Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подрос

Статья 15. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в наименование статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

Статья 15. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона

1. Утратил силу с 1 января 2013 г.

Информация об изменениях:
Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 8 июля 2018 г. – Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

2. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами указанных учреждений:

Информация об изменениях:

Подпункт 1 изменен с 8 июля 2018 г. – Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

1) принимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от восьми до восемнадцати лет, требующих специального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и при наличии согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, а также согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет;

2) организуют психолого-медико-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в подпункт 3 пункта 2 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения

3) осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществляют их медицинское обеспечение, получение ими начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

4) осуществляют функции, предусмотренные подпунктами 1, 4 и 5 пункта 2 статьи 14 настоящего Федерального закона.

3. Утратил силу с 1 января 2013 г.

Информация об изменениях:
Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт 4 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

4. В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с законодательством об образовании могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они:

1) не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

2) достигли возраста, предусмотренного частями первой или второй статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 427-ФЗ в подпункт 3 пункта 4 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения

3) осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт 5 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

5. Основаниями содержания несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа являются:

1) постановление судьи – в отношении лиц, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 4 настоящей статьи;

2) приговор суда – в отношении лиц, указанных в подпункте 3 пункта 4 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ пункт 6 статьи 15 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г.

6. В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, реализующие адаптированные основные образовательные программы, помещаются отдельные категории несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья или несовершеннолетних, имеющих заболевания, вызывающие необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях, на основании документов, указанных в пункте 5 настоящей статьи.

Категории несовершеннолетних, направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, реализующие адаптированные основные образовательные программы, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 8 июля 2018 г. – Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

7. Несовершеннолетний может быть направлен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.

Продление срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа по истечении срока, установленного судом, в случае необходимости дальнейшего применения этой меры воздействия к несовершеннолетнему осуществляется по постановлению судьи по месту нахождения учреждения на основании мотивированного представления администрации учреждения, согласованного с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения и внесенного не позднее чем за один месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении. При этом общий срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не может превышать трех лет.

Читайте также:
Судебный поединок: что это такое, описание и особенности

В случае необходимости завершения освоения несовершеннолетним соответствующих образовательных программ или завершения профессионального обучения продление срока пребывания его в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа по истечении срока, установленного судом, либо по достижении несовершеннолетним возраста восемнадцати лет осуществляется по постановлению судьи по месту нахождения учреждения только на основании ходатайства несовершеннолетнего.

Досрочное прекращение пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае, если по заключению психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия или у него выявлены заболевания, препятствующие содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, либо его перевод в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации осуществляется по постановлению судьи по месту нахождения учреждения на основании мотивированного представления администрации учреждения, согласованного с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения, либо на основании ходатайства несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей при наличии заключения администрации учреждения, согласованного с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения.

Мотивированное представление администрации учреждения, согласованное с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, либо ходатайство несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей о досрочном прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа может быть направлено в суд по месту нахождения учреждения по истечении не менее шести месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в указанное учреждение.

В случае отказа суда в досрочном прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа повторное представление либо ходатайство может быть подано в суд не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа.

В случаях самовольного ухода несовершеннолетнего из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, невозвращения его в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в указанном учреждении суд по месту нахождения специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа на основании представления администрации учреждения, согласованного с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения, вправе восстановить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа.

Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа прекращается в день истечения установленного судом срока его пребывания в указанном учреждении.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 8 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

8. В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в указанных учреждениях. Перечень таких заболеваний утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

ГАРАНТ:

См. Правила медицинского освидетельствования несовершеннолетнего на наличие или отсутствие у него заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 259

О содержании и обучении несовершеннолетних, имеющих заболевания, в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа см. письмо Минобразования РФ от 19 сентября 2003 г. N 1454/26-5

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 319-ФЗ статья 15 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 8.1, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

8.1. Переписка несовершеннолетнего с органами, осуществляющими контроль за деятельностью специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, судом, прокуратурой, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченным по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, общественной наблюдательной комиссией, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, цензуре не подлежит. Корреспонденция несовершеннолетних, адресованная указанным органам и должностным лицам, не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляется по принадлежности.

Переписка несовершеннолетнего с адвокатом или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит, за исключением случаев, когда администрация специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц. В этих случаях контроль почтовых, телеграфных или иных сообщений осуществляется по мотивированному решению администрации специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа. Копия такого решения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов соответствующим специальным учебно-воспитательным учреждением закрытого типа.

Проведение беседы членами общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, с несовершеннолетними по вопросам обеспечения их прав в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа осуществляется в условиях, позволяющих представителю администрации специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа видеть их, но не слышать.

Информация об изменениях:

Пункт 9 изменен с 8 июля 2018 г. – Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

Читайте также:
Право собственности на жилое поме щение

9. Администрация специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом указанного учреждения:

Информация об изменениях:

Подпункт 1 изменен с 8 июля 2018 г. – Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

1) обеспечивает специальные условия содержания несовершеннолетних, включающие в себя охрану территории указанного учреждения; личную безопасность несовершеннолетних и их максимальную защищенность от негативного влияния; ограничение свободного входа на территорию указанного учреждения посторонних лиц; изоляцию несовершеннолетних, исключающую возможность их ухода с территории указанного учреждения по собственному желанию; круглосуточное наблюдение и контроль за несовершеннолетними, в том числе во время, отведенное для сна; проведение личного осмотра несовершеннолетних, осмотра их вещей, получаемых и отправляемых писем, посылок или иных почтовых сообщений; ограничение в пользовании средствами сотовой (мобильной) связи, в том числе в доступе к информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, не приводящее к ограничению либо лишению контактов несовершеннолетних с родителями или иными законными представителями;

2) информирует органы внутренних дел по месту нахождения указанного учреждения и по месту жительства или месту пребывания несовершеннолетних о случаях их самовольного ухода и совместно с органами внутренних дел принимает меры по их обнаружению и возвращению в указанное учреждение;

3) направляет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства или месту пребывания несовершеннолетнего извещение о его выпуске из указанного учреждения не позднее чем за один месяц до выпуска, а также характеристику несовершеннолетнего и рекомендации о необходимости проведения с ним в дальнейшем индивидуальной профилактической работы и оказания ему содействия в трудовом и бытовом устройстве;

Информация об изменениях:

Подпункт 4 изменен с 8 июля 2018 г. – Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

4) готовит мотивированное представление или заключение в суд по месту нахождения указанного учреждения, подлежащие согласованию с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, по вопросам:

продления срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении;

прекращения пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении до истечения установленного судом срока;

перевода несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа;

восстановления срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении;

5) осуществляет функции, указанные в подпунктах 2 и 3 пункта 2 настоящей статьи, а также в подпунктах 1, 4 и 5 пункта 2 статьи 14 настоящего Федерального закона.

10. Должностные лица специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также имеют право:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ в подпункт 1 пункта 10 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения

1) проводить личный осмотр несовершеннолетних, осмотр их вещей, получаемых и отправляемых ими писем, посылок или иных почтовых сообщений, территории указанного учреждения, спальных, бытовых, других помещений и находящегося в них имущества в целях выявления и изъятия предметов, запрещенных к хранению в указанных учреждениях, о чем составляется соответствующий акт.

Информация об изменениях:

2) применять в исключительных случаях, когда иные меры не дали результата, в течение минимально необходимого времени меры физического сдерживания (физическую силу) в пределах, не унижающих человеческого достоинства, в целях пресечения совершения несовершеннолетними общественно опасных деяний или причинения ущерба своей жизни или здоровью либо для устранения иной опасности, непосредственно угрожающей охраняемым законом интересам других лиц или государства.

О намерении применить меры физического сдерживания (физическую силу) должностные лица специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа обязаны предварительно устно уведомить несовершеннолетних, предоставив им время, достаточное для прекращения противоправных деяний, за исключением случаев, когда промедление в применении этих мер создает непосредственную опасность жизни или здоровью несовершеннолетних либо других лиц или может повлечь иные тяжкие последствия.

О применении к несовершеннолетним мер физического сдерживания (физической силы) должностные лица специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа обязаны незамедлительно уведомить прокурора по месту нахождения указанного учреждения.

11. Должностные лица специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 и подпунктом 3 пункта 6 статьи 13 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Пункт 12 изменен с 6 августа 2019 г. – Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

12. Порядок организации и осуществления деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением

àСпециальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением призвано обеспечить их психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования (10, 5).

Настоящее Типовое положение распространяется на следующие виды учреждений:

– специальную общеобразовательную школу;

– специальное профессионально-техническое училище;

– специальную (коррекционную) общеобразовательную школу и специальное (коррекционное) профессионально-техническое училище для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших общественно опасные деяния.

Читайте также:
Счет онкольный: что это такое, описание и особенности

Учреждение создается учредителем в установленном порядке и регистрируется в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами местного самоуправления.

Как правило, создаются отдельные учреждения для мальчиков и для девочек. При наличии соответствующих условий возможно создание смешанных учреждений с совместным содержанием и обучением мальчиков и девочек.

ýУчреждение может быть открытого или закрытого типа.

ÝУчреждение открытого типа выполняет функции профилактического учреждения и создается для детей и подростков:

Ý с устойчивым противоправным поведением;

Ý подвергшихся любым формам психологического насилия;

Ý отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями.

ÝУчреждение закрытого типа создается для несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода. В учреждениях закрытого типа создается режимная (вспомогательная) служба, обеспечивающая специальные условия содержания воспитанников (охрана территории, временная изоляция воспитанников, круглосуточное наблюдение и контроль за воспитанниками и др.).

Учреждение закрытого типа может быть только государственным.

ÝНесовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, совершившие общественно опасные деяния, по решению суда направляются в учреждение закрытого типа.

ÝВ учреждение открытого типа принимаются дети и подростки в возрасте от 8 до 18 лет при заключении психолого-медико-педагогической консультации, рекомендации комиссии по делам несовершеннолетних по месту их жительства, заявления родителей (лиц, их заменяющих) и согласия подростка старше 15 лет.

àСодержание общего образования определяется образовательными программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми учреждением самостоятельно с учетом государственных образовательных стандартов.

В соответствии с установленными целями и задачами в учреждении создаются условия для реализации дополнительных образовательных программ: занятий спортом, искусством, ремеслами.

àСпециальная общеобразовательная школа при наличии соответствующей лицензии может осуществлять профессиональную подготовку, имеющую целью ускоренное приобретение воспитанниками трудовых навыков, необходимых для выполнения определенной работы.

Порядок помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа

Несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет при определенных условиях могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа на основании постановления судьи или приговора суда.

Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (далее – СУВУЗТ) – это образовательные организации для несовершеннолетних с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (ч. 9 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

В СУВУЗТ обеспечиваются, в частности (п. п. 2, 8 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 17.07.2019 № 381):

• условия для получения несовершеннолетними начального, основного, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения;

• психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь, а также реабилитация обучающихся, включая коррекцию поведения и адаптацию в обществе, защиту их прав и законных интересов, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья;

• специальные условия содержания обучающихся, в том числе изоляция, исключающая возможность их ухода по собственному желанию с территории учреждения.

1. Категории несовершеннолетних, которые могут быть помещены в СУВУЗТ

В СУВУЗТ могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода, если они (ч. 2 ст. 92 УК РФ; п. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ):

1) не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

Справка. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет. За отдельные преступления (например, убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, кражу) уголовной ответственности подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 лет (ч. 1, 2 ст. 20 УК РФ).

2) достигли соответствующего возраста, но не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;

3) осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления, но освобождены судом от наказания.

Справка. Преступления средней тяжести и тяжкие преступления

Преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает соответственно пяти и десяти лет лишения свободы.
Тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает соответственно десяти и пятнадцати лет лишения свободы (ч. 3, 4 ст. 15 УК РФ).

Несовершеннолетние могут быть направлены в СУВУЗТ до достижения ими возраста 18 лет, но не более чем на три года (ч. 2 ст. 92 УК РФ; п. 7 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ).

Несовершеннолетние с задержкой психического развития, а также несовершеннолетние с легкой степенью умственной отсталости направляются в СУВУЗТ, реализующие адаптированные основные образовательные программы (п. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ; Приказ Минобрнауки России от 20.02.2014 № 134).

Читайте также:
Обвал рубля и предполагаемая реакция форекс-брокеров

В СУВУЗТ не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в таких учреждениях. К данным заболеваниям относятся, в частности, туберкулез и слепота (ч. 3 ст. 92 УК РФ; п. 8 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ; класс I, класс VII Перечня, утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 518).

2. Порядок помещения несовершеннолетнего в СУВУЗТ

Рассмотрим порядок помещения несовершеннолетнего в СУВУЗТ в зависимости от категории несовершеннолетнего.

2.1. Несовершеннолетний, не подлежащий уголовной ответственности

Вопрос о возможности применения к несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности, мер воздействия или возбуждения перед судом ходатайства о помещении этих несовершеннолетних в СУВУЗТ рассматривается комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – комиссия).

Комиссия принимает решение в течение 10 суток со дня получения материалов прекращенного уголовного дела или материалов об отказе в возбуждении уголовного дела (их заверенных копий). Если комиссия принимает решение ходатайствовать перед судом о помещении несовершеннолетнего в СУВУЗТ, она незамедлительно направляет соответствующее постановление и представленные материалы в орган внутренних дел и прокурору (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ).

Для определения возможности помещения несовершеннолетнего в СУВУЗТ проводится его медицинское, в том числе психиатрическое, освидетельствование на основании (п. 3 ст. 26 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ):

1)постановления начальника органа внутренних дел или прокурора – при наличии согласия несовершеннолетнего на освидетельствование либо согласия его родителей (иных законных представителей), если несовершеннолетний не достиг возраста 15 лет;

2)постановления судьи – если несовершеннолетний и (или) его родители (иные законные представители) не дали согласия на освидетельствование.

Также в отношении несовершеннолетнего проводится комплексное обследование психолого-медико-педагогической комиссией на основании постановления начальника органа внутренних дел или прокурора (п. 4.1 ст. 26 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ).

Для рассмотрения вопроса о возможности помещения несовершеннолетнего в СУВУЗТ начальник органа внутренних дел или прокурор направляет в суд по месту жительства несовершеннолетнего следующие документы (п. 1 ст. 27 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ):

1) материалы прекращенного уголовного дела или материалы об отказе в возбуждении уголовного дела (заверенные копии таких материалов);

2) постановление комиссии с ходатайством о направлении несовершеннолетнего в СУВУЗТ;

3) характеристику с места учебы (работы) несовершеннолетнего;

4) акт обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего;

5) справку органа внутренних дел, содержащую сведения о правонарушениях, ранее совершенных несовершеннолетним, и принятых в этой связи мерах воздействия;

6) заключение медицинской организации о состоянии здоровья несовершеннолетнего и возможности его помещения в СУВУЗТ;

7) заключение психолого-медико-педагогической комиссии о результатах комплексного обследования несовершеннолетнего.

Указанные документы должны быть направлены в суд в течение 30 суток со дня вынесения постановления о прекращении уголовного дела или об отказе в его возбуждении. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до 30 суток на основании постановления начальника органа внутренних дел или прокурора (п. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ).

Обратите внимание! Перед направлением в суд документы представляются для ознакомления самому несовершеннолетнему и его родителям (иным законным представителям), которые имеют право, в частности, воспользоваться юридической помощью адвоката, давать объяснения, заявлять ходатайства и обжаловать принятые решения (п. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ).

Материалы рассматриваются судьей в течение 10 суток со дня их поступления в суд. В суд вызываются несовершеннолетний, его родители (иные законные представители) и по усмотрению судьи иные лица. При этом участие прокурора и адвоката в рассмотрении указанных материалов является обязательным (п. п. 1, 2 ст. 28 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ).

По результатам рассмотрения материалов судья выносит постановление, которое подлежит оглашению в судебном заседании. Если принято решение о направлении несовершеннолетнего в СУВУЗТ, в постановлении указывается, в частности, срок применения данной принудительной меры воспитательного воздействия (п. 4, пп. 1 п. 5 ст. 28 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ).

Обратите внимание! Несовершеннолетний, достигший возраста 14 лет, либо его родители (иные законные представители) или по их просьбе адвокат могут обжаловать в вышестоящем суде постановление судьи в течение 10 суток со дня получения его копии. Если этот срок пропущен по уважительным причинам, он может быть восстановлен судьей или председателем суда по просьбе заинтересованных лиц (п. 1 ст. 30 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ).

2.2. Несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления

Основанием для содержания в СУВУЗТ несовершеннолетнего, осужденного за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления, является приговор суда (пп. 2 п. 5 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ).

При постановлении приговора в отношении несовершеннолетнего подсудимого, совершившего такое преступление, суд обязан решить, в частности, вопрос о возможности освобождения его от наказания. При этом суд может признать достаточным помещение несовершеннолетнего в СУВУЗТ в качестве принудительной меры воспитательного воздействия в целях его исправления (ч. 2 ст. 92 УК РФ; п. 15 ч. 1 ст. 299, ч. 1 ст. 430, ч. 2 ст. 432 УПК РФ).

Читайте также:
Списки избирателей: что это такое, описание и особенности

Обратите внимание! Несовершеннолетние, совершившие отдельные виды преступлений (в том числе похищение человека или кражу, совершенную организованной группой), освобождению от наказания не подлежат (ч. 5 ст. 92, ч. 1 ст. 126, п. “а” ч. 4 ст. 158 УК РФ; ч. 2 ст. 432 УПК РФ).

По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)

Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей

Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей можно разделить на следующие виды:

  • специальные общеобразовательные школы;
  • специальные профессиональные училища;
  • специальные (коррекционные) общеобразовательные школы и специальные (коррекционные) профессиональные училища для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших общественно опасные деяния.

Как правило, создаются отдельные учреждения для мальчиков и для девочек. Однако при наличии соответствующих условий возможно создание смешанных учреждений с совместным содержанием и обучением мальчиков и девочек.

Учреждения могут быть открытого и закрытого типа.

Основной функцией специального учебно-воспитательного учреждения для несовершеннолетних правонарушителей является обеспечение их психологической, медицинской и социальной реабилитацией, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования.

Учреждение открытого типа выполняет профилактическую функцию и создается для детей и подростков:

  • с устойчивым противоправным (девиантным) поведением;
  • подвергшихся любым формам психологического насилия;
  • отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями.

Учреждение открытого типа может быть государственным, муниципальным или негосударственным.

Учреждение закрытого типа создается для несовершеннолетних с делинквентным поведением, т.е. совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода. Учреждение закрытого типа может быть только государственным.

Использование специальных учебных заведений в профилактике правонарушений несовершеннолетних – одно из направлений деятельности органов внутренних дел.

Основной задачей указанных учреждений является коррекция поведения, обучение и подготовка к общественно полезной деятельности несовершеннолетних путем применения к воспитанникам педагогических методов с обязательным охватом общеобразовательным и профессиональным обучением и привлечением их к труду. При этом проведение воспитательной, культурно-массовой и спортивной работы сочетается с определенным режимом содержания.

Обязательным условием для направления несовершеннолетних в специальные учебные заведения является постановка на учет и проведение профилактической работы по месту их жительства со стороны сотрудников органов внутренних дел соответствующего уровня (района, города и т.д.). Эти функции выполняют отделы по профилактике правонарушений несовершеннолетних (ОППН), которые есть в структуре Управлений внутренних дел всех уровней.

В том случае, если возникает необходимость направления несовершеннолетнего правонарушителя в специальное учебное заведение, сотрудники ОППН оформляют заявку на получение путевки для такого ребенка, которая направляется в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при соответствующей Администрации (районной, городской и др.). Комиссия рассматривает заявку, выносит постановление о направлений несовершеннолетнего правонарушителям специальное учреждение (11-14 лет – в специальные школы, 14-18 лет – в специальные профессиональные училища) и выписывает ему путевку.

Направление подростков в специальные учебные заведения осуществляется через Центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП) после получения путевки. С целью предупреждения правонарушений со стороны несовершеннолетних в период ожидания путевок используется предусмотренная Положением о комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав возможность содержания их в Центрах временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей до 60 суток. То есть несовершеннолетние помещаются в ЦВИНПы не после получения путевки, а с момента направления заявки, что, в свою очередь, позволяет освободить ОППНы от контроля за ребенком в этот период.

Сотрудник ОППН Управления внутренних дел, в чьи функциональные обязанности входит взаимодействие со специальными учебными заведениями, изучает личные дела подростков, проводит беседы с ними в Центре временной изоляции, поддерживает связь с родителями.

После получения путевки сотрудники ОППН доставляют ребенка в специальное учебное заведение, куда он направлен, а затем в течение всего периода его пребывания в этом учреждении осуществляют непосредственное взаимодействие с педагогическим коллективом и воспитанником в ходе выездов в специальное учебное заведение, контроль за оформлением личного дела на подростка, оказание практической помощи в его розыске и возвращении, если он самовольно оставил учебное заведение, а также принимают участие в выпуске воспитанника^ в том числе в реабилитационный отпуск.

Реабилитационный отпуск является одним из действенных и опробованных средств по подготовке воспитанника к жизни за пределами специального учебного заведения. Если воспитанник, находясь в специальном учебном заведении, не допускает нарушений дисциплины, выполняет требования педагогов, то, по согласованию с Управлением внутренних дел, он может быть направлен в реабилитационный отпуск сроком от 3 до 6 месяцев. Все это время он находится под контролем сотрудника ОППН, который следит за его поведением, а по окончании обозначенного срока готовит на данного подростка объективную характеристику, на основании которой администрация принимает окончательное решение о выпуске подростка из специального учебного заведения. Важной особенностью является то, во время реабилитационного отпуска личное дело подростка остается в учебном заведении.

Читайте также:
Социальное обслуживание: что это такое, описание и особенности

Благодаря введению такой формы работы с воспитанниками появилась реальная возможность сокращать сроки пребывания несовершеннолетних в специальных учебных заведениях. Это имеет очень большое значение, поскольку число таких учебных заведений ограниченно и они не могут сегодня принять на перевоспитание всех правонарушителей, которые в этом нуждаются.

Очевидно, что в современных условиях роста числа правонарушений среди несовершеннолетних и возрастания необходимости совершенствования социально-педагогической работы с этим контингентом детей назрела и потребность в дальнейшем развитии системы специальных учебных заведений. Так, представляется целесообразным создание специализированных учебно-воспитательных заведений для различных категорий подростков-правонарушителей:

  • для несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете за различные правонарушения и допускающих отклонения в поведении;
  • для несовершеннолетних, состоящих на учете за противоправные действия, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела;
  • для несовершеннолетних, состоящих на учете за употребление наркотических и токсичных веществ;
  • для несовершенно летних, состоящих на учете за правонарушения и имеющих отклонения в психическом развитии.

Кроме того, для более эффективного использования возможностей по своевременной изоляции подростков-правонарушителей с помощью направления их в специальные учебно-воспитательные учреждения необходимо пересмотреть перечень медицинских противопоказаний, который на сегодняшний день не позволяет изолировать значительное количество несовершеннолетних, в результате чего они очень скоро попадают на скамью подсудимых, а затем и в места лишения свободы.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Работа о детях и подростках с девиантным поведением. Указаны причины девиантного поведения, признаки, классификация, а также специальные учреждения для данных детей и подростков.

Просмотр содержимого документа
«СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Девиантное поведение– это поведение, отклоняющееся от наиболее распространённых, общепринятых, а также устоявшихся норм и стандартов. Девиантное, негативное поведение устраняется путем применения определения формальных, а также неформальных санкций (лечение, изоляция, исправление, наказание нарушителя). Проблема девиантного поведения является центральной проблемой прикованного внимания со времен возникновения социологии.

Социология под девиантным поведением понимает реальную угрозу для физического, а также социального выживания человека в определенной социальной среде, коллективе или ближайшем окружении. Девиации отмечаются нарушениями социально-нравственных норм, культурных ценностей, процессом усвоения, а также воспроизводства ценностей и норм. Это может быть единичное действие индивида, которое не соответствует нормам. (Развод, коррупция чиновников). Понятие о норме и отклонение определяется социально.

Медицина к девиантному поведению относит отклонение от общепринятых норм межличностных взаимодействий. Это действия, поступки, высказывания, совершаемые в формах нервно – психической патологии, а также в рамках психического здоровья и пограничного состояния.

Психология к девиантному поведению относит отклонение от социально- психологических, а также нравственных норм. Для отклонений характерно нарушение общественно принятых норм или же нанесение ущерба себе, общественному благополучию, окружающим.

Причины девиантного поведения

У подростков причины девиаций социальные, это недостатки воспитания. От 25% – 75% детей – неполная семья, 65% – акцентуанты. Больных пациентов с делинквентными отклонениями до 40%. Половина из них имеет такое состояние как психопатия. Бродяжничество и побеги из дома в большинстве случаев объясняются делинквентностью. Самые первые побеги осуществляются от страха наказания или выступают реакцией протеста, а потом превращаются в условно- рефлекторные стереотип.

Причины девиантного делинквентного поведения подростков кроются в недостаточном надзоре, отсутствии внимания со стороны близких, в тревоге и страхе за наказания, в фантазерстве и мечтательности, в желании устраниться от опеки воспитателей и родителей, в жестоком обращении со стороны товарищей, в немотивированной тяге изменить скучную обстановку.

Отдельно хочется отметить раннюю алкоголизацию и наркотизацию подростков. Среди делинквентных подростков большая часть знакома с наркотиками и злоупотребляет алкоголем. Мотивы такого злоупотребления – это желание быть в компании своим и стать взрослым, удовлетворить любопытство или изменить психическое состояние. В последующие разы принимают наркотики и выпивают для веселого настроения, а также для самоуверенности, раскованности. Возникновение групповой зависимости напиваться на встрече друзей несет угрозу алкоголизма. А стремление подростка к наркотизации является ранним признаком зависимости от наркотика.

Признаки девиантного поведения:

социальная дезадаптация, возрастно-половое и индивидуальное своеобразие. Очень важно дифференцировать отклоняющееся поведение (противоправного и аморального) от странностей, экцентричности, чудачества, имеющейся индивидуальности, не приносящей вред.

Классификация девиантного поведения

Классификация включает различные типы девиантного поведения: криминогенный уровень, докриминогенный уровень, преддевиантный синдром.

Докриминогенный уровень, не представляющий общественной серьезной опасности:

нарушение норм морали,

мелкие проступки, нарушение правил поведения в общественных местах,

употребление наркотических, алкогольных, токсических средств,

уклонение от общественно- полезной деятельности.

Криминогенный уровень, выражающийся в уголовно-наказыемых преступных деяниях. Ядром девиантного поведения выступают:

Преддивиантный синдром, включающий в себя комплекс симптомов, которые приводят индивида к стойким формам отклоняющегося поведения. А именно:

аффективный тип поведения,

агрессивный тип поведения,

отрицательное отношение к учебному процессу,

антисоциальные ранние формы поведения,

низкий уровень интеллекта.

Учреждение для детей и подростков с девиантным поведением

Читайте также:
Террористическая группа: что это такое, описание и особенности

Учреждение для детей и подростков с девиантным поведением может быть открытого или закрытого типа.

Учреждения открытого типа выполняют функции профилактического учреждения. Они:

принимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от 8 до 18 лет, требующих специального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет, их родителей или иных законных представителей;

организуют психолого-медико-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними;

осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

осуществляют их медицинское обеспечение;

обеспечивают получение несовершеннолетними начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;

обеспечивают организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

В учреждение закрытого типа в соответствии с законодательством об образовании по решению суда могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они:

не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

достигли установленного законом возраста, но не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;

осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобождены судом от наказания с применением принудительной меры воспитательного воздействия.

В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, реализующие адаптированные основные образовательные программы, помещаются по решению суда отдельные категории несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья или несовершеннолетних, имеющих заболевания, вызывающие необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях. В такие учреждения направляются несовершеннолетние:

с задержкой психического развития;

с легкой степенью умственной отсталости.

Несовершеннолетний может быть направлен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им возраста 18 лет, но не более чем на 3 года.
Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа прекращается в день истечения установленного судом срока его пребывания в указанном учреждении.

В случае необходимости дальнейшего применения этой меры воздействия к несовершеннолетнему продление срока осуществляется по постановлению судьи по месту нахождения учреждения на основании мотивированного представления администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения, внесенного не позднее чем за один месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении. При этом общий срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не может превышать 3 лет.

В случае необходимости завершения освоения несовершеннолетним соответствующих образовательных программ или завершения профессионального обучения продление срока пребывания его в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа по истечении срока, установленного судом, либо по достижении несовершеннолетним возраста 18 лет осуществляется по постановлению судьи по месту нахождения учреждения только на основании ходатайства несовершеннолетнего.

Досрочное прекращение пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа возможно в случае, если по заключению психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия, или у него выявлены заболевания, препятствующие содержанию и обучению в таком учреждении. Другой причиной может быть его перевод в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации.

Решение о досрочном прекращении пребывания в учреждении осуществляется по постановлению судьи по месту нахождения учреждения на основании:

мотивированного представления администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения;

либо на основании ходатайства несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей при наличии заключения администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения.

Представление или ходатайство о досрочном прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа может быть направлено в суд по месту нахождения учреждения по истечении не менее 6 месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в указанное учреждение. В случае отказа суда повторное представление либо ходатайство может быть подано в суд не ранее чем по истечении 6 месяцев со дня вынесения решения суда.

Суд вправе на основании представления администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних восстановить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случаях:

самовольного ухода несовершеннолетнего из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа;

Читайте также:
Товарный кредит: что это такое, описание и особенности

невозвращения его в указанное учреждение из отпуска;

в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в указанном учреждении.

К несовершеннолетним, совершившим общественно опасные деяния, независимо от их возраста, могут применяться и принудительные меры медицинского характера, связанные с наблюдением и лечением у психиатра или в психиатрическом стационаре.

Федеральные государственные специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением – специальные профессиональные училища закрытого и открытого типа, находящиеся в ведении Рособразования

Покровское специальное профессиональное училище N 1 закрытого типа

Себежское специальное профессиональное училище N 1 закрытого типа

Специальное профессиональное училище N 1 закрытого типа г. Мончегорска

Специальное профессиональное училище N 1 закрытого типа, г. Щекино Тульской области

Специальное профессиональное училище закрытого типа г. Немана Калининградской области

Специальное профессиональное училище закрытого типа г. Санкт-Петербурга

Специальное профессиональное училище закрытого типа Костромской области

Владикавказское специальное профессиональное училище закрытого типа

Куртамышское специальное профессиональное училище N 1 закрытого типа

Майкопское специальное профессиональное училище закрытого типа

Орловское специальное профессиональное училище N 1 закрытого типа г. Орлова Кировской области

Раифское специальное профессиональное училище N 1 закрытого типа

Рефтинское специальное профессиональное училище N 1 закрытого типа

Специальное профессиональное училище N 1 закрытого типа, г. Ишимбай Республики Башкортостан

Специальное профессиональное училище закрытого типа г. Астрахани

Специальное профессиональное училище закрытого типа г. Ижевска Удмуртской Республики

Известковское специальное профессиональное училище N 1 открытого типа

Каргатское специальное профессиональное училище N 1 закрытого типа

Специальное профессиональное училище JV» 1 закрытого типа г. Омска

Специальное профессиональное училище N 1 закрытого типа г. Улан-Удэ Республики Бурятия

Специальное профессиональное училище N 1 закрытого типа, г. Калтана

Специальное профессиональное училище открытого типа г. Абакана

Специальное профессиональное училище открытого типа г. Хабаровска

Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа

Вы будете перенаправлены на Автор24

Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа – это заведения, предназначенные для преодолении социальной и школьной дезадаптации детей и подростков.

Общие понятия

Компенсация – это постепенная и целенаправленная перестройка нарушенных функций организма за счет неосознаваемых, биологических механизмов.

Коррекция – это система психолого-педагогических мер, целью которых является постепенное исправление и сглаживание имеющихся у ребенка психических и физических недостатков в развитии.

Реабилитация – это высшая форма коррекции, представляющая собой восстановление личности в ее правах.

Коррекция осуществляется индивидуально, в то время как реабилитация осуществляется в рамках коллектива, референтной группы или воспитывающей среды.

Сущность специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа

Особое место в системе реабилитационной службы страны занимают специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа, выполняющие широкий спектр функций.

Роль данных учреждений состоит в преодолении социальной и школьной дезадаптации учащихся. Довольно часто именно своевременное помещение подростка в подобное учреждение является одним из наиболее действенных способов оказания комплексной помощи несовершеннолетним нарушителям, с целью предупреждения совершения ими дальнейших правонарушений.

Правовой основной деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа является Типовое положение от 1995 года, предусматривающее воспитание и обучение детей и подростков с девиантным поведение в специализированных учреждениях.

По своей природе специальные учреждения открытого типа являются профилактическими учреждениями, предназначенными для детей и подростков:

Готовые работы на аналогичную тему

  • имеющих устойчивое противоправное поведение;
  • подвергшихся каким-либо формам психологического насилия;
  • отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения;
  • испытывающих сложности в общении с родителями и педагогами.

Процесс обучения в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого типа

В специализированные учебно-воспитательные учреждения открытого типа принимают детей и подростков в возрасте от 8-ти до 14-ти лет. Для их помещения туда необходимо наличие заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий, рекомендации от комиссии по делам несовершеннолетних по месту жительства подростка, заявление от родителей или законных представителей, а также письменное согласие самого подростка.

Специальное учреждение открытого типа может быть муниципальным, государственным или негосударственным. Количество учащихся учреждения открытого типа не более 120 человек.

Учебно-воспитательное учреждение открытого типа создает специальную систему, направленную на полноценное развитие личности каждого воспитанника, нуждающегося в особой защите и заботе.

Внешние контакты воспитанникам учреждения не запрещены. В выходные дни и каникулярное время воспитанники могут проводить в семье.

В том случае, если, по мнению родителей, в учреждении не созданы необходимые условия для реабилитации подростка, то они могут свободно отказаться от его услуг.

Таким образом, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа, представляют собой относительно новый тип образовательных учреждений. Передача детей и подростков под надзор данных учреждений является исключительно добровольной.

Виды специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа

Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа могут быть следующих видов:

  1. Специальные общеобразовательные учреждения (школы) открытого типа.
  2. Специальные профессиональные училища (колледжи) открытого типа.
  3. Иные виды образовательных учреждений открытого типа, предназначенные для воспитания и обучения несовершеннолетних детей и подростков, имеющих различные виды ограничений по здоровью и нуждающихся в специальных условиях.

В соответствии с Уставом и Положением специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа имеют право организовывать следующие виды мероприятий:

  1. Принимать для воспитания, обучения и содержания детей и подростков в возрасте от 8-ти до 18-ти лет, которые нуждаются в специально организованном педагогическом подходе к воспитанию и обучению, разрабатываемом на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних, законодательства о защите их прав и свобод, заключении медико-психолого-педагогической комиссии. Помещение лиц, достигших 14-ти лет, в данные учреждения осуществляются только с их письменного согласия, а также согласия их родителей или законных представителей.
  2. Организация необходимой медико-психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетним, в рамках собственной компетенции, проведение при необходимости индивидуальной профилактической работы с воспитанниками.
  3. Осуществление защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, обеспечение необходимого медицинского обслуживания и получение ими гарантированного Конституцией образования, в соответствии с установленными федеральными государственными образовательными стандартами.
  4. Оказание необходимой педагогической и социально-психологической помощи несовершеннолетним, имеющих различные виды отклонений в поведении, проблем со здоровьем и обучением.
  5. Обеспечение организации разнообразных доступных спортивных секций, кружков, клубов, объединений и т.д. Привлечение воспитанников к активному участию в них.
  6. Осуществление меры по реализации специализированных образовательных программ и методик, направленных на формирование у несовершеннолетних воспитанников основ законопослушного поведения.
Читайте также:
Текущие затраты: что это такое, описание и особенности

Таким образом, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа направлены на формирование полноценной, всестороннее развитой и законопослушной личности, посредством реализации специализированных воспитательно-образовательных программ.

Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для несовершеннолетних

Юридические науки

  • Янбердина Юлия Альбертовна , магистр, студент
  • Казанский Национальный Исследовательский Технический Университет, Казанский Авиационный Институт им. Туполева
  • ПОМЕЩЕНИЕ В ШКОЛУ ЗАКРЫТОГО ТИПА
  • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
  • УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
  • ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

Похожие материалы

  • Факторы формирования и механизмы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних
  • Проблема прокурорского надзора за предварительным следствием
  • Избирательная комиссия как субъект административной ответственности
  • Ювенальная юридическая психология: проблемы и перспективы развития
  • Селекционные достижения как объект нематериальных активов

В последние годы в России проводятся кардинальные реформы во всех сферах жизни. Совершенствование работы с молодежью, в том числе, с «трудными» подростками – одна из важных задач сегодняшнего дня. Данная статья посвящена одной из мер профилактического характера воздействия на несовершеннолетних правонарушителей – помещение в школу закрытого типа. Акцентируется внимание на основаниях помещения и пробелах в урегулировании данной меры.

Вопросы деятельности детских специализированных учреждений в условиях достаточно высокого уровня правонарушений, совершаемых детьми в настоящее время, продолжают оставаться актуальными. В целях пресечения, профилактики и недопущения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и в их отношении, полиция использует возможности специализированных учреждений для несовершеннолетних, в том числе центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, закрытых школ. На сегодняшний день помещение в центры данного типа является эффективной профилактической формой воздействия на несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, безнадзорных и беспризорных детей. К специализированных центрам относятся специальные общеобразовательные школы закрытого типа, профессиональные училища и коррекционные образовательные учреждения. В специальные учебно-воспитательные школы закрытого типа могут быть помещены дети от 11 до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания и обучения, требующие специального педагогического подхода. Основаниями содержания несовершеннолетних в учреждениях закрытого типа являются постановление судьи либо приговор суда. Основания и порядок производства по материалам о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также условия содержания и воспитания в них регламентируются Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также Типовым положением о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.04.1995 № 420 (с изменениями). В коррекционные учреждения закрытого типа помещаются отдельные категории несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья или имеющие заболевания. Несовершеннолетний может быть направлен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им 18 лет, но не более чем на 3 года. Администрация, в соответствии с уставом указанного учреждения, обеспечивает специальные условия содержания детей, личную безопасность и их максимальную защищенность от негативного влияния, круглосуточное наблюдение и контроль.

В ходе организации эффективного взаимодействия с органами управления образованием и образовательными учреждениями руководителями территориальных органов МВД России, должностные лица подразделения по делам несовершеннолетних принимают участие в разработке совместных планов по профилактике правонарушений. Наибольшее значение имеет качество подготовки сотрудниками органами внутренних дел соответствующий материалов , содержащих аргументированные выводы о противоправном поведении подростка.

Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа создаются для несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, за которые предусмотрена уголовная ответственность, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения. По мнению многих ученых, помещение несовершеннолетних в учреждения данного типа является специальным видом наказания, расцениваемый как вид лишения свободы. Это объясняется тем, что правовые признаки помещения в учреждения закрытого типа совпадают с признаками наказания (ст. 43 УК РФ). Помещение в вышеуказанное учреждение означает лишение свободы и права выбора места жительства, ограничение свободы передвижения подростка. Однако оно не включено в систему наказаний и отличается по объему и содержанию лишений прав и ограничений. Целесообразно использовать данную меру в качестве замены основного наказания. Это будет являться профилактикой правонарушений и общественно-опасных деяний среди несовершеннолетних, а также позволяет суду назначать исполнимые наказания, предусмотренные ст. 88 УК РФ. Применение ограничений в воспитательных учреждениях закрытого типа направлены на предупреждение совершения новых общественно-опасных деяний. Естественно, несовершеннолетний, находящийся в рамках ограничения свободы, испытывает страдания, но объем таких ограничений все равно несоразмерен совершенному преступлению, как это должно быть при назначении уголовного наказания.

Читайте также:
Возможна ли регистрация ИП по месту пребывания?

Сложно сказать, какова природа исследуемой меры, ведь сам законодатель не дал точной трактовки. Затруднительно определить объем кары относительно наказаний предусмотренных УК РФ. Допустим, что меры воспитательного воздействия нацелены исключительно на исправление несовершеннолетнего. В этом случае необходимо признать возможным наличие следующих ситуаций. Несовершеннолетнему, совершившему преступление средней тяжести, суд может назначить наказание – помещение в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение, стремясь при этом восстановить социальную справедливость, исправить осужденного и предупредить возможные преступления. К другому несовершеннолетнему, совершившему такое же преступление, он вправе применить принудительные меры воспитательного воздействия, предусмотренные ч. 2 ст. 90 УК РФ. В силу того, что преступления в описываемой ситуации обладают тождественными характером и степенью общественной опасности, то очевидно, что критерием выбора формы ответственности становится личность виновного.

С момента помещения несовершеннолетнего в учебно-воспитательное учреждение закрытого типа он приобретает статус воспитанника этого учреждения, а, следовательно, права и обязанности, предусмотренные в соответствии с этим статусом. Установлено, что документов федерального уровня, определяющих внутренний порядок деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений в настоящий момент нет. Модель такого статуса можно воссоздать на основе отечественных правовых актов, международных документов и опыта функционирования воспитательных учреждений. В правовом положении несовершеннолетнего в этом случае преломляется множество правовых позиций: а) его положение как человека и гражданина России , основные права, свободы и обязанности которого установлены нормами международного права и Конституцией РФ; б) его статус ребенка, фиксируемый Конвенцией ООН о правах ребенка, конкретизированный Семейным Кодексом РФ и Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; в) его положение как осужденного, определенное Уголовно-исполнительным Кодексом РФ; г) его статус обучающегося (воспитанника), устанавливаемый Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» и уставом учреждения; д) его статус как лица, в отношении которого проводится индивидуальная профилактическая работа, определенный Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Основной элемент правового статуса несовершеннолетнего состоит в ограничении его права на свободу. Помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение заключается в лишении осужденного права выбора места пребывания и жительства, лишении права по собственному желанию покидать пределы учреждения, в ограничении права передвижения по территории Российской Федерации. Такое ограничение поддерживается силой обвинительного приговора и обеспечивается специальными условиями содержания подростка в воспитательном учреждении. Режим изоляции несет в себе существенный карательный потенциал, не лишает несовершеннолетнего самого права на свободу. Он сконструирован таким образом, чтобы не препятствовать сохранению и развитию позитивных социальных связей несовершеннолетнего (особенно связи с семьей). Значимым элементом правового статуса личности несовершеннолетнего выступает комплекс его прав, детально проанализированных в работе: право на информацию, на обращения, на обжалование решений, на юридическую помощь; право просить о сокращении срока пребывания в специальном учреждении, об оставлении его в учреждении для завершения обучения, обжаловать применяемые администрацией учреждения меры дисциплинарного воздействия, просить о предоставлении возможности выехать за пределы учреждения на период каникул, просить о переводе в другое учебно-воспитательное учреждение. Будучи воспитанником учреждения, несовершеннолетний находится на полном государственном обеспечении и обладает правом на обеспечение на бесплатной основе питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия по установленным нормам, необходимым для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности несовершеннолетних детей. Существенным элементом правового статуса несовершеннолетнего воспитанника специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа выступают его обязанности. Среди них: исполнение установленных законодательством РФ обязанностей граждан РФ, соблюдение принятых в обществе нравственных норм поведения, требований санитарии и гигиены; соблюдение требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов; выполнение законных требований администрации учреждения; вежливое отношение к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, а также к другим осужденным, добросовестное отношение к учебе и др. В систематизированном виде права и обязанности воспитанника специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа фиксируются сегодня только в локальных нормативных актах – уставах учреждений и правилах внутреннего распорядка, что представляется недостаточным. Правовой статус несовершеннолетнего целесообразнее закрепить в федеральном нормативном акте.

Помещение несовершеннолетних в учреждения закрытого типа не имеет оснований считаться одним из видов наказаний, так как данная мера не указана в перечне наказаний, предусмотренных ст. 44 и ст. 88 УК РФ; она применяется при освобождении от наказания в виде лишения свободы. Следует полагать, что помещение несовершеннолетних в учебно-воспитательные учреждения закрытого типа является отдельной мерой уголовно-правового характера.

Целесообразно было бы дополнить основания назначения принудительной меры в виде помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа не только в случае, когда к подростку применяется наказание в виде лишения свободы, но и при совершении преступления небольшой тяжести повторно.

Как видим, есть много упущений и пробелов в урегулировании исследуемой меры. Законодательная регламентация, касающаяся помещения несовершеннолетних в воспитательные учреждения закрытого типа, имеет множество неясностей. Предлагаемые изменения будут способствовать эффективности и предупреждению совершения преступлений среди несовершеннолетних.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: