Свобода массовой информации: что это значит

Понятие свободы массовой информации.

Велико разнообразие определений свободы печати, накопивших­ся за последние три с лишним века, однако элемент самостоятельности, независимости прессы просматрива­ется едва ли не в любой концепции, с каких бы позиций она ни излагалась. Согласно либеральной доктрине, опи­рающейся на философию естественного права, пресса, прежде всего, не должна находиться в зависимости от государства. Так, Дж. Мильтон писал: «Дайте мне свободу знать, свободу выражать свои мысли, а самое главное — свободу судить по своей совести. . И пусть все ветры разносят беспрепятственно всякие учения по земле: раз истина выступила на борьбу, было бы несправедливо путем цензуры и запрещений ставить преграды ее силе» 3 . Помимо общественного мнения, нет другого судьи, кото­рый мог бы «провести демаркационную линию, отделяю­щую ошибку от истины» 4 . В учении Дж. Ст. Милля не только государство, но и общественное мнение не должно иметь власти над прессой: «мало одной защиты против тирании властей: нужна защита против тирании господствующих мнений» 5 .

Большую роль в либеральной теории — особенно в ее американском варианте — играл тезис о частнопредприни­мательском характере свободы прессы. Вильяму Питеру Гамильтону из «WallStreetJournal» приписывается следу­ющее изложение доктрины: «Газета является частным пред­приятием, которое абсолютно ничего не должно публике, а публика не предоставляет газете никаких особых прав.

Газету, следовательно, не волнуют никакие общественные интересы. Она безусловно является собственностью вла­дельца, который продает произведенный товар на свой соб­ственный страх и риск» 6 .

На смену либеральной теории свободы печати пришла доктрина социальной ответственности. В качестве примера процитируем программное заявление, с которым выступи­ли акционеры частной городской газеты «PareRegionEcho» в Александрии, штат Миннесота, США: «Прежде всего мы должны признать, что подлинно замечательная газета дол­жна быть чем-то более значимым, нежели персональная или общая совесть тех, кто ее редактирует, в том смысле, что, когда она говорит, ее слова принадлежат кому-то го­раздо более мудрому, рассудительному, справедливому, со­страдающему, отзывчивому и честному, чем те искалечен­ные слабостями и недостатками люди, задачей которых является писать те слова. Подлинно замечательная газета должна оставаться свободной от силков любых особых груп­повых интересов» 7 .

Советская доктрина рассматривала вопрос о свободе прессы исключительно с «классовых позиций». Так, пред перестроечная Конституция СССР 1977 г. демагоги­чески гарантировала свободу печати — наряду со свободой слова, собраний, митингов, уличных шествий и демонстра­ций — исключительно «в соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя» (ст. 50). Поскольку предназначение этой деклара­ции ограничивалось нуждами пропагандистского ритуа­ла, постольку ее юридическое содержание не определя­лось. Никак не конкретизировались и конституционные гарантии свободы печати, в качестве которых назывались «широкое распространение информации» и «возможность использования печати, телевидения и радио». Разумеется, изложенные таким образом гарантии никакого правового содержания не имели. Впрочем, в уголовном законодатель­стве всегда существовали нормы, которые при желании можно было применить как «защитные меры» против использования продекларированной «свободы» в каких-то иных интересах и целях, чем было разрешено Основным Законом.

Представляется, что ответственность прессы, во-пер­вых, является функцией ее, прессы, независимости. В свою очередь, «функция независимости состоит в поощрении и поддержке формирования «общественности», являющейся наиболее существенным аспектом общественной сферы» 8 . Если средство массовой информации не независимо, подчи­нено государству или частному интересу, то ни о какой ответственности этого СМИ не может быть и речи, посколь­ку ему не обеспечена свобода воли — необходимое условие всякой ответственности.

Зависимые, подчиненные СМИ не образуют простран­ства для становления и выявления общественного мнения, являясь лишь инструментом его фальсификации, а значит подрыва конституционного режима, который предполага­ет, «что следует править в согласии с общественным мнени­ем, что нельзя править против сложившегося мнения» 9 . Причем чем выше степень зависимости средства массовой информации, тем серьезнее потребность общества в про­зрачности механизмов этой зависимости и тем значитель­нее должна быть ответственность тех, кто извне манипули­рует редакционной политикой.

Во-вторых, категория ответственности прессы представ­ляется достаточно сложной системой отношений между СМИ и обществом, аудиторией и профессиональным сооб­ществом. Здесь следует различать ответственность средства массовой информации:

а) перед обществом — она реализуется в рамках существующих законов, призванных защищать интересы лич­ности, гражданского общества и государства в информационной сфере;

б) перед своей аудиторией — здесь происходит трансформация граждан от «общественности» к «аудитории», которая является не пассивным потребителем продукции СМИ, а вовлеченным участником формирования редакционной политики через рыночные механизмы спроса и пред­ложения информации, мнений и рекламы;

в) перед профессиональным сообществом — в отноше­нии соблюдения общих правил поведения и профессио­нальной этики.

Первая попытка законодательного определения право­вого содержания свободы массовой информации была пред­принята в Законе СССР о печати, ст. 1 которого гласила:

«Печать и другие средства массовой информации сво­бодны.

Свобода слова и свобода печати, гарантированные граж­данам Конституцией СССР, означают право высказывания мнений и убеждений, поиска, выбора, получения и распро­странения информации и идей в любых формах, включая печать и другие средства массовой информации.

Цензура массовой информации не допускается».

Сформулированное таким образом понятие свободы печати оставалось довольно туманным. Этот недостаток удалось отчасти преодолеть в российском Законе «О сред­ствах массовой информации». Такой результат был достигнут, во-первых, благодаря развернутой дефини­ции понятия цензуры (ч. 1 ст. 3) и, во-вторых, за счет использования «рефлексивного» определения свободы мас­совой информации, при котором объем правомочий субъек­тов определялся по принципу «все что не запрещено, то разрешено».

Читайте также:
Прямая иностранная инвестиция: что это значит

Хотя ст. 1 Закона о СМИ озаглавлена «Свобода массовой информации», однако в самом тексте ее о свободе массовой информации даже не упоминается. Благодаря названию статьи вводится презумпция свободы массовой информа­ции в Российской Федерации, то есть она предполагается как данность. Разумеется, презумпция (от латинского praesumptio — предположение) является здесь не только приемом юридической техники, но и — учитывая ее значе­ние для права массовой информации в целом — правовым принципом. В этом смысле можно говорить о свободе массо­вой информации в законодательстве о СМИ как о презумп­ции-принципе 10 .

В то же время содержание свободы массовой информа­ции определяется в данной статье достаточно детально. Оно сводится к отсутствию ограничений в отношении:

а) поиска, получения, производства и распространения массовой информации;

б) учреждения средств массовой информации, владения, пользования и распоряжения ими;

в) изготовления, приобретения, хранения и эксплуата­ции технических устройств и оборудования, сырья и мате­риалов, предназначенных для производства и распростра­нения продукции СМИ.

Исключения из этого общего правила могут быть сдела­ны, во-первых, только в законодательстве, т.е. не в любых нормативных, а лишь в Федеральных законах (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации), а во-вторых, только в законодательстве именно о СМИ, которое, в свою очередь, должно соответствовать Закону о СМИ. Такое толкование с необходимостью вытекает из сопоставления ст.ст. 1 и 5 закона.

Кроме того, такие исключения, как будет показано ниже, должны соответствовать положениям ст. 19 Международ­ного пакта о гражданских и политических правах и ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основ­ных свобод.

Изложенные выше соображения позволяют заключить, что свобода массовой информации является основополага­ющим принципом правового регулирования организации и деятельности СМИ, предполагающим отсутствие огра­ничений в отношении: а) поиска, получения, производства и распространения массовой информации; б) учреждения средств массовой информации, владения, пользования и распоряжения ими; в) изготовления, приобретения, хране­ния и эксплуатации технических устройств и оборудова­ния, сырья и материалов, предназначенных для производ­ства и распространения продукции СМИ, за исключением ограничений, необходимых в демократическом обществе и установленных Федеральным законом.

Понятие свободы массовой информации теснейшим об­разом связано с категорией плюрализма СМИ, который является выражением идеологического и политического разнообразия, гарантированного Конституцией Российской Федерации. Информационный плюрализм предполагает, с одной стороны, множественность независимых и авто­номных средств массовой информации, имеющих доступ к достаточному числу разнообразных источников инфор­мации, средств производства и распространения продук­ции СМИ, а с другой, — отражение ими разнообразия политических, социальных, религиозных и культурных взглядов при соблюдении редакционной независимости и уважении тех правил саморегулирования, которые могут быть самостоятельно выработаны работниками СМИ.

Свобода мысли и слова. Свобода массовой информации

Свобода слова — право человека свободно выражать свои мысли. В настоящее время включает свободу выражения, как в устной, так и в письменной форме (свобода печати и средств массовой информации); в меньшей степени относится к политической и социальной рекламе (агитации).

Свобода мысли и слова закреплена в статье 29 Конституции РФ и является важнейшим признаком демократического и правового государства.

Ст. 29 Конституции РФ (выдержки из конституции и комментарии к ним).

Ст. 29, п. 1. «Каждому гарантируется свобода мысли и слова».

Свобода мысли и слова предполагает право индивида беспрепятственно формировать свои убеждения и мнения, придерживаться их, право на свободный отказ от них, а также право на свободное выражение своих мнений и убеждений, право на общение в устной и письменной форме, включая право воздержаться от общения, право на свободный выбор языка общения.

Не может быть ограничен доступ к:

нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим полномочия государственных органов и органов местного самоуправления;

информации о состоянии окружающей среды;

информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств; информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Ст. 29, п. 4. «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом». Это означает, что производство массовой информации, как и любых других видов информации, открыто. Ограничения в распространении информации ограниченного доступа могут вводиться только федеральным законом.

Ст. 29, п. 5. «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

Конституция РФ вводит следующие ограничения при распространении массовой информации:

Ст. 29, п. 2. «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». Норма устанавливает конкретные виды информации, распространение которой нарушает интересы личности, общества и государства. Распространение такой информации не допускается.

Конституция РФ гарантирует также защиту каждого от принуждения в выражении собственных мнений и убеждений.

Ст. 29, п. 3. «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».

Эта норма, в частности, устанавливает недопустимость насильственного получения журналистами сведений от их источников и запрещает распространять такую информацию.

Читайте также:
Нормативный правовой акт: что это значит

Право на свободу слова и мысли упомянуто в ряде международных и российских документов, среди которых: «Всеобщая декларация прав человека» (ст. 19), «Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (ст.10).

Свобода массовой информации также гарантируется ст. 1 ФЗ «О СМИ»

«В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации».

В России запрещается злоупотребление свободой массовой информации – это прописано в ст. 4 ФЗ

не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Свобода СМИ реальная или мнимая?

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую,
национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального,
расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять
информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную
тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

( Конституция Российской Федерации Статья 29 )

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное
выражение их; это право включает свободу беспрепятственно
придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и
распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от
государственных границ.

( Всеобщая декларация прав человека Статья 19 )

Свобода от всех этических и моральных норм, правил, законов, идеологии, политики, культуры социума – хаос. Любое государство упорядочивает жизнедеятельность социума правовыми, политическими, экономическими, социальными, идеологическими, информационными и иными инструментами, имеющимися в распоряжении государства.

Важнейшим инструментом любой государственной власти являются средства массовой информации. Информационное поле формирует ценности, приоритеты социума, продвигает те или иные идеи, как основу государственного строя, консолидирует общество для достижения нужных экономических, политических и культурных целей.

Основными регулянтами государства выступают правовое, идеологическое и информационное поле. Правовым полем охвачены все возможные сферы и этапы жизнедеятельности человека, при этом, как известно, незнание закона или законов не освобождает от ответственности. Каждое действие, взаимодействие или качественное состояние, регулируемое законодательством, несёт права и обязанности гражданина страны перед государством.

В рамках данного эссе мне хотелось бы сосредоточиться на провозглашаемой государством свободе СМИ и свободе слова в частности.

Есть разница между свободой и вседозволенностью, как есть разница между отсутствием наказания и безнаказанностью. Отсутствие наказания предполагает (в идеале) доказанную невиновность, а безнаказанность проявляет себя даже тогда, когда вина, в рамках закона, доказана и совершенно очевидна. Вседозволенность уже соотносится с категорией действия и представляет любое безнаказанное действие или бездействие человека. Свобода СМИ и свобода слова, в частности, должны давать возможность свободно, не опасаясь преследований и репрессий за это, выражать своё мнение и излагать свои мысли в письменной или устной форме.

Правовое поле любого государства устанавливает ограничения на свободу слова и регулируют свободу СМИ на своей территории и это – неоспоримый факт.
Конституция Российской Федерации запрещает пропаганду, инициирующую и поддерживающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также копирование, распространение и передачу сведений, составляющих государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливает Закон РФ “О государственной тайне”.

Какой может быть информация? Информация может быть достоверной или недостоверной. Кроме того, даже достоверная информация может быть ограничена перед её массовым распространением. Распространение недостоверной информации и ограничение свободы слова дискредитирует саму концепцию свободы СМИ и основополагающие принципы свободы, изложенные в Статье 19 Всеобщей декларации прав человека и Статье 29 Конституции Российской Федерации.

Правда в 20, 50, 99% – не может быть правдой. Документальные факты истории страны, мира, о первой или второй мировой войне, например, в том числе о зверствах, злодеяниях, применении оружия массового поражения, пытках, опытах над военнопленными, планы и афоризмы лидеров фашистской Германии, колонизации территорий другими странами с целью разграбления природных ресурсов и многое другое – достойно внимания, нужно нам и подрастающему поколению, в каком виде и объёме? Нужно, ибо это – история, основанная на достоверной информации, документально подтверждённые факты определённого исторического отрезка. Можно ли считать разжиганием межнациональной розни исторические факты зверств нацистов Германии? Нет, ибо история творится каждое прожитое мгновение на макро и микроуровне; история вне политики, она вбирает в себя каждую минуту, миг жизни на Земле, молниеносно становясь именно тем, чем и является: интегралом фактов Бытия человека и человечества.
Но СМИ боятся, что их обвинят в пропаганде расовой дискриминации, идей фашизма, и, на фоне искусственно созданного вакуума, активизируются средства пропаганды, преподающие те же факты в искажённом свете. Место грамотно выстроенной идеологической среды, воспитания патриотизма и любви к Родине в нашей стране ещё не занято, оно только начинает заполняться. Говорить только строго выхолощенными фразами из допустимого цензурой шаблона и бояться исторических фактов – в этом ли главная задача СМИ?
Неоспорима роль президента каждой страны в этом вопросе, ценностей нации, приоритетов развития, но нельзя президенту приписывать роль единственного государственного регулянта и исполнителя намеченных им же приоритетов.

Читайте также:
Бездокументарные ценные бумаги: что это значит

СМИ практически любого государства боятся свободы слова, провозглашая публично эту свободу и ратуя за неё. Несомненно, СМИ не должны создавать социальную напряжённость, расовую нетерпимость, дестабилизировать обстановку в государстве, но кто, кроме СМИ способен освещать события в стране и за её пределами; консолидировать общество для достижения нужных экономических, политических и культурных целей; стать инструментом созидания, а не разрушения, сеющего страх, подозрительность, создающий и/или углубляющий в обществе политический, идеологический, и социальный раскол?

СМИ любого государства несвободны. Свобода СМИ декларативна и ограничена. Есть ограничения разумные и необходимые, тогда СМИ находятся на службе государства и народа, а есть циничное использование СМИ, как инструмента внешней, внутренней политики, формирования сознания социума и его ценностей.

Социум любой страны видит мир и события в мире сквозь призму СМИ. Но для того, чтобы информация стала достоверной, необходимо, чтобы эта призма была кристально чиста и независима от политической воли, финансового и правового давления. Казалось бы вот он – незатейливый рецепт свободы СМИ, но мы забываем о том, что в этих СМИ работают люди и эти люди, их души, сердца и сознание должны быть такими же кристально чистыми, ум спокойным, а мотивы – высокими и светлыми.

Человечество ещё не вышло на тот рубеж, когда свобода мнимая канет в воды Леты, когда идеологическое, религиозное и политическое противостояние исчезнут безвозвратно.
Но человек свободолюбив по своей природе. Мысль не вписывается в рамки закона, придуманного человеком.
И это стремление к свободе мысли и её изложения у людей всех рас, разного вероисповедания, и цвета кожи, никогда и никем не отнять.

© Copyright: Евгений Воробьёв, 2017
Свидетельство о публикации №117121304209

Свобода массовой информации: что это значит

Статья 1. Свобода массовой информации

Комментарий к статье 1

1. Средства массовой информации, как справедливо отметил в свое время К.С. Гаджиев, – один из важнейших институтов современного общества, оказывающий влияние почти на все сферы его деятельности, включая политику, здравоохранение, образование, религию и т.д. Массовая культура в различных ее вариантах формируется, распространяется и сохраняется с помощью СМИ. Огромна их роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и мире, также осуществляются через СМИ. Эти обстоятельства приобретают особую актуальность и значение на фоне все большего проникновения СМИ в политическую сферу. В настоящее время СМИ превращаются в один из важнейших инструментов реализации политического процесса .
——————————–
См.: Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.: Логос, 1999. Глава 11 “Средства массовой информации и политика”. URL: http://window.edu.ru/resource/204/42204/files/gl11.pdf.

Средства массовой информации распространяют информацию, нормы, ценности, усвоение которых необходимо для сознательного и действительного участия граждан в жизни государства и общества. СМИ создают два потока информации – “сверху” и “снизу”. Информация “сверху” несет данные о государственных и административных решениях (прямая связь), а информация “снизу” (обратная связь) – о том, как эти решения воспринимаются, каковы нужды управляемых. СМИ, по мнению Е.Б. Лукиевой, закономерно включены в систему государственного управления и наряду с властью законодательной, исполнительной и судебной обретают, по существу, статус “четвертой власти” .
——————————–
См.: Лукиева Е.Б. Теория и практика связей с общественностью. Часть 2: Учебное пособие / Е.Б. Лукиева. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. С. 19. URL: http://window.edu.ru/resource/250/75250/files/up2.pdf.

В Декларации о средствах массовой информации и правах человека (принята Резолюцией Парламентской ассамблеи Совета Европы на двадцать первой очередной сессии от 23 января 1970 г. N 428 (1970)) отмечено , что печать и другие средства массовой информации, хотя, как правило, они не являются государственными органами, выполняют весьма важную функцию в интересах широкой общественности. Для того чтобы создать им возможность выполнять эту функцию в интересах общественности, следует соблюдать следующие принципы:
——————————–
См. раздел A “Статус и независимость печати и других средств массовой информации”.

1) право на свободу выражения своего мнения должно распространяться на средства массовой информации. Это право включает свободу искать, получать, передавать, публиковать и распространять информацию и идеи. Официальные власти соответственно обязаны в разумных пределах предоставлять информацию по вопросам, представляющим интерес для общественности, а средства массовой информации обязаны сообщать полную и исчерпывающую информацию о государственных делах;
2) независимость печати и других средств массовой информации от государственного контроля должна быть записана в законе. Любое ущемление этой независимости допускается только на основании решения суда, а не органов исполнительной власти;
3) не должно быть ни прямой, ни косвенной цензуры печати или содержания радио- и телевизионных программ, новостей или информации, передаваемых другими средствами, например хроникальных материалов, демонстрируемых в кинотеатрах. Ограничения могут налагаться в пределах, разрешенных ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.). Не должно быть никакого государственного контроля над содержанием радио- и телевизионных программ, за исключением контроля на основании положений п. 2 ст. 10 указанной Конвенции, где обозначено, что осуществление прав на свободу мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ, налагающих в том числе и соответствующие обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия;
4) внутренняя организация средств массовой информации должна гарантировать свободу ответственных редакторов выражать свое мнение. Их редакторская независимость должна быть защищена;
5) независимость средств массовой информации должна быть защищена от угрозы со стороны монополий. Последствия монополизации органов печати и возможные меры экономической помощи требуют дополнительного рассмотрения;
6) ни частные предприятия, ни финансовые группы не должны иметь права на монополию в области печати, радио или телевидения и не следует разрешать образование монополии, подконтрольной правительству. Отдельные лица, социальные группы, региональные или местные органы власти должны иметь право заниматься этой деятельностью, если они соблюдают установленные правила лицензирования;
7) необходимо принять специальные меры для обеспечения свободы иностранных журналистов, включая персонал международных печатных агентств, с тем, чтобы дать общественности возможность получать точную информацию из-за рубежа. Эти меры должны распространяться на статус, обязанности и привилегии иностранных журналистов и должны включать в себя защиту от произвольной депортации. Они предполагают соответствующую обязанность иностранных журналистов точно освещать события.
Право человека и гражданина на информацию возникло в связи с объективной потребностью человека искать, получать, производить и распространять необходимые для него сведения. Ведь информация является обязательным элементом общения людей, а ее качество обеспечивает достижение благоприятных условий для развития отдельной личности и всего общества в целом.
В соответствии со ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.
Свобода выражения мнений и убеждений, свобода массовой информации составляют основы развития современного общества и демократического государства.
Право человека и гражданина на информацию – это одно из субъективных прав, закрепленных в Декларации прав и свобод человека и гражданина (принята Постановлением ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. N 1920-1) и в Конституции РФ.
Согласно ст. 13 Декларации прав и свобод человека и гражданина каждый имеет право искать, получать и свободно распространять информацию. В силу ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Для целей практического применения комментируемого Закона следует учесть, что Указом Президента РФ от 15 мая 2018 г. N 215 “О структуре федеральных органов исполнительной власти” (см. п. 5) Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязи России) переименовано в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Необходимые коррективы в скором времени будут внесены в соответствующие нормативные правовые акты. Заметим, что речь идет лишь о переименовании, соответственно, компетенция данного министерства осталась прежней.
На официальном сайте указанного министерства оперативно скорректирована соответствующая информация о нем . Так, обозначено, что Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти, который занимается выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием в следующих сферах:
——————————–
См.: URL: http://minsvyaz.ru/ru/ministry/common/.

Читайте также:
Очередность удовлетворения требований: что это значит

– сфере информационных технологий (включая использование информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним);
– сфере электросвязи (включая использование и конверсию радиочастотного спектра) и почтовой связи;
– сфере массовых коммуникаций и СМИ, в том числе электронных (включая развитие сети Интернет, систем телевизионного (в том числе цифрового) вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях);
– сфере печати, издательской и полиграфической деятельности;
– сфере обработки персональных данных.
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, Федерального агентства связи, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Существенное значение для целей функционирования средств массовой информации придается деятельности Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзору) , поскольку именно данный орган является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, а также функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, функции по организации деятельности радиочастотной службы.
——————————–
См. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 г. N 228.

2. В Российской Федерации в соответствии с комментируемой статьей не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством РФ о средствах массовой информации, поиск, получение, производство и распространение массовой информации.
Аналогичным образом в п. 1 ст. 3 ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” отмечено, что правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается в том числе на принципе свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом.
Под свободой поиска информации понимается отсутствие контроля или регулирования выбора тем, свобода поиска источников информации. По сути, свобода поиска информации – возможность обращения к кому-либо с просьбой о предоставлении определенной информации законным способом.
К получению информации относится любое ее приобретение. Оно может быть как на возмездной, так и на безвозмездной основе. Свобода получения информации – возможность стать ее обладателем на законных основаниях.
Производством информации является анализ и обработка полученной информации, формирование на этой основе информационного пакета, программы. Свобода производства информации связана со свободой творчества и означает возможность создания, например, в результате творческих усилий нового информационного ресурса, нового информационного продукта.
Свобода передачи и распространения информации – возможность доведения информации до неограниченного круга лиц.
Право на получение информации детализировано в ст. 38 Закона.
Доступ к информации представляет собой возможность получения информации и ее использования. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения установленных федеральными законами требований. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.
В силу ст. 2 ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” предоставление информации – действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц; распространение информации – действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц. Исходя из этого распространение массовой информации – это любое предоставление, передача на возмездной или безвозмездной основе информации для ознакомления с ней неограниченного круга лиц (продажа, подписка, доставка, раздача и др.).
Согласно ст. 10 ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” по общему правилу в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией. Случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Подробнее об аспектах распространения массовой информации см. комментарий к соответствующим статьям гл. III Закона.
3. Согласно комментируемой статье не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством РФ о средствах массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими.
В данном случае под учреждением понимается создание средства массовой информации.
Комментируемый Закон (ч. 1 ст. 7) предусматривает, что учредителем (соучредителем) СМИ может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации и сетевого издания в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” может быть орган местного самоуправления. Перечень субъектов, которые не могут выступать учредителями СМИ, обозначен в ч. 2 ст. 7 Закона.
Суды защищают право на свободное создание средств массовой информации (см. подробнее об этом Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1993 г. N 10-П, Постановление Уставного суда Свердловской области от 13 мая 2003 г. “По делу о соответствии Уставу Свердловской области решения Екатеринбургской городской Думы от 22 сентября 1998 года N 45/3 “О публикации решений и постановлений Екатеринбургской городской Думы в официальном издании и СМИ города Екатеринбурга” и др.).
4. В комментируемой статье также обозначено, что в Российской Федерации не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством РФ о средствах массовой информации, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.
Для целей применения норм комментируемой статьи, как, впрочем, и всего Закона, следует учесть ограничения, предусмотренные п. 2 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) и ст. 4 Закона для целей недопустимости злоупотребления свободой массовой информации (см. комментарий к указанной статье).

Читайте также:
Регистрация индивидуального предпринимателя: что это значит

Римское частное право

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие римского частного права

Римское По данной теме мы уже выполнили реферат Римское право подробнее частное право – система принятых в Древнем Риме норм, регулирующих имущественные и семейные правоотношения.

Частное право в Древнем Риме разделялось на две ветви:

  • нормы, регулирующие имущественные правоотношения;
  • нормы, регулирующие правоотношения, возникающие во поводу личных прав, являвшихся абсолютными и неотчуждаемыми.

Правоотношения, регулируемые римским частным правом:

  • имущественные,
  • семейные,
  • собственности,
  • обязательственные,
  • деликтные,
  • связанные с наследованием.

Понятие частного римского права следует отличать от гражданского права. Субъектами частного права являлись только граждане Древнего Рима, но отдельные нормы регулировали положение вольноотпущенников. Также нормами частного регулировалось положение рабов, которые относились к имуществу граждан.

Частное право практически не содержало императивных норм, так как государство минимально принимало участие в частноправовых отношениях. Собственникам, главам семейств государство предоставляло полную свободу выбора в том, заключать, или не заключать договор, защищать или не защищать свои права и тому подобное. Государство вмешивалось в частноправовые отношения только в том случае, когда субъекты частноправовых отношений просили у него защиты своих прав, то есть в случае предъявления иска.

Диспозитивные нормы частного права были трех типов:

  • условно-обязательные;
  • разрешающие;
  • управомочивающие.

Готовые работы на аналогичную тему

Отличительные признаки римского частного права:

  • точность формулировок;
  • опора на конкретные, жизненные ситуации;
  • чёткость построения норм.

Система римского частного права

В системе римского частного права выделялось три направления, последовательно сменявшие друг друга:

  • квиритское (цивильное) право;
  • преторское право;
  • «право народов».

Нормы квиритского права регулировали общественные отношения в древнейший период истории Рима. Субъектами квиритского права могли быть только полноправные граждане. Характерные черты квиритского права:

  • связь с религией;
  • слабое развитие правовых понятий;
  • широкое использование ритуалов в регулировании сделок;
  • казуистичность.

Переход к следующему этапу развития частного права был обусловлен развитием экономики, товарно-денежных отношений. Должностные лица – преторы – наделялись полномочиями, позволявшими привести нормы квиритского права в соответствии с новыми общественными потребностями.

Характерные черты преторского права:

  • формализм;
  • дела рассматривались в ходе специального процесса, разделявшегося на определенные стадии.
Читайте также:
Договор бытового подряда: что это значит

На первом этапе преторы не изменяли норм квиритского права. Их задачей являлась адаптация этих норм к новым общественным условиям. Последующий этап развития преторского права приводит к появлению специальных преторских эдиктов, целью которых было восполнение пробелов правовом регулировании. С течение времени преторы получают право при помощи эдиктов отменять нормы квиритского права и создавать новые.

Классический период римского права связан с расширением Древнеримской империи, включением в её состав новых территорий и появлением новых социальных слоев. Правовые отношения возникали не только между гражданами Рима, но между свободными лицами, проживающими на новых территориях, вошедших в состав Империи По данной теме мы уже выполнили реферат Организация центрального управления империи подробнее .

Преторы делятся на две группы:

  • цивильные – рассматривают споры, возникающие между коренными гражданами Рима;
  • перегринские – рассматривают споры между негражданами.

Эдикты преторов-перегринов закладывают основы новой системы римского частного права: права народов.

Характерные черты права народов:

  • гибкость;
  • подвижность,
  • простота.

Преторское право и право народов на позднем этапе развития частного права в Древнем Риме образовали классическое римское право, для которого были характерны следующие черты:

  • светскость,
  • приоритеты индивидуализма,
  • развитая структура,
  • четкость основных категорий и основных иснтитутов.

1. Понятие и система римского частного права

1. Понятие и система римского частного права

Римское частное право — совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе.

Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).

Римское частное право регулировало имущественные и некоторые неимущественные отношения; семейные отношения (порядок заключения брака, положение главы семьи, личные неимущественные и имущественные отношения в семье); отношения собственности, права на чужие вещи; обязательственные правоотношения; наследование.

Для римского общества понятие частного права не совпадало с понятием гражданского права, поскольку не все жители Рима были гражданами. Государство минимально вмешивалось в частное право. Основное место занимали условно-обязательные, управомочивающие, разрешающие нормы, т. е. нормы диспозитивные.

В Риме существовал рабовладельческий строй. Права были лишь у свободных людей. За рабовладельцами закреплялась неограниченная возможность эксплуатации рабов.

Изначально в Древнем Риме не все свободные люди были наделены правами. Субъектами частного римского права были только римские граждане, люди же, не входившие в римскую общину, считались бесправными. Точность формулировок, ясность построения, жизненность, конкретность, практичность права, юридические выводы соответствовали интересам господствующего класса — это отличительные признаки римского частного права.

Система римского права — порядок изложения правовых норм, их расположения в законодательных актах и трудах римских юристов.

Читайте также:
Покушение на преступление: что это значит

В составе римского права различают отдельные системы — цивильное право, преторское право, право народов, справедливое право и естественное право.

Древнейшее римское право называлось квиритским. Данная система права в дальнейшем получила название цивильного права и определила национальный характер права римских граждан, права города-государства.

Право преторское — система права, которая сложилась наряду с цивильным правом; его появление связано с расширением земельной собственности, экономики, ростом рабовладения.

Постепенно система цивильного права и права народов слились воедино. Это было вызвано интересом господствующего класса к развитию торговли.

В эпоху принципата появилось jus aequum (справедливое право). Юристы говорили о равенстве всех в области права и перед законом. Считалось, что принцип справедливости и обман с извлечением из него выгоды несовместимы.

В результате претор во многих формулах предписывал судье вынести решение, принимая во внимание соображения доброй совести. Этот принцип проник во многие положения эдикта и преторского права. Появилась новая теория — требование морали.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

5. Система римского права

5. Система римского права Римское право постоянно развивалось исторически несколькими параллельными потоками, совершенствовалось и сложилось как система в эпоху Юстиниана.Древнейшее право fas носило религиозный характер — jus sacrum. Познание и толкование его

8. Понятие и виды источников римского права

8. Понятие и виды источников римского права Источники римского права — формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества.Виды источников римского права:— обычное

Обременения вещных прав в гражданском обороте[108] М. СУЛЕЙМЕНОВ, директор Научно-исследовательского института частного права КазГЮА, член-корреспондент HAH PK, доктор юридических наук, профессор Ю. БАСИН, главный научный сотрудник НИИ частного права, заслуженный деятель науки РК, доктор юридических

Обременения вещных прав в гражданском обороте[108] М. СУЛЕЙМЕНОВ, директор Научно-исследовательского института частного права КазГЮА, член-корреспондент HAH PK, доктор юридических наук, профессор Ю. БАСИН, главный научный сотрудник НИИ частного права, заслуженный деятель

1.1. Предмет и система международного частного права

1.1. Предмет и система международного частного права Вопрос о предмете и системе МЧП является одним из наиболее сложных и запутанных в современной правовой доктрине. Количество и содержание точек зрения, выдвинутых по этому поводу различными отечественными и зарубежными

1. Понятие Римского права. Отличие частного права от публичного. Основные системы Римского права

1. Понятие Римского права. Отличие частного права от публичного. Основные системы Римского права Термином «римское право» обозначается право античного рабовладельческого Рима, а также его наследницы – Византийской империи (вплоть до Юстиниана).В римской традиции

2. Историческое значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции

2. Историческое значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции После падения Западной Римской империи римское право перестали применять даже в Риме, однако оно продолжало использоваться в Восточной Римской империи (Византии). Варварские

9. Субъекты частного права. Понятие физического лица и правоспособности

9. Субъекты частного права. Понятие физического лица и правоспособности Субъекты римского частного права – лица, которые обладают правоспособностью, т.е. способностью иметь права и нести обязанности. Выделяют физические и юридические лица.Полностью правоспособным

4. Понятие и виды источников римского права

4. Понятие и виды источников римского права Источниками римского права признаются общеобязательные формы выражения правовых норм, принятых специальным органом (например, сенатом) или должностным лицом (например, претором) в Древнем Риме.Римское право различало

1.1. Понятие и предмет римского права

1.1. Понятие и предмет римского права Периодизация римского права. В истории человечества римскому праву отводится совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир.Зарождение римского права относится к тому периоду, когда Рим

Тема III Понятие, сущность и система права

Тема III Понятие, сущность и система права План изучения § 1. Понятие права. Государство и право. Объективное и субъективное право § 2. Нормы права и их структура. Действие норм права в пространстве и времени. Источники права (формы): Законодательные нормативные акты и

1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА Международное частное право (МЧП) – это совокупность материальных и коллизионных норм, регулирующих гражданско-правовые отношения в широком смысле слова с иностранным элементом, а также порядок разрешения споров по

2. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

2. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА Система МЧП схожа с системой гражданского права. Она состоит из Общей и Особенной частей.Общая часть включает в себя:• определения основных понятий этой правовой дисциплины (понятие, предмет, история развития МЧП);• состав и

Римское частное право

Понятие и предмет римского права, периодизация этапов его развития. Частное и публичное право как составляющие римского права. Система норм цивильного права и ее применение. Роль римского права в современной юриспруденции, истории права, правовых учений.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 07.12.2011
Размер файла 21,1 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Читайте также:
Аффективные расстройства: что это значит

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Предмет римского частного права

Римское право связано со всеми основными правовыми системами современности в их историческом развитии и закладывает основы сравнительного подхода к правовым институтам.

Римское право пережило своего создателя – античное рабовладельческое общество. Оно непосредственно или опосредованно легло в основу гражданского, а частью – уголовного и государственного прав многих феодальных, а затем буржуазных государств (например, послужило одним из источников образцового свода законов – Гражданского кодекса Наполеона 1804 года).

Римское право становится предметом изучения: оно начинает применяться в судах, переходит в местные и национальные законодательства. Совершается то, что носит название рецепции. Слово receptio (лат.) означает “восприятие, усвоение, заимствование”, имеется в виду заимствование положений римского права другими государствами более позднего периода, в основном – западноевропейскими, когда не только романо-германская, англо-саксонская, позже – российская, но что парадоксально – и современная китайская правовые системы впитали в себя основные положения римско-правового юридического искусства, того юридического тезауруса, значение которого не может умалить даже время.

Все правовое развитие Западной Европы вплоть до настоящего времени идет под знаком римского права, его материальное действие не исчезло и теперь: все самое ценное из него перелито в параграфы и статьи современных кодексов многих государств мира и действует под именем этих последних.

Россия же получила римское правовое наследие, если можно так выразиться, из вторых рук – из Византии. Изучая римское право, различая особенности Востока и Запада, мы не можем не задумываться об истоках, состоянии и судьбах российского права. Проходившая в нашей стране в течение длительного времени и по разным каналам рецепция римского права, была прорывом западной цивилизации на просторы российской государственности. Хотя в России и не было рецепции римского права в западном варианте, но все, же имел место тонкий, неуловимый процесс культурного заимствования. Римское право постепенно становилось элементом русской культуры.

В первой главе я рассмотрю понятие и предмет римского права, во второй главе понятия римского частного и публичного права и в третьей главе – значение римского права.

Глава 1. Предмет римского права

1.1 Понятие и предмет римского права

Римское право – это ряд правовых систем, которые сменяли друг друга на протяжении 13-вековой истории Рима (VIII в. до н.э. – VI в. н.э.). Из этого следует, что это не одно римское право, а ряд следовавших друг за другом юридических систем, накладывающихся во времени одна на другую, постоянно связанных между собой и последовательно сменяющих одна другую с историческими законами развития.

Предметом изучения римского права являются важнейшие институты имущественного права периода принципата (I-III в. н.э.) и периода абсолютной монархии – домината (с конца III в. до середины VI в.).

Принципат (от лат. principatus, от princeps – наипервейший) – это форма государственного устройства, при котором у власти стоит один человек, но ему помогают управлять выборные государственные органы, избираемые народом.

Доминат (от лат. dominatus, от dominus – господин, хозяин) – форма государственного устройства, при котором у власти стоит один человек, управляет без ограничения.

За свою более чем тысячелетнюю историю римское право с развитием общества не раз претерпевало глубокие структурные изменения. Выделяют несколько этапов развития римского права. Достаточно распространенной периодизацией является разделение истории права на четыре периода.

1. Архаический период (753-367 гг. до н.э.). Римское право служило в основном для регулирования патриархальных общественных отношений.

2. Предклассический период (367-27 гг. до н.э.).

3. Классический период (27 г. до н.э. -284 г. н.э.). Римское право достигает наивысшего развития и приспосабливается для регулирования развитых товарно- денежных отношений.

4. Постклассический период (284-565 гг. н.э.). Происходила систематизация и кодификация норм римского права.

1.2 Система римского частного права

Каждому периоду соответствовала своя правовая система. В архаический период возникло и развивалось древнейшее римское право, названное по имени древнейшего племени квиритским. Позднее эта система права получило название цивильного права IUS CIVILE, которое распространяло свое действие исключительно на римских граждан. Представление о цивильном праве дают Законы 12 таблиц. Этот закон регулировал патриархальные общественные отношения в городе.

Цивильное право применялось только к римским гражданам. Все остальное население, включая иностранцев, действовало по праву народов IUS GENTIUM. Это право лучше и быстрее приспосабливается к развивающимся потребностям. Вырастая на базе экономических отношений, в которых участвовали и римляне, и представители других народностей, право народов становится универсальным правом, т.к. оно применяется ко всем участникам торгового оборота, независимо от их гражданства. Его действие распространялось на все римское население, включая перегринов. Право народов регулировало имущественные отношения, возникавшие между перегринами и римскими гражданами, а также публично-правовые вопросы, вопросы торгового права (международной торговли).

Римские юристы под термином IUS GENTIUM стали обозначать более широкую категорию – общее право для всех народов, полагая, что сюда входят правила, подсказываемые самой природой человека. Отсюда они еще употребляли выражение IUS NATURALE (естественное право). Развитие права народа относят к предклассическому периоду.

В классическом периоде происходит развитие рабовладения. Рост групп рабовладельцев сопровождался обострением классовых противоречий. Старые нормы цивильного права стали недостаточными. Их нужно было пополнять и исправлять. Эта работа легла на высшую патрицианскую магистратуру, учрежденную в 362 г. до н.э., – в лице цивильного городского претора, в ведение которого поступили все судебные дела. В связи с этим возникает преторское право IUS PRAETORIUM.

Читайте также:
Римское частное право: что это значит

Претор разрешал споры между римскими гражданами и иностранцами или между самими иностранцами на территории Римского государства. Поскольку на перегринов не распространялось цивильное право, претор вынужден был применять, с одной стороны, международные правовые нормы, заключенные Римским государством, с другой стороны, – то, что относилось к праву, общему для всех народов. То, что было общее для всех народов, известных Риму, и было правом народов.

В своем отправлении правосудия претор пользовался прежде всего понятием справедливости и международным правом. При этом складывались определенные обыкновения, которые претор стал отражать в эдиктах. Постепенно эдикты претора перегринов образовали новую общность, новую правовую систему в рамках римского частного права. Поскольку это был Римский магистрат и поскольку право применялось на территории Римского государства – право это было Римское. С другой стороны, оно отличалось по своим подходам, по своим идеям, которые оно в себе заключало, по тем правилам, которые содержались в эдиктах, по тем формулам исков, которые там содержались, от цивильного права. Потому что оно приняло на себя еще одно поколение международного гражданского оборота, с одной стороны, с другой стороны – некоторые нормы, взятые из иностранного права. Преторы по делам перегринов занимались творчеством. Для решения споров с иностранными гражданами на территории Рима они создавали новые, более гибкие, более удачные, чуждые присущему цивильному праву формализму нормы.

Все эти три системы права постепенно приходят к взаимному слиянию. Этому способствует римская экономика, интерес господствующего класса в развитии гражданского и торгового оборота. При практическом применении системы находились в постоянном взаимодействии; наблюдалось взаимное влияние одной системы на другую. Право народов влияло на цивильное право ввиду того, что первое больше отвечало потребностям хозяйственной жизни Рима. Некоторые нормы цивильного права проникали в систему права народов (например, по Законам 12 Таблиц нормы о краже не распространялись на перегринов; в практике эти нормы стали применяться и к перегринам). При Юстиниане цивильное право и право народов составили единую систему права, в которой преобладало право народов как право более развитое.

В результате цивильное право, право народов и преторское право в совокупности можно назвать единым термином – частное право (IUS PRIVATUM), которое соответствовало более или менее гражданскому праву.

Глава 2. Римское публичное и частное право

2.1 Понятие римского публичного и частного права

Все римское право можно разделить на две части:

1) публичное право;

2) частное право.

1. Публичное право (jus publicum) – совокупность норм, регулирующих вопросы религиозного характера и вопросы управления. Это право, которое “ad statum rei Romanae spectat” (относится к положениям Римского государства). Публичное право включало в себя святыни, служение жрецов, положение магистратов.

К нему относились нормы, определяющие правовое положение государства и его органов и регулирующие их отношения с частными лицами. Римское публичное право содержало нормы о судопроизводстве: формах судебного процесса, вызове в суд, доказывании и доказательствах, процессуальном представительстве; уголовного права: о преступлениях и наказаниях, об ответственности за преступления; о законах, сенатус-консультах и долговременном имущественные отношения, основывалось на равенстве сторон, его положения могли быть изменены участниками обязательств.

Частное право содержало стройную разработанную систему норм, регулирующих различные виды имущественных и иных отношений.

Деление права на публичное и частное было воспринято многими современными правовыми системами.

римский частный право

Глава 3. Роль римского права в истории права и правовых учений

3.1 Значение римского права для современного юриста

1. Самое наивысшее достижение римского права – это создание одной из двух моделей общественных отношений. Римское право создало западную модель. Рассмотрим эти две модели – восточную и западную.

Восточная модель отношения к человеку и бытию есть модель преображения действительности. Человек по природе алчен, невоздержен, эгоистичен, а потому и в отношениях между людьми не может быть гармонии. Единственное состояние, к которому стоит стремиться – идеальное, божественное совершенство. Для этого следует преобразить человеческую натуру, произвести в самом человеке очищение, просветление его духа.

Эта модель проявляется в практике христианских монастырей, буддизме, суфизме и мало способствует развитию частного права. Для развития права необходим отказ от обязательного преображения несовершенного по природе человека. Только рассмотрение человека таким, какой он есть, вместе со всеми его недостатками, страстями и интересами, только уважение к его свободе вместе со стремлением укрепить государственность как наиболее всеохватывающую модель человеческого общежития могут выдвинуть проблему права на первый план.

Именно так подходит к человеку вторая модель отношений, нашедшая выражение в культуре Запада и в римском праве в частности.

Отсюда прагматизм римского права, сам образ римского судопроизводства.

2. Вторая особенность римского права – отношение авторов древности к слову. Римские юристы были мастерами правовых определений, создали юридическую терминологию. Многие термины гражданского права, а также институты гражданского права могут быть лучше осознаны лишь при изучении римского права. Римское право отличается четкостью определений, хорошей юридической техникой.

Читайте также:
Основания возникновения обязательства: что это значит

3. Римское частное право наделяет человеческий индивид такой свободой воли и так твердо убеждено в его возможности предусмотреть все возможные последствия своих поступков, что мера ответственности человека за эти поступки не может быть смягчена ничем.

В римском праве не придается никакого значения раскаянию, добровольному признанию вины. Рим не знает оправдания слабости и не умеет оградить слабых от сильных.

4. Римское право смогло приспособиться к товарно-денежным отношениям.

5. Римское право является основой для современных отраслей права, таких как гражданское право, коммерческое, семейное, трудовое, административное и базой для подготовки квалифицированных юристов.

3.2 Роль римского права в истории права

Особое значение римского права объясняется влиянием на развитие человечества. Римское право оказалось основным источником современных кодификаций права. Римское право вводилось как субсидиарное, но по своему объему оно занимало первое место. Поскольку римское право было приспособленным к различным жизненным условиям, оно образовало “современное римское право”, которое действовало в Германии до 1900 г.

Всеобщее применение римского права в Европе официально впервые осуществлялось в XII в. по закону Лотаря II (Франция), но фактически его применение никогда не прекращалось.

Римское право определило характер всех будущих правовых систем, поскольку сами “варвары” – завоеватели не имели системы частного права. При отсутствии римского права они, возможно, выработали бы свою систему, но в данном случае оказалась в готовом виде система, которая соответствовала возникающим запросам.

Римское право было построено как абстрактное право и как частное право. Оно существовало и при феодализме, и при капитализме, выражая интересы эксплуататоров: купцов (нашедших свободу частной собственности и договоров); помещиков (захвативших общинные земли); церкви (в качестве политической силы и одного из крупнейших землевладельцев).

Римское право имело огромное влияние на развитие культуры в целом.

3.3 Роль римского права в правовых учениях

В связи с завоеванием варварами Рима в 1080 г. была образована Болонская юридическая школа (с этой даты ведут свою родословную европейские университеты). Эта школа насчитывала 10 ООО слушателей и положила начало течению глоссаторов (Ирнерий, Аккурсий и др.), которые не допускали противоречий римского частного права.

Болонская юридическая школа породила другую школу – постглоссаторов, или комментаторов, (XII в., Бартол). Одной и основных целей деятельности этой школы явилось приспособление римского права к практическим нуждам.

В XIX в. существовала историческая школа Гуго и Савиньи, которая занималась римским правом в реакционных целях.

Римское право отлично от права современных правовых систем: оно основано не на абстрактных правовых установлениях, а на отдельных случаях, взятых из повседневной жизни, поэтому его называют лабораторией юристов. На примере римского права можно проследить, как устанавливается единый политический и правовой порядок, какими механизмами право связывается с реальностью, каково соотношение между правом и хозяйством и т.д. Римское право – это эксперимент, который поставила сама жизнь.

Исключительность римского права – результат интенсивного развития общества, его культуры, а также товарно-денежных отношений, имевших в Римской империи международный характер.

Римское право является не только феноменом мирового культурного наследия, но и основой преподавания юриспруденции в вузах юридического профиля, а его подходы к созданию цивилистических конструкций – образцом для законотворческой и правоприменительной деятельности в современных условиях.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Римское право: связь с основными правовыми системами современности в их историческом развитии. Система римского частного права, его отличия от права публичного. Роль римского права в истории права и правовых учений, его значение для современного юриста.

контрольная работа [36,4 K], добавлен 11.12.2010

Предмет и основные черты римского частного права. Роль римского права в истории права. Рецепция, источники римского права. Осуществление прав и формы их защиты. Возникновение государственного суда в Риме. Понятие о легисакционном и формулярном процессе.

шпаргалка [95,3 K], добавлен 10.11.2010

Римское право принадлежит к тем культурным, политическим и юридическим ценностям, которые появились в Европе около двух с половиной тысяч лет тому назад. Предмет, понятие, система и источники Римского права. Деление Римского права на частное и публичное.

реферат [36,2 K], добавлен 17.06.2008

Понятие источников римского частного права. Эдикты магистратов, их значение для выработки новой системы права. Деятельность юристов, значение римской юриспруденции для формирования и развития права. Систематизация (кодификация) римского частного права.

реферат [19,3 K], добавлен 25.11.2010

Значение римского права для современной юриспруденции. Периодизация римского права, сенатусконсульты и императорские конституции как его источники. Деятельность юристов, особые средства преторской защиты. Основные черты римского гражданского процесса.

реферат [57,9 K], добавлен 25.03.2012

Римское право – система рабовладельческого права древнего Рима, включающая в себя частное право и публичное право. Его историческое восприятие. Источники римского права. Кодификация императора Юстиниана. Лица (субъекты частного права) в римском праве.

контрольная работа [37,5 K], добавлен 25.04.2010

Специфика применения римского права во Франции. Использование римского права в Англии. Характеристика римского права в Германии. Возвращение Европы к уважению права, пониманию его значения для обеспечения порядка и прогресса общества.

контрольная работа [18,7 K], добавлен 26.10.2006

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: