Губные грамоты: что это такое, описание и особенности

научная статья по теме ХАРАКТЕРИСТИКА ГУБНЫХ ГРАМОТ XVI В Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

АГЕЕВА ЯНА КОНСТАНТИНОВНА

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ГУБНЫХ ГРАМОТ XVI В»

ХАРАКТЕРИСТИКА ГУБНЫХ ГРАМОТ XVI В.

АГЕЕВА Яна Константиновна,

аспирантка Института права

Самарского государственного экономического университета. E-mail: yana.k.ageeva@yandex.ru

Краткая аннотация: в статье раскрывается значение губных грамот в системе источников московского права XVI в. На основе анализа массива губных грамот XVI в. выявлены их характерные черты, определены и раскрыты основные направления правового регулирования, осуществлявшегося посредством губных грамот.

In article value of gubnye diplomas in system of sources of the Moscow law of the XVI century reveals. On the basis of the analysis of the array of gubnye diplomas of the XVI century their characteristic features are revealed, the main directions of the legal regulation which was carried out by means of gubnye diplomas are defined and opened.

Ключевые слова: история русского права; источники права; московское право XVI в.; губные грамоты; уставные грамоты.

History of the Russian law; sources of the law; Moscow law of the XVI century; gubnye diplomas; us-tavnye diplomas.

Губные грамоты составляют особую группу источников русского средневекового права. При том, что большинство авторов рассматривают их как подгруппу в составе уставных грамот в широком смысле, губные грамоты обладают значительным своеобразием и устойчивыми характерными чертами, не дающими возможности смешать их с другими разновидностями уставных грамот. Особое положение, которое занимают губные грамоты в системе источников отечественного права, давало возможность некоторым исследователям говорить об особом «губном праве», под которым понимается право самостоятельного предупреждения преступлений, а также право суда с применением сыскного процесса и право наказания преступников1.

Изучение губных грамот, как правило, соединялось с изучением уставных грамот, при этом исследователи значительно больше внимания уделяли уставным грамотам в узком значении, оставляя губные грамоты на периферии своего внимания. В дореволюционной историко-юридической науке значительный вклад в установление соотношения губных грамот с устав-

1 Шумаков С. Губные и земские грамоты Московского государства. М., 1895. С. 14-15; Загоскин Н.П. Уставные грамоты XIV-XVI вв., определяющие порядок местного правительственного управления. Вып. 1. Казань, 1875. С. 14; Оспенников Ю.В. Губные грамоты XVI в. // Памятники российского права. В 35 т. Т. III. Памятники права Московского государства: учебно-научное пособие. Кн. I / Под общ. ред. Р.Л. Хачатурова. М.: Юрлитинформ, 2013. С. 77.

ными и судными внёс Н.П. Загоскин, в исследовании которого были определены критерии, позволяющие различать уставные грамоты в узком смысле и губные грамоты2. Отдельные вопросы, связанные с изучением губных грамот, затрагивались также в работах И.Д. Беляева, П.Н. Мро-чек-Дроздовского, Ф. Высоцкого и других3.

Наряду с этими общими работами, к дореволюционному периоду относится и появление первых специализированных исследований губных грамот, среди которых центральное место занимает труд С. Шумакова4. В советский период развития историко-юридической науки губные грамоты привлекали значительно меньшее внимание исследователей, хотя в отдельных работах они затрагивались в качестве иллюстративного материала при рассмотрении проблем социально-экономического и политического устройства Московской Руси. Немногочисленные специальные исследования губных грамот носили преимущественно источниковедческий характер и не раскрывали их значение как источников права5.

2 Загоскин Н.П. Указ. соч. С. 16-17.

3 Беляев И.Д. Лекции по истории русского законодательства. М., 1888; Мрочек-Дроздовский П.Н. Главнейшие памятники русского права эпохи местных законов // Юрид. вестник. 1884. № 5-6. Май-июнь; Высоцкий Ф. Уставные, судные и губные грамоты. СПб., 1860 и др.

4 Шумаков С. Указ. соч.

5 Зимин А.А. Губные грамоты XVI века из Музейного собрания // Записки Отдела рукописей Гос. библиотеки СССР им. В.И. Ленина. Вып. 18. М., 1956. С. 210-219; Носов Н.Е. Губной наказ

В исследовательской литературе справедливо указывается, что появление губных грамот было обусловлено особыми условиями общественно-политической и правовой жизни, сложившими в Московском государстве в первой половине XVI в.1 Действительно, именно на первую половину XVI в. приходится небывалый подъем преступности, на что неоднократно указывалось в исследовательских работах2. Появление губных грамот было во многом обусловлено этой тенденцией, а современные авторы напрямую их связывают, отмечая, что «в XVI в. борьба с разбоями сосредотачивается в губных избах, которые получают широкие полномочия для противодействия разбойникам»3.

Попытки определения губных грамот были предприняты уже в XIX в. и среди них следует обратить внимание на два наиболее удачных определения. Прежде всего, это формулировка Н.П. Загоскина, который определял губные грамоты как «акты, предоставляющие различным земщинам так называемое губное право, то есть право организации у себя выборных старост и целовальников для преследования душегубных, разбойных и татиных дел, для суда и казни пойманных преступников и для принятия мер предупреждения и пресечения по отношению к уголовным преступлени-ям»4. А также определение С. Шумакова – «губными грамотами называются грамоты, изданные государственной властью и регламентирующие отправление местными земскими органами дел высшей уголовной полиции и юстиции. Ими дается общинам губное право, т.е. право самостоятельного предупреждения преступлений и суда и наказания преступников за

Новгородской земле 1559 года // Исторический архив. 1959. № 4. С. 212-217 и др.

1 Оспенников Ю.В. Губные и земские грамоты в системе источников права XVI в. // Правонарушение и юридическая ответственность: материалы Международной научно-практической конференции (Тольятти, 11-12 октября 2013 г.) / Отв. ред. Р.Л. Хачатуров. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. С. 92.

2 Тальберг Д. Насильственное похищение имущества по русскому праву (разбой и грабеж). СПб., 1880. С. 67; Курдиновский В.И. Губные учреждения Московского государства // Журнал министерства народного просвещения. Ч. ССС!. 1895. Октябрь. СПб., 1895. С. 281 и др.

3 Ананьева Н.Г. Правонарушения и юридическая ответственность по Судебнику 1550 года. Самара, 2011. С. 57.

4 Загоскин Н.П. Уставные грамоты XIV-XVI вв., определяющие

порядок местного правительственного управления. Вып. 1. Ка-

совершенные ими преступления, к которым применялся сыскной процесс»5.

В науке было отмечено своеобразное двойственное назначение губных грамот – с одной стороны, они предоставляли местным общинам широкие функции самоуправления, с другой – устанавливали иерархическую соподчинен-ность губных органов с правительственной администрацией: «Губные грамоты, предоставляя земщине право уголовной юстиции и полицейской деятельности по отношению к предупреждению и пресечению уголовных преступлений, вовсе не отменяют этим правительственного управления по всем остальным делам, напротив, подчас определяют даже отношения выборных губных властей к общеправительственным администраторам, тогда как уставные грамоты рассматриваемого вида окончательно и по всем делам заменяют правительственных управителей выборными»6. На основе этой особенности в исследовательской литературе даже появилась точка зрения, что губное право означало очередной шаг в закрепощении населения Московской Руси, усилении и расширении полномочий государственной власти. Например, Д. Тальберг полагал, что «на предоставление общинам права самим справляться с разбойниками правильнее смотреть как на тяжкое тягло, которое в значительной степени подрывало экономическое благосостояние общин»7. Однако такая точка зрения вступает в очевидное противоречие с тем, что в губные грамоты, как правило, издавались в ответ на просьбы населения предоставить им губное самоуправление. В работе В.И. Курдиновского этот подход был скорректирован: «В первое время губные учреждения представляют собою широкое развитие начал самоуправления, основанного на системе круговой поруки. . Сами общины отвечают перед правительством за благонадежность своих членов, сами сыскивают лихих людей, татей и разбойников, сами и творят над ними суд и расправу. . В XVII в. губные власти превращаются окончательно в приказные органы, по крайней мере – такое из-

Читайте также:
Аренда предприятий: что это такое, описание и особенности

5 Шумаков С. Губные и земские грамоты Московского государства. М., 1895. С. 14-15.

6 Загоскин Н.П. Указ. соч. С. 21.

7 Тальберг Д. Насильственное похищение имущества по русскому праву (разбой и грабеж). СПб., 1880. С. 67.

менение произошло с представителями губного института – губными старостами»1. Как видим, исследователем были фактически противопоставлены губные учреждения XVI и XVII вв., при этом широкое развитие начал самоуправления признаётся за периодом XVI в.

Позднее И.И. Смирновым была предположена концепция, согласно которой через ограничение губными учреждениями наместников и волостелей на самом деле происходило их ограничение центральным ведомством – Разбойным приказом, то есть предоставление губных грамот укладывалось в общую тенденцию усиления централизации2.

Современные исследователи поддерживают этот подход. Так, Н.Г. Ананьева отмечает, что уже в Белозерской губной грамоте 1539 г. разбойные дела приказаны боярам в Москве, князю Ивану Даниловичу Пенкову со товарищи, перед которыми отчитываются «губные головы», а более поздние губные грамоты ещё больше усиливают зависимость губных органов от центральных ведомств, указывая на случаи невозможности «управы чинити», при которых следует отписывать «к боярам, которым приказаны разбойные дела»3.

Таким образом, начало изданий губных грамот означало серьезный поворот в государственной политике борьбы с преступностью, новая политика строилась на основе попыток объединения усилий центрального правительства и местных гражданских общин. В качестве причины, по которой население обращается к царской власти с просьбой выдать им губную грамоту, обычно указывается неэффективность местной администрации и чинимый ею произвол. Также отдельно указывал

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Шпаргалка по истории государства и права России (9 стр.)

Обвинительно-состязательный процесс тоже получил некоторые черты инквизиционного судопроизводства:

1) процесс стал формализованным, появился протокол судебного заседания (судный список);

2) стороны и свидетели вызывались в суд, мог быть произведен привод в случае сопротивления лица;

3) решения суда оформлялись специальными документами.

Основные нововведения в судопроизводство по гражданским и незначительным уголовным делам:

1) появилось понятие исковой давности;

2) появилась вторая инстанция.

С расширением формализованности судопроизводства появились новые судебные должностные лица для обслуживания судебного процесса: дьяки, приставы, недельщики (лица, разыскивавшие ответчика, вручавшие ему грамоту о вызове в суд), устанавливались высокие судебные пошлины за подачу иска в суд, за получение судебного решения, за розыск ответчика и т. д.

Доказательства по обвинительно-состязательному процессу:

1) собственное признание;

3) свидетельские показания;

4) письменные документы;

5) судебный поединок.

Стадии судебного процесса.

1. Подача искового заявления: иски подавались заинтересованным лицом. Они могли быть поданы в отношении любого лица независимо от его сословной принадлежности.

Привлечь к ответственности (как по уголовным, так и по гражданским делам) можно было мужчину, достигшего 14-летнего возраста, а женщину – по достижении 12-летнего, так как этот возраст признавался брачным.

2. Судебное разбирательство.

Оно осуществлялось судебным органом, нередко с участием “добрых людей” и обязательным составлением письменного протокола.

3. Вынесение приговора.

Оно осуществлялось на месте. Если ранее Боярская дума выносила решение большинством голосов, то теперь она обсуждала дело до формирования единого мнения, либо спор разрешался великим князем.

Приговор мог быть обжалован в вышестоящую инстанцию.

22. Система жалованных грамот Великого московского князя

Жалованные грамоты Великого московского князя в XIV–XV вв. были основными письменными источниками права в Московском государстве.

Жалованная грамота Великого князя является законодательным актом, по которому предоставлялись определенные гарантии и компенсации, исключительные права, связанные с управлением и иными полномочиями, церковным учреждениям, монастырям, судам и другими лицам.

Жалованные грамоты содержали следующие права:

1) право владения и пользования поземельным имением;

2) полное или частичное освобождение от государственных податей, пошлин и повинностей всех лиц, которые получили грамоты;

3) право призыва грамотчиками на свои земли вольных людей и крестьян их других княжеств, с освобождением поселенцев от государственных податей и повинностей на “урочные годы” (определенные в грамоте сроки); при этом грамотчикам запрещалось перезывать на свои земли людей своего князя, черных, тяглых, “письменных крестьян” (входящих в писцовые и переписные книги);

4) полное или частичное освобождение грамотчиков, их холопов и крестьян от подсудности и управления княжеских чиновников, с запрещением последними права въезда в имения грамотников.

Жалованные грамоты могли быть дарованы:

1) великим князем;

2) церковными властями;

3) удельными князьями.

Жалованные грамоты Великого князя всегда имели силу частного закона. Она подтверждалась красной печатью с княжеским именем и гербом.

Жалованные грамоты могли быть даны:

1) монастырям и другим церковным учреждениям;

2) светским людям.

Виды грамот:

2) несудимые (т. е. дарующие грамотчику освобождение от суда местных властей с подчинением суду князя, при этом лица, проживающие на территории грамотчика, подчиняются его суду полностью или частично);

Читайте также:
Безналичные расчеты: что это такое, описание и особенности

3) обельные (по ним для грамотчика отменялись дань и повинность, пошлины при проезде и перевозке в пользу местных властей);

4) тарханные (даровали полное освобождение грамотчика);

5) вкладные (т. е. письменные акты, по которым князья передавали церковным учреждениям свое движимое и недвижимое имущество, такая передача могла быть как при жизни князя, так и по завещанию);

6) охранительные грамоты (не устанавливали какие-либо нормы, а подтверждали их наличие; эти грамоты относились к распоряжениям князя).

Жалованные грамоты предоставлялись только светским людям и были двух видов:

1) жалованные грамоты на кормления (давали грамотчикам право управления, суда и корма, т. е. право пользоваться наместническими доходами в данной волости по “наказному” или “доходному” списку);

2) жалованные грамоты на поместья (по ним князь передавал служилым людям на время услужения поместье, т. е. “право пользования доходами с крестьян дворцовых имений, исчислявшихся в писцовых книгах, за исключением военной повинности и поземельной подати, именуемых в новгородских грамотах “посошною службою” и данью).

Жалованные грамоты могли иметь приложения в виде отдельных грамот. Такие грамоты давались государственными дьяками. Они конкретизировали положения жалованной грамоты: устанавливали перечень земельного и личного состава пожалования, прав помещика на крестьянскую пашню и его обязанности по уплате дани и отбыванию посошной службы.

23. Уставные грамоты, их содержание, действие по времени, кругу лиц и территории

Самый важный вид заповедей относится к запрещению беззаконных деяний и злоупотребления властью со стороны наместников и их людей, защита государства от которых проявилась в составлении уставных грамот.

Виды уставных грамот: грамоты наместничьего управления; губные грамоты; земские грамоты.

Уставные грамоты наместничьего управления получили распространение в XIV–XV вв. Они могли быть дарованы наместникам или волостелям.

Содержание таких уставных грамот зависело от прав, которые ими предоставлялись:

1) уставные наместничьи грамоты содержали в себе особенности отношений наместника или волостеля с жителями уезда или волости, управляемыми ими;

2) уставные грамоты могли содержать не только права наместника или волостеля, а также их обязанности перед населением провинции – эти грамоты назывались уставные грамоты на заказ.

Уставные грамоты содержали перечень властных полномочий наместников или волостелей, но эти полномочия могли быть осуществлены только в рамках закона. Следовательно, в содержание уставных грамот входили перечни того, что наместник Великого князя должен делать в пределах свой волости, того, что не должен и того, на что он имеет в связи с этим право. Уставные грамоты – не привилегии, это местный закон.

Содержание уставных грамот также включало:

1) запрещение незаконных действий как самого наместника, так и его слуг;

2) размер и вид корма наместника;

3) размеры судебных расходов и штрафов, отчисляемых в пользу наместника (судебные пошлины, уголовные штрафы в пользу наместника, пошлины за вызов в суд, пошлины от ареста обвиняемого);

4) торговые и свадебные пошлины;

5) регулирование отношений судебной власти наместника с центральным судом;

6) право жалобы жителей провинции на своего наместника;

7) нормы материального уголовного права (их число, как правило, было незначительным, так как они указывались только в связи с правами наместника на уголовный суд и пошлины).

Губные грамоты – грамоты, устанавливающие губные учреждения. Губные грамоты существовали с 30-х гг. XVI в. до конца XVII в.

Губные грамоты имели силу закона. Действие их в отличие от уставных грамот наместничьего управления распространялось на все население, включая служилые классы.

Содержание губных грамот включало:

1) наименование учреждаемого грамотой органа;

2) порядок избрания и назначения должностных лиц этого органа;

3) состав губного учреждения;

4) права и обязанности этого учреждения;

5) нормы материального уголовного права (их число так же, как в уставных грамотах, незначительно, но они позднее послужили источниками кодифицированного уголовного закона).

Уставные земские грамоты содержали нормы права о местном земском самоуправлении. Период распространения земских грамот начинается с 1552 г. и оканчивается во 2-й четверти XVII в. Земские грамоты распространяли свое действие на все население.

Земские грамоты касались более широкого круга правоотношений, чем губные и уставные, так как они одновременно содержали положения двух других видов грамот и включали в себя права:

4) гражданское (по вопросам компетенции земских учреждений).

Суд русского государства 16 века

С конца 15 века в крупную силу выросло служилое дворянство, получавшее за свою службу земли — «поместья». Усиливая эксплуатацию крестьянства, помещики, как и растущее городское население, ведут борьбу с притеснявшими их крупными феодалами — боярами. Отсюда — союз городов и дворян с центральной властью в стране — крупнейшим феодальным государем, который постепенно ограничивает феодальных владельцев

В истории России этот процесс образования централизованного государства был ускорен необходимостью организации обороны от татар, Литвы и Польши.

В конце 15 в. московские великие князья сбросили татарское иго, присоединили Новгород, Тверь, Северскую землю, а в первой четверти XVI в. — Смоленск, Псков, Рязань.

Наряду с борьбой внутри господствующего класса землевладельцев усиливается классовая борьба крестьян против расширявшихся в конце XV и первой половине XVI вв. захватов общинных земель. Эта борьба велась различными способами. Крестьяне то обращались к судам (почти всегда безуспешно), то прогоняли захватчиков силою. Многочисленные примеры этих способов борьбы крестьян за свои земли сохранились в архивах почти всех монастырей, а также в житиях святых.

Постройка каждого нового монастыря в лесах являлась угрозой для соседних крестьянских волостей, так как монахи очень последовательно осуществляли присвоение общинных земель при активной помощи великокняжеской власти.

В Степенной книге имеется очень характерный рассказ о борьбе крестьян (в 30-х годах XVI в.) против Даниила Переяславского монастыря. «Владущии (то есть собственники) в се- лех близь монастыря со оружием и дреколием приходяще и во ограде у монастыря не дадуще иноком земьли копати и с преще- нием, яко неволею пророчествоваху Даниилу, глаголюще: почьто на нашей земьле поставил еси монастырь? Или хощеши земьлями и селы нашими обладати», — еже и збысться последи» .

Массовые побеги крестьян и особенно холопов от своих господ, поджоги имущества феодалов, нападения на их приказчиков и тиунов, грабежи и убийства, против которых энергично боролся Судебник 1497 года, продолжались и в первой половине XVI в.

Читайте также:
Залог имущества: что это такое, описание и особенности

Шестнадцатый век в истории Русского государства характеризуется дальнейшим закрепощением крестьян и связанньщ с ним усилением их классовой борьбы против феодалов, а также борьбой городского населения с феодалами и борьбой посадского люда с выделявшейся из него верхушкой.

Боярское правление в годы малолетства Ивана IV ознаменовалось усилением феодальной эксплуатации и рядом вызванных им народных волнений

Наступление светских и церковных феодалов на черноземель- ных (государственных) крестьян вызывало повальное бегство их на восток, на Урал и в Сибирь и как последствие его, — запустение сел и деревень.

В ряде государевых грамот это запустение ставится в прямую связь с чинимыми кормленщиками-наместниками и волостелями злоупотреблениями, множеством вир и продаж, налагаемых на виноватого и правого, незаконными поборами тиунов, доводчиков и неделыциков, то есть чинов судейского аппарата наместничьего управления .

Но, конечно, основной причиной разорения и запустения было усиление феодальной эксплуатации во всех ее формах. Источники прямо называют в качестве причин разорения «царевы подати», «помещиково воровство», «насильство» .

Кроме бегства от своих господ, крестьяне отвечали и более активной борьбой: убийствами отдельных владельцев и их тиунов и приказчиков, нападением на усадьбы помещиков и их разграблением, причем часто отмечалось уничтожение или увоз владельческих документов .

Наряду с этими формами классовой борьбы как в конце XV в., так и в XVI в. возникали так называемые ереси, в которых антифеодальные выступления носили религиозную оболочку. Поэтому в преследовании ересей светская власть поддерживала церковников

В борьбе со всеми перечисленными формами сопротивления – эксплуатируемых классов Московское законодательство XVI в. не только усиливает уголовную репрессию, но и перестраивает органы суда и форму процесса.

С конца 30-х годов XVI в. организуются «губные учреждения», назначением’ которых была борьба против уже известной Судебнику 1497 года категории преступников — ведомых лихих людей.

По своей форме первые губные грамоты являлись ответом правительства на челобитья подданных, жаловавшихся и на притеснения наместников и волостелей, и на то, что они не защищают их от умножившихся разбойников.

Так, губная Белозерская грамота 1539 года обращается в Белозерский уезд к «князем и детем боярскым, отчинникам и помещиком, и всем служилым людем, и старостам, соцкым, и де- сятцкым, и всем крестьяном моим великого князя, и митрополи- чим, и владычним, княжим, и боярскым, и помещиковым, и мона- стырскым, и черным. ».

Грамота начинается ссылкой на челобитья: «Били естя нам челом о том, что у вас в тех ваших волостях многие села и деревни розбойники разбивают, и животы ваши грабят, и села и деревни жгут, и на дорогах многих людей грабят и розбивают, и убивают многих людей до смерти; а иные многие люди у вас в волостях разбойников у собя держат, а к иным людем розбойники с розбоем приезжают и розбойную рухлядь к ним привозят: и мы к вам посылали на Белоозеро обыщиков своих, и от наших — де обыщиков и от неделщиков чинятся вам великие убыткы, а вы — деи с нашими обыщики лихих людей розбойни- ков не имаете для того, что вам волокита велика; а сами — деи вы розбойников меж собя, без нашего ведома, обыскивати и имати розбойников не смеете. ».

Описав, таким образом, суть челобитья, великий князь прямо дает разрешение на организацию нового местного органа для борьбы с разбойниками:

«И вы бы меж собя свестясь все за один учинили собе, в тех своих волостях в головах детей боярскых, в волости человекы три или четыре, которые бы грамоте умели и которые пригожи, да с ними старост и десятцких и лутчих людей хрестиян человек пять или шесть, да промеж бы есте собя, в станех и в волостях, лихих людей розбойников сами обыскивали по нашему крестному целованию, в правду без хитрости. ».

Суть деятельности нового органа изложена в грамоте так: «И вы б тех розбойников ведомых меж собя имали да обыскивали их, и доведчи на них и пытали накрепко, и допытався у них, что они розбивают, да тех бы естя розбойников бив кнутьем да казнили смертью»

Установив, таким образом, для отдельных, местностей орган полицейской охраны и уголовной расправы под руководством детей боярских и с участием местных «лучших» людей, царское правительство быстро распространило этот новый порядок на все государство.

Губная Белозерская грамота, начинаясь с милостивого разрешения ловить разбойников, далее трактует эту поимку и казнь разбойников как обязанность губных органов и угрожает за ее невыполнение:

«А не учнете меж собя розбойников обыскивати и имати, и тех людей, к которым розбойники приезжают или не учнете за розбойники ездити и имати и казнити, или станете розбойников пущати, или кто станет розбойником норовити, и мне велети на вас на всех имати иски тех людей, которых в вашей волости розобьют, и без суда вдвое; а самим вам от меня быти в казни и в продаже».

Дальнейший шаг в изменении организации суда по более тяжким преступлениям был связан с проведением административной реформы 1555 года.

С проведением реформы наместники и волостели в государственных (черных) волостях упразднялись, а для управления всеми делами население выбирало «излюбленных» старост с целовальниками. На старост и целовальников и были возложены все судебно-полицейские функции, которые раньше принадлежали кормленщикам. Фактически эта реформа передавала все местное управление и суд дворянам — средним и мелким помещикам.

Царский наказ Белозерским губным старостам и целовальникам 1571 года содержит подробные правила производства следствия над разбойниками и определяет силу доказательств против них:

а) человек, признававшийся в совершении разбоя, подвергался смертной казни; б) если обвиняемый под пыткой обвинял другого человека («язык») в участии в разбое, то в отношении последнего производился «повальный обыск», то есть опрос большой группы соседей о его поведении. В случае «облихова- ния» его на «обыске» он также подвергался смертной казни; в) человек, обвиненный истцом в разбое на основании «поличного» (то есть вещественных доказательств), но против которого не было оговора соучастника на пытке, также проверялся повальным обыском. В случае его «облихования» без указаний на определенное преступление он подвергался пожизненному тюремному заключению с уплатой из его имущества истцу половины суммы иска; г) человек, оговоренный обвиняемым на пытке («языком»), но одобренный при проведении повального обыска, освобождался от наказания; д) если при повальном обыске половина людей назовет его добрым, а половина лихим, он заключался в тюрьму пожизненно. Если же впоследствии обнаруживалось его участие в разбое, он подвергался смертной казни; те же «обыскные люди», которые «добрили» его, платили штраф («выть»).

Читайте также:
Помогли отцу купить квартиру, а нас обвиняют в афере.

В Уставной книге разбойного приказа (около 1555 г.), в которой излагались все правила, относящиеся к «разбойным и та- тиным» делам, было введено правило о наказании наравне с разбойниками всех тех, кого обвиняли в различных формах помощи и укрывательства разбойников2.

С именем Ивана IV связаны дальнейшая централизация суда и управления и, в частности издание более полного Судебника (1550 г .).

Боярская Дума, расширенная включением в нее многих дворян, оставалась центральным органом управления и суда, но не ограничивала власти царя. Лично царь судил лишь высших представителей власти и крупнейших феодалов. Все остальные важнейшие дела решала Боярская Дума, обычной формулой решений которой было выражение: «По государеву приказу бояре приговорили».

Для разбирательства уголовных дел при Боярской Думе была организована Расправная палата.

С расширением функций центральных органов, увеличилось число приказов, ведавших различными отраслями управления и неотделенного от него суда. К суду, в частности, имели отношение так называемые четвертные приказы, управлявшие тяглым населением. При проведении губной реформы постепенно оформился к 1555 году разбойный приказ. Он имел особо большое значение в организации контроля над деятельностью местных губных учреждений, осуществлявших террористическую расправу с выступавшими против феодальной эксплуатации элементами. Ряд приказов ведал судом над детьми боярскими и дворянами.

Существовали приказы, ведавшие судом над «церковными людьми»: патриарший разряд и приказ церковных дел. Патриарх судил вместе со своими боярами.

Укрепление центральной власти выразилось и в изменениях в организации местных органов власти. Постепенно, начиная с окраин государства, наместники заменялись- воеводами, в руках которых сосредоточивались функции военного и гражданского управления. Они осуществляли свои функции через съезжую или приказную избу.

Все указанные органы суда должны были руководствоваться в своей деятельности как Судебником, так и специальными правилами производства по делам о «ведомых лихих людях». Так, ст. 60 Судебника прямо разграничивает подсудность наместников и губных старост и делает ссылку на правила, введенные губными грамотами:

«А приведут кого в розбое, или на кого в суде доведут, что он ведомой розбойник: и наместником тех отдавати губным старостам. А старостам губным, опричь ведомых розбойников, у наместников не вступатися ни во что; а татей судити им, по царевым и великого князя по губным грамотам, как в них написано».

С проведением судебно-административной реформы упраздняются смесные или вобчие суды, имевшие такое большое значение в предшествующий период. Теперь дело подлежит либо губным учреждениям, либо (незначительные уголовные преступления и гражданско-правовые споры, не затрагивавшие владения землей) земским учреждениям.

При таком построении суда некоторые дела могли проходить по трем судебным инстанциям: суд местный, суд приказов и суд Боярской Думы.

По делам, не подлежавшим ведению губных учреждений, сохранился формально старый, то есть обвинительный (состязательный) порядок процесса, с широкими правами сторон, собиравших и представлявших доказательства и имевших право примирения. Однако расширение розыскного начала отразилось и на делах, рассматривавшихся в порядке обвинительного процесса, за которым теперь укрепилось наименование «суда» в смысле видового термина, в отличие от «сыска», то есть процесса розыскного.

Эти изменения коснулись прежде всего системы доказательств, Постепенно вышли из употребления поединки («поле»).

Уже в конце XV и начале XVI вв. дворяне все чаще отказываются «лезть на поле» с представителями низших классов или ставят вместо себя бойцов-наймитов. Судебник 1550 года еще знает «поле», указ 1556 года заменил «поле» крестным целованием, то есть присягой. Дальнейшее развитие получил институт свидетельства. Термин «послухи» теперь обозначает не соприсяж- ников, а свидетелей. Значительное место занимают письменные доказательства — всякого рода акты.

Изменяется и положение суда, усиливается его активность. Суд требует от сторон доказательств и сам принимает меры к их отысканию. Выражение «сыскати всякими сыски накрепко» становится самой употребительной формулой.

Судебник расширил круг преступлений, направленных против интересов государства. К ним относились, кроме известных старому Судебнику «коромолы» и убийства господина, также и сдача неприятелю города (измена). Далее названы «зажигал- ник» (поджигатель), «подметчик»

Соответственно с расширением круга преступлений, признаваемых государственными, расширяется и применение смертной казни. Вместе с тем Судебник знает и применение телесного наказания («торговая казнь»—битье кнутом).

В судебной практике применение телесных наказаний имело место уже в конце XIV в. Так, Двинская судная грамота 1397 года, устанавливая применение смертной казни к вору, учинившему третью кражу, требует, чтобы каждого вора подвергали клеймению, придавая этой мере значение полицейское .

Судебная практика знала также членовредительное наказание в виде отсечения руки, применявшегося к татю за вторичную кражу .

Судебник 1550 года включает в себя уже известные нам положения губных грамот, изданных во время малолетства Ивана IV, о сыске по делам о лихих людях.

Статья 52 различает два вида процесса в отношении вора, приведенного с поличным. С одной стороны, такое дело может быть разрешено порядком старого обвинительного процесса, если кража совершена впервые, и вор не будет признан на повальном обыске лихим человеком («а приведут кого с поличным впервые, ино его судити, да послати про него обыскати. А скажут в обыску, что он доброй человек, ино дело вершити по суду»).

С другой стороны, если на повальном обыске вор будет признан лихим человеком, дело разбирается порядком «сыска» с применением пытки и назначением смертной казни или пожизненного тюремного заключения в зависимости от наличия или отсутствия сознания обвиняемого («И назовут его во обыску лихим человеком, ино его пытати: и скажет на собя сам, ино его казнити смертною казнию; а не скажет на собя сам, ино его вкинути в тюрму до смерти, а истцово заплатити из его статков»).

Читайте также:
Антимонопольные органы: что это такое, описание и особенности

Статья 59 говорит о возможности признания ведомым лихим человеком не только разбойника, но и убийцу, ябедника и более широко — каждого, совершившего «иное какое лихое дело».

Статья 60 различает при этом подсудность уголовных дел: дела о разбоях относятся к ведению губных старост, все же остальные — к ведению наместников и волостелей .

Характеристика для награждения почетной грамотой: пример, виды, процедура и требования к оформлению документа

  • 29 Декабря, 2019
  • Законодательство
  • Юлия Абдулбарова

Награждение знаком отличия, почетной грамотой – приятное событие не только для самого трудящегося, но и для его руководителя, работодателя, имеющих честь сотрудничать с высококлассным специалистам. Но для вручения грамоты обязательно составление специальной характеристики сотрудника. Что включить в этот документ? Как структурировать сведения? Где брать необходимую информацию? Как правильно оформить документ? В статье мы ответим на эти вопросы, а также приведем примеры характеристики для награждения почетной грамотой.

Что это?

Характеристика трудящегося – это вынесение непосредственным руководителем объективной оценки положительных и отрицательных деловых качеств сотрудника, его служебных достижений, уровня профессионализма, опыта работы, отношений с коллективом.

Дело в том, что каждый работник имеет свой собственный опыт деятельности, преодоления трудностей и конфликтов на рабочем месте. У него своя система взаимоотношений с коллегами, выполнения служебных заданий, обучения новым функциям, особенности поведения в деловых ситуациях, определенные привычки, уникальные навыки.

Все это становится явным только при длительном взаимодействии, сотрудничестве с человеком. При трудоустройстве на работу, вручении награды, переводе на другую службу практически невозможно объективно выстроить мнение о работнике. Поэтому так важна характеристика, составленная его непосредственным руководителем. Человеком, который по долгу службы взаимодействует с данным работником, с высоты своего опыта и профессионализма может дать объективную оценку его деловом качествам, особенностям и достижениям.

Если мы обратимся к примерам характеристики сотрудника для награждения, то увидим, что они написаны беспристрастным языком, отражают только конкретные факты. Все выводы подтверждены имеющими место быть примерами. В характеристике нет место эмоциональности, главенству личного отношения. Автор этого документа максимально объективен в своих суждениях.

Когда требуется документ?

Образцы характеристик для награждения представлены в материале. Но это не единственный случай, когда может понадобиться составление подобного документа для сотрудника.

По личному волеизъявлению трудящегося характеристики составляются для:

  • Разрешения семейных конфликтов.
  • Учебных заведений.
  • Досудебных разбирательств.
  • Урегулирования определенных вопросов с будущим работодателем.

Также запросить характеристику на сотрудника имеют право и следующие государственные структуры:

  • Судебные органы.
  • ГИБДД.
  • Силовые ведомства.
  • Военкомы.
  • Государственные структуры с целью определения поощрения, госнаграды.

По инициативе руководителя учреждения (чаще всего – в рамках проведения внутренних процедур):

  • Проведение аттестационной проверки.
  • Премирование, вручение награды.
  • Рассмотрение вопроса о замещении иной должности.
  • Выбор кандидата на определенную вакансию.

При этом характеристики составляют как на настоящих работников, так и и на уволившихся.

Характеристика для награды

Начнем с определения. Характеристика на сотрудника для награждения – официальный документ, рекомендация на добросовестного, высококлассного, перспективного трудящегося. Ее готовят для последующего поощрения сотрудника за безупречное выполнение служебных обязанностей, соблюдение внутреннего трудового распорядка, достижение конкретных успехов в своей деятельности.

Разновидности характеристик

Примеры характеристик для награждения почетной грамотой различны из-за того, что документы разделяются на две разновидности:

  • Внутренняя. Составляется при случае награждения работника в пределах организации, ведомства, муниципального образования. В такой характеристике для награждения используется свободный стиль написания, без специфических требований к порядку и структуре изложения мысли.
  • Внешняя. Составляется к случаям представления работника к государственным наградам. Документ оформляют по строгим общим стандартам делопроизводства. Составление такой характеристики происходит по волеизъявлению самого трудящегося или по запросу государственной структуры. Кроме случаев с награждением, внешние характеристики составляются для судебной системы, военного комиссариата, органов внутренних дел. Нередко их требуют образовательные учреждения, где сотрудник повышает квалификацию, или организации, куда его направляют в качестве практиканта.

При этом оба типа характеристик по своей сути являются рекомендательными служебными письмами позитивного характера.

Общие правила написания документа

В первую очередь отметим, что единого образца характеристики на награждение почетной грамотой нет. Ее автор руководствуется только имеющимися общими правилами написания деловых писем, примерами, составленными иными руководителями.

При составлении характеристики на поощрение работника важно уделить внимание следующему:

  • Использовать официально-деловой стиль написания.
  • Излагать свои мысли кратко, емко и последовательно.
  • Писать о событиях или в прошедшем, или в настоящем времени – согласно моменту, когда произошло то, что вы хотите упомянуть в характеристике.
  • Документ пишется строго от третьего лица.
  • Напечатать или написать? Тут тоже нет строгой рекомендации. Документ, составленный от руки, также будет считаться действительным. Но важно, чтобы при этом текст в нем был читабельным.
  • Сокращений слов в документе лучше всего не допускать. Или употреблять только общезначимые аббревиатуры: ПАО, ИП, ООО и проч.

Как именно написать характеристику, решает сам руководитель. Допустимым является и перепоручить это задание подразделению по работе с персоналом. Можно воспользоваться примерами характеристик для награждения работника, можно составить документ в свободной форме. Образцы вы найдете в этой статье.

Что необходимо указать?

Большинство примеров характеристик для награждения почетной грамотой содержат в себе следующую информацию:

  • Название (заглавные буквы, верхняя часть документа, по середине листа).
  • Назначение документа, цель его составления.
  • Данные о сотруднике (их чаще всего представляют в форме анкеты). Для внутренних характеристик будет достаточным указать фамилию, имя, отчество, должность и место работы трудящегося.
  • Большое внимание уделяется трудовому стажу – зачисление в штат, передвижения по карьерной лестнице, смена должностей. Важно при этом охватить не только деятельность на данном предприятии, но и предшествующей ей опыт работы (в случае, если он имеет место быть). Нужно компетентно оценивать профессиональное развитие сотрудника и до знакомства с настоящим работодателем.
  • Объективная оценка руководителем профессиональной деятельности работника. Она может быть не только положительной, но и отрицательной. И то, и другое обязательно имеет под собой основу – конкретные примеры достижений, уровня владения теоретическими знаниями и профессиональным опытом, взаимоотношений с коллегами, своевременного выполнения служебных обязательств.
  • Описание личностных, моральных качеств человека, проявление которых уместно в деловой среде. Если мы посмотрим на образцы написания характеристики на работника для награждения, то увидим, что руководители обязательно упоминают о его стрессоустойчивости, отзывчивости, самоконтроле, коммуникабельности, стремлении к саморазвитию и усовершенствованию имеющихся навыков.
  • Описательная часть заканчивается перечислением не только поощрений, но и взысканий. Что касается последних, их максимальный срок давности – 1 год. По прошествии него упоминание взысканий считается грубой ошибкой.
  • Дата написания.
  • Сведения о должностном лице, составившем характеристику: фамилия, инициалы, подпись.

Оформление деловой бумаги

Если вы посмотрите на примеры характеристик для награждения почетной грамотой, то увидите, что они подобающим образом оформлены. Тут нет каких-то конкретных предписаний законодательства, но руководители все же берут во внимание эти правила:

  • Документ печатается на листе формата А4.
  • Благодарность публикуют на фирменном бланке компании.
  • Созданием характеристики занимается руководитель низшего ранга, хорошо знающий награждаемого сотрудника, непосредственно с ним контактирующий. В каких-то случаях написание текста доверяют сотрудникам кадрового отдела или непосредственно претендентам на награду.
  • Визировать характеристику работника для награждения должен сам автор (в случае, если он является руководителем), вышестоящий начальник или директор организации.
  • На характеристике обязательно должна стоять официальная печать учреждения.

Характеристика для государственной награды

Образцы характеристик на награждение почетной грамотой представлены в статье. Теперь мы заострим внимание на документах внешнего типа. Как мы уже упоминали, они составляются для ходатайства представления сотрудника к какой-либо государственной награде за выдающиеся достижения в служебной деятельности.

Такую характеристику составляют на основе ГОСТ Р 6.30-2003. Здесь перечислены унифицированные требования к оформлению деловой документации в РФ. Характеристика печатается на бумаге формата А4, на фирменном бланке компании.

В примерах характеристики для награждения почетной грамотой министерства указано следующее:

  • Реквизиты организации, выдавшей характеристику: адрес (юридический, фактический, почтовый, электронный), контактный телефон, полное наименование и проч.
  • Название документа, прописанное заглавными буквами. Ниже указывается краткое содержание характеристики.
  • Номер документа.
  • Указание анкетных данных сотрудника.
  • Описание деловых, профессиональных, личных качеств, характеристика его карьерного роста.
  • Список достижений на производстве, по службе.
  • Проекты, которые работник воплощал в жизнь индивидуально, разработки, которые осуществлялись под его непосредственным руководством.
  • Участие в профессиональных конференциях, семинарах, встречах, симпозиумах, обсуждениях.

Что считается анкетными данными?

Что касается анкетных данных сотрудника, то в образцах характеристики для награждения указывается следующее:

  • Фамилия, имя и отчество.
  • Дата рождения.
  • Информация об образовании, наименование учебных заведений, что закончил сотрудник.
  • Семейное положение.
  • Должность в организации, краткое перечисление служебных обязанностей.
  • Общий стаж трудовой деятельности.
  • Стаж работы в данной организации.
  • Научные труды, разработки сотрудника.
  • Сведения о его предыдущих достижениях и наградах.

Иные разновидности характеристик

Теперь вы знаете, как выглядит характеристика для награждения трудящегося почетной грамотой. Рассмотрены особенности иных вариантов документа.

При увольнении. Тут характеристика с прошлого места работы часто требуется для нового трудоустройства. В данном случае руководитель описывает в документе следующее:

  • Степень соответствия работника должности, которую он занимал. Его ведущие проекты, значительные достижения, а также поощрения, награды или взыскания, если они имели место быть.
  • Профессиональные и деловые качества: пунктуальность, оперативность, самоорганизованность, инициативность и проч.
  • Компетенция в свой профессии: оценка имеющегося опыта, полученной квалификации, обучаемости, передачи своего опыта новичкам.
  • Личные качества работника способствующие/препятствующие успешного выполнения им служебных заданий: ответственность, бесконфликтность, наличие вредных привычек.
  • Если у бывшего работодателя сложилось негативное мнение о работнике, он должен не стесняться его изложить. Но это должна быть не личная, а объективная, доказательная позиция: безответственность, агрессивность, нарушение внутренних трудовых регламентов, срыв проектов. Это все возможно подтвердить конкретными фактами и документами.

Для полиции. Бывают и такие случаи, когда работодатель узнает, что его сотрудник подозревается в нарушении административного или уголовного законодательства. Тут наниматель для досудебного разбирательства обязан также предоставить характеристику работника для проведения максимально эффективного расследования.

Что указывать в документе, нередко советуют сами сотрудники правоохранительных органов. В основном, требуется оценка личностных качеств человека, указание фактов нарушения им трудовой дисциплины, наличие или отсутствие вредных привычек.

Для суда. Характеристика необходимо для вынесения объективного решения судьей. Каких-то конкретных указаний к составлению такого документа судебная система, как правило, не дает. Поэтому лучше всего обратиться к юридическому консультанту своей организации. Специалист укажет, как лучше оформить документ для конкретного случая.

В военкомат. В большинстве случаев такие характеристики составляются все же с места учебы. Но иногда требуются и с места работы призывника. Делается акцент на личностные качества, взаимодействие с коллективом, поведение сотрудника в конфликтных ситуациях.

Большое значение на содержание характеристики имеет и место работы, должность сотрудника, перечень выполняемых им обязанностей.

Строгого образца характеристик для награждения не существует. Однако есть общие правила написания, оформления документа. Также мы представили конкретные примеры характеристики. Главное требование – она должна быть написана объективно, емко, информативно и беспристрастно.

Обучение детей грамоте — методы и приемы

Обучение грамоте – это метод, с помощью которого развивается навык письма и чтения. Обучение детей грамоте можно осуществить только если у них хорошо развит фонематический слух и восприятие.

  1. Основы развития речи
  2. С чего начинать обучение грамоте?
  3. Методы обучения грамоте
  4. Задачи обучения грамоте
  5. Игровые ситуации в обучении грамоте
  6. Дидактические игры в обучении грамоте
  7. Содержание занятий по обучению грамоте
  8. Приёмы обучения грамоте
  9. Составляющие грамматически правильной речи
  10. Речевая среда как средство обучения грамоте

Основы развития речи

Основой для обучения может быть общее речевое формирование детей.

Поэтому во время подготовки к обучению нужно формировать речь школьников еще в детском саду. Нужно формировать связность их речи, пополнять их лексический запас, развивать грамматику и звуковую культуру.

Согласно исследованиям, школьники с хорошо сформированной речью успешно осваивают грамоту и все другие школьные предметы.

Очень важно, чтобы развивалось элементарное осознание собственной и чужой речи. Предметом внимания детей является сама речевая активность. Развитие речевой рефлексии и произвольности речи – это очень важный аспект подготовки к изучению письма.

Это качество – важная часть психологической подготовки ребенка к обучению. Стоит отметить, что сознательность и произвольность речевых высказываний – это психологическая основа для развития навыков письма. Поэтому, когда идет развитие рефлексии и произвольности устной речи, это помогает в последующем изучить речь письменную.

Показателями того, что у ребенка есть определенный уровень осознания речи и готовность обучаться грамоте – это наличие следующих навыков: нужно сосредоточить внимание на том, чтобы решалась вербальная задача. Нужно преднамеренно продуцировать свою речь, выбирать языковые инструменты для того, чтобы решать вербальные задачи. Также нужно размышлять о том, какие варианты для ее решения можно выбрать. Также нужно давать оценку того, как выполняются вербальные задачи.

С чего начинать обучение грамоте?

Л.С. Сильченкова считает, что начинать изучение грамоты необходимо в тот период развития, когда начинают созревать психические функции. Процесс обучения будет эффективен только в том случае, если будут учитываться особенности ребенка, связанные с его возрастом, а также его индивидуальные возможности, которые определяются речью, восприятием, мышлением и памятью

Необходимо уделить достаточно времени, чтобы формировать речевой слух ребенка. Также нужно вырабатывать способность ребенка запоминать буквенные начертания.

Человеческий мозг, согласно Н.Г. Алтуховой, содержит такие клетки, которые выполняют функцию запоминания начертания буквы, не прилагая при этом каких-либо усилий. Эти же клетки позволяют использовать те буквы, которые человек уже запомнил.

Процесс становления современной методики обучения школьников грамоте имеет богатую историю.

К.Д. Ушинский предложил так называемый звуковой метод изучения грамоты. Он обладал определенными преимуществами и недостатками. Много внимания уделялось тому, чтобы знакомить школьников со звуковыми речевыми аспектами, а также тому, чтобы развивать звуковой анализ.

Согласно П.С. Жедек, существует более совершенная методика преподавания грамоты. Согласно его подходу необходимо делить слова на отдельные слоги. А каждый слог можно также разделить на отдельные звуки.

При этом звуки, которые выделяются, нужно обозначать с помощью печатной буквы. И после этого нужно читать написанное слово. Но и этот подход не раскрывает механизм процесса чтения, того момента, когда отдельные звуки сливаются в слоги.

Еще одна методика была разработана В.А. Кирюшкиной и другими исследователями. Они основали свой подход на анализе звучания речи. В этой системе новой является иная последовательность того, в каком порядке изучаются буквы и звуки. Буквы и звуки изучаются в том порядке, который основан на частотности использования их в родном языке. Сначала изучаются наиболее часто встречающиеся звуки и буквы, и затем в порядке убывания.

А.А. Назаренко также предлагает интересный подход, который заслуживает отдельного внимания с нашей стороны.

Школьников нужно обучать методам умственных действий: дети анализируют звуки, занимаются позиционным чтением, опираясь на весь алфавит. При этом нужно следовать соблюдению строгих этапов развития методов чтения.

Важным в этой методики является то, что во время обучения ученики начинают владеть сначала количественным, а затем уже качественным звуковым анализом слов.

Проанализировав программу, мы поняли, что главное внимание в ней должно быть уделено звуковому строю слова, развитию способности проводить звуковой анализ, в последующем обучать детей грамоте в школе.

Методы обучения грамоте

Сегодня существует множество различных программ, содержание которых имеет существенные отличия. Поэтому и требования к подготовке детей зависят от того, предусмотрено ли обучение детей основам грамоты и с какого возраста предполагается это делать.

При этом существует множество фактов, которые позволяют выделить определенные направления в обучении грамоте детей младшего школьного возраста. Известны закономерности, работающие в области обучения чтению и письму.

Существуют различные опробованные методики учебного процесса. Были получены позитивные результаты применения этих методик, существенно повлиявших на интеллектуальное и речевое развитие школьников. И вот эти направления работы:

  • нужно познакомить ребенка со словом: он должен научиться выделять слова, как самостоятельную единицу речи;
  • познакомить детей с предложением: дети также должны уметь выделять предложения, как речевые единицы;
  • познакомить с тем, каков словесный состав бывает у предложения: дети должны научиться делить предложения на слова и составлять из двух-четырех слов предложения;
  • познакомить детей с тем, каково слоговое строение слов: дети могу разделять небольшие слова на слоги и составлять из разных слогов слова;
  • познакомить детей с звуковым строением слова, нужно развивать их способности анализировать звуковой состав слова, определять количество звуков, их последовательность, составлять слова с заданными звуками, понимать смыл фонемы.

Главную роль играет развитие способности детей анализировать звуковой словесный состав. И как мы уже писали об этом выше, процессы письма и чтения – это процессы перевода устной речи в графические изображения и наоборот.

Задачи обучения грамоте

Главные задачи при обучении школьников грамоте:

  • обучить школьников писать и читать, дать им базовые представления о том, что такое речь, язык и литература;
  • обогатить кругозор у школьников;
  • активизировать их письменную и устную речь;
  • формировать их интеллектуальную активность, помочь ребенку позитивно относиться к обучению;
  • формировать психические и физические процессы, которые позволяют эффективно изучать письмо и чтение.

Изучение грамоты подразумевает использование двух процессов: синтез и анализ.

Также нужно развивать навыки слушать и говорить. Во время уроков нужно изучать такие понятия, как слова, гласные, предложения и ударения. Школьники учатся подбирать такие слова, которыми можно обозначать предметы на рисунке.

Также можно называть одни и те же предметы с помощью разных слов. Можно учить детей рисовать словесные схемы, учить их составлять предложения, опираясь на картинки, изображать предложения в виде схем.

Процесс обучения грамоте – это важная часть формирования и развития речи. Это подразумевает то, что во время обучения грамоте нужно выделять разные направления формирования детей:

  • нужно овладеть основами грамоты;
  • нужно развить способность слушать и говорить;
  • нужно пополнять лексический словарь школьников;
  • нужно развивать их навыки работы с орфографией и пунктуацией;
  • нужно формировать пунктуационную и орфографическую зоркость;
  • нужно обучать детей понимать и анализировать тексты разного типа;
  • нужно помогать детям получать новые знания о родном языке и систематизировать их;
  • нужно раскрывать для школьников все богатство родного языка и его красоту;
  • нужно развивать у школьников чувство языка.

Во время обучения письму дети учатся анализировать образы букв, графические знаки, входящие в состав букв. Также они учатся сопоставлять одни звуки с другими, писать разные буквенные элементы, соединять слова в предложение, списывать их с образца.

Игровые ситуации в обучении грамоте

Грамота для школьников достаточно сложна для восприятия. Ребенку довольно сложно воспринимать абстрактные понятия, которые нельзя встретить в реальном мире.

Игровой подход – это лучший способ решить эту проблему. Благодаря игре даже самые сложные вещи можно сделать доступными и простыми. Игра не может появиться сама по себе.

Игровые ситуации побуждают каждого игрока использовать свои коммуникативные навыки и способности для достижения игровой задачи. Это помогает формировать интеллект и сенсорику. С помощью игр можно помочь детям усвоить лексические и грамматические категории родной речи.

Также игры помогают закреплять и уточнять полученные речевые знания. От того, насколько школьник будет хорошо владеть грамотой, зависит его успех в дальнейшем обучении в школе. Причем это касается не только письма и чтения, но и всех других предметов.

Дидактические игры в обучении грамоте

Изучение грамоты проходит постепенно с помощью дидактических игр. Это позволяет решить следующие задачи:

  • нужно познакомить школьников с тем, что такое звук и слово;
  • нужно формировать их фонематический слух;
  • нужно научить детей делить слова на отдельные слоги;
  • нужно обучить детей правильно расставлять ударение в словах;
  • нужно научить детей анализировать звуковой состав слов;
  • нужно научить определять гласные и согласные, твердые и мягкие;
  • нужно познакомить детей с термином «предложение» и с его структурой;
  • нужно научить детей читать и писать.

Современные подходы к изучению грамоты опираются на методику, разработанную К.Д. Ушинским более века назад.

Эта методика предполагает, что школьники будут знакомиться со звуками, выделяя их из живой речи. Сначала осваиваются гласные. Задания нужно делать все более сложными постепенно. Звук нужно определять сначала в односложных словах. Затем используются двусложные слова. А уже затем и многосложные.

После изучения наиболее часто встречающихся в речи гласных звуков осуществляется переход на менее общеупотребительные. И только после этого нужно перейти к усвоению согласных звуков. К.Д. Ушинский считал, что обучить школьников определять согласные внутри слов – это очень трудная, но необычайно важная работа. Именно она является важнейшим ключом для освоения чтения.

Содержание занятий по обучению грамоте

Занятия нужно проводить так, чтобы поддерживать высокий уровень мотивации у школьников. Вступительная часть позволяет задать атмосферу занятия. Нужно настроить школьников на то, что сейчас они будут познавать что-то новое, то, что им будет очень интересно. Важно вызывать у детей желание принимать участие во время занятий.

Занятия могут быть следующих типов:

  • рассказ тематического стихотворения;
  • разгадывание загадок;
  • совместное рассматривание иллюстраций.

Педагог может начать со следующих слов: «Дети, сейчас мы с вами обсудим, что такое слово. Послушайте немного стихотворение и поддержите меня».

А закончить задание можно следующими словами: «Вы такие молодцы! Сумели разгадать все загадки! И все ответы были правильными. А вы поняли, чем эти слова похожи друг на друга? Давайте теперь сыграем. Я буду называть слово. Если оно начинается также, как и отгадка, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если же нет, то ничего не делайте».

Чтобы дети заинтересовались, можно всем парам выдать набор из карточек. Дети должны будут называть то, что на них изображено. А воспитатель спрашивает детей, какой первый звук в этом слове. Можно ли разделить эти слова на две группы?

Например, в одну группу размещаются короткие слова, а в другую – длинные. Потом нужно проверить, как дети справились с этим заданием.

Чтобы школьникам с самого начала было интересно, можно включить в работу иллюстрации.

Например, можно использовать какой-нибудь сюрприз. Также можно театрализовать рассказ. Детям очень нравятся подобные мероприятия. Также они любят участвовать в создании новой сказки.

Подготавливаясь к занятию, педагог должен проявить большую скрупулёзность. Если материал будет подан неправильно, это приведет к сложностям в дальнейшем обучении. Если тщательно планировать каждое занятие, педагог может избежать множества ошибок. Разрабатывая конспекты уроков, нужно достаточно много планировать.

Но сегодня в образовательных учреждениях предлагают часто применять технологические карты.

Приёмы обучения грамоте

Во время занятия, педагог должен стремиться так применять разные приемы, чтобы дети меняли виды деятельности. Нужно разнообразить и форму подачи новой информации. Обсудим несколько приемов:

  • кольца Луллия: это интересное средство, которое позволяет формировать интеллектуальные способности школьников и их творческие порывы. Есть много разных материалов, как можно использовать это приспособление.
  • чтобы обучать школьников грамоте, можно также сделать кольца Луллия, и на одно из них поместить буквы, а на второе – предметы, названия которых начинаются с этих букв. Дети должны правильно соединить буквы и подходящие для них изображения.

Этот интересный прием помогает увлечь детей, создать атмосферу непринужденности, помочь им воспринимать новый материал.

Изучая с детьми буквы, можно помогать им лучше усваивать новый материал. Для этого нужно обыгрывать эти буквы в разных заданиях творческого типа. Например, можно нарисовать букву и украсить ее с помощью разных узоров.

Также можно вылепливать буквы, шить для них платья, выкладывать буквы из гороха или из пуговиц. Их можно рисовать на песке, складывать из палочек и других доступных детей материалов.

Также нужно проверять знания детей с помощью проверочных материалов.

Упражнения, которые включаются в эту работу – материал с изображением предметов для изучения гласных. Школьники соединяют букву и предмет, который содержит в своем названии эту букву. Для слов можно также рисовать схемы, изображая количество слогов и ударные слоги.

Составляющие грамматически правильной речи

Во время занятий также детей нужно учить анализировать звуковой и буквенный состав слов.

Грамматически верная речь включает в себя следующие составляющие:

  • нужно создать для детей эффективную речевую среду, которая содержит много речевых образцов;
  • нужно повышать речевую культуру окружающих ребенка людей;
  • нужно специально изучать с детьми сложные грамматические формы, чтобы не допустить развитие ошибочного их употребления;
  • нужно формировать грамматические навыки;
  • нужно исправлять грамматические ошибки, которые допускает ребенок.

Если грамотно организовать речевое пространство для школьника, это окажет очень мощное влияние на него. Это позволит формировать познавательные отношения ребенка, развивать у него основные представления о русском языке и речи.

Поэтому необходимо организовать речевое пространство и уделить этому приоритетное внимание.

Речевая среда как средство обучения грамоте

Речевое пространство – это очень широкое понятие, которое состоит из множества компонентов. Сюда можно включить разные образцы речи, которые доступны для восприятия детьми. При этом говорить вокруг могут не только люди, но и может звучать радио и телевидение.

Л.П. Федоренко считает, что речевая среда может играть развивающую функцию. Он считает, что это позволяет активизировать речевые коммуникации. И эта среда позволяет раскрыть полностью речевой потенциал школьника. Но такая среда не может возникнуть спонтанно. Она появляется в результате целенаправленных усилий.

Автор считает, что существует две составляющие речевой среды: это естественная среда коммуникаций, а также общение с другими детьми. Вторая составляющая – искусственно созданная речевая среда.

Свободная среда – это общение ребенка со сверстниками и взрослыми. Она возникает естественным путем во время разных режимных моментов. Но ее можно использовать для достижения максимального эффекта.

Искусственная среда – это речевое пространство, которое целенаправленно организует воспитатель для достижения поставленных задач. Для этого нужно использовать определенные методики.

Можно даже разработать центр коммуникаций. Он будет состоять из следующих элементов:

  • театры;
  • различные наглядные пособия;
  • книжные полки.

Используемые пособия могут быть такими:

  • дидактические игры настольного типа;
  • альбомы по звукопроизношению;
  • иллюстрированные материалы;
  • картины.

При этом все используемые материалы нужно подбирать так, чтобы они совпадали с возрастными особенностями школьников.

Н.К. Усова также подробно изучала эту тему. Она писала, что сотрудники детского сада должны организовать такую речевую среду, которая бы помогала детям активно развивать грамотность своей речи.

Речевая среда должна создаваться так, чтобы у школьников были лучшие условия для развития грамотности речи. При этом развиваться речь детей должна не только во время занятий, но и при самостоятельном времяпрепровождении.

Система жалованных грамот Великого московского князя

Жалованные грамоты Великого московского князя в XIV–XV вв. были основными письменными источниками права в Московском государстве.

Жалованная грамота Великого князя является законодательным актом, по которому предоставлялись определенные гарантии и компенсации, исключительные права, связанные с управлением и иными полномочиями, церковным учреждениям, монастырям, судам и другими лицам.

Жалованные грамоты содержали следующие права:

1) право владения и пользования поземельным имением;

2) полное или частичное освобождение от государственных податей, пошлин и повинностей всех лиц, которые получили грамоты;

3) право призыва грамотчиками на свои земли вольных людей и крестьян их других княжеств, с освобождением поселенцев от государственных податей и повинностей на «урочные годы» (определенные в грамоте сроки); при этом грамотчикам запрещалось перезывать на свои земли людей своего князя, черных, тяглых, «письменных крестьян» (входящих в писцовые и переписные книги);

4) полное или частичное освобождение грамотчиков, их холопов и крестьян от подсудности и управления княжеских чиновников, с запрещением последними права въезда в имения грамотников.

Жалованные грамоты могли быть дарованы:

1) великим князем;

2) церковными властями;

3) удельными князьями.

Жалованные грамоты Великого князя всегда имели силу частного закона. Она подтверждалась красной печатью с княжеским именем и гербом.

Жалованные грамоты могли быть даны:

1) монастырям и другим церковным учреждениям;

2) светским людям.

Виды грамот:

2) несудимые (т. е. дарующие грамотчику освобождение от суда местных властей с подчинением суду князя, при этом лица, проживающие на территории грамотчика, подчиняются его суду полностью или частично);

3) обельные (по ним для грамотчика отменялись дань и повинность, пошлины при проезде и перевозке в пользу местных властей);

4) тарханные (даровали полное освобождение грамотчика);

5) вкладные (т. е. письменные акты, по которым князья передавали церковным учреждениям свое движимое и недвижимое имущество, такая передача могла быть как при жизни князя, так и по завещанию);

6) охранительные грамоты (не устанавливали какие-либо нормы, а подтверждали их наличие; эти грамоты относились к распоряжениям князя).

Жалованные грамоты предоставлялись только светским людям и были двух видов:

1) жалованные грамоты на кормления (давали грамотчикам право управления, суда и корма, т. е. право пользоваться наместническими доходами в данной волости по «наказному» или «доходному» списку);

2) жалованные грамоты на поместья (по ним князь передавал служилым людям на время услужения поместье, т. е. «право пользования доходами с крестьян дворцовых имений, исчислявшихся в писцовых книгах, за исключением военной повинности и поземельной подати, именуемых в новгородских грамотах „посошною службою“ и данью).

Жалованные грамоты могли иметь приложения в виде отдельных грамот. Такие грамоты давались государственными дьяками. Они конкретизировали положения жалованной грамоты: устанавливали перечень земельного и личного состава пожалования, прав помещика на крестьянскую пашню и его обязанности по уплате дани и отбыванию посошной службы.

23. Уставные грамоты, их содержание, действие по времени, кругу лиц и территории

Самый важный вид заповедей относится к запрещению беззаконных деяний и злоупотребления властью со стороны наместников и их людей, защита государства от которых проявилась в составлении уставных грамот.

Виды уставных грамот: грамоты наместничьего управления; губные грамоты; земские грамоты.

Уставные грамоты наместничьего управления получили распространение в XIV–XV вв. Они могли быть дарованы наместникам или волостелям.

Содержание таких уставных грамот зависело от прав, которые ими предоставлялись:

1) уставные наместничьи грамоты содержали в себе особенности отношений наместника или волостеля с жителями уезда или волости, управляемыми ими;

2) уставные грамоты могли содержать не только права наместника или волостеля, а также их обязанности перед населением провинции – эти грамоты назывались уставные грамоты на заказ.

Уставные грамоты содержали перечень властных полномочий наместников или волостелей, но эти полномочия могли быть осуществлены только в рамках закона. Следовательно, в содержание уставных грамот входили перечни того, что наместник Великого князя должен делать в пределах свой волости, того, что не должен и того, на что он имеет в связи с этим право. Уставные грамоты – не привилегии, это местный закон.

Содержание уставных грамот также включало:

1) запрещение незаконных действий как самого наместника, так и его слуг;

2) размер и вид корма наместника;

3) размеры судебных расходов и штрафов, отчисляемых в пользу наместника (судебные пошлины, уголовные штрафы в пользу наместника, пошлины за вызов в суд, пошлины от ареста обвиняемого);

4) торговые и свадебные пошлины;

5) регулирование отношений судебной власти наместника с центральным судом;

6) право жалобы жителей провинции на своего наместника;

7) нормы материального уголовного права (их число, как правило, было незначительным, так как они указывались только в связи с правами наместника на уголовный суд и пошлины).

Губные грамоты – грамоты, устанавливающие губные учреждения. Губные грамоты существовали с 30-х гг. XVI в. до конца XVII в.

Губные грамоты имели силу закона. Действие их в отличие от уставных грамот наместничьего управления распространялось на все население, включая служилые классы.

Содержание губных грамот включало:

1) наименование учреждаемого грамотой органа;

2) порядок избрания и назначения должностных лиц этого органа;

3) состав губного учреждения;

4) права и обязанности этого учреждения;

5) нормы материального уголовного права (их число так же, как в уставных грамотах, незначительно, но они позднее послужили источниками кодифицированного уголовного закона).

Уставные земские грамоты содержали нормы права о местном земском самоуправлении. Период распространения земских грамот начинается с 1552 г. и оканчивается во 2-й четверти XVII в. Земские грамоты распространяли свое действие на все население.

Земские грамоты касались более широкого круга правоотношений, чем губные и уставные, так как они одновременно содержали положения двух других видов грамот и включали в себя права:

4) гражданское (по вопросам компетенции земских учреждений).

Губная реформа XVI века: предпосылки и последствия

Во время долгого царствования Ивана IV было проведено немало реформ. Особенность этого периода истории России состоит в том, что в первой половине царствования были реформы позитивные, направленные на благо державы. Во второй же половине, начиная с 60-х годов XVI века, реформы приобретают все более свирепый и злой характер. Губная реформа, о которой речь пойдет ниже, относится к первому периоду царствования Ивана Грозного и даже восходит своими истоками к короткому правлению матери государя.

Елена Глинская

Поскольку сама идея губной реформы принадлежит матери Ивана Грозного – Елене Глинской, стоит остановиться на фигуре этой женщины подробнее, тем более что для женщины того времени она была по-настоящему феноменальной.

Елена Глинская стала второй женой великого князя Василия Ивановича. Она была молода, красива и родовита – из знаменитого рода Глинских, ведущих свое начало еще от хана Мамая. Превосходила по значению этот род по тем временам только правящая династия Московского княжества – Рюриковичи, и правящая династия княжества Литовского – Гедиминовичи. Спустя 7 лет счастливого брака, подарившего великокняжеской чете двух наследников, Ивана и Юрия, Елена Глинская овдовела. Но горевала по мужу она не долго. Будучи в возрасте около 25 лет, молодая женщина быстро оценила сложившуюся политическую ситуацию и сделала все, чтобы укрепить власть своего малолетнего сына и свою собственную.

В период своего регентства при малолетнем Иване IV (с 1533 по 1538 года) Елена Глинская совершила немало дельных нововведений, имевших колоссальное значение для экономического и политического укрепления страны. Именно Елена провела так давно назревшую денежную реформу и установила в государстве единую валюту – серебряную деньгу. При Глинской была построена Китайгородская стена для дополнительного укрепления столицы. Наконец, Елене Глинской в 1537 году удалось завершить русско-литовскую войну выгодным для России миром, что дало стране небольшую передышку. Несомненно, эта деятельная и дальновидная женщина принесла бы еще больше пользы, если бы в 1538 году внезапно и без видимых причин не скончалась. Многие ее начинания довелось воплотить в жизнь ее сыну Ивану IV. К их числу относится губная реформа.

Предпосылки

Вплоть до 30 годов XVI века сыскной и судебной работой во всех уездах и волостях Московского княжества занимались посаженные Великим князем люди. То были родовитые, но не всегда способные к сыску или правосудию бояре и князья, которые зачастую пользовались своим положением не в пользу дела. Лихие люди, разбойники и грабители даже могли подкупать посаженных наместников – те пеклись более о собственной прибыли, нежели о благополучии вверенного им края. Разумеется, такое положение дел не могло не сказываться на криминальной обстановке в стране. Местные губные старосты и выбранные люди от всех сословий вынуждены были сами заботиться о своем спокойствии. Они создавали охранные отряды, содержащиеся на средства купцов и других местных жителей, учиняли собственный розыск и старались всячески пресекать всякого рода разбой. Губная реформа Ивана Грозного узаконила эту самодеятельность. Суть реформы рассмотрим далее.

Суть губной реформы

Само понятие губы как административно-территориальной единицы пришло из западных областей страны, привыкших к самостоятельности – Великого Новгорода и Пскова. Это были относительно независимые купеческие города-республики, в которых народ издавна привык решать свои проблемы своими же силами. Наместников там не любили и делали все по-своему.

Изначально губой назывался небольшой округ – городской посад или несколько расположенных недалеко друг от друга сел. Согласно реформе, в данном округе розыск и наказание преступников официально передавались местному населению. За поимку преступников отвечали губные старосты, избираемые из местных дворян или служивых сословий. Со временем губы стали укрупняться, что вело за собой и усложнение их структуры. Но сама суть губной реформы от того не менялась.

Ход реформы

Начало реформы ознаменовала рассылка по уездам и волостям так называемых губных грамот. Первый из таких документов датируется примерно 1539-1540 годами. Поэтому можно сказать, что нам известен год губной реформы, точнее ее начала. После получения официальных грамот, в которых говорилось о необходимости избрания губного старосты или целовальника, отвечающего отныне за поимку и наказание разбойных и лихих людей, начинался нелегкий и долгий процесс избирания. Окончательно реформа прижилась и начала укореняться лишь к 1550 годам, о чем свидетельствует учреждение Разбойного приказа.

Итоги

Губная реформа вылилась в три несомненных преимущества, как для государства в целом, так и для населения каждого отдельного уезда:

  • повысилась раскрываемость разбойных деяний;
  • начался переход от системы бестолковых чиновничьих кормлений к эффективному местному самоуправлению;
  • были заложены основы будущей Земской реформы, которая, в свою очередь, продолжала укреплять самодержавие страны.

Можно сказать, что с губной реформы началось преобразование механизмов управления государством в то современное устройство, которое существует сейчас.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: