Субъективная сторона правонарушения: что это значит

Субъективная сторона правонарушения: понятие и характеристика элементов

СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРАВОНАРУШЕНИЯ — это психическое отношение лица к совершаемому им преступлению, которое характеризуется конкретной формой вины, мотивом и целью.

. Это означает, что правонарушением признается лишь виновное деяние, то есть такие действия, которые в момент их совершения находились под контролем воли и сознания лица. Отсутствие свободной воли — возможности выбрать иной (правомерный) вариант действий вследствие невменяемости, малолетнего возраста, физического или психического воздействия и прочего — является юридическим условием, при котором деяние правонарушением не признается, даже если оно и имело вредные последствия. Так, действующее уголовное законодательство России освобождает от ответственности лиц, которые совершили преступные деяния под физическим принуждением. Для признания противоправного деяния правонарушением необходимо, чтобы оно было совершено виновно.

При этом формы вины могут быть разными (умысел или неосторожность). Соответственновиновное лицо— это лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности.

Вина лица, совершившего общественно опасное деяние, может выступать в форме умысла или неосторожности: умысел представляет умышленное совершение правонарушения, при котором лицо осознаёт общественно опасный характер своего деяния, предвидит его общественно опасные последствия и желает (прямой умысел) или хотя и не желает, но сознательно допускает (косвенный умысел) их наступления (ст. 25 УК).

Неосторожность означает совершение лицом общественно вредного деяния при отсутствии у него умысла (прямого или косвенного), вследствие противоправной самонадеянности или небрежности. Противоправная неосторожность, следовательно, может выступать в двух формах: 1) противоправное легкомыслие — форма вины, при которой лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления общественно вредных последствий, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение; 2) противоправная небрежность — форма вины (преступной неосторожности), при которой лицо, совершившее преступление, не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности могло и должно было их предвидеть.

В уголовном праве, кроме вины, элементами субъективной стороны в случаях, специально указанных в законе, признаются также цели и мотивы совершенного деяния. Это факультативные, или дополнительные элементы, наличие которых позволяет квалифицировать противоправное деяние как преступление (см. ст. 14 УК РФ). Цель преступления — это тот преступный результат, которого стремится виновный. Мотивы преступления— это внутреннее побуждение достигнуть результат, к достижению которого оно стремится, совершая преступление.

68. Объективная сторона правонарушения: понятие и общая характеристика.

ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

один из четырех элементов состава преступления: заключается всовершении виновным конкретных действий (бездействия), представляющих общественную опасность изапрещенных уголовным законом (предусмотренных конкретной статьей УК).

Всякая деятельность человека, в том числе и преступная, предполагает две стороны: внешнюю,действенную, выражающуюся в определенном поведении, и внутреннюю, психологическую, включающуюмотивы, цели поведения, его интеллектуально-волевое содержание.

Состав преступления — представляет собой совокупность объективных и субъективных признаков, закреплённых в уголовном законе.

общественно опасное деяние (действие, бездействие);

— общественно опасное последствие;

— причинная связь между общественно опасным деянием и общественно опасным последствием;

— обстановка совершения преступления;

— орудия и средства совершения преступления.

Под общественно-опасным деянием – общественно опасное и противоправное поведение человека, совершаемые под контролем сознания и воли.

Элементы административного правонарушения и их функциональность в деятельности полиции

Административное правонарушение — это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административном правонарушении[1] РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация преступления и административного правонарушения предполагает наличие состава правонарушения – объективных и субъективных элементов, позволяющих установить наличие признаков противоправного деяния или их отсутствие.

Согласно статье 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть возбуждено, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Под составом административного правонарушения следует понимать совокупность предусмотренных законом (КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов федерации об административных правонарушениях) объективных и субъективных признаков, характеризующих противоправное деяние как правонарушение.

Под признаком состава административного правонарушения понимается обобщенное юридически значимое свойство, присущее всем административным правонарушениям. Выделение и законодательное закрепление признаков состава определенного вида правонарушений производится путем анализа реальных правонарушений этого вида. Конкретные виды правонарушений описываются в нормах Особенной части (Раздела II) КоАП РФ или в нормах законов субъектов РФ об административных правонарушениях с различной степенью полноты. К примеру, нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов (статья 13.20 КоАП РФ) вообще не расшифровывается, а ненадлежащее управление юридическим лицом (статья 14.21) описывается с достаточной полнотой: «Ненадлежащее управление юридическим лицом, то есть использование полномочий по управлению организацией вопреки ее законным интересам и (или) законным интересам ее кредитора, повлекшее уменьшение собственного капитала организации и (или) возникновение убытков». Однако ни в одной законодательно закрепленной норме описание соответствующего вида административного правонарушения не является исчерпывающим. Этими нормами предусматриваются признаки, выражающие специфику данного вида правонарушения, а признаки, характерные вообще для любого административного правонарушения, предусмотрены нормами Общих положений (Раздела I) КоАП РФ.

Читайте также:
Транзитный проезд через территорию

Такие, например, признаки, как возраст, по достижении которого наступает административная ответственность (статья 2.3), или вменяемость физического лица, совершившего деяние (статья 2.8), или специфика привлечения к административной ответственности юридических лиц (статья 2.10) и др. предусмотрены в Общих положениях Кодекса, чтобы избежать ненужных повторений во всех статьях Особенной части Кодекса или соответствующих статьях законов субъектов федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, юридические признаки, образующие состав того или иного вида правонарушения, предусматриваются как в диспозициях правовых норм Особенной части кодекса или закона субъекта РФ (признаки, придающие данному виду административного правонарушения его индивидуальность), так и в ряде норм Общих положений КоАП РФ (признаки, повторяющиеся при совершении всех административных правонарушений). Признаки, образующие состав того или иного правонарушения, представляют собой органическое единство: отсутствие хотя бы одного из необходимых признаков означает отсутствие состава административного правонарушения в целом. Поэтому состав административного правонарушения нередко определяется не просто как совокупность, а как система признаков, чтобы особо подчеркнуть неразрывное единство состава правонарушения.
Несмотря на то, что признаки, образующие состав административного правонарушения, представляют собой неделимое целое, при теоретическом анализе они группируются по элементам состава.

Под элементом состава административного правонарушения понимается однородная группа юридических признаков, характеризующих правонарушение с какой-то одной стороны. Всего в структуру состава административного правонарушения входят следующие четыре элемента: объект правонарушения; объективная сторона правонарушения; субъект правонарушения; субъективная сторона правонарушения.
Объект правонарушения – это общественные отношения, на которые посягает деяние. Объект административного проступка – необходимый элемент состава каждого проступка. Не может быть признано административным правонарушением деяние, которое не направлено ни на какой объект или направлено на объект, не охраняемый законодательством об административных правонарушениях. По широте круга общественных отношений, на которые происходит посягательство, в науке административной юрисдикции принято различать общий, родовой (специальный) и видовой (непосредственный) объект.
Общий объект – это вся совокупность общественных отношений, урегулированных нормами права и охраняемых мерами административной ответственности.
Под родовым (специальным) объектом понимается круг общественных отношений, на которые посягает значительная группа однотипных правонарушений. Такие правоохраняемые общественные отношения указаны в заголовках глав 5 – 21 КоАП РФ или в наименовании законов субъектов РФ об административных правонарушениях (соответствующих глав кодифицированного закона субъекта РФ): права граждан; здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественная нравственность; собственность; общественные отношения в области охраны окружающей природной среды и природопользования и т.д.
Видовой (непосредственный) объект – это конкретное охраняемое мерами административной ответственности общественное отношение, на которое посягает одно или несколько сходных правонарушений, образующих узкую группу в рамках одной главы Особенной части КоАП РФ или определенной статьи закона субъекта РФ об административных правонарушениях. Например, все виды нарушений санитарно-эпидемиологических требований (статей 6.3-6.7) своим непосредственным объектом имеют здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. При этом в процессе правоприменения важно юридически грамотно определить конкретную норму права (правила, требования, запреты и др.), которая была нарушена и содержит описание видового (непосредственного) объекта посягательства.
Вторым элементом состава административного правонарушения является группа юридических признаков, характеризующих объективную сторону правонарушения, под которой понимается конкретная разновидность противоправного деяния (действий или бездействия), наносящего вред или ущерб правам граждан или общегосударственным (публично – правовым) интересам, охраняемым законодательством об административных правонарушениях (признаки объективной стороны проступка обычно указываются в диспозиции правовой нормы). Причем деяние является как бы ядром всей совокупности признаков объективной стороны, которое объединяет все остальные признаки в одну систему: и место его совершения, и время, и способ.

Читайте также:
Совершенно секретные сведения: что это значит

По своей конструкции с точки зрения объективной стороны составы административных правонарушений подразделяются на:
материальные – выражающиеся в таком формулировании диспозиции правовой нормы административного правонарушения, когда указываются вредные последствия противоправных действий или бездействия и учитывается причинная связь между ними;
формальные – когда наличие правонарушения определяется независимо от того, наступили или нет вредные последствия.
Субъект правонарушения – это лицо, совершившее административно-наказуемое деяние и в соответствии с законодательством способное нести за него административную ответственность.

Субъектом административного правонарушения может быть вменяемое физическое лицо, достигшее к моменту правонарушения шестнадцатилетнего возраста (статья 2.3 КоАП РФ), а также юридическое лицо.

В соответствии с КоАП РФ особенностями субъекта является то, что должностные лица имеют повышенную ответственность, еще большая мера наказания предусмотрена для юридических лиц.
Для признания физического лица, совершившего противоправное деяние, субъектом административного проступка необходимо установить, что оно по своему психическому состоянию и возрасту имело возможность правильно ориентироваться в происходящих событиях и явлениях окружающей действительности.
Закон признает ответственными субъектами правонарушений дееспособных и вменяемых, т.е. всех лиц, достигших определенного возраста и обладающих полноценной психикой. Малолетние и психически больные не обладают необходимым сознанием и волей, чтобы осознанно разрешать те или иные жизненные ситуации: дети – вследствие недостаточного психического и физического развития, а душевнобольные – вследствие патологического развития (слабоумия) или деградации сознания (душевная болезнь).
Закон устанавливает различные возрастные границы деликтной правосубъектности. Так, уголовная ответственность наступает по достижении 16 лет, а за отдельные виды преступлений – с 14 лет; административная ответственность – с 16 лет. Неодинаковый возраст ответственности устанавливается с учетом степени общественной опасности правонарушений, значимости тех благ, на которые они посягают.
Впервые в Кодексе (в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ) определено понятие должностного лица. Статьей 2.5 КоАП РФ определены особенности привлечения к административной ответственности военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.
Определенными особенностями обладают и такие субъекты административных правонарушений, как родители или иные законные представители несовершеннолетних детей (статья 5.35 КоАП РФ).
Субъективная сторона административного правонарушения предполагает выявление признаков вины физического лица в форме умысла или неосторожности. В статье 2.2 КоАП РФ указаны именно эти две формы вины: «1. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. 2. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть».

Из вышеизложенного следует, что все правонарушения обладают признаками, позволяющими отличить их от любых других социальных явлений. Всем правонарушениям свойственны общественная опасность и противоправность. Они могут совершаться только людьми (не всеми, а лишь деликтоспособными лицами).

Важно также отметить, что правонарушение – это именно поведение, а не образ мысли. Если какого-либо рода суждения признаются государством противоправными, то это свидетельствует о его тоталитарности.

Также необходимо наличие всех элементов состава правонарушения, а именно: субъекта, объекта, субъективной стороны и объективной стороны.

Понятие «правонарушения» состоит из совокупности признаков, раскрывающих социальную природу и юридическую форму определенного рода деяний. Общественная опасность, вред определенного вида человеческих действий для существующей системы общественных отношений, для данного общественного строя называется социальной сущностью правонарушения. При этом единичное деяние не способно дезорганизовать сложившиеся общественные отношения, только в свой совокупности они нарушают нормальные условия существования общества. Деяние может быть определено как общественно опасное не в силу того, что оно само по себе приносит вред, а потому, что подобные явления становятся массовыми. Совокупность этих деяний нарушает порядок и нормальные условия существования общества, а значит, возникает необходимость противодействия правонарушениям со стороны государства.

Читайте также:
Защита деловой репутации: что это значит

Основная причина правонарушений напрямую связана с удовлетворением потребностей человека незаконным путем. Следовательно, полностью искоренить правонарушения невозможно. Можно лишь воздействовать на условия их совершения, и этим самым снизить уровень преступности, в частности, до минимума, но никогда до нуля.

Неблагоприятными условиями, увеличивающими количество правонарушений являются: низкий уровень жизни и правовой культуры населения, нестабильность обстановки в государстве (а вследствие этого, отсутствие какой-либо идеологии и кризис морали), такие социальные явления, как наркомания и алкоголизм, несовершенство законодательства и не всегда эффективная работа правоохранительных органов.

Условия, формирующие причину правонарушений, конечно, не исчерпываются вышеперечисленными позициями. А их устранение и является основным путем предотвращения правонарушений и борьбы с ними. Все это свидетельствует о том, что снижение уровня административных правонарушений − важная задача государства и в частности органов внутренних дел.

newinspire

  • Лекции по экономической теории
  • Лекции по бюджетной системе РФ
  • Лекции по экономике организаций
  • Лекции по экономической безопасности
  • Экономический обзор
  • Спортивный обзор
  • Курьезы

Объективная и субъективная сторона правонарушения

Ключевые слова: объективная, субъективная, сторона, правонарушения

Под объективной стороной правонарушения понимается совокупность его внешних признаков, отвечающих на вопросы: что, где, когда и как произошло. К таким признакам (чертам, элементам) относятся следующие:

а) само реальное волевое действие либо бездействие (деяние). Человек может мыслить как угодно, но он не может поступать как угодно. Ответственность может наступить только за действия, а не за мысли. К. Маркс писал: “Помимо своих действий я совершенно не существую для закона, совершенно не являюсь его объектом. Мои действия – вот область, где я сталкиваюсь с законом. Законы, которые делают главным критерием не действия человека, а его образ мыслей, представляют собой не что иное, как позитивные санкции беззакония”;

б) противоправность действия либо бездействия. Данное условие означает, что тот или иной поступок должен нарушать определенную норму права. Если же этого нет, то даже объективно опасное действие не может быть признано противоправным, а, следовательно, наказуемым (например, хирург делает сложную операцию, его действия опасны, но правомерны, никакой правовой нормы не нарушают);

в) вредоносный результат, ущерб, общественная опасность. Без таких последствий поступок не считается правонарушением. Часть 2 ст. 14 УК РФ гласит: “Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности”;

г) прямая причинно-следственная связь между деянием и наступившим вредным результатом. Косвенная связь не имеет значения для квалификации преступления и наступления ответственности. Например, врач назначил больному лекарство. Медсестра, делая пациенту укол, занесла инфекцию, произошло заражение крови, больной скончался. Отвечать будет медсестра, а не врач, хотя без его назначения летального исхода, возможно, и не было бы. Здесь связь есть, но не непосредственная, а опосредованная.

Для более полной характеристики объективной стороны принимаются во внимание и некоторые другие факультативные (дополнительные) признаки и условия: место, время, способы совершения деяния; группой или в одиночку, с применением оружия или иных технических средств; систематически, повторно, с особой жестокостью и тому подобные обстоятельства.

Под субъективной стороной правонарушения понимается психическое отношение субъекта к своему деянию и его последствиям. Имеются в виду цели, мотивы, установки, которыми руководствовался правонарушитель, замышляя и осуществляя преступление. Они показывают антиобщественные устремления злоумышленника, раскрывают социально-психологический механизм совершения уголовно наказуемой акции.

К субъективной стороне относят также предварительный сговор, сильное душевное волнение, поведение после преступления. Субъективная сторона правонарушения отвечает на вопрос: как субъект относится к своему деянию, каковы были его побуждения.

Все это выражается понятием “вина” или “виновность”.

Вина выступает в двух формах: 1) умышленная; 2) неосторожная.

В свою очередь, умысел может быть прямым или косвенным (эвентуальным).

Читайте также:
Аренда зданий и сооружений

Неосторожная вина также подразделяется на два вида: а) преступную самонадеянность или легкомыслие; б) преступную небрежность или халатность.

Прямой умысел – это когда субъект сознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность или неизбежность наступления опасных последствий и желал их наступления.

Косвенный умысел – это когда субъект осознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность наступления опасных последствий, не желал, но сознательно допускал эти последствия либо относился к ним безразлично.

Самонадеянность (легкомыслие) – это когда лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

Небрежность (халатность) – это когда лицо не предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Следует заметить, что в последнее время распространились так называемые “безмотивные преступления“, когда субъект даже не может объяснить, почему он совершил то или иное преступление. Обычно отвечает: “просто так”, “не знаю”, “случайно”. . читать далее .

Субъективная сторона правонарушения

СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРАВОНАРУШЕНИЯ — психическое состояние лица в момент совершения правонарушения воплощена в понятии вины правонарушителя. Это означает, что правонарушением признается лишь виновное деяние, то есть такие действия, которые в момент их совершения находились под контролем воли и сознания лица. Отсутствие свободной воли — возможности выбрать иной (правомерный) вариант действий вследствие невменяемости, малолетнего возраста, физического или психического воздействия и прочего — является юридическим условием, при котором деяние правонарушением не признается, даже если оно и имело вредные последствия. Так, действующее уголовное законодательство России освобождает от ответственности лиц, которые совершили преступные деяния под физическим принуждением. Для признания противоправного деяния правонарушением необходимо, чтобы оно было совершено виновно.

При этом формы вины могут быть разными (умысел или неосторожность). Соответственно виновное лицо — это лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности.

Вина лица, совершившего общественно опасное деяние, может выступать в форме умысла или неосторожности: умысел представляет умышленное совершение правонарушения, при котором лицо осознаёт общественно опасный характер своего деяния, предвидит его общественно опасные последствия и желает (прямой умысел) или хотя и не желает, но сознательно допускает (косвенный умысел) их наступления (ст. 25 УК).

Неосторожность означает совершение лицом общественно вредного деяния при отсутствии у него умысла (прямого или косвенного), вследствие противоправной самонадеянности или небрежности. Противоправная неосторожность, следовательно, может выступать в двух формах: 1) противоправное легкомыслие — форма вины, при которой лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления общественно вредных последствий, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение; 2) противоправная небрежность — форма вины (преступной неосторожности), при которой лицо, совершившее преступление, не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности могло и должно было их предвидеть.

В уголовном праве, кроме вины, элементами субъективной стороны в случаях, специально указанных в законе, признаются также цели и мотивы совершенного деяния. Это факультативные, или дополнительные элементы, наличие которых позволяет квалифицировать противоправное деяние как преступление (см. ст. 14 УК РФ). Цель преступления — это тот преступный результат, которого стремится виновный. Мотивы преступления — это внутреннее побуждение достигнуть результат, к достижению которого оно стремится, совершая преступление.

Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС . под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка . 2003 .

  • Противоправные последствия
  • Принципы юридической ответственности

Полезное

Смотреть что такое “Субъективная сторона правонарушения” в других словарях:

Субъективная сторона правонарушения — (англ. subjective side of offence) в праве обязательный элемент состава правонарушения, психическое отношение лица к совершенному деянию (вина). Различают 2 формы вины: умысел и неосторожность. В свою очередь … Энциклопедия права

Субъективная сторона правонарушения — (англ. subjective side of offence) в праве обязательный элемент состава правонарушения, психическое отношение лица к совершенному деянию (вина). Различают 2 формы вины: умысел и неосторожность. В свою очередь, умысел бывает прямым и косвенным… … Большой юридический словарь

Читайте также:
Государственный судовой реестр: что это значит

Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта административного правонарушения (физического лица) к противоправному действию или бездействию и его вредным последствиям. Обязательным признаком субъективной стороны является вина субъекта административного… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

Правонарушения — деяния, нарушающие к. л. нормы права и причиняющие вред обществу. Любое П. характеризуется как противоправное, вредоносное, виновное и наказуемое деяние. Деяние это волевой акт поведения человека, выражающийся в действии или бездействии… … Педагогический терминологический словарь

Состав правонарушения — это совокупность его обязательных признаков (или элементов). В состав правонарушения входят 4 элемента , при существовании которых можно говорить о наличии , либо отсутствии состава правонарушения в деянии. А именно: объект правонарушения… … Википедия

Состав правонарушения — см. Объект правонарушения; Объективная сторона правонарушения; Правонарушение; Субъект правонарушения; … Энциклопедия права

Состав правонарушения — см. Объект правонарушения; Объективная сторона правонарушения; Правонарушение; Субъект правонарушения; Субъективная сторона правон … Большой юридический словарь

Состав административного правонарушения — установленная нормами права совокупность элементов (признаков), при наличии которых конкретное антиобщественное деяние является административным правонарушением. Наличие состава административного правонарушения в конкретном деянии является… … Административное право. Словарь-справочник

Юридический состав правонарушения — совокупность признаков объективного и субъективного характера, необходимых и достаточных с точки зрения действующего законодательства для квалификации противоправного деяния в качестве правонарушения. Соответственно состав правонарушения включает … Элементарные начала общей теории права

Состав административного правонарушения — это совокупность установленных нормами КоАП РФ объективных и субъективных признаков (элементов), характеризующих (квалифицирующих) то или иное конкретное деяние как административное правонарушение. Таковыми элементами являются объект, объективная … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

ФАС России от 06.07.2018 N АЦ/51469/18

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

от 6 июля 2018 г. N АЦ/51469/18

Во исполнение пункта 60 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2018 году, утвержденного приказом ФАС России от 19.04.2018 N 508/18, о разъяснении по вопросу отнесения организации к субъектам естественной монополии в случае отсутствия указанной организации в реестре субъектов естественных монополий, ФАС России сообщает следующее.

Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ “О естественных монополиях” (далее – Закон о естественных монополиях) под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии со статьей 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; захоронение радиоактивных отходов; водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры; ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

В соответствии со статьей 10 Закона о естественных монополиях органы регулирования естественных монополий формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль. Основаниями для введения государственного регулирования деятельности в отношении субъекта естественной монополии и включения его в данный реестр являются заявление хозяйствующего субъекта, предложения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов.

Читайте также:
Свободная экономическая зона: что это значит

В соответствии с Приказом ФСТ России от 13.10.2010 N 481-э “Об утверждении Порядка рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, и перечня таких документов” Реестр субъектов естественных монополий представляет собой базу данных, содержащую в бумажной и электронной форме информацию о хозяйствующих субъектах (юридических лицах), занятых производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, связи, в сфере водоснабжения и (или) водоотведения (наименование, юридический и почтовый адреса, банковские реквизиты, телефоны, коды, данные об объемах оказываемых услуг, выручке и т.д.).

Реестр субъектов естественных монополий носит заявительный характер и формируется на основании информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов, а также по заявлению самих организаций о включении их в Реестр либо исключении их из Реестра.

При этом, отсутствие хозяйствующего субъекта в Реестре субъектов естественных монополий не может свидетельствовать об отсутствии у него статуса естественной монополии.

Указанный вывод подтверждается судебной практикой, а именно: Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2017 N 305-ЭС17-12788 по делу N А41-40556/2016, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.04.2018 N Ф03-1117/2018 по делу N А73-14308/2017.

В случае отсутствия хозяйствующего субъекта в реестре субъектов естественной монополии, принадлежность хозяйствующего субъекта к субъектам естественных монополий определяется путем установления факта осуществления им деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях, а также соответствия его признакам, указанным в статье 3 Закона о естественных монополиях.

При рассмотрении вопроса об отнесении хозяйствующего субъекта к субъектам естественной монополии в соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях следует установить два основных критерия:

1. Наличие у хозяйствующего субъекта во владении на праве собственности или ином законном основании объектов имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях;

2. Наличие факта осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях.

Кроме этого, следует иметь ввиду, что в отношении субъектов естественных монополий органами регулирования естественных монополий может применяться ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельных уровней.

Таким образом, факт наличия установленного тарифа (его предельного уровня) является косвенным подтверждением отнесения хозяйствующего субъекта к субъекту естественной монополии.

В этой связи, вопрос об отнесении хозяйствующего субъекта к субъекту естественной монополии, при наличии информации об осуществлении им деятельности на основании тарифа (его предельного уровня), следует рассматривать во взаимосвязи и в совокупности с критериями отнесения хозяйствующего субъекта к субъекту естественной монополии в соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях.

Указанная позиция подтверждается судебной практикой (например, дела: А40-243480/2016, А41-40556/2016, А27-22402/2015).

Монополия

Ситуация на рынке, когда одна компания контролирует цену и предложение

Продавцы товаров и услуг конкурируют между собой: соперничают за внимание клиентов, переманивают кадры, делят рынки сбыта.

Но бывает так, что конкурентов нет: целую отрасль или продажу конкретного продукта контролирует одна компания. Это называют монополией.

Какую компанию считают монополистом

Компанию можно считать монополистом, если она:

  • производит и продает продукты или услуги, которые не имеют аналогов;
  • устанавливает собственные цены;
  • регулирует объем продукции на рынке;
  • не нуждается в рекламе и продвижении товаров или услуг;
  • диктует свои правила в конкретном секторе экономики.

Например, в конце 19 века американская компания Western Union стала монополистом на рынке телеграфной связи: она выкупила все мелкие сети в своей сфере и получила в управление самую масштабную телеграфную сеть в Америке. А значит, ей не нужна была реклама и она могла устанавливать любые цены.

Монополию считают опасным явлением: если нет конкуренции, монополисты могут злоупотреблять положением и завышать цены на товары и услуги.

Какие бывают монополии

Монополии бывают государственными и негосударственными.

Читайте также:
Регистрируем индивидуального предпринимателя: что это значит

Государственные. Государство может монополизировать производство или продажу определенных товаров, а иногда — установить полный контроль над отраслью. Например, выпускать деньги и контролировать их обращение может только Центробанк — государственный орган. А еще только он выдает лицензии коммерческим банкам.

Есть три цели, для которых государство образует монополию:

  1. Контроль потенциально опасных сфер деятельности. Например, производство и сбыт наркотиков и психотропов, оборот оружия. Еще государство контролирует продажу алкоголя: чтобы продавать крепкие напитки, нужно получить лицензию и заплатить налог — акциз.
  2. Защита национальных богатств. Например, право на добычу и переработку газа в России есть только у Газпрома: больше 50% акций этой компании принадлежит государству. Еще есть запрет: иностранцы не могут выкупить месторождения, поэтому деньги от продажи пойдут в бюджет.
  3. Поддержка социально значимых сфер деятельности. Частная компания не сможет построить метро или железную дорогу — проекты в социально значимых сферах невозможны без государственного финансирования.

Негосударственные. Такие монополии образуют частные компании. Они могут быть естественными и искусственными. Естественные монополии образуются сами собой, а искусственные — в результате сговора компаний или влияния внешних факторов.

Почему появляются естественные монополии

Если монополия образовалась сама собой, ее называют естественной.

Бизнес растет. Обычно естественные монополии возникают в результате роста бизнеса. Компании стремятся получить больше прибыли и вытеснить конкурентов, поэтому закупают оборудование, расширяют производство и выходят на новые рынки. Чем масштабнее бизнес, тем дешевле ему обходится изготовление и продажа продукта и легче дальнейший рост. Когда компания становится большой, она может диктовать свои условия рынку, а значит, способна разорить конкурентов или вынудить их продать бизнес. Так она становится монополией.

Компаниям невыгодно конкурировать. Иногда естественные монополии возникают, когда нескольким компаниям невыгодно вести деятельность на конкретном рынке. Например, если открыть в небольшом городе второй кинотеатр, ему придется делить с первым небольшую аудиторию — обе компании понесут убытки и разорятся. Поэтому тот, кто открыл кинотеатр первым, становится монополистом.

Высокий порог входа в сферу. Чаще всего естественная монополия возникает в сферах с высоким порогом входа: когда для производства товара или услуги нужно дорогое оборудование или инфраструктура. Например, трудно открыть парк развлечений — нужно найти большую территорию, получить разрешение, открыть кафе или договориться с другой компанией о сотрудничестве, купить дорогие аттракционы и следить за безопасностью посетителей.

Если производить продукт или оказывать услугу может только эта компания — это абсолютная монополия. Например, в России только Роскосмос доставляет грузы и космонавтов на МКС. Это абсолютный монополист в стране — у других транспортных компаний нет космических кораблей и разрешения на такую работу. А в мире только Окриджская национальная лаборатория и НИИАР добывают калифорний — один из самых дорогих металлов в мире.

Этот вид монополии не вредит рынку, но деятельность монополистов контролируют законы и надзирательные органы.

Как регулируют естественные монополии

Деятельность естественных монополий регулирует Федеральная антимонопольная служба. Она использует два метода: ценовой и сервисный.

Ценовой метод. Для монополий устанавливают предельные тарифы на продукцию. Государство контролирует цены компаний-монополистов и следит, чтобы они не превышали установленный максимум. Например, так регулируют стоимость проезда в метро.

Сервисный метод. Монопольные компании должны давать потребителям свободный доступ к продукции, а некоторым категориям еще и бесплатное обслуживание или льготы. Например, дети и пенсионеры могут ездить в метро бесплатно по социальной карте.

При этом антимонопольная служба следит за всеми сделками и инвестициями монополиста, чтобы компания не могла полностью контролировать рынок.

Почему появляются искусственные монополии

Искусственную монополию создают специально. Есть три способа это сделать: мешать конкурентам, объединиться с другими компаниями или использовать внешние факторы. Сейчас расскажем, как это работает.

Компании влияют на конкурентов. Организации стараются вытеснить конкурентов с рынка, используя разные методы: например, занижают цены, чтобы разорить небольшие компании, а потом скупают их.

Компании объединяются. Иногда конкуренты добровольно образуют союзы, чтобы вместе контролировать рынок. Выделяют четыре формы таких союзов: картель, синдикат, трест и конгломерат:

  1. Картель. Участники картеля — самостоятельные организации, которые занимаются одинаковой деятельностью. Они договариваются о разделе рынка между собой и уровне цен, которого будут придерживаться.
  2. Синдикат. Это тоже объединение производителей однородной продукции, которые устанавливают доли на рынке и цены. Отличие такого объединения от картеля заключается в том, что участники синдиката организуют совместную закупку сырья и общую сбытовую сеть.
  3. Трест. Участники трестов объединяют под общим управлением не только закупки и сбыт, но и производство, поэтому полностью теряют независимость.
  4. Конгломерат. Это объединение компаний из любых сферы деятельности, не обязательно одинаковых. Конгломератом управляет холдинг: он держит акции компаний-участников.
Читайте также:
Частная охранная деятельность: что это значит

Внешние факторы мешают конкуренции. Иногда процесс формирования монополии стимулируют внешние факторы. Например, во многих странах мира использовать изобретение может только человек, которому принадлежит патент. В 1891 году Томас Эдисон изобрел и запатентовал кинескоп — первую кинокамеру. Он создал свою компанию, которая производила и выпускала в прокат все американское кино. Если у инновации нет аналогов, она считается легальной монополией.

В отличие от естественной, искусственная монополия вредит рынку и мешает ему развиваться.

Чем опасны искусственные монополии

Если образуется искусственная монополия, которая вытесняет других участников и не контролируется государством, ситуация на рынке ухудшается. Качество товара становится ниже, его не хватает на всех желающих, цены на него растут и падает предпринимательская активность.

Ухудшается качество товара. Монополисту не нужно бороться с конкурентами, поэтому он может не заботиться о качестве товаров и услуг, не расширять ассортимент и не стремиться к инновациям.

Появляется дефицит. Когда монополия контролирует рынок, другие компании не могут заполнить свободные ниши. Товара не хватает на всех желающих.

Растут цены. Потребитель не может выбирать между несколькими предложениями, поэтому вынужден соглашаться на любые цены. Монополисты это понимают и завышают цены на свои продукты.

Предпринимательская активность в стране падает. Компании не могут выйти на рынок или закрываются, их становится меньше. Это плохо не только для отдельных потребителей, но и для государства в целом, потому что оно недополучает налоги.

Монополии ведут к застою в экономике, поэтому государства не дают развиваться монополистическим процессам: они устанавливают антимонопольные законы и следят за их соблюдением, а нарушителей привлекают к ответственности.

Банкротство субъектов естественных монополий: можно ли ввести процедуру, не обратив взыскание на имущество в исполнительном производстве?

Использование механизмов, предусмотренных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в качестве ординарного способа взыскания просроченной задолженности стало повсеместной практикой: возбуждение дела о банкротстве мотивирует должников изыскивать средства для расчетов с кредитором намного сильнее, нежели возбуждение исполнительного производства.

Однако, в некоторых случаях, кредитор до подачи заявления о признании должника банкротом обязан «пройти» через исполнительное производство, в частности, если ему задолжал субъект естественной монополии.

Так, пункты 2 и 3 ст. 197 Закона о банкротстве устанавливают, по сути, четыре условия, при наличии которых дело о банкротстве в отношении субъекта естественной монополии может быть возбуждено:

  1. Если требования кредиторов не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены;
  2. Если требования кредиторов по денежным обязательствам (и т.д.) в совокупности составляют не менее чем один миллион рублей;
  3. Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и …
  4. Не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1 — 3 части 1 статьи 94 ФЗ «Об исполнительном производстве» (на неиспользуемое в производстве движимое и недвижимое имущество, а также на неиспользуемые в производстве имущественные права).

Анализ судебной практики показывает, что, в подавляющем большинстве случаев, суды оставляют без рассмотрения или признают необоснованными заявления о банкротстве, поданные в отношении должников-субъектов естественной монополии, если кредитор не представил доказательств обращения взыскания на их имущество в процессе исполнительного производства.

Чтобы было понятнее: пять из десяти окружных арбитражных судов, исходя из буквального толкования ст. 197 Закона о банкротстве, хотя бы раз приходили к следующим выводам:

«Дело о банкротстве в отношении субъекта естественной монополии по заявлению кредитора может быть возбуждено только после фактического обращения взыскания на имущество должника, непосредственно не участвующее в производстве товаров, и только в случае, если полученных от такого обращения денежных средств будет недостаточно. До фактического обращения взыскания на такое имущество самого факта возбуждения исполнительного производства в отношении Должника и отсутствие поступлений денежных средств взыскателю не достаточно для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о банкротстве по заявлению кредитора.»

Иными словами: пока кредитор не пройдет путь ̶в̶о̶и̶н̶а̶ исполнительного производства, пока судебным приставом не будет обращено взыскание на имущество должника, о процедурах банкротства в отношении должника-монополиста кредитору можно забыть.

Читайте также:
Возврат государственной пошлины: что это значит

На практике это приводит к тому, что должники со спецстатусом получают возможность годами копить задолженность, а кредиторы вынуждены «воевать» с судебными приставами, в надежде заставить их, наконец, обратить взыскание на имущество таких должников.

Между тем, иногда у кредиторов все-таки получается добиться возбуждения дела о банкротстве должника-монополиста и введения в отношении него процедуры наблюдения, не дожидаясь реализации имущества последнего в исполнительном производстве.

Во всех таких случаях (которых совсем немного) кредиторам удалось обосновать, что у должника-монополиста либо вообще нет имущества, либо выявленного имущества недостаточно для погашения имеющихся долгов.

Так, например, Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20.02.2020 по делу № А40−31 909/2017 признаны законными и обоснованными акты судов нижестоящих инстанций, которыми введена процедура наблюдения в отношении субъекта естественной монополии. Суды констатировали (на основании справок от судебного пристава и одного из госорганов) факт отсутствия у должника имущества, заключив, что в материалах дела не имеется «доказательств наличия у должника имущества, на которое возможно обратить взыскание в порядке п. 3 ст. 197 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Арбитражный суд Центрального округа Постановлением от 24.08.2016 по делу № А23−3807/2013 (оставлено без изменения Определением В С РФ от 09.12.2016 № 310-ЭС16−16 623) также признал правомерным введение наблюдения в отношении должника-монополиста, поскольку, хотя у него и имелось имущество, его было недостаточно для погашения задолженности:

«…суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что реализация судебным приставом-исполнителем недвижимого имущества должника, включая имущество, непосредственно не задействованное в производстве, не позволит удовлетворить требования кредитора…».

К аналогичным выводам пришли АС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 28.06.2018 по делу № А53−14 969/2017 и А С Уральского округа в Постановлении от 20.03.2019 по делу № А60−46 748/2018: оба суда признали возможным введение наблюдения в отношении должника-субъекта естественной монополии даже при наличии у него имущества, не реализованного в исполнительном производстве, если такого имущества недостаточно для расчетов с кредиторами.

В перечисленных делах красной нитью проходит одна и та же мысль: кредитор вправе не дожидаться реализации имущества должника-монополиста в исполнительном производстве, если этого имущества будет недостаточно для погашения его требований.

Интересно обратить внимание и на распределение бремени доказывания в таких ситуациях: если кредитором представлены доказательства, свидетельствующие о недостаточности имущества у должника-монополиста, последнему нужно будет их предметно опровергнуть, и простой ссылки на непринятие кредитором мер по обращению на него взыскания в ходе исполнительного производства уже будет недостаточно.

Арбитражный суд Уральского округа, в делах, где кредиторы приводили весомые доводы о неплатежеспособности должников-монополистов (длящиеся сводные исполнительные производства на сотни миллионов, неудовлетворительные структуры балансов и т. д.), как минимум дважды возлагал на таких должников бремя доказывания наличия у них имущества, достаточного для расчетов с кредиторами.

Так, отменяя акты судов нижестоящих инстанций и направляя дела на новое рассмотрение, Арбитражный суд Уральского округа в Постановлении от 05.08.2016 по делу № А76−1933/2016 (обоснованность которого подтвердил ВС РФ в Определении от 10.10.2016 № 309-ЭС16−12 849) и в Постановлении от 08.05.2018 по делу № А34−2210/2017 указывал следующее:

«Вместе с тем, в нарушение положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 47 Закона о банкротстве суды освободили должника от обязанности доказывания, заявленных им возражений, возложив на кредитора обязанность по представлению сведений об имуществе должника не участвующем в его хозяйственной деятельности. В свою очередь должник надлежащим образом не подтвердил заявленные возражения, обосновывая свою позицию лишь наличием статуса субъекта естественных монополий.»

В деле № А72−4946/2019 суды первой и апелляционной инстанции отказали заявителю во введении наблюдения в отношении должника-субъекта естественной монополии, мотивировав это тем, что им не исчерпана возможность удовлетворения своих требований в ходе исполнительного производства. Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 11.12.2019 (обоснованность которого подтвердил ВС РФ в Определении от 10.02.2020 № 306-ЭС19−27 298) указанные судебные акты отменены, а дело направлено на новое рассмотрение.

Читайте также:
Существенное нарушение договора: что это значит

АС Поволжского округа хотя и не так явно, как АС Уральского округа, но все-таки указал, что формальная ссылка должника-монополиста на п. 3 ст. 197 Закона о банкротстве не исключает возможности введения в отношении него процедуры наблюдения, а доводы кредитора об отсутствии имущества у такого должника нужно проверять:

Суды обстоятельства касающиеся фактической возможности погашения обязательств должником перед кредиторами в рамках исполнительного производства, с учетом приведенных доводов и представленных доказательств не исследовали; сопоставление соотношения стоимости активов должника с размером неисполненных обязательств, подтвержденных судебными актами не произвели; значительный период осуществления исполнительного производства, отсутствия у заявителя иной возможности понудить ответчика к проведению расчетов, не учли. Формальный подход не согласуется с целями и задачами гражданско-правового регулирования и не должен приводить к ситуации при которой должник в течение продолжительного срока не исполняет обязательства перед кредитором, продолжает наращивать задолженность, не претерпевая каких-либо негативных последствий.»

В перечисленных выше делах выше споры на почве п. 3 ст. 197 Закона о банкротстве возникали на стадии рассмотрения обоснованности заявлений о признании должников-монополистов банкротами, то есть в судебных заседаниях.

Между тем, бывают случаи, когда такие споры возникают на стадии принятия заявления о признании должника банкротом: суды оставляют их без движения и просят представить доказательства, свидетельствующие об обращении взыскания на имущество должника-монополиста (либо просто отказывают в принятии заявления).

Я нашел всего два таких дела, и оба, как ни странно, были рассмотрены Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом.

В Постановлениях от 10.07.2020 по делу № А32−6053/2020 и от 07.10.2020 по делу № А32−28 296/2020 Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд вернул соответствующие дела на новое рассмотрение судов первой инстанции, руководствуясь, при этом, следующим:

«…суд на стадии принятия заявления к производству не вправе давать оценку действительности заявленных доводов, в том числе доводов о наличии или отсутствии имущества у должника, доводов о том, что должник обладает статусом субъекта естественной монополии. Таким образом, вопрос о том, является ли организация объектом естественной монополии, вопрос о наличии или отсутствии имущества, находящегося на праве собственности и в пользовании у организации, входит в непосредственный предмет доказывания в порядке состязательности сторон и не может быть установлен на стадии принятия заявления к производству».

Резюмируя изложенное можно заключить, что у кредитора есть шанс на введение процедур банкротства в отношении должника-субъекта естественной монополии, если:

  1. У кредитора есть исполнительный лист и им инициировано исполнительное производство.
  2. У должника-монополиста:
  • Либо вообще отсутствует имущество;
  • Либо отсутствует имущество, перечисленное в п. 1 — 3 ч. 1 ст. 94 ФЗ «Об исполнительном производстве».
  • Либо имущества, перечисленного в п. 1 — 3 ч. 1 ст. 94 ФЗ «Об исполнительном производстве» недостаточно для расчетов с кредитором.

Дальше все зависит от количества и качества собранных доказательств, подтверждающих невозможность должника-монополиста рассчитаться с кредитором: в перечисленных выше делах стороны ссылались на справки от судебных приставов об имуществе должников, в некоторых случаях проводили его оценку, ссылались на бухгалтерскую отчетность должников, на наличие задолженностей перед другими кредиторами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: