………. 26
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ОАО «РОССЕЛЬХОЗБАНК»…………………………………………………………………. 31
3.1. Рекомендации по совершенствованию социальной политики ОАО «Россельхозбанк»………………………………………………………………………..31
3.2. Проект плана социального развития ОАО «Россельхозбанк»………. ….34
3.3. Экономическое обоснование плана социального развития ОАО «Россельхозбанк»………………………………………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………. 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………43

Файлы: 1 файл

Планирование социального развития предприятия.docx

Основными задачами социального развития предприятия являются: стимулирование средствами, как материального вознаграждения, так и морального поощрения эффективного труда, инициативного и творческого отношения к делу; оптимизация структуры персонала; улучшение эргономических, санитарно-гигиенических и иных условий работы, охраны труда; соблюдение социальных гарантий и гражданских прав работников, социальное страхование; улучшение социальной инфраструктуры; рост жизненного уровня работников и членов их семей; создание и поддержание в коллективе здоровой социально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих раскрытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом [4, с. 208].

В соответствии с этими целями и задачами формируется комплексная система планирования социального развития организации.

Планирование социальным развитием организации является сложным и многогранным процессом. Наиболее характерными особенностями этого процесса являются, прежде всего, то, что он осуществляется только там, где имеет место совместная деятельность людей. Не менее значимым является планирования социального развития коллективов предпринимательских фирм, придающее взаимодействию людей сплоченность и организованность.

Управление социальным развитием, выступая в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся, по сути, управленческими отношениями. Возникают они, прежде всего, между субъектом и объектом в связи с практической реализацией функций управления. А.Н. Аверин выделил три группы функций управления социальным развитием предпринимательских фирм. К первой группе относятся функции, направленные на формирование и оптимизацию социальной организации коллектива, и на совершенствование его социальной структуры, то есть на прогрессивное развитие имеющихся в нем социально-профессиональных и других групп и отношений между ними (функция обогащения содержания труда, предполагающая чередование производственных функций, увеличение информационной насыщенности трудового процесса, нестандартные режимы труда, обеспечение профессионального роста работников).

Вторую группу составляют функции, направленные на удовлетворение материальных и духовных потребностей сотрудников трудового коллектива и создание благоприятных возможностей для реализации работниками своих социальных прав. Третья группа функций управления социальным развитием предприятия включает в себя решение задач развития социально значимых качеств людей, к ним можно отнести формирование системы материальных и духовных потребностей работников, развитие трудовой, творческой и других видов общественной активности членов коллектива.

В процессе управления социальным развитием организации Ф. А. Мустафаева выделила ряд последовательно связанных этапов, каждый из которых имеет самостоятельное значение [20, С. 32-37]. Такими этапами являются:

1) формирование информационной базы о состоянии объекта управления социальным развитием организации;

2) оценка состояния (уровня социального развития) объекта, его социального потенциала и выявление существующих проблем;

3) проведение специальных исследований (социологических, социально-экономических, социально-психологических) с целью определения эффективных путей использования социальных ресурсов организации и решения социальных проблем;

4) выработка управленческих решений, направленных на повышение уровня социального развития объекта, разработка плана социального развития;

5) реализация управленческих решений и контроль.

Управление социальным развитием организации есть совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные проблемы на основе научного подхода, знания закономерностей протекания социальных процессов, точного аналитического расчета и выверенных социальных нормативов, которые невозможны без осуществления такой функции управления, как планирование.

1.2. Социальное планирование как эффективный способ управления социальным развитием предприятий

Планирование социального развития коллектива предприятия выступает как метод управления социальными процессами в жизни коллектива.

План социального развития современного предприятия содержит такие человеческие показатели и факторы, как повышение доходов и качества жизни работников, совершенствование трудового потенциала и социальной структуры персонала, улучшение социально-трудовых и жилищно-бытовых условий работников, обеспечение высокой работоспособности и продуктивности труда исполнителей, мотивация и удовлетворение потребностей всех категорий персонала, развитие персональных и творческих способностей работников [11, с. 130].

Основной задачей плана социального развития коллектива является разработка и осуществление системы мероприятий, обеспечивающей гармоничные и всесторонние повышения качества жизни персонала предприятия в быту и качества условий трудовой деятельности [16, с. 301].

Читайте также:
Мореходное состояние судна: что это значит

Разработка плана социального развития обычно входит в компетенцию планово- экономического отдела и социологической службы предприятия с привлечением профсоюзного комитета.

Социальное планирование выступает частью технико-экономического, так как в ходе составления плана социального развития решаются многие технико-экономические задачи – повышение производительности труда, организация рабочего места, совершенствуется оплата труда, обеспечивается качество работы и продукции и т.д. Качественная особенность социального планирования, обусловленная самим объектом (всестороннее и гармоничное развитие личности и коллектива), требует дополнительной и специфичной информации и нормативов: данных о социальном и возрастном составе работающих, об их запросах и склонностях, образовании, квалификации, взаимоотношениях в коллективе [11, с. 104]. Такая информация может быть получена лишь в результате конкретных социологических исследований, выполняемых по особым программам и методам. Для получения информации при составлении планов социального развития используют следующие основные методы:

– непосредственное наблюдение за коллективом и деятельностью его общественных организаций (профсоюзов, рабочих комиссий и т.п.), беседы с рабочими и руководителями [6, с. 44];

– изучение служебной документации и материалов, характеризующих социальную структуру работников, степень удовлетворения материальных и культурных потребностей [6, с. 46];

– анкетный опрос и интервьюирование с целью выяснения мнений работников и их предложений по различным вопросам социальной жизни коллективов; структура анкет и метод обработки данных выбирается по рекомендациям социологических служб [7, с. 121];

– анализ и использование опыта планирования социального развития коллективов на других предприятиях, а также литературных данных [7, с. 122];

– социальный эксперимент, цель которого — проверить возможности осуществления и эффективность рекомендаций, выработанных в результате анализа собранной информации [13, с. 37];

– статистический анализ массовых данных [13, с. 37].

План социального развития коллективов предприятий, как правило, составляется в виде перспективного на год, три, или пять лет с разбивкой заданий по кварталам (годам) планируемого периода [5, с. 124].

Типовая структура плана социального развития коллектива предприятия включает четыре раздела:

– изменение социально-демографической структуры коллектива;

– повышение квалификации и образования кадров работающих;

– основные мероприятия по улучшению условий и охраны труда, укреплению здоровья работников;

– улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий работающих и членов их семей [5, С. 34].

В целях обеспечения выполнения заданий по всем пунктам плана устанавливаются конкретные задания, сроки и лица, ответственные за выполнение; выделяются необходимые средства; коллектив мобилизуется на выполнение запланированных мероприятий и работ; вводится контроль за реализацией заданий плана. Мероприятия этого плана включаются в оперативно-календарные планы соответствующих производственных подразделений и отделов, которые несут ответственность за их выполнение наравне с планами производства.

Все мероприятия плана социального развития коллектива согласуются с другими разделами и в первую очередь с планом по труду, планом технического и организационного развития производства, финансовым планом.

Источники финансирования мероприятий плана социального развития разнообразны, но должны быть точно определены. В зависимости от объектов социального планирования они могут финансироваться из фонда, выделяемого на реконструкцию, фондов освоения новой техники, развития производства, а также из кредитов банка, из части амортизационных отчислений, идущих на капитальный ремонт [12, с. 85].

1.3. Объекты планирования социального развития коллективов предприятий

Объектом планирования социального развития являются изменение социальной и квалификационной структуры коллектива, рост его культурно-технического уровня, улучшение условий труда, материального положения и жилищных условий [14, с. 51].

Одним из важнейших объектов планирования социального развития коллективов организаций является условия работы и охрана труда. Условия и охрана труда включают факторы, которые связаны с содержанием совместной работы, техническим уровнем производства, организационными формами трудового процесса и качеством рабочей силы, занятой в данной организации, а также факторы, так или иначе воздействующие на психофизиологическое самочувствие работников, на обеспечение безопасного ведения работ, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний [3, с. 75]. Сюда включается:

– оснащенность организации современной техникой, степень механизации и автоматизации работ, применение эффективных технологий и материалов;

– организация труда с учетом внедрения современных научно-технических достижений в производство, поддержки автономности рабочих групп, укрепления трудовой, производственной и технологической дисциплины, усиления самостоятельности, предприимчивости, личной и групповой ответственности работников;

– сокращение тяжелых и вредных для здоровья работ, выдача при необходимости специальной одежды и других средств индивидуальной защиты;

– соблюдение санитарно-гигиенических норм, в том числе по состоянию производственных помещений и оборудования, чистоте воздуха, освещенности рабочих мест, уровню шума и вибрации;

– наличие (и удобства) бытовых помещений (раздевалок, душевых), медпункта, буфетов, туалетов и т. п.

Опыт зарубежных и отечественных организаций подтверждает, что внимание к людям, забота об улучшении условий и охраны их труда приносят заметную отдачу, повышают деловой настрой. Средства, потраченные на производственную эстетику, благоустройство рабочего быта, создание комфортных условий для отдыха в перерывах во время трудового дня, окупаются с лихвой ростом производительности труда и качества работы.

Читайте также:
Разглашение данных предварительного расследования

Социальная защищенность работников также является объектом социального планирования [14, С. 87]. Социальную защиту работников организации составляют мероприятия по социальному страхованию и соблюдению других социальных гарантий, установленных действующим законодательством, коллективным договором, трудовыми соглашениями и иными правовыми актами. На сегодняшний день в Российской Федерации эти меры, предусматривают [10, с. 23]:

– обеспечение минимального размера оплаты труда и тарифной ставки (оклада);

– нормальную продолжительность рабочего времени, компенсацию за работу в выходные и праздничные дни, ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью не менее 24 рабочих дней;

– возмещение вреда здоровью в связи с исполнением трудовых обязанностей;

– отчисления в пенсионный и другие внебюджетные фонды социального страхования;

– выплату пособий по временной нетрудоспособности, ежемесячных пособий матерям на период их отпуска по уходу за ребенком, стипендий работникам на время профессиональной подготовки или повышения квалификации.

Указанные гарантии реализуются при прямом участии организации. Денежные выплаты, как правило, производятся из средств организации, их размеры ориентированы на среднюю зарплату или долю минимальной оплаты труда. Система социальной защиты должна страховать работников от риска оказаться в затруднительном материальном положении из-за болезни, утраты трудоспособности или безработицы, придавать им уверенность в надежной защищенности своих трудовых прав и привилегий [17, с. 63].

Социально-психологический климат коллектива, как объект планирования социального развития – это суммарный эффект от воздействия многих факторов, влияющих на персонал организации. Он проявляется в трудовой мотивации, общении работников, их межличностных и групповых связях, социальной напряженности [11, с. 83]. Именно поэтому при формировании плана социального развития организации данному фактору также необходимо уделить внимание. Нормальная атмосфера этих отношений дает возможность каждому сотруднику чувствовать себя частицей коллектива, обеспечивает его интерес к работе и необходимый психологический настрой, побуждает к справедливой оценке достижений и неудач как собственных, так и коллег, организации в целом.

Значение словосочетания «социальный план»

Значение слова «социальный&raquo

СОЦИА́ЛЬНЫЙ , –ая, –ое. 1. Относящийся к обществу, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе; общественный. Социальный прогресс. Социальные науки. Социальная обусловленность явлений. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «план&raquo

ПЛАН , -а, м. 1. Чертеж, изображающий в масштабе на плоскости местность, предмет, сооружение и т. п. с полным сохранением их пропорций. План здания. План города. (Малый академический словарь, МАС)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: прикормка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «социальный&raquo

Ассоциации к слову «план&raquo

Синонимы к словосочетанию «социальный план&raquo

Предложения со словосочетанием «социальный план&raquo

  • Макросреда компании представлена в свою очередь силами более широкого социального плана, которые активно влияют на микросреду.

Цитаты из русской классики со словосочетанием «социальный план»

  • Требование революции тоже кесарево требование, только революция духа стояла бы вне этого, но она не может быть смешиваема с революциями политическими и социальными , она принадлежит к другому плану бытия.

Сочетаемость слова «социальный&raquo

  • социальные сети
    социальные группы
    социальное обеспечение
  • социальная структура общества
    система социального обеспечения
    социальная защита населения
  • становиться социальным
    повысить социальный статус
    сидеть в социальных сетях
  • (полная таблица сочетаемости)

Сочетаемость слова «план&raquo

  • на задний план
    крупный план
    на переднем плане
  • план действий
    план операции
    план мести
  • осуществление плана
    выполнение плана
    реализация плана
  • план сработал
    план провалился
    план удался
  • строить планы
    составить план
    разработать план
  • (полная таблица сочетаемости)

Понятия, связанные со словосочетанием «социальный план»

Афоризмы русских писателей со словом «социальный&raquo

  • У философов и детей есть одна благородная черта — они не придают значения никаким различиям между людьми — ни социальным, ни умственным, ни внешним.

Отправить комментарий

Дополнительно

  • Как правильно пишется слово «социальный»
  • Как правильно пишется слово «план»
  • Разбор по составу слова «социальный» (морфемный разбор)
  • Разбор по составу слова «план» (морфемный разбор)
  • Перевод словосочетания «социальный план» и примеры предложений (английский язык)
Значение слова «социальный&raquo

СОЦИА́ЛЬНЫЙ , –ая, –ое. 1. Относящийся к обществу, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе; общественный. Социальный прогресс. Социальные науки. Социальная обусловленность явлений.

Значение слова «план&raquo

ПЛАН , -а, м. 1. Чертеж, изображающий в масштабе на плоскости местность, предмет, сооружение и т. п. с полным сохранением их пропорций. План здания. План города.

Читайте также:
Очередность удовлетворения требований: что это значит
Предложения со словосочетанием «социальный план&raquo

Макросреда компании представлена в свою очередь силами более широкого социального плана, которые активно влияют на микросреду.

Данная концепция касается не только собственно порядка обращения в суд и получения доступа к судебной защите, но и необходимости обеспечения юридической помощи слабо защищённым в социальном плане группам лиц.

Незрелый в социальном плане ребёнок ещё до школы обратит на себя внимание.

Социальный план организации: что это значит

При решении вопроса о необходимости капитальных затрат следует учитывать, что, как правило, эти затраты должны производиться за счет собственных средств ПО (предприятия), в том числе за счет банковского кредита. Кредит, полученный из банка, предприятие должно возвратить за счет собственных средств и уплатить проценты за кредит. Это вытекает из самого принципа хозрасчета. Из бюджета средства на капитальные затраты можно получить при организации новых производств или для расширения действующих, продукция которых имеет особо важное государственное значение, например для производства минеральных удобрений. Необходимость капитальных затрат в планируемом периоде может определяться также планом социального развития предприятия. [c.330]

В плане социального развития предприятия определяют пути улучшения условий и охраны труда, обосновывают возможности повышения материального благосостояния трудящихся и изменения социально-квалификационной структуры коллектива. [c.219]

В современных условиях при планировании составляют еще один раздел плана План социального развития предприятия , где отражаются мероприятия и их влияние на работу предприятия по улучшению социальных условий работы, повышению культурного и образовательного уровня, жилищных условий, профессиональной подготовке, росту средней заработной платы. [c.82]

В современных условиях при планировании составляют еще один раздел плана План социального развития предприятия , где отражаются мероприятия и их влияние на улучшение социальных условий работы, повышение культурного и образовательного уровня, жилищных условий, профессиональной подготовки, рост средней заработной платы. (Кроме того, в техпромфинплане выделено в самостоятельный раздел Планирование мероприятий по охране недр и рациональному использованию природных ресурсов). [c.73]

На этой основе составляется план социального развития предприятия. Однако выполнение такого плана возможно только на рентабельно работающем предприятии. [c.682]

Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами следует проводить в тесной связи с изучением выполнения плана социального развития предприятия по следующим группам показателей [c.379]

При составлении планов социального развития предприятий особое внимание следует уделять анализу степени морального износа фондов, в юм числе и степени экологического износа. При оценке степени износа надо исходить из предельно допустимых норм условий труда и со- [c.92]

В решении народнохозяйственных задач все большее значение приобретают социально-экономические проблемы эффективного использования трудовых ресурсов, а следовательно, на повышение производительности труда оказывают большое воздействие планы социального развития предприятий, а также организация материально-технического снабжения. [c.152]

Важной составной частью плана по труду и плана социального развития предприятия является повышение квалификации и общеобразовательного уровня рабочих, ИТР и служащих в различных формах обучения как на предприятии, так и вне его. [c.171]

В планах социального развития предприятий должны предусматриваться конкретные меры по строительству объектов службы быта, выделению помещений под комплексные приемные пункты вблизи предприятия или жилого массива, а также по оказанию шефской помощи службе быта. [c.467]

Важное значение имеют разработка и выполнение научно обоснованных планов социального развития предприятия, умелое использование результатов социологических исследований в управлении производством, в работе с людьми. Социально-психологические методы и приемы играют важную роль в борьбе против текучести кадров, наносящей большой вред производству. Применение социально-психологических методов в управлении производством предполагает -изучение и использование социально-психологических условий труда производственных коллективов и групп и их влияние на нравственное развитие личности, а через него на производственную деятельность, производительность труда. [c.20]

В 1988 г. автор этой статьи открыл учебный кооператив. Учредителями кооператива были четыре человека, с которыми прежде пришлось работать в одном институте. Что же в результате Один из учредителей ничего не делал вообще. Другой, Владимир Макеев, заключил договор с предприятием на разработку плана социального развития. Предприятие выплатило в порядке аванса 40% от договорной суммы. На собрании кооператива Макеев потребовал себе 85% от общей суммы договора. От полученного аванса он такую сумму получил а работу делать перестал. Прошли все договорные сроки. За это время выросли налоги, а денег уже не было. Когда я попытался нажать на его совесть, он сказал следующее “Надо хапнуть побольше пока обстановка позволяет, возможно, завтра все прикроют снова”. Работу заканчивали другие люди. По налогам пришлось расплачиваться за счет других договоров. Из-за хамского отношения к своим коллегам и к партнеру по договору возникла финансовая проблема и создалась конфликтная ситуация. Где допущена ошибка Ошибка – в подборе учредителей. В числе учредителей должны быть исключительно проверенные и порядочные люди. Остальных надо брать на работу только по контракту. Проблема в данном случае обозначилась, и решение напрашивается само. [c.134]

Читайте также:
Специальный воинский учет: что это значит

Изложите методику анализа выполнения плана социального развития предприятия и социальной защищенности членов трудового коллектива. [c.164]

Укрепление трудовой дисциплины и улучшение использования трудовых ресурсов в немалой степени зависит от успешного решения целого ряда социальных проблем. Необходимо добиваться строгого выполнения планов социального развития коллективов, улучшения условий труда и быта. Предметом особой заботы должно стать вовлечение женщин в сферу производства. Для этого необходимо обеспечить выполнение плановых заданий по строительству детских дошкольных учреждений, улучшению работы школ с продленным днем, а также столовых, домовых кухонь, прачечных и других предприятий бытового обслуживания населения. [c.62]

В учебнике рассмотрены вопросы производственно-хозяйственной деятельности предприятий, основы организации производственного процесса и научной организации труда. Приведена методика разработки производственной программы, плана по труду и заработной плате, плана себестоимости, прибыли и рентабельности, а также финансового плана. Рассмотрена существующая система оплаты труда и материального поощрения работников предприятия, порядок образования и использования фондов экономического стимулирования на предприятии. Представлена методика составления плана социального развития коллектива предприятия. [c.2]

После составления указанных разделов техпромфинплана следует разработать план социального развития коллектива предприятия, предусматривающий в частности улучшение социальной структуры коллектива предприятия, уменьшение числа малоквалифицированных рабочих, ликвидацию занятости женщин на работах с применением тяжелого физического труда повышение общего и специального образования работников предприятия профессионально-техническую подготовку и повышение квалификации улучшение условий труда и охрану здоровья работников (улучшение санитарно-гигиенических условий, сокращение производственного травматизма, профилактику и снижение профессиональной и общей заболеваемости) совершенствование системы оплаты труда и премирования улучшение жилищных и социально-бытовых условий коммунистическое воспитание личности и развитие общественной активности, вопросы социалистического соревнования, идейно-воспитательную работу, культурно-массовую работу, физкультуру и спорт, укрепление трудовой дисциплины. [c.142]

План социального развития коллектива предприятия ставит перед собой следующие основные задачи [c.216]

План социального развития коллектива предприятия определяется структурой и системой показателей плана, отражающих основные социальные изменения в коллективе в планируемом периоде. [c.216]

Во введении плана социального развития рассматриваются основные технико-экономические показатели предприятия и дается краткая характеристика особенностей условий труда и быта его работников. [c.217]

Исходными материалами для составления плана социального развития коллектива предприятия являются [c.218]

В план социального развития не должны включаться показатели и мероприятия из других разделов техпромфинплана, за исключением наиболее общих технико-экономических показателей, а также социальных последствий мероприятий по НОТ, внедрения новой техники и других. В свою очередь план социального развития должен быть увязан со всеми другими разделами техпромфинплана, а его мероприятия должны быть обеспечены материально-техническими и финансовыми возможностями предприятия. При этом должно быть учтено влияние запланированных социальных мероприятий на повышение эффективности производства и улучшение технико-экономических показателей деятельности предприятия. [c.219]

Организационная работа по составлению плана социального развития начинается с проведения партийно-хозяйственного актива предприятия, на котором определяются задачи работы и создается специальная комиссия, состав последней утверждается приказом директора предприятия. В состав комиссии должны входить директор предприятия или его заместитель, руководители подразделений предприятия, представители общественных организаций, рабочие, инженеры, служащие. [c.219]

Мероприятия плана социального развития коллектива предприятия предполагают прежде всего социальный эффект. Эффективность социального планирования выражает степень отдачи материальных, трудовых, финансовых и других затрат при реализации программы социального развития, полученной в результате его внедрения. [c.221]

Подсистема кадрового обеспечения выполняет работы по социологическим исследованиям,разработке планов социального развития коллектива предприятия, набору и расстановке, организации [c.57]

Важнейшими направлениями дальнейшего совершенствования планирования являются выбор наиболее эффективных путей достижения высоких конечных результатов, рациональное сочетание отраслевого и территориального планирования, перспективных и текущих планов, внедрение более совершенных плановых показателей, разработка плановых заданий, сбалансированных по всем показателям. При разработке планов экономического и социального развития предприятий необходимо усилить роль пятилетних планов, внедрять систему научно обоснованных технико-экономических норм и нормативов в планах следует более полно учитывать внутренние резервы производства и новейшие достижения научно-технического прогресса. [c.75]

В перспективных пятилетних планах экономического и социального развития предприятий и объединений утверждаются следующие показатели [c.81]

В порядке директивного задания вышестоящие организации определяют на пятилетний период абсолютное сокращение численности рабочих, занятых ручным трудом. В их число входят рабочие, работающие вручную не при машинах и механизмах и вручную при машинах и механизмах. Ежегодное высвобождение рабочих этих двух групп планируется самими предприятиями в соответствии с планами технического перевооружения, планами организационно-технических мероприятий, научной организации труда и планами социального развития. Особое внимание необходимо уделять сокращению применения ручного труда на тяжелых, трудоемких и неблагоприятных для здоровья человека работах. [c.215]

В планах социального развития коллективов химических предприятий должны учитываться такие особенности химических производств, как высокие темпы совершенствования техники и технологии, коллективный характер труда и высокая ответственность каждого члена коллектива за результаты труда, внедрение некоторых специфических прогрессивных форм организации труда, повышенная степень опасности условий труда, а также, как и по всем предприятиям, характер существующих взаимоотношений между определенными коллективами, группами, работниками, их идейно-политический уровень. [c.273]

Читайте также:
Сокращенная продолжительность рабочего времени

Разработка мероприятий и показателей плана социального развития коллектива предприятия базируется, во-первых, на данных анализа его социального климата, во-вторых, на результатах специальных социологических исследований. В совокупности эти данные образуют так называемую социальную информацию. [c.273]

Учетная карточка — документ, используемый при постоянной оперативной характеристике кадрового состава и дли получения основной массы информации, необходимой при разработке плана социального развития коллектива предприятия. [c.274]

Пятилетний план экономического и социального развития предприятия включает следующие разделы [c.118]

План экономического и социального развития — современная форма планирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия. В нем предусматривается комплексное развитие техники, технологии, организации производства, труда и управления, комплексное пропорциональное развитие всех подразделений предприятия, указываются конкретные пути достижения поставленных целей. Структура плана экономического и социального развития предприятия показана на рис. 11. [c.121]

Рис 11. Структура пятилетнего плана экономического и социального развития предприятия [c.122]

Пятилетний план предприятия, объединения газо-, нефте- и нефтепродуктопроводного транспорта носит комплексный характер. В соответствии с типовой методикой разработки пятилетнего плана в нем должны быть отражены следующие разделы план транспортировки по магистральным трубопроводам нефти, нефтепродуктов и газа техническое развитие предприятий и организация производства повышение экономической эффективности производства плановые нормы и нормативы план капитального строительства потребность в основных материальных ресурсах труд и кадры прибыль рентабельность, издержки обращения фонды экономического стимулирования финансовый план социальное развитие коллектива предприятия, объединения охрана природы и рациональное использование природных ресурсов. [c.136]

Планирование социального развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время поиск путей активизации человеческого фактора внутри организации и учет социально-психологических особенностей всех членов трудового коллектива является одним из решающих условий повышения эффективности деятельности любой организации. Все больше работодателей понимают важность и возрастающую значимость социальной составляющей организации и то, что без управления, максимально полно учитывающего и реализующего социальный фактор, невозможно выживать и успешно развиваться в постоянно меняющихся внешних условиях функционирования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. теорЕтические основы управления социальным развитием………………………………………………………………………. 6
1.1. Сущность, основные цели, задачи и функции управления социальным развитием современных организаций………………………………. 6
1.2. Социальное планирование как эффективный способ управления социальным развитием предприятий…………………………………………………. 11
1.3. Объекты планирования социального развития коллективов предприятий. 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО “РОССЕЛЬХОЗБАНК”………………………………………………………………..20
2.1. Общая характеристика ОАО «Россельхозбанк»…………………………..20
2.2. Анализ состава и структуры персонала по категориям ОАО «Россельхозбанк»………………. 22
2.3. Анализ социальной политики ОАО «Россельхозбанк»…………………. 27
ГЛАВА 3. Проект плана социального развития “ОАО РОССЕЛЬХОЗБАНК”…………………………………………………………………32
3.1. Рекомендации по совершенствованию социальной политики ОАО «Россельхозбанк»………………………………………………………………………..32
3.2. Проект плана социального развития ОАО «Россельхозбанк»………. ….35
3.3. Экономическое обоснование плана социального развития ОАО «Россельхозбанк»………………………………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………. 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………44

Содержимое работы – 1 файл

Планирование социального развития предприятия.docx

Результатами, которых можно ожидать от реализации проекта социального развития, являются:

– восстановление социально- психологического климата коллектива;

– сокращение числа несчастных случаев;

– оздоровительный эффект от лечебно-профилактических мероприятий;

– величина предотвращенного экономического ущерба от несчастных случаев и заболеваемости.

3.3. Экономическое обоснование плана социального развития ОАО «Россельхозбанк»

Закрепление в организации локальных норм, повышающих социальные гарантии работникам, требует от работодателя затрат материального характера на их реализацию. В связи с этим, возникает необходимость финансового обоснования расходов социальной политики организации[4, с. 41].

В целях осуществления запланированных социальных затрат мы рекомендуем создать социальный фонд организации, в который производит отчисления из прибыли в размере 20% от ФОТ (для примера: на промышленных предприятиях Германии обязательные взносы в фонды социального страхования составляют 42-43% от заработной платы) [6, с. 87]. Данная сумма составит (по расчетам бухгалтера) в год примерно 6768000 руб.:

средняя зарплата по предприятию – 12000 руб.;

среднесписочная численность сотрудников – 21 человек,

12000 * 21* 12мес. = 2520000 руб. – ФОТ

2520000 * 12% = 302400 руб.

При этом мы предлагаем взносы по некоторым пунктам плана выплачивать на паритетных началах работодателем и работником. Тем самым осуществляется солидарный принцип финансирования, который обладает значительным мотивирующим потенциалом.

В таблице 5 представлено экономическое обеспечение разработанного нами плана социального развития ОАО «Россельхозбанк».

При этом учитывается, что нераспределенной прибыли организация не имеет. В ее распоряжении находится только чистая прибыль, которая распределяется на организацию производства, капитальные и текущий ремонт оборудования и техники и т.п. расходы.

Экономическое обоснование плана социального развития ОАО «Россельхозбанк».

Наименования показателя Работодатель Работник
Процент / доля сумма, тыс. руб. процент сумма,

1) членам семьи сотрудника в случае его смерти на производстве или ДТП

2) в связи с похоронами близких родственников (детей, родителей, одного из супругов)

Три среднемесячных оклада

30% от стоимости похорон

36 тыс. руб. на каждого, в целом – 150 тыс. руб.

в пределах 100 тыс. руб. на все случаи

1. Подготовка, переподготовка, обучение второй профессии

2. Повышение квалификации

ного риска) от ФОТ

Таким образом, на социальную сферу в ОАО «Россельхозбанк» запланировано направить 5714,7 тыс. руб. Из них максимальная сумма – 3169,2 тыс. руб. направляется на обеспечение социальных гарантий работникам; 1434 тыс. руб. – направляется на обеспечение социальных мероприятий в сфере оплаты труда, рабочего времени и отдыха; 1011,5 тыс. руб. – направляется в сферу трудовых отношений

В случае неиспользования средств, отведенных на социальную сферу, остаток остается в социальном фонде организации.

В данной работе цель исследования заключалась в разработке плана социального развития ОАО «Россельхозбанк».

Социальное развитие организации означает все изменения в ее социальной среде – в тех материальных, общественных и духовно-нравственных условиях, в которых работники организации трудятся и в которых происходят распределение и потребление благ, складываются объективные связи между личностями, находят выражение их морально-этические ценности.

Управление социальным развитием организации есть совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные проблемы на основе научного подхода, знания закономерностей протекания социальных процессов, точного аналитического расчета и выверенных социальных нормативов, которые невозможны без осуществления такой функции управления, как планирование.

Основной задачей плана социального развития коллектива является разработка и осуществление системы мероприятий, обеспечивающей гармоничные и всесторонние повышения качества жизни персонала предприятия в быту и качества условий трудовой деятельности.

Социальное планирование предполагает комплексное решение проблем и участие в процессе реализации плана не только действующего коллектива организации, но и членов семьи сотрудников; пенсионеров, ушедших на пенсию из данной организации; женщин, находящихся в отпуске по беременности или по уходу за ребенком.

Социальная политика ОАО «Россельхозбанк» основана на положениях коллективного договора на 2008 – 2010 годы, объявленным распоряжением ОАО «Россельхозбанк» от 28.12.2007 г. № 2488р. Коллективным договором регулируются производственные и трудовые отношения, вопросы охраны труда, социального развития коллектива, охраны здоровья его членов и т.п. Анализ положений коллективного договора ОАО «Россельхозбанк» выявил, что социальная политика предприятия включает в себя программы и мероприятия, направленные на решение наиболее актуальных задач социального развития коллектива, улучшение условий труда, обеспечения социальной защиты работников, организацию их отдыха и медицинского обслуживания. В организации развита система охраны и безопасности труда.

Оценку реального состояния социального развития коллектива ОАО «Россельхозбанк» мы провели по семи группам показателей: 1) условия, характер и содержание труда; 2) структура коллектива; 3) стимулы к труду; 4) удовлетворение социально-бытовых потребностей; 5) удовлетворение физических и духовных потребностей; 6) морально-психологический климат в коллективе; 7) социальная активность.

Анализ демографической и образовательной структуры коллектива ОАО «Россельхозбанк» показал, что в организации существуют предпосылки для возникновения социальной напряженности, конфликтов, неудовлетворенности работой и материальным вознаграждением. Коэффициент текучести в организации высокий, но наблюдается тенденция к улучшению ситуации. Высокий уровень текучести свидетельствует о невысоком уровне мотивации персонала, прежде всего о неудовлетворенности работой.

Материальное вознаграждение в 2009 г. получило 11 человек, моральное – 3 человека.

Большое внимание в коллективном договоре уделяется повышению профессионализма и квалификации, обучению персонала, что в 2009 г. профессиональное обучение (как в организации, так и на курсах, семинарах и т.п.) получили 9 человек, из них 6 по собственной инициативе без материальной помощи от организации.

Мы разработали некоторые рекомендации по повышению уровня социального развития ОАО «Россельхозбанк». К ним относятся: выбрать приоритетные направления, не требующие значительных финансовых вложений, но достаточно значимые для коллектива; пересмотреть структуру социального пакета ОАО «Россельхозбанк», удалив наиболее расходные его элементы; и отказаться от требующих слишком высоких затрат, например, от корпоративной поддержки работникам, приобретающим жилье в собственность. Необходимо усилить работу в направлении осуществления негосударственного пенсионного обеспечения, так как возраст основной части сотрудников – 35-45 и более 45 лет – это увеличит мотивацию сотрудника и снизит текучесть кадров. Компенсационная система оплаты труда и премирования должна быть оформлена в виде локального нормативного акта и доведена до сведения каждого сотрудника организации. Необходимо оставить попытки развивать свою социальную инфраструктуру, а купить некоторые социальные услуги на рынке. Необходимо предусмотреть в своей организационной структуре единую централизованную систему учета, анализа и мониторинга социальных затрат

При планировании социального развития предприятия разработать мероприятия по снижению напряженности в коллективе. Например, выработать определенные требования к существующим и прогнозируемым вакансиям в зависимости от подразделения, в которых они требуются: социально-демографические требования – пол, возраст; профессиональные знания, умения, навыки, опыт работы; личностные качества и особенности характера в зависимости от занимаемой должности.

При составлении плана социального развития мы учитывали наши рекомендации, а также сокращение финансирования социальных мероприятий, закрепленных в коллективном договоре ОАО «Россельхозбанк» связи с этим в социальном плане предоставлены только наиболее значимые для повышения уровня социального развития коллектива показатели в сфере трудовых отношений; оплаты труда, нормирования труда, рабочего времени и отдыха; в сфере развитии кадрового потенциала; проведения массовых мероприятий; социальных гарантий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2002

№ 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы»

Социальная адаптация детей

Под социальной адаптацией детей понимают специально организованный непрерывный образовательный процесс привыкания ребенка к условиям социальной среды через усвоение им правил и норм поведения, принятых в обществе. Если же речь идет о детях с психологическими травмами, сиротах и инвалидах, то необходимы специальные меры социальной адаптации и реабилитации, которые смогут обеспечить этим категориям детей не только вхождение в социум, но и реализацию их творческого и рабочего потенциала.

Социальная адаптация детей-инвалидов

С точки зрения социальной адаптации, группа детей-инвалидов является наиболее проблемной из-за ограниченности их приспособительных возможностей этой категории детей. Основными причинами трудной адаптации в социуме детей-инвалидов являются:

  • Недостаток психического и физического здоровья;
  • Ограниченность социального опыта;
  • Неблагоприятная семейно-экономическая ситуация.

По данным ЮНЕСКО численность детей-инвалидов во всем мире составляет около 3% всех детей, и с каждым годом их число растет, что говорит о необходимости разрабатывать эффективные меры по их социальному приспособлению к жизни общества.

Проблема социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов имеет не только социальное, экономическое и политическое значение, но и морально-этическое. Повышение качества жизни детей с ограниченными возможностями может быть достигнуто путем предоставления им в соответствии с возрастом возможности участвовать в жизни общества.

На государственном уровне для этой категории людей должны быть созданы все необходимые условия, облегчающие их жизнедеятельность, а также нужно провести подготовку общества к принятию детей с ограниченными возможностями. Эти меры помогут снизить количество психосоматических заболеваний и невротических реакций у детей-инвалидов, что в свою очередь существенно сократит затраты на их лечение на уровне семей и государства в целом.

Успешная социальная адаптация детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) позволяет этой категории детей быстрее приспособиться к нормальной жизни, восстановить их социальную ценность и усилить гуманные тенденции в обществе. Однако единого пути решения проблемы социальной адаптации детей-инвалидов на сегодняшний день нет, потому для ее решения используются различные разработки психологов и педагогов.

В связи с тем, что социальная адаптация детей с ОВЗ имеет свои специфические особенности, то и подход к решению этой проблемы должен быть многофакторным и динамичным. На государственном уровне, в свою очередь, должно быть сделано все возможное для того, чтобы адаптивный потенциал детей-инвалидов повышался.

Социальная адаптация детей дошкольного возраста

Достигнув возраста 3-4 лет, большинство детей попадают в совершенно новую для себя среду – дошкольное учреждение. Начало посещения детского сада требует от малыша приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов. Режим дня, требования и обязанности становятся для ребенка неожиданностью, вгоняя его тем самым в стрессовое состояние. Отсутствие предварительной подготовки, направленной на социальную адаптацию детей дошкольного возраста, может привести к таким невротическим реакциям, как:

  • Нарушение эмоционального состояния;
  • Ухудшение сна и аппетита;
  • Развитие страха перед дошкольным учреждением;
  • Повышение заболеваемости.

Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развития игровых навыков, контактности, доброжелательности и эмоциональной зависимости ребенка от матери.

Во многом течение социальной адаптации детей дошкольного возраста зависит от того, насколько морально и физически родители подготовили ребенка к предстоящим изменениям, а также от индивидуально-типологических особенностей ребенка – холерики и сангвиники адаптируются быстрее, чем флегматики и меланхолики.

Затрудняет социальную адаптацию детей к дошкольному учреждению наличие таких факторов, как:

  • Эмоциональная неадекватность;
  • Социальная некомпетентность;
  • Несоциализированная агрессия;
  • Слабо развитые навыки поведения в незнакомых ситуациях;
  • Сопротивление ребенка учебному и воспитательному процессам;
  • Отсутствие опыта общения со сверстниками и взрослыми.

Для облегчения социальной адаптации детей родители должны с ранних лет учить малышей искусству общения со сверстниками и взрослыми, придерживаться правильного режима дня. С самого младшего возраста ребенка необходимо поощрять его самостоятельность, тогда он будет расти здоровой и полноценной личностью.

Адаптироваться к детскому саду ребенку может помочь и воспитатель, который должен заранее изучить особенности своего нового подопечного и, согласовав свои действия с родителями ребенка, подобрать к нему индивидуальный подход. Благожелательная и уютная атмосфера, создаваемая воспитателями в группах, является тем необходимым условием, которое помогает детям легко адаптироваться к новому месту.

В целом, социальная адаптация является сложным процессом как для здорового ребенка, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Работники дошкольных учреждений, семьи и общество в целом должны предпринимать все необходимые меры, позволяющие любому ребенку войти в социум и стать его полноценным участником. От целенаправленности и слаженности деятельности взрослых, направленных на социальную адаптацию детей, зависит будущее подрастающего поколения.

Видео с YouTube по теме статьи:

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Социальная адаптация детей

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие социальной адаптации детей

Социальная адаптация – это приспособительная способность индивидов изменять свое поведение в зависимости от изменений социального окружения.

Социальная адаптация детей – непрерывный, специально организованный процесс адаптации ребенка к социальному окружению через усвоение определенных норм и правил поведения, установленных в данном обществе.

Дети-сироты, дети-инвалиды, дети, имеющие психологические травмы особо нуждаются в специальных мерах социальной реабилитации и адаптации, которые способны обеспечить им безболезненное вхождение в социум, а также реализацию их рабочего и творческого потенциала.

Социальная адаптация осуществляется за счет функциональной системы адаптационных механизмов. Превышение адаптационных возможностей этой системы ведет к развитию патологической адаптации. Социальная адаптация может сопровождаться эмоциональным или психическим стрессом.

Социальная адаптация дошкольников

Большинство детей, достигнув 3-4 летнего возраста, начинают посещать дошкольные учреждения – новую и неизвестную среду. С началом посещения детского связана необходимость приспособления к новому социальному окружению, налаживанию контактов с незнакомым детьми и взрослыми, развитию адаптивных механизмов.

Для ребенка становятся неожиданностью четкий распорядок дня, определенные обязанности и требования, что вызывает стрессовое состояние.

Отсутствие предварительной подготовки к посещению дошкольных учреждений может вызвать у ребенка ряд реакций невротического характера: расстройства эмоционального состояния, развитие чувства страха перед детским садом, ухудшение аппетита, нарушение сна, повышение частоты заболеваний.

Социально-психологическая адаптация у детей происходит по-разному и зависит от возраста, типа высшей нервной деятельности, состояния здоровья, особенностей семейного воспитания и взаимоотношений между ее членами, контактности, доброжелательности, уровня развития игровых навыков, эмоциональной зависимости от матери.

Готовые работы на аналогичную тему

Социальная адаптация ребенка к дошкольному учреждению во многом зависит от моральной и физической подготовленности к изменениям, от типа высшей нервной системы. Так, у сангвиников и холериков адаптация происходит быстрее, чем у меланхоликов и флегматиков.

Социальную адаптацию значительно затрудняют такие факторы, как:

  • социальная некомпетентность;
  • эмоциональная неадекватность;
  • несоциализированная агрессия;
  • сопротивление воспитательному и учебному процессу;
  • плохо развитые или отсутствующие навыки поведения в незнакомых местах;
  • отсутствие опыта общения с другими детьми и незнакомыми взрослыми.

Для смягчения процесса социальной адаптации необходимо приучать ребенка к правильному режиму дня, учить искусству общения, поощрять самостоятельность ребенка, в дошкольном учреждении индивидуально подходить к работе с каждым ребенком, создать уютную и благожелательную атмосферу в детских группах.

Социальная адаптация школьников

Для школьника наиболее переломным и сложным периодом является первый год обучения в школе. В это время у ребенка меняется место в системе социальных отношений, уклад жизни, сильно возрастает психоэмоциональная нагрузка. От ребенка требуются: напряженная умственная работа, сосредоточенность на уроках, активизация внимания, удержание правильной осанки на уроках, установление контактов с одноклассниками и учителями, выполнение школьной дисциплины.

Для многих первоклассников, особенно шестилеток, социальная адаптация представляет большие трудности, так как личность, способная усваивать новые школьные нормы поведения, подчиняться школьному режиму, признавать новые обязанности, еще не сформировалась.

К семи годам у ребенка наблюдается уже осознанная регуляция своего поведения, он ориентируется на социальные требования и нормы.

Социальную адаптацию школьников снижают гиперактивность и повышенная утомляемость нервной системы. У детей в первые месяцы учебы могут наблюдаться раздражительность, головная боль, повышенная усталость, нарушение сна, плаксивость, психологические трудности (негативное отношение к учебе, чувство страха, неверное представление о собственных возможностях и способностях).

Некоторые авторы определяют социальную адаптацию школьника как «школьный стресс», «школьный шок», «адаптационная болезнь».

Большое влияние на процесс адаптации у школьников оказывает влияние то, в каких условиях начался учебный год. На начальном этапе обучения успеваемость первоклассника во многом зависит от того, как протекает процесс социальной адаптации.

Основная задача родителей и учителей в период адаптации ребенка к школе – заинтересовать его в обучении, помочь адаптироваться в новых социальных условиях. Адаптированность – результат адаптации, представляющий собой систему умений, навыков, качеств личности, обеспечивающих результативное дальнейшее обучение.

Уровни адаптации к школьному обучению:

  1. Высокий уровень. У ребенка позитивное отношение к учебному заведению, предъявляемым требованиям, он спокойно и легко воспринимает учебный материал, полно овладевает учебным материалом, внимателен, прилежен, проявляет интерес к самостоятельной работе, добросовестно и охотно выполняет общественные поручения, занимает благоприятной статусное положение в классе.
  2. Средний уровень. Посещение школы не вызывают у ребенка негативных эмоций, он понимает учебный материал, усваивает основное содержание учебного материала, может самостоятельно решать типовые задачи, при выполнении заданий внимателен и сосредоточен, добросовестно выполняет общественные поручения, дружит с одноклассниками.
  3. Низкий уровень. Ребенок индифферентно или отрицательно относится к школе, часто жалуется на здоровье, у него преобладает подавленное настроение, учебный материал усваивается фрагментарно, не проявляет интереса к самостоятельной работе, к урокам готовится нерегулярно, общественные поручения выполняет без особого желания, близкие друзья отсутствуют.

Т.В. Дорожевец разработал модель адаптации ребенка к обучению в школе, согласно которой, школьная адаптация происходит как:

  • академическая – отражает уровень соответствия поведения учащегося нормам школьной жизни;
  • социальная – характеризует насколько успешен процесс вхождения ребенка в новую социальную среду;
  • личностная – показывает степень принятия ребенком себя в качестве представителя новой социальной общности.

Социальная адаптация детей дошкольного возраста

Виктория Комарова
Социальная адаптация детей дошкольного возраста

Социальная адаптация детей дошкольного возраста.

Актуальность. В процессе становления личности ребенка и его социализации большое значение имеет то, как он в первые годы жизни адаптируется в мире людей (взрослых и сверстников) в образовательных детских дошкольных учреждениях, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Проблема социальной адаптации детей и педагогических условий ее успешного протекания в ДОУ в настоящее время вызывает большой интерес у педагогов и психологов, т. к. дошкольное учреждение является институтом социализации детей на первой ее стадии, а группа сверстников представляет собой микроформу общества, где ребенок дошкольного возраста знакомится с социальными нормами, приобретает определенные социальные навыки взаимодействия с социумом.

Итак, прежде чем говорить о социальной адаптации дошкольников, хотелось бы дать определение, что же такое адаптация и социальная адаптация в целом.

Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке.

Понятие социальная адаптация будет рассматриваться в рамках темы доклада.

Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения существующие в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Как уже отмечалось выше социальная адаптация является условием формирования более широкого и значимого понятия «социализация».

Социализация – процесс и результат усвоения ребёнком социального опыта. В результате социализации ребёнок становится культурным, образованным и воспитанным человеком.

А результатом социализации детей дошкольного возраста является готовность ребенка к школе.

Рассмотрим теперь социальную адаптацию дошкольников. Как известно дошкольный возрастделится на два периода: младший дошкольный возраст и старший дошкольный возраст. Поэтому рассматривать социальную адаптацию будем в рамках данных периодов.

Итак, младший дошкольный возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. И от того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное пребывание в детском саду и в семье.

К основным критериям социальной адаптацииребенка к условиям ДОУ относятся:

* уровень нервно – психического развития;

* заболеваемость и течение болезни;

* главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

Различают степени тяжести прохождения социальной адаптации к детскому саду у младших дошкольников:

1. Легкая адаптация:

-временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);

-аппетита (норма по истечении 10 дней);

-неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д.) приходит в норму за 20-30 дней;

-характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;

-функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).

2. Средняя адаптация:все нарушения выражены более и длительно : сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, эмоциональное состояние (30 дней, двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).

3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении, резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации:

эмоциональное состояние ребенка;

социальные контакты ребенка;

ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК АДАПТИРОВАЛСЯ:

охотное общение с другими детьми;

адекватная реакция на любое предложение воспитателя;

нормальное эмоциональное состояние.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сферы личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду.

Факторы, приводящие к нарушению социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста:

1. Заболевания, нарушающие работу нервной системы. Например, при СДВГ дети невнимательны, импульсивны, слишком активны, что является причиной отвержения их окружающими;атопический дерматит и бронхиальная астма изменяют общий нервный фон: такие дети более капризны, плаксивы, несдержанны.

2. Особенности эмоционально-волевой сферы, среди которых можно выделить повышенный уровень тревожности, агрессии, медлительность, застенчивость.

3. Несформированность коммуникативных умений, трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Именно этот фактор чаще всего является причиной нарушения социальной адаптации.

4.Неумение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации: нетерпимость к сопротивлению со стороны партнеров по деятельности, уход от ситуации и т. д.

К основному методу преодоления и предотвращения трудностей социальной адаптации относится – игра, т. к. игра – является ведущей деятельностью дошкольников.Выделяют три класса игр:

1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей,– самостоятельные игры:

самостоятельные сюжетные игры:

2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной

и воспитательной целями:

3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей.

Игры для формирования у детей дошкольного возраста культуры общения

Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.

Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Учим контролировать движения и работать по инструкции

“Холодно – горячо, право – лево”

Воспитываем доверие друг к другу, чувство ответственности за другого

Развиваем умение активно слушать:

Учимся общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства

Развиваем слуховое восприятие

Формируем умение выделять основную идею высказывания, подводить итог

Развиваем умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации

Развиваем умение устанавливать логические, причинно-следственные связи, делать умозаключения

“Я бросаю тебе мяч”

Игры на преодоление негативных эмоций, гнева

“Уходи, злость, уходи”

Прикреплённые файлы:
socialnaja-adaptacija-detei-doshkolnogo-vozrasta-2_db6tr.pptx | 3984,71 Кб

Адаптация детей младшего возраста к условиям ДОУ В этом году мне посчастливилось набирать малышей. Этот период, а именно период адаптации является самым тяжелым как для родителей, так и.

Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения. Консультация для родителей Родительский университет Старший воспитатель 1 квалификационной категории Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения Адаптация к.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Для ребенка раннего возраста поступление в детское учреждение – серьезный и трудный этап в жизни, серьезное испытание для психики ребенка,.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Наш детский сад отличается от других д/садов города тем, что к нам приходят самые маленькие его жители, так как мы принимаем малышей с.

Адаптация детей раннего возраста в ДОУ Тема проекта: Адаптация детей раннего возраста в ДОУ С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего дошкольного возраста в ДОУ» «Адаптация детей раннего дошкольного возраста в ДОУ»Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для него это, прежде всего, первый опыт.

Обобщение опыта работы «Адаптация детей раннего дошкольного возраста» Когда малыш после доясельного периода приходит в детский сад, у него начинается самый сложный период- период адаптации, т. е. приспособления.

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста» Родительское собрание в группе раннего возраста. Тема: «Адаптация детей раннего возраста» 1. Адаптация детей раннего возраста 2. Задачи.

Родительское собрание в первой младшей группе «Возрастные особенности детей раннего возраста. Адаптация детей» Родительское собрание в первой младшей группе на тему «Возрастные особенности детей раннего возраста. Адаптация детей. Правила посещения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: