Свод законов вавилонии: что это значит

Суть законов царя Хаммурапи – 7 социальных правил Древнего Вавилона

Удивительно, но суть законов царя Хаммурапи проста и понятна. Это свод правил, которые являлись регуляторами взаимоотношений древних вавилонян. Они поражают своей справедливостью и жесткостью, предусмотренных наказаний. Но, может именно поэтому, они были весьма эффективны и действенны?

Уникальный артефакт, вместивший всю суть законов царя Хаммурапи

Настоящий переворот, существовавших знаний об исторических событиях Древнего Вавилона совершила находка французских археологов под руководством Жака де Моргана в 1901-1902 гг.

Исследователи извлекли из грунта на поверхность в городе Сузы базальтовую плиту. На историческом экспонате, который ныне хранится в Лувре, высечены 282 правила, получивших название законов Хаммурапи. Они регулируют отношения между членами вавилонского общества.

Око за око – зуб за зуб

Этот принцип считается основополагающим в Древнем Вавилоне. Суть этого закона царя Хаммурапи заключается в том, что наказание за плохое деяние для человека должно быть равнозначным. Например, если вавилонянин сломал в драке руку соплеменнику, то ему также сломают руку в наказание.

На древней базальтовой плите есть еще правила, которые можно трактовать, как разновидность этого принципа. Например, если архитектор построил дом, который рухнул на голову хозяина, убив его, то создателя проекта тоже должны убить в качестве наказания за плохую работу.

Суть законов царя Хаммурапи распространялась лишь на людей, стоявших на одной социальной ступени. Если, например, вельможа причинит крестьянину телесное повреждение, то ему не станут наносить такое же. Богатый человек будет наказан лишь штрафом.

Это, конечно же, несправедливо с точки зрения современного человека. Но, в эпоху древнего мира существовало немало правил, кажущихся нам сегодня дикими. Однако даже сейчас находится немало сторонников древних правил, которые считают правильным отплатить обидчику той же монетой. Поэтому можно утверждать, что принцип «око за око…» сохранился и частично действует и в наши дни.

Следует понимать, что главная суть этого закона царя Хаммураппи – применение насилия против насилия, является прямой дорожкой к преумножению насилия. Очень емко охарактеризовал последствия, которые влечет за собой следование этому принципу, известный общественный деятель Индии Махатма Ганди. Он сказал, что если всегда следовать правилу око за око, то мир со временем может вовсе ослепнуть.

Суть законов царя Хаммурапи: социальная помощь вдовам и сиротам

Благотворительные организации, помогающие нуждающимся, сейчас существуют повсеместно. Но, считалось, что в те древние времена мало кого интересовали проблемы людей, обделенных жизнью. Поэтому закон царя Хаммурапи, об оказании помощи обездоленным, кажется весьма странным. Тем более, что в то время часто велись войны. Многие солдаты, уйдя на службу, больше никогда не возвращались к своим семьям.

Оказывается, несмотря на то, что мы привыкли считать те времена дикими, нам вовсе не мешало бы воплотить в жизнь современного общества суть некоторых законов царя Хаммурапи. Ведь государство брало на себя обязательство помогать вдовам и сиротам воинов, погибших на поле боя за свое отечество.

Кража – смерть

Суть этого закона царя Хаммурапи заключалась в том, что любая кража должна караться смертью. Причем, неважно, что украл вавилонянин – яблоко у торговца на рынке или драгоценности у богатого вельможи.

С точки зрения современной юриспруденции принцип «кража – смерть» кажется весьма примитивным. Ведь в нем никак не учитываются причины, побудившие человека совершить такой поступок.

У закона Хаммурапи «кража – смерть» есть дополнение. Оно стало ныне популярным афоризмом. Вы наверняка его не только слышали, но и сами не раз произносили: «не пойман – не вор».

Не пойман – не вор

Этот закон царя Хаммурапи, наоборот, вполне соответствует принципам современного права. Ведь его суть в том, что человек не считается виновным до тех пор, пока суд не докажет обратного.

Обязанность крестьянина следить за оросительными каналами

В Древнем Вавилоне на законодательном уровне была прописана такая обязанность. Дело в том, что во времена правления царя Хаммурапи через Вавилон был прорыт канал, соединяющий реки Тигр и Евфрат. Он имел огромную сеть ответвлений. Это водная структура служила важнейшей составляющей процесса земледелия. Канал получил название река Хаммурапи.

Суть закона царя Хаммурапи, обязывающего крестьянина следить за оросительной системой, заключалась в том, что если он допустит затопление хозяйства соседей, то понесет наказание. Это могло быть долговое рабство или полное лишение собственного надела земли.

Свободные браки

В Древнем Вавилоне были узаконены браки свободных людей с рабами. Суть закона царя Хаммурапи о свободном браке заключалась в том, что рожденные от такого союза дети были свободны.

Это было настоящее ноу-хау для древнего мира. Ведь рабы считались просто товаром, они не имели никаких прав во всех других государствах, кроме Вавилона. Но, историки утверждают, что это не было признаком человеколюбия или доброты со стороны Хаммурапи. Это был политический ход, который служил инструментом для сдерживания восстания рабов.

Невольники получали надежду, что пусть не они, но хотя бы их дети, имеют шанс стать свободными. Хотя, по факту, браки между свободными людьми и рабами были единичными случаями.

Суд божий

Это очень жестокий закон Хаммурапи. В Древнем Вавилоне была собственная система судопроизводства. В судах решали вопросы собственности, наследования, назначались наказания за преступления. Но, были случаи, когда суд не мог прийти к однозначному решению. Судьи затруднялись определить, виновен человек или нет. Тогда решением вопроса становился божий суд.

Читайте также:
Нингидриновый метод: что это такое, описание и особенности

Суть закона царя Хаммурапи про божий суд заключалась в том, что человека бросали в реку с быстрым течением. Вынести решение, виновен или нет, предоставляли силам природы. Считалось, что если человек утонет – то его вина доказана. Выживет – факт преступления опровергнут.

Суть законов царя Хаммурапи с современной точки зрения

Знания современных людей о древнем мире окутаны пеленой тайны. Некоторые из них с трудом вписываются в эпоху, к которой их относят ученые. Время от времени археологи находят новые артефакты, которые перечеркивают устоявшиеся исторические догмы. Они заставляют переосмыслить информацию, содержащуюся в учебниках истории, а иногда и задуматься над тем, не стоит ли нынешнему обществу перенять опыт древних правителей.

Если проанализировать законы Хаммурапи с точки зрения современного человека, то можно заметить, что в них причудливым образом переплетаются жестокость и гуманизм, отсталость и прогрессивность. Это привлекает интерес к ним, заставляет задуматься, не взять ли часть из них на вооружение современному правосудию?

Кодекс Хаммурапи: исторический контекст, характеристики, законы

Содержание:

  • Контекст
  • Цивилизации и империи
  • Вавилон
  • Хаммурапи
  • характеристики
  • вид
  • Язык
  • Законы
  • Структура Кодекса
  • Социальные классы
  • Криминальное поле
  • Относительное равенство перед законом
  • Семья
  • Ссылки

В Кодекс Хаммурапи Это свод законов, изданных в древнем Вавилоне в 1750 году до нашей эры. Это делает его старейшим из когда-либо найденных юридических документов. Эти законы были написаны на диоритовой стеле высотой 2,25 метра.

Вавилон стал важнейшим политическим центром Месопотамии. Этот регион, колыбель первых великих цивилизаций в истории, ранее находился под властью других народов, пока вавилоняне через своего шестого царя Хаммурапи не начали кампанию завоеваний.

Одной из задач Хаммурапи было унифицировать различные законы, регулирующие его территорию. Монарх использовал религию, чтобы узаконить свою работу, поскольку в ней показано, как Кодекс был дан ему богом Шамашем.

Хотя фрагмент стелы был утерян, большинство законов все еще видны. В целом уголовное право основано на Законе Талиона, который гласит, что наказание равно причиненному ущербу. Несмотря на это, он также частично включал принцип презумпции невиновности, поскольку потерпевший должен был доказать преступление.

Контекст

Месопотамия была частью так называемого «плодородного полумесяца», области, в которой появились первые великие цивилизации человечества.

Название области, Месопотамия, означает «между двумя реками», так как она находилась между Тигром и Евфратом. Это обстоятельство благоприятствовало сельскому хозяйству, и поэтому люди селились в фиксированных местах, которые превратились в большие города.

Со временем эти поселения были политически организованы как города-государства, и их жители начали использовать письменность.

Цивилизации и империи

Первые города-государства вскоре начали расширять свои владения, создавая настоящие империи. Таким образом, шумеры считаются первыми, кто создал цивилизацию между 2900 годом до нашей эры. С. и 2334 а. С.

Этим людям обязана изобретением организованной системы управления и письма. На самом деле эта цивилизация состояла из нескольких городов-государств с независимыми правительствами.

Около 2350 г. C. был построен новый город, доминирующий в регионе: Акадиос. Они первыми объединили города-государства под единым правительством. Их язык вытеснил шумерский и стал гегемонистским на протяжении большей части истории Месопотамии.

Вавилон

Полукочевой народ, амореи, завоевал Шумер примерно в 1950 году до нашей эры. C. и установили династии в некоторых из своих мест. С другой стороны, город Ур, который был самой важной местной державой, был захвачен эламитами и потерял большую часть своей власти.

Эти изменения заставили регион пережить период анархии, когда различные королевства боролись за гегемонию. Вавилон, город, в котором амореи расположили свою столицу, превратился в силу в этом районе. Наряду с этим городом, другими важными цивилизациями в Месопотамии были Алеппо и Ассирия.

В 1894 г. Возникла первая вавилонская династия во главе с Суму-Абумом. Однако именно шестой царь этой династии Хаммурапи укрепил власть Вавилона по всему региону.

Хаммурапи

Хотя полной безопасности нет, предполагается, что Хаммурапи родился около 1810 г. до н.э. В течение 60 лет он был царем Вавилона, в этот период город стал великим правителем Месопотамии. Во время своего правления он покорил шумеров и семитов, объединив все их земли, чтобы создать единую империю.

Хаммурапи также пытался использовать религию как объединяющий фактор. Для этого он попытался создать единое вероучение из всех религий, исповедуемых в этом районе. Хотя его успех был небольшим, он заставил все народы поклоняться Шамашу, богу солнца.

Во время своего правления Хаммурапи приказал построить стены для защиты столицы в дополнение к восстановлению самых важных храмов. Точно так же он установил ряд налогов на оплату общественных работ, в том числе строительство новых оросительных и судоходных каналов.

Наряду с этим он пытался сделать так, чтобы у всех народов, составлявших его империю, были одни и те же обычаи. Наконец, он объединил законы и применил их ко всем жителям.

характеристики

Хаммурапи правил между 1722 и 1686 годами до нашей эры. C (с 1792 по 1750 год до нашей эры по средней хронологии. Среди его многочисленных достижений наиболее важным было создание свода законов, которые должны были применяться во всей его империи: Кодекс Хаммурапи.

Читайте также:
Парламентская республика: что это такое, описание и особенности

Хотя этот царь не заявлял о своем родстве с богами, он все же использовал религию как фактор, узаконивающий эти законы. Таким образом, Кодекс был издан в угоду богам.

Стела, на которой был написан Кодекс Хаммурапи, сначала находилась в храме Сиппара, хотя копии были размещены во всех частях королевства. Основная цель этого кодекса состояла в том, чтобы объединить различные законы, существующие в империи, чтобы вся территория управлялась одними и теми же законами.

вид

Кодекс Хаммурапи был написан резным черным конусом. Материал – диорит, высота – 2,25 метра.Окружность вверху составляет 160 сантиметров, а у основания – 190 сантиметров.

В верхней части стелы находится барельеф, на котором можно увидеть самого Хаммурапи, принимающего законы бога Солнца и справедливости Шамаша.

Законы находятся в нижней части стелы, разделенной на 24 колонны на лицевой стороне и 28 на оборотной стороне. Всего существует 282 закона.

По мнению экспертов, оригинальный код был размещен в храме Шамаш в Сиппаре, шумерском городе. Позже, в 1158 г. C., был переведен в Сузы, в Персии, царем Шутрук-Нахунте.

Язык

Собранные законы написаны на аккадском языке, поскольку предполагалось, что каждый может их понять. По мнению экспертов, между прологом и эпилогом, при более тщательном написании, и остальными текстами есть разница в стиле.

Текст стелы написан от первого лица. Вначале рассказывается, как Хаммурапи был избран богами, чтобы его народ мог жить хорошо. Кроме того, он объявляет Мардука верховным богом над божествами, которые составляли предыдущий аккадский пантеон.

Законы

Кодекс разделен на три части: пролог, юридическое лицо и эпилог. Первый, как уже отмечалось, написан от первого лица и рассказывает о достижениях Хаммурапи, как военных, так и законодательных. После этого появляются имена всех богов, признающих Хаммурапи монархом всех завоеванных городов.

С другой стороны, законодательство, которое фигурирует в кодексе, в значительной степени основано на Законе Талиона, наиболее известное изложение которого – «око за око, зуб за зуб». Таким образом, те, кто совершил преступления, должны понести такое же наказание, как и они.

Эксперты считают, что этот вид правосудия был прорывом для своего времени. До этого потерпевшие могли отомстить лично и любым способом, даже не пройдя предварительного суда. Однако в соответствии с Кодексом Хаммурапи наказание должно быть соразмерным, и, кроме того, вина обвиняемого должна быть доказана.

Структура Кодекса

Кодекс Хаммурапи не ограничивается только установлением преступлений и наказаний. Его содержание также объясняет, как было разделено общество, и описываются три существующие социальные группы.

Точно так же он касается цен и заработной платы. Последний различается в зависимости от профессии и других аспектов. Например, врачи должны были взимать разную плату в зависимости от того, заботились они о рабе или о свободном человеке.

Также в отношении профессий кодекс установил некоторые меры в отношении профессиональной ответственности. В частности, в нем указывается, что если дом рухнет и погибнут его обитатели, архитектор будет казнен.

В рамках юридического содержания кодекс провозгласил, что правосудие должно осуществляться судами, и позволял обжаловать приговоры перед королем. Все тоже нужно было зафиксировать письменно.

Наказания, в свою очередь, менялись в зависимости от преступлений. Наказания были основаны на Законе Талиона, с максимальным известным «око за око».

Наконец, конкретно появились некоторые преступления, которые, по мнению историков, могли указывать на то, что они могли быть самыми распространенными. Среди них были кражи, порча имущества или прав рабов.

Социальные классы

Как уже отмечалось, Кодекс включает три существующих социальных класса в вавилонском обществе. Это были те, кто был образован свободными людьми (авилум), иждивенцами царя (мушкенум) и рабами (вардум).

свод законов, имеющий кодекс, ставший одним из основных источников для реконструкции общества Вавилона, появившихся в нем трех классов:

Первые были самым богатым классом либо благодаря своему положению землевладельцев, либо высокопоставленных чиновников во дворцах и храмах.

Мушкенум занимал промежуточное положение, которое можно было классифицировать как полусвободное. Таким образом, экономически они зависели от государства, поскольку у них не было собственных средств к существованию. В правовом поле у ​​них было больше прав, поскольку они находились под защитой монарха.

Наконец, рабы были просто собственностью свободных людей, не имевших возможности что-либо решать. Многие из них были военнопленными, хотя их часто покупали за границу.

Криминальное поле

Несмотря на суровые наказания за уголовные преступления, Кодекс Хаммурапи представляет собой шаг вперед по сравнению с предыдущей ситуацией. Принятые законы избегают мести и устанавливают, что преступления должны рассматриваться в суде.

Вот некоторые примеры наказаний, которые могут быть наложены: «Если один человек уничтожит глаз другого человека, его глаз будет разрушен»; «Если человек сломает кость другого человека, он сломает кость»; или «ложное свидетельство о зерне или валюте будет наказано выплатой суммы, которую он обвинил другому».

Точно так же, согласно нынешней точке зрения, появились некоторые довольно странные законы, например, тот, который приговаривал пивоваров к тому, что они топятся в собственном напитке, если он плохой.

Относительное равенство перед законом

В иерархическом обществе, подобном тому, что существовало в Вавилоне, равенство перед законом было неизбежным. Во-первых, рабы не имели права на юридическую защиту. Так, в одном из законов говорилось, что «если человек сажает в тюрьму другого за долги и тот умирает в доме кредитора, нет причин для дальнейшего спора».

Читайте также:
Сводная бухгалтерская отчетность: что это значит

Семья

Другая часть кодекса предназначалась для семьи. В этом отношении законы провозглашали превосходство мужчин над женщинами, хотя некоторые статьи, кажется, проявляют к ним некоторое внимание.

Среди 60 законов, которые появляются по этому поводу, следующие: «если мужчина берет жену и не заключил договор, брак не является законным»; «Если жена мужа будет поймана лежащей с другим мужчиной, то оба прелюбодея будут связаны и брошены в реку»; или «если мужчина оскорбил девственницу, живущую с его отцом, он будет предан смерти, а она выйдет на свободу.

Ссылки

  1. Риверо, М. Пилар. Кодекс Хаммурапи. Получено с clio.rediris.es
  2. Эрнандес Гутьеррес, Давид Хайме. Кодекс Хаммурапи. Получено с http://erasmus.ufm.edu
  3. Анонимный. Код Хаммурапи. Восстановлено с ataun.net
  4. Редакторы History.com. Кодекс Хаммурапи. Получено с history.com
  5. Редакторы Энциклопедии Британника. Кодекс Хаммурапи. Получено с britannica.com
  6. Редакторы Biography.com. Хаммурапи Биография. Получено с biography.com
  7. Перевод Л. В. Кинга. Кодекс Хаммурапи. Восстановлено с avalon.law.yale.edu
  8. Марк, Джошуа Дж. Хаммурапи. Получено с Ancient.eu

Негативные автоматические мысли: что они собой представляют и как появляются

Законы царя Хаммурапи

Законы Хаммурапи – один из древнейших правовых памятников в истории. Статья расскажет про важные моменты про законы вавилонского царя и поможет тем, кто перешёл в 5 класс и готовит текст на доклад, презентацию или реферат! Этот древний кодекс законов, созданный около 1755 года до н. е. оказал влияние на древневосточную правовую культуру на протяжении многих столетий. О том какая история создания кодекса Хаммурапи, характеристика и суть основных законов, читайте далее.

История создания законов царя Хаммурапи

Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи.

Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.

Читайте также про другие интересные места Вавилона:

Царь Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена. Царская власть была абсолютно и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия.

Будучи мудрым правителем, Хаммурапи отлично понимал, что править большим государством можно лишь при помощи строгого и справедливого порядка. С этой целью им и был создан знаменитый свод законов, получивший название законы Хаммурапи.

Чем были написаны законы Хаммурапи

Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры:

  • сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце (читайте про паргелий – явление ложного солнца);
  • и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.

Эта стела с высеченными на ней законами на долгие столетия была утеряна и лишь в 1901 году ее обнаружила французская археологическая экспедиция под руководством египтолога Жака де Моргана.

Сейчас она хранится в знаменитом парижском музее – Лувре.

Текст законов высечен на стеле клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть барельефа и всю обратную сторону. К сожалению, часть текста стелы не сохранилась, историки предполагают, что ее могли уничтожить эламиты, которые захватили стелу во время одного из своих набегов на Вавилон уже во время упадка Вавилонского царства.

Однако после расшифровки сохранившегося текста, историкам предстали во всей красе законы древнего вавилонского царя.

Законы Хаммурапи – общая характеристика

Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.


В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии.

Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока. Кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.

Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:

  • Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.
  • Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям.
  • Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс).
  • Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (а это уже криминальный кодекс).
  • Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям.

Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.

Читайте также:
Как доказать статус матери-одиночки?

Основные законы Хаммурапи – история, 5 класс

Теперь давайте кратко рассмотрим некоторые самые интересные законы царя Хаммурапи из этого кодекса и их суть.

  • Если кто-то обвинит другого в том или ином преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнутся соответствующему наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то несправедливо обвиняющий тогда должен сам быть казнен. (Сурово, но справедливо).
  • Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать его впредь) и платит большой денежный штраф. (Такой закон для наших судей бы не помешал, как думаете?)
  • За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий полагалось самое суровое наказание – смертная казнь.
  • За обыкновенную кражу пойманный вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если он этого не мог сделать, то опять таки подлежал смертной казни.
  • В уголовном производстве действовал принцип «зуб за зуб, глаз за глаз». То есть если кто-то кому-то поломал руку, то в наказание за это ему также ломалась рука. Наказанием за убийство было убийство, то есть смертная казнь.
  • Имущество воина попавшего в плен было защищено специальным законом, оно было неприкосновенно и по освобождении воина обратно возвращалось ему.

Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.

Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.

  • Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
  • Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
  • Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
  • Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
  • При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.

Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.

История Вавилонии: кодекс Хаммурапи – «око за око»

Царь Хаммурапи – правитель Месопотамии в XVIII веке до н. э. (1792 – 1750 гг). По его собственному мнению, боги передали ему власть для защиты обездоленных, вдов или сирот от всяческих притеснений более сильных, а так же для того, что он принес богатство, процветание и порядок Вавилону и всему Двуречью. При Хаммурапи был издан (им же самим) свод законов, обязательных к исполнению во всех сферах общественной жизни во всех землях подвластных Вавилону. Эти законы были по его указу выбиты на большом каменном столбе и к ним прилагалось изображение царя Хаммурапи. Всего законы содержат 247 статей нормативно-правового характера, охватывающих все основные сферы общественной жизни Двуречья. Столб с их записью был найден при раскопках французскими археологами в Сузе – столице Древнего Элама.

Законы («Кодекс») Хаммурапи являются особо ценным историческим источником, так как отражают практически весь образ жизни населения и внутриполитические отношения Вавилонии XVIII века до н. э., «пронизывают» вавилонское общество сверху донизу. Какие были законы в старину , мы можем видеть из нижеприведенного списка, где представлены выдержки из «Кодекса» Хаммурапи.

§ 21. Если человек (стену чужого) дома проломил, перед проломом этим его должны убить и зарыть.

§ 25. Если в доме человека огонь загорелся, и человек, который для тушения (пожара) пришел, на пожитки хозяина дома позарился и пожитки хозяина дома присвоил, человек этот в этот самый огонь должен быть брошен.

§ 109. Если у корчемницы злодеи в ее заведении собираются, а злодеев этих она не схватила и во дворец не представила, эта корчемница должна быть убита.

§ 128. Если человек взял жену, но договора касательно нее не составил, эта женщина – не жена.

§ 129. Если жена человека с другим мужчиной на (ее) лоне была схвачена. Их должны связать и бросить в воду, (но) если господин жены свою жену пощадит, (то) и царь своего раба должен пощадить.

§ 131. Если жену человека ее муж клятвенно обвинил, но с другим мужчиной на (ее) лоне она не была схвачена, во имя бога она должна поклясться, и (тогда) она может вернуться в свой дом.

§ 134. Если человек уведен (в плен), и в его доме пропитания нет, его жена в дом другого может войти, на женщине этой вины нет.

§ 135. Если человек уведен (в плен), и в его доме пропитания нет, (и) вследствие этого его жена в дом другого вошла и сыновей (ему) родила, (а) потом ее муж вернулся и своей общины достиг, эта женщина должна вернуться к своему первому мужу, сыновья (же) должны следовать за своими отцами.

Читайте также:
Союзы сельскохозяйственных кооперативов: что это значит

§ 141. Если жена человека, которая в доме человека живет, задумала уйти, расточительствовать принялась, дом свой разоряла, унижала своего мужа, ее должны изобличить, и, если ее муж заявил о намерении покинуть ее, он может ее покинуть, на дорогу ей и (в качестве разводной платы) ничего он может ей не давать; если (же) ее муж заявил о намерении не покидать ее, муж ее другую женщину может взять замуж, (а) эта женщина должна жить в его доме как рабыня.

§ 142. Если женщина возненавидела своего мужа и сказала: «Не прикасайся ко мне», ее дело ее кварталом должно быть исследовано, и если она себя блюла (и) греха на ней нет, а ее муж – гуляка и очень ее унижал, на женщине этой вины нет, она может забрать свое приданое и в дом своего отца она может уйти.

§ 143. Если она себя не блюла, гуляла, разоряла свой дом, унижала своего мужа, эту женщину должны бросить в воду.

§ 148. Если человек жену взял замуж и ее постигла болезнь ла’бу (заразная кожная болезнь), (и) он решил жениться на другой, он может жениться, (но) жену свою, которую постигла болезнь ла’бу, он не должен покидать, в доме, который он создал, она должна жить, и он должен пожизненно ее содержать.

§ 149. Если эта женщина не согласна жить в доме своего мужа, свое приданое, которое она принесла из дома ее отца, он должен ей возместить, и она может уйти.

§ 150. Если человек подарил своей жене поле, сад, дом или движимое имущество и документ с печатью ей выдал, что после смерти ее мужа ее сыновья не должны с ней спорить, мать (же) то, что остается после нее, своему сыну, которого она любит, может отдать, а другому может не отдавать.

§ 153. Если жена человека даст убить своего мужа ради другого мужчины, эту женщину должны посадить на кол.

§ 154. Если человек познал свою дочь, этого человека должны изгнать из общины.

§ 155. Если человек выбрал невесту своему сыну, и его сын познал ее, (а) потом он сам на лоно ее возлег, и его схватили, этого человека должны связать и в воду его должны бросить.

§ 157. Если человек после (смерти) своего отца возлег на лоно своей матери, их обоих должны сжечь.

§ 195. Если сын ударил своего отца, ему должны отрезать руку.

§ 196. Если человек ослепил глаз сыну человека, его глаз должны ослепить.

§ 197. Если он сломал человеку кость, ему должны сломать кость.

§ 200. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, ему (самому) должны выбить зуб.

§ 218. Если врач человеку сделал большой надрез бронзовым ланцетом и (тем) причинил человеку смерть или на виске у человека сделал надрез бронзовым ланцетом и (тем) ослепил глаз (этого) человека, ему должны отрезать руку.

§ 229. Если строитель построил дом человеку, но работу свою сделал непрочно, и построенный дом рухнул и причинил смерть хозяину дома, этот строитель должен быть убит.

§ 230. Если он причинил смерть сыну хозяина дома, должны убить сына этого строителя.

§ 250. Если бык, когда по улице он шел, забодал человека и убил его, по этому делу нельзя предъявлять иск.

Вавилонское законодательство

Законы царя Хаммурапи — один из самых замечательных памятников правовой мысли Древнего Востока, свидетельствующий о действительно высоком уровне юридической мысли. Это первый столь подробный сборник законов рабовладельческого общества, известный современной науке. Благодаря Законам Хаммурапи прояснены многие аспекты общественного и политического строя, экономики и других сторон жизнедеятельности Вавилонского государства первой половины XVIII в. до н. э.

Значение этого памятника не умаляется его недостатками, на которые обращают внимание некоторые исследователи: отсутствие четкой продуманной системы, хаотичность в подборе отдельных случаев. Впрочем, по этому вопросу существует и другая точка зрения, согласно которой Законы Хаммурапи — результат тщательной систематизации правовых норм. Кажущаяся хаотичность объясняется включением в свод лишь тех случаев, по поводу которых нормы писаного и обычного права вступали в противоречие. Так или иначе, Законы Хаммурапи являются важнейшим памятником права древней Месопотамии и в значительной степени предопределили законодательство других древневосточных государств более позднего времени.

Этот знаменитый памятник древневавилонской юридической мысли и письменности был найден французскими археологами в начале XX века в Сузах. Текст памятника переведен на многие языки (русский перевод, выполненный И. М. Дьяконовым, смотрите в «Вестнике древней истории», № 3 за 1952 год).

Неоценимую услугу науке, сам того не подозревая, оказал один из трех величайших правителей Элама Шутрук-Наххунте, который, вероятно, в 1160 году до н. э. во время завоевательного похода на Двуречье увез этот памятник в качестве трофея из Сиппарта в Сузы, где Законы Хаммурапи сохранялись на протяжении многих столетий. Ныне это один из самых уникальных экспонатов Лувра.

Читайте также:
Как исправить объект налогообложения?

Стела с Законами Хаммурапи представляет собой двухметровый столб из черного базальта. В его верхней части лицевой стороны вырезаны две рельефные фигуры, изображающие царя Хаммурапи, стоящего перед богом Солнца Шамашем, восседающем на троне. Шамаш, покровитель правосудия, вручает царю судейский жезл и кольцо. Вся остальная поверхность столба с двух сторон покрыта клинописным текстом. Несмотря на то, что стела была найдена расколотой на части, состояние памятника достаточно хорошее. Установлено, что на лицевой стороне столба было выскоблено 5 (по другим сведениям — 7) столбцов, содержащие 35 статей из 282 во всем памятнике. Вероятно, это было сделано по приказу того же эламского царя Шутрук-Наххунте, который по невыясненным причинам не заполнил пробел никакими надписями. В основном уничтоженная часть текста поддается реконструкции благодаря различным копиям текста, обнаруженным во многих городах, в частности, в библиотеках Ниневии и Ниппура. Не исключено, что копии законов имелись во всех крупных городах Вавилонского царства.

По-видимому, созданные по приказу Хаммурапи законы иступили в силу в окончательной редакции в последние годы его царствования как итог объединительной политики и деятельности царя. Это подтверждается на основании следующего факта: в списке городов государства названы Ларса и другие южные города, а также Мари, Ашшур, расположенные в среднем течении Евфрата и Тигра. Следовательно, кодекс был обнародован не раньше, чем названные города уже были завоеваны Вавилоном.

О том же, что рассматриваемый свод законов был именно итогом законодательной деятельности Хаммурапи, свидетельствует то, что уже во 2-й год своего царствования «он установил право стране». К сожалению, ранние правовые акты времени Хаммурапи не сохранились. Справедливости ради, следует отметить, что существует более позднее упоминание о законодательной деятельности еще второго представителя I Вавилонской династии, царя Сумулаилу.

Текст памятника делится на три части: достаточно пространное введение, основная часть — собственно судебник и содержательное заключение. В прологе к тексту законов, который достаточно точно имитировал введение к законам Липитиштара, царя Исина, в торжественном стиле сообщалось:

«Когда славнейший Анум, царь Ануннаков и Элл иль, владыка небес и земли, устанавливающий судьбы страны, вручили Мардуку, первородному сыну Эйта, главенство над своими людьми, возвеличили его среди Игитов, назвали Вавилон его славным именем, возвысили его над четырьмя странами света и установили в нем вечное царствие, чьи основания прочны, подобно небесам земле, тогда-то меня, Хаммурапи, правителя заботливого и богобоязненного, дабы справедливость в стране была установлена, дабы погубить беззаконных и злых, дабы сильный не притеснял слабого, дабы, подобно Шамашу, над черноголовыми я восходил и страну озарял, Анум и Эллиль, дабы плоть людей была ублаготворена, назвали по имени».

Далее перечисляются титулы Хаммурапи и называются благодеяния, содеянные им для всей страны и для отдельных городов. Характерно, что Вавилон, некогда небольшой провинциальный город, провозглашается «вечным» местопребыванием царственности.

Основная часть содержит собственно текст законов. В заключении Хаммурапи пытается воздействовать на своих преемников на троне: благославляет тех царей, которые будут соблюдать и чтить положение кодекса, и проклинает тех правителей, которые рискнут отменить данное законодательство.

Проблема разделения 282 статей Закона Хаммурапи на тематические группы до настоящего времени не решена однозначно, что объясняется исключительной сложностью задачи. Исследователи приводят ряд систематизаций и дают им обоснование. Поэтому остановимся на одном из существующих вариантов, предложенном в уже упомянутой книге «История древнего Востока, зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 1. Месопотамия» (М., 1983). Согласно мнению ее авторов, «переходы от группы к группе осуществляются по принципу ассоциации». Традиционно в отдельную группу объединяются первые пять параграфов, которые «устанавливают кару за важнейшие правонарушения: ложные обвинения в убийстве или чародействе, лжесвидетельство и „изменение“ судебного решения судьей». Далее классификация выглядит таким образом:

«Следующие статьи (§ 26–41), касающиеся имущества, полученного от царя за службу, начинаются с параграфа, согласно которому воин, не пошедший в поход или пославший вместо себя наемника, подлежит смертной казни (не за „дезертирство, как обычно считают, а за то, что, не выполнив свою службу и утратив тем самым право на служебный надел, продолжает им пользоваться, т. е. как бы за „кражу““). Последний параграф этого раздела касается вопроса о противоправном использовании чужого поля, в § 42 (первый в следующей группе) — тоже об использовании чужого поля, но в другом аспекте. Эта четвертая группа норм (§ 42–88) регулирует операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, касающиеся этого имущества».

Посчитав не нужным больше доказывать существование переходов «по ассоциации», авторы книги выделяют следующие группы: «§ 89-126 — торговые и коммерческие операции; § 127–195 — семейное право; § 196–214 — умышленные и неумышленные телесные повреждения; § 215–182 — операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем (эти два вида правоотношений вавилонские юристы рассматривали как один)».

Приведенное разделение на группы имеет максимально обобщенный характер и, конечно же, не отражает все многообразие общественных отношений, затрагиваемых в кодексе. Более конкретное рассмотрение отдельных сторон законодательства Хаммурапи будет приведено ниже, при анализе определенных сфер жизнедеятельности вавилонского государства.

Безусловно, кодекс Хаммурапи представляет собой право новой, рабовладельческой эпохи. Однако, внимательное изучение текста памятника не оставляет сомнений, что в нем еще присутствуют отголоски далекого прошлого, эпохи родового строя. К пережиткам древнего права относятся параграфы, касающиеся определения наказания за телесные повреждения, присуждаемого в соответствии с законом эквивалентности воздействия — уже упоминавшегося принципа талиона («око за око, зуб за зуб»). Вполне законным считалось сломать кость тому, кто сам сломал кость другому лицу; если виновный поранил глаз пострадавшему, то наказан он должен был быть тем же — повреждением глаза. Указанный архаический принцип распространялся и на некоторые другие сферы общественных отношений. Например, если в обрушившемся доме погибал хозяин, то должен был умереть и строитель, приложивший руки к постройке данного дома; если под обломками погибал сын хозяина, то соответственно лишался жизни сын строителя.

Читайте также:
Как мне развестись и разделить квартиру?

К наследию прошлого можно отнести и указанный самосуд, когда, например, в соответствии с 25-й статьей человека, уличенного в воровстве при тушении пожара, следовало бросить в огонь этого же пожара. Отважившегося на воровство со взломом постигала не менее трагическая участь: его надлежало убить и закопать в том самом месте, через которое он проник в чужие владения (ст. 21). К глубине столетий восходит содержание 23-й статьи, по которой предусматривалось, что в случае, если грабитель не пойман, возмещение ущерба возлагалось на «местность», точнее общину.

Изучение законов Хаммурапи и по сегодняшний день не завершено. Еще предстоит сделать многие выводы об особенностях взаимоотношений в Вавилонском государстве, проникнуть в неразгаданный смысл отдельных статей. Значение же законов Хаммурапи заключается в юридическом оформлении жизнедеятельности рабовладельческого государства, в защите частной собственности и классового характера древневавилонского общества.

Читайте также

Вопрос 3. Вавилонское царство

Вопрос 3. Вавилонское царство Вавилон, имя которого означает врата Бога, расположен в самом сердце Месопотамии, где сближаются русла Тигра и Евфрата и скрещиваются важнейшие речные и караванные торговые. Он стал набирать силу, когда в нем воцарились правители из династии

4. ВАВИЛОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ

4. ВАВИЛОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ Именем «вавилонское пленение», то есть «имперское пленение» в Библии названо несколько событий. Первое, самое древнее, вавилонское пленение XIV века, — то есть как раз эпохи «монгольского» завоевания, — отражено в истории католической церкви как

12. Вавилонское пленение

12. Вавилонское пленение «Вавилонским пленением» в Библии названо несколько событий. Первое — вавилонское пленение XIV века, эпохи «монгольского» завоевания. Оно отражено в истории католической церкви как авиньонское пленение пап. Его подробности практически

Вавилонское общество

Вавилонское общество В Западной Азии, в Иране, на бывшей родине шумеров, как мы уже упоминали, рядом с хеттским обнаруживается еще одно общество.Если попробовать установить связь этого общества с шумерским по критерий религии, то нам никак не удастся обнаружить здесь

33.14. Вавилонское столпотворение

33.14. Вавилонское столпотворение «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они (племена сынов Ноевых) нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а

Вавилонское столпотворение XI века

Вавилонское столпотворение XI века Известно, что вожди западных крестоносцев были подчинены византийскому императору («были вынуждены подчиниться» [12],[14]) и получили от него земли в Византии в награду за военную помощь. Это, возможно, и было библейское завоевание земли

12. Вавилонское пленение

12. Вавилонское пленение «Вавилонским пленением» в Библии названо несколько событий. Первое – вавилонское пленение XIV века, эпохи «монгольского» завоевания. Оно отражено в истории католической церкви как авиньонское пленение пап. Его подробности практически

Вавилонское столпотворение [1]

Вавилонское столпотворение [1] В то время вся земля была устами одними и одним наречьем. Когда же люди переместились на Восток, они отыскали долину в земле Сеннаар и там поселились. И решили они: “Давайте налепим кирпичей и обожжем их огнем”. И стали у них кирпичи вместо

Второе Вавилонское пленение

Второе Вавилонское пленение Вернемся к польским евреям, оказавшихся под властью национал-социалистов. Постепенно их согнали в гетто, находившиеся под управлением зависимого от немцев «Еврейского совета». Совет должен был регулярно поставлять рабочую силу и нужные

Глава 13 Вавилонское пленение (586–537 гг. до хр. эры)

Глава 13 Вавилонское пленение (586–537 гг. до хр. эры) 91. Евреи в Вавилонии После разрушения Иерусалима Невухаднецаром существованию еврейского народа грозила опасность. Большая часть этого народа, жившая в Израильском или десятиколенном царстве, была оторвана от своей

Вавилонское столпотворение

Вавилонское столпотворение Человек издавна хотел быть ближе к Богу. Вначале люди избирали для этого самый простой способ: поднимались высоко в горы, вершины которых, казалось, упирались в небеса, и там просили благословения. Вавилоняне, у которых гор поблизости не

6.8. Вавилонское пленение

6.8. Вавилонское пленение «Вавилонским пленением», то есть «имперским пленением», в Библии названо несколько событий. Первое — самое древнее — вавилонское пленение XIV века, эпохи «монгольского» завоевания. Оно отражено в истории католической церкви как авиньонское

Вавилонское пленение

Вавилонское пленение Этому периоду в истории иудеев и израильтян посвящено немало трудов. Основным источником информации является Библия, но в ней отсутствуют детали и причины так называемого пленения. В ней имеется еще один случай описания рабства в Египте, когда

§ 12. Вавилонское царство

§ 12. Вавилонское царство Образование Вавилонского царстваГород Вавилон был основан в глубокой древности на берегу Евфрата. Его название означает «Врата бога». Город быстро рос и богател. Этому способствовало его выгодное положение на пересечении речных и караванных

Читайте также:
Ставка страхового взноса: что это значит

Понятие оговорки «Clausula rebus sic stantibus» Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ястребов Владимир Валерьевич

Статья посвящена вопросам, связанным с понятием оговорки « clausula rebus sic stantibus » в России. Рассмотрены основные проблемы, связанные с оговоркой « clausula rebus sic stantibus » в России.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ястребов Владимир Валерьевич

Текст научной работы на тему «Понятие оговорки «Clausula rebus sic stantibus»»

ПОНЯТИЕ ОГОВОРКИ «CLAUSULA REBUS SIC STANTIBUS»

Ястребов Владимир Валерьевич, Российский Университет Дружбы Народов, г. Москва

Аннотация. Статья посвящена вопросам, связанным с понятием оговорки «clausula rebus sic stantibus» в России. Рассмотрены основные 0 проблемы, связанные с оговоркой «clausula rebus sic stantibus» в России. •

Ключевые слова: Clausula rebus sic stantibus, договор, оговорка, право.

Проблема влияния на договор изменившихся обстоятельств является классической темой договорного права. На протяжении многовекового развития цивилистической науки оговорка о неизменности обстоятельств, известная как clausula rebus sic stantibus, считалась одним из самых труднообъяснимых феноменов частного права, поскольку является антиподом принципов pacta sunt servanda и favor contractus.

Clausula rebus sic stantibus дословно означает оговорку о вещах, остающихся в том же положении. Этим латинским выражением обозначают условие договора, подразумеваемое или прямо оговоренное, согласно которому договор остается в силе до тех пор, пока остаются неизменными обстоятельства, обусловившие его заключение и действие. Перемена таких обстоятельств служит обоснованием правомерности отказа от дальнейшего выполнения договора либо его отдельных постановлений.

Римское право не знало clausula rebus sic stantibus в качестве общего основания прекращения обязательств. Однако оно допускало этот принцип в отдельных случаях, таких как уменьшение арендной платы вследствие гибели плодов или урожая.

Оговорка «Clausula rebus sic stantibus» утвердилась, как принцип буржуазного права еще в 19 в., как противовес ранее существовавшему на то время принципу «неизменяемости договоров». Интересы стабильности международных обязательств требуют, чтобы применение оговорки

Щ SCIENCE TIME Щ

ограничивалось теми случаями, когда для этого имеются бесспорные и исключительно важные причины. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года указывает, что коренное изменение обстоятельств, существовавших в момент заключения договора, и изменения которых стороны не могли предвидеть, может освободить должника от ответственности за неисполнение договора, если:

а) наличие этих обстоятельств составляло важную основу согласия сторон на принятие обязательств по договору;

б) происшедшие изменения существенно меняют рамки обязательств, принятых сторонами по договору.

Современные условия интенсификации внешнеэкономических связей, международной научно-технической кооперации, экономики, основанной на долгосрочных контрактах, придали проблеме реализации договоров в условиях изменившихся обстоятельств особую практическую значимость. От того, насколько условия конкретного договора учитывают возможность изменения обстоятельств и каковы разработанные сторонами способы их преодоления, зависит не только достижение договорных целей, но и предотвращение ущерба, _ причиняемого сторонам изменением обстоятельств. Судебная практика показывает, что наличие в договоре аренды недвижимости условия о пересмотре арендной платы по истечении определенного времени в связи с изменением тех или иных показателей позволяет арендодателю добиться увеличения арендной платы в судебном порядке быстрее и проще, нежели посредством ссылки на общие нормы статьи 451 Гражданского кодекса РФ, касающиеся изменившихся обстоятельств. С другой стороны, включение в договор аренды условия о том, что его изменение осуществляется по соглашению сторон, толкуется как исключающее судебную процедуру его пересмотра.

Отечественному правопорядку институт изменения обстоятельств был неизвестен до введения в действие части первой ГК РФ в 1994 году [1]. Более того, в советское время учение clausula rebus sic stantibus было отвергнуто вовсе [2]. В литературе советского периода подчеркивалось, что даже катастрофические последствия Великой Отечественной войны не могли быть отнесены, например, к случаям невозможности исполнения обязательства [3].

Латинская формула «clausula rebus sic stantibus» (cl.r.s.st.) на протяжении многих веков притягивает к себе внимание многих выдающихся юристов, многих законодателей, не обходится и от появления в том или ином обличии в различных тексах договоров и кодексов, так же принимает соответствующие формы и в каждой стране имеет свое некое обозначение. Так, в одном из базовых юридических справочников Блэка, дается следующее определение оговорки о неизменности обстоятельств: «Clausula rebus sic stantibus есть молчаливое условие, считающееся присущим всем договорам, и означающее, что они

Щ SCIENCE TIME Щ

перестают быть обязательными, как только фактическое положение, из которого они возникли, изменилось. Этот принцип использовался для восстановления эквивалентности платежа по договору, когда валюта, в которой был определен платеж, утратила всякую ценность из-за инфляции/снижения стоимости» [4].

Что качается современной германской литературы, то этот вопрос ставится вот каким образом: «Любой договор несет риск того, что обязательства будут исполнены иначе, нежели стороны предполагали при его заключении. В этом случае к моменту исполнения внешние обстоятельства, влияющие на исполнимость обязательства или меняющие его характер, не совпадают с обстоятельствами, из которых исходили обе или одна из сторон при его заключении. Причина таких изменений кроется в неопределенности будущего и в неточностях при описании предмета договора. Если договор остается действительным и все-таки приходится руководствоваться его содержанием и нормами закона, то должен ли должник исполнить обязательство в том случае, когда исполнение является для него более обременительным, нежели это первоначально предполагалось, а в ситуации двусторонне обязывающего договора – должен ли кредитор осуществить встречное исполнение в случае, _ когда полученное им исполнение не соответствует его первоначальным субъективным ожиданиям? Любой договор содержит некоторое распределение рисков (Risikoverteilung), другое дело, что стороны могут либо осознавать наличие этих рисков, либо нет» [5].

Читайте также:
Истребование документов: что это такое, описание и особенности

Новейшие кодификации гражданского права, такие как Гражданский кодекс Российской Федерации, а также подвергшееся изменениям Гражданское уложение Германии, отразили «оговорку о неизменности обстоятельств» в статье 451 ГК РФ [6] и параграфе 313германского уложения [7].

Закрепление «оговорки о неизменности обстоятельств» в Гражданском кодексе Российской Федерации вызвало ряд исследований этого вопроса в российской юридической литературе. Доктрину существенного изменения обстоятельств, представленную статьей 451 ГК РФ, используют Семейный кодекс РФ и некоторые федеральные законы [8].

Так, «супруг обязан уведомлять своего кредитора (кредиторов) о заключении, об изменении или о расторжении брачного договора» (п. 1 ст. 46 СК РФ), в связи с чем «кредитор (кредиторы) супруга-должника вправе требовать изменения условий или расторжения заключенного между ними договора в связи с существенно изменившимися обстоятельствами в порядке, установленном статьями 451 – 453 Гражданского кодекса Российской Федерации» (п. 2 ст. 46 СК РФ).

Согласно п. 1 ст. 17 ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 № 225-ФЗ1, «изменения в соглашении допускаются только по согласию сторон, а также по требованию одной из сторон в случае

Щ SCIENCE TIME Щ

существенного изменения обстоятельств в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации»,

При продаже государственного или муниципального имущества на конкурсе «в течение десяти дней с даты подведения итогов конкурса с победителем конкурса заключается договор купли-продажи» (п, 13 ст. 20 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ2). «Договор купли-продажи государственного или муниципального имущества включает в себя порядок выполнения победителем конкурса условий конкурса» (абз. 1 п. 14 ст. 20 ФЗ), однако «внесение изменений и дополнений в условия конкурса и обязательства его победителя после заключения указанного договора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации» (абз, 3 п. 14 ст. 20 ФЗ).

На основании ст. 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11,1996 № 132-ФЗ3 «каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора. К существенным изменениям обстоятельств относятся: ухудшение условий путешествия, указанных в

договоре и туристской путевке; изменение сроков совершения путешествия; непредвиденный рост транспортных тарифов; невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства)» [9].

Предполагается, что сторона, заключившая договор в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, принимает на себя риск изменения обстоятельств, а потому не вправе, по общему правилу, требовать изменения или расторжения договора по ст. 451 ГК. Обстоятельства, которые не признаются непреодолимой силой, определяют

предпринимательский риск данного предпринимателя. Так как все те события, которые не признаются непреодолимой силой, образуют предпринимательский риск, предприниматель не вправе требовать изменения или расторжения договора по ст. 451 ГК, если существенное изменение обстоятельств, на которое он ссылается, не относится к числу явлений непреодолимой силы.

Поскольку к непреодолимой силе не относится «нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств» (п. 3 ст. 401 ГК), то наступление указанных обстоятельств, даже не по вине предпринимателя, есть его риск, от которого он не вправе освободиться посредством применения ст. 451 ГК» [10].

В исключительных случаях, в связи с незаменимостью товаров, работ, услуг, оказываемых третьими лицами, привлеченными для исполнения

Щ SCIENCE TIME Щ

основного обязательства, отказ последних от продолжения договорных отношений с основным должником по не зависящим от него причинам может явиться существенным изменением обстоятельств, достаточным для расторжения основного договора, если при его заключении стороны исходили из того, что исполнение будет фактически осуществляться указанными третьими лицами [11].

С другой стороны, прекращение или изменение основного договора может быть признано существенным изменением обстоятельств, достаточным для расторжения или изменения договоров с третьими лицами, заключенных во исполнение обязательств по основному договору, если третьим лицам было известно, для какой цели с ними вступают в договорные отношения. Например, при расторжении договора подряда по причинам, за которые генеральный подрядчик не отвечает, последний может требовать расторжения субподрядных договоров со ссылкой на ст. 451 ГК. Следует учесть, что действующее гражданское законодательство о подряде эту ситуацию специально не регламентирует [12].

1. Возможность адаптации договора в связи с существенным изменением обстоятельств также закреплена специальным законодательством. См., например: ст. 17 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. No 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (с посл. изм. и доп.); ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. No 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.); п. 2 ст. 46 Семейного кодекса РФ (с посл. изм. и доп.) (СПС «КонсультантПлюс»).

Читайте также:
Мировой судья: что это такое, описание и особенности

2. Брагинский М.И. Общее учение о хозяйственных договорах. Минск, 1967. С. 122.

3. Генкин Д.М. Великая Отечественная война и вопросы гражданского права// ВЮЗИ НКЮ СССР. Ученые записки. Выпуск III. Вопросы гражданского и трудового права периода Великой Отечественной войны. М., 1944. С. 7. См. также: Лунц Л.А. Гл. IV: Договорная ответственность // Советское право в период Великой Отечественной войны. С. 107-129.

4. Black’s Law Dictionary, 6 ed. 1990, St. Paul, Minn, P, 250.

5. Раинер Гюнтер. Дсривативы и право. – М., 2005. С, 30.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Глава 29 Изменение и расторжение договора. Ст. 451 Изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств. Base.garant.ru/10164072/30.

7. Германское уложение, параграф 313.

8. Гражданский кодекс РФ. Ст. 451.

Щ SCIENCE TIME Щ

9. ст. 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11,1996 № 132-ФЗ3.

10. Гражданский кодекс РФ. Ст. 451.

11. Сравнительное право. Частноправовое регулирование имущественного оборота в разносистемных правопорядках. Под ред. В.В.Безбаха, Т.П.Данько, В.П.Серегина. М.: ГОУ ВПО РЭА им. Г.В.Плеханова, 2009.

12. См., напр., Гражданское и торговое право зарубежных стран. Под ред. В.В.Безбаха и В.К.Пучинского. М.: МЦФЭР, 2004.

REBUS SIC STANTIBUS

В период дальнейшего обострения общего кризиса капитализма империалистические государства под различными предлогами отказываются от соблюдения договоров и принятых на себя обязательств с тем, чтобы развязать себе руки в борьбе за передел мира. Одним из таких предлогов и является оговорка R. s. s. Гитлеровская Германия, напр., грубо нарушила более двух десятков международных договоров и соглашений и развязала вторую мировую войну, несмотря на мирные заверения и заключённые договоры. После окончания второй мировой войны США, Англия и Франция стали на путь открытого нарушения и прямого отказа от согласованных решений, принятых совместно с СССР в Тегеране, Ялте и Потсдаме.

Советский Союз всегда точно и неуклонно придерживался соблюдения международных договоров, под которыми стоит его подпись. Советская международно-правовая доктрина рассматривает соблюдение международных договоров в качестве непременного условия мира и международной безопасности и считает, что применение оговорки R. s. s. закономерно лишь в особо исключительных случаях при коренном изменении обстоятельств.

Юридический словарь. — М.: Госюриздат . Главный редактор С.Н. Братусь и др. . 1953 .

  • RATJHABITIO MANDATE COMPARATOR
  • REFORMATIO IN PEIUS

Смотреть что такое “REBUS SIC STANTIBUS” в других словарях:

Rebus sic stantibus — Saltar a navegación, búsqueda Rebus sic stantibus es una expresión latina, que puede traducirse como estando así las cosas , que hace referencia a un principio de Derecho, en virtud del cual, se entiende que las estipulaciones establecidas en los … Wikipedia Español

rebus sic stantibus — in these circumstance , in public international law the doctrine that considers a treaty as being no longer obligatory if there is a material change in circumstances. See Fisheries Jurisdiction case UK v. Iceland 1973 ICJ Rep. 3 and Article 62 of … Law dictionary

Rēbus sic stantĭbus — (lat.), bei so bewandten Umständen; vgl. Clausula rebus sie stantibus … Meyers Großes Konversations-Lexikon

Rebus sic stantibus — Rebus sic stantibus, küchenlateinisch: bei so bewandten Umständen … Herders Conversations-Lexikon

rebus sic stantibus — statusas T sritis Politika apibrėžtis Tarptautinės teisės principas, teigiantis, kad iš esmės pasikeitus aplinkybėms, dėl kurių šalys buvo sudariusios tarpusavio sutartį, šią sutartį galima atšaukti. ryšiai: sinonimas – kai tokios aplinkybės … Politikos mokslų enciklopedinis žodynas

rebus sic stantibus — rè·bus sic stàn·ti·bus loc.agg.inv., loc.avv., lat. 1. loc.agg.inv. TS dir. di clausola di contratto o di trattato internazionale, che impegna le parti all osservanza finché la situazione non subisce mutamenti di rilievo 2. loc.avv. CO estens.,… … Dizionario italiano

rebus sic stantibus — re|bus sic stan|ti|bus [ zi:k stan. ] <lat. ; »durch gleichbleibende Umstände«> svw. ↑clausula rebus sic stantibus … Das große Fremdwörterbuch

rebus sic stantibus — /ree beuhs sik stan teuh beuhs/, Internat. Law. (of the duration of the binding force treaty) for as long as the relevant facts and circumstances remain basically the same. [1840 50; Universalium

rebus sic stantibus — (ˌ)sikˈstantəbəs adverb Etymology: New Latin, literally, things continuing thus : so long as conditions have not substantially changed a doctrine in international law that treaties are binding only rebus sic stantibus … Useful english dictionary

REBUS SIC STANTIBUS — оговорка неизменных обстоятельств , дающая одной договаривающейся стороне или нескольким основание для одностороннего расторжения договора в случае серьёзного изменения обстоятельств, которые обусловливали заключение договора и его действие. R. s … Дипломатический словарь

Rebus sic stantibus — les choses restant en état Droit international public: clause qui serait sous entendue dans tout traité, selon laquelle le changement des circonstances existant lors de la conclusion de ce traité entraînerait sa caducité … Lexique de Termes Juridiques

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: