Статутное право: что это такое, описание и особенности

Разница между общим правом и статутным правом

Закон можно понимать как свод правил, установленных соответствующим органом власти и принятых страной в качестве правил и принципов, регулирующих действия его членов, которые могут применяться на прак

Содержание

  • Сравнительная таблица
  • Определение общего права
  • Определение статутного права
  • Ключевые различия между общим правом и статутным правом
  • Вывод

Закон можно понимать как свод правил, установленных соответствующим органом власти и принятых страной в качестве правил и принципов, регулирующих действия его членов, которые могут применяться на практике путем наложения штрафов. Есть два типа законов, которые принимаются во многих странах, а именно общее право и статутное право. В общее право подразумевает закон, который вытекает из новых решений, принятых судьями, судами и трибуналами.

С другой стороны, статутное право означает формальный писаный закон, который законодательный орган принимает в качестве закона. Основное различие между общим и статутным правом заключается в способе создания двух правовых систем, в органе, устанавливающем акты, и в их значимости.

Сравнительная таблица

Основа для сравнения Общее право Статутное право
Имея в виду Право, возникающее из судебных решений, называется общим правом. Статутное право – это система принципов и норм права, закрепленных в законе.
Также известен как Прецедентное право Законодательство
Природа Поучительный Предписывающий
На основе Зарегистрирован судебный прецедент. Законы соблюдаются законодательной властью.
Операционный уровень Процедурный Существенный
Поправка Изменено статутным законом Внесены изменениями отдельным законом

Определение общего права

Право, которое возникло на основе решений апелляционных судов и судебных прецедентов, известно как общее право или иногда как прецедентное право. Система общего права отдает предпочтение общему праву, поскольку считает несправедливым подходить к одним и тем же фактам по-разному в разных ситуациях.

Судьи ссылаются на дела, имевшие место в прошлом, для принятия решения, называемого прецедентом, которое признается и приводится в исполнение в будущих решениях, вынесенных судом. Следовательно, когда в будущем будет сообщено о подобном случае, суд должен вынести такое же решение, как и в предыдущем деле.

Иногда решение суда оформляется в виде нового закона, который учитывается в последующих судебных решениях.

Определение статутного права

Статутное право можно определить как систему принципов и норм права, имеющуюся в письменной форме и установленную законодательным органом для регулирования поведения граждан страны. Когда законопроект принят обеими палатами парламента путем принятия, он становится статутным законом. Говоря точнее, законодательство – это статутный закон, который является фундаментальной структурой правовой системы, основанной на законах.

Статут – это не что иное, как официально написанный акт, выражающий волю законодательного органа. Это заявление или приказ, сделанный в соответствии с законом, который должен соблюдаться, или запрещающий курс действий, или регулирующий поведение членов. Статутный закон включает в себя правила регулирования общества и принимается с учетом будущих дел.

Ключевые различия между общим правом и статутным правом

Разницу между общим правом и статутным правом можно четко провести по следующим предпосылкам:

  1. Общее право, иначе известное как прецедентное право, – это правовая система, в которой решение, принятое судьями в прошлом, формирует основу для аналогичных дел в будущем. С другой стороны, статутное право – это официально письменный закон, установленный законодательным органом и регулирующий поведение членов.
  2. Общее право указывает, какое решение следует вынести в конкретном случае. Напротив, статутный закон предписывает лучшие правила управления обществом.
  3. Общее право опирается на зарегистрированный судебный прецедент, что означает, что судьи будут принимать во внимание соответствующие факты и доказательства по делу, но также будут искать предыдущие решения, принятые судом по аналогичным делам в прошлом. В отличие от этого статутное право основано на законах, принятых и введенных законодательным органом страны.
  4. Общее право – это процессуальное право, которое включает в себя набор правил, регулирующих судебное разбирательство по различным искам. Напротив, статутный закон носит материальный характер в том смысле, что он устанавливает права и обязанности граждан, а также наказание за несоблюдение правил.
  5. Общее право может быть изменено статутным правом, тогда как для внесения поправок в статутный закон необходимо установить отдельный закон.

Вывод

Подводя итог дискуссии, статутное право более действенно, чем общее право, поскольку первое может отменять или изменять второе. Следовательно, в случае любого противоречия между ними преимущественную силу может иметь статутный закон. Статутное право – это не что иное, как законодательство, принимаемое государственными органами или парламентом. И наоборот, общее право возникает из решений, принятых судьями в суде.

Прецедентное и статутное право

Одним из наиболее важных подразделений английского права является выделение в нем прецедентного и статутного права. Но в настоящее время различие между ними носит довольно услов­ный характер. В основе этого деления — юридическая форма ис­точника правовых норм.

Прецедентное право традиционно определяется как право, со­стоящее из норм и принципов, созданных и применяемых анг­лийскими судьями в процессе вынесения ими судебных решений.

Рождение прецедентного права в Англии связывается с прак­тикой королевских судов. Они, как мы уже отмечали, возникли в противовес местным, локальным судам. Введение централизован­ного суда было призвано оторвать правовую практику от пережит­ков старины и архаичных норм раннего феодализма. Королевский суд создавал необходимые условия для перехода к централизован­ному феодальному государству и формированию единой, общей для всей страны системы правовых норм и принципов разреше­ния правовых споров. С течением времени слова “Прецедентное” и “общее” право стали применяться как синонимы.

Читайте также:
Материально ответственное лицо: что это значит

Однако прецедентное право не сводится исключительно к пра­вовым нормам, созданным судьями. К прецедентному праву от­носится и право справедливости, хотя его нормы возникли не в лоне королевского суда. Именно в таком широком смысле Преце­дентное право противопоставляется статутному (писаному) праву. Общее же право — это неписаное право, и неважно, имеет оно корни в прецедентном праве или в праве справедливости. Глав­ное, что авторитет и юридическая сила норм общего права не яв­ляются результатом прямого санкционирования, волей законода­теля.

Прецедентное право как сумма норм, содержащихся в форме судебных прецедентов, характеризуется особыми качествами: во-первых, это методы, которыми пользуются судьи при создании прецедента; во-вторых, это особая правовая культура, требования и принципы.

Второе качество прецедентного права часто ускользает от вни­мания исследователей. Между тем оно крайне важно для понима­ния своеобразия прецедентного права в сравнении со статутным правом.

Австралийский ученый А. Касталес отмечает: “Веками метод, практика и стиль правового мышления, которые развивались по­средством и вокруг английского неписаного права, создавали осо­бую правовую культуру. Это была культура, в которой судьи, так же как и законодатели, признавались выразителями права. Они разработали стиль правового анализа действующего права, кото­рый имеет не много подобий, если таковые вообще имеются”*.

* Castales A. Australian Legal History. Sydney, 1981. P. 116.

Напомним: статутное право — это та часть английского права, нормы которого имеют своим источником не судебную практику, а политическую волю государства в лице его законодательных ор­ганов. Статутное право — это письменное право в форме офици­альных документов законодателя.

Известный английский историк права П. Бромхед уподобляет статутное право надписям, которые государство оставляет на кам­нях, из которых судьями возведена стена права. Эта стена возве­дена судьями, которые закладывали в нее свои камни-прецеден­ты. На камнях-прецедентах волей государства появляются все но­вые и новые надписи. Эти надписи и есть законы, т.е. право ста­тутное.

В настоящее время вряд ли можно отыскать в стене права ка­мень, оставшийся без соответствующей надписи. Однако не ис­ключается, что со временем в стену права будут заложены новые камни. В современных условиях обновление стены права скорее идет за счет появления новых надписей-законов, чем за счет но­вых камней-прецедентов*.

* См.: Бромхед П. Эволюция Британской Конституции. М., 1978. С. 198.

Таким образом, статутное право Англии представляет собой совокупность правовых норм, закрепленных в особой текстовой форме, т.е. в форме соответствующих документов, изданных легитимной властью. Нормы статутного права включают акты зако­нодательных органов (статуты) и акты делегированного законода­тельства (подзаконные ведомственные нормативные акты, прини­маемые органами исполнительной власти в соответствии с уста­новленным порядком и в пределах делегированных им законода­телем полномочий).

Исторически статутное право Англии развивалось на фоне прецедентного права, в его уже давно сложившейся среде. Поэто­му судьи, воспитанные в традициях прецедентного права, воспри­нимают категории и термины, используемые законодателем, не иначе как в том виде, в каком эти термины и категории употреб­ляются в прецедентном праве (если, конечно, в законе специально не оговаривается иное значение термина). Например, в XIX в. не вызывало решительно никаких сомнений, что понятие “лицо” (person), широко применявшееся в законодательстве, распростра­няется только на мужчин. Именно это имелось в виду в англий­ском прецедентном праве, когда речь шла о “лице”. Лишь после 1930 г. это толкование удалось пересмотреть и к “лицам”, нако­нец, стали относить и женщин.

В настоящее время общепринято, что статутное право имеет определенные преимущества перед судебным прецедентом. Так, если прецедент противоречит закону, то суды обязаны применять закон. Однако суды по-прежнему обладают правом толковать за­кон, и это их право не может быть ограничено никаким законом. Поэтому прецедент в Англии продолжают рассматривать как важ­ный источник норм права.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 2309 ; Мы поможем в написании вашей работы!

14.Законодательное (статутное) право

Статутное право (англ. Statutory law или statute law, от слова статут) — в странах англосаксонской правовой системы совокупность норм права, создаваемых законодательными (законы) и исполнительными органами. В статутное право также включаются акты органов местного самоуправления (local ordinance). В статутном праве существует иерархия правовых актов: акты законодательных органов обладают большей юридической силой, чем акты исполнительных органов; акты государственных органов обладают большей юридической силой, чем акты местных органов.Статутное право дополняется общим правом (англ. common law) — правоприменительной деятельностью судов, которые посредством судебных прецедентов толкуют существующие правовые нормы или заполняют пробелы в праве.Возникновение статутного права относится к XIII веку. Одним из первых актов Парламента Англии считается Мертонский статут. Первый выборный Парламент Англии был созван в 1265 году Симоном де Монфором

Статутное Право – 1) нормы, содержащиеся в статутах, функционирующих в странах англосаксонской системы права наряду с общим правом. Статутное Право – главная часть права, создаваемая законодательными органами в противоположность обычному и прецедентному праву и актам, принимаемым административными органами. Отличительная черта Статутное Право Великобритании – его фрагментарность. Хотя роль Статутное Правовелика, оно не претендует на выработку общих принципов. Статутное Право включает в себя принимаемые в различные годы и эпохи акты парламента; 2) в США – писаные конституции, кодексы, законодательства штатов образуют Статутное Право, удельный вес которого более значим,чем в Великобритании (см. Статут).Лит.: Black’s Law Dictionary with Pronunciations. 6th ed. L.: Publisher’s editorial staff. St.Paul, West publ.Co, 1990. P. 1412.

Читайте также:
Как получить налоговый вычет по ипотеке?

15. Прецедентное право. Прецедент в английском и американском праве

Прецедентное Право – правовая система, в которой основным источником права признается прецедент судебный. Эта система дает возможность суду выполнять правотворческие функции не только в случае отсутствия соответствующего закона, но и при наличии недостаточно четкой нормы. Характерна для Великобритании (точнее, для Англии, поскольку в Шотландии действует свое особое право), США и других стран, воспринявших английское право. В рамках Прецедентное Право сложились две ветви: общее право и право справедливости.

Возникновение семьи общего права связано с Англией, где с XII столетия формируется централизованная судебная система, дей­ствующая от имени короля, и суды выносят решения, которые ис­пользовались в дальнейшем всеми судами при разрешении анало­гичных дел. Таким образом сложилась система прецедентов, общая для всей Англии, отсюда название “общее право”.Между тем далеко не все конфликты принимались к разреше­нию королевскими судами, и не все их решения удовлетворяли сто­роны. На этой основе сложилось обращение к милости короля за рассмотрением дел по совести, по справедливости, а не по существующим прецедентам. Такие апелляции подавались через лорда-канцлера, который со временем стал самостоятельным судьей. Постепенно выстроилась система канцлерского суда, где выносились решения и создавались прецеденты по справедливости. Отсюда су-шествующие ныне деление английского права на общее право и право справедливости. Прецедентное право Англии оказало существенное влияние на правовое развитие многих стран. Достаточно назвать США, Канаду, Австралию, Ин­дию, Новую Зеландию.В правовой системе Англии наряду с судебным прецедентом в ка­честве источника права используются статуты (законы). При всем значении статута, который имеет приоритет перед прецедентом в смысле возможности его отмены, действие закона осуществляется исключительно через прецеденты, которые формируются путем ин­терпретации закона. Еще одним источником права в этой системе яв­ляется обычай, который может заполнять существующие пробелы. Особенно значим обычай в регламентации деятельности парламента, взаимоотношении высших должностных лиц, поведения монарха и членов его семьи. Существенное значение для правового регулирова­ния в английском праве имеет юридическая доктрина, которая при­сутствует в виде судебных комментариев, описании сложившихся прецедентов, используемых при принятии юридических решениі.. Ан­глийская доктрина прецедента сохраняет три определяющие черты: во-первых, уважение к отдельно взятому решению одного из высших судов; во-вторых, признание что решение суда является убеждаю­щим прецедентом для вышестоящих судов; в-третьих, отдельное ре­шение всегда рассматривается как обязательный прецедент для нижестоящих судов. Общее представление о доктрине английского прецедента состоит в том, что каждый суд обязан следовать реше­нию более высшего суда, аппеляционные суды (кроме палаты лордов) связаны своими прежними решениями (Р. Кросс).Особенностью правовой системы США стал тот факт, что здесь в различных штатах существует своя прецедентная система. Кроме того, отсутствует та связанность прежними решениями, которая характерна для английского права. Согласно сложившейся практи­ке, Верховный суд США и аппеляционные суды разных штатов не считают себя безусловно связанными прежними решениями. Таким образом, в правовой системе США не только отсутствует единство прецедентного права, но и само следование прецедентам зачастую оказывается под вопросом.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Что такое право: понятие, виды, функции, источники, система

Что такое право?

Право – это механизм регулирования общественных отношений, представляющий собой систему общеобязательных юридических норм. Правовые нормы устанавливает и формально закрепляет государство, после чего оно же следит за их соблюдением.

Не следует путать понятия «право» и «закон». Закон – это нормативно-правовой акт, принятый законодательным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой. Право – более обширная категория, включающая в том числе и законы.

Помимо законов для выражения права могут служить доктрины, подзаконные акты и решения судов. Право регулирует все сферы жизни общества, законы же обычно направлены на отдельно взятые аспекты общественных отношений. Отдельно стоит отметить и тот факт, что принятые законы не всегда являются правовыми, поскольку могут не соответствовать духу права или даже противоречить ему.

Признаки права

Для лучшего понимания того, что такое право, важно знать его основные признаки:

  1. Общеобязательность. Право состоит из правовых норм, которые отличаются от моральных, нравственных и иных социальных норм тем, что являются строго обязательными, а за их соблюдением следит государство.
  2. Системность. Право представляет собой строго упорядоченную и согласованную систему юридических норм, в которой отдельные нормы не могут противоречить друг другу. Термин «системность» в этом контексте можно рассматривать как синоним слова «целостность».
  3. Формальная определённость. Нормы права устанавливаются государством и закрепляются в письменной форме. Поэтому они являются формальными, в отличие от прочих видов социальных норм.
  4. Интеллектуально-волевой характер. Право является результатом интеллектуальной деятельности людей. Оно отражает потребности, интересы и цели не только общества, но и отдельных людей и организаций, выражая тем самым их волю. Регулятивные функции права также возможны лишь при участии разума и воли лиц, обеспечивающих эти функции.
  5. Государственное принуждение. За соблюдением норм права следит государство, которое оставляет за собой право принуждать людей и организации соблюдать эти нормы с помощью юридической ответственности.

Принципы права

Принципы права – это руководящие нормы, обеспечивающие системность (внутреннюю упорядоченность и согласованность) права. Это важнейшие положения, от которых зависит справедливость правовой системы, её сохранение и конструктивное развитие. В качестве наиболее важных можно назвать следующие из них:

  1. Принцип всеобщности. Все граждане равны в своих правах, а в случае нарушения закона несут одинаковую ответственность, независимо от социального статуса и прочих факторов. При этом отдельные социальные группы могут получать определённые преимущества или ограничения, но это не подразумевает какой-то исключительности, поскольку всегда охватывает целую группу.
  2. Принцип законности. Законы должны соблюдать все: совершеннолетние и несовершеннолетние граждане, иностранцы, сотрудники правоохранительных органов, должностные лица, организации и само государство.
  3. Принцип гуманизма. В основе права лежит человеколюбие и уважение к личности. Его основная задача заключается в том, чтобы обеспечить все условия для нормального существования, развития и самореализации каждого человека. Многими людьми право воспринимается как система запретов и ограничений, но его задача заключается в обратном – создать благоприятные условия и дать максимум свободы каждому человеку, защитив его от угроз.
  4. Принцип справедливости. Нормы права не должны противоречить нормам морали, на основании которых у общества формируются представления о справедливости. В противном случае общество будет настроено против правовой системы и не будет ей подчиняться. Если же нормы права соответствуют представлениям людей о справедливости, те будут не только охотнее соблюдать их, но и следить, чтобы их соблюдали другие члены общества.
  5. Принцип демократизма. Граждане должны иметь возможность влиять на правовую систему через общедоступные механизмы (всенародное голосование, обращение в различные инстанции).
Читайте также:
Нет председателя ТСЖ. Как внести изменения в Устав?

Функции права

Функции – это направления воздействия права на общество и на отношения между людьми в разных сферах общественной жизни. В юриспруденции это понятие характеризует социальную роль права. При этом возможны три основных трактовки того, что понимается под функцией права: социальное назначение права, направления его воздействия на отношения в обществе или и то, и другое.

Основные функции права:

  1. Регулятивно-статическая. Смысл данной функции состоит в закреплении основных прав и свобод человека, а также в определении и ограничении компетенции органов власти и должностных лиц. Она определяет рамки, в которых люди и организации могут действовать так, как посчитают нужным. Очевидно, что чем шире эти рамки, тем больше свободы даёт такая правовая система.
  2. Регулятивно-динамическая. Эта функция направлена на правоотношения активного типа. Она предписывает определённые действия, которые обязаны совершать граждане и организации (платить налоги, соблюдать договорные обязательства).
  3. Охранительная. Данная функция направлена на защиту экономических, политических, личных и прочих отношений в обществе, а также на исключение явлений, противоречащих праву и чуждых обществу. Она обеспечивает стабильность и системность права, четкие и понятные правоотношения.
  4. Оценочная. В рамках данной функции право является критерием, позволяющим оценить правомерность или неправомерность определённых действий, совершаемых человеком, организацией или государством.

Источники права

Существует два понятия: «источник права» и «форма права», которые могут отождествляться или разграничиваться. В первом случае под источниками права подразумевают все способы выражения и закрепления правовых норм. Во втором случае формами права называют способы выражения, а источниками – способ возникновения и закрепления правовых норм.

Основные источники права:

  1. Правовой обычай. Это определённое правило поведения, сложившееся исторически и закрепившееся в сознании людей, в настоящее время санкционированное государством и обязательное для соблюдения.
  2. Нормативный акт. Это разновидность правового акта, который принят органом, обладающим необходимыми полномочиями, и содержит в себе определённые правовые нормы. К нормативным актам относятся, в частности, Конституция, законы и подзаконные акты.
  3. Юридический прецедент.Существуют ситуации, в которых сложно определённо сказать, какое решение будет правильным, основываясь только на существующих правовых нормах. В таком случае ориентируются на решение, принятое ранее по аналогичному делу, которому придаётся сила нормы права.
  4. Нормативный договор. Это соглашение, заключенное между двумя субъектами (одним из которых обычно является государственный орган), устанавливающее общеобязательные правила поведения. В эту группу входят международные соглашения, договоры между федерацией и её субъектами, договоры между государством и предприятиями и прочее.
  5. Юридическая доктрина. Если в законодательстве не предусмотрено правовое регулирование определённой ситуации и соответствующего прецедента тоже нет, правовое значение могут приобретать отдельные положения, изложенные авторитетными авторами.
  6. Судебная практика. Практическая деятельность судебных органов позволяет конкретизировать законы и устранить неоднозначности, обеспечивая правильное, справедливое и единообразное применение законов всеми судами. По сути, судебная практика является вспомогательным источником права, уточняющим действующие правовые нормы там, где это требуется.
  7. Общеправовые принципы. Это принципы, на которые должны ориентироваться органы, регулирующие правовые отношения: справедливость, равноправие, гуманность, уважение прав и свобод человека и прочее.
  8. Религиозные нормы. Религия является источником права во многих странах. Даже в светском государстве некоторые правовые нормы могут быть связаны с религиозными предпочтениями населения. В качестве примера можно привести официальные выходные, приходящиеся на церковные праздники.

Отрасли и институты в системе права

Одним из важнейших признаков права является системность. Смысл данного понятия заключается в том, что все правовые нормы должны быть упорядочены и систематизированы, а любые противоречия между ними – исключены. Система права имеет чёткую вертикальную структуру, включающую три уровня: отрасли, институты и нормы. Рассмотрим каждый уровень подробнее.

1. Отрасли права

Отраслью права называют совокупность правовых норм, направленных на регулирование отдельно взятой сферы общественных отношений.

Читайте также:
Как вернуть первый пакет документов на регистрацию ООО?

Основные отрасли права:

  • трудовое право – правовые нормы, регламентирующие трудовые отношения, устанавливающие взаимные права и обязанности работника и работодателя, а также предусматривающие правовые последствия, наступающие в случае нарушения этих норм одной из сторон;
  • административное – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения;
  • конституционное – свод законов, определяющих государственный строй, структуру государства, права и обязанности граждан;
  • гражданское – совокупность правовых норм, регулирующих имущественные отношения;
  • семейное – отрасль, определяющая формальные требования к семейным взаимоотношениям (заключение и расторжение брака, взаимные обязательства людей, вступающих в брак);
  • избирательное – отрасль, регламентирующая право граждан избирать и избираться в различные органы власти;
  • гражданское – совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и неимущественные отношения между гражданами и организациями;
  • налоговое – регулирование отношений между участниками налоговых правоотношений (плательщики налогов, налоговые агенты, банки, органы налоговой службы);
  • уголовное – отрасль права, устанавливающая ответственность за совершение уголовных преступлений и регулирующая отношения, возникающие в результате преступных деяний.

2. Институты права

Правовой институт – это обособившаяся группа взаимосвязанных юридических норм. Как и отрасль, институт представляет собой группу правовых норм, но менее обширную. Большинство институтов можно рассматривать как подкатегории отраслей. Например, в гражданском праве присутствуют следующие институты:

  1. Институт наследования (переход имущества, прав и обязательств от умершего человека к наследникам).
  2. Институт дарения (безвозмездная передача имущества, прав или иных благ другому лицу).
  3. Институт залога (способ гарантировать исполнение обязательств за счёт материальной собственности, которая может быть отчуждена в случае нарушения соглашения).
  4. Институт купли-продажи (передача товара в собственность другой стороне за определённую денежную сумму).

3. Нормы права

Нормой права называется формально определённое правило поведения, соблюдать которое обязаны все граждане и организации на территории государства. Нормы права регламентируют отношения в рамках каждого из правовых институтов. Например, в случае наследования, они устанавливают очередность, в которой наследники могут претендовать на наследство.

Правовая норма состоит из трёх элементов:

  1. Гипотеза. Это некая совокупность обстоятельств, при которых применяется правовая норма, возникают, меняются или прекращаются правовые отношения, регулируемые этой нормой.
  2. Диспозиция. Это совокупность действий, которые нужно выполнить, или обстоятельств, которые необходимо обеспечить (права, обязанности, запреты и прочее).
  3. Санкция. Это мера, предпринимаемая в случае нарушения требований правовой нормы для наказания нарушителя и возмещения убытков пострадавшему.

Санкции применяются не только с целью наказания. Чтобы избежать правонарушения, могут применяться предупредительные санкции (например, задержание подозреваемого или ограничение некоторых его прав). Существуют также санкции ничтожности (например, при определённых обстоятельствах сделка может быть признана недействительной, чтобы снять обременяющие обязательства с одной из сторон).

Реализация права

Реализация права – это воплощение правовых норм в поведении субъектов права (то есть, некие действия или воздержание от действий, благодаря которым обеспечивается соответствие поведения субъектов права требованиям правовой системы). Существуют разные классификации форм реализации права, но чаще всего выделяют следующие 4 формы:

  1. Использование. Это пассивное или активное поведение субъекта, соответствующее его собственным устремлениям и направленное на реализацию его прав.
  2. Исполнение. Это активные действия субъекта, направленные на выполнение обязательств, предписываемых ему правовой системой (например, рабочая деятельность должностных лиц).
  3. Соблюдение. Это пассивное воздержание от совершения противоправных действий.
  4. Применение. Это активная деятельность, осуществляемая компетентными органами, представляющими государство, с целью разрешения конкретной ситуации.

Стоит отметить, что четвёртая форма отличается от остальных тем, что подразумевает вмешательство государственных органов с целью восстановления правопорядка (поэтому иногда её не включают в этот список).

Правовая семья

Правовой семьёй называется совокупность взаимосвязанных правовых систем, связь которых обусловлена общими источниками права, схожей структурой и историческим путём их формирования. Рассмотрим основные правовые семьи, которые принято выделять в современном правоведении.

1. Романо-германская (континентальное право)

Данная семья сегодня является одной из самых распространённых. Её используют все государства континентальной Европы. Кроме того, можно с уверенностью сказать, что правовые системы многих азиатских стран испытали её влияние.

Основные особенности романо-германского права:

  • в её основе лежит римское право – правовая система, которая возникла и развивалась в Древнем Риме;
  • основным источником права является нормативно-правовой акт, для которого строго определёны порядок принятия и юридическая сила;
  • четкое разделение по отраслям, которые условно можно объединить в две группы: частное право (семейное, трудовое и прочее) и публичное (административное, уголовное).

2. Англо-саксонская (семья общего права)

Эта семья включает правовые системы Великобритании и Ирландии, а также США, Австралии, Канады и некоторых других бывших британских колоний.

Характерные особенности англо-саксонского права:

  • основными источниками права являются правовой прецедент и правовой обычай, подтверждённый прецедентом;
  • органы судебной системы оказывают решающее влияние на формирование общеобязательных правил поведения;
  • законодательные акты имеются, но они существенно менее значимы, чем в континентальном праве;
  • нет такого выраженного деления на отрасли, а также на частную и публичную сферы;
  • меньшее значение придаётся кодифицированным источникам права (систематизированные кодексы, уставы, своды и прочее).

3. Религиозная правовая семья

В некоторых странах правовые системы основываются на религиозном праве. В таком случае их относят к религиозной правовой семье, даже если на сегодняшний день влияние религии уже не столь значимо. К таковым относятся:

  • еврейское право (иудаизм);
  • индуистское право (индуизм);
  • мусульманское право (ислам);
  • правовые системы Японии и Китая (многие нормы основываются на конфуцианстве).

В чистом виде религиозное право существует на территории только одного государства – Ватикана. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти полностью подконтрольны Папскому Престолу.

Наиболее характерной особенностью религиозного права является то, что оно регулирует не только общественные правовые отношения, но и все остальные стороны человеческой жизни.

Читайте также:
Что делать, если мне не возвращают долг?

4. Традиционная правовая семья (система обычного права)

Традиционным или обычным правом называется правовая система, построенная на социальных обычаях, сформировавшихся исторически. Такая система действует во многих странах, расположенных в южной и центральной частях Африки, на Мадагаскаре, в некоторых государствах восточной Азии и Океании.

При этом стоит отметить, что любая современная правовая система имеет некоторые признаки традиционного права, поскольку обычай является древнейшим из правовых источников. И всё же в государствах англосаксонского и континентального права его влияние минимально и сохраняется лишь там, где не противоречит основным идеям.

Ключевые особенности традиционного права:

  • некодифицированный характер (нет кодексов, сводов и прочего);
  • в основе обычаев, являющихся источниками права, могут лежать мифы и предания, исторически сложившиеся традиции, философские, моральные и нравственные умозаключения;
  • обычаи подразумевают, что их знают и соблюдают все члены общества;
  • правосудие находится в руках мудрецов, вождей, жрецов и других «хранителей» традиций, могут допускаться некоторые формы самосуда (например, кровная месть);
  • многие обычаи являются архаичными, противоречат современным нормам права, логике и здравому смыслу, но сохраняются как неотъемлемый элемент правовой системы.

Заключение

Право – это совокупность общеобязательных норм и правил поведения, устанавливаемых и обеспечиваемых государством. Его основная задача заключается в том, чтобы гарантировать порядок и стабильность в обществе, а также обеспечить людям равные возможности, независимо от их социального статуса и прочих особенностей. Ключевой особенностью права является то, что все нормы в нём определены формально, а их нарушение подразумевает санкции, применимые к любому нарушителю, независимо от его социального статуса.

Феодальное право в Англии: «общее право», «право справедливости», статутное право

Источники права

Феодальное право Англии отличалось сложностью, запутанностью, казуистичностью, что было связано с особыми путями его формирования, в частности с тем, что оно не испытало действенного влияния римского права, римской правовой мысли.

До нормандского завоевания в XI в. основными источниками права в Англии были обычай и королевское законодательство. Провозглашение законов очень рано стало у англосаксонских королей одним из средств поднятия их престижа и удовлетворения материальных притязании. Первые правовые сборники стали появляться здесь еще в VI в.

Основываясь на обычном праве, последующие сборники заимствовали правовые нормы предшествующих.

Особое место среди источников средневекового права Англии заняли также нормы торгового и канонического права. Консервативный формализм “общего права”, не способствующий развитию рыночных отношений, предопределил прямые заимствования английским правом ряда норм торгового и канонического права, складывающихся на межгосударственной основе. Появление значительного числа торговых обыкновений было связано и с деятельностью английских торговых судов. Их правовая сила скреплялась часто королевскими статутами.

Политика первых нормандских королей, начиная с Вильгельма Завоевателя, также была направлена на соблюдение “старинных и добрых англосаксонских обычаев”. В это время, таким образом, уже зарождается традиция стойкой исторической преемственности английского права, а роль главного гаранта соблюдения его норм переходит к сильной королевской власти, к складывающейся системе общегосударственных королевских судов.

«Общее право»

Формирование “общего права” было связано с деятельностью на постоянной основе королевских разъездных судей (при Генрихе II, XII в.). Оно рассматривало прежде всего “тяжбы короны”, то есть дела, представляющие прямой интерес с точки зрения возможных доходов казны: о феодальных правах монарха, об обнаружении кладов, о подозрительных смертях и нарушениях королевского мира, о злоупотреблениях королевских должностных лиц.

Кроме того, рассматривались ими и “общие тяжбы” или “тяжбы народа” по жалобам, поступающим к королю. Одним из первых центральных королевских судов и стал суд “общих тяжб”, созданный в 1180 году. В начале XIII в. функции разрешения дел по жалобам королю перешли в “Суд королевской скамьи”. Разъездные суды начали унифицировать нормы местного обычного права и создавать “общее право” с помощью королевской канцелярии, которая издавала специальные приказы, как правило по заявлению потерпевшей стороны, которые содержали требование к обидчику или шерифу исполнить его и устранить нарушенные права жалобщика. Затем стали издавать специальные судебные приказы, требование которых было обращено непосредственно к обидчику – явиться “перед нами или нашими судьями в Вестминстере” и дать ответ на жалобу, то есть опровергнуть или признать нарушение прав другого лица.

Со временем в приказах стал четко формулироваться вид требования, иска; приказы стали классифицироваться по определенным видам правонарушений. Истец, таким образом, получал уверенность, что если нарушение его прав, нашедшее выражение в соответствующем приказе, будет доказано в суде, то он выиграет дело.

Так как на ранней стадии формирования “общего права” королевские приказы издавались по каждому конкретному случаю, то уже к началу XIII в. их накопилось так много, что в них трудно было разобраться. В связи с этим в XIII в. стали издаваться своеобразные справочники по “общему праву” – реестры приказов, в которых они стали фиксироваться в виде образцов исков, в строгой юридической форме.

Стороны с этого времени не могли свободно обосновывать свои права, а обязаны были опираться на эти образцы, что неизбежно должно было привести к окостенению системы приказов, к сокращению притока новых формул исковых требований. Так и произошло. Если лорд-канцлер как глава королевской канцелярии выпускал какой-либо приказ по собственной инициативе, то судьи часто отказывались его применять. Ограничения издания новых приказов нашли отражение в Оксфордских провизиях в 1258 году, в период обострения борьбы крупных феодалов (баронов) с королем.

Читайте также:
Можно ли закрыть уголовное дело на основании раскаяния?

Поток жалоб, поступавших к королю и не находивших судебной защиты, был столь велик, что он заставил английского короля Вестминстерским статутом 1285 года предписать лорду-канцлеру как хранителю “реестра приказов” расширить действие “общего права” путем выпуска новых приказов по аналогии, подобных прежним. “Реестр приказов” пополнился после этого универсальным иском “применительно к данному случаю”. Но и с помощью этих временных мер предусмотреть все жизненные ситуации было невозможно. “Общее право” продолжало окостеневать. С XV в. канцлер уже не составлял формулу приказа, она писалась самостоятельно истцом, который только обращался за печатью короля.

Другим каналом формирования норм “общего права” стала сама практика королевских судов. Записи по судебным делам, сначала в форме краткого, затем подробного заявления сторон и мотивировки судебного решения, велись с момента возникновения института разъездных судей. С начала XIII в. судебные протоколы стали публиковаться в “Свитках тяжб”. Содержащиеся в них материалы, мотивировки удовлетворения иска, подтверждали наличие того или иного обычая и могли быть использованы в последующей судебной практике в качестве прецедента. Хаотичный характер записей, однако, крайне затруднял возможность судей отыскать в них нужные им сведения. С середины XIII в. эти сведения о наиболее важных судебных делах судьи стали черпать из официальных отчетов – “Ежегодников”. В 1535 году на смену им пришли систематизированные судебные отчеты частных составителей.

Вместе с публикацией материалов судебных дел стала формироваться и теория судебного прецедента, еще далеко не завершенная в это время. Руководящий принцип, закрепленный в предшествующем решении королевских судов по определенному правовому вопросу, стал приобретать постепенно силу образца при рассмотрении аналогичных вопросов в будущем.

В XIV в. в Англии бурно развиваются рыночные, частнособственнические отношения, но они не находят адекватного отражения в нормах “общего права”, формализм которого препятствует этому. Почему же готовые рецепты регулирования частнособственнических отношений римского права в это время не были востребованы в Англии? Ответ надо искать прежде всего в истории формирования английских судов.

Нормандское завоевание приблизило Англию к интеллектуальной жизни континента. Первые английские судьи, те же клирики и чиновники, были открыты для восприятия высоких достижений римской правовой культуры. Но с конца XIII в. при Эдуарде I их стали назначать из профессионалов. Именно тогда складываются замкнутые корпорации судей с принадлежащими им подворьями, где готовились будущие судьи и правозаступники (баристеры и солиситоры). Монополизировав в своих руках охрану английского миропорядка, они выступали, защищая прежде всего свои профессиональные интересы, ярыми апологетами “общего права”, доказывая его несравненные преимущества перед правом римским. При этом утверждалось, что они не создают право, а лишь открывают его извечно существовавшие нормы. К тому же самобытная система “общего права” уже в XIV в. занимала прочные позиции в этой стране.

Результатом формализма, дороговизны, медлительности, общей неспособности “общего права” решительно трансформироваться в связи с меняющимися историческими условиями стало появление в Англии в XIV в. “суда справедливости” и последующего формирования еще одной правовой системы, “права справедливости”.

«Право справедливости»

Возникновение “суда справедливости” было связано с деятельностью лорда-канцлера – “проводника королевской совести”, который сначала от имени короля, а с 1474 года – от своего имени стал оказывать защиту истцам, жалующимся на “плохое правосудие”, на то, что их обидчики не преследовались, а они не защищались в судах “общего права”.

На основе обращения потерпевших к королю с просьбой “ради Бога и милосердия” защитить их права лорд-канцлер стал издавать приказы о вызове под страхом штрафа обидчика в канцлерский суд, где без формальной процедуры разбирались жалобы, выносились решения, невыполнение которых грозило ответчику тюремным заключением на основе специального приказа за неуважение к суду. В начале XIV в. при Эдуарде II аппарат при лорде-канцлере окончательно превращается в суд, не связанный нормами “общего права”, а руководствующийся нормами “справедливости”.

“Право справедливости” не обладало жесткой детерминированностью, оставляя решение многих вопросов на откуп судей, что неизбежно должно было привести к созданию ряда принципов, ограничений, соответствующего “инструментария” справедливости. Эти принципы и стали создаваться по мере того, как накапливались решения “судов справедливости”. Судебные отчеты по рассматриваемым делам начали публиковаться поздно, с 1557 года, когда резко возросло количество дел в судах справедливости.

Основные принципы “права справедливости”, часть которых была заимствована из “общего права”, сведенные в определенную систему норм в XVII в., сохранили свое значение до наших дней.

Основные принципы “права справедливости”:
  • “право справедливости” – это “милость короля”, а не исконное право потерпевшего. На “право справедливости” нельзя претендовать во всех случаях нарушения прав, так как оно носит дискреционный характер, то есть зависит от усмотрения суда;
  • “право справедливости” не может быть дано в ущерб правам лиц, основанным на “общем праве”, если только эти лица не совершили каких-либо неправомерных действий, вследствие которых было бы несправедливым с их стороны настаивать на своих правах;
  • там, где возникает коллизия между нормами “права справедливости”, действует норма “общего права”;
  • там, где возникает коллизия прав по “праву справедливости”, следует защищать те права, которые возникли раньше по времени;
  • равенство есть справедливость. Тот, кто ищет справедливости, должен сам поступать справедливо;
  • “право справедливости” признает приоритет закона, но не допускает ссылки на закон в целях достижения бесчестных намерений и пр.
Читайте также:
Земский собор: что это такое, описание и особенности

“Право справедливости” создавалось не для того, чтобы заменить “общее право”, а чтобы придать ему большую эффективность путем отхода от старых формальных правил, создать средства защиты нарушенных прав и интересов в тех сферах общественных отношений, которые не затрагивались нормами “общего права”. Если сначала “право справедливости” дополняло “общее право”, то со временем, в силу изменившихся исторических условий, оно стало приходить в прямое противоречие с ним. Столкновения между “судами справедливости” и судами “общего права” начались в 1616 году, когда был поставлен вопрос о том, может ли “суд справедливости” выносить решение после соответствующего решения суда “общего права” или вместо него? Резко конфликтную ситуацию вызвали прежде всего приказы канцлерского суда, запрещающие исполнение некоторых решений судов “общего права”.

Яков I, предпоследний абсолютистский король в Англии, решил этот конфликт в пользу “суда справедливости”, судьи которого отстаивали абсолютную и неограниченную власть монарха, имеющего право вмешиваться “через своих слуг” в отправление правосудия. Им был издан указ, что нормы “права справедливости” имеют преимущественное значение.

Особый характер развития прецедентного права потребовал обращения и к трудам английских правоведов, которые очень рано стали выполнять роль гидов в лабиринтах двух систем английского права.

Статутное право

С XV в. появляются ученые трактаты уже по наиболее важным и сложным вопросам права. В сферу внимания английских правоведов все чаще попадают и нормы статутного права, значение которых со временем все больше возрастает. В практике английских судов постепенно устанавливается обыкновение ссылаться на сочинения наиболее известных правоведов, тем самым их труды приобрели характер своеобразных источников английского права.

При доминирующем распространении в средневековом праве Англии прецедентных норм важное значение на всех этапах его развития, особенно в переломные эпохи, имело королевское законодательство, статутное право.

Королевское законотворчество в посленормандские времена началось с Вильгельма Завоевателя. Его первые законы касались отношений королевской власти с христианской церковью. В 1114 году появляется один из самых ранних сборников королевских законов. Законы короля назывались ассизами, хартиями, но чаще всего ордонансами, статутами. Законодательство Генриха II (XII в.), Эдуарда I (XIII в.), прозванного за бурную правотворческую деятельность английским Юстинианом, предопределило в значительной мере форму и содержание “общего права”, выработало его основополагающие правила и принципы.

До возникновения парламента, а точнее до царствования Эдуарда I, различий между королевским ордонансом и статутом не проводилось. Постепенно название статута закрепилось за актом, принятым парламентом и подписанным королем. Статуты – парламентские акты стали отличаться от других источников права средневековой Англии тем, что их законность, в отличие от их толкования, не могла обсуждаться в судебном порядке.

Понятие статут, более приближенное к современному парламентскому акту, появилось лишь в 1327 году, когда общины обратились к королю с просьбой доводить до его сведения “общие петиции” (содержащие часто готовые законопроекты – билли) и получать “ответ короля и его советы в письменной форме за Большой печатью королевства”. С этого времени одни законодательные акты принимались королем “с согласия Совета”, другие – “с согласия парламента”. Подтвердив право короля издавать “указы в Совете”, парламент установил, что впредь только статут может изменить содержание ранее принятого статута.

Все парламентские ограничения королевского законодательства фактически были отброшены в период абсолютизма, когда указы короля вторгались в решение самых важных государственных вопросов, а парламент часто сам уполномочивал короля издавать указы, которые существенно меняли содержание парламентского статута. Установившаяся практика была закреплена статутом 1539 года, предоставившим королю широкие права в издании прокламаций, указов, когда парламент не заседает, “если возникает необходимость действовать со всей быстротой, требуемой обстоятельствами”.

Социальный туризм: что это такое

Большинство стран занимаются развитием социальной сферой, что подразумевает улучшение качества жизни собственных граждан. Социальный туризм, что это такое интересует многих людей. Данная категория относится к сфере, которая курируется на государственном уровне. такой отдых предоставляется категории граждан, относящихся к малообеспеченным. Такими считаются школьники, пенсионеры, молодежь и инвалиды. Поездка и услуги оплачиваются из средств государственной казны или фондов, занимающихся благотворительной деятельностью. Появился социальный туризм в ХХ столетии и активно развивается во многих странах мира. Есть нормативные документ, регламентирующие порядок оказания такой услуги и категорию граждан, имеющих право на использование такого отдыха.

Особенности социального туризма

Данная сфера находится под контролем определенной службы, которая работает на государственном уровне. Также этим могут заниматься частные юридические организации и просто физические лица. Социальный туризм – это отдых граждан, относящихся к категории малообеспеченных, за счет государства или негосударственного фонда. Организации, занимающиеся оказанием данной услуги, должны соответствовать правилам по защите прав и интересов граждан.

Воспользоваться данной услугой могут не все граждане, а только определенная категория. Сфера социального туризма строго регламентирована на законодательном уровне, где четко прописаны стандарты использования и применения услуги. Документ содержит перечень лиц, имеющих право на подобный отдых, сроки и объемы исполнения услуги, а также варианты оплаты.

Читайте также:
Что грозит совершеннолетнему, если забеременеет 16-летняя?

Право на социальный отдых имеют пенсионеры, школьники, инвалиды, молодежь, военнослужащие и сотрудники государственных организаций, служители РПЦ. Сроки и варианты оказания услуги зависит от категории граждан, которые прописаны в документе. Занимаются контролем за исполнением закона службы социальной защиты.

Субъектами социального туризма являются гостиничные комплексы, кафе и рестораны, транспортные компании и туристические компании, организующие поездку. Услуга может заключаться в частичной оплате поездки, ряде предоставляемых скидок или полной оплате отдыха государством или благотворительным фондом.

Основные виды социального туризма

Отдых в данном направлении имеет несколько категорий, определяющихся целью поездки. Это может быть вид деятельности определенной группы людей или вызваны другими потребностями.

Выделяют следующие виды социального туризма:

Поездка, организующаяся с целью отдыха. Это может быть короткое или довольно продолжительное путешествие на курорт для восстановления физического или психологического самочувствия человека. Отдых обычно проходит на территории санатория или оздоровительного комплекса, отвечающего определенным запросам больного. Здесь могут учитываться микроклимат курортной зоны, наличие моря или состав почвы, а также тип растительного мира.

Культурный туризм относится к познавательной, паломнической и научной категории. Сюда входит поездка к достопримечательностям, имеющим культурное, географическое или историческое наследие. В последние годы большую популярность получил паломнический туризм к религиозным местам мирового масштаба.

Общественный туризм часто называют клубным – это поездка, организованная по общим интересам определенной группы лиц. Это может быть посещение такого же клуба, находящегося в другом городе или стране. Интерес могут быть развлекательными, спортивными и общественными.

Спортивный туризм относится к категории полезных и активных видов, который развивается в студенческой сфере. Студент чаще всего пользуются данной услугой. Поездка может быть организована перед проведением конкретных спортивных мероприятий. Участники путешествия могут быть активными участниками соревнований или пассивными наблюдателями.

Экономический туризм – это путешествие, вызванное с коммерческими целями. Это может быть поездка на различные выставки, ярмарки, открытие магазинов или посещение биржи. Часто организуется на государственном уровне.

Социальный туризм может быть стандартным или индивидуальным. Стандартный комплекс включает полный набор услуг, предоставляемый в соответствии с нормативным документом. Индивидуальный организуется самим туристом по собственным запросам и интересам. Наиболее предпочтительным считается второй, т.к. человек имеет возможность учесть все нюансы поездки, исходя из собственных желаний и предпочтений.

Социальный туризм активно развивается и совершенствуется. Данное направление существует в программе многих государств, что относится к защите прав человека. Каждый человек имеет право на качественный отдых, поэтому государство гарантирует выполнение данного права. Воспользоваться услугой может каждый человек, входящий в категорию малообеспеченных. Для того чтобы воспользоваться данным правом, нужно обратиться в соответствующую службу и подготовить необходимые документы.

Подпишись на новости туризма от Travel247 и читай их в Яндекс и Google!

Понятие социального туризма Текст научной статьи по специальности « Социологические науки»

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фролова Елена Андреевна

В статье рассматривается понятие« социальный туризм », предлагаемое различными авторами и организациями. Автором рассматриваются основные причины необходимости развития социального туризма .

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Фролова Елена Андреевна

Текст научной работы на тему «Понятие социального туризма»

Итак, сам рынок не обладает свойством социальной защиты населения. В условиях рыночной экономики это тяжелое бремя вынуждено взять на себя государство. Усилия государства должны быть направлены на минимизацию безработицы, обеспечение занятости и возможности дать людям надежный заработок. Затем следует политика выравнивания доходов среди занятого населения и перераспределения их через государственный бюджет так, чтобы уменьшить разрыв между высшими и нижними уровнями доходов. В современных условиях только кардинальное оздоровление реального сектора экономики будет способствовать нормализации положения на рынке труда Приднестровской Молдавской Республики, а также последовательному приближению институциональной и законодательной базы рынка труда Приднестровья к европейским стандартам. Эти задачи возможно решить на основе социального партнерства как способа достижения «социальной гармонии» между профсоюзами, правительством и союзами предпринимателей.

1. Закон Приднестровской Молдавской Республики «О занятости населения» от 8 января 2001 года. – № 372-3, с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Приднестровской Молдавской Республики от 17 апреля 2002 года № 119-ЗИ-Ш (САЗ 02-16), от 10 июля 2002 года № 152-ЗИД-Ш (САЗ 02-28), от 18 декабря 2003 года№ 373- ЗИД-Ш (САЗ 03-51).

2. Рынок труда и доходы населения: Учебное пособие / Под ред. H.A. Волгина. – М.: Филинъ, 1999.

3. Статистический ежегодник ПМР. Статистический сборник (за 2008-2012 гг.) -2013. – Тирасполь, 2013.

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА

Аннотация. В статье рассматривается понятие «социальный туризм», предлагаемое различными авторами и организациями. Автором рассматриваются основные причины необходимости развития социального туризма.

Ключевые слова: социальный туризм, социально незащищенный слой населения, туризм для молодежи, пенсионеров, инвалидов, субсидирование туризма.

В настоящее время социальная составляющая становится основной стороной политики, как мировой, так и отечественной. Основными причинами мировых конфликтов сейчас являются невнимательное отношение к людям, к их проблемам, невозможность создания среды существования. Социальный вопрос стоит не только в бедных странах, но и в странах с развитой экономикой. Примером тому могут служить такие страны, как Франция, которая столкнулась с проблемой миграции в самом худшем ее проявлении, или Турция, которая в результате невнимательного отношения к своим гражданам оказалась на пороге гражданской войны. В результате нестабильной экономической и политической ситуации, в погоне за максимальной выгодой или за мировым лидерством в проигрыше в первую очередь остаются простые граждане.

Читайте также:
Как доказать, что договор дарения поддельный?

© Фролова Е.А., 2013

Одной из социально ориентированных отраслей экономики является туризм. Эта отрасль приносит не только доход в экономику, но и напрямую ориентирована на людей. Не стоит легкомысленно относиться к туризму. Во многих странах основная доля государственных доходов относится именно к туризму. К его развитию государству стоит относиться с максимальным вниманием. Особенно важен внутренний туризм, ведь многие сейчас не понимают и не ощущают величия своей страны, нет понятия «патриотическое воспитание».

Прежде чем перейти к анализу самого понятия «социальный туризм», стоит рассмотреть причины необходимости его развития.

1. Разница в доходах населения в нашей стране является достаточно существенной. Попытки создания так называемого среднего класса пока не являются успешными. Поэтому большое количество людей не могут использовать свое право на отдых в полной мере. Конечно, наличие приусадебных участков решает эту проблему, но несущественно. Соответственно, социальный туризм необходим как явление, которое позволяет гражданам реализовать свои конституционные права.

2. Туризм является динамично развивающейся отраслью, соответственное его развитие будет благотворно влиять на экономику страны в целом. И хоть социальный туризм не ставит своей задачей получение прибыли, даже скорее отрицает ее, он может благотворно повлиять на инфраструктурную составляющую.

3. Улучшение имиджевой составляющей своей страны также можно отнести к причинам развития социального туризма. Ведь, помимо развития инфраструктуры, повышается и инвестиционная привлекательность регионов.

4. Патриотическое воспитание – это тоже один из важнейших аспектов социального туризма. Ведь туризм становиться доступным для всех слоев населения, особенно это важно для молодежи, которая должна знать, любить и гордиться своей страной.

5. Социальный туризм направлен на решение социальных задач:

– ориентирован на предоставление нематериальных благ;

– на формирование образовательного и культурного уровня населения и т.д.

В различной литературе понятие социального туризма разнообразно трактуется различными авторами и организациями. В основном все предлагаемые понятия имеют два варианта трактования – узкое и широкое. Широкое понятие отражает массовый характер потребления туристских услуг.

Одним из первых документов, определяющих социальный туризм является Манильская декларация по мировому туризму 1980 года, которая гласит: «Социальный туризм – это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании ими права на отдых» [9]. Это определение достаточно обще и поясняет, кто может относиться к «менее обеспеченным гражданам», а также каким образом и посредством чего осуществляется их право на отдых.

Более точное толкование социального туризма дано в Монреальской декларации, принятой Генеральной Ассамблеей Международного бюро социального туризма в 1996 г. Статья 13 Декларации гласит, что к движению социального туризма может принадлежать любая туристская организация (ассоциация, кооператив, общество взаимопомощи, фонд, федерация, бесприбыльная организация, компания и т.д.), которая в своем уставе или регламенте четко

ставит задачи социального характера и цель – обеспечение доступности путешествий и туризма для максимального количества людей, не ограничивая туризм единственной целью максимального получения прибыли. В Декларации сформулированы основные цели социального туризма:

•S совместное (туристской администрации, туристскими организациями и туристами) решение социальных задач, способствующих развитию человека, воспитывающих уважение к нему, а также повышенное чувство солидарности и братства;

•S достижение доступности туризма для всех, включая семьи, молодежь, пожилых людей, малообеспеченный слой населения, лиц с ограниченными средствами и т.п.;

•S возможность получения добавленной стоимости неэкономического характера, так как она является неотъемлемым элементом предлагаемого туристского продукта (речь идет о направлении части социальных расходов, трансферных платежей на оплату туристских услуг);

•S разработка долгосрочной социальной политики в области туризма (устойчивый социальный туризм может существовать только при ее наличии), предусматривающей прямую государственную поддержку и др. [10].

В предлагаемой трактовке также делается акцент на массовость и максимальную доступность туризма как основную идею, а не на получение прибыли от него. Также раскрывается польза социального туризма, его необходимость и стремление к общедоступности. Определение, данное Генеральной Ассамблеей, достаточно полно характеризует все положительные стороны социального туризма.

Наряду с широкой трактовкой понятия «социальный туризм» существует также и узкая, более конкретная, узкоспециализированная трактовка. К ней относится определения, представленные в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности», а также определения, представленные учеными: B.C. Сениным, В.И. Азаром, В.Н. Акишиным, М.Б. Биржа-ковым и т.д.

Рассмотрим их более подробно. Одно из первых – определение, данное в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в РФ» (ст. 1 Основные понятия): туризм социальный – туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей [3]. В этом определении понятной становится схема получения денежных средств на путешествия, но так же, как и в приведенных ранее определениях, не обозначено, кому конкретно эти средства могут быть выделены.

Еще одно определение предложено И.О. Сердобольской. По ее мнению, туризм социальный представляет собой разновидность туризма, охватывающего все социальные слои и возрастные группы населения, поездки которых субсидируются из различных бюджетов исходя из социальной категории гражданина [1].

Один из разработчиков концепции развития социального туризма профессор В.А. Квартальное отмечает, что туризм – это рынок, и многоотраслевые рыночные связи -его экономическая составляющая. Но при этом нельзя забывать, что основная его цель – социальная. Важно туризм сделать доступным для каждого человека с детства до старости. Такая установка не противоречит его выгодности. Напротив, мировая практика показывает, чем

Читайте также:
Как получить налоговый вычет по ипотеке?

страна ближе к упомянутой цели, тем выше в ней и доходность туризма. Социальный туризм -путешествия с целью отдыха, оздоровления, приобщения к природному и культурно-историческому наследию, реализуемые гражданам по цене социального тура и субсидируемые из источников внебюджетного финансирования и средств, выделяемых государством на социальные нужды [4]. Это понятие уже позволяет рассматривать туризм как некую экономическую категорию. Также данное понятие определяет цели социального туризма, чего нет в определениях, предложенных ранее. Причем автор отображает не только потребительский подход, но и нематериальные ценности, извлекаемые туристами.

Также к экономическим категориям прибегает JI.B. Сергиенко В своем определении он утверждает, что социальный туризм понимается как сектор туристского рынка, где покупатели получают субсидии из средств, выделяемых государством на социальные нужды, или иных источников покрытия в целях создания условий для путешествий и отдыха школьникам, работающей и учащейся молодежи из малообеспеченных семей, пенсионерам, ветеранам и инвалидам, т.е. лицам, которым государственные и иные организации оказывают социальную поддержку. Автор рассматривает социальный туризм как сектор рынка, а также относит туристов к категории покупателей.

Еще одно определение, данное B.C. Сениным гласит, что социальный туризм – это любой вид туризма (познавательный, курортный, экологический, сельский и т.д.), расходы на который полностью или частично оплачиваются туристу из финансовых источников, предназначенных на социальные нужды [6]. Таким образом, говоря о понятии «социальный туризм», можно сделать вывод, что существует несколько групп трактовок, что в общем не меняет общего смысла социального туризма: все определения говорят нам о том, что социальный туризм должен стать массовым явлением, которое дает возможность путешествовать всем людям, несмотря на их социальный статус и материальное благополучие. В этом, пожалуй, и будет заключаться основная идея социального туризма.

1. Манильская декларация по мировому туризму, 1980.

2. Монреальская декларация «К гуманитарному и социальному ведению туризма», принятая Генеральная Ассамблеей.

3. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности Российской Федерации».

4. Азар В.И. Экономика туристского рынка / В.И. Азар. – М., 1998. – 221 с.

5. Биржаков М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. – СПб.: ТД «Герда», 2000. – 192 с.

6. Бронников В.В. Благотворительность в организации услуг социального туризма / В.В. Бронников. – М.: МаксПресс, 2005. – 120 с.

7. Квартальное В.А. Современные концепции социального туризма / В.А. Квартальное. – М.: Наука, 1993.-120 с.

8. Молчанова Н.В. История мирового туризма / Н.В. Молчанова. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008.

9. Сенин B.C. Организация международного туризма: учеб. / B.C. Сенин. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 369 с.

10. Каменец A.B. Молодежный социальный туризм: учеб. пособие / A.B. Каменец, М.С. Кирова, И.А. Урмина. – М.: Издательство РГСУ, 2011. – 164 с.

11. Сердобольская И.О. Государственное регулирование социального туризма и пути его совершенствования в Российской Федерации: дис. канд. экон. наук / И.О. Сердобольская. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2003.

Р. Б. Худжамкулов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНОЧНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Аннотация. В статье исследуются взаимосвязь собственности и механизма распределения дохода. В переходной экономике произоилли существенные изменения в распределении дохода. На большинстве сельскохозяйственных предприятий применяется разовое вознаграждение (как стимулирование) по итогам года за индивидуальные и коллективные результаты труда. Изучается система премирования, где возникли новые виды материального стимулирования труда, такие как премирование (стимулирование) за создание и внедрение новой техники, рационализацию и т.д. В новых условиях хозяйствования изучены распределение дохода и стимулирование работников, основанные на тарифно-квалификационной системе.

Ключевые слова: распределение, переходная экономика, доход, реализация собственности, многоукладность.

Государственная форма собственности в соответствии со своей функциональной структурой, реализующейся на уровнях ее субъектов (государство, коллектив, индивид) для каждого субъекта на фазе производства, реализуется в управлении как функции собственности в конкретно-исторических формах организации труда (организационно-экономических отношениях), а на фазе распределения – в присвоении соответствующей части дохода: государство (распорядитель) присваивает налог, коллектив (владелец) – фонды социальной защиты и в целом хозрасчетный доход и индивид (пользователь) – заработную плату, как совладелец (член коллектива) – выплаты из хозрасчетного дохода, дивиденды; как собственник обобществленных средств производства – общественные фонды социальной защиты и присвоения доходов со своих средств производства [1].

Анализируя формы собственности, А. Ильин отмечает, что многообразие форм собственности и ее реализации влияют на функции государственной собственности на фазах воспроизводства на уровне трудового коллектива как владение – пользование – распоряжение. Производство и распределения дохода в дехканских хозяйствах создают условия для форм их организации, а именно распоряжение, полное хозяйственное ведение труда, управление, формы распределения дохода [2].

Рыночными основами распределения дохода в переходной экономике Республики Таджикистан, прежде всего, являются различные формы реализации собственности и она должна гарантировать каждому участнику отношений собственности:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: