Совет безопасности ООН: что это значит

Разница между Советом Безопасности ООН и Генеральной Ассамблеей ООН

Совет Безопасности ООН против Генеральной Ассамблеи ООНГенеральная Ассамблея и Совет Безопасности ООН являются двумя главными органами Организации Объединенных Наций, международной организации, созда

Содержание:

Совет Безопасности ООН против Генеральной Ассамблеи ООН

Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности ООН являются двумя главными органами Организации Объединенных Наций, международной организации, созданной после Второй мировой войны в 1945 году. ООН возникла на месте Лиги Наций, которая была сформирована группа наций противостоять нацистской Германии и Японии. У ООН была более широкая программа по прекращению войн между государствами-членами путем поощрения их к диалогу. ООН имеет множество дочерних организаций, выполняющих работу в разных частях мира. В ООН шесть основных органов, а именно:

– Советник по безопасности

– Экономический и Социальный Совет

– Совет по опеке ООН

Есть много других важных агентств, работающих от имени ООН, некоторые из них – Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Мировая продовольственная программа (ВПП) и Чрезвычайный детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ).

Совет Безопасности ООН

Это, пожалуй, самый важный орган ООН, поскольку он выполняет долг по поддержанию мира и безопасности во всем мире. Устав ООН уполномочил Совет Безопасности проводить миротворческие миссии в охваченных войной странах. Он также уполномочен налагать международные санкции, как физические, так и экономические, против заблудших членов. Совет Безопасности может даже инициировать военные действия против любого из своих членов, если обстоятельства являются экстремальными. Все полномочия Совета Безопасности наделены его пятью постоянными членами, в числе которых США, Великобритания, Китай, Франция и Россия. Члены SC остаются в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, так что они могут провести любое экстренное собрание в любое время. Помимо этих 5 постоянных членов, есть 15 непостоянных членов SC, срок полномочий которых составляет 2 года и которые избираются из числа стран-членов.

Особенностью SC является его система вето, при которой каждый постоянный член имеет право вето. Это означает, что он может предотвратить принятие предложения, используя свое право вето. Согласно уставу ООН, СБ может вмешиваться в любую ситуацию, которая может вызвать международный спор или трения.

Генеральная Ассамблея ООН

Это один из главных органов ООН, в который входят все государства-члены. В ООН 192 государства-члена. Он в основном участвует в составлении бюджета ООН, назначении непостоянных членов Совета Безопасности и вынесении рекомендаций ООН относительно его различных органов и агентств. Эти рекомендации называются резолюциями Генеральной Ассамблеи. Голосование в Генеральной ассамблее происходит по ряду вопросов, таких как прием или исключение членов, бюджетные соображения, выборы членов в различные органы и т. Д. Все рекомендации Генеральной ассамблеи принимаются большинством в две трети голосов, и каждая страна имеет один голос. только. Генеральная Ассамблея может давать рекомендации по всем вопросам, кроме мира и безопасности, которые находятся в ведении Совета Безопасности.

Разница между Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей

Ясно, что и Совет Безопасности, и Генеральная Ассамблея являются важными органами Организации Объединенных Наций, выполняющими разные функции. Они похожи в том смысле, что оба работают на одну и ту же цель ООН – предотвращение войн и споров между государствами-членами. Они также похожи в том смысле, что оба находятся под руководством Генерального секретаря Организации Объединенных Наций. Однако есть много явных отличий.

Различия между СБ ООН и ГА ООН:

Совет Безопасности ООН состоит из 5 постоянных и 15 непостоянных членов, всего 20 членов; Генеральная Ассамблея ООН насчитывает 192 члена.

В то время как Генеральная Ассамблея демократична в том смысле, что каждый член, каким бы могущественным он ни был, имеет один голос, Совет Безопасности состоит из 5 супердержав мира, которые могут предпринимать односторонние действия на основе своего права вето.

Генеральная Ассамблея занимается всеми вопросами, кроме международного мира и безопасности, которые являются исключительной прерогативой Совета Безопасности.

Совет безопасности ООН: что это значит

Организация Объединенных Наций является наиболее универсальной системой, упорядочивающей современные международные отношения, высшим носителем и стра­жем современного международного права и в этом качестве пользуется наивысшим моральным авторитетом.

Но даже этот факт не превращает ООН в идеальный механизм, все функции которого были бы реализованы в полной мере. По­этому еще со второй половины прошлого столетия мировое сообщество начало обсуждение особой необходимости в ре­формировании Организации. Ключевым органом ООН яв­ляется Совет Безопасности, который отвечает за сохранение глобальной безопасности и соблюдение норм международ­ного права в данной сфере.

Проблемы совершенствования управления междуна­родной системой и перспективы развития ООН, деятель­ность которой в некоторых сферах признается недостаточно эффективной, уже не одно десятилетие находятся в центре внимания мирового сообщества и являются остро дискус­сионными вопросами среди зарубежных и отечественных правоведов, часть из которых даже ставит под сомнение це­лесообразность самого существования созданной странами антигитлеровской коалиции Организации Объединенных Наций, которая, по их мнению, является, «по своей сути, реликтом прошлой исторической эпохи и не отвечает новым реалиям».

Читайте также:
Воздушное пространство РФ: что это значит

В настоящее время не только специалисты-международ­ники, но и представители неправительственных организаций выдвигают идеи коренной реформы ООН и радикального пересмотра её Устава.

По мнению Т. А. Дундуковой, целью преобразований должно стать укрепление центральной координирующей роли ООН в мировых делах, повышение эффективности Ор­ганизации, ее способности оперативно и качественно реаги­ровать на вызовы и угрозы современности.

Ученые уже выделили причины необходимости ре­формировать ООН. Главная – необходимость укрепить ав­торитет ООН перед лицом международного сообщества. Вторая причина, не менее важная, – это необходимость по­высить легитимность ее решений и обеспечить более пред­ставительный состав одного из главных ее органов – Совета Безопасности. Третья причина реформирования ООН – не­обходимость адаптации всех ее учреждений и структур к современным мировым условиям, в том числе и к условиям глобальной неопределенности. Основной, но в то же время наиболее сложной и противоречивой является реформа Со­вета Безопасности ООН, которая бы сделала работу органа вновь эффективной. Как отмечает «самой сложной пробле­мой среди иных проблем совершенствования деятельности ООН является организационная реформа Совета Безопас­ности – уникального инструмента по обеспечению междуна­родной безопасности, учитывая его легитимность и полноту полномочий.. .».

В настоящее время в адрес Совета Безопасности выска­зываются резкие критические суждения, прежде всего, за не­способность применения всего арсенала средств и методов воздействия в случаях усиления международной напряжен­ности, опасной для международной безопасности.

Реформа Совета Безопасности ООН включает разработ­ку новых подходов к категориям членского состава, право вето, представленность регионов в Совете, отношения между Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей ООН и ра­бочие методы СБ ООН. Актуальным направлением следует считать расширение состава Совета Безопасности, охватыва­ющее множество проблем, связанных с расширением состава постоянных членов, правом вето, укреплением потенциала Совета Безопасности в предотвращении и урегулировании конфликтов и повышении оперативности в исполнении его решений по проведению операций ООН по поддержанию мира.

Основные предложения по реформированию ученые разделяют на три категории: состав Совета Безопасности, вопрос применения права вето, «инструменты» реализации решений данного органа.

Однако существует множество дискуссионных вопросов по этому поводу. Самым остро дискуссионным и по сей день является вопрос о статусе права вето. Сущность права вето состоит в том, что постоянный член Совета Безопасности мо­жет не допустить принятие Советом любого решения, кроме процедурного, если считает его противоречащим целям и принципам ООН или национальным интересам государства, в отношении которого выносится решение. Таким образом, наделяя постоянных членов Совета Безопасности ООН пра­вом вето, Устав ООН гарантирует, что решения, за которые постоянный член Совета Безопасности должен нести специ­альную ответственность, будут приниматься только с его со­гласия, тем самым повышая уровень их ответственности за последствия принимаемых решений, что должно способ­ствовать укреплению международной безопасности. Право вето должно являться своего рода стабилизатором, обеспе­чивающим коллегиальный характер деятельности Совета Безопасности, «свободного от насилия и диктата со стороны кого бы то ни было».

Однако на практике постоянные члены Совбеза неред­ко применяют право вето не в интересах сохранения мира и безопасности, а исходя из собственных интересов и инте­ресов государств-союзников. Как справедливо указывается в литературе, наличие права вето приводит к тому, что многие жизненно важные вопросы даже не ставятся на обсуждение, поскольку изначально ясно, что необходимая резолюция не будет принята.

На наш взгляд, наиболее спорным пунктом данной ре­золюции является предложение о предоставлении новым постоянным членам равных прав с нынешними постоян­ными членами, в частности, право вето. Однако существует опасность, что расширение СБ ООН, и, в частности, предо­ставление новым постоянным членам права вето, приведёт к опасному дисбалансу сил на мировой арене, а также вызовет затруднения при принятии согласованных решений по клю­чевым вопросам, поскольку небольшой численный состав СБ ООН способствует оперативному проведению его заседаний и акций. Таким образом, на наш взгляд, в настоящее время, с учётом трансформирующегося миропорядка, ООН находит­ся еще далеко от консенсуса по таким ключевым вопросам как масштабы расширения Совета Безопасности ООН, уве­личение числа постоянных членов и право вето.

Среди основных проблем следует назвать проблему регионального представительства. Ряд регионов уже пред­ставлен в сегодняшнем составе Совета Безопасности ООН. В настоящее время в СБ не допредставлены развивающиеся страны, тогда как множество конфликтов в последние годы возникают как раз в этих государствах. Ряд стран полагают, что состав членов Совета Безопасности надо увеличить и в категории непостоянных, и в категории постоянных членов (Германия, Япония, Индия и Бразилия). Другие считают, что следует увеличить численный состав лишь за счет непостоян­ных членов (Аргентина, Канада, Колумбия и др.).

Читайте также:
Аренда жилого помещения: что это значит

Некоторые авторы полагают, что реформа Совета Без­опасности ООН создает риск существенного перераспреде­ления политического влияния и в том числе регионального политического представительства в сравнении со сформиро­вавшимся к настоящему моменту.

Реформа Совета Безопасности ООН не ограничивается лишь расширением численности его состава или спорами о применении или ограничении права вето. Длительное время идут споры об активизации деятельности Военно-штабного Комитета и образования вооружённых сил ООН в качестве действенного способа, подавляющего рост терроризма, меж­религиозных и межэтнических конфликтов.

Думается, следует согласиться с К. И. Шафоростовой в том, что наиболее рациональной выглядела бы следующая формула предполагаемой реформы:

– расширить орган на 5 новых участников, без наделения их правом вето;

  • раз в 20 лет делать пересмотр этого состава и обнов­лять его (период, за который может значительно меняться глобальный баланс сил);
  • новых участников привлечь на основе вышеуказанных критериев отбора, предложенных в 2005 году;
  • нынешних постоянных членов СБ отставить в их ста­тусе.

В остальном же целесообразно реализовывать существу­ющий потенциал данного органа.

Такое решение представляется достаточно умеренным по масштабам предлагаемых изменений. А с другой сторо­ны, создает необходимые условия для максимально досто­верного и справедливого отражения расстановки сил на ми­ровой арене без угрозы эффективности работы органа.

В заключение можно сделать следующие выводы.

Необходимость реформирования Совета Безопасности требует от государств-членов ООН предпринять все усилия, чтобы на основе диалога достичь компромиссного решения, и в конечном итоге сформулировать проект приемлемого для всех стран варианта организационной реформы Совета Безопасности с тем, чтобы он более эффективно выполнял свою основную функцию, обозначенную Уставом Организа­ции Объединенных Наций – поддержание международного мира и безопасности.

Представляется важным сделать акцент на раскрытии и умножении нынешнего потенциала Совета Безопасности ООН в решении ключевых современных международных проблем. Недавними примерами такой успешной работы Совета стал его вклад в ликвидацию химического оружия в Сирии, решение иранского ядерного вопроса, а также при­нятые им меры в антитеррористической области.

АЛИЕВА Мадина Низамовна
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Дагестанского государственного университета

ГАЛИМОВА Севиль Руслановна
магистрант 2 курса кафедры конституционного и международного права Дагестанского государственного университета

Совет Безопасности ООН – итоги 2020 года

Почему универсальная международная организация не занималась в минувшем году вопросами «пандемии»

2020 год стал довольно значимым для деятельности Совета Безопасности ООН – главного органа Организации Объединённых Наций.

Всего Совбезом было принято 56 резолюций. Среди основных – миротворческие операции, положение на Ближнем Востоке и в Африке. Однако самый важный, казалось бы, вопрос Совет Безопасности своим вниманием обошёл (об этом в самом конце статьи).

В 45 случаях резолюции принимались единогласно, но в отношении ряда проектов постоянные члены Совета применяли право вето. Такими проектами стал, например, проект по иранской ядерной программе в августе (против голосовали Россия и Китай). Право вето дважды применяли США, Британия и Франция (по проектам резолюций о ситуации в Сирии). Несмотря на единогласную поддержку остальных членов Совбеза, 31 августа 2020 г. США в одиночестве применили вето по проекту резолюции о борьбе с международным терроризмом.

По ряду резолюций за них не голосовали постоянные члены, но они и не голосовали против, давая возможность этим резолюциям быть принятыми. Среди таких резолюций: № 2556 по Демократической Республике Конго (воздержалась Россия); № 2551 по ситуации в Сомали (воздержались Россия и Китай); № 2547 по ситуации на Гаити (воздержались Россия и Китай); № 2542 по ситуации в Ливии (воздержались Россия и Китай); № 2533 по ситуации в Сирии (воздержались Россия, Китай и Доминиканская Республика); № 2521 по ситуации в Южном Судане (воздержались Россия, Китай и Южная Африка). Наиболее принципиальным воздержанием России стало принятие резолюции по рассмотрению деятельности т. н. Остаточного механизма по уголовным трибуналам («правопреемника» Международного трибунала по бывшей Югославии и Международного трибунала по Руанде).

Одним из наиболее ожесточённых столкновений позиций в СБ ООН в 2020 году вновь явилась ситуация в Сирии. Западные страны неоднократно пытались использовать Совет Безопасности для расправы над САР. России в предыдущие годы приходилось накладывать вето на ряд проектов, предполагавших передачу ситуации в Сирии в Международный уголовный суд. В 2020 году западные «партнёры» пытались продавливать проекты резолюций, предусматривавшие вмешательство в сирийский конфликт (в том числе под видом оказания гуманитарной помощи). Беспрецедентная битва проектов состоялась 7-11 июля 2020 г., когда прошло пять голосований подряд, но ни один из проектов не был принят. За западные проекты дважды расклад голосов был тринадцать против двух, а за российский – дважды четыре против семи (при четырёх воздержавшихся). При этом западные страны не желали идти на компромиссы, которые им предлагала Россия. Так, Россия была готова проголосовать за германо-бельгийский проект, но потребовала, чтобы в резолюцию была включена обязанность генсека ООН доложить о «прямом и косвенном воздействии односторонних принудительных мер, введенных в отношении Сирии, на гуманитарную ситуацию». Однако российская поправка была отвергнута демонстративно, пренебрежительно. Вот, например, как голосовала по представленным Россией поправкам Бельгия: «Бельгия голосует против… Наша делегация не намерена выступать с разъяснением мотивов голосования». Столь же пренебрежительно был отвергнут компромисс, предложенный Китаем. Тем не менее эпопея завершилась уже на следующий день, когда резолюция по Сирии была принята 12 голосами за при 3 воздержавшихся (воздержались Россия, Китай и Доминиканская Республика).

Читайте также:
Правильно используем материнский капитал

Следует выделить также коллективную обструкцию, устроенную западными странами и их сателлитами по проекту резолюции, представленной Россией в последний день её председательства в Совете Безопасности 30 октября 2020 года. Против российского проекта, касающегося роли женщин в обеспечении мира и безопасности, не проголосовало ни одно государство, но 10 стран воздержались, сделав принятие резолюции невозможным. Пять членов СБ, несмотря на невиданное давление, российский проект поддержали (Китай, Южная Африка, Вьетнам, Индонезия).

Среди основных событий, произошедших в СБ ООН, следует также назвать феерический провал американского проекта резолюции, касающийся Ирана. Феерию данному провалу создало не то, что США оказались в одиночестве при голосовании (такое случалось и ранее), а то, что это произошло по проекту, представленному самими США! Такую «свинью» американские сателлиты ещё ни разу не подкладывали Вашингтону.

Среди событий 2020 года стоит отметить и развитие неформальных заседаний Совета, проводимых по т. н. формуле Аррии. Работа российской дипломатии в рамках таких заседаний не раз ставила в тупик западных «партнёров», которые были вынуждены заслушивать независимых экспертов и должностных лиц ООН, не входящих в число «готовых на все услуги». В связи с этим начались попытки некоторых членов Совбеза воспрепятствовать проведению подобных заседаний: эти члены СБ не приходили на заседания сами и возражали против их веб-трансляции через платформу Интернет-ТВ ООН. Так было, в частности, с заседаниями по формуле Аррии, организованными Россией в мае 2020 г. по ситуации в Крыму, а также в декабре 2020 г. по Минским соглашениям. В ответ российский МИД заявил, что будет действовать на основе взаимности.

Тем не менее под занавес года Россия и США продемонстрировали возможности совместной работы и представили подчеркнуто совместный (только Россия и США!) проект по ситуации на Ближнем Востоке, который и был принят в качестве Резолюции СБ ООН № 2555.

Разногласия, выразившиеся в форме голосования против или воздержания касались лишь десяти проектов. С одной стороны, это много. Однако, с другой стороны, это показывает, что дискредитация Совета Безопасности и ООН в целом не удалась, хотя рядом стран такая цель преследовалась.

В наступившем 2021 году кресла новых непостоянных членов Совета заняли Индия, Ирландия, Кения, Мексика и Норвегия. Председателем в январе стал Тунис.

И в заключение ещё об одном событии в СБ ООН – не произошедшем. В некоторых обстоятельствах не произошедшие события значат больше, нежели состоявшиеся. К таким событиям можно отнести реакцию Совбеза на «пандемию». Казалось бы, масштаб всего происходящего в мире с начала 2020 года под кодовым названием «COVID-19» предполагал участие в нём Организации Объединённых Наций как самой универсальной международной организации. Однако нет! Даже структура ООН, которая должна вроде бы непосредственно заниматься «пандемией» – ВОЗ, лишь имитирует такую деятельность.

Важно подчеркнуть: несмотря на утверждения о том, что ВОЗ «объявила всемирную пандемию», в действительности это не так. В марте 2020 года заявление о «пандемии» было сделано не ВОЗ как международной организацией, а её генеральным директором Тедросом Адханом Гебреисусом. Более того: директор ВОЗ вообще ничего не «объявлял», он лишь сообщил, что, по его мнению, ситуация «может рассматриваться» как пандемия. (1) Кстати Гебреисус не врач; он дипломат, бывший министр иностранных дел Эфиопии…

Читайте также:
Кто будет арбитражным управляющим?

Что было дальше? Во-первых, были некие рекомендации, направлявшиеся чиновниками ВОЗ (обратим внимание: не государствами-членами ВОЗ, а именно чиновниками, что лишает данные рекомендации международного, то есть согласительного, характера). Во-вторых, эти рекомендации настолько необычны, что вызывают новые вопросы. Например, инструкция ВОЗ о методике установления причин смерти во время пандемии COVID-19 (2); её трудно назвать адекватным ответом на происходящее.

На фоне бездействия ВОЗ необычно выглядит и молчание Совета Безопасности ООН. Несмотря на то, что СБ почти весь год собирался в удалённом формате, единственная резолюция по вопросам «пандемии» касалась призыва к сторонам происходящих в мире конфликтов «приостановить вооружённые действия на время пандемии». Столь пустую, беззубую реакцию можно объяснить лишь одним: в Совете Безопасности ООН нет даже минимального согласия по соответствующему кругу вопросов.

Стоит обратить внимание на инициативу Российской Федерации по представлению проекта резолюции по борьбе с пандемией COVID-19 в Генеральную Ассамблею (ГА ООН). И факт представления данного проекта не в СБ, а в ГА, и итог этой инициативы говорят о явном нежелании ряда государств принимать какие-либо решения на универсальном уровне.

Кроме российских предложений имеются и другие варианты, которые ранее были использованы Советом, но о них не вспоминают. Речь идёт о решении, которое было принято в 2014 г. в резолюции СБ ООН № 2177 (2014) по ситуации в Западной Африке, когда вспышку эпидемии, вызванной вирусом Эбола, Совет квалифицировал как «угрозу международной безопасности». Впервые в истории ООН эпидемия получила такую квалификацию! А квалификация эта стоит многого – через неё активируются чрезвычайные полномочия Совета Безопасности по главе VII Устава ООН! Однако на этот раз Совет Безопасности промолчал. 2021 год должен показать, как будет развиваться ситуация с «пандемией» и в медицинском, и в общественно-политическом плане.

Заглавное фото: «Пандемический» формат заседаний Совета Безопасности ООН, применяемый с марта 2020 года

Примечания

(1) Дословно Гебреисус сказал: « We have therefore made the assessment that COVID-19 can be characterized as a pandemic». Уклончивость слов чиновника налицо: директор ВОЗ говорит we (мы), но избегает употреблять название возглавляемой им организации.
(2) Желающие могут ознакомиться с этим чиновничьим творчеством на официальном сайте ВОЗ.

«Глубокие реформы Совбеза ООН практически неосуществимы»

Эксперт «Валдая» Рейн Мюллерсон — о причинах неэффективности ключевого элемента международной безопасности

На протяжении 75 лет своего существования Совет Безопасности ООН далеко не всегда оправдывал надежды, возложенные на него после двух мировых войн, которые (как говорится в уставе ООН) за одно поколение «принесли человечеству невыразимое горе». Тем не менее он внес существенный вклад в достижение основных целей ООН. Одной из достаточно эффективных областей его работы стала миротворческая деятельность, хотя ее ведение прямо не предусмотрено уставом ООН. Такие миссии иногда в шутку называют органами, созданными согласно «главе VI с половиной» Устава (в главе VI говорится о роли Совбеза в мирном разрешении международных споров.— “Ъ” ). Именно с ними, пожалуй, связаны самые большие успехи в работе ООН, благодаря чему организация была удостоена в 1988 году Нобелевской премии мира.

Эксперт «Валдая» Рейн Мюллерсон

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ / купить фото

Эксперт «Валдая» Рейн Мюллерсон

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ / купить фото

Совбез подошел к своей 75-й годовщине не в лучшей форме. По мнению многих экспертов, дело заключается в том, что состав и правила процедуры Совета перестали соответствовать (а может, изначально не соответствовали) реалиям XXI века и тем проблемам, которые он принес. Они считают, что давно пора провести кардинальную реформу Совета Безопасности. Между тем, как мне представляется, основные факторы, которые не дают возможности главному органу ООН должным образом функционировать, не связаны ни с коронавирусом, ни с позицией администрации президента США Дональда Трампа, ни даже с неактуальностью правил функционирования и формирования совета.

В 1945 году в ООН был 51 член, а в 1965 году, когда количество непостоянных членов Совета Безопасности выросло с шести до десяти, общее членство в организации достигло 117. В настоящее время ООН насчитывает 193 члена.

Это значит, что Совет Безопасности стал еще менее представительным, чем он был изначально. По мнению многих критиков, неэффективность Совета Безопасности объясняется его недемократичностью и в особенности применением или угрозой применения права вето одним или несколькими из его постоянных членов. Кроме того, почему в составе Совета постоянно представлены именно эти пять государств, а не, например, Германия или Япония, опережающие по своему экономическому могуществу некоторых постоянных членов, или Индия — вторая страна мира по размеру населения. Вызывает также вопросы, почему два континента в лице Африки и Южной Америки вообще не представлены в числе избранных.

Читайте также:
Прилежащая зона РФ: что это значит

Мир действительно сильно изменился за 75 лет, прошедших с момента основания ООН. Соответственно, многие выступают за срочную реформу Совета Безопасности, включая реализацию самых радикальных предложений, таких как отмена права вето и увеличение числа постоянных членов. Но чем больше я размышляю над этим, тем меньше верю в возможность и даже необходимость глубокого преобразования Совета Безопасности. Почему?

Во-первых, я исхожу из прагматичной и даже немного циничной логики. В нынешней ситуации проведение таких реформ представляется практически неосуществимым.

Ни один из постоянных членов Совета Безопасности не готов отказаться от права вето.

В лучшем случае, что крайне маловероятно в обозримом будущем, они могут согласиться на добровольное ограничение использования права вето в определенных случаях или при определенных обстоятельствах. Что касается вопроса о включении в число постоянных членов новых стран, например Индии, Германии, Японии или Бразилии, всегда найдется кто-либо, кто будет категорически против включения в совет кого-нибудь из их числа. А для утверждения любых преобразований Совета Безопасности требуется обеспечить совпадение голосов его постоянных членов.

Однако помимо соображений практического характера есть и другие причины, которые заставляют задуматься о целесообразности внесения изменений в Устав ООН. Причина неэффективности Совета Безопасности кроется вовсе не в его составе, наличии или отсутствии права вето или правилах процедуры. Наличие таких недостатков в Уставе ООН совершенно не мешает Совету Безопасности эффективно решать проблемы роста террористической угрозы, распространения межэтнических и межрелигиозных конфликтов, пандемии, киберпреступности, глобального потепления и другие вопросы. Скорее речь идет о геополитической конфигурации, сложившейся в результате столкновения двух противоположных представлений о мире: с одной стороны, сохранение тенденций, сформировавшихся в период однополярного мира 1990-х годов, с другой — принятие нарождающейся многополярности и умение управлять ею.

Хотя особый статус постоянного члена Совета Безопасности может показаться недемократичным, встает вопрос, а что вообще значит демократия в межгосударственных отношениях? Соответствует ли правило «одно государство — один голос» демократическим принципам? При таком раскладе мнение одного китайского избирателя во много тысяч раз уступает по значимости мнению гражданина Науру. Даже в период холодной войны, к которому я не испытываю никакой ностальгии, противовесом надменности и безответственности одной сверхдержавы служили влияние и могущество другой сверхдержавы. Международное право и институты, включая Совет Безопасности, справлялись с поддержанием международного мира и безопасности в силу существования соответствующего баланса сил.

Очевидно, что, если отменить право вето, Совет Безопасности сможет принимать больше резолюций. Но добьется ли он их исполнения? Вряд ли.

В этом случае вполне реалистичны два возможных негативных сценария, которые нельзя считать взаимоисключающими. В первом сценарии совет начинает принимать решения, не имеющие законной силы, и таким образом превращается в совещательный орган. Во втором сценарии попытки добиться принудительного исполнения решений, которые могущественные государства (и не только постоянные члены) считают посягательством на свои жизненные интересы, не только приведет к обострению конфликтов и противоречий, но и может обернуться вооруженными конфликтами.

Главная причина неэффективности Совета Безопасности ООН на современном этапе заключается в столкновении двух противоречащих друг другу видений мира. Если модель однополярного мира возобладает, необходимость в праве вето отпадет, а получение статуса постоянного члена Совета Безопасности утратит свою привлекательность. Кроме того, сам Совет Безопасности может утратить смысл своего существования. Из соображений эффективности имперский центр может доносить свои решения непосредственно до властей на местах, как это было в случае с Гонконгом, пока он находился под контролем Лондона. Возможно, самая секретная информация будет предоставляться членам альянса «Пять глаз» (альянс, который объединяет разведывательные агентства Соединенного Королевства, США, Австралии, Новой Зеландии и Канады.— “Ъ” ) из расчета получения обратной связи, хотя их мнение не всегда будет учитываться. От остальных же будет требоваться лишь неукоснительное повиновение. Но понравится ли такая система другим странам мира, и примут ли они ее появление? Очевидно, что большинство из них нет.

По моему мнению, единственной альтернативой такому миру может стать многополярная международная система, в которой баланс сил рассматривался бы в качестве незаменимого условия мира на Земле, несмотря на все свойственные такой системе недостатки.

Читайте также:
Отчет о финансовых результатах

На сегодняшний момент Совет Безопасности ООН представляется наилучшей структурой для решения вопросов международного мира и безопасности.

Когда действующие постоянные члены прекратят словесную перепалку на заседаниях совета, а за его пределами откажутся от попыток добиться или сохранить военное превосходство и признают, что, несмотря на все различия их систем в политическом, экономическом, социальном, культурном и религиозном плане, им нужно уравновешивать свои интересы, только тогда они, возможно, также найдут способ реформировать Совет Безопасности, чтобы его состав лучше отражал международное сообщество государств XXI века и действовал эффективнее.

Рейн Мюллерсон, эксперт клуба «Валдай», почетный профессор Таллиннского университета, профессор и заведующий кафедрой международного права в Королевском колледже Лондона (1994–2009 годы), первый заместитель Министра иностранных дел Эстонии (1991–1992 годы)

Формы допуска секретности, запрещающие выезд за границу

Ограничения выезда за границу оговаривается в трудовом договоре, с которым знакомится сотрудник спецслужб, потом ставит свою подпись. Срок ограничения на выезд за рубеж действует в течение определённого времени после увольнения из органов.

Что означает допуск к государственной тайне

Государственная тайна – это комплексное понятие, которое включает в себя ряд сведений, разглашение или использование которых без надлежащего разрешения может нанести ущерб интересам государства.

Поступая на службу на оборонное предприятие либо устраиваясь по контракту в ФСБ, ФСО либо МВД, кандидат должен знать, что в случае зачисления его в ряды сотрудников, ему будет оформлен допуск к государственным тайнам.

Данный допуск является проявлением доверия, за которое нужно платить.

Доступ к гостайне получает гражданин РФ, который занимается следующими видами деятельности:

  • оперативно-розыскной;
  • разведывательной;
  • экономической;
  • контрразведывательной;
  • внешнеполитической;
  • военной.

Какие ограничения связаны с допуском секретности

  • выезд за границу (ознакомиться с правилами выезда госслужащих можете на нашем сайте);
  • распространение секретной информации;
  • права на неприкосновенность частной жизни.

Если перед номером приказа не было нулей, то это было предназначено для общего пользования.

Например: приказ номер 123. Такие приказы публиковались в печати и эфире. Например, приказ о призыве и демобилизации.

Есть документы, которые предназначаются только для служебного пользования (обозначение ДСП). Этот гриф ставится на не секретные документы органов государственной власти. Ограничение распространения их продиктовано служебными причинами.

Такие приказы никаких секретных сведений не несут, но используются только в рабочее время. В основном такие приказы даются для несения внутренней службы. Например, приказ заступить в наряд, или приказ на отправку на какие-нибудь работы.

Если в номере документа пишется ноль (0123), то ставится гриф “Секретно”.

Если перед приказом значится два нуля (00123), то ставится гриф «Совершенно Секретно». Если перед приказом значится три нуля (000123) или ОВ, то ставится гриф: «Документы особой важности».

За нарушение режима секретности при работе с документами с нулями или Особой Важности наступает уголовная ответственность.

Ограничения выезда за границу

Существует 3 формы допуска секретности:

  • 1-я (000 или ОВ);
  • 2-я (00);
  • 3-я (0).
1 форма допуска

1 уровень допуска секретности позволяет работать с секретными сведениями особой важности. Имеются в виду данные, разглашение которых может причинить ущерб обороноспособности страны, разведке/контрразведке и науке.

Информация особой важности носит конкретный характер. В случае её обнародования под угрозу ставится безопасность всей державы.

1 форма допуска оформляется:

  • сотрудникам прокуратуры;
  • силовикам;
  • сотрудникам особых армейских подразделений;
  • некоторым научным организациям.
2 форма допуска

2 форма допуска секретности предполагает работу со сведениями, которые находятся под грифом «Совершенно секретно».

Она оформляется сотрудникам:

  • органов законодательной власти;
  • исполнительной власти;
  • научно-исследовательских институтов;
  • организаций, связанных с оборонным производством;
  • научно-исследовательских институтов.

А также 2 степень оформляется руководству компаний, работающих с государственными заказами, которые предполагают знакомство с секретными данными.

3 форма допуска

3 форма считается самой низкой степенью допуска и позволяет работать с документами под грифом “Секретно”. Её оформление в 90% случаев является формальностью.

Большей части сотрудников она требуется для знакомства с документами, которые имеют гриф «Для служебного пользования», и их применения.

Каким образом налагается ограничение и запрет выезда

Человек, имеющий 1 форму допуска, не имеет права на выезд за границу в течение 5 лет. Если сотрудник работает с очень важными сведениями, то продолжительность запрета может быть увеличена ещё на 5 лет. Общий срок при этом составляет 10 лет.

Также был принят Федеральный закон 16.12.2019 № 433-ФЗ, по которому бывшие сотрудники ФСБ не могут выезжать в течение 5 лет за границу.

Решение по данному вопросу принимается межведомственной комиссией по защите государственной тайны.

Читайте также:
Идентификационная экспертиза письма: что это значит

Наличие 1 степени допуска не означает, что сотрудник «автоматом» лишается возможности путешествовать.

Решение об ограничении может быть принято с учётом следующих факторов:

  • страна, которую сотрудник выбирает для заграничной поездки;
  • сроки путешествия и его цель;
  • уровень секретности сведений на момент подачи заявления.

Сотрудник, имеющий 2 форму допуска секретности, не имеет право выезжать за пределы России в течение 5–10 лет.

Срок ограничения на заграничные поездки действует не с момента оформления допуска, а тогда, когда сотрудник начинает работать с секретными данными.

Ограничения при 1 и 2 уровне допуска выглядят так:

  • оформляется загранпаспорт в УФМС только после согласования с ФСБ;
  • если ФСБ не разрешает сотруднику покидать Россию, то загранпаспорт ему не выдаётся;
  • срок оформления паспорта при одобрении ФСБ – до 2 мес.

У сотрудников, имеющих 3 форму допуска, практически нет ограничений, связанных с выездом за рубеж. Одновременно они обязаны предупреждать о стремлении выехать за границу своего нанимателя, либо режимный отдел.

Дополнительно такой сотрудник обязан:

  • быть готовым к тому, что во время проверки, которая следует перед поездкой за границу, сотрудниками ФСБ будут изучаться факты его личной жизни, период проверки зависит от того, где именно работает человек, и чем он занимается;
  • соблюдать правила работы с секретной информацией.

Ограничения, касающиеся распространения секретной информации

Ограничения касаются только сотрудников, имеющих 1 и 2 форму допуска. Им запрещается разглашать секретные сведения, а также использовать их по своему усмотрению.

Запрещено также перевозить и применять по собственному усмотрению образцы изобретений, на которые распространяется режим государственной тайны.

  • прототипов;
  • моделей;
  • чертежей.

Приборы, которые предназначаются для секретных разработок, вообще не разрешено применять вне служебного помещения.

Сотрудник не может оперировать секретными данными в ходе диспута или использовать их в своих докладах и научных работах.

Ограничения, связанные с личной жизнью

Когда человек поступает на работу, его анкетные данные поступают на изучение в ФСБ.

Сотрудники службы безопасности направляют запросы в следующие организации:

  • школу;
  • вуз;
  • ЗАГС;
  • полицию.

Это требуется для проверки всех поступивших сведений. Проверяется не только претендент на допуск, но и все члены его семьи. А также сотрудники ФСБ получают информацию о банковских операциях и о различных сделках.

Определённые ограничения актуальны только во время проверки. В остальное время частная жизнь сотрудника является неприкосновенной.

Заключение

Когда человек расторгает контракт с нанимателем или уходит на пенсию, допуск к государственной тайне прекращается.

Но также гражданину отказывают в допуске к государственной тайне в том случае, если он становится недееспособным, или имеет другие серьёзные отклонения в здоровье. Ещё одна причина отказа в допуске – нахождение под следствием или под стражей.

Нет похожих статей.

Ваш комментарий отправлен и будет опубликован на сайте после модерации

С 1986 по 1993 года работал инженером отдела микроэлектроники и имел 1 форму допуска. С 1993 года 20 лет служил в МВД и имел 2 форму допуска. Никаких проблем с выездом за границу со 2-й формой не имел.

Документы ДСП ( Для служебного пользования) не имеют 0 перед номером, соответственно и нет документов имеющих 000 перед номером, Совершенно секретные документы имеют гриф 00. А так же существуют документы Особой важности, имеющие гриф ОВ.

Как вы сделали загранпаспорт?

1. Формы допуска говорят о том, к каким категориям сведений может быть представлен допуск:
– III форма – секретные
– II форма – совершенно секретные
– I форма – особой важности

О том, что тот или иной документ содержит секретные сведения и уровень секретности говорит не номер, начинающийся на 0 или 00, а гриф на первой странице. Хотя, да, в армейской и некоторых других структурах, секретные документы, действительно начинаются с 0, а совершенно секретные – с 00, но это, скорее, особенности документооборота, а не главное правило. Потому что засекретить можно любой документ, даже если он изначально таким не задумывался.

А ДСП (Для служебного пользования) – вообще никаких допусков не предполагает и никакой ответственности (кроме, возможно, дисциплинарной) за ее разглашение не следует.

2. Нет никаких заранее оговоренных категорий граждан или структур, которым оформляются допуски. Более того, любой гражданин может обратиться с заявлением в ФСБ, чтобы они провели проверочные мероприятия и оформили допуск. И они проверят и оформят даже допуск по I форме, конечно, если оснований для отказа не найдут. Вот только само наличие допуска не говорит о том, что ты теперь можешь заходить во все учреждения и требовать ознакомления с секретными данными.

Читайте также:
Возбуждение уголовного дела: что это значит

Для ознакомления, тебе нужно обратиться в секретную часть (отдел, который обеспечивает соблюдение режима секретности), и написать заявление об ознакомлении, обосновать запрос (пояснить над чем ты сейчас работаешь и каким образом эти сведения тебе могут помочь), заполнить формуляр, ознакомиться с документом и расписаться об ознакомлении. Причем это совсем не значит, что ты можешь зайти в секретный архив и начать читать все, что там есть, тебе принесут только тот документ, который ты запросишь.

Немного проще обстоит обстоит дело в случае, если ты работаешь в среде, где все допущены и непосредственно работают с секретными материалами. Там, обычно, церберский режим включается на входе, а внутри обращение с документами гораздо проще.

Чаще всего заявления о проведении проверочных мероприятий и оформлении допуска пишут призывники, которые хотят попасть в службу на ЗАС или похожие объекты. Проверочные мероприятия могут занять от трех месяцев до двух лет, поэтому, военкоматы набирают на секретные позиции тех, кто оформлением допуска озаботился заранее. Поэтому студенты, которые определись с выбором, идут в ФСБ, пишут заявления, получают допуски… А их потом на медкомиссии признают негодными к службе, вручают военники, и не могут они получить загранпаспорта еще несколько лет.

3. Теперь о поездках.
Прямых запретов на выезд нет. Могут возникнуть проблемы с получением загранпаспорта. Потому что метка о допуске есть, значит внимание повышенное. Смотрят, с какими документами ты работал и работал ли вообще, могут отказать в выдаче загранника. Но если он у тебя уже есть то можешь выезжать. Тут система построена таким образом, что, чаще всего, твой загранпаспорт лежит в сейфе у шефа и он уже сам решает отпустить тебя или нет.

А вообще, я лично знаю гражданина другой страны, который вообще не имеет ни гражданства России, ни даже вида на жительство, которому оформлен допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Естественно, он летает по всему миру, и никто ему выезжать из России не запрещает.

Статья 2. Определение секретной информации

Статья 2
Определение секретной информации

а) в Российской Федерации:

защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. В зависимости от ущерба, который может быть нанесен безопасности, политическим или экономическим интересам Российской Федерации вследствие несанкционированного распространения секретной информации, установлены следующие степени секретности секретной информации и соответствующие этим степеням секретности грифы секретности для носителей секретной информации:

“Особой важности” – сведения, относящиеся к области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей;

“Совершенно секретно” – сведения, относящиеся к области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам федерального органа исполнительной власти или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей;

“Секретно” – сведения, относящиеся к области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам организации Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

В соответствии с законодательством Российской Федерации информация с грифами секретности “Особой важности”, “Совершенно секретно” и “Секретно” относится к государственной тайне;

“Для служебного пользования” – сведения, касающиеся деятельности уполномоченных органов, содержащие информацию ограниченного распространения, не составляющие государственную тайну;

б) в Республике Таджикистан:

защищаемые государством сведения в сфере обороны, экономики, внешних отношений, государственной безопасности и охраны правопорядка, распространение которых может нанести ущерб безопасности Республики Таджикистан. Сведения, составляющие государственную тайну, делятся на сведения особой важности, совершенно секретные и секретные:

“Особой важности” – сведения в сфере обороны, экономики, внешних отношений, государственной безопасности и охраны правопорядка, распространение которых может нанести ущерб безопасности Республики Таджикистан в одной или нескольких из перечисленных сфер;

“Совершенно секретно” – сведения в сфере обороны, экономики, внешних отношений, государственной безопасности и охраны правопорядка, распространение которых может нанести ущерб интересам министерств (ведомств) или отрасли экономики Республики Таджикистан в одной или нескольких из перечисленных сфер;

“Секретно” – все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Республики Таджикистан в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения и организации в сфере обороны, экономики, внешних отношений, государственной безопасности и охраны правопорядка;

“Для служебного пользования” – сведения, содержащие служебную информацию ограниченного распространения органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций.

Читайте также:
Банкротство юридического лица: что это значит
>
Сопоставимость степеней секретности
Содержание
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимной защите секретной информации.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Гостайна: что это, какая информация считается государственной тайной

  • Государственная тайна — что это такое?
    • Существующие уровни секретности
  • Что не может являться государственной тайной?
  • Кому предоставляется допуск к государственной тайне?
  • Как происходит процедура оформления допуска к государственной тайне?
  • Кто не может быть ознакомлен с государственной тайной?
  • Привилегии и ограничения
  • Мгновенная консультация юриста

В Российском законодательстве есть такое понятие, как государственная тайна. Этот статус присваивается определенной информации, которую по каким-либо причинам нельзя разглашать посторонним лицам и размещать в свободном доступе. Многие ошибочно полагают, что государственная тайна — это что-то такое, с чем встречаются исключительно военнослужащие и лица, связанные с Вооруженными Силами РФ. На самом деле это не так. С необходимостью ознакомления с информацией, представляющей собой государственную тайну, может столкнуться практически любой гражданин, который работает в каком-либо государственном учреждении.

Государственная тайна — что это такое?

Государственная тайна — это статус, который присваивается определенной информации, публикация которой в свободный доступ может нанести какой-либо ущерб безопасности государства.

На Заметку: Понятие «государственная тайна» в том или ином виде существует абсолютно в каждом государстве. Однако граждане одной страны, привлеченные к ознакомлению с секретной информацией, обязаны делать это только в отношении своего государства. Если они в связи с какими-либо обстоятельства получили сведения, являющиеся государственной тайной другой страны, то они не обязаны хранить информацию в секрете. Однако при этом при посещении этого государства они могут быть привлечены к ответственности.

В Российской Федерации практика наложения статуса «государственная тайна» используется в следующих сферах:

  1. Военная безопасность. Обычно засекречивают информацию, связанную с новым передовым вооружением, расположением секретных воинских частей и закрытых военных городов и т. д.
  2. Внешнеполитическая безопасность. Государственной тайной могут являться результаты международных переговоров, договоры, заключенные между двумя странами и т. д.
  3. Экономическая безопасность. Гостайной могут являться сведения о финансовом состоянии Российской Федерации в определенной сфере и т. д.
  4. Разведывательная и контрразведывательная безопасность. Статус «государственная тайна» присваивается данным по борьбе с терроризмом, об охране границ, о доступных средствах правительственной экстренной связи и т. д.

Правом ознакомления и, соответственно, засекречивания информации на государственном уровне, помимо верховного главнокомандующего в лице президента Российской Федерации, также обладают руководители и уполномоченные сотрудники ряда учреждений. Их полный список закреплен в положения Указа Президента РФ №90 от 11 февраля 2006 года.

Существующие уровни секретности

Российском законодательством предусматривает классификация секретности информации по трем уровням. Их также часто называют «грифами». Информация может являться:

  • особо важной;
  • секретной;
  • совершенно секретной.

К информации особой важности относятся сведения, размещение которых в свободном доступе может нанести ущерб России как государству. К секретной информации относятся данные, размещение которых в свободном доступе чревато ущербом в отношении государственных предприятий и организаций, например, заводов по производству вооружения. К совершенно секретной информации относятся данные, размещение которых в свободном доступе может нанести ущерб различным министерствам, экономическим и отраслевым ведомствам и т. д.

Решение о присвоении каким-либо данным статуса «государственная тайна» принимается руководством и уполномоченными сотрудниками соответствующих учреждений и ведомств. В свою очередь решение о типе используемого грифа секретности и целесообразности его применения принимается специальной государственной комиссией.

На Заметку: Сведения, имеющие гриф «для служебного использования» или «коммерческая тайны» не имеют ничего общего с государственной тайной. Защищать данные таким образом могут только частные организации предприниматели в соответствии со своими локально-нормативными актами, действующими в пределах юрисдикции их компании.

Что не может являться государственной тайной?

С законодательной точки зрения нет каких-либо отдельных ограничений по типу информации, какая может являться государственной тайной, а какая не может. Однако есть исключения. Некоторые данные ни при каких обстоятельствах не могут быть засекречены. К таковым относятся сведения, касающиеся:

  • чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • экологической безопасности;
  • здравоохранения;
  • санитарной безопасности;
  • демографии;
  • системы образования;
  • культуры;
  • сельскохозяйственной деятельности;
  • уровня преступности;
  • льгот, преференций, привилегий и каких-либо других послаблений, доступных для населения, должностных лиц, государственных и частных предприятий и компаний;
  • фактов нарушения прав и свобод человека;
  • состояния золотого запаса Российской Федерации;
  • состояния имеющихся у Российской Федерации валютных резервов;
  • здоровья граждан, занимающих высшие должности в государственном аппарате Российской Федерации (президент, премьер-министр, министры, военные и т. д.) — касаются только тех ситуаций, когда ущерб, нанесенный здоровью, имеет непоправимый характер;
  • фактов нарушения действующего законодательства работниками государственных учреждений, включая сотрудников правоохранительных органов, дипломатических служащих, военных и т. д.
Читайте также:
Ответственность за причинение вреда

Кому предоставляется допуск к государственной тайне?

Некоторые граждане ошибочно полагают, что для получения доступа достаточно трудоустроится в правоохранительные органы или отправиться на службу в армию. Это одновременно и верно, и нет. Суть в том, что гражданин, работающий, например, простым участковым полиции с момента окончания ВУЗа или колледжа и до даты ухода на пенсионное обеспечения может ни разу не столкнутся с необходимостью ознакомления с засекреченной информацией.

В то же время обычный слесарь, токарь, фрезеровщик и т.д., работающий на заводе, где изготавливается и производится военная техника, оружие и т.д. практически гарантировано с самого момента трудоустройства будет обязан хранить государственную тайну.

Обстоятельства, при которых гражданину придется стать хранителем секретной информации, касаются именно деятельности, которую он ведет в ходе работы/службы, а не определяются на основании трудоустройства в какую-либо конкретную организацию.

Однако есть три исключения, когда получение допуска к государственной тайне происходит автоматически при трудоустройстве или при начале ведения частной практики. К таковым ситуация относятся процессы по:

  • назначению членов Совета Федерации и Государственной Думы РФ;
  • назначению судей;
  • началу ведения частной адвокатской практики (касается только тех лиц, которые работают с делами, суть которых напрямую связана с какой-либо государственной тайной).

Как происходит процедура оформления допуска к государственной тайне?

Ни один гражданин, даже работающий в силовой структуре или являющийся военным, не может по своему желанию получить допуск и стать хранителем засекреченной информации. Решение о необходимости ознакомления конкретного сотрудника ведомства с государственной тайной принимается его руководством или третьими вышестоящими по должности лицами.

На Заметку: Нельзя заставить гражданина стать хранителем государственной тайны. Это сугубо добровольное решение. Однако если сотрудник по каким-либо причинам откажется предоставлять свое согласие, а без ознакомления с секретной информацией его дальнейшая деятельность на текущем месте работы или службы невозможна, то он будет переведен на другую должность, а если это невозможно — уволен. Такая практика абсолютно законна.

Кто не может быть ознакомлен с государственной тайной?

Действующим законодательством РФ предусмотрен специальный порядок ознакомления с государственной тайной. Им не может являться:

  • несовершеннолетний гражданин;
  • гражданин, не работающий в государственном учреждении или не проходящий службу в армии (кроме ситуаций, когда необходимость хранения секретной информации сохраняется уже после увольнения или выхода на пенсионное обеспечение);
  • гражданин, имеющий судимость (включая погашенные).

Одним из этапов оформления допуска является прохождение медицинского осмотра. Гражданину будет отказано в ознакомлении с секретной информацией, если он страдает:

  • психическими расстройствами (шизофрения, альцгеймер и т. д.);
  • расстройствами настроения (клиническая депрессия и т. д.);
  • расстройствами привычек и влечений (алкоголизм, наркотическая зависимость и т. д.);
  • какой-либо формой умственной отсталости;
  • всевозможными формами эпилептических расстройств.

Привилегии и ограничения

Граждане, являющиеся хранителям секретной информации, получают привилегию в виде надбавки к заработной плате. Ее размер составляет определенный процент от получаемого оклада или тарифной ставки:

  • при ознакомлении со сведения особой важности — 50-75%;
  • при ознакомлении с совершенно секретной информацией — 30-50%;
  • при ознакомлении с секретными данными — 5-15%.

Также отдельная надбавка полагается гражданам, работающим и служащим в структурных подразделениях, деятельность которых направлена на обеспечение защиту государственных тайн. Их заработок увеличивается в зависимости от стажа трудовой деятельности:

  • 1-5 лет — 10%;
  • 5-10 лет — 15%;
  • 10 и более лет — 20%.

На Заметку: Проценты к доходу, начисляемые за хранение государственной тайны и за защиту секретной информации могут складываться.

В тоже время на граждан, допущенных к гостайне, распространяются ограничения (все они носят временный характер, продолжительность которого зависит от типа секретной информации):

  • невозможность выезда за пределы территории РФ, включая краткосрочные туристические поездки (только при одобрении вышестоящего руководства);
  • невозможность отказа от гражданства РФ;
  • невозможность трудоустройства в иностранные организации, ведущие деятельность на территории РФ.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: