Совет Европы: что это значит

Совет Европы: что это значит

ЧТО ТАКОЕ СОВЕТ ЕВРОПЫ И ЧЕМ ОН ЗАНИМАЕТСЯ

Совет Европы — старейшая международная политическая организация на континенте. Наши основные задачи — это защита прав человека, развитие демократии и утверждение верховенства права на территории всех входящих в Совет стран. Организация была основана в 1949 году, и сегодня в неё входят 47 государств «большой Европы». Таким образом, Совет Европы представляет мнения более 800 миллионов европейцев.

Нашей основной целью всегда оставалась гарантия человеческого достоинства представителям всех народов, населяющих Европу. Мы идем к этой цели, утверждая такие фундаментальные ценности, как демократия, права человека и верховенство права. Мы верим в то, что лишь на этих ценностях может быть построено толерантное и культурное общество. Мы также считаем, что такой фундамент обеспечивает стабильность, экономический рост и социальную сплоченность во всей Европе.

Мы ищем решения общих проблем, с которыми сталкиваются все европейские государства, таких как терроризм, организованная преступность, коррупция, мошенничество в киберпространстве, клонирование и нарушение биоэтики, насилие в отношении детей и женщин, торговля людьми. Только общими усилиями всех стран в составе Совета Европы возможно добиться результатов в борьбе с этими социальными проблемами.

Во многих конкретных областях стимулом к работе Совета Европы становятся одобренные в его стенах конвенции. Смысл этих документов в гармонизации законов многих стран по единым стандартам Совета Европы. Наиболее известной стала Европейская конвенция по правам человека. Она описывает те права и свободы, которые государства в составе Совета обязуются гарантировать своим гражданам. Всего на сегодня принято более 200 конвенций. Их также подкрепляют многочисленные резолюции и рекомендации в адрес отдельных стран, которые помогают им в решении общих социальных и политических проблем.

Как работает Совет Европы?

Комитет министров — орган Совета Европы ответственный за принятие решений, в него входят министры иностранных дел всех входящих в Совет государств или их представители в Страсбурге. Решения Комитета министров ложатся в основу европейских конвенций, соглашений и рекомендаций в адрес стран-членов.

Парламентская ассамблея (ПАСЕ) — это мозг Совета Европы, где зарождаются идеи, и проходит их обсуждение. Парламентарии из стран, состоящих в Совете, обсуждают направления политики, которые затем становятся обязательными для исполнения на национальном уровне. Члены ПАСЕ назначаются парламентами каждой из стран Совета Европы.

Конгресс — это голос местных европейских властей, представляющих более 200 тысяч регионов и муниципалитетов из 47 стран. Избранные представители местных органов власти обсуждают здесь общие проблемы, сопоставляют свой опыт по поиску решений и вместе разрабатывают новые законы. Задача Конгресса — укрепление демократии и улучшение условий жизни населения в регионах.

Конференция МНПО объединяет более 400 международных неправительственных организаций. Она является единым форумом для представителей этих организаций и обеспечивает устойчивую связь между политиками и гражданским обществом. Опыт и экспертные знания МНПО обогащают работу других органов Совета Европы и позволяют политикам прислушиваться к проблемам европейского
общества.

Европейский суд по правам человека — юридический орган Совета Европы, обеспечивающий гарантию прав человека всем гражданам Европы. Решения Суда принимаются в отношении государств и частных заявителей вне зависимости от их национальности. Деятельность Суда основана на Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой в 1950 году.

Комиссар по правам человека. Бюро Комиссара по правам человека — это независимая структура в составе Совета Европы. Комиссар отвечает за осведомленность населения о принципах прав человека и за уважение этих принципов со стороны государств, входящих в Совет Европы. Комиссар исполняет преимущественно «профилактические» функции и этим кардинально отличается от Европейского суда по правам человека.

Генеральный секретарь избирается Парламентской ассамблеей (ПАСЕ) на пятилетний срок и отвечает за стратегическое и бюджетное планирование, а также общее управление Советом Европы.

Европейский флаг был утвержден Советом Европы в 1955 году после тщательного отбора вариантов и представляет собой круг из золотых звезд на синем фоне. Число звезд неизменно: двенадцать, в данном случае, — символ совершенства. Этот же флаг был одобрен в 1986 году Европейским Сообществом (сегодня — Европейский Союз).

Европейский гимн был принят Советом в 1972 году, а позднее также стал гимном ЕС. Мелодия гимна — обработка «Оды к радости» из Девятой симфонии Бетховена, сделанная Гербертом фон Караяном.

Отличия от других европейских институтов

Несмотря на общую символику, цели и задачи Совета Европы и Евросоюза достаточно легко различимы.

Совет Европы — организация межправительственная, и своими приоритетами считает защиту прав человека, демократию и верховенство права. Сегодня Совет Европы насчитывает 47 государств.

Европейский Союз состоит из 27 стран, частично отказавшихся от суверенитета в пользу совместного принятия решений по общим проблемам. ЕС — структура надправительственная.

Читайте также:
Зона проведения контртеррористической операции

Все без исключения страны, принятые в Евросоюз, первоначально состояли в Совете Европы.

Знаете ли вы, что…

…на территории Совета Европы запрещена смертная казнь? По решению ПАСЕ с 1985 года отказ от практики смертной казни стал предварительным условием для вступления в Совет.

…все лекарства от простой таблетки до самых сложных препаратов, которые продают на территории Европы, контролируются Европейской дирекцией по качеству медикаментов, одной из структур Совета Европы?

…Совет Европы стал первой в мире организацией, утвердившей законы в отношении многих проблем современности, таких как искоренение терроризма и запрет на клонирование людей?

47 стран в составе Совета Европы

Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, «бывшая Югославская Республика Македония», Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Молдова, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, Соединенное Королевство, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония

Совет Европы
«The Council of Europe» – Russian version (general leaflet)

Кто мы?

Совет Европы расположен в Страсбурге (Франция) и объединяет 44 государства.

Он стал трибуной для выражения тревог, надежд и чаяний почти 800 миллионов человек, проживающих от Атлантики до Дальнего Востока России.

С 1949 года главной целью Совета Европы является продвижение по пути укрепления единства континента и гарантий coхранения достоинства наций и граждан Европы путем соблюдения наших основополагающих ценностей: демократии, прав человека и верховенства закона.

Совет Европы разделяет все возрастающую заинтересованность европейских граждан к решению таких вопросов, как права детей, наркомания, нетерпимость, защита нацменьшинств, биоэтика, расширение возможностей для молодежи в области образования.

Мы полагаем, что только защищая эти ценности и решая эти проблемы, можно построить толерантное и цивилизованное общество. Мы уверены, что нет другого пути для обеспечения европейской стабильности, экономического роста и общественного благосостояния.

Если говорить коротко, то Совет Европы – это демократическая совесть Европы.

Что мы делаем ?

Многие инициативы Совета Европы зачастую воплощаются в форме конвенций, направленных на гармонизацию национальных правовых систем, а также приведение их в соответствие со стандартами Совета. Эти конвенции дополняются многочисленными резолюциями и рекомендациями Комитета Министров, которые адресованы государствам-членам и играют решающую роль в процессе нахождения решений по общим вопросам.

Вот лишь несколько примеров наших основных достижений:

Европейская конвенция о правах человека устанавливает систему защиты прав и свобод приблизительно 800 миллионов человек. Каждый, кто считает, что его права по Конвенции были нарушены, может обратиться с жалобой в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге при условии, что исчерпаны все национальные средства правовой защиты.

Европейская конвенция по предотвращению пыток предоставляет дополнительные права по защите лиц, лишенных свободы.

Европейская социальная хартия гарантирует основные социальные и экономические права.

Европейская хартия местного самоуправления определяет принципы, которые должны соблюдаться любой демократической системой на уровне местных органов власти.

Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств содержит цели и положения по защите прав национальных меньшинств.

Европейская конвенция о правах человека и биомедицине запрещает клонирование человеческих организмов и определяет права человека в этой связи вне зависимости от медицинского лечения.

Конвенция о защите информации личного характера определяет ряд принципов по беспрестрастному и законному сбору и использованию информации личного характера.

Европейская конвенция о трансграничном телевидении гарантирует свободу трансляции и приема трансграничных телевизионных программ.

Бернская конвенция защищает находящиеся под угрозой виды растений и животных в их природной среде обитания.

Европейская культурная конвенция обеспечивает основу для межправительственного сотрудничества в области образования, культуры, наследия, спорта и молодежи.

Банк социального развития предоставил кредиты на сумму приблизительно 13 миллиардов евро для финансирования социальных проектов, а также в качестве помощи, направленной на ликвидацию посследствий чрезвычайных ситуаций в государствах-членах банка.

Европейская фармакопея играет важную роль в стандартизации качества лекарств.

«Группа Помпиду» координирует политику государств-членов в области борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, а также в области лечения и реабилитации наркоманов.

Европейская хартия «Спорт для всех» служит целям популяризации спорта во всех его формах и обеспечивает его доступность для всех.

«Евроимидж» – это фонд поддержки совместного производства и проката европейских документальных и художественных фильмов.

Художественные выставки Совета Европы посвящены важнейшим темам национальных культур Европы.

Европейский фонд по сохранению традиционных ремесел и промыслов занимается вопросами сохранения традиционных знаний и навыков, а также распространения этого наследия во всей Европе.

Европейские дни наследия помогают поднять уровень осознания нашего общего культурного наследия, а также предоставляют гражданам всей Европы редкую возможность посещать достопримечательные места, обычно закрытые для широкой публики.

Читайте также:
Предмет правового регулирования: что это значит

Европейские молодежные центры в Страсбурге и Будапеште служат местом встреч и обучения представителей молодежных организаций. Многочисленные проекты, финансируемые Европейским молодежным фондом (ЕМФ), вовлекли в это движение более 200000 молодежных лидеров, представляющих разные уголки Европы.

Европейский центр современных языков в Граце (Австрия) является форумом и местом встреч представителей сферы образования.

Молодежная карточка облегчает передвижение молодежи по Европе, давая ей возможность путешествовать, знакомиться с культурой и заниматься спортом по льготным тарифам.

Европейский центр за глобальную взаимозависимость и солидарность (Центр «Север-Юг» в Лиссабоне) содействует развитию сотрудничества между Европой и странами Юга.

Программы помощи и сотрудничества позволяют новым государствам-членам и кандидатам пользоваться знаниями и опытом экспертов Совета в целях укрепления и ускорения демократических и правовых реформ.

Около 400 неправительственных организаций имеют консультативный статус при Совете Европы, что позволяет развитию реального и практического партнерства между организациями.

Как все начиналось?

Искру европейского единства удалось разжечь Уинстону Черчиллю своей речью в Цюрихе в 1946 году. Выражая настроения послевоенной эпохи, он говорил о «Соединенных Штатах Европы» и предложил в качестве первого практического шага в этом направлении создать нечто вроде «Совета Европы».

Спустя всего три года, 5 мая 1949 года, десять стран – Бельгия, Дания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Швеция и Соединенное Королевство – подписали договор о создании Совета Европы со штаб-квартирой в Страсбурге (Франция).

Через три месяца Робер Шуман, как представитель Франции, страны, в которой будет находиться штаб-квартира Организации, открыл первое заседание Комитета Министров.

Наши цели

Защищать и укреплять принципы демократии, права человека и верховенство закона.

Находить решения основных проблем, стоящих перед европейским обществом: расизм, нетерпимость, дискриминация нацменьшинств, наркомания, клонирование человеческих организмов и биоэтика, социальное отторжение, защита окружающей среды, коррупция и организованная преступность.

Содействовать осознанию европейского своеобразия и дальнейшему взаимопониманию между народами с различными культурами.

Как мы работаем

Руководящим органом Совета Европы является Комитет Министров . Каждое государство-член Совета представлено в Комитете своим министром иностранных дел или Постоянным представителем в ранге посла. Комитет занимается вопросами бюджета, приема в члены Совета новых государств, а также принимет решения по основным направлениям политики и деятельности Организации. Его решения принимают форму рекомендаций государствам-членам или конвенций и соглашений, имеющих обязательную силу для тех государств, которые их ратифицируют.

Парламентская Ассамблея является движущей силой Совета. На ее сессии для обсуждения социальных проблем и вопросов международной политики съезжаются делегации (около 600 депутатов), представляющие основные политические течения в национальных парламентах. Ассамблея проводит свои пленарные сессии в Страсбурге четыре раза в год. Ее работу готовят специальные комиссии. Она является инициатором многих начинаний Совета, вынося рекомендации Комитету Министров. Без ее одобрения в Совет Европы не может быть принято ни одно новое государство.

Конгресс местных и региональных властей Европы (КМРВЕ) состоит из Палаты местных властей и Палаты регионов, где представлены все государства-члены. Он проводит одну сессию в год в Страсбурге. Его цель – укрепить демократические структуры на местах, особенно в странах Восточной Европы, вставших на путь демократии.

Эти органы обслуживает Секретариат в количестве приблизительно 1 300 сотрудников, выходцев из многих стран Европы. Он работает на двух официальных языках, английском и французском.

Возглавляет Секретариат Генеральный секретарь Вальтер Швиммер ( Австрия).

Европейская символика

Европейский флаг был принят Советом Европы в 1955 году. На нем изображен круг из двенадцати золотых звезд на голубом фоне. Количество звезд неизменно, а число двенадцать символизирует совершенство. В 1986 году такой же флаг был принят и Европейским сообществом (нынешним Европейским Союзом).

Европейский гимн был принят Советом Европы в 1972 году и представляет собой прелюдию к «Оде радости» из Девятой симфонии Бетховена в аранжировке австрийского музыканта и дирижера Герберта фон Караяна.

Хотя эти символы являются общими для Европейского Союза и Совета Европы, эти две организации абсолютно разные.

Государства-члены (по состоянию на ноябрь 2001 г.)

Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Словакия, Словения, Соединенные Королевство, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, бывшая Югославская Республика Македония Эстония.

Статус наблюдателей: Ватикан, США, Канада , Япония и Мексика.

Страны-кандидаты: Парламентская Ассамблея рассматривает вопрос о приеме в члены Совета кандидатуры следующих государств: Босния и Герцеговина, Союзная Республика Югославия и Монако.

Дополнительная информация

Данная брошюра, изданная на многих европейских языках, содержит лишь краткие сведения об истории Совета Европы и дает представление лишь о некоторых сферах деятельности Организации.

Мы с удовольствием ответим на все ваши запросы о дополнительной информации.

Читайте также:
Право на ответ: что это значит

Обращайтесь по адресу

Council of Europe
F-67075 Strasbourg Cedex
Телефон: +33 (0) 3 88 41 20 33
Факс: +33 (0) 3 88 41 27 45

OpenDemocracy: для чего существует Совет Европы?

Перспективы развития организации после восстановления России в праве голоса

На прошлой неделе Совет Европы принял решение о восстановлении России в праве голосования. Некоторые эксперты считают, что это решение еще на шаг приблизило Совет Европы к прекращению своего существования. Джон Далхусен, старший научный сотрудник аналитического центра European Stability Initiative, в материале для openDemocracy анализирует эту ситуацию и делает прогнозы на будущее. Интернет-газета «Реальное время» представляет перевод статьи английского издания на русский язык.

Четырехлетнее противостояние с Россией

Любопытный и унизительный спектакль разыгрался на прошлой неделе в Страсбурге на заседании Совета Европы. Европейские парламентарии решили изменить правила организации, что позволит завершить четырехлетнее противостояние с Россией и предупредить ее выход.

Эта история настолько специфичная, что лучше всего описать ее на примере. Представьте школьный футбольный матч, на котором печально известный всем хулиган и нарушитель правил в бешенстве убегает после удаления с площадки. Спустя некоторое время этот нарушитель, который по совместительству еще и самый беспринципный игрок, занимает боковые линии, настаивая, что он вернется и продолжит игру лишь в том случае, если правила игры изменятся и наказания будут отменены. Большинство игроков его поддерживают. Некоторые не самые сильные игроки недовольны такими заявлениями, но их мнение игнорируется. Им говорят, что такие изменения пойдут на пользу матчу, и уверяют, что склонность нарушать правила на поле уменьшится, если за этим не будет наказания. В итоге игрок возвращается, и игра продолжается.

Фактически то же самое случилось на прошлой неделе, когда в жалкой попытке примирения Совет Европы «вырвал свои последние зубы и подарил их России», чтобы удержать ее.

Владимир Лукин в 1996—2000 годы возглавлял парламентскую делегацию Российской Федерации в Совете Европы. Фото euro-ombudsman.org

Свое начало эта история берет в 1996 году, когда Россию приняли в Совет Европы. Организация с 70-летней историей, созданная после Второй мировой войны с целью достижения «единства его членов в вопросах безопасности и осознания идеалов и принципов, которые являются их общим наследием». Центральное место как в Европейской конвенции по правам человека, так и Европейском суде по правам человека — продвижение прав человека, демократии и верховенства закона.

Основатели — страны Западной Европы с общими ценностями, но с падением железного занавеса организация резко расширилась на страны Восточной Европы. Принятие России не получило единого одобрения всех членов. Многие говорили о том, что Россия не готова к вступлению и даже не особо склонна уважать и следовать стандартам и правилам организации. Противники принятия России боялись размывания общих стандартов и подрывания надзирательной функции Совета.

Однако эти сомнения были проигнорированы. Риск заключался в том, что в то время лучше было держать Россию поближе к себе, «под присмотром». Дорога может быть неровной и тернистой, но пока всеобщая демократия смутно виднеется в качестве пункта назначения, попытка пройти этот путь вместе стоит того. Но эта логика становилась все более напряженной. Кажется, что сегодня вопрос направления и конечной цели этого пути беспокоит организацию намного меньше, чем вопрос о том, достаточно ли широка сама дорога, чтобы по ней смогли пройти все желающие.

Причиной недавнего разрыва с Россией стало присоединение Крыма в 2014 году и вмешательство в дела Восточной Украины. Фото assembly.coe.int

Совет Европы оказался слишком мягким

Причиной недавнего разрыва с Россией стало присоединение Крыма в 2014 году и вмешательство в дела Восточной Украины. Столкнувшись с неопровержимым нарушением территориального единства одного из участников организации, Совет Европы был обязан предпринять что-либо. В тех условиях ответ Совета Европы оказался слишком мягким. В то время как правительства, представленные в Комитете Министров, искали возможности для достижения прогресса в ситуации на Украине, Парламентская ассамблея Совета Европы приостановила право голоса России в организации. Санкция повторилась в 2015 году, что вынудило Россию выйти из состава ассамблеи, обиженно рассуждая о политике двойных стандартов и русофобии.

В 2017 году Россия начала перегибать палку, прекратив выплаты членского взноса. В 2018 году страна начала диктовать свои условия: она вернется в ПАСЕ и заплатит взнос лишь в том случае, если Ассамблея внесет в устав изменения, запрещающие исключение из состава организации. Параллельно Россия угрожала полностью выйти из организации.

Можно закрыть глаза на предположение, что это уже переходит все границы; что организация, уверенная в своих целях и преданная идее достижения интеграции, будет готова согласиться, даже с сожалением, на выход из состава члена организации, неоднократно нарушавшего правила. Но нет. В соответствии с курсом, проводимым на протяжении нескольких лет, генеральный секретарь организации, бывший премьер-министр Норвегии Турбьерн Ягланд, и страны-лидеры организации, прежде всего Германия и Франция, упорно настаивали на принятии решения, которое удовлетворит требования России.

Читайте также:
Перемещение через таможенную границу

В юридических заключениях указывалось, что ПАСЕ не может лишать права голосования (в первую очередь на выборах генерального секретаря организации и судей Европейского суда по правам человека). Бесчисленные декларации превозносили важность сохранения Совета Европы как настоящей пан-европейской семьи. В мае этого года Комитет Министров дипломатично, но вполне однозначно объявил, что «они готовы принять делегации от всех членов организации на следующей сессии ПАСЕ в июне». Игра окончена. ПАСЕ, отклонившая схожие поправки к существующим правилам в октябре прошлого года, ввела их в действие 24 июня. Россия победила.

Турбьерн Ягланд и страны-лидеры организации, прежде всего Германия и Франция, упорно настаивали на принятии решения, которое удовлетворит требования России. Фото politeka.net

Россия остается лидером по количеству неисполненных решений Европейского суда

Победа России значительна, поражение Совета Европы также существенно. Ценой удержания России в рядах Совета стало снижение авторитета власти. Каковы преимущества? Есть мнение, что членство России станет проверкой на ее стремление к авторитаризму, а защита, предоставляемая Европейским судом по правам человека, поможет достигать справедливости для граждан. Это утверждение было аргументом ряда российских неправительственных организаций.

Тем не менее подтверждение этого заявления незначительно. Россия выплатила огромные компенсации, но тем не менее остается лидером по количеству неисполненных решений Европейского суда по правам человека. Некоторые из этих вопросов касаются вопиющих нарушений. В 2015 году был принят закон, по которому Российский конституционный суд мог объявить постановления Страсбурга несоответствующими Конституции Российской Федерации.

Ухудшится ли ситуация с правами человека в России, если она не будет членом Совета Европы? Возможно. Возможно, что нет. Но вопрос в том, сможет ли Совет Европы в своем положении сейчас повысить уважение прав человека в России?

«Мемориал», одно из наиболее уважаемых независимых обществ по защите прав человека в России, предупредил, что «односторонние уступки при полном отсутствии изменений в российской позиции неизбежно закончатся разрушительными процессами для международных механизмов. И в конце концов это навредит и самой стране». Это принесет неудобства не только россиянам, но и гражданам всех стран, где поддерживается и поощряется авторитарный режим правления.

Совет Европы сейчас стоит на распутье, и Россия не единственная страна, которая относится к правилам и устоям организации с презрением. Фото expert.ru

Уход России из Совета Европы не тот исход, к которому нужно стремиться. Но защита и сохранение его основных принципов является более важной целью. Совет Европы сейчас стоит на распутье, и Россия не единственная страна, которая относится к правилам и устоям организации с презрением.

Всего год назад независимое расследование окончательно доказало то, что давно было известно и давно игнорировалось: Азербайджан действительно покупал голоса и «влияние» в ПАСЕ. Это расследование стимулировало несколько мелких реформ ряда процедур, но абсолютно без последствий для Азербайджана. Если страны-нарушители смогут доказать, что их правонарушения ничего не значат, то это произойдет потому, что другие страны сделали такой же вывод. Однако окончательным последствием этого случая станет потеря влияния Совета Европы. И Совет опасно близок к такому исходу. Это будет позор. И большая ошибка.

Джон Далхусен, openDemocracy

Совет Европы

Совет Европы — международная организация, призванная содействовать сотрудничеству между странами Европы, в области стандартов права, прав человека, демократического развития и законности.

Основанный в 1949 году, Совет Европы является старейшей международной организацией Европы. В его состав входят 47 государств, в которых проживают более 800 млн человек. Совет Европы является полностью самостоятельной организацией, не входящей в систему Европейского Союза. В отличие от ЕС Совет Европы не может издавать обязательные законы. Одним из самых значительных достижений Совета Европы считается разработка и принятие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

  • Дата 07.12.2021
  • ТемыЕвропейский Союз (ЕС, Евросоюз), Фрекинг, Сланцевый газ, Интерпол, Европол, Синдром приобретенного иммунного дефицита (СПИД), Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), Птичий грипп, “Нафтогаз Украины”
  • Написать в редакцию
  • НапечататьНапечатать эту страницу
  • Постоянная ссылка https://p.dw.com/p/1DCIZ

Комиссар Совета Европы призвала генпрокурора РФ прекратить ликвидацию “Мемориала” 07.12.2021

Процесс ликвидации “Международного Мемориала” и правозащитного центра “Мемориал” не выглядит “необходимой и соразмерной мерой”, заявила в письме генпрокурору РФ комиссар СЕ по правам человека Дунья Миятович.

Совет Европы призвал Москву прекратить ликвидацию “Мемориала” 17.11.2021

Закон об “иноагентах” не отвечает международным и европейским стандартам, заявила Дунья Миятович. По ее словам, власти РФ должны в первоочередном порядке отменить его и прекратить ликвидацию “Мемориала”.

Читайте также:
Морской залог на судно

Комиссия Совета Европы заявила о невыполнении РФ ее рекомендаций 05.10.2021

Россия не выполнила две рекомендации, которые Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью дала ей в 2019 году с просьбой уделить им первоочередное внимание.

Международные наблюдатели указали на нарушения на выборах в Грузии 03.10.2021

Выборы в Грузии были упущенной возможностью для местной демократии, заявила миссия ОБСЕ, Совета Европы и Европарламента. Наблюдатели указали на отсутствие равных условий для партии власти и оппозиции.

Совет Европы призвал Россию освободить Навального и выплатить компенсацию ЮКОС 19.09.2021

Комитет министров Совета Европы рассмотрел шесть дел в отношении России. СЕ призвал Москву освободить Навального и выплатить компенсации ЮКОС и другим потерпевшим, присужденные ЕСПЧ.

Россия против Украины в ЕСПЧ: чего добивается Москва, и какие у нее шансы? 26.07.2021

Большинство пунктов иска России против Украины в ЕСПЧ касается событий далекого прошлого, а потому не могут быть приняты судом. Однако, по мнению экспертов, Москва окажется в выигрыше при любом исходе дела.

В Совете Европы критикуют Россию за Навального, неуважение к ЕСПЧ и нарушения прав человека 23.06.2021

“История с Навальным символична”, – считает комиссар Совета Европы по правам человека Дунья Миятович. Ведь “она демонстрирует, что в РФ гораздо больше проблем – например, отсутствие независимой судебной системы”.

Дебаты в ПАСЕ: режим санкций против Беларуси должен быть усилен 23.06.2021

Белорусские власти искусственно создают наплыв нелегальных мигрантов у границ Польши и Литвы – так режим Лукашенко мстит Евросоюзу, считают в ПАСЕ. И призывают усилить давление на Минск.

Случай с Навальным символичен – мнение комиссара Совета Европы по правам человека (18.06.2021) 18.06.2021

По мнению Дуньи Миятович, дело Навального демонстрирует, что в РФ много проблем – это и отсутствие независимой судебной системы, и атаки на правозащитников. Но комиссару СЕ кажется, что Навальный скоро выйдет на свободу.

Угроза катастрофы: почему Россию накрывает новая волна пандемии? DW Новости (18.06.2021) 18.06.2021

Сегодня в Москве суточный прирост по ковиду достиг максимума с начала пандемии. Призывы вакцинироваться и соблюдать меры по нераспространению вируса многие россияне словно не слышат. Отныне плановая медпомощь оказываться будет лишь тем, кто привился. Почему ситуация становится все более критической и к тому же столь стремительно?

Нарушения прав человека в аннексированном Крыму: выход есть? 18.06.2021

Ситуация с правами человека в Крыму близка к катастрофической, утверждают правозащитники. Какие механизмы влияния есть у Киева и его партнеров? Об этом речь шла в ходе дискуссии на “Киевском диалоге”.

Россию могут исключить из Совета Европы? Из-за Навального и не только 11.06.2021

Совет Европы может наказать Россию за неисполнение решения ЕСПЧ освободить Навального. При каких условиях может быть запущена процедура приостановления членства РФ, рассказали эксперты.

Эксперт о том, кого считать коренными народами в Украине 10.06.2021

В чем заключается особенность защиты прав коренных народов и подпадают ли под это определение русские, белорусы и молдаване в Украине, DW рассказал бывший эксперт Совета Европы Франческо Палермо.

Правозащитники осудили запрет в России немецких НКО 27.05.2021

Немецкое представительство Amnesty International призвало правительство ФРГ решительно противостоять нарушению обязательств, которые Россия взяла на себя, вступив в Совет Европы.

Россию призвали соблюдать обязательства в рамках Совета Европы 18.05.2021

Члены Гражданского форума ЕС – Россия потрясены “лавиной репрессий против протестующих, правозащитников, журналистов и адвокатов” в РФ и призывают Москву вспомнить об ответственности в рамках членства в Совете Европы.

Депутаты ПАСЕ: В случае с Навальным Россия пересекла красную линию 22.04.2021

ПАСЕ приняла резолюцию с требованием немедленно освободить Алексея Навального. Но еще до обсуждения документа глава делегации РФ Петр Толстой заявил, что Москва “выполнять резолюцию не будет”.

Чем занимается прокуратура РФ – федеральный закон о прокуратуре

На территории России сегодня действует огромное количество контролирующих органов. Обычный гражданин может легко запутаться, когда приходится столкнуться с проблемой. Например, мало кто знает, что прокуратура РФ – это единая система органов, которые отвечают на соблюдение конституционных прав и исполнение действующего законодательства. Сегодня предстоит узнать о том, в каких случаях стоит обращаться сразу в прокуратуру, какой закон регулирует работу этого органа, что входит в зону ответственности единой системы.

  • Оглавление
  • Немного истории
  • Чем занимается прокуратура
  • Система и структура прокуратуры в России
  • Воинские звания и чины
  • По каким вопросам гражданам можно обращаться в прокуратуру
  • Нюансы, о которых нужно знать при обращении
  • Почему прокуратура является самым эффективным органом
  • Как подать заявление через электронную приемную

Немного истории

Впервые на территории России прокуратура появилась еще при правлении Петра Первого. Перед государем стояла одна и самая главная задача: «Пресечь беззаконие, ослабить зло». Дело в том, что прокуратура отвечала не только за деяния обычных граждан, но и тех, кто ранее находился в зоне неприкосновенности.

Читайте также:
Оговорка в коносаменте: что это значит

Первым прокурором стал Павел Ягужинский. Задача государя состояла в том, чтобы найти честного и порядочного человека, который не будет боятся рассказывать правду, будет неподкупен и сможет ответить честью.

Уже в 1802 году прокуратура стояла выше Министерства Юстиции и была единственным и самым важным органом государственного надзора. Еще через 50 лет, прокуратура отделилась от карательной власти, так как из-за большой нагрузки прокурор и дружинники не успевали за всем следить. На 1864 год выпала реформа судебного производства, которая касалась судостроений.

После ряда государственных переворотов и гражданской войны, в 1917 году деятельность прокуратуры полностью отошла в руки Народных Комиссаров, однако основной принцип и идеи никак не изменились. Единственное, чтобы снизить расходы на обеспечение огромного количества органов, был принят «Декрет о суде № 1», который преобразовал деятельность многих учреждений в одну, ее до сих пор называют «следственной комиссией».

В 1922 году под руководство ВЦИКа было принято решение наделить этот орган исполнительной власти еще рядом обязанностей и функций. Например:

  1. Прокуратура должна была следить за работой других учреждений, которые занимались дознанием и раскрытием преступлений.
  2. Поддерживание сторону обвинения в суде.
  3. Контроль над качеством содержания подсудимых и тех, кто находится под стражей.

Еще через 10 лет, область влияния прокуратуры в России была еще больше увеличена. Например: было создан союз, регулирующий деятельность прокуратуры по всей стране (на тот момент речь идет о множестве республик, которые нуждались в контроле).

Сегодня на территории России действует законодательный акт, который касается работы, зоны ответственности прокуратуры – «О прокуратуре Российской Федерации». После падения СССР и выпуска нового законодательства, этот орган стал единым целым. Однако теперь, прокуратура не может вмешиваться в хозяйственную деятельность, как это было до принятия нового законодательного акта.

Чем занимается прокуратура

Прокуратура обязана следить за исполнением законов в интересах общества. Сегодня система осуществляет надзор за:

  1. За исполнением ФЗ, указов и т.д. Дополнительно ведется контроль за деятельностью военных учреждений, законодательными и исполнительными органами и т.д.
  2. За исполнением законодательных актов со стороны правоохранительных, следственно-розыскных органов.
  3. За тем, чтобы судебные органы действовали в рамках действующего законодательства.
  4. За тем, чтобы сотрудники, руководство административных органов следовало в рамках правового поля.

Дополнительно присутствует нагрузка в виде:

  1. Координации розыскной деятельности. Т.е. есть система обеспечивает помощь и ресурсы для поимки преступников, как внутри страны, так и за ее пределами.
  2. Осуществляет международное сотрудничество.
  3. Занимается выпуском специальных изданий, отвечает за их достоверность.

Прокуроры также присутствуют на судебных заседаниях. Несмотря на то, что они находятся на обвинительной стороне, сотрудники обязаны обеспечивать отсутствие беззакония и противоречия. Дополнительно происходит рассмотрение жалоб, которые граждане направляют в сторону административных органов. Регламент работы органов, включая зону ответственности прокурора и помощника прокурора, можно найти в действующем Федеральном законе “О прокуратуре Российской Федерации” от 17.01.1992 N 2202-1.

Система и структура прокуратуры в России

Во главе системы стоит Генеральный прокурор. Назначение и снятие должности происходит по воле Совета Федерации. Далее по иерархической системе:

  1. Генеральная прокуратура – единый орган, от имени которого происходит надзор за исполнением положений Конституции.
  2. Учебные организации – например, главное учреждение, где обучаются будущие специалисты Университет прокуратуры (есть в Санкт-Петербурге и в Москве).
  3. Прокуратурные субъекты.
  4. Районная прокуратура.
  5. Военная прокуратура.
  6. Узконаправленные отделения – транспорт, природа и т.д.
  7. Редакции печати.

Для улучшения контроля качества существует большое количество должностей. Они также предусмотрены ФЗ «О прокуратуре РФ». Разделить можно на несколько составляющих:

  1. У Генеральной прокуратуры есть 6 основных должностей, куда входят заместители и помощники.
  2. У Прокуратуры, отвечающей за субъекты – также есть 6 основных должностей, спецификой похожих на главное учреждение страны.
  3. У Прокуратуры городов и районов – тоже 6, но имеется более узкоспециализированные подразделения, так как объект контроля намного меньше, чем у федеральных органов.

Ранее существовало понятие «начальник отдела». Сейчас функцию выполняют старшие помощники главного прокурора каждой из 3 ответвлений.

Воинские звания и чины

Как и в любой другой сфере, здесь есть место для иерархии и мотивации сотрудников. По факту, классовые чины в сфере прокуратуры присуждаются за исполнительность, за срок службы, за личные достижения. Регулируется этот вопрос действующим законодательством – ст. 41 ФЗ № 2202-1.

Сегодня можно выделить:

  1. Юристы – 1,2,3 классов, младшие и старшие советники юстиции. Разделяется также на младший и старший начальствующий состав.
  2. Есть высший начальствующий состав – здесь разделение происходит на государственных советников – 1 и 2 класса.

С 2014 года получить должность в Прокуратуре больше не сможет человек, не имеющий высшего образования. Гражданин прошедший аттестацию получает первоначальный чин, перескочить и получить сразу высшую должность уже не получится.

Читайте также:
Цифровые товары: что это такое, описание и особенности

Так как на территории России отдельно действует еще и военная прокуратура, сотрудники получают дополнительный чин. На основании ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», согласно их эффективности.

Что касается хранения и использования оружия, то согласно главному законодательству о прокуратуре, сотрудники имеют право на ношение и использование. Порядок применения находится в рамках действующего законодательства.

Предусматриваются и варианты награждения. Например, эффективные сотрудники за доблесть и старания могут получить:

  1. Знак отличия «За верность закону».
  2. Медаль «За взаимодействие».
  3. Медаль «Ветеран прокуратуры».

Перед получением класса и после сдачи аттестации, гражданин проходит через присягу. Ознакомиться с текстом можно в «О прокуратуре Российской Федерации», статья 40. Генеральный прокурор – это специалист имеющий большой опыт работы, награды, заслуги. Федеральный Совет не назначит человека, не имеющего отношения к этой сфере.

По каким вопросам гражданам можно обращаться в прокуратуру

Многие граждане уверенны, что решить проблему быстро и эффективно можно только через прокуратуру. Высший орган поможет избежать беззакония со стороны административных учреждений, полиции и т.д. Поэтому на почту органа власти поступают сотни тысяч обращений, которые часто остаются без ответа или положительного результата. Сегодня можно выделить несколько примерных ситуаций, когда прокуратура может вмешаться и оказать содействие:

  1. В вопросах усыновления и удочерения, прокурор может присутствовать на судебном заседании.
  2. В судебном заседании, когда решается вопрос о признании человека психически больным. Это касается ситуаций, когда гражданин представляет угрозу окружающим и отказывается от госпитализации.
  3. Процессы, которые касаются лишения родительских прав, восстановлении прав, ограничений.

Вызвать сотрудника могут не только физический лица, т.е. обычные граждане, но и другие структуры в виде комитетов, собраний и т.д. Когда речь идет о вмешательстве высшего органа, граждане должны понимать, что специалист занимает сторону нейтралитета и контролирует выполнение всех законодательных норм, т.е. только то, что может коснуться беззакония. Прокурор также имеет право на обжалование решений, которые уже принял суд.

Однако по статистике, большая часть обращений граждан связанна с взаимодействием правоохранительных органов. Когда граждане сомневаются в неподкупности, честности полицейских, искать правду лучше через органы прокуратуры. Система устроена так, что отделения и организации есть в каждом регионе, что значительно упрощает процедуру обращения за помощью.

Однако стоит понимать, что даже с учетом присутствия помощи со стороны прокуратуры, не стоит забывать и об адвокате. Только он сможет грамотно составить и направить заявление с просьбой разобраться.

Дополнительно можно выделить ряд ситуаций, когда можно смело обращаться за помощью:

  1. Поводом может стать криминогенная обстановка в месте проживания. Например, у жителей часто снимают номера, колеса или по ночам, элементарно, страшно возвращаться домой из-за присутствия банд и группировок. Если полиция не реагирует на обстановку и жалобу, можно смело писать заявление в Республиканскую прокуратуру (или районную) с просьбой провести расследование.
  2. Ущемление прав – если гражданина ущемляют в его праве, которое дается Конституцией, можно также минуя полицию обратиться в органы прокуратуры.
  3. Нарушение Трудового Законодательства – например, работодатель часто задерживает заработную плату, здесь идет речь о нарушении законного регламента, с чем предстоит разобраться сотрудникам высшего управления.

Перечислять жизненные и бытовые сложности можно долго. Однако следует понимать, что первая причина обраться – это нарушение закона и регламента. Даже если это происходит со стороны административных органов, которые в первую очередь, должны придерживаться правового поля.

Однако также есть случаи, когда обращаться в прокуратуру необходимо, пройдя другие инстанции. Например, если в магазине продают просроченный товар или обманываю, в первую очередь следует обратиться в Роспотребнадзор, если сотрудники откажутся содействовать, то в полицию, если и там не получилось найти помощи, то далее следует обращение в прокуратуру.

Нюансы, о которых нужно знать при обращении

Если с поводами для обращения все понятно, то со схемой и пошаговой инструкцией того, как правильно это сделать, могут возникнуть трудности. Гражданам необходимо знать о следующих нюансах:

  1. Направить жалобу или обращение можно лично, а можно от имени общественности или других организаций, которые борются за права человека.
  2. Обратиться можно в устной и письменной форме. Как показывает практика, последний вариант более эффективный, так как задокументированная просьба точно не останется без внимания.
  3. Заявление всегда подается в двух экземплярах. Один остается у заявителя, другой в прокуратуре.
  4. Сегодня направить письменную жалобу можно не только через почтовые связи, но и через интернет, официальный сайт или электронную почту.
  5. Кстати, строгой формы обращения нет. Заявление составляется в свободной форме, главное, чтобы присутствовали все данные о заявителе, полностью описанная ситуация, данные виновника.
  6. Жалобу лучше писать на имя главного прокурора области или района. Если она остается без внимания, то можно и на Генерального прокурора страны написать, после получения официального отказа.
  7. Рассмотрение занимает до 30 дней. В течение 10 рабочих сотрудники прокуратуры высылают ответ.
Читайте также:
Отзыв на апелляционную жалобу

Дополнительно следует выделить, что далеко не всегда, обращения и жалобы принимаются. Однако ответ должен быть получен гражданином в любом случае, из возможных:

  1. Удовлетворено – это значит, что сотрудники приняли все меры.
  2. Отклонено – нет обоснований вмешиваться.
  3. Перенаправлено – если вопросом обязуется заняться другой орган.

Отклонить жалобу или обращение могут в случаях, когда письмо не имеет смысловой нагрузки, не изложены факты, не до конца понятно, что требуется. Для разъяснения сотрудники могут попросить явиться. Также отказать могут если письмо содержит прямое влияние в следственный или розыскной процесс. Например, данные могут быть специально быть неверными, чтобы запутать следствие и дать преступнику сбежать.

Почему прокуратура является самым эффективным органом

Граждане все чаще стали обращаться в прокуратуру не только за помощью, но и за простой консультацией. На деле, это единственный орган, который в течение короткого периода может бесплатно и беспристрастно решить проблему граждан. Чаще всего вопросы возникают в соблюдении Пенсионного, Трудового, Гражданского и Жилищного Законодательства.

В пользу прокуратуры можно привести несколько факторов, которые обеспечивают автономность и высокое качество оказания поддержки:

  1. Работа этого органа не связанна с правящей партией и с тем, кто находится у власти. Единственное, что может оказать влияние – изменение Конституции страны, однако даже оно, не пройдет без участия главного прокурора.
  2. Прокуратура не связанна напрямую с полицией и следственным комитетом.
  3. Прокуратура гарантирует безопасность свидетелей.
  4. Сотрудники могут открывать уголовные дела против высоких чинов, руководителей и т.д.
  5. Проводить тщательные проверки в любом учреждении.

Именно поэтому, порой гражданам быстрее и легче обратиться сразу в главное управление, чтобы не терять время. Из-за этого периодически возникают конфликты между прокуратурой и следственным комитетом. Потому что по факту их деятельность очень часто пересекается, что говорит о плохом качестве работы СК.

Как подать заявление через электронную приемную

С развитием новых технологий, гражданам теперь не нужно отсиживать в длинных очередях и записываться за несколько недель заранее, чтобы добиться справедливости. Подать заявление можно сегодня через генпрокуратура РФ официальный сайт. Как правильно это сделать:

  1. Перейти на главную страницу учреждения – http://www.genproc.gov.ru/
  2. Выбрать кнопку “Интернет-приемная”.
  3. Далее следует ознакомиться с короткой инструкцией, в которой говорится о порядке рассмотрения и подачи (регламент 02.05.2006 № 59-ФЗ).
  4. Выбрать свой регион.
  5. Согласится с условием обработки данных.
  6. Заполнить открывшиеся графы и коротко изложить суть проблемы или пожелания.

Выше было указанно, что заявления и жалобы, которые не содержат смысловой нагрузки не рассматриваются. Поэтому при составлении и желании быстро решить проблему, желательно подключить своего адвоката или грамотно подойти к изложению. Также необходимо понимать, что есть вероятность того, что сотрудники могут вызвать для дачи более подробной информации. Беспокоится не нужно, если пришло письмо с печатью прокуратуры страны, вероятно, сотрудникам необходимо узнать детали, чтобы помочь в сложившейся ситуации. По вопросу коррупции, также можно обращаться в прокуратуру. Орган гарантирует безопасность заявителя. Дополнительно в электронной приемной есть возможность связаться с другими смежными органами.

Чем занимается прокуратура в государстве: направления деятельности и властные полномочия

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Из популярной телепередачи «Суд присяжных» на НТВ многие граждане знают, что прокуроры выступают в роли государственных обвинителей на судебных заседаниях.

Но это только одно из направлений деятельности прокуратуры. К тому же не основное.

А чем ещё занимаются прокуроры? И для чего государству, в котором есть Следственный комитет, МВД и Министерство юстиции (это как?), ещё одна централизованная система правоохранительных органов?

Прочитав эту статью, вы подробно узнаете о том, что такое прокуратура.

Прокуратура — это.

Первая занимается правотворчеством, вторая – претворением в жизнь нормативных правовых актов, а третья – защитой и восстановлением нарушенных прав. Так они сдерживают и уравновешивают друг друга.

Но где гарантии, что сами государственные органы при осуществлении своих функций не будут нарушать законодательство? Кто их контролирует? Этим занимается прокуратура. Она не относится ни к одной из ветвей, поэтому действует беспристрастно.

Прокуратура – это система правоохранительных органов, основной функцией которых является надзор за соблюдением законодательства лицами, наделёнными властью.

За кем обычно «присматривают» прокуроры?

  1. министерствами и ведомствами;
  2. органами местного самоуправления;
  3. следователями, дознавателями;
  4. полицией;
  5. судьями;
  6. судебными приставами;
  7. администрациями учреждений, принудительно исполняющих наказания.

Если вы внимательно ознакомитесь со статьёй 1 федерального закона РФ от 17.01.1992г. № 2202-1, то заметите, что прокуратура не осуществляет надзор за гражданами и не вмешивается в работу субъектов хозяйствования.

Читайте также:
Специальные права заимствования: что это значит

То есть, главная цель этой системы – защита прав и свобод людей от возможного произвола со стороны представителей государства.

История прокуратуры в Российской Федерации

На территории России прокуратуру впервые учредил Пётр I в начале XVIII века. Он зафиксировал в официальных документах три должности:

  1. Генерал-прокурора;
  2. Обер-прокурора;
  3. прокурора коллегии.

Принимая такое решение, Пётр I стремился устранить беспорядки в государственных делах, решить проблемы взяточничества, неправосудия и беззакония. То есть, уже в те времена прокуратура выполняла чисто надзорные функции.

На разных отрезках истории у прокуроров появлялись новые полномочия: на участие в судебных процессах (с середины XIX века), наблюдение за органами следствия и дознания (с XX века), право законодательной инициативы (с 1923 года), координация деятельности по борьбе с преступностью (с 1992 года).

Но основная функция всегда оставалась неизменной – надзор.

Чем занимаются прокуроры сегодня

Основные направления деятельности прокуратуры перечислены в федеральном законе РФ от 17.01.1992г. № 2202-1.

Чем ещё могут заниматься прокуроры помимо надзора за соблюдением законодательства?

  1. координировать действия других правоохранительных органов;
  2. возбуждать дела об административных правонарушениях;
  3. представлять интересы потерпевших граждан (например, по трудовым спорам) или государства в суде;
  4. поддерживать обвинение по уголовным делам;
  5. принимать участие в международном сотрудничестве по вопросам борьбы с преступностью;
  6. разрабатывать и предлагать законопроекты, поправки и дополнения в законы (правотворческая деятельность);
  7. проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов;
  8. выпускать специальные издания;
  9. рассматривать жалобы и обращения граждан, давать по ним письменные ответы, принимать меры для разрешения спорных ситуаций.

Должностные лица прокуратуры наделяются властными полномочиями, которые позволяют им пресекать нарушения или устранять отрицательные последствия.

Например, при обнаружении несоблюдения нормы закона прокурор вправе вынести представление. В этом документе он прописывает, какие действия должно совершить лицо для устранения нарушения, и когда отчитаться.

Если прокурор видит в деянии состав правонарушения, то выносит постановление с мотивировкой. А затем направляет материалы на рассмотрение в уполномоченный орган. Последний обязан по результатам принятия решения отчитаться перед прокурором.

Как обратиться в прокуратуру

На практике по каким только причинам граждане не обращаются в прокуратуру. Затопили соседи, шумят подростки по ночам, продали испорченный товар в магазине.

Однако прокуроры не занимаются решением мелких и бытовых проблем. Кроме того, они не выполняют функции других, «специализированных» государственных органов.

В каких случаях есть смысл отстаивать справедливость в прокуратуре?

  1. Вы получили отказ в решении проблемы в полиции, Следственном комитете, местной администрации или другом органе.
  2. Вам вообще не ответили на обращение.
  3. Ваши права серьёзно нарушены (например, работодатель незаконно уволил по статье ТК РФ).

Есть два простых способа обратиться за помощью к прокурору: отправить письменную жалобу по почте или написать электронное обращение (например, на сайте ipriem.genproc.gov.ru).

Обязательно укажите Ф.И.О., обратный адрес. Не используйте в тексте нецензурную лексику. Излагайте проблему кратко, по существу, со ссылками на правовые нормы, которые были нарушены.

В течение 30 дней вам обязаны дать мотивированный ответ. Сроки могут и затянуться, если прокуратура перенаправит вашу жалобу в другой орган.

Выводы

Итак, прокуратура – это главный надзорный орган в государстве. Её должностные лица обязаны внимательно следить за соблюдением прав граждан и юридических лиц. А также пресекать любые попытки властных структур перейти границы дозволенного законом.

В отличие от МВД, прокуроры используют в своей деятельности в основном правовые инструменты (представления, постановления), а не силовые методы.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Прокуратура — это тот орган, которого боятся даже внутренние органы. Она может насовать им таких чертей, что забудут, как их самих звали. Так что кроме ссылки на 51-ю статью Конституции (не свидетельствовать против себя) — держите при себе право пожаловаться прокурору! Иногда это слово действует на полисменов отрезвляюще! )

Прокуратура района (города): структура, компетенция

Прокуратура района (города) – основное звено системы прокуратуры, низовое звено системы прокуратуры.

Прокуратуры городов и районов возглавляют соответствующие прокуроры, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ.

Прокуратуры городов и районов подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров.

Отделы в прокуратурах городов и районов могут быть образованы по решению Генерального прокурора РФ.

Организационные основы деятельности прокуратур городов с районным делением. Прокуроры городов с районным делением руководят деятельностью районных прокуратур и самостоятельны в решении полномочных вопросов.

Прокуратуры административных округов г. Москвы по своему правовому статусу приравниваются к прокуратурам городов с районным делением и в руководстве межрайонными прокуратурами наделяются теми же полномочиями.

Читайте также:
Перевод на другую работу

Прокуроры городов с районным делением осуществляют надзор:

1) за исполнением законов городскими органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами; а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) за соблюдением прав и свобод человека и гражданина городскими органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами;

3) за исполнением законов городскими органами, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно розыскную деятельность;

4)за исполнением законов администрацией мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, находящихся в ведении городских органов внутренних дел.

Компетенция прокуроров городов с районным делением:

– осуществляют уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными процессуальным законодательством;

– принимают участие в рассмотрении уголовных дел, направленных в суд городской прокуратурой, а также других дел, исходя из их общественной значимости; участвуют в рассмотрении судами дел по направленным городской прокуратурой заявлениям и искам;

– вносят представления на незаконные судебные постановления по делам, в рассмотрении которых принимали участие;

– разрешают жалобы, заявления и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов городскими органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также жалобы на решения и действия районных прокуроров;

– координируют деятельность городских правоохранительных органов, а также взаимодействуют с военными и иными специализированными прокуратурами, дислоцирующимися на территории города;

– поддерживают деловые контакты со средствами массовой информации.

Единство и неделимость прокурорского надзора особенно чётко прослеживаются на уровне районных (городских) прокуратур, как основного звена органов прокуратуры.

Там, в отличие от Генеральной и областной прокуратуры нет специальных структурных подразделений (отделов, управлений), занятых различными отраслями надзора.

Структура районной (городской) прокуратуры:

1) прокурор района (города);

2) заместители прокурора района (города)

3) старш помощники и помощники прокурора (как пр., неск-ко по надзору за рассм-ем УД в суде, неск-ко по общему надзору, один по надзору за рассм гр дел в суде, по делам н/л, неско-ко по надзору за ОРД)

4) следственный аппарат:

Полномочия прокурора района и города:

– руководит деятельностью соответствующей прокуратуры;

– издаёт приказы, распоряжения, даёт указания, обязательные для исполнения всеми подчиненными им прокурорскими работниками и работниками прокуратуры;

– в пределах своей компетенции даёт письменные указания, обязательные для исполнения государственными органами, иными организациями и их должностными лицами;

– др полном по з-дат актам.

В современный период развития под организацией работы под­разумевается система действий относительно постоянного характера, взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой, являющихся необходимыми условиями эффективного осуществления полномочий прокурора и следователя органов прокуратуры. Данная система дейст­вий в целом и отдельные составляющие эту систему действия имеют свои непосредственные цели и задачи, содержание, процедурный поря док их выполнения и результаты.

Организация работы в органах прокуратуры включает в себя органи­зацию прокурорского надзора, предварительного следствия, и иной дея­тельности. Под иной деятельностью следует понимать направления рабо­ты органов прокуратуры, обозначенные в ст/ 2 Закона о прокуратуре. Кроме того, в прокуратуре должна быть организована работа различных вспомогательных (обеспечивающих) подсистем. Например, таких, как ка­дры, систематизация законодательства, делопроизводство, материально-техническое обеспечение и других.

В силу того, что организация работы в органах прокуратуры находит­ся в постоянном развитии, определить формализованный перечень вопро­сов, относящихся к организации работы, не только трудно, но и нецеле­сообразно. Органы прокуратуры прошли в своей организации достаточно долгий путь, позволяющий выявить некоторые закономерности. Эти за­кономерности приобрели свойство обязательных условий эффективности организации работы.

К таким обязательным организационным условиям относятся:

– своевременное выявление правонарушений и принятие мер, направленных на реальное устранение причин и условий, им способствующих;

– состояние информационно-аналитического обеспечения надзорной работы и иной практической деятельности;

– качество планирования надзорных и других организационно-практических мероприятий;

– наличие системы организационных мероприятий и управленческих решений по обеспечению выполнения заданий республиканской прокуратуры, требований приказов, указаний, распоряжений Генерального прокурора, решений коллегии Прокуратуры, а также собственных решений;

– состояние организации разрешения заявлений и жалоб граждан, меры реагирования на недостатки и нарушения законности, порождающие такие жалобы;

– состояние работы по подбору, расстановке и воспитанию кадров, повышению их профессионального уровня, формированию резерва кадров для выдвижения на вышестоящие должности, созданию работникам нормальных условий труда, быта и отдыха. Единство и неделимость прокурорского надзора особенно чётко прослеживаются на уровне районных (городских) прокуратур, как основного звена органов прокуратуры.

Там, в отличие от Генеральной и областной прокуратуры нет специальных структурных подразделений (отделов, управлений), занятых различными отраслями надзора.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: