Свод законов российской империи

Свод законов Российской империи: история создания

После Соборного уложения 1649 года цари и императоры России пытались создать новый законодательный кодекс. Получилось это сделать только при Николае I.

Попытка создания нового уложения в 18-м веке

Попытки систематизировать российские законы предпринял уже Пётр I. В 1700 году по его указу была создана комиссия, которая должна была собрать все законы, принятые после 1649 года, и создать единый кодекс, объединив их с Соборным уложением.

Через год комиссия подготовила новый кодекс, «Новоуложенную книгу». Однако это собрание не было утверждено императором. В 1714 году новая комиссия возобновила работу по систематизации законов и за 4 года подготовила 10 глав. Затем Пётр I решил прервать работу и этой комиссии.

В 1720 году царь приказал создать новую комиссию, которая должна была извлечь лучшее из шведских законов и создать новый законодательный кодекс для России.

В течение 18-го века комиссии по кодификации законов создавались ещё 6 раз. Но каждый раз либо они не приступали к работе, либо достигали незначительных результатов. Или правители не утверждали составленные кодексы законов.

В частности, очередная комиссия была созвана в 1754 году по инициативе Петра Шувалова. Члены комиссии принимали пожелания российских дворян, которые планировалось учесть при составлении свода законов. К 1761 году комиссия подготовила записку «О состоянии подданных вообще».

Проект уложения должен был дать дворянам исключительные права. В частности, они обладали бы полной властью над своими крестьянами только без права их пытать и казнить. Уложение также должно было закрыть путь к обретению дворянского звания разночинцами, продвинувшимся по службе.

Следующую попытку упорядочить законы предприняла Екатерина II, создав Уложенную комиссию. Новая комиссия начала работу в 1767 году. В её составе были выходцы из всех сословий кроме крепостных крестьян, но треть составляли дворяне.

Разные сословия, а также региональные группы дворян, старались закрепить в новых законах свои привилегии. Родовитые дворяне стремились отменить петровский акт, который давал потомственное дворянство выслужившимся разночинцам. Купцы стремились лишить дворян права вести торговлю. В итоге за полтора года комиссия не приняла ни одного закона и была распущена императрицей.

Очередная комиссия работала при Министерстве юстиции в течение правления Александра I. В 1808—1812, а затем с 1821 года в ней работал Михаил Михайлович Сперанский.

Император Николай I и Михаил Сперанский

Работы по кодификации законов империи начались в 1826 году. В январе было создано II Отделение императорской канцелярии, и Николай I рескриптом предписывал собрать и систематизировать существующие законы.

Работой по кодификации законов руководил глава II Отделения юрист Михаил Балугьянский, который ранее преподавал право Николаю Павловичу и его брату Михаилу. Помощником М. А. Балугьянского и фактическим руководителем работы был Михаил Сперанский, не занимавший официально никакой должности в отделении. 4 апреля отделение было укомплектовано чиновниками, в число которых вошли университетские профессора Александр Куницын и Моисей Плисов.

Содержание новой комиссии обходилось казне в 37 тысяч рублей в год в отличие от 95 тысяч, уходивших на комиссию при Александре I. Также 10 тысяч рублей ушло на приобретение всех нужных книг.

Михаил Михайлович изучил опыт работы предыдущих комиссий и пришел к выводу, что перед работой по разработке новых законов, нужно сперва систематизировать существующие. Свои мысли и план работы реформатор изложил в записке императору. Еще через два года М. М. Сперанский писал, что нужны два свода: «исторический» и действующий.

В течение 1828−1830 годов прошла работа по публикации всех российских законов, начиная с Соборного уложения 1649 года. В Полное собрание законов Российской империи вошло 30920 актов. Последним шёл манифест о вступлении на престол Николая I. Тридцать тысяч актов уместились в 40 томах, которые дополняло еще 5 томов приложений.

В 1832 году вышло собрание действующих законодательных актов — «Свод законов Российской империи». В нём законодательные акты размещались в систематическом порядке и занимали 15 томов. Акты «Свода…» содержали ссылки на соответствующие места «Полного собрания…», которые должны были помочь правильно толковать законы.

Свод законов был рассмотрен Государственным советом в начале 1833 года. Было принято решение о введении его в действие с 1845 года. В 1834—1839 годах издавалось «Продолжение Свода законов Российской империи». А в 1842 году оно было переиздано в 15 томах. Еще одно «Продолжение…» издавалось до 1855 года и было переиздано в 1857-м.

Читайте также:
Позитивизм в праве: что это значит

Особые своды законов были сформированы для национальных окраин России — Финляндии, остзейских и западных губерний. В 1838 году был опубликован 15-томный «Свод военных постановлений». Наконец, в 1847 году Сенат выпустил «Сборник правил и узаконений, не вошедших в Полное собрание законов».

М. М. Сперанский и М. А. Балугьянов удостоились от императора достойных наград за проделанную работу. Михаил Сперанский получил орден Андрея Первозванного, а затем алмазные знаки к нему, что было высшей наградой в империи.

Михаил Балугьянов удостоился дворянства за свою работу над «Сводом…», а позже статуса тайного советника и сенатора. В герб Балугьяновых была включена цифра 15 — количество томов Свода законов.

  • Анисимов Е.В. Императорская Россия. М., 2008.
  • Выскочков Л.В. Николай I. М., 2006.
  • Олейников Д.И. Николай I. М., 2012.
  • Томсинов В.А. Сперанский. М., 2006.

Свод законов российской империи

  • Русское правописаніе
  • Россія
    • Календарь Русской Исторіи
    • Исторія Россіи
    • Монарх. государственность
    • Законы Россійской Имперіи
    • Высочайшіе Манифесты
    • Трактаты и конвенціи
    • Награды Россійской Имперіи
    • «Книга Русской Скорби»
    • Бѣлое Движеніе
    • Русская Литература
  • Русское Православіе
    • Православный Календарь
    • Библія (Сѵнод. переводъ)
    • Православное вѣроученіе
    • Церковное Право
    • Творенія св. отцовъ
    • Житія святыхъ
    • Богослужебные тексты
    • Правосл. молитвословъ
    • Исторія Русской Церкви
    • Церковная письменность
    • Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
  • Русское Зарубежье
    • Церковная письменность
    • «Церк. Вѣдомости» (1922-1930)
    • «Церковная Жизнь»
    • «Православная Русь»
    • «Православная Жизнь»
    • «Православный Путь»
    • «Китайскій Благовѣстникъ»
    • «Хлѣбъ Небесный»
    • «Православное Обозрѣніе»
    • «Владимірскій Вѣстникъ»
    • «Двуглавый Орелъ»
    • Листки еп. Александра (Милеанта)
    • Русская Литература
  • Проекты портала
    • Церковный календарь
    • Русская Библія
    • Осанна
    • Святоотеческое наслѣдіе
    • Наслѣдіе Святой Руси
    • Слово пастыря
    • Литературное наслѣдіе
  • Новости

О Сводѣ Законовъ Россійской Имперіи

Сводъ Законовъ Россійской Имперіи — оффиціальное собраніе расположенныхъ въ темат. порядкѣ дѣйствующихъ законодат. актовъ Россійской Имперіи, созданное при Государѣ Императорѣ Николаѣ I. Впервые онъ былъ напечатанъ въ 1832 г. Манифестомъ 31 января 1833 года Сводъ Законовъ былъ объявленъ дѣйствующимъ источн. права съ 1 янв. 1835 г. Первое изд. 1832 г. и послѣдующіе 1842-го и 1857 г.г. состояли изъ 15-ти т.т. Послѣ 1857 г. Сводъ Законовъ полностью не переиздавался, а выходили лишь отдѣльные томы. Въ качествѣ отдѣльнаго — 16-го т. въ 1885 г. вышли Судебн. Уставы. Между изданіями Свода Законовъ выходили его «Продолженія», съ указаніемъ на упраздн. и измѣн. статьи. Въ Сводѣ Законовъ собраны всѣ реально дѣйствовавшіе въ опред. моментъ времени законы по тѣмъ или инымъ проблемамъ права, это справочникъ для юристовъ. Отборъ законодат. матеріала для включенія въ Сводъ производился на основѣ Полн. Собр. Законовъ (1-е — 45 т.т.; 2-е — 55 т.т. и 3-е — 33 т.т.). Громоздкость изданія Свода Законовъ, рѣдкія переизданія небольш. тиражами вызвали съ конца XIX в. появленіе т. н. неоффиц. изданій Свода Законовъ. Послѣ февраля 1917 г. нѣкот. законод. матеріалы, содерж. въ Сводѣ Законовъ, подверглись переработкѣ, но осн. масса статей осталась безъ измѣненій и дѣйствовала до октябрьского переворота 1917 г., а на территоріяхъ, контролируемыхъ Бѣлыми Арміями — до дня ихъ исхода за границу.

СВОДЪ ЗАКОНОВЪ РОССІЙСКОЙ ИМПЕРІИ.
Полный текстъ всѣхъ 16 томовъ, согласованный съ послѣдними продолженіями, постановленіями, изданными въ порядкѣ ст. 87 Зак. Осн., и позднѣйшими узаконеніями.
ВЪ ПЯТИ КНИГАХЪ.

КНИГА ПЕРВАЯ. ТОМЫ I-III.
(Изд. неоффиц., подъ ред. и съ прим. И. Д. Мордугсай-Болтовского. СПб., 1912).

СВОДЪ ОСНОВНЫХЪ ГОСУДАРСТВЕННЫХЪ ЗАКОНОВЪ.
Предисловіе.

РАЗДѢЛЪ ПЕРВЫЙ.
Основные Государственные Законы, ст. 1-124.

  • Введеніе, ст. 1-3.
  • Гл. I. О существѣ Верховной Самодержавной Власти, ст. 4-24.
  • Гл. II. О порядкѣ наслѣдія Престола, ст. 25-39.
  • Гл. III. О совершеннолѣтіи Государя Императора, о правительствѣ и опекѣ, ст. 40-52.
  • Гл. IV. О вступленіи на Престолъ и о присягѣ подданства, ст. 53-56.
  • Гл. V. О священномъ коронованіи и мѵропомазаніи, ст. 57 и 58.
  • Гл. VI. О титулѣ Его Императорскаго Величества и о Государственномъ гербѣ, ст. 59-61.
  • Гл. VII. О вѣрѣ, ст. 62-68.
  • Гл. VIII. О правахъ и обязанностяхъ россійскихъ подданныхъ, ст. 69-83.
  • Гл. IX. О законахъ, ст. 84-97.
  • Гл. X. О Государственномъ Совѣтѣ и Государственной Думѣ и образѣ ихъ дѣйствій, ст. 98-119.
  • Гл. XI. О Совѣтѣ Министровъ, Министрахъ и Главноуправляющихъ отдѣльными частями, ст. 120-124.

    Читайте также:
    Как вернуть деньги, уплаченные риелторам за услуги?

    Источникъ: Сводъ Законовъ Россійской Имперіи. Полный текстъ всѣхъ 16 томовъ, согласованный съ послѣдними продолженіями, постановленіями, изданными въ порядкѣ ст. 87 Зак. Осн., и позднѣйшими узаконеніями. Въ пяти книгахъ. Книга I. Томы I-III. / сост. Н. П. Балкановъ, С. С. Войтъ и В. Э. Герденбергъ; подъ ред. и съ примѣч. И. Д. Мордухай-Болтовского. — СПб. Русское Книжное Товарищество «Дѣятель», 1912. — XVI+440+XIII с. (Изданіе неоффиціальное).

    Свод законов Российской империи

    Несмотря на общее определение Свода как акта инкорпорации (corpus legum), М.М. Сперанскому удалось провести в отдельных его частях скрытую кодификацию. Сам великий администратор при составлении Свода руководствовался следующим: 1) не включать в Свод устаревших законов; 2) исключать повторения, включая то, которое есть полнейшее из имеющихся; 3) сохранять терминологию инкорпорируемого закона, включая его самые мелкие и дробные части, после соединяя их по порядку; 4) излагать только саму суть юридической нормы, отсекая изложение обстоятельств, вызвавших ее издание; 5) противоречия между нормами разрешать по принципу lex posteriori derogat priori; 6) подвергнуть составленный Свод процедуре прохождения через законодательные органы Империи; 7) при составлении Свода включать в него только нормы общеимперского права. Работа над составлением Свода проходила параллельно работе над ПСЗРИ, но растянулась на два дополнительных года и закончилась к концу 1832 г., когда, он, собственно, и был издан. По мере составления различных частей Свода они были подвергнуты ревизии департаментами соответствующих министерств. Целью ревизии было удостовериться в правильности изложения статей подготовительного акта: в полной ли мере они соответствуют опубликованным в ПСЗРИ законам. Особый интерес в этой связи представляет работа Комитета Министерства юстиции, ревизовавшего положение Законов гражданских, помещенных в т. X Св. зак. Во многом это объяснялось тем, что именно в этой части Свода кодификационная работа сказалась более всего. Комитет состоял из управляющего (министра юстиции), двух сенаторов, обер-прокурора, директора канцелярии Министерства юстиции, управляющего II отделением СЕИВК, юрисконсульта, редактора той части ревизуемой части Законов гражданских, которая находилась в данное время на обсуждении в Комитете. На заседаниях этого органа практически всегда присутствовал Сперанский. Историки права отмечали, что в общей сложности Комитет высказал около 2000 замечаний к тексту Законов, из которых Сперанским было принято только 500; в остальном противоречия полагалось разрешать, повергая их, как тогда говорили, на “Высочайшее благоусмотрение”. Позднее этот Комитет рассматривал Основные государственные законы и Учреждение центральных правительственных мест и ведомств.

    Обращает на себя внимание систематика Свода законов. В ее основу Сперанский положил принцип дуализма права: противопоставление публичного частному и материального формальному. В терминологии той эпохи публичное право определялось как законы союза государственного, частное – как законы союза гражданского, материальное – как законы определительные, формальное – как законы охранительные. Сама систематика Свода представляла собой следующее: законы союза государственного определительные разделялись на законы основные, учреждения, законы сил государственных, законы о состояниях; законы союза государственного – на законы предохранительные (уставы благочиния), законы уголовные; законы союза гражданского определительные – на законы союзов семейственных, общие законы об имуществах, особенные законы об имуществах; законы союза гражданского охранительные – на законы о порядке взысканий по делам бесспорным, законы судопроизводства, законы о мерах гражданского взыскания. Таким образом, Свод состоял из восьми книг, распределенных на 15 томов: кн. I включала основные государственные законы (т. I ч. I Св. зак.); кн. II – учреждения центральные, местные, уставы о службе государственной (т. I ч. 2 Св. зак.); кн. III – законы правительственных сил (т. IV – VIII Св. зак.); кн. IV – законы о состояниях (т. IX Св. зак.); кн. V – законы гражданские и межевые (т. X Св. зак.); кн. VI – уставы государственного благоустройства (т. XI и XII Св. зак.); кн. VII – уставы благочиния (т. XIII и XIV Св. зак.); кн. VIII – законы уголовные (т. XV Св. зак.). При каждом акте, составлявшем в Своде отдельную его часть, помещался хронологический указатель актов, послуживших основанием для его инкорпорации, равно помещалось и оглавление, руководствуясь которым можно было отыскать требуемую статью.

    Читайте также:
    Что делать, если мне не возвращают долг?

    Свод законов изд. 1832 г. содержал около 36000 статей, вместе с приложениями к нему – 42198 статей. Справочный аппарат к Своду издавался отдельными томами: в 1833 г. издано оглавление Свода, в 1834 г. – алфавитный указатель, в 1835 г. – указатель хронологический.

    Свод законов Российской империи был введен в действие 1 января 1835 г., одновременно с этим вводились положения о толковании и негласной проверке Свода. Правила толкования (ПСЗРИ. 2-е изд. Т. VII. N 7654) были разработаны самим Сперанским и позднее они помещались в качестве приложения к ст. 66 Уч. Сената Т. I Св. зак. изд. 1892 г.; правила негласной проверки были установлены Положением Госсовета от 16 марта 1833 г.:

    “Сомнение в точности статьи может представляться, когда при сличении с нею законов, к делу принадлежащих, примечено будет, что смысл их существенно различен от смысла, какой им дан в своде. Такие сомнения по мере их открытия обер-секретарями в порядке служебной подчиненности, восходя до министра юстиции, рассматриваются в особом комитете, при нем составленном, и затем, когда будут им уважены, сообщаются от него во II отд. СЕИВК для надлежащего объяснения. Если это объяснение будет найдено удовлетворительным и по оному смысл и изложение статьи признаны будут правильными, то представление оставляется без дальнейшего последствия, в противном случае, оно вносится на рассмотрение Государственного Совета установленным порядком”.

    В Свод изд. 1832 г. тем не менее не вошли местные законы, из них позднее были составлены особые Сводные сборники; не вошли в него также узаконения по Министерству народного просвещения, постановления по ведомству православной Церкви, узаконения, относящиеся к МИДу, удельному ведомству, управлению почт, ведомству учреждений императрицы Марии; не включались военно-морские постановления. Манифестом 1833 г., вводившим в действие Свод законов, определялся порядок издания Продолжений Свода законов. Продолжения издавались к каждому тому Свода с одновременным указанием измененных новым законом постановлений прежнего. Всего к первому изданию Свода законов вышло шесть томов Продолжений: 1834, 1835, 1836, 1837, 1838 и 1840 гг.

    Второе полное издание Свода законов состоялось в 1842 г., в действие оно было введено 4 марта 1843 г. (ПСЗРИ. 2-е изд. Т. XVII. N 16594). Это издание, несмотря на исправление погрешностей предыдущего, в частности были исключены повторения, уже включало в себя 52328 статей, при этом приложения содержали 7040 дополнительных постановлений. В издании содержалось 870 форм и образцов деловых бумаг. К нему также издавались Продолжения общим числом 19 томов. Продолжения эти носили хронологический характер.

    Третье издание Свода законов вышло в 1857 г., в действие введено 12 мая 1858 г. (ПСЗРИ. 2-е изд. Т. XXXIII. N 33140). Это издание повторяло систему предыдущего, но ввиду расширения законодательного материала некоторые тома (I, II, VII, X, XI, XII, XV) пришлось разделить на две части. Это издание отличалось от предшествующих еще и тем, что включало в себя акты, не вошедшие в них. Общее число статей в данном памятнике дошло до 90000. Это издание было последним в истории полностью переизданным Сводом законов, после указанной даты издавались либо отдельные акты, например Устав рекрутский 1862 г. из т. IV Св. зак., либо отдельные тома самого Свода. Практика издания Продолжений Свода также имела место, причем теперь тома Продолжений сами стали издаваться в сводном виде, например Сводное продолжение в четырех томах, вышедшее в 1863 г. и включавшее материалы крестьянской реформы. Выс. утв. мнением Госсовета от 5 ноября 1895 г. (ПСЗРИ. 3-е изд. Т. XV. N 3261) велено было внести в Свод законов новый том, шестнадцатый по счету, в который включались Судебные уставы 1864 г. императора Александра II. В 1892 г. сразу были полностью переизданы I, II, IV, XII и XVI тома Свода законов. В 1897 г. переиздаются т. XIII и ч. 1 т. XI. В 1900 г. переиздается ч. 1 т. X. Практика изданий Продолжений к Своду имела место и в новом XX в.

    Читайте также:
    Как и от кого защитить права предпринимателей

    В общем к началу Первой мировой войны практическое применение частей Свода представляло довольно большую трудность и требовало определенных навыков. Сама форма ссылок на действующее законодательство приобрела следующие черты: 1) указание времени издания Свода или Продолжений; 2) указание тома Свода и части его, если том делился на таковые; 3) указание названия закона с допущением лишь указанного в самом законе сокращения его заглавия; 4) номер статьи цитируемого акта.

    Свод законов российской империи

    Свод законов Российской империи— официальное собрание расположенных в тематическом порядке действующих законодательных актов Российской империи, созданное при Николае I. Впервые он был напечатан в 1832 году. Манифестом 31 января 1833 года Свод законов был объявлен действующим источником права с 1 января 1835 года.

    Первое издание 1832 года и последующие 1842-го и 1857 года состояли из пятнадцати томов. После 1857 года Свод законов полностью не переиздавался, а выходили лишь отдельные тома. В качестве отдельного – 16-го тома в 1885 году вышли Судебные уставы. Между изданиями Свода законов выходили ежегодные и сводные (за несколько лет) «Продолжения» Свода законов с указанием на упраздненные и измененные статьи. В своде законов собраны все реально действовавшие в определенный момент времени законы по тем или иным проблемам права, это справочник для юристов.

    Отбор законодательного материала для включения в Свод производился на основе Полного собрания законов (первое Полное собрание законов, появившееся в 1830 году, состояло из 45 томов, содержащих 30 920 актов и 6 томов приложений). Собрание законов – это в большой степени историческое издание. По нему можно изучать развитие, направление правительственной мысли в стране. Это летопись отечественного законотворчества. Изучая страницу за страницей эту летопись, мы можем узнать, что в тот или иной момент истории являлось злобой дня.

    Список томов
    • Том первый. Основные государственные законы. Учреждения государственные
    • Том второй. Часть I. Общее губернское учреждение
    • Том второй. Часть II. Особенные губернские учреждения
    • Том третий. Уставы о службе гражданской
    • Том четвертый. Уставы о повинностях
    • Том пятый. Уставы о податях, о пошлинах, и о сборах с питей, с свеклосахарного производства, и с табаку
    • Том шестой. Уставы таможенные
    • Том седьмой. Уставы монетный, горный, и о соли
    • Том восьмой. Часть I. Уставы лесной, оброчных статей, и устав казенных населенных имений в западных и прибалтийских губерниях
    • Том восьмой. Часть II. Уставы счетные
    • Том девятый. Законы о состояниях
    • Том десятый. Часть I. Законы гражданские
    • Том десятый. Часть II. Законы о судопроизводстве и взысканиях гражданских
    • Том десятый. Часть III. Законы Межевые
    • Том одиннадцатый. Часть I. Уставы духовных дел иностранных исповеданий
    • Том одиннадцатый. Часть II. Уставы кредитный, торговый, о промышленности фабричной и заводской, и устав ремесленный
    • Том двенадцатый. Часть I. Уставы путей сообщения, почтовый, телеграфический, строительный, и пожарный
    • Том двенадцатый. Часть II. Уставы о городском и сельском хозяйстве, о благоустройстве в казенных и казачьих селениях, и о колониях иностранцев в империи
    • Том тринадцатый. Уставы о народном продовольствии, общественном призрении, и врачебные
    • Том четырнадцатый. Уставы о паспортах, о предупреждении преступлений, о цензуре, о содержащихся под стражею, и о ссыльных
    • Том пятнадцатый. Законы уголовные
  • Продолжение №I. По 12 мая 1858 года
  • Продолжение №II. С 13 мая по 31 декабря 1858 года
  • Продолжение №IV. №1. С 1 января по 31 марта 1860 года
  • Продолжение №IV. №2. С 1 апреля по 31 июня 1860 года
  • Продолжение №IV. №3. С 1 июля по 31 сентября 1860 года
  • Продолжение №IV. №4. С 1 октября по 31 декабря 1860 года
  • По 31 мая 1863 года. Часть II. Статьи к IV, V, VII, VIII томам свода
  • По 31 мая 1863 года. Часть III. Статьи к IX томам свода
  • По 31 мая 1863 года. Часть IV. Статьи к X, XI, XII, XIII, XIV и XV томам свода
  • С 1 апреля по 31 декабря 1863 года
  • С 1 января 1864 по 31 декабря 1867 года. Часть I. Статьи к I, II, III, IV и V томам свода
  • С 1 января 1864 по 31 декабря 1867 года. Часть II. Статьи к VI, VII, VIII и IX томам свода
  • Читайте также:
    Объявление умершим: что это такое, описание и особенности

    Систематизация законодательства в первой половине ХIХ в. Полное собрание законов Российской империи 1830 г. и Свод законов Российской империи 1832 г.

    В Полном собрании законов Российской империи было собрано (консолидировано) все российское законодательство от Соборного Уложения 1649 до последних указов Александра I. Оно было составлено в хронологическом порядке и включало около 30 тыс. актов, которые были объединены в 40 томов, также было 5 томов приложений. России было предпринято 3 издания ПСЗ.

    Помимо узаконений, в Полное собрание законов Российской империи включались те судебные решения, которые стали судебными прецедентами или толкованием к принятым законам, а также частные решения, которые оказались “важны в историческом отношении”

    Кроме того, собрание имело неск. томов “приложений” без номеров – книга чертежей и рисунков, гербы городов и пр. Несмотря на полноту 1-го изд. ПСЗ, оно было далеко не полным. Поспешность составления, трудности установления критерия законодат. акта отразились на составе ПСЗ. В него не вошла значит. часть законодат. актов, особенно 18 в. (до 1/3 актов правления Петра I, до 1/5 актов правления Анны Ивановны и т.д.). Нек-рые акты не вошли в ПСЗ по политич. соображениям (напр., акты, констатировавшие и наивно объяснявшие дворцовые перевороты 18 в., рескрипты Николая I мин. внутр. дел 19 июня и 9 сент. 1826, обязывающие предводителей дворянства умерять случаи жестокого обращения с крестьянами отд. помещиков). По ошибке в 1-е ПСЗ вошли нек-рые акты управления и даже суд. решения.

    52. Свод законов Российской империи.

    Свод законов Российской империи является плодом систематизации, проведенной сотрудниками Второго отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии под общим руководством М.М. Сперанского.

    Свод законов Российской империи был составлен к 1832, он состоял из 15 томов, включавших только действующие узаконения. Все статьи Свода законов Российской империи содержат ссылки на соответствующие акты из Полного собрания законов Российской империи. Свод законов Российской Империи получил статус закона с 1835.

    Для каждой статьи Свода законов Российской империи составлялся комментарий, носивший значение толкования, но не имевший силы закона.

    Затем последовало 2 полных (1842, 1857) и 6 неполных (1833, 1876, 1885, 1886, 1887, 1889) изданий обновленного Свод законов Российской империи. Гражданское право. В первой половине XIX в. законодательство в области гражданского права стало развиваться более интенсивно, что в определенной степени объяснялось усилением темпов развития промышленности и торговли.
    Действовавшее гражданское законодательство было систематизировано в X томе Свода законов.
    Значительное внимание уделялось в Своде законов укреплению права собственности. Имущество делилось на недвижимое и движимое. Недвижимое имущество подразделялось на “благоприобретенное” и родовое.
    В ст. 262 ч. I т. X Свода законов впервые в русском законодательстве было дано понятие права собственности как права “исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться оным (имуществом) вечно и потомственно”. Право собственности на землю определялось как право “на все произведения на поверхности ее, на все, что заключается в недрах ее, на воды, в пределах ее находящиеся, и, словом, на все ее принадлежности”. Наряду с правом собственности защищалось право законного владения.
    Значительное место было отведено обязательственному праву, что вызывалось развитием товарно денежных отношений. Договоры заключались по взаимному соглашению договаривающихся сторон. Предметом договора могли быть имущество или “действия лиц”. Договоры можно было заключать как письменно, так и устно, но для некоторых договоров (займа, дарения, залога недвижимого имущества, поклажи и т.д.) требовалась письменная форма. Всякий договор, “правильно составленный”, подлежал исполнению. Закон предусматривал следующие средства обеспечения договоров: 1) поручительство, 2) неустойка, 3) залог недвижимого имущества, 4) заклад движимого имущества.

    Читайте также:
    Законный представитель налогоплательщика: что это значит

    Семейное право. Книга первая Свода законов “О правах и обязанностях семейных” регулировала семейно-брачные отношения. Устанавливался брачный возраст для мужчин – в 18 лет, для женщин – в 16 лет. Лицам старше 80 лет вступать в брак запрещалось. Заключение брака зависело не только от согласия вступавших в брак, но и от согласия их родителей, опекунов или попечителей. Лица, состоявшие на военной или гражданской службе, должны были иметь письменное согласие начальства на их брак. Помещичьи крестьяне не могли вступать в брак без разрешения владельца. Запрещались браки христиан с нехристианами. Кроме того, запрещалось вступать в четвертый брак, а также в новый без расторжения прежнего. Законным браком считался лишь церковный брак. Расторжение брака разрешалось в немногих случаях и производилось только церковью. Дети делились на законных, рожденных в “законном браке”, и незаконных, рожденных вне брака. Незаконные дети не имели права на фамилию отца и на наследование его имущества.

    Уголовное право. Свод законов излагал нормы уголовного права в книге первой XV тома. Книга состояла из 11 разделов, разделы – из глав, главы делились на статьи (всего было 765 статей). Здесь впервые были выделены Общая и Особенная части.

    53. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845г.

    По Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845, преступление определяется как противоправное виновное деяние (т.е. как сейчас). Однако не было установлено четкого разграничения между преступлением и проступком. В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 определяются также формы вины, условия освобождения от уголовной ответственности (такие как несовершеннолетие, душевная болезнь и др.).

    Преступления (по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845):

    1. Религиозные (около 80 видов): богохульство, совращение православного в другую веру и пр.

    2. Государственные (около 20 видов): государственная измена, бунт, покушение на императора и пр.

    3. Преступления против порядка управления: неповиновение начальству и пр.

    4. Должностные преступления: взяточничество, опоздание на работу и пр.

    5. Преступления против личности: убийство и пр.

    6. Преступления против имущества: разбой, грабеж и пр.

    Наказания (по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845):

    1. Уголовные (сопровождались лишением всех прав состояния):

    1.1. Смертная казнь (назначалась только за политические преступления).

    1.2. Каторжные работы (от 5 лет до пожизненных) с последующим поселением в Сибири.

    1.3. Пожизненная ссылка в Сибирь.

    1.4. Ссылка на Кавказ (назначалась за религиозные преступления, не назначалась военным).

    2. Исправительные (сопровождались лишением лишь некоторых прав состояния):

    2.1. Телесные наказания: битье кнутом, клеймение.

    2.2. Ссылка в Сибирь на определенный срок.

    2.3. Кратковременное заключение (в крепости или тюрьме).

    2.5. Кратковременный арест.

    54. Правовое положение Финляндии в составе Российской империи.

    Выборгская губерния была присоединена к России еще Петром I в результате Северной войны. Остальная Финляндия на правах великого княжества вошла в состав России в 1809 после победоносного завершения русско-шведской войны. Тогда же к Финляндскому великому княжеству была присоединена Выборгская губерния. Всероссийский император принял титул великого князя Финляндского и объединение России и Финляндии обрело форму личной унии.

    В Финляндии был создан сословный (4-палатный) сейм. Финляндский Сенат (как хотел М.М. Сперанский для российского Сената) выполнял не только судебные, но и правительственные функции.

    Нужно отметить, что Конституция Финляндии неоднократно нарушалась российскими имперскими властями.

    Вопрос 33

    Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

    Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

    Принудительная реорганизация юридических лиц

    ГК РФ Статья 57. Реорганизация юридического лица

    1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

    Читайте также:
    Отказ в предоставлении информации федеральному собранию РФ или с

    Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.

    Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если настоящим Кодексом или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.

    Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.

    Особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.

    (п. 1 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

    Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию юридического лица. С момента назначения арбитражного управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Арбитражный управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц.

    (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

    4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

    (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

    Правила абз. 3 п. 4 ст. 57 ГК РФ не применяются к реорганизации единого заказчика в соответствии с ч. 2 ст. 13 ФЗ от 22.12.2020 N 435-ФЗ.

    Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц – первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (пункт 1 статьи 60.1).

    (абзац введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

    Этапы реорганизации юридического лица: документы, сроки и другие нюансы

    Даже при небольшой задолженности перед государственными органами или кредиторами юрлицо можно закрыть. Именно из-за этого реорганизация, как способ прекращения деятельности организаций, получила широкое распространение в бизнес-среде. Хотя сам этот процесс таит в себе, как преимущества, так и недостатки.

    Реорганизация юридического лица влечет создание новых юридических лиц или смену организационно-правовой формы уже существующих предприятий.

    Однако в этом процессе есть свои тонкости. С одной стороны, при реорганизации юрлицо исключается из государственного реестра — как при официальной ликвидации, да и отменить её кредиторам и государственным органам крайне сложно. С другой стороны, в результате реорганизации всегда появляется правопреемник, которому приходится отвечать по всем долгам, а сама процедура длится не менее 3,5 месяцев.

    Формы реорганизации

    В Гражданском кодексе прописаны пять форм реорганизации:

    • слияние;
    • присоединение;
    • разделение;
    • выделение;
    • преобразование.

    При этом формы могут одновременно сочетаться (ст. 57 ГК РФ). Например, разделение с одновременным присоединением, выделение с одновременным присоединением, разделение с одновременным слиянием или выделение с одновременным слиянием.

    Читайте также:
    Монопольно высокая цена: что это значит

    Юрлицо считается реорганизованным, за исключением случаев, когда это происходит в форме присоединения, с момента государственной регистрации юрлиц, создаваемых в результате реорганизации. При присоединении одного юрлица к другому первое из них считается реорганизованным с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенного юрлица.

    Как правило, у реорганизации всегда есть причины и цели. В ряде случаев она осуществляется в добровольном порядке, по желанию самого юрлица, решению учредителей. И в этом случае реорганизация проводится в любой из перечисленных форм.

    Иногда, с целью ограничения монополистической деятельности компании, случается принудительная реорганизация — в форме разделения и выделения. Такой порядок предусмотрен ст. 38 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

    Еще один порядок, по которому может проходить реорганизация юрлица, — приватизация.

    Алгоритм действий при реорганизации

    1. Подготовительный этап: составление плана и оценка активов

    На начальном этапе нужно подготовиться к процессу: составить план, чтобы придерживаться сроков, предусмотренных законодательством, вовремя уведомить налоговые органы о принятии решения о реорганизации и создании новых юрлиц, а также поставить в известность кредиторов.

    Важно оценить имущество, активы и объем обязательств перед различными кредиторами. При инвентаризации следует опираться на Приказ Минфина РФ от 13.06.95 № 49, в котором приводятся методические рекомендации.

    2. Подтверждение решения о реорганизации

    Приняв решение о реорганизации, компания должна подтвердить его с помощью нотариального удостоверения. Решение единственного участника общества подтверждается его подписью, заверенной у нотариуса (ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

    В регистрирующий орган по местонахождению отправляется уведомление о начале процедуры реорганизации. К нему прикладывается решение собственников.

    При внесении сведений о начале реорганизации в роли заявителя могут выступать:

    • руководитель постоянно действующего исполнительного органа реорганизуемого юрлица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юрлица;
    • если происходит реорганизация двух и более юрлиц — руководитель постоянно действующего исполнительного органа юрлица, последним принявшего решение о реорганизации, или определенного решением о реорганизации, или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этих юрлиц — иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом.

    Подпись заявителя должна быть заверена у нотариуса. Однако в этом нет необходимости, если документы подаются в регистрирующий орган заявителем лично при наличии паспорта или направляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

    Если в процессе реорганизации участвуют два и более юрлица, то уведомление подается в регистрирующий орган по месту нахождения юрлица, который последним принял решение о реорганизации, или в регистрирующий орган, который определен в решении о реорганизации.

    Сроки отправки уведомления о реорганизации

    Со дня принятия решения установлено три рабочих дня на отправку уведомления о реорганизации. Регистрирующий орган вносит соответствующую информацию в ЕГРЮЛ тоже в определенный срок — в течение трех рабочих дней.

    Отмена процедуры реорганизации действующим законодательством не предусмотрена.

    После даты отправки уведомления о начале процедуры реорганизации юрлицо, находящееся в процессе реорганизации, в течение пяти рабочих дней письменно уведомляет известных ему кредиторов о происходящей ситуации (п. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

    3. Публикации в журнале «Вестник государственной регистрации»

    Когда запись о начале процедуры реорганизации уже внесена в ЕГРЮЛ, реорганизуемое предприятие должно дважды, с периодичностью один раз в месяц, опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» уведомление о реорганизации.

    Срок для первой публикации — не менее 30 дней со дня принятия решения о реорганизации. Между первой и второй публикациями должен быть временной интервал в месяц. Только после второй публикации юрлицо может подавать заявление в регистрирующий орган.

    За нарушение сроков по представлению сведений о начале реорганизации грозит предупреждение или штраф в размере 5 000 руб. (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

    Если в реорганизации участвуют два и более общества, то сообщение публикуется от имени всех участвующих в реорганизации обществ.

    4. Сверка расчетов с налоговой инспекцией

    В п. 3.3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ указано, что в начале процедуры реорганизации должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками проводит сверку расчетов налогоплательщика. Акт сверки представляется в течение 5 дней со дня поступления в налоговый орган письменного запроса.

    Читайте также:
    Безымянный договор: что это такое, описание и особенности

    В соответствии с пп. 11 ст. 32 НК РФ направить запрос о проведении сверки и получить акт можно в течение следующего дня после дня составления такого акта следующими способами:

    • в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;
    • через личный кабинет налогоплательщика.

    5. Подготовка документов

    Итак, сведения о реорганизации дважды опубликованы в журнале «Вестник государственной регистрации» с интервалом в месяц. Теперь самое время вновь создаваемому юрлицу начать собирать все необходимые документы для представления в регистрирующий орган.

    Для каждой формы реорганизации предусмотрен свой пакет документов.

    Обратите внимание на то, что документ, подтверждающий представление сведений в органы Пенсионного фонда, не обязателен. Об этом предупреждает ФНС на официальном сайте. Необходимую информацию у территориального органа Пенсионного фонда налоговый орган запрашивает самостоятельно.

    Содержание договора о присоединении

    При госрегистрации юрлица, создаваемого путем реорганизации в форме присоединения, заявителем выступает руководитель постоянно действующего исполнительного органа присоединяемого юрлица.

    В регистрирующий орган необходимо представить договор о присоединении. В нем обязательно должны быть прописаны положения о порядке и сроках проведения совместного общего собрания участников, а также изменениях, которые вносятся в общество, к которому осуществляется присоединение.

    Изменения в устав могут потребоваться, в частности, для увеличения уставного капитала, если у общества отсутствуют на балансе доли, на которые могут быть обменяны доли участников присоединяемого общества.

    Если совместное собрание проводиться не будет, то это указывается в договоре.

    Кроме обязательных положений в договор следует включить:

    • наименование, сведения о нахождении каждого общества, участвующего в присоединении;
    • порядок и условия присоединения: размер уставного капитала общества, к которому происходит присоединение; перечень действий, которые необходимо произвести каждому обществу, участвующему в реорганизации, а также сроки их совершения; порядок долей в уставном капитале присоединяемого общества.

    При определении порядка обмена долей нужно помнить о том, что ряд долей не подлежат обмену, так как они погашаются (п. 3.1 ст. 53 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ).

    Как сэкономить на уплате государственной пошлины

    С 1 января 2019 года размер государственной пошлины составляет 4 000 руб. Но ее можно не уплачивать в том случае, если юрлицо направляет документы в регистрирующий орган в электронном формате (пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

    Нужна электронная подпись? Подберите сертификат под вашу задачу

    Зачем нужен передаточный акт?

    В Приказе Минфина РФ от 20.05.2003 № 44н даются методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при реорганизации. Для формирования необходимы: учредительные документы организаций, которые появились в результате реорганизации, решения учредителей или соответствующих органов, определенных законодательством РФ, договоры о слиянии или присоединении в установленных законодательством РФ случаях, передаточный акт.

    Передаточный акт — это документ, который определяет права и обязанности организаций при реорганизации в формах разделения и выделения. Для слияния, присоединения и преобразования такой акт, согласно ст. 58 ГК РФ, не требуется.

    Без передаточного акта невозможна государственная регистрация юрлиц, создаваемых в результате реорганизации. Поэтому на регистрацию он представляется вместе с учредительными документами.

    Перед составлением передаточного акта проводится инвентаризация имущества, так как имущество и обязательства переходят правопреемнику на основании этого документа.

    Участники процесса реорганизации вправе закрепить способ оценки передаваемого, принимаемого в порядке правопреемства имущества в решении о реорганизации. Оценка имущества может проводиться:

    • по остаточной стоимости;
    • по текущей рыночной стоимости;
    • по иной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений и др.).

    Кто утверждает передаточный акт:

    • учредители (участники) юрлица;
    • орган, принявший решение о реорганизации.
    Что важно учесть при составлении передаточного акта

    Несмотря на то, что форма акта законодательно не закреплена, в нем должны быть прописаны некоторые принципиально важные положения. В частности, это касается положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юрлица в отношении всех его кредиторов и должников. Требование распространяется и на обязательства, оспариваемые сторонами, — они тоже прописываются.

    Кроме того, в акте указывается порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юрлица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (п. 1 ст. 59 ГК РФ).

    Читайте также:
    Можно ли встать в очередь на жилье, если в квартире живет 6 человек
    Содержание передаточного акта

    Документ может включать:

    • бухгалтерскую отчетность;
    • акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации;
    • первичные учетные документы по материальным ценностям, подлежащим приемке-передаче вследствие реорганизации;
    • расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженности.
    Сроки составления и утверждения передаточного акта

    Составление документа лучше приурочить к концу отчетного периода или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности.

    В п. 5 Методических указаний уточняется, что дата утверждения акта определяется учредителями в пределах срока проведения реорганизации, предусмотренного в договоре (решении) учредителей о реорганизации с учетом предусмотренных законодательством необходимых процедур (уведомления кредиторов (акционеров, участников) о принятом решении о реорганизации и предъявления ими требований о прекращении или досрочном исполнении обязательств и возмещении убытков, проведения инвентаризации имущества и. обязательств и др.).

    6. Подача документов в регистрирующий орган

    Направить документы можно одним из способов:

    • почтой
    • в МФЦ
    • нотариусом (по просьбе заявителя)
    • в электронном формате на сайте ФНС (документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя)

    Если пакет сформирован в электронном виде, то документы нужно отсканировать с учетом технических требований и заверить электронной подписью заявителя либо подписью нотариуса. При этом ключ подписи должен быть действителен на момент подписания электронного документа и на день отправления документов в налоговый орган.

    При реорганизации в форме присоединения документы подаются в налоговую инспекцию по месту нахождения компании, к которой происходит присоединение.

    7. Получение документов

    После подачи документов на госрегистрацию их получить — на 6-й рабочий день.

    Сделать это заявитель может лично или через представителя. В комплект документов о госрегистрации входит:

    • лист записи ЕГРЮЛ;
    • учредительный документ с отметкой регистрирующего органа (1 экземпляр).

    Если документы подавались в инспекцию или по почте, то получение осуществляется почтовым отправлением в адрес заявителя.

    Если заявитель обращался в МФЦ, то получать он будет их здесь же. Тот же самый порядок действует и в случае отправки документов через нотариуса — получение у нотариуса.

    Если документы направлялись в электронном виде через интернет, то готовый комплект приходит на электронную почту.

    8. Правопреемство

    После того, как компания прошла все этапы реорганизации, оформила и получила необходимые документы, обязанности по уплате налогов и сборов переходят к правопреемнику, независимо от того, были ли ему известны факты и обстоятельства неисполнения обязанностей реорганизованным юрлицом (п. 2 ст. 50 НК РФ).

    Правопреемнику придется уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям, а также штрафы, наложенные до реорганизации.

    Кто становится правопреемником по уплате налогов и сборов
    • При слиянии — юрлицо, возникшее в результате слияния нескольких юрлиц.
    • При присоединении — правопреемником присоединенного юрлица становится присоединившее его юрлицо.
    • При разделении — юрлица, возникшие в результате разделения.

    Права и обязанности, согласно п. 3 ст. 58 ГК РФ, переходят в соответствии с передаточным актом. Если этот документ не позволяет определить долю правопреемника или исключает возможность исполнения обязанностей в полном объеме или реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов и сборов, то по решению суда вновь возникшие юрлица могут исполнять эти обязанности солидарно.

    • При выделении — правопреемство не возникает.

    Как и в предыдущем случае, если в результате выделения налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, и такая реорганизация была задумана и организована ради неисполнения обязанности, то решением суда выделившиеся юрлица могут исполнять обязанности солидарно.

    • При преобразовании — правопреемником становится вновь возникшее юрлицо.
    Не пропустите новые публикации

    Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: