Свободная таможенная зона: что это значит

Свободная таможенная зона: что это значит

от 20 декабря 2017 года N 88

О некоторых вопросах применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны

условия вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с территории свободной (специальной, особой) экономической зоны без завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны по перечню согласно приложению N 2.

2. В соответствии с законодательством государств – членов Евразийского экономического союза могут определяться перечни товаров и (или) категорий товаров, в отношении которых не применяются положения приложений N 1 и (или) 2 к настоящему Решению, а также операции, совершение которых не допускается за пределами территории свободной (специальной, особой) экономической зоны в отношении товаров, указанных в приложении N 2 к настоящему Решению, вывозимых с территории свободной (специальной, особой) экономической зоны на остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союза, в случае, предусмотренном подпунктом 5 пункта 4 статьи 205 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

3. Утвердить прилагаемые:

Порядок завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны в случаях иного потребления товаров, чем предусмотренное подпунктом 4 пункта 1 статьи 205 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза;

перечень территорий государств – членов Евразийского экономического союза, на которые из свободных (специальных, особых) экономических зон допускается вывоз товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для собственных производственных и технологических нужд.

4. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования, но не ранее даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года.

Члены Совета Евразийской
экономической комиссии:

От Республики Армения
В.Габриелян

От Республики Беларусь
В.Матюшевский

От Республики Казахстан
А.Мамин

От Кыргызской Республики
Т.Абдыгулов

От Российской Федерации
И.Шувалов

Приложение N 1
к Решению Совета
Евразийской экономической комиссии
от 20 декабря 2017 года N 88

Перечень случаев иного потребления товаров, чем предусмотренное подпунктом 4 пункта 1 статьи 205 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза

1. Потребление товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (далее – товары), осуществляемое резидентом (участником, субъектом) свободной (специальной, особой) экономической зоны (далее – СЭЗ) при создании на территории СЭЗ объектов недвижимости в целях реализации соглашения (договора) об осуществлении (ведении) деятельности на территории СЭЗ (договора об условиях деятельности в СЭЗ, инвестиционной декларации, предпринимательской программы), которые становятся составной и неотъемлемой частью таких объектов. В этом случае такие товары считаются потребленными, если объекты недвижимости, при создании которых они использованы, введены в эксплуатацию и зарегистрированы на праве собственности за резидентом (участником, субъектом) СЭЗ в соответствии с законодательством государств -членов Евразийского экономического союза (далее – государства-члены), а если это установлено законодательством государств-членов, – и эксплуатировались таким резидентом (участником, субъектом) СЭЗ не менее срока, установленного законодательством государств-членов.

2. Потребление товаров при эксплуатации (содержании), ремонте, реконструкции объектов недвижимости, находящихся на территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.

3. Потребление товаров при эксплуатации и (или) техническом обслуживании оборудования, машин и агрегатов, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и используемых на территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. В этом случае такие товары считаются потребленными, если они полностью уничтожены, использованы без остатка при совершении указанных операций.

4. Потребление товаров, осуществляемое резидентом (участником, субъектом) СЭЗ при проведении на территории СЭЗ исследований, испытаний, тестирований, проверок, опытов или экспериментов в целях реализации соглашения (договора) об осуществлении (ведении) деятельности на территории СЭЗ (договора об условиях деятельности в СЭЗ, инвестиционной декларации, предпринимательской программы). В этом случае такие товары считаются потребленными, если они полностью уничтожены, использованы без остатка при совершении указанных операций.

Приложение N 2
к Решению Совета
Евразийской экономической комиссии
от 20 декабря 2017 года N 88

Перечень условий вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с территории свободной (специальной, особой) экономической зоны без завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны

I. Условия вывоза товаров на остальную часть территории государства – члена Евразийского экономического союза, на территории которого создана свободная (специальная, особая) экономическая зона, для собственных производственных и технологических нужд резидента (участника, субъекта) свободной (специальной, особой) экономической зоны

1. Вывоз товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (далее – товары), осуществляется в целях реализации резидентом (участником, субъектом) свободной (специальной, особой) экономической зоны (далее – СЭЗ) соглашения (договора) об осуществлении (ведении) деятельности на территории СЭЗ (договора об условиях деятельности в СЭЗ, инвестиционной декларации, предпринимательской программы).

2. Товары находятся в фактическом владении и пользовании резидента (участника, субъекта) СЭЗ, за исключением случаев их передачи иным лицам для хранения, перевозки (транспортировки), и в отношении таких товаров не осуществляются операции, предусмотренные подпунктами 4 и 5 пункта 1 статьи 205 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, или операции, связанные с оказанием услуг третьим лицам.

3. Резидентом (участником, субъектом) СЭЗ обеспечивается возможность идентификации:

а) в товарах, вывозимых с территории СЭЗ, иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;

б) товаров, вывозимых с территории СЭЗ, при их обратном ввозе на эту территорию.

4. Срок вывоза товаров составляет не более 2 лет.

5. Вывоз товаров осуществляется для собственных производственных и технологических нужд на часть территории государства – члена Евразийского экономического союза (далее – государство-член), включенную в перечень территорий государств – членов Евразийского экономического союза, на которые из свободных (специальных, особых) экономических зон допускается вывоз товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для собственных производственных и технологических нужд, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. N 88.

Читайте также:
Поток и разграбление: что это значит

II. Условия вывоза товаров на остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союза для совершения операций по переработке (обработке) товаров, изготовлению товаров, включая сборку, монтаж, подгонку

1. Вывоз товаров осуществляется в целях реализации резидентом (участником, субъектом) СЭЗ соглашения (договора) об осуществлении (ведении) деятельности на территории СЭЗ (договора об условиях деятельности в СЭЗ, инвестиционной декларации, предпринимательской программы).

2. Резидентом (участником, субъектом) СЭЗ обеспечивается возможность идентификации:

а) в товарах, вывозимых с территории СЭЗ, иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;

б) товаров, вывозимых с территории СЭЗ, при их обратном ввозе на эту территорию либо при ввозе на такую территорию товаров, изготовленных (полученных) из этих товаров в результате совершения операций по переработке (обработке) товаров, изготовлению товаров, включая сборку, монтаж, подгонку.

3. Срок обратного ввоза на территорию СЭЗ товаров и (или) срок ввоза на территорию СЭЗ товаров, изготовленных (полученных) из этих товаров в результате совершения операций по переработке (обработке) товаров, изготовлению товаров, включая сборку, монтаж, подгонку, составляет не более 2 лет.

4. Резидентом (участником, субъектом) СЭЗ представлены сведения о товарах, вывозимых с территории СЭЗ (наименование, код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС либо код товара на уровне товарной позиции в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, если это предусмотрено законодательством государств-членов о таможенном регулировании, количество в основной и дополнительной единицах измерения), об операциях по переработке (обработке) товаров, изготовлению товаров, включая сборку, монтаж, подгонку, которые будут совершаться в отношении товаров, и о товарах, изготовленных (полученных) из этих товаров в результате совершения указанных операций, лицах, которые будут совершать такие операции, иные сведения, определяемые в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

УТВЕРЖДЕН
Решением Совета
Евразийской экономической комиссии
от 20 декабря 2017 года N 88

Порядок завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны в случаях иного потребления товаров, чем предусмотренное подпунктом 4 пункта 1 статьи 205 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза

1. В случаях, предусмотренных приложением N 1 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. N 88 (далее – приложение N 1), действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны завершается по решению таможенного органа государства – члена Евразийского экономического союза (далее – государство-член), на территории которого создана свободная (специальная, особая) экономическая зона (далее – СЭЗ).

2. Для завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны в таможенный орган подается заявление о завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны (далее – заявление).

3. Заявление подается:

а) резидентом (участником, субъектом) СЭЗ, являющимся декларантом товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;

б) резидентом (участником, субъектом) СЭЗ, которому переданы права владения, пользования и (или) распоряжения товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товарами, изготовленными (полученными) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на которого законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 10 статьи 205 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – Кодекс) возложена обязанность по завершению действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны;

в) лицом, которому переданы права владения, пользования и (или) распоряжения товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товарами, изготовленными (полученными) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на которое законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 11 статьи 205 Кодекса возложена обязанность по завершению действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

4. В заявлении указываются следующие сведения:

а) сведения о лице, подающем заявление: полное или краткое (сокращенное) наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, налоговый номер лица (при наличии);

б) сведения о товарах, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товарах, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, потребленных в случаях, предусмотренных приложением N 1: наименование, код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС либо код товара на уровне товарной позиции в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, если это предусмотрено законодательством государств-членов о таможенном регулировании, количество в основной и дополнительной единицах измерения;

в) сведения о товарах, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, вошедших в состав товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (в случае, если товары, изготовленные (полученные) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, потреблены в соответствии с приложением N 1): наименование, код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС либо код товара на уровне товарной позиции в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, если это предусмотрено законодательством государств-членов о таможенном регулировании, количество в основной и дополнительной единицах измерения;

г) регистрационные номера деклараций на товары, в соответствии с которыми товары были помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, порядковые номера товаров в декларациях на товары, количество товара (по каждой декларации на товары и по каждому порядковому номеру в декларации на товары), в отношении которого завершается действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны, а в случае, если товары, в отношении которых завершается действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны, не подлежали таможенному декларированию в соответствии с пунктом 4 статьи 204 Кодекса, – реквизиты таможенного документа, на основании которого такие товары учитываются таможенным органом;

д) сведения о вводе в эксплуатацию объекта недвижимости и праве собственности резидента (участника, субъекта) СЭЗ на такой объект недвижимости (дата фактического ввода его в эксплуатацию, реквизиты документов (актов), на основании которых соответствующий объект введен в эксплуатацию, и (или) наименования таких документов и т.д.) – в отношении товаров, потребленных в соответствии с пунктом 1 приложения N 1;

е) иные сведения, предусмотренные в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

5. Форма заявления и порядок ее заполнения устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

6. К заявлению прилагаются:

а) отчет о потреблении товаров в соответствии с приложением N 1 по форме, устанавливаемой в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании согласно статьям 18 и 203 Кодекса, если представление такого отчета предусмотрено законодательством государств-членов о таможенном регулировании;

Читайте также:
Трудовые отношения на предприятии

б) документы, подтверждающие сведения, указанные в заявлении. Перечень таких документов определяется в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

7. Таможенный орган рассматривает заявление и прилагаемые к нему документы в сроки, определенные в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании, и принимает решение о завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны или решение об отказе в завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

Решение таможенного органа оформляется в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

8. Действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении товаров, помещенных под такую таможенную процедуру и потребленных в соответствии с приложением N 1, а также товаров, помещенных под такую таможенную процедуру, вошедших в состав товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и потребленных в соответствии с приложением N 1, считается завершенным после принятия таможенным органом решения о завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

УТВЕРЖДЕН
Решением Совета
Евразийской экономической комиссии
от 20 декабря 2017 года N 88

Что означает понятие “Свободная таможенная зона” и какие функции в себя включает

В мировой практике применяется режим свободной таможенной зоны (СТЗ). Она создает выгодные условия для государства, бизнеса, а также помогает привлечь иностранные инвестиции и стимулировать развитие региона. В статье расскажем, что такое свободная ТЗ, опишем процедуру, операции с товарами и значение зоны для экономики.

Что такое свободная таможенная зона

Наиболее часто режим свободной ТЗ устанавливается в “депрессивных” районах с низким уровнем экономического развития – там, где среди населения отмечается высокий уровень безработицы и низкий уровень доходов.

На территории СТЗ выгодно начинать бизнес (по специализации, предложенной государством) за счет особого налогового режима и других преференций, предоставляемых государством. У зоны есть определенные условия и принципы работы, без понимания которых вести экономическую деятельность не получится.

Свободная таможенная зона – это особый режим, при котором товары, которые ввозятся и вывозятся за ее пределы, получают от государства льготы по налогообложению, пошлинам и платежам. Местная продукция попадает в свободную зону по установленным ставкам налогообложения и пошлин. Перемещение товаров происходит не в рамках нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, однако нетарифная регуляция используется.

Что включает в себя это понятие

СТЗ – это:

  • преференции по платежам и внутренним налогам для участников ВЭД;
  • разрешение проводить производственно-хозяйственную и экономическую деятельности в свободной ТЗ;
  • осуществление торговли на внутреннем и внешнем рынке.

Создание свободных ТЗ – рациональная идея, позволяющая увеличить круг торговых отношений и создать новые вакансии на рынке труда. Выгода для экономики и социальной сферы государства очевидна.

Примечание. Для государства выгода этого режима состоит в получении дохода от вкладываемых инвестиций, которые направляются на создание и модернизацию производства, а также конкретных видов коммерческой деятельности.

Особенности работы и правовая база

Киотская Конвенция “Об упрощении и гармонизации таможенных процедур”, принятая в 1979 г. – правовая база свободных экономических зон. В российском законодательстве она регулируется ст. 37 “Таможенный режим свободной ТЗ” Федерального закона от 30 октября 2007 г. N240-ФЗ “Об особых экономических зонах РФ” и главой 27 ТК ЕАЭС “Таможенная процедура свободной ТЗ”.

Особенность СТЗ заключаются в следующем: для импортируемых товаров, которые попадают под ее действие, применяются меры регулирования, а также предусмотрены платежи как для товаров, размещенных за пределами зоны Таможенного Союза (ТС). Вместе с тем, свободная зона – составляющая ТС, она может быть определена и в качестве территории осуществления контроля.

Процедура СТЗ: применение, правила оформления, прекращение

Направление процедуры – иностранная продукция и товары Таможенного Союза. Принцип работы состоит в том, что эти продукты размещаются, используются на территории Свободной экономической зоны (СЭЗ) либо ее части и за них не выплачиваются таможенные, налоговые, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины. Но это действует лишь при условии, что продукция размещается под эту процедуру и используется в соответствующем СЭЗ порядке.

Применение СТЗ в качестве таможенной процедуры:

  1. Продукция, которая находится на территории свободной ТЗ, освобождается от платежей и мероприятий нетарифного регулирования, а также от ограничений, которые применяются к товарам ТС.
  2. Продукция, к которой применяется режим свободной ТЗ, сохраняет статус иностранной, а продукция ТС сохраняет статус товара ТС.
  3. На территории свободных ТЗ резидентами выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые зарегистрированы в странах-участницах ТС.

Правила оформления

Товары, которые помещены под таможенную процедуру свободной ТЗ, считаются находящимися вне таможенной территории ТС. К таким товарам не применяются:

  • пошлины;
  • налогообложение;
  • меры нетарифного регулирования.

Срок оформления товара не должен быть больше 24 часов с момента подачи сведений о товаре.

Иностранные товары размещаются и используются только в пределах СТЗ на условиях:

  • таможенное оформление (ТО) без уплаты НДС;
  • ТО без внесения пошлин.

Прекращение

Когда свободная ТЗ прекращает работу, продукция, размещенная на ее территории, должна пройти процедуру в течение 4 месяцев.

Продукция ТС, которая не контролируется таможней без внесения платежей – это оборудование, которое ввели в эксплуатацию и применяют для выполнения условий договора по деятельности экономической зоны, а также продукция, которая участвует в строительстве недвижимости в зоне.

Таможенный союз и свободная таможенная зона

Пп. 15 п. 1 ст. 202 Таможенного кодекса Таможенного Союза (ТК ТС) закрепил СТЗ в качестве одного из видов процедур. Ее нормы определены Соглашением по вопросам СЭЗ на таможенной территории ТС и процедуры свободной ТЗ от 18 июня 2010 г.

Виды ТЗ

Соглашение предусматривает два вида свободной ТЗ:

  • портовая создается на территории морского, речного или воздушного порта;
  • логистическая создается возле автомобильного или железнодорожного пункта пропуска через таможенную границу страны-участницы ТС.

Операции с товарами

Логистические и портовые СТЗ – новые для России понятия. Товары в таких зонах должны пройти таможенную процедуру СТЗ без декларирования. Товары, которые не относятся к обозначенным выше СТЗ, проходят таможенную процедуру через декларирование.

Читайте также:
Предъявление для опознания: что это значит

Для помещения под процедуру СТЗ с резидентом портовой или логистической зоны заключается договор хранения товаров. В отношении таких товаров проводят только те операции, которые связаны с доставкой товаров на территорию ТС.

Цели и значение для экономики

Свободные ТЗ в ТС созданы для содействия созданию благоприятного инвестиционного климата. СТЗ должны способствовать привлечению инвесторов и созданию новых предприятий и рабочих мест. СТЗ способны улучшить благоустройство территорий за счет государственно-частного партнерства, применяемого при запуске производства с нуля. СТЗ позволяет снизить цены, внедрять инновации в производства, нарастить темпы роста экономики региона.

Позитивный эффект для экономики также заключается в том, что СТЗ повышает конкурентоспособность продукции, помогает преобразовывать структуру национальной экономики за счет увеличения объема совершаемых сделок на территории зоны.

В функционировании СТЗ существуют и проблемы:

  • слабая проработка целей функционирования зоны;
  • нет госструктуры, которая регулирует ввоз товары в СТЗ;
  • нет подготовительного периода для налаживания инфраструктуры СТЗ;
  • смешиваются внешнеэкономические и инвестиционные аспекты деятельности зоны;
  • слишком большие требования к размеру территории под СТЗ.

Заключение

СТЗ – это режим, при котором ввозимый и вывозимый товар получает налоговые льготы. Зона создает выгодные условия для функционирования бизнеса, стимулирует привлечение инвестиций и прогрессивное развитие территорий.

СТЗ считается обоюдовыгодным предприятием для коммерческих организаций и государства. Создание таких зон актуально для населенных пунктов со слабым социально-экономическим развитием, поскольку СТЗ создает новые предприятия и рабочие места.

Свободная таможенная зона: что это значит

При выполнении которой продукция, сырье и товары могут быть импортированы на территорию особой экономической зоны, при этом уплата таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не требуется при условии выполнения требований помещения товаров под таможенную процедуру и дальнейшее их использования в соответствии с процедурой. Пользоваться льготами свободной таможенной зоны имеют возможность исключительно резиденты особой экономической зоны. Таким образом государство привлекает инвесторов становиться резидентами, давая им таможенные и налоговые льготы, а также компенсацию за затраты на транспортировку. Взамен государство получает новые инвестиции в бюджет, налаживание внутренней внешней экономики за счет импорта и экспорта товаров, а также увеличения количества рабочих мест для жителей особых экономических зон.

Свободные таможенные зоны в таможенном союзе

Таможенный союз (ЕАЭС) – это союз стран-участников, которые создают общее таможенное пространство. Благодаря союзу между странами-участниками импорт и экспорт товаров в другую страну не облагается налогами и уплатой таможенной пошлины, что позволяет улучшить товарооборот как в государстве, так и за его пределами.

Страны-участники ЕАЭС: Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Армения; Республика Беларусь, Кыргызская Республика. В начале текущего года стал рассматриваться вопрос о присоединении к ЕАЭС Узбекистана.

Роль особой экономической зоны в таможенном союзе

Особая экономическая зона – это часть территории страны-участника ЕАЭС в пределах, установленных государством страны-участника, на которой функционирует особый режим реализации предпринимательской и иной деятельности. На территории ОЭЗ применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Таможенные процедура импорта и экспорта свободной таможенной зоны с ЕАЭС:

  • Реэкспорт товаров, состояние которых были не изменено;
  • Реэкспорт готовой продукции, которая изготавливается из привезенного сырья, но не признается товарами ЕАЭС;
  • Экспорт готовой продукции, которая изготовлена из привезенного сырья, и признана товарами ЕАЭС;
  • Реимпорт – выпуск в обращение без ограничений товаров ЕАЭС в первичном состоянии без уплаты пошлины;
  • Иные таможенные процедуры.

Таможенная процедура свободной таможенной зоны не распространяется на

  1. Транспортные средства международного назначения по причине международной транспортировки товаров этими транспортными средствами. Также, транспортные средства, которыми предусмотрена реализация внутренней транспортировки грузов по территории таможенного союза;
  2. Товары таможенного союза, импортируемые или экспортируемые из территории ОЭЗ на территории таможенного союза лицами, которые не являются резидентами особой экономической зоны (за исключением особой экономической зоны в Калининградской области);
  3. Товары таможенного союза, импортируемые, или экспортируемые в/из территории ОЭЗ на территорию таможенного союза администрацией ОЭЗ;
  4. Товары, импортируемые в особую экономическую зону и сохраняемые за пределами ОЭЗ до реализации таможенной процедуры;
  5. Товары, импортируемые из территории ЕАЭС, которые находятся на территории особой экономической зоны в Калининградской области Российской Федерации;
  6. На территории особой экономической зоны могут быть размещены и использованы товары, по которым была реализована таможенную процедуру свободной таможенной зоны, как и товары, по которым не была реализована таможенная процедура, а также иностранные товары, которые были помещены под другие таможенные процедуры;
  7. Особая экономическая зона, на территории которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, будет являться зоной таможенного контроля.

Таможенный контроль на этой территории должен осуществляться соответствующими (таможенными) органами согласно условиям таможенного законодательства таможенного союза. Территория, на которой применяется процедура, должна быть обустроена и оснащена для реализации таможенного контроля. Требования к оснащению, обустройству территории ОЭЗ (например, требования к ограждению, обеспечению системами видеонаблюдения периметра территории) определяются законодательством стран-участников ЕАЭС.

Условия помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны:

Под таможенную процедуру свободной таможенной зоны могут быть помещены:

  1. Товары, которые предназначены для распределения и применения резидентами на территории особой экономической зоны в целях реализация собственной деятельности;
  2. Товары, которые предназначены для реализации процедуры подлежат таможенному декларированию за исключением следующих случаев:
    • товары импортируются на территорию особой экономической зоны с территории государства, которое не является участником таможенного союза;
    • товары импортируются на территорию особой экономической зоны резидентами с целью строительства, реконструкции объектов инфраструктуры на территории особой экономической зоны.
  3. При импорте на территорию особой экономической зоны, если товар подлежит таможенному декларированию, таможенная декларация должна быть подана в течение 14 рабочих дней с того дня, когда товар поступил на территорию особой экономической зоны.
  4. Лицом, подающим таможенную декларацию должен быть резидент особой экономической зоны. На территории ОЭЗ в Калининградской области таможенную декларацию имеет право подавать юридическое лицо. Для этого регистрация юридического лица должна быть осуществлена на территории особой экономической зоны в Калининградской области Российской Федерации.

Под процедуру не могут быть помещены товары, которые запрещается к импорту и экспорту на территорию особой экономической зоны и территорию таможенного союза. Перечень таких товаров создается и утверждается государством страны-участника таможенного союза.

Читайте также:
Авторский лицензионный договор: что это значит

Вывод: Таможенная процедура свободной таможенной зоны особых экономических зон дает возможность резидентам импортировать и экспортировать товар на территорию стран-участников таможенного союза без уплаты таможенных пошлин и НДС. Благодаря беспошлинному ввозу товаров на территорию стран-участников таможенного союза, и вывозу за территорию стран, государства значительно наращивают товарооборот, что положительно сказывается на бюджете страны и ее экономике в целом.

Таможенная процедура свободная таможенная зона

Свободная таможенная зона-таможенная процедура, при которой иностранные товары размещаются и используются в пределах особой экономической зоны или ее части без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин, если иное не предусмотрено настоящей статьей в отношении товаров, размещаемых и (или) используемых в портовой особой экономической зоне.

Таможенная процедура свободная таможенная зона регулируется положениями Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010 года (далее-Соглашение), Федеральными законами от 22.07.2005 № 116-ФЗ (в ред. от 30.12.2012) ” Об особых экономических зонах в Российской Федерации” , от 10.01.2006 № 16-ФЗ ” Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” (ред. от 24.12.2012), от 31.05.1999 № 104-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) ” Об Особой экономической зоне в Магаданской области” .

В соответствии с п.1 ст. 9 Соглашения таможенная процедура свободной таможенной зоны может применяться на территории свободной экономической зоны или части ее территории. Свободная экономическая зона-часть территории государства Таможенного союза, на которой действует особый режим осуществления деятельности и может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Под таможенную процедуру свободной таможенной зоны могут помещаться товары, предназначенные для размещения и (или) использования резидентами на территории СЭЗ в целях осуществления резидентами предпринимательской и иной деятельности в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности на территории СЭЗ.

Кроме того, помещению под описываемую таможенную процедуру подлежат товары, предназначенные лицам, не являющимися резидентами СЭЗ, для размещения на территории портовой или логистической СЭЗ, если такие лица заключили с резидентом портовой или логистической СЭЗ договор об оказании услуг по складированию (хранению) товаров и связанных с таким хранением грузовых операций.

Основной особенностью таможенной процедуры свободной таможенной зоны является то, что товары, ввезенные на территорию свободной экономической зоны (далее-СЭЗ) и помещенные под процедуру свободной таможенной зоны, рассматриваются для целей применения таможенных пошлин, налогов и мер нетарифного регулирования как находящиеся вне таможенной территории Таможенного союза.

При этом территория СЭЗ остается частью таможенной территории Таможенного союза.

Территория СЭЗ, на которой применяется процедура свободной таможенной зоны, является зоной таможенного контроля.

Свободная таможенная зона как таможенная процедура заключается в следующем: товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза.

Товары, помещенные под данную процедуру, сохраняют свой статус-иностранные товары остаются иностранными, а товары Таможенного союза-товарами Таможенного союза.

Лицами, осуществляющими деятельность на территории свободной экономической зоны, являются резиденты-юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории государства-члена Таможенного союза в порядке, установленном законодательством этого государства, и включенные в реестр резидентов свободных (специальных, особых) экономических зон.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ ” Об особых экономических зонах в Российской Федерации” для включения в данный реестр коммерческой организации необходимо, что бы она была зарегистрирована на территории муниципального образования, в котором расположена свободная экономическая зона; должно быть также заключено соглашение об осуществлении деятельности на территории СЭЗ с органом управления особыми экономическими зонами.

Помимо свободной экономической зоны, функционирование которой осуществляется в соответствии с общим порядком, установленным Соглашением, предусмотрено также две разновидности свободной экономической зоны-портовая СЭЗ и логистическая СЭЗ-они являются новыми понятиями для российского законодательства.

Портовая свободная (специальная особая) экономическая зона-свободная (специальная особая) зона, которая создается на части морского, речного порта, открытых для международного сообщения и захода иностранных водных судов, или части территории аэропорта, открытого для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международный воздушные перевозки, и территории, прилегающей к такому морскому порту, речному порту или аэропорту, за исключением частей территорий морского порта, речного порта или аэропорта, на которых расположены имущественные комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров.

Логистическая свободная (специальная особая) экономическая зона-свободная (специальная особая) экономическая зона, которая создается на части территории государства-члена Таможенного союза, прилегающей к автомобильному и (или) железнодорожному пункту пропуска через государственную (таможенную) границу государства-члена Таможенного союза.

Отличие таких СЭЗ заключается в том, что товары, ввозимые на территорию портовой или логистической СЭЗ, помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны без таможенного декларирования. При этом товары в СЭЗ, не относящихся к логистическим и портовым, помещаются под указанную таможенную процедуру путем таможенного декларирования.

Для помещения таких товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны достаточно заключить с резидентом портовой или логистической СЭЗ договор об оказании услуг по складированию (хранению) товаров и связанных с таким хранением грузовых операций.

Но при этом в отношении таких товаров можно проводить лишь операции, связанные с прибытием товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Пределы логистических и портовых СЭЗ являются таможенной границей Таможенного союза и, соответственно, при вывозе товаров из таких свободных экономических зон на таможенную территорию Таможенного союза необходимо будет декларировать их таможенному органу с помещением их под соответствующую таможенную процедуру.

Читайте также:
Авторский договор заказа: что это значит

Во время нахождения товаров под таможенной процедурой свободной таможенной зоны (если речь идет не о логистической или портовой СЭЗ) допускается совершение любых операций, если они предусмотрены соглашением об осуществлении деятельности на территории СЭЗ; эти операции могут быть связаны, например, с хранением и переработкой товаров, а также с заключением сделок по их отчуждению.

Срок действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны ограничен сроком функционирования самой СЭЗ либо сроком, в течении которого лицо, поместившее товары по указанную таможенную процедуру, имеет статус резидента СЭЗ, либо принятием специального решения о прекращении применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории СЭЗ.

При прекращении функционирования СЭЗ или прекращении применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на ее территории товары, помещенные на территории такой СЭЗ под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, подлежат помещению под иные таможенные процедуры в течение четырех месяцев.

Однако, если данные товары представляют собой оборудование, помещенное под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, введенное в эксплуатацию и используемое резидентом для реализации соглашения об осуществлении деятельности на территории СЭЗ, а также если это товары, использованные для создания объектов недвижимости на территории СЭЗ, то данные товары и оборудование признаются товарами Таможенного союза, не находящимися под таможенным контролем, без уплаты каких-либо таможенных платежей.

Аналогичный порядок применяется и в тех случаях, когда процедура свободной таможенной зоны завершена по причине утраты резидентом СЭЗ своего статуса в связи с выполнением условия соглашения об осуществлении деятельности на территории СЭЗ.

Как мы видим, утрата свободной экономической зоной своего статуса всецело зависит от решения соответствующих государственных органов Таможенного союза.

Вместе с тем, если товары (например, оборудование) были ввезены в свободную экономическую зону ее резидентом, который планировал использовать данное оборудование в СЭЗ, но при этом не успел ввести его в эксплуатацию (например, по причинам, связанным со сложностью технологии использования данного оборудования), то, при прекращении функционирования СЭЗ, резидент обязан будет поместить данные товары под иную таможенную процедуру, что может повлечь для него либо дополнительные финансовые издержки по уплате таможенных платежей, либо необходимость вывезти товары с территории Таможенного союза.

Как уже было сказано выше, прекращение функционирования СЭЗ всецело зависит от решения государственных органов. Таким образом, лицо, получившее статус резидента свободной таможенной зоны и поместившее товары под соответствующую таможенную процедуру, оказывается в полной зависимости от государственных органов.

Данное обстоятельство может существенно повлиять на инвестиционную привлекательность свободных экономических зон.

Кроме того, как уже было сказано, товары, использованные для создания объектов недвижимости на территории СЭЗ, в случае прекращения ее функционирования признаются товарами Таможенного союза без уплаты таможенных платежей.

При этом возникает вопрос, что понимать под использованием товаров для создания объектов недвижимости. Распространяется ли данная норма закона лишь на товары, из которых непосредственно создаются объекты недвижимости (строительные материалы)? Или же к ним может быть отнесена, например, и техника, использовавшаяся при строительстве указанных объектов? Данная неопределенность, на взгляд автора, может создать затруднения для лиц, решивших осуществлять такое строительство.

Свободные экономические зоны на территории Таможенного союза, безусловно, являются фактором, который способен содействовать созданию благоприятного инвестиционного климата. В то же время законодательная неурегулированность отдельных моментов может повлечь снижение инвестиционной привлекательности свободных экономических зон для потенциальных инвесторов.

На территориях указанных зон применяется льготный, по сравнению с действующим на остальной части таможенной территории Российской Федерации, режим налогообложения, в том числе при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, а также в связи с таким перемещением.

Следует отметить, что функционирующие на территории Российской Федерации особые экономические зоны позволяют лицам осуществлять достаточно широкий спектр операций с ввезенными товарами. На территории Калининградской области даже разрешена розничная торговля товарами.

Основной особенностью указанных зон является то, что при ввозе товаров на их территории допускается заявление любого таможенного режима, в зависимости от целей такого перемещения. То есть они представляют собой территориальные образования, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации, при ввозе на которые, наряду с общим порядком перемещения, применяется таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада).

В случае ввоза иностранных товаров и помещения их под таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада) применяется освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с таможенным законодательством и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При этом не вводится никаких ограничений права пользования и распоряжения такими товарами, за исключением необходимости использования таких товаров только в рамках границ территорий особых экономических зон.

Для целей ввоза товаров с территорий особых экономических зон на остальную часть таможенной территории Российской Федерации таможенный режим свободной таможенной зоны должен быть изменен на иной. При этом уплачиваются таможенные платежи, установленные в отношении вновь избранного таможенного режима.

Следует отметить, что в случае совершения с иностранными товарами, помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны, операций по переработке, в результате которой величина добавленной стоимости переработки составляет не менее 30 процентов, а для товаров, относящихся к электронике и сложной бытовой технике,-не менее 15 процентов, и такая переработка влечет изменение кода товара по таможенной классификации, товар считается произведенным в Особой экономической зоне. Товары, считающиеся произведенными в Особой экономической зоне, что подтверждается сертификатом о происхождении товара, и ввозимые на остальную часть таможенной территории (а также на территории стран Таможенного союза), освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов. К указанным товарам не применяются меры экономической политики.

В отношении иностранных товаров, ввозимых на территорию Особой экономической зоны и затем вывозимых за границу (как с переработкой, так и без переработки), таможенные пошлины, налоги, а также сборы за таможенное оформление не взимаются, меры экономической политики не применяются. При этом указанный порядок налогообложения применяется только в случае заявления лицом таможенному органу о намерении вывезти товары еще при ввозе таких товаров на территорию Особой экономической зоны.

Читайте также:
Обязательное социальное страхование: что это значит

В Калининградской области бенефициаром таможенного режима свободной таможенной зоны может выступать любое российское лицо. Пользователями рассматриваемого таможенного режима в Магаданской области могут выступать только участники Особой экономической зоны-юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории Особой экономической зоны, а также граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, и получившие регистрационные свидетельства участника. При этом в случае нарушения участником Особой экономической зоны законодательства Российской Федерации администрация Особой экономической зоны вправе аннулировать регистрационное свидетельство. Участники Особой экономической зоны обязаны вести учет ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых перерабатываемых, приобретаемых и реализуемых товаров и представлять администрации Особой экономической зоны и в таможенный орган отчетность. Любые изменения, происходящие с товарами в пределах Особой экономической зоны, должны отражаться в учетных документах.

Киотской конвенцией не допускается введение количественных ограничений на ввоз товаров на территории свободных зон. При ввозе иностранных товаров в Особые экономические зоны на территории Российской Федерации к отдельным видам товаров и услуг могут применяться меры экономической политики (меры по количественному государственному регулированию внешнеторговой деятельности). Квоты на отдельные виды товаров, ввозимые на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2000 № 526 (с изменениями внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2001 № 830; постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2002 № 708; постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2003 № 460; постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2000 № 526 (ред. от 25.02.2004) ” Об установлении на 2000-2005 годы количественных ограничений на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран в таможенном режиме свободной таможенной зоны, действующем на территории Особой экономической зоны в Калининградской области” .

Свобода массовой информации

Свобода
Базовые понятия
Свобода воли

Свобо́да ма́ссовой информа́ции и её составляющая свобо́да печа́ти — конституционные гарантии независимого функционирования СМИ в отдельно взятой стране. Имеет кардинальное значение для построения демократии и поощрения гражданской активности [1] . Трактуется как политическое право граждан свободно учреждать средства массовой информации и распространять любую печатную продукцию [2] . Одно из старейших конституционно закрепляемых личных прав человека, являющееся составной частью более общего права — свободы информации. Впервые провозглашена во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года [3] .

Содержание

История

Я больше боюсь трёх газет, чем ста тысяч штыков; вы видите меня хозяином Франции, но я не взялся бы править ею и три месяца при свободной прессе.

Таково традиционное отношение первой власти к четвёртой.

Разумеется, нежелательно, чтобы какое-нибудь правительственное учреждение имело власть подвергать цензуре официально не финансируемые книги — за исключением, естественно, цензуры в целях безопасности, против которой в военное время никто не возражает. Но главную опасность для свободы мысли и слова представляет вовсе не прямое вмешательство Министерства информации или какого-нибудь другого официального органа. Если издатели и редакторы так стараются не допустить в печать некоторые темы, то не потому, что опасаются преследования, а потому, что боятся общественного мнения. Самый худший враг, с которым у нас в стране сталкивается писатель или журналист, — это интеллектуальная трусость

В России понятие трактовалось по-своему [6] :

пресса в стране свободна не тогда, когда все издания выражают все мыслимые точки зрения, а когда издания принадлежат разным владельцам с враждебными интересами.

При этом закон, как правило, устанавливает ряд ограничений с целью предотвратить злоупотребления свободой печати. В законе о средствах массовой информации (закон о СМИ от 27.12.1991 № 2124-1) указывается, что [7] :

Запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.(ч.2 ст.51, данного закона)

Помимо цифровых параметров (количество убитых журналистов, запрещённых передач, отозванных тиражей) существуют и общие оценки ситуации в той или иной стране, которые профессионалы делают, основываясь на собственном опыте и ощущениях. Например, Евгений Киселёв уже в 2006 году полагал, что свобода печати в России уже уничтожена [8] , а Виталий Коротич в своём письме Евгению Додолеву, (опубликованному в газете «Новый Взгляд», № 109, 1993 год) отмечал [9] :

Проханов объявляет что готов взорвать поезд с Ельциным, Лимонов призывает гильотинировать Горбачёва… Попробовал бы кто-нибудь в Америке вякнуть что хочет ухлопать президента! Уже несколько таких сидит — и надолго…

Закрытые для международной прессы регионы

  • Северная Корея
  • Мьянма
  • Папуа, Индонезия[10]
  • Тибет, Китай[11]
  • Джамму и Кашмир, Индия[12]
  • Вазиристан, Пакистан[13]
  • Чечня, Россия (на 2000 год) [14]
  • Грузия[15]
  • Сомали
  • Огаден, Эфиопия
  • Агадес, Нигер

История

Польша

Законы о свободе прессы проговорены в 1532 году. [16]

Швеция

Первый в мире акт о свободе прессы принят в 1766 году. [17] [18] [19] [20] [21]

Дания и Норвегия

В период с 4 сентября 1770 года и 7 октября 1771 года в Датско-Норвежском королевстве была практически отменена цензура, что сразу же спровоцировало интенсивный поток анонимных критических пафлетов и вынудило власти вновь ограничить свободу печати в разумных пределах. [22]

Статья 29 Конституции России

Текст Ст. 29 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Комментарий к Ст. 29 Конституции Российской Федерации

Свобода слова относится к числу основных прав и свобод человека и гражданина. Положения комментируемой статьи в целом совпадают с содержанием соответствующих норм международных юридических актов в области прав человека.

Свобода массовой информации является частным случаем свободы слова. В то же время свобода массовой информации обычно рассматривается в качестве показателя обеспечения свободы слова как таковой.

В настоящее время действует Закон РФ от 27 декабря 1991 года №2124-1 “О средствах массовой информации”.

Согласно статье 1 данного закона в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям.

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, — не допускается.

Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, — также не допускается.

В то же время закон запрещает использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Статья 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ устанавливает следующие принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации:

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Часть 4 комментируемой статьи ограничивает свободу слова запретом на распространение сведений, составляющих государственную тайну, перечень которых определяется федеральным законом.

В соответствии со статьей 5 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5485-1 “О государственной тайне” государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области:

  • о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом “Об обороне”, об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;
  • о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;
  • о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;
  • о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;
  • о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;
  • о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

2) сведения в области экономики, науки и техники:

  • о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;
  • об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;
  • о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;
  • об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;
  • о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;
  • о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством РФ);

3) сведения в области внешней политики и экономики:

  • о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
  • о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

  • о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
  • о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
  • об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
  • о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;
  • о методах и средствах защиты секретной информации;
  • об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;
  • о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
  • о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;
  • о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

Конституционная свобода мысли и слова означает не только возможность беспрепятственно выражать свои мысли и убеждения, свое мнение, но и недопустимость принуждения к их выражению или отказу от них.

Этот запрет, предусмотренный в ч. 3 ст. 29 Конституции РФ, обязаны соблюдать все — государственные органы, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения, их должностные лица, все члены общества.

Тем самым охраняется внутренний мир человека, гарантируется свободное развитие личности, в том числе, право менять свои убеждения, но не по принуждению, а по собственному выбору в процессе познания реальности, свободных дискуссий, обсуждения различных идей.

Особую актуальность в России в современный период приобретает проблема правильной трактовки соотношения между правом на достоинство, честь и доброе имя и свободой мысли и слова.

В свете сказанного интерес представляет позиция Конституционного Суда РФ, выраженная в Определении от 27 сентября 1995 г., касающемся жалобы А.В. Козырева*(120). Поводом для жалобы послужило рассмотрение в одном из судов дела по иску В.В. Жириновского к НТВ и А.В. Козыреву о защите чести и достоинства. А.В. Козырев считал, что ст. 7 ГК РСФСР (как и ст. 152 нового ГК РФ) о судебной защите чести и достоинства не соответствует ст. 29 (ч. 1 и 3) Конституции РФ, гарантирующей каждому свободу мысли и слова, поскольку допускает возможность судебного опровержения любых сведений.

По мнению заявителя, существуют определенные сведения, которые не могут быть предметом судебного опровержения, поскольку они являются выражением личного мнения и взглядов, оценочных суждений того, кто их распространяет, и принуждение к отказу от них — это вторжение в область «мысли и слова», «мнений и убеждений», охраняемых ст. 29 Конституции РФ.

Свобода мысли и слова гарантируется тем, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Другой гарантией является конституционное и законодательное закрепление свободы средств массовой информации и запрет цензуры (ч. 4 и 5 ст. 29 Конституции РФ, Закон РФ «О средствах массовой информации»).

Свобода мысли и слова связана и с другими правами и свободами, возможность реализации которых создает институционально-организационные условия для надлежащего осуществления свободы выражения мнений и убеждений. Это, например, права на объединение, проведение публичных мероприятий, участие в управлении государственными и общественными делами.

Свобода массовой информации является наряду с другими мерами гарантией идеологического и политического многообразия, закрепленного в ст. 13 Конституции. Конституция предполагает, что частные СМИ должны предоставлять большую, чем государственные, возможность выражать свои взгляды и интересы различным группам общества.

Второй составляющей свободы массовой информации является независимость редакционного коллектива (коллектива журналистов) как от государственной цензуры, так и от собственника или учредителя СМИ. И в этой части свобода в равной мере распространяется на сотрудников (журналистов) как частных, так и государственных СМИ.

В частности, Закон о СМИ исходит из того, что свобода массовой информации для журналистов гарантируется независимо от формы собственности на СМИ, поэтому нарушение прав любого журналиста влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

P.S. По смыслу комментируемой статьи, не допускается не только предварительная, но и последующая карательная цензура. Как верно указывает К. Экштайн, “хотя запрет цензуры упомянут в том же абзаце, что и гарантия свободы массовой информации, запрет цензуры не ограничивается только средствами массовой информации, но представляет собой основное содержание всех основных прав на свободу общения“.

В частности, запрет цензуры распространяется на непериодическую печать, киноискусство, театр. Свобода СМИ, гарантируемая Конституцией, заключается в запрете не только цензуры, но и иного контроля как со стороны государства, так и третьих лиц (см., например, ст. 58 Закона о СМИ).

Вместе с тем в соответствии с ч. 1 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод право придерживаться своего мнения и получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны государственных органов не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.

Нельзя отождествлять с цензурой ограничения, налагаемые на СМИ в соответствии с ч. 2 ст. 29 и ч. 3 ст. 55 Конституции и на основании закона.

Запрет цензуры не исключает обязанность государства в соответствии с ч. 2 ст. 34 осуществлять контроль за рынком СМИ в той части, в какой информационная деятельность является частью экономической деятельности. В сфере массовой информации монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция представляют, вероятно, большую опасность, чем в промышленности или сельском хозяйстве.

Вопросы регулирования соотношения свободы массовой информации и соблюдения принципов добросовестной конкуренции нашли отражение в Федеральном законе от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе” (в ред. от 13.05.2008).

Как следует из Постановления КС РФ от 27.05.1993 N 11-П*(330), не могут рассматриваться в качестве органов цензуры наблюдательные советы при телевизионных и иных медийных компаниях, при условии, что закон не наделяет их правом вмешиваться в деятельность СМИ, требовать от редакций предварительного согласования сообщений и материалов, налагать запрет на их распространение.

Более того, такие советы являются обязательным элементом системы общественного вещания. К цензуре, как правило, не относится самоцензура и вмешательство в деятельность СМИ со стороны их собственников или владельцев.

9.3. Свобода массовой информации: понятие, пределы, ответственность

Свобода массовой информации является не антиподом, а одной из важнейших гарантий информационной безопасности, поскольку, во-первых, она обеспечивает доступ граждан к полной, всесторонней и достоверной информации, во-вторых, защищает общественное и индивидуальное сознание от воздействия пропаганды и других форм манипулирования, в-третьих, стимулирует накопление, обновление и передачу информации внутри социальной системы. И в этом смысле информационная безопасность должна рассматриваться как связующее звено между политикой обеспечения национальной безопасности и политикой развития информационной инфраструктуры свободного общества.

Велико разнообразие определений свободы печати, накопившихся за последние три с лишним века, однако элемент самостоятельности, независимости прессы просматривается едва ли не в любой концепции, с каких бы позиций она ни излагалась. Согласно

либеральной доктрине, опирающейся на философию естественного права, пресса, прежде всего, не должна находиться в зависимости от государства. Большую роль играл также тезис о частнопредпринимательском характере свободы прессы. Вильяму Питеру Гамильтону из “Wall Street Journal” приписывается ставшее классическим изложение доктрины: “Газета является частным предприятием, которое абсолютно ничего не должно публике, а публика не предоставляет газете никаких особых прав. Газету, следовательно, не волнуют никакие общественные интересы. Она безусловно является собственностью владельца, который продает произведенный товар на свой собственный страх и риск” .-

На смену либеральной теории свободы печати пришла доктрина социальной ответственности.

Советская доктрина рассматривала вопрос о свободе прессы исключительно с “классовых позиций”. Так, Конституция СССР 1977 г. гарантировала свободу печати – наряду со свободой слова, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций – исключительно “в соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя” (ст. 50).

Первая попытка законодательного определения правового содержания свободы массовой информации была предпринята в Законе СССР о печати, ст. 1 которого гласила: “Печать и другие средства массовой информации свободны. Свобода слова и свобода печати, гарантированные гражданам Конституцией СССР, означают право высказывания мнений и убеждений, поиска, выбора, получения и распространения информации и идей в любых формах, включая печать и другие средства массовой информации. Цензура массовой информации не допускается”.

Сформулированное таким образом понятие свободы печати оставалось довольно туманным. Этот недостаток удалось отчасти преодолеть в Законе о СМИ, во-первых, благодаря развернутой дефиниции понятия цензуры (ст. 3) и, во-вторых, за счет использования “рефлексивного” определения свободы массовой информации, при

котором объем правомочий субъектов определялся по принципу “разрешено все, что не запрещено”.

Следует обратить внимание, что ст. 1 Закона о СМИ озаглавлена “Свобода массовой информации”, хотя в самом тексте ее свобода массовой информации даже не упоминается. Благодаря названию статьи вводится презумпция свободы массовой информации, которая становится презумпцией-принципом законодательства о СМИ. Отсюда следует, что свобода массовой информации является основополагающим принципом правового регулирования организации и деятельности СМИ, предполагающим отсутствие ограничений в отношении: а) поиска, получения, производства и распространения массовой информации; б) учреждения средств массовой информации, владения, пользования и распоряжения ими; в) изготовления, приобретения, хранения и эксплуатации технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ, за исключением ограничений, необходимых в демократическом обществе и установленных Федеральным законом.

Понятие свободы массовой информации теснейшим образом связано с категорией плюрализма СМИ, который является выражением идеологического и политического разнообразия, гарантированного Конституцией РФ.

Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила свободу массовой информации в ч. 5 ст. 29, использовав при этом краткую, но емкую формулу: “Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается”. Обогащению содержания свободы массовой информации служат и другие нормы, содержащиеся в ст. 29. Так, ч. 1 гарантирует каждому свободу мысли и слова, ч. 4 – право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, ч. 3 – недопустимость

принуждения человека к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Тем самым подчеркивается, во-первых, относительная обособленность этих свобод, во-вторых, их глубинная генетическая взаимосвязь, в-третьих, взаимодополнение их юридического содержания.

Среди конституционных гарантий свободы массовой информации следует назвать также свободу экономической деятельности и право частной собственности, закрепленные в ст. 8, 34 и 35 Конституции, а также принцип идеологического разнообразия (ст. 13), предусматривающий, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Тем самым формируются определенные защитные механизмы, чтобы противостоять попыткам сворачивания информационного плюрализма, в том числе путем концентрации и монополизации средств массовой информации.

В качестве конституционных гарантий свободы массовой информации выступают также нормы, устанавливающие ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч.

Конституцией также предусмотрена возможность законодательного освобождения от обязанности давать свидетельские показания (ч. 2 ст. 51), что уже заранее было предусмотрено Законом о СМИ, закрепившим обязанность журналиста и редакции сохранять конфиденциальность информации и ее источника (ст. 41; абз. 5 ч. 1 ст. 49).

Международно-правовое регулирование свободы массовой информации. Прямая имплементация международно-правовых норм закреплена в ч. 4 ст. 15 Конституции, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Отсюда следует непосредственное действие на территории Российской Федерации ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Непосредственно влияющими на содержание свободы массовой информации являются также положения ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Здесь свобода массовой информации выступает в форме свободы выражения мнений и в общем плане является правилом, а вмешательство со стороны государства в ее реализацию – исключением. Причем для правомерного вмешательства государства необходимы, во-первых, законодательная база; во-вторых, основания, которые перечислены в п. 2 ст. 10; в-третьих, соразмерность вмешательства потребностям демократического общества.

Обратим внимание также на относительно многочисленные решения органов Совета Европы, касающиеся конкретного воплощения свободы массовой информации.- В качестве примера можно назвать резолюции № 428 (1970) “О Декларации о средствах массовой информации и правах человека”, № 820 (1984) “Об отношениях парламентов государств со средствами массовой информации”, а также рекомендации № 748 (1975) “О роли национального вещания и управлении им”, № R (94) 13 “О мерах обеспечения прозрачности средств массовой информации” и № R (99) 1 “О мерах по стимулированию плюрализма в средствах массовой информации”.

Тезис первый: поддержание и развитие подлинной демократии требует наличия и укрепления свободной, независимой, плюралистической и ответственной журналистики.

Тезис второй: для реализации тезиса первого журналисты должны: а) информировать аудиторию о деятельности органов

власти и структур частного сектора, давая ей таким образом возможность сформировать собственное мнение; б) предоставлять гражданам и группам возможность предавать гласности свои мнения, давая таким образом возможность органам власти и структурам частного сектора, как и обществу в целом, ознакомиться с этими мнениями; в) подвергать постоянному критическому рассмотрению деятельность различных органов власти.

Тезис третий: журналистская деятельность по реализации тезиса второго основывается на свободе слова, как она гарантирована ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Тезис четвертый: чтобы журналисты могли реализовать тезис второй, им нужно гарантировать: а) доступ без ограничений к профессии журналиста; б) редакционную независимость; в) доступ к информации в порядке обеспечения политики информационной открытости; г) защиту конфиденциальности источников журналистской информации.

Тезис пятый: чтобы журналисты могли реализовать тезис второй, им нужно гарантировать также: а) возможность профессиональной подготовки журналистов; б) возможность диалога журналистов и функционеров СМИ с органами власти; в) защиту журналистов, работающих в ситуациях напряженности; г) прозрачность отношений собственности и контроля в сфере массовой информации.

Тезис шестой: вмешательство органов власти в деятельность журналистов по реализации тезиса второго путем ограничения гарантий, предусмотренных тезисом четвертым, может иметь место только в том случае, если ограничение соответствует всем перечисленным ниже условиям: а) оно фигурирует в полном и исчерпывающем списке ограничений, предусмотренных ч.

Тезис седьмой: выполняя социальные функции, предусмотренные тезисом вторым, журналист должен занимать этичные и ответственные позиции, сохраняя прежде всего независимость и критический подход.

Тезис восьмой: выполняя социальные функции, предусмотренные тезисом вторым, журналист должен соблюдать следующие правила профессии: а) уважать право аудитории получать точную информацию о фактах и событиях; б) собирать информацию честными способами; в) честно представлять информацию, комментарии и критику, избегая неоправданных покушений на частную жизнь, диффамации и необоснованных обвинений; г) исправлять грубые ошибки, допущенные в распространенной информации; д) сохранять в тайне источники информации; е) воздерживаться от поощрения насилия, ненависти, нетерпимости или дискриминации.

Тезис девятый: органы власти, рассматривая соблюдение правил профессии, предусмотренных тезисом восьмым, должны проявлять сдержанность и признавать за журналистскими организациями право вырабатывать нормы саморегуляции.

Наконец, следует принять во внимание серию деклараций о содействии развитию независимой и плюралистической прессы, принятых на региональных семинарах ЮНЕСКО в Виндхуке (Намибия, 1991 г.), Алма-Ате (Казахстан, 1992 г.), Сантьяго-де-Чили (1994 г.), Сане (Йемен, 1996 г.) и Софии (Болгария, 1997 г.). С одной стороны, в этих

документах осуждаются попытки правительств ущемить свободу прессы. С другой стороны, упомянутые декларации содержат конкретные нормы, в целом составляющие комплексный план действий по укреплению свободы прессы в соответствующем регионе планеты. В Софийской и других подобных декларациях закрепляются также основополагающие деонтологические нормы в сфере массовой информации. “Профессионально правильные методы журналистской работы, – указывается в Софийской декларации, – являются наиболее эффективной гарантией от правительственных ограничений и давления со стороны особо заинтересованных групп. Любые попытки установления норм и руководящих принципов должны исходить от самих журналистов”. Тем самым определяются границы государственного вмешательства и зоны профессиональной саморегуляции.

Роль судебной власти в обеспечении свободы массовой информации. В Законе о СМИ именно суд является конечной точкой практически всех используемых здесь юридических алгоритмов. Согласно ч. 1 ст. 61 в суд могут быть обжалованы: любые неправомерные действия органа, регистрирующего СМИ; решение комиссии по

телерадиовещанию об аннулировании лицензии на вещание; нарушение порядка предоставления запрашиваемой информации; нарушение порядка аккредитации. Ч. 3 ст. 45 Закона о СМИ дополнительно включает в этот перечень случаи отказа в опровержении или ответе либо нарушение порядка их распространения.

Кроме того, только суд полномочен решать вопросы о признании недействительным свидетельства о регистрации СМИ (ч. 1 ст. 15), о прекращении и приостановлении деятельности СМИ (ст. 16), о прекращении распространения продукции СМИ (ч. 1 ст. 25), о возложении ответственности за нарушения законодательства о СМИ (ст. 5860), о возмещении морального вреда (ст. 62).

Дела, связанные с функционированием СМИ, помимо судов общей юрисдикции, рассматривает также Конституционный Суд РФ, если, разумеется, спор относится к его ведению. Так, 19 мая 1993 г. Конституционный Суд РФ вынес постановление по индивидуальной жалобе членов журналистского коллектива редакции газеты “Известия” в связи с постановлением Верховного Совета РФ от 17 июля 1992 г. “О газете “Известия””. Предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации было также Постановление IX Съезда народных депутатов “О мерах по обеспечению свободы слова на государственном телерадиовещании и в службах информации”. Среди актов Конституционного Суда Российской Федерации, имеющих отношение к статусу СМИ, отметим также решение о привлечении главного редактора “Российской газеты” к ответственности за неуважение к суду.

См., напр.: Кин Дж. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.

2 Цит. по: Сиберт Ф. С, Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М, 1998. С. 112.

3 См.: Recommendations and Resolutions adopted by the Parliamentary Assembly of the Council of Europe in the

media field. Strasbourg, 1997; Recommendations and Declarations adopted by the Committee of Ministers of the

Council of Europe in the media field. Strasbourg. 1998.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: