Субъект естественной монополии: что это значит

Понятие и признаки естественной монополии. Сферы деятельности и субъекты естественных монополий

Ст. 3 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ “О естественных монополиях” определяет, что естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Признаки естественной монополии:
    1. действие в строго определенных сферах хозяйствования, которые определяют границы правового режима регулирования деятельности естественных монополий;
    2. удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции (поскольку издержки производства на единицу товара существенно понижаются по мере увеличения объёмов производства);
    3. товары, производимые субъектом естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами;
    4. спрос на данном товарном рынке является неэластичным (он стабилен даже при росте цены).
Субъектный состав отношений на рынках естественной монополии
    • Субъекты естественной монополии – это юридические лица, занятые производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии. Главный критерий для признания организации естественным монополистом – это осуществление деятельности в условиях естественной монополии. Закон не содержит специальных требований относительно организационно-правовых форм субъектов естественных монополий.
    • Потребители – это любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, приобретающие товары (услуги), производимые (реализуемые) субъектами естественных монополий. Понятие “потребитель” здесь используется в широком смысле слова, оно не совпадает с трактовкой, данной в Законе РФ “О защите прав потребителей”.
    • Федеральные органы государственной власти по регулированию естественных монополий .
Сферы деятельности субъектов естественных монополий

Ст. 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ “О естественных монополиях” устанавливает, что регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:

    1. транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
    2. транспортировка газа по трубопроводам;
    3. железнодорожные перевозки;
    4. услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
    5. услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
    6. услуги по передаче электрической энергии;
    7. услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
    8. услуги по передаче тепловой энергии;
    9. услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
    10. захоронение радиоактивных отходов;
    11. водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;
    12. ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

В соответствии с реализуемой по решению Правительства Российской Федерации демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

Естественная монополия – что это такое?

Естественная монополия является производственной отраслью, занятой компаниями, способными нормально работать только при отсутствии конкуренции. Если в этой сфере производства появится конкурент, то издержки перестанут быть минимальными, а это повлечёт уменьшение доходности, и увеличит стоимость товаров или услуг. Естественная монополия – важный аргумент в пользу национализации экономически важных для страны и общества отраслей (например, железнодорожного хозяйства).

Читайте также:
Иммунитет военных кораблей: что это значит

Суть естественной монополии

Понятие «монополия» в переводе с греческого языка означает «один продаю». При такой структуре на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна компания, являющаяся большим капиталистическим предприятием, которое контролирует производство и сбыт продукции. Производится уникальный продукт, не имеющий аналогов, и закрыто вхождение новых компаний на рынок.

Естественной называется разновидность монополии, которая занимает на рынке привилегированное положение из-за особенностей технологии производства: эксклюзивно владеет ресурсами, имеет исключительную материально-техническую базу или крайне высокую стоимость. Как правило, естественные монополии являются компаниями, управляющими трудоёмкими инфраструктурами, создать которые другие фирмы технически не в состоянии или это считается экономически неоправданным.

Естественными монополиями являются такие сферы коммунального хозяйства как электро-, тепло-, газо- и водоснабжение. Другим ярким примером служат железные дороги РФ. Создание альтернативной системы железнодорожного сообщения в государстве невозможно, поэтому РЖД монополист в области железнодорожных перевозок. Но у пассажиров есть возможность выбора аналогов: можно выбрать не только поезд, но и самолет или автомобиль. Поэтому РЖД не монополист на рынке транспортных перевозок, но остаётся монополией в сфере железнодорожного транспорта.

Естественная монополия образуется в том случае, когда деятельность приносит доход в долгосрочной перспективе при обслуживании всего рынка. Чаще всего требуются большие затраты на начальном этапе. В этом случае предприятия объединяет единая сбытовая организация.

Причины образования монополии и характерные особенности

Основная причина создания монополии заключается в стремлении бизнеса извлечь максимум дохода от монополизации рынка. Дополнительными причинами, которые способствуют образованию монополий, могут являться:

  • правительство устанавливает законодательные барьеры для ведения бизнеса (сертификация, лицензирование, распределение квот);
  • наличие значительных затрат при ведении деятельности, которые не окупятся в конкурентной среде;
  • компании укрупняются путём слияния и поглощения;
  • протекционистская политика защищает отечественных производителей от зарубежных конкурентов.

Характерные особенности монополий:

  1. Отрасль представляет одна компания-производитель определённого товара.
  2. Фирма-монополист может регулировать количество своей продукции на рынке, таким способом определяя её стоимость.
  3. Производителям аналогичной продукции при попытках реализовать её на монополизированном рынке создают искусственные барьеры: юридические, технические или экономические.
  4. Компания-монополист чаще всего не использует рекламу.
  5. Покупатели вынуждены покупать товар производителя-монополиста или обходится без него.

Способы монополизации рынка

Чтобы занять доминирующее положение на рынке, компания может воспользоваться несколькими способами:

  • произвести новый уникальный продукт, аналоги которого пока не могут освоить конкуренты. Подобная ситуация обычно бывает временной. Отсутствие конкуренции обусловливает технологический отрыв, который конкуренты стараются быстро преодолеть;
  • достигается высочайшая эффективность производства, позволяющая предлагать продукцию по минимальной стоимости;
  • создаются конгломераты и концерны. Крупные производители объединяют ресурсы и создают такую ситуацию на рынке, когда они имеют возможность диктовать условия конкурентам послабее. Типичный приём, способствующий достижению этой цели – одновременное владение несколькими значительными потребительскими секторами (например, производство автомобилей или железнодорожные перевозки);
  • сформировать картели. При этом несколько монополистов договариваются между собой по поводу ценовой политики. Регулирующие органы практически всех государств ведут активную борьбу с таким сговором, который ограничивает свободу торговли;
  • некоторым субъектам хозяйствования власти предоставляют исключительные права. Отличительная черта административной монополии заключаются в действиях государства, направленных на ограничение конкуренции и подчинение властным структурам (например, министерству, управлению, главку и т. д.).
Читайте также:
Устранение двойного налогообложения: что это значит

Отличия естественной монополии от искусственной

Основой свободных рыночных отношений является конкуренция, поэтому государство стоит на её защите. Однако, существуют товары или услуги, которые обладают специфическими характеристиками. Главная их черта – жизненная важность для государственной экономики. Чаще всего, то, что подобные продукты предлагает один продавец, является оправданным и рациональным.

Естественная монополия – ситуация на рынке, когда конкуренция негативно влияет на макроэкономические показатели государства, является стратегически опасной или технологически невозможной.

Естественные монополии обладают следующими признаками:

  1. Чрезвычайно высокой стоимостью входа в бизнес. Затраты на начальном этапе деятельности настолько огромны, что обычно только государство может их понести.
  2. Постоянные составляющие издержек тоже слишком масштабны.
  3. Неэластичным спросом на продукт, предназначенный удовлетворить первоочередные потребности и который население будет покупать по любой цене.
  4. Отсутствием альтернативы продукту. Другими словами, товар или услуга уникальны, и их нельзя ничем заменить.

Роль естественных монополий в государственной экономике

В Российской Федерации, как и в других государствах, существуют естественные монополии, которые соответствуют следующим критериям:

  • единственное предприятие-гигант;
  • уникальная продукция;
  • непреодолимые барьеры для конкурентов;
  • полная информация.

В настоящее время в список отраслей, которые отвечают вышеперечисленным критериям, включены важнейшие для экономики государства позиции:

Вид естественной монополии Комментарий
Транспортировка газа и нефти Значительная доля экспорта занята углеводородами, играющими в экономике России большую роль. Кроме того, стоимость средств доставки тоже очень высока
Железнодорожный транспорт Единственная компания, выполняющая рельсовые перевозки в Российской федерации – РЖД, которая владеет всем путевым хозяйством
Транспортные терминалы Очень трудно представить частный железнодорожный вокзал или аэропорт, который конкурирует со стоящим неподалёку
Транспортировка электроэнергии Единая энергосистема обладает особенностями функционирования, не позволяющими поделить её между несколькими собственниками
Теплоснабжение Монополизация этой сферы оправдана по тем же причинам, что и снабжение электроэнергией
Коммунальная сеть и водоснабжение Социальная роль этих отраслей критически важна. Стоимость услуг ЖКХ устанавливается таким образом, что вызывается возникновение дилеммы её регулирования (выбор эффективного или справедливого уровня). Власти контролируют деятельность таких монополий, чтобы предотвратить рост тарифов, нарушающих равновесие расходов и доходов населения
Почтовые услуги ФГУП «Почта России» федеральные органы власти предоставляют преференции в сфере доставки корреспонденции, посылок и бандеролей

Видео по теме:

Антимонопольное регулирование

Государство регулирует деятельность предприятий-монополистов, все они заносятся в реестр Государственной Антимонопольной службы. Сведения о субъектах, имеющих статус монополиста, доступны на официальном сайте ФАС. Сферы деятельности для удобства поиска делятся на пять разделов: связь, энергетический комплекс, транспорт, водоснабжение, захоронение радиоактивных отходов.

При отсутствии конкуренции в обществе происходят негативные процессы:

  1. Отсутствует стимул развития новых технологий.
  2. Дефицит товаров и услуг.
  3. Ресурсы расходуются не эффективно.
  4. Доходы распределяются не справедливо.

Поэтому правительства многих стран ограничивают создание монополий введением антимонопольных законов. Они защищают интересы потребителей и способствуют экономическому процветанию. При этом специальными государственными органами осуществляются следующие действия:

  • контролируется ценообразование;
  • предотвращается зависимость небольших компаний от гигантов;
  • отслеживается степень конкуренции на рынке.

Монополия

Монополия – это рыночная структура, при которой крупная компания осуществляет контроль над производством и сбытом одного или нескольких видов товара, продукции.

Читайте также:
Собрание граждан: что это значит

То есть монополист на рынке обладает исключительным правом производства, торговли и других видов деятельности.

При монополии на рынке нет конкуренции, и функционирует только одна фирма-монополист.

Фирма-монополист производит уникальную, не имеющую аналогов продукцию и защищена от выхода на рынок других компаний.

Причины создания монополий

Главной причиной создания монополий является стремление бизнеса получить максимальную прибыль за счет монополизации рынка.

Дополнительными факторами, способствующими появлению монополий, могут быть:

установление правительством законодательных барьеров для ведения деятельности в отношении сертификации, лицензирования, распределения квот;

значительные затраты при ведении бизнеса, которые не окупаются в конкурентной среде;

укрупнение фирм в результате поглощения и слияния;

политика протекционизма, защищающая отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Характерные черты монополии

Характерные черты монополии заключаются в следующем:

вся отрасль представлена одной компанией-производителем данного товара;

компания-монополист имеет возможность регулировать количество своего товара на рынке, изменяя таким образом его стоимость;

производители аналогичных товаров при попытке продать их на монополизированном рынке сталкиваются с искусственно созданными барьерами: юридическими, техническими или экономическими;

производитель-монополист, как правило, обходится без рекламы;

покупатель вынужден приобретать товар у монополиста либо вовсе обходиться без него.

Виды монополий

На практике выделяют следующие виды монополий:

государственная (закрытая) монополия.

Естественная монополия

Естественная монополия возникает тогда, когда бизнес приносит прибыль в долгосрочной перспективе только при обслуживании всего рынка. Обычно хозяйственная деятельность требует больших затрат на начальном этапе.

При естественной монополии предприятия объединены в единую сбытовую организацию. При этом удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным снижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Примерами естественной монополии являются системы водоснабжения, железнодорожные перевозки.

Искусственная монополия

Искусственная монополия обычно создается при объединении нескольких предприятий.

Сговор компаний позволяет устранять конкурентов на товарных рынках.

При искусственной монополии созданная структура для устранения конкурентов применяет такие методы, как:

спекуляция ценными бумагами.

Открытая монополия

Открытая монополия – это рынок единственного поставщика.

При открытой монополии существует временная ситуация, которая образуется в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта.

Таким образом, открытая монополия характерна для компаний, которые предлагают новые, инновационные продукты, у которых нет аналогов на текущий момент.

Государственная (закрытая) монополия

Государственная (закрытая) монополия – это монополия, которая создана с помощью законодательных барьеров, которые определяют:

субъект монополии (монополиста);

товарные границы монопольного рынка;

формы контроля и регулирования его деятельности;

компетенцию контролирующего органа.

Таким образом, государственная (закрытая) монополия защищена от конкурентов законодательством.

При государственной (закрытой) монополия ограничения могут касаться налогообложения, лицензирования, сертификации, авторских прав, патентов, передачи уникальных прав на владение и пользование ресурсами и т. п.

Формы монополий

На практике выделяют следующие формы монополий:

Картель – договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике;

Читайте также:
Преступление, совершенное группой лиц

Синдикат – сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно;

Конгломерат, Концерн – это группа несколько отрасле-разнородных компаний, но финансово интегрированных субъектов.

Преимущества и недостатки монополий

Достоинства монополии заключаются в следующем:

Лидирующее положение на рынке компании, позволяющее ей диктовать свои условия.

Наибольшая устойчивость по отношению к экономическим кризисам.

Крупные монополисты имеют достаточно средств для совершенствования производства, в результате чего повышается его эффективность и возрастает качество выпускаемых товаров.

Увеличение объемов производства и последующее снижение издержек и ресурсных затрат.

К недостаткам монополии можно отнести:

▪ Возможность производителя возложить компенсацию издержек производства товара на их потребителей за счет увеличения отпускной цены.

▪ Получение монополистом дополнительной прибыли путем снижения качества выпускаемой продукции.

▪ Отсутствие научно-технического прогресса при производстве из-за отсутствия конкурентов на рынке.

Антимонопольное законодательство

Отсутствие конкуренции приводит к негативным последствиям в обществе, а именно:

отсутствию стимула развивать новые технологии;

не эффективному расходованию ресурсов;

не справедливому распределению доходов.

Поэтому правительства государств стараются ограничить появление монополий с помощью введения антимонопольного законодательства. Антимонопольное законодательство существует в большинстве стран мира. Оно защищает интересы потребителей и способствует экономическому процветанию.

При этом специальные государственные органы:

предотвращают зависимость мелких фирм от крупных игроков;

следят за уровнем конкуренции на рынке.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Инструкция по работе с реестром естественных монополий по 44-ФЗ

Реестр субъектов естественных монополий — это единая информационная база данных, в которой содержится информация о хозяйствующих субъектах, занятых производством и реализацией товаров или услуг в условиях монополизации в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, связи, водоснабжении и водоотведении, захоронении радиоактивных отходов.

Перечень субъектов естественных монополий (СЕМ), которые регулирует и контролирует государство по состоянию на 01.09.2019
Скачать реестр СЕМ в сфере захоронения радиоактивных отходов
Скачать реестр СЕМ в топливно-энергетическом комплексе
Скачать список СЕМ в сфере транспорта
Скачать реестр СЕМ в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем коммунальной инфраструктуры
Скачать реестр субъектов естественных монополий в области связи
Скачать список СЕМ в сфере транспортировки нефти или нефтепродуктов по магистральным трубопроводам
Скачать список СЕМ в сфере транспортировки газа по трубопроводам

Какой перечень использовать в закупках

На сайте ФАС выложен реестр монополистов, но он не имеет отношения к госзакупкам. В п. 1 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ указано, что закупка у единственного поставщика проводится заказчиком, если он покупает товары, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в рамках Федерального закона № 147-ФЗ от 17.08.1995. Сферы деятельности перечислены в ст. 4, а список естественных монополий упоминается в ст. 10.

Заказчикам этот список не помогает. Например, организация есть в этом списке, но заказчик покупает у нее то, что не относится к сфере деятельности естественных монополий, то п. 1 ч. 1 ст. 93 не работает. И наоборот: если организации нет в перечне организаций по 147 ФЗ о естественных монополиях 2020 года, но она работает в сфере из ст. 4 этого закона, то закупить у нее как у единственного поставщика можно.

Отдельного списка монополистов по 44 ФЗ нет. Ориентируйтесь на сферы деятельности, которые закреплены в ст. 4 147-ФЗ.

Кто ведет

В бумажном и электронном виде перечень формирует и ведет ФАС в полном соответствии с информационными данными, предоставленными уполномоченными органами исполнительной власти всех уровней, и с заявлениями, полученными непосредственно от самих предприятий, претендующих на включение (изменение, прекращение деятельности) в списки ЕМ.

Актуальные реестры монополистов на 2020 год выложены на сайте ФАС. Там же есть специальный сервис по поиску таких субъектов. Он работает для таких направлений деятельности:

  • нефтепромышленность;
  • услуги транспорта;
  • захоронение радиоактивных отходов;
  • энергокомплекс;
  • природные ресурсы: газ, вода.

Чтобы проверить организацию на наличие сведений в реестре, заполните наименование или ИНН, территориальный и тип реестра. Есть списки, в которых подразделы детализированы с учетом отраслевых особенностей.

Как попасть

В законе нет инструкции, как рассматривают и решают, включать или не включать экономический субъект в реестр субъектов естественных монополий на 2020 год. Приказом ФСТ № 481-э от 13.10.2010 утвержден порядок рассмотрения документов и принятия решения о начале, смене или остановки работы монополиста.

Документы с приложениями и допсведениями заявитель отправляет в ФАС дистанционно или по почте. Представители компании подают заявления о введении, изменении или прекращении деятельности лично. Полный пакет документов в бумажном виде нумеруют, визируют подписью руководителя и скрепляют «живой» печатью юрлица.

Как рассматривают

Если в сведениях для попадания в список естественных монополий в России 2020 года, которые предоставил заявитель, есть неполные, некорректные или недостоверные сведения, сотрудники антимонопольного органа отправляют документы обратно в течение 10 рабочих дней после даты их принятия. Это указано в п. 15 Порядка.

Если сведения корректны, достоверны и относятся к вопросу о введении, изменении или прекращении деятельности субъекта естественных монополий, то их рассматривают и согласовывают в течение 6 месяцев от даты, когда они поступили. Это указано в п. 19 Порядка.

Когда документы изучили и проанализировали, принимают одно из двух решений:

  1. Ввести, изменить, прекратить госрегулирование деятельности субъекта.
  2. Не вводить, не изменять, не прекращать госрегулирование деятельности.

Статья 15. Структура воздушного пространства

СТ 15 ВЗК РФ

Структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и тому подобное), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установленном Правительством Росси

Комментарий к Статье 15 Воздушного кодекса России

В соответствии с комментируемой статьей и Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации структура воздушного пространства включает в себя следующие элементы:

1) зоны и районы ЕС ОрВД ;
——————————–
Приказом Федеральной аэронавигационной службы от 8 ноября 2006 г. N 72 утвержден Перечень зон и районов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.

2) воздушное пространство приграничной полосы;

3) районы аэродромов и аэроузлов;

4) воздушные трассы и местные воздушные линии;

5) маршруты полетов воздушных судов;

6) спрямленные воздушные трассы;

7) воздушные коридоры пролета государственной границы Российской Федерации;

8) коридоры входа (выхода) на воздушные трассы;

9) специальные зоны полетов воздушных судов (зоны отработки техники пилотирования (пилотажные зоны), зоны испытательных полетов, зоны полетов воздушных судов на малых и предельно малых высотах, зоны полетов воздушных судов на скоростях, превышающих скорость звука, зоны полетов воздушных судов на дозаправку топливом в воздухе, зоны полетов воздушных судов с переменным профилем и т.п.);

10) запретные зоны;

11) зоны ограничений полетов;

12) опасные зоны (районы пуска и падения ракет и их отделяемых частей);

13) районы полигонов;

14) районы взрывных работ;

15) районы противоградовых стрельб;

16) районы авиационных работ;

17) специальные районы;

18) другие специальные элементы, устанавливаемые для осуществления деятельности в воздушном пространстве.

Границы элементов структуры воздушного пространства устанавливаются по географическим координатам, высотам, указываются в соответствующих инструкциях и публикуются в документах аэронавигационной информации.

Воздушное пространство делится на нижнее и верхнее. Границей нижнего и верхнего воздушного пространства является высота 8100 м, которая относится к верхнему воздушному пространству.

По высоте выполнения полетов воздушное пространство классифицируется:

а) на предельно малые высоты – от 0 до 200 м включительно над рельефом местности или водной поверхностью;

б) на малые высоты – свыше 200 до 1000 м включительно над рельефом местности или водной поверхностью;

в) на средние высоты – свыше 1000 до 4000 м включительно;

г) на большие высоты – свыше 4000 до 12000 м (до тропопаузы) включительно;

д) на стратосферу – свыше 12000 м (выше тропопаузы).

Воздушное пространство над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения и контроль за соблюдением внутригосударственных и международных требований, стандартов, норм и процедур в области использования воздушного пространства и деятельности в области авиации возложена на Российскую Федерацию, делится на зоны и районы ЕС ОрВД.

Структура воздушного пространства зоны ЕС ОрВД устанавливается инструкцией по использованию воздушного пространства зоны Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, утверждаемой главнокомандующим ВВС.

В воздушном пространстве над территорией Российской Федерации вдоль ее Государственной границы устанавливается приграничная полоса шириной 25 км с особым режимом ее использования.

В воздушном пространстве вдоль Государственной границы Российской Федерации в Северном Ледовитом океане приграничная полоса не устанавливается.

Для выполнения полетов воздушных судов с аэродрома устанавливается район аэродрома. Границы района аэродрома (независимо от того, в чьей собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении он находится) по представлению старшего авиационного начальника аэродрома утверждаются командующим объединением ВВС и ПВО (командующим авиационным объединением, командиром авиационного соединения), ответственным за организацию использования воздушного пространства в зоне ЕС ОрВД, в которой расположен район аэродрома.

Правила полетов в районе аэродрома (аэроузла) определяются инструкцией по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла) или аэронавигационным паспортом аэродрома.

Районы аэродромов, на которых организация и обслуживание воздушного движения (управление полетами) требуют взаимного согласования и координирования, могут по решению командующего объединением ВВС и ПВО (командующего авиационным объединением, командира авиационного соединения) объединяться в аэроузлы.

Границы района аэроузла утверждаются командующим объединением ВВС и ПВО (командующим авиационным объединением, командиром авиационного соединения), ответственным за организацию использования воздушного пространства в зоне ЕС ОрВД, в которой расположен район аэроузла. Границы районов аэродромов, входящих в аэроузел, могут не устанавливаться.
йской Федерации.

Структура воздушного пространства

“. Структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и тому подобное), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. “

“Воздушный кодекс Российской Федерации” от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 28.07.2012)

“. “структура воздушного пространства” – совокупность ограниченных в вертикальной и горизонтальной плоскости элементов воздушного пространства, предназначенных для осуществления деятельности по использованию воздушного пространства;. “

Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (ред. от 19.07.2012) “Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации”

Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

  • Структура ассортимента товаров
  • Структура горной породы

Смотреть что такое “Структура воздушного пространства” в других словарях:

Структура воздушного пространства — (англ. structure of air space) в воздушном законодательстве РФ внутреннее устройство воздушного пространства, устанавливаемое в процессе организации использования воздушного пространства, включающее в себя зоны, районы и маршруты обслуживания… … Энциклопедия права

Структура воздушного пространства — включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и тому подобное), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны … Словарь юридических понятий

Структура воздушного пространства — (англ. structure of air space) в воздушном законодательстве РФ внутреннее устройство воздушного пространства, устанавливаемое в процессе организации использования воздушного пространства, включающее в себя зоны, районы и маршруты обслуживания… … Большой юридический словарь

Аэронавигационная информация — (данные) сведения об структуре воздушного пространства в бумажном или электронном виде. Структура воздушного пространства территории представляет собой информацию об аэродромах (аэроузлах), касающиеся характеристик и фактического состояния… … Википедия

зона — 3.11 зона: Пространство, содержащее логически сгруппированные элементы данных в МСП. Примечание Для МСП определяются семь зон. Источник: ГОСТ Р 52535.1 2006: Карты идентификационные. Машиносчитываемые дорожные документы. Часть 1. Машин … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Европа — (Europe) Европа – это плотнонаселенная высокоурбанизированная часть света названная в честь мифологической богини, образующая вместе с Азией континент Евразия и имеющая площадь около 10,5 миллионов км² (примерно 2 % от общей площади Земли) и … Энциклопедия инвестора

Североатлантические треки — (англ. North Atlantic Tracks, NAT Tracks) установленные маршруты над Атлантическим океаном, соединяющие Северную Америку с Европой. Треки обеспечивают необходимое эшелонирование в тех районах над океаном, где затруднено постоянное… … Википедия

Уголовный кодекс Российской Федерации — Федеральный закон (Россия) «Уголовный кодекс Российской Федерации» Номер: 63 ФЗ Принятие: Государственной Думой 24 мая 1996 Одобрение: Советом Федерации 5 июня 1996 … Википедия

Военно-воздушные силы Российской Федерации — Военно воздушные силы России … Википедия

Кодекс уголовный — федеральный закон «Уголовный кодекс Российской Федерации» Номер: 63 ФЗ Принят: Государственной Думой 24 мая 1996 Одобрен: Советом Федерации 5 июня 1996 Подписан … Википедия

1.1 Структура и классификация воздушного пространства

1.1 Структура и классификация воздушного пространства
Широкое применение БАС неизбежно актуализирует проблему организации
воздушного движения и аэронавигационного обслуживания полетов БВС в не-
сегрегированном воздушном пространстве совместно с пилотируемыми воздуш-
ными судами. В интересах рационального использования, создания благоприятных
условий для планирования, координации, обеспечения и выполнения полетов
авиации всех ведомств, а также оперативного обслуживания воздушного движения,
воздушное пространство государств делится на отдельные объемы, совокупность
которых образует его структуру.

В основу построения структуры воздушного пространства положены критерии
требуемой пропускной способности системы ОрВД, экономичности и регулярности
воздушного движения при обязательном обеспечении уровня безопасности полетов.
При построении воздушного пространства ИКАО рекомендует учитывать следу-
ющие основные факторы, приведенные в Приложение 11 к Конвенции о междуна-
родной гражданской авиации. «Обслуживание воздушного движения» [1]:

 вид предоставляемого обслуживания воздушного движения (диспетчер-
ское, полетно-информационное, служба аварийного оповещения);

 правила выполнения полетов;

 интенсивность и вид воздушного движения (регулярное или эпизодиче-
ское);

 технические характеристики ВС;

 тактико-технические характеристики радиотехнических средств навига-
ции и ОрВД;

 возможности диспетчера по обслуживанию воздушного движения.

Исходя из этих критериев, воздушное пространство, в котором обеспечивается
международное обслуживание воздушного движения, может быть классифициро-
вано и обозначено как воздушное пространство классов А, В, С, D, E, F, G. Требова-
ния, предъявляемые к полетам воздушных судов в различных классах воздушного
пространства, представлены в таблице 1.1 и на рисунке 1.1 и определяются норма-
тивными документами ИКАО [1].

Таблица 1.1 – Международная классификация воздушного пространства в соответствии с рекомендациями ИКАО



Таким образом, воздушное пространство классов А, В, С, D и Е является
контролируемым воздушным пространством, а воздушное пространство классов F и
G является неконтролируемым воздушным пространством (рисунок 1.2). При этом
классификация ИКАО имеет рекомендательный характер, а государства сами опре-
деляют структуру национального воздушного пространства.

Требования, предъявляемые к полетам воздушных судов в пределах воздушного
пространства каждого класса

Рисунок 1.1 – Требования ИКАО, предъявляемые к полетам воздушных судов в пре-
делах воздушного пространства каждого класса

Рисунок 1.2 – Классы воздушного пространства, относящиеся к контролируемому и
неконтролируемому воздушному пространству

Наиболее полно рекомендации ИКАО в отношении структурирования воздуш-
ного пространства реализованы в структуре ВП США (рисунок 1.3) [2]. На рисунке
по вертикальной оси приведена высота в футах и в номерах эшелонов.


Рисунок 1.3 – Структура воздушного пространства США

В соответствии со Сводом федеральных правил 14 CFR «Аэронавтика и кос-
мос» [2] в случаях, если ВС не находится в классах A, B, C, D, ограниченных или за-
претных зонах, оно находится в классе E или классе G.

Класс А. Воздушное пространство класса А покрывает всю страну и имеет
нижнюю границу 18 000 фт. MSL (относительно среднего уровня моря). В данном
классе ВП диспетчерская служба ОВД имеет довольно хорошее представление о
воздушной обстановке посредством использования обязательного контроля за воздушным движением. Пространство класса А начинается на высоте 18 000 фт. MSL и простирается до высоты 60 000 фут. MSL.

Класс B. Воздушное пространство класса В окружает национальные аэропорты и обычно распространяется до высоты в 10 000 фут. MSL, а в некоторых случаях и выше. Воздушное пространство класса В может простираться горизонтально с радиусом до 15 миль от вышки аэропорта. Более точно оно определяется конкретно исходя из условий интенсивности воздушного движения, географических или иных условий конкретного аэропорта. Незаконное проникновение в пространство класса В является очень серьезным нарушением, которое подвергает риску жизни многих людей, летающих на больших пассажирских самолетах. Если проникновение в пространства классов D или Е влекут за собой только серьезное предупреждение, то проникновение в класс В или С влечет за собой строгое наказание.

Класс С. Разделение по высотам показывает верхнюю и нижнюю границу, также, как и в пространстве класса В. Также, как и в пространстве класса В полеты без
согласований с органами УВД возможны над и под выступами пространства С. Для
полетов авиации общего назначения внутри этого пространства требуется получение разрешение от органа УВД, которое может быть получено по телефону (некоторые органы УВД могут принимать заявку по радио).

Класс D. К классу D, обычно, относится ВП не больших городских аэропортов
с диспетчерской вышкой. Обычно верхняя граница класса D находится на высоте 2
500 фут. AGL над аэропортом, но эта высота может быть другой. Некоторые границы пространства D могут иметь, например, вытянутую форму, это связано с особенностями прохождения трасс взлета или посадки аэропорта.

Класс Е. Класс Е – это огромное контролируемое воздушное пространство,
которое не определено как классы А, В, С, D, G. Оно заполняет промежуток между
остальными классами. В нём можно летать в пределах, не ограниченных другими
пространствами. Класс Е всегда имеет одно из четырёх значений нижней границы:
поверхность, 700 AGL (высота относительно поверхности земли), 1 200 AGL, 14 500
MSL. Большая часть пространства Е имеет ограничение высоты 1 200 AGL. Ограничение высоты 700 AGL обозначается на картах широкой фиолетовой линией с размытой границей. Размытая граница находится с той стороны, где вводится нижняя граница пространства 700 AGL.

Класс G. Этот класс расположен под остальными пространствами и начинается от поверхности земли. Он покрывает всю поверхность земли, повторяя рельеф. В
удаленных областях он имеет высоту 14500 MSL. Верхняя граница класса G – это
обычно нижняя граница пространства E.

Класс G полностью неконтролируемый и наиболее подходит для полетов авиации общего назначения и БВС. Класс G заканчивается там, где он пересекается
классами B, C, D, E.

В странах Евросоюза классификация воздушного пространства устанавливается национальными авиационными властями. Например, в Великобритании установлены классы контролируемого воздушного пространства A, С, D, E и класс неконтролируемого воздушного пространства G. В Германии установлены классы
контролируемого воздушного пространства С, D, E и класс неконтролируемого воздушного пространства G. В Испании установлены все классы воздушного пространства от А до G в соответствии с классификацией ИКАО. Классы от А до Е относятся к контролируемому воздушному пространству, классы F и G к неконтроли-
руемому.

Рассмотрим структуру воздушного пространства (ВП) Российской Федерации.

Структура ВП Российской Федерации отличается от международной классификации
и классификации стран, рассмотренных выше. Согласно ст. 10 Федеральных правил
использования воздушного пространства (ФП ИВП) [3], утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 (в редакции от 13.06.2018) все воздушное пространство РФ делится на три класса: А, С и G (рисунок 1.4).

Рисунок 1.4– Принципиальная схема структуры классов воздушного пространства
Российской Федерации

Класс А. Класс А устанавливается от эшелона 8100 м и выше, в том числе на
воздушных трассах, спрямленных воздушных трассах, маршрутах зональной на-
вигации. Требования, предъявляемые к полетам воздушных судов в воздушном про-
странстве класса А:

– разрешаются только полеты по правилам полетов по приборам (ППП);

– все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживанием и эше-
лонируются;

– все полеты выполняются при наличии диспетчерского разрешения;

– отсутствуют ограничения по видимости, расстоянию до облаков, скорости
полета;
– обязательно наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом ОрВД
Класс С. Класс С устанавливается от эшелона 8100 м и ниже, в том числе на
воздушных трассах, спрямленных воздушных трасс, маршрутах зональной навига-
ции, коридорах входа (выхода) на воздушные трассы в районах аэродромах (аэроуз-
лов), коридорах подхода, зонах взлета и посадки.
Требования, предъявляемые к полетам воздушных судов воздушном про-
странстве класса С:
– разрешаются полеты по правилам полетов по приборам и правилам визуаль-
ных полетов;
– все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживание;

– воздушные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам,
эшелонируются относительно всех других воздушных судов, выполняющих полеты
по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов;

– воздушные суда, выполняющие полеты по правилам визуальных полетов,
эшелонируются только относительно воздушных судов, выполняющих полеты по
правилам полетов по приборам, и получают информацию о движении в отношении
других воздушных судов, выполняющих полеты по правилам визуальных полетов;

– все полеты выполняются при наличии диспетчерского разрешения;

– ограничение по скорости полетов при выполнении полетов воздушных судов
по правилам полетов по приборам не применяется;

– полеты воздушных судов по правилам визуальных полетов разрешаются со
скоростью не более 450 км/ч на эшелонах ниже 3000;

– обязательно наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом ОрВД.

Класс G. Класс G устанавливается в воздушном пространстве, где не устанавливаются классы воздушного пространства А и С.

К полетам воздушных судов в воздушном пространстве класса G предъявляется следующие требования:

– разрешаются полеты по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов;

– эшелонирование воздушных судов не производится;

– все полеты по запросу обеспечиваются полетно-информационным обслуживанием;

– при выполнении полетов воздушных судов наличие диспетчерского разрешения не требуется;

– полеты воздушных судов разрешаются со скоростью не более 450 км/ч на
эшелонах ниже 3000 м;

– при выполнении полетов воздушных судов по правилам полетов по приборам
наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом ОрВД обязательно;

– при выполнении полетов воздушных судов по правилам визуальных полетов
наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом ОрВД не требуется.

Границы классов A, C и G устанавливаются Министерством транспорта Рос-
сийской Федерации.

Таким образом, при полетах на различных высотах действуют определенные
правила и ограничения летной эксплуатации БВС. Анализ приведенных в разделе
данных показывает необходимость учета структуры воздушного пространства и раз-
работки технологий безопасного совместного применения пилотируемых и беспи-
лотных ВС.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: