Судебная власть: что это такое, описание и особенности

Судебная власть

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие судебной власти

Судебная власть является одной из ветвей государственной власти, а субъектом, эту власть осуществляющим, является система судебных органов, обладающая возможностью воздействовать на происходящие в обществе процессы.

Судебная власть является разновидностью государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, а ее органы обладают определенной самостоятельностью. Принцип самостоятельности органов судебной власти РФ проявляется в независимости судей, подчиняющихся исключительно закону и Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее .

Суды Российской Федерации стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Исправление ошибок подробнее и Правительством РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Правительство РФ подробнее , осуществляющими государственную власть в нашей стране.

Функции государственной власти на основе принципа разделения властей распределяются между тремя ветвями власти, обладающими самостоятельностью и взаимной уравновешенностью. Обязанность применять законы и другие нормативные правовые акты говорит о связи судов с законодательной и исполнительной властью. Но если судебная власть признает законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ незаконными, противоречащими Конституции РФ, она имеет право их отменить.

При вынесении судебных решений и приговоров судебная власть обладает полной самостоятельностью, но исполнение этих решений является обязанностью исполнительной власти. Благодаря тому, что граждане имеют возможность обжаловать в суде действия должностных лиц и органов исполнительной власти, судебная власть противостоит незаконным действиям этой власти.

В соответствии с Конституцией РФ судебная власть в нашей стране представлена четырьмя видами судопроизводства:

Готовые работы на аналогичную тему

  • конституционным;
  • гражданским;
  • административным;
  • уголовным.

Каждый из этих комплексов характеризуется своим комплексом процессуальных правил, определенных законодательством.

Система судебной власти

В нашей стране действует трехзвенная судебная система (рис. 1), состоящая из:

  • Конституционного суда РФ;
  • судов общей юрисдикции;
  • арбитражных судов.

Эти суды осуществляют конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. Также суды делятся на: федеральные суды и суды субъектов РФ. Судьи всех судов и всех уровней входят в судейское сообщество.

В число федеральных судов входят:

  • Конституционный суд РФ;
  • Верховный суд РФ, а также верховные суды республик, автономных округов, краевые, областные и районные суды, суды городов федерального значения и т.д.;
  • Высший Арбитражный Суд РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Постановления арбитражного суда первой инстанции подробнее , федеральные арбитражные суды округов и субъектов РФ.

Суды субъектов РФ составляют:

  • конституционные суды субъектов РФ;
  • мировые судьи.

Главное место в судебной системе отводится судам общей юрисдикции. Все суды обязаны соблюдать установленные законом правила судопроизводства. Правосудие осуществляют судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели. У всех судей единый статус, а различия состоят лишь в полномочиях и компетенции.

Личность судьи, а также жилище и имущество находится под защитой государства. Судью нельзя привлечь к административной или дисциплинарной ответственности, а уголовное дело против него вправе возбудить лишь Генеральный прокурор, согласовав данный момент с коллегией судей.

Конституционный Суд РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционный Суд РФ подробнее – это орган конституционного контроля, осуществляющий конституционное судопроизводство. Он осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным конституционным законом и в его компетенцию входит разрешение дел о соответствии Конституции РФ законов По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовая охрана Конституции РФ подробнее , нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Правительства РФ, Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее , а также конституций республик, уставов и законов субъектов РФ и международных договоров Российской Федерации, не вступивших в законную силу.

Верховный Суд РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Верховный суд РФ подробнее представляет собой высший орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, которые подсудны общей юрисдикции. В компетенцию Верховного Суда РФ входит осуществление надзора за деятельностью судов, в том числе военных и специализированных федеральных. В Верховный Суд РФ входит 115 судей.

В Верховных судах республик, краевых, областных судах, судах автономных округов и автономной области рассматриваются дела в качестве первой и второй инстанций, осуществляя надзор по вновь открывшимся обстоятельствам.

В компетенцию районного суда входит рассмотрение дел в суде первой и второй инстанции. Районный суд – вышестоящая судебная инстанция по отношению к мировым судьям.

Военные суды создаются для осуществления судебной власти в войсках и везде, где предусмотрена военная служба.

Арбитражные суды полномочны разрешать споры между юридическими лицами, предпринимателями и государственными органами в экономической сфере.

Высший арбитражный суд разрешает экономические споры и другие дела и является вышестоящей инстанцией для арбитражных судов округов и субъектов РФ.

В компетенцию Федерального арбитражного суда округа входит рассмотрение дел в кассационной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. Федеральный арбитражный суд округа является вышестоящим для действующих на территории округа арбитражных судов. Арбитражный суд По данной теме мы уже выполнили доклад Арбитражный процесс подробнее субъекта РФ полномочен рассматривать дела в первой и апелляционной инстанциях и по вновь открывшимся обстоятельствам. Третейские суды разрешают экономические споры в деловом мире, предлагая альтернативное решение и добровольное исполнение обязательств по заключенным сделкам.

Рисунок 1. Система судебной власти РФ

Конституционный суд субъекта РФ создается субъектом РФ и рассматривает вопросы соответствия нормативных актов органов государственной власти субъекта РФ и местного самоуправления конституции субъекта.

Мировой судья – это низшее звено судов общей юрисдикции. Мировые судьи облегчают доступ граждан к правосудию, рассматривая дела в суде первой инстанции об имущественных спорах, трудовых спорах и бракоразводных процессах, разгружая тем самым федеральную систему судов и способствуя ускорению рассмотрения дел.

Читайте также:
Как правильно написать заявление?

Постановления мировых судей обязательны к исполнению для всех органов государственной власти, должностных лиц и местного самоуправления, юридических и физических лиц.

Полномочия судебной власти

Судебная власть РФ представлена совокупностью многогранных полномочий, заключающихся в:

  • осуществлении правосудия;
  • конституционном контроле;
  • контролем за вынесением законных и обоснованных решений государственных органов и должностных лиц;
  • обеспечении исполнения приговоров;
  • разбирательстве и разрешении дел об административных правонарушениях;
  • разъяснении вопросов действующего законодательства по вопросам судебной практики;
  • участии в формировании судейского корпуса и содействии в функционировании этих органов.

Реализация всех этих полномочий и является реализацией судебной власти.

Самым главным полномочием является осуществление правосудия, которое имеет право совершать только суд. Это полномочие является специфически судебным. Но судебная власть, как уже отмечалось выше, не ограничивается только этим полномочием, а включает еще много других, имеющих большое социальное значение. В законе «О судебной системе РФ» По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Правовое положение Верховного Суда РФ в судебной системе РФ подробнее дается полный перечень полномочий каждого суда.

Судебная власть: понятие, признаки, особенности

Понятие судебной власти

Судебная власть – это самостоятельная и независимая сфера публичной власти. Приводится в исполнение судебная власть непосредственно независимыми судами на основании закона посредством гражданского, конституционного, административного и уголовного судопроизводства.

В XVIII в. люди отказались от самосуда. Этот период как раз можно ознаменовать началом преобразования судебной власти в самостоятельную и независимую сферу государственного регулирования. Суды становятся государственными учреждениями и отделяются от органов исполнительной власти. Сначала в общепризнанных правовых учениях, особенно в теории раздела власти, которая была описана Дж. Локком и Ш. Монтескьё, а после (начиная с Конституции США 1787 г.) и в конституционных актах.

В ходе всех изменений становится правомерным понятие «судебная власть».

На рисунке 1 представлена характеристика судебной власти.

Рисунок 1. Характеристики судебной власти

Признаки судебной власти

Учитывая, что судебная власть выступает в виде одной из ветвей государственной власти, наряду с исполнительной и законодательной, (основываясь на теории раздела властей) олицетворяет собой систему государственных органов, которые осуществляют совокупность полномочий для совершения правосудия.

В юридической литературе, для того, чтоб описать полномочия, которые поясняют смысл судебной власти, выделяют два вида контроля. Один из них-конституционный, второй–судебный (контроль за законностью и оправданностью действий и решений государственных органов и должностных лиц). А также содействие в обеспечении должного исполнения приговоров и прочих судебных вердиктов. Помимо контроля, еще одним видом полномочий, объясняющих все тот же смысл судебной власти, относят содействие в формировании судебного корпуса и помощь органам товарищеского суда.

Если в теории судебную власть, как вид власти мы не можем поставить в параллель с судами, судебной системой. То, как видно на практике, существовать сами по себе, отдельно от судебной власти, не может ни суд, ни судебная система.

Особенности судебной власти

Как уже говорилось выше, в любой государственной власти именно общество является источником. Ему же своим происхождением и обязана судебная власть, как сфера публичной власти. И несмотря на частые упоминания в юридической литературе на самостоятельность и независимость судебной власти, она состоит в тесном товариществе с властью законодательной, а также исполнительной. Осуществление своих функций судебная сфера публичной власти, как и любая другая ветвь власти, выполняет посредством особых органов. Ими в судебной власти являются суды. Объединение которых представляет собой судебную систему. Формы этой системы зафиксированы законом, изменения могут быть внесены только в законодательном порядке и никак иначе.

Этот момент отображен в первой писанной конституции (это была Конституция США) в разд. 1 ст. 111, где указано, что в США судебная власть осуществляется Высшим судом и низшими судами, которые периодически будут становиться и заручаться Конгрессом.

В нынешних демократических государствах на суды разных категорий возложено осуществление основных полномочий судебной власти. К таким судам относят: административные, конституционные, специализированные, суды общей компетентности, а также так называемые квазисудебные органы. Это значит, что группа всех судов определенного государства, у которых имеются общие цели и задачи (основная из них заключается в исполнении правосудия)– это и есть судебная система.

Отличает судебную власть от других ветвей власти ряд признаков, которые приводятся ниже:

  • ее деятельность происходит в четких границах строгого и тщательно упорядоченного законом процесса;
  • имеет определенный характер (в основном, инцидентный);
  • основываясь на заявлении истца, суд в соответствии с законом рассматривает и от имени государства решает конкретные спорные дела (гражданские, уголовные, административные и др.), а также дела о конституционности и законности актов и действий государственных органов;
  • кадровым составом судебной власти являются судьи, ими же она и осуществляется. А принадлежит только судебным учреждениям.

Кадровый состав судебной власти создает индивидуальную профессиональную прослойку – судейский корпус, который имеет особый юридический статус, о чем в ст. 92 Основного закона ФРГ существует положение: «Судебная власть доверяется судьям».

Алексис де Токвиль – француз, исследовавший государственный строя США, в своей книге «О демократии в Америке» (1835 г.) писал о том, что для преодоления сопротивления, оказанное гражданами государства властям, у вторых есть два варианта. Первый – это материальные способы, какими они сами владеют. Второй способ – это решения судов, к чьей помощи они могут обращаться. Затем он пишет о самой большой мечте правосудия, которой является замена идей насилия идеей права, в установлении правового препятствия между властью и силой, какую он использует. В данном научном труде он лучше остальных раскрыл социальную роль судебной власти.

Читайте также:
Неприкосновенность частной жизни: что это значит

Правосудие от имени государства может совершать только суд. Об этом не без основания указывается в юридической литературе. Кроме того, во многих зарубежных странах не разрешается формирование и функционирование чрезвычайных судов. Даже в условиях чрезвычайного военного положения конституционное право запрещает их создание и деятельность.

Также подчеркивается, что вершить правосудие может только судебная власть и никто другой (в том числе и государственные органы) не вправе вмешиваться в деятельность судебной системы.

Судебные решения обязаны выполняться беспрекословно всеми лицами, независимо от их положения и статуса. Правосудие (как указано выше) вершится судом, несмотря ни на какие политические последствия. На этот счет есть известный латинский афоризм: «Да свершится правосудие, даже если погибнет мир».

Но несмотря на независимость судебной власти, ее деятельность все же зависит от других ветвей государственной власти, в основном от законодательной. Так как именно она определяет полномочия отдельных участков судебной системы, статус судей и другие вопросы. А конституция является основой этой законодательной регламентации. Принципы конституции детализируются в специальных законах.

Принципы конституции

Исполнительная ветвь власти не столь значима по отношению к судебной системе. При рассмотрении функций этой ветви власти, можно отметить, что ее основной направленностью считается материальное, а также и техническое обеспечение деятельности судов. Но в тех государствах, в которых руководство прокуратурой и отдельные управленческие функции возложили на министерство юстиции, эта роль значительней.

Во второй половине XX в. ответственные функции, (такие, как: назначение на должность прокуроров и судей, обязанности в установлении дисциплинарной ответственности и формирования судебного корпуса, реорганизации отдельных судов и инспектирования их в необходимых случаях) передаются предусмотренным многими конституциями современной эпохи, особым органам судебного самоуправления. В качестве примера можно привести особые органы Франции, Италии и Польши. В первых двух странах такие органы называются – Высший совет магистратуры. А в Польше – Всепольский Судебный Совет.

Отношение прокуратуры к органам власти не имеет под собой точного определения. Так как во многих странах мира действует она под общим руководством министра юстиции. В этом случае объединенные в единый профессиональный корпус прокуроры и судьи, создают систему, которая входит в судебную власть.

В таких странах как Венгрия, КНР и др. прокуратура занимает промежуточное положение, так как является организационно-самостоятельной системой. А вот в США децентрализация управления отразилась и на прокуратуре. Так например, министр юстиции занимает пост Генерального прокурора.

Во Франции действует система прокуроров при судебных учреждениях различных инстанций. В первой инстанции – республиканские прокуратуры, во второй (апелляционной) – генеральный прокурор с ассистентами. При высшей судебной инстанции – Генеральный прокурор Кассационного Суда со своим аппаратом. В гражданских и уголовных процессах прокуроры являются представителями государства, а также ведут контроль за работой следственных органов.

А уже общее руководство прокуратурой контролируется министром юстиции.

На сегодняшний день вопрос отнесения специальных органов, которые должны принимать решения по вопросам ответственности должностных лиц (например, министры, глава государства, Высшая палата правосудия, Суд республики во Франции) также остается спорным. Так как избрание их членов палатами парламента из числа депутатов является главным аргументом против отнесения первых к судебной власти.

Остается последнее замечание, касающееся соотношения теоретической и практической роли судебной власти. Как известно, суды существуют уже очень давно, но их наличие не обязательно означает наличие судебной власти. Для выделения ее в самостоятельную и независимую сферу публичной власти странам мира понадобилось довольно долго двигаться по пути правовой государственности.

Судебная система Российской Федерации

О чем эта статья:

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Общая характеристика судебной системы РФ

Судебная власть — это вид государственной власти, который разрешает споры через конституционное, административное, гражданское и уголовное судопроизводство.

В РФ судебная система — это совокупность судов, действующих на территории России. Все виды судов РФ имеют общие цели и организованы на одних и тех же принципах демократии.

Система судов Российской Федерации состоит из федеральных, конституционных и судов субъектов РФ. К первой группе относятся:

Верховный Суд Российской Федерации;

верховные суды республик, краевые, областные, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

районные, городские, межрайонные суды;

военные и специализированные арбитражные суды, которые регулирует федеральный конституционный закон.

Суды подчиняются высшему судебному органу, который контролирует их процессы по гражданским, уголовным, административным и иным делам — Верховному суду РФ. Единственный независимый от него орган в системе — это Конституционный суд, но о нем чуть позже.

Схема иерархии судов РФ

Каждый гражданин Российской Федерации может получить судебную защиту. Для этого государство предусмотрело гарантии:

В РФ существует судебная система, у каждого органа есть свои полномочия.

Все граждане могут обратиться в суд и получить защиту.

Каждый гражданин может получить бесплатную юридическую помощь.

Если внутригосударственные способы защиты исчерпаны, гражданин может обратиться в межгосударственные органы.

Во время всех процессов суды обязаны следовать принципам судопроизводства.

9 принципов, по которым работают органы судебной власти в РФ

Правосудие вершится только судом.

Перед законом и судом все равны.

Читайте также:
Принудительная реорганизация юридических лиц

Судьи могут быть только независимыми.

В суде стороны имеют равные права.

У закона, который устанавливает или отягчает ответственность, либо отменяет или умаляет права и свободы человека, нет обратной силы.

В суде России действует презумпция невиновности.

Сомнения суд толкует в пользу обвиняемого.

Обвиняемый вправе не свидетельствовать против себя.

В РФ сохраняется гласность судебного процесса.

Конституционные суды

Конституционный суд — это независимый высший судебный орган, который разрешает связанные с Конституцией Российской Федерации дела.

Структура Конституционного суда РФ

Чем занимается Конституционный суд РФ

Проверяет, соответствуют ли федеральные законы, нормативные акты, конституции и уставы республик Конституции РФ.

Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти и субъектов РФ.

Устанавливает конституционность законов по жалобам на нарушения прав и свобод граждан.

Толкует Конституцию РФ.

Готовит и выдвигает законы по вопросам своего ведения.

Кроме главного Конституционного суда существуют конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Их создают, чтобы решать те же вопросы, но уже в рамках региона.

Такие органы выполняют следующую работу:

проверяют нормативно-правовые акты субъектов РФ;

толкуют устав субъектов РФ;

рассматривают споры о компетенции между органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления;

проверяют вопросы, которые выносят на референдум.

Федеральные суды общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции — это судебные органы, которые рассматривают гражданские, уголовные и административные процессы. Они разрешают большинство споров в России.

Виды процессов в федеральных судах общей юрисдикции

порядок, по которому раскрывают, расследуют и рассматривают гражданские, семейные и трудовые споры

порядок, по которому раскрывают, расследуют и рассматривают уголовные дела

порядок, по которому раскрывают, расследуют и рассматривают административные правонарушения

К судам общей юрисдикции относятся:

суды субъектов РФ;

Иерархия судов общей юрисдикции РФ

Суды субъектов РФ

Суды субъектов РФ — это вышестоящие органы по отношению к районным, межрайонным и городским судам.

Дела рассматривают суды субъектов Российской Федерации, если:

нужно оспорить решение районного суда;

по уже закрытому делу появились новые обстоятельства;

рассматривается дело о государственной тайне;

нужно признать решения иностранных судов;

закрывается региональное отделение какой-либо политической партии;

открыт спор о незаконных забастовках.

Районные суды

Районный суд — это суд первой инстанции для большей части уголовных, административных и гражданских дел. Рассмотреть спор в нем нельзя только в том случае, если по закону это нужно делать в другом суде общей юрисдикции.

Районные суды занимаются:

решениями по вопросам, которые возникли до и после разбирательства;

спорами в ходе расследования;

проверками законности и обоснований для приговоров;

жалобами на решения по административным делам.

Решение районного суда — не последнее слово закона по делу. Его можно обжаловать в суде субъектов РФ.

Мировые судьи

Мировые судьи — это судьи, которые рассматривают некоторые гражданские, административные и уголовные дела как суд первой инстанции. В структуре судебной системы РФ они занимают самую низкую позицию.

Мировые судья могут выносить решения:

по уголовным преступлениям, наказание за которые — лишение свободы на срок не дольше 3 лет;

делам о выдаче судебных приказов;

разделу имущества между супругами при разводе, если цена иска не выше 50 000 рублей;

разводам, если между супругами есть спор о детях;

имущественным спорам в сфере защиты прав потребителей, если цена иска не выше 100 000 рублей;

другим имущественным спорам, если это не наследство и цена иска не выше 50 000 рублей;

спорам об интеллектуальной собственности, если цена иска не выше 50 000 рублей;

делам об административных правонарушениях, которые может решить мировой судья по Кодексу РФ об административных правонарушениях и законам субъектов РФ.

Если решение мирового судьи не устраивает одну из сторон, его можно обжаловать во второй инстанции — районном суде.

Военные суды

Военные суды — это судебные органы первой инстанции, которые рассматривают дела в случаях, когда закон нарушают военнослужащие.

Федеральные военные суды решают следующие споры:

административные правонарушения военнослужащих или граждан, которые прошли военные сборы;

преступления военнослужащих или граждан, которые прошли военные сборы, либо проходят их в момент суда;

гражданские и административные дела о защите прав и свобод военнослужащих от действий или бездействия органов военного управления;

другие дела, которые могут рассматривать военные суды по УПК РФ.

Федеральные арбитражные суды

Арбитражные суды РФ — это судебные органы, которые рассматривают экономические споры. Обратиться к ним за помощью могут как предприниматели и юридические лица, так физические — в отдельных случаях.

Федеральный арбитражный суд может рассмотреть споры по вопросам:

поставок и купли-продажи;

аренды недвижимости или оборудования;

оказания услуг и подряда;

банкротства физических и юридических лиц;

незаконных действий или бездействия государственных органов.

Обжаловать решение арбитражного суда субъектов РФ можно во второй инстанции — апелляционном суде.

Специализированные суды

Суд по интеллектуальным правам — это специализированный арбитражный суд, в котором гражданин или юридическое лицо могут защитить свою интеллектуальную собственность.

Обращаются в такой суд, когда нужно:

узнать, кто на самом деле патентообладатель;

перестать охранять законом товарный знак, которым не пользуются;

признать патент недействительным;

отстоять права гражданина или юридического лица, которому принадлежит патент и т. д.

Памятка по судебной системе РФ

Высшая инстанция (надзор)

Конституционный суд РФ

Суды общей юрисдикции (уголовные, гражданские, административные дела + военные суды)

Четвертая инстанция (вторая кассация)

Судебные коллегии Верховного суда РФ (по уголовным, гражданским, административным делам, по делам военнослужащих)

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ

Третья инстанция (первая кассация)

Кассационные суды общей юрисдикции; Кассационный военный суд

Арбитражные суды округов (10 судов);
Суд по интеллектуальным правам

Вторая инстанция (апелляция)

Апелляционные суды общей юрисдикции (в настоящее время 5 судов);
Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ;
Судебные коллегии по уголовным, гражданским и административным делам верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов (в I инстанции по ряду дел);
Окружной (флотский) военный суд;
Апелляционный военный суд.

Арбитражные апелляционные суды (21 суд)

Районные, городские суды, гарнизонные военные суды

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

Проверь себя

Предлагаем узнать, как хорошо вы теперь разбираетесь в судебной системе России. Ниже мы описали 7 ситуаций. Ваша задача — подобрать к каждой из них подходящий суд, в который нужно обратиться за решением.

В магазине Петру продали мясо с истекшим сроком годности.

Начальник уволил Екатерину из-за яркого цвета помады и отказывается выплатить зарплату.

Отец ударил Ивана за двойку в школе и сломал ему палец.

Олег и Светлана после развода спорят, с кем из них будет жить их единственная дочь.

У Виталия украли паспорт и кошелек в метро.

Мария публиковала свои стихи на странице в социальной сети, а позже услышала их в тексте песни известного блогера.

Станислав внес предоплату по договору за кухню на заказ, но после этого мастер перестал отвечать на звонки.

Работодатель требует от Александра работать сверхурочно, а в ответ на отказ угрожает штрафами.

Анастасия сняла на камеру, как соседка регулярно портит забор ее частного дома.

Предприниматель, который арендует помещение у Владимира, перестал платить по договору четыре месяца назад.

Судебная система РФ устроена сложно. Мы надеемся, что эта статья помогла разобраться, какие есть федеральные суды в России и что они рассматривают. Если же после нее все еще остались вопросы и неуверенность, приглашаем на курс подготовки к ОГЭ по обществознанию от Skysmart. Мы создали его, чтобы школьники могли подготовиться к экзамену без стресса и с поддержкой опытного преподавателя.

Судебная власть, ее понятие, характерные черты, значение. Общая характеристика полномочий судебной власти.

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Понятию судебной власти свойственно два компонента:

1. данная власть может реализоваться только специально создаваемым государствен­ным учреждением — судом;

2. у суда должны быть свои, присущие только ему возможность и способность воздействия.

Эти признаки взаимосвязаны и взаимозависимы. Их нельзя изолировать друг от друга или противопоставлять.

Упомянутые в приведенном определении понятия судебной власти “возможности” и “способности”— это многогранные полномочия, которыми наделяются суды. Именно их реализация в целом и есть реализация судебной власти.

Среди этих полномочий доминирующую роль играет правосудие. Его может осуществлять только суд и никакой другой орган. Это специфически судебное полномочие. Но судебная власть включает и ряд других полномочий, которые, как и правосудие, имеют большое социальное значение. К ним следовало бы относить следующие:

-контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, обще­ственных объединений, должностных лиц;

-обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;

-дача разъяснений по вопросам судебной практики;

-участие в формировании судейского корпуса и содействие орга­нам судейского сообщества.

Проведению в жизнь каждого из названных полномочий, образу­ющих судебную власть, призвано способствовать наделение органов, на которые возложено осуществление данной власти, средствами при­нуждения к исполнению принимаемых ими решений.

Судебная власть представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий:

· по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом;

· по обязательному толкованию норм права (напр., Конституционный Суд РФ, Верховный Суд США);

· нормотворческих (создание прецедентов судебных судами в англо-саксонских странах);

· контрольных полномочий (например, проверка законности ареста или задержания) и некоторых других (установление фактов, регистрация корпораций в некоторых странах и т.п.

Полномочия судебных органов власти включают:

· контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц;

· обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;

· дача разъяснений по вопросам судебной практики;

· участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.

Полномочия судебной власти материализуются вовне в результате деятельности состоящих в судах профессиональных судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей населения.

Суды (судебные органы власти) как государственные органы составляют материальную основу судебной власти. Правовое регулирование их организации и деятельности как основных структурных формирований судебной власти осуществляется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной сис­теме Российской Федерации». Этими правовыми актами определяются пред­назначение судов, их компетенция и основные функции, иерархия взаимосвязей, порядок образования и формирования судейского состава, структуры организационного руководства и материально-технического обеспечения.

Закон о судебной системе дает общую характеристику полномочий каждого из судов (ст. 17-28). Именно в этом Законе впервые районный суд определен не только как суд первой инстанции, но и как суд второй инстанции, вышестоящий по отно­шению к мировым судьям (ст. 21).

14)Соотношение судебной власти с другими ветвями государственной власти. Значение разделения властей.

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

государственная власть едина, но функции ее – законодательство, управление и правосудие – осуществляются различными органами. Выполняя возложенные на них полномочия, ветви власти взаимодействуют друг с другом и оказывают взаимное влияние.

С одной стороны органы законодательной власти влияют на суды, создавая для них нормативно-правовую базу, которая охватывает организацию судебной системы, определяет полномочия, порядок образования (управления) и деятельности судов. Кроме того, органы законодательной власти определяют бюджет судов, участвуют в формировании судейского корпуса – назначении судей: Совет Федерации по представлению Президента РФ назначает судей высших федеральных судов – Конституционного, Верховного, но, будучи, назначенными на должность органами законодательной власти, судьи им не подчинены и принимаемые ими решения не подконтрольны органам законодательной власти.

Органы исполнительной власти также участвуют в создании нормативно-правовой базы для судов и формировании судейского корпуса.

Президент страны, будучи главой государства и высшим должностным лицом исполнительной власти, представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного Суда в РФ, назначает судей других федеральных судов, а также подписывает и обнародует федеральные законы. Органы исполнительной власти создают надлежащие условия для деятельности судов (предоставление служебных и жилых помещений, медицинское обеспечение и др.) и исполнения принимаемых ими решений.

С другой стороны, суды контролируют конституционность законов, принимаемых законодательной властью, а также законность правовых актов и действий органов исполнительной власти и могут признать их незаконными и недействующими.

Совет Федерации имеет косвенное влияние на назначение на должности и других федеральных судей, поскольку в соответствии со ст.11 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» Совет Федерации имеет право назначать 10 членов Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Именно данная комиссия рассматривает заявления кандидатов на должности председателей и заместителей председателей всех федеральных судов (за исключением районных судов – их заявления рассматривают квалификационные коллегии судей субъектов РФ), а также судей федеральных арбитражных судов округов, окружных (флотских) военных судов и представляет свои заключения по этим кандидатурам соответственно Председателю Верховного Суда РФ и Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ.

Многообразными являются взаимоотношения суда и исполнительной власти (Правительства и министерств Российской Федерации).

Правительство РФ, обладая правом законодательной инициативы, вправе вносить в Государственную Думу проекты федеральных законов, касающиеся деятельности судов. Правительство РФ в соответствии со ст.114 Конституции РФ разрабатывает федеральный бюджет, в том числе и в отношении судов, и осуществляет его исполнение. Это существенный фактор влияния на судебную власть, при том что, согласно существующему законодательству, суды имеют возможность активно участвовать в формировании бюджета и отстаивать свои права.

Кроме того, органы исполнительной власти, в т.ч. Правительство РФ, имеют и другие полномочия по созданию надлежащих условий для деятельности судов (предоставление служебных и жилых помещений, медицинское обеспечение и др.).

Судебная власть, будучи самостоятельной и независимой от других ветвей власти – законодательной и исполнительной, в свою очередь оказывает воздействие на их деятельность, уравновешивает их, выступает равной среди равных. К таким полномочиям судебной власти является наделение ее правом осуществлять конституционный судебный контроль и контроль над соответствием принимаемых исполнительными органами нормативных и индивидуальных правовых актов, а также совершаемых ими действий (или бездействия) федеральным законам.

Суды общей юрисдикции и арбитражные суды осуществляют административный судебный контроль, который заключается в решении вопроса о соответствии или несоответствии нормативного акта органов исполнительной власти федеральному закону. Верховный Суд РФ в соответствии со ст.27 ГПК РФ и 34 АПК РФ по заявлению заинтересованных лиц рассматривают вопросы об оспаривании соответствия федеральному закону нормативных и ненормативных актов Президента РФ и Правительства РФ. Противоречащий федеральному закону оспариваемый правовой акт признается недействующим.

В суды общей юрисдикции и арбитражные суды могут быть обжалованы действия (бездействие) других федеральных органов власти – министерств, служб и агентств, а также территориальных федеральных органов исполнительной власти.

Полномочия у судов, позволяющие существенным образом оказывать влияние на исполнительную власть, появились в 1993 г. в связи с принятием Закона РФ от 29 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Влияние судебной власти на законодательную и исполнительную власть осуществляется также при формировании судейского корпуса. Председатели Верховного Судов РФ на основании заключения Высшей квалификационной коллегии вносят представления о назначении кандидатов на должности судей этих судов Советом Федерации и судей других федеральных судов Президентом РФ. При этом полномочия Президента РФ в выборе кандидатов на должности судей ограничены кандидатурами, представленными ему председателями высших судов.

Значение разделения властей.

Принцип разделения властей был впервые сформулирован французским просветителем Ш.Л.Монтескье и впоследствии получил признание во многих государствах. Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года. В Советском государстве принцип разделения властей отвергался как “буржуазный” и неприемлемый, было закреплено всевластие Советов. Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституции СССР и РСФСР, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и закреплён в союзной и российской конституциях, введены посты Президентов СССР и РСФСР.

Содержание и значение принципа разделения властей.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность – органами исполнительной власти, судебная власть – судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т.п.

Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая “система сдержек и противовесов”. Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей.

Разделение властей в современном российском государстве.

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти (здесь рассматривается разделение властей “по горизонтали”, о разделении властей “по вертикали” – разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ – см.вопрос 33). Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти.

Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным. Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ – Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие). Помимо Правительства РФ действуют другие федеральные органы исполнительной власти – федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы.

Некоторые государственные органы с особым статусом не относятся ни к одной из основных ветвей власти. Администрация Президента РФ (обеспечивает деятельность Президента РФ), полномочные представители Президента РФ (представляет Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа), органы прокуратуры РФ (осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции), Центральный банк РФ (основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти – защита и обеспечение устойчивости рубля), Центральная избирательная комиссия РФ (проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий), Счётная палата РФ (осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета), Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав) и некоторые другие федеральные государственные органы не относятся ни к одной из основных ветвей государственной власти. Подробное рассмотрение этой проблемы выходит далеко за пределы нашей с Вами программы.

Разделение властей в субъектах Российской Федерации.

Статьёй 1 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ” (1999) закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют федеральные суды, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

Понятие судебной власти

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 16.11.2019 2019-11-16

Статья просмотрена: 2055 раз

Библиографическое описание:

Широкова, В. И. Понятие судебной власти / В. И. Широкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 214-216. — URL: https://moluch.ru/archive/284/63991/ (дата обращения: 21.12.2021).

В законодательстве не закреплено определение понятия «судебная власть». В юридической науке сложились различные точки зрения ученых относительно определения этого феномена. Это объясняется тем, что судебная власть — многоаспектная и широкая для понимания категория. Кроме правового значения, она имеет также философское и социальное.

По мнению Н. А. Колоколова, «судебная власть — это особые общественные отношения, возникновение и существование которых обусловлено способностью социума при необходимости генерировать механизм разрешения конфликтов на основе норм права, обеспечиваемый мощью государства». [6, с. 141]

Профессор К. Ф. Гуценко считает, что «судебная власть — роль, но не актер, это полномочия, функция, но не ее исполнитель. То есть судебной властью следует считать не суд, не судей…, а предоставленные им полномочия (возможности) властного (распорядительного) характера». [2, с. 48]

Судебная власть реализуется через правосудие, посредством судопроизводства. Для употребления предоставленной власти у суда другой возможности нет.

Судебная власть это самостоятельный вид государственной власти, осуществляемый судьями (судом) в форме правосудия посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства. [1, с. 17]

По мнению А. А. Герасимовой, «судебная власть — это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, организационно оформленная в систему органов, обладающих достаточным объемом собственной компетенции, обусловленной их местом и назначением в государственном механизме, реализуемой в соответствии с действующим законодательством с целью обеспечения прав, свобод и законных интересов субъектов права». [5, с. 7]

В юридической литературе есть и другие определения судебной власти. Например, некоторые авторы полагают, что судебная власть осуществляется в форме не только правосудия, но и конституционного контроля, судебного контроля за законностью нормативных актов, законностью и обоснованностью решений и действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное расследование, а также в форме обеспечения исполнения судебных решений, разъяснения действующего законодательства по вопросам судебной практики, участия в формировании судейского корпуса и содействия органам судейского сообщества, контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов [1, с. 17].

Судебная власть основана на праве. Для разрешения конкретных ситуаций, которые возникают в обществе и требуют вмешательства суда, судебная власть реализуется путем применения норм права.

Судебная власть — это предоставленные судам как специальным органам государства полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантии законности и справедливости, принимаемых судами решений. [3, с. 23]

Существуют два аспекта понятия «судебная власть» — функциональный и институциональный. В функциональном аспекте судебная власть представляет собой совокупность юрисдикционных полномочий, ограниченных юридической конституцией и общими принципами права, и связанных с ними полномочий государства, реализуемых от имени народа независимыми должностными лицами — судьями — в особо оговоренной законом судебной процедуре и иными должностными лицами, которые обеспечивают юрисдикционную деятельность судей. В институциональном аспекте судебная власть — это обособленная группа связанных между собой государственных учреждений (в основном судов), организующих и обеспечивающих реализацию судьями юрисдикционных полномочий. [7, с. 246–248]

Для того, чтобы сформулировать определение судебной власти, рассмотрим ее признаки.

Во-первых, это вид государственной власти. То есть судебная власть выражает волю государства.

Во-вторых, судебная власть независима, самостоятельна и обособлена.

Самостоятельность судебной власти означает ее неподведомственность другим ветвям власти, отсутствие подчиненности и подотчетности каким-либо другим государственным органам.

Независимость судебной власти — правовая категория, отражающая состояние, при котором влияние внешних факторов на исполнение органами судебной власти своей функции является невозможным.

Некоторые авторы рассматривают эти понятия как единое целое, не проводя никакого разграничения между ними, а И. Б. Михайловская, характеризуя независимость судебной власти, выделяет три аспекта судебной власти: самостоятельность судебных органов, независимость судьи и независимость суда. Далее она отмечает, что самостоятельность судебной власти не тождественна независимости судей, она является лишь ее необходимой предпосылкой. А. В. Цихоцкий, наоборот, рассматривает независимость судей как предпосылку самостоятельности суда. [4, с. 34–37]

В некоторых случаях происходит смешение этих двух понятий.

Н. И. Газетдинов отмечает, что «независимость и самостоятельность судебной власти — это «две стороны одной медали», они не могут существовать в отрыве друг от друга, но вместе с тем самостоятельность характеризует судебную власть как автономную ветвь государственной власти среди других ветвей государственной власти (как законодательная и исполнительная), т. е. самостоятельность судебной власти определяет организационное построение судебной власти. А признак независимости судебной власти означает внутреннюю, «сущностную самостоятельность» судебной власти и определяет самостоятельность осуществления судебной власти путем реализации предоставленных государственной (верховной) властью полномочий».

Обособленность судебной власти состоит в том, что судьи в государственном механизме занимают особое место, которое обусловлено спецификой выполняемых функций. Они организационно не входят ни в какой другой государственный орган.

В-третьих, судебная власть — едина.

В-четвертых, судебная власть осуществляется посредством определенного вида судопроизводства.

Одним из признаков судебной власти является то, что в установленном законом порядке к осуществлению правосудия привлекаются представители народа. В соответствии с законом граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия. Так, в состав суда, рассматривающего уголовное дело, кроме судьи, могут входить присяжные заседатели, а при рассмотрении арбитражного дела — арбитражные заседатели.

И, пожалуй, основной признак судебной власти — это осуществление правосудия. Осуществление правосудия — это исключительная прерогатива судебной власти. Правосудие — это деятельность суда в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях присяжных и арбитражных заседателей в рамках рассмотрения административных, уголовных и иных дел посредством определенного судопроизводства, результатом которой является вынесение судебного акта, носящего обязательный характер.

Итак, подводя итог вышесказанному, предлагаем сформулировать определение понятия «судебная власть» следующим образом: судебная власть — это независимая, самостоятельная и обособленная ветвь государственной власти, которая осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжными и арбитражными заседателями посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного судопроизводства.

Разница между общим правом и статутным правом

Право может пониматься как совокупность правил, установленных соответствующим органом власти и принятых страной как правила и принципы, регулирующие действия ее членов, которые могут применяться на практике путем наложения штрафов. Существует два типа законов, которые приняты во многих странах, а именно: общее право и статутное право. Общее право подразумевает право, которое вытекает из новых решений, принятых судьями, судами и трибуналами.

С другой стороны, статутный закон означает официальный письменный закон, который законодательный орган принимает в качестве статута. Основное различие между обычным и статутным правом заключается в том, как создаются две правовые системы, орган, который устанавливает акты и их актуальность.

Сравнительная таблица

Основа для сравнения Общее право Статутное право
Имея в виду Закон, который вытекает из судебных решений, называется общим правом. Статутное право – это система принципов и норм права, изложенных в статуте.
Альтернативно известный как Прецедентное право законодательство
Природа поучительный предписывающий
На основе Записан судебный прецедент. Уставы исполняются законодательными органами.
Операционный уровень процедурный субстантивный
поправка Изменено законом Изменено отдельным уставом

Определение общего права

Закон, который был разработан на основе решений, принятых в апелляционных судах и судебных прецедентах, известен как общее право или иногда как прецедентное право. Система общего права отдает приоритет общему праву, поскольку считает несправедливым по-разному относиться к одним и тем же фактам в разных ситуациях.

Судьи ссылаются на дела, имевшие место в прошлом, чтобы прийти к решению, называемому прецедентом, который признается и применяется в будущих решениях, вынесенных судом. Следовательно, когда аналогичное дело будет сообщено в будущем, суд должен вынести такое же решение, как и в предыдущем случае.

Иногда решение, вынесенное судом, выходит как новый закон, который учитывается в последующих судебных решениях.

Определение статутного права

Статутное право может быть определено как система принципов и норм права, которая доступна в письменной форме и установлена ​​законодательным органом для управления поведением граждан страны. Когда законопроект принимается обеими палатами парламента путем принятия, он становится статутным законом. В более тонком смысле, законодательство – это статутный закон, который является фундаментальной структурой правовой системы, основанной на законах.

Закон – это не что иное, как официально написанный акт, выражающий волю законодательного органа. Это заявление или указание, сделанные законом, которые должны соблюдаться или запрещать ход действий или регулировать поведение членов. Статутный закон охватывает правила регулирования общества и составляется с учетом будущих случаев.

Ключевые различия между общим правом и статутным правом

Различие между общим правом и статутным правом может быть четко проведено в следующих предпосылках:

  1. Обычное право или иное название прецедентного права – это правовая система, в которой решение, принятое судьями в прошлом, служит основой для подобных дел в будущем. С другой стороны, статутное право является официально написанным законом, установленным законодательным органом и регулирующим поведение членов.
  2. В общем праве указывается, какое решение должно быть принято в конкретном случае. Напротив, статутный закон предписывает лучшие правила общества.
  3. Общее право опирается на зарегистрированный судебный прецедент, означающий, что судьи будут учитывать соответствующие факты и доказательства по делу, а также будут искать предыдущие решения, принятые судом по аналогичным делам в прошлом. В отличие от этого, статутное право основывается на законодательных актах, принятых и введенных законодательным органом страны.
  4. Обычное право – это процессуальное право, так что оно включает свод правил, которые регулируют судебное разбирательство в различных судебных процессах. Напротив, статутное право носит материальный характер в том смысле, что оно устанавливает права и обязанности граждан, а также наказание за несоблюдение правил.
  5. Обычное право может быть изменено статутным законом, тогда как для изменения статутного закона должен быть установлен отдельный статут.

Заключение

Подводя итог дискуссии, статутное право является более мощным, чем обычное право, поскольку первое может отменять или модифицировать второе. Таким образом, в случае любого противоречия между ними, закон может иметь преимущественную силу. Уставный закон – это не что иное, как законодательство, разработанное государственными органами или парламентом. И наоборот, общее право – это то, что вытекает из решений, принятых судьями в суде.

Антон Михайлов → Законодательство (статутное право) как источник английского права: общая характеристика

1. Понятие закон можно понимать как в широком, так и в узком смысле.
В широком смысле понятие закон совпадает по содержанию с понятием нормативно-правовой акт, т.е. закон – это акт, содержащий норму права.

Понятием закон в широком смысле слова охватываются не только акты Парламента (статуты), акты делегированного законодательства (приказы в Совете, постановления и инструкции, подзаконные нормативные акты), но и первичные и некоторые вторичные источники права Европейского Союза. К первичным источникам относятся договоры, учреждающие Европейское Сообщество (1951, 1957), Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский Договор) (1992)), Амстердамский Договор (1997). Ко вторичным – решения органов Европейского Союза (регламенты, директивы, решения.

В узком смысле понятие закон совпадает по содержанию с понятием «статут», т.е. под законом понимается формальный, в письменном виде оформленный акт, исходящий от высшего законодательного органа страны (Парламента), который принят в особой процедуре и обязателен для соблюдения. В статуте документально отражается воля законодателя (Парламента) и раскрываются его намерения, касающиеся рассматриваемого в законе вопроса.

2. Классификации статутов.

А) По юридической силе. В строгом смысле слова иерархии статутов по юридической силе в Англии не существует, так как все законы принимаются на основании единого законодательного процесса и имеют равный статус.

Тем не менее, существуют основания для выделения в законодательстве Англии конституционных и обычных (текущих) законов. В основе данного деления лежит факт отсутствия в Англии единой систематизированной писаной Конституции (именно поэтому статуты и не могут быть признаны неконституционными).

Писаная часть Конституции Англии складывается из ряда конституционных законов, закрытого перечня которых не существует. Традиционно к актам конституционного значения относят: Великую Хартию Вольностей (Magna Carta) (1215), Петицию прав (1628), Habeas Corpus Act (1679), Билль о правах (1689), Акт о престолонаследии (1701), Унию с Шотландией (1707), Унию с Ирландией (1801), Акты судебной реформы (1873-75), Акт о Парламенте (1911), Закон 1949г. об изменении акта о парламенте (1911), Акт о судебном преследовании Короны (1947), Акты о народном представительстве (1969 и 1983гг.), Акт об Европейских Сообществах (1972), Акт об отношениях по признаку расы (1976), Акт о гражданстве (1981), Акт об общественном порядке (1986), Акт о правах человека (1998), Акт о местном самоуправлении (2000).

В-первую очередь, обычные и конституционные статуты отличаются по предмету регулирования. Конституционные акты имеют предметом регулирования основы государственного устройства Англии и фундаментальные права и свободы подданных английской Короны.

Во-вторых, общепризнанным является мнение, что конституционные статуты выдержали проверку временем и их положения не будут отменены Парламентом.

В-третьих, в процедуре принятия того или иного статута конституционного значения, детальным рассмотрением проекта такого статута может заниматься вся Палата Общин, а не отдельный ее комитет.

Б) По признаку публичности выделяют публичные и частные статуты.

Публичные статуты содержат в себе правила общего характера, которые рассчитаны на неопределенный круг лиц, на неоднократное применение и действуют, как правило, на территории всей страны. Частные статуты аккумулируют в себе нормы частного порядка, касающиеся определенного круга юридических или физических лиц и содержащие в отношении них строго определенные установления (Установление/отмена различных привилегий лицам, о предоставлении им особых полномочий, об изменении правового статуса отдельных лиц).

В) По способу систематизации статуты подразделяются на кодифицирующие, консолидированные и обычные.

Кодифицирующие акты парламента объединяют между собой в единое целое на базе общего предмета регулирования как действующие законы, так и существующие судебные решения – прецеденты. С момента принятия такого акта происходит дальнейшее развитие прецедентного права – суды интерпретируют такой акт, и на основании такой трактовки выносятся решения/вердикты по судебным делам.

К числу таких актов можно отнести Закон об уголовном праве (1967), Закон о судах магистрата (1980), Закон об уголовной ответственности за покушение на совершение преступления (1981), Закон о полиции и доказательствах по уголовным делам (1984).

Тем не менее, кодифицирующие акты нельзя признать кодексами в том смысле, который в них вкладывают юристы континентальной системы права – т.е. как центрального нормативно-правового акта в той или иной отрасли права. Кодифицирующие акты чаще всего регулируют тот или иной правовой институт (институт покушения, рассмотрения дел в судах магистрата), но не отрасль в целом.

Консолидированными актами являются акты парламента, объединяющие на основе единого предмета регулирования без изменения текста содержания нескольких сходных законодательных актов. В период с 1870 по 1934г. в Англии было принято около 100 консолидированных актов – в их числе Закон о правонарушених против личности (1861).

Г) По времени действия выделяют акты неограниченного во времени действия и временные акты, особенностью которых является то, что в них указывается точный срок действия, по истечении которого данный статут теряет юридическую силу.

Специальные виды статутов. К специальным статутам относят статуты о толковании статутов, в которых даются определения понятий, используемых в других статутах. К статутам о толковании статутов относят Акты о толковании 1889 и 1978гг.

К специальным статутам в английском законодательстве относят также акты реформы права – статуты, отменяющие те или иные положения общего права (disabling acts), и статуты, дополняющие общее право, устанавливающие новые положения (enabling acts).

К числу статутов, отменяющих те или иные положения общего права может быть отнесен Закон о доказательствах по уголовным делам (1898), который отменил презумпцию общего права о том, что супруг не может являться свидетелем в судебном процессе, в котором обвиняемым является его муж или жена. Примером статута, устанавливающего новые положения в общем праве может служить Закон об Уголовном праве (1967), который дал новую классификацию преступных деяний.

Тем не менее, при оценке значимости данной категории актов необходимо принимать во внимание первую презумпцию судебного толкования статутов – против фундаментального изменения общего права.

Следующую категорию специальных статутов составляют акты о взимании доходов – это ежегодно принимаемые Парламентом финансовые акты, на основании которых вносятся предложения в бюджет. Формально они представляют собой собрание законодательных актов, которыми утверждается ежегодные налоговые поступления в казну государства.

3. Верховенство статутов.

На основании доктрины верховенства Парламента законность того или иного статута не может быть подвергнута сомнению никаким английским судом (в Англии нет конституционного суда). Если статут противоречит вынесенному ранее судебному решению, решение в схожем деле должно приниматься на основании положений статута, истолкованных судом, а не прошлого судебного решения.

4. Действие статутов во времени и пространстве.

В английском праве существует презумпция, согласно которой статуты Парламента действует на всей территории Великобритании. Однако статуты реформирующие общее право действуют только на территории Англии и Уэльса. Законопроект становится статутом после его утверждения обеими палатами Парламента и получения согласия королевы. Если в тексте статута не указана дата, когда он вступает в силу, то он вступает в силу в тот же день, когда его подписывает королева. В случае если в тексте статута указывается, что он вступит в силу «в назначенный день», то назначение этой даты входит в обязанности министра правительства или же данная дата оформляется Приказом в тайном совете. Разные разделы статута могут вступать в силу в разное время.

По общему правилу статут обратной силы не имеет, хотя принцип верховенства Парламента не исключает ретроспективного действия того или иного статута.
Статут прекращает свое действие в случае: 1) его прямой или косвенной замены другим статутом; 2) если в тексте статута был определен период, на который он сохраняет свою силу, 3) если статут был принят для достижения конкретной цели и такая цель была достигнута.

5. Цели принятия статутов.

Статуты большей частью принимаются для внесения в действующее право необходимых дополнений и изменений положений общего права или права справедливости.

Также статуты могут быть использованы для прямой или косвенной отмены действующего законодательства (Repeal Acts).

Статуты принимаются для пересмотра решений судов, в которых применение норм права привело к несправедливым результатам.

Статуты используются для введения новых положений права по тем вопросам, которые ранее не подлежали правовому регулированию (Акт об эмбриологии (1997)).

6. Делегированное законодательство.

В законодательство Англии входят также акты делегированного законодательства – подзаконные ведомственные нормативные акты, принимаемые органами исполнительной власти в соответствии с установленным порядком и в пределах делегированных им законодателем полномочий.

Акты, принимаемые в порядке делегированного законодательства, подразделяются на приказы в Совете, постановления и инструкции, подзаконные нормативные акты. Приказы в Совете обладают высшей юридической силой среди актов делегированного законодательства. Теоретически приказ в Совете – это распоряжение, которое принимается Тайным советом. В действительности же это делает правительство от имени королевы, а Тайный совет его только утверждает. Такая практика позволяет наделить некоторыми законодательными полномочиями соответствующие департаменты правительства.

Постановления и инструкции принимают министры или соответствующие департаменты правительства, если этими полномочиями их наделил парламент. Подзаконные нормативные акты принимаются на местном уровне управления и их действие распространяется лишь на определенную территорию.

Акты делегированного законодательства в ряде сфер общественной жизни (образование, здравоохранение и т. д.) по своему числу и значению превосходят статутное право.

7. Роль первичных и вторичных источников Европейского права в законодательстве Англии.

Различают первичные источники права Европейского Союза, к которым относятся Парижский договор (1951), Договор о создании европейского экономического сообщества (1957), Единый Европейский Акт (1986), Маастрихтский Договор (договор об учреждении Европейского Союза) (1992), Амстердамский Договор (1997)). Все договоры, заключенные странами ЕС до 1973г. являются частью английского законодательства в силу Акта о Европейских Сообществах (1972); более поздние договоры являются частью английского законодательства на основании других актов Парламента, которые инкорпорировали их содержание в национальное право Англии с теми оговорками, которые были обсуждены с другими участниками договора в процессе его подписания.

Ко вторичным источникам права ЕС относят регламенты, директивы и решения. Они принимаются не странами-участницами ЕС, а органами ЕС (Советом министров и Европейским Парламентом).

Регламенты обращены ко всем странам-участницам ЕС, имеют «прямое действие» на территории стран-участниц (т.е. не нуждаются в дополнительных национальных актах, инкорпорирующих их в национальное законодательство стран-участниц ЕС), обладают обязательной юридической силой для всех стран ЕС во всех своих положениях. Таким образом, все регламенты с момента их вступления в юридическую силу формируют часть английского законодательства.

Директивы могут быть обращены как ко всем странам-участницам ЕС, так и к их группе. Директивы обязательны в той своей части, которая говорит о цели, которая поставлена перед странами-участницами в той или иной директиве. Тем не менее, страны ЕС имеют полную свободу выбора национальных средств достижения поставленных в директиве целей. Таким образом, директивы в отличие от регламентов, нуждаются в национальных инструментах инкорпорациии и формируют часть английского законодательства лишь после вступления в юридическую силу акта Парламента, инкорпорирующего такую директиву.

Решения носят индивидуальный характер и формируют часть законодательства Англии лишь в том случае, если они к ней непосредственно обращены.

8. Оценка роли закона как источника права Англии. Его соотношение с прецедентом.

Несмотря на тот факт, что роль статутного регулирования различных отраслей английского права заметно возросла в течение последних 50-60 лет, закон, согласно классической, традиционной для Англии теории права не считается нормальной формой выражения права, а всегда является «инородным телом в системе английского права» (Рене Давид). Судьи применяют закон, но норма, которую он содержит, принимается окончательно, инкорпорируется полностью в английское право лишь после того, как она будет неоднократно применена и истолкована судьями, и в той форме, а также в той степени, какую установят судьи. В Англии всегда предпочтут цитировать вместо текста закона судебные решения, применяющие закон.
Логически из доктрины верховенства парламента (в которое входят полномочия на отмену судебных решений) и невозможности английских судов подвергнуть сомнению законность того или иного акта парламента следует, что по юридической силе прецедент подчинен статуту. Однако данное положение остается всего лишь теорией. Во-первых, законы в Англии принимаются на основе прецедентов, а не наоборот. Во-вторых, практически в каждой отрасли английского права есть отмененный парламентскими актами (статутами) прецеденты, которые тем не менее продолжают применяться судами еще в течение многих лет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: