Сводная бюджетная роспись: что это значит

Вопрос 1. Основы исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Основу правовой базы составляет Бюджетный кодекс Российской Федерации, который регулирует следующие правоотношения.

1. Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.

2. Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением.

3. Правовой статус участников бюджетного процесса.

4. Правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации

В Российской Федерации введено казначейское исполнение бюджетов. Исполнение бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов обеспечивается высшими исполнительными органами государственной власти РФ, субъектов РФ, местной администрацией муниципального образования.

Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом).

Бюджет исполняется на основе принципов единства кассы и подведомственности расходов.

Принцип единства кассы предполагает зачисление всех кассовых поступлений и кассовых выплат с единого счета бюджета.

Принцип подведомственности расходов предполагает осуществление расходов бюджетов в соответствии с расходными обязательствами, которые обусловленны установленным законодательством РФ разграничением полномочий органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых происходит в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов осуществляется Федеральным казначейством.

По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта РФ полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ и местных бюджетов могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта РФ при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта РФ и наличия для их осуществления имущества. (ст. 215.1 БК РФ)

Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает в Центральном банке РФ счета, через которые осуществляются все кассовые операции по исполнению бюджетов.

Вопрос 2. Сводная бюджетная роспись. Кассовый план

Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Сводная бюджетная роспись – это документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета.

Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом).

Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа.

Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.

В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете в следующих случаях:

1) при недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств – с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах 5 процентов общего объема ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году;

2) при изменении состава или полномочий (функций) главных распорядителей бюджетных средств (подведомственных им казенных учреждений), перераспределении бюджетных ассигнований между главными распорядителями бюджетных средств, установленным законом (решением) о бюджете, – в пределах объема бюджетных ассигнований;

3) при перераспределении бюджетных ассигнований между текущим финансовым годом и плановым периодом;

4) при увеличении бюджетных ассигнований по отдельным разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета за счет экономии по использованию в текущем финансовом году бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг;

5) при получении субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете;

6) при проведении реструктуризации государственного (муниципального) долга;

7) при размещении бюджетных средств на банковских депозитах;

8) при перераспределении бюджетных ассигнований между видами источников финансирования дефицита бюджета при образовании экономии в ходе исполнения бюджета;

9) при изменении типа государственных (муниципальных) учреждений и организационно-правовой формы государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи может быть предусмотрено утверждение показателей сводной бюджетной росписи по кодам элементов (подгрупп и элементов) видов расходов классификации расходов бюджетов, кодам расходов классификации операций сектора государственного управления, в том числе дифференцированно для разных целевых статей и (или) видов расходов бюджета, групп и статей классификации операций сектора государственного управления, главных распорядителей бюджетных средств.

Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам доводятся до главных распорядителей бюджетных средств до начала очередного финансового года. Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи могут устанавливаться предельные сроки внесения изменений в сводную бюджетную роспись.

На основе показателей бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных сводной бюджетной росписи главные распорядители бюджетных средств (далее ГРБС) составляют свою бюджетную роспись. Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств устанавливается соответствующим финансовым органом.

Утверждение бюджетной росписи осуществляется ГРБС(РБС).

Показатели бюджетной росписи по расходам доводятся до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года.

Порядок составления и ведения бюджетных росписей может устанавливать право или обязанность главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств осуществлять детализацию утверждаемых бюджетной росписью показателей по кодам элементов (подгрупп и элементов) видов расходов, а также кодам классификации операций сектора государственного управления.

Внесение изменений в бюджетную роспись ГРБС без внесения изменений в сводную бюджетную роспись не допускается.

Внесение изменений в бюджетную роспись распорядителя бюджетных средств без внесения изменений в бюджетную роспись ГРБС не допускается.

Кассовый план – это прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.

Читайте также:
Ничтожные сделки: что это такое, описание и особенности

Финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом) устанавливает порядок составления и ведения кассового плана, а также состав и сроки представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана.

Составление и ведение кассового плана осуществляется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) или уполномоченным органом исполнительной власти (местной администрации).

Кассовый план содержит показатели:

1) по кассовым поступлениям в бюджет:

– поступления по источникам финансирования дефицита бюджета;

– возврат кассовых расходов;

2) по кассовым выбытиям:

– выплаты по источникам финансирования дефицита бюджета;

3) остаток средств на начало планового периода;

4) остаток средств на конец планового периода.

Анализ показателей кассового плана позволяет прогнозировать временный недостаток или излишек бюджетных средств для исполнения бюджетных обязательств.

Сводная бюджетная роспись это: особый документ, регулируемый нормативно-правовыми актами

Сводная бюджетная роспись – это особый документ, который ведет Минфин для отражения бюджетных трат и поступлений в бюджет. Рассмотрим более подробно, какие нормативно правовые акты ее регулируют и какую информацию она содержит.

Сводная бюджетная роспись — это особый документ

Понятие и назначение

Понятие

Понятие бюджетной росписи дано в ст. 6 Бюджетного кодекса России, раскрывающей основные термины и понятия, которые используются в этом нормативном акте. В соответствии с этой статьей под ней понимают документ, который составляет и ведет финансовый орган для отражения бюджетных расходов и поступлений.

Бюджетный Кодекс РФ

Помимо сводной существует обычная бюджетная роспись. Ее ведение входит в обязанности нижестоящих по отношению к Минфину органов, которые финансируются за счет казны и в том или ином виде расходуют государственные средства. Именно на основании предоставленных такими органами обычных росписей составляют сводную (отсюда и название).

Это видео просто в схематической форме объясняет, что такое сводная бюджетная роспись:

Видео — Сводная бюджетная роспись

Назначение

Институт бюджетной росписи решает две основные задачи – планирование, а также сбор и обобщение статистики.

  • Планирование. С учетом предоставленных сведений о расходах и доходах Минфин составляет бюджет на следующий отчетный период.
  • Статистическая. Предоставленную информацию изучает Счетная палата и Росстат для выявления общих закономерностей финансовой жизни государства с целью использования результатов подобной аналитики для проведения более эффективной экономической политики и более рационального расходования средств.

Кто составляет

Обязанность по составлению сводной бюджетной росписи лежит на Министерстве финансов. Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджетов государственных внебюджетных фондов устанавливается органами управления государственных внебюджетных фондов:

  • пенсионного;
  • социального страхования;
  • медицинского страхования.
  • фонд капитального ремонта;
  • инвестиционные фонды и фонды поддержки отдельных отраслей экономики.

Это обусловлено двумя обстоятельствами:

  1. Внебюджетные фонды самостоятельно планируют свои расходы и доходы, поэтому должны обладать исчерпывающей информацией о них для эффективного планирования своей деятельности.
  2. Согласно нормам, содержащимся в Налоговом Кодексе РФ, в случае возникновения дефицита бюджета такой дефицит может быть устранен за счет средств, изъятых из одного из внебюджетных фондов. Отвечает за подобную процедуру Минфин. Поэтому он должен обладать сведениями о финансовом состоянии всех государственных внебюджетных фондов.

Составление сводной бюджетной росписи — функция Министерства финансов

Обычную бюджетную роспись, из которой в дальнейшем Минфин составляет сводную, ведут различные государственные организации, а также негосударственные организации, финансируемые за счет казны. В их число входят:

  • территориальные органы федеральных органов исполнительной власти на местах;
  • органы законодательной, судебной власти (например, региональный парламент или судебный департамент субъекта федерации);
  • государственные и муниципальные учреждения (школы, детские сады, исправительные колонии, лесничества и другие);
  • коммерческие или некоммерческие организации, получающие по каким-либо основаниям государственные средства (например, в рамках госпрограмм или поддержки предпринимательства).

Бюджетные росписи, составленные на местах — основа для сводной

Также сводную роспись готовят публично-правовые образования, имеющие свой собственный бюджет и самостоятельно им распоряжающиеся:

  • органы власти субъектов федерации;
  • муниципалитеты.

Региональная или муниципальная сводная роспись также направляется в Минфин для составления общефедеральной.

О том, что представляет собой бюджетный процесс и кто входит в состав его участников вы можете узнать, прочитав специализированную статью на нашем портале.

Как выглядит и что содержит

Сводная

Форма росписи утверждается Минфином (в частности, ее регламентирует приказ ведомства от 23 ноября 2011 года № 159н).

Верхняя часть бумаги содержит следующие реквизиты:

  • наименование с указанием, за какой период зафиксированы сведения;
  • орган, оформивший роспись (им будут являться Министерство финансов);
  • единицы, в которых измеряют представленные сведения с указанием кода единицы по классификатору (в их качестве выступают рубли, код для которых — 384);
  • код бумаги по общероссийскому классификатору (в описываемом случае это будет код 0501050);
  • сведения о степени секретности росписи.

После перечисленных реквизитов следуют два основных раздела:

  • расходы бюджета;
  • источники его финансирования.

Они оформлены в табличном виде. Каждый из разделов содержит следующие сведения:

  • наименование конкретной статьи расхода или дохода;
  • код, который соответствует приведенной статье;
  • сумма, выделенная на конкретную статью расходов на год (для второго раздела – сумма, которую по прогнозам должно получить государство в виде дохода).

Кроме того, указывают также прогнозные показатели на два ближайших года, которые содержат информацию о том, сколько государство планирует израсходовать денег в этот период и сколько планирует получить.

Так выглядит сводная бюджетная роспись, лист 1

Так выглядит сводная бюджетная роспись, лист 2

Обычная

Бюджетная роспись, не являющаяся сводной, содержит ту же информацию, что и сводная. Отличие заключается лишь в том, что ее составляют нижестоящие государственные органы и организации.

Важно! Одним из требований к бюджетной росписи является ее составление в двух форматах: бумажном и электронном. Электронную версию выгружают на портал Казначейства, а также вводят в информационную систему «Бюджет», которая установлена во всех госорганизациях, распоряжающихся бюджетными средствами. Эта мера существенно облегчает сбор росписей для последующего составления сводной Минфином.

Процедура составления

Процедура составления документа утверждена приказом Минфина России от 17.12.2008 № 143н (в ред. приказов Минфина России от 26.01.2009 № 7н, от 20.07.2009 № 74н, от 01.12.2009 № 125н) и состоит из нескольких этапов:

  1. Сбор обычных бюджетных росписей. Его осуществляют осенью. Поскольку срок составления бумаги привязан к рассмотрению Государственной думой проекта федерального бюджета на следующий год, который туда вносят не позднее 1 октября, сбор начинают в начале осени, чтобы успеть обработать информацию, содержащуюся в предоставленных отчетах.
  2. Рассмотрение и принятие парламентом бюджета. 1 октября Правительство вносит в Госдуму для рассмотрения бюджет на следующий год. Решение по нему должно быть принято не позднее 31 декабря. Решение оформляют в виде отдельного Федерального закона.
  3. Составление сводной росписи Министерством финансов. В течение пятнадцатидневного срока с момента принятия Госдумой решения Министр финансов на основе предоставленных ему государственными органами и организациями сведений составляет сводную роспись. В ней он указывает, каким образом должны расходоваться государственные средства поквартально таким образом, чтобы поступления в казну перекрывали расходы.
  4. Затем Министр финансов утверждает роспись.
  5. После утверждения ее направляют в государственный орган, уполномоченный исполнять бюджет (Федеральное Казначейство), а также иные органы и организации, расходующие государственные средства.
Читайте также:
Как вернуть и разделить между нами деньги с банковских счетов?

Сведения, содержащиеся в сводной росписи, учитывают при принятии бюджета

Важно! На основании документа выделяют финансирование различным государственным организациям. При этом они должны в обязательном порядке исполнять требования о расходах, изложенные в бумаге, составленной министром.

Исключения

Некоторые организации, финансируемые за счет госсредств, вправе составлять собственную сводную роспись, не следуя при этом требованиям Минфина и расходуя деньги по своему плану. В их число входят:

  • государственные внебюджетные фонды;
  • организации и предприятия, в ведении которых находится обеспечение деятельности железных дорог в Российской Федерации, которые находятся в подчинении Министерства путей сообщения РФ.

В первом случае это связано с определенной долей самостоятельности таких фондов, во втором – со стратегическим значением, которые имеют железные дороги для российской экономики и обороны.

Соотношение сводной и обычной росписей

Бюджетная роспись, составляющаяся на местах, должна в целом соответствовать сводной, общефедеральной. Это означает, что сумма расходов и поступлений должна быть именно такой, какая указана в сводной бумаге.

За несоответствие документов предусмотрена ответственность. Ее устанавливает ст. 15.15.9 КоАП РФ, которая предусматривает за расхождения наказание в виде штрафа от 25 000 до 50 000 рублей. Ответственность несут только должностные лица соответствующих государственных органов или организаций. В их качестве могут выступать:

  • руководитель органа или организации;
  • главный бухгалтер;
  • иные должностные лица, на которых в установленном порядке возложены обязанности по составлению бумаги.

Положения ст. 15.15.9 КоАП РФ применяют только в случае, если средства были израсходованы или получены без нарушения Бюджетного кодекса. Если такие нарушения были, применяют другие нормы права:

  • ст. 15.14 КоАП РФ которая устанавливает ответственность за нецелевое расходование госсредств;
  • ст. 15.15.10 КоАП РФ, предусматривающую наказание за нарушение порядка, предусмотренного для процедуры принятия бюджетных обязательств.

Также за нарушения, связанные с составлением и исполнение росписи на местах, в некоторых случаях предусмотрена уголовная ответственность. Ниже приведена таблица, в которой указаны статьи УК РФ, устанавливающие такую ответственность.

Таблица. Ответственность за нарушения, связанные с составлением и исполнением бюджетной росписи

№ статьи УК РФ За какие действия предусматривает наказание Размер наказания
285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств Лишение свободы до пяти лет (в зависимости от того, кем было совершено преступление), арест или исправительные работы
285.2. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов Лишение свободы до пяти лет (в зависимости от того, кем было совершено преступление), арест или исправительные работы

С полным текстом статей 285.1 и 285.2 УК РФ вы можете ознакомиться, перейдя по ссылкам.

Внесение в роспись некорректных или несоответствующих действительности сведений при условии, что у должностного лица не было умысла на присвоение в связи с этим денежных средств, могут быть расценены как халатность, злоупотребление должностными полномочиями или их превышение. За подобные действия также предусмотрена уголовная ответственность.

Можно ли посмотреть бюджетную роспись

Сведения, содержащиеся в сводной бюджетной росписи, относятся к общедоступным. Поэтому любое заинтересованное лицо может получить к ним доступ. Существует два варианта сделать это:

  • запросить информацию в Федеральном Казначействе;
  • посетить один из разделов сайта Минфина.

Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Получение через Федеральное Казначейство

Чтобы получить интересующие сведения через ФК, необходимо:

  • посетить указанный государственный орган во время, установленное для приема граждан;
  • написать заявление о предоставлении росписи.

Ответ в соответствии с положениями Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан» подготовят в течение одного календарного месяца. Его можно получить как на бумаге, так и в электронном виде.

Важно! На практике на подобные заявления сотрудники Федерального Казначейства отвечать не любят и могут не дать ответ вовсе, сославшись на какую-либо необоснованную причину. С точки зрения закона подобные действия – повод для жалобы. Однако гораздо проще не инициировать бюрократическую процедуру обжалования, а воспользоваться вторым способом – посмотреть информацию на сайте Минфина. Это сэкономит время, нервы и деньги.

На сайте Минфина

Вот пошаговая инструкция просмотра росписи на сайте Министерства финансов:

  • перейдите на сайт ведомства;
  • в главном меню, расположенном в верхней части экрана, нажмите пункт «деятельность»;
  • перейдите в раздел «бюджет»;
  • перейдите в раздел «федеральный бюджет»;
  • выберите интересующую роспись (доступны документы за несколько последних лет) и посмотрите или скачайте ее для дальнейшей работы.

Получение доступа к данным совершенно бесплатно и не требует регистрации на портале ведомства.

Получить интересующую информацию можно на сайте Минфина

Подведем итоги

Сводная бюджетная роспись – это особая бумага, которая содержит информацию о расходах и доходах бюджета. Она имеет два раздела: один из них содержит сведения о поступлениях, другой о расходах бюджета. Форум документа и требования к его содержанию утверждает своим ведомственным нормативно-правовым актом Минфин. Составляет роспись министр финансов. Он обязан сделать это в течение пятнадцати дней с момента утверждения российским парламентом бюджета. Составление происходит на основе информации, которая содержится в предоставляемых в Минфин государственными органами и организациями обычных бюджетных росписей. Сводная роспись после ее оформления направляется в эти организации, поскольку они должны исполнять содержащиеся в ней требования. Неисполнение этих требований влечет для виновного должностного лица административную ответственность. А если такое неисполнение было связано с нецелевым расходованием госсредств, такая ответственность может быть и уголовной.

Из этого видео можно понять, как анализируют доходы и расходы регионального бюджета на примере Свердловской области:

Видео — Исполнение бюджета Свердловской области

Сводная бюджетная роспись: что это значит

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 27 августа 2018 года N 184н

(с изменениями на 21 января 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минфина России от 17 декабря 2018 года N 273н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.01.2019, N 0001201901310035);

приказом Минфина России от 16 февраля 2019 года N 21н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.03.2019, N 0001201903120013);

приказом Минфина России от 18 июля 2019 года N 112н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.08.2019, N 0001201908090007);

приказом Минфина России от 25 ноября 2019 года N 198н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.12.2019, N 0001201912230046);

приказом Минфина России от 13 января 2020 года N 3н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.02.2020, N 0001202002110018);

приказом Минфина России от 13 апреля 2020 года N 70н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.04.2020, N 0001202004210027);

приказом Минфина России от 30 октября 2020 года N 252н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.11.2020, N 0001202011090050) (о порядке применения см. пункт 2 приказа Минфина России от 30 октября 2020 года N 252н);

приказом Минфина России от 21 января 2021 года N 3н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.02.2021, N 0001202102190023) (о порядке применения см. пункт 2 приказа Минфина России от 21 января 2021 года N 3н).

В соответствии со статьей 165, пунктом 1 статьи 217 и пунктом 1 статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2007, N 18, ст.2117; N 45, ст.5424; 2010, N 19, ст.2291; 2013, N 19, ст.2331; N 52, ст.6983; 2014, N 43, ст.5795; N 52, ст.7560; 2016, N 27, ст.4278; N 49, ст.6852; 2017, N 14, ст.2007; N 30, ст.4458; N 31, ст.4811; N 47, ст.6841; 2018, N 1, ст.18; N 24, ст.3409; N 30, ст.4557)

2. Настоящий приказ применяется, начиная с составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2019 год.

3. Признать утратившими силу:

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра финансов Российской Федерации Т.Г.Нестеренко.

в Министерстве юстиции

7 сентября 2018 года,

регистрационный N 52119

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 27 августа 2018 года N 184н

Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), а также утверждения (изменения) лимитов бюджетных обязательств

(с изменениями на 21 января 2021 года)

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 165, пунктом 1 статьи 217 и пунктом 1 статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2007, N 18, ст.2117; N 45, ст.5424; 2010, N 19, ст.2291; 2013, N 19, ст.2331; N 52, ст.6983; 2014, N 43, ст.5795; N 52, ст.7560; 2016, N 27, ст.4278; N 49, ст.6852; 2017, N 14, ст.2007; N 30, ст.4458; N 31, ст.4811; N 47, ст.6841; 2018, N 1, ст.18; N 24, ст.3409; N 30, ст.4557).

2. Настоящий Порядок определяет правила составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета (далее – сводная роспись) и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета) (далее – бюджетная роспись главного распорядителя), а также утверждения (изменения) лимитов бюджетных обязательств в целях организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета.

II. Сводная роспись и лимиты бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета

Состав сводной росписи, порядок ее составления и утверждения

3. Сводная бюджетная роспись федерального бюджета на финансовый год и на плановый период (ф.0501050) составляется Министерством финансов Российской Федерации по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку (далее – форма (ф.0501050) согласно приложению N 1) и включает в себя:

бюджетные ассигнования по расходам федерального бюджета на финансовый год и на плановый период в разрезе главных распорядителей средств федерального бюджета (далее – главные распорядители), разделов, подразделов, целевых статей (государственных программ Российской Федерации и непрограммных направлений деятельности), групп видов расходов классификации расходов федерального бюджета;

бюджетные ассигнования по источникам финансирования дефицита федерального бюджета на финансовый год и на плановый период в разрезе кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов, кроме операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета.

При утверждении и ведении сводной росписи и лимитов бюджетных обязательств применяются коды в соответствии с Перечнем видов изменений, вносимых в сводную бюджетную роспись федерального бюджета (бюджетную роспись главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета) (главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета) и лимиты бюджетных обязательств, и требованиями к их оформлению согласно приложению N 2 к настоящему Порядку (далее – приложение N 2).

4. Сводная роспись на очередной финансовый год и на плановый период утверждается Министром финансов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период (далее – Закон) по форме (ф.0501050) согласно приложению N 1 в абсолютных суммах до начала очередного финансового года, за исключением случаев, предусмотренных статьями 190 и 191 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2007, N 18, ст.2117), с присвоением кода вида изменения 101.

Утвержденные показатели сводной росписи должны соответствовать Закону.

5. Показатели сводной росписи текущего финансового года и планового периода, утвержденные до принятия Закона, прекращают свое действие в отношении первого и второго годов планового периода со дня утверждения показателей сводной росписи на очередной финансовый год и на плановый период, а в отношении показателей текущего финансового года – по завершении календарного года.

Прекращение действия показателей сводной росписи текущего финансового года и планового периода в части первого и второго годов планового периода оформляется Справкой об изменении сводной бюджетной росписи федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств на финансовый год и на плановый период (ф.0501051) по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку (далее – справка (ф.0501051) согласно приложению N 3) с присвоением кода вида изменения 102.

6. Утвержденные показатели сводной росписи и обоснования бюджетных ассигнований (далее – ОБАС), формируемые и представляемые главными распорядителями (главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее – главные администраторы источников) в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2007, N 18, ст.2117; N 45, ст.5424; 2010, N 19, ст.2291; 2013, N 19, ст.2331; N 52, ст.6983; 2014, N 43, ст.5795; 2016, N 27, ст.4278; 2017, N 14, ст.2007; N 30, ст.4458; N 31, ст.4811; N 47, ст.6841; 2018, N 24, ст.3409) (далее – Порядок рассмотрения ОБАС), должны соответствовать друг другу.

Лимиты бюджетных обязательств

7. Лимиты бюджетных обязательств утверждаются Министром финансов Российской Федерации в соответствии со статьей 166 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2007, N 18, ст.2117; 2010, N 19, ст.2291; 2013, N 19, ст.2331; 2018, N 30, ст.4557) на основании ОБАС в разрезе главных распорядителей, разделов, подразделов, целевых статей (государственных программ Российской Федерации и непрограммных направлений деятельности, увязанных с направлениями расходов, в том числе детализирующими направления расходов), групп, подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов федерального бюджета.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2019 года приказом Минфина России от 17 декабря 2018 года N 273н. – См. предыдущую редакцию)

7.1. Утверждение лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год и на первый год планового периода в связи с принятием Закона осуществляется путем внесения изменений в лимиты бюджетных обязательств, утвержденные на текущий финансовый год и на плановый период в отношении первого и второго годов планового периода, и оформляется справкой (ф.0501051) согласно приложению N 3 с присвоением кода вида изменения 101.

Утверждение лимитов бюджетных обязательств на второй год планового периода в связи с принятием Закона осуществляется в абсолютных суммах и оформляется по форме Лимитов бюджетных обязательств на финансовый год и на плановый период (ф.0501052) согласно приложению N 4 к настоящему Порядку (далее – форма (ф.0501052) согласно приложению N 4) с присвоением кода вида изменения 101.

7.2. Лимиты бюджетных обязательств по расходам на исполнение публичных нормативных обязательств не утверждаются.

Исполнение публичных нормативных обязательств осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7.3. Лимиты бюджетных обязательств не утверждаются по:

1) бюджетным ассигнованиям, зарезервированным в составе Закона (вид расходов классификации расходов бюджетов 870 “Резервные средства”), до принятия решения об их распределении на выполнение расходных обязательств, подлежащих исполнению в соответствии с Законом;

2) расходам на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества (далее – расходы на осуществление капитальных вложений), по которым отсутствует принятый акт (решение) об осуществлении капитальных вложений и (или) детализация мероприятий, предусмотренных указанным актом (решением), до конкретных объектов капитального строительства и (или) приобретаемых объектов недвижимого имущества (далее – условия по объектам капитальных вложений);

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 20 ноября 2020 года приказом Минфина России от 30 октября 2020 года N 252н, применяется, начиная с составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. – См. предыдущую редакцию)

3) расходам, финансовое обеспечение которых осуществляется при выполнении условий, установленных Законом, и (или) по которым требуется утверждение или внесение изменений в порядок (правила) предоставления (распределения) средств федерального бюджета, а также утверждение распределения субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов (далее – расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется при выполнении условий, установленных Законом), до получения от главного распорядителя уведомления о выполнении условий, установленных Законом;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 20 августа 2019 года приказом Минфина России от 18 июля 2019 года N 112н. – См. предыдущую редакцию)

4) расходам, утверждение которых осуществляется в соответствии с решением Правительства Российской Федерации (далее – дополнительно заблокированные лимиты), до принятия решения Правительства Российской Федерации об отмене решения о дополнительно заблокированных лимитах;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 22 февраля 2020 года приказом Минфина России от 13 января 2020 года N 3н; в редакции, введенной в действие со 2 марта 2021 года приказом Минфина России от 21 января 2021 года N 3н, применяется начиная с составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2021 год. – См. предыдущую редакцию)

6) расходам на реализацию предусмотренных мероприятиями ведомственных программ цифровой трансформации мероприятий, направленных на создание, развитие, эксплуатацию или использование информационно-коммуникационных технологий, а также на вывод из эксплуатации информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (далее – мероприятия по информатизации) до утверждения ведомственных программ цифровой трансформации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N 1646 “О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 42, ст.6612) (далее – Постановление N 1646).

(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 марта 2021 года приказом Минфина России от 21 января 2021 года N 3н, применяется начиная с составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2021 год . – См. предыдущую редакцию)

Сводная бюджетная роспись: что это значит

  • Пол:
  • Регистрация: 24.01.2016
  • Сообщений: 10229
  • Поставил(а) лайков: 13200
  • Получено лайков: 10596
  • Выплачено: 783 876 RUB

Что такое бюджетная роспись?

  • Откройте счет на ИнстаФорекс. Присоединяйтесь к лидерам!
  • Нравится

    Спасибо, Ваш голос учтён

    • Пол:
    • Регистрация: 04.10.2011
    • Сообщений: 17125
    • Поставил(а) лайков: 18446
    • Получено лайков: 24377
    • Выплачено: 494 982 RUB

    • Дополнительный заработок с ИнстаФорекс.
    • Нравится

      Спасибо, Ваш голос учтён

      Комментарий

      • Пол:
      • Регистрация: 19.02.2017
      • Сообщений: 8363
      • Поставил(а) лайков: 3756
      • Получено лайков: 14081
      • Выплачено: 2 189 690 RUB

      Что такое бюджетная роспись?

      Если не прибегать к сложной терминологии, то по сути под бюджетной росписью понимают составление всех необходимых документов, которые отражают поступления в бюджет и расходы. В бюджетной росписи находятся все возможные источники дохода, дефицит, распределения всех ассигнований и так далее.

      На государственном уровне составление бюджетной росписи контролирует министерство финансов. Там указываются расходы федерального бюджета за текущий год и планирование расходов на следующий. Также она отражает источники, позволяющие покрыть дефицит.
      Это довольно сложный процесс, который требует задействования нескольких структур.

      Бюджетная роспись публикуется в открытых источниках и с ней можно ознакомиться. Есть информация как по всей стране, так и по отдельно взятым регионам.

      • ИнстаФорекс – зарабатывайте с надежным брокером!
      • Нравится

        Спасибо, Ваш голос учтён

        Комментарий

        • Пол:
        • Регистрация: 13.03.2013
        • Сообщений: 4460
        • Поставил(а) лайков: 24547
        • Получено лайков: 15635
        • Выплачено: 521 137 RUB

        Каждый человек, кто, так или иначе, связан с экономикой, знает, что представляет из себя бюджетная роспись. Давайте и мы с вами разберёмся в этом вопросе.

        Бюджетная роспись – это документ, содержащий в себе финансовую информацию государства. Другими словами, это ведение поквартальной документации, где описываются все доходы и расходы бюджета с учётом всех источников и возможного дефицита.

        Составление и ведение бюджетной росписи производится под контролем министерства финансов. Этот процесс довольно трудоёмок, и здесь не обойтись без помощи сторонних структур, таких, к примеру, как казначейство. Оно владеет текущей информацией о финансах государства и является главным помощником министерства в вопросе составления бюджетной росписи.
        Процесс подготовки бюджетной росписи включает в себя анализ информации о текущем состоянии бюджетов, поиск источников для покрытия дефицита и т.д.

        Бюджетная роспись регулярно публикуется в открытых источниках информации и на сайтах подразделений министерства финансов.

        • ИнстаФорекс – зарабатывайте, не выходя из дома.
        • Нравится

          Спасибо, Ваш голос учтён

          Комментарий

          • Пол:
          • Регистрация: 19.07.2017
          • Сообщений: 10666
          • Поставил(а) лайков: 14194
          • Получено лайков: 24727
          • Выплачено: 2 979 468 RUB

          Что такое бюджетная роспись?


          Бюджетная роспись – документ, в котором содержатся данные о поквартальном распределении бюджетных средств.

          Причем вопрос распределения рассматривается со всех сторон, изучаются и источники финансирования и расходы, а также поступления из источников финансирования дефицита. В РФ бюджетная роспись состоит из двух частей:

          • Бюджетные ассигнования по расходам федерального бюджета.
          • Бюджетные ассигнования по источникам финансирования дефицита федерального бюджета.

          Если говорить просто, то бюджетная роспись – это своего рода план распределения ассигнований (средств) между получателями. Данные планы составляются бюджетами различных уровней, а потому и ответственными за составление и утверждение могут быть разные органы и лица.

          На самом деле система составления бюджетных росписей максимально запутана, если почитать Бюджетный кодекс, то понятия от этого не добавится, но видимо так оно и надо. Если народ не может понять как и куда уходят его средства, то и вопросов задавать не будет. Ладно, попробуем разобраться вместе с помощью следующей схемы:

          • Увеличьте ваш доход в партнерстве с ИнстаФорекс.
          • Нравится

            Спасибо, Ваш голос учтён

            Комментарий

            • Пол:
            • Регистрация: 28.06.2018
            • Сообщений: 2680
            • Поставил(а) лайков: 7672
            • Получено лайков: 5379
            • Выплачено: 218 411 RUB

            Бюджетной росписью называют финансовый документ, который содержит государственную информацию о поступлении средств в бюджет и их расходовании. Так же в этом документе содержатся данные об источниках, приносящих доход и дефиците бюджетных средств. Период составления этого финансового документа один раз в квартал.

            Кто её составляет?

            Составление бюджетной росписи, прерогатива исключительно министерства финансов, но так как процесс её составления является достаточно трудозатратным, то, как правило, привлекаются и другие государственные структуры, например представители казначейства, которое обладает актуальной, текущей информацией о состоянии финансовых дел государства. Собственно говоря бюджетная роспись и составляется на основании данных, представляемых казначейством.

            При наличии желания, каждый гражданин страны может ознакомиться с теми данными, которые представлены в бюджетной росписи. Они всегда находятся в открытом доступе, на сайте Министерства финансов, но не уверен в том, что простому человеку нужно разбираться с огромным количеством данных, которые представлены в бюджетной росписи, так как проверить куда ушли деньги, всё равно не возможно.

            • ИнстаФорекс – надежный проводник в мир финансов и инвестиций.
            • Нравится

              Спасибо, Ваш голос учтён

              Комментарий

              • Пол:
              • Регистрация: 24.01.2016
              • Сообщений: 10229
              • Поставил(а) лайков: 13200
              • Получено лайков: 10596
              • Выплачено: 783 876 RUB

              Бюджет – документ глобальный, который учитывает весь спектр задач на целый год. Естественно, что необходимо более тонкое деление, на меньшие промежутки времени, без таких глобальных планов. Для этого существует бюджетная роспись, в которой временной промежуток выражен одним кварталом, и в пределах этого промежутка времени расписаны все доходы – расходы по бюджету. Скажем так – это более подробный документ.
              Так как бюджет – документ открытый, то и бюджетную роспись публикуют в СМИ, чаще всего это газеты финансируемые правительством. Таким образом, все мы, узнаем, куда будут идти наши деньги в текущем квартале.
              Бюджетная роспись составляется министерством финансов, а после составления согласуется, со всеми структурами, участвующими в этой росписи (чтобы все согласовали доходы и траты). После того, как всё составлено и согласовано, министр финансов утверждает эту бюджетную роспись к исполнению. И утверждённый документ поступает в федеральное казначейство.

              • Ежеминутно множество трейдеров получают прибыль. Присоединяйтесь!
              • Нравится

                Спасибо, Ваш голос учтён

                Комментарий

                • Пол:
                • Регистрация: 29.11.2020
                • Сообщений: 161
                • Поставил(а) лайков: 427
                • Получено лайков: 112
                • Выплачено: 79 189 RUB

                Что такое бюджетная роспись?

                Финансовая терминология изобилует различными красочными терминами. Например, мало кто знает то, что из себя представляет бюджетная роспись. О ней даже бухгалтера не знают, но в Министерствах финансов по всему миру отлично знаком этот ежеквартальный термин.

                Что такое бюджетная роспись?
                Эксперты понимают под бюджетной росписью ежеквартальную отчетность, в которую включают поступления и траты бюджета. В документах, которые включаются в бюджетную роспись, добавляют и отчет по распределению средств, выделенных местным или федеральным бюджетом различным организациям.
                Бюджетная роспись утверждается Министерством финансов и только этой организацией. Составлением бюджетной росписи занимается ни один человек, а различные структуры. Готовятся эти документы для регионов. Если говорить простым языком, то бюджетная роспись- это план трат регионов на определенный период времени. Причем в этот план включают различные дополнительные параметры, которые помогают финансовым контрольным организациям вести учет средств более прозрачно.

                Что такое лимиты бюджетных обязательств?
                В бюджетной росписи используется термин лимиты бюджетных обязательств. В бюджетной росписи указана вся информация, касающаяся того или иного региона или города. Сколько поступило средств в бюджет, сколько было потрачено, сколько осталось денег от предыдущих поступлений.
                Также учитывается профицит или дефицит бюджета. Исходя из этой информации в бюджетную роспись добавляют лимиты бюджетных обязательств, которые касаются сумм, которые будут гарантировано ассигнованы в регион из Министерства финансов.
                Как только будет одобрена бюджетная роспись для региона страны, регион начинает не только получать средства, оговоренные в документах бюджетной росписи, а сразу же начинается процесс составления отчетности по затраченным средствам.
                Во всем этом бюрократическом процессе получения средств из федерального бюджета огромную роль играет казначейство. Именно оно фактически направляет средства, выделенные Министерством финансов через бюджетную роспись, в нужные регионы. Но казначейство не занимается проверкой отчетности, для него важны лимиты бюджетных обязательств, которые редко меняются, за исключением кризисных годов или при особых условиях, озвученных в законе.
                Конечно же, можно было бы работать с регионами иными способами и финансировать их более открыто и скоро, не используя бюджетную роспись. Но над ее созданием годами работали чиновники в стране, поэтому не стоит ожидать изменений в Министерстве финансов и в финансировании регионов в ближайшие годы.

                СВОДНАЯ БЮДЖЕТНАЯ РОСПИСЬ

                Сводная бюджетная роспись – документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с настоящим Кодексом в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета (статья 6 «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе»).

                Показатели сводной бюджетной росписи детализируют объемы бюджетных ассигнований, утвержденные главным распорядителям бюджетных средств и главным администраторам источников финансирования дефицита бюджета законом (решением) о бюджете в текущем финансовом году или в текущем финансовом году и плановом периоде, по кодам экономической классификации расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов в части выплат из бюджета.

                Основные положения по ведению сводной бюджетной росписи утверждены в Бюджетном кодексе, в статье 217 «Сводная бюджетная роспись».

                Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом. Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете. Если в закон о бюджете вносятся изменения, то аналогичные изменения должны быть внесены в СБР.

                Расходная часть СБР составляется следующим образом: из закона о бюджете берется ведомственная структура расходов. Она может быть оставлена без изменений, а может быть дополнена кодом КОСГУ (одним разрядом или полным кодом). Полный или частичный код КОСГУ может быть указан только для отдельных ГРБС или видов расходов.

                Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам доводятся до главных распорядителей бюджетных средств до начала очередного финансового года.

                Другие особенности ведения сводной бюджетной росписи устанавливаются соответствующим финансовым органом.

                Для примера рассмотри форму сводной бюджетной росписи, утвержденную для федерального бюджета (Приказ от 17 декабря 2008 г. N 143н «Об утверждении порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета).

                Нельзя забывать, что ФО может утвердить необходимость указывать код КОСГУ полностью или частично в СБР. Также для федерального уровня в СБР указываются только БА. Лимиты указываются в отдельном плановом документе, который называется «Лимиты бюджетных обязательств» и составляется главными распорядителями бюджетных средств. Однако на других уровнях распространен вариант ведения СБР, при котором ЛБО включаются в сводную бюджетную роспись.

                То есть в СБР могут быть утверждены БА и ЛБО по расходам и БА на выплаты по источникам.

                Иногда, вместо понятия бюджетные ассигнования (БА) используют понятие бюджетные назначения, последнее понятие отсутствует в Бюджетном кодексе РФ. Еще один синоним бюджетных ассигнований – показатели сводной бюджетной росписи (Статья 219 1 БК РФ «Бюджетная роспись»).

                Основные различия закона о бюджете и СБР:

                Закон: это план поступления (по классификации доходов и источников финансирования дефицита бюджета в части поступлений в бюджет) и расходования (по расходной классификации и классификации источников финансирования дефицита бюджета в части выбытия из бюджета) денежных средств, как правило, без детализации по экономическим статьям расходов, источников финансировании дефицита бюджета, составляются и утверждаются одной суммой, сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период).

                СБР: это план расходования (по расходной классификации и классификации источников финансирования дефицита бюджета в части выбытия из бюджета) денежных средств, составляется и утверждается одной суммой сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период).

                После того как СБР утверждена, ее данные нужно довести до нижестоящих – ГРБС и ГАИФ. Наиболее часто встречается следующий вариант доведения. Финансовый орган выделяет из СБР часть, которая относится к конкретному ГРБС, включает эти данные в Уведомление о БА, ЛБО и отправляет Уведомление этому главному распорядителю (главному администратору источников финансирования дефицита) (код формы 0504822, Приказ Минфина РФ от 6 декабря 2010 г. N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»). Аналогичным образом доводятся БА по источникам.

                | следующая лекция ==>
                ЗАКОН О БЮДЖЕТЕ | БЮДЖЕТНАЯ РОСПИСЬ

                Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

                Особенности сводной бухгалтерской отчетности

                Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

                Тип составляемой бухгалтерской отчетности зависит от целевого назначения, временного диапазона. Суть отчетных документов – комплексное отражение текущего имущественного положения компании, финансовых успехов или проблем. Обязательства по оформлению и подаче в контролирующие органы отчетов регламентируются законодательно, предприятия не уполномочены самостоятельно решать, за какой период заполнять отчетные формы, куда и когда их сдавать. На базе систематизированных в отчетах данных можно осуществлять диагностику угроз финансовой стабильности, выявлять резервы увеличения рентабельности.

                Что такое сводная бухгалтерская отчетность

                Сводная отчетность – это комплекс отчетной документации, отражающей деятельность нескольких организаций, связанных между собой. Ее составление характерно для крупных компаний, имеющих дочерние структуры. Данные оформляются в отчетных формах на ежегодной основе. Документация, подписанная руководством головной фирмы, должна быть передана в налоговый орган.

                Сводная отчетность носит собирательный характер. В ней обобщаются сведения головной структуры и всех филиалов, дочерних подразделений. Бухгалтерия головного офиса систематизирует данные из документов по всем отделам, суммирует значения идентичных показателей и итоговые цифры заносит в сводный отчет.

                Сводный тип отчетной документации необходим в ситуации, когда:

                • организация является материнской по отношению к другой структуре, имеет значительное количество акций в акционерном обществе, которые дают ей право голоса;
                • у материнской структуры есть возможность влиять на принимаемые связанными фирмами решения.

                ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Критерии взаимосвязанности организаций – наличие единой системы контроля перемещения активов, существование зависимости одной структуры от решений и действий материнского предприятия, без одобрения которого невозможно осуществление ряда операций.

                Назначение и состав сводной отчетности

                Сводная отчетность может составляться чаще, чем раз в год, если это необходимо внутренним пользователям. Причиной оформления промежуточных отчетных документов может быть желание инвесторов проанализировать результаты финансовой деятельности компании, увидеть ее перспективы развития. Решение о заполнении отчета не за год, а за меньший интервал, может основываться на распоряжении руководства. Это возможно в ситуациях, когда рассматривается вопрос об изменении тактической или стратегической программы развития предприятия.

                Как формируется учетная политика организацией, раскрывающей составленную в соответствии с МСФО консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность организации, не создающей группу?

                ВАЖНО!
                Данные сводной отчетности нельзя применять для выведения налогооблагаемой базы и анализа эффективности работы системы налоговой безопасности.

                В целях налогообложения данные из сводных отчетов не могут применяться по ряду причин:

                • значения показателей представлены в обобщенном виде, что не позволяет выделить объективный размер налоговой базы и может привести к ее занижению;
                • фактическое местонахождение дочерних структур не всегда совпадает с местом регистрации материнской организации;
                • применяемые ставки по региональным налогам в организациях внутри группы могут различаться;
                • объединение компаний не является устойчивым образованием в долгосрочной перспективе.

                Сводная бухгалтерская отчетность состоит из стандартных отчетных форм, которые содержат в себе обобщенные арифметические показатели. В комплект отчетной документации входят баланс, отчет о финансовых результатах и дополнительные бланки с пояснениями.

                Порядок и особенности составления

                Сводная отчетность готовится головной структурой. Для этого материнская компания систематизирует данные о результатах своей деятельности и суммирует их с показателями дочерних или других связанных организаций. Оформление отчетной документации осуществляется в несколько этапов:

                • сверка по совместным операциям между дочерними подразделениями;
                • внутреннее согласование и урегулирование долговых обязательств между участниками группы;
                • подготовка отчетных данных дочерними структурами;
                • сбор сведений материнской компанией – конечные сроки для представления информации устанавливаются администрацией предприятия, которое несет ответственность за составление сводных отчетов;
                • проверка головной организацией всех полученных сведений;
                • валютные ценности переводятся в рублевый эквивалент по курсу на отчетную дату, установленному ЦБ РФ;
                • группировка статей отчетности и выведение их итоговых значений;
                • корректировка полученных итоговых сумм на денежное выражение проведенных операций внутри группы.

                В сводной отчетности не должны быть отражены данные по взаиморасчетам между связанными компаниями. Исключению подлежит весь объем кредиторской и дебиторской задолженности, которая числится по результатам взаимодействия организаций внутри группы. Норма распространяется на долги со сроком исполнения менее 12 месяцев и с периодом погашения свыше 1 года. Не должны отражаться в своде дивидендные платежи и величина финансовых вложений в структурные единицы объединения. Вычесть из сформированного финансового результата надо и суммы прибыли или убытка, которые были получены от взаимодействия между участниками группы.

                СПРАВОЧНО! Необходимым условием для составления сводного типа отчетности выступает наличие четкой вертикали в системе управления группой взаимосвязанных организаций.

                Сведения, внесенные в отчетные формы, должны отвечать ряду обязательных требований:

                1. Полнота. Этот критерий оценки отчетности проявляется в исчерпываемом раскрытии в статьях отчетных бланков информации об активах и пассивах группы компаний, объеме полученных доходов и размере понесенных издержек.
                2. Единство учетной политики. Под этим требованием подразумевается соблюдение единого подхода к определению методологии оценки имущественных активов, обязательств и доходных поступлений у всех связанных сторон внутри группы.
                3. Материнская компания и зависимые от нее структуры систематизируют данные о результатах деятельности за одинаковые интервалы времени и по состоянию на одну дату.
                4. В отчетных формах дочерних организаций и материнского образования все данные выражены в одной валюте и одинаковых единицах измерения.

                Методика систематизации данных для внесения в отчетность зависит от формы зависимости организаций внутри группы от материнской компании. Если речь идет о дочерних обществах, то предполагается наличие полного контроля со стороны головного предприятия. В этом случае данные отчета формируются через суммирование значений по одноименным показателям.

                Зависимым обществом считается организация, в деятельности которой частично участвует материнская компания. При заполнении отчетных форм используется метод объединения доли показателей, которые оговариваются внутренним соглашением группы. Обязательно должны учитываться сведения об изменениях в сумме и структуре капитала. При совместной форме влияния применяют методику пропорционального консолидирования отчетности.

                Порядок составления и подачи в контролирующие органы сводной отчетности идентичен условиям оформления стандартных форм отчетной документации. Рекомендации по сведению итоговых данных и их отражению в унифицированных документах приведены в ПБУ 4/99.

                ЗАПОМНИТЕ! Срок сдачи сводной бухгалтерской отчетности идентичен предельным датам представления стандартных отчетных форм другими категориями субъектов предпринимательской деятельности.

                Пограничная дата для передачи контролирующим органам сводной отчетности наступает после истечения 120-дневного периода с момента завершения отчетного года. Если указанный срок нарушается, руководство компании будет оштрафовано. Размер материального наказания для руководителя фирмы регламентирован ст. 15.6 КоАП. Величина штрафа равна сумме 300-500 рублей.

                При анализе данных сводной отчетности необходимо ориентироваться не только на обобщенные показатели, но и на структурный анализ. Его суть заключается в выведении ряда финансовых коэффициентов отдельно для материнской организации и для каждого предприятия внутри группы. Дополнительно определяется удельный вес активов и обязательств, финансовых результатов компаний в общем значении показателей из сводных отчетов.

                Тема 8. Сводная консолидированная отчетность

                Цель и задачи

                Целью является изучение формирования сводной консолидированной отчетности для дальнейшего применения в практической деятельности.

                Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

                Оглавление

                8.1. Назначение и содержание сводной и консолидированной отчетности

                В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 34н от 29 июля 1998 г., в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ эта организация помимо собственного бухгалтерского отчета составляет сводную бухгалтерскую отчетность (СБО), включающую показатели отчетов таких обществ.

                Основные методологические положения по составлению сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности утверждены Приказом Минфина России № 112 от 30.12.1996 г. «О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности».

                Сводная бухгалтерская отчетность — это система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций.

                Под взаимосвязанными организациями понимаются дочерние и зависимые общества. Понятие дочерних и зависимых обществ дано в ст.ст.105 – 106 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), пп. 2, 4 ст. 6 Федеральных законов № 208-ФЗ от 26.12.1995 г. «Об акционерных обществах» (далее – Закон № 208-ФЗ) и № 14-ФЗ от 08.02.1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон № 14-ФЗ).

                При этом головной (основной) организацией (ГО) признается организация, имеющая в своем составе дочерние и зависимые организации и выступающая по отношению к дочерним организациям как основное общество (товарищество), а по отношению к зависимому обществу – как участвующее общество.

                Хозяйственное общество признается дочерним (ДО), если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале (в доле, превышающей 50 % от уставного капитала) либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

                Хозяйственное общество признается зависимым (ЗО), если другое (участвующее) общество имеет более 20 % его голосующих акций (акционерное общество) или 20 % уставного капитала (общество с ограниченной ответственностью).

                Сводная бухгалтерская отчетность (СБО) группы объединяет бухгалтерскую отчетность головной организации и ее дочерних обществ, а также включает данные о зависимых обществах. По отношению к дочерним обществам головная организация выступает как основное общество (товарищество), по отношению к зависимым обществам – как преобладающее (участвующее) общество.

                Сводная бухгалтерская отчетность объединяет бухгалтерскую отчетность дочерних обществ и включает данные о зависимых обществах, являющихся юридическими лицами по законодательству места его государственной регистрации.

                Бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в сводную бухгалтерскую отчетность, если:

                1) головная организация обладает более чем 50 % голосующих акций акционерного общества или более чем 50 % уставного капитала общества с ограниченной ответственностью;

                2) головная организация имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с заключенным между головной организацией и дочерним обществом договором;

                3) в случае наличия у головной организации иных способов определения решений, принимаемых дочерним обществом.

                Данные о зависимых обществах включаются в сводную бухгалтерскую отчетность, если головная организация имеет более 20 % голосующих акций акционерного общества или более 20 % уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

                Данные о дочернем или зависимом обществе могут не включаться в сводную бухгалтерскую отчетность, если:

                • доля в уставном капитале зависимого общества приобретена на краткосрочный период с целью последующей перепродажи;
                • головная организация не может определять решения, принимаемые дочерним обществом.

                В этом случае стоимостная оценка участия головной организации в дочернем обществе или зависимом обществе отражается в сводной бухгалтерской отчетности в порядке, установленном для отражения финансовых вложений (в сумме фактических затрат, отраженных в бухгалтерском балансе головной организации).

                Каждый такой случай подлежит раскрытию в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о прибылях и убытках.

                Данные о дочернем обществе, а также данные о зависимом обществе могут не включаться в сводную бухгалтерскую отчетность, если:

                1) данные о дочернем (зависимом) обществе не оказывают существенное влияние для формирования представления о финансовом положении и финансовых результатах деятельности группы. Например, если величина уставного капитала дочернего общества не превышает 3 % величины капитала группы, а в сумме с капиталом других дочерних обществ, участие в которых отражается в сводной бухгалтерской отчетности в общем порядке, установленном для отражения финансовых вложений, — 10 % величины капитала группы. За величину капитала дочернего общества на отчетную дату принимается итог раздела IV «Капитал и резервы» бухгалтерского баланса за минусом статей «Фонд социальной сферы» и «Целевые финансирование и поступления». Величина капитала группы в данном случае определяется простым суммированием величины капитала всех дочерних обществ и головной организации;

                2) включение бухгалтерской отчетности дочернего (зависимого) общества в сводную бухгалтерскую отчетность противоречит требованию рациональности, установленному Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/98), утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 60н от 9 декабря 1998 г. (например, в силу чрезвычайных ситуаций). Обоснованность невключения при этом подтверждается независимым аудитором (аудиторской фирмой).

                В этих случаях стоимостная оценка участия головной организации в дочернем обществе, а также стоимостная оценка участия головной организации в зависимом обществе может отражаться в сводной бухгалтерской отчетности в порядке, установленном для отражения финансовых вложений.

                Каждый такой случай подлежит раскрытию в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о прибылях и убытках с указанием: полного наименования дочернего (зависимого) общества; места государственной регистрации и/или места ведения хозяйственной деятельности; величины уставного капитала, доли участия в нем головной организации; доли принадлежащих головной организации голосующих акций (уставного капитала), если она отличается от доли участия; основных финансовых показателей деятельности дочернего общества.

                Сводная бухгалтерская отчетность составляется в объеме и порядке, установленном Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации».

                Сводная бухгалтерская отчетность составляется по формам, разработанным головной организацией, исходя из Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», на основе типовых форм бухгалтерской отчетности. При этом типовые формы бухгалтерской отчетности могут дополняться статьями и данными, необходимыми заинтересованным пользователям сводной бухгалтерской отчетности.

                Статьи (строки) типовых форм бухгалтерской отчетности, по которым у группы отсутствуют показатели, могут не приводиться, кроме случаев, когда соответствующие показатели имели место в периоде, предшествующем отчетному.

                Числовые показатели об отдельных активах, пассивах и иных фактах хозяйственной деятельности должны приводиться в сводной бухгалтерской отчетности обособленно, если без знания о них для пользователей невозможна оценка финансового положения группы или финансового результата ее деятельности. Числовые показатели об отдельных видах активов, пассивов и хозяйственных операций не приводятся в сводном бухгалтерском балансе или сводном отчете о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки пользователями финансового положения группы или финансового результата ее деятельности, а отражаются общей суммой в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о прибылях и убытках.

                Головная организация придерживается принятой формы сводного бухгалтерского баланса, сводного отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного периода к другому.

                Изменение избранных форм сводного бухгалтерского баланса, сводного сводного отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним раскрывается в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о прибылях и убытках с указанием причин, вызвавших это изменение.

                Достоверность составления и соблюдение порядка представления сводной бухгалтерской отчетности обеспечивает руководитель головной организации.

                Объем и порядок, включая сроки, представления бухгалтерской отчетности дочерних и зависимых обществ головной организации (в том числе дополнительной информации, необходимой для составления сводной бухгалтерской отчетности) устанавливает головная организация.

                До составления сводной бухгалтерской отчетности необходимо выверить и урегулировать все взаиморасчеты и иные финансовые взаимоотношения головной организации и дочерних обществ, а также между дочерними обществами.

                В случае наличия у головной организации дочерних и зависимых обществ одновременно сводная бухгалтерская отчетность составляется путем объединения показателей бухгалтерской отчетности головной организации и бухгалтерской отчетности дочерних обществ и включения данных об участии в зависимых обществах.

                Показатели бухгалтерской отчетности дочернего общества включаются в сводную бухгалтерскую отчетность с первого числа месяца, следующего за месяцем приобретения головной организацией соответствующего количества акций, доли в уставном капитале дочернего общества либо появления иной возможности определять решения, принимаемые дочерним обществом.

                Данные о зависимом обществе включаются в сводную бухгалтерскую отчетность с первого числа месяца, следующего за месяцем приобретения головной организацией соответствующего количества акций или доли в уставном капитале зависимого общества.

                Сводная бухгалтерская отчетность составляется и представляется на русском языке в миллионах рублей или в миллиардах рублей с одним десятичным знаком.

                Сводная бухгалтерская отчетность представляется учредителям (участникам) головной организации. Иным заинтересованным пользователям сводная бухгалтерская отчетность представляется в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, или по решению головной организации.

                Головной организации целесообразно составлять сводную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 июня следующего за отчетным года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредительными документами этой организации.

                Сводная бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) головной организации.

                Сводная бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, подписывается руководителем организации, централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

                По решению участников группы сводная бухгалтерская отчетность может публиковаться в составе публикуемой бухгалтерской отчетности головной организации.

                8.2. Методика формирования показателей консолидированного баланса, отчета о финансовых результатах и т. д.

                Порядок включения в сводную (консолидированную) отчетность показателей деятельности по дочерним и зависимым обществам различен.

                Консолидированная отчетность составляется в целях установления характера влияния на финансовое состояние организаций их вложений в капиталы других (дочерних и зависимых) юридических лиц, операций и сделок с этими юридическими лицами, возможностей управлять их деятельностью и, являясь важным информационным документом, используется, как правило:

                • при котировке акций обществ, входящих в группу;
                • для оценки эффективности экономических взаимосвязей хозяйственных обществ группы;
                • при принятии решений и контроле основного общества за деятельностью группы с целью получения выгоды от использования активов дочерних и зависимых обществ при соблюдении интересов меньшинства.

                Основой для составления сводной (консолидированной) отчетности (СБО) группы служит бухгалтерская отчетность организаций, образующих группу. При этом составление сводной (консолидированной) отчетности, которая аккумулирует данные бухгалтерской отчетности головной организации (ГО) и дочерних организаций (ДО), а также включает информацию о зависимых организациях (ЗО), является прямой обязанностью головной организации. Эта отчетность составляется по формам, разработанным головной организацией на основе типовых форм бухгалтерской отчетности, в объеме и порядке, определенных Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденным Приказом Минфина России № 43н от 06.07.1999 г., и состоит из образующих единое целое взаимосвязанных форм:

                • консолидированного бухгалтерского баланса (форма № 1);
                • консолидированного отчета о финансовых результатах (форма № 2);
                • консолидированного отчета об изменении капитала (форма № 3);
                • консолидированного отчета о движении денежных средств (форма № 4);
                • консолидированных приложений к бухгалтерскому балансу (формы № 5 и 6);
                • пояснительной записки;
                • аудиторского заключения.

                В СБО объединяются все активы и обязательства, доходы и расходы головной организации и дочерних обществ.

                Объединение бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ осуществляется путем построчного суммирования соответствующих данных.

                При составлении СБО используется единая учетная политика в отношении аналогичных статей активов и обязательств, доходов и расходов ГО и ДО.

                Если при составлении бухгалтерской отчетности какого-либо ДО использована учетная политика, отличная от используемой для составления СБО, то до объединения она приводится в соответствие с учетной политикой, используемой для составления СБО.

                В СБО объединяется бухгалтерская отчетность ГО и ДО, составленная за один и тот же отчетный период и на одну и ту же отчетную дату.

                Если бухгалтерская отчетность какого-либо ДО (расположенного за пределами РФ) составлена за тот же отчетный период, что и СБО, но на другую отчетную дату, то такое ДО составляет промежуточную бухгалтерскую отчетность на ту же отчетную дату, что и отчетная дата СБО. В случае невозможности такого составления в СБО включаются данные бухгалтерской отчетно­сти ДО, составленной на иную отчетную дату, при условии, что расхождение между этой датой и отчетной датой СБО не превышает трех месяцев.

                Для включения в СБО значения показателей бухгалтерской отчетности ДО, составленной в иностранной валюте, пересчитываются в рубли следующим образом:

                • стоимость активов и обязательств пересчитывается по курсу ЦБ РФ, последнему по времени котировки в отчетном периоде;
                • величина доходов и расходов, формирующих финансовые результаты деятельности ДО, пересчитывается с учетом курсов ЦБ РФ, действовавших на соответствующие даты совершения операций, либо с учетом средней величины курсов, исчисленной как результат от деления суммы произведений величины курсов и дней их действия в отчетном периоде на число дней в отчетном периоде.

                Разницы, возникающие в результате пересчета, отражаются в СБО в составе добавочного капитала и отдельно раскрываются в пояснениях к СБО.

                Перед объединением показателей бухгалтерской отчетности ГО и ДО в СБО проводится процедура исключения некоторых показателей внутри группы для того, чтобы СБО отражала финансовое положение и финансовые результаты группы по операциям со сторонними организациями.

                Если 1-я ГО Ф 1-й ДО (см. табл. 8.1), то разность между ними отражается в сводном бухгалтерском балансе отдельной статьей «Деловая репутация дочерних обществ».

                Если 1-я ГО > 1-й ДО, то 1-я ГО — 1-я ДО показывается в группе статей «Нематериальные активы» сводного бухгалтерского баланса.

                Перечень показателей, не включаемых в сводный бухгалтерский баланс

                1-я ГО. Финансовые вложения ГО в уставные капиталы ДО 2-я ГО. Дебиторская задолженность дочерних обществ 3-я ГО. Кредиторская задолженность дочерним обществам (в т. ч. по дивидендам) 4-я ГО. Прибыль (убыток) от операций с ДО

                1-я ДО. Уставный капитал ДО в части, принадлежащей головной организации 2-я ДО. Кредиторская задолженность ГО и другим ДО 3-я ДО. Дебиторская задолженность ГО и других ДО (в т. ч. по дивидендам) 4-я ДО. Прибыль (убыток) от операций с ГО и другими ДО

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: