Социальный туризм: что это такое, описание и особенности

Социальный туризм: средства, стратегия, рынки

Что такое социальный туризм и какие его направления наиболее актуальны сегодня? Александр Мещанкин, создавший Камчатский центр молодежного туризма “Росомаха”, знает все тонкости этого бизнес-сегмента не понаслышке. Социальный предприниматель, всю жизнь проработавший в сфере организации активного отдыха, о поиске средств на развитие собственного проекта, идеальной команде и стратегии «50/50».

Социальный туризм — это любые виды активного отдыха, расходы на которые туристу полностью или частично компенсируются из социальных средств. Федеральный закон об основах туристской деятельности к социальному относит туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей.

Социальный туризм может быть познавательным, рекреационным, сельским, экологическим и др. На сегодняшний день самым актуальным направлением в этой сфере является сельскохозяйственный, или агротуризм, дающий жителям больших городов возможность посетить сельскую местность, познакомиться с провинциальным бытом, жизнью крестьянско-фермерских хозяйств. Как правило, в агротуризме задействованы такие виды активности, как анимация и мастер-классы, позволяющие красиво преподнести традиции и обычаи региона.

Сегодня социальный туризм финансируют государство, фонды и социальные предприниматели.

Государственная поддержка
Государство выдает субсидии. На эти деньги в регионах разрабатываются программы финансирования социальных туров (например, на Камчатке на организацию социальных туров ежегодно выделяется от 3 до 5 млн рублей). Деньги перечисляются туристическим фирмам, а сами социальные туры распределяются министерствами, связанными с социальным обеспечением.
Также государство периодически выделяет гранты на организацию социальных туров (как правило, нацеленных на организацию молодежных экспедиций и детского туризма).

Поддержка фондов
Программы, в рамках которых внебюджетные фонды и некоммерческие организации, а также крупные предприятия создают условия для недорогого отдыха своих сотрудников. Сюда же можно отнести благотворительные программы и программы корпоративной социальной ответственности, реализуемые в области туризма.

Социальное предпринимательство
Социальные предприниматели работают над тем, чтобы туризм стал возможен для людей, стесненных в средствах (студенты, выпускники детских домов, члены многодетных семей, семьи с небольшим уровнем доходов) или нуждающихся в особых физических условиях и доступной среде (инвалиды). Соцпредприниматели повышают доступность туруслуг за счет предпринимательского подхода и инновационных решений привычных задач. Большинство социальных предпринимателей, используя бизнес-подход к решению тех или иных задач, одновременно участвуют в конкурсах на получение льготных займов и грантов.

Ресурсы и ограничения

Главные козыри предпринимателей в области соцтуризма — отсутствие конкурентов и высокий спрос на услуги экономкласса. Кроме того, преимуществом социального туризма являются приемлемые стартовые условия: земли на периферии много, и она доступна по цене, а современные технологии позволяют вести строительство в рамках довольно скромного бюджета.

Сложности в развитии данного направления связаны с сезонностью, а также с низким интересом инвесторов, предпочитающих вкладываться в более развитые сегменты туриндустрии. Нередко трудности вызывает поиск и покупка подходящего с точки зрения логистики и инфраструктуры участка земли.

Цели и средства

В настоящее время главная задача российского социального туризма — обеспечение клиентов комфортным и недорогим жильем в разных регионах страны. При этом важно минимизировать риски и расходы создателей подобного соцбизнеса.

В социальном туризме эти цели нередко достигаются за счет создания семейных предприятий, в работе которых участвуют несколько членов (иной раз – несколько поколений) одной семьи. При этом идеальным с территориальной точки зрения зачастую оказывается решение использовать уже имеющиеся в распоряжении семьи ресурсы. В случае, когда семья социального предпринимателя создает гостевой дом на базе собственной квартиры или коттеджа, отпадает необходимость поиска больших заемных средств и источников финансирования. При этом у семьи появляется возможность не только получить дополнительный доход, но и улучшить жилищные условия.
Как правило, семья решается на расширение и улучшение жилого пространства после нескольких сезонов работы соцпредприятия. Привлекать дополнительные средства и расширять уже имеющиеся площади побуждает появление постоянных клиентов. В итоге во время горячего сезона социальный предприниматель получает дополнительный доход и одновременно легче справляется с коммунальными издержками и выплатами по кредитам.

Кадровый вопрос

Обычно команда социальной турфирмы состоит из членов семьи создателя проекта и наемных сотрудников. Привлечение семьи к работе гостевого дома позволяет снизить налоговую нагрузку, избежать требований, связанных с карьерным и зарплатным ростом, а также обеспечить реинвестирование доходов в развитие проекта. Минусом привлечения наемного персонала, особенно молодежи, является текучка кадров и значительные временные затраты на обучение и контроль. Как правило, оптимальным решением вопроса является система, в которой члены домашнего хозяйства задействованы в проекте в качестве постоянного персонала, а наемные сотрудники — в качестве сезонных волонтеров (переводчиков, проводников и т.д).

Трудности и затраты

При выборе местоположения гостевого дома стоит учитывать такие факторы, как логистика и стоимость. Оптимальным решением в этом случае может стать участок земли в садовом некоммерческом товариществе недалеко от крупных транспортных узлов (железнодорожной станции, аэропорта).

Однако даже при тщательном подборе участка и серьезной подготовке к запуску на практике может возникнуть ряд непредвиденных проблем. Во-первых, это могут быть сложности местного характера (неорганизованность садового товарищества, которое закрывается на зиму, нерегулярно ремонтирует и чистит дорогу и не всегда может обеспечить бесперебойную подачу электроэнергии). Во-вторых, возникает проблема при работе с командировочными, которым удобнее размещаться в городе, а не далеко за его пределами. Данная часть целевой аудитории обеспечивает стабильную прибыль в осенний и зимний периоды, поэтому необходимо выстраивать отдельную политику привлечения таких туристов. В-третьих, при решении непредвиденных вопросов значительно возрастают затраты, изначально запланированные на инфраструктуру.

Стратегия «50/50»

При запуске проекта стоит придерживаться стратегии «50/50». Суть ее — в подходе, согласно которому половину каждой туристической группы составляют так называемые полновесные туристы, а вторая половина приходится на туристов социальных. При таком сочетании первая часть группы оплачивает путевку по полной стоимости с маржинальным доходом, достаточным для того, чтобы был интерес заниматься туристическим бизнесом. На нее же приходится 50 % затрат. Работа с такими туристами приносит 72 % от всей прибыли. Вторая половина — социальные туристы — также дает 50 % затрат, но обеспечивает только 28 % прибыли.

Читайте также:
Материально ответственное лицо: что это значит

От сезона к сезону эти цифры несколько разнятся, и в какие-то периоды может возникнуть дефицит прибыли. При планировании бизнеса важно быть к этому готовым. В камчатском туризме наиболее эффективной мерой борьбы с дефицитом бюджета является работа с VIP-туристами. Конечно, они размещаются не в экономичных гостевых домиках, а в более комфортабельных условиях, но активно пользуются всеми услугами и инфраструктурой. Одна-две группы таких клиентов в сезон дают возможность вернуться к изначально запланированным объемам прибыли.
Источником прибыли социального туризма являются экскурсионная деятельность, информационные и другие дополнительные услуги (помощь в поиске гида, предоставление трансфера и других транспортных услуг и т.п.), а также корпоративные мероприятия и семейные торжества.

Материал подготовила Анастасия Сухорослова

Раздел 1. Социальный туризм: основные понятия, его роль и значение в удовлетворении рекреационных потребностях граждан

Раздел 1. Социальный туризм: основные понятия, его роль и значение в удовлетворении рекреационных потребностях граждан.

1.1. Основные понятия и виды социального туризма.

В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 01.01.2001 г. сказано: «туризм социальный – туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей».[1]

Другими словами, социальный туризмэто любой вид туризма (познавательный, курортный, экологический, сельский и т. д.), расходы на который полностью или частично оплачиваются туристу из финансовых источников, предназначенных на социальные нужды.

В целом социальный туризм рассматривается как экономическая категория и в большинстве законов различных государств этот вид туризма причисляется к приоритетным. Российский закон дает социальному туризму третью степень приоритета после внутреннего и въездного направлений туризма.

Процитированная из федерального закона формулировка – пока единственная в отношении именно социального туризма. Но до сих пор в нашей стране не разработан регламентирующий документ, который бы определял механизм получения от государства полагающееся по закону вспомоществование из бюджетных средств, предусматриваемых на социальные нужды. Нет и конкретного определения, кто из туристов, на какие свои путешествия, где и когда может получить финансовую поддержку от государства на эти цели.

В Ростовской области в целях оказания социальной поддержки при использовании конституционного права граждан на отдых, развитие социального туризма осуществляется в рамках областной целевой программы развития туризма и имеет приоритетное значение. За два года реализации туристской программы (2008 – 2009 г. г.) на организацию и проведение социальных туров из средств областного бюджета было выделено 1,2 млн. рублей. В 2010 году работа в сфере социального туризма будет продолжена, а приобретенный опыт, станет основой для рассмотрения создания новой формы господдержки регионального турбизнеса в виде субсидирования затрат, направленных туроператорами на организацию и проведение социальных туров в 2011 – 2013 годов.

Главная цель социального туризма – создание условий для путешествий пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда, школьникам, молодежи и любым иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды, иные организации оказывают социальную поддержку.

На примере ряда цивилизованных стран мы видим, что социальный туризм развивается в виде «ассоциативного туризма», организаторами которого являются профессиональные союзы туристских компаний и ассоциации социального туризма. Основной задачей социального туризма стала организация дешевых поездок для людей с низкими доходами. Немалую роль в развитии социального туризма сыграли и муниципальные органы власти, создавая для этого не только экономические условия (предоставление социально ориентированному турбизнесу льгот на землю, льгот в части налогообложения и др. преференции), но и инфраструктурные, в первую очередь, ориентированные на людей с ограниченными физическими возможностями. Именно поэтому в странах Европы туризм для этой категории граждан – обыденное явление. Свои услуги в этой сфере предлагают множество турфирм, имеющих разнообразные специализированные туристские программы и экскурсии для инвалидов. Экономически выгодному развитию социального туризма способствует не наличие отдельных единичных инфраструктурных элементов, а созданная целеполагающая система, обеспечивающая доступ людей к полноценному отдыху, а значит и эффективному восстановлению физических и духовных сил.

Так, например, в Германии в целях развития культурно-познавательного туризма все места досуга обустроены с учётом потребностей маломобильных граждан. В музеях и театрах, как правило, имеются кресла-коляски, которыми могут воспользоваться инвалиды. Большое внимание «доступному» культурно-познавательному туризму уделяется и в Испании. Британские турфирмы, предлагающие социальные туры провели инспекцию в Барселоне и признали ее одним из лучших туристских направлений в мире с этой точки зрения. Недавно был создан специальный сайт «Доступный туризм», содержащий все сведения о соответствующих поездках в Каталонию. Там можно найти подробную информацию о 19 турмаршрутах, на которых созданы необходимые условия для приема инвалидов и людей пожилого возраста.

В Финляндии (регион Порвоо) находится целая «гроздь» малых фирм, предлагающих услуги по организации водного туризма для инвалидов на прогулочных судах, куда могут подняться люди на инвалидных креслах[2].

Во Франции, наибольшее распространение получила такая форма социального туризма, как сельский туризм. Ассоциация социального туризма, развивающая это направление, владеет объектами отдыха и, предлагает их за небольшую плату своим пайщикам. Недорогой отдых на природе востребован круглый год, в том числе и молодёжью.

В Австрии наибольшее развитие получил спортивно-развлекательный туризм. Горный курорт Тироль вошел в число самых приспособленных для инвалидных колясок районов Европы. Люди, нуждающиеся в специальных средствах передвижения, получили возможность не просто беспрепятственно гулять по улицам Тироля и осматривать достопримечательности, но и подниматься на определенные горные высоты и, что самое ценное, заниматься всеми, доступными для них активными видами спорта на базах отдыха. Те, кто уже опробовал новую технику, утверждают, что инфраструктура Тироля действительно стала доступной и благоприятной для всех категорий туристов[3].

Мировой опыт убеждает – массовость общедоступного социального туризма перекрывает его дешевизну суммарным притоком и быстрой оборачиваемостью живых денег, что увеличивает занятость населения, привлекает инвестиции в туризм непосредственно на местах, а заодно и налоговые поступления. Благодаря туризму повсюду в мире государства богатеют, поддерживая эту сферу законодательно выверенной политикой.

Читайте также:
Что грозит за употребление наркотиков?

В современной России развитие социального туризма возможно пока только через государственное регулирование, поставив во главу угла общедоступность туризма внутри страны. В Ростовской области социальные туры сегодня предлагаются за счет бюджетных средств для детей-сирот, детей из малообеспеченных семей, инвалидов и ветеранов. С учетом имеющихся возможностей организуются экскурсии и 2-х дневные туры по направлениям культурно-исторического и водного туризма.

В настоящее время также активизировалось направление санаторно-курортного отдыха. Часть предприятий (пансионаты, предприятия санаторно-курортного типа, туристские базы, детские оздоровительные лагеря) вновь возвратилась к практике дотаций на организованный отдых работников и членов их семей. В Ростовской области лечебно-оздоровительные учреждения представлены санаториями, домами отдыха и детскими оздоровительными лагерями[4]. В перспективе – создание условий для социально адаптированного пляжного отдыха, отдыха на селе и участия в экологических турах.

1.2. Туризм для инвалидов и пожилых людей. Роль и значение социального туризма в социокультурной реабилитации инвалидов

Одним из сегментов социального туризма является инвалидный туризм. Это самая крупная из неохваченных ниш российского туристского рынка. Широкий информационный доступ (СМИ, Интернет, реклама) сформировали у людей с физическими и сенсорными нарушениями устойчивый спрос к путешествиям по доступным ценам. Об этом свидетельствуют результаты зарубежного исследования, проведенного Open Doors Organization.

Так, в 2006 г. инвалиды совершили 32 млн. туристских поездок, потратив на путешествия более $13,6 млрд. ($4,2 млрд. на проживание в гостиницах, $3,3 млрд. на авиаперелеты, $2,7 млрд. на еду и напитки и $3,4 млрд. на покупки, транспорт и прочее). Такие показатели достигнуты не только благодаря созданным инфраструктурным возможностям, но и финансовой доступности социальных туров, в частности инвалидного туризма.

Также мировая практика показывает, что созданные инфраструктурные условия для инвалидов-туристов, пользуются популярностью и у людей пожилого возраста. Так, за последние 20 лет число туристов среди граждан пенсионного возраста заметно увеличилось. Сегодня наиболее активными туристами в европейских странах являются лица старше 60 лет. Это лишь подтверждает правило – наличие изобилия разнообразных туристских услуг по доступным ценам, сразу повышает платежеспособность населения при тех же его скромных, малых доходах.

В этой связи субъектам российской туриндустрии следует обратить внимание на туристов-инвалидов, направляя инвестиции в создание комфортных условий для путешествия и отдыха этой категории граждан: специально оборудовать номера в гостиницах, подготовить соответствующий персонал, организовать услугу сопровождения, создать условия для свободного передвижения (пандусы, лифты, эскалаторы) и пользования комнатами гигиены, приобрести специализированный транспорт. А самое главное разнообразить туристские предложения, применив мягкую ценовую политику.

В Ростовской области более 400 тысяч инвалидов (на начало 2009 г.). Социальный подход к решению рада проблем инвалидов непосредственным образом стимулирует их самостоятельную активность и пробуждает самих инвалидов включаться в нормальную жизнь общества. Это способствует дальнейшему развитию социокультурной реабилитации инвалидов.

Социальная реабилитация инвалидов является важнейшей задачей Международной Конвенции по правам инвалидов (принята на 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 г.)[5], к которой Россия присоединилась в 2008 году. Ее цель – подготовка инвалидов к эффективному участию в стандартных социокультурных ситуациях, к расширению сферы самостоятельности в отношениях с окружающими.

В этой связи сегодня социокультурная реабилитация инвалидов и людей пожилого возраста рассматривается, как комплекс мероприятий, направленных на оказание помощи этой категории граждан в достижении и поддержании оптимальной степени их участия во взаимодействии и коммуникации с обществом. Это наиболее полно интегрирует их в общество, обеспечивая тем самым позитивные изменения в образе жизни.

Одним из востребованных сегодня направлений социокультурной реабилитации инвалидов является туротерапия – социокультурная реабилитационная технология, в основу которой положены туристские и экскурсионные виды деятельности[6].

Развитие социального туризма, разработка туристских программ с учетом их доступности для людей со специальными нуждами – все это позволит создать равные возможности для осуществления права ограничено дееспособных граждан на отдых и приобщения их к культурным ценностям.

1.3. Хозяйствующие субъекты социального туризма

В процессе развития социального туризма участвовать имеют право граждане любой сферы деятельности, а также организации, которые не ограничивают себя единственной целью максимального получения прибыли, а стремятся обеспечить массовую доступность путешествий. Это положение было определено в Монреальской декларации «К гуманному и социальному ведению туризма»[7].

К числу таких организаций могут относиться субъекты туристской индустрии и социальной защиты населения, профсоюзы и общественные организации инвалидов, а также различные ассоциации, федерации, фонды, общества взаимопомощи и другие компании.

При этом необходимо учитывать, что детско-юношеский туризм, который занимает определенную часть обширного сегмента социального туризма, регулируется Федеральным Законом «Об образовании», а путешествия, например, для лиц с ограниченной дееспособностью, равно как и для всех российских туристов и субъектов туриндустрии – Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»[8].

Несмотря на широкий круг возможных участников движения развития социального туризма, ответственность за формирование социально ориентированного турпродукта лежит на туроператоре. И, хотя в действующем законодательстве не прописаны требования к туроператору конкретно в этом направлении его работы, организация социальных туров, особенно для инвалидов и людей пожилого возраста всё же имеет ряд своих особенностей, которые будут рассмотрены во втором разделе настоящего пособия.

В любом случае, в том числе в сфере социального туризма, туроператор всегда отвечает за качество туруслуг, основные требования к которым определены государственными стандартами, утвержденными Госстандартом России (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии) и лежащие в основе сертификации туристских услуг

В сфере туризма Российской Федерации действуют следующие государственные стандарты:

– ГОСТ 28681.0-90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения»;

– ГОСТ Р «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»;

– ГОСТ Р «Туристские услуги. Общие требования».

ГОСТ Р «Туристские услуги. Общие требования», введенный в действие с 1 июля 2001 г., восполнил некоторые пробелы в правовом обеспечении туристской деятельности. Например, в нем приведены определения, отсутствующие в Федеральном законе от 01.01.01 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: «экскурсант», «экскурсионная услуга» и «туристская услуга»; «маршрут путешествия», «направляющая сторона» и «принимающая сторона»; «договор с туристом», «аннуляция» и др.

Читайте также:
Как получить выкупную стоимость за аварийное жилье

ГОСТ Р дает классификацию туристских услуг, а также видов туров (оздоровительные, познавательные, профессионально-деловые, спортивные, религиозные, с другими целями). Стандарт также определил требования к информации о туре, содержание памятки для туриста, требования к офису туроператора (турагента), оказывавшего туристские услуги. Стандарт также определяет условия для договоров о выездном туризме в части ответственности принимающей стороны – иностранной туристской организации и перевозчика:

– для договоров между туроператором и турагентом в части ответственности друг перед другом;

– для договоров между туроператором (турагентом) и туристом в части ответственности туроператора (турагента).

Сегодня качество любых услуг и любых товаров является главным приоритетом конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Приведем три основных понятия качества в сфере туризма, которыми хозяйствующие субъекты должны руководствоваться в своей деятельности.

Качество туристского продукта – это совокупность свойств туристских услуг и процессов обслуживания по удовлетворению обусловленных или предполагаемых потребностей туристов. Качество туристского обслуживания характеризуется качеством услуг и культурой обслуживания.

Качество туруслуги характеризуется точностью и своевременностью исполнения, эргономичностью, эстетичностью и другими показателями потребительских свойств услуги.

Культура обслуживания – характеристика условий обслуживания туристов, выражающихся в этике общения обслуживающего персонала с потребителями услуг, комфортности и эстетичности среды обслуживания.

В мировой практике отношения участников социального туризма с государством выстраиваются как партнерские, а не как зависимые с прямым бюрократическим подчинением, сковывающим рыночную инициативу. Хозяйствующий субъект социального туризма по определению сам достигает необходимых уровней эффективности конкурентоспособного профессионализма в этой сфере деятельности и сам их регулирует, порой предвидя самостоятельно назревающие проблемы отрасли. Такой механизм взаимодействия государства и частного бизнеса позволяет вырабатывать собственные конкурентоспособные стандарты обслуживания и, соответственно, определять и регламентировать деятельность хозяйствующих субъектов социального туризма.

В современной России спрос на услуги в сфере социального туризма, как туризма доступного для широких слоев населения, сегодня является отправной точкой для освоения новой ниши на внутреннем туристском рынке. Приоритетность социального туризма на государственном уровне – это не только дополнительные конкурентные преимущества, но и
гарантированные формы господдержки.

[1] Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», от 24.11.96г. N 132-ФЗ, Гл. I, ст.1; Гл. II, ст.4.

[3] http://www. alltravels.

[6] Социокультурная реабилитация инвалидов: Методические рекомендации/Минтруда и социального развития РФ; Российский институт культурологии Минкультуры РФ; Под общ. ред. и др. – М., 2002. – 144 с.

[7] Монреальская декларация «К гуманному и социальному ведению туризма» Генеральной ассамблеи БИТС от 01.01.01 года.

[8] Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 01.01.2001 г.

Социальный туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть систему социального туризма России.
Задачи курсовой работы:
– дать определение понятию» социальный туризм, рассмотреть историю развития социального туризма, изучить его правовые основы;
– ознакомиться с деятельностью московского туроператора «Моссоцгарантия» по организации туров для пенсионеров;
– оценить состояние области социального туризма в России в настоящее время.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Социальный туризм, классификация, история развития…………………..6
1.1 Определения понятия «социальный туризм» ……………………………..6
1.2 История становления и развития социального туризма…………………..8
1.3 Виды социального туризма………………………………………………..18
1.4 Правовые основы социального туризма в России……………………. 19
2 Оценка состояния социального туризма в России в настоящее время…. 25
2.1 Проблемы, препятствующие развитию социального туриза……………25
2.2 Перспективы принятия федерального закона «О социальном туризме». Основные идеи законопроекта «О социальном туризме»…………………..26
3 Организация туристических поездок для пенсионеров на примере деятельности туроператора «Моссоцгарантия»……………………………..28
3.1 Характеристика туроператора «Моссоцгарантия»……………………. 28
3.2 Туры по «Золотому кольцу» для пенсионеров…………………………..30
3.3 Основные рекомендации по экскурсионному обслуживанию лиц пожилого возраста (в том числе с ограниченной физической способностью)….………………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………..35
Список использованных источников и литературы…………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая соц туризм.doc

1 Социальный туризм, классификация, история развития…………………..6

1.1 Определения понятия «социальный туризм» ………………………… …..6

1.2 История становления и развития социального туризма…………………..8

1.3 Виды социального туризма………………………………………………..18

1.4 Правовые основы социального туризма в России……………………. 19

2 Оценка состояния социального туризма в России в настоящее время…. 25

2.1 Проблемы, препятствующие развитию социального туриза……… ……25

2.2 Перспективы принятия федерального закона «О социальном туризме». Основные идеи законопроекта «О социальном туризме»…………………..26

3 Организация туристических поездок для пенсионеров на примере деятельности туроператора «Моссоцгарантия»…………………………….. 28

3.1 Характеристика туроператора «Моссоцгарантия»……………………. 28

3.2 Туры по «Золотому кольцу» для пенсионеров………………… ………..30

3.3 Основные рекомендации по экскурсионному обслуживанию лиц пожилого возраста (в том числе с ограниченной физической способностью)….……………………………………… ………………………31

Список использованных источников и литературы…………………………37

Приложение 1. Экскурсии для пенсионеров от туроператора «Моссоцгарантия»…………………………………… ………………………. 40

Приложение 2.Законопроект «О социальном туризме»……………………42

В современном мире индустрия туризма является одной из наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Подчеркивая значимость туризма как экономической категории, нельзя недооценивать его социальную составляющую, возрастающую роль в развитии человека, формировании уровня и качества его жизни.

В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ сказано: «туризм социальный – туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей» [6].

В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристские услуги. Эта категория граждан нуждается в льготах социального характера. К ней относятся в первую очередь многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане. По оценкам отечественных экспертов, в Российской Федерации насчитывается около 35 млн. пенсионеров и инвалидов [19]. Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения являются федеральный и местный бюджеты.

Обратившись к мировому опыту, мы видим демонстрацию примеров заботы о гражданах в удовлетворении их духовных потребностей. Люди всегда стремятся увидеть, узнать родной край, свою страну. Они хотят, чтобы это стало доступно, чтобы путешествия духовно их обогащали, радовали, наполняли яркими впечатлениями. Это – нормальная всеобщая потребность, и она должна быть социально удовлетворена. Несмотря на то, что в России социальный туризм нормативно не определен (проект закона о социальном туризме отклонен), государственная задача по созданию экономически выгодных условий для работы туроператоров по формированию и реализации общедоступных туров на внутреннем рынке остается. Таким образом, актуальной выбранной темы обусловлена тем, что в России социальный туризм практически не развит, но перспективы его развития существуют.

Читайте также:
Как вернуть первый пакет документов на регистрацию ООО?

Объект исследования – система социального туризма в РФ.

Предмет исследования – особенности развития социального туризма для пенсионеров.

Цель курсовой работы – рассмотреть систему социального туризма России.

Задачи курсовой работы:

– дать определение понятию» социальный туризм, рассмотреть историю развития социального туризма, изучить его правовые основы;

– ознакомиться с деятельностью московского туроператора «Моссоцгарантия» по организации туров для пенсионеров;

– оценить состояние области социального туризма в России в настоящее время.

Гипотеза исследования: социальный туризм приоритетное направление государственного регулирования туристской деятельности в России.

В процессе исследования были рассмотрены некоторые нормативно-правовые акты (Конституция Российской Федерации, ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» ФЗ «О государственной социальной помощи» и т.д.), ресурсы сети Интернет, а также учебные пособия.

Н.Е. Покровский в своей работе «Туризм: от социальной теории к практике управления» представляет широкую панораму идей, концепций, подходов, позволяющих раскрыть сущностные характеристики современного туризма.

В учебном пособии А.В.Бабкина «Специальные виды туризма» систематизированы знания по классификации туризма, внутренней структуре туристской деятельности, основным специальным видам туризма. Цель учебного пособия состоит в ознакомлении со структурой специальных видов туризма.

Новизна исследования заключается в том, что организация социальных туров, в частности туров для лиц пожилого возраста, не достаточно разработана, так как туристические организации считают этот вид деятельность наименее прибыльным.

Структура курсовой работы состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованных источников и литературы, 2-х приложений.

Практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные выводы и рекомендации могут быть применяться в деятельности туристических фирм по организации социальных туров.

Во введении дается краткое обоснование выбранной темы, ее актуальность, определяется цель, задачи исследования. Кроме того, дается краткое описание наиболее значимых использованных источников и литературы.

Первая глава курсовой работы посвящена истории развития социального туризма в России, а также его правовым основам.

Во второй главе оценивается состояние области социального туризма на современном этапе.

В третьей главе дана характеристика деятельности туроператора «Моссоцгарантия» по организации туров для пенсионеров.

Заключение содержит выводы по написанной курсовой работе.

1 Социальный туризм, классификация, история развития

1.1 Определения понятия «социальный туризм»

Существует множество определений, данных понятию «социальный туризм». Самое широкое толкование социального туризма дано в Монреальской декларации, принятой Генеральной Ассамблеей Международного бюро социального туризма в 1996 г. В ст.13 Декларации записано, что к движению социального туризма может принадлежать любая туристская организация (ассоциация, кооператив, общество взаимопомощи, фонд, федерация, бесприбыльная организация, компания и т.д.), которая в своем уставе или регламенте четко ставит задачи социального характера и цель – обеспечение доступности путешествий и туризма для максимального количества людей, не ограничивая туризм единственной целью — получение прибыли.

Социальный туризм – это возможность реализации социальной функции туризма для малообеспеченных слоев населения, что особенно важно в настоящее время для Российской Федерации. Необходимо сделать туризм доступным для каждого индивида с детства до старости, и такая установка не противоречит его выгодности. Напротив, как показывает мировая практика, чем ближе страна к упомянутой цели, тем выше в ней и доходность туризма.

В федеральном законе № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» зафиксирован тот факт, что приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма[6] .

Социальный туризм – это путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды[6] . Очевидно, что в ближайшей перспективе это понятие требует уточнения с точки зрения источников финансирования. Так, например, если работодатель профинансировал путешествие своего сотрудника или группы сотрудников, то для потребителей туристских услуг это путешествие – социальный туризм, т.к. было оплачено не из личных средств.

Социальный туризм – это разновидность туризма, связанная с предоставлением туристских услуг низкооплачиваемым или социально незащищенным группам населения: детям, молодежи, малообеспеченным работникам, пенсионерам, многодетным семьям, инвалидам, а также военнослужащим. Роль указанных групп и слоев особенно велика в развитии дотационного туризма, т.е. того направления социального туризма, который развивается на основе государственных дотаций, спонсорских средств или благотворительных акций.

Этот вид туризма характеризуется следующими качественными особенностями:

– признанием социальных функций туризма в качестве основного фактора развития не только современных форм отдыха некоторых социальных групп, но и общества в целом;

– сочетанием экономических и социальных интересов в развитии туризма;

– разнообразием форм и направлений туризма с преобладанием социальных и культурно-познавательных его разновидностей; расширением контактов туристов с населением тех регионов и стран, где они отдыхают;

– демократизацией форм обслуживания и др.

Социальный туризм – это качественная особенность туризма, связанная с расширением его социальной базы, с массовым включением в его формы не только высокообеспеченных, но и малообеспеченных слоев, а также различных возрастных и квалификационных групп работников, в том числе детей и молодежи.

1.2 История становления и развития социального туризма

В XX в. этап интенсивной динамики социального туризма переживали многие страны, переходящие в высокоразвитую стадию хозяйствования. В отечественной практике этап активного развития социального туризма следует отнести к 60-м годам, когда он существовал в форме внутреннего туризма.

К концу 60-х – началу 70-х годов следует отнести новый этап социального туризма, связанный с развитием международного туризма. Отличительной особенностью социального туризма в нашей стране до середины 80-х годов была его жесткая привязка к политике государственных органов власти, а также к деятельности молодежной организации и к профсоюзам.

В настоящее время масштабы социального туризма в России отмечены спадом в сравнении с 70–80-ми годами, что вызвано трансформацией важнейших сфер жизнедеятельности общества, включая отношения собственност и, политику государства в важнейших областях деятельности, включая сферу отдыха, туризма и рекреации.

Читайте также:
Несчастный случай на производстве

В начале ХХ века практически все промышленные страны были охвачены в той или иной форме движениями за «народный» туризм, которые, собственно, стояли у истоков современного «социального туризма». Различие между первым и вторым состоит в следующем:

– народный туризм предполагает участие в туризме представителей менее состоятельных слоев населения, которые выбирают самые дешевые виды туризма, соответствующие их финансовым возможностям;

– социальный туризм – это организованные путешествия (познавательные, образовательные или рекреационно- оздоровительные), субсидируемые из государственного бюджета или других источников для людей с ограниченными финансовыми средствами, представителей «социально уязвимых» слоев общества (учащихся, безработных, низкооплачиваемых категорий работников и т.п.) [10].

В ряде современных классификаций туризма по целям и функциям употребляются понятия «социальные мотивы туризма» и «туризм с социальными целями». В первом случае речь идет обычно о поездках для общения с друзьями, родственниками, единомышленниками, а также из соображений престижа и поддержания социального статуса. Во втором случае имеется в виду туризм, который связан с принадлежностью к тем или иным социальным группам или движениям и предполагает организацию контактов между их представителями. В этом смысле можно говорить о молодежном, рабочем, феминистском туризме и т.п.

Социальный туризм (т.е. дотируемый туризм) может включать в себя такие поездки, но в этом случае речь идет о специализированных группах. В целом, как уже было сказано, социальный туризм рассчитан на людей с обычными туристскими потребностями и мотивами (включая социальные, эстетически-познавательные, рекреативно-оздоровительные и другие), но с низкими доходами.

Естественно, что исторически социальный туризм адресовался в первую очередь к рабочим и был связан с рабочим движением конца XIX -начала XX веков. Для индустриального городского пролетариата потребность в туризме как в рекреационно-познавательной деятельности в свободное время носила объективный характер. Проблема свободного времени рабочего была одной из приоритетных для рабочих организаций и профсоюзов.

В то же время туризм рабочих как вид рекреационной деятельности и рабочий туризм – это не одно и то же. Под рабочим туризмом здесь понимаются такие виды туризма, которые рассматривались их организаторами как часть международного рабочего движения, служили его целям и задачам и ориентировались на организованные группы рабочих (профсоюзы и рабочие партии).

Роль социального туризма в развитии экономики

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность социального туризма и его роль в развитии экономики

Социальный туризм представляет собой бюджетный туризм, то есть полностью или частично оплачиваемый за счет федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также работодателей.

Социальный туризм в России регулируется федеральным законодательством, в частности федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В соответствии с действующим законодательством социальный туризм выступает в качестве приоритетного направления государственного регулирования туристской деятельности. Однако на сегодняшний день практически нет нормативно-правовых актов, которые более подробно бы его регламентировали. Подобная ситуация является несомненным упущением со стороны законодателей и в будущем должна быть ликвидирована. В настоящее время имеется ряд законодательных инициатив на данную тематику.

Необходимо учитывать, что социальный туризм направлен, прежде всего, на незащищенные слои населения. Это не только инвалиды и пенсионеры, но и прочие категории нетрудоспособных лиц, многодетные семьи, дети-сироты и так далее. Например, в ряде государственных организаций оказывается помощь и поддержка лицам, которые переболели определенными категориями заболеваний. Они могут получить путевки на курорты для рекреационного отдыха за счет государства или организации.

Некоторые субъекты РФ, в частности Краснодарский край, а также Ленинградская область предпринимают попытки регламентировать условия развития социального туризма. В частности, определяют меры финансовой поддержки, перечень лиц, которые могут претендовать на данную помощь и так далее.

Необходимо учитывать следующие особенности социального туризма в России:

  • В отличие от европейских стран, в России отсутствует должное нормативное обеспечение данного вида туризма, что является несомненным упущением. Например, в Европе имеется система специальных отпускных чеков, которые выпускает специализированный орган, в дальнейшем распространяя их среди работодателей, которые уже самостоятельно решают, кто может ими воспользоваться. В России же не созданы подобные условия для развития данного вида туризма.
  • В настоящее время социальный туризм в России тесно связан с санаторно-курортным лечением. Необходимо учитывать, что многие санаторно-курортные услуги оказываются частными компаниями, индивидуальными предпринимателями, в данном случае они не могут быть признаны социальным туристическим продуктом, так как между потребителем и поставщиком не возникает соответствующих договорных отношений. Кроме того, многие специалисты не признают современное российское санаторно-курортное лечение туристическим продуктом, считая, что действующее законодательство не позволяет этого сделать ввиду наличия пробелов. Преимущественно финансирование социального туризма как специфического вида туризма происходит за счет средств федерального бюджета. Подобная ситуация обусловлена законодательством по защите прав граждан. В качестве источника финансирования данного вида туризма также выступают средства работодателей, однако Трудовым кодексом РФ не предусмотрена обязанность работодателя обеспечивать условия для полноценного функционирования социального туризма.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Социальный туризм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Предпринимательство и социальный туризм

В сфере социального туризма функционируют как государственные предприятия, так и частные. Помимо государства и фондов финансовую поддержку индивидуальным предпринимателям в данной сфере оказывают инвесторы. Предприниматели, которые занимаются развитием социального туризма, именуются социальными предпринимателями. Они стремятся сделать доступными туристическими услугами за счет специфического бизнес-подхода, а также инновационных решений. Одновременно такие предприниматели участвуют в тендерах, пытаясь получить льготные займы и гранты на реализацию определенных идей в сфере социального туризма.

В качестве примера предпринимательства в области социального туризма выступает Камчатский центр молодежного туризма «Росомаха». Он использует в своей работе стратегии 50 на 50, которые заключается в том, что половину каждой туристической группы составляют обычные туристы, а другую половину – социальные туристы.

В России социальный туризм развит не так, как в Советском Союзе, где на долю данной разновидности туризма приходилось более 80% объема всего национального туристского продукта. В России в настоящее время используются пансионаты, ведомственные туристские базы, детские лагеря, которые вновь обратились к социальному туризму. Успешно действует учрежденный еще в 1991-м году Российский центр социального туризма. Это единственная организация в нашей стране, которая занимается проблемой развития социального туризма.

Читайте также:
ИП не может вернуть бракованный товар. Как не копить долг?

Социальные предприниматели – это люди, которые, как правило, движимы желанием нести благо обществу через некую социальную миссию. Именно наличие социальной миссии, бескорыстность позволяет социальному туризму функционировать. Для этого предприниматели мобилизуют ресурсы других. Социальные предприниматели понимают, что не получат существенной финансовой прибыли как для себя, так и для своих инвесторов, в основном социальный туризм выступает в качестве благотворительного вида туризма.

Деятельность социальных предпринимателей затрагивает все общество в целом. Ценность такого вида туризма заключается в том, что им могут воспользоваться люди, которые не имеют средств на путешествия, достойный отдых. Инвестиции в социальной сфере окупаются больше с моральной точки зрения, чем с финансовой.

Например, в Австрии имеется Горный курорт «Тероль», который был создан для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это один из самых приспособленных для инвалидов-колясочников район Европы. Люди, которые нуждаются в специальных средствах передвижения, могут не только беспрепятственно гулять по улицам города, осматривать достопримечательности, но также заниматься активными видами отдыха, подниматься на определенную высоту. Этому способствуют инфраструктура и техническое оснащение курорта, что делает его благоприятным для развития социального туризма.

Рисунок 2. Социальный туризм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Социальный туризм: состояние и перспективы развития

Стремительное и динамичное развитие туризма во второй половине ХХ века превратило туристскую индустрию в один из крупнейших секторов мировой экономики. На долю туризма приходится свыше 10% мирового национального продукта, в развитых странах каждый десятый работник занят в этой сфере.

Однако туризм – это не только область экономической деятельности и прибыльный вид бизнеса, но и особый род массовых путешествий, способ отдыха и познания, приобщения к мировым культурно-историческим ценностям, уникальная возможность укрепить здоровье человека и восстановить его жизненные силы.

Туризм – это сложное многогранное явление современного мира, органично сочетающее в себе как экономические, так и социальные аспекты жизнедеятельности людей. Возрастание значимости туризма в жизни современного постиндустриального общества очевидно. Наряду с высоким экономическим потенциалом туризм имеет исключительно важное социальное значение, которое заключается:

  • во-первых, в положительном влиянии туристского бизнеса на социально-экономическое развитие дестинации (принимающей стороны): дополнительные инвестиции способствуют развитию социальной инфраструктуры, появляются новые рабочие места, вследствие чего повышается жизненный уровень местного населения;
  • во-вторых, в рекреационно-воспроизводящей и культурно-познавательной функции туризма, которая обеспечивает восстановление жизненных сил человека, израсходованных в процессе труда, способствует духовному и интеллектуальному развитию личности.

Повышение доступности туристских услуг для населения позволяет улучшить качественные характеристики человеческого капитала, что в итоге оказывает благоприятное воздействие на трудовые ресурсы региона. Последнее обстоятельство немаловажно в условиях кризисной демографической ситуации, когда при количественном сокращении трудовых ресурсов для сохранения на прежнем уровне эффективности общественного труда необходимо повышение их качественных параметров.

Во многих странах туризм представляет собой необходимую социальную потребность людей, а активный отдых и оздоровление становятся не только модной традицией, но и стилем жизни. В России с ее богатейшими рекреационными ресурсами отмечается низкий уровень туристской подвижности населения, а удельный вес туристских услуг в общем объеме предоставляемых платных услуг согласно данным государственной статистики составляет менее 2%. Основным сдерживающим фактором развития внутреннего туризма является низкий уровень жизни большинства россиян. Сокращение реальных доходов населения за годы реформ почти в два раза, снижение покупательной способности, высокая доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, высокий уровень поляризации общества по уровню доходов привели к тому, что в настоящее время систематическое потребление услуг рекреационного характера для большинства жителей оказалось недоступно.

В советский период ориентация на массовость и общедоступность туристско-экскурсионного и санаторно-курортного обслуживания являлась важной составной частью социальной государственной политики. Особое внимание уделялось спортивно-оздоровительному, молодежному и детско- юношескому туризму. Рекреационные учреждения были освобождены от налогов, государство поощряло отнесение расходов предприятий на организацию отдыха работников на издержки производства, так как это отвечало социальным и экономическим интересам всего общества [3].

За годы реформ были свернуты социальные программы, сократилось бюджетное финансирование. Была разрушена сформированная за годы советской власти система социального туризма. Если в начале 1990-х гг. потребителями услуг социального туризма были 30-40% населения, то к 2001 г. их число снизилось до 2-3% [1]. Коммерциализация отрасли, незначительные объемы льготного санаторно-курортного и туристско-экскурсионного обслуживания в условиях обнищание значительной части населения привели к тому, что туризм стал развиваться как элитный вид отдыха, а социальный туризм приобрел иной смысловой оттенок, как один из видов социальной помощи со стороны государства нуждающимся категориям граждан.

В этой связи следует отметить, что в научной литературе и мировой практике существует два подхода к определению термина «социальный туризм». Узкий подход рассматривает социальный туризм как форму помощи малоимущим и другим категориям граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Широкое толкование этого термина отражает массовый характер потребления туристских услуг, которое обеспечивается при помощи целенаправленной государственной социальной политики, гарантирующей отдых для всех категорий граждан. Манильская Декларация Всемирной Конференции по туризму (1980г.) определяет социальный туризм, как «цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании их права на отдых».

В большинстве развитых стран под социальным туризмом понимается доступность базового стандарта туристских услуг широкому кругу потребителей, в том числе трудоспособной части населения.

И такие путешествия в основном осуществляются вовсе не за государственный счет. Все дело в существовании механизмов перераспределения общественного богатства, которые позволяют сделать доступным отдых и путешествия для большинства населения страны.

В мировой практике известны различные системы социального туризма, например, получившая широкое распространение в странах Северной Европы, скандинавская социально-рыночная модель, обеспечивающая возможность туристского обслуживания для всех категорий граждан независимо от уровня доходов и трудового статуса при помощи перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных групп населения. Англосаксонская модель, куда входят все англоязычные страны Европы, отделяет систему социального туризма от рыночных отношений, а пере- распределение доходов осуществляется по принципу оказания адресной помощи за счет средств налогоплательщиков. Функционирование германской социально-страховой модели обеспечивается путем обязательных отчислений граждан в период трудоспособности с целью сохранения жизненных стандартов при выходе на пенсию. Отличительной чертой американской модели социального туризма является поддержание приемлемого уровня жизни для представителей различных социальных групп, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, причем финансирование осуществляется преимущественно за счет частных средств [2].

Читайте также:
Как наказать шумных соседей?

В нашей стране к социальному туризму, в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» №132-ФЗ от 24.11.1996 г., относятся путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды. Льготы предоставляются государством отдельным категориям российских туристов, к которым относятся дети, пенсионеры, ветераны, инвалиды и некоторые другие категории федеральных и региональных льготников. Однако жесткие финансовые рамки государственных бюджетных и внебюджетных источников финансирования не позволяют обеспечить социальные гарантии даже этой части населения. Тем не менее, следует подчеркнуть, социальный туризм отвечает национальным интересам Российской Федерации, как социально ориентированного государства, в котором право на отдых, свободу передвижения и охрану здоровья гарантируется Конституцией РФ для всех граждан.

В Республике Карелия социальный туризм реализуется в виде адресной социальной помощи за счет средств обязательного социального страхования и в рамках региональных оздоровительных программ из средств местного и регионального бюджетов, предусмотренных на эти цели. Это детский оздоровительный отдых и санаторно-курортное лечение отдельных категорий населения, имеющих приоритетное право на обеспечение бесплатными и льготными путевками в соответствии с существующим законодательством, частичная компенсация отдыха работающего населения, застрахованного работодателями. Но только за счет бюджетных средств проблему организации отдыха, восстановления и укрепления здоровья социально незащищенных и малообеспеченных категорий граждан не решить.

В настоящее время остро стоит вопрос о поиске новых эффективных организационно- экономических форм развития массового социального туризма. Тем не менее, роль туризма в укреплении общественного здоровья и организации рационального отдыха как нормы жизни пока недооценивается ни органами власти, ни представителями бизнеса, ни самой общественностью. Несмотря на то, что в вышеупомянутом законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» законе в числе приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности определены внутренний, социальный и самодеятельный туризм, конкретный механизм государственной поддержки этих видов туризма до сих пор не разработан.

Перспективы социального туризма как массового явления в первую очередь зависят от продуманной государственной политики, как в области развития туризма, так и социальной политики в целом, подкрепленной соответствующей нормативно-правовой базой. Так как современный туризм – это сфера бизнеса, то сочетание экономических и социальных целей должно быть законодательно отрегулировано. Но обратит ли внимание государство на сферу социального туризма при наличии целого спектра других не мене важных нерешенных социальных проблем?

Совет Федерации Федерального Собрания: общая характеристика, полномочия, организация деятельности

Ст. 95 Конституции РФ определяет, что Федеральное Собрание состоит из двух палат:

    1. Совет Федерации;
    2. Государственная Дума.

Совет Федерации является субъектом права законодательной инициативы и осуществляет государственную власть в РФ в пределах, установленных Конституцией РФ.

Совет Федерации формируется в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 N 229-ФЗ “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Члены Совета Федерации имеют особый статус:

    • обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий,
    • не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также
    • не могут быть подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей (ст. 98 Конституции РФ).

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания.

Полномочия и основы организации деятельности Совета Федерации определены в гл. 5 Конституции РФ.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Заседания Совета Федерации являются открытыми или закрытыми (в случаях, предусмотренных регламентом палаты).

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

Совет Федерации образует комитеты и комиссии, проводит по вопросам своего ведения парламентские слушания. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

Полномочия Совета Федерации

К ведению Совета Федерации относятся:

    1. утверждение изменения границ между субъектами РФ;
    2. утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;
    3. утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
    4. решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;
    5. назначение выборов Президента РФ;
    6. отрешение Президента РФ от должности;
    7. назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
    8. назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
    9. назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Организация деятельности Совета Федерации

Организация деятельности Совета Федерации определена Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Совет Федерации действует на постоянной основе и самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, в том числе по вопросам укрепления федерализма, государственной безопасности и кадровой политики.

Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов. Заседания Совета Федерации проводятся открыто. В случаях, предусмотренных Регламентом, палата может проводить закрытые заседания.

В Совете Федерации не допускается создание формализованных фракций, парламентских объединений, а также организация и ведение любой деятельности в интересах политических партий.

Читайте также:
Исполнение обязательства за счет должника

Совет Федерации может выступать соучредителем средств массовой информации, учреждаемых в целях информирования общественности о работе Федерального Собрания – парламента РФ по исполнению его конституционных полномочий.

Основной формой работы комитетов и комиссий Совета Федерации являются их заседания, которые считаются правомочными, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии. Заседание Совета Федерации также правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Совета Федерации.

Заседания Совета Федерации проводятся в Москве. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено. Каждому члену Совета Федерации отводится в зале заседаний Совета Федерации постоянное место, которое, в частности, оформляется табличкой с указанием его фамилии, инициалов, субъекта РФ, который он представляет. Особые места в зале заседаний Совета Федерации отводятся для Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации.

Специальные места в зале заседаний Совета Федерации отводятся для Президента РФ, Председателя Правительства РФ и других высших должностных лиц страны.

По решению Совета Федерации на заседания палаты приглашаются представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, независимые эксперты, ученые и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Советом Федерации вопросам. Присутствие представителей средств массовой информации на открытых заседаниях палаты регулируется Пресс-службой Совета Федерации.

Президент РФ, полномочный представитель Президента РФ в Совете Федерации, Председатель Правительства РФ и другие должностные лица, перечисленные в Регламенте (ст. 52), вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты.

Другие лица, не являющиеся членами Совета Федерации, могут присутствовать на открытых заседаниях только по специальному разрешению, выдаваемому за подписью Председателя Совета Федерации или Руководителя Аппарата Совета Федерации.

Совет Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, председательствующим на заседании палаты, комитетом, комиссией Совета Федерации или группой членов Совета Федерации численностью не менее 30 человек. Решение о проведении закрытого заседания палаты принимается большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем 46 голосами. Содержание закрытого заседания Совета Федерации, сведения, составляющие государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну, могут быть использованы членами Совета Федерации только для их деятельности в Совете Федерации. Председательствующий на заседании информирует членов Совета Федерации и присутствующих на заседании лиц о правилах проведения закрытого заседания и запрете распространения информации, составляющей государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, комитета Совета Федерации по вопросам, отнесенным к его ведению, субъекта РФ либо по предложению не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации. Предложение комитета Совета Федерации или субъекта РФ должно быть поддержано не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации.

Статус и полномочия

Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания ‑‑ парламента Российской Федерации.

В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки; не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации.

Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания ‑‑ парламента Российской Федерации.

В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки; не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации.

Порядок формирования Совета Федерации до 8 августа 2000 года был определен Федеральным законом от 5 декабря 1995 года № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»: палата состояла из 178 представителей субъектов Российской Федерации ‑ глав законодательных (представительных) и глав исполнительных органов государственной власти (по должности). Все члены Совета Федерации совмещали исполнение обязанностей в палате федерального парламента с обязанностями в соответствующем субъекте Российской Федерации.

8 августа 2000 года вступил в силу Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В состав палаты входили представители, избранные законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или назначенные высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Срок полномочий таких представителей определялся сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, однако по представлению Председателя Совета Федерации полномочия члена Совета Федерации могли быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, в котором осуществлялось его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Членом Совета Федерации мог быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

С 1 января 2011 года с учетом изменений порядка формирования Совета Федерации, внесенных Федеральным законом от 14 февраля 2009 года № 21-ФЗ, кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации мог быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации обязан в установленный Федеральным законом срок сложить полномочия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутата представительного органа муниципального образования.

1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществлялось соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок полномочий указанного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации мог быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, непосредственно предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации, либо в совокупности в течение двадцати лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. В определенных законом случаях требование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации не применялось.

Читайте также:
Как забрать ребенка у матери?

С вступлением в силу изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» изменились состав и полномочия Совета Федерации, требования к сенаторам Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону сенатором Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, обладающий безупречной репутацией, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

К кандидатам для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от субъекта Российской Федерации установлено дополнительное требование, согласно которому кандидатом может быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории данного субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, непосредственно предшествующих его выдвижению кандидатом для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от субъекта Российской Федерации, либо в совокупности в течение 20 лет, предшествующих такому выдвижению. В определенных законом случаях требование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации не применяется.

Кандидатом для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа.

Решение о наделении полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято в течение одного месяца со дня первого заседания в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва, в том числе в случае досрочного прекращения полномочий этого органа предыдущего созыва.

Решение о наделении полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем на следующий день после дня его вступления в должность.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о наделении полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от субъекта Российской Федерации, не позднее дня, следующего за днем вступления в силу такого решения, направляет его в Совет Федерации и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, принявший решение об осуществлении полномочий сенатора Российской Федерации, подает в Совет Федерации письменное заявление, подтверждающее такое решение. Заявление может быть подано однократно. Информация об осуществлении полномочий сенатора Российской Федерации Президентом Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий, размещается на официальном сайте Совета Федерации в сети «Интернет» не позднее дня, следующего за днем поступления в Совет Федерации заявления.

Решение о наделении полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации.

Президент Российской Федерации не позднее дня, следующего за днем вступления в силу указа о назначении сенатора Российской Федерации – представителя Российской Федерации, направляет указ в Совет Федерации и размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Полномочия сенатора Российской Федерации – представителя от субъекта Российской Федерации начинаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении его полномочиями сенатора Российской Федерации.

Осуществление полномочий сенатора Российской Федерации Президентом Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий, начинается со дня поступления в Совет Федерации соответствующего заявления.

Полномочия сенатора Российской Федерации – представителя Российской Федерации, назначенного указом Президента Российской Федерации, начинаются со дня вступления в силу этого указа.

Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации.

Сенаторы Российской Федерации осуществляют свои полномочия на постоянной основе.

Заседания Совета Федерации проводятся в городе Москве, как правило, в период с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря, и являются открытыми. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено, а также может быть проведено закрытое заседание.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации, первых заместителей и заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

Почетным Председателем Совета Федерации избран Е.С.Строев (это звание является пожизненным). Е.С.Строеву, а также Председателю Совета Федерации первого созыва В.Ф.Шумейко отведены специальные места в зале заседаний Совета Федерации и рабочие помещения в здании палаты, выданы специальные удостоверения и нагрудные знаки, они наделены правом совещательного голоса и некоторыми другими правами.

Совет Федерации образует комитеты из числа членов палаты. Комитеты Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты.

Совет Федерации может создавать временные комиссии из числа членов палаты. Временная комиссия создается Советом Федерации на определенный срок для решения конкретной задачи. Создание временной комиссии согласовывается с комитетом Совета Федерации, в вопросы ведения которого входит вопрос ведения этой временной комиссии.

Каждый сенатор Российской Федерации обязан состоять в одном из комитетов Совета Федерации. Сенатор Российской Федерации может быть членом только одного комитета палаты. Председатель Совета Федерации не может быть членом комитета Совета Федерации. Первые заместители Председателя Совета Федерации и заместители Председателя Совета Федерации могут состоять в одном из комитетов Совета Федерации. В состав комитета палаты должны входить не менее 11 и не более 21 сенаторов Федерации. Решение об утверждении персонального состава комитета палаты оформляется постановлением Совета Федерации. Комитет Совета Федерации по основным направлениям своей деятельности может образовывать подкомитеты. Член комитета палаты вправе входить в состав любых подкомитетов этого комитета.

Читайте также:
Как обжаловать ответ прокуратуры города?

Советом Федерации образованы:

  • Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству;
  • Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера;
  • Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности;
  • Комитет Совета Федерации по международным делам;
  • Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам;
  • Комитет Совета Федерации по экономической политике;
  • Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию;
  • Комитет Совета Федерации по социальной политике;
  • Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре;
  • Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности.

Решение о реорганизации или ликвидации отдельных комитетов либо об образовании новых комитетов принимается в порядке, установленном Регламентом Совета Федерации.

Комитеты Совета Федерации осуществляют свою деятельность на принципах гласности и свободного обсуждения вопросов. Заседания комитета Совета Федерации, как правило, проводятся открыто. Комитет Совета Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания по предложению членов комитета, а также в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской Федерации. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации.

Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:

Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;

в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты, а федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение четырнадцати дней Совет Федерации его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации.

К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся:

  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • отрешение Президента Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;
  • назначение на должность по представлению Президента Российской Федерации Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации;
  • проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации;
  • проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
  • прекращение по представлению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;
  • заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации.

В ряде федеральных законов на Совет Федерации возложены и другие полномочия, не предусмотренные в Конституции Российской Федерации.

Совет Федерации, равно как и каждый сенатор Российской Федерации, обладает правом законодательной инициативы.

По вопросам ведения Совета Федерации палата большинством голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации, принимает постановления.

Совет Федерации принимает Регламент, в котором детально определяются органы и порядок работы Совета Федерации, участие палаты в законодательной деятельности, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации.

Статус сенатора Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, согласно которой сенаторы Российской Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: