Субъективное право: что это такое, описание и особенности

Субъективное право и юридическая обязанность

Субъективное право

Субъективным правом называется поддерживаемая законом мера возможного поведения физического или юридического лица в целях удовлетворения потребностей и интересов материального или нематериального характера.

Предпосылкой этого понятия служит правоспособность или способность иметь права. Однако, лицо может на свое усмотрение воспользоваться возможностью реализовать субъективное право или нет, тогда как правоспособность не зависит от волеизъявления гражданина.

Объем правоспособности является равным для всех граждан страны и закреплен в Гражданском Кодексе РФ, в частности в статье 18 (ч.1).

Субъективное право предполагает:

  • самостоятельный выбор по совершению неких законных действий;
  • право требовать от другой стороны (сторон) определенного поведения;
  • право прибегать к государственной помощи, когда другая сторона (стороны) отказываются от выполнения своих юридических обязанностей.

Существуют следующие признаки субъективного права:

  • носитель данного права имеет возможность придерживаться определенного поведения;
  • это поведение выражается в юридических и фактических действиях;
  • субъективное право и вариации поведения регламентируются нормами права;
  • факт возникновения субъективного права обусловлен возникшей жизненной ситуацией и юридическими фактами;
  • на другую сторону (стороны) возлагается обязательство совершать конкретные действия или, напротив, воздерживаться от некоторых действий;
  • правоотношение возникает относительно конкретной материальной или нематериальной потребности/блага.

Юридическая обязанность

Юридической обязанностью называют меру поддерживаемого законом поведения стороны (сторон), на которую было возложено некоторое обязательство, необходимое для удовлетворения потребностей обладателя субъективного права.

Юридическая обязанность находит свое выражение в следующем:

  • выполнении определенных действий;
  • воздержании от некоторых действий;
  • юридической ответственности при невыполнении возложенных законодательно обязательств (негативные последствия личного и имущественного характера).

Субъективное право и юридическая обязанность являются элементами правоотношения.

Правоотношением называют общественное отношение (т.е. возникающее в обществе между лицами), опирающееся на основы правовых норм, участники (субъекты) которого обладают как субъективными правами, так и юридическими обязанностями, закрепленными законодательно.

Следует понимать, что для того, чтобы физическое лицо могло стать полноправным участником правоотношения, реализующим субъективные права и выполняющим юридические обязанности, оно должно также быть дееспособным.

Дееспособность выражается в способности гражданина осознанно управлять совершаемыми им действиями, реализовывать и выполнять приобретаемые гражданские права и обязанности.

Дееспособность физического лица находится в зависимости от его возраста и состояния здоровья: это означает, что содержание правоспособности и дееспособности одного и того же физического лица может быть неодинаковым.

Объекты правоотношений

Правоотношение возникает относительно неких материальных или нематериальных потребностей в виде явлений, благ, интересов: все это совокупно принято принимать за объекты правоотношений.

Возможно указать такие разновидности объектов правоотношений:

  • предметы – блага материального мира, обладающие границами в пространстве;
  • поведение, как то действие, бездействие или сам результат действия;
  • элементы духовного творчества: достижения науки, произведения музыки, живописи, литературы и т.п.;
  • личные блага неимущественного характера (честь, репутация, достоинство).

Юридические факты

Возникшие жизненные обстоятельства, связанные с правовыми нормами возникновением, изменением или прекращением правоотношения, называют юридическими фактами.

Состояние правоотношения, по сути, является следствием наступления конкретных жизненных ситуаций.

Например, некое физическое лицо (субъект правоотношения) приобретает жилую квартиру (объект правоотношения) в собственность у компании-застройщика (второй субъект правоотношения), юридически подкрепляя сделку заключением договора купли-продажи (юридический факт). Возникшее правоотношение будет включать в себя:

  • для физического лица: субъективное право получить недвижимость в собственность и юридическая обязанность передать денежные средства согласно условиям договора;
  • для компании-застройщика: субъективное право получить денежные средства от физического лица и юридическая обязанность передать в собственность жилое помещение в соответствующем договору состоянии.

После выполнения юридических обязанностей и соблюдения субъективных прав обоих участников (субъектов) правоотношения правоотношение прекращается.

Читайте также:
Постановление палаты федерального собрания РФ

Все юридические факты в зависимости от их связи с личной волей субъекта можно разделить на две большие группы: события и действия.

Событиями называют юридические факты, не связанные непосредственно с индивидуальной волей (стихийные бедствия, изменения в законодательстве, рождение или смерть и т.д.)

Действиями называют юридические факты, непосредственно связанные с индивидуальной волей и сознанием человека (заключение договора, вступление в брак и т.д.)

По признаку законности все действия подразделяют на:

  • правомерные (обеспечивающие соблюдение норм права);
  • неправомерные (нарушающие требования правовых норм).

Правомерные действия в зависимости от того, на что направлена воля человека, бывают двух видов: юридические акты и юридические поступки.

Юридические акты – действия, преследующие осознанную цель породить возможные юридические последствия (регистрация брака, сделки гражданско-правового характера, судебные постановления и т.д.)

Юридические поступки – действия, в результате которых юридические последствия наступают независимо от намерений лица (юридическим последствием создания произведения искусства станет возникновение авторского права, даже, если такую цель изначально автор не преследовал и т.д.)

Субъективное право: понятие

Всем бодрого денька, на связи как всегда Андрей Александрович. В рамках изучения права многие сталкиваются с определенными трудностями. В частности, с трудностями понимания некоторых чисто юридических терминов и понятий. Одним из таким понятий является «субъективное право».

Субъективное право: определение

Субъективное право — это предусмотренная законодательством возможность субъекта права действовать определенным образом и требовать от других субъектов должного поведения по реализации его правомочия.

Как видите, определение сложненькое, и сложно самостоятельно что-либо в нем понять. Поэтому, постараюсь на пальцах объяснить. Как-то, уже давненько, в универе мне объяснили, кто такой профессионал: тот, кто может «по-человечачьи», то есть на пальцах, объяснить любые сложности. Собственно, приступим.

Все законодательство, которое принимается государственными законодательными органами — это объективное право. Его реализация не должна зависеть от воли других людей. К примеру, в законе сказано, что существует частная, муниципальная, государственная и иная форма собственности. Это пример объективного права: никто не может учредить какую-нибудь «свою» форму собственности.

Но в то же самое время объективное право порождает и субъективное право: возможность конкретного лица, например, бомжа Пети, владеть некой собственностью, которой, может, пока у него и нет. Но у нашего воображаемого Пети есть такое субъективное право — на частную собственность, предусмотренное законодательством. Возможно, Пете и не нужна собственность, но он может ею обладать!

Для реализации субъективного права заботливое государство создало для Петруши Росреестр (для регистрации права собственности), полицию и суд для его зищиты, да и много чего еще!

Таким образом, если Пете надоест жить на теплотрассе, и он вздумает купить квартиру, то вправе требовать от других лиц уважения этого его субъективного права собственности на квартиру.

Не трудно догадаться, что право на получение высшего образования, на заклбчение договоров, авторское право и прочее — субъективное право.

Однако существует такой нюанс. Простое дозволение в рамках объективного права не является субъекиивным. Поясним. В любом демократическом государстве действует правило: все, что не запрещено законом — разрешено. Это означает, к примеру,что Петя может пойти в лес по грибы, ягоды. И то, что он соберет, будет его собственностью. Но никто не обязан ему эти самые грибы в лесу обеспечить, в отличие от права на образование.

Если что не поняли, пишите в комментариях.

История появления субъективного права

Возможность для реализации субъективного права возникла не сразу. Это происходило постепенно — по мере развития производительных сил. Понятно, что в древности люди не могли быть свободны: поступать так, как им захочется, поскольку в древности общественная жизнь упиралась в выживание.

Читайте также:
Работодатель не выдает справку уточняющего характера

Далее, в период рабовладения, некоторая часть людей вообще воспринималась как инструмент для производства, лишенная не то что права — личности, души.

Только с развитием производства накопились ресурсы для того, чтобы каждый человек мог реализоывать свое право. К примеру, субъективное право на труд: трудиться в той сфере, в какой человеку хочется.

Отсюда же происходят и другие субъективные права: на собственность, свободу слова, собраний, право на договора и пр.

Защита субъективного права

Для того,чтобы разобраться с защитой субъективного права, необходимо обратиться к его структуре. Выделяют следубщие элементы структуры:

  • Право на собственные действия.
  • Право требования.
  • Право притязания.

То есть человек вправе осуществлять действия, предусмотренные объективным правом, требовать соответствующего поведения от других лиц, а также право обращаться в компетентные органы для защиты своего субъективного права.

Например, вас на работе заставляют делать работу, не предусмотренную трудовым договором (смотри статьи про трудовые правоотношения и расторжение трудового договора). Как быть? Согласно Конституции и Трудовому кодексу, никто не может быть в России принужден к труду. Поэтому гражданин может сам защитить свои субъективные права, например предложив работодателю составить дополнительное соглашение о выполнении отдельной работы за отдельную плату.

Также гражданин может обратиться как в компетентные государственные инсианции, так и в суд. Собственно, так и защищаются субъективные права.

Ежели что непонятно, пишите в комментах, будем разъяснять. А так, до скорого. Не забудьте подписаться на новые статьи и поставить лайки.

Субъективное право и субъективная обязанность: понятие

Субъективное право и субъективная (юридическая) обязанность – это системные элементы правоотношения, которые придают конкретному общественному отношению характерные особенности. Степень свободы участников правоотношения, степень удовлетворения его интересов устанавливаются предписаниями правовой нормы. Юридические права и обязанности являются равнозначными элементами правоотношения, даже при том, что содержание их различно.

Объём и границы субъективных прав и обязанностей в целом определяются нормами права. В правоотношении они конкретизируются применительно к персональным субъектам, правообязанные и управомоченные субъекты строят свое поведение в границах, обозначенных правом. Свобода поведения каждого из них находится в указанных границах.

В юридической литературе субъективное право личности рассматривается как вид и мера возможного поведения лица, а субъективная обязанность как вид и мера должного поведения лица.

Субъективное право – это предоставляемая и охраняемая государством возможность субъекта по своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены объективным правом. Право субъекта называется субъективным потому, что лишь от воли самого субъекта зависит, как им распорядиться. Хотя эта возможность не является произвольной. Это правовая, устанавливающая меру дозволенного поведения возможность.

Можно сказать, что субъективная обязанность предшествует субъективной ответственности, которая наступает вследствие ее невыполнения.

Субъективная обязанность – это установленные нормами права вид и мера должного поведения гражданина, неисполнение которой влечёт возможность применения мер государственного принуждения и привлечения к юридической ответственности.

Виды субъективного права и субъективной обязанности

Субъективное право включает 4 правомочия:

1) определенного поведения управомоченного лица;

2) требования совершения определенных действий от обязанного лица;

3) принудительного осуществления обязанностей путем обращения в компетентные органы государства;

4) пользования определенными социальными благами и ценностями.

Таким образом, существуют 3 разновидности субъективного права:

1) в возможности положительного поведения владельца субъективного права для удовлетворения его интересов;

2) в возможности управомоченного потребовать установленного поведения от обязанных лиц для удовлетворения его законных интересов;

Читайте также:
Собственность интеллектуальная: что это такое, описание и особенности

3) в возможности управомоченного попросить защиты у компетентных государственных органов в случае нарушения его прав. Речь прежде всего идет о принудительной реализации права участника правоотношения.

Выделяют 4 вида субъективной обязанности:

1) обязанность человека при осуществлении своих прав не ограничивать права других людей;

2) обязанность не злоупотреблять своими правами;

3) обязанность защищать свои права;

4) обязанность нести ответственность за нарушение прав других людей и ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Взаимодействие субъективного права и субъективной обязанности

Единство субъективного права и субъективной обязанности отражает взаимодействие возможного и должного поведения личности в обществе.

Право и обязанность в правоотношении являются важнейшими и необходимыми условиями нормального человеческого общения. В их правильном соотношении, при взаимосвязи и взаимозависимости различных интересов проявляется реальный облик правового общества и правового государства.

Реализация субъективных юридических прав и обязанностей предполагает их воздействие на фактическое поведение участников правоотношений, реализацию заложенной в них меры должного и дозволенного поведения в действующих общественных отношениях.

Характерные черты реализации права.

Форма и содержание реализации права

Нормы права имеют смысл, лишь когда реализуются. Реализация права – это осуществление юридически закреплённых и гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций.

Под реализацией права понимается процесс воплощения правовых предписаний в правовое поведение участников правоотношений. При этом следует иметь в виду, что реализация субъективных юридических прав и субъективных юридических обязанностей составляет главное содержание правореализационного процесса.

Реализация права характеризуется следующими особенностями:

1) она всегда связана только с правомерным поведением. Это могут быть действия как активные, так и пассивные, т. е. воздержание от совершения противоправных действий. Только правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права, неправомерное – нарушает ее;

2) сформулированные в нормативных правовых актах предписания, установления, правила поведения и действий находят в результате их реализациифактическое воплощение;

3) реализация права служит средством обеспечения правопорядка в обществе;

4) в реализации правазаинтересован главным образом тот субъект, который обладает субъективными правами;

5) осуществляется в различных формах, что обусловлено:

· разнообразием общественных отношений;

· спецификой содержания различных норм права;

· различием средств воздействия на поведение людей;

· положением субъектов в системе правового регулирования;

· многообразием механизмов реализации права и рядом других факторов.

По характеру правореализующих действий выделяют формы:

1) соблюдение (запретов) – реализуются запрещающие и охранительные нормы. Для соблюдения запретов необходимо воздержание от запрещённых действий, т.е. пассивное поведение.

2) исполнение (обязанностей) – это реализация обязывающих норм, предусматривающих позитивные обязанности, для чего требуется активное поведение (уплатить налог, поставить товар покупателю и т.п.).

3) использование (субъективного права) – в такой форме реализуются управомочивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены субъективные права (собственность ® право владения, пользования и распоряжения).

Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 3849 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Объективное и субъективное в праве

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность понятия «право»

Право – это сложное и многогранное явление. От его понимания напрямую зависит правопорядок в обществе, уровень правовой культуры населения, повседневное отношение населения к государству и предписаниям, от него исходящим.

У термина «право» существует несколько значений:

  • право, как воля, власть, возможность поведения;
  • право в смысле правила поведения, принятого и установленного в обществе.

Существует несколько разновидностей права: естественное право, общее право, международное право, церковное (каноническое) право, мусульманское право, теневое право, корпоративное право. Смысловые различия прослеживаются применительно к использованию таких понятий, как объективное и субъективное право, применительно к рассмотрению позитивного и естественного права.

Читайте также:
Законодательство РФ о свободе совести

Право в объективном смысле, или объективное право – это совокупность правил и норм поведения, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Право в субъективном смысле, или субъективное право – это предоставленная субъекту возможности действовать определенным образом по его усмотрению, мера возможного поведения субъекта права.

Различие между объективным и субъективным правом можно обозначить на примере употребления понятия «права собственности»:

  • совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих отношения по принадлежности вещей (материальных благ) определенным субъектам, включая владение, распоряжение и пользование этими вещами (право собственности в объективном смысле);
  • возможность определенного лица владеть, распоряжаться, пользоваться принадлежащими ему вещами (право собственности в субъективном смысле).

Объективное и субъективное право являются самостоятельными категориями, взаимодополняющими и тесно взаимосвязанными, отражающими различные стороны правовых явлений: объективное право – сферу должного, субъективное право – сферу сущего. Объективное и субъективное право нельзя объединять одним понятием права, так как эти явления лежат в разных плоскостях правовой реальности.

Готовые работы на аналогичную тему

Объективное право

Объективное право – это система общих юридических, общеобязательных, формально-определенных и обеспеченных государственным принуждением норм, санкционированных или установленных государственными органами для регулирования общественных отношений. Объективное право отражает опыт правового развития общества.

Объективное право не приурочено к конкретному субъекту и не связано с его личным усмотрением и волеизъявлением. Это право представляет собой систему норм права, санкционируемых государством для регулирования общественных отношений при помощи официальных источников, под страхом государственного принуждения. Установление определенных норм предусматривает, что их наибольшая часть принята компетентными органами.

Санкционирование норм обусловлено тем, что принимающий нормативный акт государственный орган отсылает лиц, которым он был адресован, к нормам обычаев. Данный обычай приобретает силу правового обычая, сам становится правовой нормой.

Признаки права в объективном смысле:

  • особая нормативность – право вовне проявляется в виде системы официально признанных и действующих юридических норм (особых правил поведения); данные нормы включены в нормативно-правовые акты;
  • формальная определенность – стабильность и четкость, проявляющиеся в представительно-обязывающем характере норм (например, норма включает субъективное права одного субъекта и в то же время противостоящую ему обязанность иного субъекта), в конкретном выражении сути правил поведения, в специфической структуре нормы права;
  • государственно-волевой характер – обуславливает государственную волю, обусловленную различными условиями (национальными, экономическими, духовными, религиозными и т.д.) жизни общества; государственная воля объединяет разные притязания и интересы слоев населения, социальных групп, не зависит от волеизъявления отдельных лиц, их объединений, обусловлена общеобязательными правилами поведения, установленными государством; волевой характер обусловлен тем, что для возникновения, прекращения или изменения правоотношения необходимо волеизъявление субъекта права;
  • системность – единство, целостность, взаимосвязанность действующих норм права; содержание новых норм должно обязательно учитывать содержание иных норм;
  • обеспеченность со стороны государства – установленное или санкционированное государством право, поддерживаемое принудительной его силой;
  • властно-регулятивный характер – право должно упорядочивать, регулировать, воздействовать на поведение субъектов общественных отношений на основе государственной воли;
  • связь с государством – государство санкционирует, устанавливает правовые нормы, регулирует их соблюдение через применение норм государственного принуждения;
  • общеобязательность – правовые нормы обязательны для исполнения всем находящимся на территории, попадающей под юрисдикцию государства, лиц.

Субъективное право

Субъективное право – это притязания конкретного субъекта на возможное поведение (право на участие в выборах и т. д.). Субъективное право может принадлежать только отдельному субъекту, а его использование напрямую зависит от воли этого субъекта. Это право на определенные действия: на образование, на труд, право требовать передачи товара и т. д.

Читайте также:
Должник-банкрот предъявил нам встречный иск

Субъективное право указывает на принадлежность права субъекту, отражает тот факт, что принадлежащее субъекту право зависит от его личного усмотрения и желания, особенно в смысле использования. Данное право закрепляется в нормах, вся совокупность которых образует объективное право.

Норма права является объективной и не зависит от желания и воли отдельного лица, ею нельзя распоряжаться, как индивидуальным и личным. Норма права, являясь безличным, общим, отвлеченным правилом, не может кому-либо принадлежать и не принадлежит. Субъективное право – это мера поведения в обществе, разрешенная государством, мера социального свободного бытия индивида. Субъективное право связано с субъектом и зависит от его сознания и воли.

Отличительной чертой субъективного права является факт того, что обладающий им человек имеет право от него отказаться, не нуждаясь в каких-либо полномочиях, не будучи обязанным перед кем-либо отчитываться. В субъективном смысле право является конкретным: право на действие (бездействие) предполагает точное определение того, что субъект может осуществлять в границах определенных общественных отношений, в отношении которых государство устанавливает в правоотношениях общеобязательные правила и нормы поведения.

Субъективные права и юридические обязанности как юридическое содержание правоотношений

Правовое отношение имеет материальное, волевое и юридическое содержание:

    • материальное, или фактическое, составляют те общественные отношения, которые опосредуются правом;
    • волевое – государственная воля, воплощенная в правовой норме и в возникшем на ее основе правоотношении, а также волевые акты его участников;
    • юридическое содержание образуют субъективные права и обязанности сторон (субъектов) правоотношения.

Правовое регулирование осуществляется главным образом через механизм субъективных прав и юридических обязанностей, именно этим оно отличается от любого иного нормативного регулирования, например морального. Указанные права и обязанности, корреспондируя друг другу в рамках определенного правоотношения, выступают его юридическим содержанием.

Субъективное право – гарантируемые законом вид и мера возможного или дозволенного поведения лица; в основе субъективного права лежит юридически обеспеченная возможность. Носитель возможности называется управомоченным.

Юридическая обязанность – вид и мера должного или требуемого поведения; в основе обязанности – юридически закрепленная необходимость. Носитель обязанности называется правообязанным.

Структура субъективного права

Субъективное право – определенная правовая возможность, но эта возможность многоплановая, она включает в себя как минимум четыре элемента:

    1. возможность положительного поведения самого управомоченного, т.е. право на собственные действия;
    2. возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, т.е. право на чужие действия;
    3. возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности (притязание);
    4. возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом.

Иными словами, субъективное право может выступать как

    • право-поведение,
    • право-требование,
    • право-притязание и
    • право-пользование.

В целом же все четыре компонента в их единстве составляют содержание и структуру субъективного права как общего понятия. Оно служит средством удовлетворения интересов управомоченного.

Субъективное право – право субъекта правоотношения. Здесь эпитет “субъективное” отражает:

    • принадлежность права субъекту;
    • зависимость его от субъекта.

«Субъектив­ное право» не только указывает на принадлежность права субъекту, но и отражает тот факт, что принадлежащее субъекту право зависит в известных пределах от его личного желания и усмотрения , особенно в смысле использования.

Норма права объективна : она не зависит от воли и желания конкретного индивида, ею нельзя распоряжаться как чем-то личным, индивидуальным. Будучи общим, безличным, от­влеченным правилом, норма не принадлежит и не может кому-либо принадлежать.

Читайте также:
Торговая регистрация: что это такое, описание и особенности

Характерной чертой субъективного права является мера поведения, обеспеченная не только законом, но и обязанностями других лиц . В противном случае это не субъективное право, а простая дозволенность (разрешенность, незапрещенность), которая вытекает из действующего в обществе правопорядка по принципу “что не запрещено, то разрешено”. Таких дозволений в повседневной жизни – бесчисленное множество. Никому, например, не возбраняется ходить на прогулки, любоваться природой, купаться в море, слушать музыку, заниматься спортом, петь, читать, писать, ездить на велосипеде и т.д., но все это – не субъективные права и они не составляют содержания правоотношений.

Структура юридической обязанности

Структура юридической обязанности соответствует структуре субъективного права, являясь как бы его обратной стороной, и тоже включает в себя четыре компонента:

    1. необходимость совершить определенные действия либо воздержаться от них;
    2. необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного;
    3. необходимость нести юридическую ответственность за неисполнение этих требований;
    4. необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет право.

Юридическая обязанность устанавливается как в интересах управомоченного, так и в интересах государства в целом. Она – гарант их осуществления.

В этом смысле юридическую обязанность также можно квалифицировать как субъективную. В рамках правового отношения право и обязанность субъектов в равной мере субъективны. Слагаемые юридической обязанности – это своего рода отдельные долженствования – наподобие правомочий в субъективном праве.

Общая характеристика субъектов РФ. Виды субъектов РФ

В действующей Конституции впервые применен термин субъект Федерации – это ограниченно правоспособное национально-государственное или территориально-государственное образование, имеющее черты государственности, обладающее собственным статусом, полномочиями и входящее в единое федеративное государство.

Статья 65, которая открывает главу 3 «Федеративное устройство», содержит полный перечень 85 субъектов (в алфавитном порядке), входящих в состав РФ:

– 3 города федерального значения,

– 1 автономная область,

– 4 автономных округа.

Субъекты, в зависимости от принципа, лежащего в основе их образования, делятся на 3 вида:

– Территориальные образования (края, области, города федерального значения).

– Национально-территориальные образования (автономная область, автономные округа).

Россия представляет ассиметричную федерацию, поскольку статус ее субъектов различен, несмотря на закреплении в ч. 1 ст. 5 равноправия субъектов.

Так, в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ республика определена как государство. Несмотря на это, республики, как и иные субъекты РФ не обладают собственным суверенитетом.

Ассиметричность субъектов – результат исторического развития.

Правовой статус субъектов Федерации определяется федеральными и региональными учредительными актами (Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ) (чч. 1, 2 ст. 66).

Элементы статуса субъектов РФ:

– Наличие учредительного акта (Конституции в республиках, уставов в иных субъектах). Причем республики имеют право самостоятельно определять способ принятия конституций (референдумом, законодательным органом, специальным органом и др.)

– не имеют право в одностороннем порядке менять статус, в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 6 ст. 66) – такой закон не принят;

– имеют определенную территорию, которая является неотъемлемой частью территории РФ (ч. 1 ст. 67) и население. Субъекты по взаимному согласию могут изменить границы, самостоятельно устанавливают административно-территориальное деление, могут выступить с инициативой объединения с другими субъектами;

– граждане любого субъекта Федерации имеют равные основные права и обязанности на территории всей Федерации;

– имеют свою символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (центр);

– наличие совместной и собственной компетенции (стст. 72, 73);

– имеют систему органов государственной власти. Самостоятельность в ее определении ограничена основами конституционного строя и общими принципами, установленными федеральным законом;

Читайте также:
Социальное пособие: что это такое, описание и особенности

– имеют систему законодательства. Законы принимаются по предметам совместного ведения (не могут противоречить федеральным) и предметам собственного ведения (ст. 76, 77).

– участие в законотворческом процессе на федеральном уровне при принятие федеральных законов по предметам совместного ведения, а также при внесении конституционных поправок (ч. 2 ст. 76, ст. 136);

– наличие собственности субъекта Федерации, налоговой базы и бюджета;

– обладание ограниченной международной правосубъектностью (п. «о» ст. 72 при координирующей функции РФ в соответствии с ФЗ от 04.01.1999 «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ»);

– право заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ

– особенности конституционно-правового статуса видов субъектов:

Республики

– принимают свои Конституции, законодательство, символику;

– учреждают свои органы власти;

– устанавливают наряду с русским свой гос. язык.

Состав субъектов РФ, их статус и общая характеристика

Состав субъектов РФ

Российская Федерация состоит из следующих субъектов (ст. 65 Конституции РФ):

    • республик;
    • краев;
    • областей;
    • городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург);
    • автономной области;
    • автономных округов.

Конституция закрепляет равноправие этих субъектов Федерации.

Статус субъектов РФ

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации уста­навливается в первую очередь Конституцией России, федеральны­ми законами, а также другими правовыми актами. Так, республи­ки принимают свои конституции, другие субъекты Федерации — уставы.

Основные вопросы статуса урегулированы Конституцией и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”.

Правовой статус субъектов РФ в решающей степени гарантируется Конституци­ей РФ, изменения гл. 3 – 8 которой в конечном счете возможны только с одобрения органов законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации. На основе Конституции России и в соответствии с ней и федеральными законами субъек­ты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ

  1. Субъект РФ часть федеративного государства (субъекты РФ именуются по-разному: республика, автономная область, край, область, автономный округ, город федерального значения).
  2. Субъект Федерации не является самостоятельным суверенным государством.
  3. Право выхода субъекта Федерации из состава Федерации Конституция РФ не предусматривает.
  4. Изменение статуса субъекта Федерации теоретически может быть реализовано в трех направлениях: повышение статуса, понижение статуса, выход из состава Федерации.
  5. Каждый субъект РФ имеет свою территорию, которая является частью территории РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия.
  6. Одна и та же территория не может быть территорией двух равноправных субъектов Федерации: у каждого субъекта Федерации своя территория, свои органы государственной власти.
  7. система органов государственной власти субъектов РФ определяется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционногостроя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
  8. Каждый субъект РФ имеет свою правовую систему, которая включает конституцию (устав) этого субъекта Федерации, принятые имзаконы и другие нормативные акты, изданные в пределах его компетенции, договоры и соглашения субъекта Федерации с Российской Федерацией, другими ее субъектами, с зарубежными странами, а также акты о делегировании полномочий.
  9. Каждый субъект РФ вправе иметь свою государственную символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (республики) и центры других субъектов Федерации.
Особенности правового статуса республик
    • Конституция РФ признает государствами только республики;
    • только республики вправе принимать свои конституции;
    • только республики вправе устанавливать свои государственные языки.

Предоставление республикам более широких прав, чем другим субъектам РФ, обычно обосновывается тем, что в республиках образующими их нациями являются народы, отличающиеся от русского народа языком, традициями, историческим прошлым и иными особенностями.

Читайте также:
Специальная правоспособность: что это такое, описание и особенности

Между тем с правовой точки зрения такое обоснование не может быть принято, поскольку общепризнано, что все люди равноправны независимо от расы, национальности, языка и иных обстоятельств, определяющих их принадлежность к тому или иному конкретному народу. Более того, как уже говорилось, в российской Конституции установлено, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность и никто не

Общая характеристика субъектов РФ

Принципы определения полномочий органов государствен­ной власти субъекта РФ достаточно просты:

    1. по предметам ведения субъ­ектов РФ – определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ;
    2. по предметам совместного ведения – определяются Конституцией РФ, федеральными закона­ми, договорами о разграничении полномочий и соглашениями;
    3. по предметам ведения РФ – определяются федеральными законами, из­даваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми ак­тами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

В соответствии с принципом верховенства Конституции РФ не могут быть приняты федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные право­вые акты субъектов РФ, заключены договоры, соглашения, если принятие указанных актов ведет к изменению конституционно-правового статуса субъекта РФ, ущемлению или утрате установ­ленных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности РФ и единства системы государственной власти в РФ.

Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Исчерпывающим и точным перечисле­нием наименований всех субъектов Федерации в Конститу­ции РФ подчеркивается добровольность вхождения каждого субъекта в Российскую Федерацию и распространение всех норм Конституции в равной степени на все субъекты Федерации.

Равноправие субъектов РФ находит свое выражение в равном представительстве всех субъектов РФ (независимо от размера территории и численности населения) в Совете Федерации Феде­рального Собрания (по два представителя от каждого субъек­та РФ), а также в порядке формирования Государственного совета РФ, который состоит из высших должностных лиц (руководи­телей высших исполнительных органов государственной власти) всех субъектов РФ.

Но правовой статус субъектов РФ все же не во всем одинаков. Различие вытекает, например, из того, что республики объявле­ны государствами, в то время как все другие субъекты такого ста­туса не имеют и могут рассматриваться только как государствен­ные образования. Конституции республик могут приниматься как их законодательными собраниями, так и референдумами, в то время как уставы других субъектов РФ — только законода­тельными собраниями. Большинство автономных округов входят в состав краев и областей, но должны рассматриваться как госу­дарственные образования наравне с этими краями и областями. Такое положение субъектов РФ дает повод говорить об асимметричности российского федерализма .

Равноправие субъектов Федерации проявляется в общем для всех них определении предметов ведения , которое вытекает из ст. 71-73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешивать­ся в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего мно­гонационального народа России, в том числе всех субъектов Фе­дерации. Последние представлены в Федеральном Собрании, а следовательно, участвуют в решении вопросов, относящихся к предметам ведения Федерации. Вместе с органами государствен­ной власти Федерации они осуществляют правовое регулирова­ние и управление по предметам совместного ведения. При этом до принятия федеральных законов субъекты РФ вправе осущест­влять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федеральною закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в двухмесяч­ный срок приводятся в соответствие с принятым федеральным законом. Вне пределов ведения РФ и совме­стного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государст­венной власти.

Читайте также:
Списки избирателей: что это такое, описание и особенности

Такое решение проблемы разграничения предметов ведения оставляет за субъектами Федерации полномочия по широкому кругу вопросов. Если вопрос относится к совместному ведению, то законы и иные нормативные правовые акты издаются субъек­тами Федерации в соответствии с федеральным законом по этому вопросу. Если же тот или иной вопрос входит в исключительную компетенцию органов власти субъекта Федерации, то республики, края, области, города федерального значения и автономии осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

При этом Конституция предоставляет субъектам Федерации важную гарантию. Поскольку их законы и нормативные акты, изданные по вопросам совместного ведения, должны соответст­вовать федеральным законам и в случае противоречия действует федеральный закон, то при противоречии такого же рода по во­просам исключительного ведения субъектов Федерации приори­тет отдается их законам и нормативным правовым актам. Следо­вательно, федеральный закон не может вторгаться в сферу ис­ключительного ведения субъектов РФ.

Отдельные полномочия органов госу­дарственной власти субъекта РФ могут быть временно возложе­ны на федеральные органы государственной власти или должно­стных лиц, назначаемых федеральными органами государствен­ной власти.

Это может произойти в случаях, если:

    1. в связи со стихийным бедствием, катастрофой, иной чрез­вычайной ситуацией органы государственной власти субъекта РФ отсутствуют и не могут быть сформированы в соответствии с фе­деральным законом (решение принимается Президентом РФ по согласованию с Советом Федерации Федерального Собрания);
    2. возникшая вследствие решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта РФ просроченная за­долженность по исполнению долговых или бюджетных обяза­тельств, определенная в порядке, установленном Бюджетным ко­дексом РФ, превышает 30% собственных доходов бюджета субъ­екта РФ в последнем отчетном году (в этом случае по ходатайству Правительства РФ решением Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с федеральным законом вводится временная финан­совая администрация);
    3. при реализации полномочий, осуществляемых за счет пре­доставления субвенций из федерального бюджета, исполнитель­ным органом государственной власти субъекта РФ допускается нарушение Конституции РФ, федерального закона, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, если такое нарушение установлено соответствующим судом (решение при­нимается Правительством РФ с изъятием субвенций).

Споры, связанные с разграничением предметов ведения и полномочий, передачей осуществления части полномочий, долж­ны разрешаться заинтересованными сторонами путем проведе­ния переговоров и использования иных согласительных проце­дур. В случае необходимости стороны договора, соглашения мо­гут создавать согласительные комиссии.

Субъекты Федерации имеют свою правовую систему , в кото­рую входят конституция (в республиках), уставы (в других субъ­ектах РФ), законы, подзаконные акты. Правовая система субъек­тов РФ как бы образует собственное конституционное право, ко­торое, однако, не разрывает единого конституционного права РФ, составляя его федеративный аспект. Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно. Одна­ко требуется, чтобы конституции, уставы и другие правовые акты соответствовали Конституции РФ и федеральным законам, нахо­дились в пределах совместного ведения Федерации и ее субъек­тов, ведения субъектов Федерации.

Правовой статус субъекта РФ может быть расширен путем создания в пределах его территории особой экономической зоны. Статус особой экономической зоны предоставляет органам госу­дарственной власти соответствующего субъекта РФ дополнитель­ные права и льготы в области таможенного регулирования, тран­зита товаров, налогов, режима инвестиций и предприниматель­ской деятельности.

По юридической силе конституции республик и уставы других субъектов Федерации равнозначны, различия между ними только в терминах, присущих государствам и государственным образова­ниям. К тому же бывшие автономные республики, из которых образовалось большинство нынешних республик, прежде имели свои конституции, что повлияло на их желание сохранить эту традицию в условиях расширения самостоятельности республик. Республики вправе иметь государственный язык, в то время как другие субъекты РФ — нет. Конституции и уставы субъектов РФ должны строиться на общих с Конституцией РФ принципах (раз­деления властей, правового социального государства и др.). Про­верку соответствия конституций, уставов, законов и иных норма­тивных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ осущест­вляет Конституционный Суд РФ. Субъекты Федерации в лице своих органов законодательной и исполнительной власти вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ (ч. 2 ст. 125). Конституционный Суд РФ, кроме того, разрешает споры о ком­петенции между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, между высшими го­сударственными органами последних.

Читайте также:
Совещательный голос: что это такое, описание и особенности

Субъекты Федерации обладают своей территорией , которая является частью территории РФ. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Экономическую основу деятельности органов государствен­ной власти субъекта РФ составляют находящиеся в собственно­сти субъекта РФ имущество, средства бюджета субъекта РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов, а так­же имущественные права.

Федеральный закон установил круг вопросов, решение кото­рых относится к полномочиям по совместному ведению и осуще­ствляется за счет средств бюджета субъекта РФ. Таких вопро­сов 41 (обеспечение деятельности органов власти, проведения выборов, предупреждения чрезвычайных ситуаций, образования, здравоохранения и др.). Те же полномочия, которые передаются субъектам РФ федеральными законами, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета на определенных условиях.

Система органов государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно. Есть, однако, конститу­ционные требования, которые они при этом должны соблюдать:

  1. система орга­нов власти должна соответствовать основам консти­туционного строя РФ (разделение и самостоятельность трех властей: законода­тельной, исполнительной и судебной);
  2. система орга­нов власти должна строиться на основе общих принципов организации представительных и исполнительных органов госу­дарственной власти, установленных федеральным законом.

Субъекты Федерации вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи . Однако их международная право­субъектность носит ограниченный характер. Они не вправе ста­вить вопрос о дипломатическом признании, открывать зарубеж­ные представительства на уровне посольств и т. д. Российская Федерация координирует международные и внешнеэкономиче­ские связи субъектов Федерации.

Многие субъекты РФ заключили торгово-экономические и финансовые соглашения с зарубежными государствами, прини­мая долговые обязательства и обязательства по их реструктуриза­ции. Эти соглашения не являются международными договорами. Федеральный закон «О координации международных и внешне­экономических связей субъектов РФ» от 4 января 1999 г. требует, чтобы такие соглашения согласовыва­лись с федеральными органами исполнительной власти. При этом федеральные органы государственной власти не несут от­ветственности по соглашениям об осуществлении международ­ных и внешнеэкономических связей, заключенным органами го­сударственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, когда указанные соглашения заключены с органами государст­венной власти иностранных государств с согласия Правительст­ва РФ либо по конкретному соглашению субъекта РФ имеютсяофициальные гарантии Правительства РФ. Соглашения регист­рируются Министерством юстиции РФ в соответствии с Прави­лами, утвержденными постановлением Правительства РФ.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ обеспечивает им широкие возможности по регулированию деятельности граж­дан на своей территории. В законодательных органах субъектов принимается большое число законов в области государственного строительства, защиты прав и свобод человека и гражданина, развития экономики и предпринимательства, социальной под­держки населения, культуры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: