Статус военнослужащих: что это такое, описание и особенности

Обязанности и права военных в 2022 году: законы, статус, социальная защита

Военное право – одна из самых сложных и запутанных отраслей. Но с ней должен ознакомиться каждый, кому «грозит» призыв.

  • Законы и НПА военного права
  • Общие обязанности и ответственность военнослужащих
  • Статус и права военных
  • Социальная защита военнослужащих и семьи
  • Комментарии

Военное право – одна из самых сложных и запутанных отраслей. Но с ней должен ознакомиться каждый, кому «грозит» призыв. Тем не менее, именно здесь законодательство довольно хорошо проработано, регулируя практически все стороны жизни военнослужащего. Если вы уже военнослужащий или в будущем планируете принести присягу, лучше потратить время и изучить, какие права дает рассматриваемый статус, а также, какие обязанности должен соблюдать человек, находящийся на воинской службе.

Если вы знаете свои права и обязанности, а призыв близко, сможете правильно их исполнять, а значит, успешно нести воинскую службу. Военное дело дает людям, которые им занимается не только массу обязанностей, но и множество прав, некоторых свобод. Военные и их семьи могут рассчитывать на достаточно серьезную социальную защиту.

Законы и НПА военного права

Если человек проходит службу в армии или является военным по профессии, его жизнь контролируют немного другие законы, нежели для гражданских. Праваграждан на военной службе указаны на страницах Конституции. Конечно, как уже говорилось, дополнительные нормы, которые должен соблюдать военнослужащий, имеются, но в основном они должны следовать основным предписаниям Конституции.

Таким образом, если военный и защищает отечество, он обязан это делать исключительно теми методами и в то время, как это указано в главном документе, регулирующем законодательство. О том, в какой форме и по какому порядку должен исполняться гражданский долг, указано сразу в нескольких законах. Это федеральные законы, где говорится «О статусе военнослужащего» и о воинских обязанностях в рамках прохождения службы. Первый документ рассказывается о том, какие общие права имеет военный как гражданин страны, но учитывая тот факт, что на данный момент он находится на службе военного толка. Кроме того рассматриваемый документ уточняет некоторые нюансы, что имеет военное дело для иностранцев.

Второй документ говорит о принятых формах и порядке, что предусматривает призыв и исполнение долга военного. Также в нем упоминается, что некоторые граждане обязаны вступать на воинскую службу, становится на учет, поступать в армию по определенному алгоритму.

Федеральные законы имеют некоторые общие положения, которые описаны слишком скупо или только упомянуты, поэтому более детально их рассматривают в подзаконных актах. Но чтобы изучить самый подробный список нюансов, следует обратиться к общевоинскому уставу, где информация представлена в максимально полном масштабе.

Например, можно изучать устав караульных служб, гарнизона, внутренний устав или дисциплинарные уставы, которых должен придерживаться гражданин. Зависимо от направленности воинской службы, можно выделить корабельный устав, который контролирует работу военного моряка.

Общие обязанности и ответственность военнослужащих

Права и обязанности военнослужащих – это отдельная категория, которая нуждается в детальном изучении. Военнослужащий является отдельной социальной группой, поэтому они пользуются правами, несут своеобразные обязанности и используют свои ответственности.

Пользоваться рассматриваемым статусом может любой военнослужащий – все рядовые офицеры, которые служат в разнообразных званиях и обычные солдаты, попавшие на службу через призыв. Начнем с военных, которые служат на кораблях и войсках разного назначения. Также подобное положение является актуальным для военных курсантов, которые проходят обучение в вузах. Не стоит забывать о призывниках и контрактниках. Даже граждане других государств, которые проходят военную службу в РФ.

Но чтобы быть справедливыми, стоит принимать во внимание, что военные, как социальная группа, имеют и некоторые ограничения, когда был подписан контракт. Поскольку они вынуждены вести специализированную деятельность – защищать государство и общественность. Это влияет на некоторые свободы.

К примеру, военнослужащие после призыва ограничены в свободе передвижения – это ещё одно ограничение, что предусматривает контракт. Пришлось пойти на это потому, что воинские части должны быть всегда в боевой готовности, а собрать военных по всей территории страны намного более сложная задача. Когда войска дислоцируются в одном месте, задача заметно упрощается, поскольку гражданин прибудет на место в течение ограниченного времени.

Именно потому военнослужащие должны проживать неподалеку от места своей службы (это условие прописано в контракте). Так в случае необходимости можно быстро прибыть в место сборов после призыва. Так что рядовой состав армии проживает в казармах. Офицеры могут жить на личной территории, но также в пределах военного городка или территории поблизости от него. А чтобы выехать после призыва в другую страну, необходимо согласовать рассматриваемый вопрос с начальством, и даже составить контракт.

Свобода слова также ограничена. Например, военный на службе не может обсуждать с посторонними приказы, что были им получены после того, как поступил призыв. Секретные данные также нельзя разглашать. Запрещается идти в политику, поддерживать партии и другие политические организации. Но это правило касается только периода несения службы. Кроме того, принимайте во внимание, что права военнослужащих ограничены в рамках осуществления коммерческой работы.

Читайте также:
Собственность граждан и юридических лиц

При этом у военнослужащих широкий спектр ответственностей после призыва, что также прописаны в контракте. Они связаны с нарушением военного права России. Если человек нарушит предписания, указанные в законе, его привлекут к ответственности. Обычно такое происходит из-за нарушения приказов, игнорирование устава и т.п. Меры используемой ответственности, разделены на несколько категорий:

  1. Дисциплинарная. Её определяет дисциплинарный устав по контракту. Обычно наказание наступает за проступки дисциплинарного характера, которые противоречат уставу и портят воинскую честь.
  2. Административная. Рассматриваемый тип ответственности работает не только для военных по контракту, но и для остальных жителей. Правда, военные, несущие контрактный формат службы, не могут быть арестованы на общих основаниях.
  3. Гражданско-правовая. Эта мера ответственности наступает, если военный нанес ущерб гражданину или организации, навредил государству. Может быть распространена не только на военнослужащих, но и обычных людей. Ответственность может быть материальной. Например, придется платить за испорченное или потерянное имущество, воинскую технику. Хотя возмещение не всегда полное.
  4. Уголовная. Основания для военных такие же, но специфика наказания для контрактных военных немного другая.

Кстати, уголовная ответственность одна из самых сложных и спорных категорий. Не важно, если поступил призыв или служба имеет контрактный характер, поэтому рассмотрим её детальнее. Военные несут уголовную ответственность на тех же основаниях, что и другие граждане. Но помимо основных нарушений закона, для военнослужащих предусмотрены нарушения, которые связаны именно со службой военнослужащего. В частности, такими нарушениями за которыми последует уголовная ответственность можно назвать сразу несколько ситуаций.

Например, даже если у человека есть право на военную службу, у него имеется обязанность выполнять приказы вышестоящих чинов. Если приказ не будет исполнен в качестве последствий, придется ждать уголовной ответственности. Особенно если нарушенная обязанность привела к тяжелым последствиям или нанесла тяжелый вред службе.

Также придется нести ответственность, если военный сопротивляется человеку, который стоит выше по чину. Слушать начальство – это его обязанность. Накажут, если военный применяет насилие в отношении вышестоящего человека в военной иерархии, унижает, оскорбляет, приступает к насилию по отношению к другому военнослужащему.

Придется отвечать за самовольно покинутую часть или если военный не вернулся из отпуска/увольнительной, имитацию болезни чтобы не выполнять военное дело, военное дезертирство, оставления тонущего корабля (без приказа). Ну и конечно, военный гражданин будет наказан, если неправильно проведет дежурство, караул или пограничную службу.

Поэтому, чтобы не усугублять ситуацию, прежде чем что-то сделать, всегда проверяйте, имеет ли правовоеннослужащий на это после призыва или если его служба имеет контрактный характер. Особенно если рассматриваемое военное действие имеет все признаки неисполнения приказа или нарушается обязанность. Причем следует учитывать, что платить за рассматриваемые правонарушения нужно разными способами. Иногда уголовное преступление военного может быть дисциплинарным, а в другой ситуации человека лишают свободы.

Статус и права военных

Прававоенный билет дает совершенно разные, но с ними в комплекте идет обязанность соблюдать воинские требования. Даже учитывая огромное количество ограничений, что влечет воинская жизнь, военный получает немало прав, которые недоступны большинству граждан, а также разнообразные привилегии. В том числе, социального характера. Для удобства мы разделили рассматриваемые права на несколько категорий:

С помощью рассматриваемых прав, военнослужащий может защитить военное достоинство и честь на законном уровне, отстаивать интересы перед законом. Если в отношении их было совершенно неправомерное действие со стороны законных органов, обязанность военного – это обжаловать. Если человеку причинили ущерб, когда он нес военную службу, он может потребовать компенсации. Если говорить о личных правах, то военнослужащий имеет право на свободное выражение своей совести и вероисповедание. Правда, военная служба не обязана предоставлять военному условия, чтобы совершать религиозные обряды.

Военному на службе должны обеспечить питание, имущество которое ему нужно для жизни (необходимый минимум). Права призыва на военнуюслужбу гласят, что служба должна длиться 8 часов, 2 часа свободного времени, а остальное на сон. Также военные могут получить отпуск, если возникли обстоятельства личного характера. Военнослужащему начисляют трудовой стаж – если служить по призыву, месяц службы засчитывается за 2 рабочих месяца.

Даже если человек на службе, он имеет право выражать свое политическое, а не только военное, мнение, высказывать убеждения, находиться в курсе последних событий и распространять сведения (если это не государственная или военная тайна). Естественно, военным разрешено голосовать, быть на работе в гос. или муниципальных органах.

Также военные имеют правостать членами общественной или не политической организации, мирных демонстраций (если военный в отпуске и при нем нет оружия).

Социальная защита военнослужащих и семьи

Прежде чем заговаривать о том, имеет ли правовоенный на что-то, следует разобраться в его обязанностях. Чтобы военные обязанности могли исполняться, государство дает военнослужащим социальную защиту, которая распространяется не только на самих военных, но и их семьи.

Обычно – это денежные выплаты, компенсации, поощрения. Например, беременные жены военных могут получить пособие, если у военного пока служба. Также военным дают страхование и другие льготы. В частности, жилье. Кроме того, на службе военный обязательно получает зарплату.

Читайте также:
Условно-досрочное освобождение: что это такое, описание и особенности

Если человек после призыва проходит службу в районах, что неблагоприятны для жизни (например, на Крайнем Севере), ему предложат дополнительные социальные гарантии и льготы. Можно даже ходатайствовать о переводе на службу в другую местность, если здоровье не позволяет постоянно находиться в критической ситуации, которыми «богато» военное бытие. Тогда служба причиняет вред.

Военнослужащий должен быть обеспечен медицинским страхованием, чтобы служба была безопаснее. Военноеправо в этом не отличается от гражданского. Если у контрактного военного возникнет желание застраховаться по расширенной программе, он может выбрать платный порядок.

Военное право предусматривает для контрактных военных довольно обширный список льгот, что дарит им служба. Определенная логика в этом есть – так государство компенсирует большое количество ограничений, что влечет за собой рассматриваемая деятельность. При этом права и свободы военных практически переплетены в неразрывном союзе. Поэтому помимо большого количества льгот, военноеправо не дает военным пользоваться благами во вред обществу.

Правовой статус военнослужащих

Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, связанными с особенностями их службы.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.[7]

Таким образом, статус военнослужащего включает:

– права, свободы, определенные Конституцией РФ и законом «О статусе военнослужащих»;

– обязанности и ответственность, установленные законами и иными нормативными актами;

– социальные гарантии и компенсации, предоставляемые государством.

Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

Для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты. Правовая и социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах.

Правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Права и свободы военнослужащих определены Конституцией РФ и российским законодательством. Они определяют там же:

1. Защиту свободы, чести и достоинства военнослужащих. Военнослужащие находятся под защитой государства. Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Право на свободу передвижения и выбор места жительства. Оно связано с определенными ограничениями и реализуется с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на изменение места военной службы, в том числе на перевод в другую местность, в соответствии с заключенными ими контрактами, с учетом условий прохождения военной службы, состояния здоровья военнослужащих и членов их семей (на основании заключения военно-врачебной комиссии) и по иным основаниям, устанавливаемым Положением о порядке прохождения военной службы.

3. Право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании. Однако, военнослужащие, реализуя это право, не вправе разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира.

4. Свободу совести и вероисповедания. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица. В то же время, военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по религиозным мотивам и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии.[8]

5. Право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями. Военнослужащие имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других формах осуществления местного самоуправления.

6. Право на труд, которое реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. Государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту назначение на высшие воинские должности, повышение квалификации с учетом интересов военной службы и их собственного выбора, увеличение количества социальных гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и со сроком военной службы. Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж.

Читайте также:
Тайная экспедиция: что это такое, описание и особенности

Закон «О статусе военнослужащих» кроме прав, определяет и ограничения, связанные с исполнением служебных обязанностей. Военнослужащие не вправе: заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы; заниматься предпринимательской деятельностью, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение; использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы; получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами и др;

7. Право на отдых. Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, (за исключением боевого дежурства, учений, походов кораблей и другие мероприятия), не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется в соответствии с требованиями закона «О статусе военнослужащих».

Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.

Перечень мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.[9]

Для отдыха военнослужащим различных категорий, предоставляется: ежегодный основной отпуск, учебные отпуска для подготовки к вступительным экзаменам и сдачи вступительных экзаменов, каникулярные отпуска во время перерывов в учебных занятиях, творческие отпуска, отпуска по болезни, отпуск по личным обстоятельствам. Военнослужащим-женщинам предоставляются отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком.

8. Денежное довольствие, которое заключается в выплате определенного денежного вознаграждения каждому военнослужащему за выполнение служебных обязанностей по военной службе.

Денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, дифференцированно, выплачивается ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размерах и порядке, определяемых Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), до 120 процентов оклада по воинской должности.[10]

9. Продовольственное и вещевое обеспечение, торгово-бытовое обслуживание военнослужащих. Продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), в одной из следующих форм:

– организация питания по месту военной службы

– выдача продовольственного пайка по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера;

– выплата военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (только за время их нахождения в местах использования отпуска) денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере, установленном Правительством Российской Федерации.

– выплата продовольственно-путевых денег военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, на время нахождения в пути следования, а также на время нахождения в пунктах командировок.

10. Право на жилище. Государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений. Предоставление жилых помещений военнослужащим осуществляется в соответствии с Законом «О статусе военнослужащих» и жилищным законодательством РФ.

При этом необходимо учитывать, что в порядок предоставления военнослужащим жилых помещений, существенно изменился, в результате принятия новых нормативных актов.[11]

В зависимости от условий, указанных в Законе «О статусе военнослужащих», в настоящее время военнослужащим предоставляются служебные жилые помещения или жилые помещения на общих основаниях.

11. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее – военно-медицинские учреждения). При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Члены семей офицеров (супруг, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения), а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие совместно с офицерами, имеют право на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях, в порядке установленном Правительством РФ.

Читайте также:
Нужно ли отрабатывать при увольнении на испытательном сроке

12. Страховые гарантии военнослужащим. Право на возмещение вреда. Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

13. Право на образование и права в области культуры. Военнослужащие – граждане имеют право на обучение в военных образовательных учреждениях профессионального образования (в том числе на получение послевузовского образования) и на курсах (факультетах) подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации военнослужащих.

Порядок приема военнослужащих в указанные образовательные учреждения и обучения в них определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Офицеры, проходящие военную службу по контракту, имеют право на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения.

14. Проезд на транспорте и почтовые отправления. Эти права военнослужащих, в связи с принятием новых правовых норм, с 1 января 2005 года, будут существенно изменены.

Так, например, военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе:

– железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования основного (каникулярного) отпуска (один раз в год), дополнительных отпусков, на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы;

– на грузовых машинах и в пассажирских автобусах воинской части, выделяемых для обеспечения организованной перевозки военнослужащих к месту военной службы и обратно.

Что касается остальных прав военнослужащих на транспорт, то они, в основном сохранены, за исключением того, что «бесплатный проезд» заменён на «проезд на безвозмездной основе».

15. Право военнослужащего на обжалование неправомерных действий.

Военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, освобождаются от уплаты государственной пошлины за подачу жалобы в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы.

Неправомерные решения и действия (бездействие) органов военного управления и командиров могут быть обжалованы военнослужащими в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы:

1. Изменения в законодательстве, затрагивают, прежде всего, льготы и социальные гарантии военнослужащих.

2. Эти изменения не смогут коренным образом повлиять на правовой статус и социальную защищенность военнослужащих, если своевременно будут приняты меры компенсационного характера.

Законодательством на военнослужащих возлагаются и определённые служебные обязанности. По своему содержанию они подразделяются на:

Общие обязанности распространяются на всех военнослужащих, независимо от их должностного положения, воинского звания, принадлежности к виду или роду войск, воинскому формированию. Они изложены в статье 26 Закона «О статусе военнослужащих» и в общевоинских уставах Вооруженных Сил РФ. В них выражается существо воинского долга, который обязывает военнослужащих быть:

– быть верными Военной присяге, беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;

– строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;

– дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым товариществом;

– совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

– быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;

– соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Должностные обязанности военнослужащих определяются соответствующими законодательными актами, воинскими уставами, другими нормативными документами применительно к должностям, которые могут занимать военнослужащие.

Специальные обязанности возникают в связи с возложением на военнослужащих заданий, выполнение которых выходит за рамки его повседневных обязанностей по занимаемой должности. А именно, при нахождении на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлечении для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах.

Специальные обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами (на применение оружия, силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и другими правами), которые определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

Исполнение служебных обязанностей военнослужащими, связано с большой ответственностью.

Военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.

Читайте также:
Кредитор не знал о банкротстве должника

Командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные их подчиненными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступления, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц.

За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с федеральным законом о материальной ответственности военнослужащих.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, военнослужащие несут гражданско-правовую ответственность.

За совершенные преступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Основы и структурные элементы правового статуса военнослужащего

Административно-правовой статус военнослужащих РФ

Основы правового статуса военнослужащих РФ заложены в Конституции, федеральных законах и подзаконных правовых актах. Статус военнослужащего находится в тесной связи со статусом граждан РФ поскольку военнослужащие имеют те же права и обязанности, что и граждане Российской Федерации.

Правовой статус военнослужащего закреплен правами и свободами, гарантированными государством, а также обязанностями и ответственностью военнослужащего, закрепленных в федеральном и конституционном законодательстве, а также в других нормативно-правовых актах.

Права и обязанности военнослужащих

Основными структурными элементами правового статуса военнослужащего являются несколько положений, о которых подробно далее.

Права военнослужащих – то есть законодательно обеспеченные меры поведения с целью достижения цели и удовлетворения интересов. Набор прав и обязанностей военнослужащих условно можно поделить на три основных группы:

  • первая группа состоит из конституционных, основных, неотъемлемых прав и обязанностей военнослужащего, определяющих его в статусе гражданина страны;

Замечание 1

То, что данные права и свободы закреплены Конституцией не означает, что на них не могут быть наложены ограничения.

  • вторая группа состоит из должностных прав и обязанностей, вытекающих из специфики службы в вооруженных силах и закрепленных в военном законодательстве и называется военно-служебные права. Специфика правового статуса военнослужащего состоит еще и в том, что существует дифференциация по категориям, воинским званиям и должностям, условиям прохождения военной службы и т.д. Вторая группа прав и обязанностей в свою очередь делится на группу общих, присущих всем военнослужащим, и должностных, то есть связанных непосредственно с занимаемой должностью;
  • третья группа состоит из прав и обязанностей, носящих, как правило, временный характер и относящихся к несению военной службы в чрезвычайных обстоятельствах. Такого рода права и обязанности приобретаются военнослужащими в связи с возложенными на них заданиями, которые выходят за рамки обязанностей постоянного характера. Регламентация прав и обязанностей такого рода происходит через специальные правовые акты и отдельные нормы. Существуют также дополнительные права военнослужащих, такие как право на применение оружия, призванные помогать в исполнении спец. заданий.

Права военнослужащего гарантированы на государственном уровне наряду с гражданскими правами.

Под гарантией прав и свобод военнослужащего подразумевают сложную многообразную систему отношений общественного характера, которые возникают в процессе функционирования гос. органов, органов местной власти и непосредственно военнослужащих, связанных с применением норм права и обеспечению осуществления предоставленных последним прав и свобод.

Гарантии реализации прав и свобод граждан – это важнейшая отличительная черта правового государства.

Обязанности военнослужащих – то есть меры обязательного поведения для военнослужащих. Исходя из обязанности воздержаться или совершить определенное действие обязанности разделяют на активные и пассивные.

Ответственность военнослужащих, запреты и ограничения, льготы, гарантии и компенсации

Ответственность военнослужащих является обязанностью правонарушителей по несению наказания и попаданию под санкции согласно правовых норм, осуществляемые компетентным органом в случае совершения противоправных действий.

Законодательно установлена равенство перед законом всех военнослужащих вне зависимости от звания и должности и ответственность, идентичная установленной для граждан РФ с некоторыми особенностями, связанными со спецификой правового статуса военнослужащих.

К уголовной ответственности военнослужащие привлекаются на специальных основаниях, в числе которых совершение воинского преступления, и на общих – зафиксированных УК РФ.

Привлечение военнослужащих к административной ответственности также имеет свою специфику. Согласно первой части ст. 2.5 КоАП РФ административная ответственность военнослужащих заменяется дисциплинарной. Перечень общих оснований для привлечения военнослужащего к админ. ответственности указан во второй части данной статьи.

В случае совершения дисциплинарных проступков и нарушение приказов согласно общевоинского устава военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Вопросы материальной ответственности военнослужащих регулируются отдельным федеральным законом. Существует полная и ограниченная ответственность по ущербу, причиненному гос. имуществу или имуществу части. По остальным видам ущерба к военнослужащие несут мат. Ответственность на общих основаниях.

Запреты и ограничения в правах и свободах военнослужащих регламентируются Конституцией и федеральными законами. Внесение запретов и ограничений военнослужащих в правах и свободах с помощью иных нормативных актов запрещается.

Установленные запреты связаны с действиями, которые могут оказать негативное влияние на несение службы в армии. Ограничения же связаны с законодательно утвержденным неполным предоставлением возможностей реализации прав гражданского характера в связи со спецификой несения военной службы.

Читайте также:
Пути выхода из конфликта между совладельцами компании

Льготы, гарантии, а также компенсации военнослужащим предоставляются в виде специфических прав, определенных преимуществ, государственных обязательств и денежных выплат призваны возместить потери, связанные с ограничением прав и свобод.

Статус военнослужащих. Федеральный закон “О статусе военнослужащих”

Для того чтобы четко определить социальное положение людей, которые служат в армии, был издан Федеральный закон №76 о статусе военнослужащих. Именно им определяются свободы, права, ответственность и обязанности военных.

К чему сводится суть статуса

Под статусом военнослужащих стоит понимать сочетание свобод и прав, которые гарантирует им государство. Сюда также относятся установленные Федеральным законом обязанности и ответственность. В данной статье будет рассматриваться информация о статусе военнослужащих с изменениями, которые были внесены в законодательную базу. Изначально стоит отметить, что граждане, служащие в армии, имеют определенные ограничения ввиду своей деятельности. Это, в свою очередь, приводит к необходимости формирования льгот, дополнительных прав и поощрений для качественной мотивации и компенсации.

Как и говорилось выше, если сравнить статус военнослужащих с положением обычного гражданина, то можно заметить наличие некоторых ограничений. Лица, служащие в армии, обязаны подготавливаться к вооруженной защите и в случае необходимости защищать Российскую Федерацию. Это, в свою очередь, подразумевает беспрекословное выполнение поставленных задач независимо от условий и даже при явном риске для жизни. Учитывая тот факт, насколько особенными являются обязанности представителей военного сегмента, им обеспечиваются социальные гарантии и компенсации.

Документы и оружие

Военнослужащие получают документы, которые удостоверяют их личность, гражданство, а также правовой статус. Что касается порядка выдачи подобной документации и финансирования мероприятий, имеющих отношение к этому процессу, то данные нюансы определяются Правительством РФ.

Федеральный закон о статусе военнослужащих также наделяет их правом хранить, носить и применять оружие в том порядке, который определен конституционными законами РФ.

При этом стоит отметить, что органы государственной власти и местного самоуправления имеют право на установление дополнительных компенсаций и социальных гарантий военнослужащим, но только в рамках своих полномочий.

Кто может рассчитывать на статус военнослужащих

Итак, на основании действующего законодательства к военнослужащим можно отнести мичманов, прапорщиков, офицеров, тех, кто является курсантом профессиональных военных образовательных организаций, в том числе и высшего уровня. В эту категорию попадают также матросы, солдаты, старшины и сержанты, равно как и те военнослужащие, которые проходят службу по контракту.

Граждане, в том числе и иностранные, приобретают статус военнослужащих лишь тогда, когда начинают проходить военную службу. По ее окончании они утрачивают данный статус. Тем, кого призвали на военные сборы, или находящимся в мобилизационном резерве гражданам присвоение статуса производится лишь в случаях, обозначенных действующим Федеральным законом.

Что касается тех, кто служил еще во время СССР, таким военным предоставляются социальные гарантии и компенсации. Этот принцип справедлив и по отношению к организациям других государств, которые ранее входили в состав сил СССР, но лишь при том условии, что были заключены и ратифицированы международные договоры РФ.

Кто может рассчитывать на гарантии и компенсации

Те льготы и привилегии, которые содержит закон о статусе военнослужащих, доступны следующим категориям граждан, включая членов их семей:

  • Уволенным со службы в пограничных, железнодорожных и внутренних войсках, вооруженных сил СССР, войсках и органах государственной безопасности и других военных формирований.
  • Гражданам, которые были уволены из ВСРФ, а также из других видов войск и воинских формирований. К этой категории относятся уволенные из Объединенных Вооруженных сил государств, являющихся участниками СНГ.
  • Дополнительные социальные гарантии могут быть установлены по отношению к тем гражданам, которые были уволены с военной службы или являются ветеранами ВОВ, а также боевых действиях на территории других государств. К этой категории ФЗ о статусе военнослужащих относит не только ветеранов военной службы, но также и тех, кто исполнял военные обязанности при вооруженных конфликтах, или находясь в условиях чрезвычайного положения.
  • На правовые и социальные гарантии могут рассчитывать граждане, не достигшие совершеннолетия, но обучающиеся в профессиональных и общеобразовательных организациях, реализующих дополнительные программы, и при этом ориентированных на подготовку к военной службе.

Права тех, кто несет военную службу

Будучи гражданами РФ, военнослужащие имеют определенные права и свободы. В свою очередь, закон о статусе военнослужащих наделяет последних особыми правами, которые стоит рассмотреть:

  • граждане, проходящие военную службу, имеют право на ношение, хранение и применение оружия в том порядке, который определен законодательством ВС РФ;
  • право на то, чтобы принимать решения и участвовать в их подготовке согласно должностным обязанностям;
  • на получение материалов и информации, которые нужны для исполнения должностных обязанностей;
  • на получение пенсионного обеспечения с учетом стажа военной службы;
  • на увеличение финансового содержания на основании стажа и результатов службы;
  • на продвижение по службе и повышение уровня квалификации, причем в последнем случае могут использоваться бюджетные средства;
  • на участие в конкурсе с целью замещения вакантной воинской должности;
  • на материальное обеспечение;
  • на посещение подчиненных воинских организаций для исполнения должностных обязанностей.

Если коснуться темы сведений, которые могут порочить честь военнослужащего, то стоит отметить, что нет нормативного акта, напрямую предусматривающего право на проведение административного расследования по инициативе пострадавшего. При этом ФЗ о статусе военнослужащих не исключает возможности подачи жалобы по команде в том порядке, который установлен в ДУ ВС РФ.

Читайте также:
Транзитный вексель: что это такое, описание и особенности

Роль материального и морального стимула, косвенно обеспечивающего эффективность деятельности военного, отводится праву на финансовое обеспечение. К группе общих прав, выполняющих стимулирующую и компенсирующую функции, можно отнести те, которые имеют отношение к государственному материальному обеспечению и отдыху, льготам, поощрениям, продвижением по службе и защите.

Льготы военнослужащего

Говоря о статусе военнослужащих, стоит уделить внимание и тем льготам, на которые они имеют право. Выглядят они следующим образом:

  • Льготы в области культуры и образования. Это означает наличие преимущества при восстановлении или поступлении в учебные заведения и обучении в них. Этот принцип актуален по отношению к спортивным и культурно-просветительским учреждениям.
  • Жилищные льготы. Суть их сводится к сохранению жилых помещений и праву на них. Для некоторых категорий военнослужащих актуальным является право на дополнительную жилплощадь.
  • Здравоохранение. В этом случае речь идет о продаже лекарств по сниженным ценам или о бесплатном их отпуске. В рамках льгот данной категории может быть предоставлена скидка на путевку в санаторий.
  • Льготы, связанные со службой в отдаленных местностях или с неблагоприятной климатической обстановкой. Федеральный закон о статусе военнослужащих подразумевает использование различных льгот в данной ситуации: выслуга лет на пенсию, увеличенные денежные оклады и др.
  • Бесплатный проезд в случае назначения или перевода по службе, а также при поездках на лечение и различных видах отпуска.

Право на поощрение

Это еще одна привилегия, которую предусматривает закон о статусе военнослужащих. Поощрение играет роль достаточно сильного стимула тех, кто проходит службу в армии. Речь идет об определенном воздействии командиров или других должностных лиц на интересы, потребности, практическое поведение, волю и сознание военнослужащих, что приводит к улучшению результатов их деятельности.

Есть несколько критериев грамотного поощрения. Оно должно быть:

  • своевременным;
  • обоснованным (применяется за конкретные заслуги);
  • индивидуальным (с учетом личных достижений);
  • справедливым (объективная оценка воинских заслуг).

Выводы

Очевидно, что статус военнослужащих обусловлен фактом их принадлежности к особой социальной группе. Поэтому данной категории граждан доступны дополнительные права, льготы и поощрения. В это же время, будучи специфическими субъектами права, служащие в армии имеют определенные обязательства, которые они должны выполнять в соответствии с законодательством РФ.

Основы правового статуса военнослужащего Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куценко Алексей Александрович

В статье рассматриваются правовой статус военнослужащего , а также документы регулирующие права и свободы военнослужащего на территории РФ.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Куценко Алексей Александрович

Текст научной работы на тему «Основы правового статуса военнослужащего»

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.11.2018) // Собрание законодательства РФ. № 31. 03.08.1998. Ст. 3824.

3. Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ (ред. от 03.07.2018) «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 04.07.2016. № 27 (Часть I). Ст. 4223.

4. Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» // Собрание законодательства РФ, 06.08.2018. № 32 (часть I). Ст. 5096.

5. Кузьминич Г.Г. Конкурентоспособность предпринимательских структур малого и среднего бизнеса России [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 21-24. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/econ/archive/57/3110/ (дата обращения: 03.12.2018).

ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО

Куценко Алексей Александрович — студент, кафедра финансово-правовых дисциплин и дисциплин ИЗЦ, Аккредитованное образовательное частное учреждение высшего образования Московский финансово-юридический университет МФЮА, г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются правовой статус военнослужащего, а также документы регулирующие права и свободы военнослужащего на территории РФ.

Ключевые слова: обязанность, Российская Федерация, свобода военнослужащих, Конституция РФ, военнослужащий, запрет.

Правовую основу статуса военнослужащего составляют:

– Подзаконные правовые акты.

Статус военнослужащего включает в себя все права и обязанности гражданина Российской Федерации. Совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности, установленных Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ – все это можно понимать под статусом «военнослужащий».

Рассмотрим структурные элементы, входящие и составляющие основу правового статуса военнослужащего:

1. Права – меры поведения, обеспеченные рамками закона и направленные на достижения целей связанных с удовлетворением интересов. Права и обязанности военнослужащих можно разделить на три группы.

Читайте также:
Торговый дом: что это такое, описание и особенности

Первая группа – конституционные или как еще их называют – общегражданские, которые определяют статус военнослужащего как гражданина РФ. Установленные Конституцией РФ права и свободы для военнослужащих могут быть частично ограничены в зависимости от специфики службы. Общегражданские права и обязанности можно разделить на личные и гражданские, юридические, политические и т.д. [1].

Вторая группа – продиктована условиями военной службы и делится на общие и должностные и устанавливается нормами военного законодательства как военно-служебные права и обязанности.

Особенностью правового статуса военнослужащего является разграничение в зависимости от принадлежности к той или иной категории (составу), воинского звания и должности, и других факторов. Военно-служебные права и обязанности можно разделить на:

– общие, те, которые для всех без исключения. Они изложены в федеральных законах «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», в общевоинских уставах Вооруженных Сил РФ;

– должностные, те, которые прописаны в общевоинских уставах, наставлениях, инструкциях, должностных регламентах и т.д., в связи с занимаемой должностью.

Третья группа – специальные права и обязанности, они, как правило, носят временный характер, их военнослужащие приобретают при чрезвычайных (особых) обстоятельствах. Данные права и обязанности регламентируются специальными правовыми актами, приказами (на применение оружия, силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, и т.д.), либо отдельными документами, входящими в общие нормативно-правовые акты, например, в Законе РФ «О Государственной границе Российской Федерации».

Все права и обязанности военнослужащих непременно гарантированы государством.

Гарантии прав и свобод – это многогранная система общественных отношений в процессе деятельности государственных органов.

Принцип гарантированности прав и свобод является важнейшей чертой государства. К общим гарантиям можно отнести: социальные, духовные, экономические, политические и т.д., но необходимо отдельно отметить юридические гарантии, которые входят в систему действующих в государстве правовых норм, предусмотренных ими юридических средств, направленных на конкретизацию, а также определение порядка их гарантии, реализации и защиты.

2. Обязанность – критерии поведения военнослужащего в рамках должностных обязанностей. Обязанности делятся на две группы: активные – совершение определенного рода действий, пассивные – воздержание от совершения определенных действий.

3. Юридическая ответственность военнослужащего – это обязанность нарушителя правопорядка понести наказание, предусмотренное правовыми нормами. Законодательством РФ предусмотрено, что все военнослужащие независимо от воинского звания и должности равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан Российской Федерации, с учетом особенностей своего правового положения. Для военнослужащих предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная и материальная ответственность.

Уголовная ответственность военнослужащих возникает при совершении воинских преступлений, а по общим основаниям за совершение остальных преступлений, изложенных в Уголовном кодексе РФ.

Административная ответственность, согласно ч. 1 ст. 2.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) военнослужащие вместо административной несут дисциплинарную ответственность. Согласно статьям, указанным в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях.

Дисциплинарная ответственность предполагает ответственность за нарушение приказа командира, за совершение дисциплинарного проступка, указанного в общевоинских уставах Вооруженных Сил РФ.

Материальная ответственность военнослужащих регламентируется Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих». Данная ответственность состоит из полной и ограниченной ответственности за ущерб, причиненный воинской части или государству. За иной ущерб наступает гражданско-правовая ответственность на общих основаниях.

4. Запреты и ограничения прав и свобод военнослужащих регулируются ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, а также федеральными законами. Всеми другими правовыми актами накладывать запреты и ограничения прав и свобод военнослужащих запрещено.

Запреты – законодательно установленные директивы для военнослужащих, которые предписывают воздержание от действий, которые повлекут за собой не надлежавшее исполнение служебных обязанностей. К запретам относят: антикоррупционные запреты, запрет на забастовку, запрет на право заниматься предпринимательской деятельностью и др. [2].

Ограничения – законодательно установленное неполное предоставление общегражданских прав, вызванное исполнением воинского долга.

К ограничениям можно отнести: ограниченное передвижение военнослужащих (выезд за пределы страны, гарнизона и т.д.), ограничения некоторых политических прав, права на труд и отдых и др.

5. Льготы, гарантии, компенсации – это комплекс мероприятий, направленных компенсировать ограничения прав и свобод военнослужащих. Льготы – особенные права, включающие в себя преимущества военнослужащих перед другими гражданами.

Гарантии – это обязанность или ответственность, взятая государством перед военнослужащими.

Компенсации – это денежные выплаты военнослужащим (за поднаем жилья, санаторно-курортное обеспечение, вещевое имущество и т.п.) предусмотренные на законодательной основе.

Таким образом, подытожив все вышесказанное можно сделать вывод или предположение, что «правовой статус» и «правовое положение» военнослужащих являются синонимами [3], в их

составляющими являются права, обязанности, ответственность, а также ограничения, запреты и различного рода льготы, гарантии и компенсации.

1. Корякин В.М., Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Военно-административное право (военная администрация). Учебник. М.: За права военнослужащих, 2014. Вып. 90. С. 24.

2. Козбаненко В.А. Правовой статус государственного гражданского служащего: структура и содержание: монография. М.: РАГС, 2003. С. 23-24.

3. Кудашкин А.В. Военная служба: теория и практика правового регулирования: монография. М.: ВУ, 2003. С. 123-126.

Становой пристав

Становой пристав — полицейская должность, учрежденная Положением о земской полиции 1837 г. , [1] взамен заседателей по Учреждению 1775 г.

Читайте также:
Сельскохозяйственный кооператив: что это такое, описание и особенности

В том же 1837 году, в процессе Губернской реформы, государственные крестьяне получили самоуправление, волостное (волостной сход и волостное правление, волостной старшина) и сельское (сельский сход, сельский старейшина, сельский староста). Становой пристав контролировал данные органы в плане осуществления ими полицейских и судебных функций.

Каждый уезд был разделен на станы, отданные в ведение становых приставов. Последние назначались, переводились и увольнялись губернским начальством; дворянскому собранию предоставлено было право избирать на эти должности кандидатов и представлять их список губернатору.

Земский суд передавал становым приставам приказания и требования и наблюдал за исполнением их, без права принимать против становых приставов принудительные меры. На становых приставах лежали все дела исполнительные, следственные, судебно-полицейские и хозяйственно-распорядительные.

В подчинении станового пристава находились тысяцкие, пятисотские , [2] сотские и десятские. Исправник контролировал деятельность становых приставов, но общался с ними не лично, а через земский суд.

Вследствие такого обширного круга обязанностей станового пристава, не была достигнута главная цель учреждения станов — сближение населения с правительством путём удовлетворения их просьб. Становой пристав постоянно находился в разъездах, обремененный делами, и единственной заботой его было отписаться от высшего начальства . [3]

Реформа 1862 [ править | править код ]

По правилам 1862 г. становые приставы становятся подведомственные уездному полицейскому управлению как исполнительные чиновники полиции в уездах.

Безуездные города, посады и местечки, в которых не полагается особых исполнительных полицейских чиновников, подчиняются в полицейском отношении местному становому приставу. В помощь становым приставам назначались полицейские урядники; в его же непосредственном подчинении находились и сотские.

В Российской Империи эта должность просуществовала до 1917 года.

Круг вопросов [ править | править код ]

§ 99. Становой Пристав, как местный исполнитель предписаний Земского Суда и непосредственный блюститель общественной безопасности, спокойствия и порядка, в участке или стане, ему вверенном…

§ 100. Дом Станового Пристава доступен всякому во всякое время, как прибежище на случай опасности и нужды; Пристав должен быть всегда готов выслушивать терпеливо жалобы, прошения, объяснения и донесения, охранения силы законов или общего спокойствия относящаяся, а равно и для оказания защиты всем и каждому против обид и т. п.

§ 101. Становой Пристав, как местный в стане полицейский начальник, обязан, сам и чрез подчиненных ему служителей земской полиции, бдительно наблюдать за охранением безопасности и порядка, как на дорогах, в полях и лесах, так и в селениях и на ярмарках, базарах, торжках и других собраниях народа, и во внутренности постоялых дворов, гостиниц, трактиров, харчевен, питейных домов, в шинках, при винных выставках и так далее. Для сего он должен по возможности приезжать, по крайней мере иногда, на ярмарки и важнейшие в стане торги, и поручать непосредственный за оными надзор надлежащим тысяцким, пятисотским или сотским.

§ 102. Ссоры, драки, буйство и бесчиния всякого рода немедленно прекращаются властию Станового Пристава, который в нужном случае, употребляет к сему пособие тысяцких или пятисотских, сотских, десятских и даже простых обывателей. Кто окажется виновным в таких беспорядках, того он отдает на месте под стражу и, по мере вины, или подвергает личному задержанию на основании Свод. Зак. Т. 2, ст. 7 1 3 , или предоставляет полицейское исправление его ближайшему над ним начальству; в случае же важного преступлена, исследовав оное, отсылает виновного в суд, для поступления с ним по законам. …

§ 104. Становой пристав получив от подчиненных ему тысяцких или пятисотских, сотских и десятских, или иным образом, сведения о чрезвычайных в стане его происшествиях, или учинении важных преступлений; об оказавшемся неповиновении властям, или же о святотатстве, смертоубийстве, разбое, грабеже, появлении разбойнических шаек, фальшивой монеты, подделки ассигнации или билетов кредитных установлений; о запрещенной азартной игры, корчемстве, самовольной порубке казенных лесов, умышленном зажигательстве и вообще о больших пожарах, необыкновенном разлитии рек, появлении заразительных болезней и скотском падеже, доносит Земскому Суду о важнейших из таковых преступлений или происшествий, в тот же день с нарочным, а о менее важных с обыкновенною земскою почтою.

Между темь он, не упуская времени, по мере своих способов, старается, непокорных обратить, благоразумными внушениями к своему долгу, разбойников и других преступников взять под стражу, преступления исследовать по горячим следам, кем; когда, где, что и каким образом учинено, при пожарах и наводнениях подать помощь и взять возможные меры охранения от дальнейшего вреда, руководствуясь, в сих и других подобных случаях, правилами, в сем Наказе вообще отнесенными к обязанностям земской полиции и в особенности Становых Приставов . [4]

СТАНОВОЙ ПРИСТАВ

Смотреть что такое СТАНОВОЙ ПРИСТАВ в других словарях:

СТАНОВОЙ ПРИСТАВ

полицейская должность, учрежденная Положением о земской полиции 1837 г., взамен заседателей по Учреждению 1775 г. Каждый уезд был разделен на станы, от. смотреть

СТАНОВОЙ ПРИСТАВ

становой, полицейская должность в России, учрежденная в 1837 в каждом Стане (полицейская территориальная единица, на которые с этого времени де. смотреть

СТАНОВОЙ ПРИСТАВ

СТАНОВОЙ ПРИСТАВ, становой, полицейская должность в России, учреждённая в 1837 в каждом стане (полицейская терр. единица, на к-рые с этого времени де. смотреть

Читайте также:
Суррогатная мать: что это такое, описание и особенности

СТАНОВОЙ ПРИСТАВ

Становой пристав — полицейская должность, учрежденная Положением о земской полиции 1837 г., взамен заседателей по Учреждению 1775 г. Каждый уезд был разделен на станы, отданные в ведение С. приставов. Последние назначались, переводились и увольнялись губернским начальством; дворянству предоставлено было лишь право избирать на эти должности кандидатов и представлять их список губернатору. Земский суд передавал С. приставам приказания и требования и наблюдал за исполнением их, без права принимать против С. приставов принудительные меры; исправник относился к ним не лично, а через земский суд. На С. приставе лежали все дела исполнительные, следственные, судебно-полицейские и хозяйственно-распорядительные. Вследствие такого обширного круга обязанностей С. пристава, не была достигнута главная цель учреждения станов — сближение населения с правительством и доставление жителям больших средств к удовлетворению их просьб. С. пристав постоянно находился в разъездах, обремененный делами, и единственной заботой его было отписаться от высшего начальства. По правилам 1862 г., действующим и в настоящее время, С. приставы суть подведомственные уездному полицейскому управлению исполнительные чиновники полиции в уездах. Число и пространство станов, на которые разделяется уезд, определяется сообразно с обширностью его, населением, другими местными обстоятельствами и родом и количеством возникающих дел, подлежащих ведению уездной полиции. Изменение в числе станов делается губернатором, по истребовании сведений и соображений от уездного полицейского управления, но не иначе как с Высочайшего разрешения, испрашиваемого через министра внутренних дел; изменение границ станов и назначение местопребывания становых приставов зависят от губернатора, который доводит о том до сведения министра. Безуездные города, посады и местечки, в которых не полагается особых исполнительных полицейских чиновников, подчиняются в полицейском отношении местному С. приставу. В помощь С. приставам состоят полицейские урядники; в его же непосредственном подчинении находятся и сотские. С. приставы определяются губернским правлением, преимущественно из местных дворян, имеющих в той губернии недвижимую собственность. Губернское дворянское собрание при общих выборах составляет список дворянам и чиновникам, которые, по мнению собрания, могут с пользой занять места С. приставов, и представляет список губернатору для надлежащих, в нужном случае, соображений. Об определении, перемещении и увольнении С. приставов губернаторы доводят каждый раз до сведения министерства внутренних дел. Жалобы на С. приставов приносятся исправнику в трехнедельный срок. С. пристав — местный исполнитель предписаний уездного полицейского управления и непосредственный блюститель общественной безопасности, спокойствия и порядка в участке или стане. Он прекращает всякого рода ссоры, драки, буйство и бесчиние; наблюдает, чтобы не было чинимо и допускаемо действий и поступков запрещенных; о всяком чрезвычайном происшествии доносит кому следует; побуждает обывателей принимать меры к истреблению вредных насекомых, хищных зверей и т. д.; доносит в установленное время полицейскому управлению о видах на урожай хлебов и трав и об окончательной уборке с полей хлеба.

СТАНОВОЙ ПРИСТАВ

в России с 1837 до 1917 г. полицейский в стане, части уезда. На С.п. лежали все дела исполнительные, следственные, судебно-полицейские и хозяйственно-распорядительные. В помощь С.п. состояли полицейские урядники; в его же непосредственном подчинении находились и сотские. Становой пристав – местный исполнитель предписаний уездного полицейского управления и непосредственный блюститель общественной безопасности, спокойствия и порядка в участке или стане. «Он прекращает всякого рода ссоры, драки, буйство и бесчиние; наблюдает, чтобы не было чинимо и допускаемо действий и поступков запрещенных; о всяком чрезвычайном происшествии доносит по должности; побуждает обывателей принимать меры к истреблению вредных насекомых, хищных зверей; доносит в установленное время полицейскому управлению о видах на урожай хлебов и трав и об окончательной уборке с полей хлеба» (13). смотреть

СТАНОВОЙ ПРИСТАВ

полицейская должность в царской России, учрежденная в 1837 г. в каждом стане. До 1862 г. назначался и увольнялся губернатором из кандидатов, представле. смотреть

СТАНОВОЙ ПРИСТАВ

СТАНОВОЙ ПРИСТАВ — полицейская должность в царской России, учрежденная в 1837 г. в каждом стане. До 1862 г. назначался и увольнялся губернатором из кандидатов, представленных местным дворянством. Подчинялся уездному исправнику и земскому суду (с 1862 г. — уездному полицейскому управлению). С 1878 г. в распоряжении С.п. были полицейские урядники. Должность ликвидирована в 1917 г.

СТАНОВОЙ ПРИСТАВ

СТАНОВОЙ ПРИСТАВ – полицейская должность в царской России, учрежденная в 1837 г. в каждом стане. До 1862 г. назначался и увольнялся губернатором из кандидатов, представленных местным дворянством. Подчинялся уездному исправнику и земскому суду (с 1862 г. -уездному полицейскому управлению). С 1878 г. в распоряжении С.п. были полицейские урядники. Должность ликвидирована в 1917 г.
. смотреть

СТАНОВОЙ ПРИСТАВ

с 1837 г. низшая полицейская должность; опирался на сельскую выборную полицию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: