Суд раввинов: что это такое, описание и особенности

Раввинатский суд и «коллизия полномочий» между ним и судом по семейным делам

21.12.06 для печати отправить другу в избранное закладки ссылка

В настоящей главе будут рассмотрены некоторые вопросы компетенции раввинатских судов, так как они, наряду с судами по семейным делам, берут на себя «львиную долю» судопроизводства по семейным вопросам.

Раввинатские суды – религиозные суды, в подсудности которых находятся вопросы «личного статуса» евреев — жителей государства Израиль. «Личный статус» – это семейный статус человека в соответствии религиозным законом того вероисповедания, к которому он относится. Чтобы понять, что такое «личный статус», следует провести небольшой исторический экскурс.

Когда в период так называемого «британского мандата» британского правительство стало управлять территорией современного Израиля, на этой территории оно обнаружило известное многообразие национальностей и вероисповеданий. При этом жители, как евреи, так и христиане, требовали, чтобы вопросы, связанные с браком, разводом, алиментами и т.п., разрешались бы властями в соответствии с их религией.

Поэтому британское правительство приняло «соломоново решение», нашедшее отражение в законодательном акте, носящем теперь название «Королевского указа в Совете о земле Израиль». Согласно данному Указу, вопросы, связанные с браком, разводом и алиментами будут решаться судами в соответствии с религиозным законом человека на основании его принадлежности к тому или иному вероисповеданию.

Первое правительство вновь созданного государства Израиль посчитало за лучшее оставить в силе этот Указ, поэтому и в настоящее время вопросы «личного статуса» отнесены к компетенции религиозных судов — раввинатских, христианских и исламских.

До сравнительно недавнего времени (а именно до 90-х годов прошлого века) все дела, связанные с «личным статусом», рассматривались религиозными судами, а то, что не попадало под их компетенцию (например, при смешанных браках), рассматривалось в окружных судах обшей юрисдикции. В 90-е годы был создан суд по семейным делам, который получил компетенцию по вопросам личного статуса, и постепенно к нему перешла большая доля дел по семейным спорам, кроме вопросов брака и развода представителей одной религиозной конфессии.

Сфера подсудности раввинатских судов определена законом, который был принят еще в первые годы существования государства Израиль, когда Кнессетом было принято решение, что вопросы браков и разводов евреев в Израиле будут находиться в исключительной компетенции раввинатских судов.

Такое решение следовало из соображений предотвращения раскола в народе. Как известно, еврейская религиозная традиция (Галаха) не признает светских браков, и поэтому в ее глазах супружеская пара, которая разводится не в порядке, предусмотренном самой традицией, продолжает считаться супружеской парой во всех смыслах.

Например, женщина-еврейка, которая развелась за границей по светскому закону, с точки зрения Галахи считается замужней, и никакая религиозная организация в Израиле ни за что не согласится сочетать её браком с другим мужчиной. Кроме того, если эта женщина вступит в повторный брак с евреем за границей, ее дети от второго мужа будут считаться незаконнорожденными, а это влечет серьезные негативные последствия для личного статуса детей («мамзерут»). Согласно Галахе, незаконнорожденный («мамзер») не может вступить в брак, кроме как с таким же незаконнорожденным.

Такое положение могло бы привести к разделению еврейского народа на тех, которые развелись согласно Галахе, и дети которых считаются законнорожденными, и на тех, которые развелись по светскому закону, и дети которых считаются незаконнорожденными с точки зрения Галахи. Тогда бы одна часть народа отказывалась бы вступать в брак с другой его частью.

Исходя из вышеприведенных соображений, законодатель и установил, что вопросы брака и развода супругов-евреев — граждан или жителей Израиля относится к исключительной компетенции раввинатских судов и решается по законам Торы. Последние изменения к закону расширили исключительную подсудность раввинатских судов и добавили еще перечень случаев, когда у раввинатского суда имеется подсудность.

Так, например, раввинатский суд полномочен рассматривать иск о разводе, если только истец является гражданином Израиля и проживал в нем в течение года в период двух лет, предыдущих подаче иска.

Все остальные «семейные вопросы», такие как раздел имущества, содержание детей – относятся к компетенции раввинатского суда, только если на это согласились обе стороны.

Тем не менее, если в раввинатский суд подан иск о разводе, раввинатский суд также будет иметь исключительную компетенцию по вопросам, связанным с делом о разводе. Сторона может привязать к делу о разводе такие иски, как алименты или содержание детей. С момента, когда «привязан» к иску о разводе дополнительный иск, это предоставляет раввинатскому суду исключительную подсудность рассматривать его, и другая сторона не вправе подавать такой же иск в суд по семейным делам.

Из такой формулировки возникают в свою очередь многочисленные вопросы, занимающие суды по семейным делам и раввинатские суды.

Бытует мнение, что раввинатские суды более «благосклонны» в решении дел к мужьям, нежели к женам, и наоборот – что суды по семейным вопросам решают больше в пользу жен, в особенности в том, что касается алиментов. Практика показывает, что такое мнение не имеет ничего общего с действительностью, но, тем не менее, многие мужья прикладывают огромные усилия, чтобы «привязать» тот или иной вопрос к иску о разводе, для того, чтобы отдать его на рассмотрение раввинатского суда.

Читайте также:
Частное правонарушение: что это такое, описание и особенности

Судебная практика устанавливает, что «привязка» того или иного вопроса к иску о разводе должна быть обоснованной, и если целью такой привязки является исключительно цель передать дело на рассмотрение раввинатского суда — в дальнейшем решение суда может быть признано как данное в нарушение полномочий и, как следствие, отменено. Сторона, подающая просьбу привязать дополнительный иск к делу о разводе, должна доказать, что такая привязка является обоснованной и необходимой, и что она сделана добросовестно, а не только лишь с целью лишить другую сторону возможности подать иск в светский суд. Кроме того, просьба рассмотреть в рамках дела о разводе дополнительный иск должна быть подробно изложена и мотивирована, а не заключаться в перечне дополнительных исков или общих фразах. Невыполнение этого условия может привести к тому, что дополнительные иски не будут приняты судом к рассмотрению.

На сегодняшний день существует судебная практика, которая прямо указывает, какие иски являются связанными с иском о разводе, а какие нет. Так, например, иск о признании жены как «неисполняющей обязанности», является по своей природе иском, связанным с вопросами брака и развода, а следовательно – относится к исключительной компетенции раввинатского суда.

Иск о содержании детей, если изначально он не был привязан к иску о разводе, напротив, является самостоятельным и может рассматриваться судом по семейным делам.

Как уже упоминалось, вопросы, не привязанные к иску о разводе, раввинатский суд вправе рассматривать только по согласию обеих сторон. Тем не менее, законодатель определил исключение из этого правила – иск об алиментах на жену. В законе установлено, что если жена-еврейка подала иск об алиментах против мужа-еврея (имеется в виду – не в рамках развода), довод о том, что у раввинатского суда нет полномочий рассматривать данный иск, не будет принят судом к вниманию.

Следует помнить, что у раввинатского суда имеются полномочия рассматривать иск об алиментах на жену. Иск об алиментах на детей может рассматриваться раввинатским судом только лишь при согласии обеих сторон.

Одной из особенностей израильского законодательства, аналогий которой нет нигде в мире, является тот факт, что вследствие возможности «привязать» различные иски и требования к делу о разводе, возникает проблема параллельной подсудности у раввинатского суда и суда по семейным делам. Параллельная подсудность означает, что один и тот же иск можно в принципе подать и в тот, и в другой суд. Параллельная подсудность раввинатского суда и суда по семейным делам породила в свою очередь так называемую проблему «коллизии полномочий».

Поясним на примере. Муж подает иск о разводе в раввинатский суд и к нему привязывает вопрос алиментов на детей. Жена в то же время (например, через неделю) подает иск по алиментам в суд по семейным делам, который вправе также его рассматривать. Возникает вопрос, какой из судов вправе принять решение по вопросу об алиментах?

До недавнего времени судебная практика устанавливала, что в таком случае судом, обладающим полномочиями рассматривать дело, будет являться суд, в который подан первый иск, в приведенном примере это был бы раввинатский суд.

Но не так давно был создан судебный прецедент, согласно которому уполномоченным является суд, первым принявший иск к рассмотрению, то есть – первым назначивший судебное заседание.

Следует отметить, что проблема коллизии полномочий приводит к тому, что большое количество времени и ресурсов суда и сторон уходит только лишь на то, чтобы определить, кому именно принадлежит полномочие рассматривать то или иное дело.

Важно отметить, что вопрос об отсутствии у суда полномочий рассматривать дело стороне следует поднять при первой возможности.

Ривка, поняв, что ее семейная жизнь с Зоаром не складывается, поспешила опередить события и подала в суд по семейным делам иск о разделе имущества и иск об алиментах на детей. Зоар не замедлил подать иск о разводе в раввинатский суд и привязал к иску о разводе также иски о разделе имущества и об алиментах на детей. Несмотря на то что суд по семейным вопросам уже начал рассматривать иски Ривки, она пришла на судебное заседание в раввинатский суд.

В конце концов раввинатский вынес решение по иску о разводе, а также по связанным с ним искам о разделе имущества и алиментах. Ривка, недовольная решением раввинатского суда, подала апелляцию в Верховный суд, заявив в ней, что у раввинатского суда не было полномочий рассматривать иски о разделе имущества и алиментах, поскольку они уже были приняты к рассмотрению судом по семейным делам.

Читайте также:
Снимается ли статус многодетной семью при смерте ребенка

Прокомментировать приведенную ситуацию можно следующим образом. Верховный суд вправе постановить раввинатскому суду принять к рассмотрению то или иное дело или воздержаться от его рассмотрения. Однако закон прямо устанавливает, что заявление об отсутствии компетенции у суда должно быть заявлено стороной при первой возможности, в противном случае такое заявление будет судом отклонено. Это означает, что в приведенном выше примере Ривка должна была заявить раввинатскому суду о том, что у последнего нет полномочий рассматривать иски о разделе имущества и алиментах еще в защитном заявлении, которое обычно подается ответчиком.

Отсутствие возражений по вопросу подсудности «уничтожает» право Верховного суда вмешиваться и давать указание раввинатскому суду.

Для обеспечения рассмотрения дела или исполнения судебного решения раввинатским судам, как и гражданским судам, даны полномочия по наложению ареста на имущество и по выдаче ордера на запрет выезда из страны.

Ордер на запрет выезда из страны предназначен, как правило, для обеспечения явки сторон на судебный процесс, и такое основание является приемлемым не только с точки зрения правил судебного процесса в раввинатских судах, но с точки зрения общих правил гражданского процесса.

Раввин – это кто такой? Значение раввина в жизни евреев

Каждая религия таит в себе множество нюансов, которые кажутся представителям иных конфессии непонятными и во многом странными. Иудаизм относится к одной из самых неоднозначных религий, в ней существует множество законов, отличающих это верование от других религиозных течений. К примеру, много вопросов вызывает толкование слова “раввин”. Кто он? Одни считают, что раввин – это священник, а вот другие уверены, что это просто должность, приобретаемая за годы обучения в университете. Даже не все евреи всегда могут уверенно ответить на этот вопрос.

Раввин: значение слова

Большинство слов и значений пришло в современный мир из давно забытых времен. Слово “раввин” имеет несколько значений. Они весьма близки по смыслу. Раввин – это и учитель, и господин, и наставник. Но чаще всего евреи понимают под этим словом толкователя Торы – главной книги евреев.

Такое большое количество значений одного слова свидетельствует о большом влиянии, которое имеет раввин на жизнь еврейской общины. Но главное его предназначение – это все же толковать закон и помогать своим соотечественникам решать проблемы духовного плана.

Раввин – это кто такой?

Из уже написанного понятно, что раввин – лицо авторитетное и имеющее большой вес в общине. Но не стоит путать его со священнослужителем, он не владеет саном и правом вершить дела от имени Бога. В современном понимании раввин приближен к государственной должности, которая обязывает его управлять делами общины и отстаивать ее интересы.

Стоит отметить, что должности священнослужителей в иудаизме нет вовсе. Это единственная религия в мире, не имеющая института священников. Но роль духовного наставника как раз выполняет раввин. Он может иметь соответствующее образование, но не обязан этого делать. Так как действующий раввин – это должность выборная, то получить ее может только опытный человек, имеющий большой жизненный опыт, отличные знания Торы и ум, способный рассмотреть любую жизненную ситуацию с точки зрения еврейского закона.

Внешний вид раввина

Довольно часто объектом анекдотов и шуток в народе становится раввин. Фото этого деятеля еврейского народа может объяснить, почему его образ вызывает столько смеха и недоумения. Дело в том, что раввин всегда носит бороду, шляпу и одет в черно-белых тонах. Причем внешний вид раввина одинаков независимо от того места на карте мира, где он живет и работает. Это связано с определенным сводом правил и ограничений, наложенных на духовного наставника.

К примеру, брить бороду мужчине нельзя по библейским законам, поэтому раввин всегда и везде с бородой. А вот кажущийся необычным наряд является национальным праздничным мужским костюмом, включающим в себя шляпу, белую рубашку и черные брюки, сочетающиеся с пиджаком.

Значение раввина в жизни еврея

Для евреев раввин является тем человеком, к которому пойдут за советом в любой ситуации. Это может касаться всех сфер жизни – семейной, рабочей, бытовой. Если еврей не знает, как ему поступить по закону и Торе, то он обязательно отправляется к духовному наставнику. Слово раввина воспринимается в качестве закона, он имеет право говорить от лица Бога, поэтому его советы наполнены великой мудростью.

В случае, когда раввин управляет всеми делами общины (это весьма распространено за пределами Израиля), он должен еще обладать юридическими знаниями той страны, где живет. В этом случае к нему обращаются за советом в случае возникших проблем с властями страны или когда необходимо уладить некоторые юридические тонкости. Исходя из всего вышеперечисленного, можно с уверенностью заявить, что раввин – это настоящий духовный лидер еврейского народа.

Читайте также:
Реестры судов: что это такое, описание и особенности

Как становились раввином в древности?

В древности раввином становились после определенного обряда посвящения. Он назывался смиха – обряд рукоположения. Обычно посвящение происходило в праздничной обстановке среди самых уважаемых людей общины. Все мужчины становились в круг и пожимали руки друг другу, в конце этого процесса руки возлагались на голову кандидата в раввины. После произносилось одно слово – “рукоположен”. С этого мгновения считалось, что раввин получил все знания общины и может стать достойным духовным лидером.

Раввин: выборы на должность у современных евреев

На сегодняшний день обряд посвящения в раввины существенно упростился. Он обрел некоторую современность и светскость. Хотя до сих пор кандидат на должность должен получить смиху, только теперь это не является обрядом, а напоминает бумажный диплом. Будущий раввин проходит курс обучения и сдает экзамены, которые подтверждают его знания Торы. После этого молодому человеку выдается смиха, разрешающая ему стать раввином. Вот только иметь возможность стать раввином и быть им – совсем разные вещи в еврейском обществе.

Как только у общины возникает потребность в новом раввине, старейшины должны выдвинуть несколько кандидатур. Каждая тщательно рассматривается со всех сторон. Большое значение при выборе раввина имеет не его образование и смиха, а мудрость и духовная чистота. Ведь он должен уметь рассматривать любую ситуацию с позиции веры и справедливости. Вообще, еврейская община очень плохо представляет себя без духовного лидера, но выбирать его может несколько месяцев. Это связано с тем, что уволить раввина нельзя, он может сам покинуть свою должность, исходя из самостоятельного решения либо вняв словам более влиятельного раввина.

Если среди ваших друзей есть евреи, то наверняка они тоже обращаются к раввинам, когда не могут принять сложное решение. И хочется заметить, что это далеко не самая плохая традиция израильтян. Ведь так приятно осознавать, что ответ тебе подсказывает человек, владеющий тысячелетней мудростью всего еврейского народа.

Раввинский суд и Суд Божий

Раввинский суд в Израиле вынес решение по теме вакцинации. Вердикт однозначен:

1. Прививки смертельны.

2. Следует запретить любое давление на не желающих вакцинироваться.

3. Необходимо также запретить вакцинацию детей и подростков.

4. Решение было принято после тщательной проверки фактов и тысяч свидетельств, которые однозначно доказывают смертельную опасность вакцинирования.

5. Все проверки проводились ведущими специалистами- вирусологами.

Решение раввинского суда распространяется, естественно, лишь на территорию государства Израиль.

Итак, религиозные лидеры иудаизма в еврейском же государстве высказались вполне однозначно и недвусмысленно. Это решение, как мы видим, появилось не сразу, а лишь после того, как массовая вакцинация в Израиле (а эта страна, как известно, является одним из бесспорных лидеров в данном процессе) привела к печальным последствиям: выяснилось, что ситуация с пресловутым ковидом в результате применения вакцин ничуть не улучшается, а, напротив, приводит к росту заболеваемости.

Иудейские религиозные лидеры, во-первых, подошли к делу весьма основательно, пригласив для экспертизы признанных профессионалов, проявив в этом похвальную адекватность. Во-вторых, мы видим, что они ничуть не боятся вступить в очевидный и достаточно жесткий конфликт с военизированным израильским государством, которое и в других случаях склонно вести себя довольно жестко, а в случае с вакцинацией – особенно.

Интересно, что один из раввинов – членов суда стал также участником в онлайн-режиме последнего круглого стола в России под модераторством М. Шукшиной, причем, инициатива принадлежала израильской стороне! И хотя некоторые комментаторы пишут, что это не было официальное заседание именно главного суда раввинов, а всего лишь «общественная инициатива» ряда из них, а, например, главный любавичский ребе Каневский занимает диаметрально противоположную позицию, сути дела это принципиально не меняет, поскольку данное решение очевидным образом отражает реальную позицию весьма значительной части израильского раввината.

Это решение раввинского суда Израиля, которое, бесспорно, следует расценивать как весьма примечательное событие, естественным образом порождает достаточно очевидные, на наш взгляд, размышления, связанные с ситуацией в России.

Во-первых, российское государство (во всяком случае, пока) явно уступает по жесткости израильскому и ряду других, хотя и очень старается. Во-вторых, наш народ проявляет гораздо бóльшую способность к пассивному сопротивлению государственному напору, и число вакцинированных растет не так быстро. Конечно, и страна наша несопоставима с Израилем по территории и численности населения. Но главное, что нас интересует – это позиция официальных лиц господствующей конфессии, то есть, как понятно, РПЦ. Если сам патриарх Кирилл не спешит выступать с собственной однозначной позицией по данному поводу, хотя сам, как нам сообщают, уже вакцинировался, то другие с лихвой компенсируют это молчание Его Святейшества.

Из епископата открыто выразить негативное отношение к стремлению государства по факту принудительно вакцинировать большую часть народа осмелился лишь епископ Озерский Порфирий, наместник Соловецкого монастыря. На что сразу же последовало опровержение со стороны церковного официоза. Большинство священников в глубине души думают так же, как владыка Порфирий, однако вслух заявить свою позицию боятся. Такой жесткой вертикали, как в РПЦ, нет ни в одной религиозной организации мира, включая даже Ватикан, где оспаривание того, что официально говорит папа, по определению воспринимается как страшная крамола. А вот активной пропагандой вакцинации занимается целый ряд весьма известных иерархов, причем в позитивном отношении к этому безобразию совпадают даже те, кого традиционно принято противопоставлять друг другу!

Читайте также:
Факультативное обязательство: что это такое, описание и особенности

Некоторые даже грозят оппонентам каноническими прещениями. При этом они целенаправленно игнорируют как мнение подлинных духовных авторитетов, среди которых – самые почитаемые старцы святой горы Афон, так и убийственную критику, звучащую из уст ведущих светил современной медицины, отнюдь не понаслышке знакомых с проблемой, видимо, считая себя в вопросах медицины компетентнее профессионалов. Все это сопровождается весьма активной кампанией некоторых условно «патриотических», околоцерковных, в прошлом «ревнительских» интернет-ресурсов, осуществляемой в тонах ярко выраженного публичного политического доноса. См. также здесь.

Как видим, в РПЦ давление изнутри системы в пользу чисто глобалистского, опасного для жизни и здоровья и, по свидетельству ведущих духовных авторитетов, антихристианского проекта, отсутствие терпимости к инакомыслию несоизмеримо сильнее, чем даже в среде израильского иудаизма, существующего, как мы сказали, в рамках крайне жесткого военизированного государства!

Для всех православных людей очевидно, что иудаизм есть ложная религия, а вероучительная и душеспасительная истина заключена лишь в нашей святой православной вере. Однако сегодня мы видим, что немалое число авторитетов этой ложной религии в крайне важном, можно сказать, судьбоносном вопросе находится куда ближе к истине, чем некоторые православные иерархи. Чем руководствуются раввины – отдельный вопрос. Скорее всего все же сугубо прагматическими соображениями: им больно видеть, как от непродуманных и насильственных действий властей в немалом количестве умирают евреи.

Целый ряд наших православных иерархов не только не озабочен тем физическим вредом, который приносят вакцины (этому на сегодняшний день есть весьма убедительные научно-медицинские доказательства), но, напротив, убеждает свой народ в их благотворности. Если же, с их точки зрения, это вовсе не духовный вопрос и никакие духовные авторитеты здесь не имеют никакого значения, то тогда грозить каноническими прещениями противникам вакцинации и обвинять их в преступлении против веры – заведомо абсурдное дело.

Некоторые услужливые миряне даже изобретают весьма изощренные теории с целью доказать, что следование этим планам глобалистов душеспасительно и в духовном плане чуть ли не выше, чем само вхождение в Церковь и пребывание в ней. (Интересно, как воспринимают такие идеи вышеупомянутые иерархи?) И тогда приходится с горечью констатировать, что здесь мы имеем дело с глубокой прелестью и еретическим лжеучением, ожидающим в свое время нелицеприятного Божьего суда.

Суд раввинов: что это такое, описание и особенности

Раввинский суд в Израиле вынес решение по теме вакцинации. Вердикт однозначен:

1. Прививки смертельны.

2. Следует запретить любое давление на не желающих вакцинироваться.

3. Необходимо также запретить вакцинацию детей и подростков.

4. Решение было принято после тщательной проверки фактов и тысяч свидетельств, которые однозначно доказывают смертельную опасность вакцинирования.

5. Все проверки проводились ведущими специалистами- вирусологами.

Решение раввинского суда распространяется, естественно, лишь на территорию государства Израиль.

Итак, религиозные лидеры иудаизма в еврейском же государстве высказались вполне однозначно и недвусмысленно. Это решение, как мы видим, появилось не сразу, а лишь после того, как массовая вакцинация в Израиле (а эта страна, как известно, является одним из бесспорных лидеров в данном процессе) привела к печальным последствиям: выяснилось, что ситуация с пресловутым ковидом в результате применения вакцин ничуть не улучшается, а, напротив, приводит к росту заболеваемости. Иудейские религиозные лидеры, во-первых, подошли к делу весьма основательно, пригласив для экспертизы признанных профессионалов, проявив в этом похвальную адекватность. Во-вторых, мы видим, что они ничуть не боятся вступить в очевидный и достаточно жесткий конфликт с военизированным израильским государством, которое и в других случаях склонно вести себя довольно жестко, а в случае с вакцинацией – особенно.

Интересно, что один из раввинов – членов суда стал также участником в онлайн-режиме последнего круглого стола в России под модераторством М. Шукшиной, причем, инициатива принадлежала израильской стороне! И хотя некоторые комментаторы пишут, что это не было официальное заседание именно главного суда раввинов, а всего лишь «общественная инициатива» ряда из них, а, например, главный любавичский ребе Каневский занимает диаметрально противоположную позицию, сути дела это принципиально не меняет, поскольку данное решение очевидным образом отражает реальную позицию весьма значительной части израильского раввината.

Это решение раввинского суда Израиля, которое, бесспорно, следует расценивать как весьма примечательное событие, естественным образом порождает достаточно очевидные, на наш взгляд, размышления, связанные с ситуацией в России.

Читайте также:
Финансовая аренда: что это такое, описание и особенности

Во-первых, российское государство (во всяком случае, пока) явно уступает по жесткости израильскому и ряду других, хотя и очень старается. Во-вторых, наш народ проявляет гораздо бóльшую способность к пассивному сопротивлению государственному напору, и число вакцинированных растет не так быстро. Конечно, и страна наша несопоставима с Израилем по территории и численности населения. Но главное, что нас интересует – это позиция официальных лиц господствующей конфессии, то есть, как понятно, РПЦ. Если сам патриарх Кирилл не спешит выступать с собственной однозначной позицией по данному поводу, хотя сам, как нам сообщают, уже вакцинировался, то другие с лихвой компенсируют это молчание Его Святейшества.

Из епископата открыто выразить негативное отношение к стремлению государства по факту принудительно вакцинировать большую часть народа осмелился лишь епископ Озерский Порфирий, наместник Соловецкого монастыря. На что сразу же последовало опровержение со стороны церковного официоза. Большинство священников в глубине души думают так же, как владыка Порфирий, однако вслух заявить свою позицию боятся. Такой жесткой вертикали, как в РПЦ, нет ни в одной религиозной организации мира, включая даже Ватикан, где оспаривание того, что официально говорит папа, по определению воспринимается как страшная крамола. А вот активной пропагандой вакцинации занимается целый ряд весьма известных иерархов, причем в позитивном отношении к этому безобразию совпадают даже те, кого традиционно принято противопоставлять друг другу! Некоторые даже грозят оппонентам каноническими прещениями. При этом они целенаправленно игнорируют как мнение подлинных духовных авторитетов, среди которых – самые почитаемые старцы святой горы Афон, так и убийственную критику, звучащую из уст ведущих светил современной медицины, отнюдь не понаслышке знакомых с проблемой, видимо, считая себя в вопросах медицины компетентнее профессионалов. Все это сопровождается весьма активной кампанией некоторых условно «патриотических», околоцерковных, в прошлом «ревнительских» интернет-ресурсов, осуществляемой в тонах ярко выраженного публичного политического доноса. См. также здесь.

Как видим, в РПЦ давление изнутри системы в пользу чисто глобалистского, опасного для жизни и здоровья и, по свидетельству ведущих духовных авторитетов, антихристианского проекта, отсутствие терпимости к инакомыслию несоизмеримо сильнее, чем даже в среде израильского иудаизма, существующего, как мы сказали, в рамках крайне жесткого военизированного государства!

Для всех православных людей очевидно, что иудаизм есть ложная религия, а вероучительная и душеспасительная истина заключена лишь в нашей святой православной вере. Однако сегодня мы видим, что немалое число авторитетов этой ложной религии в крайне важном, можно сказать, судьбоносном вопросе находится куда ближе к истине, чем некоторые православные иерархи. Чем руководствуются раввины – отдельный вопрос. Скорее всего все же сугубо прагматическими соображениями: им больно видеть, как от непродуманных и насильственных действий властей в немалом количестве умирают евреи. Целый ряд наших православных иерархов не только не озабочен тем физическим вредом, который приносят вакцины (этому на сегодняшний день есть весьма убедительные научно-медицинские доказательства), но, напротив, убеждает свой народ в их благотворности. Если же, с их точки зрения, это вовсе не духовный вопрос и никакие духовные авторитеты здесь не имеют никакого значения, то тогда грозить каноническими прещениями противникам вакцинации и обвинять их в преступлении против веры – заведомо абсурдное дело.

Некоторые услужливые миряне даже изобретают весьма изощренные теории с целью доказать, что следование этим планам глобалистов душеспасительно и в духовном плане чуть ли не выше, чем само вхождение в Церковь и пребывание в ней. (Интересно, как воспринимают такие идеи вышеупомянутые иерархи?) И тогда приходится с горечью констатировать, что здесь мы имеем дело с глубокой прелестью и еретическим лжеучением, ожидающим в свое время нелицеприятного Божьего суда.

Раввинский суд и Суд Божий

Раввинский суд в Израиле вынес решение по теме вакцинации. Вердикт однозначен:

1. Прививки смертельны.

2. Следует запретить любое давление на не желающих вакцинироваться.

3. Необходимо также запретить вакцинацию детей и подростков.

4. Решение было принято после тщательной проверки фактов и тысяч свидетельств, которые однозначно доказывают смертельную опасность вакцинирования.

5. Все проверки проводились ведущими специалистами- вирусологами.

Решение раввинского суда распространяется, естественно, лишь на территорию государства Израиль.

Итак, религиозные лидеры иудаизма в еврейском же государстве высказались вполне однозначно и недвусмысленно. Это решение, как мы видим, появилось не сразу, а лишь после того, как массовая вакцинация в Израиле (а эта страна, как известно, является одним из бесспорных лидеров в данном процессе) привела к печальным последствиям: выяснилось, что ситуация с пресловутым ковидом в результате применения вакцин ничуть не улучшается, а, напротив, приводит к росту заболеваемости. Иудейские религиозные лидеры, во-первых, подошли к делу весьма основательно, пригласив для экспертизы признанных профессионалов, проявив в этом похвальную адекватность. Во-вторых, мы видим, что они ничуть не боятся вступить в очевидный и достаточно жесткий конфликт с военизированным израильским государством, которое и в других случаях склонно вести себя довольно жестко, а в случае с вакцинацией – особенно.

Читайте также:
Субсидиарная ответственность: что это такое, описание и особенности

Интересно, что один из раввинов – членов суда стал также участником в онлайн-режиме последнего круглого стола в России под модераторством М. Шукшиной, причем, инициатива принадлежала израильской стороне! И хотя некоторые комментаторы пишут, что это не было официальное заседание именно главного суда раввинов, а всего лишь «общественная инициатива» ряда из них, а, например, главный любавичский ребе Каневский занимает диаметрально противоположную позицию, сути дела это принципиально не меняет, поскольку данное решение очевидным образом отражает реальную позицию весьма значительной части израильского раввината.

Это решение раввинского суда Израиля, которое, бесспорно, следует расценивать как весьма примечательное событие, естественным образом порождает достаточно очевидные, на наш взгляд, размышления, связанные с ситуацией в России.

Во-первых, российское государство (во всяком случае, пока) явно уступает по жесткости израильскому и ряду других, хотя и очень старается. Во-вторых, наш народ проявляет гораздо бóльшую способность к пассивному сопротивлению государственному напору, и число вакцинированных растет не так быстро. Конечно, и страна наша несопоставима с Израилем по территории и численности населения. Но главное, что нас интересует – это позиция официальных лиц господствующей конфессии, то есть, как понятно, РПЦ. Если сам патриарх Кирилл не спешит выступать с собственной однозначной позицией по данному поводу, хотя сам, как нам сообщают, уже вакцинировался, то другие с лихвой компенсируют это молчание Его Святейшества.

Из епископата открыто выразить негативное отношение к стремлению государства по факту принудительно вакцинировать большую часть народа осмелился лишь епископ Озерский Порфирий, наместник Соловецкого монастыря. На что сразу же последовало опровержение со стороны церковного официоза. Большинство священников в глубине души думают так же, как владыка Порфирий, однако вслух заявить свою позицию боятся. Такой жесткой вертикали, как в РПЦ, нет ни в одной религиозной организации мира, включая даже Ватикан, где оспаривание того, что официально говорит папа, по определению воспринимается как страшная крамола. А вот активной пропагандой вакцинации занимается целый ряд весьма известных иерархов, причем в позитивном отношении к этому безобразию совпадают даже те, кого традиционно принято противопоставлять друг другу! Некоторые даже грозят оппонентам каноническими прещениями. При этом они целенаправленно игнорируют как мнение подлинных духовных авторитетов, среди которых – самые почитаемые старцы святой горы Афон, так и убийственную критику, звучащую из уст ведущих светил современной медицины, отнюдь не понаслышке знакомых с проблемой, видимо, считая себя в вопросах медицины компетентнее профессионалов. Все это сопровождается весьма активной кампанией некоторых условно «патриотических», околоцерковных, в прошлом «ревнительских» интернет-ресурсов, осуществляемой в тонах ярко выраженного публичного политического доноса. См. также здесь.

Как видим, в РПЦ давление изнутри системы в пользу чисто глобалистского, опасного для жизни и здоровья и, по свидетельству ведущих духовных авторитетов, антихристианского проекта, отсутствие терпимости к инакомыслию несоизмеримо сильнее, чем даже в среде израильского иудаизма, существующего, как мы сказали, в рамках крайне жесткого военизированного государства!

Для всех православных людей очевидно, что иудаизм есть ложная религия, а вероучительная и душеспасительная истина заключена лишь в нашей святой православной вере. Однако сегодня мы видим, что немалое число авторитетов этой ложной религии в крайне важном, можно сказать, судьбоносном вопросе находится куда ближе к истине, чем некоторые православные иерархи. Чем руководствуются раввины – отдельный вопрос. Скорее всего все же сугубо прагматическими соображениями: им больно видеть, как от непродуманных и насильственных действий властей в немалом количестве умирают евреи. Целый ряд наших православных иерархов не только не озабочен тем физическим вредом, который приносят вакцины (этому на сегодняшний день есть весьма убедительные научно-медицинские доказательства), но, напротив, убеждает свой народ в их благотворности. Если же, с их точки зрения, это вовсе не духовный вопрос и никакие духовные авторитеты здесь не имеют никакого значения, то тогда грозить каноническими прещениями противникам вакцинации и обвинять их в преступлении против веры – заведомо абсурдное дело.

Некоторые услужливые миряне даже изобретают весьма изощренные теории с целью доказать, что следование этим планам глобалистов душеспасительно и в духовном плане чуть ли не выше, чем само вхождение в Церковь и пребывание в ней. (Интересно, как воспринимают такие идеи вышеупомянутые иерархи?) И тогда приходится с горечью констатировать, что здесь мы имеем дело с глубокой прелестью и еретическим лжеучением, ожидающим в свое время нелицеприятного Божьего суда.

Особенности суда присяжных

Вы будете перенаправлены на Автор24

Главное отличие суда присяжных – участие в отправлении правосудия независимых (от органов предварительного расследования) граждан. Привлечение представителей народа позволяет говорить об общественном одобрении вынесенного решения.

Обязательное проведение предварительного слушания

Слушание проводится по правилам главы 34 УПК РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Уголовное право. Общая часть подробнее со следующими дополнениями:

  • выясняется, поддерживает ли обвиняемый свое ходатайство и есть ли возражения против суда присяжных у других обвиняемых по делу
  • уголовное дело в отношении обвиняемых, не согласных на суд присяжных, может быть выделено в отдельное производство, если это не будет препятствовать постановлению законного и обоснованного решения
  • помимо решений, предусмотренных ст. 236 УПК РФ, судья вправе вынести постановление о назначении слушания судом присяжных (аналог решения о назначении судебного заседания). В данном решении должны быть указаны подлежащие вызову в суд кандидаты в присяжные и решен вопрос о форме заседания (открытое или закрытое).
Читайте также:
Судебная медицина: что это такое, описание и особенности

После вынесения решения о назначении судебного заседания проводятся мероприятия по формированию предварительного (первоначального) списка кандидатов в присяжные заседатели, их извещению и разрешению заявлений об освобождении от обязанностей присяжных (ст. 326 УПК РФ).

Особенности подготовительного этапа к судебному разбирательству

В подготовительной части судебного заседания, которая является закрытой, осуществляется процедура формирования коллегии присяжных заседателей, которая, как правило, занимает большое время как в силу низкой явки кандидатов, так и в силу решения сложных тактических вопросов (каждая из сторон заинтересована в формировании коллегии, которая вынесет выгодный ей вердикт).

Стороны обвинения и защиты имеют широкие возможности по участию в формировании коллегии, которая будет рассматривать дело:

  • знакомятся со списком кандидатов (без указания мест жительства)
  • опрашивают кандидатов с целью заявления мотивированных отводов (если беспристрастность кандидата вызывает обоснованные сомнения)
  • участвуют в обсуждении кандидатов в списочном порядке
  • заявляют немотивированные отводы (если это позволяет число кандидатов в присяжные)
  • заявляют о тенденциозности сформированной коллегии.

Готовые работы на аналогичную тему

Частой тактической ошибкой является заявление отводов с конца списка кандидатов – согласно ч. 17 и 18 ст. 328 УПК РФ коллегию присяжных образуют 12 первых по списку кандидатов.

Частой ситуацией является недобор присяжных, поэтому суду предоставлено право дополнительно вызвать кандидатов в присяжные

  • если в суд явилось менее 20 кандидатов
  • если после разрешения самоотводов и мотивированных отводов осталось менее 18 кандидатов.

Информация об избранных присяжных заседателях вносится в протокол судебного заседания. Отобранные присяжные заседатели выбирают из своего числа старшину, который от имени коллегии взаимодействует с судьей и имеет ряд полномочий по руководству ходом совещания присяжных и оформлению вердикта (ч. 2 ст. 331 УПК РФ).

После избрания старшины суд в торжественной обстановке приводит присяжных заседателей к присяге (ст. 332 УПК РФ). Именно с этого момента сформированная коллегия считается полномочной отправлять правосудие.

Особенности судебного следствия

Судебное следствие в суде присяжных также осложнено присутствием властного субъекта – коллегии присяжных. Однако присяжные не вправе непосредственно взаимодействовать со сторонами – все вопросы они подают только с согласия председательствующего и только через него (ч. 4 ст. 335 УПК РФ), при этом судья вправе отвести вопросы как не относящиеся к делу.

Судебное следствие осуществляется следующим образом:

  • вступительные заявления государственного обвинителя и защитника, в которых отражаются существо обвинения, отношение к нему обвиняемого, а также предложения по порядку исследования доказательств (ч. 1–3 ст. 335 УПК РФ)
  • исследование доказательств. При этом с участием присяжных могут быть исследованы только доказательства, относимые к вопросам факта – событию преступления и виновности в нём обвиняемого (ч. 7 ст. 335)

Сведения о личности подсудимых могут быть исследованы в ограниченном объеме: только для установления вопросов факта. Дискредитирующие подсудимого сведения исследовать запрещается (наличие судимости, алкоголизм, наркомания, иные порочащие сведения).

  • прения (в пределах вопросов факта) и реплики сторон, последнее слово подсудимого (ст. 336 и 337).

Особенности есть и в решении вопроса о недопустимости доказательств

  • такие доказательства могут быть исключены как по инициативе сторон, так и по инициативе судьи (ч. 5 ст. 335 УПК РФ)
  • вопрос об исключении доказательств решается без участия присяжных (ч. 6 ст. 335)
  • признание доказательства недопустимым исключает его дальнейшее использование: сторонам запрещено ссылаться на них и обосновывать ими свою позицию (ч. 3 ст. 336).

После формирования коллегии и до удаления присяжных для принятия вердикта также может быть решен вопрос о замене присяжного заседателя (ст. 329 УПК РФ). При этом выбывающий присяжный заменяется запасным, а при выбытии старшины проводятся его повторные выборы. Выбытие присяжного заседателя во время постановки вердикта не нуллифицирует итоги разбирательства: выбывший присяжный заменяется запасным. Однако если число запасных присяжных меньше числа выбывших в ходе судебного следствия, результаты судебного следствия аннулируются и суд возвращается к этапу формирования коллегии.

Формирование вопросного листа

Поскольку присяжные не уполномочены решать вопросы права, для постановления вердикта необходимо разделить уголовный иск (обвинительное заключение) на две части – фактическую и юридическую. Именно эта цель достигается на этапе постановки вопросов перед присяжными, который проводится без участия самих заседателей.

В этой процедуре участвуют (ст. 338 УПК РФ):

  • судья – формулирует вопросы, знакомит с ними стороны; в совещательной комнате вносит сформулированные вопросы в вопросный лист
  • стороны – высказывают замечания по вопросам, предлагают свои формулировки вопросов (в том числе об обстоятельствах, исключающих привлечение к уголовной ответственности)
Читайте также:
Таможенный кодекс: что это такое, описание и особенности

Перед присяжными могут быть поставлены вопросы (ст. 339 УПК РФ):

  • основной (о доказанности преступного события, совершении его подсудимым и его виновности в этом или же единый вопрос о виновности)
  • частные (о наличии обстоятельств, влияющих на степень виновности (ее характер), влекущих освобождение от уголовной ответственности, о степени реализации умысла, роли соучастников и пр.)
  • вопрос о снисхождении.

При формулировании вопросов должны соблюдаться следующие правила:

  • перед присяжными нельзя ставить вопросы, требующие правовой оценки (в том числе о судимости)
  • вопросы не должны выходить за пределы предъявленного подсудимому обвинения
  • основной и частные вопросы формулируются по каждому подсудимому
  • вопросы должны быть понятны присяжным.

После того, как вопросный лист будет сформулирован,

  • суд оглашает вопросы присяжным и передает лист старшине
  • суд выступает с беспристрастным напутственным словом, в котором излагает суть обвинения, применимую норму Уголовного кодекса РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Уголовно-правовая характеристика ч.1,2 ст 148 УК РФ) подробнее , кратко резюмирует исследованные доказательства, напоминает позиции сторон, объясняет правила оценки доказательств и порядок совещания присяжных.
  • суд разъясняет присяжным неясности, не предрешая ответы на поставленные вопросы.

Постановление вердикта

Присяжные заседатели постановляют вердикт в совещательной комнате и должны стремиться к принятию единодушных решений (ч. 1 ст. 343 УПК РФ), однако если по результатам трехчасового обсуждения консенсус не достигнут, решение принимается голосованием, при этом воздержаться от голосования присяжный не может (ч. 3 ст. 342 УПК РФ).

При голосовании присяжных действуют следующие правила:

  • обвинительный вердикт считается принятым, большинство присяжных заседателей утвердительно ответило на все основные вопросы
  • оправдательный вердикт считается принятым, если не менее шести присяжных отрицательно ответили хотя бы на один основной вопрос
  • ответы на частные вопросы определяются простым большинством голосов
  • при равенстве голосов по частным вопросам решение принимается в пользу подсудимого
  • при обвинительном вердикте присяжные могут изменить обвинение в пользу подсудимого.

На этапе постановления вердикта также возможны

  • получение от судьи дополнительных разъяснений по поставленным вопросам (ч. 1 ст. 344 УПК РФ)
  • внесение уточнений и дополнений в вопросный лист (ч. 2 ст. 344)
  • возобновление судебного следствия (ч. 5 и 6 ст. 344).

Провозглашение вердикта и постановление приговора

Исходя из разграничения компетенции судьи и присяжных установлено и разделение принимаемых по делу решений на решение по вопросам факта (вердикт) и основанное на нем решение по вопросам права (приговор).

Заполненный присяжными вопросный лист передается председательствующему, который вправе (ч. 2 ст. 245)

  • разрешить провозглашение вердикта
  • предложить присяжным внести уточнения в противоречивый или неясный вопросный лист
  • поставить перед присяжными дополнительные вопросы.

После провозглашения вердикта

  • председательствующий объявляет об окончании участия присяжных в отправлении правосудия (однако присяжные могут остаться в качестве публики)
  • при вердикте о невиновности подсудимый освобождается из-под стражи
  • с участием сторон обсуждаются последствия вынесенного вердикта (вопросы права, причем круг этих вопросов согласно ч. 2 и 3 ст. 347 УПК РФ различен для вердиктов о виновности и невиновности)
  • сторонам предоставляется право выступления в прениях, подсудимый выступает с последним словом
  • суд выносит приговор или иное решение.

Согласно ст. 348 УПК РФ, обязательным для судьи является только вердикт о невиновности. Суд вправе не согласиться с вердиктом о виновности, если

  • придет к выводу об отсутствии в содеянном признаков преступления – в этом случае может быть постановлен оправдательный приговор
  • придет к выводу об отсутствии события преступления, недоказанности участия в нем подсудимого – в этом случае коллегия подлежит роспуску, а дело вновь рассматривается судом со стадии предварительного слушания.

Таким образом, судья по итогам рассмотрения уголовного дела с участием присяжных вправе (ст. 350 УПК РФ)

  • прекратить уголовное дело
  • постановить оправдательный приговор
  • постановить обвинительный приговор
  • распустить коллегию и направить дело на новое рассмотрение.

Обжалование принятого решения

Еще одна особенность суда присяжных связана с невозможностью пересмотра дела по фактическим обстоятельствам. Как и приговоры, постановленные в особом порядке судебного разбирательства (без исследования фактической стороны дела), решения, вынесенные с участием присяжных, могут быть обжалованы исключительно по мотивам нарушения норм уголовного и уголовно-процессуального права, несправедливости наказания (ст. 389.27 УПК РФ).

Не может быть обжаловано и решение суда о роспуске коллегии присяжных, постановившей вердикт о виновности при наличии оснований для оправдания.

Суд присяжных – что это такое, зачем нужен, история возникновения, какие дела рассматривает, плюсы и минусы

Для определения вины подсудимого и тяжести совершенного преступления существует несколько судебных институтов. Один из них – суд присяжных. Он выполняет функции вспомогательного органа и состоит из нескольких человек, которые выносят вердикт о виновности подсудимого.

Что такое суд присяжных?

Деятельность этот органа регулируется Уголовно-процессуальным кодексом. Согласно определению, суд присяжных – это коллегия заседателей, члены который выбираются случайным способом. Он является одним из институтов судебной системы. Суд присяжных рассматривает уголовные дела по обвинению в совершении тяжких преступлений. На основании решения коллегии заседателей судья выносит обвинительный или оправдательный приговор.

Читайте также:
Формулярное право: что это такое, описание и особенности

Зачем нужен суд присяжных?

Коллегия заседателей выступает в качестве независимого органа, который рассматривает дело не с юридической, а с обывательской точки зрения. Главное, для чего нужен суд присяжных – это исключение вероятности судебной ошибки. У подсудимого появляется возможность рассчитывать не только на знания и опыт юристов, но и на мнение простых людей. Привлечение к рассмотрению дела суда присяжных помогает повысить доверие ко всей системе.

История суда присяжных

Впервые данная форма рассмотрения дел появилась в Англии. В 1792 г. было законодательно закреплено за присяжными право определять достоверность факта совершения преступления и степень вины подсудимого. Это помогло обвиняемым рассчитывать на справедливый приговор и давало гарантию политической свободы. В XVIII в. введение суда присяжных состоялось в Германии и Франции. Идею поддержали большинство знаменитых философов и мыслителей того времени.

В России 20 ноября 1864 г. Александр II принял постановление о проведении судебной реформы. В документе содержалось определение такого органа, как суд присяжных, что это и какие задачи он решает. Известные адвокаты А.Ф. Кони и Ф.Н. Плевако поддержали введение независимой коллегии и выразили уверенность в том, что рассмотрение дел будет проводиться в условиях независимости заседателей и гласности.

Появление суда присяжных сыграло большую роль в развитии всей судебной системы. Он заставил изменить и упразднить некоторые устаревшие и слишком жесткие нормы закона, которые не соответствовали представлениям общества о тяжести наказаний для отдельных видов преступлений. Сейчас работа суда присяжных регулируется отдельным нормативным актом.

Какие дела рассматривает суд присяжных?

Особенности участия коллегии в заседании определяются Уголовно-процессуальным кодексом. Согласно его положениям, суд присяжных заседателей должен принимать участие в изучении некоторых видов дел, связанных с уголовными преступлениями:

  • убийства;
  • производство, сбыт и распространение наркотических средств;
  • перевозка через границу наркотических и психоактивных веществ;
  • покушение на жизнь государственного служащего;
  • посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов;
  • похищение людей;
  • бандитизм.

Плюсы и минусы суда присяжных

Способ рассмотрения дел с участием коллегии заседателей всегда был для подсудимого одной из возможностей получить снисхождение и добиться справедливого решения. Рассматривая вопрос о том, нужен ли суд присяжных, необходимо отметить его неоспоримые достоинства:

  1. Независимость и непредвзятость. В рассмотрении дела принимают участие люди со стороны, выбранные случайным образом. Это помогает исключить возможность предварительной договоренности с обвиняемым.
  2. Рассмотрение дела широким кругом лиц. В состав суда присяжных входят 12 заседателей. Такое количество обусловлено исторически и обеспечивает высокую объективность при вынесении решения.
  3. Свобода от стандартов. Профессиональные судьи, длительное время выносящие приговоры, сильно подвержены влиянию тенденций, сложившихся в практике. Суд присяжных принимает решение независимо – заседатели понятия не имеют о том, какие стандарты действуют в профессиональном судопроизводстве.
  4. Минимизация возможности судебной ошибки. Коррумпированность и профессиональная неподготовленность судьи сильно влияет на исход дела. Присяжные заседатели ориентируются не на свои интересы, поэтому могут выступать в качестве бескорыстной стороны.
  5. Увеличение доверия к судебной системе. Суд присяжных – это один из лучших способов сделать рассмотрение дела максимально справедливым. Это повышает доверие других граждан к судебной системе и к государству в целом.

Рассмотрение дела с участием суда присяжных заседателей имеет и свои недостатки:

  1. Проблемы с выбором заседателей. Перед тем, как допустить человека к участию в судебном процессе, необходимо установить, что он не знаком с подсудимым. Порой это обстоятельство остается скрытым, что влияет на заинтересованность присяжного заседателя в исходе дела.
  2. Эмоциональное давление. Хоть присяжные заседатели ограждены от влияния стереотипов, они могут поддаваться влиянию со стороны как прокурора и адвоката, так и других членов коллегии.
  3. Материальные затраты. За участие в заседании присяжным выплачивается вознаграждение, размер которого зависит от количества проведенных часов и величины оклада судьи. В среднем рассмотрение одного дела обходится государству в $3,5-4,2.

Особенности суда присяжных

Коллегия заседателей – это особый орган, который созывается только для рассмотрения дела. От других институтов судебной системы его отличает несколько характерных признаков. Суд с участием присяжных заседателей проходит только в случаях, определенных Уголовно-процессуальным кодексом. Этот документ регламентирует основные правила рассмотрения дела коллегией и особенности отбора.

Состав суда с участием присяжных заседателей

Для вынесения вердикта по делу в качестве членов независимой коллегии граждане выбираются случайным образом. В состав суда присяжных должно входить 12 человек. Возглавляет заседание профессиональный судья. В местных судебных инстанциях количество заседателей составляет 6 человек, а при изучении дела на уровне административных образований требуется собрать коллегию из 8 граждан. Независимо от того, сколько присяжных в суде, должно быть еще двое запасных.

Читайте также:
Факультативное обязательство: что это такое, описание и особенности

Функции суда присяжных

Коллегия заседателей решает следующие задачи:

  1. Устанавливают факт преступления. В полномочия суда присяжных входит необходимость принять решение о том, действительно ли обвиняемый совершил противоправное деяние. Заседатели должны опираться на свои внутренние ощущения и представленные доказательства по делу.
  2. Выясняют, виновен ли подсудимый и заслуживает ли он снисхождения. Коллегия присяжных путем совещания и голосования должна выяснить, есть ли смягчающие обстоятельства, которые необходимо учесть при вынесении приговора.
  3. Обеспечивают независимый взгляд на преступление и разностороннее рассмотрение дела. Коллегия присяжных выполняет функцию непредвзятого участника процесса и способствует установлению справедливости в суде.

Права суда присяжных

Члены коллегии в ходе рассмотрения дела и подготовки к заседанию могут:

  1. Знакомиться с материалами дела и собранными доказательствами.
  2. Задавать вопросы судье для разъяснения отдельных правовых моментов, связанных с изучаемым делом.
  3. Подробно выяснять обстоятельства совершения преступления и задавать вопросы всем участникам процесса.
  4. Получать компенсацию. В понятие суда присяжных входит обязанность государства выплачивать вознаграждение за исполнение обязанностей заседателя. Кроме этого компенсируются расходы на транспорт и жилье, если заседание проходит в другом городе. Период участия в рассмотрении дела включается в трудовой стаж. При этом работодатель не вправе препятствовать сотруднику выступать в качестве присяжного заседателя.
  5. В ходе рассмотрения дела участники суда присяжных могут делать письменные заметки для собственного пользования.
  6. Присяжные имеют право на гарантию неприкосновенности. Если на них оказано давление со стороны подсудимого или его представителей, членам коллегии выделяют личных охранников.

Как выбирают присяжных заседателей в суд?

Коллегия формируется случайным образом из граждан, соответствующих ряду критериев. Им рассылаются уведомления о том, что они включены в списки кандидатов для участия в заседании. Данные о том, как формируется суд присяжных, содержатся в нормативных документах. Затем в случае необходимости собрать коллегию кандидатам рассылаются приглашения для участия в судебном процессе.

Кто не может быть присяжным в суде?

Согласно положениям законодательных актов участвовать в заседании не имеют права:

  1. Лица моложе 25-ти и старше 65-ти лет.
  2. Граждане, которые имеют судимость.
  3. Лица в статусе подозреваемых или обвиняемых и те, кто находится под следствием.
  4. Присяжные заседатели не могут занимать должности государственных чиновников, адвокатов, прокуроров, священников.
  5. Из списка должны быть исключены люди, состоящие на учете в наркологическом и психоневрологическом диспансере.
  6. Недееспособные граждане.
  7. Лица, не знающие государственного языка.
  8. Имеющие физические или психические заболевания, которые являются препятствием для участия в заседании.

Как стать присяжным заседателем в суде?

Самостоятельно подать заявку для участия в заседании невозможно. Создание суда присяжных может производиться с использованием государственной автоматизированной системы, которая случайным образом формирует списки кандидатов. Программа выбирает нужное количество людей в определенном городе или территориальном образовании. Кандидатам рассылаются письма с уведомлением о том, что в случае получения дополнительного приглашения они должны явиться в суд. При этом участие в заседании является добровольным – любой гражданин вправе отказаться от права быть присяжным.

Как проходит суд присяжных?

Заседание с участием членов независимой коллегии осуществляется в несколько этапов:

  1. Перед тем, как начнется рассмотрение дела, присяжные заседатели собираются в отдельной комнате и путем голосования выбирают своего представителя. Через него все члены коллегии могут задавать вопросы судье, свидетелям и другим участникам заседания.
  2. На втором этапе присяжные собираются в зале суда и выслушивают доводы всех сторон, показания свидетелей и других лиц. Представители сторон защиты и обвинения прилагают усилия, чтобы убедить членов коллегии в необходимости принять то или иное решение.
  3. После окончания заседания суда присяжные удаляются в отдельную комнату для голосования. На обсуждение дела и принятие решения дается 3 ч.
  4. Коллегия присяжных заседателей должна стараться прийти к единому мнению. Если это сделать не удается, решение принимается путем голосования.
  5. Голосование присяжных осуществляется в устном порядке.
  6. Если заседание присяжных не было завершено до конца рабочего дня, его можно перенести на другое время.
  7. После принятия решения оно передается для ознакомления судье, который обязан учитывать мнение присяжных при вынесении приговора.

Решение суда присяжных

Результатом совещания и голосования коллегии заседателей должен стать документ, в котором содержатся ответы на три главных вопроса:

  1. Было ли на самом деле совершено преступление?
  2. Виновен ли подсудимый?
  3. Заслуживает ли он снисхождения?

В списке того, какие решения вправе выносить суд присяжных, нет упоминания о том, что он может определять меру наказания. Этим занимается профессиональный судья, который должен учитывать мнение коллегии. Если суд присяжных решил, что подсудимый невиновен, выносится оправдательный приговор. Коллегия может посчитать, что обвиняемый заслуживает снисхождения. В этом случае судья может назначить наказание в размере не более 3/4 от максимально возможного срока.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: