Средства самообложения: что это такое, описание и особенности

Средства самообложения граждан

Предусмотрен ФЗ от 06.10.03 №131 ФЗ «Об общих принципах организации МС в РФ».

– это разовые платежи, которые осуществляются гражданами, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения.

Решение о введении и установлении самообложения граждан принимается на референдуме либо сходе соответствующего МО.

Размер устанавливается в абсолютной величине, должен быть равным для всех жителей МО за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей МО, и для которых размер платежей может быть уменьшен.

Этим и ограничивается регулирование уплаты этого платежа на законодательном уровне. Некоторые МО принимают отдельные акты, регулирующие порядок уплаты соответствующих платежей на территории МО.

Основанием для того, чтобы провести референдумдостаточно и того, что сказано в ФЗ № 131.

Несмотря на то, что вроде этот платеж предусмотрен ФЗ, тем не менее дискуссии по поводу правовой природы этого платежа не утихают.

Возникает вопрос: является ли этот платеж обязательным или добровольным? Обязанность платить есть, возникает на основании решение референдума. Решение референдума обязательно, оно может быть отменено только решением последующего референдума. Будет ли этот платеж обязательным или нет, будет зависеть от того, как будет поставлен вопрос на референдуме. Можно сформулировать и как право, но ведь для предоставления гражданам такого права не обязательно проводить референдум. Референдум нужен для установления обязанности. Если в решении референдума написано «обязан внести платеж» – значит обязательный платеж.

Но дальше возникает проблема, что все обязательные платежи в К РФ ограничены ст.57 «каждый обязан платить законно установленные сборы». Обязательные платежи могут быть в форме налога или сбора. Если средства самообложения граждан у нас обязательный платеж, то он по своей природе должен подпадать под какой-то налог или сбор, соответственно, мы должны смотреть соблюдены ли требования о законном установлении платежа. Далее мнения авторов расходятся, налог должен быть индивидуально-безвозмездным, в каком-то смысле самообложение граждан индивидуально-безвозмездный платеж (мы уплатим какую-то сумму для решения вопроса местного значения без конкретного встречного предоставления), но, с другой стороны, платить-то будут жители МО, которые заинтересованы в решении этого вопроса (например, построят детскую площадку для детей жителей МО), значит будет возмездность некая условная… Но ведь справедливо это будет только для тех, у кого есть дети…Но даже если предположить, что для большинства жителей МО это будет индивидуально-безвозмездный платеж, то возникает ощущение, что это некий разовый налог. Однако вспоминаем положение НК: налоги должны быть установлены НК. Среди местных налогов нет средств самообложения граждан…Поэтому возникнет проблема признания этого платежа конституционным…Если преследуем цель оправдания этого платежа, то стоит лучше доказывать, что это сбор. Тогда должны обосновывать, что есть некое условное встречное предоставление. Далее нужно решить, что у нас с размером платежа? Есть ли эквивалент (компенсационный характер) или же нет. Создается впечатление, что эквивалента нет. Все уплачивают в равных долях на, к примеру, строительство детской площадки, то всё равно пользоваться-то будут все. Но если мы будем говорить о том, что нет эквивалента, то придется признавать это налоговым сбором, а он должен быть определен законом и все его элементы там должны быть определены. К тому же НК допускает только федеральные налоговые сборы, а здесь получается какой-то местный сбор. И опять проблема с признанием конституционности такого сбора…

Если же мы будем настаивать, что есть возмездность и платеж эквивалентный, есть компенсационный характер (условный). Если собирают деньги на реализацию вопросов местного значения (ремонт дороги, строительство детской площадки), то собранная сумма со всех жителей будет в принципе эквивалентной. Можно обосновать компенсационный характер… Только таким образом получиться выкрутиться с вопросом о конституционности платежа.

Хотя, если не «подгонять» под конституционность, то больше на налог похоже…Но на практике будет проблема с обоснованностью взимания этого платежа.

*Специальной процедуры взыскания принудительного нет, но это не говорит о его необязательности.

Безвозмездные поступления (ст.41)

1)доходы от межбюджетных трансфертов всех видов (средства предоставляемые из одного бюджета другому)

– дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ,

– субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ,

– субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ,

– иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ

2)безвозмездные поступления от ФЛ, ЮЛ, международных организаций

К вопросу о разграничении неналоговых доходов и безвозмездных поступлений (в УМК) можно найти позицию о том, что если неналоговые доходы поступают из вне бюджетной системы и это платежи, которые обязанные лица должны платить в силу разных обстоятельств, а безвозмездные поступления – это поступления либо внутри бюджетной системы, либо добровольные поступления от внешних субъектов.

Средства самообложения граждан как источник доходов местных бюджетов

Самообложение граждан: решение проблем на местном уровне

По итогам исполнения местных бюджетов в 2014 г. уровень их собственных доходов уменьшился по сравнению с предыдущим годом на 5,6%, а доля межбюд­жетных трансфертов в общем объеме доходов возросла более чем на 2,5% и соста­вила 63,8%. В условиях финансовой нестабильности, наблюдавшейся в 2015 г., на­логовые доходы местных бюджетов, вероятно, будут снижаться. При этом особое значение будет приобретать изыскание дополнительных доходных источников для финансирования решения вопросов местного значения.

Одним из таких источников доходов местных бюджетов являются средства самообложения граждан. Данный способ финансирования широко распространен в международной практике. Так, во многих штатах в США самообложение является основным источником финансирования разного рода муниципальных проектов.

В соответствии со ст. 56 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкрет­ных вопросов местного значения. Вопросы введения и использования разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).

Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в аб­солютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен.

Читайте также:
Нам обманом навязали автокредит. Как вернуть деньги?

Согласно п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ средства самообложения граждан относятся к неналоговым доходам бюджетов. Данный источник доходов не получил в российской практике широкого распространения, хотя в 2014 г. его использование существенно расширилось. Так, общий объем поступлений в местные бюджеты средств самообложения граждан возрос в 4,5 раза относительно показателя 2013 г.

Софинансирование средств, полученных в порядке самообложения

По данным Минфина России, самообложение граждан вводилось в 2014 г. в 1454 му­ниципальных образованиях (34 региона), что составляет 6,4% от общего количества муниципальных образований. Наибольший объем поступлений от самообложения в 2014 г. приходился на такие субъекты РФ, как Республика Татарстан (более 70% от общего объема средств), Кировская область и Пермский край. В указанных субъектах РФ для активизации самообложения применялось софинансирование из региональных бюджетов.

Пример: В соответствии с решением Правительства Республики Татарстан, принятым в 2013 г., сред­ства самообложения граждан софинансируются из республиканского бюджета в соот­ношении 1:4. В 2014 г. в 658 муниципальных образованиях Татарстана были приняты решения по введению самообложения граждан. Общая сумма собранных средств со­ставила около 80 млн руб., из республиканского бюджета поселениям было перечислено, соответственно, более 300 млн руб. Более 40% указанных поселений приняли решение об использовании средств самообложения для финансирования ремонта и содержания дорог внутри населенных пунктов, в т. ч. мостов.

Аналогично в Кировской области был использован механизм софинансирования средств, полученных в порядке самообложения граждан. Методика распределения трансфертов ориентирована на активизацию работы органов местного самоуправления поселений по введению самообложения граждан. Согласно используемой методике право на полу­чение трансфертов имеют городские и сельские поселения, принявшие на местном ре­ферендуме (сходе граждан) решения об использовании самообложения граждан. Объем межбюджетного трансферта для /-го поселения определяется по следующей формуле:

где Мт. – объем межбюджетного трансферта /-му поселению;

СС,- объем средств самообложения граждан, поступивших в бюджет /-го поселения в отчетном году в соответствии с принятым на местном референдуме решением по введению самообложения граждан, руб.

Таким образом, на каждый рубль, который должен поступить в бюджет поселения, вы­деляется 1,5 руб. трансфертов.

В 2014 г. средства самообложения были собраны в 26 муниципалитетах Пермского края. Их объем составил суммарно 4,45 млн руб., из регионального бюджета в порядке софинансирования было выделено 22,91 млн руб.

Опыт по распределению трансфертов в целях стимулирования самообложения жителей представляется неоднозначным. Положительно оценивается то обстоятель­ство, что предлагается поиск дополнительных источников доходов для бюджетов поселений. Однако по своей сути самообложение граждан является механизмом финансирования, который должен инициироваться «снизу», так как именно жители должны быть заинтересованы в финансировании тех или иных расходов за счет дополнительных средств. В случае если самообложение граждан «премируется», вероятно, что инициатива будет исходить не от жителей, а «сверху».

Правовые аспекты применения самообложения жителей и судебная практика

При принятии решений на референдумах о разовых платежах, внесение которых запланировано ежегодно в течение нескольких лет, нередко возникают спорные ситуации.

Пример: В Апелляционных определениях Курганского областного суда от 25.06.2013 по делу № 33-1734/2013, делу №33-1733/2013 и делу №33-1732/2013 были признаны недействующими решения местных референдумов жителей Краснознаменского сельсовета Мишкинского района Курганской области, Гладышевского сельсовета Мишкинского района Курганской области, Островнинского сельсовета Мишкинского района Курганской области о введе­нии сроком на 5 лет ежегодных разовых платежей в порядке самообложения граждан, достигших возраста 18 лет, для решения вопросов местного значения на территории по­селения. По мнению суда, в формулировке вопроса, вынесенного на местные референ­думы, содержится внутреннее противоречие, а именно вопрос одновременно содержит указание на разовость и периодичность платежей.

Суд пришел к выводу о том, что решение местного референдума также противоречит ч.7ст. ^Фе­дерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и пра­ва на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ч. 3 ст. 10 Закона Курганской области от 29.12.2003 № 365 «О местном референдуме в Курганской области». Решением, при­нятым на референдуме, платежам по самообложению граждан придан регулярный и обяза­тельный характер, самообложение граждан фактически явилось постоянным источником пополнения бюджета в течение 5 лет. Кроме того, платежи в порядке самообложения уста­новлены не для решения конкретного вопроса местного значения, а для обеспечения дея­тельности муниципального образования для решения вопросов местного значения в общем. Глава Первомайского сельсовета Мишкинского района Курганской области обратился в Конституционный Суд РФ, оспаривая конституционность ст. 56 Федерального закона № 131-ФЗ. По мнению заявителя, введение на основе оспариваемого законоположения на территории муниципального образования платежей, подлежащих внесению гражда­нами в порядке самообложения ежегодно в течение нескольких лет, не означает, что такие платежи приобретают налоговый характер; иное понимание оспариваемого законопо­ложения, которого в силу его неопределенности придерживаются правоприменительные органы, препятствует реализации права граждан на самообложение, что противоречит ст. 19 Конституции РФ.

В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 17.07.2014 № 1649-O «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лунтова Сергея Юрьевича на нарушение конституционных прав местного самоуправления ст. 56 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе­дерации”» (далее – Определение) было установлено, что Конституционный Суд РФ не на­шел оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

В Определении также указано, что правовое регулирование, закрепленное в ст. 56 Фе­дерального закона № 131-ФЗ, как и предназначение средств самообложения граждан (для решения конкретных вопросов местного значения) призваны разграничить данный вид доходов местных бюджетов с местными налогами. Оспариваемое законоположение, действующее в системе правового регулирования, по сути, предусматривает один из спо­собов осуществления населением местного самоуправления непосредственно, предо­ставляет ему дополнительные согласующиеся с природой местного самоуправления правовые возможности для решения конкретных вопросов местного значения и, сле­довательно, само по себе не может рассматриваться как нарушающее права граждан на осуществление местного самоуправления.

Рассмотренный пример не единичный. Вопрос о самообложении граждан рассматривался и в высших судебных инстанциях субъектов РФ

Пример: Вопрос о правомерности использования самообложения в сельском поселении Красноусольский сельсовет (Республика Башкортостан) был рассмотрен Верховным Судом Рес­публики Башкортостан (Апелляционное определение от 23.07.2013 № 33-8932/2013). Со­гласно результатам местного референдума на территории сельского поселения Красноусольский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан был введен разовый сбор денежных средств в целях привлечения допол­нительных средств населения для осуществления мероприятий по благоустройству и со­циально-культурному развитию сельского поселения. Решением Совета сельского по­селения Красноусольский сельсовет муниципального района Республики Башкортостан «О самообложении граждан сельского поселения Красноусольский сельсовет» было утверждено Положение о разовом сборе денежных средств (самообложение) на терри­тории сельского поселения Красноусольский сельсовет и установлен разовый сбор де­нежных средств на один двор (дом), квартиру, расположенные на территории сельского поселения Красноусольский сельсовет муниципального района Гафурийский район Ре­спублики Башкортостан. В данном случае суд посчитал, что также неочевидна разовость платежа, так как предполагалось внесение платежей раз в полугодие.

Читайте также:
Смертная казнь: что это такое, описание и особенности

Кроме того, по нашему мнению, представляется не вполне корректным обло­жение в расчете на один двор (дом), квартиру, а не в расчете на жителей, так как в соответствии со ст. 56 Федерального закона № 131-ФЗ размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жите­лей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен, а в данном случае платежи для граждан не будут равными и могут существенно отличаться в зависимости от количества проживающих в домах, квартирах.

Таким образом, решения, принимаемые на референдумах о самообложе­нии граждан, могут предполагать только один единовременный платеж. Если предполагается несколько платежей граждан для решения вопросов местного значения, осуществляемых, например, ежегодно, то в отношении каждого из них должен быть проведен соответствующий референдум.

Следует отметить и то обстоятельство, что величина платежей в порядке самообложения неизбежно связана с доходами граждан, а в сельских поселениях они в большинстве своем невелики.

Определенные проблемы развития самообложения связаны со значительными издержками на проведение референдумов, которые обязательны для каждого сбора средств в порядке самообложения. При этом объемы средств, собранных в порядке самообложения, могут и не превышать 50-100 тыс. руб.

Пример: В рассмотренной выше ситуации в Первомайском сельсовете сумма средств составляла всего около 30 тыс. руб. в год.

Таким образом, расходы зачастую могут превысить дополнительные доходы. Это является проблемой, которая может быть решена только на федеральном уровне путем внесения корректировок в законодательство, допускающих само­обложение в отдельных населенных пунктах, самообложение на определенный период (3,5 года), т. е. пересмотр условия «разовый платеж». При этом базовым принципом самообложения должно оставаться его инициирование самими жи­телями.

Объемы средств, привлекаемых в порядке самообложения, не могут (и не долж­ны) становится преобладающим источником доходов местных бюджетов, заме­няющим налоговые поступления. Основное назначение средств самообложения жителей – финансирование конкретного вопроса местного значения, решение которого представляется для жителей первоочередным и значимым, существенно влияющим на условия жизни населения.

Еще одним преимуществом самообложения, если оно инициировано самими жителями, является их вовлечение в решение наиболее актуальных вопросов местного значения и практическое участие в самоуправлении.

по материалам журнала “Практика муниципального управления”

В.В. Левина, канд. экон. наук, доцент кафедры «Финансы и менед­жмент» Тульского государственного университета, член Европейского клуба экспертов местного самоуправления

Порядок самообложения граждан

НК РФ предписывает гражданам и организациям уплачивать налоги в установленных законом случаях. Сборы осуществляются на федеральном, региональном и местном уровнях. Закон при этом допускает применять самообложение граждан в отдельных административно-территориальных единицах страны. Оно имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при принятии решения о его внедрении. Далее рассмотрим, что такое самообложение граждан.

Отличительные черты

Специального закона о самообложении граждан в правовой системе РФ нет. Однако основные моменты, связанные с этим направлением финансовой деятельности муниципалитетов, отражены в нормах ФЗ № 131.

В 56 статье, в частности, говорится, что средства самообложения граждан – это целевые платежи, которые расходуются на решение конкретных вопросов территориального значения. Этим они отличаются от налогов, использование которых не связывается с теми или иными целями.

Средства самообложения граждан – это разовые платежи. Налоги, в свою очередь, взимаются регулярно, по правилам, закрепленным в законодательстве.

Важнейшим признаком самообложения граждан является то, что решения о его применении принимаются на местном референдуме. В этом выражается непосредственная демократия населения.

Общие признаки налогообложения и самообложения граждан состоят в том, что платежи отчисляются из собственных средств населения и направляются на решение публичных задач.

Соотношение с налоговым суверенитетом государства

Суть суверенитета страны отражена в Конституции. В 1 части 3 статьи Основного Закона сказано, что в качестве единственного источника власти в государстве выступает народ. Он же и является носителем суверенитета.

В разных юридических изданиях дается разное определение понятию народ. По мнению одних авторов, этим термином охватываются все граждане страны. Как известно, у лиц, имеющих гражданство РФ, больше возможностей, чем у иностранцев и субъектов, не имеющих никакого гражданства. Так, к примеру, последние две категории лиц не наделены активным избирательным правом. Только граждане РФ могут повлиять на налогообложение. Вопросы, связанные с отменой, изменением, введением налогов зачастую занимают центральное место в предвыборных программах кандидатов на высокие посты.

Свою волю народ страны выражает непосредственно или через представительные органы. На федеральном уровне эти структуры наделены правом принимать законы, регулирующие сферу налогообложения. Таким образом, выходит, что налоги устанавливаются по воле народа, выраженной через представительные органы власти.

Самообложение граждан и налогообложение имеют одни истоки. Следовательно, первое не может нарушать второго. Представляется, однако, что эти направления финансовой деятельности должны быть скоординированы друг с другом и механизмом межбюджетных трансфертов.

Значение самообложения

Как показывает анализ бюджетов муниципалитетов, средств, заложенных в них, далеко не всегда хватает на решение насущных вопросов местного значения. По мнению большинства экспертов, такая ситуация связана не с недостатком действующей налоговой системы. Дело в том, что недостаток средств характерен для многих, в том числе развитых стран.

Читайте также:
Специальная правоспособность: что это такое, описание и особенности

Самообложение граждан в муниципальных образованиях является более эффективным способом получения необходимого объема средств. В первую очередь это объясняется его гибкостью и прозрачностью: средства собирают на конкретные цели.

В основе самообложения граждан лежит принцип диспозитивности. Это обстоятельство способствует повышению ответственности муниципальной власти. Дело в том, что администрация использует средства, собранные добровольно, а не принудительно, как налоги.

Самообложение граждан предполагает установление общественного контроля. Как показывает практика, он более эффективен, чем властный.

Недостатки нормативного регулирования

Стоит сказать, что самообложение граждан в сельской местности и других административно-территориальных единицах применяется крайне редко. По мнению экспертов, такая ситуация обусловлена недостаточно четким нормативным регулированием этого направления финансовой деятельности муниципалитетов. В настоящее время вопросы о самообложении граждан в сельских поселениях регламентируются нормами ФЗ № 151 и БК.

В законодательстве установлены следующие требования:

  • Средства самообложения должны быть разовыми платежами и носить целевой характер.
  • Сумма сбора должна быть одинаковой для всех лиц, которые проживают в пределах муниципалитета.
  • Решение о самообложении граждане должны принять самостоятельно на референдуме.

Многие эксперты сходятся во мнении о том, что необходимо более детальное нормативное регулирование вопроса. Пробелы в нормах приводят к разного рода проблемам и спорам. Юристы полагают, что целесообразно закрепить в законодательстве проведение обязательных опросов населения о способе финансирования дефицита в местном бюджете. Это могут быть, к примеру, средства самообложения граждан или муниципальные заимствования. В первом случае у местной власти не возникает дополнительных обязательств по выплате процентов за пользование средствами.

Содержание решения о самообложении

Представляется необходимым создание типового Положения о самообложении граждан в сельских поселениях и иных административно-территориальных единицах. В этом акте следует четко прописать все основные вопросы, касающиеся добровольного сбора средств населения на выполнение насущных публичных задач. Особое внимание также следует уделить содержанию решению, принятому на референдуме по самообложению граждан. В этом акте целесообразно отражать:

  1. Предмет финансирования с описанием его характеристик.
  2. Общую стоимость и срок осуществления мероприятий.
  3. Дату, до которой граждане могут внести средства.
  4. Порядок ведения учета взносов.
  5. Правила финансового контроля расходования средств.
  6. Порядок утверждения отчета.

Стимулирование самообложения

Как показывает статистика, уровень доходов муниципалитетов стабильно уменьшается, а объем межбюджетных трансфертов увеличивается. Местные власти вынуждены привлекать дополнительные средства для решения вопросов территориального значения. В качестве одного из источников финансов выступает самообложение граждан.

В соответствии с 3 пунктом 41 статьи БК, добровольные поступления от населения являются неналоговыми доходами бюджета.

Надо сказать, что примеров самообложения граждан не так много, как хотелось бы, хотя применение этого способа финансирования в последнее время существенно расширилось. На 2014 г. оно было введено более чем в 1400 муниципалитетах в 34 регионах. В отдельных субъектах МО получили достаточно большой объем средств за счет самообложения граждан. Примерами таких регионов являются Пермский край, Кировская обл., а также Республика Татарстан. В этих субъектах для активизации самообложения использовалось софинансирование из регионального бюджета.

Так, по решению правительства Татарстана от 2013 г., средства, поступившие от населения, софинансировались из республиканского бюджета в отношении 1:4. В 2014 году более чем в 650 муниципалитетах были проведены референдумы по самообложению граждан. В результате общая сумма поступивших средств от населения составила порядка 80 млн р. Из республиканского бюджета к ней добавилось более 300 млн. р. Средства в большинстве муниципалитетов были направлены на ремонт дорожной сети.

Аналогичным образом поступили власти Кировской области. В соответствии с утвержденной методикой, на софинансирование из регионального бюджета могут рассчитывать муниципалитеты, в которых на референдумах был принят порядок самообложения граждан. Для определения объема межбюджетного трансферта на одно МО используется формула:

Мт = СС х 1,5, в которой:

  • Мт – сумма трансферта;
  • СС – размер средств, полученных от самообложения граждан в сельском поселении.

Согласно формуле, на каждый рубль, поступающий от населения, выделяется 1,5 рубля из регионального бюджета.

В 2014 г. в Пермском крае самообложение было введено в 26 муниципалитетах. Общая сумма собранных средств составила более 4,4 млн р. В качестве софинансирования из регионального бюджета было направлено более 22 млн р.

Выводы

Эксперты неоднозначно оценивают практику стимулирования самообложения в регионах.

Положительную оценку получило само предложение искать дополнительные источники поступлений в местные бюджеты. При этом эксперты отмечают, что самообложение должно инициироваться самими гражданами, а не сверху, поскольку именно население должно быть заинтересовано в решении тех или других проблем. Стимулирование этого механизма свидетельствует о том, что инициатива исходит не от местных жителей, а от властей.

Спорные моменты

В ряде случаев в муниципалитетах принимаются Положения о самообложении граждан, согласно которым внесение средств предполагается на протяжении нескольких лет. Нередко такие решения оспариваются в суде.

Так, к примеру, апелляционными определениями Курганского облсуда были признаны недействительными решения референдумов сельсоветов Мышкинского р-на Курганской обл. о введении ежегодных разовых взносов с совершеннолетних граждан на пятилетний срок для решения проблем территориального значения. Суд посчитал, что в формулировках вопросов, поставленных на голосование, содержалось противоречие. В них одновременно указывалось на периодичность и разовость взносов.

Кроме того, суд посчитал, что решение референдума не согласуется с положениями ФЗ № 67 и Закона Курганской области № 365 от 2003 г. По итогам голосования взносам населения был придан обязательный и регулярный характер, т. е. самообложение граждан стало постоянным источником пополнения доходной статьи бюджета в течение пяти лет.

Суд также указал, что по решению референдума платежи были установлены не для разрешения конкретных проблем, а для обеспечения функционирования муниципалитета.

Глава одного из сельсоветов оспорил в КС РФ конституционность 56 статьи ФЗ № 131. По его мнению, установление в рамках самообложения платежей, которые должны отчисляться в течение нескольких лет, не означает приобретение ими налогового характера. При этом, как указывал заявитель, другое толкование оспариваемой нормы создает препятствия для реализации прав населения на самообложение. А это, в свою очередь, противоречит положениям 19 статьи Конституции.

Жалоба главы сельсовета удовлетворена не была. В определении суд указал, что нормативное регулирование, предусмотренное 56 статьей ФЗ № 131 (как и назначение средств самообложения), призвано разграничить налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов. Оспариваемая норма, по своей сути, закрепляет один из вариантов осуществления гражданами непосредственного местного самоуправления, предоставляя дополнительные юридические возможности для решения конкретных проблем территориального значения. Следовательно, положения 56 статьи сами по себе не могут расцениваться как нарушающие права населения.

Читайте также:
Форма права: что это такое, описание и особенности

Положительный пример самообложения

В Гуренском поселении Белохолуницкого р-на Кировской обл. сбор средств с населения осуществляется с 90-х гг. До 1994 г. большинство проблем местного значения решалось силами действовавшего тогда колхоза. За счет его средств содержались и ремонтировались дороги, проводилось освещение улиц, обслуживалась инфраструктура.

В середине 90-х гг. колхоз распался на 3 самостоятельных хозяйства. Они решали свои задачи и, разумеется, уже не могли заниматься проблемами поселения. Кроме того, в этих хозяйствах трудилось не более 100 человек и, конечно, было бы несправедливо возлагать на них дополнительные обязанности.

На очередном сходе местные жители решили организовать сбор средств на нужды поселения. Уже на начальных этапах собираемость превысила 90%. По мнению местного главы, процессы реорганизации хозяйств начались в поселении раньше, чем в других муниципалитетах области. Именно поэтому жители были вынуждены оперативно решать проблемы.

После расформирования колхоза осталась техника, некоторое оборудование, транспортные средства. Сборы с населения позволили заняться чисткой и ремонтом дорог, поддержанием инфраструктуры.

В 2006 г. было образовано Гуренское сельское поселение. В 2011 году состоялся первый референдум о введении самообложения. По итогам голосования был установлен единовременный платеж в размере 600 р. с каждого совершеннолетнего постоянно проживающего в поселении гражданина. Согласно принятой программе, средства должны были расходоваться на замену и капремонт водопроводных сетей. В 2011 г. было собрано более 80 тыс. р., а в 2012 около 40 тыс. р. В результате в поселении была полностью заменена водопроводная сеть.

К собранным деньгам добавилось софинансирование из области. На каждый рубль, полученный от населения, добавилось 1,5 рубля из регионального бюджета.

В 2014 г. были собраны средства на замену уличного освещения. Некоторые фонари вышли из строя, а на отдельных улицах их вообще не было. На очередном референдуме была утверждена сумма взноса – 300 р. За 2015 г. было собрано более 50 тыс. р., что составило 95% от запланированного размера. В 2016 г. дособирали еще около 6 тыс. р. Из регионального бюджета вновь поступил трансферт в размере 78 тыс. р. В результате на собранные средства было удвоено количество фонарей на улицах, заменены вышедшие из строя. Кроме того, в поселении появилась современная осветительная техника.

Осенью 2016 г. прошел еще один референдум. На повестке стоял вопрос о сборе средств на капремонт переезда и очистку пруда. Размер взноса – 500 р. Сбор был начат в 2017 г. По прогнозам главы поселения, если из регионального бюджета выделят софинансирование, то на решение проблем будет собрано почти четверть миллиона рублей.

Распределение средств

Во многих муниципалитетах существует сразу несколько актуальных проблем. Для их решения применяется практика расщепления средств. Часть денег (около трети) направляется на решение проблем общего значения, а остальная на нужды отдельного микрорайона, деревни, квартала, поселка. За счет этого повышается заинтересованность граждан в самообложении и улучшении условий жизни.

Контроль

Процесс расходования собранных средств должен быть максимально прозрачным для населения. Муниципалитет заинтересован в прозрачности своих действий, поэтому формирует регулярные отчеты. Население информируется через местные СМИ, интернет-ресурсы. По итогам года проводятся сходы, на которых глава поселения отчитывается о проделанной работе.

Особенности отчисления

Несмотря на явные достоинства самообложения граждан, при его внедрении возникают серьезные проблемы. Одна из них связана с порядком отчисления средств.

Если выплата осуществляется через банковскую организацию, необходимо, чтобы на платежи не устанавливалась комиссия. Кроме того, важно обеспечить корректную передачу информации о плательщике. Если не решить эти вопросы, самообложение не найдет поддержки у населения. Минусом является и отсутствие возможности проводить платежи через интернет. Все эти проблемы должны решаться на уровне главы поселения.

В Гуренском поселении, к примеру, плата вносится в кассу администрации. После этого все средства перечисляются на расчетный счет. Плательщик также может взять реквизиты р/с и заплатить самостоятельно, но в этом случае у него возникнут дополнительные расходы: на проезд в райцентр, комиссию. Прием платежей в администрации удобен тем, что кассир ведет учет по спискам.

Корректность вопросов

Неправильные формулировки в бланках для голосования, искажающие цели программы самообложения, существенно затрудняют сбор средств. Если граждане не будут понимать смысл программы, не представлять, на что именно пойдут их деньги, они будут уклоняться от участия. Чем неоднороднее и крупнее территория поселения, тем больше различий в интересах местных жителей.

Как отмечает глава Гуренского поселения, успех кампаний по сбору средств обусловлен в первую очередь тем, что люди достаточно быстро увидели результаты вложения личных денег: улучшилось освещение, заменен водопровод, отремонтированы дороги и пр. Граждане не жалели денег, поскольку понимали, что тратят их фактически на удовлетворение своих нужд, на улучшение условий своей жизни.

Конечно, были и недовольные. Некоторые граждане, не участвовавшие в референдуме, отказывались платить. Руководство муниципалитета старалось решать такие проблемы. В частности, устанавливалась связь с работодателями с неплательщиками, проводилась разъяснительная работа. По словам главы Гуренского поселения, большинство жителей понимало, что, если нужная сумма не будет собрана с первого раза, программа по улучшению условий жизни реализована не будет, и все останется на том же уровне. В результате получилось существенно сократить количество неплательщиков.

Заключение

Средства, привлекаемые в рамках самообложения, не могут становиться преобладающим или единственным источником финансирования и заменять налоговые поступления. Основная цель сбора средств с населения – решение конкретных наиболее актуальных, первоочередных проблем муниципалитета. За счет самообложения граждане получают возможность непосредственно участвовать в делах МО.

Задача местной администрации донести до каждого гражданина важность участия в программе. Эффективность самообложения обеспечивается конкретными результатами, регулярными отчетами ответственных лиц. Деятельность администрации муниципалитета должна быть прозрачной для населения. Каждый гражданин должен иметь возможность ознакомиться с результатами работы. Для этого отчеты размещаются в доступных источниках.

Читайте также:
Ссуда бюджетная: что это такое, описание и особенности

Средства самообложения граждан: процедура самообложения и ее цели

Средства самообложения граждан – это явление, которое находится где-то посередине между налогами и взносами. Целью самообложения является поддержка местного бюджета, который за счет взносов со стороны граждан конкретного населенного пункта периодически пополняется. На протяжении истории самообложение представляло собой то обязательную, то добровольную процедуру с попеременным успехом. На данный момент размеры данного взноса определяются на местных референдумах, которые и следят за последующим их сбором и применением.

Средства самообложения граждан

Предыстория

История самообложения своими корнями уходит еще в начало двадцатого века – еще в дореволюционное время. До конца двадцатых годов финансы, поступавшие в результате данных сборов, контролировались так называемыми земельными обществами. Вмешательство законодательной стороны в данный обычай произошло только в 1924 году, когда был издан закон под названием «О самообложении населения для удовлетворения местных общественных нужд».

Данный документ оговаривал следующие важные моменты:

  • правила осуществления самообложения в добровольном порядке;
  • уравнительный расклад проводящихся сборов;
  • полномочия земельных обществ в отношении использования полученных средств.

До тридцатых годов самообложение было добровольным для жителей деревень

В то же время закон «О самообложении населения» четко определил две родственных цели, на которые будут направлены доходы – на культурные и хозяйственные потребности населенного пункта (как правило, речь шла о деревнях).

После революции

Однако уже через несколько лет введенный порядок изменился – вслед за изменением экономической и политической ситуации в стране в целом. Результатами этих перемен стало ограничение земельных обществ в правах и взятие местными Советами под контроль осуществления самообложения. Причин, по которым произошла такая перестановка, несколько:

  • хлебозаготовительный кризис;
  • повсеместная коллективизация сельского хозяйства;
  • введение чрезвычайных мер.

Все вышеобозначенные события послужили толчком к мобилизации аграрного направления. Отныне самообложение стало разделено на две разновидности:

  • обязательное;
  • добровольное.

После революции контроль за средствами самообложения был взят исполкомом

Напомним, что в предыдущие годы практиковался только добровольный вариант самообложения. Однако после революции и нехватки ресурсов, власти переключились на принудительный характер сборов. Поэтому, несмотря на то что и обязательное, и добровольное самообложение должны были сосуществовать друг с другом, на практике именно обязательный вариант применялся чаще всего.

В задачи исполнительных комитетов волостей и районов входили следующие пункты:

  • определение суммы взноса;
  • очерчивание целей, на которые пойдут полученные средства;
  • ограничение сроков, в которые средства должны быть уплачены.

Средства самообложения, собираемые исполкомом шли на развитие сельского хозяйства в деревне

В том случае, если кто-либо отказывался выплачивать взносы указанной величины, представители власти имели право забрать положенную сумму в административном порядке. Право получения взносов принадлежало сельскому Совету, который его и осуществлял. В результате фактического узаконивания дополнительного налога, властям удавалось компенсировать за счет населения такие статьи расходов, как:

  • финансирование местных образовательных учреждений;
  • финансирование органов здравоохранения;
  • перевод средств на социальное обеспечение;
  • участие в развитии сельского хозяйства.

Таким образом всего на несколько лет самодеятельный добровольный сбор превращается в одну из частей сельскохозяйственного налога. С данным налогом самообложение сближается за счет принципа классовости и подоходно-прогрессивного характера.

Современность

Несмотря на то, что с момента узаконивания самообложения прошло почти сто лет, его первоначальные задачи практически не изменились. На законодательном уровне самообложение позволяет восполнить местный бюджет какого-либо населенного пункта. Под такими населенными пунктами обычно подразумеваются небольшие города и сельские поселения, чей налоговый потенциал не может компенсировать обязательных расходов.

На данный момент самообложение является добровольной процедурой

Законодательная база

На данный момент самообложение регулируется Бюджетным кодексом РФ, а также Федеральным законом, изданном еще в начале нулевых («Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). Основная проблема, связанная с недостатком средств в бюджетах муниципальных районах, кроется в Налоговом кодексе РФ. Согласно этому кодексу, местные налоги состоят из двух элементов:

Два данных налога распространяются на бюджеты поселений и городских округов, в то время как муниципальные районы не располагают своими налогами, с помощью которых могли бы восполнять расходы. В результате этого очевидного пробела в сфере налогообложения, местных налогов будет всегда недостаточно для обеспечения муниципалитетам самостоятельности в финансовом плане. Именно поэтому возможность самообложения предусматривается законами.

Что такое средства самообложения

Следуя формулировкам, данным в Федеральном кодексе, под средствами самообложения подразумеваются единичные платежи, получаемые от жителей, которые идут на конкретные статьи расходов местного значения. Такие платежи должны обязательно иметь целевой характер – именно поэтому для них предусмотрены отдельные статьи в местном бюджете, отделяющие их от прочих доходов и расходов.

Средства самообложения используются региональными властями для улучшения условий проживания

Для чего оно нужно

Приведем примеры целей, на которые могут быть использованы средства, поступающие властям через самообложение:

  • благоустройство района;
  • озеленение территорий;
  • сбор отходов бытового типа и очистка от них участков;
  • облагораживание территорий, предназначенных для отдыха;
  • охрана и реставрация памятников истории и культуры;
  • электроснабжение, теплоснабжение и водоснабжение жителей;
  • развитие и ремонт систем водоотведения;
  • снабжение жителей топливом;
  • строительство и ремонт автодорог для общего использования;
  • строительство мостов и прочих сооружений для транспортных средств.

Значительная часть доходов, получаемых от самообложения, уходит на строительство дорог

Следует заметить, что направления, в которые региональные власти будут вкладывать средства, получение с помощью самообложения, зависят от конкретного региона. Поскольку каждая цель предполагает утилитарный характер, многое зависит от благосостояния отдельно взятого населенного пункта и его «слабых мест». К примеру, в Одинцово первоочередное внимание уделяется ремонту мостов и дорог, а в Арамильском городском округе чиновники активно поддерживают финансирование больниц.

Таблица 1. Поступление средств самообложения в Красноярском крае

Муниципальный район 2010 год 2011 год 2012 год
Дзержинский 26 52,04 152,27
Емельяновский 49,1
Иланский 87,5 71,11 7,3
Ирбейский 163,7 154,92 169,95
Канский 4,4
Козульский 16,55 8,205
Краснотуранский 1,3 0,72
Курагинский 25,3 16
Манский 60 62,86 34,11
Минусинский 44,45 8,813
Партизанский 12,2 11,24 7,3
Саянский 6
Сухобузимский 52,13 6,276
Итого 435,5 482,035 394,23

Видео: Самообложение в городских поселениях

Как определяется величина взносов

Размер взноса представляет собой фиксированную для всех жителей данного населенного пункта величину. В то же время, на законодательном уровне предусматриваются льготные условия для отдельных категорий населения, к числу которых относятся:

  • жители пенсионного возраста;
  • жители с инвалидностью;
  • ветераны войны;
  • жители, чей доход находится ниже уровня прожиточного минимума.

Определенные категории населения имеют право на льготы на самообложение

Для этих жителей величина взноса может быть уменьшена. Однако существует одно правило – общее количество льготников не должно превышать отметки в 30% от всех жителей данного муниципального образования.

Кем регулируется порядок самообложения

Введение и практика применения взносов данного типа в первую очередь выносятся на обсуждение на местных референдумах (проще говоря – сходах местных жителей). Для получения права участия в таких собраниях необходимо соответствовать двум критериям:

  • проживание на территории данного населенного пункта;
  • обладание избирательным правом.

Вопрос о распределении средств самообложения решается на муниципальных собраниях

В ходе собрания решается следующий круг вопросов:

  • правила уплаты взносов;
  • время, отводимое на уплату взносов;
  • применение полученных средств;
  • контроль за процедурой сбора взносов;
  • определение ответственности за несвоевременную уплату взносов или за отказ от уплаты.

Чем является самообложение

Вопреки тому, что практика самообложения на территории России имеет столетнюю историю, многие вопросы касательно правовой базы данного явления остаются без ответа. Основной из вопросов звучит следующим образом: «Следует ли считать самообложение разновидностью налога или нет?». Как мы уже узнали из раздела о предыстории, в послереволюционные времена самообложение на практике стало частью сельскохозяйственного налога, имеющей обязательный характер.

Правовой статус самообложения так и остается невыясненным

Однако на сегодняшний день этот платеж вновь обрел добровольный статус. Сложность заключается в том, что при рассмотрении отдельных законодательных статей, можно найти аргументы как в пользу того, что самообложение проранивается к налогу, так и в пользу разъединения этих понятий.

О том, что самообложение имеет мало общего с системой налогообложения, свидетельствуют следующие статьи:

    41 статья Бюджетного кодекса РФ. Согласно формулировке, дающейся в БК, самообложение принадлежит к неналоговым доходам, относящихся к местным бюджетам;

41 статья Бюджетного кодекса РФ

56 статья 131 закона Федерального кодекса РФ

Однако в том же самом Федеральном кодексе имеются статьи (22 и 25 131 закона), которые опровергают информацию, которую мы излагали выше. Согласно этим статьям, решения, принимаемые участниками местных референдумов, являются обязательными к исполнению для жителей данного муниципального образования. Для обретения правовой основы им не требуется подтверждение со стороны каких-либо органов госвласти и должностных лиц. А поскольку самообложение обретает публично-правовую основу, оно уже не может причислятся к платежам, которые по своей природе диспозитивны.

Справка. Согласно Конституции РФ, граждане России не могут быть принуждены к вылечиванию каких-либо взносов, не имеющих налогового характера.

Средства самообложения

– в РФ разовые добровольные целевые сборы, устанавливаемые непосредственно населением муниципального образования для финансирования решения вопросов местного значения (ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»**). Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»** население (путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан) или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения. Собранные С.с. должны использоваться исключительно по целевому назначению. Об их использовании органы местного самоуправления информируют население муниципального образования.

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

  • Средства розыска
  • Срок окупаемости инвестиционного проекта

Смотреть что такое “Средства самообложения” в других словарях:

Средства самообложения — в РФ разовые добровольные целевые сборы, устанавливаемые непосредственно населением муниципального образования для финансирования решения вопросов местного значения. См. также: Прямые налоги Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Средства самообложения — в РФ разовые добровольные целевые сборы, устанавливаемые непосредственно населением муниципального образования для финансирования решения вопросов местного значения (ФЗ «О финансовых основах … Энциклопедия права

СРЕДСТВА САМООБЛОЖЕНИЯ — разовые добровольные целевые сборы, устанавливаемые непосредственно населением муниципального образования для финансирования решения вопросов местного значения … Большой бухгалтерский словарь

Средства самообложения граждан — 1. Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех… … Официальная терминология

Средства самообложения граждан — разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине, равной для всех жителей муниципального образования, за исключением… … Большой юридический словарь

Средства самообложения [в сфере организации местных финансов] — разовые добровольные целевые сборы, устанавливаемые непосредственно населением муниципального образования для финансирования решения вопросов местного значения. Федеральный закон от 25.09.97 N 126 ФЗ, ст.1 … Словарь юридических понятий

САМООБЛОЖЕНИЕ — форма добровольного участия граждан денежными средствами либо безвозмездным трудом в мероприятиях местного характера по социально культурному строительству и благоустройству. В СССР на добровольных началах осуществлялось самообложение населения… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Местные органы государственной власти — Местное самоуправление в Российской Федерации форма осуществления народом своей власти, вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций. Содержание 1 Теория местного самоуправления 2… … Википедия

Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.[1] В современном мире большое… … Википедия

Неналоговые доходы бюджетов — 3. К неналоговым доходам бюджетов относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и… … Официальная терминология

Доставка для интернет-магазина: виды, способы, как работает и какой вариант выбрать

Вы начинающий бизнесмен и только выбираете подходящую службу доставки товаров для интернет-магазина по России или уже длительное время сотрудничаете с несколькими из них и хотите поменять выбор? В этой статье мы расскажем о разных способах транспортировки, достоинствах и недостатках каждого из них, приведем популярные фирмы в этом направлении.

Какие бывают способы забрать покупку

Покупатель набирает в электронную корзину товарные единицы, переходит к оплате, а затем к тому, как он сможет получить желаемый предмет. Обычно предлагают несколько вариантов, которые различаются стоимостью и сроками. Все зависит от множества факторов:

  • Где территориально находится основная целевая аудитория магазина – в городе расположения или в любом уголке страны. В первом случае это может быть зоомагазин, флористика, мелкая розница, строительные материалы, техника, мебель. Во втором – уникальная продукция или крупные оптовые поставки, когда затраты на транспортировку покрываются за счет выгоды в цене.
  • Размер приобретения. Понятно, что для крупногабаритного груза нужен специальный транспорт (диван, стиральная машинка, стройматериалы), в то время как гаджет или одежду, пару туфель можно забрать самостоятельно.
  • Специфика. Здесь уже учитываются нюансы. К примеру, обувь нужно примерить перед оплатой, а технику – включить. Тяжелые предметы требуют наличия грузчиков. А в ряде случаев (например, вы торгуете станками по металлообработке) нужны даже погрузочные манипуляторы.

В связи с данными параметрами, мы предлагаем познакомиться с основными способами и вариантами доставки товара из интернет-магазина.

Самовывоз

Самостоятельно забрать продукцию клиент может из двух мест:

  • Точка розничной продажи. Если их несколько, то во время заказа покупатель сам выбирает ту, которая ближе всего находится к его дому/работе.
  • Склад. В этом случае необходимо предусмотреть наличие стойки, где люди смогут забрать вещи. То есть складское помещение должно быть обустроенным: отопление, освещение, чистота и порядок.

Данный способ, с одной стороны, менее удобен для посетителя. Но, с другой, имеет значительные преимущества:

  • При небольшой сумме покупки осуществлять доставку просто нерентабельно. Даже свой транспорт требует заправку бензином в большем объеме, чем приобретение.
  • Не нужно тратить на это время и рабочую силу.
  • Для продавцов розничных точек или сотрудников склада не составит труда отдать по штрих-коду укомплектованный товар.
  • Если продукция отпускается со складского помещения, то обычно там и происходит комплектация.
  • Большая скорость подготовки заказа, часто занимает 1 день.

Большинство бизнесменов предлагают на выбор 2-3 способа получения. К примеру, если заказчик набрал покупки на определенную сумму, то их привезут на дом. В обратном случае – либо оплачивайте транспортные расходы, либо забирайте самовывозом.

Отправка заказа курьером по своему городу

Этой схемой пользуются многие компании, она наиболее проста и удобна. Клиент может произвести оплату сразу по карте или в руки после проверки принесенной продукции. Курьерский состав лучше нанимать самостоятельно. Особенность в гибком графике, вы, например, можете устроить на полдня студентов, которые только по вечерам будут на велосипеде, автомобиле, пешком или на общественном транспорте развозить заказы. Часто этим пользуются пиццерии и прочая еда навынос, а также флористы.

Заказчик может назначить встречу в любое удобное время, а также указать адрес дома, работы.

Есть масса преимуществ:

  • Невысокая заработная плата курьерам, они обычно работают в зависимости от количества поездок, + компенсируются транспортные расходы.
  • Нет необходимости в содержании автопарка, а значит, не случается поломок и починок.
  • Легко найти рабочую силу.
  • Услугу можно сделать дополнительной, а значит – платной, а это хорошая прибыль для начинающего предприятия.
  • Если оплата производится постфактум, то увеличивается вероятность приобретения.

Конечно, в любом способе есть недостатки. Это наличие недобросовестных курьеров – учащается возможность кражи. Избежать этого можно или минимизировать риски, если брать весь персонал в штат официально, а также внимательно проверять каждого претендента.

Есть ограничение – продажа должна осуществляться в черте вашего города. Если курьер на личном транспорте, а покупок из ближайшей области много, можно выделить один день в неделю на объезд населенных пунктов.

Отправка товара почтой России

Почтовое отделение есть во всех городах и деревнях, география присутствия максимально обширная – вся страна. Несмотря на множественные нюансы и мифы, которые обращены в сторону почтового отделения, у такого варианта есть значительные преимущества:

  • Возможность выслать посылку в любую точку России.
  • Необязательно быть юридическим лицом (ИП, ООО), чтобы делать отправку – это очень подходит начинающим бизнесменам, а также тем, кто занимается изготовлением бижутерии, скрапбукингом и прочей самодеятельностью без регистрации.
  • Можно интегрировать с CRM, то есть настроить автоматическое заполнение бланков (адрес, индекс, ФИО), автоматизировать изменение статуса заказа.
  • Возможность отправить наложенным платежом, то есть со своевременной оплатой через ту же почту – вы не рискуете потерять средства.

Несмотря на все достоинства, отметим недостатки:

  • Длительный срок поручения. Об этой особенности ходят шутки. И хоть за последние годы чувствуется значительное улучшение ситуации, подождать придется 5-7 дней.
  • В крупных городах этот вариант отправки почти не выбирают, им предпочитает пользоваться целевая аудитория из небольших населенных пунктов.
  • Возможность потери. Если в пути посылка действительно была утеряна, но деньги за нее возвращаются в течение 2 месяцев.
  • Большие очереди в отделениях, особенно в период оплаты квитанций за коммунальные платежи.

Как работает доставка в интернет-магазине через постаматы

Это альтернативный сервис, который является чем-то средним между курьером и самовывозом, потому что обе стороны обязаны приехать в точку размещения ящиков. Это камеры хранения, которые арендуются продавцом. Алгоритм действий следующий:

  • покупатель оплачивает безналичным способом заказ;
  • продукцию помещают в ящик;
  • получателю приходит на телефон СМС-ка с номером;
  • он посещает место установки постамата, вводит пароль и забирает приобретение.

Преимущества – невысокая оплата, а также отсутствие потребности держать крупный оборудованный склад или штат сотрудников. Подходит для небольшого частного бизнеса. Больше недостатков:

  • все равно нужно тратить время и деньги на транспортировку;
  • размер покупки ограничен параметрами ячейки;
  • оплата только безналичная, нет возможности оплатить покупку после получения в руки;
  • не всегда заказ выкупают.

Транспортные компании (ТК)

Необходимость сотрудничать с посредниками возникает, когда нужно отправлять крупногабаритные или тяжелые грузы по всей стране, а ресурсы почты ограничены. Вторая возможность – если покупатель находится в городе продажи, но вот личного транспорта и команды грузчиков предпринимателем не предусмотрено.

Смысл и алгоритм сотрудничества аналогичен почтовому переводу. Когда ТК привозит товар в пункт назначения, его самостоятельно забирает покупатель. Но есть и дополнительная услуга, обычно она идет за отдельную плату – доставка до двери.

  • Наивысшая сохранность – подписывается официальный договор, согласно которому транспортная компания отвечает за целостность груза.
  • Короткие сроки.
  • Высокая стоимость. Единственный вариант минимизировать для себя расходы – перекинуть их частично или полностью на заказчика.

Доставка с примеркой для интернет-магазина

Продажа предметов гардероба всегда нуждается в предварительном примеривании – размер не подходит, с фасоном ошиблись, цвет не тот, что на картинке, заводской брак. Поэтому нужна примерочная кабина, зеркала, все обрудование. Компании обычно поступают одним из трех способов:

  • Нанимают собственных курьеров, которые приходят на дом, предлагают произвести примерку в комфортных условиях, затем принимают оплату и отдают вещи/обувь или забирают все. Обычно в данной ситуации заранее оплачивается труд курьера.
  • Создают свои склады с пунктом выдачи (ПВЗ) под собственным брендом. Здесь же располагают примерочные кабины и все надлежащее оборудование. Оплачивать можно также постфактум – если подошло.
  • Сотрудничают с популярными службами, арендуют их помещение или пользуются полностью их услугами.

Все методы хороши, последний проще всего организовывать. Один из вариантов – использовать сторонние силы. Посмотрим, к кому лучше обратиться.

Лидеры рейтинга служб доставки

Представим популярных посредников. Опишем особенности схемы отправки, а также перечислим основные плюсы и минусы.

Они открылись в 2000 году и являются лидерами на российском рынке. Их география очень обширна – более 450 ПВЗ по всей России и еще такое же количество в странах СНГ, Германии, Китае, Таиланде.

Схема: можно примерить, осмотреть, затем приобрести. При этом компания сама связывается по телефону с получателем, поддерживает связь посредством обширного колл-центра. После этого формируются подробные отчеты, которые направляются владельцу интернет-магазина вместе с выручкой и возвратным товаром.

Преимущества – повсеместность размещения и хорошая репутация.

Недостаток – жесткие ограничения по весу и габаритам.

Очень обширная (ок.2500 ПВЗ по России и СНГ) сеть, которая открыта с 1991 года. Схема аналогичная со СДЭК, но есть три разных тарифа – экспресс, классический и максимальный. От этого зависят габариты и вес.

Преимущества – интеграция с любой CMS, большая география.

Недостаток – некоторые дополнительные услуги платные.

Boxberry

Молодая компания с международной доставкой. Схема стандартная, большинство контрактов о сотрудничестве подписывается электронно. Они не только предлагают посетить один из множества ПВЗ, но и дают возможность заказа курьера.

Преимущество – могут пользоваться не только компании, но и физические лица.

Недостатки – есть негативные отзывы о длительных ожиданиях и испорченном товаре.

Небольшая служба, которая отличается схемой: доставка в ПВЗ или курьером (дополнительно 250 р.) всего за 1 день. А вот деньги будут перечисляться бизнесмену в течение трех суток.

Плюсы: интеграция с основными CMS, короткие сроки.

Минусы: многие отмечают некомпетентность курьеров.

Pickpoint

Чтобы заключить полноценное сотрудничество с компанией, понадобится сперва интегрироваться с сайтом, разместить информацию в своем интернет-магазине, затем только работать. Особенность в том, что есть не только точки выдачи, но и много постаматов по стране.

Преимущества: удобное размещение капсул; невысокая цена за аренду ящика.

Недостатки: ограничения по размеру и сроку хранения.

EMS Почта России

Основное достоинство в том, что экспресс-доставка имеет максимальную из выше представленных программ географию – 42 000 отделений по России, плюс возможность отправлять посылки за рубеж.

Схема: работа через личный кабинет, а получение – в руки.

Достоинства: скорость и множество городов.

Минусы: большое число жалоб на плохую деятельность курьеров – они непунктуальные и невежливые.

АКСИОМУС

Еще недавно успешная сеть объединилась с Boxberry, вернее, стала частью более крупного и продвигающегося проекта.

Allobegy

«Алло? Бегу!» берет на себя упаковку, доставку своим транспортом, передачу денег и отчетность.

Плюсы: 8 лет опыта, очень выгодные тарифы, работа в режиме 24/7.

Минусы: не такая большая распространенность, нет примерочных и удобств для магазинов одежды, обуви.

Ritm-Z

Это компания, предоставляющая аутсорсинговые услуги – от приема звонков до получения денег. Фактически это колл-центр для сайта. Они предлагают и доставку, и склад, и фулфилмент.

Основное достоинство – большой и комплексный спектр услуг.

Недостаток – довольно высокие расценки.

Как правильно организовать процесс

Мы рассказали о видах доставки товара по России и зарубежью. Теперь поговорим о том, как выбрать подходящий вариант.

Принципы выбора курьерской службы

  • Опыт и срок работы, положительные отзывы – доверие значит многое, если вы не хотите потом разыскивать сбежавшего мошенника-курьера.
  • Большой штат сотрудников.
  • Время работы. Если, например, вы продаете букеты цветов, то вручение иногда заказывают на вечер и даже ночь.

Основные правила выбора службы доставки

  • Наличие одного или нескольких ПВЗ в городе с целевой аудиторией.
  • Обустроенность пунктов под ваши нужды – оснащение примерочными, грузоподъемными механизмами.
  • Максимальный вес и габариты продукции.
  • Отзывы о компании.

Матрица выбора курьерской службы

Пройдите отбор из 6 этапов по уменьшению их значимости:

  • Удовлетворение потребностей бизнеса.
  • Ограничения (вес, параметры).
  • Наличие дополнительных услуг.
  • Клиентоориентированность (вежливость).
  • Цена.
  • Личные предпочтения.

Нюансы перевозки грузов

Нормы по срокам:

  • в крупном городе – 1-2 дня;
  • в небольшом – до 2 недель.

Проверьте, работают ли они по выходным и праздникам, затем уточните часы, когда они доставят продукцию. Все это следует указать на своем сайте. Мы рекомендуем подробно изучить схему деятельности перед сотрудничеством, чтобы предполагать наличие рисков заранее.

Виды служб

  • Федеральные – можно отправлять заказ из любого города по всей стране. Обладают известным брендом и репутацией.
  • Локальные – имеют множество населенных пунктов присутствия, но не выезжают за их границы. Часто недорогая стоимость.
  • Региональные – делают акцент на клиентоориентированность, затрагивают небольшие областные поселки.
  • Агрегаторы – они собирают и группируют объекты перед отправкой одним из способов.

Таблица сравнения

Компания Количество точек Максимальный вес, кг Срок, дней Доп.услуги
СДЭК около 900 100 от 1 до 5 Подъем на этаж, хранение, страхование.
DPD более 2,5 тысяч 250 от 1 до 3 Согласованная дата, обрешетка.
Boxberry 650 15 6-10 Выбор тарифа.
IML 500 25 1 Вручение в руки.
Pickpoint 3500 постаматов 15 3 Разная тарификация, хранение.

Совет по организации доставки

Чтобы продукция не терялась и легче было вести учет, оснащайте все уникальными штрих-кодами. Качественную продукцию для их нанесения и считывания можно найти на сайте «Клеверенс».

Вот, например, как работает программный продукт «Курьер» для автоматизации доставки и оплаты заказов интернет-магазинов.

Заключение

В статье мы рассказали, какой способ доставки товара по городу и стране выбрать покупателю. Удачи в бизнесе!

Альтернативные способы доставки для интернет-магазинов, о которых возможно вы не знали

Мы уже писали о классических способах доставки: транспортных компаниях, “Почте России”, различных курьерских службах и самовывозе. Но время не стоит на месте, и на этом поприще постоянно появляется что-то новенькое. Сегодня расскажем о нескольких альтернативных способах доставки, которые начинают набирать популярность. Читаем, вникаем, используем!

Зачем это нужно

Пожалуй, не стоит объяснять, что чем больше способов доставки предлагается покупателю, тем выше вероятность сделки. Повышаются конверсионные показатели сайта, растут выручка и прибыль. К классическим методам доставки товаров все привыкли. Курьерская служба или доставки транспортными компаниями – просто маст хэв среди возможных способов. Но очень часто их бывает недостаточно.

Все они не лишены недостатков: за курьера надо платить, “Почта России” слишком долго везет, да и сотрудники этой конторы не отличаются приветливостью, а слова “клиентоориентированность” для них просто не существует. Открыть сеть пунктов выдачи заказов (да даже и один ПВЗ) – значит заморачиваться с арендой помещений, подбором персонала и другими прелестями выхода в оффлайн. К тому же это банально дорого. И так далее, и тому подобное, недостатки классических способов доставки можно перечислять еще долго.

В результате получается, что жители мегаполисов без проблем могут довольствоваться проверенными способами доставки. Да и оплатить работу курьера для них не так накладно. К тому же часто в таких населенных пунктах курьерская доставка вообще бесплатна.

А вот для клиентов из небольших городов и тем более деревень и поселков выбор способа доставки – та еще головная боль. Для них в полной мере работает правило “За морем телушка полушка, да рубль перевоз”. Да, заказать и купить можно что угодно, но за доставку возьмут еще столько же. Проще доехать до ближайшего торгового центра и купить все в оффлайне. По этим причинам вы теряете потенциальных клиентов, которые могли бы стать постоянными покупателями.

Покупатели часто ищут среди способов доставки альтернативу существующей классике. Что-то такое, что совмещает в себе достоинства привычных методов, но в тоже время лишено их недостатков. Чтобы и рыбку съесть, и косточкой не подавиться, как гласит известная поговорка. К счастью, такие способы существуют, и их не так уж и мало. Итак, рассмотрим несколько нетрадиционных способов доставки, за которыми стоит будущее.

Постаматы

Вы когда-нибудь видели камеры хранения на железнодорожных и авиавокзалах? Так вот, постаматы выглядят в точности так же. Это конструкция с ячейками разных размеров, запертыми электронным замком. Представители службы раскладывают по ячейкам заказы, а покупатели забирают их при помощи электронного терминала. Если заказ оплачен на сайте полностью, надо только ввести номер заказа, после чего открывается нужная ячейка. В случае, когда покупка еще не оплачена или сделана частичная предоплата, можно завершить покупку прямо на этом же терминале – он так умеет.

Привозить заказы и раскладывать их в ячейки могут не только курьеры службы, но и сотрудники интернет-магазина. Это куда удобнее привычной курьерской доставки: не нужно объезжать несколько десятков адресов – можно сделать все централизованно. Способ взаимодействия между службой и интернет-магазином зависит от выбранного тарифа и условий договора.

Постаматы устанавливаются в крупных торговых центрах, вокзалах и других местах с большим скоплением народа, к тому же работающих зачастую в круглосуточном режиме. Заказ можно забрать по пути на работу, во время субботнего шопинга и так далее, а самое главное – в любое удобное время. Не нужно отпрашиваться с работы, чтобы подстроиться под курьера. Удобно, одним словом.

Некоторые службы доставки через постаматы вообще выступают в роли платежных агентов. Это значит, что интернет-магазину, использующему исключительно такой способ доставки, нет необходимости применять контрольно-кассовую технику – онлайн-кассы. Деньги на счет переведет поставщик услуги по безналичному платежу, а для этого ККТ не требуется.

Очень удобно решается вопрос возврата товара. Все, что требуется от покупателя – отнести заказ и положить его обратно в ячейку. Все остальное берет на себя служба доставки.

Популярная службы доставки через сети постаматов – PickPoint. На сегодняшний день сеть насчитывает более 5400 постаматов во многих городах России. Кроме них есть еще и пункты выдачи товара – около 2300. Служба ежедневно доставляет около миллиона посылок.

Доставка на аутсорсе

Уйдем немного в другую плоскость. Вы наверняка читали, что классические способы доставки включают в себя обязательные договорные отношения с курьерскими службами, транспортными компаниями и так далее. А теперь представьте: транспортных компаний не один десяток, курьерских служб и того больше. Чтобы охватить максимальную географию, придется заключать договора со всеми. А потом, на этапе оформления заказа, еще и думать, какой курьерке или ТК поручить доставку до конкретного покупателя. Выбрать способ, идеально подходящий для каждого случая.

Так вот: это почти нереально чисто физически. В теории, возможно, а на практике начнется такая путаница, что разобраться будет невозможно. Между тем выход существует. Для доставки есть службы – агрегаторы, которые берут все вышеперечисленные хлопоты на себя. От вас требуется только заключить договор о сотрудничестве, а потом передать товар представителю сервиса и указать адрес доставки.

Работники службы сами решат, как везти заказ конкретному клиенту. Они работают с множеством контрагентов и выбирают оптимальный вариант. Могут доставить курьером, довезти до постамата, отправить “Почтой России” или разместить на собственном пункте выдачи – смотря что оптимально в каждой ситуации.

Владелец интернет-магазина просто получает доступ к разветвленной сети доставки, охватывающей всю страну. А сам при этом вообще ничего не делает – только оплачивает стоимость услуг по договору. При этом он уверен, что груз доедет вовремя и туда, куда надо. На сайте можно смело указать миллион плюс один способов доставки, чтобы каждый пользователь выбрал тот, что подходит именно ему. Профит!

Фулфилмент доставка

Обычно фулфилмент ассоциируется в e-commerce с особой схемой работы с поставщиками и прямыми производителями товаров. Здесь все работает так: интернет-магазин – всего лишь виртуальная витрина. Нет собственного склада, а тем более пунктов выдачи и службы доставки. Всем этим занимаются фулфилмент-поставщики, а интернет-магазин только продает товар и принимает оплату.

Как работает фулфилмент

А теперь задумайтесь: насколько развита инфраструктура доставки и хранение посылок у таких компаний? Правильно, очень даже развита. У них есть собственные складские площади, службы доставки, договорные отношения с подобными организациями во многих городах и населенных пунктах. Грех не использовать это все в целях оптимизации доставки товаров для покупателей. Тем более, что большинство фулфилмент компаний не то что не против, а даже стимулируют интернет-магазины к такому формату сотрудничества.

Принцип работы примерно такой же, как и в предыдущем случае. Вы заключаете договор о сотрудничестве, после чего все хлопоты по доставке и хранению заказов ложится на плечи партнера. Форматов сотрудничества – вагон и маленькая тележка. Можно отвезти товар на склад контрагента, а оттуда передать на доставку. Можно привезти продукцию в обход собственных складов сразу в фулфилмент-компанию. Или использовать склады как перевалочные пункты в логистических цепочках. Все зависит от конкретной схемы и способа доставки.

Такие услуги оказывают множество компаний, оказывающих услуги фулфилмента для интернет-магазинов, например то же “Алло? Бегу!” или транспортная компания “СДЕК”.

Сайт компании “СДЕК”

Использование партнерских сетей

У вас есть интернет-магазин с собственной службой доставки. И у ваших друзей есть интернет-магазины с пунктами выдачи, курьерами и так далее. Так почему бы не использовать сети совместно, для общего, так сказать, блага? Нет ни одной причины, которая могла бы этому препятствовать. Главное – чтобы сети не пересекались, а наоборот, дополняли друг друга. Если у вас есть пункт выдачи заказов в городе Н, вы можете выдавать товары клиентам партнера в этом населенном пункте. Ему не нужно открывать здесь свою точку. А вам необязательно присутствовать там, где есть пункт выдачи магазина-партнера.

Кстати, такой подход вовсю используют крупные торговые сети и ритейлеры федерального масштаба. Интернет-магазин “Юлмарт”, например, отказался от пунктов выдачи во многих городах и привозит товары в офисы продаж “Ростелекома”. “Ламода” заключила партнерское соглашение с группой компаний X5 Retail Group и теперь откроет пункты выдачи в магазинах “Пятерочка”. Осознаете масштаб? Среднестатистическому интернет-магазину до такого далеко, но сам подход к делу можно с успехом использовать и при более скромном размахе. Преимуществ полно: не нужно платить за аренду площадей, да и сами помещения используются более эффективно.

А еще можно открыть пункт выдачи известного бренда

Эдакая работа по франшизе. Суть такая: вы открываете пункт выдачи заказов, но не под вывеской вашего интернет-магазина, а под покровительством известной службы доставки. Весь брендинг, рекламное сопровождение и прочие маркетинговые моменты берет на себя партнер.

Одним из лидеров в этой сфере является компания Boxberry. Это не только служба доставки, но и владелец одной из самых разветвленных сетей пунктов выдачи заказов. Преимущества в том, что вы можете здесь немного заработать. Пункт выдачи Boxberry будете использовать не только для себя, но и для других интернет-магазинов, разумеется, за деньги.

Пункт выдачи заказов Boxberry

Из всех перечисленных способов этот – самый затратный. К обязательным условиям относятся наличие помещения (собственного или арендованного) площадью не менее 20 квадратных метров, наемные работники склада, контрольно-кассовое оборудование и так далее. Зато если среди способов доставки на сайте указан пункт Boxberry, это большой плюс. Обычно покупатели знают, что в их городе есть точки выдачи служб доставки, и стараются заказывать в таких интернет-магазинах, которые привозят товары именно сюда.

Немного об оформлении пункта “Доставка”

У вас на сайте ведь есть такой, правда же? Если еще нет, срочно меняйте ситуацию. Заверяем: любой покупатель из отдаленного населенного пункта обязательно захочет почитать о том, как повезут его заказ и сколько это будет стоить. Несмотря на кажущуюся очевидность рекомендации, на сайтах многих интернет-магазинов такие данные вообще отсутствуют. Поэтому немалая доля пользователей отсеивается на этапе изучения информации о магазине.

Итак, в меню обязательно должен присутствовать пункт о доставке. В контексте статьи скажем следующее: не стоит относиться к его оформлению спустя рукава. Проведите аудит сайта и вовремя исправьте недостатки. Укажите все возможные способы доставки, которые можете предложить покупателю. Перечислите все пункты выдачи и постаматы, до которых можете привезти. Распишите ТК и курьерские службы, с которыми сотрудничаете. Лишней такая информация не будет никогда. Дайте клиенту понять: вы обязательно доставите заказ именно туда, куда ему удобно.

Заключение

Помните: главное преимущество интернет-магазина – покупка не вставая из-за стола. А если за заказом надо ехать за тридевять земель, то какая же это онлайн-торговля? Проще доскочить до ближайшего торгового центра и купить все там. Поэтому адекватная доставка – Альфа и Омега в e-commerce. Это даже важнее цен и способов оплаты. Надеемся, что после прочтения статьи вы стали еще на один шаг ближе к идеальному сервису. Удачных продаж!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: