Свод законов: что это такое, описание и особенности

Свод законов Российcкой Империи

Свод законов Российской Империи являлся официальным собранием действующих законодательных актов Российской Империи. Он был составлен комиссией во главе с М. М. Сперанским и впервые напечатан в течение 1832 года. В дальнейшем все тома Свода законов были переизданы в 1842 и 1857 годах. Отбор законодательного материала для включения в Свод производился на основе Полного собрания законов (первое Полное собрание законов состояло из 40 томов, содержащих 30 920 актов и 6 томов приложений; все издания Собрания насчитывают более 100 томов).

Манифестом от 31 января 1833 года Свод законов был объявлен действующим источником права с 1 января 1835 года. Законы, изданные после этой даты, подлежали опубликованию по порядку книг Свода и с указанием на их статьи; они распределялись в ежегодном продолжении Свода.

Вплоть до Судебной реформы 1864 года он издавался в 15 томах. В качестве отдельного тома вышли Судебные уставы (том 16).

Основные причины создания Свода законов Российской Империи:
    1. Значительное количество несистематизированных нормативных актов.
    2. Устаревание Соборного Уложения 1649 г.
    3. Развитие буржуазных отношений и разложение феодально-крепостнического строя .

Развитие капиталистических отношений происходило в рамках старого феодального способа производства, который оставался господствующим и в этот период. Однако капиталистические отношения проникают в экономику и во все сферы общественной жизни:

  • сельское хозяйство постепенно становится ориентированным на рынок, начинает производить продукты специально для продажи. и получения прибыли;
  • в крестьянской среде наблюдается социальное расслоение: одни беднеют, другие, напротив, ведут торговлю и вкладывают полученный капитал в отрасли промышленности;
  • на базе роста и становления мелкой городской промышленности и крестьянских промыслов образуется капиталистическая мануфактура (в металлургии, основанной на крепостном труде, внезаводские работы (заготовка руды, угля) выполнялись наемными рабочими);
  • растет применение наемного труда в промышленности, особенно на частновладельческих мануфактурах.

Развитие производительных сил вступало в противоречие с существующим строем, что привело к обострению классовой борьбы и усилению антикрепостнического движения в России. Усиление эксплуатации крестьян, произвол помещиков и администрации вызывали крестьянские волнения. В 1825 году произошло восстание декабристов, положившее начало дворянскому этапу в истории революционного движения в России.

Все протесты были подавлены властью, но они повляили на общественно-политическое развитие страны, в том числе на развитие права.

Структура Свода Законов Российской империи

Свод был издан в 15 томах, представленных восемью книгами:

Том I. Основные законы и учреждения государственные
Том II. Учреждения губернские
Том III. Уставы о службе гражданской

Том IV. Свод уставов о повинностях рекрутской и земских

Том V. Уставы о податях, пошлинах, питейном сборе и акцизе
Том VI. Учреждения и уставы таможенные
Том VII. Уставы монетный, горный и о соли
Том VIII. Уставы лесной, оброчных статей, арендных и старостинских имений

Том IX. Свод законов о состоянии людей в государстве

Том X. Свод законов гражданских и межевых

Том XI. Учреждения и уставы кредитных установлений, учреждения и уставы торговые, постановления о фабричной, заводской и ремесленной промышленности
Том XII. Учреждения и уставы путей сообщения, устав строительный и устав пожарный, постановления о благоустройстве в городах и селениях

Том XIII. Устав об обеспечении народного продовольствия, устав об общественном призрении, учреждения и уставы врачебные
Том XIV. Уставы о паспортах и беглых, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей и о ссыльных

Том XV. Свод законов уголовных

Громоздкость издания Свода законов, редкие переиздания небольшими тиражами вызвали с конца XIX века появление неофициальных изданий Свода. Одно из них, представленное на сайте http://civil.consultant.ru, было выпущено в пяти книгах в Санкт-Петербурге в 1912 году. Оно включает в себя полный текст всех 16 томов, согласованных с последними на то время “продолжениями, постановлениями, изданными в порядке ст. 38 Зак. Осн., и позднейшими узаконениями”. Издание выпущено под редакцией и с примечаниями И.Д. Мордухай-Болтовского, юрисконсульта Министерства юстиции и преподавателя гражданского судопроизводства в Императорском училище правоведения.

Читайте также:
Интеллектуальная собственность: что это такое, описание и особенности

Основные черты гражданского права по Своду законов Российской Империи

Гражданское право было систематизировано в X томе Свода законов. Развитие частного (гражданского) права проходило на основе кодификации старых форм права, что не могло не повлиять на его характер.

Сохранились элементы сословного неравенства:

    • крестьянам запрещалось выходить из общины и закреплять за собой земельный надел;
    • крестьяне, не имевшие торговых свидетельств и недвижимой собственности, не могли выдавать векселя;
    • ограничивалась правоспособность и дееспособность духовных лиц и еврейского населения;
    • запрещались браки христиан и нехристиан, усыновление лиц нехристианского исповедания;
    • мастерам-евреям позволялось принимать учеников из христиан лишь с разрешения ремесленной Управы; поляки не имели права приобретать в собственность, брать в залог и арендовать земли в ряде регионов страны;
    • земля казенных и удельных крестьян не могла отчуждаться ни отдельными общинниками, ни общиной в целом;
    • продолжало существовать право родового купца и система майоратов, земельных владений, полностью изъятых из оборота и переходивших по наследству старшему в роде.

Сохранился ряд ограничений вещных и обязательственных прав, например, в области наследственных прав дочери имели меньшие права, чем сыновья. Значительное место было отведено обязательственному праву, что было вызвано развитием товарно денежных отношений. Договоры заключались по взаимному соглашению договаривающихся сторон.

В сфере гражданского права широко применялись местные обычаи и традиции, уровень юридической техники был невысоким. Система вещного права состояла из права владения, права собственности, права на чужую вещь (сервитут), залогового права. Различалось законное и незаконное владение.

Подробному регламентированию подверглось залоговое право, стал различаться залог частным лицам и залог в кредитных учреждениях.

Свод законов выделял 2 вида имущества:

  • недвижимое (благоприобретенное и родовое);
  • движимое.

В споре между двумя покупателями из-за одного объекта недвижимости закон отдавал предпочтение тому, кто совершил акт покупки раньше. Закон одинаково защищал нарушенное право, будь это владение или держание (различие между которыми было вполне определенным).

Виды договоров по Своду Законов Российской империи:

    1. Договор мены.
    2. Договор купли-продажи.
    3. Договор запродажи.
    4. Договор имущественного найма.
    5. Договоры поставки и подряда.
    6. Договор займа.
    7. Договор ссуды имущества.
    8. Договор товарищества.
    9. Договор личного найма.

Законы о состояниях по Своду законов Российской Империи

Политико-юридическая природа сословной стратификации российского общества исходила из трех начал:

  1. подданство – политико-правовая связь индивида с государством;
  2. сословность – отнесение подданного к определенной социально-правовой группе;
  3. состояние – определение индивидуализированного правового статуса подданного.

Каждая социальная группа населения России имела определённый набор прав и обязанностей. Свод законов о состояниях выделял следующие сословия:

    1. дворянство;
    2. духовенство;
    3. городские обыватели (купцы; мещане (посадские); почетные граждане; ремесленники (цеховые); вольные и рабочие люди);
    4. сельские обыватели.

Дворянство (потомственное и личное) было высшим сословием. Дворяне имели право на владение имениями, поступление на государственную службу, участие в органах дворянского самоуправления.

Духовенство считалось привилегированным сословием и не несло государственных повинностей.

Помимо сословного деления в Своде законов прослеживалось деление населения на 3 группы:

  1. природные российские обыватели;
  2. инородцы;
  3. иностранцы.

Кодификация законодательства при Николае I

Суть понятия «кодификация законодательства»

С момента принятия Соборного уложения (1649 г.) в Российской империи принималось множество правовых актов, которые порой взаимоисключали друг друга. Создать упорядоченный свод законов удалось лишь Николаю I. Он смог заменить все существующие правовые документы, систематизируя и усовершенствуя их. С этой целью в 1826 году было создано II Отделение Собственной Его Величества канцелярии, которым фактически руководил М. Сперанский.

Итогом работы стал манифест 1833 года, провозгласивший принятие Свода законов, отменившего Соборное уложение.

Деятельность по систематизации и упорядочиванию текстов, кодексов и любых других документов носит название кодификации. Если речь идёт о правовых актах, можно говорить о кодификации законодательства, которая была осуществлена во время правления Николая I.

Предыстория вопроса

Попытки предпринимались ещё во времена Петра I (XVIII в.), издавшего огромное количество новых указов. Он даже создал Палату об Уложении, выработавшую Новоуложенную книгу. Документ не удовлетворил императора, хотя до своей кончины он предпринимал ещё не одну попытку вернуться к этому вопросу.

Читайте также:
Полиноминальный округ: что это такое, описание и особенности

В 1766 году Екатерина II вновь занимается вопросом кодификации законодательства, создав Уложенную комиссию. Её отличие – это состав участников. В комиссию входят как чиновники, так и представители всех сословий, избранные из числа депутатов. Под влиянием французских просветителей императрица подготовила «Наказ», который так и не был выполнен из-за отсутствия чёткости полномочий и структуры комиссии, а также начавшейся войны с Турцией (1768 г.).

Ещё одну неудачную попытку предпринял Павел I, создав новый уполномоченный орган в 1796-м. Однако недостаточная компетентность её членов не позволила достигнуть каких-либо результатов, поэтому за дело взялся Александр II. Перед первой комиссией 1801 года была поставлена задача – собрать все законы воедино, выбрать действующие, которые предстояло подкорректировать и упорядочить.

С 1808 по 1812 гг. в комиссию входил М. Сперанский. К 1822 году был подготовлен Систематический свод, представлявший собой реестр хранившихся в архивах и департаментах актов. Он был взят за основу продолжившейся работы при Николае I.

Работа над созданием Свода законов при Николае I

Столкнувшийся в начале своего правления с восстанием декабристов, российский монарх считал одной из его причин низкий уровень правовой культуры, нестабильность и противоречивость законодательной базы. В стране действовала комиссия по составлению законов под руководством П. Лопухина, с чьей деятельностью император познакомился крайне подробно.

Задачи, поставленные императором

М. Сперанский, фактически осуществляющий руководство комиссией, подготовил предложения по систематизации законодательства:

  • В двухлетний срок подготовить проекты сводов всех законов: гражданских, хозяйственных, уголовных и т.д.
  • Издать полное собрание законодательных актов в хронологическом порядке, исключив недействующие правила.

Николай I посчитал необходимым сосредоточиться не на составлении уложений, как это делалось раньше, а на приведении в порядок существующей законодательной базы. Главной задачей стала кодификация законодательства – разработка свода законов под личным контролем императора. С этой целью комиссия П. Лопухина была упразднена, а создано особое отделение при его канцелярии.

Создание II Отделения

Решение было принято в январе 1826 года, после чего Сенату на утверждение был представлен список из 20 чиновников высшего ранга. Во главе Второго отделения был поставлен М. Балугьянский, статский советник. М. Сперанскому, члену Госсовета, официальной должности не выделялось, но фактически он осуществлял общее руководство всеми проводимыми работами по кодификации.

Издание Полного собрания российских законов

Создание Свода было бы невозможно без издания всех российских правовых документов, собранных в 56 томов. Кодификация шла одновременно с формированием Полного собрания законов. Это была трудоёмкая работа, ибо законодательные акты ранее хранились в различных архивах и не были полностью собраны в единый реестр. Грандиозная работа была закончена к 1 марта 1830-го.

Правила Бэкона

Для работы за основу был взят кодекс Юстиниана, а также правила английского философа и политика Ф. Бэкона, состоящие из 8 пунктов:

  1. Исключить из Свода те законы, которые были отменены в дальнейшем на законодательном уровне.
  2. Не включать в Свод повторяющиеся правовые акты, сделав выбор в пользу наиболее полного варианта.
  3. Максимально сохранять текст закона в том варианте, в котором он был написан изначально.
  4. Сократить обширные и многосложные правовые акты.
  5. Из двух противоречащих законодательных актов выбирать более поздний.
  6. Проверять компетенцию органов, принимавших те или иные законы.
  7. Выделить отдельно Свод общих правовых актов и Свод иных статусов (для Остзейского края, западных губерний России).
  8. Новые законы вносить в продолжение Свода.

Правила были подкорректированы для российской действительности и официально приняты в 1831-м.

Составление Свода законов

Работа началась в апреле 1826-го и разделилась на 2 этапа: сначала готовились выписки по каждой области законодательства, затем формулировалось изложение правовых актов с учётом исторического источника. По ходу работы вырабатывались правила в соответствии с рекомендациями Ф. Бэкона. Каждый из чиновников руководил своим направлением, М. Сперанский лично знакомился с проектами и возвращал их на доработку с замечаниями. Первые главы увидели свет уже в июле 1826-го, а основные своды были завершены к январю 1830 года.

Читайте также:
Как поступить с долей в квартире?

Введение в действие Свода законов

Свод был подвергнут ревизии, для чего был создан комитет из числа представителей Министерства юстиции и Сената. За период с апреля 1828 по 1832 гг. было сделано более 2 тысяч замечаний, после чего книги были направлены в печать. 1200 экземпляров были представлены в Госсовет уже к концу 1832-го.

М. Сперанский сопроводил Свод пояснительной запиской и «Обозрением исторических сведений», представив результат усилий на заседании в январе следующего года. Николай I прямо на слушании надел на чиновника высшую награду – орден Андрея Первозванного.

31 января был подписан Манифест о введение Свода в законную силу с первого дня 1835 года.

Краткая характеристика Свода законов

Он состоял из 15 томов и был разделён на 8 разделов.

Раздел I. Учреждения

Тома I–III. Основные государственные учреждения и законы.

Раздел II. О повинностях

Том IV. Уставы о рекрутских и земских повинностях.

Раздел III. Казённое управление

Тома V–VIII. Уставы о пошлинах, податях, питейном сборе, акцизе. Уставы и учреждения таможенные. Монетный и горный уставы, о соли, а также лесной, арендных и старостинских имений, оброчных статей.

Раздел IV. Законодательные акты о состояниях

Том IX. О состоянии людей в государстве.

Раздел V. Законодательные акты гражданские и межевые

Том X. Свод законов межевых и гражданских.

Раздел VI. Государственное благоустройство

Тома XI–XII. Уставы и учреждения кредитных установлений, торговые, постановления о промышленности, путей сообщения, строительный и пожарный, постановления о благоустройстве в селениях и городах.

Раздел VII. Уставы благочиния

Тома XIII–XIV. Устав о продовольствии, общественном призрении, а также врачебный. О беглых и паспортах, о пресечении и предупреждении преступлений, о ссыльных и содержащихся под стражей.

Раздел VIII. Законы уголовные

Том XV. Свод уголовных законов.

Историческое значение проделанной работы

Кодификация законодательства Российской империи явилась значительным шагом к прогрессу. Она пришла на смену запутанному, разрозненному и противоречивому праву. Чёткая система изложения законодательных актов, выработанная М. Сперанским, сделала доступным к использованию и систематизировала обширный материал, включая новые понятия.

Это способствовало повышению правовой культуры населения России и укреплению государственности.

  1. Галимзянова Е. Как создавали Свод законов Российской империи. / Электрон. текстовые дан. – Российское военно-историческое общество, 2913-2019.
  2. Латкин В.М. Кодификация при Николае I – Свод Законов. Учебник истории русского права периода империи (XVIII и XIX вв.) (под редакцией и с предисловием В.А. Томсинова). – М.:2004.
  • Модернизация при Александре I и Николае I
  • Попытка демонтажа крепостнической системы при Николае I
  • Начало промышленного переворота в России и экономика при Николае I

Пожалуй, главным делом в жизни Михаила Сперанского, величайшего администратора и просто умнейшего человека всё же является кодификация законов Российской империи.

Свод законов? Почему бы и нет

Не секрет, что источником права в Российской Федерации уже давно является не закон, а система “Консультант Плюс”, ну – или “Гарант”, кому больше нравится. Бесконечное нагромождение гигантского количества принятых правовых актов, миллионов судебных решений, маловразумительных статей уже давно напоминают источники богословских трактатов, где из всего можно вывести всё, но никто ничего не читал. Отсюда так популярны “публичные юристы”, доходчивым языком хоть что-то растолковывающие или иным образом интерпретирующие по тем или иным вопросам. Латынь, древнегреческий, скоро уже на арамейский перейдут, так как Талмуд уже скоро станет проще системы отечественного законодательства.

Конечно, можно придумать отговорки в духе “по мере усложнения системы отношений усложняется и система правовых актов” или же “а вот в Англии и правовых баз таких нет, и ничего, постом и молитвой отдельные юристы что-то там выискивают”, но это было бы нечестно по отношению как к основной массе юристов, так и – к потребителям услуг законодателя – к гражданам. “Ты обязан знать законы, но даже на юрфаке не изучают львиную долю отечественного права, потому что преподаватели сами уже не знают, что там и где напринимали и происходит, так что мы на всякий случай лишим тебя всего имущества, так как один из наших пленумов что-то не то сказал по этому поводу”. Ну, и с диссертациями о пользе ведомственного и судебного правотворчества.

Читайте также:
Массовое движение: что это такое, описание и особенности

В итоге граждане закономерно пребывают в некоторой прострации. До того пребывают, что даже количество контрольных органов никто сказать не может, даже исследователи, чтобы рассчитать вероятность, с какой стороны и какая дубинке прилетит, чтобы “по праву справедливости” вышибить тому или иному предпринимателю всю финансовую или уголовно-правовую базу. Представления о должном формируются примерно по формуле “чиновник всегда прав, а если он не прав, то только силой вышестоящего чиновника, так как в законе всё равно ничего не понятно”. А кто не понимает – лигал-тех в помощь, источником права будет являться какой-нибудь правовой бот.

Кодификация уже не помогает – каждый кодекс обложен десятками непонятно как согласующихся между собой законов, каждый из которых толще иного кодекса, прочитать или осмыслить который нет ни сил, ни средств, ни интеллектуальных и физических возможностей. Правоприменение предельно лоскутное – тут применяем, тут не применяем, тут “спящая норма”, тут – “норма-принцип”, а на эту норму лучше вообще не ссылаться, чтобы судья не засмеял, плюс это всё дело надо умножить на дискрецию, диспозитивность и слабо понимаемое усмотрение.

Коллеги! Давайте скажем честно хотя бы друг другу. Никто из нас даже не просматривает всё выходящее хотя бы на уровне законов, а ряд законов даже по собственной специальности читал лишь в отдельных статьях, цитатах из судебных решений и разъяснениях налоговых органов. В стране уже давно фактически существует четыре гражданских права – “общее гражданское право” (его изучают на юрфаках и никто не применяет), “госзакупочное гражданское право” (по нему живут госорганы), “налоговое гражданское право” (по нему живут все бухгалтеры и финансисты), “судебное гражданское право” (это как всё это дело в конкретный момент толкуется судами исходя их разнообразных пленумов и “принципов добросовестности), да и ещё какое-нибудь, применяемое только в полях, лесах и лугах. Когда кого-то на законном основании лишают собственности, он призывает в духе “я же всё делал по закону”, а над ним только смеются, так как мало действовать по закону – надо ещё и обладать навыками Ванги, как этот закон будет истолкован лет через десять.

Так что пора заново писать Свод законов, подобно тем, что были в Российской Империи и СССР, хотя бы из федеральных законов, чтобы хотя бы по оглавлению можно было прочитать всю существующую регуляторику. Одновременно с этим кодифицируя все остальные нормы. Чтобы был единый Свод законов на федеральном уровне и соответствующие своды на уровне нижестоящем. Разбитые по темам, с чётким оглавлением. И того, чего там нет, применять нельзя. Может, тогда решится беда с дублирующими непонятными нормами и прочими вещами. Да, пусть это будет стотомник, но стотомник конечный, своеобразный “мега-кодекс Российской Федерации” куда уже надо вносить изменения в конкретные нормы, а не искать непонятный стостраничный закон в духе “пункт Б считать пунктом Г с пятнадцатого числа”. А дальше можно и на более подробное обсуждение изменений перейти, чтобы не было поправок ко второму чтению, вступающих в силу задним числом.

Уважение к закону начинается с понимания этого самого закона. А мы не то что не понимаем наши законы – не знаем и знать не хотим. Где он, тот новым Сперанский?

Читайте также:
Мировое соглашение: что это такое, описание и особенности

Свод законов Российской империи

Несмотря на общее определение Свода как акта инкорпорации (corpus legum), М.М. Сперанскому удалось провести в отдельных его частях скрытую кодификацию. Сам великий администратор при составлении Свода руководствовался следующим: 1) не включать в Свод устаревших законов; 2) исключать повторения, включая то, которое есть полнейшее из имеющихся; 3) сохранять терминологию инкорпорируемого закона, включая его самые мелкие и дробные части, после соединяя их по порядку; 4) излагать только саму суть юридической нормы, отсекая изложение обстоятельств, вызвавших ее издание; 5) противоречия между нормами разрешать по принципу lex posteriori derogat priori; 6) подвергнуть составленный Свод процедуре прохождения через законодательные органы Империи; 7) при составлении Свода включать в него только нормы общеимперского права. Работа над составлением Свода проходила параллельно работе над ПСЗРИ, но растянулась на два дополнительных года и закончилась к концу 1832 г., когда, он, собственно, и был издан. По мере составления различных частей Свода они были подвергнуты ревизии департаментами соответствующих министерств. Целью ревизии было удостовериться в правильности изложения статей подготовительного акта: в полной ли мере они соответствуют опубликованным в ПСЗРИ законам. Особый интерес в этой связи представляет работа Комитета Министерства юстиции, ревизовавшего положение Законов гражданских, помещенных в т. X Св. зак. Во многом это объяснялось тем, что именно в этой части Свода кодификационная работа сказалась более всего. Комитет состоял из управляющего (министра юстиции), двух сенаторов, обер-прокурора, директора канцелярии Министерства юстиции, управляющего II отделением СЕИВК, юрисконсульта, редактора той части ревизуемой части Законов гражданских, которая находилась в данное время на обсуждении в Комитете. На заседаниях этого органа практически всегда присутствовал Сперанский. Историки права отмечали, что в общей сложности Комитет высказал около 2000 замечаний к тексту Законов, из которых Сперанским было принято только 500; в остальном противоречия полагалось разрешать, повергая их, как тогда говорили, на “Высочайшее благоусмотрение”. Позднее этот Комитет рассматривал Основные государственные законы и Учреждение центральных правительственных мест и ведомств.

Обращает на себя внимание систематика Свода законов. В ее основу Сперанский положил принцип дуализма права: противопоставление публичного частному и материального формальному. В терминологии той эпохи публичное право определялось как законы союза государственного, частное – как законы союза гражданского, материальное – как законы определительные, формальное – как законы охранительные. Сама систематика Свода представляла собой следующее: законы союза государственного определительные разделялись на законы основные, учреждения, законы сил государственных, законы о состояниях; законы союза государственного – на законы предохранительные (уставы благочиния), законы уголовные; законы союза гражданского определительные – на законы союзов семейственных, общие законы об имуществах, особенные законы об имуществах; законы союза гражданского охранительные – на законы о порядке взысканий по делам бесспорным, законы судопроизводства, законы о мерах гражданского взыскания. Таким образом, Свод состоял из восьми книг, распределенных на 15 томов: кн. I включала основные государственные законы (т. I ч. I Св. зак.); кн. II – учреждения центральные, местные, уставы о службе государственной (т. I ч. 2 Св. зак.); кн. III – законы правительственных сил (т. IV – VIII Св. зак.); кн. IV – законы о состояниях (т. IX Св. зак.); кн. V – законы гражданские и межевые (т. X Св. зак.); кн. VI – уставы государственного благоустройства (т. XI и XII Св. зак.); кн. VII – уставы благочиния (т. XIII и XIV Св. зак.); кн. VIII – законы уголовные (т. XV Св. зак.). При каждом акте, составлявшем в Своде отдельную его часть, помещался хронологический указатель актов, послуживших основанием для его инкорпорации, равно помещалось и оглавление, руководствуясь которым можно было отыскать требуемую статью.

Читайте также:
Что делать, если виновник ДТП не выходит на связь для возмещения

Свод законов изд. 1832 г. содержал около 36000 статей, вместе с приложениями к нему – 42198 статей. Справочный аппарат к Своду издавался отдельными томами: в 1833 г. издано оглавление Свода, в 1834 г. – алфавитный указатель, в 1835 г. – указатель хронологический.

Свод законов Российской империи был введен в действие 1 января 1835 г., одновременно с этим вводились положения о толковании и негласной проверке Свода. Правила толкования (ПСЗРИ. 2-е изд. Т. VII. N 7654) были разработаны самим Сперанским и позднее они помещались в качестве приложения к ст. 66 Уч. Сената Т. I Св. зак. изд. 1892 г.; правила негласной проверки были установлены Положением Госсовета от 16 марта 1833 г.:

“Сомнение в точности статьи может представляться, когда при сличении с нею законов, к делу принадлежащих, примечено будет, что смысл их существенно различен от смысла, какой им дан в своде. Такие сомнения по мере их открытия обер-секретарями в порядке служебной подчиненности, восходя до министра юстиции, рассматриваются в особом комитете, при нем составленном, и затем, когда будут им уважены, сообщаются от него во II отд. СЕИВК для надлежащего объяснения. Если это объяснение будет найдено удовлетворительным и по оному смысл и изложение статьи признаны будут правильными, то представление оставляется без дальнейшего последствия, в противном случае, оно вносится на рассмотрение Государственного Совета установленным порядком”.

В Свод изд. 1832 г. тем не менее не вошли местные законы, из них позднее были составлены особые Сводные сборники; не вошли в него также узаконения по Министерству народного просвещения, постановления по ведомству православной Церкви, узаконения, относящиеся к МИДу, удельному ведомству, управлению почт, ведомству учреждений императрицы Марии; не включались военно-морские постановления. Манифестом 1833 г., вводившим в действие Свод законов, определялся порядок издания Продолжений Свода законов. Продолжения издавались к каждому тому Свода с одновременным указанием измененных новым законом постановлений прежнего. Всего к первому изданию Свода законов вышло шесть томов Продолжений: 1834, 1835, 1836, 1837, 1838 и 1840 гг.

Второе полное издание Свода законов состоялось в 1842 г., в действие оно было введено 4 марта 1843 г. (ПСЗРИ. 2-е изд. Т. XVII. N 16594). Это издание, несмотря на исправление погрешностей предыдущего, в частности были исключены повторения, уже включало в себя 52328 статей, при этом приложения содержали 7040 дополнительных постановлений. В издании содержалось 870 форм и образцов деловых бумаг. К нему также издавались Продолжения общим числом 19 томов. Продолжения эти носили хронологический характер.

Третье издание Свода законов вышло в 1857 г., в действие введено 12 мая 1858 г. (ПСЗРИ. 2-е изд. Т. XXXIII. N 33140). Это издание повторяло систему предыдущего, но ввиду расширения законодательного материала некоторые тома (I, II, VII, X, XI, XII, XV) пришлось разделить на две части. Это издание отличалось от предшествующих еще и тем, что включало в себя акты, не вошедшие в них. Общее число статей в данном памятнике дошло до 90000. Это издание было последним в истории полностью переизданным Сводом законов, после указанной даты издавались либо отдельные акты, например Устав рекрутский 1862 г. из т. IV Св. зак., либо отдельные тома самого Свода. Практика издания Продолжений Свода также имела место, причем теперь тома Продолжений сами стали издаваться в сводном виде, например Сводное продолжение в четырех томах, вышедшее в 1863 г. и включавшее материалы крестьянской реформы. Выс. утв. мнением Госсовета от 5 ноября 1895 г. (ПСЗРИ. 3-е изд. Т. XV. N 3261) велено было внести в Свод законов новый том, шестнадцатый по счету, в который включались Судебные уставы 1864 г. императора Александра II. В 1892 г. сразу были полностью переизданы I, II, IV, XII и XVI тома Свода законов. В 1897 г. переиздаются т. XIII и ч. 1 т. XI. В 1900 г. переиздается ч. 1 т. X. Практика изданий Продолжений к Своду имела место и в новом XX в.

Читайте также:
Как избавиться от транспортного налога

В общем к началу Первой мировой войны практическое применение частей Свода представляло довольно большую трудность и требовало определенных навыков. Сама форма ссылок на действующее законодательство приобрела следующие черты: 1) указание времени издания Свода или Продолжений; 2) указание тома Свода и части его, если том делился на таковые; 3) указание названия закона с допущением лишь указанного в самом законе сокращения его заглавия; 4) номер статьи цитируемого акта.

Часть 2. Билет №17. Свод законов как высшая форма систематизации

Основной задачей инкорпорации является создание собраний, сборников или свода законов государства.

Выделяют следующие виды инкорпоративных актов: собрания, сборники, свод законов.

А) Сборниками называют инкорпоративные издания законов и иных НПА принятых одним или несколькими правотворческими органами, а так же тематическими изданиями законов и иных НПА.

Б) Собрания – инкорпоративные издания. Нормативные акты высших органов государственной власти и управления.

В)Свод законов – это собрание всего действующего законодательства без какого-либо исключения. Это сведение в одно целое всех нормативных актов в государстве.

Главная задача, которую должно решить издание Свода законов Российской Федерации – это наведение порядка в законодательстве, его систематизация, обеспечение его стабильности, формирование упорядоченного действующего правового массива. Главное назначение системы классификации – информационный поиск, в связи с этим такая организация правового массива, которая обеспечивала бы максимальное удобство для пользования им, – формирование правового массива, максимально удовлетворяющего запросы при поиске.

Если говорить кратко, то Свод законов – форма систематизации нормативных актов, а система классификации, в частности каждый отдельный классификатор – инструмент для организации поиска. Но, как отмечалось выше, систематизация законодательства невозможна без научно организованного поиска, без системы классификации – это звенья одной цепи. В связи с этим представляется необходимой согласованность схемы предметного классификатора со схемой Свода законов.

Эта согласованность не означает полной идентичности. Это невозможно, так как система классификации рассчитана на более широкий круг актов, чем схема Свода. В связи с этим сами формулировки, используемые в Своде, такие как, «Законодательство о . » неприменимы для классификации судебной практики и ряда других актов. Требования учесть, например, акты по кадровым вопросам в системе классификации объясняют наличие в ней некоторых дополнительных рубрик, по сравнению со схемой Свода. Вместе с тем, несмотря на некоторую разницу в формулировках, принципиальная часть системы классификации правовых актов и схема Свода законов могут и должны быть по сути согласованы. Это означает, что должно быть установлено соответствие между близкими по содержанию рубриками классификатора и разделами схемы Свода. Роль и место кодексов и других кодифицированных актов в структуре классификатора.

Кодексы и другие кодифицированные акты являются системообразующими актами, материал в них упорядочен, выражен в определенной логической системе, отражающей внутреннюю структуру данной отрасли и охватывающей ее нормативно-правовой массив. Это позволяет использовать классификационные схемы кодексов в структуре классификатора. Создание новых кодификационных актов в базовых отраслях законодательства должно найти отражение в системе классификации, поскольку это оказывает большое влияние на систему законодательства. В последние годы расширяется практика создания комплексных кодификационных актов, являющихся организующим и стабилизирующим фактором для соответствующего комплексного массива законодательства. Строение комплексных кодификационных актов также необходимо учесть в структуре предметного классификатора.
Учет законодательства субъектов Российской Федерации. Федеральные нормативные акты, акты субъектов Российской Федерации и местного самоуправления образуют единый нормативно-правовой массив.

Часть 2. Билет №18. Специализированные компьютерные системы.*

*По идее, этот билет отменен. Будет время – посмотрите.

Наиболее эффективная и перспективная форма учета, хранения и распространения правовых документов – специальные компьютерные базы (системы). Все описанные в настоящей работе принципы построения системы классификации основаны на технологических возможностях современных справочных систем и не нуждаются в особых комментариях.

Читайте также:
Наем жилого помещения: что это значит

Архивы и картотеки. Представляются неизбежными некоторые изменения в организации работы и методике использования систем классификации в архивах и картотеках. Несомненно, более эффективно и удобно сочетать хранение бумажных копий актов с электронной поисковой картотекой. В таком варианте по сути одновременно с архивом ведется специальная компьютерная база, где реализованы все возможности системы классификации, а одно из полей указывает физический адрес документа (шкаф, полку и т.п.). Это не означает, что традиционные технологии картотек на бумаге немедленно отомрут или должны быть запрещены: они используются там, где имеются специалисты по их ведению. Но сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что эффективность поиска на основе компьютерных технологий и с помощью указателей на бумажных карточках несопоставимы по порядку.
Хронологические и тематические печатные издания. Методики использования системы классификации правовых актов в различных типах печатных изданий в принципе уже сложились и не требуют новых разработок. Предлагаемая концепция полностью реализуема на основе существующей практики.

Пожалуй, следует отметить только один достаточно важный аспект, который следует учесть при публикациях. Будет очень полезно, если и в хронологических, и в тематических печатных изданиях будут указаны индексы документов и их частей согласно предметному классификатору.

Свободный склад: что это такое, описание и особенности

ТК ЕАЭС Статья 211. Содержание и применение таможенной процедуры свободного склада

1. Таможенная процедура свободного склада – таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров Союза, в соответствии с которой такие товары размещаются и используются на свободном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.

2. На свободном складе могут размещаться и использоваться товары, помещенные под таможенную процедуру свободного склада, а также товары Союза, не помещенные под таможенную процедуру свободного склада, и иностранные товары, помещенные под иные таможенные процедуры.

3. Товары Союза помещаются под таможенную процедуру свободного склада по выбору декларанта.

Законодательством государства-члена могут определяться категории товаров Союза, которые для размещения на свободном складе, учрежденном на территории этого государства-члена, подлежат помещению под таможенную процедуру свободного склада в обязательном порядке.

4. В отношении товаров Союза, находящихся на свободном складе и не помещенных под таможенную процедуру свободного склада, допускается совершение любых операций, в том числе предусмотренных пунктом 1 статьи 213 настоящего Кодекса.

5. Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободного склада, сохраняют статус иностранных товаров, а товары Союза, помещенные под таможенную процедуру свободного склада, сохраняют статус товаров Союза.

6. Товары, изготовленные (полученные) из товаров Союза, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, приобретают статус товаров Союза.

Если законодательством государств-членов допускаются размещение и использование на свободном складе товаров Союза, не помещенных под таможенную процедуру свободного склада, то товары, изготовленные (полученные) из товаров Союза, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и товаров Союза, не помещенных под таможенную процедуру свободного склада, приобретают статус товаров Союза.

7. Товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и товаров Союза (далее – товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада), приобретают статус иностранных товаров, за исключением случая, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

В случае если товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, вывозятся с таможенной территории Союза, статус таких товаров определяется в соответствии со статьей 218 настоящего Кодекса.

8. В случае если товары, находящиеся на свободном складе, не могут быть идентифицированы таможенным органом как товары, находившиеся на территории свободного склада до его создания, или как товары, помещенные под таможенную процедуру свободного склада или изготовленные (полученные) на свободном складе, то такие товары в целях их вывоза с территории свободного склада за пределы таможенной территории Союза рассматриваются как товары Союза, а в иных целях – как иностранные товары, ввозимые на таможенную территорию Союза.

Читайте также:
Исключительные состояния: что это такое, описание и особенности

9. При ввозе на таможенную территорию Союза товаров, указанных в пункте 8 настоящей статьи, ранее вывезенных с таможенной территории Союза в соответствии с таможенной процедурой экспорта, к таким товарам не может быть применена таможенная процедура реимпорта.

10. Иностранные товары, подпадающие под действие мер защиты внутреннего рынка, помещенные под таможенную процедуру свободного склада, должны быть идентифицированы в товарах, изготовленных (полученных) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, для вывоза таких товаров с территории свободного склада на остальную часть таможенной территории Союза.

В случае если иностранные товары, подпадающие под действие мер защиты внутреннего рынка, помещенные под таможенную процедуру свободного склада, использованы для изготовления товаров, изготовленных (полученных) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, но не могут быть идентифицированы в таких товарах, товары, изготовленные (полученные) из таких иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, должны быть вывезены с таможенной территории Союза.

11. Владелец свободного склада может размещать и (или) использовать товары Союза на территории свободного склада без их помещения под таможенную процедуру свободного склада с учетом пункта 3 настоящей статьи.

12. Комиссия вправе определять перечень товаров и (или) категорий товаров, в отношении которых не применяется таможенная процедура свободного склада.

В соответствии с законодательством государств-членов может определяться перечень иностранных товаров и (или) категорий иностранных товаров, в отношении которых на территории этого государства-члена не применяется таможенная процедура свободного склада.

13. Части, узлы, агрегаты, которые могут быть идентифицированы таможенным органом как входящие (входившие) в состав товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, рассматриваются в целях их вывоза с территории свободного склада как товары, помещенные под таможенную процедуру свободного склада, и в отношении их применяются положения настоящего Кодекса.

Свободный склад: что это такое, описание и особенности

Таможенным кодексом Таможенного союза в качестве одной из таможенных процедур установлена процедура свободного склада. Кроме того, положения, регламентирующие порядок применения такой процедуры, установлены в Соглашении от 18.06.2010 «О свободных складах и таможенной процедуре свободного склада» (далее – «Соглашение»).

Бюро переводов ТРАНСЛЕКС: точный юридический перевод и лингвистическое сопровождение бизнеса »»

По своей сути, процедура свободного склада представляет собой один из льготных режимов для участников внешнеэкономической деятельности. Свободный склад является точечным аналогом особой экономической зоны (далее – «ОЭЗ») и, наравне с ОЭЗ, является одним из механизмов привлечения инвестиций в экономику и развития производства импортозамещающих и экспортно-ориентированных товаров. При этом свободный склад имеет ряд преимуществ перед ОЭЗ в части финансовых и временных затрат на его создание.

Свободный склад представляет собой сооружение (помещение), в пределах которого могут размещаться и использоваться иностранные товары и товары Евразийского экономического союза, помещенные под таможенную процедуру свободного склада.

Потенциальная привлекательность таможенной процедуры свободного склада для бизнеса обусловлена следующим:

1. В отношении иностранных товаров, используемых и размещаемых на свободном складе:

• возможность получить освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов

• неприменение мер нетарифного регулирования

2. В отношении товаров Евразийского экономического союза, используемых и размещаемых на свободном складе:

• неприменение запретов и ограничений

Законодательством в отношении вышеназванных товаров, а также товаров, полученных из иностранных товаров и/или товаров Евразийского экономического союза, разрешено совершение различных операций на свободном складе:

• складирование (хранение, накопление, дробление) товаров

• операции по погрузке (разгрузке) товаров и иные грузовые операции, связанные с хранением

Читайте также:
Как взыскать с предпринимателя-обманщика?

• операции, необходимые для сохранности товаров, а также обычные операции по подготовке товаров к транспортировке и продаже, включая дробление партии, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, операции по улучшению товарных качеств

• операции по переработке (обработке) товаров, в результате проведения которых товары теряют свои индивидуальные характеристики, и (или) по изготовлению товаров (включая сборку, разборку, монтаж, подгонку), а также операции по ремонту товаров

• операции, предусматривающие совершение сделок по передаче прав владения, пользования и (или) распоряжения этими товарами

Принципиально новым, отличающим процедуру свободного склада от схожей процедуры таможенного склада, является положение о возможности проведения операций с товарами, в результате которых последние теряют свои индивидуальные характеристики, тем самым образуя новый товар с новым классификационным кодом ТН ВЭД ЕАЭС.

На практике, в ходе применения процедуры свободного склада могут возникнуть, в том числе, следующие вопросы:

• порядок определения статуса товаров, полученных в ходе операций по переработке (обработке), изготовлению с использованием иностранных товаров, товаров Евразийского экономического союза, помещенных под таможенную процедуру свободного склада

• порядок завершения действия процедуры свободного склада, а также особенности исчисления пошлин, налогов при таком завершении

В соответствии с Соглашением поместить товары под таможенную процедуру свободного склада вправе только владелец такого склада или иное лицо, определенное национальным законодательством. Владельцем склада, в свою очередь, признается юридическое лицо, включенное таможенным органом в реестр владельцев свободных складов в порядке, установленном законодательством каждой из стран-участниц Евразийского экономического союза. В настоящее время в России такой порядок разрабатывается.

С учетом важности и целесообразности развития таможенной процедуры свободного склада на территории России, а также преимуществ такого склада по сравнению с ОЭЗ (создание и функционирование свободного склада является менее затратным для государства по сравнению с созданием ОЭЗ), Правительством РФ был внесен в Государственную Думу проект Федерального закона № 654634-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования вопросов, связанных с применением таможенной процедуры свободного склада». Данный проект был принят в первом чтении и сейчас находится на стадии рассмотрения. Принятие данного законопроекта позволит российским компаниям в скором времени на практике оценить преимущества свободного склада как площадки для совершения производственных операций на территории России с иностранными товарами и товарами Евразийского экономического союза.

На текущий момент нам не известно о факте включения российских юридических лиц в реестр владельцев свободных складов. Существенную практическую реализацию таможенная процедура свободного склада получила, например, на территории Казахстана, где в реестр владельцев свободных складов Казахстана включено около 70 юридических лиц.

Необходимо отметить, что проект таможенного кодекса ЕАЭС сохраняет описанную выше концепцию «свободного склада», детализируя вопросы применения таможенной процедуры, ее условия и требования.

Фирма Dentons имеет существенный опыт сопровождения компаний в процессе их обращения в таможенные органы с целью включения в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. Нами могут быть предложены рекомендации по соблюдению основных требований и условий, предъявляемых к лицам для включения в реестры, которые позволят компаниям упростить данную процедуру. Также мы можем оказать консультационные услуги в части порядка применения таможенной процедуры свободного склада, оптимизации совершения таможенных операций, в том числе провести оценку и структурирование бизнес-процессов, влияние на которые может оказывать применение таможенной процедуры свободного склада.

В случае возникновения каких-либо вопросов о практике применения норм, касающихся таможенной процедуры свободного склада, на территории Евразийского экономического союза, а также потенциальных изменений российского законодательства в этой части, мы готовы дать свои комментарии в любое удобное для Вас время.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: