Союз государств: что это такое, описание и особенности

Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений (союзы, сообщества, содружества, ассоциации).

Конфедера́ция — объединение нескольких суверенных государств для координации совместных действий. Межгосударственные объединения представляют собой союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цели экономической, политической, военной и иной интеграции государств. В учебной литературе к межгосударственным объединениям относят содружества, сообщества, иные объединения государств. Весьма редко к таким объединениям относят конфедерацию. Между тем она представляет собой государственно-правовое объединение суверенных государств.

Термин «конфедерация» латинского происхождения и обозначает «сообщество». В учебниках конфедерация рассматривается как форма государственного устройства, что вряд ли правильно, поскольку все входящие в конфедерацию государства сохраняют свой суверенитет и нового государства не образуют.

На современном этапе конфедеративных объединений в «чистом» виде не существует. Конфедерацией были США в 1781–1787 гг. (а фактически до 1791 г., когда вступили в силу первые десять поправок к Конституции США); Швейцария – в 1815–1848 гг.; Объединенная Арабская Республика, соединявшая Египет и Судан, – в 1958–1961 гг.; Сенегамбия, объединявшая африканские государства Сенегал и Гамбию, – в 80-е годы.

Конфедерации присущи следующие особенности:

1) сохранение за объединившимися государствами суверенитета практически в полном объеме. Они продолжают иметь собственные государственные органы, гражданство, конституцию, законодательство, самостоятельно осуществляют государственную власть на своей территории;

2) она создается на договорной основе, поэтому носит добровольный характер;

3) для достижения целей, послуживших основанием для объединения, формируются необходимые органы управления, которые могут принимать управленческие решения и нормативные акты по ограниченному кругу вопросов;

4) отсутствие единого гражданства и единой территории;

5) суверенитет принадлежит каждому из объединившихся государств;

6) рекомендательный характер актов органов конфедерации, для вступления их в силу требуется одобрение высшими органами субъектов объединения;

7) нет общей конфедеративной собственности, налогов; финансовые средства образуются по соглашению субъектов;

8) осуществление обороны конфедерации союзной армией,

9) право сецессии, т. е. свободного выхода из конфедерации в одностороннем порядке без согласия других членов.

Конфедерация – временный союз государств, обычно неустойчивое образование, поэтому со временем перерастает в федерацию или приводит к распаду конфедерации.

К межгосударственным объединениям относятся содружества. Например, до 1946 г. существовало Британское Содружество наций, в настоящее время действует Содружество Независимых Государств (СНГ).

СНГ был создан в 1991 г. и объединял 12 бывших союзных республик, входивших ранее в СССР. СНГ представляет собой межгосударственный союз суверенных государств, обладающих полной международной правосубъектностью, основанный на равенстве членов и учете позиции каждого государства. СНГ создан для реализации следующих задач:

1) сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной и иных областях;

2) обеспечение основных прав и свобод человека в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права;

3) формирование общей позиции по ключевым вопросам международного характера, проведение совместных внешнеполитических действий и инициатив;

4) военно-политическое сотрудничество, объединение усилий для предотвращения и урегулирования вооруженных конфликтов, совместная охрана внешних границ;

5) борьба с организованной преступностью и др.

Для вступления в СНГ новых членов необходимо, чтобы государство-претендент разделяло цели и принципы СНГ, признавало его Устав. Нужно также согласие на вступление нового члена всех государств – членов СНГ. Выход же из СНГ свободный, он возможен в одностороннем порядке при предварительном письменном предупреждении за 12 месяцев хранителя Устава СНГ, которым является Республика Беларусь.

Для взаимного сотрудничества и координации действий в рамках СНГ созданы следующие органы:

Содружество – это объединение государств, характеризующихся определенной однородностью, обусловленной экономической общностью, интеграцией хозяйственных связей (как, например, у стран СНГ), либо языковым единством (как у стран Британского Содружества Наций), либо общностью правовой системы, культуры, религии (как у стран, входящих в Лигу арабских стран). Связи между членами содружества менее тесные, нежели у участников конфедераций, а потому порядок вступления и выхода из содружества более простой.

Сообщество – объединение государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус (экономический, политический) в мировом сообществе, например Организация стран – экспортеров нефти.

Ассоциация – это объединение государств по вопросам, относящимся к разряду глобальных мировых проблем (сохранение мира, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и т. п.). В качестве примера можно привести Ассоциацию стран тихоокеанского региона — АСЕАН, розданную для поддержания мира и порядка в этой зоне.

К насильственным формам объединения государств относятся союзы и империи. Правда, такие объединения скорее из области прошлого, хотя и не столь отдаленного.

Союзы – объединения государств, основанные далеко не всегда на истинной добровольности. В союзы объединяются государства, как правило, вынужденно, поскольку в противном случае им придется испытать куда более неблагоприятные последствия и нести серьезные издержки. К примеру, это страны Балтийского союза — Литва, Латвия, Эстония, поставившие себе в качестве цели отдаление от России, некоторые среднеазиатские республики бывшего СССР, на протяжении многих веков испытывавшие на себе давление своих южных соседей.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Читайте также:
Чистый аккредитив: что это такое, описание и особенности

Содружество как особая форма объединения современных государств

Содружество — союз суверенных государств, объединившихся на основе международного договора для достижения определенных целей, совместного осуществления и координации ряда направлений государственной деятельности при сохранении в других вопросах полной самостоятельности. Международный договор определяет цель и принципы формирования содружества, полномочия его органов и одновременно сохраняет за государствами-членами суверенитет и качества субъектов международного права (СНГ, Британское Содружество наций и др.)- Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самые разные — экономические, культурные и др. Формами выражения, кроме международных договоров, служат уставы, декларации, соглашения, иные юридические акты.

Содружество может иметь переходный характер: развиться в конфедерацию и даже в федерацию при наличии необходимых предпосылок либо, наоборот, привести к дезинтеграции, разъединению.

СНГ (Содружество Независимых Государств) — это объединение независимых государств, имеющих целью сохранить историческую общность народов и сложившиеся между ними связи путем коор­динации политики, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. СНГ основано в 1991 г. тремя государствами — Беларусью, Россией, Украиной. Позднее к ним присоединились девять стран — Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. Правовую основу СНГ составляют ряд соглашений и других документов (Соглашение о создании Содружества Независимых Государств и Протокол к нему, Алма – Атинская декларация от 21.12.1991 г., Соглашение по военным вопросам, Устав СНГ от 22.01.1993 г. и др.). Вместе с членством в СНГ предусмотрена такая форма, как ассоциированное членство. Установлено право выхода из СНГ. Выход возможен в одностороннем порядке, однако необходимо письменное предупреждение хранителя Устава СНГ: а 12 месяцев до осуществления выхода. Государством-хранителем Устава СНГ является Республика Беларусь.

СНГ осуществляет деятельность через общие координирующие органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Координационно-консультативный комитет, Главное командование объединенных вооруженных сил, Совет командующих пограничными войсками, Экономический суд, Комиссию по правам человека, а также через их институты. Все органы СНГ являются консультативными.

Среди институтов Содружества видное место занимает Межпарламентская Ассамблея, которая состоит из парламентских делегаций — участников Соглашения о Межпарламентской Ассамблее (подписано 11.03.1992 г.). Решения Межпарламентской Ассамблеи имеют форму актов: заявлений, обращений, рекомендаций, предложений. В ее компетенцию входит разработка рекомендательных (модельных) законодательных актов по вопросам, которые находятся в сфере общих интересов государств Содружества.

Британское Содружество наций — объединение независимых су­веренных государств (Великобритания и ее бывшие колонии, доминионы), имеющее целью налаживать и поддерживать общие связи между странами-членами, содействовать их экономическому и социальному развитию. Начало образованию Британского Содружества наций положено в 1867 г., когда Канада первой среди колоний получила статус доминиона. В 1919 г. английские доминионы впервые выступили на международной арене как субъекты международного права. Официально Британское Содружество наций ведет отсчет с периода предоставления независимости бывшим британским колониям: Индии, Пакистану и Бирме (Мьянма) в 1947 г.; на 01.01.2003 г. оно насчитывает 54 госу­дарства, которые независимы во внутренней и внешней политике, но в силу исторических причин признают британского монарха в качестве главы Содружества.

Сообщество как особая форма объединения современных государств

Сообщество следует отличать от содружества. Региональными межгосударственными сообществами на европейском континенте являются Европейский союз (ЕС) и Совет Европы (СЕ).

Сообщество— союз суверенных государств, объединившихся на основе межгосударственного договора для усиления интеграционных связей государств, входящих в него, и эволюции в сторону конфедеративного объединения.

Европейский союз (EU, European Union) — европейское сообще­ство государств, которое основано в 1993 г. в соответствии с Маастрихтским договором 1992 г. на базе трех европейских сообществ: Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ), созданного в 1951 г., Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), созданных в 1957 г. Вначале ЕС составили 12 стран — Бельгия, Великая Британия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия и Франция. В 1995 г. в ЕС вступили Австрия, Финляндия, Швеция. Недавно его состав пополнился за счет членства Польши, Венгрии, Словакии, Чехии, стран Прибалтики.

Договор о развитии единой Европы (так называемая «Европа без границ») предусматривает создание политического, экономического, валютного союза, завершение формирования единого внутреннего рынка — устранение всех препятствий на пути свободного передви­жения товаров, услуг, капиталов и людей. Страны ЕС обязались про­водить совместный курс в сфере внешней политики и безопасности, основных направлений внутренней экономической политики, коор­динировать политику в вопросах охраны окружающей среды, борьбы с преступностью, в том числе с наркобизнесом, и др.

У ЕС имеется единая (функциональная) территория, на которую распространяется юрисдикция его органов власти; население, имею­щее единое гражданство, равные права и обязанности; органы публичной власти, акты которых имеют приоритет перед актами государственных органов членов Союза; свои система права, правопорядок, судебная система.

Однако ЕС не подпадает под модель конфедерации, так как ее ин­фраструктура в основном создавалась в сфере экономической и соци­альной, то есть для решения внутренних проблем, а не внешних. ЕС не является и федеративным государством. В федерации органы власти федерального уровня не имеют права реализовать полномочия, закрепленные в конституциях (как правило) за органами власти субъекта федерации, и наоборот. В ЕС же руководящие органы вправе самостоятельно принимать решения о взятии на себя реализации полномочий органов государств-членов (принцип субсидиарности), если акты последних неэффективно регулируют соответствующую сферу общественных отношений. Европейский союз обладает определенной правосубъектностью, но далеко не полной: он не имеет полномочий заключать международные договоры от собственного имени. В 1998 г. даже его представительный институт — Европарламент высказался против признания международной правосубъектности ЕС. Таким образом, ЕС — уникальное единое межгосударственное образование, формирующее собственную правовую систему при сохранении суверенитета входящих в него государств и своеобразия их правовых систем.

Читайте также:
Покусала соседская собака – как потребовать компенсации?

Совет Европы — европейское сообщество государств, имеющее целью обеспечение теснейших связей между государствами-членами для защиты и реализации демократических принципов, содействие преобразованию Европы в демократическое и безопасное пространство, защиту прав человека, развитие и утверждение правосознания для формирования европейской культурной идентичности. СЕ создано после Второй мировой войны. Устав СЕ подписан и ратифицирован в 1949 г. В СЕ входит 48 государств (Украина принята в 1995 г.).

Сообщества создаются также для выравнивания экономического и научно-технического потенциала входящих в него государств, объединения их усилий для достижения глобальных целей (НАТО, ООН и др.). В сообществе может быть свой бюджет, надгосударственные органы. Так, НАТО (аббревиатура от North Atlantic Treaty Organization — Организация Североатлантического договора) является надгосударственным военно-политическим объединением стран Западной Европы, Центральной Европы и Северной Америки. Высший орган НАТО — Североатлантический Совет, который не менее раза в неделю проводит комплексные консультации по всем вопросам коллективной безопасности. Этому органу подчинены другие (Комитет оборонного планирования, Группа ядерного планирования, Генеральный секретарь НАТО, Совет Евроатлантического партнерства и др.).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Содружество как особая форма объединения современных государств

Содружество — союз суверенных государств, объединившихся на основе международного договора для достижения определенных целей, совместного осуществления и координации ряда направлений государственной деятельности при сохранении в других вопросах полной самостоятельности. Международный договор определяет цель и принципы формирования содружества, полномочия его органов и одновременно сохраняет за государствами-членами суверенитет и качества субъектов международного права (СНГ, Британское Содружество наций и др.)- Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самые разные — экономические, культурные и др. Формами выражения, кроме международных договоров, служат уставы, декларации, соглашения, иные юридические акты.

Содружество может иметь переходный характер: развиться в конфедерацию и даже в федерацию при наличии необходимых предпосылок либо, наоборот, привести к дезинтеграции, разъединению.

СНГ (Содружество Независимых Государств) — это объединение независимых государств, имеющих целью сохранить историческую общность народов и сложившиеся между ними связи путем коор­динации политики, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. СНГ основано в 1991 г. тремя государствами — Беларусью, Россией, Украиной. Позднее к ним присоединились девять стран — Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. Правовую основу СНГ составляют ряд соглашений и других документов (Соглашение о создании Содружества Независимых Государств и Протокол к нему, Алма – Атинская декларация от 21.12.1991 г., Соглашение по военным вопросам, Устав СНГ от 22.01.1993 г. и др.). Вместе с членством в СНГ предусмотрена такая форма, как ассоциированное членство. Установлено право выхода из СНГ. Выход возможен в одностороннем порядке, однако необходимо письменное предупреждение хранителя Устава СНГ: а 12 месяцев до осуществления выхода. Государством-хранителем Устава СНГ является Республика Беларусь.

СНГ осуществляет деятельность через общие координирующие органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Координационно-консультативный комитет, Главное командование объединенных вооруженных сил, Совет командующих пограничными войсками, Экономический суд, Комиссию по правам человека, а также через их институты. Все органы СНГ являются консультативными.

Среди институтов Содружества видное место занимает Межпарламентская Ассамблея, которая состоит из парламентских делегаций — участников Соглашения о Межпарламентской Ассамблее (подписано 11.03.1992 г.). Решения Межпарламентской Ассамблеи имеют форму актов: заявлений, обращений, рекомендаций, предложений. В ее компетенцию входит разработка рекомендательных (модельных) законодательных актов по вопросам, которые находятся в сфере общих интересов государств Содружества.

Британское Содружество наций — объединение независимых су­веренных государств (Великобритания и ее бывшие колонии, доминионы), имеющее целью налаживать и поддерживать общие связи между странами-членами, содействовать их экономическому и социальному развитию. Начало образованию Британского Содружества наций положено в 1867 г., когда Канада первой среди колоний получила статус доминиона. В 1919 г. английские доминионы впервые выступили на международной арене как субъекты международного права. Официально Британское Содружество наций ведет отсчет с периода предоставления независимости бывшим британским колониям: Индии, Пакистану и Бирме (Мьянма) в 1947 г.; на 01.01.2003 г. оно насчитывает 54 госу­дарства, которые независимы во внутренней и внешней политике, но в силу исторических причин признают британского монарха в качестве главы Содружества.

Сообщество как особая форма объединения современных государств

Сообщество следует отличать от содружества. Региональными межгосударственными сообществами на европейском континенте являются Европейский союз (ЕС) и Совет Европы (СЕ).

Сообщество— союз суверенных государств, объединившихся на основе межгосударственного договора для усиления интеграционных связей государств, входящих в него, и эволюции в сторону конфедеративного объединения.

Европейский союз (EU, European Union) — европейское сообще­ство государств, которое основано в 1993 г. в соответствии с Маастрихтским договором 1992 г. на базе трех европейских сообществ: Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ), созданного в 1951 г., Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), созданных в 1957 г. Вначале ЕС составили 12 стран — Бельгия, Великая Британия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия и Франция. В 1995 г. в ЕС вступили Австрия, Финляндия, Швеция. Недавно его состав пополнился за счет членства Польши, Венгрии, Словакии, Чехии, стран Прибалтики.

Читайте также:
Фальсификация доказательств: что это такое, описание и особенности

Договор о развитии единой Европы (так называемая «Европа без границ») предусматривает создание политического, экономического, валютного союза, завершение формирования единого внутреннего рынка — устранение всех препятствий на пути свободного передви­жения товаров, услуг, капиталов и людей. Страны ЕС обязались про­водить совместный курс в сфере внешней политики и безопасности, основных направлений внутренней экономической политики, коор­динировать политику в вопросах охраны окружающей среды, борьбы с преступностью, в том числе с наркобизнесом, и др.

У ЕС имеется единая (функциональная) территория, на которую распространяется юрисдикция его органов власти; население, имею­щее единое гражданство, равные права и обязанности; органы публичной власти, акты которых имеют приоритет перед актами государственных органов членов Союза; свои система права, правопорядок, судебная система.

Однако ЕС не подпадает под модель конфедерации, так как ее ин­фраструктура в основном создавалась в сфере экономической и соци­альной, то есть для решения внутренних проблем, а не внешних. ЕС не является и федеративным государством. В федерации органы власти федерального уровня не имеют права реализовать полномочия, закрепленные в конституциях (как правило) за органами власти субъекта федерации, и наоборот. В ЕС же руководящие органы вправе самостоятельно принимать решения о взятии на себя реализации полномочий органов государств-членов (принцип субсидиарности), если акты последних неэффективно регулируют соответствующую сферу общественных отношений. Европейский союз обладает определенной правосубъектностью, но далеко не полной: он не имеет полномочий заключать международные договоры от собственного имени. В 1998 г. даже его представительный институт — Европарламент высказался против признания международной правосубъектности ЕС. Таким образом, ЕС — уникальное единое межгосударственное образование, формирующее собственную правовую систему при сохранении суверенитета входящих в него государств и своеобразия их правовых систем.

Совет Европы — европейское сообщество государств, имеющее целью обеспечение теснейших связей между государствами-членами для защиты и реализации демократических принципов, содействие преобразованию Европы в демократическое и безопасное пространство, защиту прав человека, развитие и утверждение правосознания для формирования европейской культурной идентичности. СЕ создано после Второй мировой войны. Устав СЕ подписан и ратифицирован в 1949 г. В СЕ входит 48 государств (Украина принята в 1995 г.).

Сообщества создаются также для выравнивания экономического и научно-технического потенциала входящих в него государств, объединения их усилий для достижения глобальных целей (НАТО, ООН и др.). В сообществе может быть свой бюджет, надгосударственные органы. Так, НАТО (аббревиатура от North Atlantic Treaty Organization — Организация Североатлантического договора) является надгосударственным военно-политическим объединением стран Западной Европы, Центральной Европы и Северной Америки. Высший орган НАТО — Североатлантический Совет, который не менее раза в неделю проводит комплексные консультации по всем вопросам коллективной безопасности. Этому органу подчинены другие (Комитет оборонного планирования, Группа ядерного планирования, Генеральный секретарь НАТО, Совет Евроатлантического партнерства и др.).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Таможенный союз — что это и для чего создан

Таможенный союз создаётся с целью создать единую территорию. В пределах этой зоны будут введены различные экономические ограничения и налоговые сборы, опираясь на специфику стран участников. Исключением в данном случае могут быть только антидемпинговые меры, а также защитные и компенсационные. Согласно правилам, здесь вводится единый таможенный тариф и предпринимаются другие меры с целью регулирования пересечения товара через границы, а также определяется стратегия сотрудничества с третьими странами.

1. Что такое таможенный союз простыми словами

Таможенный союз (англ. «customs union») — это объединение, состоящее из нескольких стран, входящих в состав Евразийского экономического союза. Он создан с целью обеспечения комфортных условий торговли между государствами, входящими в состав союза.

Вопрос о формировании таможенного союза (ТС) был поднят ещё в начале 90-х годов. На тот момент, главными его участниками могли стать бывшие советские республики, которые уже являлись независимыми. Поскольку экономики данных стран были сформированы, опираясь на общеэкономические схемы, после распада СССР практически каждая из них столкнулась с большими проблемами в торговле.

Первыми соглашение подписали Республика Беларусь и Россия. Через несколько дней к ним присоединился Казахстан. На тот момент лидеры государств понимали, что у них не получится создать в такие же условия, которые действовали на территории СССР, поэтому вход в таможенный союз был единственной возможностью ввести общие правила, необходимые для беспошлинной торговли.

Через несколько лет, по инициативе РФ была сделана попытка создания Евразийского экономического сообщества. Россия в этом объединении являлась бы лидером. Но, для принятия положительного решения необходимо было получить 100 голосов. В итоге положительно на предложение отреагировали 40 потенциальных участников.

В 2007 году, Казахстан, Российская Федерация и Беларусь заключили договор о формировании усовершенствованной версии таможенного союза, что помогло создать единую таможенную территорию. Именно данное соглашение является самым эффективным, так как на его базе были разработаны и заключены многие другие, не менее важные для торговли соглашения.

2. Цели создания таможенного союза

Главной целью таможенного союза является подготовка максимально благоприятных условий для торговли между странами-участницами. С помощью союза, можно уменьшить финансовую и административную нагрузку на торговлю, что в результате положительно отразится на экономическом сотрудничестве между государствами.

Стоит учесть, что страны, которые являются членами таможенного союза не имеют возможности заключать между собой индивидуальные торговые контракты. Члены ТС зачастую принимают решение о реструктуризации внутренний экономической политики и экономики с целью максимизации личной выгоды на фоне членства в союзе.

Читайте также:
Трансферты населению: что это такое, описание и особенности

Самым крупным таможенным союзом в мире на данный момент является Европейский союз за счёт экономического производства стран-участниц. Несмотря на то, что участие в таможенном союзе не даёт возможности свободного перемещения людей и товаров через границы, благодаря ему развивается торговля, что является двигателем развития экономической интеграции.

Говоря о странах бывшего СССР, Казахстан, РФ и Беларусь объединились с целью восстановления взаимовыгодных торговых операций. Вместе с этим вводились единые правила, действующие в рамках таможенной территории.

Таможенные пошлины были отменены, также не применялись никакие ограничительные меры экономического характера. Каждая задача и цель таможенного союза на тот момент была четко сформулирована и прописана в документах, главные из них это:

  • Установление единых процедур и правил, на основании которых будет осуществляться контроль и оформление товаров на таможне;
  • Создание условий, позволяющих использовать унифицированные электронные документы;
  • Установление единого порядка таможенного контроля с целью проверки перемещающегося через границу товара;
  • Внедрение правил порядка перемещения и маркировки подакцизной продукции;
  • Введение общей таможенной статистики.

Каждая из этих мер принималась с целью обеспечения свободного движения товаров через границу. Кроме этого, страны-участницы не забывали о создании выгодных условий для сотрудничества с третьими сторонами.

3. Плюсы и минусы таможенного союза

3.1. Положительные стороны

Среди всех преимуществ таможенного союза, можно выделить три основных:

  • Создание торговли и её отвлечение. Эффективность ТС можно измерить, опираясь на отвлечение и создание торговли. Эффект последнего формируется в процессе заключения сделок между членами союза, когда более эффективные участники продают товар менее эффективным. Таким образом происходит лучший из вариантов распределения ресурсов. Необходимо знать, что отвлечение происходит в те моменты, когда более эффективное государство, не входящие в союз, продаёт небольшое количество товаров странам-участницам на фоне внешних тарифов. За счёт сделок такого характера, странам, состоящим в союзе, удаётся отвлечь выгоду от собственной позиции и сконцентрировать внимание на продажах внутри ТС. Если прибыль от создания торговли превысит убытки от её переориентации, это спровоцирует экономический рост внутри союза, который затронет все страны-участницы.
  • Снижение уровня отклонения торговли. Таможенный союз всегда отдает предпочтение соглашением о свободной торговле, так как благодаря этому можно разобраться с её отклонением. Такая ситуация может произойти в момент, когда государство, не входящие в состав союза, реализует свою продукцию странам с низким тарифом FTA и после этого проводит перепродажу странам с высокими данными показателями. Такое поведение провоцирует искажения в торговле. Благодаря единому внешнему тарифу, который водится внутри союза, можно избежать подобных ситуаций, возникающих на фоне разницы в тарифной ставке.
  • Стимуляция торговых потоков, а также экономической интеграции. Сразу после того, как страна входит в таможенный союз, она становится активным участником торговли между остальными государствами. Благодаря этом, уровень адекватности распределения ограниченных ресурсов растёт, что также положительно отражается на инвестиционной привлекательности страны. Кроме этого, сотрудничество между странами членами ТС положительно отражается на местном политическом климате. Это происходит на фоне создания единого фискального и валютного союза, а также общего рынка.

3.2. Минусы таможенного союза

Прежде чем вступить в таможенный союз, руководство государства должно знать о следующих недостатках такой формы сотрудничества с другими странами:

  • Частичная потеря экономического суверенитета. После вступления в ТС, член союза обязан в случае необходимости вести переговоры с государствами, не являющимися членами, а также с рядом организаций, например, ВТО. Также придется заниматься поддержкой таможенного союза. При этом, некоторые из стран-участниц не могут свободно заключать сделки в обход правил таможенного союза. Кроме этого, если внутри государства появляется новая отрасль и руководство хочет её защитить, это не получится сделать путем введения каких-либо защитных барьеров, например, тарифов. Это невозможно из-за либерального торгового подхода к сотрудничеству. Вместе с этим, если государство захочет либерализировать торговлю вне таможенного союза, это не получится сделать из-за введения единого внешнего тарифа;
  • Сложности с установкой тарифной ставки. С данной проблемой сталкиваются все таможенные союзы. Это объясняется тем, что данный процесс слишком сложен и требует больших денежных вливаний. Членам союза не легко отказаться от продажи некоторых товаров и услуг, потому что какая-либо из других стран реализует их более успешно. Зачастую, это является проблемой развивающихся стран;
  • Неравномерное распределение выручки от тарифов. Далеко не все государства, вошедшие в таможенный союз, могут рассчитывать на получение справедливой доли доходов от тарифа. Примерно четверть от тарифной прибыли присваивается страной, которая занимается сбором дохода.

4. Перспективы членства в ТС

В момент создания таможенного союза, практически всегда речь идёт о том, чтобы достигнуть социально-экономического прогресса. В перспективе, это может привести к увеличению товарооборота. То же самое касается рынка услуг. Увеличение количества продаж на первых этапах сотрудничества должно наблюдаться внутри таможенного союза благодаря следующим условиям:

  • Внедрение стандартов безопасности и введение единых требований;
  • Исключение из таможенных процедур сложных процессов, которые провоцируют потерю времени, а также отмена пошлин. Именно за счёт этого, производимая странами участницами продукция должна стать более привлекательной для партнёров;
  • Рост товарооборота за счёт упрощения таможенного контроля на пропускных пунктах.

5. ТС и Всемирная торговая организация

Цель практически каждого таможенного союза заключается в том, чтобы создать ряд преференций для стран, которые будут в него входить. Также создаются максимально благоприятные условия за счет введения льгот для свободного перемещения товара через границы. Говоря о всемирной торговой организации, она призвана бороться с неравноправием в торговле между государствами.

Читайте также:
Какие гарантии трудовых прав у беременных?

Все страны должны находиться в одинаковых условиях без введения каких-либо преференций и льгот. Эксперты ожидали, что разная политика государств таможенных союзов и ВТО точно приведёт к проблемам с документами и ряду других сложностей. Также стоит учесть, что подписанное соглашение с ВТО характеризуется более широким охватом вопросов всемирного масштаба, если сравнивать с таможенным регулированием.

Чтобы быть готовым к подобным проблемам были специально разработаны возможные пути выхода из кризиса. Ещё до момента вступления Российской Федерации в ВТО, руководство стран участниц таможенного союза приняло решение о подписании специально подготовленного договора, который определял порядок действий на случай возникновения потенциальных проблем.

Особое внимание уделялось обязанностям по введению ставки единого таможенного тарифа внутри таможенного союза, что также должно было соответствовать требованиям ВТО. Данное дополнительное соглашение пришлось подписывать, так как участники союза не могут вступить во Всемирную торговую организацию одновременно.

Опираясь на мировую практику, каких-либо экстраординарных ситуаций на фоне вступления страны в ВТО, уже находясь в составе какого-либо таможенного союза, не возникает. Действительно сложные проблемы возникали крайне редко. В большинстве случаев, они возникали не из-за членства в ВТО, а из-за ряда несовместимостей в торговой политике самого государства и участников Всемирной торговой организации.

6. С какими проблемами столкнулись страны ЕАЭС

Любой таможенный союз, в том числе и ЕАЭС, создаётся для того, чтобы обеспечить странам участникам ряд экономических выгод. Но нередко возникали ситуации, когда участники союза пытались навязать другим государством условия для получения личной максимальной выгоды. На фоне этого, между сотрудничающими государствами часто возникают споры и противоречия.

Среди основных проблем ЕАЭС можно выделить следующее:

  • Страны часто не могут прийти к единому решению, когда речь идёт о вопросе достижения договоренностей касательно рынка энергоресурсов;
  • Установка нетарифных ограничений членами союза, которые позиционируются как санитарные нормы. На фоне такой ситуации часто возникают «продовольственные войны»;
  • Система изъятия в сфере государственных закупок;
  • Таможенной пошлины распределяются неравномерно. С 2020 года доля России составляет 85,26%.

Между Беларусью и Россией споры возникают чаще всего. Например, в 2010 году руководству Республики Беларусь пришлось повысить тариф на ввоз автомобилей (легковых). Но, стране это было совсем невыгодно, так как на тот момент данная сфера производства не была развита в достаточной мере. Такие же меры Белоруссии пришлось принять в лёгкой промышленности.

Это означало, что руководство должно ввести обязательную сертификацию товара легкой промышленности. В результате это спровоцировало убытки в мелкорозничной торговле. Ещё через несколько лет Россия отказалась от 400 тысяч тонн мяса из республики Беларусь. Кроме этого, руководство РФ ужесточает контроль продукции, которая пересекала границу с РБ.

Поскольку внутри таможенного союза должны действовать более простые правила транспортировки товара через границу, такое поведение не совсем соответствовало правилам и принципам ТС. Ещё через несколько лет, между странами разгорелся конфликт, который привёл к приостановке поставок нефти в Республику Беларусь.

Также стоит отметить, что противоречия между странами Таможенного союза могут возникать на фоне нестабильной геополитической обстановки. Речь идет о следующем:

  • Кризис на Ближнем Востоке;
  • Постоянные санкции против Российской Федерации, которые вводятся со стороны Европейского союза и Америки;
  • Напряженная военная обстановка в Украине.

Каждая из перечисленных выше проблем является провокатором противоречий и конфликтов в таможенном союзе. К одним из вариантов урегулирования ситуации является подготовка дополнительных соглашений для урегулирования отдельных сложных ситуаций.

Заключение

Создание таможенного союза, это не всегда лучшее решение для всех потенциальных его участников. Поэтому, прежде чем подписывать соответствующие соглашения, руководству государства необходимо внимательно изучить положительные и негативные стороны будущего сотрудничества. Иногда, перед вступлением в ТС необходимо принять ряд подготовительных мер. Также стоит провести анализ ведущих сфер, которые приносят государству наибольшую прибыль и максимально точно спрогнозировать их дальнейшую судьбу в случае входа в таможенный союз.

Что такое государство: определение, признаки, функции, формы

Что такое государство?

Государство – это форма организации общества с централизованной и общепризнанной властью. Это определение наиболее простое и универсальное, однако, на данный момент ни в литературе, ни в международном праве не существует однозначного и общепринятого определения данного понятия. При этом термин «государство» может употребляться в трёх близких по смыслу, но разных по содержанию значениях:

  • форма организации общества (как противоположность анархии);
  • территория, на которой закреплена государственная власть (как синоним слова «страна»);
  • организация, обладающая властью, которой подчиняется всё население страны.

Основным является третье значение. То есть, подразумевается политическая организация с определённой внутренней иерархией, в руках которой сосредоточена вся власть в стране. Авторитет государства признаётся всеми гражданами. Оно устанавливает законы и следит за их исполнением на своей территории.

Слово «государство» образовано от слова «государь», которое в свою очередь произошло от слова «господарь» (титул правителей на Руси и в других славянских государствах до 17-го века).

Государственная власть распространяется на всех людей, пребывающих в стране, и на все организации, действующие на её территории (по этой причине во всём мире принято правило, согласно которому территория посольства принадлежит направляющему государству).

Читайте также:
Страховая премия: что это такое, описание и особенности

Основная задача государства заключается в том, чтобы управлять обществом, обеспечивая порядок, стабильность и социально-экономическое развитие, а также независимость и защиту страны от внешних угроз.

Для любого государства важен суверенитет – его независимость во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних. Уважение суверенитета других государств – основной принцип международного права.

Признаки государства

Несмотря на отсутствие общепринятого определения того, что такое государство, существует ряд признаков, позволяющих приблизиться к данному определению. Признаки государства можно разделить на основные и дополнительные.

Основные признаки

В качестве основных можно назвать такие признаки государства как:

  • Территория. У государства должна быть территория, на которой действует его суверенитет. Помимо суши к этой территории относятся воздушное пространство, недра, воды и континентальный шельф.
  • Население. Это люди, проживающие на территории государства. К населению относятся не только граждане, но и другие жители.
  • Суверенитет. Это независимость государства во внешних делах и верховенство его власти во внутренних. Ни в международных делах, ни во внутренних не существует более высокой власти, чем государство. При этом в своей внешней политике оно обязано уважать чужой суверенитет.
  • Аппарат управления. Это совокупность органов власти, наделённых полномочиями и возможностью осуществлять свои функции (в частности, за счёт силового принуждения). Аппарат управления олицетворяет власть и имеет отчётливую иерархическую структуру.
  • Правовая система. На территории государства действует система законов, соблюдать которые обязаны все жители и все организации. Контроль за их соблюдением осуществляют правоохранительные органы, система правосудия, служба государственной безопасности и другие структуры.
  • Налоговая система. Государство должно обеспечивать безопасность страны, а также функционирование бюджетных сфер, таких как здравоохранение, образование и прочее. В современном мире для финансирования этих потребностей используется налогообложение.
  • Армия. Традиционно практически у любого государства имеются вооружённые силы, призванные защищать страну, её суверенитет и территориальную целостность. Но в современном мире этот атрибут становится необязательным, и некоторые государства обходятся без армии. Собственных вооруженных сил нет у Панамы, Андорры, Ватикана и ещё порядка 20 государств.

В литературе часто упоминается такой признак государства как монополия на насилие, а само государство определяется как «аппарат насилия и принуждения». Однако важно понимать, что насилие и принуждение можно рассматривать исключительно как инструмент поддержания правопорядка, но не как способ удержания власти.

Дополнительные признаки

Существует также ряд признаков, которые характерны для большинства государств, однако не являются обязательными. Это такие признаки как:

  • Единый язык. В большинстве стран мира существует единый язык, считающийся государственным. Это не обязывает граждан общаться на этом языке, но он должен использоваться во всех официальных документах. В то же время во многих странах утверждено 2 государственных языка или даже больше (например, в Бельгии таковых 3: французский, немецкий и нидерландский).
  • Единство транспортной, информационной и энергетической инфраструктур. Данный признак подразумевает, что все уголки страны связаны дорогами, железнодорожными путями, каналами связи, линиями электропередач, трубопроводами и прочими системами.
  • Единая внешняя политика. Государство вырабатывает внешнюю политику, которую поддерживают все регионы и организации, участвующие в международном сотрудничестве.
  • Государственная символика. Исторически так сложилось, что у государств есть государственный флаг, герб и гимн.
  • Собственная денежная единица. Большинство государств имеет собственную денежную единицу и полностью контролирует систему обращения денег в стране. Но страны Евросоюза, к примеру, используют общую для всех денежную единицу – евро.

Функции государства

Все функции можно поделить на две большие группы: внешние и внутренние. Рассмотрим каждую группу подробнее.

Внутренние функции:

  • правовая (обеспечение правопорядка, регулирование общественных отношений);
  • политическая (выбор вектора развития, управление страной);
  • культурная (выработка культурной политики, обогащение духовной сферы жизни общества, обеспечение свободного и всеобщего доступа к информации);
  • организационная (координация деятельности органов власти);
  • социальная (развитие системы образования и здравоохранения, поддержка граждан с ограниченными возможностями, обеспечение социальной справедливости);
  • экономическая (управление экономическими процессами в стране, обеспечение стабильности и развития внутренней экономики);
  • экологическая (контроль за экологичностью производств, строгое регулирование добычи полезных ископаемых);
  • образовательная (гарантия доступности образования для населения).

Внешние функции:

  • защита от внешних угроз;
  • международное взаимодействие, торговля и поддержание связей во всех сферах жизни общества;
  • сотрудничество с другими государствами для решения общемировых проблем.

Форма государства

Формой государства называется модель его устройства, определяющая его территориальную организацию, способы управления и систему организации власти. Выделяют три элемента формы государства:

  • форма правления;
  • государственно-территориальное устройство;
  • политический режим;

Рассмотрим подробно каждый из элементов. .

1. Форма правления

Формой правления называется модель, определяющая систему организации власти, порядок формирования органов власти, их полномочия и сроки действия. Существует две основных модели: монархия и республика, а также ряд производных от них.

1.1. Монархия

Монархия – это форма правления, подразумевающая, что власть находится в руках наследного правителя. Выделяют четыре основных типа монархии:

  • Абсолютная. Вся власть принадлежит монарху (Российская империя до 1917 года, современная Саудовская Аравия).
  • Ограниченная. Монархия играет символическую и церемониальную роль, реальная же власть принадлежит выборному парламенту и правительству (Великобритания, Нидерланды).
  • Дуалистическая. Монархия, в которой власть разделена между выборными органами и наследным правителем (например, в Марокко король обладает полномочиями по смене правительства).
  • Теократическая. Верховный правитель является также и главой Церкви, а действующее право считается проявлением божественной воли (Ватикан).

Ограниченная и дуалистическая формы относятся к конституционным монархиям, в которых власть наследного правителя сильно ограничена конституцией и другими нормативно-правовыми актами.

Читайте также:
Имеет ли право продавец не выдавать сдачу покупателю

1.2. Республика

Республика – это форма правления, подразумевающая, что население страны так или иначе участвует в избрании органов власти. Выделяют три вида республик:

  • Президентская. Характерной особенностью данной формы является то, что как внешнюю, так и внутреннюю политику страну определяет президент (РФ, США).
  • Парламентская. Функции главы государства выполняет премьер-министр, которым становится лидер партии, получившей парламентское большинство (Федеральный канцлер Германии).
  • Смешанная.Данная форма подразумевает широкие властные полномочия как для парламента, так и для президента (Франция).

2. Государственно-территориальное устройство

Данный элемент определяет, как взаимосвязаны между собой территориальные образования. По этому признаку выделяют три основных формы государства:

  • Унитарное.Отдельные регионы подчинены центральной власти (Нидерланды, Испания, Италия).
  • Федерация.Данная форма наделяет отдельные территориальные образования некоторой самостоятельностью (США, РФ).
  • Конфедерация. Это союз нескольких государств, сохраняющих независимость. Обычно такой союз позиционируется как временный (Южные штаты во время Гражданской войны в США).

Интересно, что официальное название Швейцарии в настоящее время – Швейцарская Конфедерация. Однако по всем признакам она является федерацией.

3. Политический режим

Под политическим режимом подразумевается способ управления страной. Выделяют три основных вида режимов:

  • Демократический. Представительская демократия – наиболее распространённый политический режим. Он подразумевает, что источником власти является народ, но страной управляют выборные органы (Франция, Швеция).
  • Авторитарный. При авторитаризме власть фактически сосредоточена в руках одного человека или группы людей, а возможности народа по смене власти ограничены (Китай).
  • Тоталитарный.Характерная черта тоталитаризма состоит в том, что государство стремится полностью контролировать граждан, регулируя все аспекты их жизни (нацистская Германия, КНДР, СССР в период правления Сталина).

Теории происхождения государства

Сегодня не существует однозначного мнения о том, как именно сформировалась концепция государственной власти и как возникали первые государства. Рассмотрим несколько наиболее значимых теорий.

  • Религиозная. Хоть этот подход и нельзя считать научным, он является наиболее распространённым. Согласно ему, власть имеет божественную природу, а государь – это наместник бога (или богов) на земле. Платон считал, что боги поделили страны между собой и посадили там своих наместников. В древнекитайской философии считалось, что император – сын божественного неба.
  • Теологическая. Эта теория принята в христианстве и является одной из религиозных теорий. Согласно ей, власть исходит от Бога, который создал государственный порядок и право. Данный подход всегда обеспечивал церкви высокое положение, укрепляя при этом авторитет монарха. Самый известный сторонник этой теории – Фома Аквинский. В XX французский теолог Жак Маритен предложил новую трактовку данной теории, которая должна лучше соответствовать современным представлениям о мироустройстве.
  • Договорная. Согласно этой теории, государство возникает, когда большая группа людей договаривается объединиться ради всеобщего блага. При этом все обязуются соблюдать определённые правила, а важные решения принимает единоличный правитель или группа людей. Самые известные сторонники этой версии – Джон Локк и Томас Гоббс.
  • Патриархальная. В данной теории предлагается исходить из того, что основой для первых государств были большие семьи, главой которых был прародитель рода. Постепенно такие семьи разрастались всё сильнее, но все их члены обязаны были почитать главу. Сторонниками патриархальной теории были Аристотель и Конфуций.
  • Материалистическая. Согласно этой теории, государства начали возникать тогда, когда сформировались способствовавшие этому социальные и материальные обстоятельства. Наиболее известные сторонники данной версии – Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
  • Психологическая теория. В рамках этой теории предполагается, что причиной появления государств послужило то, что некоторые люди имеют природную тягу к власти, тогда как у других присутствует естественная потребность в подчинении другим. Автором теории является Лев Петражицкий.
  • Теория насилия. Основная идея этой теории заключается в том, что сильные племена подчиняли и порабощали слабые, вследствие чего выстраивалась определённая иерархия отношений. Впоследствии она сохранялась, но приобретала более цивилизованный характер. Известные сторонники данной версии – немецкий философ Евгений Дюринг и публицист Карл Каутский.
  • Патримониальная. В этой теории предполагается, что основой для формирования государства служило владение землёй. То есть, собственник определяет, какие правила и законы действуют на его земле. А остальные люди подчиняются им, когда находятся в его владениях. Данную теорию предложил швейцарский дипломат Карл Людвиг Галлер в качестве альтернативы договорной теории (которую он считал неправдоподобной).
  • Органическая. В рамках этой теории предполагается, что государство формируется и развивается как живой организм и подчиняется законам биологии. Сторонники этой теории – английский философ Герберт Спенсер и российский юрист Альфонс Вормс.

Задачи и содержание стандартов социального обслуживания

В РФ вопросы стандартизации регулируются положениями Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ “О техническом регулировании”. На основании этого закона были определены основные документы, регламентирующие стандартизацию социальных услуг, — национальные стандарты, правила стандартизации, классификаторы технико-экономической и социальной информации, стандарты организаций и др.

Утвержденные в РФ национальные стандарты по функционалу группируются в три блока. 1-й блок национальных стандартов социальных услуг можно отнести к группе фундаментальных стандартов, определяющих идеологию социального обслуживания и имеющих теоретико-методологическое значение:

• ГОСТ Р 52495-2005 “Социальное обслуживание населения. Термины и определения”.

• ГОСТ Р 52142-2013 “Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения”.

Во 2-й блок национальных стандартов можно отнести группу стандартов, в которых дана классификация основных типов и видов социальных служб и основных видов социальных услуг:

• ГОСТ Р 52143-2013 “Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг”.

Читайте также:
Изъятие органов и тканей человека

• ГОСТ Р 52498-2005 “Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания”.

• ГОСТ Р 52885-2013 “Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье”.

• ГОСТ Р 52888-2013 “Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям”.

• ГОСТ Р 53058-2013 “Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста”.

В 3-й блок национальных стандартов входит группа стандартов, которые устанавливают правила и порядок контроля качества социального обслуживания:

• ГОСТ Р 52496-2005 “Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения”.

• ГОСТ Р 52497-2005 “Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания”.

Системный анализ представленных блоков принятых национальных стандартов свидетельствует о том, что ни одна из групп стандартов не является полной и завершенной, и, конечно, достаточной для обеспечения эффективного системысоциального обслуживания. Например, нуждается в доработке первый блок стандартов. Правы те исследователи, которые подчеркивают необходимость принятия национального стандарта, регламентирующего результативное функционирование всей системы социального обслуживания населения. Совершенно очевидно, что для обеспечения качества социальной работы в системе социальных служб необходимо принятие стандарта, регламентирующего все процессы, происходящие в них, а также процессы взаимодействия государственных социальных служб, принадлежащих к различным ведомствам. Не вызывает сомнения предложение исследователей о необходимости разработки и принятия стандарта, регламентирующего управление и менеджмент в системе социального обслуживания населения.

При разработке новых стандартов, норм и нормативов, касающихся системы социального обслуживания населения, нельзя опираться только на подзаконные акты Правительства Российской Федерации, которые были приняты в сложной социально-экономической и психологической обстановке сере-дины 90-х гг.прошлого и начале нынешнего столетия, например, на Федеральный перечень гарантированных социальных услуг (1995 г.). Этот перечень прежде всего морально устарел и не соответствует реальным потребностям разных категорий населения. Стандарт — это документ, который отражает интересы разных сторон, участвующих в процессе социального обслуживания. К тому же стандарты должны постоянно обновляться, хотя они, безусловно, консервативны. В процессе разработки новых стандартов составители должны опираться на результаты социологических исследований, охватывающие различные категории населения и отражающие как типовые, так и специфические потребности граждан в них в условиях кризиса. Национальные стандарты не могут внедряться повсеместно, во всех регионах РФ одновременно без предварительного проведения экспериментов (это положение касается различных этапов разработки и внедрения). Сложилось превратное мнение, согласно которому только государственные служащие и исследователи, специализирующиеся в области стандартизации социальных услуг, лучше клиентов знают, какие стандарты необходимо разработать и как их необходимо применять.

Независимые исследователи убеждены в том, что без обратной связи невозможно разработать качественные стандарты. Стандарт — это модель социального обслуживания определенной группы или слоя населения. Известно, что государственные стандарты социальных услуг нашего времени рассчитаны на массового потребителя. Они предназначены для того, чтобы помочь людям выжить и сохранить человеческое достоинство. Но уже сегодня ощущается потребность в моделях социальных услуг, предназначенных для богатых потребителей (психологическое сопровождение предпринимательской деятельности, проведение оригинальных свадеб под водой или в воздухе, услуги психоаналитика, нестандартные ритуальные услуги и т. п.). Не последнюю роль в этом процесс могут сыграть соцмейкеры и в целом социальная реклама, осуществляемая социальными службами через СМИ.

Государственные стандарты социального обслуживания обеспечивают решение следующих задач:

1) определение единых требований к объему и качеству, порядку и условиям социального обслуживания;

2) обеспечение клиентов информацией о качестве, результатах и формах социального обслуживания;

3) соблюдение прав граждан на получение качественного и! своевременного социального обслуживания на основе адресного подхода с учетом индивидуальных потребностей и возможностей, личного выбора видов и форм получения услуг социального обслуживания;

4) защита интересов клиентов социального обслуживания;

5) регулирование отношений в сфере социального обслуживания между органами исполнительной власти, местного самоуправления, государственными (муниципальными) учреждениями социального обслуживания и клиентами;

6) объективная оценка деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания;

7) расширение спектра услуг социального обслуживания за счет развития социального обслуживания организациями иных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями.

Государственные стандарты социального обслуживания включают требования, обеспечивающие необходимый уровень доступности и качества услуги социального обслуживания в целом, а также на каждом этапе ее предоставления, включая внесение запроса об оказании соответствующей услуги, его оформление и регистрацию, ожидание услуги, ее получение, контроль качества услуги и рассмотрение жалоб (претензий) клиентов.

Государственные стандарты социального обслуживания должны содержать:

1) перечень категорий клиентов;

2) перечень документов, необходимых для оказания услуги;

3) требования к сроку оказания услуги, а также к срокам совершения действий и принятия решений в процессе оказания услуги социального обслуживания;

4) перечень оснований для отказа в оказании услуги;

5) описание результата оказания услуги;

6) квалификационные требования к должностным лицам и работникам, непосредственно обеспечивающим оказание услуги социального обслуживания;

7) требования к месту предоставления услуги социального обслуживания с учетом его транспортной и пешеходной доступности;

8) режим работы государственного учреждения социального обслуживания, оказывающего услугу социального обслуживания, порядок доступа и обращения в указанное учреждение;

9) очередность предоставления услуги социального обслуживания в случае превышения спроса на нее над возможностью ее предоставления без ожидания, в том числе сроки и условия ожидания оказания услуги социального обслуживания;

10) требования к информационному обеспечению клиентовпри обращении за получением услуги социального обслуживанияи в ходе ее оказания;

11) особенности предоставления услуги отдельным категориям граждан;

12) порядок подачи, регистрации и рассмотрения претензий и жалоб на несоблюдение городского норматива социального обслуживания;

13) порядок исправления возможных недостатков при оказании услуги социального обслуживания.

Читайте также:
Устав ООН: что это такое, описание и особенности

Таким образом, стандарты позволяют установить в государственном масштабе единые правовые нормы и требования, предъявляемые к службам и социальным услугам и представляют собой образец, эталон, модель, специальный нормативно-технический документ, устанавливающий требования к основным видам, объему и качеству предоставляемых услуг.

Вопросы

1. В чем сущность концептуального подхода к стандартизации социальных услуг?

2. Что такое стандартизация социального обслуживания?

3. Для чего необходима разработка стандартов социального обслуживания на региональном уровне?

4. На какие блоки можно подразделить национальные стандарты социального обслуживания? Как называются эти стандарты?

5. Какие задачи решает введение стандартов социальногообслуживания?

6. Какие требования предъявляются к стандартам социального обслуживания?

Классификация социальных стандартов

План

1. Понятие социальных стандартов

2. Классификация социальных стандартов

3. Минимальные социальные стандарты в мировой практике

4. Мнение экспертов

Список использованной литературы

Введение

Актуальность исследования. Современная ситуация, сложившаяся в социальной сфере, характеризуется сложностью, неоднозначностью и противоречивостью. Недостаток реальных финансовых ресурсов в государстве и регионах, как следствие процесса реформирования, не позволяет в полной мере реализовывать конституционные гарантии социальной защиты граждан, обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека.

Игнорирование социального аспекта на протяжении всего периода реформирования экономики имеет негативные последствия для качества жизни населения: падение реальных доходов, расширение масштабов бедности и нищеты, рост неравенства в доходах, безработица, общее снижение жизненных стандартов; сокращение финансирования здравоохранения, образования, культуры; ухудшение состояния здоровья населения, резкий рост заболеваемости «социальными болезнями», снижение возможностей получения высококвалифицированной медицинской помощи. Это приводит к усилению социальной напряженности, непониманию и неприятию населением экономических преобразований.

Выход из данной ситуации видится в стремлении освоить рыночные механизмы для эффективного использования ресурсов и лучшего учета потребностей и запросов населения, повышения уровня и качества жизни. Этому должна способствовать система государственной социальной стандартизации качества жизни населения.

Социальная стандартизация становится новой сферой регламентации важнейших параметров качества жизни в условиях социальной переориентации рыночной экономики, направлением новой социальной политики.

С учетом вышеизложенного тема исследования контрольной работы представляется актуальной и значимой как с теоретико-методологической, так и с практической точки зрения.

В настоящее время вопросам социальной стандартизации уделяется внимание в законодательной работе на федеральном и региональном уровнях. Основой законодательной базы в области социальной стандартизации стало принятие законов Российской Федерации «О прожиточном минимуме в РФ», «О минимальном потребительском бюджете в РФ», «О минимальной заработной плате в РФ», «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и др. Это позволило установить такие важные социальные стандарты, как: уровень нищеты, бедности, уровень минимальной заработной платы, уровень компенсационных выплат для отдельных категорий населения и т.д.

Основополагающее значение для формирования государственной социальной стандартизации будет иметь Федеральный закон «О государственных минимальных социальных стандартах в Российской Федерации», над проектом которого продолжает работать Правительство РФ. Впервые в нашей стране делается попытка стандартизировать жизненные условия и жизнедеятельность человека по минимально необходимому уровню в рамках социальной системы, трансформировать в сферу права комплекс социальной политики.

Актуальность и неразработанность многих теоретико-методологических положений социальной стандартизации и их практическая значимость определили выбор темы моего исследования.

Информационная база. Информационную базу работы составили Конституция РФ, федеральные законы и проекты федеральных законов, статистические материалы ООН ИРЧП (Индекс развития человеческого потенциала), работы С.В. Калашникова и статьи, расположенные в сети интернет.

Понятие социальных стандартов

Как замечает С.В. Калашников в своем труде «Становление социального государства в России», наряду с качественными характеристиками социального государства существуют и количественные индикаторы выраженности его свойств. К ним относятся различного рода индексы и стандарты. Количественные социальные показатели имеют не только сравнительное значение и несут функцию нормативов социальной политики, но и являются ориентирами качественного развития и задающими уровни структуры факторами.

Одним из наиболее используемых интегральных количественных показателей является принятый в системе ООН индекс развития человеческого потенциала.

Индекс развития человеческого потенциала (Human Development Report, ИРЧП) – индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны. Индекс был разработан в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком (Mahbub ul-Haq) и с 1993 года используется ООН в ежегодном отчёте по развитию человеческого потенциала.

При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:

· Средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (СППЖР) – оценивает долголетие.

· Уровень грамотности взрослого населения страны (2/3 индекса) и совокупная доля учащихся (1/3 индекса).

· Уровень жизни, оценённый через ВВП на душу населения при паритете покупательной способности (ППС) в долларах США.

В настоящее время по данному индексу возможно сравнение большинства стран мира. В течение последних лет среди 174 стран мира Россия занимает 71 место (табл. 1, 2). В 1992 Россия занимала 52 место, 1995 – 114, в 2004 – 57, в 2005 – 62 с индексом 0,795, в 2006 – 65 с индексом 0,797, в 2007 году – 67 место с индексом 0,802. (Однако, следует учитывать, что индекс составляется с отставанием в два года, поэтому цифры, опубликованные ООН в 2009 году на самом деле относятся к 2007).

Помимо интегральных показателей качества жизни, в практике социального управления важное значение имеют конкретные индикаторы развития отдельных составляющих социальной сферы. К таким индикаторам прежде всего следует отнести:

– размеры социальных выплат, пенсий, стипендий, заработной платы;

– индекс потребительских цен;

– коэффициент Джини (соотношение децилей наиболее и наименее обеспеченного населения);

Читайте также:
Складочный капитал: что это такое, описание и особенности

– минимальная заработная плата;

– первый разряд единой тарифной сетки (ЕТС);

– ставка единого социального налога или суммарные платежи в государственные социальные фонды;

– доля коммунальных платежей по отношению к суммарным доходам.

Этот перечень можно было бы существенно расширить, поскольку, с одной стороны, каждое направление социальной политики может быть конкретизировано более частными нормативами, а с другой, существует тенденция, еще со времен СССР, подменять принципиальные, характеризующие реальную социальную политику, определяющие и позволяющие контролировать ответственность государства показатели на технические индикаторы.

Примечательно, что тактику подмены реальных социальных параметров среднестатистическими техническими показателями с начала 90-х годов и до сегодняшнего дня успешно использует Правительство Российской Федерации, всячески блокируя закон «О государственных минимальных социальных стандартах», внося в его проект в случае усиливающихся требований к его принятию чисто технические нормативы.

С позиции социального государства существует принципиальная разница, используются ли в качестве стандартов технические характеристики или сущностные социальные показатели.

В первом случае отсутствуют реальные критерии успешности социальной политики и исчезают ориентиры социальной деятельности государства. Во втором случае социальная деятельность государства приобретает конкретную направленность и становится доступной для контроля со стороны общества.

Примером технических социальных стандартов, принятых еще Постановлением Госплана СССР 1988 г. «О разработке социальных норм и нормативов», могут быть:

– количество коек в больничных учреждениях на 10 тыс. жителей;

– число жителей на одну аптеку;

– число дошкольных учреждений на 1000 детей дошкольного возраста;

– наполняемость классов в общеобразовательных школе;

– число мест в клубных учреждениях на 1000 жителей;

– число экземпляров книг, газет, журналов на одну семью;

– обеспеченность населения квартирами;

– потребление населением основных групп пищевых продуктов.

Реальный перечень технических социальных стандартов был огромен, поскольку каждые категории детализировались по позициям до отдельного предмета. Определялось, сколько должно приходиться на семью или человека сахара, картофеля, арбузов, носков, утюгов, телевизоров. И так по всем категориям товаров и услуг.

Нетрудно заметить, что при всей важности технических социальных стандартов они ни в коей мере не определяют содержание социальной политики. Можно и нужно бороться за количество коек в больнице, обеспеченность семей жильем и количеством библиотек на 10 тыс. населения, но сами эти показатели ничего не говорят о качестве медицинского обслуживания, реальной возможности получить жилье и реальной потребности людей к посещению библиотек.

По сути технические социальные показатели имеют только ограниченные задачи учета. Попытка считать их целями социальной политики является экономическим редукционизмом представлений о социальном или желанием уйти от решения реальных социальных проблем.

Социальные стандарты являются ориентирами при выработке социально-экономической политики, основой распределения ресурсов, формой социальных гарантий и обязательствами государства перед народом.

Классификация социальных стандартов

В установлении государственных социальных стандартов существует два подхода, в соответствии с которыми государственные социальные нормативы разделяются на две группы. Первая – это стандарты, ориентированные на обеспечение минимальных социальных гарантий. К ним относятся:

– прожиточный минимум различных категорий населения;

– минимальный размер оплаты труда;

– ставка первого разряда единой тарифной сетки;

– минимальный размер пенсий;

– минимальные значения ряда социальных пособий;

– нормы обеспечения бесплатными образовательными и медицинскими услугами;

– нормативы социального обслуживания инвалидов, престарелых, детей, оставшихся без попечения родителей, и другие категории населения.

Ко второй группе относятся «рациональные» или средние стандарты, являющиеся индикаторами реально сложившейся социальной ситуации и нормами социального благополучия. К этой группе стандартов относятся, например:

– средняя заработная плата;

– средний размер пенсий;

– средняя обеспеченность жильем;

– средние значения показателей качества жизни.

В отличие от нормативов первой группы стандарты второй группы, как правило, не являются нормами, а выступают именно как индикаторы уровня удовлетворения социальных потребностей.

Различия между стандартами первой и второй групп заключаются в их разном предназначении.

Минимальные социальные стандарты являются государственными гарантиями выживания людей. Закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», принятый в 1997 г., определяет, что прожиточный минимум включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнеспособности. Другими словами, потребительская корзина, лежащая в основе прожиточного минимума (закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» принят в 1999 г.), является минимальной критической нормой жизнеобеспечения человека, она обеспечивает не достойную жизнь, а физическое выживание. Очевидно, что минимальный размер оплаты труда, минимальный размер пенсий, минимальный среднедушевой доход, минимальная стипендия не могут быть ниже прожиточного минимума, поскольку, если этот уровень обеспечения не достигнут, физическое существование невозможно.

Особо необходимо отметить парадоксальность продолжающееся борьбы в течение всего последнего десятилетия за минимальный размер оплаты труда, равный прожиточному минимуму. Прожиточный минимум не может обеспечить воспроизводство рабочей силы – по своему значению он изначально ниже. И этот лозунг левых сил и профсоюзов выглядит достаточно кощунственно. Хотя еще более кощунственной является государственная политика в области оплаты труда, которая и не стремится к приведению минимальной оплаты труда, минимальных пенсий и минимальных пособий к прожиточному минимуму.

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 396 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: