Свобода вероисповедания: что это такое, описание и особенности

Что такое свобода вероисповедания в светском государстве

Для того чтобы понять важность ст. 28 Конституции Российской Федерации, нужно вначале понять смысл гарантируемых данной статьей свобод и их значение для социального, светского и демократического государства, коим и является Российская Федерация.

  • Значение понятия «свобода совести»
  • Что такое «свобода вероисповедания»
  • Свобода совести и вероисповедания в законодательстве России

Значение понятия «свобода совести»

Свобода совести – это право человека на самоопределение, формирование убеждений, взглядов и воззрений, то есть на приверженность той или иной мировоззренческой позиции или религии.

Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека. Данная декларация стала основой и образцом для законодательных актов, регулирующих права человека.

В ст. 18 вышеназванной декларации указывается, что каждый человек имеет право на свободу совести. Далее это понятие раскрывается, как возможность иметь, менять и проповедовать свои убеждения или религию как лично, так и в среде единомышленников.

По-другому обсуждаемое понятие можно назвать свободомыслием, то есть неотъемлемым и данным человеку от природы правом и способностью мыслить, без которого не может быть и речи о права человека и социальном государстве, поскольку без свободомыслия не может быть демократического выбора, а, стало быть, и демократии. Попытка же поразить человека в его естественном праве недопустима, так как является насилием над личностью и идет вразрез с принципами построения социального общества.

Свобода совести – широкое понятие, которое включает в себя и свободу вероисповедания, которая, в свою очередь, является весьма важным для светского государства принципом.

Что такое «свобода вероисповедания»

Свобода вероисповедания – это элемент свободы совести и право человека как исповедовать и практиковать любую религию, так и отказаться от нее и возможность этот отказ пропагандировать.

В данное понятие также включают следующие элементы:

  1. Возможность исповедовать религию.
  2. Возможность совершать религиозные обряды и ритуалы.
  3. Возможность сменить религию.
  4. Право вести пропаганду религиозного течения.
  5. Возможность заниматься благотворительной деятельностью.
  6. Право на религиозное образование.
  7. Равенство всех граждан перед законом вне зависимости от отношения к религии.

Светское общество – это такое общество, в котором церковь отделена (существует также термин «секуляризация») от власти, а законы и политику страны правительство определяет исходя из гражданских норм, а не религиозных воззрений.

Парадоксально, но именно при таком государственном устройстве, когда церковь отделена от власти, возможна свобода вероисповедания.

В теократических государствах превалирует одна религия и исповедующие другие вероучения или отвергающие их вовсе подвергаются дискриминации, гонениям и репрессиям.

Свобода совести и вероисповедания в законодательстве России

Статья 14 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Россия является светским государством, ни одно религиозное течение и направление не может быть государственным и обязательным, а любые религиозные организации равны в глазах закона. Как уже было сказано выше, светское государство – это одно из условий обеспечения свободного вероисповедания на территории страны.

Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, которое ставит своей целью достойное обеспечение жизни и свободное развитие человека. А такое развитие личности невозможно при насильственном насаждении какого-либо религиозного течения или его запрете.

На основании этой статьи 26.09.1997 был принят Федеральный закон N 125 “О свободе совести и о религиозных объединениях”. Данный закон более полно раскрывает принципы, заложенные Конституцией, и устанавливает условия деятельности религиозных объединений. Целью закона является установление понимания, терпимости и уважения в вопросах веры и свободы совести, что является жизненно важным для многонационального и многоконфессионального населения России.

Что собой представляет право на свободу совести и вероисповедания?

Содержание:

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу совести и вероисповедания. Оно охраняется законодательством страны. Если нарушается свобода вероисповедания, Конституция предполагает уголовную или административную ответственность. В то же время в государстве запрещается организация религиозных формирований, которые причиняют вред окружающим гражданам, побуждают не исполнять обязанности гражданина или совершать противозаконные действия

Что такое свобода совести

Свобода совести означает два понятия. С одной стороны, это демократическая правовая догма, она относится к правовой категории. С другой стороны, свобода совести — это философский, этический аспект. Понятие является многогранным и сложным, оно имеет политическую, социологическую, философскую подоплеку.

Истинная свобода совести предполагает высшую степень морального развития. Человек стремится исключить все действия со своей стороны, которые могут принести малейший вред окружающим или природе. Кроме этого, он становится активным участником прогрессивного развития социума, оказывает поддержку и помощь нуждающимся людям. Что значит свобода совести? Это желание принести максимум пользы миру, не навредить собственными действиями. Различают три уровня данного понятия:

  • На ложном уровне совесть проявляется в действиях одного или нескольких индивидов, которые обусловливают эти поступки, как собственные моральные убеждения в рамках общественной или классовой принадлежности. Такие принципы не вписываются в общественное развитие и прогресс социума.
  • На относительном этапе свобода совести — это право одного индивида выражать собственные ценности и ориентиры. Это может быть также объединение, организация, партия. Их принципы и понятие совести не полностью вписываются в общественный прогресс.
  • На истинной стадии свобода совести идеально совпадает с взглядами и мнениями общества. Она может проявляться в конкретном индивиде или группе людей. Именно истинную совесть считают проявлением данного понятия.

Основываясь на данной классификации, можно судить, что право на свободу совести имеет каждый гражданин страны. Однако оно включает две стороны:

  1. Субъективный подход. Основывается на нравственных убеждениях определенной личности. Это может быть партия, группа лиц, объединение или один человек.
  2. Объективная точка зрения. Базируется на общественных моральных принципах. Общество находится в постоянном развитии, принципы меняются, совершенствуются.
Читайте также:
Уставный капитал: что это такое, описание и особенности

Именно за счет кардинальной разницы между двумя подходами к пониманию совести в истории человечества всегда присутствует ложный и относительный уровень.

Что подразумевает свобода вероисповедания

Свобода совести и вероисповедания – схожие понятия, которые характеризуют неприкасаемые стороны жизни человека. Гражданин может исповедовать любую религию, имеет свободу вероисповедания, если оно не классифицируется, как запрещенное. Религия является индивидуальным пожеланием, жители страны могут в принципе отказаться от какой-либо веры или выбрать близкое для себя направление. Государство и закон позволяют распространение религии, смену веры, соблюдение традиций, обрядов. Свобода вероисповедания – это запрет на дискриминацию религиозных взглядов. Российская Федерация оставляет за собой право привлечь к ответственности личностей, разжигающих религиозный скандал. Какие права есть у верующих граждан:

  • при наличии религиозных убеждений, которым противоречит армейская служба; им будет предложен альтернативный вариант;
  • допускается формирование организаций, групп, с регистрацией, при этом регистрация не является обязательной;
  • граждане не обязаны информировать окружающих касательно своих религиозных убеждений;
  • разрешается проведение богослужений в медицинских центрах, приютах для детей и пожилых людей, местах лишения свободы;
  • допускаются религиозные собрания в специально отведенных зданиях или в жилом помещении;
  • священник не будет привлекаться к ответственности, если не даст показания, которыми с ним поделились на исповеди;
  • каждый человек имеет право на принятие участия в богослужении; запрещено принуждать людей;
  • объединения верующих имеют право на покупку, производство, продажу и распространение литературы, тематических материалов.

Конституция РФ — свобода вероисповедания

Свобода вероисповедания и свобода совести регулируется двадцать восьмой статьей Конституции государства. В законодательстве сказано:

  1. Данные понятия приняты российским государством, в их основе лежит светский характер РФ.
  2. Запрещается устанавливать религию, как обязательную или государственную. Она полностью абстрагирована от государства. Все религиозные направления идентичны перед законодательством страны.
  3. Совесть является душевной способностью людей самостоятельно контролировать свои поступки, жить в соответствии с правилами общества, подчиняться законам нравственности и морали.
  4. Религиозные граждане связывают понятие совести с верой. Атеисты опираются на моральные принципы и понимание ключевых понятий.
  5. Свобода совести позволяют индивиду самостоятельно определять свои взгляды, отношение к миру, окружающим людям. Главное условие – не переходить черту закона. Данный термин также трактуется, как свобода моральных взглядов. Существуют определенные ограничения, которые не допускается переходить.
  6. Свобода вероисповедания предусматривает разрешение на индивидуальный выбор религиозного направления. При этом гражданин может изменить свои взгляды, заниматься распространением собственных убеждений.
  7. Запрещается любая дискриминация жителей РФ на основании религиозных предпочтений. Каждый человек волен сам выбирать религию. Давление или угнетение верующих карается на законодательном уровне.

Свобода вероисповедания в современной России: конституционно-правовой аспект Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Меньшиков А.И.

В статье рассмотрены вопросы свободы вероисповедания в светском государстве, проведен анализ религиозных организаций.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Меньшиков А.И.

The article deals with questions of freedom of religion in a secular state, the analysis of religious organizations.

Текст научной работы на тему «Свобода вероисповедания в современной России: конституционно-правовой аспект»

предстает новая – «прямая» – смысловая перспектива аналитического виденья фрагмента мироздания в трех семантических планах, расположенных по принципу логической детализации («сужения» объема понятий): первый план, самый абстрактный, обозначен термином; второй план, менее абстрактный – отвлеченный, выражен «первыми идеями» (т.е. понятиями) и третий план, наиболее отдаленный – конкретный, изображен посредством «вторичных идей», т.е. образов (или представлений).

Таким способом М. Ломоносов организует когнитивное пространство научной мысли в соответствии с универсальными представлениями о мире, отвлекаясь тем самым от ментальных коннотаций языковых знаков (в отличие от Г. Сковороды).

1. Гаврилов В.В., Мещеряков Д.А. О состоянии развития современной экономической науки // Территория науки. 2007. № 1. С. 5-9.

2. Ломоносов М.В.. Избранная проза. – М.: Советская Россия, 1986. – 544 с.

3. Курилович В.С. О методологии экономической науки // Территория науки. 2012. № 1. С. 71-75.

СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ

РОССИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: вероисповедание, религия, религиозная жизнь, свобода вероисповедания.

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы свободы вероисповедания в светском государстве, проведен анализ религиозных организаций.

Keywords: creed, religion, religious life, the freedom of religion.

Abstract: The article deals with questions of freedom of religion in a secular state, the analysis of religious organizations.

Общественно-политические и правовые реформы, последовавшие за распадом Советского Союза, затронули практически все сферы жизни российского общества и государства.

Самое серьезное влияние они оказали и на религиозную жизнь в стране, изменив положение религиозных объединений и существенно расширив религиозные свободы граждан. Начало этим изменениям было положено еще Законом РСФСР от 25 октября 1990 г. № 267-! «О свободе вероисповеданий». В настоящее время соответствующие отношения регулирует Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В первую очередь изменения в рассматриваемой сфере отразились на количестве религиозных объединений, функционирующих в стране. По данным Свободной энциклопедии «Википедии» на начало 2010 г. в России зарегистрировано 23 494 религиозные организации. Среди них: местные общества и религиозные центры, монастыри и духовно-образовательные учреждения, миссии, братства и сестричества. По некоторым экспертным оценкам еще от 3 до 5 тысяч религиозных групп действует без государственной регистрации, поскольку она не носит обязательного характера. Сегодня в России действуют религиозные объединения 60-ти направлений. К числу объединений, имеющих наибольшее число последователей, относятся Русская православная церковь, мусульманские и протестантские объединения (Церкви Лютеранская, Евангельских христиан-баптистов, Адвентистов седьмого дня, Христиан веры евангельской, Свидетелей Иеговы).

Читайте также:
Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды

Религиозные организации органично включены в общественную жизнь, активно и плодотворно занимаются социальной, благотворительной, культурно-просветительской, образовательной, издательской и хозяйственной деятельностью. Есть все основания утверждать, что в Российской Федерации созданы условия для осуществления гражданами своих прав на свободу совести.

Однако это не означает, что государство и общество освободились раз и навсегда от всех проблем, связанных с обеспечением прав человека и гражданина на свободу совести и вероисповеданий. К сожалению, религиозные организации в отдельных случаях могут играть и дестабилизирующую роль, поддерживая националистические или сепаратистские движения. Нередко и со стороны органов государственной власти и муниципального управления допускаются отступления и нарушения действующих российских законов о свободе совести и религиозных объединениях. Об этом пишут средства массовой информации, говорят политики и общественные деятели,

руководители религиозных центров, сообщается в теле-и радиопередачах.

В Российской Федерации нет федеральных государственных органов, как и общественных правозащитных организаций, которые бы в масштабе всей страны осуществляли мониторинг нарушений прав граждан на свободу совести и отслеживали весьма противоречивые процессы, происходящие в этой области. Отсутствие таких обобщенных сведений порождает разноголосицу мнений, подчас противоречивых и взаимоисключающих, относительно и религиозной ситуации в целом, и состояния прав граждан на свободу совести. Если в официальных оценках преобладает позитивный аспект, то гражданское общество настроено более сдержанно, все более отчетливо звучат нотки недовольства и сомнения в отношении общего курса светского государства в сфере свободы совести.

Одной из немногих попыток представить обобщенную картину с религиозными правами является инициатива Московской Хельсинкской группы, издавшей в 2000-2001 гг. сборники докладов о положении с правами человека, как в целом в России, так и в ее регионах. В материалах общероссийской части сборников указываются недостатки закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», к которым отнесено: введение 15-летнего срока предварительной деятельности религиозной группы для регистрации в качестве религиозной организации; декларирование в преамбуле различного отношения к религиям, в зависимости от их «традиционности», что становится основой предвзятого отношения к иным религиям; демонстрация, особенно на региональном уровне, особых отношений между государством и Русской православной церковью, что выливается в предоставление ей особых прав и привилегий.

Многие региональные доклады о положении с правами человека содержат специальный раздел «Свобода убеждений, совести и религии» с информацией о нарушениях прав человека на свободу совести или о случаях неправомерного ограничения деятельности религиозных объединений. В числе наиболее распространенных нарушений упомянуты следующие факты:

– диффамация отдельных религиозных объединений в СМИ;

– использование бюджетных средств для строительства культовых зданий т.н. традиционных религий;

– отказы (или волокита) при рассмотрении заявлений религиозных организаций о возвращении зданий или о

строительстве новых культовых зданий;

– отказ в праве на альтернативную гражданскую службу;

– отказ (или волокита) при рассмотрении заявлений религиозных организаций о регистрации или перерегистрации;

– неправомерное воспрепятствование (или ограничение) деятельности отдельным религиозным объединениям.

При этом следует признать, что единственной возможностью обеспечить права граждан и создаваемых ими религиозных объединений и тем защитить религиозную свободу, межрелигиозный и межнациональный мир в России является строгое соблюдение всеми заинтересованными сторонами (государством, обществом, общественными организациями и самими гражданами) действующего российского законодательства о свободе совести и религиозных объединениях.

Данное законодательство представляет собой совокупность нормативных правовых актов, относящихся к обеспечению прав и свобод человека, к деятельности религиозных объединений. Это многоуровневая система. На федеральном уровне – это: Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств. На региональном уровне – конституции (уставы) и другие нормативные правовые акты субъектов РФ. Местный уровень включает в себя нормативные акты органов местного самоуправления, принятые ими в рамках собственной компетенции или делегированных им отдельных государственных полномочий.

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это открывает возможности применения норм международного права органами власти РФ в своей деятельности по регулированию и защите прав и свобод человека и гражданина, в том числе и применительно к проблемам свободы веры, религий и убеждений. В некоторых регионах страны стали уже действительностью судебные решения по защите конституционных прав граждан, опирающиеся на международные нормы.

Невозможно в одной статье проанализировать все правые акты, непосредственно регулирующие различные аспекты свободы совести и деятельности религиозных объединений, или

включающих в себя отдельные положения и нормы, относящиеся к этой сфере. Их сегодня насчитывается более 100. Однако, можно остановится на главном – конституционных принципах свободы вероисповедания и свободы совести.

В первых двух главах Конституции РФ «Основы конституционного строя» и «Права и свободы человека и гражданина» представлены и охарактеризованы те базисные положения, которые определяют взаимоотношения человека и государства и чрезвычайно важны для обеспечения религиозной свободы, а также характеризуют содержание и сущность свободы совести. В их числе следующие.

Государство исходит из признания прав и свобод человека высшей ценностью, а их соблюдение и защиту – своей обязанностью (ст. 2). Права и свободы человека являются непосредственно действующими, и именно они «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18).

Читайте также:
Считается ли кража рецидивом статьи за насилие?

Государство гарантирует право граждан на создание общественных объединений (в том числе религиозных) и их свободу деятельности (ст. 30). Все общественные объединения равны перед законом (п. 4 ст. 13). Одновременно запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (п. 5 ст.13).

Государство наряду с экономическим, политическим и идеологическим многообразием признает мировоззренческое многообразие. Принцип мировоззренческого нейтралитета государства освобождает его от обязанности утверждать в качестве обязательных для граждан те или другие мировоззренческие убеждения (ст. 13).

В России государство, наряду с такими характеристиками, как демократическое, социальное, правовое, определяется и как светское. В силу светского характера государства никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14).

Принцип светскости имеет ключевое значение для обеспечения

религиозных свобод, поэтому его развернутое определение содержится в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Касаясь взаимоотношений государства и религиозных объединений, закон (ст.4, п. 2) устанавливает, что государство:

– не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

– не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

– не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит федеральным законам;

обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях

В свою очередь закон (п. 5 ст.4) определяет и сферу автономности религиозных объединений, указывая, что религиозные объединения:

– создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой;

– не выполняют функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

– не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

– не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь.

Принцип свободы совести, как одного из неотъемлемых прав человека, раскрыт во второй главе Конституции РФ. Основополагающей здесь является статья 28: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Эта конституционная норма отражает все общепризнанные принципы свободы совести, зафиксированные в международно-

правовых документах (Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религий и убеждений, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.).

Добавим, что в Конституции РФ закреплены и некоторые другие важные для утверждения религиозной свободы принципы: равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от их отношения к религии; неотчуждаемость прав и свобод и принадлежность их каждому от рождения; неприкосновенность частной жизни граждан; запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие религиозную ненависть или религиозное превосходство; право на получение и распространение информации любым законным способом; право на альтернативную гражданскую службу (ст.ст. 19, 17, 23, 29 59).

Таким образом, в целом в России сегодня созданы необходимые конституционно-правовые предпосылки полноценного

осуществления каждой личностью свободы совести и религиозного вероисповедания, а также деятельности религиозных групп и организаций.

Однако здесь остается еще немало проблем, решение которых следует признать одним из важнейших направлений общественного и государственного развития России в XXI веке.

1. Гатило В.Л., Сухоруков В.В. Религиозный фактор трансформации образовательного процесса в РФ // XVIII Туполевские чтения материалы конференции. 2010. С. 608-610.

СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: российское общество, развитие общества.

Аннотация: в статье автором рассмотрены основные проблемы развития российского общества и разработаны рекомендации по совершенствованию развития в перспективе.

Keywords: Russian society, the development of society.

Abstract: in the article the author considers the main problems of

Что такое свобода совести и вероисповедания?

  • Понятие свободы совести
  • Сопутствующее право свободы вероисповедания
  • Свобода вероисповедания и уроки религии в школе
  • К чему приводит нарушение свободы совести?

Понятие свободы совести

Свобода в плане совести – полномочие каждого жителя мира. Позволяет самоопределяться, формировать взгляды и убеждения личного характера. Иными словами, человек сможет относить себя к выбранной религии или мировоззрению.

В 1948 году ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Соответствующий документ – основа и образец для последующих законодательных актов. Отвечает за урегулирование прав населения.

18 статья подобного документа указывает на то, что у каждого есть право на так называемую свободу в плане совести. Понятие трактуется как право иметь, корректировать и проповедовать религиозные убеждения лично или посредством единомышленников.

Это – свободомыслие, неотъемлемое и данное жителям Земли от природы посредством возможностей мыслить и творить, проживать в социальном государстве. Без подобной особенности не имеет смысла говорить о демократии. Попытки поработить людей в том, что дано им от природы – провальная затея, насилие над личностью, которое противоречит принципам образования социального общества.

Читайте также:
Администрация не кладет асфальт: куда жаловаться

Сопутствующее право свободы вероисповедания

В законах о свободе совести говорится в совокупности с правом выбора религии. Для светского государства подобные особенности играют важную роль.

Предоставляемый выбор вероисповедания – некая свобода взглядов, прав человека как исповедовать и практиковать религии (одну из них), так и отказаться от подобных убеждений. Более того, по действующим в мире законам можно вести пропаганду отказа от веры. Главное – не вести себя агрессивно.

Соответствующее понятие включает в себя такие составляющие:

  • исповедание;
  • совершение всевозможных религиозных обрядов, ритуалов;
  • соблюдение обычаев;
  • право на смену религии в любое время;
  • пропаганда выбранных взглядов на жизнь;
  • занятия благотворительностью;
  • получение религиозного образования.

Важно помнить, что жители стран равны друг перед другом, независимо от того, как они относятся к вере (в целом или к конкретному направлению). Подобный принцип – один из главных для построения светского общества и государства.

Светским называют общество, в котором церковь обособлена от власти, законы и политические вопросы определяются правительствами посредством гражданских норм. Мировоззрения религиозного характера тут не играют никакой роли.

В Конституции РФ (статья 14) говорится о том, что Россия – светское государство, в котором не могут продвигаться конкретные вероисповедания. Все подобные организации равны перед законодательством.

В 7 статье Конституции говорится об обеспечении свободного развития и жизни населения. Это невозможно, если ведется политика навязывания веры или осуществляется ее запрет.

Свобода вероисповедания и уроки религии в школе

В российских школах в последние годы ввели разнообразные уроки религии. Связано это с тем, что в стране учатся люди с разными взглядами на жизнь. У них должна быть возможность изучать те или иные направления по вероисповеданиям.

В 28 статье Конституции РФ говорится, что ребенок имеет право на свободное выражение веры. Если он атеист (неверующий), принуждение к религиозным мероприятиям и соответствующим урокам невозможно. Школа должна оставаться светской, но уважать взгляды/принципы жизни каждого ученика.

В пункте 2 статьи 14 Конституции также говорится о том, что религиозные объединения в стране равны. Школа является госучреждением. У нее нет никакого права распространять те или иные воззрения в плане веры.

Также стоит обратить внимание на ФЗ «О свободе веры, религии и совести». Там говорится о том, что никого нельзя насильно заставить выбрать мировоззрение или отправить на соответствующее обучение.

При этом у школ есть некая свобода. Рассматривая вероисповедание, требуется понимать – подобные уроки, обряды и мероприятия будут проводиться только с письменного согласия родителей. Образовательное учреждение имеет право предлагать религиозное обучение, но законные представители несовершеннолетних сами решают, кто будет им пользоваться.

К чему приводит нарушение свободы совести?

В России подобные ситуации преследуются по закону. В целом нарушение свобод разрушает государства, а также не позволяет обществу гармонично развиваться. Это приводит к «дроблению» населения.

В РФ нарушения в этой сфере караются штрафом от 10 до 30 тысяч рублей (для должностных лиц – до 100000, для компаний – до 1000000). Осквернение символов, литературы, памятников, связанных с верой – штрафные выплаты до 200000 или обязательные работы до 120 часов.

Оскорбление чувств верующий приводит к штрафу до 300000 обязательным работам на срок до 240 часов. А еще виновника могут приговорить к принудительным работам или лишить свободы на 12 месяцев. В отдельных случаях положен арест до 3 лет.

Что такое свобода вероисповедания в светском государстве

Время на чтение: 3 мин

Для того чтобы понять важность ст. 28 Конституции Российской Федерации, нужно вначале понять смысл гарантируемых данной статьей свобод и их значение для социального, светского и демократического государства, коим и является Российская Федерация.

  • Значение понятия «свобода совести»
  • Что такое «свобода вероисповедания»
  • Свобода совести и вероисповедания в законодательстве России

Значение понятия «свобода совести»

Свобода совести – это право человека на самоопределение, формирование убеждений, взглядов и воззрений, то есть на приверженность той или иной мировоззренческой позиции или религии.

Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека. Данная декларация стала основой и образцом для законодательных актов, регулирующих права человека.

В ст. 18 вышеназванной декларации указывается, что каждый человек имеет право на свободу совести. Далее это понятие раскрывается, как возможность иметь, менять и проповедовать свои убеждения или религию как лично, так и в среде единомышленников.

По-другому обсуждаемое понятие можно назвать свободомыслием, то есть неотъемлемым и данным человеку от природы правом и способностью мыслить, без которого не может быть и речи о права человека и социальном государстве, поскольку без свободомыслия не может быть демократического выбора, а, стало быть, и демократии. Попытка же поразить человека в его естественном праве недопустима, так как является насилием над личностью и идет вразрез с принципами построения социального общества.

Свобода совести – широкое понятие, которое включает в себя и свободу вероисповедания, которая, в свою очередь, является весьма важным для светского государства принципом.

Закон о свободе совести запрещает представителям власти религиозную пропаганду

В 4 пункте 4 статьи ФЗ 125 сказано следующее:

ФЗ 125, статья 4, пункт 4 на сайте «Консультант-Плюс»

«Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии».

Иными словами, то, что ты влиятельное лицо — это твоя исчерпывающая публичная функция. Ею нельзя пользоваться для пропаганды религиозных идей.

Читайте также:
Нужно ли платить налоги при выделении доли племяннику

В то же время и религиозные организации не должны участвовать в политической жизни страны, чём сказано в 5 пункте 4 статьи ФЗ 125:

ФЗ 125, статья 4, пункт 5 на сайте «Консультант-Плюс»

«не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь».

Что такое «свобода вероисповедания»

Свобода вероисповедания – это элемент свободы совести и право человека как исповедовать и практиковать любую религию, так и отказаться от нее и возможность этот отказ пропагандировать.

В данное понятие также включают следующие элементы:

  1. Возможность исповедовать религию.
  2. Возможность совершать религиозные обряды и ритуалы.
  3. Возможность сменить религию.
  4. Право вести пропаганду религиозного течения.
  5. Возможность заниматься благотворительной деятельностью.
  6. Право на религиозное образование.
  7. Равенство всех граждан перед законом вне зависимости от отношения к религии.

Право человека выбирать, какой религии придерживаться или не придерживаться ее совсем, а также равенство людей перед законом вне зависимости от сделанного выбора – это один из принципов, на котором строится светское общество и государство.

Светское общество – это такое общество, в котором церковь отделена (существует также термин «секуляризация») от власти, а законы и политику страны правительство определяет исходя из гражданских норм, а не религиозных воззрений.

Парадоксально, но именно при таком государственном устройстве, когда церковь отделена от власти, возможна свобода вероисповедания.

В теократических государствах превалирует одна религия и исповедующие другие вероучения или отвергающие их вовсе подвергаются дискриминации, гонениям и репрессиям.

Право на свободу совести и свободу вероисповедания

Версия для печати

Статья 28 Конституции РФ провозглашает:

«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.».

Свобода совести и свобода вероисповедания основаны на светском характере российского государства, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Под совестью понимается душевное свойство человека, проявление нравственного самосознания, самоконтроля, признания необходимости соблюдения тех или иных правил жизни. Для религиозных людей совесть, прежде всего, связана с догмами веры. Для атеистов совесть основывается на моральных критериях разграничения добра и зла. Таким образом, содержание свободы совести предполагает свободу на самоопределение личности, свободу мировоззренческого выбора человека. Одним из элементов свободы совести является свобода вероисповедания.

Содержание свободы вероисповедания включает в себя, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии в Российской Федерации не допускается. Свобода вероисповедания означает право человека на, выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением

Статья 28 Конституции РФ в завуалированном виде закрепляется право не только на атеистические убеждения, но и на атеистическую пропаганду («распространять религиозные и иные убеждения»). С содержательной точки зрения следует признать бесполезным упоминание о праве «не исповедовать никакой» религии, поскольку это заложено в содержании свободы совести. Следует помнить, что данная статья Конституции посвящена только правам человека в области религии, что же касается правового положения самих религиозных объединений, их равенства перед законом, то основанием этого служит ст. 14 Конституции РФ.

Свобода совести и вероисповедания подробно регламентируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях»:

— верующий человек имеет право заменить военную службу на альтернативную, если это противоречит его убеждения;.

– никто не обязан сообщать о своей вере никому, и никто не вправе требовать этого от других людей;

– никому не может быть запрещено принимать участие в богослужениях, но и никто не может быть принуждён к этому;

– священнослужитель не может быть привлечен за отказ от дачи показаний по фактам, ставшим ему известным из исповеди;

— верующие могут объединяться в различные группы и организации. Объединение граждан может, как иметь регистрацию, так и не иметь;

– закон позволяет проводить религиозные встречи, как в специальных местах, так и в жилых помещениях;

– религиозные организации вправе проводить богослужения в больницах, детских домах, тюрьмах, домах престарелых;

– религиозные организации вправе производить, распространять, продавать и покупать религиозную литературу, аудио и видео материалы и иные предметы религиозного назначения.

Важным элементом свободы вероисповедания является право гражданина на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. Право на свободу совести признано за ребенком, в то время как родители осуществляют воспитание и образование детей. По просьбе родителей или лиц их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений, по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления, предоставляет религиозным организациям возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы. За религиозными объединениями закреплены права в области совершения религиозных обрядов и церемоний, производства и распространения религиозной литературы и предметов религиозного назначения.

В Российской Федерации запрещены религиозные объединения, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению противоправных действий.

Читайте также:
Правила перевозок грузов на железнодорожном транспорте

Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях предусмотрена ст. 5.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий (ст. 148).
Дата публикации: 21.03.2013 г. Дата изменения: 14.12.2016 г.

27. СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В РФ. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Конституция РФ в ст. 28 устанавливает, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Свобода совести и вероисповедания принадлежит всем лицам, законно находящимся на территории РФ, и не зависит от гражданской принадлежности лица.

Не допускается установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от религиозных убеждений, за исключением случаев, установленных федеральными законами и только в том объеме, в каком это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности РФ.

Гражданам РФ гарантируется право на замену военной службы на альтернативную гражданскую службу, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы.

Свобода совести и вероисповедания

включает в себя: 1) право лица не сообщать о своем отношении к религии, свободно участвовать в отправлении религиозных обрядов; 2) право свободно реализовывать свое право на свободу совести и вероисповедания, не допускается принуждение кого бы то ни было к исповеданию той или иной религии путем применения насилия, повреждения имущества либо угрозами подобных действий; 3) право на тайну исповеди.

РФ – светское государство.

Поэтому никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В РФ не допускается дискриминация по признаку принадлежности к той или иной религии. Конституция РФ закрепляет принцип отделения государства от церкви, т. е. религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В соответствии с этим принципом государство не вправе: 1) вмешиваться в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; 2) возлагать на религиозные объединения обязанности органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; 3) вмешиваться в деятельность религиозных объединений, если та деятельность не противоречит конституционному строю РФ; 4) вводить в качестве обязательного образования религиозное в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Религиозные объединения граждан, если их деятельность не нарушает конституционных основ РФ, выступают наравне с другими общественными объединениями в общественных отношениях, за исключением участия в: 1) осуществлении полномочий органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; 2) выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; 3) деятельности политических партий и политических движений, оказании им материальной и иной помощи.

1.1. Понятие и предмет римского права

1.1. Понятие и предмет римского права

Периодизация римского права. В истории человечества римскому праву отводится совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир.

Зарождение римского права относится к тому периоду, когда Рим был маленькой общиной среди многих других подобных себе общин средней Италии. На начальном этапе римское право представляло собой несложную и архаическую систему, проникнутую узконациональным и патриархальным характером. Не развиваясь и оставаясь на той же стадии развития, римское право давно было бы затеряно в архивах истории.

Римское право надолго пережило своего создателя — античное (рабовладельческое) общество. Оно частично или в переработанном виде легло в основу гражданского, частью уголовного и государственного прав многих феодальных, а затем буржуазных государств.

Периодизация римского права (ius romanum) — это выделение в развитии права этапов, имеющих соответствующие признаки и временной промежуток.

Самой распространенной периодизацией является деление эволюции частного римского права на следующие периоды.

1. Период древнего, или квиритского, гражданского права (ius civile Quiritium) — 754 г. до н. э. В этот период основным источником права выступают Законы XII таблиц, закрепившие основные институты правовой системы Рима.

2. Предклассический период — 367 г. до н. э. Издаются законы, развивается наследственное право, создаются такие способы создания правовых норм, как формулы претора. Изменяется форма судебного процесса (с легисакционного на формулярный).

3. Классический период — 27 г. до н. э. — 284 г. н. э. Появляются сенатусконсульты, конституции принцепса и ответы юристов. Появляется экстраординарный процесс.

4. Постклассический — 284–565 г. н. э. В конце периода возникает Кодекс Юстиниана (Corpus juris civilis).

Предмет римского права. Нормы римского частного права регулировали широкий круг общественных отношений между частными лицами. К ним относились:

1) комплекс личных прав, правовое положение субъектов в имущественных отношениях, возможность субъектов совершать сделки имущественного характера;

2) брачно-семейные отношения;

3) отношения, связанные с собственностью и другими правами на вещи;

4) круг вопросов, возникающих по поводу наследования имущества умерших и других лиц;

5) обязанности субъектов, возникающие из различных оснований — договоров, правонарушений, подобия договоров, подобия правонарушений;

6) вопросы защиты частных прав.

Читайте также:
Законодательство РФ о занятости населения

Определение римского права. Римское право состоит из публичного права и частного права. Публичное право регулирует состояние Римского государства, а частное право относится к имущественным выгодам отдельных граждан.

Публичное право (ius pudlicum) выражает и защищает интересы государства, регулирует отношения между государ ством и частными лицами. Нормы публичного права являются обязательными, отдельными лицами они изменены быть не могут.

Частное право (ius privatum) выражает и защищает интересы отдельных частных лиц. Нормы частного права могут быть изменены соглашением между частными лицами.

Частное право содержало нормы, регулирующие отношения как между физическими, так и между юридическими лицами.

Частное право включало в себя уполномочивающие и диспозитивные нормы, так как являлось областью, в которой вмешательство государства было ограниченным, и которая предоставляла простор для частных лиц.

Уполномочивающие нормы предоставляли частным лицам возможность отказаться от указанного в законе поведения и самим определить, как поступить в конкретном случае. Так, лицу предоставлялась возможность решить, то ли защищать свое нарушенное право собственности, то ли нет; предъявлять либо не предъявлять иск.

Диспозитивные (условно-обязательные) нормы действовали тогда, когда лицо не воспользовалось предоставленным ему правом. Например, если умерший не оставил после себя завещание, государство заполняло этот пробел. С помощью диспозитивной нормы оно определяло, кому и как переходит имущество умершего (наступало наследование по закону).

В настоящее время термин «частное право» сохранился в ряде государств, в особенности там, где имеется различение гражданского и торгового права. В этих государствах (например, Франция, Германия) частное право включает в себя главным образом: а) гражданское право, б) торговое право.

Гражданское право включает в себя нормы, регулиру ющие имущественные правоотношения автономных субъектов оборота, не являющиеся торговыми, а также семейные правоотношения и некоторые личные права. В области торгового права — нормы, регулирующие специальные взаимоотношения купцов и торговые сделки. В тех государствах, в которых отсутствовало торговое право, отношения в этой области регулировались просто гражданским правом.

Римское право не включало в себя термин «граждан ское право» («ius civile») в указанном выше значении. Дан ный термин имел ряд значений, в особенности он означал: а) древнее право римских граждан (цивильное право), и в этом смысле «цивильное право» противопоставлялось преторскому праву; б) всю совокупность юридических норм, действующих в данном государстве (civitas) и выраженных в законах этого государства; в этом смысле гражданское право противопоставлялось «праву народов» (ius gentium) и естественному праву (ius naturale).

Основные черты римского права. На всем протяжении истории общества мы не встречаем другой системы частного права, достигшей такой детализации и столь высокого уров ня юридической формы и юридической техники, как римское частное право. Следует в особенности отметить два право вых института, которые вызвали в Риме подробную регла ментацию, имевшую особое значение для хозяйственного оборота Рима, для закрепления и усиления эксплуатации рабов и малоимущих свободных, производившейся верхушкой рабовладельческого общества.

Во-первых, институт неограниченной индивидуальной частной собственности, выросший из необходимости установить, в возможно широком объеме, права рабовладельцев на землю, обеспечить полную свободу эксплуатации рабов и предоставить купцам действительную возможность распоряжаться товарами.

Во-вторых, институт договора. Торговый оборот, достигший своего наивысшего развития в Риме в первые века новой эры, и вообще ведение богачами крупного хозяйства вызвали необходимость подробной разработки разнообразных типов договорных отношений и детальнейшей формулировки прав и обязанностей контрагентов на основе твердости договора и безжалостного отношения к должнику, не выполнившему договора.

К началу новой эры в Римском государстве исчезли пережитки первобытнообщинного строя и проявления семейной общности имущества. Постепенно римское частное право приобретает черты индивидуализма и свободы правового самоопределения имущих слоев свободного населения. Субъект собственности самостоятельно выступает в обороте и единолично несет ответственность за свои действия. Индивидуализм определяется тем, что домохозяин или рабовладелец ведет хозяйство и сталкивается на рынке с другими такими же хозяевами.

Последовательное проведение этих начал, имеющих огромную ценность для господствующего класса общества, основанного на эксплуатации, сочеталось в Риме с находящейся на весьма высоком уровне формой выражения юридических норм.

Таким образом, отличительными признаками частного римского права являются: ясность построения и аргументации, точность формулировок, конкретность и практичность права и соответствие всех юридических выводов интересам господствующего класса.

Системы римского права. Римское частное право было представлено тремя ветвями, которые появились в различное время. Первую составляли нормы квиритского (цивильного) права, формирование и развитие которого приходится на VI в. — середину III в. до н. э. Нормы древнейшего права регулировали отношения исключительно между квиритами — римскими гражданами.

Расширение торговли, развитие сельского хозяйства, ремесел, частных имущественных отношений, в целом рабовладельческой системы хозяйства вызвали дальнейшее развитие частного права. Нормы квиритского права уже не в состоянии были регулировать развитие торгово-денежных отношений. Жизнь настоятельно требовала привести старые нормы в соответствие с новыми условиями и потребностями общества. Вот почему рядом с квиритским правом появилось преторское право (ius praetorium) как вторая ветвь частного права. Она выросла из эдиктов магистратов, в особенности преторских эдиктов.

В ходе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а лишь придавали нормам старых законов новое значение (лишали силы то или иное положение цивильного права). Осуществляя защиту новых отношений, преторы сделали следующий шаг. С помощью эдиктов они стали заполнять пробелы цивильного права. Позднее преторские эдикты стали включать формулы, которые были направлены на изменение норм цивильного права, преторский эдикт указывал пути для признания новых отношений. Представляя средства защиты вопреки цивильному праву или в дополнение его, эдикт претора создавал новые формы права.

Читайте также:
Цена иска: что это такое, описание и особенности

Нормы преторского права, так же как и нормы квиритского права, регулировали отношения между римскими гражданами. Однако в отличие от последних эти нормы были освобождены от формализма, религиозной обрядности и символики. Основой преторского права являлись прин ципы доброй совести, справедливости, гуманности, рационалистическое учение о естественном праве (ius naturale). В соответствии с естественным правом все люди равны и рождаются свободными. Непосредственно из принципа справедливости выводилось равенство римских граждан перед законом. Принцип гуманизма означал уважительное отношение к личности.

Торговый обмен между Римом и другими территориями Римского государства требовал создания правовых норм, приемлемых для совершения сделок с участием иностранных граждан. В республиканский период в силу этого появилась еще одна система частного права — «право народов» (ius gentium). Эта система впитала в себя институты римского права и нормы права Греции, Египта и некоторых других государств.

В отличие от квиртского и преторского права нормы «права народов» регулировали отношения между римскими гражданами и перегринами, а также между перегринами на территории Римского государства. Это право по сравнению с римским правом древнейшего периода отличались простотой, отсутствием формальностей и гибкостью.

Исконное римское частное право и «право народов» долгое время дополняли друг друга. При этом существенно было влияние «права народов» на квиритское право, и последнее стало терять свои специфические черты. Постепенно происходило сближение всех трех систем права. Если в начале III в. н. э. еще сохранялись некоторые различия между ними, то уже к середине IV в. все три системы образовали единое римское частное право.

Основные принципы публичного права. Римскому праву присущи два противоположных принципа, пронизывающих процесс разработки права претором и юристами.

Во-первых, консерватизм. Он выражался в том, что юристы доказывают, что любые выводы соответствуют взглядам их предшественников. Они относились с большим уважением к старому праву, подчеркивая недопустимость каких-либо новшеств, неизменность существующего социального строя и, главное, незыблемость права. Бывали случаи, когда юристы специально прибегали при толковании сложившейся нормы к натяжкам, чтобы не показывать изменчивости права.

Во-вторых, прогрессивность. Но если развивающиеся производственные отношения не вмещались, ни при каком толковании, в прежние нормы, если современные интересы господствующего класса не защищались древними правилами, если обнаруживался пробел в праве, то юрист не боялся сформулировать новое начало. Но не путем отмены старого закона или обычая: на такую отмену римские магистраты и юристы не были управомочены, и такая ломка могла бы вселить вредное для господствующего класса мнение об изменчивости права. Римский юрист предпринимал обходное движение. Наряду со старым правом и без отмены последнего вырабатывались новые нормы путем вносимых претором дополнений прежнего эдикта или путем формулировки юристами новых взглядов. И жизнь начинала течь по новому руслу, хотя старое русло не засыпалось — оно просто высыхало. Так, наряду с цивильной собственностью была создана так называемая бонитарная, или преторская, собственность (не носившая названия собственности, но дававшая управомоченному лицу все права собственника), наряду с цивильным наследственным правом была создана преторская система наследования (опять-таки даже не носившая названия наследования) и т. п.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

§ 1. Предмет и понятие уголовного права

§ 1. Предмет и понятие уголовного права Этимологически слово “уголовный” связано со словом “голова”, которое в древнерусском языке имело значение “убить”. В латинском языке ему соответствует “penal”, что значит “головной” и “уголовный”[1]. По другим объяснениям слово “уголовный”

1. Понятие и предмет аграрного права

1. Понятие и предмет аграрного права Российское право представляет собой систему, состоящую из отраслей права.Отрасли права, в свою очередь, состоят из норм, объединяемых в институты.Аграрное (сельскохозяйственное) право является одним из таких институтов, который

8. Понятие и виды источников римского права

8. Понятие и виды источников римского права Источники римского права — формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества.Виды источников римского права:— обычное

§ 1. Понятие и предмет инвестиционного права

§ 1. Понятие и предмет инвестиционного права Переход к рыночной экономике в России неразрывно связан с развитием инвестирования как профессионально осуществляемой хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли. В условиях интенсивно развивающейся

§ 2. Понятие финансового права и его предмет

§ 2. Понятие финансового права и его предмет Для уяснения понятия финансового права имеет смысл сделать небольшой экскурс в историю, что позволит не только удовлетворить познавательный интерес, но и наглядно продемонстрировать столкновение самых, казалось бы,

1. Понятие Римского права. Отличие частного права от публичного. Основные системы Римского права

1. Понятие Римского права. Отличие частного права от публичного. Основные системы Римского права Термином «римское право» обозначается право античного рабовладельческого Рима, а также его наследницы – Византийской империи (вплоть до Юстиниана).В римской традиции

2. Историческое значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции

2. Историческое значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции После падения Западной Римской империи римское право перестали применять даже в Риме, однако оно продолжало использоваться в Восточной Римской империи (Византии). Варварские

Понятие и предмет конституционного права

Понятие и предмет конституционного права Конституционное (государственное) право ведущая отрасль публичного права, представляющая собой совокупность норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, определяющие организационное и функциональное единство

Читайте также:
Тарханно-несудимые грамоты: что это такое, описание и особенности

1. Понятие и система римского частного права

1. Понятие и система римского частного права Римское частное право — совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе.Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных,

4. Понятие и виды источников римского права

4. Понятие и виды источников римского права Источниками римского права признаются общеобязательные формы выражения правовых норм, принятых специальным органом (например, сенатом) или должностным лицом (например, претором) в Древнем Риме.Римское право различало

Система административного права, понятие и предмет

Система административного права, понятие и предмет Административное право – это отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти; это система правил поведения (норм), установленных

1. Понятие и предмет банковского права

1. Понятие и предмет банковского права Банковская система выступает в качестве приводного механизма национальной экономики – она обеспечивает аккумуляцию свободных денежных средств физических и юридических лиц и их межрегиональное и межотраслевое перераспределение;

1.1. Понятие и предмет российского трудового права

1.1. Понятие и предмет российского трудового права Трудовое право как отрасль права – важнейшая из отраслей российского права, регулирующая трудовые отношения работника и работодателя.Трудовое право – это совокупность правовых норм, регламентирующих общественные

ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ТРУДОВОГО ПРАВА

ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ТРУДОВОГО ПРАВА Отрасль трудового права – совокупность правовых норм, направленных на регулирование отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности работников с определенными работодателем функциональными обязанностями, реализация которых

Римское право

Обозначению общего понятия права в Р.п. служило латинское слово jus, имеющее чисто социальную наполненность. В этом отношении римляне противопоставляли fas как установление божественного происхождения и jus как установление человеческого общежития. Первое представляет собой род священного, единожды и навсегда в неизменном виде установленного права, переданного людям в виде общих заветов для неукоснительного следования, не подверженного сомнению и лукавому истолкованию, гарантированного божественным возмездием; благодетельность предначертаний и требований fas следует из презумпции его неумолимой гуманности. Второе формируется общественным согласием без всякого участия высших сил, и его обязательность основана либо на целесообразности следования предписанному, либо на властном принуждении.

Понятие права в римской юридической культуре имело много разных значений. Правом могли обозначаться правила общежития в отличие от нравов или обычаев. Право могло означать определенное общественное или гос-ное состояние – в отличие от бесправия. Наконец, право могло сливаться с более общим понятием правопорядка вообще. Тем же словом могла обозначаться совокупность норм, отличающаяся по своему источнику: право божественное – право человеческое; по своему формальному характеру: право писаное – право неписаное; по историческому значению: право новое – право древнее. Jus обозначало и субъективное право: право кого-либо на выражение воли, на завещание, на вещь или даже еще более узко – на отказ от опекуна.

Система Р.п., не будучи разработанной и установленной единовременно, сложившаяся в ходе длительного развития юридической практики и разработок юриспруденции, отличается от отраслевого (или иного) подразделения правовых систем современности. Главным квалифицирующим признаком классификации институтов и в целом системы Р.п. явилось деление на публичное право и частное право (jus publicum — jus privatum). Согласно основополагающему определению, «публичное право есть то, которое рассматривает состояние римского государства, частное – то, которое посвящено интересам отдельных лиц». Подробная и законченная дифференциация этих 2-х областей права в римской юридической культуре не сложилась, их подразделение носило условно-категориальный характер. Специфика сформировалась только в области правозащиты и источников права, признаваемых для данной сферы допустимыми.

Судьба той и другой отрасли Р.п. оказалась неодинаковой. Римское публичное право не пережило Римского государства; лишь некоторые термины публичного права (император, сенат, консул и др.) встречаются в дальнейшей истории, но с др. содержанием. Наоборот, римское частное право сыграло весьма значительную роль в развитии гражданского права в средние века и в новое время, оно легло в основу законодательства многих западноевропейских государств, которые или прямо заимствовали римские правовые понятия и институты, или приняли принципы Р.п. за образцы при разработке кодексов нового времени (особенно в отношении права собственности и договорного права). Выработанные римскими юристами понятия, отличавшиеся точностью формулировок, четкостью выводов, легли в основу научной разработки гражданского права.

Публичное право, отражая интересы римского народа, подлежало правовой охране от имени римского народа и исключительно с его санкции. Поэтому традиционно публичное право включало принципы и институты, которые современная правовая культура относит к гос-ному, административному, уголовному, финансовому праву, регулированию священно-культовых вопросов, общим началам судебного процесса (с существенными изъятиями), наконец, международному праву.

В римское частное право вошли такие институты и принципы, которые позднее стали относиться к гражданскому и процессуальному праву, частично к сфере уголовного права и процесса (поскольку там речь шла об охране личности гражданина от личностных же посягательств). Частное право отражало интересы индивидуума и не могло охраняться помимо желания и интересов отдельного лица. Свои источники право черпало не только в общегосударственных установлениях, но и в воле частных лиц; в традиции Р.п. сформировалось признание поэтому частных соглашений в данной области как имеющих силу общеправовых установлений.

Содержание римского частного права (Р.п. в узком смысле) как гражданского права рабовладельческого общества отражает общественные отношения в таком обществе, основанные на неограниченной власти рабовладельцев и полном бесправии рабов, которых рабовладелец мог продать, купить, убить. Развитие торговли привело к установлению принципа формального равенства в области частного права всех свободных лиц. Этот принцип явился результатом долгого развития. Исходным положением Р.п. было то, что только римский гражданин (civis romanus) является вполне правоспособным лицом; всякий чужеземец, т.е. не член римской общины, – враг и не пользуется защитой закона. В древнейшую эпоху его можно было безнаказанно убить или обратить в рабство. По мере развития торговли с др. общинами и государствами такое бесправное положение чужеземцев сохраниться не могло. Стали признаваться основные имущественные права и за перегринами (чужеземцами, жившими на римской территории). Применительно к ним сложилась специальная система норм, материалом для которой послужили отчасти нормы исконного Р.п., отчасти нормы, заимствованные из права др. государств, с которыми римские граждане имели деловые соглашения (особенно из греческого права). Так сложилась система «права народов» (jus gentium). В результате этого и возникло начало формального равенства всех свободных людей.

Читайте также:
Твердая смета: что это такое, описание и особенности

Римское частное право характеризуется индивидуалистическим началом; в нем доведен до логических пределов принцип наибольшей свободы хозяйственного самоопределения свободных граждан.

Особенностью правообразования в Риме было правовое регулирование складывавшихся производственных отношений в основном не в порядке законодательства, а путем научной работы юристов и деятельности римских магистратов по разрешению споров между частными лицами (jurisdictio). Так постепенно изменялось Р.п. без ломки его формы. Законодательные акты республиканского Рима сводятся к памятнику древнейшей эпохи – Законам XII таблиц и ограниченному числу законов (leges) по отдельным специальным вопросам. Только в императорскую эпоху законодательная деятельность усилилась. Основное богатство римского частного права заключается в казуистике римских юристов, конкретизировавшей основные положения права. Р.п. развивалось на почве обсуждения и разрешения конкретных дел

казусов, что обеспечивало его жизненность. Наряду с этим римское частное право являлось в основе правом судебным. Судебные магистраты и в особенности преторы имели право издавать эдикты, определявшие те правила, которых предполагал, а позднее обязывался придерживаться претор в течение своего должностного года.

Римские юристы пользовались большим авторитетом и общественным значением. Начиная с Августа, императоры стали предоставлять выдающимся юристам право давать официальные консультации, причем их заключения (response prudentium) получали обязательную силу. Юристы Лабеон и Капитон (I в.) положили начало двум направлениям юридической мысли Рима. Ближайшим учеником Лабеона был Прокул, по имени которого эта школа получила название прокулианской; учеником Капитона был Сабин, по имени которого эта школа получила название сабинианской. Среди прокулианцев выделялись два Цельзя (отец и сын); среди сабинианцев – Сальвий Юлиан Гай (получивший большую известность своим учебником Р.п. – Институциями, дошедшими до нас). Во II в. виднейшим юристом являлся Помпоний. В конце II – начале III в. наиболее выдающимися юристами были Папиниан, Павел, Ульпиан. Последним классическим римским юристом был Модестин (1-я половина III в.).

При римском императоре Юстиниане I была проведена в 528-534 гг. кодификация Р.п., составившая 3 сборника, которым была придана сила закона: Институции, Дигесты и Кодекс – сборник императорских законов. Впоследствии (около 565 г.) к этим сборникам был присоединен 4-й сборник – Новеллы. Лишь в XII в. эти отдельные сборники юстиниановой кодификации были окончательно объединены под названием Corpus juris civilis (см. Свод законов Юстиниана).

Наряду с правом собственности подробную и технически развитую регламентацию получило в Р.п. обязательственное право, особенно договор (contractus). В Р.п. установлены определенные замкнутые категории договоров, причем из каждого договора вытекают специальные, имеющие особые названия иски (actiones). Разработкой договорного права римские юристы удовлетворили потребность развивавшегося с начала нашей эры торгового и вообще делового оборота. Римское учение о договоре во многом сохранило свое значение.

Право частной собственности находило в Риме свое завершение в наследственном праве. Р.п. знало наследование по завещанию и по закону. Р.п. проводило принцип свободы завещательных распоряжений. Однако свобода завещаний не была неограниченной: некоторых близких родственников завещатель не мог, без особых для того оснований, лишить наследства. Наследование по закону в древнейшем праве, нашедшем отображение в Законах XII таблиц, было построено на началах агнатического родства (agnatio), т.е. родства, основанного на подчинении общей власти домовладыки (paterfamilias). По мере развития хозяйственной и общественной жизни власть домовладыки стала ослабевать, а агнатическое (или агнатское) родство уступать место кровному – когнатическому родству (cognatio). Преимущественные права на наследство кровных родственников, когнатов, были признаны (хотя и не в полной мере) преторским эдиктом; окончательно принцип кровного родства утвердился лишь в законодательстве Юстиниана.

К уголовным преступлениям в Др. Риме относились прежде всего посягательства на интересы государства. В законе не всегда указывалось, какое наказание может быть назначено за преступление; этот вопрос нередко решался по усмотрению должностных лиц, позднее его решение зачастую зависело от императора. Уголовные дела рассматривались в магистратно-комициальном процессе, который велся высшим магистратом с участием комиций в качестве апелляционной инстанции. Другой формой уголовного процесса был магистратский публичный процесс (см. подр.: Юридический словарь. – М., 1953; О.А. Омельченко. Основы римского права. – М., 1994; Римское частное право. Под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского. – М., 1994; Советская историческая энциклопедия. Т. 11, 12. – М., 1968-1969).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: