Свобода торговли: что это такое, описание и особенности

Зона свободной торговли: страны, соглашение

Практически весь современный мир вовлечён в процесс экономической интеграции – работать вместе ведь гораздо эффективнее, чем в одиночку. Интеграция имеет несколько этапов, и один из них – зона свободной торговли. Каковы отличительные черты этой стадии объединения и какие известные экономические группировки, представляющие собой зоны свободной торговли, существуют?

Что такое зона свободной торговли?

В чём же суть подобного экономического сотрудничества? Страны зоны свободной торговли создают что-то вроде единого торгового пространства, на территории которого не действуют ни таможенные тарифы, ни пошлины, ни какие-либо другие торговые барьеры. Вместе с тем, внутренняя политика стран сохраняет свою независимость – единственное, что их объединяет – торговое соглашение. Кроме того, каждая страна может устанавливать собственные правила ведения бизнеса с третьими государствами – никто не требует от них единой политики.

Некоторые детали

Несмотря на то что договор о зоне свободной торговли помогает странам-участникам укрепить отношения между собой, он имеет и некоторые недостатки. Например, применение подобных соглашений не совсем подходит для государств большой площади – всё же за перемещение зарубежных товаров внутри страны можно было бы получить дополнительную прибыль. Кроме того, снятие таможенных пошлин позволяет снизить цену ввозимого товара, а следовательно, сделать его реальным конкурентом отечественной продукции.

Последняя не всегда выдерживает подобное противостояние, порой она практически полностью вытесняется с рынка. Придётся также ужесточить контроль на границах стран-участниц во избежание импорта товаров из третьих стран, которые также могут стать конкурентами продукции, произведённой внутри объединения. Зона свободной торговли – это не только некоторые экономические преимущества, но и неусыпный контроль состояния мирового рынка и активности партнёров из третьих стран.

Процесс создания

И вот начинается создание зоны свободной торговли. Какие меры нужно предпринять для того, чтобы она функционировала в полную силу, соблюдая при этом интересы всех стран-участников?

Начать следует с отмены любых обоюдных платежей за ввоз и вывоз товара, за его транспортировку и так далее. Естественно, в переговорах по отмене «изъятий» принимают участие абсолютно все участники интеграционного объединения. Следующий этап – соглашение между государствами о том, как именно будут взиматься косвенные налоги. После этого начинается постепенная ликвидация любых торговых барьеров и ограничений, которые ещё существовали между участниками. В процессе интеграции также создаются специальные органы, на чьи плечи ложится ответственность за процесс объединения, регламентирующие его документы, составление отчётов по результатам интеграции и так далее. Один из последних этапов объединения – это установление мер контроля реэкспорта в государства, не являющиеся членами зоны свободной торговли.

Все вышеназванные меры будут способствовать созданию высокоэффективной торговой кооперации между государствами и, возможно, при определённых условиях поспособствуют дальнейшей интеграции.

Эволюция

Преференциальные торговые соглашения, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и политический союз – все эти этапы отражают эволюцию международного экономического сотрудничества. Если на первом этапе, преференциальных соглашениях, страны только дают определённые льготы друг другу, то с каждое последующей ступенью они начинают укреплять свои связи.

В зоне свободной торговли государства-члены избавляются от внутренних барьеров и таможенного контроля по отношению друг к другу. Переход к таможенному союзу уже обязывает их проводить схожую, а то и вовсе одинаковую, внешнеэкономическую политику, то есть их отношение к некоторым третьим государствам будет абсолютно одинаковое. Экономический союз означает введение общей валюты, а также переход к общей внутренней экономике. Последний этап развития интеграционного объединения – это и общая конституция, и правовая система, и уничтожение всех возможных границ. Самый яркий пример подобной экономической группировки – это Евросоюз, который, начав свою историю в 1958 за пол с лишним столетья смог преодолеть множество трудностей и выйти на небывалый до этого этап интеграции.

НАФТА

Одним из первых в мире подобных интеграционных объединений стала НАФТА, она же Североамериканская зона свободной торговли. Созданная в 1994 году, она объединила Соединённые штаты Америки, Канаду и Мексику. В рамках НАФТЫ нет никаких торговых барьеров на торговлю продукцией автомобильной, текстильной, нефтехимической, энергетической промышленности, сельского хозяйства, а также телекоммуникациями. Не облагаются пошлинами и патенты, инновации и другие результаты интеллектуальной деятельности. Страны Североамериканской зоны свободной торговли сотрудничают также в сфере экологии – природа у них одна на всех из-за географического расположения государств. Кроме того, НАФТА регулирует и трудовую миграцию между странами.

Проблема данного объединения в том, что США, как центр этой интеграции, особенно выделяется. В настоящее время возникают мысли о том, чтобы пересмотреть правила участия этого государства в объединении, но произойдёт ли изменение порядка членства Америки, сказать пока трудно. Объединение не планирует переходить на следующий уровень, к таможенному союзу, из-за разницы в экономическом развитии стран-членов: если Соединённые штаты и Канада являются развитыми государствами, то Мексика ещё только развивается. Вполне вероятно, что интеграции поспособствовала только территориальная близость, так как от неё ни одна из стран особенно не выиграла.

Зона свободной торговли ЕАЭС (Евразийского экономического союза) больше не существует – на смену ей пришёл таможенный союз, новый уровень интеграционного объединения. Таможенный союз ЕАЭС подразумевает единую внешнеэкономическую политику и отсутствие внутренних барьеров для торговли, кроме того, граждане стран-участников объединения могут претендовать на работу в любом другом государстве союза на тех же условиях, что и граждане этого государства.

Читайте также:
Спасательная единица: что это такое, описание и особенности

Членами объединения стали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия, кроме того, своё желание присоединиться к союзу высказывали Сирия, Тунис и Турция.

Цели создания ЕАЭС

Среди основных целей интеграционного объединения – отмена любых таможенных платежей внутри союза, что позволит снизить цену производимых товаров и, следовательно, повысить их привлекательность для потребителя. Страны-члены считают одной из основных своих целей защиту внутренних рынков не только от конкурентов, но и от некачественной продукции – поэтому в рамках объединения установлены специальные стандарты на все перемещаемые товары.

Кроме того, таможенный союз поспособствует развитию экономических связей между государствами-членами, позволяя проводить любые финансовые операции в рамках союза гораздо быстрее, чем с третьими странами.

Трудности объединения

Вместе с тем стоит отметить, что интеграция даже на довольно высоком уровне таможенного союза, так и не произошла в полной степени. Время от времени между странами-членами (в частности Беларусью и Россией) возникают споры из-за того, что одна из сторон считает продукцию другой несоответствующей необходимым стандартам. Кроме того, разница в уровне развития экономики России и других стран заставляет последних подчиняться интересам более крупного государства, то есть никакого равноправия в ЕАЭС нет.

Сложно сказать, что от заключения этого соглашения страны-члены что-то выиграли (единственное, что следует отметить, – расширение рынков, так как в некоторых странах в силу их небольших размеров было не так много возможностей для реализации производимой продукции), но, с другой стороны, вполне вероятно, что если бы не таможенный союз и существующая в его рамках зона свободной торговли, последствия мировых финансовых кризисов были бы для участников Евразийского экономического союза гораздо более серьёзными, а так они были смягчены вмешательством во внутреннюю экономику стран России.

Заключение

Соглашение о зоне свободной торговли на первый взгляд кажется действительно неплохим вариантом для экономической интеграции. Вместе с тем, вступать в подобные объединения следует странам с приблизительно одинаковым уровнем экономического развития, чтобы взаимозависимость государств-членов была минимальной. Вполне вероятно, что в некоторых случаях интеграционные объединения могут помочь выйти менее развитым странам на новый уровень, так что не стоит относиться к идее интеграции заранее негативно. Ярчайший пример того, как зона свободной торговли переросла в нечто гораздо более глобальное, – это Европейский союз. Да, сегодня он переживает не лучшие времена, но вместе с тем он остаётся одной из наиболее серьёзных экономических сил. Каждое объединение может перейти на новый этап развития, так что возможно, зона свободной торговли – это просто начало.

Преимущества и недостатки свободной торговли и протекционизма

Вы будете перенаправлены на Автор24

Свободная торговля – это разновидность внешнеторговой политики государства, которая заключается в отсутствии высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю.

Протекционизм – это разновидность внешнеторговой политики государства, которая заключается во временном ограничении ввоза импортной и в поддержке производства аналогичной внутренней продукции.

Общее представление о внешнеторговой политике государства и ее разновидностях

В настоящее время составной частью экономической политики любого государства в обязательном порядке является внешнеторговая политика. Она означает оказание воздействия на осуществление товарно-денежных отношений с экономическими субъектами из других стран мира. Законодательным путём государство устанавливает определённые правила внешней торговли, нормы которых должны соблюдаться как резидентами (т.е. экспортёрами и импортёрами), так и связанными с ними партнёрами-нерезидентами.

Внешнеторговая политика государства исторически существует в одной из двух основных форм – в форме протекционизма или в форме свободной торговли (фритредерства). На самом деле эти разновидности внешнеторговой политики государства в «чистом виде» встретить нельзя. Если такое и было, то только в докапиталистические эпохи, когда внешнеэкономические связи были развиты слабо, внешнеторговый оборот был небольшой.

Таким образом, можно сделать вывод, что внешнеторговая политика современного государства представляет собой сочетание обеих противоположностей, которое в зависимости от обстоятельств оптимизируется определенным образом. Следовательно, стоит рассмотреть положительные и отрицательные черты как свободной торговли, так и протекционизма.

Основные преимущества и недостатки политики свободной торговли (фритредерства)

Политика свободной торговли достаточно распространена в мире, поскольку она является составной частью либеральной рыночной экономики, идеи которой сейчас так популярны. Приверженность фритредерству объясняется его преимуществами, а именно:

Готовые работы на аналогичную тему

  • свободная торговля создает условия для усиления конкуренции и ограничению монополизации рынков, а это заставляет производителей вводить в свою деятельность новшества, снижать себестоимость продукции, повышать ее качество; кроме того, на рынках появляется все больше производителей, поэтому у потребителей увеличивается выбор;
  • фритредерство способствует беспрепятственному развитию международного разделения труда, что обеспечивает эффективное (рыночное) размещение ресурсов в мировой экономике;
  • отсутствие ограничений содействует большей открытости обществ, сближению и сотрудничеству всех народов и стран мира.
Читайте также:
Уклонение от уплаты таможенных платежей

Однако проведение политики свободной торговли может негативно сказаться на развитии национальной экономики. Она оказывается беззащитной во взаимодействии с иностранным хозяйством. Речь идет про такие явления, как демпинг, сбыт устаревшей или низкокачественной продукции, вытеснение с рынков местных производителей и т.д.

Основные преимущества и недостатки политики протекционизма

Положительные и отрицательные стороны протекционизма должны быть определены аналитиками, которые занимаются всесторонней и взвешенной оценкой внешнеторговой политики государства. Как правило, в качестве преимуществ, которые приносит с собой политика протекционизма, называют следующие аспекты:

  • ограничение импорта является действенным инструментом стабилизации торгового баланса страны, который в последнее время находился в состоянии отрицательного сальдо (т.е. объем ввоза товаров преобладал над объемом вывоза);
  • протекционистские меры обеспечивают отечественным производителям защиту от «несправедливой» конкуренции со стороны иностранных производителей (в виде целенаправленного демпинга или низкой себестоимости продукции из-за дешевого труда);
  • политика протекционизма выступает в качестве средства государственной поддержки молодых, но в то же время стратегически важных отраслей национальной экономики, которые пока еще не способны конкурировать на мировых рынках;
  • ограничительные меры в отношении импортных товаров симулируют собственное производство в стране, что означает интенсификацию экономического развития, диверсификацию национального производства, увеличение занятости населения страны, уменьшение зависимости национальной экономики от конъюнктуры мировой экономики.

Действительно, протекционизм способен приносить немалую пользу для национальной экономики. Однако существует и другая сторона протекционистской внешнеторговой политики, которая заставляет задумываться перед тем, как предпринимать ее меры. Эта сторона представлена следующими недостатками:

  • протекционизм подрывает действие принципов конкурентной борьбы, из-за чего пропадают стимулы к совершенствованию производства, развитию экономики, а это ведет к замедлению научно-технического прогресса, росту производственных издержек, ухудшению качества продукции, снижению общей эффективности хозяйственной деятельности;
  • ограничение ввоза в страну импортных товаров способствует росту цен на них и на сопряжённые с ними товары местного производства;
  • страна в результате усиления хозяйственной обособленности лишается соответствующих преимуществ от международного разделения труда, специализации производства и международной торговли;
  • меры протекционизма могут сказаться и на экспорте – торговые партнеры зачастую придерживаются сбалансированной внешнеторговой политики, поэтому они скорее всего ответят зеркальными мерами в отношении продукции национальных производителей; кроме того, импортёры теряют дополнительную валютную выручку, из-за недостатка которой придется отказываться от закупки иностранных товаров.

Свободная торговля и протекционизм

Природа свободной торговли

Свободная торговля – это торговля между странами без каких-либо ограничений.

Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния. Структура ресурсов и уровень технологических знаний каждой страны различны. Следовательно, каждая страна может производить определенные товары с разными реальными издержками. Каждая страна должна: 1) производить те товары, издержки производства которых относительно ниже издержек в других странах, и 2) обменивать товары, на которых она специализируется, на те продукты, издержки производства которых в данной стране выше относительно других стран. Если каждая страна будет поступать таким образом, то мировая экономика может в полной степени использовать преимущества географической и человеческой специализации. Иначе говоря, каждая свободно торгующая страна может получить больший реальный доход от использования того объема ресурсов, которыми она располагает. Если страны не могут свободно торговать, они должны перебросить ресурсы с эффективного (с низкими издержками) их использования на неэффективное в целях удовлетворения своих разнообразных потребностей.

Побочная выгода от свободной торговли заключается в том, что последняя стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию. Возросшая конкуренция иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологиям с наиболее низкими издержками. Это также вынуждает их вводить новшества и держать руку на пульсе технического прогресса, повышая качество продукции и используя новые методы производства и таким образом содействовать экономическому росту. Свободная торговля предоставляет потребителям возможность выбора из более широкого ассортимента продукции. Причины, по которым следует отдать предпочтение свободной торговле, в сущности, те же, по которым необходимо стимулировать конкуренцию. Поэтому нет ничего удивительного в том, что подавляющее большинство экономистов оценивают свободную торговлю как экономически обоснованное явление.

В пользу свободной торговли выдвигаются чрезвычайно веские аргументы (см. рис. 40.1):

  1. способствует взаимовыгодному международному разделению труда;
  2. увеличивает реальный валовой национальный продукт всех стран;
  3. создает возможность повышения уровня жизни населения на всем земном шаре.

Довод в пользу свободной торговли основан на том, что международная специализация в соответствии с законом сравнительного преимущества дает возможность повысить производительность труда. Это способствует увеличению объема мирового производства, и все страны оказываются в состоянии повысить жизненный уровень. Экономисты-либералы считают, что свободная торговля между странами с различными уровнями жизни является наиболее взаимовыгодной:

  1. в условиях свободной торговли товары обмениваются по ценам, базирующимся на международных средних издержках производства;
  2. каждая страна будет специализироваться на таком товаре, в производстве которого она обладает сравнительным преимуществом, экспортируя излишки этой продукции в обмен на товары, импортируемые из-за границы;
  3. национальное производство не может быть эффективным. А эффективное производство всегда лучше неэффективного; в условиях свободной торговли заработная плата в каждой стране имеет тенденцию повышаться в экспортных отраслях, а не снижаться до уровня отраслей с низкой эффективностью, производящих товары, которые страна импортирует.
Читайте также:
Тяжкие преступления: что это такое, описание и особенности

Введение таможенных пошлин (т. е. налога – тарифа) на импортные товары и услуги принципиально изменяет природу свободной торговли и приводит к формированию торговли таможенной защиты, или протекционизма.

Протекционизм: экономические доводы в его пользу

Тариф на импорт вводится с целью защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции. Иногда государство идет на ограничение экспорта, т.е. устанавливает тариф на экспорт.

Тариф на экспорт вводится с целью предложения поддержания определенных товаров и услуг на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Конечно, государство может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки зрения увеличения доходной части бюджета. Экспортные тарифы используют в основном развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Промышленно развитые страны используют их редко, а в США налогообложение экспорта вообще запрещено Конституцией.

Экспортный тариф является как бы зеркальным отражением импортного тарифа с той лишь разницей, что здесь основные потери несут не потребители, а производители. Следует отметить, что экспортный тариф, так же как и импортный, может быть оптимальным, т.е. обеспечивающим рост благосостояния стране-экспортеру, обладающей монопольной властью как продавец данного товара на мировом рынке. Анализ оптимального экспортного тарифа может быть проведен по той же схеме, что и при рассмотрении оптимального импортного тарифа.

Сторонники протекционизма предлагают ряд веских доводов в пользу введения таможенных тарифов (см. рис. 40.1):

1. Тарифы могут способствовать снижению безработицы. Нельзя отрицать, что политика высоких тарифов на короткое время может увеличить занятость, пока другие нации не примут ответных мер. В то же время таможенные пошлины вызывают такой рост стоимости жизни, который перекрывает увеличение денежной заработной платы, и поэтому реальная заработная плата может падать.

2. Тарифы могут способствовать диверсификации производства, что существенно уменьшает риск от изменений условий торговли. Например, страна полностью специализируется на производстве одного или немногих товаров. Но что произойдет, если цены на эти товары упадут? В этом случае экономике , так как подобные изменения в условиях торговли сильно нарушают устойчивость экономики этой страны. Чтобы избежать опасностей, связанных с , экономисты рекомендуют ввести тарифы.

3. Тарифы на импорт могут обеспечить рост . Согласно этой точке зрения тарифы могут положить начало развитию новых отраслей в экономике. Сталкиваясь с иностранной конкуренцией, новые отрасли не в силах выдержать первоначальный период развития. Но если дать им передышку, то, вероятнее всего, со временем они наберут силу. А после того как отрасль встанет на ноги, она делается настолько эффективной, что издержки и цены, которые первоначально росли, фактически будут снижаться.

Этот довод имеет большее значение для развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Экономисты считают, что эти страны находятся еще . В связи с этим нуждается как бы со стороны разумной тарифной политики. Доводы о необходимости защиты новых отраслей, или молодой экономики, вовсе не противоречат принципу сравнительного преимущества.

Свобода торговли: что это такое, описание и особенности

На современном языке вопрос о свободной торговле сводится к следующему убедительному выводу. Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния. То есть мир – и каждая свободно торгующая страна – может получить больший реальный доход от использования того объема ресурсов, которыми они располагают. Протекционизм – барьеры на пути свободной торговли – уменьшают или сводят на нет выгоды от специализации. Если страны не могут свободно торговать, они должны перебросить ресурсы с эффективного их использования на неэффективное в целях удовлетворения своих разнообразных потребностей. Побочная выгода от свободной торговли заключается в том, что последняя стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию. Возросшая конкуренция иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологиям с более низкими издержками.

Торговые барьеры. Несмотря на всю убедительность аргументов в пользу свободной торговли, в действительности на этом пути стоит большое количество барьеров:

Пошлины. Пошлины являются акцизным налогом на импортные товары; они могут вводиться с целью получения доходов или для защиты. Фискальные пошлины, как правило, применяются в отношении изделий, которые не производятся внутри страны. Ставки фискальных пошлин в основном не велики, их целью является обеспечение федерального бюджета налоговыми поступлениями. Протекционистские пошлины предназначены для защиты местных производителей от иностранной конкуренции. Хотя протекционистские пошлины, как правило, недостаточно высоки для прекращения импорта иностранных товаров, они все же ставят иностранного производителя в невыгодное конкурентное положение при торговле на внутреннем рынке.

Импортные квоты. С помощью импортных квот устанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированы за какой-то период времени. Часто импортные квоты выступают более эффективным средством сдерживания международной торговли, чем пошлины. Несмотря на высокие пошлины, определенное изделие может импортироваться в относительно больших количествах. Низкие же импортные квоты полностью запрещают импорт товара сверх определенного количества.

Читайте также:
Фундированные займы: что это такое, описание и особенности

Нетарифные барьеры . Под нетарифными барьерами понимается система лицензирования, создание неоправданных стандартов качества продукции и его безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах. Так, Япония и европейские страны требуют от импортеров получения лицензий. Ограничивая выпуск лицензий, можно эффективно ограничивать импорт. Именно так поступила Великобритания, запретив импорт угля.

Добровольные экспортные ограничения. Они являются относительно новой формой торговых барьеров. Так, японские автомобилестроители под угрозой введения Соединенными Штатами более высоких тарифов или низких импортных квот согласились на введение добровольных экспортных ограничений на свой экспорт в США. Доходы от пошлины, в сущности, являются перераспределением дохода от потребителя в пользу государства и не оказывают влияния на экономическое благосостояние страны; в результате государство выигрывает то, что теряет потребитель. Пошлины сокращают объемы реального мирового производства.

Протекционизм. Хотя в настоящее время преобладает концепция свободной торговли, мнение о необходимости проведения протекционистской политики еще достаточно широко распространено. Какие аргументы приводят протекционисты для оправдания торговых барьеров?

Необходимость обеспечения обороны. Аргумент этот имеет военно-политический, чем экономический характер: защитные пошлины нужны для сохранения и усиления отраслей, выпускающих стратегические товары и материалы, которые необходимы для обороны или ведения войны.

Увеличение внутренней занятости . Лозунг “Спасайте рабочие места!”, используемый в защиту пошлин, становится все более модным по мере того как экономика приближается к спаду. Увеличение импорта приводит к сокращению некоторого количества рабочих мест, но в то же время создает другие рабочие места.

Страны, пострадавшие от пошлин и квот, вероятно, предпримут ответные действия, вызывая новое повышение таможенных барьеров, которые в конце концов задушат торговлю до такой степени, что всем странам станет хуже. В долгосрочном плане превышение экспорта над импортом в качестве в качестве стимулирования внутренней занятости обречено на неудачу. Следует помнить: через импорт государства зарабатывают валюту, которую они тратят на товары местного экспорта.

Диверсификация ради стабильности. Известен и другой аргумент для оправдания пошлин: необходимость диверсификации ради стабильности. Отправным моментом здесь является то, что доходы высокоспециализированных экономик, например нефтяной экономике Кувейта или ориентированного на производства сахара народного хозяйства Кубы, сильно зависят от международных рынков. Войны, циклические колебания, негативные изменения в структуре промышленности вызывают крупномасштабные и зачастую болезненные процессы перестройки таких экономических систем. Отсюда якобы следует, что защита пошлинами и квотами необходима в этих странах для диверсификации и, как следствие, уменьшения зависимости от конъюнктуры на мировых рынках одного или двух видов продукции.

Защита молодых отраслей. Часто считают, что защитные пошлины необходимы для того, чтобы дать возможность утвердиться новым отраслям отечественной промышленности. Временная защита молодых национальных фирм от жесткой конкуренции более зрелых и поэтому на текущий момент более эффективных иностранных фирм позволяет нарождающимся отраслям окрепнуть и стать эффективными производителями.

Защита от демпинга. Считается, что тарифы необходимы также для защиты фирм, от иностранных производителей, которые сбывают избыточную продукцию по демпинговым ценам ниже ее себестоимости. Злоупотребление антидемпинговым законодательством может увеличить цену импорта, а конкуренция на рынке ограничится. 21.2.1. 0 2Основные принципы построения налоговой

2 системы в экономике с развитым рынком

На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», т. е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложе21.2.3. 0 2Основные налоги, собираемые на территории 2Российской Федерации 1. 1Индивидуальный подоходный налог 0(налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика – физического лица. В России ставка этого налога составляла 40%. Из приведенных данных видно, что в большем количестве стран этот налог довольно высок, что говорит о том, что налоговый пресс в этих странах давит на производителя в меньшей степени, нежели у нас. В последние два десятилетия заметна тенденция понижения ставок подоходного налога. Многие экономисты полагают, что для «справедливой» налоговой системы нужны ярко выраженные прогрессивные ставки подоходного налога, т. е. богатые должны платить больший налог, чем бедные. 2. 1Налог на прибыль корпораций (фирм, предприятий) взимается в случае, если корпорация (фирма) признается юридическим лицом. Однако для некоторых корпораций в мелком бизнесе делается исключение: они признаются юридическими лицами, но налоги платят не они, а их владельцы через индивидуальный подоходный налог. Обложению налогом подлежит чистая прибыль фирмы (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков). 3. 1Социальные взносы 0(социальные налоги) охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые частично осуществляются самими работающими, частично их работодателями.

Поимущественные налоги, прежде всего налоги на имущество, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. В некоторых странах налоги на имущество, дарения и наследство включаются в акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок. Налоги на товары и услуги 0, прежде всего таможенные пошлины, акцизы, и налог на добавленную стоимость (НДС).

Читайте также:
Правовая охрана топологий интегральных микросхем

П ротиворечия действующей налоговой системы России

Действующая в течение последних трех лет в России налоговая система создавалась практически заново. Отечественный опыт функционирования такой системы в условиях, когда дается простор рыночным отношениям, очень невелик. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности физических и юридических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов.

Характерной особенностью созданной в нашей стране налоговой системы является то, что в отношении иностранных инвесторов принят практически национальный режим налогообложения.

Основные группы проблем правовой базы налоговой системы

Сегодня по сути у нас сложилась едва ли не тупиковая ситуация. С одной стороны, мало кто знает, как правильно платить налоги. С другой – мало кто понимает, как эти налоги взимать. Усилия Государственной налоговой службы по развитию налогового законодательства и по его пропаганде среди налоговых инспекторов и налогоплательщиков, видимо, можно признать героическими.

Н естабильность налоговой системы России

В настоящее время налогоплательщики сетуют, и вполне обоснованно, на нестабильность российских налогов, постоянную смену их видов, ставок, порядка уплаты, налоговых льгот и т. д., что объективно порождает значительные трудности в организации производства и предпринимательства, в анализе и прогнозировании финансовой ситуации, определение перспектив, исчислении бюджетных платежей. Дело в том, что начало 90-х годов является периодом возрождения и становления налоговой системы России.

Пути реформирования правовой базы

Во-первых, что касается понятийного аппарата, то, не претендуя на полноту определения, попробуем выделить некоторые признаки упомянутых выше понятий. Обычно указывают, что налоги и сборы – это обязательные платежи в бюджет, установленные государством в лице законодательных органов. Общим признаком для налога и сбора можно считать и без эквивалентность платежа, понимаемую как отсутствие встречного равновеликого этому платежу блага. Перечисленные признаки, верные по сути, все же не позволяют разграничить понятия «налог» и «сбор» от других обязательных платежей. Как представляется, достичь цели можно, если отразить в определении экономическую сущность этих платежей, необходимость налогообложения как института, призванного экономически обеспечить деятельность, функционирование государства.

Предложения российских экономистов В.Г. Пансков предлагает: «. самым первым шагом в этом направлении должна стать дифференциация налоговых ставок (в первую очередь налога на прибыль) с установлением минимально возможной ставки для приоритетных отраслей экономики и максимальной – для предприятий торговли, снабжения и посреднических организаций.» То есть в конечном счете значительно увеличить налоговое бремя на конечного потребителя. Кроме того В.Г. Пансков предлагает сократить количество как потенциальных, так и реально уплачиваемых налогов. В первую очередь это относится к местному налогообложению. Кандидат экономических наук Беляков А.А. предлагает еще один путь решения проблемы реформирования налоговой системы: « 1Это путь увеличения производимой товарной массы 0. И начинать надо не с «инфляции», а с самого производства. Его увеличение сократит и рост цен (хотя бы потому, что доходная часть госбюджета начнет относительно возрастать).

Свобода торговли: что это такое, описание и особенности

  • Пол:
  • Регистрация: 09.02.2021
  • Сообщений: 566
  • Поставил(а) лайков: 7362
  • Получено лайков: 7732
  • Выплачено: 151 680 RUB

Государства не могут существовать изолировано, без каких-либо международных отношений. Мировая арена привлекательна особенно в экономическом плане. Торговля между странами, обмен товарами, знакомство с новыми видами продукции и пр. – все это связано с международным сотрудничеством, международной торговлей.

Выделяют два вида международной торговли: протекционизм и фритредерство.

Фритредерство – вид торговли, когда государственная политика строится таким образом, что нет вмешательства во внешнюю торговлю. Данная торговля формируется на реальном спросе и предложении.

Плюсы фритредерства:
1. Обмен опытом в плане сокращения издержек при производстве аналогичных товаров, внедрение новых способов.
2. Конкуренция на внутреннем рынке, отсутсвие монополии местных производителей.
3. Стимулирование отечественных производителей к экономичнской активности и созданию лучших продуктов.
4. У потенциальных покупателей будет больше выбора.

Минусы:
Может наблюдаться замещение отечественных товаром импортными, что приведет к сокращению спроса, а это в свою очередь к сокращению производства и в конечном итоге к сокращению рабочих мест, а значит сокращению доходов в бюджет.

Освобождение от торговых барьеров регулируется международными соглашениями, многосторонними договорами, таможенными союзами, международными организациями (Конференция ООН по торговле, Всемирная торговая организация и др.). Государства, которые идут на международное экономическое сотрудничество, должны обладать либерализмом и готовностью к сотрудничеству, быть взаимными на предоставлерие прав другим странам, где-то и быть готовым уступить свою монополию на ряд отраслей.

  • ИнстаФорекс – зарабатывайте с надежным брокером!
  • Нравится

    Спасибо, Ваш голос учтён

    Комментарий

    • Пол:
    • Регистрация: 14.02.2021
    • Сообщений: 863
    • Поставил(а) лайков: 620
    • Получено лайков: 726
    • Выплачено: 301 262 RUB

    Что такое фритредерство (манчестерство, свободная торговля)?

    Фритредерство это такая политика государства, при которой частная свободная торговля развивается без какого-либо контроля со стороны государства. Основной принцип, все возможно, если не нарушается закон. Ни какой орган не имеет права корректировать работу частного бизнеса, никто не должен вмешиваться и регулировать, что производить, что продает и по какой цене.
    Слово фритредерство имеет происхождение от двух английских слов free и trade, и если их перевести на русский язык, то получим словосочетание свободная торговля.
    Фритредерство предоставляет право частному бизнесу перемещать товары через границы государств, без каких-либо препятствий. Ограничения тарифные и таможенные просто отсутствуют.

    Фритредерство имеет свое положительное влияние это:
    – усиление конкуренции, что стимулирует производителя на увеличение качества товара и на снижение себестоимости и цены;
    – внутренняя монополия свое влияние снижает;
    – более эффективно должны использоваться природные ресурсы, которое обеспечит международное сотрудничество;
    – появление новых рабочих мест;
    – улучшение благосостояния.
    Но наряду с преимуществами есть недостаток, это отрицательное влияние, причем большое, которое будет оказывать иностранный капитал, на отечественного производителя. Конечно, это заметнее будет происходить в странах с развивающей экономикой, а так же можно будет наблюдать этот негатив в какой-нибудь новой отрасли промышленности.

    • Покупай, продавай, зарабатывай с ИнстаФорекс.
    • Нравится

      Спасибо, Ваш голос учтён

      Комментарий

      • Пол:
      • Регистрация: 08.07.2020
      • Сообщений: 676
      • Поставил(а) лайков: 994
      • Получено лайков: 1114
      • Выплачено: 272 253 RUB

      Что такое фритредерство (манчестерство, свободная торговля)?

      Свободная торговля – это идея о том, что товары должны иметь возможность торговать между странами с как можно меньшим количеством ограничений. Практически нигде в мире нет 100% свободной торговли; в каждой стране есть сложный набор налогов на иностранные товары (тарифы), ограничения на количество товаров, которые можно ввозить (квоты), и прямые ограничения на импорт определенных вещей. Когда люди говорят о «свободной торговле», они имеют в виду снятие или ослабление некоторых из этих ограничений.

      Люди, поддерживающие свободную торговлю, часто начинают с идеи «сравнительного преимущества». Каждая страна лучше производит одни товары, чем другие. Поэтому вместо того, чтобы каждая страна пыталась производить все, что она хочет, имеет смысл специализироваться и производить то, для чего они лучше всего подходят. Тогда каждый может обменять то, что у него есть, на то, что он хочет. Поскольку каждая страна делает то, что у нее получается лучше всего, тратится меньше времени и ресурсов, и каждому есть чем заняться.

      Критики утверждают, если свободная торговля действительно создает больше богатства в целом, большая часть этого богатства достается самым богатым и могущественным за счет всех остальных. В богатых странах люди опасаются, что свободная торговля переведет рабочие мест за границу, в бедных – что свободная торговля даст международным корпорациям слишком большой контроль над их экономикой и политикой.

      Есть аргумент, что свободная торговля затрудняет переход стран от бедных к богатым. Если каждая страна специализируется на том, что они «умеют делать лучше всего», более бедные страны могут застрять в специализации в отраслях с более низкой заработной платой, таких как горнодобывающая промышленность, рыболовство или сельское хозяйство. Вместо этого они утверждают, что для создания более передовых отраслей необходима определенная степень протекционизма.

      Кроме того, не вся торговля имеет одинаковые экономические последствия. Например, торговля между странами с аналогичной экономикой, такими как страны Западной Европы, сильно отличается от торговли между ЕС и Китаем. Это одна из причин, по которой в одних случаях люди могут быть за свободную торговлю, а в других – против.
      ​​​​​​​

      Что такое право на свободу передвижения

      Конституция РФ наделяет всех россиян многочисленными правами и свободами. К ним относится возможность свободного передвигаться по территории России, выезжать за пределы государства, а также возвращаться домой при необходимости.

      Если какие-либо третьи лица создают препятствия для передвижения, то это является уголовно наказуемым преступлением. За него назначается тюремное заключение на срок от 2 до 8 лет. Отдельным пунктом в УК указываются иные преступления, связанные с нарушением данного права. Они представлены захватом заложников или похищением.

      • 1 Понятие на основании Конституции
      • 2 Нарушение права
      • 3 Меры ответственности
      • 4 Случай из судебной практики
      • 5 Полезное видео
      • 6 Заключение

      Понятие на основании Конституции

      Основные сведения о данном конституционном праве каждого россиянина приводятся в ст. 27 Конституции. Свобода передвижения и выбор места жительства считается фундаментальным, а также относится к личным свободам граждан.

      Поэтому его запрещено ограничивать какими-либо способами независимо от обстоятельств. Право передвижения имеется не только у российского гражданина, но и у лиц без гражданства или иностранцев, находящихся на территории РФ.

      Право на свободу передвижения учитывает следующие факторы:

      • гражданин самостоятельно принимает решение о том, где он будет проживать или оформлять постоянную прописку;
      • допускается беспрепятственно покидать территорию России для посещения других государств в разных целях;
      • возможность вернуться в РФ из другой страны.

      На территории России граждане регистрируются по месту жительства, причем данная процедура является уведомительной. Люди самостоятельно выбирают объект недвижимости для проживания, о чем уведомляют уполномоченные органы власти.

      Но право на свободу передвижения не является абсолютным. Поэтому допускается накладывать определенные ограничения, например, если необходимо защитить государственную безопасность или общественный порядок. Запрещено пользоваться этим правом, если оно наносит вред здоровью или нравственности россиян. Обычно такие ограничения встречаются на территории пограничных полос, а также мест, где введено военное положение.

      Право на беспрепятственное передвижение имеется только у лиц, которые находятся законно на территории России. Если же человек проник в страну с нарушением визового режима, то он лишается данного права. По ФЗ N 5242-1 ограничивается свобода передвижений в некоторых районах страны. Хотя человек может легко менять место жительства, но в течение 7 дней он должен уведомить о своих передвижениях представителей МВД.

      Если гражданин сталкивается с отказом в регистрации, то такое решение можно обжаловать в суде.

      Для пересечения границы у человека должны иметься при себе определенные документы, к которым в первую очередь относится паспорт.

      Представители государственных инстанций могут временно ограничивать право на выезд при следующих условиях:

      • призыв на военную службу;
      • гражданин задерживается по подозрению в каком-либо преступном деянии;
      • человек осужден за преступление, но еще не отбыл назначенное наказание;
      • он отказывается исполнять финансовые обязательства, возникшие на основании судебного решения;
      • человек имеет доступ к государственной тайне;
      • выявляется, что гражданин предоставил недостоверные данные при оформлении документации.

      При отказе человек получает уведомление, в котором перечисляются причины принятия такого решения. При наличии веских оснований, представленных официальным ограничением, приводятся точные сроки, в течение которых гражданин не сможет покинуть территорию РФ.

      Нарушение права

      Ограничения могут быть законными или незаконными. В первом случае они накладываются представителями государственных органов при наличии веских оснований. Во втором случае частные лица или органы власти без уважительных причин лишают человека его права свободно передвигаться.

      Незаконное удержание обычно сопровождается изолированием в каком-либо помещении. Преступники иногда связывают своих жертв, угрожают им физическим насилием или опасным оружием, а также оказывают психологическое давление. Все эти действия представлены уголовным преступлением.

      Нарушением права человека является даже отказ работодателя отдавать документы работнику, который трудится на основании вахтового метода, поскольку без этой документации человек не сможет доехать до дома или повторно устроиться на работу. Хотя руководитель компании не пользуется угрозами или физической расправой, но он незаконно лишает человека возможности вернуться домой.

      Допускается лишать свободы человека при следующих условиях:

      • изоляция осуществляется добровольно самим гражданином;
      • возникает крайняя необходимость;
      • представители власти пользуются этими действиями в качестве карательной меры;
      • требуется задержать человека, который числится подозреваемым в каком-либо тяжком преступлении.

      При определении меры наказания для преступника, который лишил другого человека права на свободу передвижения, учитывается мотив таких действий, место и время удерживания человека, а также средства, которые применялись для этих целей. Определяются условия, в которых находилась жертва, а также оцениваются другие факторы, которые могут быть отягчающими или смягчающими обстоятельствами.

      К отягчающим обстоятельствам относится:

      • совершение преступления несколькими лицами по предварительному сговору;
      • осуществление насильственных действий;
      • жертвой выступает несовершеннолетний или беременная женщина;
      • во время ограничения свободы применялось оружие или другие предметы, которыми преступник мог нанести вред здоровью человека;
      • жертвами выступало несколько лиц;
      • причинение тяжкого вреда здоровью или убийство человека по неосторожности.

      Если преступник, удерживающий человека, требовал выкуп, то при назначении наказания учитывается не только незаконное удержание, но и вымогательство денег.

      Во время совершении преступления используются различные методы, к которым относится физическое воздействие (человек запирается или связывается), психологическое влияние (угрозы или шантаж), сочетание методик или обман (введение в заблуждение). Обычно такое удержание используется для совершения более тяжких преступлений, к которым относится вымогательство, убийство или разбой.

      Меры ответственности

      Наказания за нарушение права свободы человека на передвижение предусматриваются положениями ст. 127 УК.

      К основным мерам ответственности относится:

      • при отсутствии квалифицирующих признаков назначается арест на срок от 3 до 6 месяцев, который может заменяться тюремным сроком или ограничением свободы на 2 года;
      • если во время удержания человека использовались меры физического насилия или оружие, а также жертвами выступали дети или беременные женщины, то назначается тюремное заключение на срок от 3 до 5 лет, которое может заменяться судьей на принудительные работы в течение 5 лет;
      • если преступление совершается организованной группой, а также связано с убийством или нанесением тяжкого вреда здоровью человека, то это грозит тюремным заключением на период от 4 до 8 лет.

      К квалифицирующим признакам относятся не только отягчающие, но и смягчающие обстоятельства, которые изучаются во время судебного заседания. Учитываются последствия совершенного деяния, а также наличие взаимосвязи с другими преступлениями. Нередко судья кроме принудительного удержания наказывает преступника по ст. 286, 301 или 305 УК.

      При выборе наказания судья изучает материалы дела, чтобы получить ответ на следующие вопросы:

      • как долго удерживался человек;
      • в каких условиях находилась жертва;
      • к каким негативным последствиям привели незаконные действия;
      • иные факторы, влияющие на тяжесть деяния.

      Если изначально человек согласился посетить конкретное место, после чего ответчик по уважительным причинам и без злого умысла не смог выпустить жертву, то это является смягчающим обстоятельством.

      Случай из судебной практики

      Существует множество примеров, когда нарушалось право человека на свободу передвижения. Например, мужчины после работы приняли решение отпраздновать праздничное событие, поэтому остались в мастерской для распития алкоголя.

      Мастерская располагалась в подвале производственного здания. Между мужчинами возник конфликт на почве ревности. Ответчик воспользовался сначала словесными угрозами, после чего замер собутыльника в производственном помещении, пообещав убить его из своего охотничьего оружия.

      Ответчик после совершенных действий отправился в бар, после чего вернулся домой и заснул. Только через день он вспомнил, что оставил коллегу запертым в мастерской, забрав не только ключи, но и мобильный телефон жертвы. Пострадавший после освобождения написал заявление в полицию, уверяя, что его не только похитили, но и серьезно избили. Судья, рассмотрев все материалы дела, принял решение назначить наказание в виде ограничения свободы на 2 года.

      Полезное видео

      Как отстоять свое право на передвижение:

      Заключение

      Все граждане обладают правом на свободное передвижение. Оно может ограничиваться только предводителями органов власти при наличии веских оснований. Если же нарушается данное право третьим лицами, то это является серьезным преступлением, за которое назначается тюремное заключение на длительный период времени.

      Статья 27 Конституции РФ

      1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

      2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

      Комментарий к Статье 27 Конституции РФ

      1. Свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства является существенным элементом свободы личности, условием профессионального и духовного развития человека (Постановление КС РФ от 04.04.1996 N 9-П*(266)). Свобода передвижения и поселения внутри страны и запрет на произвольные ограничения въезда и выезда из нее гарантируются международными документами в области прав человека, в частности ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и ст. 2 Протокола N 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

      Для России указанные свободы особенно актуальны. Еще задолго до революции в Российской империи существовал паспортный режим, полицейская регистрация, необходимо было получать разрешения не только для выезда за границу, но и на передвижение внутри страны. Эта система была востребована в Советском Союзе, и с середины 1930-х годов были введены паспорта и режим прописки, т.е. каждый гражданин закреплялся за определенным местом жительства и получал разрешение от властей на проживание. Ограничения и запреты на прописку действовали в столицах, крупных городах и отдельных местностях. Многие категории граждан и даже целые слои населения (например, сельские жители) практически полностью лишались свободы передвижения и легального выбора места жительства. Прописка стала способом тотального контроля за каждым, инструментом давления, манипулирования, ограничения прав. Это усугублялось и тем, что в зависимость от наличия или отсутствия соответствующего штампа в паспорте ставилась возможность реализации имущественных, трудовых, избирательных, социальных, семейных и других прав граждан. Еще в конце 80-х годов XX в. предложения об отмене прописки воспринимались как нереальные и фантастические. Поэтому действительное воплощение свободы передвижения потребовало кардинальной перестройки законодательства, практики его применения и правосознания прежде всего должностных лиц, хотя рецидивы прошлого еще продолжают сохраняться.

      Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” (в ред. от 18.07.2006) еще до принятия действующей Конституции декларировал право на свободу передвижения и выбора места поселения в соответствии с международными актами о правах человека. Этот Закон ввел обязательный для граждан регистрационный учет по месту пребывания и месту жительства, установил перечень ограничений на свободу передвижения и закрепил важный принцип, согласно которому регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Закон ввел два вида регистрации – по месту пребывания (в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, туристической базе, больнице, другом подобном учреждении, а также жилом помещении, в котором лицо временно проживает) и по месту жительства (в жилом доме, квартире, служебном жилом помещении, специализированных домах и прочих жилых помещениях, где лицо проживает постоянно или преимущественно как собственник, по договору найма, аренды или на иных законных основаниях).

      Между тем правовое различие понятий места жительства и места пребывания, как они понимаются в мировой практике, не в виде или характере жилого помещения и даже не во времени фактического проживания в нем, а в юридическом закреплении намерения лица зафиксировать свое местонахождение и свой гражданский статус по определенному адресу, где он будет осуществлять, например, свои избирательные права и выполнять определенные обязанности (платить налоги, состоять на воинском учете и т.д.). Этим место жительства (domicile) как легально закрепленное местонахождение лица, с которым у него установлена постоянная юридическая связь, определяющая его гражданский статус, отличается от места его пребывания (residence), под которым обычно понимается факт временного или даже регулярного пребывания в каком-либо месте или нескольких местах, где лицо периодически проживает, но с которыми его не связывает намерение устроить здесь юридически закрепленное и постоянное жилище для реализации своих прав и выполнения гражданских обязанностей.

      Таким образом, лицо по собственной воле определяет, какое из законно занимаемых им жилых помещений будет зафиксировано как его место жительства (domicile), и независимо от времени его фактического проживания в нем оно без его желания не может по произволу власти превратиться в место пребывания на том основании, что он находится там редко и кратковременно. Иное означало бы нарушение конституционного права свободно выбирать место пребывания и жительства.

      Для понимания комментируемой нормы весьма важны позиции Конституционного Суда, выраженные им в ряде своих решений. Право свободного выбора места жительства принадлежит гражданину от рождения и, как и другие основные права и свободы, является неотчуждаемым (Постановление КС РФ от 04.04.1996 N 9-П*(267)). Сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией (Постановление КС РФ от 02.02.1998 N 4-П*(268)) Так, отсутствие регистрации само по себе не может служить основанием лишения права на жилище (Постановление КС РФ от 25.07.1995 N 3-П*(269)). Временное пребывание за пределами места жительства не влечет за собой снятие с регистрационного учета по месту постоянного или преимущественного проживания и не может быть основанием для отказа во включении в список избирателей на соответствующем избирательном участке (Постановление КС РФ от 24.11.1995 N 14-П*(270)). Реализация конституционного права на выбор места жительства не может ставиться в зависимость от уплаты или неуплаты каких-либо налогов и сборов, поскольку основные права граждан РФ гарантируются Конституцией без каких-либо условий фискального характера (Постановления КС РФ от 04.04.1996 N 9-П, от 02.07.1997 N 10-П *(271)).

      Определяя конституционный смысл регистрации, Суд указал, что она является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать места пребывания и жительства. Неправомерно использование регистрации для установления системы контроля за законностью реализации прав и обязанностей граждан в различных сферах, а отказ в регистрации, соответственно, не может быть средством предупреждения или мерой ответственности в связи с незаконной реализацией прав, что законом не установлено и не соответствует конституционному смыслу института регистрации (Постановление КС РФ от 02.02.1998 N 4-П*(272)).

      Закон РФ “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” предусматривает ограничение указанных прав лишь на территориях, где введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности: в пограничной зоне в закрытых военных городках и закрытых административно-территориальных образованиях*(273), в зонах экологического бедствия или в случаях опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравления людей, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение (ст. 8). Этот перечень сформулирован исчерпывающим образом и не может быть расширен в подзаконных актах.

      Так, Конституционный Суд признал не соответствующим Конституции предельный шестимесячный срок регистрации по месту пребывания, установленный постановлением Правительства РФ, указав, что Правительство вышло за пределы своих полномочий, установив неоправданное и непредусмотренное федеральным законом ограничение. Срок нахождения в том или ином месте временного пребывания не может быть поставлен в зависимость от усмотрения органов регистрационного учета, а должен определяться самим гражданином. При этом определение гражданином места своего пребывания и срока нахождения в нем не обязательно связано с наличием соответствующего жилого помещения в качестве места пребывания (Постановление КС РФ от 02.02.1998 N 4-П).

      Конституционный Суд решительно выступил против попыток региональных властей самостоятельно регулировать миграционное перемещение путем введения региональных квот, сборов, компенсаций и иных ограничений на проживание на своих территориях, поскольку они не предусмотрены федеральным законом, а их установление не входит в компетенцию субъектов РФ (Постановления КС РФ от 04.04.1996 N 9-П, от 02.07.1997 N 10-П и др.).

      Последовательно проводя идею уведомительного характера регистрации, Суд высказался по поводу неконституционной практики применения правил регистрации и сферы компетенции органов, ее осуществляющих. Так, он указал, что при предоставлении лицом документов, удостоверяющих личность и подтверждающих его право проживать по выбранному адресу (ордера, договора, согласия лица, предоставившего жилое помещение), органы регистрационного учета не обладают правом усмотрения и обязаны зарегистрировать это лицо по указанному адресу. Требование о предоставлении каких-либо иных документов могло бы фактически привести к парализации соответствующих прав граждан. Поэтому органы регистрационного учета не управомочены законом проверять подлинность предоставленных документов или их соответствия российскому законодательству. Иное означало бы неправомерное вторжение органов исполнительной власти в сферу гражданских, жилищных, семейных и иных отношений вопреки предназначению института регистрации (Постановление КС РФ от 02.02.1998 N 4-П)*(274).

      Свободное определение гражданином РФ и иным лицом, законно находящимся на территории РФ, места проживания и жительства, сугубо учетные цели регистрации и уведомительный ее порядок, отсутствие обусловленности наличия регистрации реализацией иных конституционных прав предполагает, что регистрация в отличие от разрешительной системы прописки не предназначена для полицейского контроля за гражданами, а преследует социально-экономические цели (планирования жилищного строительства и муниципальной инфраструктуры, демографического, статистического учета и т.п.). В свете этого установление административной ответственности и практика паспортных проверок представляются весьма сомнительными с точки зрения положений ч. 1 ст. 27 Конституции.

      2. Право свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться обратно конкретизировано в Федеральном законе от 15.08.1996 N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” (в ред. от 22.07.2008), который опирается на Конституцию, а также на международные договоры РФ и соглашения по указанным вопросам. В соответствии с этим порядок выезда и въезда по-разному регулируется для российских граждан и для иностранцев и лиц без гражданства. Так, для иностранных граждан и лиц без гражданства порядок въезда в Российскую Федерацию носит разрешительный характер. Виза или иное разрешение на въезд выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ по основаниям, указанным в законе, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Гражданин РФ не может быть лишен права на въезд в Российскую Федерацию ни по каким основаниям.

      В соответствии со ст. 15 указанного Закона право гражданина РФ на выезд из страны может быть временно ограничено: а) при допуске его к сведениям, отнесенным к государственной тайне – в зависимости от степени секретности срок ограничения может составлять от пяти до 10 лет; б) до окончания гражданином военной или альтернативной гражданской службы; в) при задержании или осуждении за совершение преступления – до отбытия наказания или освобождения от него; г) до исполнения обязательств, наложенных на гражданина судом; д) в случае сообщения о себе заведомо ложных сведений при оформлении документов для выезда.

      Важно отметить, что перечень ограничений является исчерпывающим и не носит политического характера. Рассматривая положения п. “а” ст. 64 действовавшего прежде УК РСФСР, который квалифицировал бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы как одну из форм измены Родине, Конституционный Суд признал это положение очевидно противоречащим Конституции. При этом он отметил, что ограничения в праве на выезд, связанные с обеспечением безопасности и других интересов, носят временный характер и не лишают гражданина самого права свободно выезжать из страны и беспрепятственно в нее возвращаться. Эти ограничения не могут толковаться расширительно и не должны приводить к умалению других гражданских, политических и иных прав, гарантированных гражданам Конституцией и законами РФ (Постановление КС РФ от 20.10.1995 N 17-П*(275)). Аналогичное положение содержится в ч. 3 ст. 2 указанного Закона.

      Установленные законом ограничения конституционного права на выезд из РФ не являются абсолютными: во-первых, они действуют только в течение сроков, максимальный предел которых установлен в этом же Законе, а во-вторых, выезд из РФ может быть разрешен гражданину и независимо от истечения этих сроков. Во всех перечисленных случаях временного ограничения конституционного права на выезд из страны орган внутренних дел обязан уведомить гражданина о том, какая организация приняла на себя ответственность за ограничения его права на выезд, что возлагает на нее обязанность обосновать необходимость ограничения (ст. 16 Закона). Должностные лица, по вине которых нарушены права гражданина на выезд из РФ, несут материальную и иную ответственность за ущерб, причиненный ему своими действиями или бездействием (ст. 35 Закона). Указанные решения и действия могут быть обжалованы в судебном порядке. При этом суд не может ограничиваться лишь формальным установлением факта, например допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, а обязан дать оценку обоснованности решения организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права гражданина на выезд из Российской Федерации (Определение КС РФ от 08.10.1998 N 146-О*(276)).

      Осуществление гражданином конституционного права свободно выезжать за пределы РФ и, соответственно, выдача и получение заграничного паспорта не должны зависеть от наличия или отсутствия у гражданина определенного места жительства (Постановление КС РФ от 15.01.1998 N 2-П*(277)). Формулируя эту позицию, Суд связал в ней обе части ст. 27 Конституции, исходя из целостности понятия свободы передвижения, которая, как и другие конституционные права и свободы, гарантируется гражданам независимо от наличия или отсутствия у них жилого помещения для постоянного или временного проживания. Конституционный Суд дисквалифицировал при этом правило о выдаче заграничного паспорта лишь по месту жительства, указав, что оно обусловлено только целями рациональной организации деятельности органов внутренних дел и не отвечает положениям ст. 18 и ч. 3 ст. 55 Конституции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: