Совет безопасности РФ: что это значит

Совет Безопасности Российской Федерации

Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством РФ, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности РФ, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

Путин Владимир Владимирович
Президент Российской Федерации, Председатель Совета Безопасности РФ

Медведев Дмитрий Анатольевич
Заместитель председателя Совета Безопасности РФ

Постоянные члены Совета Безопасности Российской Федерации

Бортников Александр Васильевич
Директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации

Вайно Антон Эдуардович
Руководитель Администрации Президента РФ

Володин Вячеслав Викторович
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ

Иванов Сергей Борисович
Специальный представитель Президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта

Колокольцев Владимир Александрович
Министр внутренних дел Российской Федерации

Лавров Сергей Викторович
Министр иностранных дел Российской Федерации

Матвиенко Валентина Ивановна
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Мишустин Михаил Владимирович
Председатель Правительства Российской Федерации

Нарышкин Сергей Евгеньевич
Директор СВР России

Патрушев Николай Платонович
Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации

Шойгу Сергей Кужугетович
Министр обороны Российской Федерации

Члены Совета Безопасности Российской Федерации

Беглов Александр Дмитриевич
Губернатор Санкт-Петербурга

Булавин Владимир Иванович
Руководитель Федеральной таможенной службы

Герасимов Валерий Васильевич
Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ – первый заместитель Министра обороны РФ

Гуцан Александр Владимирович
Полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе

Зиничев Евгений Николаевич
Министр МЧС

Золотов Виктор Васильевич
Директор Росгвардии

Комаров Игорь Анатольевич
Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе

Коновалов Александр Владимирович
Министр юстиции Российской Федерации

Матовников Александр Анатольевич
Полномочный представитель Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе

Меняйло Сергей Иванович
Полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе

Нургалиев Рашид Гумарович
Заместитель Секретаря Совета Безопасности РФ

Силуанов Антон Германович
Первый заместитель Председателя Правительства РФ – Министр финансов Российской Федерации

Собянин Сергей Семенович
Мэр Москвы

Трутнев Юрий Петрович
Заместитель Председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе

Устинов Владимир Васильевич
Полномочный представитель Президента РФ в Южном федеральном округе

Цуканов Николай Николаевич
Полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе

Чайка Юрий Яковлевич
Генеральный прокурор Российской Федерации

Щеголев Игорь Олегович
Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе

Руководство аппарата Совета Безопасности РФ

Патрушев Николай Платонович
Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации

Аверьянов Юрий Тимофеевич
Первый заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

Вахруков Сергей Алексеевич
Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

Венедиктов Александр Николаевич
Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

Гребенкин Александр Николаевич
Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

Коков Юрий Александрович
Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

Нургалиев Рашид Гумарович
Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

Попов Михаил Михайлович
Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

Храмов Олег Владимирович
Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

Абелин Александр Павлович
Помощник Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

Мухитов Наиль Мансурович
Помощник Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

Павлов Алексей Анатольевич
Помощник Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

3 апреля 2020 года Президент России провёл совещание с постоянными членами Совета Безопасности в режиме видеоконференции. Основной темой заседания стало обсуждение мер по борьбе с распространением коронавирусной инфекции, а также состоявшиеся в последнее время международные контакты. Глава государства информировал участников заседания о недавних контактах с президентами США, ЮАР, Сербии и Турции. Участники встречи обменялись мнениями по ряду текущих моментов внутрироссийской социально-экономической повестки дня и обговорили положение дел на мировых энергетических рынках.

20 марта 2020 года Владимир Путин провел оперативное совещание с членами Совбеза. В ходе заседания, стороны обменялись мнениями по текущей социально-экономической ситуации в стране, включая вопросы по стабилизации экономики в условиях сильных волнений и кризисных проявлений на международных рынках. Также обсуждалась работа координационных структур по противодействию коронавирусу, включая усилия по разработке соответствующей вакцины. Кроме того, президент информировал о своих международных телефонных контактах на этой неделе.

13 марта 2020 года Владимир Путин провел оперативное совещание с постоянными членами Совета безопасности РФ. В ходе заседания участники обсудили выполнение договорённостей по Идлибу, заключённых в ходе рабочего визита в Россию Президента Турции Реджепа Эрдогана. Кроме того, состоялся обмен мнениями по ситуации, связанной с сильной волатильностью на международных рынках. Отдельно рассматривались угрозы распространения коронавируса.

11 марта 2020 года указом президента России Владимира Путина руководителем секретариата заместителя председателя Совета Безопасности РФ назначен Сергей Чеботарев. Ранее, он возглавлял Министерство России по делам Северного Кавказа. После расформирования ведомства Сергея Викторовича назначили заместителем министра экономического развития России.

28 февраля 2020 года президент России президент провёл оперативное совещание с постоянными членами Совета Безопасности. Участники обсудили актуальные вопросы внутрироссийской повестки дня, а также обсудили ситуацию вокруг сирийской провинции Идлиб. В частности, выражена обеспокоенность эскалации обстановки, спровоцированной террористическими группировками, которые активизировали наступательные действия против сирийской армии. Кроме того, члены Совбеза обсудили работу находящейся в Анкаре российской межведомственной оперативной группы, которая провела переговоры с турецкими коллегами по деэскалации ситуации в Идлибе.

21 февраля 2020 года Президент России провел оперативное совещание с постоянными членами Совета Безопасности. Участники заседания обсудили текущие темы социально-экономического развития страны. Также, состоялся подробный разговор по ситуации вокруг обострения конфликта в сирийском Идлибе. Кроме того, Владимир Путин проинформировал участников совещания об итогах состоявшегося телефонного разговора с Президентом Белоруссии Александром Лукашенко.

18 февраля 2020 года секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев встретился в Дохе с эмиром Катара Тамим бен Хамад Аль Тани. В ходе беседы, стороны обсудили широкий круг вопросов российско-катарских отношений, в том числе в сфере безопасности и экономического сотрудничества. Кроме того, на переговорах Николай Патрушев и Тамим бен Хамад Аль Тани затронули тему взаимодействия России и Катара в рамках международных объединений и форумов.

Читайте также:
Биржевая котировальная комиссия: что это значит

14 февраля 2020 года президент России Владимир Путин провел оперативное совещание с постоянными членами Совета Безопасности. Во время заседания стороны обменялись мнениями в связи с напряженным положением вокруг сирийской провинции Идлиб, вызванное активностью террористических групп. Также, участники совещания обсудили сложившуюся ситуацию с распространением коронавируса и его влияние на мировую экономику.

3 февраля 2020 года Президент России Владимир Путин подписал указ о введении должностей в секретариате заместителя председателя Совета безопасности РФ. В частности, введены должности руководителя секретариата заместителя председателя Совбеза РФ и заместителя руководителя секретариата. Кроме того, у заместителя председателя Совета безопасности появился помощник. В том числе, Указом установлены заработные платы для новых должностей.

3 февраля 2020 года в состав Совета безопасности РФ включены генпрокурор Игорь Краснов и министр юстиции Константин Чуйченко. Соответствующий указ подписал Президент России. Кроме того, согласно документу, бывший генпрокурор Юрий Чайка остался в Совбезе в качестве полпреда президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе. Также из состава Совета выведены бывший глава Минюста Александр Коновалов и экс-полпред в СКФО Александр Матовников.

16 января 2020 года Президент России Владимир Путин подписал указ о введении должности заместителя Председателя Совета Безопасности Российской Федерации. Еще одним указом глава государства назначил на этот пост бывшего премьер-министра Дмитрия Анатольевича Медведева.

22 ноября 2019 года Владимир Путин провел заседание Совета Безопасности РФ. Темой совещания стало «Профессиональное развитие военной организации». Во время заседания обсуждались перспективы развития Вооруженных Сил России, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны, на период до 2030 года. Задачей на ближайшее десятилетие президент назвал продолжение линии на укрепление и развитии военного, технического, кадрового потенциала военной организации страны.

3 июня 1992 года Указом Президента Российской Федерации № 547 образован Совет Безопасности, в целях обеспечения реализации функций главы государства по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, поддержанию социально-политической стабильности в обществе, защите прав и свобод граждан.

19 февраля 1726 года Императрица Екатерина I учредила Верховный Тайный Совет ставший высшим совещательным государственным органом Российской Империи. Тайный Совет состоящий из 7-8 человек решал важнейшие государственные вопросы, закрытые для общего обсуждения. Первую позицию в нем занимал Александр Меншиков, после князья Долгоруковы и Голицыны.

Патрушев Николай Платонович
с 21 мая 2012 года

Патрушев Николай Платонович
с 12 мая 2008 года по 7 мая 2012 года

Соболев Валентин Алексеевич
И.о. с 17 июля 2007 года по 12 мая 2008 года

Иванов Игорь Сергеевич
с 9 марта 2004 года по 17 июля 2007 года

Рушайло Владимир Борисович
с 28 марта 2001 года по 9 марта 2004 года

Иванов Сергей Борисович
с 27 мая 2000 года, № 966 по 28 марта 2001 года

Иванов Сергей Борисович
с 15 ноября 1999 года по 7 мая 2000 года

Путин Владимир Владимирович
с 29 марта 1999 года по 9 августа 1999 года

Бордюжа Николай Николаевич
с 14 сентября 1998 года по 19 марта 1999 года

Кокошин Андрей Афанасьевич
с 3 марта 1998 года по 10 сентября 1998 года

Рыбкин Иван Петрович
с 19 октября 1996 года по 2 марта 1998 года

Лебедь Александр Иванович
с 18 июня 1996 года по 17 октября 1996 года

Лобов Олег Иванович
с 18 сентября 1993 года по 18 июня 1996 года

Шапошников Евгений Иванович
с 11 июня 1993 года по 18 сентября 1993 года

Скоков Юрий Владимирович
с 3 апреля 1992 года по 10 мая 1993 года

Состав Совета Безопасности Российской Федерации

Вы будете перенаправлены на Автор24

Совет Безопасности РФ

Совет Безопасности Российской Федерации (СБ России, Совбез России) – это конституционный орган при Президенте РФ, который носит совещательный характер и осуществляет подготовку решений руководителя страны по вопросам обеспечения важнейших интересов, прав и свобод личности, государства и общества от внешних и внутренних угроз, реализует проведение единой политики государства по обеспечению национальной безопасности.

Совет Безопасности РФ предоставляет все условия для того, чтобы Президент РФ мог реализовать свои конституционные полномочия по охране суверенитета РФ, защите интересов, прав, свобод человека и гражданина, по охране целостности и независимости государства.

Даты назначения на основные государственные должности и даты включения данных лиц в состав Совета Безопасности России не совпадают.

В число постоянных членов состава СБ России входит Секретарь Совета Безопасности. На протяжении всего существования Совета секретарь отдельными указами из Совета исключался.

Основные направления деятельности Совета Безопасности РФ:

  • ежегодная подготовка доклада Президента РФ Верховному Совету (как основного программного документа) по вопросам обеспечения безопасности государства для государственных органов исполнительной власти, включающего вопросы внешней, внутренней, военной политики, для разработки нормативно-правовых актов в сфере защиты основных интересов, прав и свобод личности, государства и общества от внутренних и внешних угроз;
  • организация работы межведомственных комиссий (временных и постоянных), которые формируются Советом Безопасности на региональной и функциональной основе, как основного средства для разработки проектов решений Президента;
  • разработка предложений по предоставлению и гарантированной защите государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности Российской Федерации.

Готовые работы на аналогичную тему

Состав Совета Безопасности России

Президент РФ в соответствии с Конституцией и Федеральным законом «О безопасности» определяет порядок формирования состава Совета Безопасности.

Президент является председателем СБ, он назначает постоянных членов и членов Совета Безопасности, определяет кто входит в состав Совета.

В прямом подчинении у Президента находится секретарь Совета Безопасности, выполняющий ряд функций: обеспечивает функционирование и руководит работой аппарата Совета Безопасности, проводит рабочие совещания.

Читайте также:
Законы и обычаи войны

В Совет входят члены Совета Безопасности и постоянные члены, которые назначаются не по должности, а на персональной основе. Количество непостоянных членов колеблется и в разные года составляло от 7 до 19 человек. Все непостоянные члены имеют право совещательного голоса.

Состав постоянных членов Совбеза России (данные на 18.02.2019 г.):

  • Председатель Правительства РФ (Медведев, Д.А.);
  • Председатель Совета Федерации (Матвиенко В.И.);
  • Директор Службы внешней разведки (Нарышкин С.Е.);
  • Председатель Государственной Думы (Володин В.В.);
  • Руководитель Администрации Президента (Вайно А.Э.);
  • Специальный представитель Президента по вопросам охраны окружающей среды, экологии и транспорта (Иванов С.Б.);
  • Секретарь Совета Безопасности (Патрушев Н.П.);
  • Министр обороны (Шойгу С.К.);
  • Министр иностранных дел (Лавров С.В.);
  • Министр внутренних дел (Колокольцев В.А.);
  • Директор Федеральной службы безопасности (Бортников А.В.).

В состав Совета входят непостоянные члены: Генеральный прокурор (Чайка Ю.Я.); Первый заместитель Председателя Правительства (министр финансов) (Силуанов А.Г.); заместитель Председателя Правительства (представитель Президента в Дальневосточном ФО) (Трутнев Ю.П.); заместитель Секретаря Совета Безопасности (Нургалиев Р.Г.); руководитель Федеральной таможенной службы (Булавин В.И.); начальник Генерального штаба ВС России (Герасимов В.В.); директор Федеральной службы войск нацгвардии РФ (Золотов В.В.); министр юстиции (Коновалов А.В.); министр по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Зиничев Е.Н.); представитель Президента в Центральном ФО (Щеголев И.О.); представитель Президента в Северо-Западном ФО (Гуцан А.В.); представитель Президента в Приволжском ФО (Комаров И.А.); представитель Президента в Северо-Кавказском ФО (Матовников А.А.); представитель Президента в Сибирском ФО (Меняйло С.И.); представитель Президента в Южнм ФО (Устинов В.В.); представитель Президента в Уральском ФО (Цуканов Н.Н.); мэр г. Москвы (Собянин С.С.); в.и.о. губернатора г. Санкт-Петербурга (Беглов А.Д.).

Совет Безопасности Российской Федерации: его состав, основные задачи и направления (функции) деятельности. Порядок принятия и реализации решений Совета Безопасности Российской Федерации.

Совет Безопасности формируется Президентом в соответствии с Конституцией и Законом Российской Федерации «О безопасности». Постоянные члены и члены Совета Безопасности назначаются Президентом — Председателем Совета Безопасности. Ему непосредственно подчинен Секретарь Совета Безопасности. Секретарь обеспечивает деятельность Совета Безопасности, руководит его аппаратом. Председатель совета безопасности – Путин В.В. Пост. члены – Медведев, Мишустин,Матвиенко.

Основными задачами Совета Безопасности являются:
1) обеспечение условий для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения безопасности;
2) формирование государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль за ее реализацией;
3) прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;
4) подготовка предложений Президенту Российской Федерации:
а) о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий;
б) о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
в) о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения;
5) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской Федерации решений в области обеспечения безопасности;
6) оценка эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Основными функциями Совета Безопасности являются:
1) рассмотрение вопросов, касающихся обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз, пресечения действий, направленных на отчуждение части территории Российской Федерации, призывов к таким действиям, а также касающихся организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;
2) анализ информации о реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности, о социально-политической и об экономической ситуации в стране, о соблюдении прав и свобод человека и гражданина;
3) разработка и уточнение стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, а также критериев и показателей обеспечения национальной безопасности;
4) осуществление стратегического планирования в области обеспечения безопасности;
5) рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности;
6) подготовка проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности и осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
7) организация работы по подготовке федеральных программ в области обеспечения безопасности и осуществление контроля за их реализацией;
8) организация научных исследований по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности.
Президент Российской Федерации может возложить на Совет Безопасности иные задачи и функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях и совещаниях постоянными членами Совета Безопасности в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Постоянные члены Совета Безопасности обладают равными правами при принятии решений.
2. Решения Совета Безопасности вступают в силу после их утверждения Президентом Российской Федерации.
3. Вступившие в силу решения Совета Безопасности обязательны для исполнения государственными органами и должностными лицами.
4. В целях реализации решений Совета Безопасности Президентом Российской Федерации могут издаваться указы и распоряжения.


Органы внутренних дел, их система и основные направления (функции) деятельности. Министерство внутренних дел РФ (МВД России): его структура, основные задачи, полномочия и организация деятельности.

Органы внутренних дел (ОВД) занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов России.

Органы внутренних дел образуют централизованную систему, возглавляемую Министерством внутренних дел (МВД) России, которая включает в себя:

· Органы внутренних дел субъектов РФ: МВД республик, главные управления внутренних дел (ГУВД) краев, областей, городов федерального назначения, автономной области и автономных округов;

· Органы внутренних дел городов, районов, закрытых административно-территориальных образований;

· линейные управления и Органы внутренних дел на ж/д, водном и воздушном транспорте отделения;

· ГУ и отделы на особо важных и режимных объектах;

Читайте также:
Банкротство сельскохозяйственной организации: что это значит

· территориальные органы управления учреждений с особыми условиями хозяйствования;

· образовательные и научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, созданные для решения задач, возложенных на органы внутренних дел.

На органы внутренних дел возлагаются следующие задачи:

·разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов, независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;

·организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений.

·Свою деятельность органы внутренних дел строят в соответствии с принципами уважения и соблюдения прав человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, взаимодействия с органами государственной власти и управления, общественными организациями, гражданами, средствами массовой информации.

МВД России является фед. органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации гос. политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке гос. политики в сфере миграции.

В структуру МВД РФ входят следующие подразделения:

1.Главное командование внутренних войск.

3.Департамент государственной службы и кадров.

4.Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций.

5.Департамент информационных технологий, связи и защиты информации.

6.Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению.

7.Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий.

12.Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации.

13.Главное управление вневедомственной охраны.

14.Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения.

15.Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ.

16.Главное управление по противодействию экстремизму.

17.Главное управление собственной безопасности.

18.Главное управление на транспорте.

19.Главное управление уголовного розыска.

20.Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.

21.Национальное центральное бюро Интерпола.

23.Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

24.Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации.

25.Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий.

26.Управление оперативно-розыскной информации.

27.Управление по организации дознания.

Основными задачами Министерства является: 1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности; 2) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности; 3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина; 4) организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а так же предупреждения и пресечения административных правонарушений; 5) обеспечение охраны общественного порядка; 6) обеспечение безопасности дорожного движения; 7) организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия; 8) организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и организации; 9) управление органами внутренних дел РФ (в дальнейшем: органы внутренних дел) и внутренними войсками МВД РФ, организация их деятельности.

МВД России осуществляет следующие полномочия:

1) формирует на основе анализа и прогнозирования состояния преступности, охраны общественного порядка и собственности, обеспечения общественной безопасности, а также миграционных процессов основные направления государственной политики в сфере внутренних дел и в сфере миграции;

2) разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики в сфере внутренних дел;

3) разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел;

4) осуществляет нормативно-правовое регулирование вопросов, относящихся к сфере внутренних дел, если эти вопросы не являются предметом регулирования Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; определяет порядок реализации прав и обязанностей полиции, если этот порядок не является предметом регулирования федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

5) определяет основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск;

6) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере внутренних дел, проводит анализ реализации государственной политики в указанной сфере и анализ оперативной обстановки, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию деятельности органов внутренних дел и внутренних войск;

7) обеспечивает разработку и реализацию государственных программ в сфере внутренних дел;

8) подготавливает по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты отзывов и заключений на проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

9) разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции меры по предупреждению преступлений и административных правонарушений, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению;

10) организует и проводит мероприятия по обеспечению безопасности граждан и правопорядка в общественных местах;

11) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность;

12) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации розыск лиц и похищенного имущества, а также деятельность по установлению имущества, подлежащего конфискации;

13) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание и производство предварительного следствия по уголовным делам;

14) выявляет, предупреждает, пресекает, раскрывает и расследует тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящие транснациональный или межрегиональный характер, либо преступления, вызывающие большой общественный резонанс;

15) принимает в соответствии с федеральным законом меры, направленные на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности;

16) обеспечивает участие органов внутренних дел и внутренних войск в мероприятиях по противодействию терроризму, в обеспечении правового режима контртеррористической операции, в защите потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, а также в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов;

17) организует и осуществляет экспертно-криминалистическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

18) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль в области оборота оружия;

19) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения;

Читайте также:
Нормальная стоимость товара: что это значит

Организация деятельностиМВД России заключается в следующем:

Министерство возглавляет министр внутренних дел РФ. Министр, первый заместитель министра, заместители министра назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Министерство, подчиненные ему органы внутренних дел и внутренние войска.

Министерство осуществляет руководство отраслью внутренних дел в 2 формах: 1) централизованное руководство; 2) непосредственное управление.

Централизованное руководство заключается в управляющем воздействии, как правило, на МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации и через них — на городские, районные органы внутренних дел.

Непосредственное управление МВД России осуществляет в отношении подчиненных ему органов, служб и подразделении. К их числу относятся органы внутренних дел на транспорте, внутренние войска, научно-исследовательские учреждения, окружные управления материально-технического и военного снабжения и другие непосредственно подчиненные ему органы и подразделения.

Как Совет безопасности заменил в России правительство

Подпишитесь на рассылку новых материалов Carnegie.ru

Понравился материал? Подпишитесь на рассылку!

В мае 2012 года, когда Владимир Путин только начинал свой третий президентский срок, многие бывшие министры перешли вслед за ним в Кремль. Тогда считалось, что администрация президента станет теневым кабинетом министров. Спустя почти четыре года гораздо справедливее подобную роль приписывать Совету безопасности. Оставаясь много лет чисто консультационным органом, Совбез с началом войны на Украине и введения санкций берет на себя все больше политических и управленческих функций. Поначалу вроде бы вынужденное и временное укрепление позиций этого института в системе принятия решений теперь, похоже, сохранится надолго.

Долгое забвение

Возглавляет Совбез по Конституции президент, но оперативным управлением занимается секретарь. После принятия Конституции 1993 года прерогативы Совбеза были заметно сужены, а сам орган стал фактически частью администрации президента, утратив всякую автономию. Борис Ельцин, таким образом, избавился от одной из самых мощных площадок, использованных против него в парламентском кризисе 1992–1993 годов.

Тогда во главе Совбеза стоял влиятельный Юрий Скоков, человек, поразительно похожий на современных героев. Необходимо полностью привести отрывок из «Московского комсомольца» тех лет, посвященный этой фигуре. «Юрий Скоков – профессионал-радиофизик и поклонник экстрасенсов. На 60-м году своей жизни он слывет педантом, идеалистом и деспотом. Хотя его кабинет на Новом Арбате освящают православные иконы, человек он чисто земной, уверенный, что люди достигают счастья лишь в материальном достатке. Идея Скокова – осчастливливать сверху». Смесь православия и веры в экстрасенсов вместе с попыткой осчастливить людей сверху оказывается приметой и путинских силовиков, для которых Совбез превращается в канал политического влияния.

После отставки Скокова Совбез возглавил человек Ельцина, Олег Лобов, занимавшийся преимущественно Чечней, но не имевший сопоставимого с предшественником влияния. Пост секретаря Совбеза стал скорее техническим, что позволило президенту сделать его разменной картой в политических играх. Этим постом Ельцин заплатил генералу Лебедю за поддержку во втором туре президентских выборов 1996 года. Со своими расширенными полномочиями, на которые генерал наивно купился, продержаться удалось недолго: через полгода Совбез был приватизирован Борисом Березовским, ставшим заместителем при лояльном ему Иване Рыбкине.

После Ивана Рыбкина пост секретаря Совбеза периодически менял неформальные политические функции: трамплин (или резерв), синекура, реже – местоблюститель. Провал Лебедя отбил желание бороться за эту должность, а элита выучила урок – никакой самостоятельной игры секретарство не предоставляет. Собственно, все теперь зависело от президента и его окружения.

Рыбкина в 1998 году сместил местоблюститель Андрей Кокошин. Уже через несколько месяцев он уступил должность Николаю Бордюже, для которого она стала трамплином для прыжка на пост главы администрации президента. Бордюжу в Совбезе сменил Владимир Путин, вставший в очередь на продвижение в число будущих новых лидеров страны. Важная особенность: Бордюжа вскоре после назначения на пост секретаря Совбеза возглавил администрацию президента, совмещая обе должности. Путин тоже пришел на место Бордюжи в Совбезе, сохраняя за собой пост директора ФСБ. Статус секретаря Совбеза дополнялся реальным аппаратным весом, что подчеркивало: из Совбеза путь только наверх. Трамплином этот пост стал и для преемника Путина в Совбезе – Сергея Иванова, который спустя полтора года занял должность министра обороны.

После Сергея Иванова на семь лет пост секретаря Совбеза превратился в синекуру: сначала для бывшего министра внутренних дел Владимира Рушайло, затем – для бывшего министра иностранных дел Игоря Иванова, наконец – для бывшего директора ФСБ Николая Патрушева. Это был май 2008 года. Начало политической оттепели президентства Медведева. Силовики казались разгромленными и исторически проигравшими: Игорь Сечин перешел курировать ТЭК в правительство; был освобожден от должности влиятельный Виктор Черкесов; из Минюста ушел некогда грозный бывший генпрокурор Владимир Устинов. Совбез превратился в спящий орган.

Почему Совбез

Но потом страна развернулась в противоположную сторону, а вместе с этим началась и реанимация Совбеза. Можно назвать четыре ключевых фактора, которые превратили этот институт в один из важнейших центров принятия решений в современной России.

Первый – реванш консерваторов. Президентство Медведева напугало силовую и консервативную часть окружения Путина. Амбиции условных либералов (тех, кто делал ставку на второй срок преемника), попытавшихся перехватить инициативу, наладить отношения с Западом и диалог с оппозицией, натолкнулись на мощную консервативную волну. Началось время большой ревизии, где либеральные приоритеты и риторика сменились приоритетами и риторикой «патриотов-государственников».

Второй – крайне низкий авторитет правительства. За три года премьерства Медведева оно не приняло ни одного стратегически важного решения для страны. Кабинет министров превратился с совещательный, экспертный орган, над которым откровенно глумились все, кому не лень. Образовался управленческий вакуум. Парадокс Путина, о котором уже неоднократно писалось, – это создание мощной государственной машины, которая в то же время не способна при всем своем потенциале рождать важные стратегические решения в социально-экономической сфере.

Читайте также:
Централизованная религиозная организация: что это значит

Местоблюстительство стало формой управления страной, не считая оборону и вопросы внешней политики. Первый кандидат на замещение этого вакуума – администрация президента в качестве управленческого центра не состоялась. Вокруг Путина в Кремле не оказалось фигур, которые могут взять на себя функции неформального премьера, ключевых министров. Не оказалось не потому, что их нет, а потому, что Путину нужна предсказуемая администрация, которая не будет преподносить ему сюрпризов и плодить конфликты.

Когда в последний раз правительство рассматривало и принимало документ о стратегическом курсе развития страны? Трудно поверить, но почти восемь лет назад. Концепция долгосрочного развития России до 2020 года («Стратегия-2020») была принята осенью 2008 года. Программа так и не была выполнена, новый проект был разработан в 2011 году, но не одобрен. В 2015 году во время прямой линии президента Алексей Кудрин жаловался, что из прежней стратегии выполнено лишь 20–30%.

Зато на Совете безопасности альтернативная стратегия развития страны, разработанная Сергеем Глазьевым, обсуждалась в середине сентября прошлого года. И пусть она не рассматривается Путиным всерьез, но факт остается фактом: Совбез занимается вопросами стратегии экономического курса, а правительство – нет. Одно дело, когда у власти нет стратегии, но совсем другое, когда у маргинальной стратегии нет альтернативы.

Третий фактор – война. Война на Украине, а затем в Сирии резко подняла влияние и амбиции силовиков. Практически все ключевые вопросы Путин обсуждает с членами Совбеза. Возросла потребность в тесной координации между различными ведомствами: ФСБ и Минобороны, ФСБ и МВД, Минобороны и правительство. Вопросы безопасности стали пониматься шире: Совбез согласовывает (или пишет?) пакет антиэкстремистских законопроектов, а также законопроекты о расширении полномочий ФСБ.

Близость к Совбезу становится и позитивным фактором для дальнейшей карьеры: пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, комментируя назначение Бориса Грызлова в минскую группу по Украине, назвал решающим фактором то, что Грызлов принимал активное участие в работе российского Совбеза. «Постоянные члены Совбеза – это люди, которые на регулярной основе принимают участие в выработке основных направлений политики», – отметил Песков. Кстати, предшествующее этому возвращение Грызлова в «Единую Россию» тоже можно расценивать как попытку силовиков получить свою квоту в партии власти.

Наконец, четвертый – это политика сдерживания со стороны Запада. Санкции создали мощное давление на рыночную политику и дали фору лоббистам протекционизма и импортозамещения. Отказ от импортного и ставка на госзаказ – яркие тенденции проводимой политики, которым противопоставляются лишь разговоры про свободу конкуренции и поддержку частной инициативы. Суверенитет становится аргументом экономической, финансовой, промышленной политики, а это уже компетенция Совбеза.

Силовой и секретный

Совбез стал для Путина уникальной площадкой: именно тут он получает возможность сопоставить самые разные мнения, большинству из которых он вполне доверяет. Уже не МИД решает, принимать ли участие России в весенней сессии ПАСЕ: об этом спорят на заседании Совбеза.

Совбез в отличие от правительства заряжен идеологически. Достаточно почитать многочисленные интервью и статьи Николая Патрушева, у которого все гораздо логичнее, чем у бесформенного Медведева. И не важно, что Патрушев кажется маргиналом со своим антиамериканизмом и врагами повсюду: Путину может казаться, что он умеет отделять факты от оценочных суждений. Но спецслужбы умеют преподнести факты так, что оценочное суждение и не нужно озвучивать – оно рождается само.

Путину и комфортнее работать в кругу членов Совбеза, где у скучных системных либералов, вечно ноющих, что нет денег, – меньшинство. Сегодняшние приоритеты Путина (внешнеполитическая повестка) гораздо точнее подходят приоритетам Совбеза. Это и более закрытая площадка, что привычнее для Путина: секретность – неотъемлемая часть принятия решений в полувоенных условиях.

В постсоветской России всегда считалось, что роль Совбеза зависит от его секретаря, и так оно и было до 2014 года. С началом украинского кризиса и кампании в Сирии происходит значительное институциональное укрепление Совета безопасности вне зависимости от политического и аппаратного веса секретаря. Сейчас сам секретарь питается политической энергией от растущего Совбеза, а не наоборот.

Совбез становится фильтром, через который пропускаются инициативы правительства и Кремля. Может быть, он пока еще не тянет на роль кабинета министров. Но уже ясно, что управленческий вакуум заполняет коллективный разум, совмещающий в себе представителей основных ветвей власти с правом вето у силовиков, в зависимость от которых поставлены два ключевых вопроса путинской реальности – Украина и Сирия. И если не все, то многое теперь будет подчинено этим приоритетам, а значит, и растущей роли Совета безопасности.

  • Татьяна Становая

Фонд Карнеги за Международный Мир и Московский Центр Карнеги как организация не выступают с общей позицией по общественно-политическим вопросам. В публикации отражены личные взгляды авторов, которые не должны рассматриваться как точка зрения Фонда Карнеги за Международный Мир или Московского Центра Карнеги.

Совет Безопасности ООН: определение, особенности и страны. Постоянные члены Совета Безопасности ООН

Совет Безопасности ООН – это главный орган Организации Объединенных Наций, который отвечает за международную безопасность и мир во всем мире. Первое заседание Совета произошло в 1946 году в Лондоне. Уже через несколько лет место пребывания поменялось, и с 1952 года заседание проходит в Нью-Йорке. За всю историю случались и выездные совещания – в Эфиопии, Панаме, Швейцарии и Кении.

История создания

Идея создания подобной организации появилась еще в 1941 году. Тогда между СССР и Польшей была заключена Декларация, которая занималась бы укреплением и поддержанием мира. Этот документ содержал призыв к созданию такой организации, которая занималась бы обеспечением не просто мира, а справедливости. Поэтому в состав должны были входить только демократические страны.

Если создание подобной организации и случится, тогда решать все мировые конфликты должно международное право с привлечением военных сил участвующих стран. Но, несмотря на ситуацию в мире, тогда мало кто поддержал данную Декларацию.

Читайте также:
Сертификат о происхождении товара

Конкретно сама организация уже начала зарождаться на территории СССР. Именно тут было принято решение о формировании государств в единую организацию по защите мира во всем мире – Совет Безопасности ООН. Так как СССР внес огромный вклад в ликвидацию фашистского агрессора, то здесь в 1943 году была подписана Московская декларация при участии США, Китая, Великобритании и самих хозяев.

В уставе этого документа было сказано, что страны-лидеры понимают необходимость создания подобной организации, которая занималась бы урегулированием конфликтов. Основным принципом должен был стать суверенитет. Каждая из вышеуказанных стран брала на себя ответственность за другие государства.

При этом основатели могут между собой консультироваться, если это необходимо, а также брать во внимание мнение других членов организации. Также страны-лидеры обязались не использовать оружие на территории других государств, только в случае если это может решить поставленные цели организации.

Позже исследователи зарождения ООН решили считать местом создания организации именно Москву, так как здесь был подписан основополагающий документ. После Московской конференции было собрано совещание в Тегеране, где и была подписана Декларация в 1943 году, 1 декабря.

В документе государства Совета Безопасности ООН указали на то, что они берут на себя ношу урегулирования мировых конфликтов и защиту стран таким способом, который удовлетворял бы подавляющую массу народа и который помог бы ликвидировать бедствия и войны.

Длительное время подготавливались все документы к утверждению данной организации. Несмотря на мощь будущего проекта, Рузвельт подчеркивал то, что данное формирование не является сверхгосударством со своими правами и полицией.

Непосредственно перед подписанием была проведена Ялтинская конференция, которая поднимала вопрос о привлечении других стран в данную организацию. А также главный принцип принятия решения – это единогласие. В свою очередь, СССР настоял на первоначальном принятии Белорусской и Украинской ССР в состав ООН.

Детали

Над Уставом ООН работали длительный период, и окончательная его версия появилась в июне 1945 года. После его ратификации, в октябре этого года он был подписан и вступил в силу. Поэтому 24 октября 1945 года считается днем основания ООН.

В преамбуле главного документа организации указывалась решительность стран наций перед будущими угрозами мира. Каждое государство обязуется избавить будущее поколение от войн и бедствий. Также провозглашалась острая необходимость соблюдения прав человека, его достоинство и ценность личности.

Чтобы избежать дальнейших проблем, члены Совета Безопасности ООН обязались друг перед другом жить в мире и согласии. Объединиться для сохранения международного мира и безопасности. А также помогать социальному и экономическому мировому прогрессу.

Состав

Список членов Совета Безопасности ООН меняется каждые два года. В него входит 15 стран. Из них пять – постоянные члены Совета Безопасности ООН, и 10 – временные. В пятерку «постояльцев» входят Россия, Великобритания, Китай, США и Франция. Регулярности встреч этих государств не наблюдается, но при необходимости они должны немедленно съехаться. Если на кону какое-либо решение, для его принятия необходимо 9 голосов. Но следует учитывать и право вето, о котором мы поговорим чуть позже.

С 2016 года новыми временными членами Совета Безопасности ООН являются: Уругвай, Украина, Египет, Сенегал и Япония. Они заменили Чад, Нигерию, Чили, Иорданию и Литву. Пять новых «сотрудников» избрала Генеральная Ассамблея ООН. Совет Безопасности обзаведется новыми временными членами уже в 2017 году, так как выборы происходят каждые два года.

Ныне главным конфликтом данного формирования ООН считается его субъективность. Десять временных членов смирились со своим положением – «актеры второго плана», но некоторые и по сей день указывают на несправедливость в решениях Совета Безопасности. Несмотря на это, стоит напомнить, что для принятия решения все-таки необходимо 9 голосов из 15, а поэтому во многих случаях временные члены играют решающую роль.

Ныне членами ООН остаются 193 государства.

Цели ООН оглашены в первых двух пунктах Устава:

  • Поддержка мира и безопасности, ради которых возможно применение эффективных коллективных мер, для ликвидации угрозы войны в любых проявлениях.
  • Заниматься разрешением споров, которые приводят к нарушению мирного положения, с помощью международного права и принципов справедливости.
  • Заботиться о мирной ситуации на земном шаре, поддерживать дружеские отношения не только между членами ООН, но и между всеми странами. При этом использовать принципы равноправия для укрепления мира.
  • Поддерживать многостороннее сотрудничество в целях обеспечения мира, а также развития всех сфер общества.
  • Быть центром урегулирования конфликтов и соблюдать поставленные цели.

Подобный расклад дел указывает на то, что Совет Безопасности ООН является самостоятельным органом, который способен решать не только поставленные задачи, указанные в Уставе, но и разрешать конфликты, сформированные в резолюции.

Привилегии и иммунитеты

Документ, который регламентирует привилегии и иммунитеты, ООН был принят в 1946 году. При этом в Конвенции затрагивается вопрос как о самой организации, так и о сотрудниках. Если не брать во внимание сложную юридическую формулировку, все привилегии и иммунитеты можно описать следующим образом:

  1. На организацию и её имущество не влияют любые формы вмешательства суда. Исключением может послужить отказ ООН от данного пункта.
  2. Нельзя в помещениях организации проводить обыск, арест, конфискацию и прочее.
  3. Вся документация ООН является неприкосновенной.
  4. На организацию не действует система налогообложения, а также денежные переводы могут беспрепятственно направляться в любое государство.
  5. На организацию не действуют любые таможенные сборы, а также ограничения при импорте и экспорте.
  6. ООН имеет право использовать дипломатические связи, вплоть до шифров и личных курьеров.

Это то, что касается иммунитетов и привилегий для организации, а вот касательно сотрудников, здесь следует поделить данные правила на несколько групп. Генеральный секретарь и его семья могут использовать все существующие дипломатические привилегии. Должностные лица организации избавлены от судебной ответственности за то, что они совершили во время несения службы. Также эти люди избавлены от налогообложения, а вступив в должность, беспрепятственно могут ввозить имущество. Должностные лица ООН избавлены от государственной служебной повинности, в этом случае данным людям необязательно отдавать долг государству и отправляться в армию.

Читайте также:
Открепительное удостоверение: что это такое, описание и особенности

А третья группа состоит из экспертов, занимающихся командировками по делам организации. Они избавлены как от личного ареста, так и от конфискации багажа. Также иммунитет распространяется на судебно-процессуальные решения, но только в случае действий, совершенных во время службы. Для них доступно использование шифров и кодов, а их документы имеют статус неприкосновенности.

Своего иммунитета Генеральный секретарь может лишиться только в случае такового решения Совета Безопасности. А вот снимать привилегии и иммунитет с других сотрудников Генсек может любое время. В первом случае данный вопрос в истории не поднимался ни разу, а вот факт снятия полномочий с сотрудника ООН существовал в архиве. Один из переводчиков злоупотреблял служебным положением, также был пойман на взятке, а поэтому был осужден правительством США.

Полномочия

Функции и полномочия Совета Безопасности прописаны в Уставе ООН. Итак, организация занимается:

  • Поддержанием международного мира и безопасности, в соответствии с целями Устава ООН.
  • Расследованием любого спора и конфликта, которые могут нарушить международную безопасность.
  • Оглашением рекомендаций по поводу урегулирования конфликтов.
  • Определением существования угрозы мирной ситуации или акта агрессии.
  • Призывом членов ООН к формированию санкций, не связанных с военными действиями, для прекращения агрессии и разжигания конфликта.
  • Введением военных действий против агрессора при острой необходимости.
  • Рекомендацией Генеральной Ассамблее новых временных членов.
  • Рекомендацией уполномоченного на пост Генерального секретаря.

По вышеуказанным пунктам ясно, что Совет Безопасности ООН – это миротворческая сила, которая играет решающую роль в урегулировании мировых конфликтов. Кроме того, организация имеет право предпринять любые меры по обеспечению международной безопасности, даже если будет необходимость в применении оружия.

Как уже известно, пользоваться вето могут лишь постоянные члены Совета Безопасности ООН – Китай, Россия, США, Великобритания и Франция. Чтобы принять резолюцию, необходимо 9 голосов из 15. Но если один или более постоянных членов наложат вето на данный вопрос, то решение не будет принято.

Конечно, данная процедура заставляет задуматься, ведь не со всеми решениями, которые принимает Совет Безопасности ООН, страны-лидеры могут быть согласны. А поэтому, наложив вето на резолюцию, они с легкостью обезопасят себя от нежелательного решения. Хотя в Уставе сказано, что сторона, которая участвует в споре, должна воздержаться от голосования.

За время существования организации все пять членов не единожды использовали свое право на вето. Кстати, стоит сказать, что в Уставе прописано и правило, при котором постоянный член может не использовать право вето, но отказаться от голосования.

Резолюция

Резолюции Совета Безопасности ООН – это документы, которые касаются не только деятельности самой организации, но и вопросов, касающихся действий ООН по урегулированию конфликтов и обеспечению международной безопасности. С помощью резолюции вводятся санкции, разрешаются военные меры против агрессора, проводят трибуналы, распределяются мандаты миротворцев, производятся ограничительные меры.

Данный правовой акт принимается или отклоняется путем голосования 15 членов. Решения Совета Безопасности ООН приняты только тогда, когда “За” проголосовали 9 и более участников (исключая вето).

Бюджет

Откуда же берутся деньги в Совете Безопасности и в самой Организации Объединенных Наций? Как указывают официальные документы, источниками финансов являются члены ООН. Их взносы можно оценить по шкале, которая была утверждена Генассамблеей. Существует также и Комитет по взносам, где трудятся 18 специалистов. Причем данный отдел напрямую сотрудничает с Административным и Бюджетным комитетом.

Шкала взносов определяется с помощью критерия – платежеспособность государства. Определение здесь зависит от доли валового национального продукта, дохода на душу населения и множества других факторов. При этом каждые три года, после изучения статистических данных, эта шкала меняет показатели, в соответствии с экономической ситуацией во всем мире.

Кроме регулярного бюджета, в ООН существует дополнительный – траты на трибуналы и миротворческие операции. Его также поддерживают своими взносами члены организации.

Не стоит забывать, что у Организации Объединенных Наций существует множество фондов, каждый из которых имеет свой бюджет. Его «подпитывают» добровольно либо государства, либо частные лица. Остальные учреждения ООН также имеют собственный бюджет, в том числе и Совет Безопасности ООН. Постоянный член также участвует в формировании бюджета.

Исторические решения

Говоря об объективности в принятии решения, конечно же, стоит отметить самые скандальные решения, которые повлияли на ход событий и в очередной раз показали, что принятие резолюции Совета Безопасности ООН не всегда приводит к мирному урегулированию конфликта.

Первым критическим решением стала для мира новость о разделе Палестины. В 1947 году встал вопрос о том, чтобы на территории построить две страны – Арабскую и Еврейскую. Под международным влиянием должны были оказаться Иерусалим и Вифлеем. Уже на следующий год в Палестине возникло настоящее противостояние евреев и арабов. Когда Израиль одержал победу, он захватил территорию гораздо больше. Стоит сказать, что периодически последствия данного решения отображаются на ситуации в стране и ныне.

Позже, уже в 1975 году, возникла резолюция о сионизме. Тогда ООН и Израиль снова столкнулись в непонимании. Тогда Совет Безопасности ООН выносил решения о ликвидации всех форм расизма и дискриминации. При этом США высказывали свое несогласие и осудили резолюции наряду с Израилем, Европарламентом, Парагваем, Уругваем и ЮАР. Уже в 1991 году документ потерял свою силу.

В 2011 году Совет Безопасности Организации Объединенных Наций принял еще одну резолюцию, которая предполагала иностранное вмешательство в Гражданскую войну в Ливии. По документам, необходимо было защитить мирных жителей. Но на практике оказалось, что множество гражданских объектов находились под бомбардировкой коалиции. Результатом такого вмешательства стало огромное количество жертв, поражение и убийство Каддафи.

Читайте также:
Декларация безопасности промышленного объекта

А вот резолюция Совета Безопасности ООН относительно Косово до сих пор остается неоднозначной. Она была принята в 1999 году и обязала стороны ликвидировать боевые действия и вернуть мирную ситуацию в страну. Причем в этом документе указаны положения, которые отвечают за суверенитет и территориальную целостность Югославии. Большинство участников голосования были против раздела страны и утверждали информацию о незаконном провозглашении независимости Косово.

Еще одна из сомнительных резолюций была принята совсем недавно, в 2014 году. Она гласила о территориальной целостности Украины. ООН подтверждали незаконное присоединение Крыма к России, а референдум, по их мнению, не является легитимным.

Стоит понимать, что работа данной организации имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Но несмотря на недопонимания со стороны общества, все-таки Совет добросовестно отвечает за международную безопасность и заботится о мирном разрешении конфликтов.

Вопрос о реформировании Совбеза ООН давно назрел

Недавно И.о. министра иностранных дел России Сергей Лавров вновь напомнил о целесообразности включения в число постоянных членов Совета безопасности ООН Индии, Бразилии, а также представителя Африканского континента. Во время состоявшейся в Нью-Дели международной конференции «Диалог Райсина», глава российской дипломатии подчеркнул последовательность позиции Москвы, выступающей за преодоление той неопределенной ситуации, при которой в Совбезе нет ни одного постоянного представителя из числа развивающихся государств.

Совет Безопасности (СБ ООН) играет ключевую роль в Организации Объединенных Наций, наиболее, легитимной, представительной и авторитетной площадки согласования интересов международного сообщества практически во всех сферах человеческой деятельности. Согласно Уставу ООН, СБ отвечает «за поддержание мира и международной безопасности». Таким образом, модернизация Объединённых Наций, а также всей архитектуры глобального управления едва ли возможна без реформы этого важнейшего международного института. Одной из наиболее важных задач, которые предстоит решить в ходе реформы ООН «является поиск путей гарантирования интересов всех регионов и обеспечение должной представленности всех государств»[i]. Именно в этой связи многие государства-члены ООН выступают за расширение состава Совета Безопасности.

В настоящее время, СБ ООН состоит из 15 членов, из которых пять, постоянные – Великобритания, Китай, Россия, США и Франция. У каждого из пяти постоянных членов есть право вето, блокирующее принятие резолюций. Остальные десять непостоянных членов избираются на 2 года. Состав непостоянных членов обновляется каждый год наполовину. В 1992 году начались переговоры о реформе СБ ООН на межправительственном уровне. С 1994 начинается обсуждение вопроса о расширении СБ. Весной 2005 года Генсек ООН Кофи Аннан предложил увеличить состав СБ до 24 членов, в том числе, расширить состав постоянных членов Совбеза за счет Индии, Бразилии, Германии и Японии. С 2009 г. «в формате неофициального пленума Генассамблеи ООН» стартовали межправительственные переговоры по реформе СБ ООН. Как отмечает МИД РФ, между участниками по-прежнему сохраняются «существенные разногласия… по всем ключевым вопросам».

Единственный раз изменение количества членов СБ ООН произошло в 1963 году, когда число его непостоянных членов увеличилось с шести до десяти, а общая численность – с 11 до 15 стран. Юридически, «радикальный пересмотр» устава ООН, включая ревизию полномочий Совбеза, возможен. Статья 109 Устава ООН допускает внесение изменений в Устав путем созыва «генеральной конференции членов ООН при поддержке двух третей членов Генеральной ассамблеи и любых девяти членов Совета Безопасности». Причем ни один из постоянных членов Совбеза не вправе наложить вето в этом случае. Однако подобных прецедентов в истории ООН еще не было. Скептики опасаются, что попытка изменения Устава подобным образом может и вовсе закончиться ликвидацией Объединенных Наций.

Сергей Лавров уже неоднократно подробно излагал позицию России по вопросу расширения состава СБ ООН. Россия поддерживает вопрос о увеличении числа членов Совбеза. При этом реформа не должна негативным образом отразиться на управляемости и эффективности СБ. «Оперативность в работе» – один из ключевых принципов. Другой – должны быть представлены все регионы, все центры мирового развития. Оптимальная численность – «в районе 20 с небольшим членов»[ii]. В январе нынешнего года Сергей Лавров вновь подчеркнул приверженность Москвы принципу справедливого представительства всех ведущих регионов мира, при обязательном участии развивающихся стран. В этом контексте, заявил глава российской дипломатии, «мы постоянно говорим о том, что Индия и Бразилия полностью заслужили место в Совете Безопасности ООН, как и представитель Африки. Наша позиция заключается в том, чтобы целью реформы СБ ООН стало обеспечение лучшего обращения с развивающимися странам в этом центральном органе Организации»[iii].

Отсутствие Индии в числе постоянных членов Совбеза выглядит в последние годы, если не десятилетия, особенно нелогично. В настоящее время, Индия занимает второе место по численности населения среди всех стран мира. А к 2025-му году, по оценкам экспертов ООН, станет самой густонаселенной страной в мире[iv]. Индия является обладателем ядерного оружия. С момента прихода к власти в мае 2014 года, нынешнее индийское руководство проводит курс на упрочение международного авторитета страны и ее статуса регионального лидера и «серьезного глобального игрока». Экономика Индии по номинальному ВВП, по данным МВФ, 5-я в мире.

Все значимые государства Большой Азии, неуклонно превращающейся в ведущий центр мировой политической и экономической жизни, а также все внешние державы, демонстрируют заинтересованность в тесном взаимодействии с Нью-Дели при реализации как своих тактических, так и стратегических, долговременных интересов. При всем том, есть веские основания полагать, что в обозримом будущем Индия постарается сохранить курс в рамках еще более прагматичной, чем прежде, стратегии «не- присоединения». Это означало бы, что Нью-Дели будет способен играть не только всё более заметную роль в Азии, но и войдет в число основных претендентов на роль выразителя интересов значительной части развивающихся стран. Тех, кто стремится избежать встраивания в жесткие квазиблоковые конструкции в новой конфигурации международной системы.

Читайте также:
Ведомственный нормативный правовой акт

В отличие от Азии, Латинская Америка и Африка вообще «никак не представлены» среди постоянных членов. При этом, между государствами обоих регионов отсутствует консенсус по вопросу о выдвижении единого кандидата. Среди наиболее перспективных кандидатов от Латинской Америки, эксперты выделяют Аргентину, Бразилию и Мексику. Бразилия, по данным МВФ, в настоящее время является 1-й экономикой латиноамериканского континента, 2-й в Западном полушарии и 8-й экономикой мира. Ее экономическая и производственная сферы, в отличие от большинства соседей, хорошо диверсифицированы. Стране удалось преодолеть «ресурсную ловушку». По численности населения Бразилия занимает шестое место в мире. Потенциал бразильской армии среди государств Западного полушария оценивается как 2-й после американского[v]. Вместе с тем, отмечает ряд российских экспертов, по крайней мере, часть нынешнего руководства Бразилии пришла к власти под лозунгами критики «участия Бразилии в многосторонних международных форумах».[vi]

В последние десять-пятнадцать лет, Африка привлекает к себе всё больше внимания международного сообщества. Быстрый рост населения континента в сочетании с увеличением доли работоспособного населения может, при определенных условиях, способствовать экономическому росту, отмечает Republic.ru. Ряд экспертов полагает, что экономика Африки способна на столь же впечатляющий экономический рывок, какой совершила Юго-Восточная Азия во второй половине XX века. Это понимают все ведущие державы. В этой связи, по данным британского The Economist, с 2010 по 2016 год в странах Африки было открыто более трехсот новых иностранных дипломатических представительств.

В настоящее время, за странами Африки неофициально закреплены три места непостоянных членов Совета безопасности. За право представлять Африку в Совбезе на постоянной основе борются ЮАР, Египет и Нигерия. В любом случае, в условиях трансформации системы международных отношений, развитие связей между 54 государствами Африки сулит большие возможности с точки зрения усиления геополитического влияния. Голоса африканских стран будут играть всё более заметную роль на многих международных форумах и в международных институтах. При этом, в нынешних условиях африканцам больше не нужно «выбирать сторону». Они могут работать одновременно с разными конкурирующими державами. В результате, прагматики в руководстве африканских государств хорошо понимают, как важно поддерживать конструктивный баланс интересов в условиях конкуренции между ведущими державами.

В целом, как представляется, возможное усиление позиций Индии и Бразилии в ООН придало бы новый импульс укреплению их потенциала с точки зрения способности уравновешивать влияние других держав, как на региональном, так и на глобальном уровне. Индия и Бразилия, совместно с Россией, Китаем, а также второй экономикой Африки, ЮАР, уже успешно продвигают принципы многополярного и справедливого мироустройства в рамках БРИКС. А также развивают взаимодействие с другими ведущими державами по линии «Большой двадцатки». В экономической сфере, Бразилиа и Нью-Дели расширяют сотрудничество с другими развивающимися странами, оказывают им значимую помощь в развитии современных отраслей экономики, повышении международной конкурентоспособности и развития национального предпринимательства. Что касается Африки, то как отметил Сергей Лавров в 2018 году в интервью журналу «Hommes d’Afrique», только появление в СБ ООН представителя Африки способно привнести в его работу «дополнительную ценность»[vii].

Скептики опасаются, что любое расширение состава СБ, как количественное, так и географическое, «при сохранении права вето и при явных расхождениях постоянных членов во взглядах на фундаментальные международные проблемы … еще больше усложнит достижение договоренностей»[viii]. Действительно, по мере усиления позиций новых центров международного влияния, прогнозируется возрастание рисков столкновения и соперничества интересов между державами.В этих условиях, все предложения, исходящие из Москвы, нацелены на такую адаптацию механизмов работы Совбеза ООН, в результате которой ключевой орган Объединенных Наций сможет не только сохранить, но и упрочить свою роль ведущей площадки для урегулирования неизбежных мировых противоречий.

Необходимо, в частности, обеспечить преодоление опасной тенденции, наметившейся в последние десятилетия. Речь идет о действиях ряда государств в обход Совета Безопасности, а подчас – и вовсе в попытках обойти всю нынешнюю систему международного права. На эту проблему также обратил внимание Сергей Лавров в ходе дискуссии под эгидой «Диалога Райсина». «Если вы заметили, наши западные друзья все меньше и меньше используют язык международного права. Вместо этого они изобрели новый термин, который они называют «порядок, основанный на правилах». «Односторонние методы и попытки навязывания другим собственных эгоистических идей все больше отдаляют нас от решения глобальные вызовов транснационального характера». В этой связи, ряд российских наблюдателей напоминает, что Бразилия и Индия традиционно «выступают за всестороннее укрепление системы международного права»[ix].

Необходимость реформы Совета безопасности ООН, несмотря на определенные сложности, не вызывает сомнений. Как и факт наличия новых стран-кандидатов, достойных занять место постоянных членов ключевого органа Объединенных Наций. При этом, возникающее время от времени впечатление то ли «самоустраненности», то ли «паралича» в работе СБ ООН, вне всяких сомнений не способствуют укреплению авторитета ни Совбеза, ни Объединенных Наций в целом. В этих условиях, международному сообществу необходимо найти решения, которые сделают механизмы ООН лучше и эффективнее, не поставив под угрозу весь положительный опыт, наработанный в течение предыдущих десятилетий. Необходимо пройти по тонкой грани между продолжением конструктивной работы в отсутствие единодушного согласия и попытками достичь согласия любой ценой.

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

[i] Боровикова О. А. Роль БРИКС в системе глобального управления: реформа Совета Безопасности ООН // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. №12. С. 514-516

Несовершенный, но функциональный СБ ООН лучше, чем вообще ничего

Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы

Ph.D., старший сотрудник по вопросам стратегического анализа Гаагского центра стратегических исследований

Выпускница факультета журналистики МГИМО МИД России, журналист, эксперт РСМД

Д-р Джек Томпсон является старшим сотрудником по вопросам стратегического анализа Гаагского центра стратегических исследований (HCSS). В область его исследований входят европейская безопасность, внешняя политика США, трансатлантические отношения и соперничество крупных держав. Ранее, он возглавлял Группу глобальной безопасности в Центре исследований проблем безопасности Швейцарской высшей технической школы Цюриха, а также преподавал в Институте Клинтона Университетского колледжа Дублина. Томпсон является автором книги “Возрождение великой державы: Теодор Рузвельт и внешняя политика США” (Oxford University Press, 2019).

Читайте также:
Что общего у методик опционов на 15 минут и других торговых стра

В интервью для РСМД Джек Томпсон рассуждает об особенностях современных конфликтов и о роли Совбеза ООН в их предотвращении и урегулировании. Эксперт делится своими размышлениями о гибридной войне как проблеме безопасности и поднимает ряд интересных вопросов. Беседовала Татьяна Канунникова.

Д-р Джек Томпсон является старшим сотрудником по вопросам стратегического анализа Гаагского центра стратегических исследований (HCSS). В область его исследований входят европейская безопасность, внешняя политика США, трансатлантические отношения и соперничество крупных держав. Ранее, он возглавлял Группу глобальной безопасности в Центре исследований проблем безопасности Швейцарской высшей технической школы Цюриха, а также преподавал в Институте Клинтона Университетского колледжа Дублина. Томпсон является автором книги “Возрождение великой державы: Теодор Рузвельт и внешняя политика США” (Oxford University Press, 2019).

В интервью для РСМД Джек Томпсон рассуждает об особенностях современных конфликтов и о роли Совбеза ООН в их предотвращении и урегулировании. Эксперт делится своими размышлениями о гибридной войне как проблеме безопасности и поднимает ряд интересных вопросов. Беседовала Татьяна Канунникова.

Какие важные особенности современных конфликтов Вы бы выделили?

Я бы выделил взаимосвязь между соперничеством крупных держав и гибридной войной. В ближайшие годы будет интересно понять, в какой степени гибридная война действует как катализатор или механизм безопасности в отношениях между Китаем, Европой, Россией и США. Другими словами, повысится ли вероятность полномасштабной войны между, скажем, Китаем и США из-за растущей роли гибридных операций? Или же они выполняют роль запорного клапана, позволяя ведущим державам соперничать с использованием методов, недостаточных для полномасштабной войны?

Есть ли эффективные способы противодействия гибридной войне?

Для демократического Запада, который во многих отношениях более уязвим для гибридных операций, по крайней мере, на сегодняшний день, повышение устойчивости является основной задачей. Сюда входит улучшение слаженности таких альянсов, как НАТО, совершенствование инструментов борьбы с дезинформацией и создание более прочной инфраструктуры. Говоря более абстрактно, стоит задуматься, являются ли гибридные операции если не положительным фактором, то зачастую лучшим вариантом, чем другая альтернатива — тотальная война, по крайней мере, иногда. Гибридные операции никуда не денутся, поэтому лучше рассматривать их через призму того, как не допустить, чтобы они привели к эскалации и не позволить им нанести критический ущерб.

Недавно президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что Совбез ООН больше не предлагает полезных решений глобальных проблем. Нуждаются ли в пересмотре действующие механизмы международного сотрудничества для эффективного урегулирования конфликтов?

Такие институты, как Совет Безопасности ООН, играют решающую роль в обеспечении, по крайней мере, некоторой степени порядка в международной системе. Безусловно, СБ ООН несовершенен, а соперничество между крупными державами усугубляет проблему. Однако нет никаких сомнений в том, что несовершенный, но функциональный СБ ООН лучше, чем вообще ничего. СБ ООН — это важнейший инструмент предотвращения и урегулирования вооруженных конфликтов. Это спасает множество жизней и повышает уровень благосостояния человечества в целом. Не надо избавляться от Совбеза ООН; реформируйте его.

Какие реформы могли бы быть полезны?

Есть несколько конкурирующих предложений по реформе, многие из которых были бы целесообразны. Как правило, они направлены на расширение Совбеза ООН и сокращение полномочий его действующих членов. Однако ни одно из них, скорее всего, не будет реализовано в ближайшее время, поскольку по крайней мере три постоянных члена (Китай, Россия и США) не заинтересованы в ослаблении своего влияния. На данный момент лучшее, на что мы можем надеяться, — это более поступательные меры, направленные на снижение воздействия соперничества крупных держав на СБ ООН. Как мы можем побудить Китай и Соединенные Штаты не откладывать решения Совбеза ООН по пандемии COVID-19, что они делали на протяжении нескольких месяцев в прошлом году? Вот на такие моменты в краткосрочной перспективе и должна ориентироваться работа в области реформирования.

Что значит президентство Джо Байдена для Афганистана? На Ваш взгляд, будет ли он придерживаться соглашения о выводе войск США или займет более жесткую позицию в отношении Талибана? Какой сценарий наиболее вероятен?

Маловероятно, что Байден даст обратный ход плану администрации Трампа по дальнейшему сокращению численности войск США в Афганистане. Однако Байден, вероятно, изберет более консультативный подход, взаимодействуя с союзными государствами с целью сохранить присутствие иностранных войск до тех пор, пока не будет достигнуто мирное соглашение с Талибаном. Если говорить в более широком смысле, команда Байдена признает необходимость вывести Соединенные Штаты из таких конфликтов, как в Афганистане, чтобы сосредоточиться на соперничестве с другими крупными державами.

Какие конфликты могут возникнуть или усугубиться в ближайшем будущем? Какие регионы могут быть затронуты?

Как я уже сказал, гибридные операции будут происходить все чаще и чаще. Еще одна область, на которую следует обратить внимание, — это конфликт, прямо или косвенно вызванный глобальным потеплением и ухудшением состояния окружающей среды. Наиболее пострадавшие районы придутся на Южное полушарие, однако эти конфликты в той или иной степени затронут весь земной шар. Такие проблемы, как массовая миграция, радикализация и нехватка продовольствия, повлекут за собой проблемы глобального масштаба.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: