Судебный департамент: что это такое, описание и особенности

Понятие, состав и система Судебного департамента при Верховном Суде РФ

В соответствии с Федеральным конституционным законом “О судебной системе Российской Федерации”1 организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ.

Деятельность Судебного департамента при Верховном Суде РФ определена Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ “О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации”.

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, включая обеспечение и военных, специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

Судебный департамент при Верховном Суде РФ имеет следующую систему:

— собственно сам Судебный департамент при Верховном Суде РФ;

— управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ2;

См. ст. 31 ФКЗ “О судебной системе в Российской Федерации”.

См. приказ Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ № 21 от 19 марта 2003 г. “Об утверждении типового положения об управлении (отделе) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации”.

— создаваемые Судебным департаментом при Верховном Суде учреждения;

Руководит Судебным департаментом при Верховном Суде РФ Генеральный директор, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации с согласия Совета судей Российской Федерации. Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального директора Судебного департамента.

Судебный департамент при Верховном Суде РФ являются юридическим лицом, который осуществляет следующие полномочия:

1) организационно обеспечивает деятельность верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;

2) управляет органами и учреждениями Судебного департамента;

3) разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

4) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации согласованные с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации предложения о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей;

5) изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании;

6) вносит в установленном порядке в Верховный Суд Российской Федерации предложения о создании либо об упразднении судов;

7) определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;

8) обеспечивает отбор и профессиональную подготовку работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента;

9) разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов;

10) перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и с учетом мнения председателей верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей;

11) ведет статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента;

12) ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;

13) рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции;

14) принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента; организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их;

15) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента;

Организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; осуществляет работу по

систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов Российской Федерации, а также общеправовой рубрикатор законодательства;

17) принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;

18) организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильем; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов в соответствии с федеральным законодательством;

19) устанавливает и развивает связи с государственными и иными органами, учреждениями и организациями, в том числе иностранными, в целях совершенствования организации работы судов и повышения эффективности деятельности Судебного департамента;

20) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;

Судебный департамент при Верховном суде РФ: задачи, полномочия и система органов

На этот департамент возложено организационное обеспечение де­ятельности большинства федеральных судов общей юрисдикции (нередко и мировых судей) и органов судейского сообщества. Из сферы его деятельности полнос­тью исключены Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, которые в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона о судебной системе сами обеспе­чивают свои организационные потребности с помощью аппаратов судов.

Система органов Судебного департамента при Верховном суде РФ

Судебный департамент возглавляет органы и учреждения, входя­щие в его систему. В соответствии со ст. 2 Закона о Судебном департаменте при ВС РФ его система включает:

  1. центральный аппарат Судебного департамента;
  2. управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ;
  3. органы и учреждения Судебного департамента.

Центральный аппарат Судебного департамента состоит из ряда структурных подразделений, призванных обеспечивать выполнение всех его функций, например:

  • главного управления организационно-­правового обеспечения деятельности судов;
  • главного управления обес­печения деятельности военных судов;
  • главного финансово-экономи­ческого управления;
  • управления государственной службы и кадрово­го обеспечения;
  • контрольно-ревизионного управления;
  • управления де­лами и др.

Возглавляет Судебный департамент Генеральный директор, на­значаемый Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета су­дей РФ. На него возложена ответственность за надлежащую организа­цию выполнения возложенных на Судебный департамент и его орга­ны функций по организационному обеспечению деятельности судов. Издаваемые им приказы, распоряжения и инструкции обязательны и для судов в части, касающейся организационного обеспечения их дея­тельности. Ежегодно он должен представлять отчеты о деятельности Судебного департамента Председателю Верховного Суда РФ, а также отчитываться перед Всероссийским съездом судей.

Читайте также:
Истребование документов: что это такое, описание и особенности

Местные органы Судебного департамента — управления (отде­лы) — обеспечивают выполнение задач в сфере организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции на территории субъекта РФ. Возглавляют их начальники, назначаемые Генеральным директором по согласованию с председателями судов, советами судей и органами государственной власти субъектов РФ.

Задачи Судебного департамента при Верховном суде РФ

В соответствии со ст. 1 Закона о Судебном департаменте при ВС РФ его задачами являются:

  1. организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов (т.е. федеральных судов), органов судейского сообщества;
  2. финансирование мировых судей ;
  3. формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей.
Полномочия Судебного департамента при Верховном суде РФ

На центральный аппарат и управления (отделы) Судебного депар­тамента возложены практически все функции, из которых слагается организационное руководство судами. В соответствии со ст. 6 и 14 Закона о Судебном департаменте они обязаны осуществлять:

  1. организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;
  2. управление органами и учреждениями Судебного департамента;
  3. разработку по вопросам своего ведения проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
  4. разработку и представление в Правительство РФ предложений о финансировании судов, мировых судей, органов судейского сообщества и Дисциплинарного судебного присутствия;
  5. изучение организации деятельности судов и разработку предложении о ее совершенствовании;
  6. внесение в установленном порядке в Верховный Суд РФ предложений о создании либо об упразднении судов;
  7. определение потребности судов в кадрах; обеспечение работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;
  8. обеспечение отбора и профессиональной подготовки работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента;
  9. разработку научно обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов;
  10. перераспределение образовавшихся в соответствующих судах вакансии на должности судей;
  11. ведение статистического и персонального учета судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента;
  12. ведение судебной статистики, организацию делопроизводства и работы архивов судов; взаимодействие с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;
  13. рассмотрение жалоб и заявлений граждан в пределах своей компетенции;
  14. принятие мер по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента; организацию проведения научных исследований в области судебной деятельности и финансирование их;
  15. организацию строительства зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента;
  16. организацию разработки и внедрения программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; осуществление мероприятий по формированию единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей; осуществление работы по систематизации законодательства; ведение банка нормативных правовых актов РФ, а также общеправового рубрикатора законодательства;
  17. принятие во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами мер по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
  18. организацию материального и социального обеспечения судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, а также принятие мер по обеспечению их благоустроенным жильем; организацию медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов в соответствии с федеральным законодательством;
  19. установление и развитие связей с государственными и иными органами, учреждениями и организациями, в том числе иностранными, в целях совершенствования организации работы судов и повышения эффективности деятельности Судебного департамента;
  20. взаимодействие с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;
  21. финансирование возмещения издержек по делам, рассматриваемым судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета;
  22. осуществление редакционно-издательской деятельности по вопросам, отнесенным к компетенции Судебного департамента;
  23. осуществление иных мер по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента.

Права Су­дебного департамента и его местных органов:

  1. запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы ;
  2. контролировать расходование бюджетных средств судами , а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;
  3. привлекать в установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных, исследовательских работ и дачи консультаций научные организации, работников государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов ;
  4. вносить в Верховный Суд и Правительство предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей , работников аппаратов судов и аппарата Судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента.

Правовой статус и структура Судебного департамента при Верховном Суде РФ

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ). Правовые основы независимости самостоятельности судебной власти предусмотрены гл. 7 Конституции РФ, которая устанавливает, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120). Одной из основополагающих гарантий независимости и самостоятельности судебной власти является принцип финансирования судов только из федерального бюджета. В связи с этим Конституция РФ предусматривает, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (ст. 124).

Согласно статье 1 Федерального закона от 8 января 1998 года № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (с изменениями от 12.03.2014 № 29-ФЗ):

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районных, городских и межрайонных судов, окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных федеральных судов, органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.

Читайте также:
Можно ли закрыть уголовное дело на основании раскаяния?

Функцию финансового, материально-технического, кадрового и иного организационного обеспечения федеральных судов и выполняет Судебный департамент. Так, Закон о судах общей юрисдикции устанавливает, что организационное обеспечение деятельности верховных судов республик краевых, областных судов, судов городов федерального значении суда автономной области, судов автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов осуществляется Судебным департаментом (ч. 3 ст. 37).

При этом данным Законом установлено, что организационное обеспечение деятельности Верховного Суда РФ осуществляется аппаратом этого Суда (ч. 2 ст. 37).

Таким образом, на Судебный департамент возложено организационное обеспечение всех федеральных судов, кроме Верховного Суда РФ.

Тем же Законом определяется роль Судебного департамента в финансировании судов общей юрисдикции: «Финансовое обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации» (ч. 3 ст. 6).

Другим видом обеспечения федеральных судов общей юрисдикции является материально-техническое обеспечение их деятельности. Законом о судах общей юрисдикции определено, что материально-техническое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в размере, обеспечивающем полное и независимое правосудие (ч. 1 ст. 7). Материально-техническое обеспечение деятельности всех федеральных судов общей юрисдикции кроме Верховного Суда РФ осуществляется Судебным департаментом (ч. 3 ст. 7 указанного Закона).

Аналогичные нормы относительно роли Судебного департамента содержатся в других федеральных конституционных и федеральных законах, имеющих ключевое значение для определения структуры судебной системы РФ, выстраивания ее архитектуры, установления правового статуса составляющих ее частей. Так, Законом о судебной системе установлено, что Судебный департамент и входящие в его систему органы организационно обеспечивают деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы (ст. 31).

Законом о военных судах предусмотрено, что финансирование и обеспечение военных судов осуществляется за счет средств федерального бюджета Судебным департаментом (ч. 1 ст. 32). Согласно положениям ч. 2 указанной статьи на Судебный департамент также возложена обязанность финансирования фактических затрат на обеспечение военных судов средствами связи, служебными помещениями, а также на хранение архивов, осуществляемое соответствующими органами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых в соответствии с федеральным законом предусмотрена военная служба (ч. 1, 2 ст. 31).

Создание Судебного департамента при Верховном Суде РФ не при Минюсте России сделало актуальным вопрос о том, к какому виду государственной власти должен относиться этот новый федеральный государственный орган. Вопрос принадлежности Судебного департамента к одной из трех ветвей государственной власти не нашел своего разрешения в Законе о Судебном департаменте. В этом Законе определено, что Судебный департамент является федеральным государственным органом (п. 1 ст. 1).

Такое легальное определение Судебного департамента как федерального государственного органа не дает возможности отнести его ни к исполнительной, ни к судебной власти. Отчасти это объясняется теми условиями, в которых принималось решение о создании Судебного департамента. Так, постановлением Совета судей РФ от 18 октября 1995 г. «О признании необходимым создания Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации» такая мера, как создание нового органа государственной власти с передачей ему штатов Минюста России и финансированием из федерального бюджета рассматривалась как безотлагательная мера, призванная нормализовать вопросы кадрового, организационного и ресурсного обеспечения судов. Уже 28 марта 1996 г. Совет судей РФ принимает новое постановление «О Судебном департаменте», в котором говорит о срочной необходимости создания такого органа, а также о недопустимости попыток «структур исполнительной власти сохранить свое влияние на правосудие и воспрепятствовать становлению независимой судебной власти в России».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что самой целью создания Судебного департамента, в том виде, в котором она была сформулирована инициаторами его создания — судейским сообществом России, его нахождение среди федеральных органов исполнительной власти не только не предусматривалось, но определялось как недопустимое.

В современной литературе, посвященной вопросам применения Закона о Судебном департаменте, существуют диаметрально противоположные взгляды на правовую природу статуса этот государственного органа. Одни исследователи полагают, что Судебный департамент не относится ни к судебной, ни к исполнительной ветвям власти [3] . Другие относят Судебный департамент к судебной ветви власти, но при этом, оговаривая его особый статус как «исполнительного органа судебной ветви власти»[4] . В действительности трудно предположить, каким образом доктрина современного российского права смогла бы заменить прямое указание в законе в том случае, когда речь идет об отнесении федерального органа власти к определенной власти. Примером такого государственного органа власти, деятельность которого, как и деятельность Судебного департамента, имеет первостепенное значение в обеспечении функционирования властных полномочий государства, может служить Счетная палата РФ. Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»), В приводимой формулировке так же, как и в определении Судебного департамента как федерального государственного органа, отсутствуют признаки, позволяющие отнести Счетную палату как орган власти к одной из ветвей государственной власти. Представляется оправданным считать, что «Счетная палата не входит ни в одну из ветвей власти, причисляется к органам государственной власти особой компетенции. Наличие органом особой компетенции определяется реальными потребностями государственно-правовой жизни, необходимостью воздействия на нее с помощью таких институтов, которые не вписываются в рамки законодательной, исполнительной и судебной власти»[5].

Аналогично может быть сформулирован и правовой статус Судебного департамента как «органа государственной власти особой компетенции». Такой статус, исключающий возможность и необходимость отнесения Судебного департамента к какой бы то ни было ветви власти, представляется адекватным принципу независимости судебной власти, декларированному ст. 120 Конституции РФ.

Структура Судебного департамента и перечень его подразделений утверждаются решением коллегии Судебного департамента по согласованию с Советом судей Российской Федерации

Система Судебного департамента включает собственно Судебный департамент и управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ. В структуру Судебного департамента как центрального федерального органа государственной власти входят главные управления, управления, а также самостоятельные отделы. Руководство Судебным департаментом осуществляет Генеральный директор Судебного департамента (ст. 8 Закона о Судебном департаменте). Он назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ согласия Совета судей РФ (п. 1 ст. 7 Закона о Судебном департаменте). Руководство структурными подразделениями Судебного департамента (главными управлениями, управлениями, отделами) осуществляют начальники этих подразделений, которые подчиняются курирующим их заместителям Генерального директора Судебного департамента. Заместители Генерального директора Судебного департамента назначаются Председателем Верховного Суда РФ по представлению Генерального директора (Судебного департамента (ст. 9 вышеназванного Закона).

Читайте также:
Женевские конвенции по морскому праву

Судебный департамент при Верховном Суде РФ, его задачи, функции, система органов.

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее – Судебный департамент) является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов (далее также – федеральные суды), органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей.

Задачи Судебного департамента:

Роль СД определяется ч. 1 Ст. 30. ФКЗ О С РФ

Статья 30. Обеспечение деятельности судов

1. Обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов.

как органа, обеспечивающего деятельность судов общей юрисдикции РФ и представляющих в их распоряжении необходимые ресурсы. Деятельность СД тесным образом связна с обеспечением независимости судебной власти и ее носителей (судей), поскольку принцип адекватного ресурсного обеспечения судебной власти выступает одной из составляющих принципа независимости судебной власти. Учреждение и фактическое создание СД в современной литературе оценивается как одна из действенных мер по укреплению судебной власти.

Правовой основой деятельности Судебного департамента, его органов и учреждений выступают Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, распоряжения Председателя Верховного Суда РФ, а также решения органов судейского сообщества, принятые в пределах их полномочий (ст. 3 ФЗ “О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ”). Организация и деятельность этого государственного органа регулируется ФЗ “О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации”. Текущая

деятельность Судебного департамента осуществляется на основании внутренних документов (положений и инструкций) Верховного Суда РФ, утверждаемых его руководителем.

Статус Судебного департамента обусловлен также рядом признаков.

Во-первых, Судебный департамент — орган, входящий в систему органов судебной власти Российской Федерации; во-вторых, Судебный департамент, его органы и учреждения призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей, но не вправе вмешиваться в осуществление правосудия; в-третьих, Судебный департамент обеспечивает деятельность только судов общей юрисдикции, кроме Верховного Суда РФ. Обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов. Обеспечение деятельности других арбитражных судов осуществляется Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

Судебный департамент, входя в структуру Верховного Суда РФ, тем не менее, как и его управления (отделы) в субъектах РФ, является самостоятельным юридическим лицом, имеет собственные печати и счета в банках. При этом четко определено, что Судебный департамент, его органы и учреждения, призванные способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей, не вправе вмешиваться в осуществление правосудия (ст. 4 ФЗ “О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ”). Некоторые сомнения может вызывать правовой

статус этого органа, но, как справедливо отмечает ряд авторов45, данный орган, несомненно, является частью судебной системы Российской Федерации, хотя и не обладает полномочиями по осуществлению правосудия.

Судебный департамент имеет официальный сайт в Интернете.

Судебный департамент для обеспечения исполнения стоящих перед ним задач осуществляет целый ряд полномочий, закрепленных в законе.

Статья 6. Полномочия Судебного департамента

1. Судебный департамент:

1) организационно обеспечивает деятельность верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;

2) управляет органами и учреждениями Судебного департамента;

3) разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

4) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации согласованные с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации предложения о финансировании судов, мировых судей, органов судейского сообщества и Дисциплинарного судебного присутствия;

5) изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании;

6) вносит в установленном порядке в Верховный Суд Российской Федерации предложения о создании либо об упразднении судов;

7) определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;

8) обеспечивает отбор и профессиональную подготовку работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента;

9) разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов;

10) перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и с учетом мнения председателей верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей;

11) ведет статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента;

12) ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;

13) рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции;

14) принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента; организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их;

15) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента;

16) организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; осуществляет мероприятия по формированию единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей; осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов Российской Федерации, а также общеправовой рубрикатор законодательства;

Читайте также:
Как правильно оформить смену единственного учредителя?

17) принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;

18) организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильем; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов в соответствии с федеральным законодательством;

19) устанавливает и развивает связи с государственными и иными органами, учреждениями и организациями, в том числе иностранными, в целях совершенствования организации работы судов и повышения эффективности деятельности Судебного департамента;

20) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;

20.1) финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета;

20.2) осуществляет редакционно-издательскую деятельность по вопросам, отнесенным к компетенции Судебного департамента;

21) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента.

2. Судебный департамент в пределах своей компетенции вправе:

1) запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы;

2) контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;

3) привлекать в установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных, исследовательских работ и дачи консультаций научные организации, работников государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов;

4) вносить в Верховный Суд Российской Федерации и Правительство Российской Федерации предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов и аппарата Судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента.

Система органов и структура СД

Статья 7. ФЗ О СД Структура Судебного департамента

1. Судебный департамент состоит из следующих подразделений:

главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов;

главное управление обеспечения деятельности военных судов;

главное финансово-экономическое управление;

управление государственной службы и кадрового обеспечения;

управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений;

отдел учебных и образовательных учреждений;

отдел международно-правового сотрудничества;

аппарат Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

2. По представлению Генерального директора Судебного департамента коллегия Судебного департамента (далее – коллегия) может принять решение об образовании в Судебном департаменте иных подразделений.

СД состоит из центрального аппарата и управления (отделов) в субъектах РФ

Центральный аппарат (собственно департамент) осуществляет организационное обеспечение областных и приравненных к нему судов, военных и специализированных судов, обеспечивают деятельность органов и учреждения, им создаваемых, и органах судейского сообщества республиканского уровня. Для реализации названных полномочия состав департамента включает главные управления, управления и отделы.

Втрое звено в систем СД формируется на уровне субъектов РФ. Здесь образуются управления (отделы) СД в субъекте РФ. Эти управления (отделы) подчиняются Ген директору СД, а , кроме того, подотчетны советам судей соответствующих субъектов РФ. Управление (отдел) СД субъекта РФ возглавляет начальник, который имеет своих замов.

Статья 14. Полномочия управления (отдела) Судебного департамента

Управление (отдел) Судебного департамента осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации, а также финансирование мировых судей. Управление (отдел) Судебного департамента в пределах своей компетенции:

1) осуществляет подбор кандидатов на должности судей в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации”;

2) организует и обеспечивает работу экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи;

3) изучает организацию деятельности районных судов и принимает меры по ее совершенствованию;

4) ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов;

5) финансирует районные суды и органы судейского сообщества в субъекте Российской Федерации; контролирует расходование ими бюджетных средств, проводит ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;

5.1) финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета;

6) обеспечивает районные суды программно-аппаратными средствами, необходимыми для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения деятельности указанных судов; осуществляет мероприятия по формированию единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей;

7) обеспечивает районные суды материально-техническими, транспортными средствами; организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений районных судов;

8) ходатайствует по согласованию с председателем соответствующего суда о награждении работников аппаратов районных судов государственными наградами и присвоении им почетных званий;

9) принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;

10) организует материальное и социальное обеспечение судей районных судов, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов районных судов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильем; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей районных судов, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов районных судов в соответствии с федеральным законодательством;

11) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности районных судов и органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации

Управление (отдел) осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъекта РФ, а также финансирование мировых судей.

И наконец, третьим звеном систем СД являются администраторы судов, действующих в ВС (м) республики, краевых, областных судах, судах городов федеральной значения, судах АОБ, АО и районных судах.

Администраторы федеральных судов субъектов РФ и администраторы районных судов могут быть объединены в одно звено системы органов Судебного департамента в связи с тем, что они обладают одинаковым полномочиями. Однако при этом они подчиняются различным органам. Администратор Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента при Верховном Суде РФ и во взаимодействии с ними, а администратор районного суда действует под контролем управления (отдела) Судебного департамента.

Читайте также:
Можно ли начать раздел имущества до развода?

Администратор любого суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.

Порядок назначения работников Судебного департаментами их правовое положение

Работники аппарата Судебного департамента и работники органов и учреждений Судебного департамента являются государственными служащими, на них распространяется действие нормативных актов о федеральной государственной службе. Им присваиваются классные чины и другие специальные звания в соответствии с федеральным законодательством. Порядок присвоения классных чинов определяется Положением о порядке присвоения классных чинов юстиции и классных чинов государственной гражданской службы РФ лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы в аппаратах федеральных судов общей юрисдикции, Судебном департаменте при Верховном Суде РФ и управлениях (отделах) Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах РФ, утвержденным приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 30 января 2008 г. № 22.

Генеральный директор Судебного департамента назначается на должность и освобождается от нее Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей Российской Федерации. Материальное и социальное обеспечение Генеральному директору Судебного департамента предоставляется на условиях, установленных для федерального

Заместители Генерального директора Судебного департамента назначаются на должность и освобождаются от нее Председателем Верховного Суда РФ по представлению Генерального директора Судебного

Начальник управления (отдела) Судебного департамента назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа, советом судей субъекта РФ, а также с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Заместители начальника управления (отдела) Судебного департамента назначаются на должность освобождаются от должности Генеральным директором Судебного департамента по представлению начальника соответствующего управления (отдела).

Администратор Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа назначается на должность и освобождается от должности начальником главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного суда – начальником управления (отдела) Судебного департамента по представлению председателя районного суда.

Электронная библиотека

В соответствии со ст. 31 федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» организационное обеспечение дея­тельности судов общей юрисдикции и органов судейского со­общества возложено на Судебный департамент при Верховном суде РФ.

Деятельность Судебного департамента при Верховном суде РФ определена федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации».

Судебный департамент при Верховном суде РФ является фе­деральным государственным органом, осуществляющим органи­зационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, включая и органи­зационное обеспечение деятельности военных, специализированных судов, органов су­дейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

Судебный департамент при Верховном суде РФ имеет следу­ющую систему:

· собственно сам Судебный департамент при Верховном суде РФ;

· управления (отделы) Судебного департамента в субъек­тах РФ;

· создаваемые Судебным департаментом при Верховном суде РФ учреждения;

Руководит Судебным департаментом при Верховном суде РФ генеральный директор, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного суда РФ с согласия Совета судей РФ. Генеральный директор Су­дебного департамента при Верховном суде РФ имеет замес­тителей, которые назначаются на должность и освобождают­ся от должности Председателем Верховного суда РФ по пред­ставлению генерального директора Судебного департамента.

Судебный департамент при Верховном суде РФ является юридическим лицом, которое осуществляет следующие пол­номочия:

· организационно обеспечивает деятельность Верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автоном­ных округов, военных и специализированных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;

· управляет органами и учреждениями Судебного департа­мента;

· разрабатывает по вопросам своего ведения проекты фе­деральных законов и иных нормативных правовых актов;

· разрабатывает и представляет в Правительство РФ со­гласованные с Председателем Верховного суда РФ и Сове­том судей РФ предложения о финансировании судов, миро­вых судей и квалификационных коллегий судей;

· изучает организацию деятельности судов и разрабатыва­ет предложения о ее совершенствовании;

· вносит в установленном порядке в Верховный суд РФ предложения о создании либо об упразднении судов;

· определяет потребность судов в кадрах;

· обеспечивает ра­боту по отбору и подготовке кандидатов на должности судей;

· взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществ­ляющими подготовку и повышение квалификации судей и ра­ботников аппаратов судов;

· обеспечивает отбор и профессиональную подготовку ра­ботников аппарата Судебного департамента и работников ор­ганов и учреждений Судебного департамента;

· разрабатывает научно обоснованные нормативы нагруз­ки судей и работников аппаратов судов;

· перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного суда РФ и с учетом мнения председателей Вер­ховных судов республик, краевых и областных судов, судов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей;

· ведет статистический и персональный учет судей и ра­ботников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента;

· ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов;

· взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;

· рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции;

· принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента;

· организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их;

· организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента;

· организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности;

· осуществляет работу по систематизации законодательства;

· ведет банк нормативных пра­вых актов РФ, а также общеправовой рубрикатор законодательства;

· принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;

· организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппарате судов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильем;

· организует медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов соответствии с федеральным законодательством;

Читайте также:
Социальный туризм: что это такое, описание и особенности

· устанавливает и развивает связи с государственными и иными органами, учреждениями и организациями, в том числе иностранными, в целях совершенствования организации работы судов и повышения эффективности деятельности Су­дебного департамента;

· взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежа­щего обеспечения деятельности судов;

· осуществляет иные меры по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и уч­реждений Судебного департамента.

В Судебном департаменте при Верховном суде РФ образу­ется коллегия в следующем составе:

· председатель коллегии – генеральный директор Судеб­ного департамента;

· его заместители, входящие в состав коллегии по долж­ности;

· другие работники Судебного департамента.

Члены коллегии, за исключением входящих в ее состав по должности, утверждаются Председателем Верховного суда РФ.

Кроме этого, в работе коллегии могут принимать участие Председатель Верховного суда РФ, его заместители и члены Совета судей РФ.

На основании решений коллегии генераль­ный директор Судебного департамента издает приказы и рас­поряжения.

В структуру Судебного департамента входят следующие подразделения:

· главное управление организационно-правового обеспе­чения деятельности судов;

· главное управление обеспечения деятельности военных судов;

· главное финансово-экономическое управление;

· управление государственной службы и кадрового обес­печения;

· управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений;

· отдел учебных и образовательных учреждений;

· отдел международно-правового сотрудничества.

Управления (отделы) Судебного департамента в субъекте РФ являются органами Судебного департамента при Верховном суде РФ и осуществляют организационное обеспечение деятельности районных судов, гарнизонных военных судов, органов судейского сообщества субъекта РФ, а также финансирование мировых судей.

Управление (отделы) Судебного департамента в субъектах подчиняется генеральному директору Судебного департамента при Верховном суде РФ и подотчетно совету судей субъекта РФ.

Возглавляет управление (отдел) Судебного департамента в субъекте РФ начальник, который назначается на должность и освобождается от должности генеральным директором Су­дебного департамента по согласованию с председателем Вер­ховного суда республики, краевого, областного суда, суда го­рода федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа, советом судей субъекта РФ, а также с ор­ганом государственной власти субъекта РФ в порядке, уста­новленном законом субъекта РФ. Начальник управления (от­дела) Судебного департамента в субъекте РФ имеет своего заместителя, который назначается на должность и освобождается от должности по его представлению генеральным директором Судебного департамента.

Управление (отдел) Судебного департамента в субъекте РФ осуществляет следующие полномочия:

1) подбирает кандидатов на должности судей в соответствии с требованиями закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»;

2) организует и обеспечивает работу экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи;

3) изучает организацию деятельности районных судов и при­нимает меры по ее совершенствованию;

4) ведет судебную статистику, организует делопроизвод­ство и работу архивов судов;

5) производит финансирование районных судов и квали­фикационной коллегии судей в субъекте РФ;

6) контролирует расходование ими бюджетных средств, проводит ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;

7) обеспечивает районные суды программно-аппаратными средствами, необходимыми для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обес­печения деятельности указанных судов;

8) обеспечивает районные суды материально-технически­ми, транспортными средствами;

9) организует строительство зда­ний, а также ремонт и техническое оснащение зданий и поме­щений районных судов;

1) ходатайствует по согласованию с председателем соответ­ствующего суда о награждении работников аппаратов район­ных судов государственными наградами и присвоении им по­четных званий;

2) принимает во взаимодействии с судами, органами судей­ского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопас­ности судей, а также безопасности членов их семей;

3) организует материальное и социальное обеспечение су­дей районных судов, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов районных судов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильем;

4) организу­ет медицинское обслуживание и санаторно-курортное лече­ние судей районных судов, в том числе пребывающих в отстав­ке, членов их семей и работников аппаратов районных судов в соответствии с федеральным законодательством;

5) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности районных судов и органов судейского сообщества субъекта РФ.

Работники аппарата Судебного департамента, его органов и учреждений являются государственными служащими. В со­ответствии с федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» все работники аппарата Судебного департамента, работники органов и учреждений проходят государственную гражданскую службу.

Права, обязанности указанных работников, а также поря­док прохождения ими государственной службы устанавлива­ются федеральными законами и иными нормативными акта­ми о федеральной государственной службе.

Право поступления на государственную службу в систему Судебного департамента имеют граждане Российской Феде­рации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие тре­бованиям, установленным Федеральными законами от 17 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Россий­ской Федерации», от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При этом особо учитываются деловые качества, образование, уровень профессиональных знаний, а также работа на должностях судей, руководителей и специалистов в судах общей юрисдикции, органах юстиции, прокуратуры, внутренних дел, федеральных органах безопасности, судебно-экспертных учреждениях, госу­дарственном нотариате, юридической службе в народном хозяй­стве, научных и учебных заведениях, советских и профсоюзных органах, связанных с правоприменительной деятельностью.

Работникам аппарата Судебного департамента и работни­кам органов и учреждений Судебного департамента присваи­ваются классные чины и другие специальные звания в соот­ветствии с федеральным законодательством[1]. Работникам глав­ного управления обеспечения деятельности военных судов могут также присваиваться воинские звания.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Возмещение судебных расходов в гражданском процессе.

Большая часть гражданских процессов связана с финансовыми издержками. Поэтому законодательство предоставляет стороне, выигравшей суд, право на компенсацию расходов. Статья 94 Гражданского процессуального кодекса России даже содержит перечень судебных расходов, которые можно возместить.

Однако специалисты говорят, что получить возмещение расходов довольно сложно, и этот вопрос имеет множество нюансов. Поэтому для того чтобы разобраться, как получить компенсацию судебных затрат, полезно обратиться за консультацией к юристу. Да и его помощь в суде явно лишней не будет.

Что такое судебные расходы?

Затраты, связанные с судом, могут быть обязательными — то есть их участник процесса понесет в любом случае — а также такими, которые появляются неожиданно. Как уже было сказано выше, в статье 94 ГПК приведен перечень того, что можно считать судебными издержками:

  • судопроизводственные выплаты;
  • расходы на проезд для людей, которые должны появиться на заседании;
  • траты на поиск ответчика;
  • затраты на приведение приговора в исполнение;
  • компенсационные платежи;
  • прочие затраты.

Величина расходов на судопроизводство может быть довольно большой. Теоретически, в них можно включить и затраты на составление судебных документов, создание копий и многое другое.

Что касается трат, связанных с появлением на заседании свидетелей и с поиском ответчика, то тут существует своя схема расчета. Свидетели и специалисты, которые принимают участие в судебном процессе, могут рассчитывать на возмещение расходов.

Читайте также:
Монопольно низкая цена: что это значит

Например, затрат на питание, проживание (если люди приехали из другого города), на транспорт и за работу, если речь идет о специалистах. Чем более сложной и дорогой является работа специалиста, тем выше затраты на судебный процесс.

Также этой категории участников суда могут финансово возместить время, которое они потратили. Однако на деле, если свидетель или специалист проживает в том же городе или регионе, где происходит разбирательство, рассчитывать на компенсацию не приходится.

Госпошлины

Также нельзя забывать про такую статью расходов как государственные пошлины. Госпошлина — это обязательный взнос, устанавливаемый и определяемый согласно законодательству.

Все гражданские дела ими облагаются, а оплата этих взносов, в зависимости от исхода судебного разбирательства, либо разделяется, либо возлагается на проигравшую сторону. Выплачивать госпошлину приходится не только при подаче иска, но и на кассационные жалобы, выдачу судебных постановлений, при подаче заявлений особого производства.

Размер пошлины зависит от того, к какой категории относится судебный процесс, и от других факторов. Расчет госпошлины для судов общей юрисдикции, районных судов и мировых судей проводится согласно статье 333.19 НК РФ. В разбирательствах, касающихся раздела имущества и финансовых взысканий, госпошлина рассчитывается на основании цены иска.

Стоимость иска равна той сумме, которую потерпевший пытается взыскать с ответчика. В каких ситуациях нужно ее определять и указывать в заявлении, рассмотрено в статье 91 ГПК России. Важно знать и то, что если цена иска по ходу разбирательства растет, пошлина, соответственно, вырастет тоже, так как она рассчитывается как процент от суммы исковых требований.

В некоторых ситуациях истец может рассчитывать на льготы при оплате государственных пошлин. Льготы предоставляются тем, кто подал иск на взыскание алиментов, а также заявителям, имеющим первую или вторую группу инвалидности. Об этом говорится в статье 333.36 НК.

Интересно то, что государство предоставляет участникам разбирательства возможность отсрочить выплаты, компенсирующие расходы. Это касается и оплаты государственной пошлины.

Однако для получения такой привилегии человек должен иметь определенные обстоятельства. Обычно основанием для отсрочки или рассрочки платежей по возмещению судебных расходов в гражданских делах является неплатежеспособность стороны разбирательства, но этот фактор еще нужно доказать.

Кто выплачивает компенсацию судебных расходов

Обычно возмещение расходов, связанных с судебным процессом, является ответственностью той стороны разбирательства, которая оказалась проигравшей.

Но для этого судья должен вынести соответствующее решение. Однако и тут есть свои особенности. Например, если иск был удовлетворен частично, истец может рассчитывать на взыскание только затрат, связанных с удовлетворенными требованиями. Ответчик же может рассчитывать на возмещение судебных расходов пропорционально тем исковым требованиям, в которых заявителю отказали.

Если же, например, для участия в гражданском процессе были привлечены свидетели по инициативе судьи, а не одной из сторон разбирательства, то затраты, связанные с этим, будут выплачиваться из федерального бюджета. Подробнее об этом говорится в статье 98 ГПК.

Расходы на представителя

Затраты на адвокатов и других представителей — это тема, которую следует обсудить отдельно. Компенсируются они, как и прочие траты, проигравшей стороной.

Примечательно то, что их размеры зачастую превышают все остальные цифры, которые указаны в исковых требованиях. Довольно часто та сторона, на плечи которой легло возмещение затрат по судебному процессу, пытается сделать все возможное, чтобы уменьшить размер этих выплат или вовсе их избежать.

Нередко представителем стороны в разбирательстве оказывается человек, который не имел права предоставлять подобные услуги за оплату. Поэтому избежать выплат по этой статье затрат возможно.

Затраты на представителя в судебном процессе складываются также, как и затраты на привлечение специалиста или эксперта. То есть это оплачивание транспорта, услуг, проживания, если юрист прибыл откуда-то, и так далее.

В этот список иногда пытаются добавить и траты, которые не связаны непосредственно с работой представителя в суде, и в такой ситуации проигравшая сторона имеет право подать ходатайство на то, чтобы они были исключены из перечня судебных расходов. Например, не получится взыскать затраты на представителя, если:

  • представитель и победившая сторона являются родственниками;
  • представитель истца или ответчика является сотрудником его компании;
  • представитель проигравшей стороны не имеет юридического образования;
  • компания, представлявшая интересы проигравшей стороны, не имеет права на оказание услуг юридического характера и не оказывает их, согласно уставу.

Также исключить из перечня компенсируемых затрат можно транспортные издержки адвоката, если нет возможности документально подтвердить цель поездки, и досудебные услуги юриста.

Затраты на проживание тоже можно оспорить. С ними такая же ситуация, как и с тратами на транспорт. Во-первых, нужно доказать, что эти траты были связаны непосредственно с работой представителя. Во-вторых, если компенсирование таких затрат не было предусмотрено в договоре между истцом/ответчиком и представителем, требовать их покрытия непозволительно.

Бывают ситуации, когда можно легко оспорить затраты, выставленные для компенсирования проигравшей стороне. Например, если делопроизводство велось некорректно.

Это может наблюдаться в дроблении документации, когда вместо одной претензии составляется две-три, подается несколько ходатайств.

Другой пример — ситуация, когда юрист получает оплату за заседания, которые были сорваны из-за того, что он подал ходатайство. Может случиться и так, что поданные адвокатом документы были отклонены судьей, но присутствуют в перечне затрат, которые должны быть возмещены. Нарушение представителем истца условий договора также является примером некорректного делопроизводства.

О нарушениях условий договора юристом стоит поговорить отдельно. Он может, например, просто присутствовать на заседании, особо в нем не участвуя.

Читайте также:
Камер арий: что это такое, описание и особенности

При этом данные заседания будут учитываться в его гонораре. В такой ситуации, скорее всего, в его договоре со стороной, чьи интересы он представляет, прописаны пункты, согласно которым он должен делать все, чтобы обеспечить успех разбирательства.

И если адвокат не очень активно участвует в процессе, но его сторона выигрывает, то проигравшая сторона при компенсировании затрат может указать на это.

Как запустить процесс возмещения судебных расходов?

Для того чтобы инициировать компенсирование затрат, связанных с судебным разбирательством, не нужно подавать дополнительные заявления или совершать другие действия. Решение по этому вопросу принимает судья. Сторонам же нужно выполнить простые задачи:

  1. Подтвердить все траты платежными квитанциями.
  2. Обосновать целесообразность этих затрат.

Если одна из сторон недовольна окончательным вердиктом, она может подать заявление о том, чтобы взыскать судебные затраты. Подавать его можно либо вместе с иском, либо по ходу разбирательства.

Если, например, истец захотел подать заявление о взимании издержек по ходу заседания, то сделать это желательно до того, как судья отправится принимать решение. Но подать такое заявление можно и после того, как разбирательство будет окончено.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Возмещение судебных издержек по экономическим спорам, гражданским и административным делам: разъяснения ВС РФ

Возможность возместить многие расходы, понесенные в процессе рассмотрения дела в суде, путем взыскания их с проигравшей стороны является существенной гарантией доступности правосудия. Глава 7 ГПК РФ, гл. 9 АПК РФ и гл. 10 КАС РФ относят к судебным расходам государственную пошлину и издержки, связанные с рассмотрением дела. Порядок возмещения последних разъяснил недавно ВС РФ (Постановление Пленума ВС РФ от 21 января 2016 г. № 1); далее – Постановление). По вопросам же, касающимся уплаты госпошлины и возмещения расходов по ее оплате, Суд намерен принять отдельное постановление, поскольку данные отношения регулируются не только процессуальным, но и налоговым законодательством и имеют в связи с этим существенные особенности.

Рассмотрим самые интересные положения Постановления.

Какие расходы относятся к судебным издержкам?

Все три указанных кодекса содержат примерно одинаковые перечни затрат, которые признаются судебными издержками (ст. 94 ГПК РФ, ст. 106 АПК РФ, ст. 106 КАС РФ).
В них включаются:

  • денежные суммы, выплачиваемые экспертам, специалистам, cвидетелям и переводчикам лицами, подавшими ходатайство об их привлечении;
  • расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд;
  • затраты на оплату представителей;
  • расходы на производство осмотра на месте;
  • другие признанные необходимыми расходы.

Таким образом, установленные перечни являются открытыми.

ВС РФ указал, что судебными издержками являются и потраченные истцом или заявителем еще до предъявления иска средства на сбор необходимых для реализации права на обращение в суд доказательств, которые соответствуют требованиям об относимости и допустимости (абз. 2 п. 2 Постановления). Так, например, могут быть возмещены расходы на обеспечение нотариусом судебных доказательств, в частности подтверждающих размещение определенной информации в Интернете. Кроме того, компенсируются издержки на оформление доверенности представителя, необходимой для его участия в конкретном деле. Возмещению подлежат и затраты на исследование независимыми экспертами состояния имущества, которое влияет на цену предъявляемого иска.

Также судебными издержками, согласно разъяснениям Суда, являются расходы, связанные с выполнением претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, если их соблюдение является обязательным (п. 4 Постановления). Имеются в виду, в частности, средства, потраченные на направление претензии контрагенту, подготовку отчета об оценке недвижимости при оспаривании ее кадастровой стоимости юридическим лицом, обжалование актов ненормативного характера налоговых органов, а также действий или бездействий должностных лиц последних в вышестоящие налоговые органы. Поскольку без совершения этих действий и несения соответствующих издержек невозможно реализовать право на обращение в суд, последние подлежат возмещению, подчеркнул ВС РФ.

По мнению экспертов, это очень важное разъяснение, так как расходы на соблюдение претензионного порядка рассмотрения споров могут быть очень значительны. “До издания Постановления суды принимали во внимание только один критерий отнесения расходов к судебным – возникновение их в рамках рассмотрения дела в суде. Теперь понятие “рамки рассмотрения дела” расширено”, – отметил руководитель судебной практики юридической компании “Лемчик, Крупский и Партнеры. Структурный и налоговый консалтинг” Сергей Ушаков.

ВС РФ уточнил, что возмещаются только средства, израсходованные лицами при разрешении судами материально-правовых споров. А издержки, понесенные в связи с рассмотрением дел об установлении юридических фактов либо определением правового статуса привлеченных к участию в деле лиц или правового режима объектов права, возмещению не подлежат (п. 18 Постановления).

Возмещение издержек лицам, не являющимся сторонами

Суд указал, что третьим лицам и заинтересованным лицам (в административном судопроизводстве), участвовавшим в деле на стороне, в пользу которой принят итоговый судебный акт по делу, могут быть возмещены издержки, если их фактическое процессуальное поведение способствовало принятию этого акта (п. 6 Постановления). При этом не имеет значения, каким образом эти лица вступили в процесс, – по своей инициативе, ходатайству стороны или инициативе суда.

БЛАНКИ

Заявление о взыскании судебных расходов (гражданский процесс)

Заявление о взыскании судебных расходов (арбитражный процесс)

Заявление о взыскании судебных расходов (административное судопроизводство)

Как отметила представлявшая проект Постановления на одном из заседаний Пленума ВС РФ судья ВС РФ Любовь Борисова, процессуальное поведение данных лиц характеризуется тем, как они реализовывали принадлежащие им процессуальные права и выполняли возложенные на них процессуальные обязанности. Так, право на возмещение издержек будет, например, иметь лицо, которое представило отзыв на исковое заявление, участвовало в сборе и исследовании доказательств по делу, принимало участие в проводимых по делу судебных заседаниях и своими активными действиями помогло выиграть спор стороне, которая привлекла данное лицо к участию в деле.

Вопрос о праве третьих лиц на возмещение издержек был предметом продолжительных споров между экспертами. Противником наделения третьих лиц этим правом в гражданском процессе является, например, Генеральная прокуратура РФ. Основной ее довод заключается в том, что ГПК РФ предусматривает право на возмещение расходов только стороне, в пользу которой состоялось решение суда, за счет другой стороны (ст. 98 ГПК РФ). А третьи лица, согласно неоднократно высказываемой позиции КС РФ, сторонами не являются (Определение КС РФ от 29 сентября 2011 г. № 1150-О-О, Определение КС РФ от 25 февраля 2010 г. № 317-О-О). Сам КС РФ, к слову, считает, что права на компенсацию расходов эти лица не лишены – они могут взыскивать их в порядке возмещения убытков (ст. 15 ГК РФ).

Читайте также:
Социальный туризм: что это такое, описание и особенности

Судьи ВС РФ в ходе обсуждения проекта Постановления напомнили, что третьи лица, в том числе не заявляющие самостоятельных требований, и заинтересованные лица имеют права и несут обязанности истца, за рядом исключений (ст. 42-43 ГПК РФ, 50-51 АПК РФ, ст. 47 КАС РФ). Право на возмещение судебных расходов к этим исключениям не отнесено. Более того, в АПК РФ говорится о распределении судебных расходов между лицами, участвующими в деле, а не только сторонами (ст. 110 АПК РФ). Поэтому Суд посчитал, что третьи лица имеют право на возмещение издержек, и закрепил в Постановлении соответствующее разъяснение.

Экспертное сообщество в целом считает данную позицию ВС РФ логичной и правильной. “Пленум ВС РФ, положительно решив вопрос о возможности взыскания судебных издержек, понесенных третьими лицами, не внес изменений в законодательство, а лишь согласился с его системным и безусловно верным толкованием, ранее закрепленным в ряде постановлений Президиума ВАС РФ. Напомню, что упраздненный суд обусловливал возможность компенсации издержек активной позицией третьего лица по делу, например эффективным обжалованием принятых по нему судебных актов”, – отмечает адвокат Алексей Гордейчик. Такой подход ВАС РФ, по его мнению, как раз и основывался на положениях процессуальных кодексов о том, что третьи лица несут права и обязанности сторон, за исключением случаев прямого ограничения этих прав на основании закона. “Третьи лица, фактическое процессуальное поведение которых способствует принятию решения, – это не истцы и не ответчики, но участники спора, которые также несут затраты на ведение процесса. Например, в споре о праве на недвижимое имущество всегда привлекается в качестве третьего лица Росреестр, в обязанности которого входит представление материалов регистрационного дела на объект недвижимого имущества и представление правовой позиции по делу. Поэтому введение указанной компенсации следует признать разумным, но это не означает, что размер компенсации обязательно должен быть значителен”, – добавляет старший преподаватель кафедры корпоративного управления ВШКУ РАНХиГС, член Московской областной коллегии адвокатов Евгений Шмидт.

Однако некоторые эксперты уверены, что обеспечение единообразия практики возмещения судебных издержек невозможно без внесения изменений в процессуальные кодексы. “Позиция ВС РФ о возмещении расходов третьим лицам не в порядке ст. 15 ГК РФ, для чего требуется отдельное обращение в суд, а в первоначальном процессе правильна. Однако до внесения соответствующих изменений в процессуальное законодательство все равно будут возникать вопросы о возможном выходе Пленума ВС РФ за рамки закона”, – полагает управляющий партнер юридического бюро “Петербургский Дольщик” Павел Папуниди.

Также юристы надеются, что возможность компенсации расходов третьих лиц приведет к их более сознательному участию в процессах. “Третьи лица ранее формально относились к своим обязанностям и часто увеличивали судебные расходы своей неявкой или непредставлением истребованных судом документов. Зависимость распределения судебных расходов в пользу этих лиц от роли в достижении процессуального результата будет заставлять их содействовать более быстрому и объективному рассмотрению дела”, – считает генеральный директор ООО “Быстрые судебные решения” Александр Фёдоров.

Обратиться за возмещением издержек, по мнению ВС РФ, могут и не участвовавшие в деле лица, о правах и обязанностях которых был принят судебный акт, и лица, чьи права или законные интересы этим актом нарушены, – им будут возмещены потраченные на обжалование этого судебного акта средства (п. 7 Постановления). При этом необходимо обратить внимание на то, что в случае отказа в удовлетворении апелляционной, кассационной или надзорной жалобы с подавшего ее лица могут быть взысканы издержки других участников процесса, связанные с рассмотрением жалобы (абз. 2 п. 30 Постановления).

А вот о взыскании судебных расходов с третьих лиц в Постановлении ничего не сказано. “Странно то, что нет однозначного ответа на вопрос о возможности взыскать судебные расходы с третьего лица в случае проигрыша того лица, на стороне которого оно было привлечено. Пленум ВС РФ обошел этот вопрос стороной, хотя имеются некоторые решения ВАС РФ и ВС РФ о такой возможности”, – констатирует партнер Коллегии адвокатов г. Москвы “Барщевский и Партнеры” Анастасия Расторгуева. Так, например, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 4 февраля 2014 г. № 15112/13 указано, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом как со второй стороны, так и с другого лица, участвующего в деле (в том числе с третьего лица). К слову, разъяснению вопросов о возмещении расходов на услуги представителя ВС РФ уделил особое внимание в Постановлении.

Возмещение расходов на оплату услуг представителя

Согласно положениям процессуальных кодексов такие расходы взыскиваются в разумных пределах (ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, ч. 2 ст. 110 АПК РФ, ст. 112 КАС РФ). Разумными ВС РФ предлагает считать расходы, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут быть учтены объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных услуг, время, необходимое для подготовки процессуальных документов, и т. д. Таким же образом разумность расходов определяется судами и в настоящее время.

ВС РФ отметил, что если размер заявленных к возмещению издержек будет признан судом чрезмерным по ходатайству проигравшей стороны или по собственной инициативе, он вправе его снизить (п. 11 Постановления). При этом разумность издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована его известностью (п. 13 Постановления). Как можно было предугадать, адвокатское сообщество этот вывод восприняло с неодобрением. “Разъяснения ВС РФ сложно оценить положительно хотя бы потому, что в вопросе определения разумности расходов на представителя Суд в очередной раз применил консервативный подход, свойственный судам общей юрисдикции. Это шаг назад в правовом регулировании данного вопроса”, – полагает партнер адвокатского бюро “Бобров, Толстов и партнеры” Алексей Толстов. По его мнению, это приведет к тому, что теперь будет весьма затруднительно взыскать в счет возмещения расходов на представителей значительные суммы (а они значительны, особенно в рамках экономических споров), и прецеденты, в которых суммы возмещений достигали миллионов рублей, скорее всего, останутся в прошлом.

Читайте также:
Ребус сик стантибус: что это значит

Ирина Гребнева, управляющий партнер адвокатского бюро “Гребнева и партнеры”:

Самым болезненным для профессионального сообщества является вопрос немотивированного снижения судами предъявляемых к возмещению судебных расходов по критерию разумности. Поскольку деятельность по оказанию правовой помощи не регламентирована, не подлежит лицензированию, а ценообразование основано на принципе свободы договора, суды очень часто формально подходят к определению размера компенсации. ВС РФ попытался сформулировать общий подход к определению критерия разумности, но я полагаю, что принятое Постановление проблему необоснованного снижения судом размера подлежащих компенсации расходов не решит.

По-прежнему нет однозначных рекомендаций по вопросам, что есть разумный объем работ для решения поставленной процессуальной цели и какие ценовые параметры следует брать за основу.

Возмущает вывод Суда о том, что известность представителя не может быть основанием доказывания разумности расходов на оплату его услуг. Положительный результат судебной тяжбы, на мой взгляд, как раз и свидетельствует о правильности выбора юриста, известного в профессии и в данной категории споров, в качестве лица, которому было поручено защищать интересы выигравшей в результате стороны. А профессиональная репутация и адекватный опыт как раз и позволяют достичь успеха в судебном процессе. И, раз уж сторона получила право на возмещение судебных издержек, оппоненты должны быть готовы компенсировать затраты победителю и не ссылаться на то, что для защиты интересов были выбраны “слишком дорогие юристы”.

Что касается транспортных расходов и расходов на проживание представителей, то они возмещаются также в разумных пределах исходя из цен региона, в которых были понесены (п. 14 Постановления). А вот издержки на ознакомление с материалами дела, отправку документов, мобильную связь и Интернет компенсации не подлежат, поскольку входят в цену оказываемых юридических услуг, если иное не предусмотрено договором, указал ВС РФ.

Кроме того, Суд пояснил, что не всем привлекающим представителей лицам могут быть возмещены соответствующие издержки. Так, расходы на оплату услуг адвокатов не должны компенсироваться понесшим их органам и организациям, которые во исполнение своего предусмотренного законом права обратились в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц (п. 16 Постановления). Имеются в виду как прокуроры, органы власти и местного самоуправления, так и общественные объединения, организации, в частности общества защиты прав потребителей. Предполагается, что они в силу своего статуса и данных им полномочий способны самостоятельно представлять интересы пострадавших лиц в суде.

Другие вопросы

Поскольку право на возмещение судебных издержек не связано неразрывно с личностью участника процесса, оно может быть передано в порядке правопреемства: по наследству, при реорганизации юридического лица, при уступке права требования и др., отметил ВС РФ (п. 9 Постановления). При этом уступка подобного права может иметь место еще при рассмотрении соответствующего дела судом, то есть до присуждения издержек. Однако, как уточнил Суд, в данном случае не происходит процессуальной замены лица, уступившего будущее право на возмещение издержек, его правопреемником. Иными словами, правопреемник по договору об уступке права требования о возмещении издержек не вступает в процесс. Поэтому реальное право на возмещение издержек у правопреемника возникает лишь в момент присуждения издержек в пользу правопредшественника (по правилам п. 2 ст. 388.1 ГК РФ).

Напомнив о том, что при частичном удовлетворении имущественных требований, подлежащих оценке, судебные издержки возмещаются истцу и ответчику пропорционально удовлетворенным и неудовлетворенным требованиям по иску соответственно, ВС РФ обозначил виды исков, при рассмотрении которых это правило не применяется (п. 21 Постановления): иски неимущественного характера (в том числе о возмещении морального вреда), иски имущественного характера, не подлежащего оценке (например, о пресечении противоправных действий) и т. д. Кроме того, Суд указал на возможность зачета взыскиваемых в пользу каждой из сторон издержек (п. 23 Постановления). Такой зачет может быть произведен как по ходатайству лиц, возмещающих издержки, так и по инициативе суда.

Издержки, которые понесены уже после принятия итогового судебного акта по делу, но связаны с его рассмотрением (например, когда оплата услуг представителя производится после разрешения дела по существу), тоже могут быть возмещены, подчеркнул Суд (п. 29 Постановления). Также он уточнил, что издержки, понесенные взыскателем на стадии исполнения судебного решения, возмещаются должником. Имеются в виду расходы, связанные с участием в судебных заседаниях, в ходе которых рассматриваются заявления должника об отсрочке или рассрочке долга, а также об изменении способа и порядка исполнения решения суда (п. 31 Постановления).

Отметил ВС РФ и право на возмещение так называемых издержек на издержки – расходов, понесенных участвующим в деле лицом при рассмотрении судом его заявления о взыскании судебных издержек (абз. 3 п. 28 Постановления). Это касается ситуаций, когда подобное заявление было подано после вынесения итогового судебного акта – по нему суд выносит специальное определение. ВС РФ указал, что вопрос о возмещении издержек на издержки может быть разрешен судом только одновременно с вынесением указанного определения. Поэтому поданные уже после вынесения судебного определения о судебных издержках заявления о возмещении издержек на издержки судами не принимаются.

С одной стороны, своеобразное расширение круга субъектов, которым возмещаются судебные издержки, за счет включения в него третьих лиц и увеличение видов издержек, признаваемых судебными, теоретически могут привести к росту суммарного объема возмещаемых расходов. С другой – адвокатское сообщество опасается существенного снижения возмещаемых издержек на оплату услуг представителей, поскольку данные ВС РФ разъяснения снижают возможность полной компенсации значительных затрат на услуги юристов. Поэтому говорить о том, какую роль в изменении объемов возмещаемых издержек сыграют данные в Постановлении разъяснения, можно будет только после формирования соответствующей судебной практики.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: