Специальная правоспособность: что это такое, описание и особенности

Правоспособность юридического лица. Общая и специальная правоспособность. Ограничение правоспособности юридического лица

Как правило покупатели и продавцы квартир обращаются в агентство недвижимости. Как убедится что это не подстава или шарашкина контора? Как проверить правоспособность юридического лица, и вообще, что такое правоспособность юридического лица?

Правоспособность юридического лица

В целом любая правоспособность – это способность иметь гражданские права и нести обязанности (п. 1 ст. 17 ГК РФ). И как бы это смешно не звучало, это право в виде возможности иметь право.
Согласно ч. 1 ст. 49 ГК РФ, правоспособность юридического лица – это возможность юридического лица иметь гражданские права, равносильные целям его деятельности, в соответствии с учредительными документами (статья 52 ГК РФ), и нести все связанные с этой деятельностью обязанности и ответственность.
Как только в ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц) вносятся сведения о создании юридического лица – возникает его правоспособность, и прекращается она только после внесения в ЕГРЮЛ соответствующих сведений.
Правоспособность юридического лица делится на два вида:
1. Общая или универсальная правоспособность;
2. Специальная правоспособность.
Кроме того, юридическое лицо обладает юридической дееспособностью, то есть способностью своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности, в том числе гражданско-правовую ответственность, говоря обыденным языком заключать договора с юридическими и физическими лицами исполнять обязательства по этим договорам, принимать оплату и т.д.

Общая правоспособность юридического лица

Общая правоспособность юридического лица означает, что все коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий (МУП, ФГУП, (О;К;Р)ГУП), несут гражданские обязанности и гражданские права, необходимые для осуществления всех видов деятельности, не запрещенных законом.
Напомним, что коммерческие организации – это юридические лица, главной целью которых является получение прибыли от своей деятельности.
Общая правоспособность юридического лица дает предприятию возможность самостоятельно выступать в гражданском обороте, нести гражданскую и имущественную ответственность (обособленное имущество).
Универсальная правоспособность характерна для производственных кооперативов и хозяйственных товариществ.

Специальная правоспособность юридического лица

Специальная правоспособность дает возможность юридическому лицу заниматься отдельным видом деятельности на основании специального разрешения (лицензии).
Для примера укажем несколько распространенных видов специальной правоспособности юридического лица относятся:
– разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;
– деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
– деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;
– разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия;
– торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
– деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
– производство лекарственных средств;
– оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений;
– деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом, железнодорожным транспортом и воздушным транспортом пассажиров и опасных грузов;
– деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
– частная охранная деятельность;
– частная детективная (сыскная) деятельность;
– оказание услуг связи;
и много другое.
Полный список видов деятельности юридического лица, подлежащих лицензированию, перечислен в ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”.
Право заниматься специальным видом деятельности возникает у юридического лица с момента получения соответствующей лицензии и прекращается после истечения срока её действия.
За осуществление специальных видов деятельности без лицензии предусмотрена административная ответственность (ст. 14.1 КоАП РФ).

Ограничение правоспособности юридического лица

Ограничение юридического лица в правах осуществляется специальными, уполномоченными на то органами и только в случаях предусмотренных действующим законодательством.
В целом, ограничение правоспособности – это ограничение компетенции юридического лица и его органов. Различают три вида ограничения правоспособности:
1. Прекращение или приостановление деятельности органов юридического лица без возможности восстановления их полномочий;
2. Прекращение или приостановление деятельности органов юридического лица с возможностью восстановления его полномочий;
3. Ограничение полномочий органов юридического лица.
Отличным примером ограничения правоспособности служит п. 3 ст. 15 Земельного Кодекса РФ, который запрещает иностранным юридическим лицам владеть на праве собственности земельным участком, находящимся на приграничной территории (полный перечень установлен Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ).

Правовая экспертиза правоспособности юридического лица и её значение

При заключении сделки с юридическим лицом необходимо проводить правовую экспертизу для определения законности и целесообразности будущей сделки, добросовестности юридического лица-партнера, предупреждения неблагоприятных последствий.
Правовая экспертиза проверит сам факт существования юридического лица, отсутствие ограничения его прав на совершение сделки в законе и в учредительных документах, соответствие его уставных документов действующему законодательству в той или иной области, отсутствие ограничения в правоспособности и дееспособности, подтвердит полномочия доверенных лиц, а также наличие лицензии, если юридическое лицо обязано её иметь.
В случае если юридическим лицом будет совершена сделка, не предусмотренная его учредительными документами, такая сделка может быть признана недействительной, в таком случае к ней будут применены последствия недействительности сделки. Чаще всего, это грозит убытками для обеих сторон.
Прибегнуть к правовой экспертизе юридического лица можно и на стадии судебного разбирательства. Обычно это делается для того чтобы успеть собрать дополнительные доказательства и привести новые доводы, подкрепляющие вашу позицию по делу.

Читайте также:
Эвентуальный умысел: что это такое, описание и особенности

Каждый день в своей повседневной жизни люди сталкиваются с правоспособностью юридических лиц, совершенно не подозревая об этом.
Например заключая договор о продаже Вашей квартиры с какой-либо фирмой, как часто вы задумываетесь, а существует ли она на самом деле. А если и существует, имеет ли она право оказывать услуги по продаже и покупке квартиры или иного недвижимого имущества, зарегистрирована ли она в том-же районе, где проживаете вы или находится отчуждаемая недвижимость, кто является учредителем и совпадают ли фактический и юридический адреса у агентства недвижимости?

При оформлении кредита, в том числе на приобретение недвижимого имущества (ипотеки) банк всегда проверяет ваш паспорт, а как часто вы спрашиваете банк о наличии лицензии?

Мы рекомендуем подходить очень взвешенно к выбору юридического лица-партнера, особенно когда речь идет о крупных и весомых сделках, например в области недвижимости.

Если у Вас возникли сомнения в правоспособности юридического лица наш юрист поможет вам в проведении правовой экспертизы юрлица. Правовая экспертиза проводится только специалистом в области современного права, обладающим необходимыми знаниями, опытом и должным уровнем компетенции.

И напоследок несколько практических советов при выборе агентства недвижимости:

1. Попросите показать свидетельство о государственной регистрации юридического лица. Так вы проверите существует ли это юрлицо, и в каком году оно было создано. 5-7 и более лет достаточный срок – видно что эта фирма не “однодневка”.

2. Если у фирмы чистое прошлое, вам легко предоставят и устав и выписку из ЕГРЮЛ, где вы сможете проверить с какой целью создавалась данная компания – если в видах деятельности перечислено больше 20 – 30 пунктов .

3. Спросите как долго фирма находится по данному адресу, ведь вполне возможно, что кто-то просто купил старую фирму.

Самый простой способ убедится в том что фирма достаточно давно существует – полистать телефонные справочники 5-6 летней давности, если фирма отработала на рынке 5-6 лет это плюс.

На самом деле проверка правоспособности юридического лица весьма не простое занятие, и если вам предлагают что-либо по очень-уж привлекательной цене, а в отношении продавца – юридического лица у вас возникают сомнения – лучше обратиться в юристу.

Специальная правоспособность участника: как подтвердить

На всех участников госзакупок распространяются единые требования, но те, кто занимается бизнесом на основании специальных разрешений, должны документально подтвердить это право. Какие документы нужны в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ — разбираемся в этой статье.

иллюстратор — Маргарита Федосеева

Что такое специальная правоспособность

Чтобы заниматься некоторыми видами бизнеса, нужно соответствие специальным требованиям ( п. 1. ч.1 ст. 31 44-ФЗ ). Если такой бизнес связан с объектом закупки, поставщики должны подтвердить это соответствие определенными документами и включить их в заявку. Другими словами, они должны подтвердить свою специальную правоспособность.

Специальная правоспособность — право заниматься деятельностью, требующей определенных разрешений государства.

Выделение «особой» категории участников может приводить к ограничению конкуренции. Чтобы избежать этого, заказчики должны аккуратно и четко прописывать требования к таким участникам и их документам. Поставщики в свою очередь могут пожаловаться в ФАС на неправомерно установленные требования.

Какие документы требуют от участников

Документы, которые подтверждают специальную правоспособность, можно разделить на четыре типа:

1. Государственная лицензия

Выдачу лицензий регламентируют 99-ФЗ и отраслевые Федеральные законы. Например, лицензия требуется на производство лекарственных средств, образовательную деятельность, частный охранный бизнес, оказание услуг связи. Полный список в ст. 12.

С 2022 года государство перешло на реестровую модель: лицензии уже не выдаются в бумажном виде, а подтверждаются записями из специальных электронных реестров.

Это значит, что поставщик может вести бизнес, требующий лицензии, с момента внесения записи в соответствующий реестр. Реестры публикуются в свободном доступе в интернете.

Для подтверждения специальной правоспособности в закупках по 44-ФЗ поставщик может предоставить копию лицензии, если она выдана до 2022 года, или выписку из реестра лицензий.

В закупках по 223-ФЗ поставщики могут подтвердить свое соответствие декларацией, копиями лицензий и выпиской из реестра. Нужно ориентироваться на требования конкретной закупки, заказчика и его положения о закупках. Введение реестровой модели и новых правил коснулось только закупок у малого и среднего бизнеса (МСП): в заявках участники могут предоставлять только декларацию (действие п. 6 ч. 19.1 ст. 3.4 и пп. «е» п. 9 ч. 19.1 ст. 3.4)

Читайте также:
Таможенные сборы: что это такое, описание и особенности

2. Выписка из реестра членов саморегулируемой организации (СРО)

Чтобы работать в строительстве, энергосбережении, финансах и аудите, компаниям нужно состоять в определенной СРО. Иногда членство в СРО нужно только физлицам — например, в закупках услуг оценщиков или кадастровых инженеров.

СРО должна предоставлять выписку с подтверждением членства за три рабочих дня с момента поступления запроса. Выписка действительна один месяц с даты выдачи ( ч 4. ст. 55.17 ГрК РФ ).

В области строительства предусмотрены исключения для публично-правовых организаций, государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также компаний с долей ГУПов и МУПов более 50%. Им не требуется состоять в СРО при заключении договоров подряда.

Также членство в СРО не нужно при выполнении строительных контрактов до 3 миллионов рублей и контрактов по сносу объектов до 1 миллиона рублей. Такие работы могут выполнять небольшие компании и индивидуальные предприниматели. Они могут участвовать в закупках с большей НМЦК: если в торгах цена снизится до указанных пределов, победителю не потребуется подтверждать членство в СРО.

3. Обязательная аккредитация или допуск

Аккредитация нужна, например, сертифицирующим органам, испытательным лабораториям, операторам транспортного техосмотра. Сюда же можно отнести организации, которые занимаются специальной оценкой условий труда: в их составе должны быть аккредитованные лаборатории.

Порядок аккредитации регулирует 412-ФЗ. Подтвердить аккредитацию можно выпиской из реестра аккредитованных лиц (аттестатом аккредитации).

4. Разрешение обладателя прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД)

Такое разрешение требуется чаще всего для работы с программным обеспечением (ПО), базами данных, информационными системами. Мы уже писали об особенностях нацрежима в закупках ПО по 44-ФЗ, теперь коснемся авторского права.

Документы, которые подтверждают право использовать РИД, могут быть разными: лицензия, лицензионный или сублицензионный договор, партнерское соглашение. Все зависит от того, как автор разрешил использовать РИД и как передаются права. Использование РИД регламентирует ГК РФ ( ст.1229 , ст. 1233 ).

Если владелец прав сам участвует в закупке, он может предоставить свидетельство о государственной регистрации продукта или договор об отчуждении исключительного права.

Требования к документам

Заказчик обязан точно прописать, какие документы участнику нужно предоставить для подтверждения своей правоспособности. Список указывают в документации закупки.

Рассмотрим основные требования к этим документам и особенности их установления.

Требования к гослицензиям

Заказчикам нужно правильно указывать название лицензии и прописывать конкретные виды деятельности, которые в ней перечислены. Вид деятельности должен соответствовать объекту закупки.

Например, фармацевтическая деятельность предполагает разные виды — поставку лекарств и их розничную продажу. Владелец лицензии лишь на торговлю лекарственными препаратами не может заниматься их поставкой. Заказчик обязан не только требовать лицензию на фармацевтическую деятельность, но и точно обозначить отдельные виды работ в рамках лицензии, которые требуются в закупке.

Лицензия может действовать по территориальному принципу. Если бизнес разрешен в одном регионе страны, то для работы в других субъектах потребуется переоформление лицензии. Заказчикам следует указывать место действия лицензии, а поставщикам иметь в виду этот нюанс.

Важно обращать внимание и на срок действия лицензии. Иногда заказчики требуют, чтобы действие лицензии заканчивалось не раньше, чем сроки исполнения контракта. Это незаконно: такие действия ограничивают конкуренцию. Следует учитывать, что бывают автоматически продлеваемые лицензии — например, перечисленные в Приложении 1 к ПП РФ №440 .

Если в закупке только часть работ подлежит лицензированию, участник может привлечь для их выполнения лицензированного субподрядчика. Возможность привлекать субподрядчика должна быть прописана в контракте или договоре.

Например, в Решении от 19 октября 2022 г. N 223ФЗ-818/20 ФАС России признала незаконным требование от участника закупки лицензии МЧС для проведения работ по монтажу, обслуживанию и ремонту средств пожарной безопасности зданий. Предметом закупки были в том числе строительно-монтажные работы, на которые специальное разрешение не требовалась. Требование лицензии на другие виды работ привело к ограничению количества участников.

Требования к членам СРО

Помимо предоставления выписки из реестра членов СРО участники должны подтверждать уровень ответственности — платить взносы в компенсационные фонды (КФ). СРО формирует два типа фондов: КФ возмещения вреда и КФ обеспечения договорных обязательств. Первый фонд пополняется всеми членами СРО, второй — теми, кто заключает договоры конкурентным способом.

ФАС признает нарушением, если в документах закупки заказчик не прописал требования к уровню ответственности участника по КФ возмещения вреда. Как правило, уровень ответственности поставщика не может быть меньше, чем его предложение о цене контракта.

По КФ обеспечения договоров позиция иная: за соотношением общей суммы обязательств по договорам участника и его уровнем ответственности следит сам участник и СРО, в которую он входит. Комиссия заказчика не обязана вести проверку, но зачастую это делает.

Нередко заказчики сводят в один лот несколько видов работ и требуют выписки из реестра СРО на каждый вид. Например, объединяются инженерные работы и подготовка проектной документации. ФАС считает, что требование предоставлять несколько выписок и объединять несколько видов различных работ приводит к ограничению конкуренции.

Читайте также:
Придется ли мне отвечать за подделку подписи?

Так, в Решении от 21 декабря 2022 г. N 223ФЗ-983/20 ФАС России признала неправомерным объединение в один лот разработку проектно-сметной документации, строительно-монтажные работы, а также поставку оборудования. Эти работы функционально не взаимосвязаны и это может ограничивать число участников закупки.

Требования к аккредитациям

Заказчик может требовать аккредитацию, только когда услуги, для оказания которых она нужна, входят в самостоятельный объект закупки. Это касается всех типов аккредитаций — для лабораторий, операторов техосмотра, оценщиков особых условий труда.

Требования к правам на РИД

Если у заказчика нет исключительных прав на использование РИД, он может требовать от участников соответствующее разрешение. Если заказчик владеет продуктом или программой легально, требование все равно нужно установить: правообладатель может ограничить круг лиц, использующих РИД, и поставщик без такого разрешения не подтвердит свою правоспособность.

В некоторых случаях согласие правообладателя не требуется. Они описаны в п. 1. ст. 1229 и ст. 1280 ГК РФ.

Если часть работ или услуг в закупке требует авторского разрешения, а часть нет, то заказчик должен внимательно составить документацию. Требование прав на РИД нужно описать так, чтобы не охватывать работы, на которые согласия правообладателя не требуется.

Мы рассмотрели особенности требований к документам, которыми участники подтверждают специальную правоспособность. Знание этих особенностей поможет поставщикам подавать грамотные заявки, выявлять ошибки и неправомерные требования заказчиков и защищать свои права в ФАС.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике .

Что такое специальная правоспособность участника?

Единые требования распространяются на всех участников госзакупок, но те, кто занимается бизнесом на основании специальных разрешений, должны документально подтвердить это право. Разбираем в этой статье какие документы нужны в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

  1. Понятие «специальная правоспособность»
  2. Документы, которые требуются от участников
  3. Обязательная аккредитация или допуск
  4. Государственная лицензия
  5. Разрешение обладателя прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД)
  6. Выписка из реестра членов саморегулируемой организации (СРО)
  7. Требования к документам
  8. Требования к аккредитациям
  9. Требования к гослицензиям
  10. Требования к членам СРО
  11. Требования к правам на РИД

Понятие «специальная правоспособность»

Соответствие специальным требованиям необходимо для того, чтобы заниматься некоторыми видами бизнеса, а если бизнес связан с объектом закупки, поставщики должны подтвердить это соответствие определенными документами и включить их в заявку. Другими словами, они должны подтвердить свою специальную правоспособность.

К ограничению конкуренции может приводить выделение «особой» категории участников. Чтобы избежать этого, заказчики должны аккуратно и четко прописывать требования к таким участникам и их документам. Поставщики в свою очередь могут пожаловаться в ФАС на неправомерно установленные требования.

Документы, которые требуются от участников

Можно разделить на четыре типа документы, которые подтверждают специальную правоспособность:

Обязательная аккредитация или допуск

Аккредитация нужна, например, сертифицирующим органам, испытательным лабораториям, операторам транспортного техосмотра. Сюда же можно отнести организации, которые занимаются специальной оценкой условий труда: в их составе должны быть аккредитованные лаборатории.

Порядок аккредитации регулирует 412-ФЗ. Подтвердить аккредитацию можно выпиской из реестра аккредитованных лиц (аттестатом аккредитации).

Государственная лицензия

Выдачу лицензий регламентируют 99-ФЗ и отраслевые Федеральные законы. Например, лицензия требуется на:

  • производство лекарственных средств
  • образовательную деятельность
  • частный охранный бизнес
  • оказание услуг связи.

Полный список в ст. 12.

Это значит, что поставщик может вести бизнес, требующий лицензии, с момента внесения записи в соответствующий реестр. Реестры публикуются в свободном доступе в интернете.

Для подтверждения специальной правоспособности в закупках по 44-ФЗ поставщик может предоставить копию лицензии, если она выдана до 2022 года, или выписку из реестра лицензий.

В закупках по 223-ФЗ поставщики могут подтвердить свое соответствие декларацией, копиями лицензий и выпиской из реестра. Нужно ориентироваться на требования конкретной закупки, заказчика и его положения о закупках. Введение реестровой модели и новых правил коснулось только закупок у малого и среднего бизнеса (МСП): в заявках участники могут предоставлять только декларацию (действие п. 6 ч. 19.1 ст. 3.4 и пп. «е» п. 9 ч. 19.1 ст. 3.4)

Разрешение обладателя прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД)

Такое разрешение требуется чаще всего для работы с программным обеспечением (ПО), базами данных, информационными системами.

Теперь коснемся авторского права, документы, которые подтверждают право использовать РИД, могут быть разными:

  • лицензия
  • лицензионный
  • сублицензионный договор
  • партнерское соглашение

Все зависит от того, как автор разрешил использовать РИД и как передаются права. Использование РИД регламентирует ГК РФ (ст.1229, ст. 1233).

Если владелец прав сам участвует в закупке, он может предоставить свидетельство о государственной регистрации продукта или договор об отчуждении исключительного права.

Читайте также:
Судебный пристав-исполнитель: что это такое, описание и особенности

Выписка из реестра членов саморегулируемой организации (СРО)

Чтобы работать в строительстве, энергосбережении, финансах и аудите, компаниям нужно состоять в определенной СРО. Иногда членство в СРО нужно только физлицам — например, в закупках услуг оценщиков или кадастровых инженеров.

СРО должна предоставлять выписку с подтверждением членства за три рабочих дня с момента поступления запроса. Выписка действительна один месяц с даты выдачи (ч 4. ст. 55.17 ГрК РФ).

В области строительства предусмотрены исключения для публично-правовых организаций, государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также компаний с долей ГУПов и МУПов более 50%. Им не требуется состоять в СРО при заключении договоров подряда.

Также членство в СРО не нужно при выполнении строительных контрактов до 3 миллионов рублей и контрактов по сносу объектов до 1 миллиона рублей. Такие работы могут выполнять небольшие компании и индивидуальные предприниматели. Они могут участвовать в закупках с большей НМЦК: если в торгах цена снизится до указанных пределов, победителю не потребуется подтверждать членство в СРО.

Требования к документам

Заказчик обязан точно прописать, какие документы участнику нужно предоставить для подтверждения своей правоспособности. Список указывают в документации закупки.

Рассмотрим основные требования к этим документам и особенности их установления.

Требования к аккредитациям

Заказчик может требовать аккредитацию, только когда услуги, для оказания которых она нужна, входят в самостоятельный объект закупки. Это касается всех типов аккредитаций — для лабораторий, операторов техосмотра, оценщиков особых условий труда.

Требования к гослицензиям

Заказчикам нужно правильно указывать название лицензии и прописывать конкретные виды деятельности, которые в ней перечислены. Вид деятельности должен соответствовать объекту закупки.

Например, фармацевтическая деятельность предполагает разные виды — поставку лекарств и их розничную продажу. Владелец лицензии лишь на торговлю лекарственными препаратами не может заниматься их поставкой. Заказчик обязан не только требовать лицензию на фармацевтическую деятельность, но и точно обозначить отдельные виды работ в рамках лицензии, которые требуются в закупке.

Лицензия может действовать по территориальному принципу. Если бизнес разрешен в одном регионе страны, то для работы в других субъектах потребуется переоформление лицензии. Заказчикам следует указывать место действия лицензии, а поставщикам иметь в виду этот нюанс.

Важно обращать внимание и на срок действия лицензии. Иногда заказчики требуют, чтобы действие лицензии заканчивалось не раньше, чем сроки исполнения контракта. Это незаконно: такие действия ограничивают конкуренцию. Следует учитывать, что бывают автоматически продлеваемые лицензии — например, перечисленные в Приложении 1 к ПП РФ №440.

Если в закупке только часть работ подлежит лицензированию, участник может привлечь для их выполнения лицензированного субподрядчика. Возможность привлекать субподрядчика должна быть прописана в контракте или договоре.

Требования к членам СРО

Помимо предоставления выписки из реестра членов СРО участники должны подтверждать уровень ответственности — платить взносы в компенсационные фонды (КФ). СРО формирует два типа фондов: КФ возмещения вреда и КФ обеспечения договорных обязательств. Первый фонд пополняется всеми членами СРО, второй — теми, кто заключает договоры конкурентным способом.

ФАС признает нарушением, если в документах закупки заказчик не прописал требования к уровню ответственности участника по КФ возмещения вреда. Как правило, уровень ответственности поставщика не может быть меньше, чем его предложение о цене контракта.

По КФ обеспечения договоров позиция иная: за соотношением общей суммы обязательств по договорам участника и его уровнем ответственности следит сам участник и СРО, в которую он входит. Комиссия заказчика не обязана вести проверку, но зачастую это делает.

Нередко заказчики сводят в один лот несколько видов работ и требуют выписки из реестра СРО на каждый вид. Например, объединяются инженерные работы и подготовка проектной документации. ФАС считает, что требование предоставлять несколько выписок и объединять несколько видов различных работ приводит к ограничению конкуренции.

Требования к правам на РИД

Если у заказчика нет исключительных прав на использование РИД, он может требовать от участников соответствующее разрешение. Если заказчик владеет продуктом или программой легально, требование все равно нужно установить: правообладатель может ограничить круг лиц, использующих РИД, и поставщик без такого разрешения не подтвердит свою правоспособность.

В некоторых случаях согласие правообладателя не требуется. Они описаны в п. 1. ст. 1229 и ст. 1280 ГК РФ.

Если часть работ или услуг в закупке требует авторского разрешения, а часть нет, то заказчик должен внимательно составить документацию. Требование прав на РИД нужно описать так, чтобы не охватывать работы, на которые согласия правообладателя не требуется.

Мы рассмотрели особенности требований к документам, которыми участники подтверждают специальную правоспособность. Знание этих особенностей поможет поставщикам подавать грамотные заявки, выявлять ошибки и неправомерные требования заказчиков и защищать свои права в ФАС.

Общая и специальная правоспособность

1.2.2 Общая и специальная правоспособность

Читайте также:
Разглашение сведений о мерах безопасности

Необходимо различать общую и специальную правоспособность: общая – способность к приобретению прав вообще, ею обладают все граждане; специальная – способность к обладанию правами определенного рода. К специальной гражданской правоспособности относятся следующие случаи:

1) возможность обладания на праве собственности определенными видами имущества; например, оружие могут приобрести граждане, достигшие 18 лет;

2) завещательная правоспособность: правом завещать свое имущество обладают только полностью дееспособные лица (п. 2 ст. 1118 ГК).

1.2.3 Равенство правоспособности. Недопустимость ее ограничения

Правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Равенство правоспособности не означает, что сумма гражданских прав, принадлежащих одному гражданину, равна сумме гражданских прав, принадлежащих другому. Равенство правоспособности означает равную возможность в приобретении прав.

В соответствии со ст. 18 ГК граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; выбирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Гражданский кодекс РФ закрепляет общее правило о недопустимости ограничения правоспособности. Исключение могут составлять случаи, прямо названные в законе (п. 1 ст. 22 ГК). К их числу можно отнести:

1) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которое состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью – как вид уголовного наказания (ст. 47 УК);

2) запрет государственному служащему осуществлять предпринимательскую деятельность, приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход (ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. “О государственной гражданской службе Российской Федерации”).

В соответствии с п. 3 ст. 22 ГК полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.

Согласно п. 2 ст. 17 ГК правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. В ряде случаев закон охраняет интересы зачатого, но еще не родившегося ребенка. В силу п. 1 ст. 1116 ГК к наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства. При наличии зачатого, но еще не родившегося наследника раздел наследства может быть осуществлен только после рождения такого наследника. Данные нормы не означают, что правоспособность признается за еще не родившимся ребенком. Если он родится мертвым, его доля делится не между его наследниками, а между наследниками ранее умершего наследодателя, что было бы невозможно, если зачатого ребенка признать субъектом права.

1.3 Дееспособность граждан

1.3.1 Понятие дееспособности

Дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (п. 1 ст. 21 ГК). Дееспособность отличается от правоспособности в двух отношениях. Во-первых, дееспособность предполагает понимание значения своих действий, умение управлять ими и предвидеть их последствия, что не обязательно для правоспособности. Во-вторых, дееспособность состоит в личном осуществлении правоспособности. Они соотносятся друг с другом как действительность и возможность. Недостаток дееспособности восполняется законным представительством, тогда как правоспособность его не допускает.

1.3.2 Момент возникновения дееспособности

Дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. Однако закон знает следующие исключения из этого правила.

1) Вступление в брак. В случае, когда законом допускается вступление в брак до 18 лет (ст. 13 Семейного кодекса), гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.

2) Эмансипация (ст. 27 ГК). Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства – с согласия обоих родителей (усыновителей или попечителя) либо при отсутствии такого согласия – по решению суда. Родители (усыновители и попечитель) не несут ответственности по обязательствам эмансипированного, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда. Эмансипированный обладает в полном объеме гражданскими правами и несет обязанности (в том числе самостоятельно отвечает по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда), за исключением тех прав и обязанностей, для приобретения которых федеральным законом установлен возрастной ценз (например, ст. 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. “Об оружии”).

Читайте также:
Компания существует формально. Пришел штраф из налоговой.

Существуют различные степени дееспособности, которые зависят от возраста человека.

По общему правилу за несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны (ст. 28 ГК).

Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать:

1) мелкие бытовые сделки, под которыми понимаются сделки, заключаемые на небольшую сумму за наличный расчет, исполняемые при их заключении и имеющие целью удовлетворение личных потребностей (покупка продуктов, канцелярских товаров);

2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине.

За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет, отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине. Если малолетний, нуждающийся в опеке, находился в соответствующем воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения или другом аналогичном учреждении, которое в силу закона является его опекуном (ст. 35 ГК), это учреждение обязано возместить вред, причиненный малолетним, если не докажет, что вред возник не по вине учреждения. Если малолетний причинил вред в то время, когда находился под надзором образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществлявшего надзор на основании договора, это учреждение или лицо отвечает за вред (даже если несовершеннолетний причинил вред себе), если не докажет, что вред возник не по его вине в осуществлении надзора (ст. 1073 ГК).

По общему правилу несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителя. Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем (ст. 26 ГК).

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя совершать следующие сделки:

1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;

2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные п. 2 ст. 28 ГК.

Действующее законодательство предусматривает ряд специальных правил о дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. По достижении 16 лет несовершеннолетние вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им при приватизации в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей, попечителей) и органов опеки и попечительства.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность по совершенным ими сделкам, самостоятельно на общих основаниях отвечают за причиненный вред. В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине (пп. 1 и 2 ст. 1074 ГК).

При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме.

Некоторые вопросы специальной правоспособности юридических лиц Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прошин Сергей Николаевич

Статья посвящена некоторым вопросам специальной правоспособности юридических лиц , видам специальной правоспособности , особенностям правоспособности унитарных предприятий .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Прошин Сергей Николаевич

This article is devoted to some issues of special legal capacity of legal entities, kinds of special legal capacity , features of legal capacity of unitary enterprises.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы специальной правоспособности юридических лиц»

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРАВОСПОСОБНОСТИ

ПРОШИН Сергей Николаевич

Аннотация: статья посвящена некоторым вопросам специальной правоспособности юридических лиц, видам специальной правоспособности, особенностям правоспособности унитарных предприятий.

Читайте также:
Складочный капитал: что это такое, описание и особенности

Annotation: this article is devoted to some issues of special legal capacity of legal entities, kinds of special legal capacity, features of legal capacity of unitary enterprises.

Ключевые слова: правоспособность, специальная правоспособность, юридическое лицо, унитарное предприятие.

Key words: legal capacity, special legal capacity, legal entity, unitary enterprise.

Одним из наиболее интересных и спорных вопросов в цивилистической литературе, по мнению многих ученых, является вопрос о видах правоспособности юридического лица. В своих работах М.И. Брагинский1, В.И. Синайский2, Е.А. Суханов3, а также другие авторы по-разному рассматривают правоспособность юридических лиц, уделяя внимание ее пределам, делению на виды, правам и обязанностям, соответствующим целям деятельности.

Действующее законодательство не дает легального определения правоспособности юридического лица, но фактически выделяет два вида такой правоспособности – общую и специальную, а также четко определяет момент возникновения и прекращения гражданской правоспособности любого юридического лица.

Юридические лица, обладающие общей правоспособностью, вправе заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом, и соответственно иметь все гражданские права и исполнять обязанности, предусмотренные законом и иными нормативно-правовыми актами.

Другие юридические лица, обладающие так называемой специальной правоспособностью, вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в их учредительных документах и соответствуют целям их создания. Гражданские права и обязанности таких юридических лиц должны соответствовать их уставной деятельности.

И.В. Петренко, анализируя историческое развитие норм о правоспособности юридического лица, подчеркивает, что первые юридические лица, создаваемые на рубеже Х1Х-ХХ веков, обладали исключительно специальной правоспособностью, получив-

шей в зарубежных правопорядках наименование доктрины ultra vires («сверх силы»). По его мнению, специальная правоспособность юридических лиц была отчасти связана с разрешительным порядком создания юридических лиц и объяснялась искусственной природой юридического лица4.

Большинство российских и зарубежных правоведов XIX в. поддерживали установление определенных границ правоспособности юридического лица.

Так, например, О. Гирке в своем курсе германского частного права, пишет: «Всякая корпорация способна действовать, вызывая при этом правовые последствия только в пределах отмежеванной ей правопорядком жизненной сферы. Каждая корпорация имеет свою особую жизненную цель, каковая цель, в отличие от жизненной цели отдельного человека, составляет предмет правовой нормировки. И общим указанием этой цели, и определением отдельных задач для ее достижения, подлежащих разрешению, вызывается проведение законных и уставных границ корпоративной деятельности: когда эти границы нарушены, пред нами нет действия корпорации в правовом смысле слова»5.

Как подчеркивал В.И. Синайский, юридическое лицо вправе приобретать только те права и обязанности, которые способствуют достижению цели, ради которой такое юридическое лицо создано, т.е. правоспособность юридического лица всегда должна носить специальный характер. «Юридическое лицо, – указывал он, – должно иметь специальную правоспособность, дабы не господствовать над человеком. Это особенно опасно для учреждений, так как в союзах, созданных людьми, они могут господствовать над целью и даже прекращать существова-

1 См.: Брагинский М.И. Юридические лица // Хозяйство и право. 1998. № 3. С. 11-21.

2 См.: Синайский В.И. Русское гражданское право. М.: Статут, 2002. С. 119-121.

3 См.: Гражданское право: в 2 т. Том 1: Учебник / Отв. ред.: проф. Суханов

Е.А. М.: БЕК, 1998. С. 189-190.

4 См.: Петренко RB. Правоспособность общества с ограниченной ответственностью: проблемы правового анализа // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2011. № 1 [электронный ресурс]. URL: http://www.journal-nio.com/ index.php?option=com_content&view=article&id=257&Itemid=82.

5 Gierke O. Deutches Privatrecht, I, 1895. – С. 519.

Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право 45

ние юридического лица, тогда как в учреждениях цель господствует над людьми, и они не могут ее изменять»6. Именно в специальной правоспособности юридического лица ученый видел возможность предупредить злоупотребления в виде использования конструкции юридического лица физическими лицами для достижения своих неправомерных целей.

Пергамент М.Я. приводит ссылки на решения Сената 1882 г., который замечает, что в сфере правовых отношений положение юридического лица как субъекта права отличается от положения лица физического только тем, что деятельность юридического лица ограничивается задачами, которые имелись в виду при его учреждении, и теми изъятиями из общих законов, которые при этом положительно выражены7.

Советское законодательство также уделяло особое внимание таким юридическим лицам, как бюджетные учреждения, обладающим специальной правоспособностью. Свое выражение и закрепление это нашло еще в 1923 году. В силу Постановления СНК РСФСР от 02.01.1923 г. государственные бюджетные учреждения могли заключать сделки, строго соответствующие их деятельности, необходимые для их нормального функционирования и осуществления возложенных на них задач.

Если говорить о гражданском законодательстве того периода, то в нем законодателем практически реализовывается доктрина «ultra vires».

Нормы советского гражданского законодательства, закрепляющие специальный характер правоспособности юридических лиц, по мнению В.П. Грибанова, являлись одним из средств, обеспечивающих выполнение государственных народнохозяйственных планов8. Плановая же экономика, как известно, являлась основой экономического строя советского государства. В соответствии со ст. 26 ГК РСФСР юридические лица обладали гражданской правоспособностью, соответствующей установленным целям их деятельности. Цели деятельности подавляющего большинства организаций определялись государством посредством утверждения их уставов и положений.

Читайте также:
Пособие по временной нетрудоспосо бности

С развитием рыночной организации хозяйства, как справедливо отмечает Е.А. Суханов, целевые ограничения правоспособности юридических лиц весьма отрицательно сказываются на деятельности коммерческих организаций. Кроме того, с формальной стороны такие ограничения легко обходятся закреплением в учредительных документах длинного перечня различных видов деятельно-

6 Синайский В.И. Русское гражданское право. М.: Статут, 2002. С. 119-121.

7 См.: Пергамент М.Я. К вопросу о правоспособности юридического лица. С.-Пб: Типография т-ва «Общественная польза», 1909. С. 20.

8 См.: Грибанов В.П. Юридические лица. М.: Изд-во Московского университета, 1961. С. 26.

сти, которые вправе осуществлять данная организация, да и сами цели деятельности могут быть сформулированы весьма общим образом9.

П. 1 ст. 49 ГК РФ из коммерческих организаций выделяет унитарные государственные и муниципальные предприятия, как обладающие специальной правоспособностью. Возникает вопрос, в чем проявляется специальная правоспособность унитарных предприятий? Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. (в ред. от 2 июля 2010 г.)10 унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Это означает, что унитарные предприятия вправе совершать сделки только в рамках предмета и целей деятельности, установленных собственником передаваемого предприятиям имущества.

По мнению В.Г. Степанова, предметно-целевой способ установления специальной правоспособности унитарного предприятия «не соответствует интересам ни его контрагентов, ни. самого юридического лица. Использование законодателем этого способа влечет возможность оспаривания недобросовестным предприятием любой сделки, мало-мальски не укладывающейся в определение предмета его деятельности, что вряд ли может устроить кредиторов этого предприятия»11.

Фролова А.В. подчеркивает, что последствием нарушения предметно-целевой специальной правоспособности предприятия, в частности нецелевого использования имущества унитарного предприятия, является признание такой сделки недействительной12.

«Арбитражные суды при разрешении споров внимательно и достаточно единообразно отслеживают соблюдение предприятиями принципа специальной правоспособности», – замечает В.Г. Степанов. «Этот принцип ставится судами во главу угла при рассмотрении большинства спорных сделок, сторонами которых являются унитарные предприятия. При этом уже достаточно давно существует практика, в соответствии с которой даже согласие (и в ряде случаев инициатива) собственника на отчуждение имущества не являются обстоятельством, безусловно гарантирующим правомерность соответствующей сделки»13. В качестве примера можно привести дело об отчуждение унитарным предпри-

9 См.: Гражданское право: в 2 т. Том 1: Учебник / Отв. Ред. проф. Суханов Е.А. М.: БЕК, 1998. С. 189-190.

10 СПС «Консультант Плюс»

11 Степанов В.Г. Особенности правового регулирования деятельности унитарных предприятий в деловом обороте // Юрист. 2004. №2 С. 22.

12 См.: Фролова А.В. Правоспособность унитарного предприятия // Законодательство. 2006. № 3 С. 61.

13 Степанов В.Г. Указ. соч. С. 22.

ятием, занимающимся розничной торговлей, помещения магазина. Даже с согласия собственника сделка может рассматриваться как ничтожная, поскольку без соответствующего имущества дальнейшая хозяйственная (уставная) деятельность унитарного предприятия может стать невозможной (Постановление Президиума ВАС РФ от 19 октября 1999 года N 5733/99)14. Аналогичное положение содержится и в п. 10 Постановления Пленумов ВС и ВАС от 29 апреля 2010 года N 10/22, в силу которого «судам необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» совершенные унитарным предприятием сделки, в результате которых предприятие лишено возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом, являются ничтожными, независимо от их совершения с согласия собственника»15.

В юридической литературе выделяют несколько видов специальной правоспособности юридических лиц. Наибольший интерес представляет деление, данное А.В. Емелиным, который выделяет:

1) собственно специальную правоспособность коммерческих организаций, в учредительных документах которых содержится либо определенно исчерпывающий (ограниченный) перечень целей деятельности, либо перечень запрещенных видов деятельности, каждый из которых может быть в любое время изменен учредителями вплоть до наделения организации общей правоспособностью;

2) ограниченную специальную правоспособность унитарных предприятий, некоммерческих и иных организаций, определяемых законом, объем которой определяется целями деятельности, указанными в их учредительных документах, и может изменяться, но лишь в законодательно установленных пределах16.

Емелин А.В. в продолжение первого вида специальной правоспособности рассматривает также так называемую теорию «лицензируемой правоспо-

собности». Гражданский кодекс РФ (п.3 ст.49) закрепляет право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение соответствующей лицензии. Если предположить, что получение лицензии изменяет объем правоспособности организации, то окажется, что этот объем зависит не только от организационноправовой формы юридического лица, но и от количества имеющихся у нее лицензий в каждый конкретный момент времени, то есть может многократно изменяться в течение срока существования организации. По мнению А.В. Емелина, такое понимание специальной правоспособности может привести к полной дестабилизации гражданского оборота в связи с невозможностью определить без тщательного изучения всех имеющихся у организации лицензий точный объем ее правоспособности17.

Читайте также:
Государственные программы поддержки малого предпринимательства

Учитывая изложенное выше, можно сделать следующие выводы:

– специальную правоспособность в основном могут иметь некоммерческие организации, а также коммерческие унитарные государственные и муниципальные предприятия. Кроме того коммерческие организации могут ограничить свою правоспособность в добровольном порядке;

– количество лицензий на занятие определенной деятельностью не является определяющим фактором в установлении объема правоспособности;

– принцип специальной правоспособности основывается на свободном волеизъявлении учредителей юридического лица, которые при создании соответствующего субъекта сами определяют цели и задачи его будущей деятельности;

– специальная правоспособность унитарных предприятий должна не только защищать интересы собственника, но и позволять унитарным предприятиям функционировать более эффективно;

– закрепление специальной правоспособности за унитарными предприятиями позволяет соблюдать интересы учредителей, что зачастую не только оправданно, но и необходимо.

14 [Электронный ресурс]. иИЬ: http://www.pravoteka.ru/pst/535/

15 [Электронный ресурс]. иИЬ: http://mvf.klerk.ru/otvets/otv0133.htm

16 См.: Емелин А.В. Проблемы классификации видов правоспособности и дееспособности юридических лиц в российском гражданском праве //

Юрист. 2000. № 3 С. 9-10. 17 См.: Там же. С. 9-10.

Международное право. Особенная часть

Специальные миссии

Специальная миссия — это временная миссия, по своему характеру представляющая государство, направляемая одним государством в другое с согласия последнего для совместного рассмотрения определенных вопросов или для выполнения в отношении его определенной задачи. В число таких задач могут входить проведение переговоров, вручение документов, предоставление информации или участие в церемонии. В последнее время в международных отношениях широкое распространение получила также практика передачи иностранным официальным лицам посланий через личных представителей глав государств.

Согласно Конвенции о специальных миссиях 1969 г. (Россия в ней не участвует) возможно направление одной и той же специальной миссии в два или несколько государств (ст. 4), общей специальной миссии двумя или несколькими государствами (ст. 5) или направление специальных миссий двумя или несколькими государствами для рассмотрения вопроса, представляющего для них общий интерес (ст. 6).

Направление специальной миссии в другое государство осуществляется по взаимному согласию, предварительно достигнутому через дипломатические или иные каналы. Функции специальной миссии также определяются по согласию между посылающим и принимающим государствами. При этом наличие дипломатических или консульских отношений не является необходимым для посылки или принятия специальной миссии.

Посылающее государство может по своему усмотрению назначить членов специальной миссии, сообщив предварительно принимающему государству всю необходимую информацию о численности и составе специальной миссии, и в частности сообщив имена и должности лиц, которых оно намеревается назначить. Принимающее государство может не дать своего согласия на направление специальной миссии, численность которой оно не считает приемлемой ввиду обстоятельств и условий в принимающем государстве и потребностей данной миссии. Оно может также, не сообщая причин своего отказа, не дать согласия на назначение любого лица в качестве члена специальной миссии.

Специальная миссия состоит из одного или нескольких представителей посылающего государства, из числа которых оно назначает и главу миссии. Ему предоставляются соответствующие полномочия за подписью главы государства, главы правительства или министра иностранных дел, в зависимости от цели и уровня миссии. В специальную миссию может входить дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал. Если члены постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения, находящегося в принимающем государстве, включаются в состав специальной миссии, то они сохраняют свои привилегии и иммунитеты в качестве членов дипломатического представительства или консульского учреждения помимо привилегий и иммунитетов, предоставленных Конвенцией 1969 г. Гражданин принимающего государства может быть назначен в состав специальной миссии лишь с согласия этого государства, которое может быть аннулировано в любое время.

Все официальные дела с принимающим государством, порученные специальной миссии посылающим государством, ведутся с министерством иностранных дел или через это министерство либо с другим органом принимающего правительства, в отношении которого имеется договоренность. Эти органы должны надлежащим образом уведомляться: а) о составе специальной миссии и о любых последующих его изменениях; б) о прибытии и окончательном отбытии членов миссии и о прекращении их функций в миссии; в) о прибытии и окончательном отбытии любого лица, сопровождающего члена миссии; г) о найме и увольнении лиц, проживающих в принимающем государстве в качестве членов миссии или в качестве частного обслуживающего персонала; д) о назначении главы специальной миссии; е) о местонахождении помещений, занимаемых специальной миссией, и личных помещений, пользующихся неприкосновенностью.

Принимающее государство должно предоставить специальной миссии возможности, необходимые для выполнения ее функций, учитывая ее характер и задание. Вместе с тем, как указывается в ст. 12 Конвенции 1969 г., «принимающее государство может влюбое время, не будучи обязанным мотивировать свое решение, уведомить посылающее государство, что какой-либо представитель посылающего государства в специальной миссии или какой-либо из членов ее дипломатического персонала является persona non grata или что любой другой член персонала миссии является неприемлемым. В таком случае посылающее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в миссии. То или иное лицо может быть объявлено persona non grata или неприемлемым до прибытия на территорию принимающего государства».

Читайте также:
Товарищество на вере: что это такое

Функции специальной миссии начинаются с момента установления ею официального контакта с министерством иностранных дел или с другим органом принимающего государства, в отношении которого была достигнута договоренность.

Основаниями для прекращения деятельности специальной миссии могут быть, в частности, соглашение об этом заинтересованных государств, выполнение задачи специальной миссии, истечение срока, установленною для специальной миссии, уведомление посылающего государства о том, что оно прекращает, отзывает специальную миссию или считает ее деятельность прекращенной. При этом разрыв дипломатических или консульских сношений между посылающим и принимающим государствами сам по себе не влечет за собой прекращения деятельности специальных миссий, существующих на момент разрыва сношений.

Специальные миссии: порядок назначения и функционирования

В практике международных отношений широко используются специальные миссии (миссии adhoc) — представители государств, направляемые в другое государство для выполнения конкретных функций (ведение переговоров, вручение документов и т.д.). Дея­тельность специальных миссий регламентируется Венской конвен­цией о специальных миссиях 1969 г. (вступила в силу в 1985 г.). Эту деятельность называют дипломатией ad hoc.

Государство может направить специальную миссию в другое го­сударство с согласия последнего, предварительно полученного через дипломатические или другие согласованные или взаимоприемлемые каналы.

Функции специальной миссии определяются по взаимному согла­сию между посылающим государством и принимающим государст­вом.

Наличие дипломатических или консульских сношений не являет­ся необходимым для посылки или принятия специальной миссии.

Посылающее государство может по своему усмотрению назна­чить членов специальной миссии, сообщив предварительно принима­ющему государству всю необходимую информацию о численности и составе специальной миссии и, в частности, сообщив имена и долж­ности лиц, которых оно намеревается назначить. Принимающее го­сударство может не дать своего согласия на направление специаль­ной миссии, численность которой оно не считает приемлемой ввиду обстоятельств и условий в принимающем государстве и потребностей данной миссии. Оно может также, не сообщая причин своего отказа, не дать согласия на назначение любого лица в качестве члена специ­альной миссии.

Специальная миссия состоит из одного или нескольких предста­вителей посылающего государства, из числа которых это государство может назначить главу миссии. В специальную миссию может также входить дипломатический, административно-технический и обслу­живающий персонал.

Когда члены постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения, находящегося в принимающем госу­дарстве, включаются в состав специальной миссии, они сохраняют свои привилегия и иммунитета в качестве членов дипломатического представительства или консульского учреждения, помимо привиле­гий и иммунитетов, предоставленных Конвенцией 1969 г.

Представители посылающего государства в специальной миссии и члены ее дипломатического персонала в принципе должны быть гражданами посылающего государства.

Граждане принимающего государства не могут назначаться в со­став специальной миссии иначе, как с согласия этого государства, причем это согласие может быть в любое время аннулировано.

Министерство иностранных дел или другой орган принимающего государства, в отношении которого имеется договоренность, уведом­ляется:

о составе специальной миссии и о любых последующих его изме­нениях;

о прибытии и окончательном отбытии членов миссии и о прекра­щении их функций в миссии;

о прибытии и окончательном отбытии любого лица, сопровожда­ющего члена миссии;

о назначении главы специальной миссии;

о местонахождении помещений, занимаемых специальной мис­сией, и личных помещений, пользующихся неприкосновенностью.

Принимающее государство может в любое время, не будучи обя­занным мотивировать свое решение, уведомить посылающее госу­дарство, что какой-либо представитель посылающего государства в специальной миссии или какой-либо из членов ее дипломатического персонала является persona non grata или что любой другой член персонала миссии является неприемлемым. В таком случае посылаю­щее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в миссии. То или иное лицо может быть объявлено persona non grata или неприемлемым до прибытия на территорию принимающего государства.

Функции специальной миссии начинаются с момента установле­ния миссией официального контакта с министерством иностранных дел или с другим органом принимающего государства, в отношении которого имеется договоренность.

Глава специальной миссии или, если посылающее государство такового не назначило, один из представителей посылающего госу­дарства, указанный последним, уполномочен действовать от имени специальной миссии и вести переписку с принимающим государст­вом.

Привилегии и иммунитета миссии и ее членов аналогичны дип­ломатическим.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: