Специальное учебно-воспитательное учреждение: что это значит

Специальное учебно-воспитательное учреждение

(англ. special educational institute) -в РФ специализированное учреждение открытого и закрытого типа органов управления образованием (ст. 15 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»**).

К С.у.-в.у. открытого типа относятся: а) специальные общеобразовательные школы открытого типа; б) специальные профессиональные училища открытого типа; в) др. виды образовательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания. С.у.-в.у. открытого типа: принимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от 8 до 18 лет, требующих специального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет, их родителей или законных представителей; организуют психолого-медико-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними; осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обеспечивают их медицинское обслуживание, получение ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования в соответствии с гос-ными образовательными стандартами; осуществляют функции, предусмотренные подп. 1, 4 и 5 п. 2 ст. 14 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

К С.у.-в.у. закрытого типа относятся: а) специальные общеобразовательные школы закрытого типа; б) специальные профессиональные училища закрытого типа; в) специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа. В С.у.-в.у. закрытого типа в соответствии с Законом РФ «Об образовании»** могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они: не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность; достигли возраста, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 20 УК РФ*, и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими; осуждены за совершение преступления средней тяжести и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 92 УК РФ. Несовершеннолетний может быть помещен в С.у.-в.у. закрытого типа до достижения им возраста 18 лет, но не более чем на 3 года. Срок содержания в таком учреждении также не может превышать максимальный срок наказания, предусмотренный УК РФ за преступление, совершенное соответствующим несовершеннолетним. В С.у.-в.у. закрытого типа не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в таких учреждениях. Перечень этих заболеваний утверждается Правительством РФ.

Примерные положения о С.у.-в.у открытого и закрытого типа утверждаются Правительством РФ. См. также Специализированное учреждение для несовершеннолетних.

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

  • Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подрос
  • Специальные нормы

Полезное

Смотреть что такое “Специальное учебно-воспитательное учреждение” в других словарях:

Специальное учебно-воспитательное учреждение — (англ. special educational institute) в РФ специализированное учреждение открытого и закрытого типа органов управления образованием (ст. 15 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»**). К С.у. в.у.… … Энциклопедия права

Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подрос — СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНО ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ в РФ учреждение, призванное обеспечить психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию, включая коррекцию поведения и адаптацию в обществе, а также … Энциклопедия права

Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подрос — в РФ учреждение, призванное обеспечить психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию, включая коррекцию поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения начального общего, основного общего, среднего (полного)… … Большой юридический словарь

Принудительные меры воспитательного воздействия — меры уголовно правового характера, применяемые к несовершеннолетним, совершившим преступления, в порядке освобождения от уголовной ответственности, освобождения от наказания, либо вместо наказания. Данные меры направлены прежде всего на… … Википедия

Уголовно-правовой режим несовершеннолетних в России — (особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, ювенальное уголовное право) установленный уголовным законодательством России специфический уголовно правовой режим, предусматривающий значительное смягчение репрессивных мер в… … Википедия

Кемеровский район — Кемеровский муниципальный район Герб … Википедия

Читайте также:
Специальный текущий счет: что это значит

Освобождение от наказания( несовершеннолетних) — Применяется в соответствии со статьёй 92, ч. 2 Уголовного кодекса РФ, если несовершеннолетний, осуждённый за совершение преступления средней тяжести, может быть изолирован от общества без применения к нему наказаний в виде ареста или лишения… … Педагогический терминологический словарь

Список школ России, небезопасных в пожарном отношении — По итогам проверки к учебному году МЧС России составило список школ, в которых грубо нарушаются правила пожарной безопасности. Приводим этот список, собранный на основе данных от 20 августа 2010 года. Дальневосточный региональный центр МЧС России … Энциклопедия ньюсмейкеров

Уголовно-правовой режим несовершеннолетних — Специфичные для российского права характеристики уголовно правового режима несовершеннолетних рассматриваются в статье «Уголовно правовой режим несовершеннолетних в России». Уголовно правовой режим несовершеннолетних (особенности уголовной… … Википедия

Щегловское сельское поселение (Кемеровская область) — У этого термина существуют и другие значения, см. Щегловское сельское поселение. Щегловское сельское поселение Страна Россия Статус сельское поселение Входит в … Википедия

Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа

В соответствии с п. 9 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются государственные образовательные организации – специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода, которые:

не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность – на основании постановления судьи;

достигли такого возраста, но не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими – на основании постановления судьи;

осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобождены судом от наказания на основании ч. 2 ст. 92 Уголовного кодекса Российской Федерации в порядке применения принудительной меры воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего – на основании приговора суда.

Не могут быть помещены в такие учреждения несовершеннолетние, имеющие препятствующие их содержанию и обучению в указанных учреждениях заболевания, перечень которых утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 518 и наличие которых установлено в порядке, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 259. Несовершеннолетние с задержкой психического развития или с лёгкой степенью умственной отсталости направляются в учреждения, реализующие адаптированные основные образовательные программы.

Несовершеннолетний может быть направлен в спецучреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года. При необходимости дальнейшего применения этой меры воздействия установленный срок может быть продлён постановлением судьи по месту нахождения учреждения на основании мотивированного представления администрации учреждения, согласованного с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и внесённого не позднее, чем за один месяц до истечения пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении. Общий срок пребывания несовершеннолетнего в нем не может превышать трёх лет.

Учреждения обеспечивают специальные условия содержания, включающие охрану территории и ограничение свободного входа на неё посторонних лиц, личную безопасность и максимальную защищенность несовершеннолетних от негативного влияния, исключение возможности ухода с территории учреждения по собственному желанию, круглосуточное наблюдение и контроль за несовершеннолетними, проведение личного осмотра, осмотра их вещей, почтовых отправлений, ограничение в пользовании средствами мобильной связи и доступе к сети «Интернет», не приводящее к ограничению либо лишению контактов с родителями или иными законными представителями.

В случаях самовольного ухода, невозвращения из отпуска, а также в других случаях несовершеннолетний подлежит возвращению в соответствующее учреждение. Суд на основании представления администрации учреждения, согласованного с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, вправе восстановить срок его пребывания в учреждении.

Читайте также:
Арбитражный суд субъекта РФ

Пребывание несовершеннолетнего в спецучреждении может быть прекращено досрочно на основании постановления судьи по месту нахождения учреждения, вынесенного по результатам рассмотрения мотивированного представления администрации учреждения, ходатайства несовершеннолетнего или его представителя при наличии согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях:

получения заключения психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения о том, что несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия;

выявления у несовершеннолетнего заболевания, препятствующего содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;

перевода несовершеннолетнего в другое учреждение в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации.

При отказе в досрочном прекращении пребывания в учреждении повторное представление либо ходатайство может быть подано в суд не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе.

В случае необходимости завершения освоения образовательных программ или завершения профессионального обучения по истечении срока, установленного судом, либо по достижении несовершеннолетним возраста восемнадцати лет, срок пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа может быть продлён постановлением судьи только на основании ходатайства несовершеннолетнего.

Порядок помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа

Несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет при определенных условиях могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа на основании постановления судьи или приговора суда.

Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (далее – СУВУЗТ) – это образовательные организации для несовершеннолетних с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (ч. 9 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

В СУВУЗТ обеспечиваются, в частности (п. п. 2, 8 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 17.07.2019 № 381):

• условия для получения несовершеннолетними начального, основного, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения;

• психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь, а также реабилитация обучающихся, включая коррекцию поведения и адаптацию в обществе, защиту их прав и законных интересов, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья;

• специальные условия содержания обучающихся, в том числе изоляция, исключающая возможность их ухода по собственному желанию с территории учреждения.

1. Категории несовершеннолетних, которые могут быть помещены в СУВУЗТ

В СУВУЗТ могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода, если они (ч. 2 ст. 92 УК РФ; п. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ):

1) не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

Справка. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет. За отдельные преступления (например, убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, кражу) уголовной ответственности подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 лет (ч. 1, 2 ст. 20 УК РФ).

2) достигли соответствующего возраста, но не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;

3) осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления, но освобождены судом от наказания.

Справка. Преступления средней тяжести и тяжкие преступления

Преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает соответственно пяти и десяти лет лишения свободы.
Тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает соответственно десяти и пятнадцати лет лишения свободы (ч. 3, 4 ст. 15 УК РФ).

Несовершеннолетние могут быть направлены в СУВУЗТ до достижения ими возраста 18 лет, но не более чем на три года (ч. 2 ст. 92 УК РФ; п. 7 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ).

Несовершеннолетние с задержкой психического развития, а также несовершеннолетние с легкой степенью умственной отсталости направляются в СУВУЗТ, реализующие адаптированные основные образовательные программы (п. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ; Приказ Минобрнауки России от 20.02.2014 № 134).

Читайте также:
Государственный социальный стан дарт

В СУВУЗТ не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в таких учреждениях. К данным заболеваниям относятся, в частности, туберкулез и слепота (ч. 3 ст. 92 УК РФ; п. 8 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ; класс I, класс VII Перечня, утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 518).

2. Порядок помещения несовершеннолетнего в СУВУЗТ

Рассмотрим порядок помещения несовершеннолетнего в СУВУЗТ в зависимости от категории несовершеннолетнего.

2.1. Несовершеннолетний, не подлежащий уголовной ответственности

Вопрос о возможности применения к несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности, мер воздействия или возбуждения перед судом ходатайства о помещении этих несовершеннолетних в СУВУЗТ рассматривается комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – комиссия).

Комиссия принимает решение в течение 10 суток со дня получения материалов прекращенного уголовного дела или материалов об отказе в возбуждении уголовного дела (их заверенных копий). Если комиссия принимает решение ходатайствовать перед судом о помещении несовершеннолетнего в СУВУЗТ, она незамедлительно направляет соответствующее постановление и представленные материалы в орган внутренних дел и прокурору (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ).

Для определения возможности помещения несовершеннолетнего в СУВУЗТ проводится его медицинское, в том числе психиатрическое, освидетельствование на основании (п. 3 ст. 26 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ):

1)постановления начальника органа внутренних дел или прокурора – при наличии согласия несовершеннолетнего на освидетельствование либо согласия его родителей (иных законных представителей), если несовершеннолетний не достиг возраста 15 лет;

2)постановления судьи – если несовершеннолетний и (или) его родители (иные законные представители) не дали согласия на освидетельствование.

Также в отношении несовершеннолетнего проводится комплексное обследование психолого-медико-педагогической комиссией на основании постановления начальника органа внутренних дел или прокурора (п. 4.1 ст. 26 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ).

Для рассмотрения вопроса о возможности помещения несовершеннолетнего в СУВУЗТ начальник органа внутренних дел или прокурор направляет в суд по месту жительства несовершеннолетнего следующие документы (п. 1 ст. 27 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ):

1) материалы прекращенного уголовного дела или материалы об отказе в возбуждении уголовного дела (заверенные копии таких материалов);

2) постановление комиссии с ходатайством о направлении несовершеннолетнего в СУВУЗТ;

3) характеристику с места учебы (работы) несовершеннолетнего;

4) акт обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего;

5) справку органа внутренних дел, содержащую сведения о правонарушениях, ранее совершенных несовершеннолетним, и принятых в этой связи мерах воздействия;

6) заключение медицинской организации о состоянии здоровья несовершеннолетнего и возможности его помещения в СУВУЗТ;

7) заключение психолого-медико-педагогической комиссии о результатах комплексного обследования несовершеннолетнего.

Указанные документы должны быть направлены в суд в течение 30 суток со дня вынесения постановления о прекращении уголовного дела или об отказе в его возбуждении. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до 30 суток на основании постановления начальника органа внутренних дел или прокурора (п. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ).

Обратите внимание! Перед направлением в суд документы представляются для ознакомления самому несовершеннолетнему и его родителям (иным законным представителям), которые имеют право, в частности, воспользоваться юридической помощью адвоката, давать объяснения, заявлять ходатайства и обжаловать принятые решения (п. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ).

Материалы рассматриваются судьей в течение 10 суток со дня их поступления в суд. В суд вызываются несовершеннолетний, его родители (иные законные представители) и по усмотрению судьи иные лица. При этом участие прокурора и адвоката в рассмотрении указанных материалов является обязательным (п. п. 1, 2 ст. 28 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ).

По результатам рассмотрения материалов судья выносит постановление, которое подлежит оглашению в судебном заседании. Если принято решение о направлении несовершеннолетнего в СУВУЗТ, в постановлении указывается, в частности, срок применения данной принудительной меры воспитательного воздействия (п. 4, пп. 1 п. 5 ст. 28 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ).

Читайте также:
Зачет встречных требований: что это значит

Обратите внимание! Несовершеннолетний, достигший возраста 14 лет, либо его родители (иные законные представители) или по их просьбе адвокат могут обжаловать в вышестоящем суде постановление судьи в течение 10 суток со дня получения его копии. Если этот срок пропущен по уважительным причинам, он может быть восстановлен судьей или председателем суда по просьбе заинтересованных лиц (п. 1 ст. 30 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ).

2.2. Несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления

Основанием для содержания в СУВУЗТ несовершеннолетнего, осужденного за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления, является приговор суда (пп. 2 п. 5 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ).

При постановлении приговора в отношении несовершеннолетнего подсудимого, совершившего такое преступление, суд обязан решить, в частности, вопрос о возможности освобождения его от наказания. При этом суд может признать достаточным помещение несовершеннолетнего в СУВУЗТ в качестве принудительной меры воспитательного воздействия в целях его исправления (ч. 2 ст. 92 УК РФ; п. 15 ч. 1 ст. 299, ч. 1 ст. 430, ч. 2 ст. 432 УПК РФ).

Обратите внимание! Несовершеннолетние, совершившие отдельные виды преступлений (в том числе похищение человека или кражу, совершенную организованной группой), освобождению от наказания не подлежат (ч. 5 ст. 92, ч. 1 ст. 126, п. “а” ч. 4 ст. 158 УК РФ; ч. 2 ст. 432 УПК РФ).

По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)

Статья 15. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образованием. 1. К специальным учебно-воспитательным учреждениям открытого типа органов управления образованием относятся:

1) специальные общеобразовательные школы открытого типа;
2) специальные профессиональные училища открытого типа;
3) другие виды образовательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания.
2. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:
1) принимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от восьми до восемнадцати лет, требующих специального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, их родителей или иных законных представителей;
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.12.2004 N 150-ФЗ)
2) организуют психолого-медико-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними;
3) осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обеспечивают их медицинское обслуживание, получение ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
4) осуществляют функции, предусмотренные подпунктами 1, 4 и 5 пункта 2 статьи 14 настоящего Федерального закона.
3. К специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого типа органов управления образованием относятся:
1) специальные общеобразовательные школы закрытого типа;
2) специальные профессиональные училища закрытого типа;
3) специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа.
4. В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они:
1) не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
2) достигли возраста, предусмотренного частями первой или второй статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;
3) осуждены за совершение преступления средней тяжести и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации.
5. Основаниями содержания несовершеннолетних в специальных общеобразовательных школах закрытого типа и специальных профессиональных училищах закрытого типа являются:
1) постановление судьи – в отношении лиц, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 4 настоящей статьи;
2) приговор суда – в отношении лиц, указанных в подпункте 3 пункта 4 настоящей статьи.
6. В специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа помещаются несовершеннолетние, имеющие отклонения в развитии и (или) заболевания, вызывающие необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях, на основании документов, указанных в пункте 5 настоящей статьи.
7. Несовершеннолетний может быть направлен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.
Досрочное прекращение пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа либо перевод в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа по основаниям, предусмотренным подпунктом 4 пункта 9 настоящей статьи, осуществляется по постановлению судьи по месту нахождения учреждения на основании совместного представления администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения либо на основании ходатайства несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей при наличии заключения администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.12.2004 N 150-ФЗ)
Продление срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа по истечении срока, установленного судом, в случае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки осуществляется по постановлению судьи по месту нахождения учреждения только на основании ходатайства несовершеннолетнего.
(п. 7 в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ)
8. В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в указанных учреждениях. Перечень таких заболеваний утверждается Правительством Российской Федерации.
9. Администрация специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа в соответствии с уставом указанного учреждения или положением о нем:
1) обеспечивает специальные условия содержания несовершеннолетних, включающие в себя охрану территории указанного учреждения; личную безопасность несовершеннолетних и их максимальную защищенность от негативного влияния; ограничение свободного входа на территорию указанного учреждения посторонних лиц; изоляцию несовершеннолетних, исключающую возможность их ухода с территории указанного учреждения по собственному желанию; круглосуточное наблюдение и контроль за несовершеннолетними, в том числе во время, отведенное для сна; проведение личного осмотра несовершеннолетних, осмотра их вещей, получаемых и отправляемых писем, посылок или иных почтовых сообщений;
2) информирует органы внутренних дел по месту нахождения указанного учреждения и по месту жительства или месту пребывания несовершеннолетних о случаях их самовольного ухода и совместно с органами внутренних дел принимает меры по их обнаружению и возвращению в указанное учреждение;
3) направляет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства или месту пребывания несовершеннолетнего извещение о его выпуске из указанного учреждения не позднее чем за один месяц до выпуска, а также характеристику несовершеннолетнего и рекомендации о необходимости проведения с ним в дальнейшем индивидуальной профилактической работы и оказания ему содействия в трудовом и бытовом устройстве;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
4) готовит совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав представления или заключения в суд по месту нахождения указанного учреждения по вопросам:
(в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 111-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
перевода несовершеннолетних в другие специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в связи с их возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для их исправления и реабилитации;
(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ)
прекращения пребывания несовершеннолетних в указанном учреждении до истечения установленного судом срока, если они ввиду исправления не нуждаются в дальнейшем применении этой меры воздействия либо если у них выявлены заболевания, препятствующие содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа;
(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ)
продления срока пребывания несовершеннолетних в указанном учреждении в случае необходимости завершения их общеобразовательной или профессиональной подготовки;
(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ)
5) осуществляет функции, указанные в подпунктах 2 и 3 пункта 2 настоящей статьи, а также в подпунктах 1, 4 и 5 пункта 2 статьи 14 настоящего Федерального закона.
10. Должностные лица специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также имеют право:
1) проводить личный осмотр несовершеннолетних, осмотр их вещей, получаемых и отправляемых ими писем, посылок или иных почтовых сообщений, территории указанного учреждения, спальных, бытовых, других помещений и находящегося в них имущества в целях выявления и изъятия предметов, запрещенных к хранению в указанных учреждениях, о чем составляется соответствующий акт.
(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ)
Переписка несовершеннолетнего с органами, осуществляющими контроль за деятельностью специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, с судом, прокуратурой, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации цензуре не подлежит. Переписка несовершеннолетнего с адвокатом или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит, за исключением случаев, когда администрация специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц. В этих случаях контроль почтовых, телеграфных или иных сообщений осуществляется по мотивированному решению администрации специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа. Копия такого решения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов соответствующим специальным учебно-воспитательным учреждением закрытого типа;
(абзац введен Федеральным законом от 07.07.2003 N 111-ФЗ)
2) применять в исключительных случаях, когда иные меры не дали результата, в течение минимально необходимого времени меры физического сдерживания (физическую силу) в пределах, не унижающих человеческого достоинства, в целях пресечения совершения несовершеннолетними общественно опасных деяний или причинения ущерба своей жизни или здоровью либо для устранения иной опасности, непосредственно угрожающей охраняемым законом интересам других лиц или государства.
(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ)
О намерении применить меры физического сдерживания (физическую силу) должностные лица специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа обязаны предварительно устно уведомить несовершеннолетних, предоставив им время, достаточное для прекращения противоправных деяний, за исключением случаев, когда промедление в применении этих мер создает непосредственную опасность жизни или здоровью несовершеннолетних либо других лиц или может повлечь иные тяжкие последствия.
О применении к несовершеннолетним мер физического сдерживания (физической силы) должностные лица специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа обязаны незамедлительно уведомить прокурора по месту нахождения указанного учреждения.
11. Должностные лица специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 и подпунктом 3 пункта 6 статьи 13 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.1995 N 420 утверждено Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением. 12. Типовые положения о специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа утверждаются Правительством Российской Федерации.
(п. 12 в ред. Федерального закона от 13.01.2001 N 1-ФЗ)

Читайте также:
Иммунитет военных кораблей: что это значит

Чем занимаются специализированные суды

Специализированные суды — это подкатегория судов общей юрисдикции, которые рассматривают категории дел, нуждающиеся в специализированном подходе. Система создания специализированных судов является шагом к формированию действенного судебного производства, малозатратного, быстрого и эффективного. К юрисдикции таких судов относятся гражданские и уголовные дела, а открываться они могут только как федеральные суды, путем внесения изменений и дополнений в действующий закон о судах.

Преимуществом рассматривания дел в специализированных судах является то, что данный подход будет более неформальным, а нормы процессуального кодекса, впоследствии, станут более приспособленными к правоотношениям материального характера. Наиболее часто, во всех специализированных судах мира, рассматривают военные, налоговые и транспортные дела.

Создание судов со специализациями позволит возникнуть новому порядку судопроизводства, в зависимости от характера дела. Не стоит подчеркивать, что в данном случае, вынесенные определения будут справедливей и достоверней, а судебный процесс будет проходить скорей.

Главным минусом в создании обширной системы специализированных судов, является возникновение сложности распределения дел между специализированными судами и судами общей юрисдикции. В такой путанице, будет трудно разобраться даже юристу. Кроме того, в самом судебном процессе, проводимом в специализированном суде, могут всплыть обстоятельства, которые не входят в компетенцию данного органа, и их рассмотрение станет невозможным. А это, в свою очередь, противоречит одному из главных прав человека — права на справедливое и беспристрастное судебное разбирательство.

На данный момент, единственным специализированным судом среди судов общей юрисдикции является военный суд. Система военных судов является традиционной для России. Главной сферой их деятельности, и тогда, и сейчас, были уголовные дела совершенные военными служащими, а также дела административных правонарушений граждан, проходящих воинскую службу, а также военнослужащих.

Совсем недавно, в системе арбитражных судов возник новый специализированный орган — интеллектуальный суд. Его специализация заключается в судопроизводстве по делам защиты интеллектуальных прав. Он может быть как кассационной инстанцией, так и судом первой инстанции. Специалистами считается, что создание специализированных судов — единственных способ повысить эффективность судебной власти.

Похожие статьи:

Большинство судебных дел рассматривается судами общей юрисдикции, к которым относятся — гражданские и уголовные дела, кроме случаев, когда нарушение возникает в связи с предпринимательской деятельностью, а также рассматривают дела об административных правонарушениях. Суды общей юрисдикции также .

Читайте также:
Устав юридического лица: что это значит

Судом называют государственный орган, осуществляющий судебную ветвь власти. Единственный орган власти, чье предназначение — соблюдение и восстановление справедливости, руководствуясь исключительно Конституцией и действующим законодательством. У некоторых учреждений нет права судебной .

Судебные системы во всех странах имеют очень существенные различия. Например, в России уже в ХХ веке начали проявлять повышенный интерес к судебной ветви. И в том же веке появилась судебная реформа, при которой были поставлены определенные цели и вопросы, где будет находиться судебная власть .

Судом является орган, который претворяет в жизнь правосудие, рассматривая и разрешая, уголовные, административные, гражданские и иные категории дела в процессуальном порядке, установленном законом определенного государства. Следует отметить, что в государствах бывшего союза, которые .

Примирение с потерпевшим — понятие, присутствующее в уголовном и уголовно-процессуальном Кодексах. Подразумевается смягчение вины нарушителя, или его полное освобождение от обвинения, зачастую, вследствие достижения мирной и добровольной договоренности с потерпевшим, и, как правило, возмещение .

Специализированные федеральные суды

В. Руднев, старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат юридических наук.

Статьей 26 Федерального конституционного закона “О судебной системе Российской Федерации” предусмотрено создание новой группы судов – специализированных. В части первой этой статьи указано: “. специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел учреждаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный конституционный закон”. Таким образом, на эти суды возложено разбирательство некоторых категорий дел, и поэтому рассмотрение уголовных дел, дел в порядке конституционного судопроизводства в их компетенцию входить не будет.

К специализированным федеральным судам не относятся военные, арбитражные и некоторые другие суды. Они не являются и чрезвычайными, так как их формирование не обусловлено какими-либо экстремальными обстоятельствами. Эти суды не представляют интересы какого-либо ведомства и не могут быть причислены к специальным, существовавшим ранее. Специализированные суды включены в систему федеральных судов общей юрисдикции, что предусмотрено ст. 4 ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”. Как известно, в районных судах общей юрисдикции уже существует специализация судей по рассмотрению уголовных, гражданских дел. Однако в рамках районного федерального суда невозможно полностью обеспечить специализацию суда и судей, т.к. судьи, рассматривающие, например, гражданские дела, вынуждены рассматривать и уголовные, а также об административных правонарушениях. Такое происходит вследствие неукомплектованности штатов, текучки кадров и т.п. Кроме того, одна из задач, стоящих перед районным федеральным судом, – разбирательство всех дел по обращениям граждан и организаций, относящихся к территории, обслуживаемой данным судом, и подсудных ему.

Читайте также:
Путевой лист индивидуального предпринимателя

Цель специализированных судов заключается в рассмотрении определенных категорий дел, например трудовых споров. Это предполагает специализацию судей, повышение их квалификации, обещает привести к единообразному применению законодательства, к сокращению количества судебных ошибок. Представляется, что специализированные суды объективно смогут улучшить качество рассмотрения дел, способствовать их быстрому разбирательству. Чтобы реализовать их потенциальные преимущества, к судьям, намеревающимся работать в них, следует предъявлять дополнительные требования. Во-первых, они должны обладать углубленными знаниями в некоторых отраслях права, во-вторых, опытом работы в других федеральных судах.

Порядок наделения полномочиями судей специализированных федеральных судов обсуждаемым нами Законом не предусмотрен. Он может быть установлен соответствующим федеральным конституционным законом, регламентирующим деятельность того или иного специализированного суда.

Специализированные суды уже длительное время существуют за рубежом. Так, во многих штатах США действуют суды специальной юрисдикции (либо самостоятельно, либо при окружных судах). Это суды по налогам, по земельным спорам, по претензиям к властям, по делам о наследовании, о нарушении правил дорожного движения и т.п. Важное место среди них занимают суды по делам несовершеннолетних, нередко соединяющие в себе и функции семейных судов . В Норвегии специальные суды рассматривают гражданские и уголовные дела по вопросам, связанным с рыболовством .

Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. М., 1993. С. 185.
Решетников Ф.М. Указ. работа. С. 152.

В России специализированные федеральные суды будут рассматривать по первой инстанции. Судебное разбирательство может происходить как единолично, так и с участием народных заседателей. Обжаловать решения можно будет в вышестоящих федеральных судах общей юрисдикции – верховных судах республик, краевых, областных, в судах городов федерального значения, автономной области, автономных округов, в Верховном Суде РФ. Между тем в юридической литературе отмечается, что “для создания специализированных судов необходима собственная система, отделенная от судов общей юрисдикции, включая кассационные и надзорные инстанции. В противном случае эффект от их создания будет минимальный . В то же время, например в ФРГ, существуют специализированные трудовые суды, состоящие из трех уровней: окружные трудовые суды, земельные трудовые суды, Высший федеральный трудовой суд (г. Кассель) “.

Читайте также:
Сделки с контролируемыми товарами

Черемных Г.Г. Судебная власть в Российской Федерации. М., 1999. С. 107.
Углик Д. Трудовые суды Германии // Российский судья. 1999. С. 45.

Однако Закон “О судебной системе Российской Федерации” создание системы специализированных федеральных судов не предусмотрел. Возможно, в обозримом будущем следует ожидать образования специализированных составов в вышестоящих судах, затем коллегий и вышестоящих федеральных судов второй инстанции.

Специализированные федеральные суды будут рассматривать дела в соответствии с нормами ГПК РСФСР, ГК РФ и т.д. Между тем в связи с созданием этих судов может возникнуть потребность в изменении имеющихся процедур судопроизводства. Более того, не исключено формирование других самостоятельных видов судопроизводства и соответственно возникновение новых видов юстиции, например трудовой. Все это, в конечном счете, должно способствовать совершенствованию законодательства, охраны прав и свобод человека и гражданина.

Судопроизводство и делопроизводство в специализированном суде могут вестись, как в любом другом федеральном суде общей юрисдикции. Вопрос же о государственном языке судопроизводства и делопроизводства будет решен при принятии Федерального конституционного закона “О специализированном федеральном суде” и в определенной степени окажется зависим от местонахождения суда.

Финансирование специализированных судов так же, как и других федеральных судов, должно обеспечить их независимость – оно будет осуществляться на основе утвержденных законом нормативов и должно быть указано отдельными строками в федеральном бюджете.

Организационное обеспечение специализированных судов возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ.

Аппарат специализированного суда будет заниматься обеспечением работы суда и подчиняться председателю суда, может создаваться и такая должность, как администратор суда. Его полномочия необходимо определить в соответствующем законе, регламентирующем деятельность специализированного суда, т.к. полномочия его администратора в Федеральном законе “О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации” не установлены.

Часть вторая ст. 26 Закона “О судебной системе Российской Федерации” предусматривает, что “полномочия, порядок образования и деятельности специализированных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом”. Необходимо подчеркнуть, что никаким другим законом, например гражданско-процессуальным, административно-процессуальным и др., кроме указанного, эти суды не могут быть образованы. В данном Законе будут решаться вопросы о полномочиях того или иного специализированного федерального суда, порядок его образования и деятельности.

Думается, что специализированные суды следует образовать в самое ближайшее время. В их число могли бы войти семейные суды, необходимость создания которых обсуждается уже достаточно долго. Такие суды смогут рассматривать как гражданские, так и административные дела в отношении несовершеннолетних, в частности об установлении опеки, о возмещении материального ущерба, причиненного несовершеннолетними, и другие, за исключением уголовных дел, т.к. специализированные суды не вправе их рассматривать. Идею создания системы ювенальных судов, которая позволит эффективнее защищать права детей, а также бороться с правонарушениями среди несовершеннолетних, поддерживает Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации .

Миронов О.О. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 1998 году. М., 1999. С. 25.

В связи с большим количеством споров о земле возможно образование специализированных земельных судов.

Не исключено образование судов миграционных. Это обусловлено тем, что в РФ наблюдается немалый приток беженцев, вынужденных переселенцев и иных лиц из республик бывшего СССР, а также из других стран.

Читайте также:
Разработка и экспертиза договора

Возможно образование и специализированных трудовых судов, т.к. практике известны многочисленные случаи нарушения трудовых прав граждан.

Созданию и других специализированных судов может способствовать распространение судебного контроля на те новые сферы, которые раньше не были подконтрольны суду. Так, статья 20 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусматривает введение судебного контроля за деятельностью администрации учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и предполагает рассмотрение судом жалоб осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и входящих в уголовно-исполнительную систему. Эти процедуры могут охватываться рамками административного или гражданского судопроизводства. Россия располагает следующими пенитенциарными учреждениями: 731 исправительной колонией, 63 воспитательными колониями для несовершеннолетних, 13 тюрьмами, 178 следственными изоляторами. В них содержится около одного миллиона человек. По количеству осужденных на душу населения Россия занимает первое место в мире. Рассмотрение судом жалоб лиц, находящихся в этих местах, соответствует положениям ст. 46 Конституции РФ. Поэтому возможно введение должности пенитенциарного судьи, что было предусмотрено концепцией судебной реформы в РФ, и создание пенитенциарных судов как одного из видов специализированных судов. (Пенитенциарные суды и пенитенциарные судьи имеются, например, в Польше.)

Рассматривая вопросы создания специализированных судов, необходимо учитывать такие обстоятельства. Как известно, ст. 72 Конституции предусматривает совместное ведение РФ и ее субъектов по вопросам ряда отраслей законодательства, в частности административного, семейного, жилищного. Некоторые из субъектов РФ приняли законы, в какой-то степени регламентирующие правоотношения, возникающие в правоприменительной практике. Тем самым субъекты Федерации в некоторых сферах правового регулирования опережают федеральное законодательство. А специализированные федеральные суды, являясь судами общей юрисдикции, вправе применять в своей деятельности и законы субъектов РФ. Эти положения, а также иные факторы могут повлиять на необходимость создания того или иного специализированного суда. Субъект Федерации вправе в порядке законодательной инициативы обратиться с предложением о создании специализированного федерального суда.

Так, в Москве остро стоит вопрос об образовании жилищных судов, и участники одного из совещаний, которое проводил Комитет муниципального жилья, обратились в городской суд с предложением о создании хотя бы судейских групп, специализирующихся на рассмотрении жилищных дел .

Круглецов Ю. Будут ли жилищные суды? // Московская правда. 1999. 26 февраля.

Решение о создании специализированного федерального суда может исходить и из потребностей нескольких субъектов РФ, т.к. он вправе обслуживать два – три региона. Не исключено создание судебных округов, не совпадающих с административно-территориальным делением. Это повысит независимость судов от исполнительной власти, поспособствует реализации принципа разделения властей, послужит более эффективной защите прав и свобод граждан.

Согласно п. 6 ст. 6 Федерального закона “О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации” Судебный департамент вносит в установленном порядке в Верховный Суд предложения о создании судов. Предложение о создании специализированных судов вправе внести Судебный департамент при Верховном Суде РФ.

В заключение подчеркнем, что создание специализированных федеральных судов может привести к дальнейшей специализации адвокатов.

Вопрос 6. Специализированные федеральные суды.

Конституция РФ и российское судоустройственное законодательство допускают создание специализированных судов. В частности, ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ» предусмотрены специализированные суды, входящие в систему судов общей юрисдикции, специализированные арбитражные суды, Дисциплинарное судебное присутствие.

Указанная норма обозначает потенциальные возможности развития судебной системы РФ. В рамках судебной системы Российской Федерации в целом специализированными судами являются арбитражные суды, представляющие самостоятельную судебную ветвь. Реально действует Дисциплинарное судебное присутствие как специализированный судебный орган, создаваемый на паритетных началах двумя судебными ветвями власти: судами общей юрисдикции и арбитражными судами. В системе арбитражных судов учрежден Суд по интеллектуальным правам, который является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций. Порядок формирования, состав и полномочия Суда по интеллектуальным правам регламентированы Федеральным конституционным законом от 6 декабря 2011 г. № 4-ФКЗ, которым Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» дополнен главой IV.1 Полномочия, порядок образования и деятельности Суда по интеллектуальным правам». Что касается специализированных судов общей юрисдикции, то реально они не созданы, хотя обсуждение вопроса об их создании ведется достаточно активно. Речь, в первую очередь, идет об административных судах. Создание таких судов имеет хорошую перспективу. В юридической литературе и периодической печати ставится вопрос о возрождении судов для несовершеннолетних (ювенальных судов). Кратко рассмотрим сущность обозначенных специализированных судов.

Читайте также:
Персона нон грата: что это значит

Административные суды. Конституция РФ определяет, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118). Таким образом, Конституция создала нормативную базу для формирования специальной системы судов, призванных рассматривать административные дела. Предметом административного судопроизводства являются споры, возникающие в сфере государственной и любой другой публичной власти. Основная масса этих дел – конфликты между гражданами и представителями государственной власти либо местного самоуправления. Кроме того, это – споры органов государственной власти и местного самоуправления между собой. Употребляемое в таком контексте понятие «административные дела» необходимо отличать от понятия «дело об административном правонарушении», и соответственно «административное судопроизводство» от «судопроизводства по делам об административных правонарушениях»[29].

В настоящее время дела, вытекающие из административных отношений, рассматривают в соответствии со своей компетенцией суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Как отмечается в пояснительной записке к проекту ФКЗ «О федеральных административных судах в Российской Федерации» количество подобного рода дел постоянно возрастает. Особенно актуальны дела о спорах между субъектами РФ и органами местного самоуправления, по жалобам о нарушении избирательного законодательства, и некоторые другие. Вследствие сложности названных категорий дел их рассмотрение и правильное разрешение требует высокого профессионализма и специализации судей. Отмечаются жалобы, в которых ставится под сомнение объективность принимаемых решений по делам об обжаловании действий высших должностных лиц субъектов федерации, поскольку суды находятся под их определенным влиянием[30].

Основная идея создания административных судов состоит в том, чтобы, во-первых, максимально обеспечить их независимость от органов власти за счет создания системы судов, не совпадающих с административно-территориальным делением. В системе административных судов предполагается создание четырех звеньев, в том числе низшее звено – межрайонные суды (до 500 судов), а также окружные суды (21 суд), чья юрисдикция распространяется на нескольких субъектов федерации. Кроме того, предполагается создание судебных коллегий по административным делам в составе областных, краевых и равных им судов общей юрисдикции. В Верховном Суде РФ Судебная коллегия по административным делам создана в 2011 г. с принятием ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»; во-вторых, разработать самостоятельных порядок административного судопроизводства, который должен отличаться от процедуры гражданского судопроизводства.

В печати опубликован законопроект Кодекса административного судопроизводства РФ и комментарии к нему, в которых обращается внимание на предусмотренные процедурные особенности. Например, подчеркивается, что ради реального обеспечения равноправия сторон предусмотрена активная поддержка гражданина как участника спора: судам дана возможность оказывать гражданину содействие в реализации его процессуальных прав. Для обеспечения равных возможностей гражданина и государственного органа в судебном заседании предусмотрено, что граждане все дела по второй инстанции, а в окружных судах и в Верховном суде РФ и по первой инстанции, ведут только через своих представителей – адвокатов. Если гражданин затрудняется пригласить адвоката, участие адвоката обеспечивается судом. Государственный орган может быть представлен либо штатным юристом учреждения, либо адвокатом. Таким образом, исключается появление в суде высоких должностных лиц, которые могут своим авторитетом оказать давление на суд[31].

Противники создания самостоятельной системы административных судов указывают на то, что такое решение потребует значительных материальных затрат, и, самое главное, повлечет отдаление судов от большинства населения, проживающего в тех районах, городах, в которых административных судов не будет. Таким образом, создание межрайонных судов не облегчит, а затруднит гражданам реализацию права на судебную защиту[32]. В этой связи предлагается исходить из смешанного принципа построения системы административных судов: первое звено должно совпадать с административно-территориальным делением, а второе – апелляционные административные суды – может быть представлено межрайонными судами[33].

Все обозначенные аргументы как в пользу, так и против создания системы административных судов, а также исторический опыт[34] должны быть тщательно изучены для того, чтобы принятое решение оказалось оптимальным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: