Совет по опеке ООН

Совет по опеке ООН

Совет по опеке ООН

Зал Совета по Опеке в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке .
Орган ООН
Тип организации Главный орган
Аббревиатуры
Президент Анн Геген
Заместитель начальника
Статус Неактивный (1994)
Члены
Сиденье Нью-Йорк ( США )
Париж ( Франция )
Создание 1945 г.
Веб-сайт https://www.un.org/en/sections/about-un/trusteeship-council/index.html
Головная организация Организация Объединенных Наций
редактировать

является одним из шести главных органов Организации Объединенных Наций (ООН): он отвечает за управление территориями , находящихся под опекой Организации Объединенных Наций. Его деятельность сейчас приостановлена, и он будет встречаться позже только в случае необходимости.

Резюме

  • 1 Создание
  • 2 роль
  • 3 Состав
  • 4 Сегодня
  • 5 Реформа
  • 6 Статьи по теме
  • 7 Внешние ссылки

Создание

Создание в 1945 году Совета по опеке является частью желания ООН положить конец колонизации . В колониальные империи , главным образом , Франция и Великобритания , были категорически против его создания. Но под давлением Франклина Делано Рузвельта он был включен в Устав ООН .

Совет был создан для наблюдения за управлением другими государствами территорий, которые еще не обрели независимость . Когда он был создан, одиннадцать территорий находились в ведении семи государств-членов .

Роль и функционирование Совета по Опеке закреплены в главе 13 Устава Организации Объединенных Наций (статьи 86-91):

  • рассматривает отчеты, представленные управляющими органами, на основе анкеты, составленной Советом;
  • получать петиции и рассматривать их по согласованию с указанным органом;
  • организовывать периодические посещения управляемых территорий.

Состав

Его члены избирались (за исключением постоянных членов Совета Безопасности) простым большинством голосов Генеральной Ассамблеи .

Он был составлен до 1 – го января 1968 :

  • на постоянной основе постоянных членов Совета Безопасности и властей, управляющих подопечными территориями,
  • на непостоянной основе – столько неуправляющих держав, сколько необходимо для установления паритета между ними и администраторами.

В 1968 году Новая Зеландия вышла, и срок полномочий Либерии истек; Совет решает сохранить только оставшихся членов до истечения срока действия последнего соглашения об опеке или до возможного внесения поправок в Устав, несмотря на возникший дисбаланс.

С 1994 года, когда истек срок действия последнего соглашения, Совет по Опеке состоял только из пяти постоянных членов Совета Безопасности.

Сегодня

С тех пор, как последняя подопечная территория, Палау , получила независимость в декабре 1994 года , Совет Безопасности Организации Объединенных Наций решил прекратить ежегодные заседания Совета и проводить их только в случае особой необходимости. Он изменил свои правила процедуры, чтобы иметь возможность проводить заседания (по просьбе Председателя Совета или большинства его членов, Генеральной Ассамблеи или Совета Безопасности), когда того требуют обстоятельства.

Реформа

По случаю Третьей конференции по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях (ЮНИСПЕЙС III) в Вене с 19 по 30 июля 1999 г. По теме «Космические блага для человечества в двадцать первом веке» Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций внес предложения по реформам. Среди них – проект, направленный на реформирование Совета по опеке. Генеральный секретарь определил это пространство как общее место, где государства-члены должны нести коллективную ответственность. Он также указал, что этот «новый Совет по Опеке» должен служить связующим звеном между Организацией Объединенных Наций и гражданским обществом, если мы хотим найти решения для общих проблем, касающихся окружающей среды, океанов и космического пространства. Проведение ЮНИСПЕЙС III и разработка новой концепции опеки в рамках процесса реформы Организации Объединенных Наций предоставят возможность наладить новое эффективное международное сотрудничество под эгидой Организации Объединенных Наций, которое гарантирует справедливое распределение выгод космические технологии.

Совет по Опеке

Был учрежден для контроля за системой опеки. Международная система опеки была создана для управления зависимыми территориями, которые ранее являлись подмандатными (система мандатов Лиги Нации).

Совет по Опеке действует под руководством Генеральной Ассамблеи (ст. 85, п. 2 ст. 87), а также в необходимых случаях под эгидой Совета Безопасности (ст. 83). В соответствии со статьей 91 Устава ООН, «Совет по Опеке пользуется в соответствующих случаях помощью Экономического и Социального Совета и специализированных учреждений в отношении вопросов, в которых они соответственно заинтересованы».

Основные функции и полномочия Совета по Опеке, действующего под руководством Генеральной Ассамблеи, сводятся к рассмотрению вопросов, отчетов, представляемых управляющей властью, принятию петиций и их рассмотрению, консультируясь с управляющей властью, посещению соответствующих территорий под опекой в согласованные с управляющей властью сроки, предпринимает действия в соответствии с условиями соглашения об опеке (ст.87 Устава ООН).

Согласно Уставу ООН, «Совет по опеке разрабатывает анкету относительно политического, экономического и социального прогресса населения каждой территории под опекой, а также его прогресса в области образования, а управляющая власть каждой территории под опекой, входящей в компетенцию Генеральной Ассамблеи, представляет последней ежегодные доклады на основе этой анкеты» (ст.88 Устава ООН).

Читайте также:
Как делится долг наследователя между наследниками?

Совет по Опеке принимает собственные правила процедуры, включая порядок избрания своего Председателя. Совет по Опеке проводит свои ежегодные сессии, кроме этого могут созываться возобновленные и специальные сессии. Заседания Совета по опеке созываются по мере необходимости, обычно это происходит в мае. Основная задача Совета по опеке состоит в том, чтобы содействовать целям ООН согласно статьям 1 и 76 Устава ООН.

В первоначальном варианте в состав данного органа было включено 11 территорий. Сейчас, после того, как 22 декабря 1990 года Совет Безопасности проголосовал за прекращение действий Соглашения по опеке над тремя из четырех образований, составляющих Тихоокеанские острова (Микронезия), которые управлялись США с 1947 года, осталась одна. Единственной подопечной территорией на сегодня остается Палау, находящаяся под опекой США.

Таким образом, Совет по опеке сыграл положительную роль в развитии и становлении подопечных территорий.

Международный Суд ООН представляет собой один из главных органов в структуре ООН, который был учрежден в качестве главного судебного органа. Международный суд ООН осуществляет свою деятельность в соответствии со Статутом Международного Суда, являющимся неотъемлемой частью Устава ООН. Глава XIV Устава ООН, статьи с 92 по 96 рассматривают вопросы о деятельности Международного Суда. В статье 92 отмечается, что Международный Статут «основан на Статуте Постоянной Палаты международного правосудия», который действовал в рамках Лиги Нации.

В соответствии со статьей 93 Устава ООН, «Все члены Организации являются участниками Статута Международного Суда». Государство, не являющееся членом Организации, может стать участником Статута Международного Суда на условиях, которые определяются в каждом отдельном случае Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Международный Суд состоит из коллегии независимых судей, избираемых вне зависимости от гражданства. Судьи избираются из числа лиц, удовлетворяющим требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющимися юристами с признанным авторитетом в области международного права. Международный Суд состоит из 15 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности сроком на 9 лет с правом переизбрания. Каждые три года переизбираются 5 членов Суда. В Международном Суде не может быть двух граждан одного и того же государства. Международный Суд избирает председателя, вице-председателя и секретаря сроком на три года.

Важно положение статьи 9 Статута Международного Суда о том, что состав Суда должен обеспечивать представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира. Место пребывания Суда – Гаага. При исполнении служебных обязанностей судьи пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Основная задача Международного Суда состоит в разрешении на основании международного права дел, переданных ему сторонами. Международный Суд уполномочен давать консультативные заключения в ответ на запрос Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности. Другие органы ООН, международные организации и органы запрашивают консультативные заключения только с разрешения Генеральной Ассамблеи.

Важнейшими особенностями юрисдикции Международного Суда являются:

· Международный Суд рассматривает споры только между государствами.

· Такие споры рассматриваются в Международном Суде только с согласия спорящих сторон.

· Участники Статута Суда могут делать заявления о признании юрисдикции Суда обязательной по всем правовым спорам, касающихся толкования договора, любого вопроса международного права, характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства. Заявление о признании юрисдикции Суда обязательной могут быть безусловными или на условиях взаимности со стороны тех или иных государств, или же на определенное время.

В соответствии с Уставом ООН, каждый член Организации Объединенных Наций обязан выполнять решения Суда потому делу, в котором он является стороной. Вынесенные Судом решения окончательны и обжалованию не подлежат.

В функции Международного Суда не входит создание норм международного права.

Задачи Суда ограничены разрешением предаваемых ему споров на основании действующего международного права.

Решения в Международном Суде принимаются большинством голосов присутствующих судей, при этом кворум составляет голоса девяти членов Суда. В случае разделения голосов поровну, председатель Суда имеет право решающего голоса. Международный Суд обязан решать передаваемые ему споры на основании международного права, руководствуясь при этом международными конвенциями, международными обычаями, признанными в качестве правовой нормы; общими принципами права, признанными цивилизованными народами.

В качестве вспомогательного средства для определения правовых норм используются судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов. Международный Суд может решать дела, исходя из начал справедливости, если с этим согласятся спорящие стороны.

Читайте также:
Злоупотребление должностными полномочиями: что это значит

Состав судей Международного Суда называется камерой. По мере необходимости Международный Суд создает одну или несколько камер в составе трех и более судей.

С 1946 года Международный Суд вынес 23 консультативных заключения, касающихся, в частности, приема в члены ООН, возмещения за ущерб, понесенный на службе ООН, территориального статуса Юго-Западной Африки и Западной Сахары. Кроме того, консультативные заключения касались решений, вынесенных международными административными трибуналами, расходов на некоторые операции ООН и применимости Соглашения о Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций. В июле 1996 года были вынесены консультативные заключения в ответ на запрос Всемирной организации здравоохранения о законности применения государством ядерного оружия в вооруженном конфликте, а также запрос Генеральной Ассамблеи ООН о законности угрозы ядерным оружием или его применения.

В настоящее время в Международном Суде рассматриваются следующие споры:

· Делимитация морской границы и территориальные вопросы между Катаром и Бахрейном.

· Вопросы толкования и применения Монреальской конвенции 1971 года, возникшие в связи с воздушным инцидентом в Локерби – Ливийская Арабская Джамахирия против Соединенного Королевства.

· Вопросы толкования и применения Монреальской конвенции 1971 года, возникшие в связи с воздушным инцидентом в Локерби – Ливийская Арабская Джамахирия против Соединенных Штатов Америки.

· Нефтяные платформы (Исламская Республика Иран против Соединенных Штатов Америки).

· Применение Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (Босния и Герцеговина против Югославии).

· Вопросы разграничения сухопутной и морской границ между Камеруном и Нигерией.

· Вопросы юрисдикции в отношении рыболовства (Испания против Канады).

· Споры в отношении острова Касикили/Седуду (Ботсвана/Намибия).

· Применение норм Венской конвенции о консульских сношениях в споре между Парагваем и Соединенными Штатами Америки.

Секретариат –административный орган ООН. Ст. 97 Устава определяет состав Секретариата следующим образом: « состоит из Генерального Секретаря и такого персонала, который может потребоваться для Организации». Персонал Секретариата назначается Генеральным Секретарем согласно правилам, установленным Генеральной Ассамблеей. Каждый сотрудник дает присягу не запрашивать и не получать инструкцию от какого-то ни было правительства или другой власти, не имеющего отношения к ООН. При приеме на службу и определении ее условий Устав предписывает руководствоваться необходимостью обеспечить высокий уровень работоспособности, компетентности и добросовестности и уделять должное внимание важности подбора персонала на возможно более широкой географической основе.

Секретариат в соответствии с возложенными на него полномочиями должен обеспечивать обслуживание органов системы Организации Объединенных Наций, выполнять выработанные ее программы и проводить установленные ООН политику.

В частности, Секретариат ООН:

· информирует и консультирует Генерального Секретаря по различным вопросам, которые входят в компетенцию ООН;

· принимает, переводит, печатает и распространяет документы, доклады и резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, ее комитетов, органов;

· обеспечивает устный перевод произносимых на заседаниях выступлений;

· составляет, печатает, рассылает отчеты о заседаниях сессии;

· хранит документы в архивах, рассылает документы Генеральной Ассамблеи государствам-членам ООН;

· регистрирует и изучает международные договоры, заключенные членами ООН.

Правовое положение персонала регулируется положением о персонале от 2 февраля 1952 года, утвержденным резолюцией Генеральной Ассамблеи согласно статьи 101 Устава ООН.

Персонал секретариата делится на

· сотрудников полевой службы,

· сотрудников общего обслуживания и хозяйственно-технический персонал.

К специалистам относятся должностные лица,

состав технического персонала включает в себя

Прием на работу в Секретариат осуществляется по двум видам найма:

· на основе постоянных (до достижении пенсионного возраста)

· и временных контрактов (этот вид найма составляет 30% работников Секретариата).

На первоначальном этапе становления и развития ООН персонал Секретариата в основном составляли представители США, Великобритании, Франции.

В современных условиях, при подборе и расстановке кадров учитывается принцип справедливого географического представительства, а также личные качества, такие как:

В соответствии со статьей 100, «При исполнении своих обязанностей Генеральный секретарь и персонал секретариата должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных перед Организацией».

Возглавляет работу Секретариата Генеральный Секретарь, назначаемый Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет. Срок полномочий может быть продлен на тот же период. Рекомендацию о назначении Генерального Секретаря рассматривают на закрытом заседании и проводят тайное голосование. Личность Генерального Секретаря ООН имеет важное значение в деятельности универсальной организации.

Согласно ст. 97 Устава ООН Генеральный Секретарь «является главным административным лицом Организации».

Читайте также:
Дефицит торгового баланса: что это значит

При разработке проекта Устава ООН предлагались различные варианты названия главного должностного лица Секретариата:

В частности Франклин Делано Рузвельт настойчиво предлагал использовать понятие «посредник». По его мнению этот вариант наилучшим образом отвечал бы задачам главы штаб-квартиры международной организации. В окончательном варианте страны-учредители договорились, что основной пост в Секретариате будет называться «Генеральный секретарь».

В своей деятельности Генеральный секретарь, в соответствии с уставными положениями «действует в этом качестве на всех заседаниях Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, Экономического и Социального Совета и Совета по опеке и выполняет также и другие функции, которые возлагаются на него этими органами…» (ст. 98).

Выполняемые Генеральным секретарем функции можно условно разделить

на политические и административные.

К политическим функциям главного должностного лица относятся усилия по урегулированию конфликтов между государствами. Генеральный секретарь имеет права доводить до Совета Безопасности сведения о любых спорах, которые по его мнению, угрожают международному миру и безопасности.

Административные функции Генерального секретаря сводятся к следующему:

· дача общих директивных указаний департаментам, управлениям и другим подразделениям Секретариата;

· координация всей деятельности системы Организации Объединенных Наций;

· руководство работой всего персонала Секретариата по обслуживанию главных органов ООН;

· представляет Генеральной Ассамблее ежегодный отчет о работе ООН;

· представляет Организацию Объединенных Наций в работе международных конференций, проводимых под эгидой ООН.

Важное значение имеет при вступлении в должность принесение присяги, которая произносится на Генеральной Ассамблее и имеет следующее содержание:

«Я торжественно клянусь выполнять со всей преданностью, благоразумием и сознательностью функции Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, выполнять эти функции и определять свое поведение только интересами Организации Объединенных Наций и не стремиться получать или принимать инструкции в отношении выполнения моих обязанностей от какого то ни было правительства или других властей не имеющих отношения к Организации Объединенных Наций».

Экосос,совет по опеке, генеральный секретарь оон, секретариат.

(ЭКОСОС) — один из главных органов ООН, который координирует сотрудничество в экономической, социальной областях ООН и её специализированных учреждений.

В сферу деятельности Экономического и Социального Совета входят:

Содействие экономическому и социальному прогрессу, в том числе повышению уровня жизни и полной занятости населения;

Выработка способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и в области здравоохранения;

Содействие международному сотрудничеству в сфере культуры и образования;

Создание условий для всеобщего уважения прав человека и его основных свобод.

Совет уполномочен созывать специальные заседания по чрезвычайным ситуациям гуманитарного характера в случае и по мере необходимости

ЭКОСОС проводит или организует исследования по вопросам, входящим в сферу его деятельности, публикует доклады по этим вопросам. Он также оказывает содействие в подготовке и организации проведения международных конференций по экономическим и социальным проблемам, способствует осуществлению решений этих конференций.

Совет по опеке ООН — это один из главных органов Организации Объединённых Наций, который был создан для наблюдения за управлением подопечными территориями, подпадающими под систему международной опеки.

В соответствии с Уставом Совет по Опеке уполномочен рассматривать и обсуждать отчеты управляющей власти, касающиеся политического, экономического и социального прогресса народов подопечных территорий и прогресса в области образования, а также в консультации с управляющей властью рассматривать петиции, поступающие из подопечных территорий, и устраивать периодические и другие специальные посещения подопечных территорий.

Генера́льный секрета́рь ООН — главное административное должностное лицо Организации Объединённых Наций.Генеральный секретарь ООН избирается на пять лет с возможным переизбранием на новый срок.Генеральный Секретарь ООН доводит до сведения Совета Безопасности информацию по проблемам, угрожающим, по его мнению, поддержанию международного мира и безопасности.

Секретариат ООН — это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает и другие главные органы Организации Объединённых Наций и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь.

Обязанности, выполняемые Секретариатом, столь же разнообразны, как и проблемы, которыми занимается Организация Объединённых Наций, — от руководства миротворческими операциями до посредничества в международных спорах, от составления обзоров экономических и социальных тенденций и проблем до подготовки исследований по правам человека и устойчивому развитию. Кроме того, персонал Секретариата ориентирует и информирует мировые средства информации о работе Организации Объединённых Наций; организует международные конференции по проблемам мирового значения; следит за выполнением решений органов Организации Объединённых Наций и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации.

Читайте также:
Как изменить условия договора с НПФ?

52.Специализированные учреждения ООН.

Система ООН характеризуется широким охватом многообразных видов сотрудничества. В нее входит значительное число специализированных международных организаций и органов, занимающихся вопросами экономического и социального сотрудничества, здравоохранения, экологии, связи, транспорта и др. Они обсуждают соответствующие вопросы, организуют сотрудничество государств, оказывают им помощь, участвуют в формировании норм, регулирующих ту или иную область сотрудничества. Некоторые из них, например Международная организация гражданской авиации и МОТ, принимают резолюции, которые весьма близки к обязательным решениям.

Расширение деятельности специализированных учреждений является признаком развития организационной структуры международного сообщества и повышения уровня управляемости в нем. Нельзя, однако, не заметить, что многочисленность органов и организаций порождает сложную проблему координации их деятельности, которая решается с трудом.

В имеющей особое значение экономической области создаются международные органы и организации вне системы ООН. Наиболее важной из таких организаций является Всемирная торговая организация. Однако и такие организации обязаны действовать в соответствии с целями и принципами Устава ООН.В общем, развивается закономерный процесс совершенствования организационной структуры международного сообщества. Процесс этот определяется потребностью в совершенствовании управления все более усложняющейся системой международных отношений. К настоящему времени существуют 14 С.у. ООН: Всемирный почтовый союз (ВПС), Международный союз электросвязи (МСЭ), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Международная морская организация (ИМО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), Всемирный банк (включает: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международную финансовую корпорацию (МФК), Международную ассоциацию развития (MAP), ‘Международный валютный фонд (МВФ), Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД), Международную организацию труда (МОТ), Организацию Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).

СНГ.

(СНГ) — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому, — все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.

Основными целями организации являются:

сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;обеспечение прав и свобод человека;

сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;взаимная правовая помощь;мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:

обеспечение прав и основных свобод человека;координация внешнеполитической деятельности;

сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;охрана здоровья и окружающей среды;

вопросы социальной и миграционной политики;борьба с организованной преступностью;

сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Совет Европы.

Совет Европы — старейшая в Европе международная политическая организация. Её основная заявленная цель — построение единой Европы, основывающейся на принципах свободы, демократии, защиты прав человека и верховенства закона.

Одним из самых значительных достижений Совета Европы считается разработка и принятие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Глава I Устава Совета Европы посвящена целям, которые преследует Совет Европы, и состоит из одной единственной статьи 1. В ней, в частности, говорится следующее:

«а) Целью Совета Европы является осуществление более тесного союза между его членами для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействовать их экономическому и социальному прогрессу.

b) Эта цель будет преследоваться через посредство органов Совета путём рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключением соглашений, проведением совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, юридической и административной областях, равно как и путём защиты и развития прав человека и основных свобод».

Постепенно СЕ сосредоточился на правовых и правозащитных вопросах. Сегодня его цель определяется как построение Европы без разделительных линий, основывающейся на принципах демократии, прав человека и верховенства закона (правового государства). Деятельность его направлена, прежде всего, на обеспечение и защиту прав человека, будь то гражданские, политические, экономические, социальные или культурные права, то есть деятельность Совета Европы охватывает все сферы жизни человека. Однако экономическими и военно-политическими вопросами организация не занимается.

Структура:Комитет министров-Является руководящим органом. Состоит из министров иностранных дел всех стран-членов и собирается на сессии один или два раза в год. Страны-председатели Комитета министров меняются каждые полгода по принципу ротации в алфавитном порядке.

Читайте также:
Отказ в предоставлении гражданину информации

Парламентская ассамблея.Европейский суд по правам человека-контролирует выполнение Конвенции, принимая к рассмотрению жалобы по её нарушению.

Конгресс местных и региональных властей Европы-Консультативный орган, представляющий местные и региональные власти. Делегация каждой страны в Конгрессе состоит из равного числа представителей регионов и органов местного самоуправления.

Секретариат Совета Европы-Секретариат обслуживает политические органы СЕ и осуществляет ряд других функций в интересах Организации

Совет по опеке.

По уставу ООН он должен заниматься наблюдением за управлением подопечными территориями.

1)территории, находившиеся под мандатом;

2)территории, отторгнутые от вражеских государств во время Второй мировой войны;

3)территории, добровольно включенные в систему опеки государствами, ответственными за их управление.

Совет по Опеке ООН состоит из: государств, управляющих территориями под опекой; постоянных членов ООН, не управляющих территориями под опекой; такого числа других членов ООН, избираемых Генеральной Ассамблеей, которое является необходимым для обеспечения равенства между членами ООН, управляющих и неуправляющихтерриториями под опекой. Сегодня Совет состоит из представителей всех постоянных членов Совета Безопасности. Каждый член Совета имеет один голос.

Основные цели системы опеки— способствовать прогрессу населения подопечных территорий и его постепенному развитию к самоуправлению или независимости.

По уставу ООН управление Советом д.б. равномерным для всех пяти членов совета Безопасности (это равенство не соблюдается). Решения в Совете принимаются большинством простым, как правило, Совет созывается в середине года на относительно короткий период времени.

Функции:

1) приём петиций от подопечных территорий,

2) направление миссий с целью надзора и контроля.

(далее для сведеия)

Цели системы опеки в определенной степени были достигнуты: из первоначальных 11 подопечных территорий в системе опеки осталась только одна — управляемые США Тихоокеанские острова (Микронезия). Другие, в основном в Африке и в Тихом океане, достигли независимости — в качестве самостоятельных государств или присоединившись к соседним независимым государствам.

42.Специализированные учреждения ООН: основные направления деятельности, классификация и общая характеристика.

Были созданы в соответствии с уставом и представляют собой межправительственные организации по определённым сферам деятельности.

Их 17 – направляют ежегодные доклады в адрес экономического и социального совета + 1 – МАГАТЕ связано договором с советом безопасности и Генеральной Ассамблеей.

16 делятся на группы:

1. Финансово-экономические:

1) МВФ – международный валютный фонд,

2) МБРР – м/народный банк реконструкции и развития,

3) МАР – м/народная ассоциация развития,

4) МФК – м/народная финансовая корпорация.

Все вместе носят название всемирный банк.

2. Экономические специализированные учреждения(старейшие):

1) ЮНИДО – организация по промышленному развитию,

2) МСЭ – международный союз электросвязи,

3) ВПС – всемирный почтовый союз,

4) ФАО – сельскохозяйственная организация ООН,

5) ФАД – сельскохозяйственный фонд развития,

6) ИМО – м/народная морская организация,

7) ВМО – всемирная метеорологическая организация,

8) ГАТТ -генеральное соглашение по таможне и тарифам.

3. Гумманитарного характера:

1) ЮНЕСКО – фонд ООН по образованию и культуре,

2) ВОИС – всемирная организация интеллектуальной собственности,

3) ЮНЕП – организация по защите и охране окружающей среды,

4) МОТ – международная организация труда.

МАГАТЕ – международное агентство по атомной энергии. 2 цели:

1) содействовать росту благосостояния, здоровья населения, земли посредством эффективной защиты от неправильного использования ядерного материала,

2) соблюдение гарантий ядерного нераспространения.

Гарантии МАГАТЕ представляют собой стратегический двойной стандарт, в его компетенцию включают использование ядерной энергии в мирных и военных целях.

Система гарантий – это не только контроль за ежегодными отчётами правительств по использованию атомной энергии, отчёт должен сопровождаться инспекцией на местах.

Помимо контроля МАГАТЕ имеет программу технической помощи:

– Помощь в безопасной транспортировке ядерного материала,

– Оказание помощи после аварий путём чрезвычайных мер

Жёсткий контроль за безядерными зонами, 7 штук(например, балканская зона(южная Европа,

МОТ создана в 1919 году Лигой Наций. Это м/народная координация стандартов и условий труда, координация международных и национальных программ как в области профессионального образования, так и в области переподготовки. Международный трудовые стандарты включают в себя ряд принципиальных положений в сферах: 1) зарплата, 2) свобода ассоциаций, 3) соц. страхование, 4) продолжительность рабочего дня, отпуска. Совет -28 представителей Правительств.

ФАО и ФАД созданы в 1945 г. на совещании в Квебеке.

Цель ФАО – улучшение питания и уровня жизни, совершенствование переработки, сбыта, лесоводства, рыболовства, содействие условиям сельских районов. ФАО имеет программу по кредитованию с/х, ведёт исследовательскую работу. Главный орган в Риме – представители 49 государств.

ФАД – образован в 1976 году.

Читайте также:
Что такое авторские права? Как получить патент?

Цель – оказание кредитования для улучшения продовольствия и питания малоимущих групп населения, осуществляет специальные программы помощи государствам. Штаб в Риме.

ЮНИДО образован соглашением 1966 г.; цели и функции – сферы промышленного развития и контакт между развивающимися странами в области консультаций, передачи технологий, инвестирования. Система консультаций предполагает сокращение разрыва м/у государствами + осуществление региональных программ. Она имеет базу по промышленным объектам мира, анализирует и рекомендует. Штаб в Вене.

ГАТТ 1948 г.; цели – снижение тарифных барьеров и преград в торговле, содействие правилам конкуренции в мире, сбор информации по унификации правил мировой торговли. Штаб в Женеве, система деятельности и управления состоит из раундов.

МВФ цели – меж/нар координация государственных, экономических политик, сокращение масштабов и периодов дефицита платёжных балансов государств, временное предоставление под надлежащей гарантией ресурсов общих фонда, содействие и создание многосторонней операционной системы текущих платежей в мире. Штаб в Вашингтоне. Руководящий орган Совет управляющих и директоров.

МФК; цели – финансирование частных предприятий, не нужны гарантии для предоставления кредитов, инвестирование осуществляется исключительно из привлекательности проекта, сочетание инвестиций внешнего и местного капитала с эффективностью управления этим капиталом.

§ 6. Совет по опеке.

Совет по опеке. ООН под своим руководством создала международ­ную систему опеки для управления теми территориями, которые вклю­чены в нее индивидуальными соглашениями, и для наблюдения за эти­ми территориями.

§ 6. Совет по опеке. Международный суд. Секретариат

Соглашение об опеке в каждом случае должно включать условия, на которых будет управляться территория под опекой, а также определять власть, которая будет осуществлять управление территорией под опекой. Такая власть называется управляющей властью и может представлять со­бой одно или более государств или ООН как таковую.

Совет по опеке, являясь одним из главных органов ООН, действует под руководством Генеральной Ассамблеи ООН и оказывает ей помощь в выполнении функций ООН относительно международной системы опеки.

Совет по опеке рассматривает отчеты, представляемые управляющей властью. Он принимает петиции и рассматривает их по существу. Совет устраивает периодические посещения соответствующих территорий под опекой в согласованные с управляющей властью сроки. Устав ООН обя­зывает Совет предпринять любые действия в соответствии с соглаше­ниями об опеке.

В Совет по опеке входят пять постоянных членов Совета Безопасно­сти — Российская Федерация, Китай, Франция, Великобритания и Се­верная Ирландия и США.

Цели системы опеки были осуществлены в такой степени, что все подопечные территории достигли самоуправления и независимости — в качестве отдельных государств или присоединившись к соседним неза­висимым государствам. В ноябре 1994 г. Совет Безопасности принял ре­шение о прекращении Соглашения об опеке ООН в отношении послед­ней из первоначальных 11 подопечных территорий — подопечной терри­тории Тихоокеанские острова (Палау), управляемой Соединенными Штатами. Отныне Совет собирается на свои сессии лишь по мере необ­ходимости.

Международный суд состоит из 15 судей, причем в его не

может быть двух граждан одного государства. Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа лиц, внесен­ных в список по предложению национальных групп Постоянной палаты Третейского суда. Судьи избираются на основе гражданства. Однако при назначении обращается внимание на то, чтобы в Суде были представле­ны главные правовые системы всего мира. Национальная группа может выставить не более четырех кандидатов. До выставления кандидатур она обязана запрашивать мнение высших судебных органов, юридических факультетов, высших правовых учебных заведений и академий своей страны, а также национальных отделений международных академий, за­нимающихся изучением права. Избранными считаются кандидаты, по­лучившие абсолютное большинство голосов в Генеральной Ассамблее и Совете Безопасности. Судьи избираются на девятилетний срок и могут быть переизбраны. Занимая должность судьи, они не могут занимать другую должность.

С момента функционирования Суда представитель СССР, а в даль­нейшем России постоянно избирается членом Международного суда

356 Глава XII. Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения

Члены Суда при исполнении ими судебных обязанностей пользуют­ся дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Местопребыва­ние Суда — Гаага, Нидерланды.

К ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями.

Стороной в споре, рассматриваемом Судом, могут быть только госу­дарства и только участники Статута Суда. Последние могут в любое вре­мя заявить, что они признают без особого о том соглашения, ipso facto, в отношении любого иного государства, принявшего такое обязательст­во, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касаю­щимся: а) толкования договора; б) любого вопроса международного права; в) наличия факта, который, если он будет установлен, предста­вит собой нарушение международного обязательства; г) характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международных обязательств.

Читайте также:
Поименное голосование: что это такое, описание и особенности

Суд не может рассматривать споры между физическими и юридиче­скими лицами и международными организациями.

Суд обязан решать переданные ему споры на основании междуна­родного права, и в процессе судебного разбирательства применяет меж­дународные конвенции, устанавливающие правила, определенно при­знанные спорящими государствами; международный обычай как доказа­тельство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; (судебные решения (обязательные лишь для участвующих в деле сторон)) и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву в качестве вспомогательного средства для определе­ния правовых норм.

Статут Суда не ограничивает его право разрешать дело ex aequo ex bono (по справедливости, а не по формальному закону), если стороны с этим согласны.

Суд заседает постоянно, за исключением судебных вакаций, сроки И длительность которых устанавливаются судом.

Обычно Суд осуществляет свою деятельность на пленарных заседа­ниях, однако по просьбе сторон он может образовать подразделения ог­раниченного состава, которые называются камерами. Решение, поста­новленное одной из камер, считается вынесенным самим Судом. В рам­ках Суда была образована камера по рассмотрению экологических дел, ежегодно образуется камера по упрощенным процедурам.

Официальными языками Суда являются французский и английский. Судопроизводство состоит из двух частей: письменного и устного судо­производства. Письменное судопроизводство состоит из представления Суду и сторонам меморандумов, контрмеморандумов и, если потребует­ся, возражений на них, а равно всех подтверждающих их бумаг и доку­ментов. Устное судопроизводство состоит в заслушивании Судом свиде­телей, экспертов, представителей, поверенных, адвокатов.

Решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу.

§ 6. Совет по опеке. Международный суд. Секретариат

не подлежит. Если какая-либо сторона не выполняет обязательств, воз­ложенных на нее Судом, то Совет Безопасности по просьбе другой сто­роны может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить вопрос о принятии мер для приведения решения в исполне­ние (п. 2 ст. 94 Устава ООН).

Помимо рассмотрения спора Суд может давать консультативные за­ключения по любому юридическому вопросу по запросу любого учреж­дения, уполномоченного делать такие запросы самим Уставом ООН или согласно Уставу. По установленному порядку четыре главных органа ООН, два вспомогательных органа Генеральной Ассамблеи, 17 специа­лизированных учреждений ООН и МАГАТЭ вправе запрашивать такое заключение Суда. Суд выносит свои консультативные заключения в от­крытом заседании.

В настоящее время потенциал Международного суда используется не в полной мере. Более широкое использование Суда стало бы важным вкладом в миротворческую деятельность ООН. Для усиления его роли Секретариат ООН рекомендует предпринять следующие шаги:

а) всем государствам-членам следует признать обязательную юрис­дикцию Суда в соответствии со ст. 36 его Статута, без каких бы то ни было оговорок, до истечения в 2000 г. Десятилетия международного пра­ва ООН. В тех случаях, когда внутригосударственные структуры не до­пускают этого, государствам следует на двусторонней или многосторон­ней основе договориться о всеобъемлющем перечне вопросов, которые они готовы передавать на рассмотрение Суда, и им следует снять свои оговорки относительно его юрисдикции к тем положениям многосто­ронних договоров, которые касаются урегулирования споров1;

б) когда передача спора на рассмотрение Суда полного состава в практическом плане затруднена, следует использовать юрисдикцию ка­мер Суда;

в) государствам следует оказать поддержку Целевому фонду, соз­данному для оказания помощи странам, которые не могут себе позво­лить расходы, связанные с передачей спора на рассмотрение Суда, и та­ким странам следует в полной мере пользоваться этим Фондом в целях разрешения своих споров2.

Секретариат. Он обслуживает главные и все другие органы ООН и осуществляет руководство их программами. Секретариат состоит из Генерального секретаря и сотрудников, работающих в Центральных уч­реждениях и во всем мире, и занимается решением вопросов, связанных с повседневной деятельностью ООН.

СССР в 1989 г. признал юрисдикцию Суда по рассмотрению споров, выте­кающих из применения шести международных договоров по правам человека, но в дальнейшем снял по ним свои оговорки о непризнании обязательной юрисдик­ции Суда.

Бутрос Б. Гали. Повестка дня для мира, 1995 год. ООН. Нью-Йорк, 1995.

358 Глава XII. Организация Объединенных I 1аций и ее спецтиализированные учреждения

В состав Секретариата ООН входит 8900 представителей примерно из 160 стран мира. В качестве международных гражданских служащих они, как и Генеральный секретарь, подотчетны в своей деятельности только Организации; каждый из них дает присягу не запрашивать и не получать инструкций от какого бы то ни было правительства или любой другой власти, не имеющей отношения к Организации. Согласно ст. 100 Устава каждое государство — член ООН обязуется уважать строго меж­дународный характер обязанностей Генерального секретаря и персонала Секретариата и не пытаться оказывать на них влияние при исполнении ими своих обязанностей.

Читайте также:
Как бытро гасится административная ответственность?

Работа Секретариата столь же разнообразна, как и перечень про­блем, которыми занимается ООН. Сфера ответственности Секретариата охватывает различные виды деятельности: от организации операций по поддержанию мира до посредничества и разрешении международных споров. Персонал Секретариата осуществляет также обзор мировых эко­номических тенденций и проблем; проводит исследования в таких об­ластях, как права человека и устойчивое развитие; организует междуна­родные конференции по вопросам, вызывающим озабоченность во все­мирном масштабе; контролирует выполнение решений, принятых органами Организации; осуществляет устный перевод выступлений и перевод документов на официальные языки Организации; снабжает мировые средства массовой информации сведениями о деятельности ООН.

Руководителем Секретариата является Генеральный секретарь, и в этом качестве он действует на всех заседаниях Генеральной Ассамб­леи, Совета Безопасности, ЭКОСОС и Совета по опеке и выполняет другие функции, которые возлагаются на него этими органами.

Генеральный секретарь имеет право доводить до сведения Совета Безопасности информацию о любых вопросах, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира к безопасности.

Генеральный секретарь вносит большой вклад в предотвращение возникновения, эскалацию или расширение международных споров, в частности, путем осуществления миссия «добрых услуг» в интересах «превентивной дипломатии*.

Каждый Генеральный секретарь определяет также основные приори­теты своей деятельности в общем контексте времени, в котором он рабо­тает. Например, в 1992 г., будучи Генеральным секретарем, Бутрос Гали по поручению Совета Безопасности подготовил Программу мира, кото­рая представляет собой программу весомых мероприятий, направленных на закрепление или установление мира в период после окончания «хо­лодной войны». В 1994 г. он подготовил Программу, которая представ­ляет собой проект развития, рассчитанный на период, охватывающий XXI в.

В настоящее время Генеральным секретарем ООН является Кофи Аннан (Гана). Его предшественниками были: Бутрос Гали из Египта, за­нимавший должность Генерального секретаря с 1992 по 1996 г.; Хавьер Перес де Куэльяр из Перу, занимавший должность с 1982 по 1991 г.; Курт Вальдхайм из Австрии, который занимал пост Генерального секре­

§ 7. Вспомогательные органы ООН

таря с 1972 по 1981 г.; У. Тан из Бирмы (ныне Мьянма), который был Генеральным секретарем с 1961 по 1971 г.; Даг Хаммаршельд из Шве­ции, занимавший должность с 1953 г. до своей гибели в 1961 г. в авиаци­онной катастрофе в Африке, и Трюгве Ли из Норвегии, который был Ге­неральным секретарем в период с 1946 по 1952 г.

Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности на пятилетний срок, по истече­нии которого он может быть назначен вновь.

Секретариат состоит из следующих подразделений: Управление по внутриорганизационным вопросам; Управление по правовым вопросам; Управление по политическим вопросам; Департамент по вопросам разо­ружения; Департамент по миротворческим операциям; Управление по вопросам координации в гуманитарной области; Департамент по эконо­мическим и социальным вопросам; Департамент по обслуживанию Ге­неральной Ассамблеи и конференций; Департамент общественной ин­формации; Департамент управления; Управление по иракской проблеме; Управление координатора по вопросам безопасности ООН.

Управление по правовым вопросам оказывает помощь в подготовке проектов соглашений между ООН и другими организациями. Оно дает правовые консультации по вопросам применения миротворческих сил; представляет ООН в судах и арбитражах в связи с предъявлением и рас­смотрением исков к Организации. Управление выступает координато­ром контактов между юридическими консультантами организаций сис­темы ООН и содействует координации их позиций по вопросам право­вой политики. От имени Генерального секретаря Управление выполняет функции депозитария более 500 многосторонних договоров.

Как создавали Свод законов Российской империи

12 февраля 1833 года вышел манифест Николая I, которым провозглашалось издание нового Свода законов страны, сменявшего устаревшее Соборное уложение 1649 года. Появление Свода означало успешное окончание более чем вековых попыток свести воедино, систематизировать и скорректировать разрозненное российское законодательство.

Предыдущие попытки

Потребность в упорядочении законодательной сферы возникла ещё в начале XVIII века. Пётр Великий, издавший за первые годы правления множество новых указов, пришел к мысли о необходимости создания свода, который включал бы в себя действующее Соборное уложение и новые акты. Созданная в 1700 году Палата об Уложении заседала с перерывами до конца 1703 года, но выработанная ею Новоуложенная книга не удовлетворила Петра. Однако монарх не оставлял надежд. Составлялись сенатские комиссии 1714-1717 и 1720-1727 годов. Последняя из них опиралась в своей работе на опыт скандинавского законодательства, однако со смертью Петра I в 1725 году её деятельность постепенно сошла на нет.

Читайте также:
Как взыскать с магазина причиненный ущерб?

Первая страница проекта Сводного уложения 1718 года. Источник: https://ru.wikipedia.org/

До воцарения Екатерины Великой попытки создания сводного Уложения предпринимались не раз, но все они были неудачными.

Знаменитая екатерининская Уложенная комиссия была учреждена в конце 1766 года и качественно отличалась от своих предшественниц. В ней заседали не только чиновники, но также избранные депутаты от дворянства, мещанства, крестьянства, казачества и инородцев. Все они должны были сообщать на заседаниях о нуждах своих сословий, а комиссия в целом должна была руководствоваться составленным самой царицей «Наказом», который был написан под влиянием идей французских просветителей. Однако достаточно громоздкая и нечеткая по структуре комиссия большую часть времени тратила на вычитку законов и делопроизводственные тонкости. Начавшаяся же в 1768 году война с Турцией фактически прекратила работу комиссии, хотя официально орган с таким названием существовал ещё несколько десятилетий.

Екатерининская комиссия 1767 г. Источник: https://ru.wikipedia.org/

Комиссия для составления законов Российской империи появилась сразу после вступления Павла I на престол – в декабре 1796 года. В неё вошли всего несколько чиновников. Чехарда в составе комиссии и недостаточная её компетентность сделали и эту попытку неудачной.

Некоторые успехи по систематизации законодательства имели место при сыне Павла Александре I. Комиссия составления законов, обновленная в 1801 году и руководимая правоведом Г.А. Розенкампфом, преследовала две цели: собрать вместе российские законы последних столетий, выявить из них действующие, которые в свою очередь следовало упорядочить и скорректировать. Свои задачи эта комиссия выполняла достаточно успешно, но медленно. Это привело к вхождению в ее состав в 1808 году М.М. Сперанского, которому тогда благоволил Александр. Через два года блестящий государственный деятель стал во главе комиссии, которая была реорганизована под сенью Государственного совета. В 1812 году подвергшийся опале Сперанский покинул её, вернувшись после ссылки в 1821 году.

В 1815-1822 годах был создан Систематический свод существующих законов Российской империи, выполнявший роль базы для выработки отдельных уложений. Однако ко времени кончины императора Александра Павловича в 1825 году уложения эти не были составлены до конца.

Систематический свод существующих законов Российской империи. Источник: https://ru.wikipedia.org/

Новое начало

Военный по призванию, любящий во всём ясность и чёткость, новый государь Николай I стремился навести порядок и в сфере законодательной. Царившая здесь путаница и противоречивость нисколько не упрочивали, по его справедливому мнению, государственный строй и саму законность. В 1826 году по инициативе Николая I работавший в александровской комиссии Сперанский предоставил императору свой план работ. Основные его пункты, а именно составление полного собрания законов империи и нового свода действующих законов, стали базой для работы Второго отделения, созданного в рамках Собственной Его Императорского Величества канцелярии. В это кодификационное учреждение вошло несколько десятков чиновников, его официальным руководителем стал М.А. Балугьянский, фактическим же – всё тот же Сперанский.

В создании Полного собрания законов помог опыт предыдущей комиссии, составившей реестр разбросанных по департаментам и архивам актов. Длительная работа с этим и другими реестрами, выявление и сверка огромного количества законодательного материала увенчались успехом. К 1830 году Полное собрание законов Российской империи было опубликовано.

М.М. Сперанский. Портрет кисти Дж.Доу Источник: d1825.ru

Подготовка к изданию Свода действующих законов была не менее тщательной. Первым ее этапом было историческое обозрение: в хронологическом порядке описывались законодательные акты, разделяемые также по предметному принципу (гражданские, судебные и т.д.). Исторические своды же становились основой для свода общего, который систематизировался по правилам исключения не употребляемых законов и всяческих повторений, а также устранения громоздкости форм действующих актов. В общем своде законы делились на государственные и гражданские (каждая категория также делилась на акты определительные и охранительные) и записывались в виде статей с указанием их источников, что придавало своду серьезность и достоверность. Благодаря принятым в 1831 году «Правилам, наблюдаемым при исправлении Сводов», некоторые статьи можно было немного менять и корректировать. Действенное руководство Сперанского, самолично проверявшего каждую строку очередного тома и нередко заставлявшего переделывать части свода заново, позволяло работе кодификационного отделения не затухать, как бывало в истории подобных учреждений не раз. Итогом активных трудов Второго отделения и лично Михаила Михайловича стало окончание Свода к январю 1830 года. Однако Свод ждало еще одно испытание, задуманное Сперанским, – ревизия его положений и внесение вследствие этого необходимых исправлений. К 1832 году всё было закончено, а 15 томов Свода закона – напечатаны. Манифестом от 12 февраля 1833 года Николай I известил об издании нового Свода и определил время повсеместного его вступления в силу – им стал 1835 год.

Читайте также:
Может ли арбитражный суд снять платеж по кредиту?

Свод законов Российской империи стал шагом вперёд. На место запутанного, противоречивого и разрозненного законодательства пришла стройная, продуманная и четкая система изложения законов, выработанная Сперанским. Новый свод систематизировал, сделал широко доступным к использованию и более четким, чем прежде, законодательный материал, а также впервые обобщил некоторые правовые понятия, тем самым повышая русскую правовую культуру в целом.

Свод законов Российской империи. Издание 1893 г. Источник: bp.blogspot.com

С другими не менее важными историческими документами нашей страны вы можете ознакомиться благодаря проекту Российского военно-исторического общества «100 главных документов российской истории».

«СВОД ЗАКО́НОВ РОССИ́ЙСКОЙ ИМПЕ́РИИ»

  • В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 563

    Скопировать библиографическую ссылку:

    «СВОД ЗАКО́НОВ РОССИ́ЙСКОЙ ИМ­ПЕ́­РИИ» (СЗ), офи­ци­аль­ное со­б­ра­ние дей­ст­вую­щих за­ко­но­да­тель­ных ак­тов Рос. им­пе­рии, рас­по­ло­жен­ных в те­ма­тич. по­ряд­ке. Из­да­вал­ся 2-м от­де­ле­ни­ем Собств. Е. И. В. кан­це­ля­рии, с 1882 – Ко­ди­фи­ка­ци­он­ным от­де­лом при Гос. со­ве­те, с 1893 – От­де­ле­ни­ем Сво­да за­ко­нов Гос. кан­це­ля­рии. Пред­став­лял со­бой вто­рой (по­сле «Пол­но­го со­б­ра­ния за­ко­нов Рос­сий­ской им­пе­рии» ) этап сис­те­ма­ти­за­ции рос. пра­ва, ко­то­рый за­клю­чал­ся в от­бо­ре дей­ст­вую­щих нор­ма­тив­но-пра­во­вых ак­тов и их обоб­ще­нии по от­рас­лям и ин­сти­ту­там пра­ва (от­рас­ле­вая, или пред­мет­ная, кон­со­ли­да­ция). Пер­вое из­да­ние СЗ (т. 1–15, 1832, св. 42 тыс. ста­тей, вве­де­но в дей­ст­вие с 1835) под­го­тов­ле­но под рук. М. М. Спе­ран­ско­го . Оно впер­вые по­сле Со­бор­но­го уло­же­ния 1649 ус­та­но­ви­ло офиц. сис­те­му об­ще­рос­сий­ско­го за­ко­но­да­тель­ст­ва (впо­след­ст­вии рас­ши­ря­лась, но в осн. со­хра­ни­лась до 1917): осн. гос. за­ко­ны, нор­ма­тив­ные ак­ты, ка­савшие­ся выс­ших и центр. гос. уч­ре­ж­де­ний (т. 1), а так­же гу­берн­ских уч­ре­ж­де­ний (т. 2), уч­ре­ж­де­ния и ус­та­вы – о служ­бе гра­ж­дан­ской (т. 3), о по­вин­но­стях (т. 4), о по­да­тях, по­шли­нах, пи­тей­ном сбо­ре и ак­ци­зе (т. 5), та­мо­жен­ные (т. 6), ус­та­вы мо­нет­ный, гор­ный, о со­ли (т. 7), лес­ной, об­роч­ных ста­тей, аренд­ных и ста­рос­тин­ских име­ний (т. 8), уч­ре­ж­де­ния и ус­та­вы кре­дит­ных ус­та­нов­ле­ний, тор­го­вые (т. 11; том вклю­чал так­же по­ста­нов­ле­ния о пром-сти), пу­тей со­об­ще­ния, строи­тель­ный, по­жар­ный (т. 12; вклю­чал так­же по­ста­нов­ле­ния о бла­го­ус­т­рой­ст­ве), об обес­пе­че­нии нар. про­до­воль­ст­вия, об­ществ. при­зре­нии, вра­чеб­ные (т. 13), о пас­пор­тах и бег­лых, о пре­ду­пре­ж­де­нии и пре­се­че­нии пре­сту­п­ле­ний, о со­дер­жа­щих­ся под стра­жей и о ссыль­ных (т. 14); за­ко­ны – о со­стоя­нии (о со­сло­ви­ях, т. 9), гра­ж­дан­ские и ме­же­вые (т. 10), уго­лов­ные (т. 15). Ка­ж­дая ста­тья СЗ со­дер­жа­ла ссыл­ку на ак­ты «Пол­но­го со­б­ра­ния за­ко­нов Рос­сий­ской им­пе­рии», на ко­то­рых бы­ла ос­но­ва­на. Пол­но­стью СЗ пе­ре­из­дан в 1842 (св. 59 тыс. ста­тей) и 1857 (ок. 90 тыс. ста­тей), за­тем пол­ные из­да­ния не вы­хо­ди­ли (4-е изд., 1876; не за­вер­ше­но), но пе­ре­из­да­ва­лись один или еди­но­вре­мен­но нес­коль­ко то­мов; наи­бо­лее круп­ные пе­ре­из­да­ния – 1892 (то­ма 1, 2, 6, 13; в со­став СЗ в ка­че­ст­ве 16-го то­ма вве­де­ны су­деб­ные ус­та­вы 1864), 1893 (то­ма 3, 5, 7, 8, 10–12), 1902 (то­ма 1, 3, 6, 9, 12), 1903 (то­ма 2, 5, 11, 12, 14), 1906 (то­ма 1–3, 6, 12). Ме­ж­ду пол­ны­ми из­да­ния­ми СЗ и пе­ре­из­да­ния­ми отд. то­мов вы­хо­ди­ли оче­ред­ные «Про­дол­же­ния» (ак­ты, вы­шед­шие с мо­мен­та пре­ды­ду­ще­го «Про­дол­же­ния»), с 1863 – так­же свод­ные «Про­дол­же­ния» (ак­ты, вы­шед­шие со вре­ме­ни по­след­не­го из­да­ния СЗ или од­но­го из его то­мов). В СЗ не вклю­ча­лись ак­ты по во­ен. и во­ен.-мор. управ­ле­нию, Мин-ву нар. про­све­ще­ния (до 1893), ве­дом­ст­вам пра­во­слав­но­го ис­по­ве­да­ния и уч­ре­ж­де­ний имп. Ма­рии, имп. дво­ру, удель­но­му ве­дом­ст­ву, МИДу, а так­же по Цар­ст­ву Поль­ско­му (до 1892), Вел. кн-ву Фин­лянд­ско­му, Ост­зей­ско­му краю (вы­пус­ка­лись ве­дом­ст­вен­ные и ме­ст­ные со­б­ра­ния дей­ст­вую­щих ак­тов). Раз­роз­нен­ность из­да­ний СЗ, боль­шое ко­ли­че­ст­во «Про­дол­же­ний» и от­сут­ст­вие дол­гое вре­мя еди­но­го свод­но­го ука­за­те­ля при­ве­ли к вы­пус­ку ча­ст­ны­ми из­да­тель­ст­ва­ми с кон. 19 в. пол­ных не­офи­ци­аль­ных из­да­ний СЗ. Ут­ра­тил си­лу по­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: