Специальная миссия: что это такое, описание и особенности

Специальные миссии:понятие,функции,привилегии и иммунитеты

специальные миссии — представители государств, направляемые в другое государство для выполнения конкретных функций (ведение переговоров, вручение документов и т.д.). Дея­тельность специальных миссий регламентируется Венской конвен­цией о специальных миссиях.

Функции специальной миссии определяются по взаимному согла­сию между посылающим государством и принимающим государст­вом. Функции специальной миссии начинаются с момента установления миссией официального контакта с министерством и но странных дел или с другим органом принимающего государства, в отношении которого имеется договоренность.

Функции специальной миссии прекращаются, в частности, по:
1)соглашению заинтересованных государств;
2) выполнении задачи специальной миссии;
3) истечении срока, установленного для специальной миссии, если он специально не продлен;
4) уведомлении посылающим государством о том, что оно прекращает или отзывает специальную миссию;
5) уведомлении принимающего государства о том, что оно считает деятельность специальной миссии прекращенной.

Привелегии и иммунитеты:

1)Помещения, в которых располагается специальная миссия, неприкосновенны. Это означает, что представители принимающего государства не могут войти туда иначе как с согласия главы специальной миссии или, в соответствующих случаях, с согласия главы постоянного дипломатического представительства командирующей государства

2)Миссия освобождена от уплаты всех национальных или местных сборов, налогов, пошлин, что вносятся за услуги и помещения, при условии их использования в пользу миссии

3)Члены персонала миссии имеют право ввозить без пошлин и без каких бы то ни было ограничений вещи для личного пользования

4)Члены персонала миссии освобождаются на территории государства пребывания от уплаты налоговых сборов с зарплат и вознаграждения, полученного на службе

5)Архивы и документы специальной миссии неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

6)Официальная корреспонденция специальной миссии, вся корреспонденция, относящаяся к специальной миссии и ее функций, неприкосновенна.

7)Личный багаж члена специальной миссии освобождается от досмотра, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, на которые не распространяются исключения, изложенные выше, или предметы, ввоз и вывоз которых запрещен законом или регулируется карантинными правилами принимающего государства.

Представительства государств при международных организациях:понятия,функции,привилегии и иммунитеты

Представительства государств при международных организациях-это орган внешних сношений государства, созданный в целях обеспечения представительских функций, поддержания с ней оперативных контактов, обеспечения интересов представляемой страны, участия в работе ее органов.

Государство в международной организации может быть пред­ставлено постоянным представительством и миссией наблюдателей

Функции постоянных представительств состоят, в частности, в:

1)обеспечении представительства посылающего государства при организации;

2)поддержании связи между посылающим государством и органи­зацией;

3)ведении переговоров с организацией и в ее рамках;

4)выяснении осуществляемой в организации деятельности и сооб­щении о ней правительству посылающего государства;

5)обеспечении участия посылающего государства в деятельности организации;

6)защите интересов посылающего государства по отношению к организации;

7)содействии осуществлению целей и принципов организации путем сотрудничества с организацией.

Функции постоянной миссии наблюдателей несколько уже, чем у представительств. В их числе:

1)обеспечение представительства посылающего государства и ох­рана его интересов по отношению к организации, поддержание связи с ней;

2)выяснение осуществляемой в организации деятельности и сооб­щения о ней правительству посылающего государства;

3)содействие сотрудничеству с организацией и ведение с ней пере­говоров.

Привилегии и иммунитеты:

1) Неприкосновенность помещений: никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы представительства. Под помещением пони­маются как здания и сооружения, занимаемые представительством, так и земельные участки представительства. Государство пребывания обязано принимать все меры для защиты помещений представитель­ства от вторжения извне и нанесения им ущерба.

2) Помещения и находящееся в них имущест­во, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных дей­ствий.

3) освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания.

4) Архивы и документы неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

Дипломатические курьеры пользуются личной неприкосновен­ностью и подлежат особой защите со стороны государства пребыва­ния.

ООН: цели и принципы деятельности, членство, организационная структура.

Объединенных Наций преследует следующие цели:

1)поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для пре­дотвращения и устранения угрозы миру.

2) развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и само­определения народов, а также принимать другие соответствую­щие меры для укрепления всеобщего мира;

3) осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гумани­тарного характера и в поощрении и развитии уважения к пра­вам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии;

Читайте также:
Можно ли лишить родительских прав умственно отсталого?

4) быть центром для согласования дей­ствий наций в достижении этих общих целей.

Принципы:

1) суверенное равенство всех членов Орга­низации;

2) добросовестное выполнение принятых на себя обя­зательств;

3) разрешение международных споров мирными сред­ства таким образом, чтобы не подвергать угрозе международ­ный мир и безопасность;

4) оказание ООН ее членами всемерной помощи во всех предпринимаемых ею в соответст­вии с Уставом действиях;

5) обеспечение того, чтобы государст­ва, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами Устава;

6) невмешательство ООН в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.

Членами ООН могут быть:

-международно признанные государства, субьекты международного права.

Прием в члены открыт для всех мироволюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в уставе обязательства и по мнению ООН могут и хотят выполнять эти обязательства.

Прием нового члена производится принятием постановления Ген. Ассамблее и рекомендации Совета Безопасности. Для получения рекомендации необходимо поддержка 9 из 15 государств членов совета Безопасности.

Кроме статуса члена существует статус наблядателя, который присваивается путем голосования Ген Ассамблеей.

Организация:

  1. Ген. Ассамблея – рассмотрение общих принципов сотрудничества, поддержание мира и безопасности, вынесение соотв. Рекомендаций.
  2. Совет Безопасности- несет главную ответсвенность за поддержание мира и безопасности. Его решениям обязаны подчиняться все члены ООН.
  3. Секретариат- орган обслуживающий ООН, реализует принятые программы, обеспечивает работы органов.
  4. Международный суд –состоит из 15 судей, осуществляет консультативную функцию
  5. Эконом и соц совет- отвечает за координацию деятельности органов ООН.
  6. Совет по опеке- создан для наблюдения за подопечной территорией.

Специальные миссии (понятие и виды)

Постоянные представительства государств при ООН и при других международных организациях.

Государство в международной организации может быть пред­ставлено постоянным представительством и миссией наблюдателей. Их правовое положение определяется прежде всего положениями устава этой организации, нормами Венской конвенции о представи­тельстве государств в их отношениях с международными организа­циями универсального характера 1975 г., соглашениями о привилеги­ях и иммунитетах организации и другими документами.

Представительство государства в международной организации включает в себя главу представительства, членов дипломатического, административно-технического и обслуживающего персоналов. Пол­номочия главы представительства выдаются от имени главы государ­ства, главы правительства, министра иностранных дел или иного компетентного органа. Аккредитующее государство уведомляет ор­ганизацию о назначении, должности, звании сотрудников представи­тельства, о прибытии и убытии персонала и членов их семей; о место­нахождении помещений представительства и частных резиденций сотрудников и т.д.

Функции постоянных представительств состоят, в частности, в:

– обеспечении представительства посылающего государства при организации;

– поддержании связи между посылающим государством и органи­зацией;

– ведении переговоров с организацией и в ее рамках;

– выяснении осуществляемой в организации деятельности и сооб­щении о ней правительству посылающего государства;

– обеспечении участия посылающего государства в деятельности организации;

– защите интересов посылающего государства по отношению к организации;

– содействии осуществлению целей и принципов организации путем сотрудничества с организацией.

Привилегии и иммунитета постоянных представительств и мис­сий постоянных наблюдателей при международных организациях в принципе такие же, как и у дипломатических представительств: не­прикосновенность помещений, неприкосновенность архивов и доку­ментов, освобождение от налогов и сборов и т.д.

Специальные миссии — представители государств, направляемые в другое государство для выполнения конкретных функций (ведение переговоров, вручение документов и т.д.). Дея­тельность специальных миссий регламентируется Венской конвен­цией о специальных миссиях 1969 г. (вступила в силу в 1985 г.).

Государство может направить специальную миссию в другое го­сударство с согласия последнего, предварительно полученного через дипломатические или другие согласованные или взаимоприемлемые каналы.

Специальная миссия состоит из одного или нескольких предста­вителей посылающего государства, из числа которых это государство может назначить главу миссии. В специальную миссию может также входить дипломатический, административно-технический и обслу­живающий персонал.

Представители посылающего государства в специальной миссии и члены ее дипломатического персонала в принципе должны быть гражданами посылающего государства.

Граждане принимающего государства не могут назначаться в со­став специальной миссии иначе, как с согласия этого государства, причем это согласие может быть в любое время аннулировано.

Привилегии и иммунитета миссии и ее членов аналогичны дип­ломатическим.

Специальные миссии отличаются многообразием их форм и видов. В последнее время в практике международных отно­шений широкое применение получила практика передачи по­сланий через личных представителей глав государств. Также делегации на двусторонних переговорах, на различных церемониях (при вступлении в должность главы государства, на юбилеях, похоронах). В Рос­сийской Федерации существуют специальные послы по особым поручениям.

| следующая лекция ==>
Дипломатические и консульские привилегии и иммунитеты | Организация Объединенных Наций (устав, членство, система главных органов ООН)

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понятие специальных дипломатических миссий и их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:05, реферат

Читайте также:
Учредительный договор: что это такое, описание и особенности
Описание работы

Институт специальных миссий развился, главным образом, после Второй мировой войны. Это было обусловлено значительным расширением международных отношений между государствами, углубления взаимных интересов, стабильным развитием средств связи, транспорта. Подтверждением этого является большое количество специальных миссий, направляемых и принимаемых, начиная от глав государств, глав правительств, министров иностранных дел и других членов правительства, представителей генерального штаба и заканчивая миссиями низкого ранга, которые направляются для решения различных важных для государства вопросов (заключение текста договора, участие в протокольно-церемониальных мероприятиях и др.).

Работа содержит 1 файл

ПОНЯТИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ МИССИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.doc

Понятие специальных дипломатических миссий и их классификация

Институт специальных миссий развился, главным образом, после Второй мировой войны. Это было обусловлено значительным расширением международных отношений между государствами, углубления взаимных интересов, стабильным развитием средств связи, транспорта. Подтверждением этого является большое количество специальных миссий, направляемых и принимаемых, начиная от глав государств, глав правительств, министров иностранных дел и других членов правительства, представителей генерального штаба и заканчивая миссиями низкого ранга, которые направляются для решения различных важных для государства вопросов (заключение текста договора, участие в протокольно-церемониальных мероприятиях и др.).

Учитывая назревшие тенденции развития института специальных миссий, Комиссия международного права ООН включила в повестку дня XII сессии (1960 г.) вопрос о дипломатии. На сессии комиссия осуществила разработку проекта статей о специальных миссиях, где было сформулировано правовое положение специальных миссий и ее членов. В основе проекта был заложен принцип аналогии с постоянными дипломатическими представительствами. Но поскольку специальные миссии могут быть самыми разнообразными по характеру и составу, соответственно их трудно подчинить однообразным правилам, регулирующим постоянные представительства.

Учитывая это Секретариат ООН, согласно решению XVI сессии Генеральной Ассамблеи ООН, поручил Комиссии международного права и ООН разработать специальный проект Конвенции о специальных миссиях, где были бы сформулированы соответствующие правовые положения, определяющие режим специальных миссий. Работу по подготовке проекта Конвенции возглавил югославский ученый М. Бартош.

После многолетней работы комиссии XXIV сессия Генеральной Ассамблеи ООН 8 декабря 1968 приняла Конвенцию о специальных миссиях, которая с декабря того же года была открыта для подписания ее государствами.

Учитывая многовековую дипломатическую практику деятельности специальных миссий, невозможно однозначно определить их понятие, содержание и классифицировать. Тем не менее, как с теоретической, так и с практической стороны этот вопрос требует решения.

Большинство авторов, исследующих вопросы дипломатического и консульского права, отмечают существование двух основных типов дипломатических миссий: постоянной и специальной. В этом контексте они различают дипломатических представителей в плане “stricto”, т.е. лиц, которые действуют в составе постоянной дипломатической миссии, и дипломатических представителей, имеющих характер “largo”, т.е. членов специальных дипломатических миссий. Надо отметить, что обе группы имеют одинаковый дипломатический статус.

Руководствуясь этим подходом, можно выделить следующие виды дипломатических миссий: посольства или дипломатические представительства, представительства государств при международных организациях, специальные дипломатические миссии.

Если проанализировать понятие “специальная дипломатическая миссия”, очевидно, наиболее правильно будет использовать при этом определение, закрепленное в ст. 1 Конвенции о специальных миссиях: “Специальная миссия является временной миссией, которая по своему характеру представляет государство и направляется одним государством в другое с согласия последнего для рассмотрения с ним определенных вопросов или для выполнения относительно него определенного задания”[1].

Это определение специальной дипломатической миссии состоит из четырех основных элементов: 1) субъектный элемент определяет, что миссия командируется для поддержания отношений между двумя государствами, 2) органический элемент содержит тезис о том, что миссия является органом представляемого государства, которое представляет его волю в международных отношениях, 3) функциональный элемент означает, что задачи миссии четко определены, хотя сфера ее деятельности не всегда должна быть четко ограничена, 4) временной элемент предусматривает, что специальная миссия носит временный характер, а это в свою очередь означает, что период ее функционирование должен быть коротким.

Согласно ст. 1 Конвенции[2], субъектная сфера применения специальной дипломатической миссии ограничивается двумя государствами и не предусматривает возможности ее использования в многосторонних отношениях, поскольку статус дипломатических миссий, направленных на конференцию, которая созывается международной организацией, закреплен Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера в 1975 г.[3]

Вопросы о командировании и прием у себя специальной миссии относятся к компетенции сторон и решаются по их взаимному согласию. Договоренность может быть выражена в виде договора, который предусматривает обмен определенными миссиями, нот, джентльменского соглашения.

Современное международное право предусматривает, что каждый его субъект (государство, нация, международная организация) вправе направлять и принимать специальные миссии.

Читайте также:
Частная жалоба: что это такое, описание и особенности

Органический элемент понятия “специальная миссия” содержит условие, согласно которому миссия представляет представляемое государство и соответственно является органом этого государства, который представляет ее во внешних отношениях. Это во многом отделяет специальную дипломатическую миссию от других видов временных миссий, в частности тех, которые имеют технический характер. Например, сегодня происходит немало встреч экспертов различных отраслей, которые обсуждают различные проблемы международных отношений, однако не все они пользуются статусом специальных дипломатических миссий. Итак, специальная дипломатическая миссия должна быть органом представляемого государства, уполномоченным выражать его суверенную волю в пределах порученного ей задания.

В случае возникновения спора между представляемым и принимающим государствами относительно дипломатического характера специальной миссии, применяется несколько объективных критериев оценки характера миссии: дипломатические титулы и ранги, дипломатический паспорт, дипломатическая виза и полномочия.

В таких случаях государства основном руководствуются нормами обычного права или международной вежливости.

Функциональный элемент понятия “специальная миссия” определяется его задачами. Более конкретно функции специальной миссии определяет представляемое государство с согласия на это принимающего государства (ст. 3[4]). Итак, как уже отмечалось, специальная миссия может действовать в рамках тех задач, которые ей поручены. Но это не значит, что задачи не могут быть расширены по взаимному согласию сторон. В любом случае формирование специальной миссии ее функции должны быть четко определены.

Часовой элемент понятия «специальная дипломатическая миссия»” содержит условие временности такой миссии и с его помощью, как в теории, так и в практике осуществляется разграничение между специальными дипломатическими миссиями и постоянными дипломатическими представительствами. Временный характер специальной миссии может проявляться как во времени ее функционирования, так и в принятии заинтересованным государством решения о том, что миссия завершит свою деятельность в момент выполнения возложенной на нее задачи. Однако из этого нельзя сделать вывод о том, что время ее деятельности всегда является коротким, поскольку цель миссии может быть достаточно сложна, а ее выполнение нередко требует более длительного времени. В истории дипломатии известны случаи, когда деятельность таких миссий продолжалась несколько лет.

Известно, что состав, задачи и характер деятельности различных специальных миссий неодинаковы. Учитывая это, их классифицируют по определенным критериям. В международно-правовой литературе существуют различные подходы относительно проведения такой классификации. Если их обобщить, то можно выделить следующие виды специальных миссий:

Некогерентная классификация, в которой отсутствует однородный критерий.

Классификация, в которой берется за основу правовой статус членов специальных миссий.

Классификация по субъекту.

Смешанная классификация по предметно-субъектному критерию.

Авторы, использующие некогерентную классификацию (И. Блищенко, М. Бартош и др.), ставят своей целью проведение идентификации различных форм специальных дипломатических миссий для выяснения их сущности, содержания и особенностей. Наиболее удачной представляется классификация М. Бартоша, который, анализируя основные аспекты деятельности специальных миссий, провел их дифференциацию на следующие виды:

специальные миссии церемониального характера (инаугурация, национальные праздники, траурные почести и т.п.);

специальные миссии, которые выполняют функции политического или технического характера;

дипломаты ad hoc, которые выполняют функции по доверенности;

участники тайных переговоров;

делегации глав государств;

политические представители, не имеющие дипломатического статуса;

Сторонники второго подхода при классификации специальных дипломатических миссий берут за основу критерии правового статуса членов миссии и объем дипломатических привилегий и иммунитетов, которыми они наделены. Согласно этого специальные миссии разделяют на следующие виды:

главы иностранных государств, их делегации и члены их семей, путешествующих вместе с ними;

послы, делегированные с определенной целью;

арбитры и члены консультационных и следственных комиссий;

судьи Международного суда в Гааге;

делегаты международных комиссий, которые созданы в соответствии с международными конвенциями.

В основе третьего подхода к классификации специальных миссий заложен субъектный элемент. Согласно такому критерию выделяют:

специальные миссии в многосторонних отношениях;

специальные миссии, действующие в рамках программ по международному сотрудничеству и многосторонних отношений;

специальные миссии государств-членов международной организации к государствам, которые еще не являются членами международной организации;

специальные миссии государств-членов международной организации в эту организацию.

По мнению Э. Сатоу, дипломатические миссии делят на:

миссии церемониального характера для специальных целей;

специальные миссии, реализующие определенную цель;

комиссаров, которые принимают участие в переговорах по поводу решения пограничных споров;

делегации на международных конференциях;

Представители пятого подхода применяют предметный критерий.

Кроме этого, используются и другие подходы к классификации специальных миссий по:

предметной сферой контактов;

Если брать за основу критерии ранга, соответственно можно выделить миссии, возглавляемые главами государств, министрами, послами, лицами, имеющими дипломатический ранг, и лицами, которые его не имеют. Однако при этом возникают значительные трудности, касающиеся определения международно-правового статуса таких специальных миссий. Тем не менее, только всесторонняя дифференциация разновидностей специальных миссий с применением нескольких критериев классификации способствует целостному представлению о институте дипломатического права[7].

Читайте также:
Аренда офисных помещений от группы ПСН

Международно-правовые основы организации и деятельности специальных миссий

Специальная миссия, согласно ст. 1 Конвенции о специальных миссиях, имеет представительный характер[8]. Это обстоятельство позволяет разграничивать специальные миссии от различных негосударственных, хотя в значительной мере также официальных миссий и визитов. Но это не значит, что специальная миссия должна отвечать за поддержание постоянных дипломатических отношений между государствами, поскольку ее задача должна быть четко очерчена. Вместе с тем установление дипломатических отношений часто является следствием деятельности именно предыдущих специальных дипломатических миссий[9].

Положения ст. 2 Конвенции о специальных миссиях указывают, что государство может командировать специальную миссию в другое государство с согласия последнего[10]. Что же касается реализации этого права другими субъектами международного права, то об этом в тексте Конвенции ничего не сказано, но нет также запрета на этот счет. Следовательно, отсюда можно заключить, что правом направлять и принимать специальные миссии наделены все субъекты международного права.

Государство, которое выразило желание направить одну и ту же специальную миссию в два или несколько государств, должно сообщить об этом каждому принимающему государству, когда обращается к нему за согласием. Аналогичное согласие требуется также в случае, если одно или несколько государств хотят отправить совместную специальную миссию в другое государство для решения вопроса, который представляет для них общий интерес.

В дипломатической практике довольно часто встречаются случаи, когда специальные миссии (особенно на высшем уровне) последовательно посещают несколько стран в течение короткого срока. Это, зачастую, один географический район (например, Ближний Восток, Западная Европа, Индокитай и др.). Однако с правовой точки зрения это будет не одна специальная миссия, а скорее последовательная цепь таких миссий, поскольку переговоры, которые ведет миссия, проводятся с каждым государством отдельно, в разное время и на территории различных государств[11].

Наличие дипломатических или консульских отношений не является необходимой составляющей для направления или принятия специальной миссии. Кроме этого, командирование и прием специальной миссии не связаны также с институтом признания, который является необходимым юридическим условием для установления дипломатических отношений. Это позволяет государствам использовать такую форму дипломатии при любых условиях. При этом государства свободны от любых обязательств, кроме тех, которые предусмотрены функционированием конкретной миссии.

Специальная миссия как принцип пространственного действия уголовного закона в Российской Федерации

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 23.02.2021 2021-02-23

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Радионов, И. И. Специальная миссия как принцип пространственного действия уголовного закона в Российской Федерации / И. И. Радионов, Р. Э. Азаматов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (351). — С. 128-131. — URL: https://moluch.ru/archive/351/78810/ (дата обращения: 21.12.2021).

Происходящие изменения в социально-экономических, политических отношениях, вовлеченность Российской Федерации в процессы всемирной глобализации оказали существенное влияние на определение принципов пространственного действия, а также механизма применения уголовно-правовых норм, их регламентирующих. Одним из таких принципов, которому посвящено настоящее исследование, является принцип специальной миссии, именуемый в науке также принципом специального режима или покровительственным принципом. Необходимость исследования указанного принципа определена следующим. Во-первых, принцип специальной миссии введен в сферу действия российского уголовного права сравнительно недавно, поэтому его теоретический аспект требует анализа, а практический аспект — оценки. Во-вторых, рассматриваемый принцип представляет актуальность для нашего государства ввиду того, что значительная часть военнослужащих пребывает на территории иностранных государств с целью решения поставленных задач, а наука, в свою очередь, располагает недостаточным количеством работ по исследуемой теме, что требует освещения проблемных вопросов и их научного осмысления.

Ключевые слова: принцип, специальная миссия, действие уголовного закона в пространстве, военнослужащий, уголовная ответственность.

В последние годы четко прослеживается тенденция сближения и взаимодействия различных национально-правовых систем, что обусловлено вовлеченностью государств в международно-правовые отношения. Российская Федерация является активным участником международных отношений [1, с. 94] по различным вопросам социального, экономического, политического и военного характера, среди которых, первостепенными, являются вопросы обеспечения безопасности как нашего государства, так и всего мирового сообщества.

Ключевой составляющей безопасности Российской Федерации остается военная безопасность. Для обеспечения последней наше государство прибегает к разнообразным возможностям, осуществляя постоянный поиск наиболее эффективных путей и способов ее обеспечения. В числе таких возможностей — использование воинских формирований как на территории государства, так и за его пределами, что связано с необходимостью мониторинга внутригосударственной и международной обстановки с целью принятия своевременных мер по отражению различных, по своему содержанию, угроз. Основная нагрузка в указанном аспекте возлагается на военнослужащих путем постоянной целенаправленной подготовки к вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории нашего государства.

Читайте также:
Чрезвычайная ситуация: что это такое, описание и особенности

Если с правовым статусом военнослужащих, особенностями привлечения их к уголовной ответственности за преступления, совершенные на территории Российской Федерации правовые положения достаточно определены, то для настоящего исследования интерес представляют особенности правового статуса военнослужащих, их привлечения к уголовной ответственности за преступные посягательства, совершенные за пределами Российской Федерации, то есть на территории иностранных государств, ввиду недостаточной изученности и проблемности рассматриваемого вопроса.

В связи с тем, что преступность военнослужащих Российской Федерации представляется крайне негативным явлением, оказывающим влияние на положение нашего государства в мировом сообществе, внутреннюю политику и уровень безопасности государства, вопросы правового статуса военнослужащих и их уголовной ответственности приобретают важное теоретическое и практическое значение.

Нет сомнений в том, что каждое преступление, совершенное военнослужащим, независимо от тяжести, вызывает широкий общественный резонанс, не говоря уже о преступлениях, совершенных на территории иностранного государства.

Так, одним из принципов пространственного действия уголовного закона является принцип действия уголовного закона в отношении военнослужащих, совершивших преступление вне пределов территории Российской Федерации и пребывающих на территории иностранного государства. Ответственность военнослужащих, находящихся в составе вооруженных частей, дислоцирующихся на территории иностранного государства, в случае совершения ими преступления определяется согласно принципу специальной миссии, получившему закрепление в ч. 2 ст. 12 Уголовного кодекса Российской Федерации [2].

Общие условия уголовной ответственности граждан Российской Федерации, совершивших преступления на территории иностранных государств, раскрываются в ст.ст. 11–13 Уголовного кодекса Российской Федерации [2]. Вместе с тем, в указанных нормах нашла отражение специфика уголовной ответственности военнослужащих. Обращаясь к содержанию ст. 12 Уголовного кодекса Российской Федерации, отметим, что на военнослужащих воинских частей Российской Федерации, дислоцированных за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства может устанавливаться уголовная юрисдикция в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации либо в соответствии с международным договором, что исходит из смысла уголовно-правовой нормы [1], [2], [4, с. 89].

Сущность рассматриваемого принципа состоит в том, что военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по Уголовному кодексу Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации [6, с. 113].

Рассматриваемый принцип распространяет свое действие на военнослужащих двух категорий, то есть на военнослужащих, проходящих военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территории иностранных государств и на военнослужащих, исполняющих функциональные обязанности или находящихся по иным причинам на территориях иностранных государств [4, с. 96].

И первый, и второй случаи требуют анализа и уточнения особенностей действия принципа специальной миссии и уголовной ответственности в отношении каждого из них. Кратко осветим основные положения.

В первом случае, военнослужащие пребывают на территории иностранного государства в связи с военным временем или боевой обстановкой.

Содержание международных договоров предполагает, что объем уголовной юрисдикции в отношении данной категории военнослужащих, по большому счету, обусловлен местом совершения преступления, которым является территория иностранного государства, объектом преступного посягательства, мотивом совершения преступления, состоянием военнослужащего в момент совершения преступления (речь не идет о психическом или физическом состоянии лица, скорее, о том исполнял ли военнослужащий обязанности военной службы). С иностранными государствами Российская Федерация подписала довольно большое число договоров, каждый из которых имеет свои индивидуальные особенности и, как правило, устанавливает неодинаковые объемы уголовной юрисдикции Российской Федерации в отношении ее граждан. Полагаем, что стремление международного сообщества к индивидуализации международных договоров, путем включения положений отличных от положений, содержащихся в аналогичных договорах, приводит к различному толкованию, содержащихся в них норм, а в данном случае и вовсе к нарушению принципа справедливости относительно российских граждан.

Что касается второй категории военнослужащих, то они, как правило, пребывают на территории иностранного государства по особому поручению или иным причинам, не подпадающим под содержание задач, отведенных для первой категории военнослужащих. Продолжительное время таким поручением остается противодействие терроризму.

Анализ действующего законодательства Российской Федерации и международных договоров в рассматриваемой сфере относительно распространения уголовной юрисдикции Российской Федерации на военнослужащих, участвующих в борьбе с терроризмом на территории иностранного государства, аналогично первому случаю, не в полной мере отвечает интересам Российской Федерации [7]. Сказанное определяется следующим. Российская Федерация осуществляет ограниченную уголовную юрисдикцию в отношении рассматриваемой категории военнослужащих, что связано с правовым статусом конкретной группы военнослужащих, что нашло отражение в некоторых двусторонних и международных договорах.

Содержание некоторых двусторонних и международных договоров противоречит интересам Российской Федерации, в связи с чем, представляется необходимой унификация международных договоров в рассматриваемой сфере и соотнесение их содержания, в частности, с интересами Российской Федерации.

Читайте также:
Почему нам отказали в регистрации компании?

Изложенное является свидетельством того, что действие принципа специальной миссии, в большинстве случаев, осуществляется при вводе войск на территорию иностранного государства по согласованию с государством, в которое планируется вводить эти войска. Мы солидарны с позицией Я. Н. Ермоловича относительно того, что уголовное законодательство Российской Федерации применяется к военнослужащим за совершение следующих альтернативных категорий преступлений: преступлений против военной службы, преступлений против интересов Российской Федерации либо интересов ее граждан, преступлений, совершенные в пределах дислокации вооруженных сил [3, с. 7].

Уголовная ответственность военнослужащих, а равно членов их семей, за иные преступления предусмотрена уголовным законодательством страны пребывания. Иными словами, во всех остальных случаях применим территориальный принцип пространственного действия уголовного закона, что обеспечивает и провозглашает суверенитет соответствующего государства.

При всем сказанном, имеют место изъятия из этого правила. Уголовная юрисдикция государства пребывания не распространяется на определенные подразделения или формирования того государства, чьи военнослужащие, по согласованию между этими государствами, пребывают на территории. В научном сообществе, описанное правило именуется специфическим иммунитетом специальной миссии [6, с. 115].

Рассматриваемый принцип специальной миссии не устанавливает конкретных целей пребывания военнослужащих одного государства на территории другого. С нашей позиции, это связано с обширностью понятия «военная безопасность». Анализируя его сущность, необходимо сказать, что целей для ее обеспечения и поддержания достаточно много, начиная от поддержания порядка и общественной безопасности в государстве пребывания и, заканчивая проведением исследований в сфере космических технологий.

Принцип специальной миссии может варьироваться в зависимости от его регламентации в двусторонних соглашениях и договорах. К сожалению, практика богата случаями, когда возникают проблемные вопросы относительно распространения уголовной юрисдикции государства на своих военнослужащих. В большинстве случаев, такое положение вещей обусловлено «мнимой однотипностью» договоров, что связано с поверхностным изучением его содержания. В связи с чем, прежде чем, применять данный принцип в действие важно не просто подписать соответствующий договор или соглашение, а тщательно изучить его, в рассматриваемом контексте, — на предмет действия уголовной юрисдикции каждого государства, являющегося стороной такого договора или соглашения.

Примером сказанного могут послужить положения отдельных международно-правовых актов, регулирующих рассматриваемую сферу. Так, в большинстве подобных договоров прописывается правило, согласно которому уголовная юрисдикция государства, направляющего своих военнослужащих на территорию другого государства, носит ограниченный характер. То есть, уголовная юрисдикция принимающего государства не распространяется на преступления, совершенные на ее территории военнослужащими военных баз направляющего государства, когда преступления связаны с исполнением обязанностей воинской службы либо направлены против интересов своего государства или своих граждан, а также в случае их совершения в пределах дислокации вооруженных сил [5, с. 146]. Такая позиция способствует укреплению суверенитета направляющего государства, провозглашая действие территориального принципа в подобных случаях.

Имеет место и обратная ситуация, когда уголовная юрисдикция направляющего государства носит ограниченный характер в отношении военнослужащих, находящихся на территории военной базы иностранного государства. В данном случае, положениям договоров установлено, что преимущество над распространением уголовной юрисдикции принадлежит принимающему государству.

Изложенное позволяет заключить, что обеспечение военной безопасности и привлечение российских военнослужащих к решению общемировых задач имеет первостепенное значение. С целью урегулирования вопросов направления российских военнослужащих на территорию иностранных государств, обеспечения условий для надлежащего выполнения ими поставленных задач и уголовной ответственности за совершение ими преступлений, необходимо пересмотреть проблему соотношения российского и иностранного законодательства в исследуемом вопросе. Это позволит учесть ряд интересов Российской Федерации и приведет к единому толкованию аналогичных, по своему содержанию, положений.

Специальная миссия: что это такое, описание и особенности

I. Конвенция о специальных миссиях

* Вступила в силу 21 июня 1985 года. На 1 января 1994 года – 30 участников.

Государства – участники настоящей Конвенции,

отмечая, что специальным миссиям всегда предоставлялся особый режим,

принимая во внимание цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций, касающиеся суверенного равенства государств, поддержания международного мира и безопасности и развития дружественных отношений и сотрудничества между государствами,

отмечая, что важность вопроса о специальных миссиях была признана в ходе Конференции Организации Объединенных Наций по дипломатическим сношениям и иммунитету, а также в резолюции I, принятой Конференцией 10 апреля 1961 года,

учитывая, что Конференция Организации Объединенных Наций по дипломатическим сношениям и иммунитету приняла Венскую конвенцию о дипломатических сношениях, которая была открыта для подписания 18 апреля 1961 года,

учитывая, что Конференция Организации Объединенных Наций по консульским сношениям приняла Венскую конвенцию о консульских сношениях, которая была открыта для подписания 24 апреля 1963 года,

считая, что международная Конвенция о специальных миссиях могла бы дополнить обе эти конвенции и способствовать развитию дружественных отношений между государствами, независимо от их государственного и общественного строя,

Читайте также:
Цивильный лист: что это такое, описание и особенности

сознавая, что привилегии и иммунитеты, относящиеся к специальным миссиям, предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного выполнения функций специальных миссий как миссий, по своему характеру представляющих государство,

подтверждая, что нормы международного обычного права продолжают регулировать вопросы, не предусмотренные положениями настоящей Конвенции,

согласились о нижеследующем:

Статья 1
Используемые термины

В настоящей Конвенции:

а) “специальная миссия” есть временная миссия, по своему характеру представляющая государство, направляемая одним государством в другое с согласия последнего для совместного рассмотрения определенных вопросов или для выполнения в отношении его определенной задачи;

b) “постоянное дипломатическое представительство” есть дипломатическое представительство по смыслу Венской конвенции о дипломатических сношениях;

c) “консульское учреждение” есть любое генеральное консульство, консульство, вице-консульство или консульское агентство;

d) “глава специальной миссии” есть лицо, на которое посылающим государством возложена обязанность действовать в этом качестве;

e) “представитель посылающего государства в специальной миссии” есть любое лицо, которое посылающее государство наделило этим качеством;

f) “членами специальной миссии” являются глава специальной миссии, представители посылающего государства в специальной миссии и члены персонала специальной миссии;

g) “членами персонала специальной миссии” являются члены дипломатического персонала, административно-технического персонала и обслуживающего персонала специальной миссии;

h) “членами дипломатического персонала” являются члены персонала специальной миссии, имеющие статус дипломата для целей специальной миссии;

i) “членами административно-технического персонала” являются члены персонала специальной миссии, осуществляющие административно-техническое обслуживание специальной миссии;

j) “членами обслуживающего персонала” являются члены персонала специальной миссии, используемые ею в качестве домашних служащих или для выполнения аналогичных работ;

k) “частный обслуживающий персонал” означает лиц, находящихся исключительно в личном обслуживании членов специальной миссии.

Статья 2
Направление специальной миссии

Государство может направить специальную миссию в другое государство с согласия последнего, предварительно полученного через дипломатические или другие согласованные или взаимоприемлемые каналы.

Статья 3
Функции специальной миссии

Функции специальной миссии определяются по взаимному согласию между посылающим государством и принимающим государством.

Статья 4
Направление специальной миссии в два
или несколько государств

Государство, которое желает направить одну и ту же специальную миссию в два или несколько государств, уведомляет об этом каждое принимающее государство, когда обращается к нему за согласием.

Статья 5
Направление общей специальной миссии двумя
или несколькими государствами

Два или несколько государств, которые желают направить общую специальную миссию в другое государство, уведомляют об этом принимающее государство, когда обращаются к нему за согласием.

Статья 6
Направление специальных миссий двумя или несколькими
государствами для рассмотрения вопроса,
представляющего для них общий интерес

Два или несколько государств могут направить одновременно специальную миссию в другое государство с согласия этого государства, полученного в соответствии со статьей 2, для совместного рассмотрения, по согласованию между всеми этими государствами, вопроса, представляющего для них общий интерес.

Статья 7
Отсутствие дипломатических или консульских сношений

Наличие дипломатических или консульских сношений не являются необходимым для посылки или принятия специальной миссии.

Статья 8
Назначение членов специальной миссии

С исключениями, предусмотренными в статьях 10,11 и 12, посылающее государство может по своему усмотрению назначить членов специальной миссии, сообщив предварительно принимающему государству всю необходимую информацию о численности и составе специальной миссии, и в частности сообщив имена и должности лиц, которых оно намеревается назначить. Принимающее государство может не дать своего согласия на направление специальной миссии, численность которой оно не считает приемлемой ввиду обстоятельств и условий в принимающем государстве и потребностей данной миссии. Оно может также, не сообщая причин своего отказа, не дать согласия на назначение любого лица в качестве члена специальной миссии.

Статья 9
Состав специальной миссии

1. Специальная миссия состоит из одного или нескольких представителей посылающего государства, из числа которых это государство может назначить главу миссии. В специальную миссию может также входить дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал.

2. Когда члены постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения, находящегося в принимающем государстве, включаются в состав специальной миссии, они сохраняют свои привилегии и иммунитеты в качестве членов дипломатического представительства или консульского учреждения, помимо привилегий и иммунитетов, предоставленных настоящей Конвенцией.

Статья 10
Гражданство членов специальной миссии

1. Представители посылающего государства в специальной миссии и члены ее дипломатического персонала в принципе должны быть гражданами посылающего государства.

2. Граждане принимающего государства не могут назначаться в состав специальной миссии иначе, как с согласия этого государства, причем это согласие может быть в любое время аннулировано.

3. Принимающее государство может оговорить за собой право, предусмотренное в пункте 2 настоящей статьи, в отношении граждан третьего государства, которые не являются одновременно гражданами посылающего государства.

Читайте также:
Имеет ли право отец запросить уменьшение алиментов

1. Министерство иностранных дел или другой орган принимающего государства, в отношении которого имеется договоренность, уведомляется:

а) о составе специальной миссии и о любых последующих его изменениях;

b) о прибытии и окончательном отбытии членов миссии и о прекращении их функций в миссии;

c) о прибытии и окончательном отбытии любого лица, сопровождающего члена миссии;

d) о найме и увольнении лиц, проживающих в принимающем государстве в качестве членов миссии или в качестве частного обслуживающего персонала;

e) о назначении главы специальной миссии или, если таковой не назначен, представителя, о котором говорится в пункте 1 статьи 14, и их заместителей;

f) о местонахождении помещений, занимаемых специальной миссией, и личных помещений, пользующихся неприкосновенностью в соответствии со статьями 30,36 и 39, а также о всех данных, необходимых для идентификации таких помещений.

2. Уведомление о прибытии и окончательном отбытии должно делаться предварительно, если это не является невозможным.

Статья 12
Лица, объявленные non grata или неприемлемыми

1. Принимающее государство может в любое время, не будучи обязанным мотивировать свое решение, уведомить посылающее государство, что какой-либо представитель посылающего государства в специальной миссии или какой-либо из членов ее дипломатического персонала является persona non grata или что любой другой член персонала миссии является неприемлемым. В таком случае посылающее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в миссии. То или иное лицо может быть объявлено persona non grata или неприемлемым до прибытия на территорию принимающего государства.

2. Если посылающее государство откажется выполнить или не выполнит в течение разумного срока свои обязательства, предусматриваемые в пункте 1 настоящей статьи, принимающее государство может отказаться признавать данное лицо членом специальной миссии.

Статья 13
Начало функций специальной миссии

1. Функции специальной миссии начинаются с момента установления миссией официального контакта с министерством иностранных дел или с другим органом принимающего государства, в отношении которого имеется договоренность.

2. Начало осуществления функций специальной миссии не зависит ни от представления ее постоянным дипломатическим представительством посылающего государства, ни от вручения верительных грамот или полномочий.

Статья 14
Полномочия действовать от имени специальной миссии

1. Глава специальной миссии или, если посылающее государство такового не назначило, один из представителей посылающего государства, указанный последним, уполномочен действовать от имени специальной миссии и вести переписку с принимающим государством. Принимающее государство адресует переписку, касающуюся специальной миссии, главе миссии или, если глава миссии не назначен, указанному выше представителю либо непосредственно, либо через постоянное дипломатическое представительство.

2. Однако член специальной миссии может быть уполномочен посылающим государством, главой специальной миссии или, если глава миссии не назначен, представителем, о котором говорится в пункте 1 настоящей статьи, либо замещать главу специальной миссии или вышеупомянутого представителя, либо совершать конкретные действия от имени миссии.

Статья 15
Орган принимающего государства, с которым ведутся
официальные дела

Все официальные дела с принимающим государством, порученные специальной миссии посылающим государством, ведутся с министерством иностранных дел или через это министерство либо с другим органом принимающего правительства, в отношении которого имеется договоренность.

Статья 16
Правила, касающиеся старшинства

1. Когда две или несколько специальных миссий встречаются на территории принимающего государства или третьего государства, старшинство миссий устанавливается, если нет особого соглашения, в соответствии с алфавитным порядком названий государств, установленных протоколом государства, на территории которого миссии находятся.

2. Старшинство двух или нескольких специальных миссий, встречающихся по случаю церемониального или торжественного события, определяется протоколом принимающего государства.

3. Старшинство членов той же специальной миссии будет таким, как оно сообщено принимающему государству или третьему государству, на территории которого встречаются две или несколько специальных миссий.

Статья 17
Местопребывание специальной миссии

1.Местопребыванием специальной миссии является место, установленное по соглашению между заинтересованными государствами.

2. При отсутствии соглашения местопребыванием специальной миссии является место, где расположено министерство иностранных дел принимающего государства.

3. Если специальная миссия выполняет свои функции в различных местах, заинтересованные государства могут договориться о том, чтобы эта миссия имела несколько мест пребывания, из которых они могут избрать одно в качестве главного местопребывания.

Статья 18
Встреча специальных миссий на территории третьего
государства

1. Специальные миссии двух или нескольких государств могут собраться на территории третьего государства только после получения прямо выраженного согласия этого государства, которое сохраняет за собой право его аннулировать.

2. Давая свое согласие, третье государство может определить условия, которые должны соблюдаться посылающими государствами.

3. Третье государство осуществляет права и берет на себя обязанности принимающего государства по отношению к посылающим государствам в той мере, в какой оно это указывает, давая свое согласие.

Читайте также:
Трансферты населению: что это такое, описание и особенности

Спасательная операция

(англ. salvage operation) – по законодательству РФ о торговое мореплавании любое действие или любая деятельность, предпринимаемые для оказания помощи любому судну или др. имуществу, находящимся в опасности в любых судоходных или иных водах (ст. 337 КТМ РФ*). При этом под имуществом понимается не прикрепленное постоянно и преднамеренно к побережью имущество и фрахт на риске. Спасание судов и др. имущества регулируется правилами гл. XX КТМ РФ. Если Со. осуществляются публичными властями или под их контролем, то спасатели, осуществляющие такие операции, могут воспользоваться правами и средствами защиты, предусмотренными гл. XX КТМ РФ. Публичные власти, обязанные осуществлять Co., могут воспользоваться правами и средствами защиты, предусмотренными гл. XX КТМ РФ, если осуществление Со. не является исполнением ими своих обычных обязанностей.

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

  • Спасательная единица
  • Специализированная медицинская помощь

Смотреть что такое “Спасательная операция” в других словарях:

Спасательная операция — см. Операция спасательная. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

Спасательная операция — (англ. salvage operation) по законодательству РФ о торговое мореплавании любое действие или любая деятельность, предпринимаемые для оказания помощи любому судну или др. имуществу, находящимся в опасности в любых судоходных или иных водах (ст. 337 … Энциклопедия права

Спасательная операция — совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, месту и времени действий, проводимых по поиску и спасанию людей, оказанию пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации из зоны ЧС … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

Спасательная операция — BAIL OUT PACKAGE Действия, предпринятые администрацией Дж. Буша по спасению банковской системы США во время финансового кризиса 2008 г. Правительство выделило $700 млрд. на то, чтобы помочь банкам справиться с катастрофической ситуацией на рынке… … Словарь-справочник по экономике

Спасательная операция на внутренних водных путях — спасательной операцией является любое действие или любая деятельность, предпринимаемые для оказания помощи любому судну или другому имуществу, находящимся в опасности в пределах внутренних водных путей;. Источник: Кодекс внутреннего водного… … Официальная терминология

Спасательная операция на море — 1) спасательной операцией является любое действие или любая деятельность, предпринимаемые для оказания помощи любому судну или другому имуществу, находящимся в опасности в судоходных водах или в любых других водах;. Источник: Кодекс торгового… … Официальная терминология

Аварийно-спасательная операция — см. Операция аварийно спасательная. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

Поисково-спасательная операция — Поисково спасательная операция комплекс мероприятий, направленных на организацию и проведение работ с целью поиска и спасания.[1] Примеры поисково спасательных работ Спасательные и восстановительные работы после террористических актов 11… … Википедия

Поисково-спасательная операция (работа) — комплекс мероприятий, направленных на организацию и проведение работ с целью поиска и спасания;. Источник: Постановление Правительства РФ от 15.07.2008 N 530 (ред. от 25.01.2011) Об утверждении Федеральных авиационных правил поиска и спасания в … Официальная терминология

Аварийно-спасательная операция — совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, месту и времени мероприятий (работ), проводимых разнородными силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

Аварийно-спасательные работы (АСР)

Аварийно-спасательные работы (АСР) – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. Для проведения аварийно-спасательных работ привлекаются силы гражданской обороны в составе подразделений войск гражданской обороны, гражданских организаций гражданской обороны и других формирований.

Проведение аварийно-спасательных работ

Также читайте в материале по ссылке, что такое: Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР)

Цели, задачи и что в себя включают

Аварийно-спасательные работы проводятся в целях розыска и деблокирования пострадавших, оказания им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения.

Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают:

  • разведку маршрутов движения и участков работ;
  • локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;
  • подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате ЧС вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;
  • розыск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений (в т.ч. из заваленных и поврежденных защитных сооружений);
  • подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой;
  • оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения;
  • вывоз (вывод) населения из опасных зон;
  • санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию, дезинфекцию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.
Читайте также:
Учреждения и органы, исполняющие наказания

Причем все эти мероприятия необходимо проводить в максимально сжатые сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожары, взрывы, затопления и т.п.).

К аварийно-спасательным работам относятся:

  1. Горноспасательные работы.
  2. Газоспасательные работы.
  3. Противофонтанные работы.
  4. Поисково-спасательные работы.
  5. Аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров.
  6. Работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
  7. Работы по ликвидации последствий радиационных аварий.
  8. Работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.

Этапы проведения

Аварийно-спасательные работы включают в себя следующие основные этапы:

  • поиск пострадавших;
  • деблокирование пострадавших;
  • оказание пострадавшим первой медицинской помощи;
  • эвакуация пострадавших из зон опасностей (мест блокирования) на пункт сбора.

Поиск пострадавших представляет собой совокупность действий спасателей, направленных на обнаружение, выявление местонахождения и состояния людей, установление с ними связи и определение видов и объемов необходимой помощи.

Деблокирование пострадавших есть совокупность организационных мероприятий и технологических операций, выполняемых спасателями с целью доступа к пострадавшим, извлечения из мест блокирования, организации путей их эвакуации.

Первая медицинская помощь оказывается пострадавшим на месте их деблокирования с целью спасения жизни пострадавших путем устранения воздействия поражающих факторов и приведения пострадавшего в состояние, позволяющее осуществлять эвакуацию из опасной зоны. Оказание медицинской помощи в ряде случаев производят на пункте сбора пострадавших после их эвакуации.

Эвакуация пострадавших из мест блокирования заключается в организованной и быстрой доставке пострадавших в безопасные места, на пункты сбора или лечебные учреждения.

В таблице приведены этапы проведения аварийно спасательных работ и соответствующие им действия.

Обеспечение населения

Первоочередное обеспечение населения – это своевременное удовлетворение основных потребностей населения, пострадавшего от военных действий, и включает в себя медицинское обслуживание, в том числе оказание первой медицинской помощи, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами и предметами первой необходимости.

Более подробно по теме раздела читайте в материале: Организация первоочередного жизнеобеспечения населения.

Средства проведения АСР

Плакат в хорошем качестве для стенда или наглядной информации доступен по кнопке «Скачать» после статьи.

Дорожно-землеройные

  • Экскаваторы (ЕА-17, ЭОВ-4421, АТЕК-4321В, ЭО-4225, ЭО-2621, ЭО-2626 и др.);
  • Бульдозеры (ДЗ-171,4. Т-25,01, БР-1, ДЗ-141 УХЛ, ДЗ-42В, АМКОДОР-872, БКТ-РК 2 и др.);
  • Грейдеры (ДЗ-122, ДЗ-200, ДЗ-98 В.1 и др.);
  • Землеройные машины (МДК-3, БТМ-3, ТМК-2, ТМК-3 и др.).

Для преодоления препятствий

  • Машины разграждения (ИМР-2, ИМР-2М и др.);
  • Путепрокладчики (БАТ-2, ПТК-2 и др.);
  • Мостостроительные установки и комплекты (УСМ-2, КМС-Э и др.);
  • Механизированные мосты (ТММ-3 М1, ПМП и др.);
  • Плавающие гусеничные транспортеры (ПТС-М, ПТС-2, ПТС-3 и др.).

Малая механизация

  • Бетоноломы (ИП-4609, 4613 и др.);
  • Гидробетоноломы (ЭБГ.4601.00.00 и др.);
  • Отбойные молотки (МО-9У, МО-10У и др.);
  • Перфораторы (ИЭ-4713, 4714 и др.);
  • Мотопилы («Дружба», «Урал» и др.);
  • Мотопомпы (МН-13/60, RD 75 и др.);
  • Резаки (ИЭ-21, ШУ-230 и др.);
  • Мотопомпы пожарные (МП-800 Б и др.).

Аварийно-спасательные

  • Аварийно-спасательные машины (АСМ-41-01, АСМ-41-02-27057, ЗИЛ-4906, АСМ-5827-0000010, ЗИЛ-497202 и др.);
  • Аварийно-спасательные мотоциклы (МАС-45-01С, МАС-45-01 М и др.);
  • Аварийно-спасательный инструмент («Эконт», «Медведь» и др.).

Грузоподъемные

  • Краны (КС-2573, КС-3574М, КС-45719-1, КМЦ-10, КС-45721, КС-45721, КС-3578КЗ и др.);
  • Манипуляторы (МКС-4032, БМ-111, МКС-5531 и др.);
  • Подъемники (АПТ-17Э (3307)П-42, АГП-18.02 и др.).

Электроснабжения

  • Передвижные силовые электростанции (ЭД 8 –Т4-1 ВПМ 1, ЭД 30-Т400-1 РПМ 2, ЭД 60-Т 400-РП, ЭД 100-Т 400 РП и др.);
  • Электроагрегаты (АБ 0,5-230-В, АБ 4-230-ВП и др.);
  • Компрессорные станции (ПКСД-5,25 Д, ЗИФ-ПВ-5М, ПР-8, ПВ-10/8 М 1, ПР-12 и др.).

Способы ведения

Учения аэропорту Пулково (г. Санкт-Петербург)

Источник: Федеральный закон РФ от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», гл. 1, п. 4.; постановление Правительства РФ от 28.08.2014 № 867 «Об аварийно-спасательных работах»; постановление Правительства РФ от 14.11.2014 № 1189 «Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, п. 2».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: