Избирательный округ: что это такое, описание и особенности

Три вида избирательных округов.

1. Единый избирательный округ включает всю территорию РФ, региона или муниципального образование соответственно, т.е. Федеральный, региональный, муниципальный. Они предназначены для избрания Президента РФ, глав муниципальных образований; выборы депутатов законодательных органов государственной власти (депутатов Государственной Думы РФ, не менее половины депутатов законодательного органа субъекта РФ либо одной из его палат), представительных органов местного самоуправления, избираемых по системе пропорционального представительства.

2. Одномандатный– представляет собой территориальную единицу, от которой избирается один депутат. Это способ организации выборов в законодательные органы государственной власти и местного самоуправления в РФ. Здесь количество избирательных округов равно числу депутатских мандатов в представительном округе.

3. Многомандатный – предназначен для избрания от одной территориальной единицы нескольких депутатов. При этом избиратели голосуют за каждого из баллотирующихся кандидатов в депутаты отдельно (мандатов не должно быть не более 5 мандатов в округе).
Выборы по многомандатным избирательным округам проводятся как в законодательные органы государственной власти регионов, так и в представительные органы местного самоуправления.
При образовании многомандатных округов соблюдается примерно равенство числа избирателей на один депутатский мандат.

Схема округов разрабатываетсяизбирательной комиссией, утверждаетсязаконодательным органом власти исключительно при проведении выборов депутатов.

Законодательный орган государственной власти, представительный орган муниципального образованияутверждает схемуизбирательных округовне позднее, чем за 20 дней до истечения срока,в который должны быть назначены выборы.

В схеме округов должны быть указаныграницы, номера, и название избирательных округов; определён перечень административно-территориальных единиц, муниципальных образований или населённых пунктов; установлено место нахождения окружной избирательной комиссии; определено число избирателей в каждом округе.

Избирательные участки – это территориальные единицы, необходимые для организации голосования и подсчёта голосов.

Они образуются главами местных по согласованию с избирательными комиссиями муниципальных образований, территориальным избиркомом не позднее, чем за 45 дней до выборов.

Исключение составляют участки, находящиеся в больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдалённых районах, которые могут образовываться не позднее, чем за 3 дня до дня голосования.
Списки участков с указанием их границ, номеров и адресов участковых комиссий публикуются в местной печати за 40 дней до дня голосования.

Избирательные участки для граждан России, находящиесяза пределами территории страны, образуют руководители дипломатических представительств и консульских учреждений.

Избирательные участки образуются из расчёта не более 3 тысяч избирателей на каждом участке.

Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Вместе с тем допускается создание участков непосредственно в местах дислокации воинских частей. В этом случае участки образуются командирами воинских частей.

«Выдвижение и регистрация кандидатов»

Выдвижение кандидатов производится двояко: путём самовыдвижения или избирательным объединением.

Выдвижение кандидатов по спискам может быть осуществлено только избирательным объединением.

Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам.

Общие условия выдвижения кандидатов:

1. заявление о своём согласии баллотироваться;

2. к уведомлению о выдвижении прилагаются сведения о размере и источниках доходов кандидата, полученные им в течение года, предшествующего году назначения выборов;

3. на пост Президента РФ – доходы за 4 года;

Самовыдвижение кандидата происходит с последующим сбором кандидатом подписей избирателей в поддержку своего самовыдвижения или внесением избирательного залога.

Выдвижение федерального списка кандидатов политической партией возможно на выборах депутатов ГД РФ. Данное решение принимается тайным голосованием на съезде партии. В составе федерального списка могут оказаться лица, не являющиеся членами этой партии, но не более 50% от числа кандидатов, включённых в список. Кандидат может упоминаться в федеральном списке только один раз. Федеральный список не может содержать более 500 человек. Список кандидатов делится на общефедеральную и региональную части. В общефедеральную часть нельзя включать более 3-х кандидатов. Региональная часть федерального списка должна охватывать все субъекты РФ.

Внесение избирательного залога и сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидата).

Избирательный залог вносится исключительно из средств избирательного фонда кандидата единовременно или в полном объёме. Размер избирательного залога может быть уменьшен, но не может составлять менее 10%. Специальный счёт открывается в филиале Сбербанка России.

Институт избирательного залога действует в РФ с 1999 года.
Избирательный залог отсутствует во время выборов Президента РФ. Кандидат на должность главы государства должен искать поддержку в доверии людей.

Сбор подписей в поддержку кандидата (списка кандидатов):

1. на выборах депутатов Госдумы РФ политические партии собирают не менее 200 тысяч подписей; при этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 14 тысяч подписей;

2. на выборах Президента РФ – 2 миллиона подписей ( в субъектах РФ – не более 50 тысяч);

3. при проведении выборов по многомандатным округам количество подписей не должно превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории такого округа, но не может быть менее 10 подписей.

Читайте также:
Коллекторские услуги: что это такое, описание и особенности

Подписной лист.

1. Период сбора подписей должен быть не менее 30 дней.

2. Подписные листы должны изготавливаться за чёт средств избирательного фонда.

3. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том округе, в котором выдвинут кандидат.

4. Собирать подписи имеет право дееспособный гражданин, достигший к этому моменту 18-летнего возраста.

5. Запрещено собирать подписи органам государственной власти и местного самоуправления, членам избирательной комиссии с правом решающего голоса. Исключён сбор подписей на рабочих местах, в местах выдачи ЗП, пенсий, пособий, а также при оказании благотворительной помощи.

6. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату её внесения только собственноручно. Иные данные (ФИО, год рождения, серия и номер паспорта, адрес места жительства) могут заполняться лицом, собирающим подписи.

Проверка подписных листов.

Проверке могут подлежать либо все представленные подписи избирателей, либо их часть, но не менее 20% от необходимого для регистрации кандидата количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

Если 10% или более проверяемых подписейнедостоверны или недействительны или количество достоверных подписей недостаточно для регистрации, избирательная комиссия отказывает такому кандидату в регистрации.

Федеральные законы о выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы РФ определяют необходимое число таких подписей 5% и более.

Недостоверность подписей должна быть подтверждена письменным заключением эксперта.

«Итоги голосования и определение результатов выборов»

Итоги голосования – заключительный этап избирательной компании.

Протокол об итогах голосования составляется в двух экземплярах. Первый направляется в вышестоящую избирательную комиссию: второй – выдаётся в копиях всем заинтересованным лицам (зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам, наблюдателям, членам вышестоящих избирательных комиссий).

Результаты выборов также составляются в двух экземплярах протоколов и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Выборы признаются несостоявшимися,если в них приняло участие менее 20% от числа избирателей, включённых в списки избирателей.

Выборы депутатов Государственной Думы РФ считаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25%.

На выборах Президента РФ – менее 50%.

На выборах депутатов представительных органов местного самоуправления минимальный процент явки избирателей, напротив, может не устанавливаться вообще.

Федеральный закон от 18 мая 2005 года «О выборах депутатов Государственной Думы РФ» говорит о том, что если ни один федеральный список кандидатов не получил 7% голосов, значит эти кандидаты в депутаты не прошли голосования и не получат мандаты.

1. На лицевой стороне всех избирательных бюллетеней, выдаваемых избирателям участковой избирательной комиссией, в правом верхнем углу должны быть поставлены подписи 2-х членовизбирательной комиссии, которые заверяются печатью этой избирательной комиссии.

2. Предвыборная агитация не может проводиться в день голосования и в предшествующий ему день. Предвыборная агитация заканчивается в 24 часа с пятницы на субботу.

3. День голосования – только в воскресенье.

4. В день голосования за полученный бюллетень избиратель расписывается в списке избирателей.

5. Нумерация избирательных бюллетеней не допускается.

6. При голосовании избиратель наносит в избирательном бюллетени в квадрате любой знак.

7. Избиратель вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с письменнымзаявлением или устным обращением проголосовать вне помещения для голосования.

8. Избирательные комиссии независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

9. Федеральным государственным органом РФ, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов РФ является Центральная избирательная комиссия РФ.

10. За грубые нарушения закона, избирательная комиссия может быть расформирована судом.

11. От имени кандидатом могут выступать доверенные лица.

12. Ответственность за передачу и сохранность избирательных бюллетеней несут все члены избирательной комиссии.

13. Голосование за других лиц не допускается.

14. Если избиратель допустил ошибку при заполнении бюллетеня, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый.

15. Голосование по почте допускается, если эта возможность предусмотрена законом субъекта РФ.

16. После окончания времени голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса погашают неиспользованные бюллетени, отрезая левый нижний угол.

Тестовые задания по теме «Выборы»

1. Всенародное голосование, которое проводится с целью вы­явить мнения избирателей или принять окончательное ре­шение по конституционным, законодательным или другим внутриполитическим или внешнеполитическим вопросам, называется

1) опросом
2) референдумом
3) выборами
4) плюрализмом

2. Форма прямого волеизъявления граждан в соответствии с действующим законодательством в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправ­ления или наделения полномочиями должностного лиц, на­зывается

1) опросом
2) референдумом
3) выборами
4) плюрализмом

3. Участие граждан в деятельности органов государственной власти, принятии и реализации политических решений че­рез избранных представителей, которые призваны выражать на государственном уровне интересы народа, называется

1) непосредственной демократией
2) представительной демократией
3) политическим плюрализмом
4) парламентаризмом

4. Устройство государства, в котором парламенту принадле­жит руководящая роль в системе государственных органов, называется

Читайте также:
Золотой паритет: что это такое, описание и особенности

1) непосредственной демократией
2) представительной демократией
3) политическим плюрализмом
4) парламентаризмом

5. С 2007 года выборы в Государственную Думу РФ проходят

1) по мажоритарной системе абсолютного большинства
2) по мажоритарной системе относительного большинства
3) по пропорциональной системе
4) по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе

6. Право избирать у гражданина РФ наступает с

1) 15 лет
2) 16 лет
3) 18 лет
4) 21 года

7. Депутатское объединение по политическому принципу на­зывается

1) фракцией
2) комитетом
3) объединением
4) комиссией

8. Деятельность, осуществляемая в период избирательной кам­пании, чтобы побудить избирателей к голосованию за канди­дата, кандидатов, список, списки кандидатов, называется

1) проведением референдума
2) предвыборной агитацией
3) опросом
4) парламентаризмом

9. По какому признаку партии подразделяются на массовые и кадровые?

1) идеологическому
2) политическому
3) гуманитарному
4) организационному

10. Какие партии из перечисленных выступают за ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь?

1) консервативные
2) коммунистические
3) социал-демократические
4) фашистские

11. Какие партии из перечисленных выступают за сильное ие­рархическое государство?

1) коммунистические
2) консервативные
3) либеральные
4) анархические

12. За перераспределение доходов в пользу малоимущих слоев населения выступают партии

1) социал-демократические
2) консервативные
3) либеральные
4) фашистские

13. Идеи революционного переустройства общества характерны для партий

1) консервативных
2) либеральных
3) коммунистических
4) правящих

14. Так называемыми «левыми» партиями называют партии

1) социалистические
2) фашистские
3) либеральные
4) консервативные

15. Идея диктатуры пролетариата принадлежала партиям

1) националистическим
2) консервативным
3) либеральным
4) коммунистическим

1. Политический режим, основанный на признании народа ис­точником власти, его права участвовать в решении государ­ственных дел, в сочетании с широким кругом гражданских права и свобод называется ___________.

2. Федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Рос­сийской Федерации, является __________ __________ __________.

3. Лицо, избранное избирателями соответствующего избира­тельного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального об­разования на основе всеобщего равного и прямого избира­тельного права при тайном голосовании, называется __________.

4. Найдите в приведенном ниже списке «правые» партии. За­пишите цифры, под которыми они указаны.

1) либеральные
2) консервативные
3) коммунистические
4) социал-демократические
5) анархистские

5. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключе­нием одного, могут включаться в названия политических партий.
Либеральная, демократическая, оппозиционная, коммуни­стическая, народная, социалистическая, христианско-демократическая.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Избирательные округа: понятие, виды, требования к ним, порядок образования

Образование избирательных округов как территориальной основы проведения выборов – важная избирательная процедура, которая, согласно ст. 3 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств (Кишинев, 7 октября 2002 г.), является способом обеспечения равного избирательного права[35].

В пи. 30 ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях. » избирательный округ определяется как территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами РФ избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

Применение определенных видов избирательных округов напрямую зависит от устанавливаемых в законах о выборах типов (видов) избирательной системы.

ФЗ «Об основных гарантиях. » называет три вида округов, дефинируя соответствующие термины в пи. 31-33 ст. 2:

1. Единый избирательный округ – округ, включающий в себя всю территорию, на которой проводятся выборы.

Единый избирательный округ образуется по выборам должностного лица по мажоритарной избирательной системе и депутатского корпуса при использовании пропорциональной избирательной системы в чистом виде либо пропорционального компонента смешанной системы (во втором случае федеральный и региональный законодатель не всегда употребляют слово «единый»).

Например, в ст. 4 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» закрепляется, что они проводятся по единому федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Российской Федерации. В соответствии с ч. З ст. 3 и ст. 13 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 225 из 450 депутатов избираются в составе партийных списков также по федеральному избирательному округу, охватывающему всю территорию государства.

Аналогичным образом решается вопрос по выборам высших должностных лиц, а также части или всего состава депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

Так, в Законе Краснодарского края от 3 июля 2012 г. №2519-КЗ «О выборах главы администрации (губернатора) Краснодарского края» фиксируется образование единого избирательного округа, включающего всю территорию края (ст. 4)[36].

В большинстве субъектов РФ выборы депутатского корпуса проводятся по смешанной избирательной системе[37], пропорциональный компонент которой обусловливает наличие республиканских, краевых, областных избирательных округов (в автономных округах они именуются едиными, в Севастополе как субъекте РФ – городским). Например, в ч. 3 ст. 4 и ч.

1ст. 10 Закона Краснодарского края от 21 августа 2007 г. № 1315-K3 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края» регламентируется избрание половины состава (это 50 депутатов) Законодательного Собрания по краевому избирательному округу[38].

Читайте также:
Защита достоинства: что это такое, описание и особенности

Подобная практика распространена и на местном уровне по выборам должностных лиц и депутатов представительных органов местного самоуправления.

2. Многомандатный избирательный округ – округ, в котором избираются несколько депутатов и в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально.

На основании п. 8 ст. 18 ФЗ «Об основных гарантиях. » в случае образования многомандатного избирательного округа «число депутатских мандатов, подлежащих распределению в этом округе, не может превышать пять». Данное ограничение не применяется при выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, а также при выборах в органы местного самоуправления иного муниципального образования в избирательном округе, образованном в границах избирательного участка. Однако в п. 3 ст. 4 ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» регламентируется только, что многомандатные избирательные округа могут образовываться по выборам депутатов представительного органа местного самоуправления, при этом число мандатов не может быть более пяти.

Избрание по многомандатным избирательным округам депутатов закрепляется в п. 4 ст. 4 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Их применение было предусмотрено также федеральными конституционными законами, определяющими образование новых субъектов Федерации, в частности, в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа (новый субъект РФ – Красноярский край), Камчатской области и Корякского автономного округа (Камчатский край), Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (Иркутская область), Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (Забайкальский край)[39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47], и связано с избранием в законодательные (представительные) органы государственной власти первого созыва нескольких депутатов (2, 4 или 5) от административно- территориальных единиц с особым статусом, на территориях которых формировались многомандатные избирательные округа.

Нормы о многомандатных округах нашли развитие в указах Президента РФ, которыми утверждались положения о вы- борах депутатского корпуса первого созыва этих регионов[48] [49]. Избранными признавались по соответствующим округам (двухмандатному, четырехмандатному или пятимандатному) те депутаты, которые набирали наибольшее количество голосов избирателей по сравнению с другими кандидатами, т. е. это усложненный вариант, когда при использовании смешанной избирательной системы ее мажоритарный компонент охватывал как одномандатные, так и многомандатные округа.

Принятые позже законы о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти указанных субъектов РФ не зафиксировали наличие такого вида округов, за исключением Красноярского края. Согласно ст. 3 Уставного закона Красноярского края от 21 апреля 2011 г. № 12-5778 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края» по 2 депутата Законодательного Собрания избираются по двухмандатным избирательным округам, которые образуются на территориях двух административно-территориальных единиц с особым статусом – территории Таймырского Долгано-Ненецкого района и территории Эвенкийского района2.

Необходимо отметить, что в современный период формирование многомандатных округов по выборам депутатов парламентов субъектов РФ явление редкое. Например, выборы депутатов Думы Чукотского автономного округа проводятся с использованием смешанной избирательной системы: 9 депутатов избираются на основе пропорционального компонента по единому избирательному округу, а 6 – на основе мажоритарного компонента относительного большинства по двум трехмандатным избирательным округам, образуемым на территории Чукотского автономного округа[50].

С 2012 г. на основании новых положений, установленных в п. 19 ст. 35 ФЗ «Об основных гарантиях. » и в ч. 3.2. ст. 23 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выборы депутатов представительных органов поселений (за исключением городских округов) с численностью населения менее 3000 человек, а также представительных органов поселений (включая представительные органы городских округов) с численностью менее 15 депутатов проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам[51].

Следует признать положительной практику активного использования института многомандатных округов при проведении соответствующих муниципальных выборов, так как это способствует оптимизации организационной структуры избирательного процесса.

3. Одномандатный избирательный округ – избирательный округ, в котором избирается один депутат.

Третий вид избирательных округов также предусмотрен только по выборам депутатов, когда применяется мажоритарный компонент смешанной избирательной системы на всех уровнях выборов или исключительно мажоритарная система относительного большинства, которая, наряду с другими системами, используется только на местном уровне.

Так, в ч. 2 ст. 4 и ч. 1 ст. 8 Закона Саратовской области от 28 июня 2007 г. № 105-ЗСО «О выборах депутатов Саратовской областной Думы» закрепляется образование 22 одномандатных избирательных округов, которые включают в себя всю территорию области[52] (23 депутата избираются по единому избирательному округу).

Требования к избирательным округам

1. Должно соблюдаться их примерное равенство по числу избирателей. При образовании многомандатных избирательных округов – примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Данное требование полностью соответствует поди, «б» и. 1 ст. 3 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств (Кишинев, 7 октября 2002 г.)[53], в силу которого при проведении голосования по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам они образуются на равной основе с тем, чтобы результаты голосования возможно точно и полно выражали волю избирателей. В качестве критериев равной основы должно устанавливаться примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей или примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат в многомандатных избирательных округах. Основани- ями для отклонения от средней нормы представительства могут являться труднодоступность и отдаленность местности, компактность проживания коренных малочисленных народов или иных национальных меньшинств и этнических групп.

Читайте также:
Баланс бухгалтерский: что это такое, описание и особенности

Российский законодатель допускает отклонение от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%, а в труднодоступных или отдаленных местностях – не более чем на 30 %. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, «не может превышать 10 % от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях – 15 %» (подп. «а» п. 4 ст. 18 ФЗ «Об основных гарантиях. »). Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта РФ, который должен вступить в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов.

Для того, чтобы избежать разделения территорий муниципальных образований между разными округами, допустимый размер отклонения повышается с 10 % до 20 %.

ФЗ «Об основных гарантиях. » не устанавливает, что такое средняя норма представительства избирателей, а, например, в ч. 2 ст. 12 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» закрепляется, что она определяется путем деления общего числа избирателей, зарегистрированных в Российской Федерации, на общее число одномандатных избирательных округов (225). В законах субъектов РФ о выборах депутатов также фиксируется формула средней нормы представительства как частного от деления числа избирателей на число одномандатных округов.

Указанные выше требования могут не соблюдаться по выборам в федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, но только в случае, если федеральным законом устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта РФ, а также по выборам депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ, если при образовании на территории автономного округа, входящего в состав другого субъекта РФ, одного одномандатного избирательного округа, он включает в себя всю территорию данного автономного округа.

Если в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта РФ одна из палат двухпалатного парламента субъекта Федерации формируется из представителей административно-территориальных единиц или муниципальных образований, то в этом случае не применяются требования о примерном равенстве округов по численности избирателей.

В случае компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта РФ может превышать указанный предел, но не должно составлять более 40 %.

2. Избирательный округ должен составлять единую территорию. Не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой. Исключение – анклавные территории.

3. При образовании округов учитываются административно-территориальное устройство субъекта РФ, территории муниципального образования.

Порядок образования избирательных округов

С 2012 г. одномандатные и многомандатные избирательные округа образуются сроком на 10 лет[54] на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории. Данное положение следует признать удачным, поскольку оно призвано обеспечить стабильность избирательных территориальных единиц.

Согласно и. 2 ст. 19 ФЗ «Об основных гарантиях. » избирательная комиссия, организующая выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, представительный орган муниципального образования, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема.

В схеме должны быть обозначены границы округов, определен перечень административно-территориальных единиц или муниципальных образований, а также населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя только часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, то в схеме обозначаются границы такой части), указаны номер каждого округа, число избирателей в нем.

Утверждает новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема. До утверждения представленной схемы орган вправе вносить в нее поправки.

Если новая схема округов не утверждена в срок, в том числе в связи с отсутствием указанных субъектов права ее утверждения, то это полномочие реализует избирательная комиссия, организующая выборы, не позднее чем через один месяц по истечении пропущенного срока, обозначенного выше (п. 3 ст. 19).

Если, например, в конституции (уставе) субъекта РФ, законе субъекта РФ, уставе муниципального образования изменен численный состав депутатского корпуса на региональном или местном уровне, применяемый вид избирательной системы, то в этом случае по представлению организующей выборы избирательной комиссии законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, представительный орган муниципального образования вправе утвердить новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу соответствующих положений нормативных правовых актов.

Читайте также:
Береговое море: что это такое, описание и особенности

Опубликование (обнародование) схемы избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется не позднее чем через пять дней после ее утверждения указанными органами или организующей выборы избирательной комиссией.

Территориальная избирательная система

Вы будете перенаправлены на Автор24

Избирательные участки и избирательные округа

Избирательный участок – это особая территориальная единица, которая создается в период референдумов и выборов для проведения голосования и последующего подсчета голосов. К избирательным участкам относятся пункты (помещения) для голосования.

На территории отдельных избирательных участков функционируют участковые избирательные комиссии, там же составляются списки избирателей, которые обладают на соответствующей территории активным избирательным правом.

Территория, от которой избираются депутаты представительного органа, а также выборные должностные лица, называется избирательным округом.

Виды избирательных округов в избирательном праве РФ:

  1. Одномандатный избирательный округ – это округ, от которого избирается только один депутат. Голосование при этом может организовываться по мажоритарной избирательной системе абсолютного или относительного большинства.
  2. Многомандатный избирательный округ — это округ, в котором избирают несколько депутатов. За каждого из депутата избиратель голосует лично. Голосование может быть организовано по системе единственного непередаваемого голоса, системе ограниченного вотума или блоковой системе.
  3. Единый избирательный округ — это округ, который включает в себя территорию, на которой проводится избирательная компания по пропорциональной избирательной системе в представительный орган, по спискам кандидатов, или территория, от которой проводится выбор должностного лица.

Схема избирательных округов (одномандатных и многомандатных) определяет избирательная комиссия, которая организует выборы на основе данных об избирателях и их численности.

Избирательные округа создаются с соблюдением принципа равенства количества избирателей на депутатский мандат. Не допускается формирование избирательного округа из территорий, которые не граничат между собой (исключение – анклавные территории).

Готовые работы на аналогичную тему

Джерримендеринг как территориальная избирательная система

Джерримендеринг – произвольное разделение избирательных округов для искусственного изменения соотношения в них различных политических сил и, следовательно, в целом на территории, где проводится избирательная компания.

Иногда джерримендеринг используется для нивелирования неравенства при административном делении территории страны. В результате джерримендеринга нарушается равенство избирательных прав населения, принцип равного представительства, при котором представлено равное количество депутатов от равного количества избирателей.

Джерримендеринг широко используется в странах, в которых выборы в парламент проводятся по мажоритарной системе и присутствует сильная партийная система. Чтобы в парламент попало как можно больше «своих» депутатов, избирателей о оппозиционной партии «собирают» всего в нескольких избирательных округах, а в остальных округах делают пусть и незначительный, но уверенный перевес собственной политической партии. Этого добиваются путем создания округов с неравным числом избирателей, а также избирательных округов, имеющих нехарактерную территориальную форму.

К примеру, В Соединенных Штатах изменение границ избирательных округов широко применялось для снижения роли избирателей негроидной расы. Округа создавались таким образом, чтобы в избиратели попало как можно больше представителей афроамериканцев (разделение проходило под эгидой «позитивной дискриминации», меры по предоставлению преимущественных привилегий или прав для отдельных групп населения, которые используются для статического равновесия в различных вопросах).

Таким образом отдельные округа в Луизиане и Флориде получили абсолютно парадоксальную конфигурацию (например, в виде змеи на несколько десятком километров и шириной в улицу). Это позволило провести в органы власти большее число представителей национальных меньшинств, которые официально считались «недопредставленными» и угнетенными в органах власти.

Территориальная избирательная система США (Федеративная демократия) характеризуется тем, что в избирательной компании голосуют скорее отдельные регионы, а не конкретный избиратель. Побеждает тот кандидат, за которого проголосовало большинство штатов – субъектов американской федерации. В зависимости от численности населения каждый штат имеет определенное количество выборщиков. Так, несмотря на то, что южные и центральные штаты Америки густонаселены и по количеству избирателей превышают так называемые «средние и бедные» регионы, последние одерживают победу именно по количеству штатов, а не населению.

Способы улучшения территориальной избирательной системы

Территориальная избирательная система, доминирующая во все мире, не является идеальной системой. Избиратель, приходящий на участок, чаще всего не имеет никакого представления о лицах, которые значатся в бюллетене. Возникает естественное желание ни за кого не голосовать. Это способствует тому, что в обществе растут депрессия и аполитизм, которые могут приобрести действительно огромные размеры.

Предложения по улучшению территориальной избирательной системы:

  • обеспечить избирателям возможность голосовать как за кандидатов по своему избирательному округу, так и за кандидатов других избирательных округов;
  • сформировать единый список кандидатов по стране, по которому любой избиратель, сможет проголосовать независимо от места проживания;
  • для того, чтобы кандидат попал в список, используется система сбора подписей, определяется пороговый уровень голосов, при которых кандидат может попасть в заявленный список;
  • кандидаты из общего списка, которые соответствуют количественным критериям по результатам выборов (занявшие несколько первых строк, набравшие больше определенного порога голосов), становятся избранными депутатами в парламент ( Государственную Думу По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее );
  • на избирательных участках избиратель должен иметь возможность получить талон открепления.
Читайте также:
Бражная тюрьма: что это такое, описание и особенности

Вопрос №30. Избирательные округа: виды, порядок образования.

Все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом, подлежат регистрации (учету). Основанием для регистрации (учета) избирателей является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина РФ на соответствующей территории.

избирательный округ – территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица);

Для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ; для проведения референдума определяется округ референдума.

избирательный округ единый (единый избирательный округ) – избирательный округ, включающий в себя всю территорию, на которой проводятся выборы;

избирательный округ многомандатный (многомандатный избирательный округ) – избирательный округ, в котором избираются несколько депутатов и в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально;

избирательный округ одномандатный (одномандатный избирательный округ) – избирательный округ, в котором избирается один депутат;

Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории. Избирательная комиссия, организующая выборы, не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ, указаны номер каждого избирательного округа, место нахождения каждой окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, при этом указанный орган до утверждения схемы избирательных округов вправе вносить поправки в представленную схему.

Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований:

– соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях – не более чем на 30 процентов. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях – 15 процентов от средней нормы представительства избирателей. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта РФ, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов;

– при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта РФ территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта РФ может превышать указанный предел, но не должно составлять более 40 процентов;

– избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой.

При образовании одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов учитываются административно-территориальное устройство (деление) субъекта РФ, территории муниципальных образований.

Опубликование (обнародование) схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти, представительным органом муниципального образования, организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через 5 дней после ее утверждения.

Дата добавления: 2018-10-27 ; просмотров: 1006 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Одномандатный избирательный округ

  1. Что такое одномандатный округ?
  2. Ректора алтайского политеха на выборах заменит единоросс Мордовин
  3. Видео
  4. Метод формирования округов
  5. Порядок утверждения схемы округов
  6. Документальное обоснование
  7. Как формируются округа
  8. Чем отличается выдвинутый кандидат от зарегистрированного?
  9. Сильный пол и женский пул: кто будет сражаться за места в Госдуму на Алтае

Что такое одномандатный округ?

Это территория, на которой разыгрывается один мандат, то есть ее в парламенте будет представлять только один депутат.

Округа «нарезает» избирком исходя из численности избирателей, которых должно быть примерно одинаковое число на каждом. Например, для выборов в Госдуму страну поделили на 225 округов (только половина депутатов из 450 избирается по округам).

Читайте также:
Административный проступок: что это такое, описание и особенности

08 июля, 7:28 Ректора алтайского политеха на выборах заменит единоросс Мордовин В региональном отделении партии власти говорят о том, что замена связана с большим объемом предвыборной работы на округе

В каждом – плюс-минус равное число избирателей с учетом географических особенностей и деления на регионы (в среднем от 400 до 650 тыс.). Например, в Алтайском крае таких округов вышло четыре, а в соседней Республике Алтай – только один.

На каждом округе сражаются представители разных партий и те, кто выдвинул свою кандидатуру сам (их называют самовыдвиженцами). Побеждает тот, кто получит наибольшее число голосов.

То есть наш регион будут в Госдуме представлять минимум четыре депутата.

Такая же схема действует и на выборах в АКЗС. Территорию края поделили на 34 округа. Некоторые объединяют по несколько районов, а некоторые «захватывают» только часть городов. Опять же главное мерило – численность избирателей.

Видео

Метод формирования округов

Формированием округов занимается ЦИК. Члены комиссии создают специальные списки с перечислением округов. Данный процесс реализуется в строго очерченных законом рамках, с неукоснительным соблюдением обозначенных ранее условий. Основным требованием при формировании округа, является равное, либо, приближенное к равному, количество избирателей. Это делается для того, чтобы всем кандидатам были созданы одинаковые условия, обеспечивающие честные выборы.

Использование вышеописанной методики, позволяет уравнять степень участия граждан в политических процессах, протекающих внутри государства. Несоблюдение вышеописанного условия, грозит появлением диспропорциональности гражданских прав избирателей.

Почему так? Рассмотрим пример:

Одномандатный избирательный округ, созданный для выборов в Государственную Думу, в обязательном порядке, должен объединять некоторое количество граждан, являющихся избирателями. Если не соблюдать данное правило, получится, что один депутат будет представлять в Думе 200 граждан, а другой, несколько тысяч. Логично допустить, что при в таком перекосе, права части населения, по факту, будут ущемлены.

Закон ограничивает отклонения от утверждённого среднего количества граждан, участников выборов. Для обычных районов, допустимое отклонение составляет – 10%, для труднодоступных – 15%.

Порядок утверждения схемы округов

В Пошаговом схематичном представлении содержание схемы и порядок ее утверждения выглядят таким образом:

  1. Схема должна быть готова к рассмотрению до момента истечения полномочий действующего состава Думы.
  2. Крайний срок готовности – 190 дней до указанной даты.
  3. Схема должна быть утверждена соответствующим документом. Срок обнародования данного документа – не позднее 120 дней до истечения полномочий действующего состава Думы.

В содержании готовой схемы в обязательном порядке должны быть указаны:

  • название округа и присвоенной ему номер;
  • приложен список населённых пунктов, входящих в данное образование;
  • в случаях, когда в одном населенном пункте формируется несколько округов, границы их в обязательном порядке должны быть четко и недвусмысленно обозначены;

Также, в документе должен быть указан адрес избиркома и количество граждан, имеющих право участвовать в голосовании.

Документальное обоснование

Схема одномандатных избирательных округов должна быть разработана не позже чем за сто девяносто дней до даты истечения полномочий работающей Госдумы. Она представляется этому органу для рассмотрения и утверждения. В ней обязательно указываются следующие данные: название и номер каждого округа, перечень административно-территориальных единиц, в него входящих. На деле – это список городов, деревень, поселков, районов и так далее. Если один мегаполис делится между несколькими округами, то границы четко прописываются. Далее следует адрес избирательной комиссии, число граждан, имеющих право голоса. Дума утверждает схему специальным законом, который обнародуется за сто двадцать дней до истечения срока ее полномочий.

Как формируются округа

Данная работа возложена на Центральную избирательную комиссию. Она формирует списки одномандатных округов с соблюдением определенных условий. Все они должны иметь приблизительно одинаковое число избирателей. То есть каждый кандидат в формируемый данным голосованием орган должен иметь равные с другими условия. Например, когда проводятся выборы в Госдуму, то каждый одномандатный избирательный округ должен объединять определенное число избирателей. Это необходимо, чтобы создать условия для равного участия граждан в политической жизни страны. Ведь их представитель будет именно их мнение высказывать в формируемом органе. Если не соблюдать данное условие, то получим диспропорциональность прав избирателей. К примеру, один депутат станет защищать права сотни граждан, а другой – тысячи. Понятно, что часть людей будет чувствовать себя ущемленными в правах. Получается, что одномандатный округ – это форма соблюдения справедливости во время плебисцитов. Отклонение от среднего количества избирателей допускается. Но оно не должно превышать десяти процентов, для труднодоступных районов – пятнадцати.

Чем отличается выдвинутый кандидат от зарегистрированного?

Каждая партия, выдвинувшая своих кандидатов, подает необходимый пакет документов в избирательную комиссию. Также может сделать и самовыдвиженец. Если эта процедура соблюдена и избирательная комиссия документы приняла, кандидат получает статус выдвинутого.

30 июня, 7:28 Сильный пол и женский пул: кто будет сражаться за места в Госдуму на Алтае Самым конкурентным из четырех думских округов станет Рубцовский, где с выборов снялся главный фаворит от «Единой России» Виктор Зобнев

Читайте также:
Культурно-национальная автономия: что это такое, описание и особенности

Однако с этого момента все только начинается. Например, партии, которые не получили право регистрации без сбора подписей (это, как правило, небольшие непарламентские партии), а также самовыдвиженцы должны собрать необходимое число подписей в свою поддержку. А требования к ним суровые, и на этапе проверки многие отсеиваются.

Но даже те, кто избавлен от сбора подписей, должны пройти через проверку документов, соответствия всем требованиям.

И только после того, как кандидатов исследуют и не найдут в них «изъянов», их регистрируют. После этого кандидат уже полноправный участник выборов.

Одномандатный округ – понятие, структура и формирование

Большинство граждан абсолютно далеки от политики. В выборах участия не принимают, а если, по каким-то причинам, и посещают данное мероприятие, то делают это, особо не вникая в тонкости выборного механизма. Если поинтересоваться, что такое одномандатный округ, большая часть населения даже затруднится дать определение.

Давайте ликвидируем пробел во владении политической терминологией, и попробуем разъяснить значение этого термина простыми словами.

Одномандатный округ – определение термина

Первое, что следует сделать на пути освоения данного термина – ознакомиться с официальной его формулировкой. В законе о выборах четко и недвусмысленно прописано, что одномандатным округом является территориальное образование, от которого, по результатам выборов, из множества кандидатов в коллегиальный орган, будет выбран только один.

Подобный алгоритм выборов можно считать универсальным. Теоретически и практически он может быть использован в различных избирательных системах:

  • многопартийной;
  • мажоритарной;
  • системой прямого делегирования;
  • пропорциональной.

Термин – одномандатный округ, встречается в законах и прочих законодательных документах, определяющих и регулирующих процесс выборов (акт волеизлияния населения в целом, и его отдельных групп, в частности).

Уточним – процесс образования округов и специфика их деятельности, определяется актами. Процесс выборов в органы самоуправления – законами.

Метод формирования округов

Формированием округов занимается ЦИК. Члены комиссии создают специальные списки с перечислением округов. Данный процесс реализуется в строго очерченных законом рамках, с неукоснительным соблюдением обозначенных ранее условий. Основным требованием при формировании округа, является равное, либо, приближенное к равному, количество избирателей. Это делается для того, чтобы всем кандидатам были созданы одинаковые условия, обеспечивающие честные выборы.

Использование вышеописанной методики, позволяет уравнять степень участия граждан в политических процессах, протекающих внутри государства. Несоблюдение вышеописанного условия, грозит появлением диспропорциональности гражданских прав избирателей.

Почему так? Рассмотрим пример:

Одномандатный избирательный округ, созданный для выборов в Государственную Думу, в обязательном порядке, должен объединять некоторое количество граждан, являющихся избирателями. Если не соблюдать данное правило, получится, что один депутат будет представлять в Думе 200 граждан, а другой, несколько тысяч. Логично допустить, что при в таком перекосе, права части населения, по факту, будут ущемлены.

Закон ограничивает отклонения от утверждённого среднего количества граждан, участников выборов. Для обычных районов, допустимое отклонение составляет – 10%, для труднодоступных – 15%.

Дополнительные условия формирования округов

Выше, мы рассмотрели главные требования, которые обязательно реализуются в процессе формирования округов. Перейдем к дополнительным. В один округ, по закону, не могут входить гражданине, зарегистрированные в разных субъектах Федерации. В каждом, должен быть сформирован отдельный округ.

Для территорий, отделённых от субъектов, являющихся, по определению, анклавами, прописаны другие правила. Для них, в порядке исключения, формируется округ, в который входят сопредельные территории (деревни и другие мелкие населенные пункты). В один округ не могут быть объединены населенные пункты, между которыми находится территория, прикрепленная к другому округу.

Опыт показал, чтобы выдержать количественные пропорции, проще всего, формировать округ с привязкой к административно-территориальным объектам.

Порядок утверждения схемы округов

В Пошаговом схематичном представлении содержание схемы и порядок ее утверждения выглядят таким образом:

  1. Схема должна быть готова к рассмотрению до момента истечения полномочий действующего состава Думы.
  2. Крайний срок готовности – 190 дней до указанной даты.
  3. Схема должна быть утверждена соответствующим документом. Срок обнародования данного документа – не позднее 120 дней до истечения полномочий действующего состава Думы.

В содержании готовой схемы в обязательном порядке должны быть указаны:

  • название округа и присвоенной ему номер;
  • приложен список населённых пунктов, входящих в данное образование;
  • в случаях, когда в одном населенном пункте формируется несколько округов, границы их в обязательном порядке должны быть четко и недвусмысленно обозначены;

Также, в документе должен быть указан адрес избиркома и количество граждан, имеющих право участвовать в голосовании.

Формирование схемы при наступлении исключительных условий

Как будут проводиться выборы если Дума, до момента обнародования схемы округов, была распущена?

В этом случае право принятия решения переходит к ЦИК. Законом предусмотрено два пути формирования и утверждения схемы:

  1. Используется старая (прошлогодняя) схема.
  2. ЦИК формирует и утверждает новую.
Читайте также:
Возмездный договор: что это такое, описание и особенности

О принятии того или иного решения ЦИК должен объявить не позднее чем через 10 дней, после перехода полномочий по формированию и утверждению схемы к данному органу.

Если планируется досрочное проведение выборов, решение должно быть обнародованы не позднее чем за 75 дней до момента сложения полномочий действующим органом.

Прочая информация, касающаяся проведения выборов

Процедура выборов кандидатов в депутаты по одномандатному округу, осуществляется методом обычного голосования. Избирателю на руки вручается бюллетень, в котором он своей рукой должен обозначить выбранного кандидата. Разумный подход к выборам предполагает знакомство избирателей с кандидатами до момента непосредственно выборов.

Если избиратель в бюллетене обозначает более одного кандидата, такой бюллетень считается недействительным. В данном случае, выбор избирателя учитываться не будет.

Депутатом назначается кандидат, получивший большее количество голосов.

Статья 64. Избирательный залог

Статья 64. Избирательный залог

ГАРАНТ:

См. разъяснения некоторых вопросов применения статей 45, 47 и 64 настоящего Федерального закона при внесении избирательного залога для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, федеральных списков кандидатов, утвержденные постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 25 сентября 1999 г. N 16/134-3

1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обязаны обратиться не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов в филиалы Сберегательного банка Российской Федерации с просьбой об открытии специального счета для внесения избирательного залога кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками соответственно. Филиалы Сберегательного банка Российской Федерации обязаны в пятидневный срок со дня обращения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации открыть специальный счет соответствующей избирательной комиссии для внесения избирательного залога. Плата за услуги банка по открытию указанного счета и проведению операций по счету не взимается. За пользование денежными средствами, находящимися на указанном счете, проценты банком не уплачиваются. Филиалы Сберегательного банка Российской Федерации обязаны перечислять денежные средства, внесенные в качестве избирательного залога, не позднее следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа. При этом общий срок осуществления безналичного платежа не должен превышать два операционных дня.

2. Соответствующая окружная избирательная комиссия, а в случае, если она еще не сформирована, – избирательная комиссия субъекта Российской Федерации сообщает кандидату, выдвинутому по одномандатному избирательному округу, реквизиты специального счета избирательной комиссии субъекта Российской Федерации для внесения избирательного залога в филиале Сберегательного банка Российской Федерации при получении от него заявления о согласии баллотироваться, а если к этому времени такой счет еще не открыт, – незамедлительно после его открытия. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации сообщает избирательному объединению, избирательному блоку реквизиты своего специального счета для внесения избирательного залога в филиале Сберегательного банка Российской Федерации при заверении федерального списка кандидатов избирательного объединения, избирательного блока, но не ранее даты открытия этого счета, а если к этому времени такой счет еще не открыт, – незамедлительно после его открытия.

3. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в течение трех дней со дня формирования окружной избирательной комиссии сообщает ей реквизиты специального счета для внесения избирательного залога, а также сообщает сведения о внесении кандидатами избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии субъекта Российской Федерации для внесения избирательного залога по мере поступления избирательного залога, внесенного кандидатами, выдвинутыми по одномандатным избирательным округам.

4. Избирательный залог для кандидата равен умноженному в тысячу раз минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов. Избирательный залог для избирательного объединения, избирательного блока равен умноженному в 25 тысяч раз минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов Государственной Думы.

5. Избирательный залог вносится кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком исключительно из средств своего избирательного фонда единовременно и в полном объеме на специальный счет соответствующей избирательной комиссии для внесения избирательного залога не ранее чем за 85 дней и не позднее чем за 55 дней до дня голосования. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе использовать для внесения избирательного залога средства, перечисленные в избирательный фонд как с указанием их назначения для внесения избирательного залога, так и без такого указания. При внесении избирательного залога кандидат, избирательное объединение, избирательный блок указывают назначение платежа, а кандидат также свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, номер избирательного округа; избирательное объединение, избирательный блок – свое наименование. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок при перечислении средств избирательного залога на специальный счет соответствующей избирательной комиссии обязаны сообщить в письменной форме избирательной комиссии, осуществляющей регистрацию кандидата, федерального списка кандидатов, об источнике (источниках) поступления этих средств на специальный избирательный счет кандидата, избирательного объединения, избирательного блока: для гражданина – фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, дату рождения, а для юридического лица – название, реквизиты счета в банке.

Читайте также:
Аграрное право: что это такое, описание и особенности

6. Граждане и (или) юридические лица, направляющие средства в избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, вправе указать, что данные средства или обозначенная часть этих средств предназначены для внесения избирательного залога. В этом случае кандидат, зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок не вправе использовать соответствующие денежные средства на иные цели, чем внесение избирательного залога. При неиспользовании этих средств или их части на внесение избирательного залога кандидат, зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок обязаны возвратить их (за вычетом расходов на пересылку) не позднее чем через десять дней со дня истечения срока подачи документов для регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов гражданам и юридическим лицам, внесшим (перечислившим) эти средства.

7. В случае внесения кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком избирательного залога на специальный счет соответствующей избирательной комиссии в большем размере, чем это установлено пунктом 4 настоящей статьи, излишек средств возвращается избирательной комиссией в соответствующий избирательный фонд в десятидневный срок со дня поступления избирательного залога на специальный счет. В случае внесения на специальный счет избирательной комиссии кандидатом, избирательным объединением, избирательный блоком в качестве избирательного залога средств в меньшем размере, чем это установлено пунктом 4 настоящей статьи, либо внесения избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии после истечения срока подачи документов для регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов перечисленные средства возвращаются избирательной комиссией в соответствующий избирательный фонд не позднее чем через 20 дней со дня их зачисления на специальный счет. В случаях отзыва кандидатом своего заявления о согласии баллотироваться, снятия зарегистрированным кандидатом своей кандидатуры, отзыва избирательным объединением, избирательным блоком кандидата, зарегистрированного кандидата, федерального списка кандидатов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 15 статьи 51 настоящего Федерального закона), изменения избирательного округа, в котором выдвинут кандидат, в соответствии с пунктом 10 статьи 38 настоящего Федерального закона, отказа в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов (за исключением отказа по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 91 настоящего Федерального закона) внесенный избирательный залог возвращается избирательной комиссией в соответствующий избирательный фонд не позднее чем через десять дней со дня подачи в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, окружную избирательную комиссию избирательным объединением, избирательным блоком, кандидатом, зарегистрированным кандидатом соответствующего заявления (уведомления), со дня отказа в регистрации.

8. В случае, если регистрация кандидата, федерального списка кандидатов была осуществлена на основании представленных подписей избирателей, избирательный залог, поступивший от этого кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока на специальный счет избирательной комиссии, возвращается в соответствующей избирательный фонд не позднее чем через десять дней со дня регистрации кандидата, федерального списка кандидатов.

9. Если зарегистрированный кандидат набрал по результатам голосования не менее 5 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по одномандатному избирательному округу, либо был избран, а федеральный список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком, набрал по результатам голосования не менее 3 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, или федеральный список кандидатов допущен к участию в распределении депутатских мандатов, избирательный залог, внесенный кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, возвращается не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования результатов выборов соответствующей избирательной комиссией в избирательный фонд зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.

10. Если избирательный залог не подлежит возврату в соответствии с пунктами 7 – 9 настоящей статьи, он перечисляется соответствующей избирательной комиссией в доход федерального бюджета не позднее чем через 60 дней со дня голосования.

11. Кандидат, зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, на специальные избирательные счета которых соответствующая избирательная комиссия возвращает избирательный залог, в течение десяти рабочих дней со дня его поступления из избирательной комиссии возвращает (за вычетом расходов на пересылку) гражданам и юридическим лицам средства, которые были внесены ими в избирательный фонд с указанием, что они предназначены для внесения избирательного залога. Оставшаяся часть возвращенного избирательной комиссией избирательного залога, если таковая имеется, включается в остатки неизрасходованных средств избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.

12. Перечисление денежных средств, внесенных в качестве избирательного залога, в доход федерального бюджета либо их возврат в избирательные фонды осуществляется филиалами Сберегательного банка Российской Федерации по решению соответствующей избирательной комиссии. Избирательная комиссия не может распоряжаться денежными средствами, внесенными в качестве избирательного залога, иначе чем в порядке, установленном настоящей статьей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: