Законодательный процесс: что это такое, описание и особенности

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Урегулированная правовыми нормами деятельность уполномоченных органов государственной власти и должностных лиц по созданию закона. В РФ З. п. регулируется Конституцией РФ, регламентами и иными актами палат ФС РФ, нормативными актами Президента РФ, Правительства РФ, принятыми в пределах их компетенции. Конституция РФ определила три главных участника З. п. Ими являются Президент РФ, СФ и ГД. Все они участвуют в З. п. лишь в той мере, в какой это предписано Конституцией РФ (ч. 1, 3 и 4 ст. 105, ст. 106, ч. 2 ст. 107, ст. 108).

З. п. состоит из пяти основных стадий.

Первая стадия З. п. – внесение законопроекта в ГД. В соответствии со ст. 104 Конституции РФ законопроекты вносятся в ГД субъектами права законодательной инициативы: Президентом РФ, СФ, сенаторами РФ, депутатами ГД, Правительством РФ, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ по вопросам их ведения. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, др. законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Вторая стадия З. п. – рассмотрение законопроекта ГД. Рассмотрение законопроектов ГД осуществляется, как правило, в трех чтениях. По результатам рассмотрения ГД может принять следующие решения: одобрить законопроект в качестве федерального конституционного закона, принять законопроект в качестве федерального закона, отклонить законопроект. Одобренные ГД федеральные конституционные законы и принятые ГД федеральные законы в обязательном порядке в течение 5 дней передаются на рассмотрение СФ.

На третьей стадии З. п. одобренный ГД федеральный конституционный закон, принятый ГД федеральный закон рассматривает СФ. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа сенаторов РФ и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов ГД. После одобрения СФ федерального конституционного закона он считается принятым и подлежит подписанию Президентом РФ. Федеральные законы одобряются СФ. Если СФ в предусмотренный Конституцией РФ 14-дневный срок не рассмотрел принятый ГД федеральный закон на заседании палаты, он в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ считается одобренным СФ и направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Исключение из общего правила составляют федеральные законы, подлежащие обязательному рассмотрению СФ в соответствии со ст. 106 Конституции РФ. Их рассмотрение в СФ с учетом п. 1 Постановления Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 «По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации» должно начаться не позднее 14 дней после их передачи в СФ. Палата имеет право отклонить федеральный конституционный закон, федеральный закон.

Четвертая стадия З. п. – подписание Президентом РФ принятых федерального конституционного закона и федерального закона – осуществляется в соответствии с Конституцией РФ. Ст. 107 Конституции РФ предусматривает, что принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В течение 14 дней он подписывает федеральный закон и обнародует его.

Согласно ч. 3 ст. 107 Конституции РФ если Президент РФ в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то ГД и СФ в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа сенаторов РФ и депутатов ГД, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию. Если Президент РФ в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности федерального закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом РФ. Если Конституционный Суд РФ подтвердит конституционность федерального закона, Президент РФ подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом РФ соответствующего решения. Если Конституционный Суд РФ не подтвердит конституционности федерального закона, Президент РФ возвращает его в ГД без подписания.

В соответствии с ч. 2 ст. 108 Конституции РФ принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности федерального конституционного закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом РФ. Если Конституционный Суд РФ подтвердит конституционность федерального конституционного закона, Президент РФ подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом РФ соответствующего решения. Если Конституционный Суд РФ не подтвердит конституционности федерального конституционного закона, Президент РФ возвращает его в ГД без подписания.

Официальное опубликование и вступление в силу федерального конституционного закона, федерального закона, подписанных Президентом РФ, является пятой стадией З. п. После подписания Президентом РФ законы должны быть обнародованы в порядке, установленном Федеральным законом от 14 июня 1994 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном Интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Подписанный Президентом РФ закон может быть опубликован также в др. печатных изданиях, обнародован по телевидению, радио, передан по каналам связи. Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен др. порядок вступления их в силу.

Читайте также:
Будущее требование: что это такое, описание и особенности

Дополнительные стадии З. п. связаны с рассмотрением отклоненных СФ федерального конституционного закона, федерального закона и отклоненного федерального закона Президентом РФ. В случае отклонения СФ федерального закона ГД может принять одно из следующих решений: снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения в связи с отклонением его СФ; создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий; принять федеральный закон в ранее принятой ГД редакции. Согласительная комиссия может создаваться как по инициативе СФ, поддержанной ГД, так и по инициативе ГД, поддержанной СФ. Согласительная комиссия создается на паритетных началах из представителей СФ и ГД и рассматривает лишь те положения федерального конституционного закона, федерального закона, по которым возникли разногласия между СФ и ГД. Одобренный ГД федеральный конституционный закон, принятый ГД федеральный закон в редакции согласительной комиссии в течение 5 дней направляются на рассмотрение СФ. Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного СФ, ГД не приняла его в редакции согласительной комиссии или выразила свое несогласие с решением СФ об отклонении федерального закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. Решение о принятии федерального закона в ранее принятой редакции принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов ГД. Принятый ГД федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Если решение о принятии федерального закона, отклоненного СФ, в ранее принятой ГД редакции не набрало необходимого для принятия числа голосов, то федеральный закон считается отклоненным и дальнейшему рассмотрению не подлежит. Особенностью рассмотрения федеральных законов, отклоненных Президентом РФ, является возможность создания ГД по предложению Президента РФ либо по согласованию с ним специальной комиссии для преодоления возникших разногласий с предложением СФ направить своих представителей для работы в такой комиссии. По окончании работы специальная комиссия представляет на повторное рассмотрение ГД федеральный закон в согласованной редакции. Если при повторном рассмотрении ГД федерального закона, отклоненного Президентом РФ, он принят в новой редакции, порядок его рассмотрения в СФ определен как вновь принятого. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа сенаторов РФ и депутатов ГД, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

Таким образом, число стадий З. п. может изменяться (варьироваться) в зависимости от характера принимаемого закона и позиции по нему каждой из палат ФС РФ и Президента РФ.

Что такое нормативный правовой акт

Что такое нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации это — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а также портал pravo.gov.ru.

В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:

1. Конституция РФ

Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

2. Международные договоры

Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)

По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.

Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.

Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.

Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.

Читайте также:
Великий хурал: что это такое, описание и особенности

4. Федеральные подзаконные правовые акты:

  • Указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательные к исполнению на всей территории страны. Противоречить НПА, которые выше в этом списке, Указы и распоряжения не могут.
  • Постановления Правительства России. Также обязательны к исполнению на территории РФ. Подписывает их Председатель Правительства. Они могут быть отменены Президентом, если противоречат вышестоящим в этом списке нормативным правовым актам — Конституции, ФКЗ и ФЗ.
  • Акты федеральных органов исполнительной власти. Это НПА, которые издают министерства, федеральные службы, агентства, ЦБ РФ, ЦИК РФ, Генпрокуратура и другие федеральные органы власти.

5. Конституции (уставы) субъектов Федерации

Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.

6. Законы субъектов Федерации

Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.

7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации

Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.

На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.

Понятие и значение законодательного процесса в РФ

Тема 5. Законодатели и законодательный процесс

У данного термина существуют различные определения в силу отсутствия единого подхода к явлению в отечественной науке и практике.

Законодательный процесс– это деятельность законодательных органов государственной власти по рассмотрению законопроектов, принятию и обнародованию законов, внесению в них изменений и отмене законов.

Законодательный процесс– это совокупность стадий, следующих одна за другой, а именно, принятия, одобрения и обнародования законов Российской Федерации Государственной Думой, Советом Федерации.

Законодательный процесс является формально юридическим выражением законотворческой функции государства. Он «отвечает» за технологию создания закона. В результате последовательной реализации составляющих его процедур в правовой сфере начинает действовать новый закон – нормативный акт, создающий, изменяющий или отменяющий нормы права, а значит, влияющий на массовое правосознание общества

Значение законодательного процесса в первую очередь связано с его ролью в механизме законотворчества.

Всякое государство выполняет социальную функцию. Его возникновение и существование связаны с наличием социальной асимметрии в обществе, которую оно разрешает, совершая управленческие действия в отношении общества. Конкретные пропорции разграничения сфер влияния между государством и гражданским обществом зависят от уровня развития последнего, наличия у него надежных механизмов самоуправления. Однако в любом случае государство определяет «правила» (в том числе и в нормативной форме), в силу которых «игра» различного рода сил должна заканчиваться социальным консенсусом.

Правотворчество государства – одна из форм управления обществом. Нормы законов являются прямым результатом деятельности институтов власти, и их исполнение зависит от того, насколько точно были оценены возможность и необходимость законодательного регулирования процессов, происходящих в различных сферах государственной и общественной жизни.

Стабильная нормативная регламентация процесса создания закона обеспечивает:

· качественный уровень подготовки формы и содержания нормативного акта;

· привлечение широкого спектра мнений различного рода политических сил с целью максимальное обеспечения интересов различных социальных групп;

· эффективные механизмы контроля деятельности высших органов государственной власти в процессе законотворчества.

Таким образом, законодательный процесс имеет значение не только как процессуальная сторона законотворчества, отражающая его формальное содержание, но и является стабилизирующим фактором правовой системы общества.


2. Принципы законодательного процесса

В правовой литературе нет единого подхода к вопросу о системе принципов законодательной деятельности. Предлагается, например, такая система принципов: принцип научности, принцип законности, принцип соответствия праву, принцип системности,принцип планирования и прогнозирования законодательных работ. понимаемый как строгий учет системы права и системы законодательства, а также построения отрасли.

Предлагается и более развернутая система принципов: демократизм, законность, гуманизм, научный характер, профессионализм, тщательность, скрупулезность подготовки проектов и их техническое совершенство.

Принцип демократизма означает обязательность выявлять и выражать в законах волю народа, его интересы, особенно связанные с благосостоянием, благополучием, культурой, нравственным здоровьем и т.п.

Принцип демократизма предполагает не только широкое обсуждение наиболее важных законопроектов, участие в обсуждении представителей народа, различных социальных слоев и групп, специалистов, но и участие общественности в формировании идеи законопроекта. В идеале теория народного суверенитета, развиваемая Ж.-Ж.Руссо предполагает принятие всех законов путем народного голосования. Это, по мнению создателя теории, наилучшим образом будет способствовать исполнению законов гражданами, которые будут связаны своим участием в этом процессе. Полагаем, что эта теория в полной мере не реализуема в масштабах крупного государства.

Принцип демократизма проявляется в установлении и неуклонном осуществлении демократического порядка подготовки и принятия законов, в том числе участии депутатов и широкой общественности в подготовке законов, учете в содержании нормативных законодательных актов общественного мнения, потребностей социального и экономического развития страны, максимальном учете интересов всех слоев населения.

Принцип законности предполагает, что законодательные акты должны приниматься строго в пределах компетенции законодательного органа, в установленном порядке соответствовать конституции страны и актам вышестоящей юридической силы закона. Это предполагает соблюдение принципа наибольшей юридической силы закона в системе иерархии законодательных актов. Прежде всего, это касается соотношения федеральных конституционных и обычных федеральных законов, а также федеральных законов и законов субъектов Федерации. Принцип законности означает, что в правотворчестве особенно важным является соблюдение процедуры принятия нормативного правового акта, соблюдение компетенции органа, принимающего акт, и т.д.

Читайте также:
Изделие готовое: что это такое, описание и особенности

Принцип соответствия праву. Содержание этого принципа, на наш взгляд, следующее. Правотворчество – это не произвольная деятельность компетентных органов и лиц, а деятельность по подчинению права его незыблемым, выработанным тысячелетиями принципам. Задача законодателя – утверждать соответствие закона принципам права. С этой точки зрения, противоправно, например, принятие законодательного акта о признании обратной силы в отношении уголовной ответственности граждан, что, например, было сделано в 60-е годы в отношении уголовной ответственности граждан за спекуляцию валютой (дело Рокотова).

Дополнение принципов законодательного процесса принципом соответствия закона праву, на наш взгляд, имеет огромное значение для формирования содержания закона. Исключительно важно, чтобы его придерживались все участники законодательного процесса. И в этих условиях следовало бы придать этому принципу нормативный характер, закрепив его в законе о порядке подготовки законодательных актов. Принцип соответствия праву в современных условиях тесно связан с содержанием принципа законности, но, учитывая специфику законодательного процесса, полагаем необходимым выделить его в качестве самостоятельного принципа законодательного процесса.

Принцип гуманизма в законодательном процессе означает направленность закона на обеспечение и защиту достоинства человека, прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей. Законодательство по своему содержанию должно быть пронизано гуманизмом Конституции. А важнейшее средство для государства по реализации этой обязанности – его законодательная деятельность. Закон должен служить свободе, праву. Государство и его законы необходимы для права. Но если законы не защищают, а попирают свободу, то такие законы не называют правовыми.

Подчеркнем еще раз, что гуманизм, достоинство и права человека, справедливость – вот то, на что должен быть нацелен законодательный процесс на всех его этапах и стадиях.

Научность как принцип законодательной деятельности диктует необходимость научной проработки законов, учета научных знаний о необходимости принятия закона, а также социологических данных. Необходимо бережное и внимательное отношение к научным доктринам, понимание системности права.

Профессионализм как принцип законотворческого процесса предполагает необходимость соблюдения в законодательном процессе канонов и правил законодательной техники. В наибольшей степени имеют значение юридический прецедент и парламентский обычай. При реализации демократических начал в правотворчестве возникает проблема соотношения юридического профессионализма в конкретных юридических вопросах, юридического знания и деятельности представителей иных областей знания, прежде всего политического и экономического, с одной стороны, и профессиональных парламентариев – с другой.

Важнейшим правилом профессионализма в правотворчестве является тщательность, скрупулезность подготовки проектов. Важно максимально использовать зарубежный и отечественный опыт, результаты социологических и иных исследований, разного рода справки, докладные записки и иные материалы. Следует избегать спешки в работе, принятия скороспелых, непродуманных решений.

3. Стадии законодательного процесса

Основная часть ученых, рассматривая законодательный процесс, который в нашей стране регулируется Конституцией РФ, Регламентами палат Федерального Собрания и действующим законодательством, выделяют четыре главные стадии. За его рамками оставляется предпроектная работа, которая играет важную роль в законотворчестве, но составляет подготовительную работу. Последняя реализуется в законопроекте. В Конституции РФ законодательный процесс регулируется начиная со стадии осуществления законодательной инициативы. Таким образом, выделяют следующие стадии законодательного процесса:

а) законодательной инициативы; – представляет собой официальное внесение в парламент (в нашей стране в Государственную Думу) уполномоченным субъектом законопроекта или законопредложения. Между законопроектом и законопредложением имеются различия: законопроект есть текст будущего закона со всеми необходимыми атрибутами – преамбулой, разделами, главами, формулировками статей и др., а законопредложение содержит лишь идею будущего закона. Наличие у субъекта права законодательной инициативы означает, что представительный орган обязан рассмотреть внесенный законопроект и принять его для дальнейшей работы над ним или мотивировать свой отказ работать над данным законопроектом. Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, различен в разных странах. В Российской Федерации правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам своего ведения и субъекты Федерации в лице их законодательных представительных органов (ст. 104 Конституции РФ).

б) обсуждение законопроекта в Государственной Думе и в Совете Федерации; –включает в себя работу над законопроектом как на пленарных заседаниях палат, так и в специальных комитетах или комиссиях. Это наиболее ответственная и в то же время объемная работа. Обсуждение законопроектов на пленарных заседаниях парламента часто проходит в форме чтений. Как правило, закон принимается в трех чтениях. В каждой стране чтения имеют не только специфику, но и общие черты. На первом чтении решается вопрос о целесообразности представленного законопроекта, насколько необходимо его рассмотрение. Обычно заслушивается доклад инициатора законопроекта. Депутаты же оценивают основную его идею и делают замечания и предложения по усовершенствованию текста. Если законопроект считается принятым в первом чтении, то он передается для дальнейшей работы над ним в комитеты (комиссии). Во время второго чтения законопроект обсуждается в целом, а по существу и постатейно – по докладу комитета, проводившего его доработку. На этом этапе обсуждаются предложения депутатов и их групп по принципиальным вопросам. Если законопроект отклонен, прекращается всякая работа над ним, если не отклонен, то обсуждаются и голосуются заранее внесенные поправки. В случае серьезных разногласий по поправкам законопроект может быть возвращен на доработку в комитет. Принятый во втором чтении законопроект передается в комитет для редакционной доработки. В третьем чтении законопроект обсуждается со всеми поправками, включая редакционные. Но и на этой стадии законопроект может быть отклонен, если не набрал необходимого большинства голосов. Прекращение обсуждения законопроекта оформляется специальным решением палаты, и тогда законодательный процесс переходит на стадию принятия закона.

Читайте также:
Золотой сертификат: что это такое, описание и особенности

в) принятие закона;–данная стадия проходит в форме голосования. В однопалатных парламентах эта стадия служит завершением последнего чтения. В двухпалатных парламентах законопроект подлежит одобрению верхней палатой. В Российской Федерации федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и в течение пяти дней передаются на одобрение Совету Федерации. Закон считается принятым, если в Совете Федерации за него проголосовало большинство членов палаты от общего числа членов (ст. 105 Конституции РФ). Совет Федерации должен в течение 14 дней хотя бы начать рассмотрение принятого Государственной Думой закона и переданного для одобрения Советом Федерации. При этом обязательному одобрению подлежат законы по вопросам: а) федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; б) ратификации и денонсации международных договоров; в) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; г) войны и мира (ст. 106 Конституции РФ). Если Совет Федерации не одобрил принятый Государственной Думой закон, то палаты для урегулирования возникших разногласий могут создать согласительную комиссию. После этого закон подлежит повторному рассмотрению и голосованию с учетом поправок, сделанных согласительной комиссией. Но Государственная Дума может преодолеть неодобрение Советом Федерации закона, набрав при повторном голосовании две трети голосов от общего числа депутатов. При принятии федерального конституционного закона требуется, чтобы за него в Государственной Думе проголосовали две трети депутатов, а в Совете Федерации – три четвертых, при этом Президент РФ не имеет права вето, а обязан в течение 14 дней подписать принятый закон и обнародовать его (ст. 108 Конституции РФ).

г) промульгация и вступление закона в юридическую силу.– предполагает официальное провозглашение закона, принятого парламентом. Она включает подписание закона главой государства в установленные сроки и опубликование его в официальном источнике, после чего закон вступает в силу. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ. В течение 14 дней Президент подписывает закон и обнародует его. Но Президент обладает правом вето в отношении федеральных законов (кроме федеральных конституционных). В этом случае Государственная Дума вновь рассматривает закон. Преодолеть президентское вето возможно посредством получения при голосовании в обеих палатах две трети голосов. При этом Президент подписывает закон в течение семи дней и обнародует его (ст. 107 Конституции РФ). Порядок вступления федеральных законов в силу регулируется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Федеральные законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ (акты палат не позднее десяти дней) и вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования. Источниками официального опубликования законов являются «Парламентская газета», «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации». 228 Специальный порядок опубликования и вступления в силу установлен для президентских указов, правительственных постановлений и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти межведомственного характера. Этот порядок регулируется Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г.

Законодательный процесс в РФ

Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии:

  • законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;
  • рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;
  • принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;
  • одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3 /4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;
  • подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2 /з депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;
  • опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).
Читайте также:
Альтернативная подсудность: что это такое, описание и особенности

Во времени действие правовой нормы начинается с момента вступления закона в силу и заканчивается в момент утраты законом своей юридической силы вследствие истечения срока его действия (например, было введено чрезвычайное положение сроком на один месяц); прямой отмены акта другим актом; замены действующего акта на другой. Как правило, законы и иные нормативные акты не имеют обратной силы. Это значит, что в случае правонарушения применяется тот закон, который действовал во время правонарушения (за исключением случаев, когда новый закон подразумевает смягчение или устранение ответственности за такие правонарушения, и других, особо оговоренных случаев).

Существуют также ограничения действия закона в пространстве: некоторые законы действуют только на определенной территории. Например, законы, принятые в каком-либо государстве, действуют только на территории этого государства; некоторые законы действуют в границах определенного региона (например, Дальнего Востока). Нормы деятельности за пределами национальных границ определяются специальными соглашениями или законами соответствующих стран.

Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан страны, но и иностранцев, и лиц без гражданства. В иных случаях в тексте нормативного правового акта специально определяется круг лиц, которым адресованы нормы.

Стадии законодательного процесса

Законодательный (законотворческий) процесс проходит в своем развитии несколько стадий:

1. законодательная инициатива. Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах;

2. подготовка законопроектов. Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тог орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе;

3. обсуждение законопроекта. Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит, как правило, три чтения;

4. принятие закона. Оно осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных — двух третей общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотрс- ния не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который в свою очередь может наложить на него и вето;

5. опубликование закона. Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия — необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение да и вообще требовать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.

Законодательный процесс в Российской Федерации

Второй этап законодательного процесса включает в себя следующие стадии:

  • рассмотрение и принятие закона в высшем законодательном органе;
  • утверждение (подписание) закона;
  • обнародование закона.

Первые две стадии представлены на рис. 1.

Рис. 1. Начальные стадии законодательного процесса

Рассмотрим подробнее стадии второго этапа законодательного процесса.

Рассмотрение и принятие закона. Эта стадия начинается с официального обсуждения законопроектов. Вначале обсуждение осуществляется на уровне парламентских комитетов. Затем происходит обсуждение законопроекта на уровне нижней парламентской палаты (Государственной Думы) в первом чтении. Согласно Регламенту’ Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представленные законопроекты обсуждаются в трех чтениях.

Во время первого чтения обсуждению подлежат лишь основные, принципиально важные положения законопроекта. В случае принципиального согласия депутатов с проектом закона в первом чтении он передается вместе со всеми поправками в соответствующий профильный парламентский комитет, ответственный за его подготовку и прохождение. На него возлагается обязанность доработки законопроекта с учетом сделанных замечаний и предложений и представления его в Государственную Думу для рассмотрения во втором чтении.

Читайте также:
Абсолютное право: что это такое, описание и особенности

Во время второго чтения идет детальное, постатейное обсуждение рассматриваемого проекта вместе с внесенными в первоначальный его текст поправками (изменениями и дополнениями). Затем законопроект снова поступает в профильный комитет, который готовит его для третьего чтения.

Во время третьего чтения — завершающего этапа процесса обсуждения — не разрешается вносить в законопроект какие бы то ни были содержательные поправки и предложения. Можно внести изменения только редакционного характера. В третьем чтении речь идет об одобрении или неодобрении проекта.

После одобрения закона он поступает в течение пяти дней в Совет Федерации. Согласно Конституции Совет Федерации некоторые законы, поступившие из Государственной Думы, может вообще не обсуждать и не рассматривать, что означает согласие с принятием закона. Однако это не касается:

  • федеральных конституционных законов;
  • федеральных законов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы России, а также войны и мира.
  • Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2 /3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

После одобрения Советом Федерации принятый федеральный закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту России. Следует отметить, что после принятия Государственной Думой закона либо его отклонения она принимает соответствующее постановление. Совет Федерации также принимает аналогичное постановление при одобрении или отклонении закона.

Утверждение (подписание) принятого закона. Президент в течение 14 дней с момента поступления закона:

  • либо подписывает закон и обнародует его,
  • либо отклоняет закон, т. е накладывает вето.

Вето (от лат. veto — запрещаю) является одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью. Суть его заключается в отказе главы государства ставить свою подпись под принимаемыми актами, без чего они не могут получить юридической силы.

Вето может быть абсолютным или относительным.

Абсолютное вето — когда парламент не имеет юридической возможности его преодолеть и больше не возвращается к рассмотрению закона. Так, в соответствии с Основными законами Российской империи абсолютное вето имел император.

Относительное вето может быть преодолено парламентом. Так, в США вето президента может быть преодолено 2 /3, голосов сената и палаты представителей.

В Российской Федерации вето Президента может быть преодолено следующим образом. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2 /3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

Заключительная стадия законодательного процесса — обнародование принятого закона.

Ее назначение состоит в доведении до сведения населения информации о содержании принятого закона. Обнародование бывает двух уровней: официальное и неофициальное.

Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании. Часть 3 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Обнародование осуществляется от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт. Для обнародования акта устанавливается строго определенный срок. На официальное издание, где публикуются законы и другие нормативные акты, можно ссылаться в актах применения норм права, в печатных работах, официальных документах.

Федеральный закон от 25 мая 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» устанавливает следующее.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете» и «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ.

Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Читайте также:
Аварийный взнос: что это такое, описание и особенности

Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в которые были внесены изменения или дополнения, могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме.

Неофициальное обнародование законов (и других нормативно- правовых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах и т. д. Ссылаться на неофициальные издания в актах применения права и официальных документах нельзя.

Законотворческий и законодательный процесс: понятие, принципы

Главная задача парламента – принятие законов. Процесс законодательства занимает большую часть времени работы парламента. Законодательный процесс тщательным образом регламентирован и строго формализован. Это касается как самой процедуры, так и формы законодательных актов.

В общем виде под законодательным процессом можно определить урегулированную нормами конституционного права и осуществляемую в определенной последовательности деятельность компетентных органов, направленную на разработку, принятие и введение в силу законодательных актов.

Законодательный процесс можно определить как совокупность процедур и действий, результатом которых является принятие и вступление в силу закона государства. Но по поводу понятия «законодательный процесс» в целом и конкретно в Российской Федерации существуют различные подходы к его пониманию. Говоря обобщенно, законодательный процесс — это совокупность:

· стадий осуществления права законодательной инициативы, т. е. внесение законопроекта на рассмотрение парламента, далее рассмотрение и принятие закона в парламенте, подписание и обнародование закона компетентным органом;

· действий непосредственно парламента: от принятия законопроекта к рассмотрению до принятия закона.

При втором подходе возвышается роль самого парламента. Одновременно от законодательного процесса «отсекаются» действия тех, кто подготовил и внес законопроект в парламент, а затем подписал и обнародовал закон(для того чтобы объединить все действия, предлагается понятие «законотворческий процесс», охватывающее шаги с начала подготовки законопроекта и до опубликования закона в официальном бюллетене).

Если считать законодательный процесс совокупностью взаимосвязанных и взаимообусловленных действий, то категорию «законотворческий процесс» из-за слишком широкого толкования процесса рождения закона нельзя поддержатьзаконопроекты создаются иногда очень долго, иногда быстро, но пока их не внесли официально в парламент, законодательный процесс еще не начался.Но и в слишком узком понимании законодательного процесса исключаются из законодательной процедуры те шаги (официальное внесение законопроекта в парламент, подписание и опубликование закона), без которых появление закона и его вступление в действие попросту немыслимо.

Поэтому надо отдать предпочтение первому подходу.

Для обозначения процесса создания законов наряду с термином “законодательный процесс” используется термин “законотворческий процесс”. В литературе зачастую категории законотворческого и законодательного процесса отождествляются, поскольку они, по сути, представляют собой осуществляемую в определенной последовательности деятельность компетентных органов по разработке и принятию законов.

Однако законотворческий процесс не сводится лишь к процедурным правилам, а представляет собой познавательный процесс со своими трудностями в выборе объекта и методов законодательного регулирования. Его следует рассматривать как более широкое понятие, поскольку, во-первых, он не полностью формализован и, во-вторых, его начальный этап – выявление потребности принятия закона и законодательная идея – не ограничен по времени и по кругу лиц. Законодательный же процесс предельно формализован и начинается с внесения законодательной инициативы в компетентный орган. Следовательно, законодательный процесс составляет центральную часть законотворческого процесса, который обширнее как по времени, так и по содержанию. Хотя в литературе присутствует и другая точка зрения, сводящая законодательный процесс к процедурной деятельности, при этом законотворческий процесс отличается созидательным началом анализируемой деятельности.

Законотворческий процесс основывается на принципах демократизма, законности, гуманизма, справедливости, научности, гласности, профессионализма, использования правового опыта, связи с практикой, своевременности.

Основные конституционные требования к правотворчеству:

1) законность нормативных правовых актов;

2) отражение в законодательстве интересов населения;

3) обеспечение демократизма и гласности при разработке и принятии нормативных правовых актов;

4) единство, полнота и непротиворечивость системы нормативных правовых актов;

5) согласованность правовых актов регионального уровня с федеральными актами;

6) обязательность создания механизмов реализации нормативных правовых актов;

7) открытость и доступность информации о правовых актах.

Таким образом, исходным началом законодательного процесса выступает законотворческий процесс, представляющий собой особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене законов, основанную на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.

Содержание и реализация права законодательной инициативы

Право законодательной инициативы — это внесение законопроекта в Государственную Думу.

Однако сначала в первом Регламенте Государственной Думы содержалось расширительное понимание права законодательной инициативы. Статья 95 Регламента 1994 г. гласила, что право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Думу: законопроектов и поправок к законопроектам, законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов, законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ либо признании этих законов утратившими силу, предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Следовательно, на основе данной нормы можно было считать проявлением законодательной инициативы любое выступление депутата на заседании Государственной Думы, если он высказал мысль о необходимости нового закона или изменения действующего. Однако если подойти реалистично, то такие предложения сами по себе не могут означать, что возникает законодательный процесс. Ведь на их основе надо еще разработать законопроект как письменный текст, официально его представить в Думу, и лишь после этого начнутся процедуры, о которых пойдет речь. Причем реализация права законодательной инициативы будет связываться не с тем депутатом, который с трибуны Думы или в письменной форме внес предложение (по существу, пока еще лишь идею) о разработке законопроекта, а с тем субъектом права законодательной инициативы, который воплотил это предложение в текст и представил его в Думу.

Читайте также:
Авторский гонорар: что это такое, описание и особенности

Поэтому юридически значимым для начала законодательного процесса все-таки надо было считать, даже при существовании той статьи Регламента, внесение законопроекта, т. е. письменного текста, в Думу. Кстати, и сам Регламент Государственной Думы 1994 г. в большей мере ориентировался именно на законопроект как исходный пункт законодательного процесса.

Регламент Государственной Думы 1998 г. был скорректирован именно с учетом изложенных соображений, т. е. необходимости представления текста законопроекта. Это могут быть текст нового акта, законопроект об изменении и дополнении существующего закона, текст поправок к рассматриваемым законопроектам.

Регламент (ст. 104) гласит, что право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:

1) проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов;

2) законопроектов о внесении изменений в действующие законы РФ и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории РФ актов законодательства Союза ССР;

3) поправок к законопроектам.

Таким образом, какая бы цель в связи с принятием законов ни ставилась, средством ее реализации является законопроект. Причем это относится и к третьей форме осуществления права законодательной инициативы — внесению поправок к законопроектам, поскольку эти поправки также выражаются в соответствующем законопроекте.

Согласно ст. 105 Регламента при внесении законопроекта в Государственную Думу субъект права законодательной инициативы должен представить определенный набор документов. Изначально этот перечень был следующим:

1) пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта;

2) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта (субъектов) права законодательной инициативы, внесшего (внесших) законопроект;

3) перечень законов РФ и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного федерального конституционного закона, федерального закона;

4) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат);

5) заключение Правительства (в случаях, определенных ч. 3 ст. 104 Конституции РФ; речь идет о законопроектах, требующих финансово-экономического обоснования).

Позднее перечень стал дополняться, и теперь также представляются:

6) документы и материалы, предусмотренные рядом статей БК РФ, — по проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

7) документы, предусмотренные ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», — по законопроекту о ратификации, прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ;

8) официальные отзывы Правительства РФ и Верховного Суда РФ — по законопроекту о внесении изменений в УК РФ;

9) документы, предусмотренные Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании», — по законопроекту о техническом регламенте;

10) заключение Правительства РФ и решение законодательного органа субъекта РФ, на территории которого расположены соответствующие участки недр, — по законопроекту о соглашении о разделе продукции и по законопроекту о внесении изменений в соответствующий федеральный закон о соглашении о разделе продукции;

11) документ, подтверждающий согласование законопроекта о передаче перемещенной культурной ценности с органом государственной власти субъекта РФ, на территории которого находится региональное учреждение культуры, осуществляющее оперативное управление объектом культуры, представляющим собой культурную ценность, — по законопроекту о передаче культурной ценности, перемещенной в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящейся на территории РФ;

12) документ, подтверждающий согласование законопроекта по вопросу определения общего числа мировых судей и количества судебных участков субъекта РФ соответственно с Верховным Судом РФ и субъектом РФ, — по законопроекту по вопросу определения общего числа мировых судей и количества судебных участков субъекта РФ.

В соответствии с Федеральным конституционным законом о Правительстве РФ оно дает заключения на финансово-экономические законопроекты, направляемые субъекту права законодательной инициативы и в Думу в срок до 1 месяца со дня поступления законопроекта в Правительство. По согласованию с субъектом права законодательной инициативы этот срок может быть продлен (ст. 36). Правительство может направлять в Государственную Думу поправки к находящимся на рассмотрении палаты законопроектам, в палаты Федерального Собранияофициальные отзывы о рассматриваемых палатами федеральных законах и законопроектах.

Непосредственно в текст подготовленного к внесению в Государственную Думу законопроекта могут быть включены следующие положения: о сроке и о порядке вступления в силу закона РФ о поправке к Конституции РФ, федерального конституционного закона, федерального закона или отдельных их положений; о признании утратившими силу и приостановлении действия ранее принятых законов и других нормативных правовых актов или отдельных их положений в связи с принятием данного федерального конституционного закона, федерального закона.

Читайте также:
Консолидированный трест: что это такое, описание и особенности

Подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект и материалы к нему направляются субъектом (субъектами) права законодательной инициативы на имя Председателя Государственной Думы. Поступивший законопроект регистрируется в Управлении документационного и информационного обеспечения Аппарата Государственной Думы в Системе автоматизированного делопроизводства и документооборота Государственной Думы. Ему присваивается регистрационный номер, который указывается вместе с наименованием законопроекта в течение всего периода прохождения законопроекта в Государственной Думе. Одновременно в автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности на законопроект заводится электронная регистрационная карта, в которой фиксируются дата и время поступления законопроекта в Государственную Думу, сведения о законопроекте, его прохождении в Государственной Думе, одобрении Государственной Думой федерального конституционного закона или о принятии федерального закона и рассмотрении соответствующего закона Советом Федерации и Президентом РФ.

Законодательный процесс в РФ: понятие и стадии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие законодательного процесса

Законодательный процесс – это процедура формирования и вступления в силу различных законов.

В нашей стране все законы формирует Государственная Дума По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее , а утверждаются они Советом Федерации. В то же время Президент нашей страны занимается подписанием и выдвижением этих законов. Такая сложная процедура вступления законов в силу необходима для того, чтобы исключить создание поспешных, не до конца продуманных или даже ошибочных, ненужных никому законов. К тому же, такая сложная система помогает решить проблему наличия финансовых ресурсов, необходимых для их реализации, и предотвратить противоречия в правовой системе.

Главная роль в процессе формирования тех или иных законов принадлежит главному законодательному органу государства, которым является парламент и все его имеющиеся структуры. В пределах их полномочий процесс формирования законов определяется уже закрепленными парламентскими процедурами. Они определяются не только действующими законами, но и специальными правовыми актами, которые фиксируют план работы конкретного законодательного органа.

После утверждения закона он пять дней находится в Совете Федерации. Стоит отметить, что Совет Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Порядок формирования Совета Федерации. подробнее может не обсуждать или рассматривать некоторые законы, поступающие из Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственная Дума РФ подробнее , что подразумевает автоматическое принятие сформированного закона.

Готовые работы на аналогичную тему

Однако это не относится к следующим законам:

  • федеральный конституционный закон По данной теме мы уже выполнили курсовую работу конституционный строй РФ подробнее ;
  • законы, связанные с функционированием бюджета государства, различными налогами и сборами, а также денежным, кредитным, эмиссионным и таможенным регулированием;
  • законы, связанные с принятием или расторжением каких-то международных договоров нашей страны;
  • законы, связанные с охраной границ нашей страны.

Вообще, федеральный закон можно назвать одобренным только в том случае, когда больше половины участников палаты проголосовало за введение данного закона. К тому же, закон автоматически становится одобренным, если в течение двух недель Совет Федерации не смог рассмотреть и принять решение по конкретному закону. Если же какой-то федеральный закон был отклонен, то палаты вправе сформировать специальную комиссию, чтобы исправить недостатки в конкретном законе и снова подать его на проверку и рассмотрение в Государственную Думу. После повторной подачи закон снова будет проверяться, после чего будет вынесено какое-то конкретное решение.

Стадии законодательного процесса

Процедура формирования законов в России проходит через следующие этапы:

Законодательная инициатива. Возможность и способность внесения какого-то определенного закона в Государственную Думу дается Президенту нашей страны, Правительству, участникам Совета, депутатам, а также Конституционным и Высшим арбитражным судам По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Административное судопроизводство в арбитражных судах подробнее .

Этап рассмотрения закона в Государственной Думе. Обычно закон рассматривается в трех чтениях. В процессе первого чтения делается анализ каких-то важных и общих положений. В процессе второго чтения обычно внимание уделяется каким-то деталям, а также вносятся определенные корректировки. В процессе третьего чтения внесение корректировок уже становится невозможным: проверяемый закон утверждается или полностью отклоняется.

Этап одобрения законов членами Государственной Думы. Все рассматриваемые законы принимаются и в дальнейшем вступают в законную силу тогда, когда за эти законы проголосовало большее число членов Государственной Думы. Стоит отметить, что федеральные конституционные законы считаются одобренными, если за них проголосовало две трети членов Государственной Думы. После голосования все принятые законы отдаются в Совет Федерации. Срок передачи этих законов – 5 дней.

Утверждение законов. Обычно законы утверждает Совет Федерации. Переданные федеральные законопроекты являются принятыми в том случае, если за них проголосовало большая часть Совета Федерации. В то же время все федеральные конституционные законы считаются одобренными, если за них проголосовало более 3/4 депутатов. Все представленные в Совет Федерации законы должны быть приняты или отклонены в течение двух недель.

Подписание законов президентом Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее . Принятый и утвержденный закон сразу передается Президенту нашей страны. Стоит отметить, что Президент должен подписать или отклонить закон в течение двух недель. В том случае, если закон по какой-то причине был отклонен, то он сразу же возвращается обратно в Государственную Думу для повторного рассмотрения и внесения поправок. Решение Президента может быть пересмотрено и даже преодолено в том случае, если более 2/3 членов Государственной Думы и Совета Федерации проголосуют за этот закон в ранее созданной редакции, в которую еще не вносились какие-то корректировки. В такой ситуации Президент нашей страны будет просто обязан принять и подписать данный закон в течение недели.

Читайте также:
Криминалистическая взрывотехника: что это такое, описание и особенности

Публикация и вступление в силу. Закон, подписанный Президентом Российской Федерации, должен быть обнародован в течение недели. А приобретает законную силу этот закон через 10 дней (если иное не указано) после того, как он был официально опубликован в полном содержании в специальных сборниках, газетах.

Стоит отметить, что верховенство права становится заметным тогда, когда закон вступает в силу. А заканчивается верховенство в тот момент, когда этот же закон прекращает свое действие на территории страны. Иногда закон просто заменяется другим, более удобным и правильным законом. А бывает и такое, что просто заканчивается тот промежуток времени, на который данный закон был введен. Получается, что при совершении какого-то преступления будет применяться тот закон, который действовал на момент совершения данного преступления.

Вообще, законы, которые были приняты в стране, имеют законную силу только на территории этой же страны. А правила поведения за границей обычно распространяются на всех людей, которые находятся в стране. Это касается и жителей этой страны, и иностранцев, и людей без гражданства. В других случаях нормативно-правовые акты более точно определяют тот круг лиц, к которому адресуются все установленные нормы.

О законодательной власти в России: описание, органы, полномочия

  • Что такое законодательная власть
  • Признаки законодательной власти в РФ
  • Основной субъект законодательной власти
  • Структура законодательной власти РФ
  • Функции законодательной власти
  • Основная задача законодательной власти
  • Органы, не входящие в законодательную власть

Что такое законодательная власть

Понятие законодательная власть подразумевает ту ее ветвь, основной функцией которой является создание законов, контроль и распределение государственного бюджета. Орган рассматриваемой власти утверждает правительство, систему налоговых сборов, занимается подтверждением юридической силы международных документов.

В странах с разделением властей данным видом полномочий обладает отдельный государственный орган – парламент.

Признаки законодательной власти в РФ

  • совместная деятельность нижней и верхней палат Федерального Собрания РФ;
  • право представительных органов субъектов государства на законотворческую инициативу в Госдуме;
  • возможность субъектов страны участвовать в создании законов на федеральном уровне;
  • право на выдвижение предложений об изменениях пунктов Конституции, на одобрение поправок в основной закон страны;
  • единые нормы избирательного права в отношении главы региона и депутатов представительного органа региона РФ;
  • юридическая ответственность законодательного органа субъекта России.

Основной субъект законодательной власти

В Российской Федерации законодательная власть принадлежит Федеральному Собранию, которое состоит из Государственной Думы и Совета Федераций. Парламент является постоянно действующим представительным и законодательный органом. Согласно статье 10 Конституции РФ законотворческая власть в системе государственного управления является самостоятельной.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Структура законодательной власти РФ

Верхняя палата Федерального Собрания – Совет Федераций – состоит из двух представителей от каждого региона страны: один от представительного и один от исполнительного органа государственной власти. Состав СФ избирается на пять лет. Семь сенаторов могут быть назначены пожизненно.

В нижнюю палату – Госдуму – входят 450 парламентариев. Состав Думы формируется по итогам выборов на 5 лет. На первое заседание депутаты собираются спустя 30 дней после избрания или ранее по инициативе главы государства. Полномочия предыдущего созыва прекращаются, как только новый приступил к своим обязанностям.

Заседания верхней и нижней палат проходят раздельно и бывают открытыми и закрытыми. Совфед и Госдума могут собираться для заслушиваний:

  • Послания президента РФ;
  • Конституционного суда;
  • речей глав других государств.

Работой палат руководят их председатели, которых выбирают из числа членов парламента. Внутри Совета Федераций и Государственной Думы могут действовать комитеты и комиссии по отдельным вопросам. Образованная верхней и нижней палатами Счетная палата контролирует федеральный бюджет.

Функции законодательной власти

  1. Разработка законодательных актов. Парламент обладает правом издавать нормативные акты высшей юридической силы после Конституции.
  2. Утверждение системы налогообложения. Представительные органы могут устанавливать порядок определения налоговой базы, налоговые льготы и особенности их применения.
  3. Учредительная функция подразумевает утверждение правительства страны, создание организаций, комиссий.
  4. Утверждение бюджета и контроль над его исполнением.
  5. Принятие международных соглашений заключается в придании документам юридической силы.

Основная задача законодательной власти

Главной задачей является законотворчество, то есть разработка законопроектов и их принятие.

Органы, не входящие в законодательную власть

В Российской Федерации, кроме органов исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти, существуют органы с особым статусом:

  • Счетная палата РФ;
  • Уполномоченный по правам человека;
  • Центральный банк РФ;
  • Генеральная прокуратура РФ;
  • Центральная избирательная комиссия.

Руководителей этих органов по представлению президента назначает Федеральное Собрание. Право законодательной инициативы эти органы не имеют.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: