Совет федерации: что это такое, описание и особенности

Совет Федерации РФ: полномочия, структура, история

Совет Федерации РФ — это орган, благодаря которому регионы нашей страны могут участвовать в принятии важнейших решений.

Россия – это огромное многонациональное государство, которое имеет федеративное устройство. В ее состав входят края, области, округа и целые республики. Равное участие отдельных территорий в управлении нашей страной обеспечивает верхняя палата парламента – Совет Федерации или Совфед .

В СФ ФС РФ является инструментом консолидации регионов, его главная задача – обеспечить баланс местных и федеральных интересов при принятии важных государственных решений.

Общая информация

Совет Федерации (СФ РФ , Сенат) – это верхняя палата российского парламента , в состав которой входят представители субъектов РФ .

Кроме того, часть членов данного органа назначается президентом страны. После принятия поправок в Конституцию 2020 года квота главы державы в СФ РФ возросла до 30 человек. Также благодаря последним изменениям в Основном законе появилось понятие «сенатор», которое хотя и применялось ранее, но не было закреплено законодательно.

Заседания — главная форма работы Совета Федерации .

За время существования данного органа количество сенаторов в нем много раз менялось из-за образования новых субъектов РФ . На данный момент в СФ РФ заседает 187 членов. Согласно последним изменениям в законодательстве, экс-президенты также становятся пожизненными сенаторами.

Совфед – это постоянно действующий орган, его нельзя распустить. В этом его основное отличие от Государственной думы , депутатов которой президент может отправить на досрочные выборы.

Кроме того, в работе СФ РФ старается дистанцироваться от политики. Он формируется не по партийному принципу, в органе нет фракций или политических объединений.

Нынешний председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко . Она заняла эту должность в 2011 году. Здание Совфеда находится в Москве , по адресу: ул. Большая Дмитровка, д. 26. Приемная расположена на улице Моховой. Официальный сайт СФ РФ – council.gov.ru.

Формирование и работа

Каждый субъект РФ направляет в Совфед двух своих представителей – по одному от законодательной и исполнительной власти региона. Большинство сенаторов назначается на шесть лет, однако часть членов СФ РФ выполняет свои функции пожизненно. Получить статус пожизненного сенатора можно за особые заслуги перед обществом и страной.

Законодательную власть представляет один из депутатов местного собрания. Его кандидатура выдвигается председателем органа, депутатской группой или фракцией. Решение принимается голосованием, для его утверждения требуется простое большинство голосов.

Нынешний председатель Совета Федерации РФ . Занимает эту должность с 2011 года.

С представителем от исполнительной власти все обходится еще проще. Каждый губернатор уже идет на выборы в связке с тремя кандидатами на пост сенатора. После окончания выборов один из них становится представителем региона в Совфеде . Указ о назначении сенатора подписывается в первый день пребывания губернатора на его должности.

Региональное заксобрание или глава региона не имеют права отозвать своего представителя из СФ РФ .

Требования к будущим сенаторам достаточно высоки. Они обязаны:

  • быть не младше 30 лет;
  • не иметь иностранного гражданства или вида на жительство в других странах;
  • отличаться безупречной репутацией;
  • подтвердить пятилетний срок проживания в данном регионе.

Члены Совфеда не могут хранить средства за пределами РФ или иметь счета в иностранных финансовых учреждениях.

В период своей каденции сенаторы пользуются полной неприкосновенностью. Их нельзя арестовывать или задерживать, подвергать обыску. Они имеют социальные гарантии, соответствующие уровню членов правительства, иногородним в Москве предоставляется квартира. Для помощи в работе им положены помощники.

Основная форма работы СФ РФ – регулярные заседания. Их количество должно быть не меньше двух в месяц, но обычно сенаторы собираются чаще, проводя заседания по мере необходимости. Они проходят отдельно от сборов Госдумы , в некоторых случаях палаты собираются вместе. Это происходит во время посланий президента страны, Конституционного суда, приезда иностранных делегаций или выступлений лидеров других стран.

Полномочия

Полномочия Совфеда РФ весьма широки, их определяет Конституция нашей страны. Их можно разделить на три большие группы:

  • законодательные;
  • кадровые;
  • другие.

СФ РФ отклоняет или одобряет законы, уже проголосованные в Госдуме . И уже затем они передаются на подпись президенту. Для прохождения обычного федерального закона нужны голоса половины состава СФ РФ , конституционного – три четверти сенаторов. Столько же нужно и для внесения поправок в Основной закон. Две трети голосов сенаторов необходимо для преодоления вето президента.

Совет Федерации утверждает решения президента об использовании российских войск за пределами страны, о введении чрезвычайного и военного положения.

Есть и еще один порядок одобрения законопроектов – Совфед может просто не рассматривать их в течение 14 дней. В этом случае считается, что верхняя палата парламента одобрила их.

Читайте также:
Требования пожарной безопасности: что это значит

Законодательная роль Совфеда по сравнению с нижней палатой парламента является подчиненной. При рассмотрении законопроектов сенаторы не имеют полномочий править их, а лишь принимать или отклонять представленные документы. Каждый сенатор осуществляет свое право на голос только лично, он обязан присутствовать на всех заседаниях органа, работать в его комитетах.

К кадровым вопросам, которые входят в компетенцию СФ РФ относятся:

  • лишение главы державы неприкосновенности и отстранение его от должности.
  • назначение судей КС и его председателя;
  • назначение и отстранение руководителя Счетной палаты ;
  • назначение судей Верховного суда РФ и его председателя;
  • консультации с президентом по поводу назначения руководителей органов исполнительной власти, в том числе и министров.

Кроме того, Совфед утверждает изменения административных границ между субъектами РФ , решает вопрос о возможном использовании российских ВС за пределами страны, утверждает президентские указы о введении чрезвычайного и военного положения, назначает новые выборы главы державы.

Структура

В 2002 году Совфедом РФ было принято постановление о Регламенте органа. Именно этот документ определяет структуру СФ РФ и функции его структур.

Сенаторы путем тайного голосования выбирают председателя органа. После избрания он предлагает собранию кандидатуры своего первого заместителя и заместителей. Они избираются на первом заседании СФ РФ .

Согласно регламенту, председатель и его заместители не могут представлять один субъект РФ . Член Совфеда , выдвинутый на пост председателя, может отказаться от своего назначения.

Полномочия председателя СФ РФ весьма широки, согласно регламенту, он:

  • созывает заседания органа, ведет их и контролирует работу депутатов;
  • формирует повестку заседания и выносит ее на рассмотрение органа;
  • координирует работу комиссий и комитетов органа, направляет в них законопроекты, уже одобренные Госдумой ;
  • подписывает постановления и выступает с заявлениями от имени СФ РФ ;
  • направляет на подпись к президенту законопроекты, уже принятые органом.

Кроме того, председатель СФ РФ выполняет еще и представительские функции. Он представляет Совфед на заседаниях ГД РФ , встречах с президентом, представителями правительства, других органов власти.

Также глава Совфеда приводит к присяге председателя Конституционного суда, принимает решения о награждении российских и иностранных граждан, представляет доклады о деятельности органа.

Заместители председателя выполняют все указанные функции во время его отсутствия.

Организацией текущей работы Совфеда занимается Совет палаты. В его состав входит председатель СФ РФ , его заместители, главы комитетов и комиссий, руководитель аппарата органа. Обычно данный Совет собирается на одно заседание в неделю, решения относительно текущей повестки принимается большинство голосов.

Каждый сенатор СФ РФ обязан работать в комитете.

Основным рабочим органом СФ РФ являются комитеты. В них трудятся все без исключения члены Совфеда РФ . Для каждого комитета избирается председатель и его заместитель. В среднем в них находится от 6 до 8 сенаторов. Сферы деятельности комитетов и их полномочия закреплены в регламенте СФ РФ .

К временно функционирующим органам Совфеда относятся комиссии и рабочие группы. Они создаются для рассмотрения и решения определенных вопросов, подготовки слушаний, докладов. Комиссии и комитеты СФ РФ имеют право создавать экспертные советы, обращаться к государственным органам, министерствам и ведомствам для проведения необходимых экспертиз.

Осуществление деятельности Совета Федерации обеспечивает аппарат органа, в состав которого входит целый ряд управлений. Они отвечают за аналитическое, информационное, правовое, кадровое сопровождение деятельности СФ РФ .

Данную структуру возглавляет руководитель аппарата, в подчинении которого находятся четыре заместителя и начальники управлений.

История

Первой формой народовластия на Руси считается вече – собрания свободных граждан городов, где принимались основные решения. История двухпалатного парламента в нашем Отечестве значительно короче. По сути, она началась в последний период существования СССР.

Предыстория

Верхние палаты парламентов во многих странах образовались из круга ближайших к правителю советников. В Московском княжестве подобным органом была Боярская дума, которую Петр I преобразовал в Сенат.

Попытка создать настоящий двухпалатный парламент была предпринята во время царствования Александра II. Однако убийство императора помешало этим планам.

В 1906 году был учрежден первый российский двухпалатный парламент, верхняя палата которого – Государственный совет – частично формировалась по территориальному принципу.

В СССР также существовал двухпалатный парламент, в его верхней палате заседали представители республик и автономий.

Первый председатель Совета Федерации РФ Владимир Шумейко .

В 1990 году после изменений в Конституцию был учрежден Совет Федераций СССР, в состав которого вошли руководители всех союзных республик. 30 января 1991 года был образован Совфед РСФСР , в котором заседали представители 89 субъектов республики.

Читайте также:
Как вступить в наследство на долю матери после ее смерти

Первое формирование

В 1994 году был сформирован первый российский Совет Федерации . Его создание было закреплено в Конституции РФ. Председателем органа стал Владимир Шумейко . Первый Совфед РФ проработал до января 1996 года. Члены органа избирались гражданами на прямом голосовании.

Второе формирование

В 1995 году появился закон о новом принципе формирования Совфеда . Согласно его нормам, сенаторами становились губернатор и председатель заксобрания каждого региона. Их работа была непостоянной – члены СФ РФ периодически приезжали на сессии в столицу, но большую часть времени они находились в своих регионах.

Совфед второго формирования приступил к своей работе в январе 1996 года. Его главой стал Егор Строев , исполнявший обязанности губернатора Орловской области .

Третье формирование

В 2000 году был принят новый закон, значительно изменивший систему формирования Совфеда . Орган заработал на постоянной основе, а главу законодательной власти и губернатора региона заменили назначаемые представители. Объем их полномочий остался прежним.

В 2001 году главой Совфеда стал Сергей Миронов . Он переизбирался несколько раз и руководил органом до 2011 года. В начале 2002 года был изменен регламент СФ РФ .

Четвертое формирование

В 2011 году Совфед РФ возглавила Валентина Матвиенко . В 2012 году был принят закон, уточняющий полномочия сенаторов и требования, выдвигаемые к кандидатам. Регионам запретили досрочно отзывать своих представителей из Совфеда .

Двухпалатный парламент в других странах мира

Двухпалатные парламенты – распространенное явление, их достаточно много в странах Европы, Азии и Америки. Разделение парламента на две палаты преследует две основные цели:

  • необходимость равного представительства территорий в федеративных государствах;
  • достижение большего консерватизма в принятии высших государственных решений.

Сегодня двухпалатные парламенты функционируют в Польше , Германии , Франции , Великобритании , Бразилии , США , Канаде .

Польша

Верхняя палата польского парламента называется Сенатом, в ее состав входит 100 депутатов. Сенаторы избираются прямым народным голосованием сроком на четыре года.

Сенат в Польше имеет глубокие исторические традиции. Подобная институция существовала в Речи Посполитой, а затем в Польской республике с 1921 по 1939 год.

Франция

Французские сенаторы избираются непрямым голосованием сроком на шесть лет. Выборы проходят в каждом департаменте страны. По сравнению с парламентом, французский Сенат традиционно отличается консервативностью взглядов. В настоящее время в состав этого органа входит 348 членов.

Заседание Сената Франции .

Сенат Франции имеет особые конституционные права, его председатель считается вторым лицом в государстве.

Великобритания

Англичане могут похвастать одной из старейших в мире парламентских систем. Верхняя палата парламента Британии называется Палатой лордов. Нетрудно догадаться, что в ее состав входит высшая аристократия страны.

В настоящий момент она насчитывает 785 членов, среди которых есть, как представители высшего духовенства англиканской церкви, так и светские аристократы.

Полномочия палаты лордов значительно уступают возможностям нижней палаты парламента. Она не имеет права контролировать правительство или принуждать его к отставке. Зато у палаты лордов есть судебные функции. В некоторых случаях она играет роль высшей судебной инстанции, хотя создание Верховного суда в 2009 году значительно урезали эти полномочия.

Верхней палатой Конгресса США является Сенат. В состав данного органа входит по два представителя каждого штата, независимо от количества населения, проживающего в нем. Так американцы на практике реализуют право штатов на самостоятельность.

Американские сенаторы после заседания.

Сенаторы избираются на шестилетний срок прямым всенародным голосованием. Каждые два года примерно 2/3 состава этого органа обновляется. В настоящее время большинство в Сенате имеет республиканская партия США .

Бразилия

В Бразилии верхняя палата парламента носит название Федерального сената. Ее члены избираются населением на прямом голосовании по мажоритарной системе. От каждого субъекта федерации в Сенат проходит по три представителя.

Сенаторы снимают, а если нужно, то и судят, президента страны, генерального прокурора и главу верховного суда. Они выбирают губернаторов, руководство Центробанка , утверждают глав дипломатических миссий.

В чем отличия между Советом Федерации и Государственной Думой, что главнее

Управление Российской Федерацией осуществляется несколькими государственными органами — президентом, Федеральным Собранием и судами. Федеральное Собрание Российской Федерации сформировано из двух палат — это Совет Федерации и Государственная Дума. Эти органы имеют законодательные и представительные функции, но у каждого есть свой принцип формирования и обязанности, поэтому стоит разобраться, чем Государственная Дума отличается от Совета Федерации.

  1. Понятие Совета Федерации
  2. Что такое Государственная Дума
  3. Что общего между Советом Федерации и Государственной Думой
  4. Чем отличается Совет Федерации от Государственной Думы
  5. Порядок формирования
  6. Основная задача
  7. Полномочия
  8. Отличие от Федерального Собрания
  9. Краткие итоги
Читайте также:
Уголовно-правовая статистика: что это такое, описание и особенности

Понятие Совета Федерации

СФ входит в состав Федерального Собрания Российской Федерации и является его «верхней» палатой. До 2000 года порядок формирования этого представительного и законодательного органа регулировался Федеральным законом, принятым в 1995 году. С 2011 года вступил в силу новый закон, согласно которому, кандидатом для назначения представителем верхней палаты может быть каждый гражданин страны, который является депутатом законодательного или представительного органа госвласти субъектов РФ.

Последние изменения в закон были внесены в 2020 году. Согласно им, сенатором может быть любой гражданин РФ, который достиг возраста 30 лет и имеет безупречную репутацию, а также постоянно проживает на территории России и не имеет гражданства другого государства.

Совет является постоянно действующим органом, его заседания проводятся не реже 2 раз в 30 дней, однако при необходимости сенаторы собираются и чаще. СФ формирует комитеты из членов палаты, которые также являются постоянно действующими органами. Причем каждый сенатор, входящий в СФ, обязательно должен состоять в одном из комитетов.

Что такое Государственная Дума

Госдума РФ также является одной из палат Федерального Собрания. Впервые этот орган был создан в 1905 году. В состав входит 450 депутатов, им может стать каждый гражданин России, которому исполнился 21 год. Основной задачей этого законодательного органа считается рассмотрение и утверждение бюджета государства, а также разработка и утверждение законов.

Депутаты Госдумы не имеют права заниматься другой государственной деятельностью, они избираются на 5 лет.

Что общего между Советом Федерации и Государственной Думой

Самое основное сходство между этими органами заключается в том, что они входят в состав Федерального Собрания РФ и имеют как законодательные, так и представительные функции.

К общим моментам также относится следующее:

  • оба органа работают на постоянной основе;
  • как сенаторов, так и депутатов не имеют права задерживать и подвергать досмотру их личное имущество;
  • органы имеют право влиять на работу Президента государства;
  • один и тот же человек не может быть сенатором и депутатом.

Чем отличается Совет Федерации от Государственной Думы

Чтобы разобраться, кто главнее — верхняя или нижняя палата, стоит подробнее изучить функции и принцип работы этих органов.

Порядок формирования

В Конституции Российской Федерации указано, что в состав верхней палаты назначается по два представителя от каждого субъекта государства. Один проходит от законодательного органа, второй — от исполнительного, функционирующих в каждом регионе страны. Возрастное требование к сенатору — больше 30 лет.

Основная задача

Рабочая форма СФ — регулярные заседания (не менее 2 раз в месяц). Сенаторы собираются, чтобы заслушать указы и послания главы государства, а также представителей Конституционного суда и дипломатов, представляющих интересы других стран. Все сенаторы обладают дипломатической неприкосновенностью, за исключением случаев, когда в отношении них возбуждено уголовное дело с неопровержимыми доказательствами вины.

Основной задачей нижней палаты считается принятие бюджета страны, формирование законов, направленных на поддержание благополучной жизни граждан РФ.

Полномочия

Что касается прав и полномочий, то здесь также есть определенные различия.

К полномочиям верхней палаты относятся следующие моменты:

  • изменение территориальных границ субъектов, входящих в состав государства;
  • назначение выборов на должность президента страны;
  • утверждение указа главы государства о необходимости введения в стране чрезвычайного положения;
  • отстранение Президента от руководства государством;
  • отставка госпрокурора и его назначение, а также других людей, занимающих высокие посты в государстве.

Нижняя палата Федерального Собрания обладает следующими правами:

  • выдвигать обвинения против Президента для последующего объявления импичмента;
  • назначать и освобождать от занимаемой должности председателя Счетной палаты и уполномоченного по правам человека;
  • объявлять амнистию;
  • давать согласие Президенту на назначение Председателя Правительства государства;
  • назначать и освобождать от занимаемой должности Председателя Центробанка РФ.

Отличие от Федерального Собрания

Разница между ними заключается в таких моментах:

  • с точки зрения законотворчества, СФ подчиняется Государственной Думе.
  • в верхнюю палату сенаторов назначают, а депутатов выбирают по результатам всероссийского голосования.
  • глава государства не имеет права на роспуск СФ, в отличие от Госдумы.
  • сенатор — должность постоянная, срок депутатских полномочий ограничивается пятью годами.
  • депутаты не имеют права занимать другие госдолжности, в отличие от сенаторов.

Краткие итоги

Рассмотрев особенности создания и права обеих палат ФС, можно сделать вывод о том, что выше. Из анализа всех факторов следует, что большими полномочиями обладает нижняя.

Совет Федерации

Сове́т Федера́ции (также неофициально Сенат [1] [2] ) — верхняя палата Федерального Собрания России, включающая, согласно российской Конституции, по 2 представителя от каждого субъекта России — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Читайте также:
Преступление, совершенное по легкомыслию

28 июня 2002 года Совет Федерации ФС России принят в Ассоциацию европейских сенатов (англ. Association of European Senates ). Это решение было единогласно принято на встрече ассоциации в столице Словении. Ассоциация объединяет на равноправной основе представителей верхних палат парламентов государств — членов Евросоюза и кандидатов в ЕС. [3]

Содержание

Полномочия

Согласно статье 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся (пункт 1):

  • а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
  • в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • г) назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • д) отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты);
  • е) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (назначения осуществляются по представлению Президента Российской Федерации);
  • ж) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации (также осуществляется по представлению президента);
  • з) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Пояснение по формулировке пунктов а, б, в: Совет Федерации по этим вопросам может и не утвердить решения других инстанций (по пунктам б и в — президента РФ).

По вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации принимает постановления, которые принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

В области законотворчества Совет Федерации занимает по отношению к Государственной Думе подчинённую роль. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу, и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации.

Как весь Совет Федерации в целом, так и его отдельные члены обладают правом законодательной инициативы, однако законы о поправках в конституцию могут быть внесены либо Советом Федерации как коллегиальным органом, либо группой численностью не менее одной пятой от конституционного состава палаты.

При рассмотрении принятых Государственной Думой законов, Совет Федерации не имеет право внесения поправок, а может либо одобрить, либо отклонить закон в целом. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Для принятия федеральных конституционных законов необходимо одобрение трёх четвертей голосов Совета Федерации, в случае отклонения Советом Федерации проекта федерального конституционного закона, вето не может быть преодолено Государственной Думой. Постановления

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Право. 6.7. Совет Федерации.

6.7. Совет Федерации.

Данный материал — по Конституции до референдума 2020 года. Оставлен для сравнения.

Все изменения по данной главе читайте ЗДЕСЬ.

План.
  • Совет Федерации. Понятие.
  • Состав Совета Федерации.
  • Статус членов Совета Федерации.
  • Полномочия Совета Федерации.
  • Структура Совета Федерации.
  • Принцип работы Совета Федерации.
  • Порядок работы Совета Федерации.

Совет Федерации – верхняя палата Федерального собрания (статья 94).

Это постоянно действующий орган (статья 99).

Все субъекты Российской Федерации имеют в нем двоих представителей: представлен как исполнительный, так и представительный орган (статья 95).

Состав Совета Федерации:

170 членов: по два от каждого из 85 субъектов Федерации: по одному представителю из законодательного органа и по одному – из исполнительного органа (статья 95).

Статус членов Совета Федерации : обладают неприкосновенностью, то есть не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, не могут быть подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой ФС (статья 98).

Полномочия Совета Федерации.
Общие с Государтвенной Думой:
  • обсуждение и принятие законов;
  • обсуждение и принятие федерального бюджета;
  • установление налогов и сборов;
  • финансовое регулирование;
  • ратификация международных договоров;
  • вопросы войны и мира;
  • вопросы статуса и защиты государственных границ.
Читайте также:
Как составить договор на поставку товара?
Полномочия Совета Федерации (статья 102 Конституции РФ):
  • утверждение изменения границ между субъектами РФ;
  • утверждение президентских приказов о введении военного и чрезвычайного положений;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами российской территории;
  • назначение выборов Президента;
  • отрешение от должности Президента;
  • назначение на должность судей в Конституционного и Верховного Суда РФ;
  • назначение и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
  • назначение и освобождение от должности Председателей Счетной палаты и полвины состава её аудиторов.

Законодательные полномочия:

Совет Федерации вправе рассматривать и одобрять или отклонять законы, принятые Госдумой.

Структура Совета Федерации:

заместители Председателя (три),

комитеты и комиссии,

аппарат Совета Федерации,

возможно создание временных комиссий.

Принцип работы Совета Федерации:

принцип коллективности. Рассматриваемые вопросы свободно и открыто обсуждаются, также принимаются решения.

Прядок работы Совета Федерации (статья 100).

Заседания Совета Федерации и Государственной Думы проводятся раздельно.

  • Открытые заседания. На заседание могут приглашать представителей госорганов, общественные объединения, научные учреждения, независимых экспертов, ученых и прочих экспертов, представители СМИ, депутаты Госдумы.
  • Закрытые заседания.
  • Совместные заедания с Государственной Думой: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Имеют право присутствия, как на открытых заседаниях, так и на закрытых заседаниях Совета представители Судов, Президент, представители Правительства.

Заседания являются правомочными, если на них было не менее двух третей от всего количества членов Совета.

Руководство заседанием осуществляется Председателем Совета, стоит отметить, что у него нет полномочий по высказыванию собственного мнения по обсуждаемым вопросам, по комментированию выступлений, по даче характеристики выступающим.

Рабочим языком Совета Федерации был и остается русский язык. Выступления имеют следующий вид: они могу проходить как в виде докладов, содокладов, заключительных слов по обсуждаемым вопросам, выступлениях в прениях, так и в виде справок, информации, заявлений, обращений.

Совет Федерации принимает решения с помощью либо открытого, либо тайного голосования, для которого используют электронную систему подсчета голосов, либо используя бюллетени.

Принятие решения происходит, если в его пользу больше половины голосов всех членов Совета.

Вопрос 48. Совет Федерации Федерального Собрания РФ: порядок формирования, состав, конституционные полномочия

В Совет Федерации ФС РФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ, поэтому общее число членов Совета Федерации должно быть 178, но это число законодательно не закреплено.

Совет Федерации ФС РФ формируется по принципу паритетного представительства субъектов РФ, согласно которому представительство в Совете Федерации является правом каждого субъекта РФ, ниодин из которых не может быть лишен этого права.

В Совет Федерации входят по одному представителю от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ.

Представителем от законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта РФ в нем может быть избранный соответствующим органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а в случае, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ двухпалатный, то избранный поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ об избрании представителя в Совет Федерации принимается тайным голосованием и оформляется постановлением соответствующего органа. Оно вступает в силу немедленно.

Представителем от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ является лицо, назначенное высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта РФ) на срок его полномочий.

Решение высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ, который должен быть направлен в течение 3 дней в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ.

Указ высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ вступает в силу после одобрения законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта РФ, если на его заседании по вопросу рассмотрения этого указа не проголосовало против его одобрения 2/3 и более от общего числа депутатов.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, т. е. не могут быть членами Совета Федерации лица, признанные недееспособными, занимающиеся какой-либо иной деятельностью, кроме службы в органе власти, отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы (ст. 1 ФЗ от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»).

Постановление законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ об избрании и Указ высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа власти субъекта РФ) о назначении представителей субъекта РФ в Совете Федерации направляются в Совет Федерации принявшими их органами не позднее 5 дней после вступления в силу указанных решений.

Читайте также:
Блокирование счетов: что это такое, описание и особенности

СТРУКТУРА И КОМПЕТЕНЦИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ РФ

Структура Совета Федерации включает в себя по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст. 95 Конституции РФ).

Срок полномочий представителей субъектов РФ в Федеральном Собрании законодательно не установлен, они постоянно переназначаются высшими должностными лицами соответствующих субъектов РФ, поэтому этот срок, как правило, равен сроку полномочий главы представляемого субъекта РФ.

Так как Совет Федерации не имеет четко установленного числа членов, то состав Совета Федерации подвижен и постоянно назначаются новые представители органов власти субъектов РФ.

Структура Совета Федерации: 1) Председатель Совета Федерации и его заместители (они избираются членами палаты и не могут представлять один и тот же субъект РФ); 2) комитеты Совета Федерации по отдельным вопросам деятельности Совета Федерации (их численность не может быть менее 10 человек, причем все члены палаты обязательно должны входить в один из комитетов); 3) постоянные (по регламенту и парламентским процедурам) и временные (по какому-либо особо значимому вопросу или событию) комиссии. Председатель Совета Федерации ведет заседания палаты Федерального Собрания и управляет внутренним распорядком деятельности, а также направляет законопроекты в Государственную Думу и осуществляет представительские функции палаты во взаимоотношениях с иными органами власти РФ и иностранных государств.

Компетенция – это установленный Конституцией РФ и федеральными законами объем полномочий государственных органов и должностных лиц.

Компетенция Совета Федерации РФ – это установленный Конституцией РФ объем полномочий и обязанностей.

Совет Федерации – это верхняя палата Федерального Собрания РФ, поэтому его главной функцией является одобрение (неодобрение) принятых Государственной Думой федеральных законов.

Иные полномочия Совета Федерации ФС РФ: 1) назначение на должность и освобождение от нее вышестоящих должностных лиц государства: судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, а также Председателя Счетной палаты и др.; 2) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за ее пределами; 3) утверждение Указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения на территории РФ; 4) утверждение изменения границ субъектов РФ; 5) внесение законопроектов или поправок к законам в Государственную Думу РФ; 6) назначение выборов Президента РФ; 7) отрешение Президента РФ от должности.

Согласно ст. 106 Конституции РФ Совет Федерации обязательно рассматривает и выносит решение об одобрении (неодобрении) вновь принятых федеральных законов по вопросам: 1) федерального бюджета; 2) федеральных налогов и сборов; 3) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; 4) ратификации и денонсации международных договоров РФ; 5) статуса и защиты государственной границы РФ; 6) войны и мира.

Все решения по вопросам, относящимся к компетенции Совета Федерации, принимаются на заседаниях палаты и в рамках ее рабочих комитетов и групп.

ПОРЯДОК РАБОТЫ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФС РФ

Совет Федерации в настоящее время является постоянно действующим органом власти, тогда как ранее он собирался периодически для решения своих непосредственных задач. Поэтому в Совет Федерации сегодня входят не собственно высшие должностные лица субъектов РФ, а их уполномоченные представители.

Непосредственная работа верхней палаты Федерального Собрания РФ ведется в периоды сессий (с 1 октября по 31 июля каждого года) с перерывами на парламентские каникулы.

В работе Совета Федерации имеются еще перерывы заседаний палаты, которые представляют собой процессуальные перерывы в работе в связи с необходимостью отдыха парламентариев либо устранением препятствий в работе (недостатков, неясностей в поставленных на заседании вопросах). В этом случае работа палаты Федерального Собрания считается продолжающейся и непрерывной.

Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должностных лиц определяется Конституцией РФ, федеральными законами, его Регламентом и решениями.

Заседания Совета Федерации всегда открытые, за исключением случаев, предусмотренных Регламентом палаты, когда могут проводиться закрытые заседания.

Они всегда проходят отдельно от нижней палаты Федерального Собрания, за исключением случаев заслушивания посланий Президента РФ и Конституционного Суда РФ, а также выступлений руководителей иностранных государств. В этих случаях работа палат Федерального Собрания РФ осуществляется в рамках совместного заседания.

Заседания Совета Федерации правомочны, если на них присутствуют более половины членов палаты от общего числа членов палаты.

Совет Федерации принимает решения на общем заседании палаты путем прямого тайного или открытого голосования по каждому вынесенному на обсуждение вопросу. Однако основная работа по подготовке вопросов к обсуждению в Совете Федерации осуществляется специальными комитетами, например по рассмотрению вновь принятого Государственной Думой федерального закона.

Читайте также:
Мобилизационная подготовка: что это такое, описание и особенности

Вся непосредственная работа Совета Федерации РФ осуществляется в рамках заседаний палаты и работы специально формируемых в ее составе рабочих групп.

Особый порядок предусмотрен для такой деятельности, как одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой.

Совет Федерации должен выразить свое одобрение специальным постановлением в течение 14 дней со дня поступления в Совет федерального закона либо в течение этого же срока выразить свое неодобрение. Если такое неодобрение не выражено в течение 14-дневного срока, то считается, что Совет Федерации выразил молчаливое согласие.

К обсуждению ответственный комитет Совета Федерации должен подготовить и представить сопроводительные документы в течение 14 дней со дня поступления в Совет Федерации федерального закона. Если ответственный комитет не подготовил соответствующие документы, то Совет Федерации сразу направляет федеральный закон на подписание Президенту РФ, таким образом обеспечивается скорейшее принятие федерального закона. Для тех же целей установлен срок направления постановления Совета Федерации в Государственную Думу об отклонении поступившего федерального закона или о его одобрении – 5 дней.

Сложные вещи как объекты гражданских прав Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Луиза Темболатовна Кокоева, Галина Викторовна Станкевич

В данной статье рассмотрены сущностные описания сложных вещей в гражданском обороте РФ; через анализ характеристик объектов гражданских прав проведено исследование содержания правовой категории « сложные вещи »; изучены особые черты сложной вещи при ее участии в гражданском обороте . На основе теоретических представлений о сущности сложных вещей , а также с учетом имеющейся судебной практики, определены проблемы оборотоспособности исследуемого объекта гражданских прав и предложены направления их устранения.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Луиза Темболатовна Кокоева, Галина Викторовна Станкевич

Complex things as objects of civil rights

This article discusses essential descriptions of complex things in the civil turnover of the Russian Federation; Through an analysis of the characteristics of civil rights objects, a study of the content of the legal category “ complex things” was carried out; studied the special features of a complex thing with its participation in civil traffic. On the basis of theoretical ideas about the essence of complex things, as well as taking into account existing judicial practice, the problems of the turnover of the investigated object of civil rights are identified and directions for their elimination are proposed.

Текст научной работы на тему «Сложные вещи как объекты гражданских прав»

Государственная служба и кадры. 2021. № 5. С. 151—153. State service and personnel. 2021. No. 5. P. 151—153. Научная статья УДК 34

ISSN 2312-0444 (print) ISSN 2312-0444 (print)

NIION: 2012-0061-05/21-112 MOSURED: 77/27-008-2021-05-311

Сложные вещи как объекты гражданских прав1

Луиза Темболатовна Кокоева1, Галина Викторовна Станкевич2

1 Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет), Владикавказ, Россия, ltkokoeva@yandex.ru

2 Пятигорский государственный университет, Пятигорск, Россия, ltkokoeva@yandex.ru

Аннотация. В данной статье рассмотрены сущностные описания сложных вещей в гражданском обороте РФ; через анализ характеристик объектов гражданских прав проведено исследование содержания правовой категории «сложные вещи»; изучены особые черты сложной вещи при ее участии в гражданском обороте.

На основе теоретических представлений о сущности сложных вещей, а также с учетом имеющейся судебной практики, определены проблемы оборотоспособности исследуемого объекта гражданских прав и предложены направления их устранения.

Ключевые слова: благо, сложная вещь, комплекс, оборот, оборотоспособность, собирательные вещи, противоречие, абсолютное право

Для цитирования: Кокоева Л.Т., Станкевич Г.В. Сложные вещи как объекты гражданских прав // Государственная служба и кадры. 2021. № 5. С. 151 — 153. ЭО!: 10.24411/2312-0444-2021-5-151-153.

Complex things as objects of civil rights

Luiza T. Kokoeva1, Galina V. Stankevich2

1 North Caucasian Mining and Metallurgical Institute (State Technological University), Vladikavkaz,

2 Pyatigorsk State University, Pyatigorsk, Russia, ltkokoeva@yandex.ru

Abstract. This article discusses essential descriptions of complex things in the civil turnover of the Russian Federation; Through an analysis of the characteristics of civil rights objects, a study of the content of the legal category “complex things” was carried out; studied the special features of a complex thing with its participation in civil traffic.

On the basis of theoretical ideas about the essence of complex things, as well as taking into account existing judicial practice, the problems of the turnover of the investigated object of civil rights are identified and directions for their elimination are proposed.

Читайте также:
Как сделать, чтобы квартира не досталась жене?

Keywords: benefit, difficult thing, complex, turn, turnover ability, collective things, contradiction, absolute right

For citation: Kokoeva L. T., Stankevich G. V. Complex things as objects of civil rights // State service and personnel. 2021. (5):151 —153. (In Russ.). DOI: 10.24411/2312-0444-2021-5-151-153.

Существование гражданско-правовых отношений связано с определенным благом, которое представляет соответствующий интерес для их участников. Благо — это объект и средство удовлетворения потребностей человека. Усилия по получению таких товаров являются основой для формирования гражданско-правовых отношений их участниками. В гражданском праве такое благо называется объектом гражданско-правовых отношений.

Такими объектами являются имущество, в том числе деньги и ценные бумаги, другое имущество, имущественные права, результаты услуги, результаты интеллектуальной и творческой деятельности,

© Кокоева Л.Т., Станкевич Г.В., 2021.

информация, а также другие материальные и нематериальные блага, объекты физиологии человека и животных. К объектам гражданских прав согласно ст. 128 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) отнесены также и вещи [1].

В российском гражданском законодательстве в отдельный объект правового регулирования выделены сложные вещи. Статья 134 раскрывает указанное понятие. В сущности исследуемого объекта гражданских прав лежат различные вещи, которые соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению.

Как верно пишет Е.Г. Мудрова, сущность понятия сложной вещи заключается в совокупности независимых самостоятельных вещей, объединенных в качественно новое образование —

Государственная служба и кадры

комплекс (сложную вещь), который впредь будет существовать как единый объект права [2].

Исходя из общих представлений о содержании понятия «объект гражданских прав» можно определить характеристики сложной вещи:

– может быть свободно отчуждена или передана от одного лица другому в порядке наследования, дарения или иной передачи права, если они не изъяты из гражданского оборота, ограничены в обороте или неотделимы от физического или юридического лица;

■ может быть ограничена в обороте;

■ может быть неотделима от физического или юридического лица;

■ имеет ценность, то есть обладает свойством предмета удовлетворять потребности, желания, интересы социального субъекта (индивида, группы людей в обществе);

■ оборотоспособна, то есть может быть свободно отчуждена в пользу других лиц.

Также выделяются разновидности сложной вещи: собирательные и составные. Составными являются вещи, связанные и соединенные механически и функционально в единое целое (например, как корабль, автомобиль, дом и пр.). Собирательные вещи — отдельные вещи, обладающие самостоятельной автономной функциональностью и объединенные общим наименованием собирательного характера. По мнению Е.А. Мазур, собирательные и составные вещи являются сложным объектом гражданских прав [3].

Сложная вещь как объект гражданского права является материальным благом. Это результат деятельности человека, и они всегда подлежат правовому регулированию, установленному законодательством страны.

Ввиду того, что сложная вещь по своей правовой природе — это материальное благо, то ее можно назвать благом имущественного характера. По мнению Д.С. Шипиловой, такие вещи имеют товарную форму и являются предметами материального мира (объекты вещных прав) [4].

Исследуемый тип вещей участвует в гражданском обороте. При этом степень участия может быть различной:

■ полностью вовлечено (например, предметы домашнего обихода);

К проблемам оборотоспособности чаще всего относят следующие сложности:

Во-первых, целесообразность установления самостоятельности составных частей сложной вещи.

По сути, есть некое противоречие в том, что разные вещи при объединении образуют новый объект права, который используется в дальней-

шем по своему назначению. Вместе с тем, составные элементы (вещи) при этом своего функционального назначения не теряют.

Во-вторых, возникает проблема реализации прав субъектов на составные вещи в сложной вещи. Так, например, в ситуации, когда на один из элементов сложной вещи юридического лица «А.», находящейся в аренде у него, имеются исключительные права собственности юридического лица «Б». Может фактически возникнуть ситуация невозможности достижения цели использования юридическим лицом «А.» сложной вещи, переданной ему на праве аренды.

Стандартный правовой режим предполагает, что сделки распространяются на все части сложной вещи. Если по поводу передачи таковой заключается договор, то факт указания на ее наименование влечет обязанность по передаче всех ее составляющих.

Но, благодаря принципу свободы договора, возможен и правовой режим, установленный соглашением сторон. К примеру, они могут обусловить куплю-продажу автомобиля без двигателя, прямо указав это в тексте. Однако такой пункт будет касаться лишь одного из элементов. В отношении остальной совокупности будет действовать обычный правовой режим.

Читайте также:
Как нам разделить имущество?

Отдельно решается вопрос неделимых вещей. Эти правила предусмотрены ст. 133 ГК. Неделимые вещи — это предметы, раздел которых в натуре невозможен без причинения серьезного ущерба, уничтожения или изменения назначения. Обычно таковыми являются сложные недвижимые вещи. Если удалить несущую конструкцию здания, то последнее может разрушиться. В результате правовой режим, относящий его к недвижимости, перестанет действовать.

В-третьих, возникает проблема реализации абсолютных прав субъектов на составные вещи в сложной вещи. В таком случае речь идет о наличии у субъектов исключительных прав, например, собственности, соответственно на составную вещь в сложной вещи и в целом на всю сложную вещь [5].

В-четвертых, имеется правовой пробел в регулировании видов сделок, в которых договором разрешается определять допустимость ситуации, при которой на отдельных составные вещи сложной вещи не распространяются условия таких договоров.

Да и с точки зрения юридической техники составления договоров и определения предметов их регулирования, установление норм, не являющихся предметом сделки, не допустимо. Иначе говоря, если предметом договора должны быть не в целом вся сложная вещь, а ее составные простые вещи, обладающие самостоятельными правовыми характеристиками.

Вопрос как урегулировать в договоре требование о включении в оборот сложной вещи в такой

ситуации не имеет точного правового ответа и может вызвать судебные разбирательства и споры.

Для устранения выявленных проблем оборотоспособности сложной вещи необходимо определить целесообразность установления самостоятельности составных частей сложной вещи:

■ на законодательном уровне установить критерии и требования к правовой защите отдельных вещей, входящих в состав сложной вещи (это позволит устранить проблему правового статуса вещей при их объединении в новый объект права, который используется в дальнейшем по своему назначению);

■ на законодательном уровне установить пределы осуществления прав субъектов на составные вещи в сложной вещи, как абсолютных, так и иных прав владения, пользования и распоряжения;

■ устранить правовой пробел в регулировании видов сделок, в которых договором разрешается определять допустимость ситуации, при которой на отдельных составные вещи сложной вещи не распространяются условия таких договоров.

Реализация предлагаемых мероприятий позволит обеспечить защиту прав владельцев вещей, входящих в состав сложной вещи и непосредственно владельцев сложной вещи. В результате принятия норм правового регулирования будут устранены правовые пробелы регулирования гражданского оборота сложных вещей и, соответственно, уменьшится количество нарушаемых прав, объем загрузки гражданских судов по делам данной категории споров.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ / Российская газета. 1994. 8 декабря. № 238-239.

2. Мудрова Е.Г. Сложная вещь как объект гражданского права // Актуальные проблемы права: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). СПб.: Свое издательство, 2018. С. 30—34.

3. Мазур ЕА. Соотношение правовых категорий «Сложная вещь» и «Сложный объект» по Гражданскому законодательству Российской Федерации / / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. С. 1—5.

4. Шипилова Д.С. Материальные и нематериальные блага, как объекты гражданских прав // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. С. 210—212.

5. Колиева А.Э. Характерные черты принципа фидуциарности в гражданском праве // European Social Science Journal. 2014. № 3-2 (42). С. 569—574.

1. Civil Code of the Russian Federation No. 51-FZ of November 30, 1994 / Rossiyskaya Gazeta No. 238-239 of December 8, 1994/

2. Mudrova E.G. A complicated thing as an object of civil law / E.G. Mudrova, N.N. Dalbaeva. / Actual problems of law: materials of the VII Intern. nauch. Conf. (Saint-Petersburg, July 2018). SPb.: His publishing house, 2018. S. 30—34.

3. Mazur EA. the ratio of the legal categories of “Complicated thing” and “Complex object” under the Civil legislation of the Russian Federation // Actual problems of humanitarian and natural Sciences. 2012. pp. 1-5.

4. Shipilova D.S. Tangible and intangible benefits as objects of civil rights // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2020. pp. 210-212.

5. Kolieva A.E. Characteristic features of the fiduciary principle in civil law // European Social Science Journal. 2014. № 3-2 (42). pp. 569—574.

Информация об авторах

Л.Т. Кокоева — доктор юридических наук., профессор, заведующая кафедрой предпринимательского и трудового права Северо-Кавказского горно-металлургического института (государственного технологического университета).

Г.В. Станкевич — доктор политических наук, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой гражданского права и процесса Пятигорского государственного университета.

Information about the authors L.T. Kokoeva — Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Business and Labor Law of the North Caucasian Mining and Metallurgical Institute (State Technological University).

Читайте также:
Договор безвозмездного пользования: что это значит

G.V. Stankevich — Doctor of Political Sciences, Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Civil Law and Procedure of the Pyatigorsk State University.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests. Статья поступила в редакцию 26.10.2021; одобрена после рецензирования 10.11.2021; принята к публикации 15.11.2021.

The article was submitted 26.10.2021 ; approved after reviewing 10.11.2021 ; accepted for publication 15.11.2021.

Сложная вещь: что это такое, описание и особенности

Гражданский кодекс Российской Федерации:

Статья 134 ГК РФ. Сложные вещи

Если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное.

Вернуться к оглавлению документа: Гражданский кодекс РФ Часть 1 в действующей редакции

Комментарии к статье 134 ГК РФ

Вещи могут классифицироваться на простые и сложные, о которых и идет речь в статье 134 ГК РФ. Последние состоят из различных частей, но образуют единое целое и используются по общему назначению (например, библиотека или коллекция монет).

Сложная вещь – это несколько вещей, которые соединены для использования по общему назначению. Части сложной вещи остаются самостоятельными объектами гражданских прав. Закон не требует, чтобы части сложной вещи были соединены физически и упоминает лишь об их использовании по одному и тому же назначению.

В науке гражданского права принято считать, что сложная вещь – это не вещь и не объект права, а всегда только предмет сделки. Данная идеальная конструкция создана исключительно для того, чтобы упростить заключение сделки и описать то, по поводу чего стороны договариваются.

Сложная вещь – это не вещь, это правовой режим, смысл которого заключается в том, что все вещи, входящие в эту общность, будут иметь одинаковую юридическую судьбу.

Примером сложной вещи является, например, компьютер с составными частями, такими как монитор и системный блок.

В отличие от составных частей неделимой вещи составные части сложных вещей могут использоваться в отдельности и, соответственно, быть предметом гражданско-правовых сделок в отдельности. Юридическое значение сложной вещи состоит в том, что такая вещь, объединяющая в себе разнородные вещи, является предметом оборота как целое. То есть вопрос о том, является комплекс вещей сложной вещью или нет, имеет правовое значение при разрешении вопросов, связанных именно с оборотом данных вещей.

Сложная вещь образуется путем соединения многих вещей, представляющих единство в тех случаях, когда это соответствует содержанию заключаемых сделок по поводу данных вещей и зависит от воли субъекта гражданско-правовых отношений. Сложная вещь является делимой, в связи с чем сделки могут быть заключены сторонами как на всю сложную вещь в целом, так и на ее составные части.

Таким образом, сложные вещи создаются не абстрактными представлениями о функциональных связях между вещами, а скорее волей участников оборота, совершающих сделки по поводу совокупностей объектов. Например, кофейный сервиз из 25 предметов или мебельный гарнитур из стола и восьми стульев (классические примеры сложных вещей) могут быть проданы как общность (и тогда это будут сложные вещи), а могут быть распроданы по отдельным элементам – это скорее зависит от желания продавца и покупателя.

Выделяют следующие признаки сложных вещей:

  • они имеют индивидуально-определяющие признаки, позволяющие идентифицировать их среди подобных объектов;
  • отдельные вещи, составляющие сложную вещь, используются по единому назначению и образуют единое целое (важный признак сложной вещи – ее целостность, под которой понимается возникновение у сложной вещи качеств, не присущих в полной мере ее компонентам, что делает ее самостоятельным объектом права);
  • отдельные вещи могут также использоваться самостоятельно по тому же назначению, что и в составе сложной вещи, и при этом не выполняют применительно к ней роль принадлежности.

Такие вещи выступают, как правило, в качестве единого объекта определенного обязательства (например, купли-продажи), однако, как указывалось выше, они могут отчуждаться и по отдельности. Так, можно продать часть вещей, входящих в коллекцию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: