Свободная зона: что это такое, описание и особенности

Свободная зона

Если у вас есть справочные книги или статьи , или если вы знаете , качественных веб – сайтов , посвященных теме обсуждаемого здесь, пожалуйста , заполните эту статью, давая ссылки , полезные для его контролируемости и связывая их с « Notes разделе». И ссылки “

Свободная зона (на английском свободной зоне ) является географической областью страны с налоговыми стимулами для привлечения инвестиций и развития экономической деятельности. Компании, которые открываются там, получают выгоду от более благоприятной налоговой и нормативной среды, чем действующая в остальной части страны. В частности, считается, что ввезенные туда товары не находятся на этой территории и освобождены от импортных пошлин, налогов и мер торговой политики.

Термин охватывает три основных семейства свободных зон, каждая из которых имеет свои особенности:

  1. «Свободные порты » и «зоны свободной торговли» составляют самую старую группу. Обычно это большие зоны беспошлинной торговли, где открываются настоящие фабрики и все промышленные товары экспортируются.
  2. «Бесплатные магазины и склады» обычно расположены недалеко от крупных портов и международных аэропортов. В этих более скромных по площади территориях импортные товары, без учета таможенных пошлин, могут храниться и подвергаться простой обработке (сортировка, перегруппировка, упаковка) перед отправкой в ​​конечный пункт назначения. Таможенные пошлины применяются, как только они въезжают на территорию страны. Среди зон свободного складирования в Европе можно отметить Антверпен , Роттердам , Геную и Гавр .
  3. « Торговля без таможни », более известная под термином « магазины беспошлинной торговли » (Франция) или «магазины беспошлинной торговли» (Квебек), представляют собой специализированные таможенные анклавы в сфере розничной торговли за пределами таможенных пошлин. Именно в этих мини-зонах путешественникам предлагается ряд товаров, обычно облагаемых высокими налогами, таких как табак, алкоголь, парфюмерия, небольшие электронные устройства и роскошные аксессуары. Эти магазины являются частью декора аэропортов и международных портов. Они также встречаются в Карибском бассейне, на островах Сен-Бартелеми , Сен-Мартен и в экстерриториальных анклавах ( Сеута , Гибралтар ), которые принимают много туристов. Есть также мини-стойки беспошлинной торговли на самолетах и ​​лодках, следующих по международным маршрутам.

Резюме

  • 1 рассказ
  • 2 Интересы свободной зоны
  • 3 Политика создания свободных зон
  • 4 Свободные зоны в мире
    • 4.1 В Африке
    • 4.2 В Латинской Америке
    • 4.3 В Канаде
    • 4.4 В Соединенных Штатах
    • 4.5 В Азии
    • 4.6 В Европе
    • 4.7 На Ближнем и Среднем Востоке
  • 5 Приложения
    • 5.1 Ссылки
    • 5.2 Статьи по теме

История

Со времен античности некоторые государства хотели развивать торговую деятельность, разрешая товары, предназначенные для других стран, транзитом через их порты, не облагаясь теми же налогами, что и товары, предназначенные для внутреннего рынка. В II – го века до нашей эры. J. – C. , греческий остров Делос, благодаря привилегиям, быстро стал международным центром складирования и торговли для всего Средиземноморья [ исх. желаемый] .

В средние века формула развивала и приносила пользу таким портам, как Марсель , Генуя , Венеция и Гамбург [ исх. желаемый] .

В XIX – м веке , свободные порты интернационализацию в Юго – Восточной Азии , с Сингапуром , Гонконгом и Колон у входа в Панамский канал .

Интересы свободной зоны

Размещение инвесторов в свободной зоне интересно тем, что они генерируют субподрядную и сервисную деятельность.

Компании, созданные в свободной зоне, чтобы иметь возможность претендовать на налоговые преимущества, более низкие налоги .

Политика создания свободных зон

Создание свободных зон всегда должно сопровождаться политикой, направленной на то, чтобы заинтересовать компании и убедить их создать. Эта политика может иметь широкий спектр преимуществ в дополнение к таможенным льготам:

  • предложение земли в обслуживании;
  • гарантия привилегированного обращения с местными администрациями;
  • частичные или полные, временные или окончательные налоговые льготы;
  • и т.п.

Некоторые страны придумали особенно интересные нововведения:

Свободные зоны по всему миру

В 2005 году в 860 основных свободных индустриальных зонах мира было зарегистрировано 30 миллионов рабочих мест. [исх. нужно]

В Африке

Первая свободная индустриальная зона была создана в Марокко в 1962 г. [исх. необходимо] . Несколько других стран также создали свободные зоны в 1970-х годах : Маврикий в 1971 году, Тунис в 1972 году, Египет и Сенегал в 1974 году, Либерия в 1975 году, Кот-д’Ивуар в 1976 году, Того в 1977 году, Заир в 1979 году.

Совсем недавно, в 2009 году, Габон открыл две свободные зоны. Первый, специализирующийся на переработке древесины, покрытой на 85%, носит название особой экономической зоны Нкок . Он осуществляется в партнерстве с сингапурской группой и находится примерно в тридцати километрах от Либревилля .

Второй, расположенный в Порт-Жантиле и названный свободной зоной острова Манджи, предназначен для переработки углеводородов. В 2012 году Мавритания также создала свою первую свободную зону в городе Нуадибу, расположенном в 475 км от столицы Нуакшота .

В январе 2017 года Джибути с помощью Китая взяло на себя создание самой большой свободной зоны в Африке.

В Латинской Америке

За пределами Колона первая свободная индустриальная зона была создана в Мексике в 1946 году , затем последовали другие страны: Багамы в 1955 году, Пуэрто-Рико в 1962 году, Бразилия в 1968 году, Доминиканская Республика в 1969 году, Бермудские острова в 1970 году, Колумбия и Сальвадор в 1973 году. Гватемала и Венесуэла в 1974 году, Барбадос и Гаити в 1975 году, Чили , Ямайка и Никарагуа в 1976 году, Белиз и Гондурас в 1978 году, Нидерландские Антильские острова , Коста-Рика и Сент-Люсия в 1979 году.

Читайте также:
Служебная тайна: что это такое, описание и особенности

В макиладорас являются зонами , созданные в 1965 году на границе между Мексикой и Соединенными Штатами Америки и в других странах Латинской Америки.

В Канаде

Концепция свободной зоны, а также ее преимущества применимы к территории страны. Однако в 2014 году правительство Канады запустило Маркетинговую программу свободных зон. Эта программа поддерживает муниципальные / региональные органы, известные как центры zf (точки ЗСТ). Эти центры zf продвигают программы правительства Канады по типу свободных зон предприятиям, открывающимся на их территории. По состоянию на 2016 год в Канаде имеется восемь центров zf, расположенных в Виннипеге , Калгари , Эдмонтоне , Галифаксе , Реджайне, Ниагаре , Сиднее- Кейп-Бретон и Виндзоре .

В США

Концепция свободной зоны, определенная профессором Питером Холлом , была популяризирована двумя парламентариями штата Нью-Йорк, республиканцем Джеком Кемпом и демократом Робертом Гарсиа . Конгресс после многочисленных исследований проголосовал в 1983 году за закон о бизнес-зонах, но, хотя быстро был достигнут консенсус в отношении интересов таких программ, текст так и не был обнародован. С другой стороны, она была передана 26 штатам, каждое из которых создало собственное законодательство об этих периметрах «особого статуса», и за три года (1983–1985 гг.) Было создано более 1400 свободных зон.

В процессе выбора территорий и в условиях создания этих свободных зон сразу два параметра оказались существенными:

  • Черта бедности: уровень «бедных» должен быть выше, чем по крайней мере 25% затронутого населения.
  • Уровень безработицы: местный уровень должен быть как минимум на 50% выше, чем в среднем по стране или штату.

Обязательства компаний по безопасности, гигиене, социальной защите и минимальной заработной плате не смягчались. Стимулы были ограничены

  • к налогообложению: снижение налогов на инвестиции и прирост капитала в сфере недвижимости, сокращение периодов амортизации, налоговые вычеты при приеме на работу безработных и молодых людей, отчисления на расходы на обучение, освобождение от уплаты налога с продаж или снижение налога с продаж;
  • упрощение некоторых правил: в плане городского планирования и во взаимоотношениях между компаниями и различными государственными администрациями.

В Азии

В Европе

В Западной Европе первая свободная индустриальная зона была создана в Ирландии в Шенноне в 1958 году , затем последовали другие страны: Кипр в 1980 году, Великобритания («Собачий остров») в 1981 году, Бельгия в 1983 году.

Во Франции идея свободных зон была выдвинута Жаком Делором в начале 1980- х годов, когда он был министром экономики и финансов, и затронута в речи премьер-министра Пьера Моруа , но без этого, ведущего к малейшему конкретному случаю. мера. В 1986 году Ален Мадлен , министр промышленности ( правительство Жака Ширака (2) ), заказал независимую экспертизу и подготовил закон по этому вопросу. Но это закон от 14 ноября 1996 г. ( Правительство Алена Жюппе (2) ), касающийся реализации Пакта о возрождении города, который учредил свободные городские зоны .

Зоны , свободные от страны Gex , на территории Франции, свободно торгуют с соседней Швейцарией.

В Восточной Европе первая свободная индустриальная зона была создана в Венгрии в 1978 году, а затем в Югославии в 1987 году.

На Ближнем и Среднем Востоке

Первая свободная индустриальная зона была создана в Египте в 1974 году . Сирия создала свой собственный в 1976 году и Кипр последовал в 1980 году . В ОАЭ установили первую свободную зону в 1980 году в Джебель Али.

Свободная экономическая зона

Осо́бая, cвобо́дная или специа́льная экономи́ческая зо́на (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Содержание

Классификация ОЭЗ

ОЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.

По функциям

  • Зона свободной торговли (ЗСТ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.).
  • Промышленно-производственная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.
  • Технико-внедренческая зона (ТВЗ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.
  • Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) — территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность — создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.
  • Сервисная зона
  • Комплексная зона

В России существуют особые экономические зоны четырёх типов: технико-внедренческие, промышленно-производственные, портовые и туристско-рекреационные.

Кроме того, в Калининградской области с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ “Янтарь, ОЭЗ в Калининградской области), условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2008 г..

Читайте также:
Федеральный бюджет: что это такое, описание и особенности

По степени интеграции в экономику

  • Зоны, интегрированные в национальную экономику.
  • Анклавные (замкнутые) зоны.

По системам льгот

  • Налоговые: налоговые «каникулы» — частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года: резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4 % (до 20 %) снижается налог на прибыль. Для ТВЗ также предусматривается снижение ставки ЕСН с 26 % до 14 %.) [1]
  • Таможенные (импорт) — частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;
  • Таможенные (экспорт) — частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.
  • Финансовые — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.
  • Административные — упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

Особые экономические зоны России

22 декабря 2005 постановлением Правительства РФ в России организовано шесть особых экономических зон:

  • четыре технико-внедренческих (инновационных) в городах:
    • Дубна,
    • Москва (Зеленоград, ТВЗ «Зеленоград»),
    • Санкт-Петербург (посёлок Стрельна, зона «Нойдорф»),
    • Томск;
  • две промышленно-производственные зоны в городах:
    • Елабуга — ОЭЗ «Алабуга».
    • Липецк — ОЭЗ «Липецк».

3 февраля 2007 года постановлениями Правительства РФ в России создано семь особых экономических зон туристcко-рекреационного типа:

В 2008 году было зарегистрировано более 50 резидентов ОЭЗ. [1]

Кроме того, на всей территории Калининградской области действует Особая Экономическая Зона, созданная 01.04.2006 г. в соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ от 10.01.2006 г., которая имеет несколько особенностей: применение режима свободной таможенной зоны для большинства ввозимых на территорию области товаров, распространение ОЭЗ на всю территорию области и пр. По состоянию на 06.05.2008 г. данная ОЭЗ привлекла 56 официально зарегистрированных резидентов с общим объемом инвестиций 1 млрд 320 млн руб.

В г. Магадан действует торгово-производственная зона, созданная в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 г. С помощью правового режима зоны предполагается решить основные задачи в экономике и социальной сфере области: развитие производительных сил, насыщение потребительского рынка всевозможными товарами, повышение уровня жизни населения. С 1 января 2006 г. до 31 декабря 2014 г. участники зоны при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории зоны и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы.

Также существуют три действующих проекта создания ОЭЗ:

  • Проект создания портовой ОЭЗ в Красноярском крае [1]
  • Проект создания портовой ОЭЗ в Хабаровском крае [2]
  • Проект создания портовой ОЭЗ в Ульяновской области [3]

Условия создания

  • На территории государства могут создаваться только три типа ОЭЗ:
    • Технико-внедренческие (площадью не более 2 км²);
    • Промышленно-производственные (площадью не более 20 км²);
    • Туристско-рекреационные;
  • Никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию административного образования;
  • На территории ОЭЗ не допускается:
    • Добыча и переработка полезных ископаемых;
    • Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов;
  • ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
  • Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ по итогам проведения конкурса.

Кроме того, для Калининградской области Федеральным Законом № 16-ФЗ от 10.01.2008 г. предусмотрены особые условия функционирования ОЭЗ (распространение режима ОЭЗ на территорию всей области, значительные налоговые и таможенные льготы).

Свободные экономические зоны в России — перечень, виды и цели СЭЗ

Здравствуйте! В этой статье поговорим о свободных экономических зонах в России.

Сегодня вы узнаете:

  1. Какие СЭЗ есть в РФ;
  2. Какие функции они выполняют;
  3. Каков порядок регистрации СЭЗ.

Когда в экономике государства возникают проблемы, чтобы привлечь инвесторов из-за рубежа, на территории государства создают особые зоны, в которых проводится совершенно иная инвестиционная, тарифная и промышленная политика. Для чего организовываются такие зоны, каких типов они бывают, обсудим в рамках сегодняшней статьи.

Содержание

  • Экскурс в историю
  • Что такое свободная экономическая зона
  • Зачем нужны СЭЗ
  • Виды свободных экономических зон
  • Типы свободных экономических зон
  • Свободные экономические зоны в России — перечень
  • Условия для полноценного функционирования СЭЗ
  • Принципы действия
  • Отличия СЭЗ и ОЭЗ от других регионов
  • Регистрация и порядок вступления в СЭЗ
  • Льготы и преференции для резидентов
  • Насколько эффективны СЭЗ в России
  • Заключение

Экскурс в историю

Подобный режим был апробирован еще в 12-13 веках в Европе. Первая полноценная СЭЗ начала действовать в Германии. Это были города Бремен и Гамбург. Эти города сохраняют весь комплекс привилегий и на сегодняшний день.

В России такие зоны стали появляться в конце 90-х годов.

Что такое свободная экономическая зона

Терминология в данной сфере непростая. Давайте попробуем в ней разобраться.

Читайте также:
Прекратят ли исполнительное производство во время наблюдения?

Наверняка каждый не раз слышал такие выражения:

  • Свободная экономическая зона (далее СЭЗ);
  • Особая экономическая зона (далее ОЭЗ);
  • Зоны свободной торговли.

Все, что перечислено выше – это разные названия одного и того же явления. Исключение составляет только термин «зоны свободной торговли».

Зоны свободной торговли – это обособленные территории, в рамках которых не берутся таможенные сборы.

Свободная экономическая зона – это специально выделенная территория, на которой действует льготный валютный, таможенный и налоговый режим. На данных территориях ведется совместное предпринимательство, иностранный капитал в виде инвестиций вливается в промышленность. Также эта территория имеет особый юридический статус.

Зачем нужны СЭЗ

Благодаря созданию таких территорий развивается не только страна в комплексе, но и отдельные ее регионы.

СЭЗ в России позволяет решить ряд следующих задач:

  • Создание новых мест работы для тех лиц, которые обладают достаточной квалификацией;
  • Появляется стимул для отечественного производителя, повышается уровень инвестиций в производство;
  • Сохранение и развитие интеллектуального потенциала;
  • Привлечение в страну капитала из других стран.

Те же, кто осуществляют деятельность на территории экономзон, получают следующие преимущества:

  • Льготы по налогообложению;
  • Экономят на пошлинах и других видах платежей;
  • Могут заниматься привлечением персонала высокой квалификации;
  • Могут увеличивать доходы, при этом минимизируя затраты.

Цели свободных экономических зон состоят в стимуляции экономического развития страны, в налаживании внешнеэкономических связей.

Виды свободных экономических зон

Зоны, в которых сформированы особые экономические условия можно классифицировать следующим образом.

№ п/п Наименование экономзоны Характеристика
1 Промышленно-производственная Комплекс, на котором производится большое кол-во определенной группы товаров
2 Свободной торговли Зона хранения, упаковки, тестирования продукции. Юрисдикция таможенной службы на нее не распространяется
3 Туристическая С особыми условиями для предпринимателей в сфере туризма
4 Сервисная С особыми условиями осуществления финансовой деятельности
5 Научно-техническая Технопарк, зона для разработок и научных исследований

Типы свободных экономических зон

Классификаций СЭЗ фактически несколько.

Рассмотрим одну из них:

  1. Территориальная свободная зона – для взаимодействия с другими регионами, ограниченного либо полного;
  2. Функциональная – создается для выполнения определенной функции (для производства и так далее);
  3. Таможенная – с предоставлением серьезных льгот по импорту и экспорту товаров;
  4. Налоговая – с частичной или полной отменой сборов;
  5. Финансово-инвестиционная – со снижением ставок по сборам, сниженными процентами по кредитам и страхованию;
  6. Административная – с упрощенным порядком регистрации и постановки на учет различных компаний, а также с упрощенными правилами выезда и въезда граждан других государств.

Свободные экономические зоны в России — перечень

Серьезный подход к вопросу формирования и развития особых территорий в России стал актуален в 2000-х годах. Заниматься их созданием стали чтобы привлечь иностранных инвесторов и оказать поддержку высокотехнологичным отраслям экономики.

В нашей стране сформировано несколько СЭЗ:

  1. Республика Татарстан «Алабуга». Специализаций здесь несколько: работы по производству автобусной техники, производство медицинских препаратов, мебельное производство, химическое производство. Плюсы для резидентов: отсутствует экспортная пошлина, не нужно платить транспортный и земельный налог, полное освобождение от имущественного налога.
  2. «Дубна». Занимается развитием биотехнологий, ядерными и физическими исследованиями, разработкой сложных медицинских технологий. Плюсы для резидентов: льготы по аренде помещений и земли, полностью отсутствует НДС при экспорте, льготные ставки по ряду налоговых платежей.
  3. Горно-Алтайск «Алтайская долина». Преимущественное направление: создание и разработка объектов туризма. Плюсы для резидентов: все проверки проходят в упрощенном формате, льготы по налогам и сборам, государство не вмешивается в процесс реализации проектов.
  4. «Бирюзовая Катунь». Зона туризма и отдыха, занимающая огромную площадь. Развитие этой эконом. зоны только начато, но количество инвесторов от этого не убавляется, скорее наоборот. Даже в нынешней экономической ситуации резиденты готовы осуществлять значительные денежные вложения.
  5. Свердловская область «Титановая долина». Главный вид деятельности – развитие титановой промышленности. Эту отрасль можно назвать эксклюзивом. Здесь занимаются высокотехнологичной переработкой титана, производством оборудования для машиностроительной отрасли России.
  6. ОЭЗ Ульяновск. Преимущественные виды деятельности – создание электроники, самолетов, различных приборов.

В рамках данного анализа стоит упомянуть о Калининградской области. Здесь % по налогу на прибыль снижен вообще для всех компаний, желающих вести деятельность в области.

На всей территории России в наличии 33 СЭЗ. В настоящее время в это число внесен и Крым.

Условия для полноценного функционирования СЭЗ

  • Географическое положение должно быть удачным;
  • Свободные площади для развития;
  • Высокий уровень инфраструктуры;
  • Возможность привлечь кадры с хорошим уровнем квалификации;
  • Наличие возможности развивать внешние связи;
  • Должны существовать виды деятельности, которые сложились исторически.

Принципы действия

  • Государство должно гарантировать отсутствие конфискации и другого присвоения имущества, принадлежащего инвестору;
  • Свободно должна использоваться валюта для совершения любых операций;
  • Обязательно должны отсутствовать любые таможенные пошлины.

Отличия СЭЗ и ОЭЗ от других регионов

От других территорий страны СЭЗ отличаются следующим:

  • Максимальными привилегиями по налогам, временным освобождением от них вообще;
  • Действием льгот на ввоз необходимой для компании продукции;
  • Сниженными тарифами по ЖКХ;
  • Упрощенной процедурой регистрации бизнеса.

Регистрация и порядок вступления в СЭЗ

Для инвесторов довольно привлекательными являются условиями для ведения бизнеса в СЭЗ.

Но чтобы зарегистрировать свой бизнес, нужно соответствовать перечню критериев:

  • Направление бизнеса должно соответствовать приоритетной специализации СЭЗ;
  • У инвестора должен быть разработан план ведения бизнеса, который утверждает государство. Предпочтение отдают тем инвесторам, которые осуществляют крупные инвестиции, предоставляют жителям большое количество рабочих мест.
Читайте также:
Форма правления: что это такое, описание и особенности

Также для инвесторов есть определенный финансовый порог по вхождению в ОЭЗ. Рассмотрим на примере, что нужно делать, чтобы стать резидентом СЭЗ Крыма.

Для начала нужно осуществить вложение денег в сумме 150 млн. рублей и обеспечить работой 10 чел. Если компания представитель малого бизнеса, то порог вхождения 20 млн. рублей.

Не могут стать резидентами СЭЗ компании, которые:

  • Добывают полезные ископаемые;
  • Заняты в игорном бизнесе;
  • Выпускают подакцизную продукцию;
  • Применяют особый налоговый режим.

Процедура регистрации

В регистрирующие органы предприниматель подает заполненное заявление и следующую документацию:

  • Справку с места регистрации, которая подтвердит, что задолженности по налогам нет;
  • Анкету;
  • Копию справки о том, что предприниматель не налогоплательщик ФНС;
  • Копию свидетельства о гос. регистрации компании;
  • Выписку о состоянии банковских счетов, а также о кредитной истории;
  • Ксерокопию паспорта, нотариально засвидетельствованную;
  • Бизнес-план;
  • Копию ИНН, нотариально засвидетельствованную;
  • Отчетность с подписью руководителя и главбуха за последнюю отчетную дату;
  • Устав.

Если заявитель – гражданин другого государства, документы нужно перевести и засвидетельствовать у нотариуса.

Затем заявка регистрируется в журнале, проверяется наличие документов. Неполный пакет будет возвращен заявителю. Но бизнесмен имеет право на повторное обращение. Договор заключается в десятидневный срок.

Льготы и преференции для резидентов

  • Не нужно уплачивать пошлины на сырье и запасные части импортного производства, если они нужны, чтобы произвести конечный продукт, а не для того, чтобы перепродать;
  • Пониженные налоговые ставки, или полное отсутствие налоговых платежей;
  • Можно оборудовать рабочие места по упрощенным стандартам;
  • Минимальная цена на аренду зданий и участков;
  • Предоставление субсидий для оплаты коммунальных платежей;
  • Более мягкие стандарты в сфере окружающей среды;
  • Налог на прибыль отсутствует долгое время;
  • Доступные рынки сбыта;
  • Большое количество рабочих;
  • Возможность не создавать профсоюзы работников.

Этот перечень неполный, наличие льгот зависит от типа экономической зоны и региона ее расположения.

Насколько эффективны СЭЗ в России

В конце 2016 года СЭЗ показали очень низкую эффективность. Вместо запланированного количества рабочих мест, была создана только половина. Не полностью освоены отведенные земли и прочее.

Низкий уровень эффективности Правительство связывает прежде всего с невыполнением властями регионов своих обязательств. В частности, недофинансирование представляет собой круглую сумму в 50 млрд. рублей.

Заключение

СЭЗ напрямую влияют на развитие всей экономической системы страны. Благодаря их наличию у предпринимателей и инвесторов появились широкие возможности и перспективы. Если компания владеет серьезным капиталом, то она вполне может войти в число участников ОЭЗ, а значит оказать стимулирующее воздействие на регион.

Хотя далеко не все зависит от самих бизнесменов. Власти региона также должны выполнять свои функции и оказывать всестороннюю поддержку инвесторам, обеспечивающим население рабочими местами.

Таможенная процедура свободная таможенная зона (ИМ 78) или (ЭК 78)

Свободная таможенная зона – это таможенная процедура (ранее: таможенный режим), применяемая на территории Свободной экономической зоны – СЭЗ, и предусматривающая предоставление зарегистрированным участникам внешнеэкономической деятельности (резидентам) льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. Резидентами СЭЗ являются зарегистрированные юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие на данной территории хозяйственную деятельность. Другое название, применимое к свободным экономическим зонам – Особые экономические зоны (ОЭЗ).

Код таможенной процедуры свободная таможенная зона — 78, он указывается при заполнении 1 графы таможенной декларации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при электронном таможенном декларировании.

Если товар помещается в свободную таможенную зону в графе 1 нужно указать ИМ 78, а если товар вывозится из свободной таможенной зоны, то указывают ЭК 78.

Пример заполнения Графы 1:

Главная цель СЭЗ – решение задач социально-экономического развития отдельных территорий нашей страны, или отдельных отраслей экономики путем точечного привлечения иностранных инвестиций, технологий, производств. Предприятиям, ведущим свою деятельность на территории СЭЗ, предоставляются налоговые льготы, а также льготы по уплате таможенных пошлин. Ввозимые ими из-за рубежа или с остальной территории Таможенного союза товары освобождаются от применения к ним мер нетарифного регулирования и мер таможенного контроля. В Российской Федерации выделяют 4 вида СЭЗ:

  • Промышленно-производственные;
  • Технико-внедренческие;
  • Туристско-рекреационные;
  • Портовые.

Они располагаются в разных регионах страны: Алтайском крае, Бурятии, Татарстане, Астраханской, Иркутской, Калужской, Липецкой, Московской, Псковской, Самарской, Свердловской, Тверской, Томской, Тульской и Ульяновской областях, а также в Москве, Санкт-Петербурге. Всего на территории России 26 СЭЗ и постоянно идёт работа по открытию новых. В 2019 году общее количество СЭЗ в России приближалось к 27.

Типы льгот

Льготы по налогам и сборам.

Льготы, которые государство предоставляет резидентам СЭЗ, зависят от типа, к которому принадлежит та или иная свободная экономическая зона.

  • Резидентам промышленных и туристических зон разрешается ускоренная амортизация;
  • Резидентам технических СЭЗ разрешается установление пониженных страховых взносов;
  • Операции и услуги резидентов портовых зон не облагаются НДС.

Льготы по уплате таможенных пошлин и сборов не зависят от типа СЭЗ, а зависят от происхождения декларируемых товаров: для иностранных товаров предоставляется один набор льгот по уплате таможенных пошлин и сборов, для товаров Таможенного союза – другие, а для продуктов переработки (товары, полученные в ходе использования иностранных товаров и товаров Таможенного союза) – третьи.

Читайте также:
Должник-банкрот предъявил нам встречный иск

Общие льготы.

  • Для всех резидентов снижена налоговая ставка на прибыль (та ее часть, которая зачисляется в бюджет субъекта РФ);
  • Льготы по транспортному налогу (начинают действовать с момента регистрации транспорта на территории СЭЗ);
  • Освобождение от уплаты земельного налога на срок от 5 до 10 лет (продолжительность зависит от типа зоны);
  • Для резидентов упразднен налог на имущество, если оно приобретено в границах зоны, работает в зоне или создается для беспрепятственной работы в зоне.

Напоминаем: налоговые и таможенные льготы предоставляются только зарегистрированным организациям – резидентам СЭЗ.

Территория свободной экономической зоны

Территория свободной экономической зоны — место, где установлен особый благоприятный режим для ведения коммерческой и иной деятельности, который предусматривает предоставления различных льгот и преференций. Процедуру таможенная зона можно использовать только на территории Свободных экономических зон. Порядок применения таможенной процедуры «Свободной таможенной зоны», а также порядок предоставления льгот по уплате таможенных пошлин регламентируется положениями ТК ЕАЭС и Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры таможенной зоны». Режим свободной таможенной зоны регламентируется положениями Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также соответствующими статьями Налогового кодекса. Территория свободной экономической зоны — зона таможенного контроля и оборудована для этого всем необходимым. За размещаемыми на ней товарами, за их перемещением, осуществляется таможенный контроль.

Содержание процедуры свободной таможенной зоны

Содержание процедуры свободной таможенной зоны, как и условия помещения под процедуру регулируются Соглашением СЭЗ.

Ввоз товаров на территорию СЭЗ иностранных и стран ЕАЭС осуществляется без оплаты ввозных таможенных платежей, сборов, пошлин и НДС.

Ввезённые товары помещаются на территории СЭЗ под процедуру свободной таможенной зоны. При этом осуществляется, например, изготовление и сборка из импортных комплектующих новых товаров или переработка товара на импортном оборудовании. В результате будет получен новый товар, который будет иметь новые свойства и характеристики, его код ТН ВЭД, соответственно, должен отличаться от ввезённого товара.

Вывоз товаров с территории СЭЗ. С территории СЭЗ товары могут быть вывезены в ЕАЭС или другие государства. Платежи при этом уплачиваются.

Условия помещения товаров под процедуру свободная таможенная зона

Условия помещения товаров под процедуру свободная таможенная зона обозначены в ТК ЕАЭС. Вот некоторые из них: предназначение товаров — использование резидентами СЭЗ на её территории для коммерческой или иной деятельности предусмотренной, договором об условии функционирования СЭЗ. Товары, предназначенные для размещения в портовых или логистических СЭЗ, могут быть размещены лицами, не являющимися резидентами СЭЗ, но заключившими с ними договор, при этом операции с товарами не должны приводить к смене их кода ТН ВЭД и их характеристик. Иностранные товары не должны попадать под запреты и ограничения, предусмотренные ТК ЕАЭС, например, фрукты, заражённые плодожоркой.

Ни при каких условиях под процедуру не могут быть помещены товары, включённые в утверждённый законодательством, перечень.

Услуги оформления процедуры “Свободная таможенная зона”

Наша компания «Универсальные Грузовые Решения» оказывает услуги участникам внешнеэкономической деятельности по декларированию товаров под таможенной процедурой «Свободная таможенная зона», а также под процедурами «Экспорт» и «Выпуск для внутреннего потребления» (импорт) при дальнейшем вывозе данных товаров с территории СЭЗ. Мы работаем со всеми СЭЗ страны.

Предоставляем услуги участникам ВЭД:

Документы и информация для таможенного оформления товаров
под таможенной процедурой Свободная таможенная зона (ИМ 78) или (ЭК 78)

  1. Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Смотреть)
  2. Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Смотреть)

Необходимо оформление процедуры “свободная таможенная зона”? – Мы поможем Вам!

Мы являемся официальным таможенным представителем – таможенным брокером и внесены в соответствующий реестр Федеральной таможенной службы РФ. Наши таможенные декларанты имеют богатый многолетний опыт по таможенному оформлению товаров под разными таможенными процедурами, в том числе под таможенной процедурой «Свободная таможенная зона». Вы можете доверить нам декларирование товаров любой сложности и любого объема. Все необходимые операции на таможне будут выполнены качественно и точно в срок!

Доверившись нам, вы сможете рассчитывать на:

  • Информационную и правовую поддержку по всем сопутствующим вопросам;
  • Помощь в оформлении товаров под процедурой свободной таможенной зоны;
  • Поддержку при прохождении всех таможенных операций вне зависимости от разновидности и специфики товара;
  • Помощь в решении спорных ситуаций, что бы ни стало причиной их возникновения.

Сроки и стоимость таможенного оформления товаров под таможенной процедурой “Свободная таможенная зона”

С нами срок таможенного оформления товаров составляет несколько часов!

Цена или стоимость таможенного оформления товаров под процедурой «Свободная таможенная зона» в нашей компании является одной из самых минимальных, в среднем составляет от 15000 до 25000 рублей. Окончательная цена на услуги таможенного представителя – таможенного брокера в нашей компании зависит от поставленных клиентом задач и наличия включенных услуг СВХ.

Читайте также:
Система права: что это такое, описание и особенности

Мы уверены, что сделаем Вам наиболее выгодное предложение!

Свободная зона: что это такое, описание и особенности

Ключевые слова: особые, свободные, экономические, зоны, ОЭЗ, СЭЗ, сущность ОЭЗ, виды ОЭЗ

Свободная, особая или специальная экономическая зона (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Цели создания с точки зрения государства:

привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий производства товаров и услуг;

создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала;

развитие экспортной базы;

апробация новых методов менеджмента и организации труда.

Цели создания с точки зрения инвесторов:

освоение новых рынков сбыта;

приближение производства к потребителю;

минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин;

доступ к инфраструктуре;

использование более дешёвой рабочей силы;

снижение административных барьеров;

ОЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.

Зона свободной торговли (ЗСТ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.).

Промышленно-производственная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.

Технико-внедренческая зона (ТВЗ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.

Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) — территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность — создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.

Сервисная зона — территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками)

Комплексные зоны. Представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Это — зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии.

По степени интеграции в экономику

Зоны, интегрированные в национальную экономику, ориентированные на развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону, и помогающие решать проблемы экспортного производства, повышение технологического уровня производства, повышение качества продукции, удовлетворение внутренних потребностей.

Анклавные (экспортно-ориентированные) зоны, в которых производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна.

Налоговые: налоговые «каникулы» — частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года: резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4 % (до 16 %) снижается налог на прибыль.)

Таможенные (импорт) — частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;

Таможенные (экспорт) — частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.

Финансовые — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.

Административные — упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

Особые экономические зоны — это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.

В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005

Цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.

На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:

  • инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства;
  • благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы;
  • предоставляется ряд налоговых преференций;
  • система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами.

В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:

– Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.

– Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.

– Портовые зоны.

– Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ.

Кроме того, в Калининградской области с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ “Янтарь, ОЭЗ в Калининградской области), условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2006 г.

Промышленные ОЭЗ

Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям — это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.

Читайте также:
Револьверный аккредитив: что это такое, описание и особенности

Промышленные зоны располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ Липецк). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области, территория которой непосредственно примыкает к Тольятти.

В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:

– автомобилей и автокомпонентов;

– химической и нефтехимической продукции;

– бытовой техники и торгового оборудования.

Инновационные ОЭЗ

Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки.

Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.

Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область).

Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:

– нано- и биотехнологии;

– электроника и средства связи;

– точное и аналитическое приборостроение;

Туристические ОЭЗ

Располагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.

Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Еще шесть вновь созданных ОЭЗ располагаются в северо-кавказском федеральном округе.

Портовые ОЭЗ

Портово-логистические особые экономические зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России.

Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.

Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае — формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.

2 октября 2010 года Премьер-Министр России Владимир Путин подписал постановление № 800 Правительства РФ о создании ПОЭЗ «Мурманск». 26 октября постановление вступило в силу. На территории ОЭЗ «Мурманск» возможно строительство контейнерного терминала, модернизация действующих и возведение новых портовых мощностей по приему, перевалке и погрузке насыпных и наливных грузов. Кроме того, возможна сборка буровых установок, что имеет большое значение для успешного освоения шельфовых месторождений нефти и газа. Инвесторы портовой ОЭЗ «Мурманск» получат налоговые и таможенные льготы, а также подключения к инфраструктурным объектам. Инвесторам гарантируется неизменность налоговых льгот в течение всего срока существования особой экономической зоны.

ОАО «Особые экономические зоны» — управляющая компания, в ведении которой находятся действующие и вновь создаваемые особые экономические зоны России. Из 24 действующих ОЭЗ 4 специализируются на развитии промышленного производства, 4 на технологических инновациях, 13 на развитии туристско-рекреационного бизнеса, 3 на развитии портово-логистических и транспортных узлов.

ОАО «ОЭЗ» создано в 2006 году, его единственным акционером является государство. С момента принятия закона об ОЭЗ в 2005 году и до 2010 компания действовала как заказчик строительства инфраструктуры, накопив уникальный для России опыт в этой сфере. С 2006 года бюджетные вложения на развитие особых экономических зон России составили более 44 миллиардов рублей или порядка $1,5 миллиардов.

С 2006 года по 2010 год в особые экономические зоны России пришло 238 инвесторов из 18 стран, и этот процесс набирает обороты. Среди них есть такие транснациональные гиганты как Yokohama, Isuzu, Itochu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert, Rockwool и другие. Объем заявленных резидентами инвестиций — более 150 миллиардов рублей или порядка $ 5 миллиардов.

ОАО «ОЭЗ» привлекает инвесторов из числа крупнейших международных и российских корпораций либо независимых специализированных компаний среднего размера и работает с ними, аккумулируя лучший мировой опыт в области развития и управления особыми экономическими зонами.

Свободная торговля, ее идеи и возможности использования

В последней трети ХVIII в. в Англии начался промышленный переворот, который означал переход к машинной индустрии. Изобретение прядильной машины, ткацкого станка, а затем и паровой машины, которая стала применяться не только в промышленности, но и на транспорте имело следствием серьезный прорыв Англии в области производства. В результате она значительно обогнала континентальную Европу в области организации промышленного производства: английские предприятия стали выпускать продукцию с более низкими издержками.

В этих условиях английский экономист А. Смит, а затем Д. Рикардо выдвинули новую концепцию внешнеторговой политики, которая получила название свободы торговли. Главная идея их учения состояла в том, что наибольшую выгоду получают страны, активно участвующие в международном разделении труда на основе издержек производства торговли, как они выражались, затрат труда (абсолютных — по А. Смиту и относительных — по Д. Рикардо). В дальнейшем их взгляды были развиты шведскими учеными Э. Хекшером и Б. Олиным сформулировавшими так называемую теорию факторов производства, а также целым рядом других ученых — сторонников неолиберальной школы.

Читайте также:
Служебная дисциплина: что это такое, описание и особенности

Свободная торговля — политика невмешательства государства в международную торговлю. В этом случае последняя, осуществляется и развивается в соответствии с международным разделением труда. Считается, что такая политика ведет к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода. Несмотря на то, что теория свободной торговли достаточно убедительна и привлекает многими достоинствами, политика невмешательства государства в международную торговлю практикуется очень осторожно.

Поскольку фритредерство является противоположностью ортодоксального протекционизма, то все его позитивные аспекты выступают как критика протекционизма. Положительные воздействия свободной торговли состоят в том, что она:

• стимулирует процессы конкуренции, как среди отечественных производителей, так и на мировом рынке в целом;

• позволяет осуществлять международную торговлю в соответствии с законом сравнительных конкурентных преимуществ;

• создает возможности для использования международной специализации, которая является основой роста прибылей и производителей, и потребителей; содействует расширению границ рынка: создает основы для массового производства и получения положительного эффекта от него.

Сторонники фритредерства полагают, что аргументы в пользу протекционизма являются дискуссионными, поскольку те цели, которые он ставит перед собой, можно достичь с меньшими издержками.

Предшественником свободы торговли в ХХ в. стал новый экономический порядок, который был предложен в форме международных торгово – экономических отношений США как ведущей державы мира, вышедшей из второй мировой войны еще более богатой и процветающей, чем прежде. «Новый экономический порядок» являлся в тот период основой реализации интересов США и их ТНК во взаимоотношениях с менее развитыми странами.

Современный французский экономист М. Пебро дает классическое определение, свободы торговли: «это наиболее благоприятное правило игры для лидирующей экономики». Страны, у которых наблюдается серьезный разрыв в уровнях технологических укладов, не смогут стать полноценными, равноправными партнерами. Свобода торговли будет проявляться для стран с более низким технико-технологическим укладом как закон товарообмена (закон стоимости), в соответствии, с которым развитая страна всегда получает несравнимо более значимую выгоду от обмена, чем бедная. «Слепое применение принципа свободы торговли привело бы к подчинению слабого сильным, к возникновению объективной ситуации экономического колониализма, невыносимой для стран», — делает вывод М. Пебро[3].

Развитые страны Запада, имеющие прочные позиции на мировых рынках, заинтересованы в том, чтобы внешнеторговая политика России проводилась в духе фритредерства, поскольку это создает для них безусловные односторонние преимущества. Признавая определенные позитивные стороны свободы торговли, следует заметить, что такая политика должна быть прагматичной, а протекционизм — стимулирующим национального предпринимателя. Примером может служить путь развития, который прошли развитые страны.

В период после промышленного переворота, когда Англия являлась техническим лидером, «фабрикой мира», США и Германия развивались под давлением английской промышленности и являлись поставщиками сырья (США — хлопка, Германия — хлеба), а также покупателями английских промышленных товаров. Чтобы избавиться от экономической зависимости, эти страны встали на путь протекционизма, чем создали условия для укрепления национальной промышленности. За короткий период произошли ограничения, и даже разрыв традиционных экономических связей. Однако, укрепив национальную промышленность и подчинив своему влиянию внутренний рынок, американский и германский капитал выходят на международный рынок и пользуются выгодами международного разделения труда уже в качестве лидирующих партнеров.

Существование прямо противоположных подходов к политике внешней торговли и равнозначимое теоретическое обоснование свидетельствуют об их равноценности и бесперспективности абсолютизации каждого из них. Очевидно, что строгое применение развивающимися странами принципов свободы торговли поставило бы под сомнение возможности протекания процессов индустриализации в этих странах.

Наиболее развитые страны стоят на позициях прагматизма в каждом конкретном случае. Признавал ценность свободы торговли и являясь автором теории абсолютных преимуществ, А. Смит тем не менее считал, что необходимо избегать чрезмерной насыщенности национального рынка иностранными товарами, которая обострила бы проблему занятости. Дж. Милль, обосновавший теорию международной стоимости, рекомендовал обеспечить определенный уровень защиты развивающимся странам и зарождающимся отраслям промышленности. Такие позиции поддерживаются многими развивающимися странами и на пороге ХХI в.

В противоположность ВТО, которая ставит задачи дальнейшей либерализации торговли, развивающиеся страны считают эту задачу преждевременной, полагая необходимым сосредоточиться на анализе выполнения действующих соглашений, для них это наиболее актуально, поскольку развивающиеся страны все чаще заявляют о наличии трудностей, с которыми им приходится сталкиваться при реализации заключенных соглашений.

Они недовольны формальным подходом промышленно развитых стран к выполнению достигнутых договоренностей о расширении доступа иностранных товаров на свои рынки.

Развивающиеся государства заявляют, что при экспорте в западные страны своей продукции — сельскохозяйственной, рыболовной, легком и электронной промышленности — они продолжают сталкиваться там с серьезными трудностями. Речь идет о субсидиях национальным производителям сельскохозяйственной продукции, тарифных и нетарифных барьерах, а также об антидемпинговых мерах. Развивающиеся страны не удовлетворяет концепция антидемпинговых мер, которую реализует в своей политике ВТО.

Лидер мировой экономики, США активно демонстрируют приверженность либеральным подходам и свободе торговли, что, однако, совсем не мешает им активнее способствовать развитию национальной американской промышленности, укреплять научно-технический потенциал и достигнутое лидерство.

Читайте также:
Декларация прав человека и гражданина

Правительство должно проводить такую политику, чтобы страна получала выгоду. Национально-экономические интересы могут не совпадать с интересами отдельных фирм, граждан. Обычно страна в целом выигрывает от участия в международном обмене, но некоторые группы ее граждан могут при этом пострадать.

Итак, экономическая мысль и хозяйственная практика ХХ в. Развиваются в дискуссии приверженцев свободной торговли и протекционизма доминируют фритредерские взгляды, однако в отдельные периоды наблюдается оживление протекционистских подходов. Факторами, обусловившими их рождение, стали экономический кризис 1929-1933 гг., Первая и Вторая мировые войны. К началу ХХ в. достаточно прочное место заняли концепции, рассматривающие национальное хозяйство в качестве открытой экономики, ориентированной на мировой рынок. Но и в наши дни торговая политика колеблется между более-менее либеральными и протекционистскими мерами. Практика демонстрирует большую или меньшую степень государственного регулирования внешней торговли. Она зависит от конкретно- исторических, экономических, политических и социальных задач а стране и обстановке в мире

Хотя просматривается общая тенденция к либерализации, страны активно используют тарифные и нетарифные формы протекционизма для достижения различных целей: защиты национальной промышленности, сохранения рабочих мест и поддержания занятости, создания новых конкурентоспособных отраслей, пополнения доходной части бюджета и др. Реально происходит изменение хозяйственных функций государства в сторону активного участия в борьбе за мирохозяйственные позиции. Либерализация внешней торговли — не самоцель, а важное средство достижения стратегических целей экономического развития.

Свобода торговли: что это такое, описание и особенности

Третий пункт вильсоновской программы провозглашал «Устранение, по мере возможности, всех экономических барьеров и установление равенства условий для торговли между всеми государствами… членам(и) Лиги наций. Оно означает уничтожение всех особых торговых договоров, причем каждое государство должно относиться к торговле всякого другого государства, входящего в Лигу, на одинаковых основаниях, а статья о наибольшем благопри­ятствовании автоматически применяется ко всем членам Лиги наций. Таким образом, государство сможет на законном основании… сохранить любые ограничения, которые оно пожелает, по отношению к государству, не входящему в Лигу. Но оно не сможет создавать разные условия для своих партнеров по Лиге. Эта статья, естественно, предполагает честную и добросовестную договоренность по вопросу о распределении сырья»[1].

Доля США в мировом промышленном производстве в то время более, чем в два раза превышала, долю всех остальных участников Лиги вместе взятых. Принцип «свободы торговли», при подавляющем экономическом и промышленном превосходстве США, открывал рынки стран членов Лиги для сбыта американской продукции. Англия и Франция более, чем отчетливо понимали это. По словам главы американского совета по мореплаванию Э. Херли европейцы «бояться не Лиги Наций…, не свободы морей, а нашей морской мощи, нашей торговой и финансовой мощи»[2].

Страх европейцев выразился, например, в их реакции на требование президента Вильсона назначить Гувера главой союзной комиссии по гуманитарной помощи. Против выступил Ллойд Джордж заявивший, что в этом случае Гувер станет «продовольственным царем» Европы, а американские бизнесмены получат невиданные возможности вторжения в Европу[3]. Но американцы настаивали. О причинах говорил Хауз в своем письме президенту: «Я уверен, что вы согласитесь с необходимостью американского руководства (комиссией по гуманитарной помощи), принимая во внимание тот факт, что мы являемся наименее заинтересованной нацией, между тем, как прочие союзные державы подвержены местным политическим интересам. Кроме того, используемые для этой цели товарные запасы в основном должны идти из Соединенных Штатов и они окажут большое влияние на американские рынки»[4]. На эти цели Гувер получил 100 млн. долл. от правительства Соединенных Штатов и открыл офисы в 32-х странах[5].

Но с другой стороны у европейцев был еще более близкий и грозный соперник – Германия. Во Франции экономическая мощь даже поверженной Германии вызывала суеверный ужас. По мнению Клемансо, «источники германской мощи остались в основе своей нетронутыми»[6], в то время, как наиболее промышленно развитые районы Франции, побывавшие под многолетней немецкой оккупацией, были разрушены. Газета «Тан» писала «Мы должны быть готовы к тому, что так или иначе нам придется встретиться с неведомой Германией. Возможно, Германия потеряла свою армию, но она сохранит свою мощь»[7]. Французы требовали введения ограничений на работу германской промышленности и запрета выпуска главных видов продукции.

Ллойд Джордж в свою очередь уже включил в свою предвыборную программу пункт о необходимости «имперских преференций», для «защиты ключевых отраслей национальной промышленности». Австралийский премьер У. Хьюз требовал: «обрубить щупальца германскому торговому осьминогу»[8]. Гиманс, представитель Бельгии заявлял: «Нам нужен будет барьер, чтобы не допу­скать германские товары. Германия легко может наводнить наши рынки»[9].

Американский принцип «свободы торговли», в данном случае, как раз и выполнял функцию барьера. Он закрывал для Германии, не допущенной в Лигу, рынки сбыта стран основных конкурентов. Мало того, Версальский договор предусматривал, что «в отношении импортных и экспортных тарифов, регулирования и запретов, Германия должна на пять лет предоставить наиболее благоприятные условия для союзников и ассоциированных членов»[10].

Читайте также:
Смежные права: что это такое, описание и особенности

Но и это было только началом. По условиям Версальского договора германский торговый флот, репатриированный и ограниченный союзниками, не мог быть восстановлен в течение многих лет, как следствие Германия могла осуществлять свою морскую торговлю только посредством торговых судов союзников, т.е. с их согласия и на их условиях[11]. Другой пункт договора требовал, что бы германская нация предоставила все свои права и интересы в России, Китае, Турции, Австрии, Венгрии и Болгарии в распоряжение победителей. Влияние Германии в этих странах уничтожалась, а капитал конфисковывался. Следующий пункт требовал от Германии отказа от всех прав и привилегий, которые она могла приобрести в Китае, Сиаме, Либерии, Марокко, Египте. Другой пункт провозглашал, отказ Германии от участия в любых финансовых и экономических организациях международного характера[12].

Но даже эти требования были сравнительно ничтожны, поскольку истинная сила Германии крылась в другом. На ее источник указывал Дж. Кейнс: «германская империя была в большей степени построена углем и железом, чем «железом и кровью»»[13]. Именно на металлургической промышленности строилась вся база германской химической, стальной, электротехнической индустрии. По Версальскому договору Германия теряла Рур, Саар, Верхнюю Силезию, обеспечивавших треть всего довоенного германского производства угля. Кроме этого в течение 3-5 лет после заключения договора Германия должна была поставлять еще почти 25% довоенной добычи угля в виде репараций и компенсаций Франции, Италии, Бельгии и Люксембургу. В результате германская промышленность оказалась фактически обескровлена[14].

С разгромом германской промышленности «щупальца германского торгового осьминога» были «обрублены» и согласование пункта о «свободе торговли» вильсоновской программы с европейцами не встретило особых затруднений.

Оставалось решить, откуда же в таком случае Германия возьмет валютные активы для выплаты репараций и собственного выживания? «Комитет по экономическому восстановлению», созданный в марте 1923 г., под председательством американского банкира Ф. Дж. Кента, в лице своего сотрудника Д. Штампа по этому поводу замечал: «Если поток товаров из Германии пойдет по старым каналам, предназначавшимся для совершенно других отношений, он переполнит и разрушит их. Поэтому для отвода немецких товаров должны быть созданы новые каналы»[15].

Не случайно Дж. Кейнс в последнем пункте своей книги заявлял: «Русский вопрос жизненно важен»[16]. Именно Россия должна была стать тем «новым каналом» для отвода немецких товаров. Этого, по мнению Кейнса, требовала и объективная необходимость: только германская промышленность, организаторский и деловой талант могут поднять экономику России из руин и в итоге обеспечить Европу зерном и сырьем, «в наших интересах ускорить день, когда германские агенты и организаторы… придут в Россию движимые только экономическими мотивами»[17].

Но главное указывал Кейнс, заключалось в том, что: «мировой рынок един. Если мы не позволим Германии обмениваться продуктами с Россией и кормить себя она неизбежно будет конкурировать с нами… чем более успешно мы будем препятствовать экономическим отношениям между Россией и Германией, тем большим будет уровень депрессии нашего собственного экономического стандарта и роста серьезности наших собственных внутренних проблем»[18].

Однако заключение между изгоями мирового сообщества Россией и Германией три года спустя, договора о сотрудничестве, по словам С. Хаффнера, «потрясло.. Европу, словно удар молнии». В Лондоне и Париже царил не страх – ужас. Рапалльский договор «нарушал европейское равновесие, поскольку Германия и Советская Россия по совокупной мощи превосходили западные державы»[19]. В ответ Лондон и Париж с одной стороны пошли на смягчение условий Версальского договора, а с другой Локарнским договором дали понять Германии, что Россия является не равноправным партером, а объектом германской экономической (колониальной) экспансии на Восток, в концентрированном виде воспроизводя ситуацию предшествующую и приведшую к Первой мировой войне.

Гитлер совершено четко определял причины Первой мировой: «В Германии перед войной самым широким образом была распространена вера в то, что именно через торговую и колониальную политику удастся открыть Германии путь во все страны мира или даже просто завоевать весь мир…». Но теория «мирного экономического проникновения» (экономической экспансии) потерпела поражение, мир уже был поделен между Великими демократиями. Для Германии оставался только один выход – «приобрести новые земли на Востоке Европы, люди знали, что этого нельзя сделать без борьбы»[20].

Еще до прихода к власти Гитлер не скрывал своих целей: «Восток будет для Западной Европы рынком сбыта и источником сырья»[21]. Новая война? А что же защитники демократии и мира? Ответ прозвучит в словах Коллье, который в год начала Второй мировой, говоря о политике кабинета Чемберлена, заметит: «трудно избавиться от ощущения, что настоящий мотив поведения кабинета… указать Германии путь экспансии на восток, за счет России…»[22]. А французская «Matin» на первой полосе будет открыто призывать: «Направьте германскую экспансию на восток… и мы на западе сможем отдохнуть спокойно»[23].

[1] Официальный американский комментарий к «14 пунктам», октябрь 1918 г. (Хауз. т.2, с. 469-470)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: