Свободная экономическая зона: что это значит

Почему особые экономические зоны в России так и не стали прорывом?

Специальные или особые экономические зоны дают возможность бизнесу работать в льготных условиях. Чаще всего это отсутствие таможенных пошлин и льготное налогообложение. В России таких зон около 30, но реально работающих – гораздо меньше. Так почему же особые экономические зоны пока не работают так, как должны?

Зачем нужны свободные экономические зоны

Впервые о свободных экономических зонах начали говорить в начале XX века в США. Там специально для экспорта автомобилей были организованы зоны внешней торговли.

Затем в истории свободных экономических зон были Израиль, Китай, Сингапур, Южная Корея, Ирландия и другие страны. По некоторым оценкам, создание более 60 зон свободной торговли вывело Ирландию в число европейских лидеров по уровню экономического развития.

Свободная экономическая зона (или зона свободного предпринимательства) – это территория с особым режимом государственного регулирования. Режим может быть разным – освобождение от таможенных пошлин, частичное или полное освобождение от налогов, иные льготы.

Создают такие зоны для развития территорий (приграничных, прибрежных или просто депрессивных). Более низкие налоги могут привлечь иностранных инвесторов, а также способствовать развитию инновационных отраслей экономики.

Обустройство свободной экономической зоны (СЭЗ) требует от государства, с одной стороны, законодательной подготовки (отменить или уменьшить налоги, предоставить субсидии или льготы), а с другой – серьезных финансовых вложений.

Чтобы в СЭЗ переехали инвесторы, туда должны быть проложены дороги, нужны электроэнергия, высокоскоростной интернет, другая инфраструктура. Для привлечения малого бизнеса (в том числе в IT-сфере) еще желательно построить бизнес-инкубатор.

Экономисты оценивают затраты на подготовку территории для обустройства СЭЗ в 20-60 миллионов долларов за квадратный километр. Если это промышленная зона, потребуется около 45 миллионов долларов, а если торговая – будет достаточно 20 миллионов.

Но такие суммы нужны для создания СЭЗ «по высшему разряду» – с уже готовой инфраструктурой, управляющими компаниями, логистикой и т.д. К сожалению, российские власти, создавая СЭЗ (в России они называются особые экономические зоны, или ОЭЗ), пошли по более простому пути, отдав под такие зоны крупные территории без подготовки инфраструктуры.

Возможно, именно поэтому опыт создания таких зон в России весьма спорный.

Особые экономические зоны в России

В России работа особых экономических зон регулируется соответствующим федеральным законом, принятым еще в 2005 году. Всего в стране работают 25 ОЭЗ, которые призваны развивать отдельные направления экономики:

  • высокотехнологичное производство и инновации (те самые нанотехнологии);
  • производства в рамках импортозамещения (актуально в период санкций);
  • транспорт и логистика;
  • курорты и туризм.

Суть деятельности ОЭЗ в России заключается в предоставлении им права на особый режим ведения бизнеса. Это создание инфраструктуры за счет бюджета; таможенные льготы и налоговые преференции; более простой порядок взаимодействия с государственными органами.

В 25 российских ОЭЗ работают 656 резидентов, что на первый взгляд не так много. Там создано более 28 тысяч рабочих мест. Правда, если отнять от них автомобильные заводы, остальной бизнес окажется представлен не так широко.

Особые экономические зоны в России могут быть 5 видов:

  • промышленно-производственные (их 10) – Тольятти, Елабуга, Ступино и другие;
  • туристско-рекреационные (их тоже 9) – Северный Кавказ, Алтай, Бурятия, и другие;
  • технико-внедренческие (их 5) – Иннополис, Томск, Москва, Санкт-Петербург и другие;
  • портовые (их 1) – аэропорт Ульяновска;
  • с иным статусом – Магаданская область, Калининград, Крым и Севастополь. Они оговариваются отдельными законами и в общем перечне не учитываются.

Самая известная в России ОЭЗ – это зона «Алабуга», расположенная недалеко от города Елабуга Республики Татарстан. Она приносит 59% выручки всех ОЭЗ и 34% от налоговых поступлений.

Крупнейший резидент «Алабуги» – это компания «Форд Соллерс Елабуга», которая до недавнего времени выпускала десятки тысяч автомобилей Ford каждый год. Сейчас компания решила покинуть рынок легковых автомобилей и сосредоточиться на производстве коммерческой техники.

Еще в «Алабуге» производят стройматериалы Rockwool, инструменты «Интерскол», потолки «Армстронг», клейкую ленту 3M, а также стекло, одноразовую посуду, стекловолокно, бетон, аккумуляторы и множество другой продукции.

Промышленно-производственные ОЭЗ созданы в Липецке, Тольятти (не включает сам АвтоВАЗ), в Тульской области (там работает новый завод Haval), в Свердловской области («Титановая долина») и т.д.

Инновационные ОЭЗ создавались на волне «нанотехнологий», им открыли доступ не только к инвестициям, но и к кадровым ресурсам. Основными направлениями работы 6 инновационных ОЭЗ стали биотехнологии, электроника, IT, ядерная физика, медицинские технологии. Зоны расположены в Татарстане, Томске, Зеленограде, Дубне, Санкт-Петербурге и Фрязино.

Что касается туристско-рекреационных ОЭЗ, с ними все достаточно понятно – располагаются они в местах, которые имеют благоприятные условия для развития туризма. Больше всего территорий расположены в регионах Северного Кавказа, также ОЭЗ открыты в Иркутской области, Алтайском крае, Республике Алтай, Бурятии, Калининградской области, и в некоторых других регионах.

Портовая ОЭЗ в России только одна и расположена она на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный». Резиденты зоны занимаются преимущественно ремонтом и модернизацией авиационной техники, а также оказывают сопутствующие услуги.

Закон об ОЭЗ в России действует с 2005 года, но некоторые зоны создавались и ранее, с самого 1991 года. Но в 2016 году оказалось, что большая часть ОЭЗ в России работает неэффективно, несмотря на наличие определенных преференций со стороны государства.

Условия для резидентов

Государство и местные власти активно привлекают новых резидентов в особые экономические зоны. Им обещают экономию примерно в 30% от суммы затрат, что сделает предпринимательство более конкурентоспособным. Экономия достигается за счет того, что в ОЭЗ есть готовая инфраструктура, а налоги ниже, чем на других территориях.

Читайте также:
Частично конвертируемая валюта: что это значит

Что касается налогов, больше всего на бизнес обычно давят НДС, налог на прибыль, а также страховые взносы на работников. По всем этим налогам есть преференции, правда не во всех ОЭЗ.

НДС могут не платить только резиденты портовых ОЭЗ, и лишь те, которые оказывают услуги или выполняют работы. Так как портовая зона в России всего одна, фактически об этой льготе говорить не приходится.

Если резиденты ОЭЗ работают с иностранными поставщиками и потребителями, то за купленные у них оборудование, сырье и материалы можно не платить таможенную пошлину. Это же правило распространяется на последующий вывоз за границу произведенной продукции.

Чаще всего при упоминании налоговых льгот имеется в виду налог на прибыль. Из общей ставки налога в 20% федеральный бюджет получает 3%, а остальные 17% – регион. Так как ОЭЗ создаются для развития регионов, они могут установить более низкую ставку.

Например, Татарстан для своих особых экономических зон снижает налог на прибыль до:

  • 0% в первые 5 лет с момента получения первой прибыли;
  • 5% с шестого по десятый годы;
  • 13,5% с одиннадцатого года и далее после получения первой прибыли.

«Федеральная часть» налога на прибыль для ОЭЗ снижается до 2% (а для туристских зон и Магаданской области – до нуля). Так что в Татарстане в первые 5 лет бизнес платит всего 2% от прибыли в виде налога.

Но стоит понимать, что такие условия работают лишь для налогообложения той прибыли, которая получена от деятельности на территории ОЭЗ.

Страховые взносы с работников исчислялись по льготной ставке начиная с 2011 года, но общий процент начислений постепенно рос. Сейчас льгота есть только для взноса на обязательное пенсионное страхование – 20% от зарплаты вместо 22% (хотя еще годом ранее было 13%).

В итоге общие начисления достигают 28% от оплаты труда работников, что почти не отличается от общефедеральных норм (30%).

Еще хорошие условия в ОЭЗ действуют по части имущественных налогов:

  • налог на имущество организаций – не взимается первые 10 лет со дня постановки на бухгалтерский учет имущества;
  • земельный налог – не взимается первые 5 лет с месяца, когда появилось право на земельный участок (10 лет для судостроения);
  • транспортный налог – льготы устанавливаются регионами. Татарстан, Ульяновская и Тульская область отменили эти налоги для резидентов ОЭЗ на первые 10 лет.

В итоге на налогах резидент особой экономической зоны может действительно хорошо сэкономить. Но российские предприниматели (чаще небольшой бизнес) больше жалуются не на ставки налогов, а на порядок их администрирования и частые налоговые проверки. В этом аспекте деятельность резидента ОЭЗ не отличается от обычной предпринимательской деятельности в России.

Почему не все получилось

Первые претензии к работе ОЭЗ у государственных органов возникли через 10 лет активных финансовых вложений – только в 2016 году. Вдруг выяснилось, что десятки и даже сотни миллиардов бюджетных рублей потрачены крайне неэффективно.

В частности, называли такие цифры:

  • за 10 лет на ОЭЗ потратили 186 миллиардов рублей, из них 24 миллиарда даже не смогли освоить;
  • за эти же годы резиденты заплатили налогов на 40 миллиардов рублей;
  • вместо 25 тысяч рабочих мест создали 18 тысяч, на каждое ушло 10,2 миллиона рублей – это зарплата за 25 лет.

В итоге почти сразу после проверки было принято решение закрыть 10 самых неудачных ОЭЗ из имеющихся на тот момент 33 зон.

Тогда внимание на проблему обратил Общероссийский народный фронт, а Счетная палата провела глубокую проверку. Оказалось, что выделенные деньги потратили весьма странно.

Например, в Иркутской области за 8 лет власти потратили 119 миллионов рублей на разработку плана и концепции развития. При этом для ОЭЗ выбрали неудачную площадку, вообще непригодную для туризма. Естественно, что никаких 3 тысяч рабочих мест в зоне на берегу Байкала создать не удалось.

Курорты Северного Кавказа получили от государства деньги на развитие, часть их разместили в «Национальном банке развития бизнеса». Потом у банка отозвали лицензию и 2,6 миллиарда бюджетных рублей были потеряны.

3 года назад представители власти на разных уровнях удивлялись, почему ситуация с бесконтрольными тратами и отсутствием любой деятельности в ОЭЗ так долго оставалась без внимания.

Но пришел 2019 год, а Счетная палата снова с удивлением обнаружила, что большая часть особых экономических зон так и не работает. Очевидно, что принятые в 2016 году решения не помогли.

По данным проверки ведомством обнаружилось, что 80% производимой продукции идет на внутренний рынок (хотя изначально ОЭЗ проектировались под экспорт), где имеет преимущества перед другими национальными производителями.

При том, что в зонах зарегистрировано 656 резидентов, деятельность ведет лишь около 25% из них. Вместо разработки новых видов высокотехнологичной продукции резиденты занимаются производством строительных материалов, автомобильных шин, лекарств.

В результате аудиторы пришли к выводу: резиденты используют особые экономические зоны лишь как способ снизить налоговую нагрузку. Но соглашениями устанавливается требование способствовать социально-экономическому развитию, которое фактически не выполняется.

Что дальше делать с ОЭЗ – никому не понятно. С одной стороны, есть примеры успешных зон (относится это к «Алабуге»), но с другой оказывается, что государственные расходы на эти зоны не приносят достаточной отдачи.

Вероятно, зоны пока продолжат функционировать, но под более пристальным надзором со стороны федеральных ведомств.

Кстати, недавно в России придумали новый тип особых зон – так называемые «внутренние офшоры». Это специальные территории, где могут перерегистрироваться компании, до этого работавшие из офшорных зон. Взамен они получат право работать по корпоративному законодательству той страны, откуда «сбежали». Пока проект не стал популярным.

Читайте также:
Активное сальдо торгового баланса

Как стать резидентом

Пока особые экономические зоны продолжают функционировать, они вполне могут принимать к себе новых резидентов. С учетом более низких налогов это может быть выгодно.

Чтобы стать резидентом, нужно сначала определиться с самой зоной и найти порядок регистрации в ней. Например, по правилам ОЭЗ «Алабуга» порядок действий такой:

  1. Подача пакета документов :
    • заявка, в которой указывается предполагаемый вид деятельности, требуемый земельный участок, данные о планируемых капитальных вложениях;
    • копии учредительных документов организации и свидетельства о регистрации;
    • бизнес-план по утвержденной форме (согласно приказу Минэкономразвития №75 от 23.03.2006 г.).
  2. Бизнес-план выносится на рассмотрение Наблюдательного совета зоны (ее возглавляет сам президент Татарстана Рустам Минниханов).
  3. Если бизнес-план одобряет наблюдательный совет, он передается в Экспертный Совет при Минэкономразвития России.
  4. Если проект прошел согласование в Экспертном Совете, ОЭЗ заключает соглашение о ведении деятельности с резидентом. Затем заключается договор аренды и другие сопутствующие соглашения.

Чтобы проект согласовали, будущий резидент должен иметь определенные средства или возможность привлечь их от инвестора. В первый год нужно будет вложить как минимум эквивалент 1 миллиона евро, а всего за проект – минимум 3 миллиона евро.

Точно не будут согласованы проекты в некоторых сферах деятельности:

  • разработка месторождений и добыча полезных ископаемых;
  • переработка полезных ископаемых;
  • производство подакцизной продукции (кроме автомобилей).

Оформление статуса резидента ОЭЗ может быть выгодно для представителей малого бизнеса. Это не обязательно организация крупного производства, можно найти свою нишу в оказании сопутствующих услуг. Например, организовать транспорт для сотрудников крупного завода, открыть кафе на территории зоны, построить гостиницу для размещения прикомандированных работников или представителей делегаций.

Учитывая, что в каждой особой экономической зоне работают не больше сотни резидентов, и решение может приниматься в индивидуальном порядке. Если у малого предпринимателя не найдется минимальной суммы инвестиций, для него могут предусмотреть и особый порядок. Важно лишь, чтобы его деятельность отвечала целям – способствовала социально-экономическому развитию территории.

Что такое ОЭЗ — особые экономические зоны

В нашей стране решение о создании особых экономических зон приняли в 2005 году. С тех пор их становится все больше и больше, они привлекают инвесторов и предпринимателей. Что такое ОЭЗ и с какой целью они создаются?

  • Что такое ОЭЗ
  • Цели и задачи внедрения ОЭЗ
  • Разновидности ОЭЗ
  • Выгоды и риск для предпринимателей

Что такое ОЭЗ

Любое государство заинтересовано в росте экономики. Каждый рубль, поступающий в казну, способствует этому. Создавая особые экономические зоны (ОЭЗ), руководство страны формирует все условия, чтобы деньги не утекали за границу, а компании платили налоги здесь.

Благодаря выгодным договоренностям ОЭЗ привлекают иностранных инвесторов, что помогает развивать местный бизнес и вовлекать капитал.

Особая экономическая зона — это территория со специфичным юридическим статусом, который обеспечивает меньшую налоговую нагрузку и комфортные условия для науки, исследований и производства.

Деятельность таких территорий в России (их еще называют СЭЗ — свободная экономическая зона) контролируются N 116-ФЗ, принятым в 2005 году. Только правительство может принять решение о создании новой особой экономической зоны.

СЭЗ открываются по всей стране, но если раньше в приоритете были области с выгодным географическим расположением в южной и центральной частях России, то со временем они появились и в других районах.

Например, в Бурятии, Магаданской области и близ Калининграда.

ОЭЗ предлагают более комфортные условия для ведения бизнеса: власти предоставляют послабления при уплате налогов, кредиты по минимальной ставке, субсидии и льготы.

По закону компании-резиденты должны быть «прописаны» только в ОЭЗ: им запрещено иметь действующие филиалы за пределами зоны.

Проект по внедрению особых экономических зон — очень удачный опыт, но это не российская разработка. ОЭЗ действуют в ряде развитых азиатских стран, Белоруссии, Гондурасе, Грузии. В Китае такой формат работы был принят еще в 1979 году, что способствовало быстрому росту экономики.

Цели и задачи внедрения ОЭЗ

Благодаря появлению ОЭЗ экономика всей страны выходит на новый уровень: запускаются современные производства, создаются рабочие места, привлекаются инвестиции, развиваются отдельные высокотехнологичные отрасли, улучшается инфраструктура, повышается товарооборот.

Основная задача государства заключается в удержании денег внутри страны и привлечении иностранного капитала, за счет которого и будет развиваться экономика.

Помимо этого, интерес государства в создании и развитии ОЭЗ заключается в ряде очевидных факторов:

  • совершенствование программы импортозамещения;
  • рост экспорта;
  • освоение новых технологий на производстве;
  • привлечение инвесторов, в том числе из России;
  • освоение инновационных методов управления и организация рабочего пространства;
  • сокращение дистанции между потребителем и готовым продуктом;
  • минимизация затрат из-за отсутствия сборов на таможне.

На сегодняшний день в РФ действуют 42 ОСЗ: 7 технико-внедренческих, 2 портовые, 10 туристско-рекреационных и 23 промышленно-производственные.

С 2005 года их представителями стали около 1000 компаний, многие из которых привлекли капитал из других стран. За это время в бюджет РФ поступило более 210 млрд рублей в виде налогов, взносов по страховке и отчислений в фонды.

Разновидности ОЭЗ

Буква закона позволяет создавать на территории РФ ОЭЗ четырех типов.

  • Сфера туризма — туристско-рекреационные зоны, созданные для привлечения путешественников в красивейшие места России.

Расположены в прекрасных уголках страны, наиболее привлекательных для туристов. На площадях этих ОЭЗ действуют таможенные сборы, но не запрещается расположение жилых объектов.

  • Сфера технологий — технико-внедренческий тип.
Читайте также:
Страхование объекта строительства: что это значит

Здесь разрабатываются и внедряются инновации, в том числе сферы IT, процветает научно-технический прогресс. На территории этих ОЭЗ запрещается расположение жилых объектов.

  • Промышленная сфера — промышленно-производственный тип.

Находится в наиболее экономически развитых районах страны. Здесь создаются, перерабатываются и продаются товары различных областей применения.

  • Сфера логистики — портовые зоны, созданные для деятельности по ремонту и строительству судов, для прокладывания новых маршрутов.

На сегодняшний день в стране функционируют две портовые зоны.

Минэкономразвития РФ и АКИТ составили ТОП ОЭЗ из технической и промышленной сфер. При подведении итогов учитывались многие параметры:

  • привлекательность для вложений (количество резидентов),
  • объемы капиталов,
  • предоставляемые субсидии,
  • состояние инфраструктуры.

В список попали 12 особых экономических зон, лидерами стали ОЭЗ, начавшие свою историю в 2005 году: «Алабуга» (Татарстан), «Липецк» (Липецкая область), «Дубна» (Подмосковье), «Технополис Москва» и «Санкт-Петербург».

Выгоды и риск для предпринимателей

СЭЗ предлагают предпринимателям и инвесторам множество выгодных преимуществ:

  • налоговые послабления;
  • субсидии;
  • юридическую защищенность и гарантию прав инвестирующих;
  • пониженные пошлины;
  • аренду офисов, зданий под производство и земельных участков по сниженной цене;
  • выкуп земли по льготной стоимости;
  • развитую инфраструктуру для слаженной работы.

Еще один плюс: резиденты ОЭЗ могут претендовать на программу по льготному кредитованию, если она действует в регионе.

Инвесторы получают существенные льготы, которые зависят от условий работы в ОЭЗ, но в основном они схожи.

Резидент ОЭЗ

От 1 рубля до 500 рублей за лошадиную силу

Налог на прибыль

Больше всего льгот получают IT-компании: именно этот сегмент платит минимальные взносы в страховые компании, пенсионный фонд, ФСС и ФФОМС.

При создании ОЭЗ необходимо развивать местность, где она будет располагаться. Это подразумевает крупные денежные вложения на постройку дорог, производственных помещений, инфраструктуры. Здесь больше рискует государство, ведь нет гарантий, что ОЭЗ привлечет инвесторов и все вложения окупятся.

Однако предприниматели тоже рискуют: для входа в ОЭЗ нужно вложить немало денег. Например, для некоторых зон сумма определена в 120 млн рублей, 40 из которых инвестор должен пустить в дело в первые три года работы. И снова никто не даст гарантии, что все вложения окупятся.

Но как показывает 16-летний успешный опыт работы российских ОЭЗ, это перспективное направление, за ним стоит будущее. Кроме того, правительство делает ставки не на количество, а на качество особых зон, совершенствуя процессы и подключая новые льготы.

Свободная экономическая зона – это. Понятие, цели и классификация

Мировая экономика давно уже привыкла к такому особому инструменту развития, как свободная экономическая зона. Это эффективный способ привлечь инвестиции в регион и обеспечить рост производства или других видов хозяйственной деятельности.

Определение понятия «свободная экономическая зона»

Официально выделенные экономические территории были закреплены международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур в 1973 году в Киото. В самом общем виде свободная экономическая зона – это часть территории страны, на которой устанавливаются особые условия, выражающиеся в отсутствии или ослаблении таможенного контроля и значительных налоговых льготах.

Сегодня нет окончательной терминологической ясности, и названия “свободная” или “особая экономическая зона” применяются как синонимы. Сутью этого явления являются особые условия, которые существуют на ограниченной территории. Организация таких зон всегда связана с решением определенной экономической задачи: развитие территории, привлечение инвесторов, создание нового вида хозяйственной деятельности.

Принципы существования свободных экономических зон

Вне зависимости от вида и страны размещения особые свободные экономические зоны создаются на основе следующих принципов:

  • обязательное отсутствие любых таможенных пошлин на ввоз комплектующих для будущей продукции, оборудования и на вывоз произведенных товаров;
  • налоговые льготы;
  • государственные гарантии от любого вида конфискации и экспроприации имущества, принадлежащего иностранным инвесторам;
  • набор льгот и привилегий разного характера для компаний, осуществляющих деятельность на территории свободной экономической зоны;
  • свободное использование твердой конвертируемой валюты для всех видов транзакций.

Цели создания свободных экономических зон

Возникновение особых зон связано с решением насущных экономических задач. Свободная экономическая зона – это эффективный инструмент помощи региональным экономикам. Зоны способны помочь во многих случаях. Они создаются при желании оживить средний и мелкий бизнес в депрессивном или дотационном районе страны, помогают выровнять уровень жизни в разных регионах, позволяют более эффективно использовать имеющиеся в регионе ресурсы и многое другое. Именно поэтому существует довольно большой перечень целей, в которых показано создание свободной экономической зоны. Цели могут различаться при рассмотрении их значимости для государства и для инвестора. Государственные интересы создания свободных экономических зон заключаются в следующем:

  • привлечение иностранных инвестиций, мобилизация капиталов, получение инновационных технологий для производства товаров и услуг;
  • создание большого количества новых рабочих мест, особенно для высококвалифицированных кадров;
  • импортозамещение, производство внутри страны товаров, технологий и услуг для развития внутреннего рынка вместо импортирования товаров;
  • формирование возможной экспортной базы;
  • апробация новых приемов и методов менеджмента, законодательных и налоговых моделей, отработка навыков управления новыми системами, подготовка кадров.

Для инвестора актуальными являются следующие цели:

  • повышение прибыльности вложений за счет налоговых послаблений;
  • сближение производства и потребителя;
  • получение дешевой рабочей силы;
  • снятие различных административных барьеров при ведении бизнеса;
  • развитие территории и получение в связи с этим дополнительных возможностей для расширения бизнеса.

Функции свободных экономических зон

Любая свободная экономическая зона – это сложная полифункциональная система. К числу функций, выполняемых такими территориями, можно отнести:

  • повышение индустриализации региона и страны в целом;
  • интеграция национального рынка в мировую экономическую и производственную систему;
  • увеличение валютных вливаний в бюджет страны и региона;
  • развитие региона, в том числе за счет формирования высококвалифицированного персонала, насыщения рынка качественными товарами и услугами, создания дополнительных рабочих мест;
  • повышение эффективности использования имеющихся мощностей и ресурсов;
  • повышение роли страны в мировом экспорте;
  • мобилизация капиталов и предпринимательской среды.
Читайте также:
Ограничение по военной службе

Организационные формы свободных экономических зон

Каждое государство само выбирает форму особой зоны в соответствии с решаемыми задачами и особенностями экономики региона. Поэтому свободная экономическая зона страны может иметь различную функциональную и организационную форму. Всего выделяют 5 основных организационных типа таких территорий:

  • внешнеторговые, в которых главный вид деятельности – это импорт и экспорт, в них беспошлинная торговля сопровождается развитием транспортных систем, складских комплексов и т. п.;
  • технологические, эти зоны ориентированы на разработку, освоение и апробацию высоких технологий, они привлекают инновации в регион. Примером являются технополисы и технопарки;
  • комплексные производственные зоны, они могут быть основаны на создании товаров или предоставлении услуг, чаще всего создаются зоны по производству товаров массового потребления;
  • оффшорные зоны, которые привлекают капитал за счет снижения или отсутствия налоговых и таможенных сборов, клиентам предоставляются льготные условия на совершение операций с валютами;
  • сервисные зоны, создаваемые для развития одной услуги или их комплекса, например банковские или рекреационно-туристические зоны.

Виды свободных экономических зон

Существует несколько классификаций особых зон по разным основаниям. Традиционно территория свободной экономической зоны может относиться к какому-либо виду в соответствии с ведущим принципом организации, в этом случае выделяются:

  • территориальные свободные зоны, которые созданы именно исходя из особенностей места, к ним относят открытые зоны, которые активно взаимодействуют с другими регионами, и анклавные, то есть такие, в которых есть ограничения по сотрудничеству с другими регионами;
  • функциональные зоны. Они создаются исходя из определенной функции, например производство определенных товаров или услуг.

По предоставляемым льготам особые зоны можно разделить:

  • на таможенные, в которых предоставляются существенные льготы на экспорт и импорт товаров, сырья, комплектующих;
  • налоговые, в таких зонах частично или полностью отменены различные виды сборов;
  • финансово-инвестиционные, в которых снижены ставки на различные виды сборов, предоставляются льготные условия кредитования и страхования;
  • административные, в которых действует упрощенный порядок регистрации и постановки на учет компаний, а также облегчен въезд и выезд иностранных граждан-инвесторов.

Немного истории

Режим свободных экономических зон в мире опробуется еще в 12 веке, когда в Европе возникает знаменитый Ганзейский союз, контролирующий торговлю на Балтийском и Северном морях. Члены союза пользовались различными льготами и привилегиями, что обеспечивало его успех и долговечность. В 15-17 веках эксперименты с такими территориями проводились в Италии, России и Германии. К концу 19 века сложились благоприятные условия для возникновения подлинной особой зоны. Первая свободная экономическая зона страны появилась в немецких городах Гамбурге и Бремене. Гамбург доныне сохранил свои привилегии благодаря исключительно выгодному расположению и развитой инфраструктуре.

В 20 веке появление свободных экономических зон становится распространенным явлением, в 70-х годах формируется международный правовой механизм, который позволил очень многим государствам открыть такие территории.

Мировой опыт

Современные зоны свободной экономической торговли – очень популярные инструменты региональной политики и экономики. Всего в мире существует более 1000 таких территорий, рекордсмен по их количеству – США, самый бурный рост зон сегодня происходит в Азии. Наиболее удачными проектами в мировой практике стали:

  • ирландский район Шеннон, в котором при угрозе резкого снижения пользования аэропортом международных авиакомпаний был создан технопарк для привлечения инвестиций, также здесь открывается первый в мире магазин беспошлинной торговли, в 80-х годах здесь сформировался мощный инновационный центр;
  • бразильский промышленный округ свободной зоны Манауса, в котором сосредоточились энергетические компании, обеспечившие не только внутренние потребности страны, но и вышедшие на внешние рынки;
  • китайские экспортные города: в конце 70-х годов в 14 прибрежных городах были открыты зоны с особыми налоговыми и таможенными условиями, что позволило сделать региону рывок в развитии, а также привлечь в страну десятки миллиардов долларов.

Российская практика

Свободные экономические зоны в России появились в последние годы существования СССР. Они были направлены на развитие экономики и установление отношений с другими странами. Первыми стали проекты в Выборге и Находке. Особенностью всех зон этого периода был акцент на экспорт сырья. В 90-х годах появляется сразу несколько зон с облегченным налоговым режимом, они выпускают товары и привлекают внешние инвестиции. Но позже оказалось, что почти всем планам не суждено было реализоваться.

В конце 20 века появляются новые проекты: внешнеторговая зона возле аэропорта Шереметьево, технологическая в Зеленограде, туристско-курортная на Кавказе. В стране постепенно формируется свой подход к функционированию таких территорий, однако их деятельность сталкивается со значительными трудностями.

Особенности свободных экономических зон в России

В 2000-х годах Россия начинает серьезно подходить к развитию особых территорий, чтобы привлечь иностранный капитал и поддержать высокотехнологичные отрасли экономики.

В России сформировались следующие зоны свободного экономического развития:

  • промышленные (Елабуга, Липецк, Тольятти и др.);
  • инновационные (Зеленоград, Дубна, Фрязино и др.);
  • туристические (Иркутск, Бурятия, Алтай и др.);
  • портовые (Хабаровск, Ульяновск, Мурманск).

Россию наводнили «налоговые оазисы»

Начиная с 2005 года особые экономические зоны (государственные образования с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности) создаются в различных регионах Российской Федерации. Создаются с целью привлечения отечественных и зарубежных капиталов для развития и оздоровления экономики страны. На бумаге этих «зон» целых шестнадцать или восемнадцать (точного списка на сайте минэкономразвития нет). Еще десяток дожидаются своей очереди в «кабинетах». Однако нормально функционирует две – в Калининграде и Находке. Да и получить информацию об их деятельности худо или бедно можно. Про остальные же ни слова, ни полслова. Кроме заявлений первых лиц государства о том, что свободные экономические зоны просто жизненно необходимы стране. Да скупых отчетов о поездках очередной комиссии, например, в Стрельну или Зеленоград. Кто и зачем создает эти государственные образования?

Читайте также:
Ассоциация международного права: что это значит

Что же такое свободная экономическая зона?

Основной смысл свободной экономической зоны – это освоение новых территорий, создание там производства или развитие научной деятельности. Фактически особая экономическая зона – это часть территории РФ, на которой действует особый предпринимательский режим.

Зоны создаются для развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, создания в регионе транспортной инфраструктуры и пр. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» регулирует их образование и дальнейшую деятельность.

Вторым «регулятором» является ОАО «Особые экономические зоны», управляющая компания, в ведении которой находятся действующие и вновь создаваемые особые экономические зоны России. ОАО «ОЭЗ» создано в 2006 году, его единственным акционером является государство.

Всего же в России существуют особые экономические зоны четырёх типов: технико-внедренческие, промышленно-производственные, портовые и туристско-рекреационные. При этом, промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, площадь которых составляет не более двадцати квадратных километров. Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более трех квадратных километров.

Особая экономическая зона не может находиться на территориях нескольких муниципальных образований, а ее территория не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования. В особой экономической зоне не допускается размещение объектов жилищного фонда (за исключением туристско-рекреационных СЭЗ). Кроме того, запрещена добыча полезных ископаемых и металлургическое производство, переработка полезных ископаемых и лома черных и цветных металлов, производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов). Зона создается на 20 лет без права продления. Что характерно, закон не уточняет, что делать с ними потом. Продать, продолжить сдавать помещения и землю в аренду или попросту закрыть?

Преимущества особых экономических зон

По задумке властей, бизнесмены (в трактовке закона «резиденты») могут получить от государства различные послабления. В первую очередь, это налоговые преимущества: частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и пр.

Например, в соответствии с законом об ОЭЗ, «резиденты» производственно-промышленных зон на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов. Кроме этого есть и таможенные послабления: частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты и сырье, ввозимых для использования внутри зоны. Частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.

Также государство обещает и финансовую помощь: инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений. Не стоит забывать и об административном ресурсе: упрощенный порядок регистрации предприятий, да въехать-выехать иностранному «резиденту» такой зоны в страну будет проще.

На первый взгляд, преимуществ много. Но есть и недостатки. Которые с лихвой перечеркивают все плюсы.

Минусы

Во-первых, компания должна быть зарегистрирована в границах того муниципального образования, в котором создана зона. Резидент особой экономической зоны не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории особой экономической зоны. Как организовать работу такого предприятия – лично для меня загадка.

Зарегистрировать фирму недолго. А как быть с бизнес-процессами? Кроме того, существуют различные ограничения. Например, для промышленно-производственной деятельности минимальные капиталовложения составляют минимум 10 млн. евро, из которых 1 млн. евро должен быть вложен в течение первого года.

Для технико-внедренческой зоны минимальные капиталовложения не установлены. Но полностью запрещено производство, поскольку в рамках таких зон возможен выпуск только опытных партий, продукции.

При этом наличие денег и желания работать в свободной экономической зоне не являются гарантией того, что Вас туда впустят. Процедура получения статуса «резидента» мягко говоря, затянута и во многом непонятна: подача заявления, написание бизнес-плана, получение банковских гарантий, принятие решения и заключение договора. Все это может затянуться на месяцы, если не годы. А бизнес, как говориться, не стоит на месте. Стоит ли овчинка выделки?!

На пять с плюсом

Отчитался перед президентом генеральный директор ОАО «ОЭЗ» Игорь Косов. Дескать, в России созданы и развиваются особые экономические зоны. Однако инвесторы (ни отечественные, ни иностранные) пока не спешат вкладывать деньги. Почему? Потому что они плохо информированы о возможностях свободных экономических зон! Да и конкуренты не дремлют: условия в Индии, Кореи, Сингапуре и Китае – на порядок лучше.

«Иностранные инвесторы очень тщательно сравнивают условия, которые созданы в российских и зарубежных ОЭЗ. И, к сожалению, далеко не всегда делают выбор в нашу пользу. Причины — организационно-управленческие проблемы и дефицит высококвалифицированных кадров в российских ОЭЗ» — отмечает Игорь Косов.

Главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин, оценивая перспективы ОЭЗ в России, отмечает, что для бизнеса такие проекты по идее выгодны, поскольку участие в них означает предоставление налоговых льгот. Проблема в том, что общий уровень налоговых сборов, климатических, коррупционных, инфляционных рисков в экономике велик настолько, что даже особые условия работы бизнеса в ОЭЗ делают их привлекательными только для реализации проектов, потенциально приносящих сверхприбыль или сопоставимую с ней по размеру.

Вот и получается, что обычному отечественному бизнесмену в принципе свободные экономические зоны не нужны. Есть масса других способов получить льготы от государства, не влезая в бодягу под названием «особая экономическая зона». Любой субъект РФ и так имеет право предоставить послабление по региональным налогам и так далее. Поэтому многим выгоднее получить именно эти льготы, а не затевать процесс приобретения статуса «резидента» в свободной экономической зоне.

Читайте также:
Договор бытового подряда: что это значит

Свободная таможенная зона: что это значит

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Содержание таможенной процедуры свободной таможенной зоны и условия помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны определяются Соглашением о СЭЗ.

2. Под таможенную процедуру свободной таможенной зоны не могут быть помещены товары, установленные в соответствии с Соглашением о СЭЗ. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

3. Товары, помещаемые под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, подлежат таможенному декларированию в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, за исключением товаров, указанных в части 4 настоящей статьи.

4. Иностранные товары, ввозимые на территорию портовой особой экономической зоны с территории государства, не являющегося членом Таможенного союза, если такие товары не предназначены для целей строительства, реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта, расположенных на территории портовой особой экономической зоны, помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны без их таможенного декларирования, за исключением случаев, установленных в соответствии с частью 5 настоящей статьи. В отношении таких товаров совершаются только таможенные операции, связанные с прибытием товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

5. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи, когда иностранные товары, ввозимые на территорию портовой особой экономической зоны с территории государства, не являющегося членом Таможенного союза, и помещаемые под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, подлежат таможенному декларированию.

6. При помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории промышленно-производственной или технико-внедренческой особой экономической зоны, декларантом товаров может выступать только резидент особой экономической зоны, на территорию которой ввозятся такие товары.

7. При помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории портовой особой экономической зоны, декларантом может выступать резидент портовой особой экономической зоны либо иное лицо, указанное в подпункте 1 или абзаце пятом подпункта 2 статьи 186 Таможенного кодекса Таможенного союза.

8. Товары помещаются резидентами особой экономической зоны под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в целях осуществления (ведения) ими промышленно-производственной, технико-внедренческой или портовой деятельности в соответствии с соглашением об осуществлении (ведении) деятельности на территории особой экономической зоны.

9. В целях подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны резидентом особой экономической зоны в таможенный орган представляются соглашение об осуществлении (ведении) деятельности на территории особой экономической зоны и свидетельство о включении в реестр резидентов особой экономической зоны или копии указанных документов, заверенные лицом, их представившим.

10. Если товары помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в целях размещения их на территории портовой особой экономической зоны лицом, не являющимся резидентом портовой особой экономической зоны, для подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны декларантом товаров должен быть представлен в таможенный орган заключенный между владельцем таких товаров и резидентом портовой особой экономической зоны договор об оказании услуг по складированию (хранению) товаров, погрузке (разгрузке) товаров и совершению иных операций, установленных Соглашением о СЭЗ.

11. В отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и предназначенных для совершения в отношении таких товаров операций по переработке (обработке), в результате проведения которых товары теряют свои индивидуальные характеристики, и (или) по изготовлению товаров (включая сборку, разборку, монтаж, подгонку), а также по ремонту, таможенный орган по желанию декларанта проводит идентификацию таких товаров в товарах, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

12. В целях идентификации иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в товарах, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, могут использоваться способы идентификации, установленные Соглашением о СЭЗ.

13. Приемлемость заявленного способа идентификации иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в товарах, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, устанавливается таможенным органом с учетом характерных признаков товаров и совершаемых с ними операций, указанных в части 11 настоящей статьи. Если предложенный декларантом способ идентификации иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в товарах, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, таможенный орган не сочтет приемлемым, таможенный орган вправе самостоятельно определить способ идентификации.

14. Порядок проведения идентификации иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в товарах, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

15. Завершение действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны осуществляется в соответствии с Соглашением о СЭЗ.

16. При завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территориях промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон, в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) с использованием товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, декларантом может выступать только резидент особой экономической зоны, поместивший товары под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, за исключением случаев, предусмотренных частями 17 и 18 настоящей статьи.

Читайте также:
Постоянное пользование: что это значит

17. В случае утраты лицом статуса резидента особой экономической зоны при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны в порядке, предусмотренном Соглашением о СЭЗ, декларантом товаров выступает лицо, утратившее статус резидента особой экономической зоны.

18. В случае передачи прав владения, пользования и (или) распоряжения товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, другому резиденту особой экономической зоны при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны в порядке, предусмотренном Соглашением о СЭЗ, декларантом товаров выступает резидент особой экономической зоны, которому переданы права владения, пользования и (или) распоряжения такими товарами.

19. При помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории портовой особой экономической зоны, и при завершении действия указанной таможенной процедуры в случае, если такие товары остались в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации), декларантом товаров может выступать резидент портовой особой экономической зоны, поместивший товары под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, за исключением случаев, предусмотренных частями 17 и 18 настоящей статьи, либо иное лицо, указанное в подпункте 1 или абзаце пятом подпункта 2 статьи 186 Таможенного кодекса Таможенного союза.

20. При завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории портовой особой экономической зоны, в отношении товаров, изготовленных (полученных) на территории портовой особой экономической зоны с использованием товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, декларантом может выступать только резидент портовой особой экономической зоны, поместивший товары под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, за исключением случая, предусмотренного частью 17 настоящей статьи.

21. При завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны помещением под таможенную процедуру реимпорта товаров, изготовленных (полученных) исключительно из товаров Таможенного союза, в том числе с использованием товаров Таможенного союза, не помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, подлежат возвращению в федеральный бюджет суммы налога на добавленную стоимость, акциза в отношении товаров Таможенного союза, при помещении которых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны осуществлялось возмещение указанных налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

22. Суммы налога на добавленную стоимость, акциза в случаях, указанных в части 21 настоящей статьи, исчисляются исходя из ставок, действовавших на день регистрации таможенной декларации при помещении товаров Таможенного союза под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и таможенной стоимости товаров и (или) их физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик), определенных на день помещения товаров Таможенного союза под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

23. Если при проведении таможенного контроля таможенным органом выявлены признаки того, что документ, подтверждающий статус товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, содержит недостоверные сведения и (или) выдан на основании подложных, недостоверных и (или) неполных сведений, таможенный орган направляет мотивированное обращение в орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации на выдачу указанного документа (далее – орган, уполномоченный на выдачу документа, подтверждающего статус товара), о проведении дополнительной, совместной с таможенным органом проверки обоснованности выдачи такого документа. По результатам указанной проверки документ, подтверждающий статус товара, может быть аннулирован органом, уполномоченным на выдачу документа, подтверждающего статус товара.

24. Порядок организации и проведения проверки, указанной в части 23 настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, совместно с органом, уполномоченным на выдачу документа, подтверждающего статус товара.

25. При прекращении функционирования особой экономической зоны оборудование, помещенное под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, введенное в эксплуатацию и используемое резидентом особой экономической зоны для реализации соглашения об осуществлении (ведении) деятельности на территории особой экономической зоны, а также товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и использованные для создания объектов недвижимости на территории особой экономической зоны, признаются товарами Таможенного союза, не находящимися под таможенным контролем, без уплаты таможенных пошлин, налогов, без применения запретов и ограничений и без помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

26. В случае утраты лицом статуса резидента в связи с истечением срока действия соглашения об осуществлении (ведении) деятельности на территории особой экономической зоны и выполнения им условий этого соглашения оборудование, помещенное под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, введенное в эксплуатацию и используемое резидентом для реализации соглашения об осуществлении (ведении) деятельности на территории особой экономической зоны, и товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и использованные для создания объектов недвижимости на территории особой экономической зоны, признаются товарами Таможенного союза, не находящимися под таможенным контролем, без уплаты таможенных пошлин, налогов, без применения запретов и ограничений и без помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

27. В целях признания товаров, указанных в частях 25 и 26 настоящей статьи, товарами Таможенного союза резидентом особой экономической зоны должны быть представлены в таможенный орган письменное заявление, составленное в произвольной форме, и документы, содержащие сведения:

2) о выполнении резидентом условий соглашения об осуществлении (ведении) деятельности на территории особой экономической зоны;

3) о помещении этих товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;

4) о вводе в эксплуатацию оборудования, если заявление подается в отношении оборудования;

5) о внесении записи о праве собственности резидента особой экономической зоны на объект недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости, если заявление подается в отношении товаров, использованных для создания объектов недвижимости на территории особой экономической зоны.

Читайте также:
Негосударственный Пенсионный фонд: что это значит

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

28. К документам, подтверждающим сведения о резиденте особой экономической зоны, относятся:

1) учредительные документы;

2) документ, подтверждающий факт внесения записи о резиденте – юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, либо документ, подтверждающий факт внесения записи о резиденте – физическом лице в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. В случае, если указанный документ не представлен резидентом особой экономической зоны, по межведомственному запросу таможенного органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр юридических лиц и единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответственно;

3) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. В случае, если указанный документ не представлен резидентом особой экономической зоны, по межведомственному запросу таможенного органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, предоставляет сведения, подтверждающие факт постановки юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе;

4) свидетельство о включении в реестр резидентов особой экономической зоны. В случае, если указанный документ не представлен резидентом особой экономической зоны, по межведомственному запросу таможенного органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов особых экономических зон, предоставляет сведения, подтверждающие факт включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в реестр резидентов особых экономических зон.

29. Документом, подтверждающим выполнение резидентом особой экономической зоны условий соглашения об осуществлении (ведении) деятельности на территории особой экономической зоны, является письменное свидетельство, выдаваемое органом управления особой экономической зоной по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации.

30. Товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и пришедшие в негодность, а также ввезенные вместе с товарами на территорию особой экономической зоны упаковка и упаковочные материалы, полностью или частично утратившие свое первоначальное предназначение и свои потребительские свойства, с разрешения таможенного органа могут быть уничтожены на территории особой экономической зоны или вывезены с территории особой экономической зоны в целях их уничтожения в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и с отражением факта уничтожения товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и пришедших в негодность, в отчетности, представляемой в таможенный орган в соответствии со статьей 37.4 настоящего Федерального закона.

31. Правительство Российской Федерации вправе определять случаи, когда упаковка и упаковочные материалы, являющиеся иностранными товарами, ввезенными на территорию особой экономической зоны вместе с иностранными товарами, и не утратившие своего первоначального предназначения и своих потребительских свойств, могут быть вывезены с территории особой экономической зоны в целях их уничтожения без помещения под таможенную процедуру уничтожения, а также условия и порядок их вывоза и уничтожения.

Таможенная процедура свободная таможенная зона (ИМ 78) или (ЭК 78)

Свободная таможенная зона – это таможенная процедура (ранее: таможенный режим), применяемая на территории Свободной экономической зоны – СЭЗ, и предусматривающая предоставление зарегистрированным участникам внешнеэкономической деятельности (резидентам) льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. Резидентами СЭЗ являются зарегистрированные юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие на данной территории хозяйственную деятельность. Другое название, применимое к свободным экономическим зонам – Особые экономические зоны (ОЭЗ).

Код таможенной процедуры свободная таможенная зона — 78, он указывается при заполнении 1 графы таможенной декларации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при электронном таможенном декларировании.

Если товар помещается в свободную таможенную зону в графе 1 нужно указать ИМ 78, а если товар вывозится из свободной таможенной зоны, то указывают ЭК 78.

Пример заполнения Графы 1:

Главная цель СЭЗ – решение задач социально-экономического развития отдельных территорий нашей страны, или отдельных отраслей экономики путем точечного привлечения иностранных инвестиций, технологий, производств. Предприятиям, ведущим свою деятельность на территории СЭЗ, предоставляются налоговые льготы, а также льготы по уплате таможенных пошлин. Ввозимые ими из-за рубежа или с остальной территории Таможенного союза товары освобождаются от применения к ним мер нетарифного регулирования и мер таможенного контроля. В Российской Федерации выделяют 4 вида СЭЗ:

  • Промышленно-производственные;
  • Технико-внедренческие;
  • Туристско-рекреационные;
  • Портовые.

Они располагаются в разных регионах страны: Алтайском крае, Бурятии, Татарстане, Астраханской, Иркутской, Калужской, Липецкой, Московской, Псковской, Самарской, Свердловской, Тверской, Томской, Тульской и Ульяновской областях, а также в Москве, Санкт-Петербурге. Всего на территории России 26 СЭЗ и постоянно идёт работа по открытию новых. В 2019 году общее количество СЭЗ в России приближалось к 27.

Типы льгот

Льготы по налогам и сборам.

Льготы, которые государство предоставляет резидентам СЭЗ, зависят от типа, к которому принадлежит та или иная свободная экономическая зона.

  • Резидентам промышленных и туристических зон разрешается ускоренная амортизация;
  • Резидентам технических СЭЗ разрешается установление пониженных страховых взносов;
  • Операции и услуги резидентов портовых зон не облагаются НДС.

Льготы по уплате таможенных пошлин и сборов не зависят от типа СЭЗ, а зависят от происхождения декларируемых товаров: для иностранных товаров предоставляется один набор льгот по уплате таможенных пошлин и сборов, для товаров Таможенного союза – другие, а для продуктов переработки (товары, полученные в ходе использования иностранных товаров и товаров Таможенного союза) – третьи.

Читайте также:
Хранение на товарном складе

Общие льготы.

  • Для всех резидентов снижена налоговая ставка на прибыль (та ее часть, которая зачисляется в бюджет субъекта РФ);
  • Льготы по транспортному налогу (начинают действовать с момента регистрации транспорта на территории СЭЗ);
  • Освобождение от уплаты земельного налога на срок от 5 до 10 лет (продолжительность зависит от типа зоны);
  • Для резидентов упразднен налог на имущество, если оно приобретено в границах зоны, работает в зоне или создается для беспрепятственной работы в зоне.

Напоминаем: налоговые и таможенные льготы предоставляются только зарегистрированным организациям – резидентам СЭЗ.

Территория свободной экономической зоны

Территория свободной экономической зоны — место, где установлен особый благоприятный режим для ведения коммерческой и иной деятельности, который предусматривает предоставления различных льгот и преференций. Процедуру таможенная зона можно использовать только на территории Свободных экономических зон. Порядок применения таможенной процедуры «Свободной таможенной зоны», а также порядок предоставления льгот по уплате таможенных пошлин регламентируется положениями ТК ЕАЭС и Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры таможенной зоны». Режим свободной таможенной зоны регламентируется положениями Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также соответствующими статьями Налогового кодекса. Территория свободной экономической зоны — зона таможенного контроля и оборудована для этого всем необходимым. За размещаемыми на ней товарами, за их перемещением, осуществляется таможенный контроль.

Содержание процедуры свободной таможенной зоны

Содержание процедуры свободной таможенной зоны, как и условия помещения под процедуру регулируются Соглашением СЭЗ.

Ввоз товаров на территорию СЭЗ иностранных и стран ЕАЭС осуществляется без оплаты ввозных таможенных платежей, сборов, пошлин и НДС.

Ввезённые товары помещаются на территории СЭЗ под процедуру свободной таможенной зоны. При этом осуществляется, например, изготовление и сборка из импортных комплектующих новых товаров или переработка товара на импортном оборудовании. В результате будет получен новый товар, который будет иметь новые свойства и характеристики, его код ТН ВЭД, соответственно, должен отличаться от ввезённого товара.

Вывоз товаров с территории СЭЗ. С территории СЭЗ товары могут быть вывезены в ЕАЭС или другие государства. Платежи при этом уплачиваются.

Условия помещения товаров под процедуру свободная таможенная зона

Условия помещения товаров под процедуру свободная таможенная зона обозначены в ТК ЕАЭС. Вот некоторые из них: предназначение товаров — использование резидентами СЭЗ на её территории для коммерческой или иной деятельности предусмотренной, договором об условии функционирования СЭЗ. Товары, предназначенные для размещения в портовых или логистических СЭЗ, могут быть размещены лицами, не являющимися резидентами СЭЗ, но заключившими с ними договор, при этом операции с товарами не должны приводить к смене их кода ТН ВЭД и их характеристик. Иностранные товары не должны попадать под запреты и ограничения, предусмотренные ТК ЕАЭС, например, фрукты, заражённые плодожоркой.

Ни при каких условиях под процедуру не могут быть помещены товары, включённые в утверждённый законодательством, перечень.

Услуги оформления процедуры “Свободная таможенная зона”

Наша компания «Универсальные Грузовые Решения» оказывает услуги участникам внешнеэкономической деятельности по декларированию товаров под таможенной процедурой «Свободная таможенная зона», а также под процедурами «Экспорт» и «Выпуск для внутреннего потребления» (импорт) при дальнейшем вывозе данных товаров с территории СЭЗ. Мы работаем со всеми СЭЗ страны.

Предоставляем услуги участникам ВЭД:

Документы и информация для таможенного оформления товаров
под таможенной процедурой Свободная таможенная зона (ИМ 78) или (ЭК 78)

  1. Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Смотреть)
  2. Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Смотреть)

Необходимо оформление процедуры “свободная таможенная зона”? – Мы поможем Вам!

Мы являемся официальным таможенным представителем – таможенным брокером и внесены в соответствующий реестр Федеральной таможенной службы РФ. Наши таможенные декларанты имеют богатый многолетний опыт по таможенному оформлению товаров под разными таможенными процедурами, в том числе под таможенной процедурой «Свободная таможенная зона». Вы можете доверить нам декларирование товаров любой сложности и любого объема. Все необходимые операции на таможне будут выполнены качественно и точно в срок!

Доверившись нам, вы сможете рассчитывать на:

  • Информационную и правовую поддержку по всем сопутствующим вопросам;
  • Помощь в оформлении товаров под процедурой свободной таможенной зоны;
  • Поддержку при прохождении всех таможенных операций вне зависимости от разновидности и специфики товара;
  • Помощь в решении спорных ситуаций, что бы ни стало причиной их возникновения.

Сроки и стоимость таможенного оформления товаров под таможенной процедурой “Свободная таможенная зона”

С нами срок таможенного оформления товаров составляет несколько часов!

Цена или стоимость таможенного оформления товаров под процедурой «Свободная таможенная зона» в нашей компании является одной из самых минимальных, в среднем составляет от 15000 до 25000 рублей. Окончательная цена на услуги таможенного представителя – таможенного брокера в нашей компании зависит от поставленных клиентом задач и наличия включенных услуг СВХ.

Мы уверены, что сделаем Вам наиболее выгодное предложение!

Свободная таможенная зона: что это значит

О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Протокола о внесении изменений в Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года

Читайте также:
Соглашение о разделе продукции
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 2020 г. № 556
МОСКВА
О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Протокола о внесении изменений в Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона “О международных договорах Российской Федерации” Правительство Российской Федерации постановляет:

Одобрить представленный Министерством экономического развития Российской Федерации согласованный с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект Протокола о внесении изменений в Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года (прилагается).

Представить Президенту Российской Федерации предложение о подписании указанного Протокола.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

ПРОТОКОЛо внесении изменений в Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года

Государства – члены Евразийского экономического союза, далее именуемые государствами-членами,

основываясь на Договоре о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года,

принимая во внимание положения Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Внести в Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года следующие изменения:

слова “Комиссия таможенного союза” в соответствующем падеже заменить словами “Евразийская экономическая комиссия” в соответствующем падеже, за исключением абзаца второго преамбулы и заключительной части;

слова “государство – член таможенного союза” в соответствующих числе и падеже заменить словами “государство-член” в соответствующих числе и падеже, за исключением преамбулы;

в подпункте 1 слова “территории государства – члена таможенного союза” заменить словами “территории государства – члена Евразийского экономического союза (далее соответственно – государство-член, Союз)”;

в подпункте 3 слово “(таможенную)” исключить;

подпункт 4 после слова “участник” дополнить словом “, субъект”;

пункт 2 признать утратившим силу;

в пункте 3 слова “Таможенным кодексом таможенного союза, являющемся неотъемлемой частью Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года (далее – Таможенный кодекс таможенного союза)” заменить словами “Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее – Таможенный кодекс Союза)”;

3) в наименовании статьи 3 слова “на таможенной территории таможенного союза” заменить словами “на территориях государств-членов”;

в абзаце втором предложение второе исключить;

в абзаце третьем слово “территории” заменить словом “территориях”;

наименование после слова “участников” дополнить словом “, субъектов”;

абзац первый после слова “участника” дополнить словом “, субъекта”;

в абзаце втором слова “уплаты таможенных пошлин, налогов” заменить словами “исполнения обязанностей резидента портовой или логистической СЭЗ, а также могут быть установлены размер и порядок его предоставления и применения”;

в абзаце третьем пункта 3 слова “периодическую публикацию, в том числе с использованием информационных технологий” заменить словами “размещение на официальном сайте Союза”;

6) в абзаце первом пункта 2 статьи 7 слова “соглашением об осуществлении (ведении) деятельности на территории СЭЗ (договором об условиях деятельности в СЭЗ, инвестиционной декларацией)” заменить словами “соглашением (договором) об осуществлении (ведении) деятельности на территории СЭЗ (договором об условиях деятельности в СЭЗ, инвестиционной декларацией, предпринимательской программой)”;

7) статью 9 изложить в следующей редакции:

“Статья 9Территория СЭЗ и применение на ней таможенной процедуры свободной таможенной зоны

1. Территория СЭЗ является частью таможенной территории Союза.

2. Пределы портовой и логистической СЭЗ являются таможенной границей Союза.

3. Территория СЭЗ (вся или ее часть), на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, определяется в соответствии с законодательством государства-члена, на территории которого создана эта СЭЗ.

4. На территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, могут находиться (размещаться) и (или) использоваться иностранные товары и товары Союза, помещаемые (помещенные) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в соответствии с Таможенным кодексом Союза, а также иные иностранные товары и товары Союза, за исключением иностранных товаров, и (или) товаров Союза, и (или) категорий таких товаров, которые в соответствии с законодательством государства-члена, на территории которого создана СЭЗ, запрещены к нахождению (размещению) на территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.

5. Таможенная процедура свободной таможенной зоны применяется в соответствии с Таможенным кодексом Союза.”;

8) статью 10 признать утратившей силу;

9) статьи 25 и 26 изложить в следующей редакции:

“Статья 25Внесение изменений

В настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами и являются неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Статья 26Разрешение споров

Споры, связанные с толкованием и (или) применением настоящего Соглашения, разрешаются в порядке, определенном Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.”.

Статья 2

Настоящий Протокол вступает в силу с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Протокола в силу.

Совершено в г. ” ” 20 г. в одном подлинном экземпляре на русском языке.

Подлинный экземпляр настоящего Протокола хранится в Евразийской экономической комиссии, которая, являясь депозитарием настоящего Протокола, направит каждому государству-члену заверенную копию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: