Таможенная стоимость: что это такое, описание и особенности

Таможенная стоимость

Под термином таможенная стоимость чаще всего понимают таможенную стоимость товара (ТСТ). Исходя из ее величины и высчитываются необходимые к уплате таможенные платежи, то есть пошлины, налоги, акцизы и сборы. Таким образом таможенная стоимость формируется из стоимости товара и суммы всех расходов, понесенных участником ВЭД при их транспортировке в Российскую Федерацию (т.е. расходов понесенных на иностранной территории). Таможенная стоимость, то есть ее величина (размер) фиксируется в особом документе – ДТС-1, который подается вместе с основной таможенной декларацией.

Что же собой представляет понятие таможенная стоимость? Таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза…” (статья 39 ТК ЕАЭС).

Иными словами, таможенная стоимость это сумма затрат, понесенных участником внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при покупке товара, его страховании, лицензировании и доставке. Также при расчете таможенной стоимости учитываются и другие возможные расходы, понесенные участником ВЭД при доставке товара от места приобретения за рубежом до границы Таможенного союза.

Таможенная стоимость товара (ТСТ) определяется по формуле:

ТСТ = стоимость покупки + дополнительные расходы (транспортировка, страхование, лицензирование, услуги таможенного брокера и др.).

Под товаром Таможенный кодекс ЕАЭС понимает любое движимое имущество, в том числе электрическую энергию, товары, перемещаемые по трубопроводам, валюту, ценные бумаги, дорожные чеки и т.д. (статья 2 ТК ЕАЭС). Таможенные пошлины, налоги и сборы, начисленные на величину таможенной стоимости, и выплаченные участником ВЭД при таможенном оформлении товаров являются доходом государства и поступают в бюджет страны (известно, что именно таможенные платежи составляют до 40% доходной части российского бюджета!).

Определение таможенной стоимости — методы определения таможенной стоимости

Обязанность по определению таможенной стоимости товара возложена на декларанта. Декларант должен правильно определить таможенную стоимость перевозимого им товара, обосновать ее, предоставив подтверждающие документы (контракты, счета, платежки, чеки, и др.), самостоятельно высчитать размер таможенных платежей (размер таможенных пошлин, налогов и сборов) и оплатить их. В некоторых случаях (они оговорены в законодательстве отдельно) таможенную стоимость товара определяет не декларант, а таможенный инспектор.

Напоминаем, что намеренное введение таможенных органов в заблуждение и недостоверное декларирование таможенной стоимости товара преследуется по закону и предусматривает наложение штрафа за недостоверное декларирование!

Таможенная стоимость подтверждается следующими документами:

  1. Внешнеторговый контракт (с производителем или продавцом);
  2. Условия поставки указанные по контракту согласно Инкотермс;
  3. Инвойс;
  4. Документы, подтверждающие факт оплаты за товар (платежки, чеки, выписки из банковского счета и т.д.);
  5. При необходимости счет за перевозку;
  6. При необходимости счет за страховку;
  7. Экспортная декларация;
  8. Прайс-лист от производителя или продавца;
  9. Спецификация приложения к контракту с ценами;
  10. Официальный сайт производителя или продавца с ценами и артикулами (в некоторых случаях достаточно предъявить ссылку на документ в сети Интернет или скриншот интересуемой страницы сайта);
  11. Документы, подтверждающие цену товара на внутреннем рынке страны-производителя.

Таможенная стоимость – 6 методов определения

Методы определения таможенной стоимости товара расположены в иерархическом порядке. Если по каким-то причинам первый метод не дал четкого определения таможенной стоимости товара, то применяется второй метод, если и он не дал ответ, то – третий и так далее по очереди, пока не будет найден искомый результат – таков порядок определения таможенной стоимости.

Первый метод. Согласно первому методу таможенная стоимость товара определяется исходя из суммы стоимости товара (определяется по инвойсу) и стоимости его доставки до границы Таможенного союза (исходя из транспортных документов, а также договора с транспортной компанией). Это самый распространенный метод. Исходя из полученного размера таможенной стоимости, высчитывается размер таможенной пошлины и НДС.

Второй метод. Если по каким-то причинам декларант не имеет возможности подтвердить стоимость товара (нет инвойса или других необходимых документов), то таможенная стоимость определяется исходя из анализа сделок с идентичными товарами. Под идентичными товарами таможенное законодательство понимает одинаковые во всех отношениях товары. Они могут иметь незначительные расхождения, но их физические характеристики не должны влиять на выполнение ими основной их функции. И еще идентичные товары должны быть коммерчески взаимозаменяемыми.

Третий метод. Если анализ сделок с идентичными товарами не позволил определить таможенную стоимость, то изучаются сделки с товарами, не являющимися полностью идентичными. Речь идет об однородных товарах, то есть товарах, которые имеют сходные характеристики, состоят из схожих компонентов и выполняют ту же функцию.

Четвертый метод. Алгоритм расчета таможенной стоимости товара согласно четвертому методу основывается на анализе цен, по которым идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Таможенного союза. При этом из получившейся суммы вычитаются затраты, характерные только для внутреннего рынка (таможенные пошлины, транспортные расходы, другие расходы, которые понес продавец идентичного или однородного товара при его продаже). Важно помнить, что за анализ необходимо брать те сделки, по которым была продана наибольшая агрегированная товарная партия (при этом товары должны были быть проданы в неизменном состоянии).

Пятый метод. За анализ берется стоимость производства товара (себестоимость товара). К полученной сумме необходимо добавить сумму расходов и прибыли, характерных для продажи оцениваемых товаров в стране-участнице Таможенного союза.

Шестой метод является резервным. Если ни один из пяти предыдущих методов не позволил определить точный размер таможенной стоимости товара, то анализируются цены на данный товар на внутреннем рынке, то есть цены, по которым ранее данные товары реализовывались внутри страны на условиях обычной торговли и конкуренции. На основе полученных данных осуществляются экспертные оценки и делаются расчеты объективной на данный момент таможенной стоимости товара.

Отложенная таможенная стоимость. 12 апреля 2016 года было опубликовано Решение коллегии Евразийской экономической комиссии № 32 “Об утверждении порядка применения процедуры отложенного определения таможенной стоимости товаров”. Издав этот документ, Комиссия Евразийского экономического союза сделала большой шаг навстречу участникам ВЭД, ведь отныне им позволено отложить определение таможенной стоимости декларируемых товаров на срок до 15 месяцев! Пока принцип отложенной таможенной стоимости применяется не всегда и не во всех случаях. Подробнее с документом вы можете ознакомиться здесь (Смотреть).

Декларация таможенной стоимости товаров. Аббревиатура ДТС-1 означает – Декларация таможенной стоимости товаров. Это документ, который заполняется декларантом и подается в таможенный орган вместе с таможенной декларацией на товары – ДТ. Заполненный бланк ДТС-1 должен содержать информацию о таможенной стоимости товара и о методе, по которому она была определена. Иными словами, путем подачи бланка Декларации таможенной стоимости участник ВЭД декларирует таможенную стоимость товара, то есть заявляет о ней в таможенный орган. При этом необходимо напомнить, что все заявленные в декларации данные должны быть подтверждены документально. В ряде случаев, оговоренных в таможенном законодательстве ЕАЭС, декларация на таможенную стоимость товаров не заполняется.

Корректировка таможенной стоимости (КТС) – причины

В случае если декларанту или таможенному инспектору стала известна новая информация, или появились обстоятельства, способные существенным образом повлиять на размер таможенной стоимости товара, то производится ее корректировка. Корректировка таможенной стоимости товара в бланке ДТС-1 производится как в случае увеличения, так и в случае уменьшения ее размера. Корректировку выполняют или декларант, или таможенный орган. Принятое ими решение о корректировке таможенной стоимости товара должно быть логично обоснованным и содержать четкую информацию о сроке, в течение которого операция должна быть выполнена.

Причины корректировки таможенной стоимости:

  • таможенная стоимость определена с ошибками, или при ее расчете были допущены неточности;
  • несоответствие заявленных в ДТС-1 сведений фактическим данным;
  • расхождение заявленных данных и сведений в предоставленных документах;
  • технические ошибки;
  • вскрытие новых фактов (поступление новых документов или сведений), способных изменить таможенную стоимость товара;
  • необоснованный выбор метода определения таможенной стоимости товара.

Корректировка таможенной стоимости до выпуска товара. Таможенная стоимость корректируется декларантом. В отведенный законом срок декларант исправляет все допущенные недочеты и осуществляет пересчет таможенных платежей. Если он не успеет сделать это в срок, то таможенный орган вправе отказать в выпуске товаров.

Корректировка таможенной стоимости после выпуска товара. Таможенная стоимость корректируется инспектором. Сотрудник таможенного органа выполняет перерасчет таможенной стоимости и таможенных платежей самостоятельно без уведомления декларанта.

Контроль таможенной стоимости товаров

Контроль таможенной стоимости товаров возложен на таможенные органы. Анализируя достоверность предоставленных декларантами данных, они вправе самостоятельно провести экспертизу таможенной стоимости. При этом, как правило, изучается информация о совершенных ранее сделках с идентичными и однородными товарами. Кроме того, с целью контроля таможенной стоимости товаров, таможенные инспекторы вправе запрашивать и получать информацию о биржевых торгах (котировках) и ценах на аукционах. В некоторых случаях в качестве источника достоверной информации могут быть использованы каталоги, содержащие информацию о ценах на интересуемые товары. Контроль таможенной стоимости товаров может также включать запрос интересующей информации у торгового представителя страны производителя товара, или у других участников ВЭД, производящих или поставляющих однородные или идентичные товары. Кроме того, контроль достоверности таможенной стоимости товаров может включать в себя запрос интересующей информации в страховых компаниях или в органах государственной власти

Сроки дополнительной проверки таможенной стоимости устанавливаются таможенным законодательством.

По результатам проведенных контрольных мероприятий таможенный орган может принять одно из трех возможных решений:

  • принять заявленную таможенную стоимость
  • принять решение о дополнительной проверке; запросить дополнительные документы и сведения для уточнения и подтверждения заявленной таможенной стоимости
  • принять решение о корректировке таможенной стоимости.

Напоминаем, что участники ВЭД вправе опротестовать любое решение таможенных органов, их действия или бездействие в судебном порядке. Таможенное законодательство защищает интересы участников ВЭД на всех этапах таможенного оформления товаров.

Возникли проблемы с определением таможенной стоимости? Поручите эту задачу нам!

Если Вам необходима профессиональная помощь на таможне, и вы хотите знать точный размер таможенной стоимости Ваших товаров, то мы готовы помочь Вам!

Таможенная стоимость ввозимого товара

Таможенная стоимость ввозимого товара определяется любым из шести приведенных выше методов. Эту работу декларант может выполнить самостоятельно, или может воспользоваться услугами профессионалов таможенного дела. Речь идет о компаниях – таможенных представителях. Расчет таможенной стоимости товаров входит в стандартный пакет услуг, которые они оказывают. Наша компания “Универсальные Грузовые Решения” является официальным таможенным представителем – таможенным брокером, и если Вам необходимо быстро и верно определить таможенную стоимость ввозимого товара, то мы готовы помочь Вам! Все работы выполняются на основании брокерского договора, и мы несем полную юридическую ответственность перед клиентом и таможней!

Мы уверены, что сроки, стоимость и качество услуг Вас приятно удивят!

Что такое таможенная стоимость?

Наверняка многие из вас уже сталкивались с таким понятием как таможенная стоимость товаров. Это определенная денежная величина, с помощью которой рассчитывается размер обязательных таможенных платежей.

Если вы считаете, что произвели определение данной величины правильно, а на таможне ваш товар отказываются пропускать, свяжитесь с командой профессионалов. Они помогут вам справиться с таможенным отказом и благополучно ввезти товар в страну.

Для чего производится расчет таможенной стоимости

Определение таможенной стоимости товаров производится декларантом, а контроль этой цены осуществляется сотрудниками таможни. Впрочем, если декларирующее товар лицо не имеет возможности определить стоимость, то по доверенности это может сделать брокер.

Обратите внимание: инспекторы таможенной службы не имеют права на формирование интересующей нас цены товара, за исключением тех случаев, которые предусматриваются действующим законодательством РФ.

Если на момент декларирования ввозимого товара его владелец не располагает документами, необходимыми для точного расчета цены, то ее определение происходит по-другому. Так, допускается:

  • временный перенос данной процедуры;
  • определение стоимости «на глаз», на основании имеющихся в наличии официальных бумаг.

В первом случае расчет будет произведен, как только появятся соответствующие сведения. Во втором гражданин выплатит определенную сумму. В зависимости от того, была она завышена или занижена, впоследствии либо придется доплачивать, либо часть денег вернется обратно.

Определение таможенной стоимости конкретного товара производится ради достижения следующих целей:

  • последующего обложения его налоговым сбором;
  • ведения внешнеэкономической и таможенной статистики;
  • использования конкретных мер, связанных с ценой товаров и способных урегулировать торгово-экономические отношения.

Без определения таможенной стоимости товара вы не сможете провести его через таможню, даже если захотите. Ведь в этом случае государство не получит какой-либо выплаты за ваше приобретение.

Расчет таможенной стоимости производится в том случае, когда товар в первый раз пересекает границу нашей страны. Или же если в первый раз эта вещь проходит таможенные процедуры. Исключением в этой ситуации может стать только транзит некоторых товаров.

Как определить таможенную стоимость товара

Существует 6 методов определения таможенной стоимости:

  1. По цене сделки, которую произведут со ввезенными товарами.
  2. Согласно стоимости сделки с товарами аналогичного типа.
  3. По цене сделки с товарами однородного типа (товарами со схожими характеристиками).
  4. Путем вычитания цены реализации товаров партией на территории России.
  5. По сложению цены.
  6. Согласно экспертным оценкам товара.

Чаще всего таможенная стоимость рассчитывается по первому методу. Если он не подходит, используются все последующие. Согласно ему, формула для расчета стоимости будет выглядеть следующим образом: цена товара при покупке + дополнительные расходы.

В список дополнительных расходов входят такие затраты как:

  • транспортировка товара;
  • страховка;
  • лизенцирование;
  • услуги, полученные у брокера.

Учитываются также прочие выплаты, совершенные ради того, чтобы стать владельцем конкретного товара.

Таможенная стоимость товара рассчитывается при его ввозе на территорию нашей страны. Таким образом, государство также получает свое от полученной вами прибыли. Не забывайте, что эта выплата может получиться большой.

Поэтому, если вы покупаете какую-то вещь за границей только из-за ее дешевизны, просчитайте окончательную выгоду несколько раз. Быть может, надбавка к основной стоимости на границе эту выгоду нивелирует. В этом случае купить товар проще всего на родине.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Таможенная стоимость и ценообразование

Роль государства в регулировании внешнеторговой деятельности состоит в том, чтобы поддерживать баланс интересов различных социальных групп и слоев населения в процессе развития и функционирования внешнеторговых отношений. Либеральный постулат, гласящий, что государство не должно вмешиваться в экономику, что рынок сам во всем разберется, является неприемлемым ввиду отсутствия современного, цивилизованного, социально ориентированного рынка.

При этом “внешняя торговля путем обмена различными потребительными стоимостями с другими странами расширяет возможности формирования оптимальных народнохозяйственных пропорций. внешняя торговля является важным фактором социалистических накоплений. Экономическая эффективность внешней торговли определяется соотношением эффекта, достигаемого в результате осуществления внешнеторговых операций, и затрат общественного труда, необходимых для достижения этого эффекта”.

Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” в ст. 2 указывает, что внешнеторговая деятельность – деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Не углубляясь в анализ содержания данного понятия, укажем, что “внешнеторговая деятельность – это процесс обмена товарами и услугами через существующие национальные границы”. Таким образом, как видится, товар – одно из основополагающих понятий не только в теории цен и ценообразования, но и в теории и практике регулирования внешнеэкономической деятельности.

Товар – являющиеся предметом внешнеторговой деятельности движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река – море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Транспортные средства, используемые по договору о международных перевозках, не рассматриваются в качестве товара (ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ).
Товаром в НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (ст. 38 НК РФ). Товары – любое имущество, ввозимое в Российскую Федерацию или вывозимое из Российской Федерации (Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) “О таможенном регулировании в Российской Федерации”). Товар – любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств – членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (Таможенный кодекс Таможенного союза. Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17 (в ред. от 16.04.2010)). А цена товара – один из существенных элементов контракта купли-продажи. Каждая внешнеторговая сделка должна обязательно содержать в себе условие о цене, по которой продается товар, или указание способа определения цены этого товара.

Законодательство Российской Федерации не содержит легального определения внешнеэкономической сделки. В НК РФ, в Гражданском кодексе РФ, в Федеральном законе от 18.07.1999 N 183-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) “Об экспортном контроле” упоминают понятие “внешнеэкономическая сделка” в связи с ее формой, налогообложением по налоговой ставке 0 процентов и в связи с учетом. При всем многообразии подходов в определении данного понятия среди цивилистов сформировалось определение, что понятие “внешнеэкономическая сделка” является собирательным. Под эту категорию подпадают не только отдельные виды договоров, такие, как международная купля-продажа, международные перевозки и т.д., но и односторонние сделки, например доверенности. При этом, как отмечает И.С. Зыкин, “практически при использовании термина “сделка” применительно к отношениям во внешнеэкономической сфере имеется в виду договор”. Однако следует согласиться с В.А. Бубликом, который прямо относит внешнеэкономический договор к особому типу хозяйственных соглашений, правовой режим которых помимо гражданского определяется также таможенным, налоговым и валютным законодательством.

Отметим, что внешнеэкономическая деятельность (а вместе с ней и внешнеторговая деятельность) “является особым видом деятельности, в связи с чем отношения, складывающиеся при ее осуществлении, регулируются не только нормами международного публичного и международного частного права, но и нормами иных отраслей права, среди которых особое место занимает финансовое право. Финансово-правовые нормы регулируют не только внешнеэкономическую деятельность юридических и физических лиц, но и внешнеэкономическую деятельность государства”.

Следовательно, цена внешнеэкономической сделки как обязательное условие контракта, с одной стороны, является гражданско-правовой категорией, а с другой – указывает на публично-правовую составляющую внешнеэкономической сделки. Данный вывод обосновывается следующими положениями.
Прежде всего следует указать на то, что важнейшим признаком внешнеэкономической сделки является перемещение товаров через государственную границу. При перемещении товаров через таможенную границу по действующему законодательству взимаются таможенные платежи, к которым относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; таможенные сборы. Таможенные платежи составляют значительную долю доходов федерального бюджета. Так, например, удельный вес таможенных пошлин, взимаемых при экспорте и импорте товаров, в общих доходах федерального бюджета в 2010 г. составлял 37,3%, в том числе вывозных таможенных пошлин – 30,2% и ввозных таможенных пошлин – 7,1%. При этом в структуре вывозных таможенных пошлин таможенные пошлины от экспорта нефти и нефтепродуктов составляли 90%.

В широком смысле слова таможенные платежи есть денежные средства, которые уплачиваются лицами, перемещающими через таможенную границу товары и транспортные средства, при осуществлении контроля за полнотой и своевременностью их уплаты таможенными органами. Они не уплачиваются в добровольном порядке, по желанию лица, обязательность – их основной признак. При этом, по справедливому мнению Н.И. Землянской, “институт таможенных платежей можно назвать межотраслевым правовым институтом, поскольку его функционирование основано на правовых нормах конституционного, таможенного, финансового и иных отраслей законодательства”.

Как видим, из вышеуказанных положений следует, что таможенные платежи суть платежа вообще. Платеж – уплачиваемая сумма, сумма денег, уплачиваемая или подлежащая уплате за что-либо. Следовательно, для того чтобы определить сумму платежа, необходимо исходить из определенных стоимостных показателей. Таким показателем является таможенная стоимость.

“Особенность таможенной стоимости заключается в том, что она отражает стоимость товара, принятую в сфере публично-правовых отношений, а также в специальном назначении таможенной стоимости. Таможенная стоимость – это некая условная характеристика товаров (в отличие от объективных, неотъемлемых характеристик, таких, как наименование, свойства, количества и т.д.), которая имеет место только после выполнения публично-правового процесса согласно принятым правилам таможенной оценки и используется в публично-правовых целях. Таможенная стоимость характеризует товар как предмет публично-правовых, а не частноправовых отношений. Таможенная стоимость – это стоимостная величина, используемая для целей обложения таможенными платежами, в этом заключается ее основное функциональное назначение, посредством таможенной стоимости реализуется фискальная функция таможенной пошлины”.

В зависимости от установленного в таможенном тарифе вида ставки таможенной пошлины объектами налогообложения могут быть таможенная стоимость товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу (адвалорные ставки), их количественные параметры (специфические ставки) либо те и другие критерии (комбинированные ставки). Таким образом, таможенная стоимость является объектом обложения в случае применения адвалорных и комбинированных ставок.

Справочно. Адвалорный – стоимостный; рассчитанный в форме фиксированного процента от общей стоимости товара, сделки налог, комиссионное вознаграждение, таможенная пошлина и т.п.

Вместе с тем следует указать, что глава 8 “Таможенная стоимость товаров” Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс) на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (далее по тексту – ТК ТС), вступившего в силу 1 июля 2010 г., содержит как общие положения о таможенной стоимости, так и отсылочные нормы на решения Комиссии Таможенного союза и на национальное законодательство стран Таможенного союза.

Первоосновой таможенной стоимости служит цена сделки. При этом основой определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном п. 11 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 N 191 “Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации”). Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за оцениваемые (вывозимые) товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме. Иными словами, платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца. Следовательно, для подтверждения правильности декларирования таможенной стоимости необходимо проверить: стоимость сделки; учет дополнительных начислений к цене в фактической себестоимости товара.

Следует уточнить, что в силу ч. 3 ст. 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров определяется декларантом, а в случаях, установленных ТК ТС, – таможенным органом.
Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Следует указать, что раздел IV “Методы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (в ред. от 06.12.2011) “О таможенном тарифе” утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. В настоящее время вопросы определения таможенной стоимости регулируются Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

Таможенный орган вправе самостоятельно определить таможенную стоимость товаров в соответствии с ч. 1 ст. 68 ТК ТС в случаях, когда таможенным органом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Аналогичное право предусмотрено п. 9 Порядка декларирования таможенной стоимости, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (в ред. от 09.12.2011) “О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров”).

На практике часто возникают вопросы определения таможенной стоимости. Так, новые правила Центральной акцизной таможни могут привести к росту цен на недорогие импортные вина. Поставщики жалуются, что минимальная таможенная стоимость вина, с которой при ввозе в Россию взимается пошлина в размере 20%, выросла, к примеру, для продукции из Франции на 50%, до 15 долл. за литр, из Италии – на 75%, до 7 долл. При пересчете на европейскую валюту получается, что в этих странах нет вина дешевле 8 и 3,7 евро за бутылку объемом 0,75 л. Опрошенные РБК daily импортеры утверждают, что это не так, и сомневаются в законности новых правил таможни. По мнению специалистов, едва отойдя от стресса, связанного с непростой процедурой продления лицензий, российские импортеры вин столкнулись с очередной проблемой. С 1 июня Центральная акцизная таможня существенно повысила минимальную стоимость ввозимого в Россию столового вина из ряда европейских стран, что автоматически увеличило расходы поставщиков на уплату пошлины. Размер таможенной пошлины при импорте вина составляет 20% от закупочной стоимости. При этом существует понятие так называемого контрольного уровня таможенной стоимости – это цена, ниже которой, по мнению таможенников, нельзя закупить вино за рубежом.
Для различных стран действуют различные контрольные уровни таможенной стоимости: так, минимальная цена 1 л французского вина до недавнего времени была определена на уровне 10 долл. (или 5,4 евро за бутылку 0,75 л), итальянского вина – 4 долл. (2,15 евро за бутылку). Подобные ценовые нормы были утверждены таможней несколько лет назад и воспринимались на рынке как адекватные.
Однако с 1 июня 2011 г. Центральная акцизная таможня пересмотрела уровни минимальных цен на столовое вино из европейских стран, значительно повысив планку. Теперь самое дешевое французское вино необходимо растаможивать исходя из стоимости 15 долл. за 1 л (8 евро за бутылку), итальянское – 7 долл. (3,7 евро).

Согласно п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 29 (Постановление Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 N 29 “О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров”) про недостоверность сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не должно быть учтено при определении таможенной стоимости, есть основания говорить при значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввезенными на территорию РФ при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таковых – данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.

Тем не менее, по мнению А.В. Агаповой, в настоящее время в нормативно-правовой базе, касающейся контроля таможенной стоимости, еще остались моменты, требующие разъяснения. Отсутствует и достаточный уровень информационного обеспечения таможенного контроля в целом и контроля таможенной стоимости в частности. Существующий механизм контроля таможенной стоимости все еще предоставляет недобросовестным участникам внешнеэкономической деятельности возможности для декларирования товаров с занижением таможенной стоимости.

Ю. Туранцева в этой связи делает вывод, что “из всех споров с таможенными органами, которые федеральные арбитражные суды рассмотрели в 2011 г., доля дел, касающихся корректировки таможенной стоимости, составила 35%. То есть каждый третий спор с таможней связан именно с такой корректировкой”.

В настоящее время процедура контроля таможенной стоимости входит в активно развивающуюся систему управления рисками. С этой целью из ФТС России поступают данные о средней стоимости различных товаров, представляющие собой результат анализа ситуации, сложившейся на международном и внутреннем рынках данных товаров. Безусловно, в одной цифре невозможно отразить все тенденции и условия формирования цены в каждой конкретной сделке и в этой связи все ценовые показатели на товары, поступающие из ФТС России, являются лишь индикаторами, свидетельствующими о возможном недостоверном заявлении декларантами сведений о таможенной стоимости. На практике это означает, что в случае, когда заявляемая стоимость ниже контрольной, инспектор обязан провести комплекс мероприятий, позволяющих установить причину низкой цены.
При этом необходимо отметить, что от правильного установления цен во многом зависит успех внешнеэкономической деятельности фирмы – субъекта внешнеторговой деятельности. В этой сфере необходимо учитывать сложившуюся конъюнктуру мировых рынков и цен на них, поведение конкурентов на мировых рынках, а также необходимость реализации собственной предпринимательской стратегии. Как пишет В.В. Герасименко, особые сложности в разработке внешнеторговой ценовой политики российских предприятий связаны с неразвитостью маркетинговой деятельности, финансовой неустойчивостью, недостаточным развитием системы международной сертификации и контроля качества продукции, недостаточностью знаний и опыта в области международной торговли.

Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению к ВТО, является ее желание стать равноправным торговым партнером на мировом рынке. Та неимоверно сложная и громоздкая система двусторонних соглашений, которая была создана Советским Союзом, в нынешних условиях возрастающей интернационализации мирохозяйственных связей и взаимозависимости национальных экономик далеко не всегда способна защищать экономические интересы России. Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Причем одной из целей присоединения России к ВТО считают выход на многостороннюю правовую базу для осуществления торговых операций национальными экспертами и импортерами.

Таким образом, очевидность ценообразующего фактора в системе публичных финансов вообще и в системе таможенных платежей в частности диктует необходимость признания государственного регулирования ценообразования как специфической деятельности в составе финансовой деятельности государства. Причем финансово-правовой механизм государственного регулирования ценообразования в таможенной сфере основывается на преобладающем функциональном значении таможенной стоимости – основы для исчисления таможенных платежей (таможенных пошлин, акцизов, таможенных сборов).

Статья 38. Общие положения о таможенной стоимости товаров

Статья 38. Общие положения о таможенной стоимости товаров

1. Положения настоящей главы основаны на общих принципах и правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.

2. Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза (далее в настоящей главе – ввозимые товары), определяется в соответствии с настоящей главой, если при ввозе на таможенную территорию Союза товары пересекли таможенную границу Союза и в отношении таких товаров впервые заявляется иная таможенная процедура, чем указанные в пункте 3 настоящей статьи.

Таможенная стоимость ввозимых товаров определяется в соответствии с настоящей главой также в случае, если таможенное декларирование товаров при их помещении под иную таможенную процедуру, чем указанные в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется с особенностями, установленными законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 8 статьи 104 настоящего Кодекса, или с особенностями, определенными статьями 114 и 116 настоящего Кодекса.

3. Вне зависимости от положений пункта 2 настоящей статьи таможенная стоимость товаров не определяется при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенную процедуру таможенного склада, таможенную процедуру уничтожения, таможенную процедуру отказа в пользу государства или специальную таможенную процедуру.

4. Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, определяется в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государства-члена, таможенному органу которого осуществляется таможенное декларирование товаров.

5. Таможенная стоимость товаров, указанных в пункте 1 статьи 199, абзаце втором пункта 1, пунктах 2 и 3 статьи 209 и абзаце втором пункта 1, пунктах 2 и 3 статьи 217 настоящего Кодекса, а также отходов, подлежащих помещению под таможенные процедуры в соответствии со статьями 170, 195 и 250 настоящего Кодекса, определяется в соответствии с настоящей главой с учетом особенностей, определяемых Комиссией.

6. Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих уплате в соответствии со статьей 56 и пунктом 5 статьи 72, пунктом 11 статьи 137, пунктом 12 статьи 198 настоящего Кодекса, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с настоящей главой с учетом особенностей, определяемых Комиссией.

Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих уплате при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 4 статьи 91, пункте 3 статьи 97, пункте 4 статьи 103, пункте 5 статьи 153, пункте 6 статьи 162, пункте 3 статьи 241, пункте 8 статьи 279, пункте 4 статьи 280, пункте 4 статьи 284 и пункте 3 статьи 309 настоящего Кодекса, а также обстоятельств, определенных в соответствии со статьей 254 настоящего Кодекса Комиссией и законодательством государств-членов в случаях, предусмотренных Комиссией, при которых обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с настоящей главой и положениями указанных статей.

7. В случае если товары, за исключением товаров, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 209 и абзаце втором пункта 1 статьи 217 настоящего Кодекса, помещенные под одну из таможенных процедур, предусмотренных настоящим Кодексом, помещаются под иную таможенную процедуру либо такую же таможенную процедуру, таможенной стоимостью таких товаров является таможенная стоимость товаров, определенная при их первом помещении под иную таможенную процедуру, чем указанные в пункте 3 настоящей статьи, а если в декларацию на товары были внесены изменения в части, касающейся сведений о таможенной стоимости товаров, – таможенная стоимость товаров, определенная при внесении таких изменений.

Таможенная стоимость товаров при их помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры реэкспорта, для завершения действия таможенной процедуры таможенного склада определяется в соответствии с настоящей главой с учетом особенностей, определяемых Комиссией.

8. Таможенная стоимость товаров определяется в валюте того государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 и пунктом 7 статьи 74 настоящего Кодекса подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.

В случае если при определении таможенной стоимости товаров требуется произвести пересчет иностранной валюты в валюту государства-члена, такой пересчет производится по курсу валют, устанавливаемому (определяемому) в соответствии с законодательством этого государства-члена (далее – курс валют), действующему на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

9. Определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.

10. Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

11. Процедуры определения таможенной стоимости товаров должны быть общеприменимыми, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров, в том числе от происхождения товаров, вида товаров, участников сделки и других факторов.

12. Процедуры определения таможенной стоимости ввозимых товаров не должны использоваться в целях борьбы с демпингом.

13. Положения настоящей главы не могут рассматриваться как ограничивающие или ставящие под сомнение права таможенных органов убеждаться в достоверности или точности любого заявления, документа или декларации, представленных для подтверждения таможенной стоимости товаров.

14. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом, а в случае, если в соответствии с пунктом 2 статьи 52 и с учетом пункта 3 статьи 71 настоящего Кодекса таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются таможенным органом, таможенная стоимость товаров определяется таможенным органом.

15. Основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 настоящего Кодекса.

В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса, применяемыми последовательно. При этом могут быть проведены консультации между таможенным органом и декларантом в целях обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров, соответствующей статьям 41 и 42 настоящего Кодекса. В процессе консультаций таможенный орган и декларант могут обмениваться имеющейся у них информацией при условии соблюдения законодательства государств-членов о коммерческой тайне.

Консультации проводятся в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров может использоваться либо цена, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Союза, в соответствии со статьей 43 настоящего Кодекса, либо расчетная стоимость товаров в соответствии со статьей 44 настоящего Кодекса. Декларант имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.

В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно применить статьи 39, 41 – 44 настоящего Кодекса, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса.

16. В случае если при таможенном декларировании товаров точная величина их таможенной стоимости не может быть определена в связи с тем, что на дату регистрации таможенным органом декларации на товары в соответствии с условиями сделки, в соответствии с которой товары продаются для вывоза на таможенную территорию Союза, отсутствуют документы, содержащие точные сведения, необходимые для ее расчета, допускается отложить определение точной величины таможенной стоимости товаров. В этом случае допускаются определение и заявление таможенной стоимости товаров на основе имеющихся у декларанта документов и сведений (далее в настоящей статье – предварительная величина таможенной стоимости товаров), а также исчисление и уплата таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин исходя из заявленной предварительной величины таможенной стоимости товаров.

Порядок отложенного определения таможенной стоимости товаров, включающий в себя в том числе случаи отложенного определения таможенной стоимости товаров, особенности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами при использовании отложенного определения таможенной стоимости товаров, особенности заявления сведений о предварительной величине таможенной стоимости товаров, порядок и сроки заявления точной величины таможенной стоимости товаров, особенности контроля таможенной стоимости товаров, определяется Комиссией и законодательством государств-членов в случаях, предусмотренных Комиссией.

Уплата таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, дополнительно начисленных исходя из точной величины таможенной стоимости товаров, производится не позднее срока заявления точной величины таможенной стоимости товаров.

17. Комиссией принимаются акты, направленные на обеспечение единообразного применения положений настоящей главы при применении методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров, исходя из соответствующих положений Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года, включая пояснительные примечания к нему, а также документов по таможенной стоимости товаров, принятых Комитетом по таможенной оценке Всемирной торговой организации и Техническим комитетом по таможенной оценке Всемирной таможенной организации.

18. Положения настоящей главы не применяются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза.

19. Предварительные решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров могут приниматься в случае, если это установлено законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Порядок и условия выдачи уполномоченным органом государства-члена предварительного решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров, а также порядок и сроки применения такого предварительного решения устанавливаются законодательством государства-члена о таможенном регулировании.

Таможенная очистка

Эта статья будет полезна начинающим участникам ВЭД. Прочитайте ее, если вам предстоит перемещать груз через границу – она поможет сформировать представление о процессе и и не наступить на самые распространенные подводные камни.

Мы разберёмся, что такое таможенная очистка, кто её осуществляет, сколько она стоит и кто может помочь в прохождении процедур.

Таможенная очистка – что это?

Таможенная очистка (она же «растаможка») – это фактически процедура по легализации перемещения грузов через границу. Обычно она предусматривает непосредственно таможенное оформление, т.е. подачу декларации с необходимым комплектом документов, и уплату пошлин, сборов и налогов.

Задача таможни – отличить вещи для личного пользования от коммерческих партий товаров. В первом случае таможенной очистки не требуется (если не превышены нормы по весу и стоимости), а вот во втором придётся заняться растаможкой. Можно делать это собственными силами, а можно привлечь посредника – таможенного брокера.

Кто сталкивается с таможенной очисткой?

Внешнеэкономическая деятельность – это удел не только огромных корпораций, но и среднего и малого бизнеса. Ниже – примеры ситуаций, когда вам понадобится учитывать необходимость таможенной очистки при планировании дел:

  1. Вы решили купить товар напрямую у зарубежного производителя, минуя дистрибьюторов, потому что они продают с космической наценкой или потому что в России этот производитель вовсе не представлен;
  2. Объём заказов вырос, и теперь вам требуется бОльший объём импортных комплектующих, фурнитуры и прочих расходников. С учётом новых масштабов закупок оформить покупку на физ.лицо «для личных нужд» уже не получится – таможня товар не пропустит;
  3. Вместо нового оборудования или техники вы решили купить бывшее в употреблении в Европе;
  4. Ваш станок сломался и починить его могут только на зарубежном заводе-изготовителе;
  5. Вы едете на выставку за рубеж и везёте с собой образцы оборудования или любой другой масштабной продукции;
  6. Падение курса рубля подстегнуло вас к работе на иностранную аудиторию, и теперь вы продаёте товары за рубеж и физическим лицам, и компаниям.

Неправильная растаможка может стоить не только потерянного времени и денег, но и грозить делом об административном правонарушении. Если сумма недополученных таможенных платежей превысит 2 миллиона рублей, то может быть возбуждено уголовное дело.

Кто занимается таможенной очисткой?

Вы можете зарегистрироваться как участник ВЭД и самостоятельно заняться сбором документов, подачей декларации, уплатой всех причитающихся сумм и взаимодействием с таможней. В этом случае вся ответственность будет на вас. Причём ещё в течение трёх лет после выпуска груза таможня вправе провести проверку и удостовериться, что всё было оформлено верно.

Если вы никогда до этого не сталкивались с таможенной очисткой, то хотя бы первые поставки целесообразно оформлять с помощью профессионалов – таможенных брокеров. Они не только правильно заполнят декларацию, но и подскажут, какие документы необходимо подготовить для успешного выпуска груза, рассчитают объём платежей, сведут к минимуму риск задержки груза и возьмут на себя общение с таможней. Более того, ответственность будет лежать также на брокере: таможня с проверкой будет приходить именно к нему.

Если вы отправляете груз почтовыми сервисами (например, UPS или DHL), то можно рассчитывать на помощь от их аккредитованных таможенных брокеров. Однако почтовые службы не возьмутся за таможенную очистку сложных и нестандартных поставок.

Процедура таможенной очистки при импорте

Подготовка

Главный этап таможенного оформления – подготовительный. Собрав все данные о товаре, необходимо правильно его классифицировать согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Еще говорят – “подобрать код ТН ВЭД”.

Именно код ТН ВЭД даёт информацию о том, какие конкретно документы придётся подготовить для выпуска груза с таможни, и позволит рассчитать таможенные платежи.

Помимо стандартного пакета коммерческих и транспортных документов могут понадобиться декларации о соответствии, сертификаты соответствия, сертификаты о происхождении и другие бумаги.

Например, по вашему коду ТНВЭД таможня может потребовать декларацию о соотвествии, а для этого провести лабораторные испытания образцов продукции. Чтобы это не стало неожиданностью, лучше заранее проконсультироваться с опытным таможенным брокером о классификации вашей поставки. Даже если вы решили справляться с растаможкой собственными силами, то всегда можно обратиться к брокеру за услугой подбора кода ТН ВЭД – Meridian справится с этой задачей за 1 час и 1000 рублей.

Определившись с кодом ТН ВЭД, можно приступать к сбору и оформлению необходимых документов и рассчитать таможенную стоимость. Она складывается из закупочной цены и дополнительных расходов по доставке товара: перевозки, упаковки, хранения, погрузо-разгрузочных работ и других услуг. На основе таможенной стоимости, ставок пошлин и налогов согласно коду ТН ВЭД рассчитываются предстоящие таможенные платежи.

Пример:

  • Товар: текстильные ковры.
  • Код ТНВЭД: 5705008000 – “ковры из прочих текстильных материалов”. Для подбора кода важно уточнить материал – для ковров из шерсти используют другой код ТНВЭД.
  • Ставка по коду ТНВЭД: 0,38 евро за квадратный метр
  • Общий метраж ковров: 100 штук по 10 квадратных метров, итого 1000 квадратных метров.
  • Пошлина: 1000 квадратных метров * 0,38 евро = 2600 евро

Заполнение декларации

Документооборот с таможенными органами происходит в электронном формате, поэтому и декларация, и сопутствующие документы подают в электронном виде. Это можно сделать через Личный кабинет участника ВЭД на сайте Федеральной таможенной службы. Интерфейс там настолько неудобный и малофункциональный, что почти все предпочитают работать со специальными платными программами, отправляя данные в таможню напрямую из них. Самые популярные – это Альта и ВЭД-Декларант.

В любом случае вам придётся зарегистрироваться на сайте ФТС, чтобы получить доступ к Личному кабинету.

Одновременно с регистрацией у вас будет открыт Единый лицевой счёт (ЕЛС). Именно на него необходимо заранее, ещё до подачи декларации, зачислить средства для дальнейшей уплаты таможенных сборов и платежей. Рекомендуем держать на ЕЛС сумму с запасом, чтобы покрыть возможные колебания валютных курсов: сумма в рублях спишется по курсу на день выпуска декларации, а не на день зачисления средств на ЕЛС.

Также необходимо будет оформить ЭЦП – электронно-цифровую подпись, которой визируется декларация при подаче. Если вы работаете с таможенным брокером, то он будет использовать свою ЭЦП.

Прибытие груза и подача декларации

Когда груз прибывает в Россию, то он размещается на складе временного хранения (СВХ). Транспорт неважен, СВХ есть везде. Как только ваша партия попадает на склад, его работники информируют таможню по форме ДО-1, отчитываясь, что приняли товар на хранение. После этого можно подавать декларацию с нужными документами.

Если ваш груз требует ветеринарного или фитосанитарного контроля, то эти процедуры необходимо пройти до подачи декларации.

Проверка поданной декларации

Таможня присваивает поданной декларации номер, по которому можно отслеживать её дальнейшую судьбу. По законодательству на проверку и выпуск декларации у инспектора есть 2 рабочих дня. Если возникнут проблемы, то инспектор вправе увеличить этот срок до десяти дней. Если комплект документов подготовлен верно, то на практике всё происходит быстрее. Meridian выпускает грузы в среднем за 4 часа с момента подачи декларации.

Что может произойти на данном этапе:

  • назначат досмотр (проверить груз, наличие и правильность маркировки, достоверность декларирования)
  • запросят дополнительные документы (спектр широкий: от технического описания товара до прайс-листов, подтверждающих заявленную стоимость)
  • запросят дополнительные разъяснения, фотографии, перевод предоставленных документов на русский язык и т.п.

Пока вы заняты общением с таможней и сбором документов, груз продолжит лежать на СВХ, услуги которого оплачиваются отдельно. Если груз скоропортящийся, то такие проволочки могут оказаться фатальными.

Доставка до склада импортёра

После того как получена отметка «Выпуск разрешён», груз можно забрать с СВХ и распоряжаться им далее по своему усмотрению. В некоторых случаях, когда не хватает каких-то документов, таможня выпускает груз «условно». Это означает, что импортёр может забрать товар с СВХ к себе на склад, но только для хранения. Что-нибудь сделать с товаром (перефасовать, продать третьим лицам, использовать и т.д.) импортёр сможет только после предоставления в таможню недостающих документов.

Процедура таможенной очистки при экспорте

Таможенное оформление груза при экспорте весьма схоже с импортом, но всё же несколько проще. Вот основные отличия:

  • таможне требуется меньше документов
  • минимальные платежи: обычно это только таможенные сборы за фактическую работу инспекторов. [Как правило платежей вообще нет. Сборы заплатите только если начисляется пошлина (это например круглый лес, газ, нефть). Если пошлина 0, то сборы тоже.]
  • вывозные пошлины для большинства товаров составляют 0%
  • экспортёр освобождён от уплаты НДС
  • груз необходимо доставить на СВХ только в случае назначения досмотра.

Сроки таможенной очистки

Более 90% всех экспортных грузов выпускаются только на основании проверки документов. По закону у инспектора есть 2 дня на проверку и выпуск декларации, но он вправе продлить этот срок до 10 дней для запроса пояснений или документов. Если всё подготовлено грамотно и содержит исчерпывающую информацию о поставке, то выпуск декларации происходит за несколько часов.

Задержки обычно вызывают две причины: досмотр и запросом дополнительных документов. Как правило, вопрос можно урегулировать в течение нескольких дней, однако возможна задержка груза на СВХ до 2-х месяцев, а в крайних случаях – до 4-х месяцев. На практике такое происходит крайне редко.

Досмотр назначают, если инспектор сомневается в правильности данных в декларации. Его проводят в течение суток после того, как вы подтверждаете готовность предъявить товары.

Дополнительные документы требуются, если вы забыли о чём-то из обязательного перечня требуемых бумаг или инспектору нужно больше доказательств достоверности данных, указанных вами при декларировании (в первую очередь это касается таможенной стоимости).

Дополнительные документы требуются, если вы забыли о чём-то из обязательного перечня требуемых бумаг или инспектору нужно больше доказательств достоверности данных, указанных вами при декларировании (в первую очередь это касается таможенной стоимости). Как правило, могут только насторожить поставки с регулярной частотой и завышенной ценой в сотни тысяч евро – на предмет вывода денег зарубеж. В последнюю очередь таможню интересует таможенная стоимость товаров на экспорт: так как пошлины 0, НДС 0, то им контролировать стоимость не интересно.

Пример:

Вы импортируете новые автомобильные шины. Инспектор назначает досмотр, чтобы убедиться, что товар действительно новый, а не бывший в употреблении. Дело в том, что б/у резиновые шины могут быть классифицированы как опасные отходы, а на обращение с ними у импортёра должна быть отдельная лицензия.

Ещё пример:

На конкретные таможенные посты регулярно поступают всевозможные ориентировки и рекомендации для инспекторов. Вы подаёте декларацию на экспорт деревянной щепы, которую обычно грузили на судно просто навалом, без упаковки. В этот раз клиент попросил вас расфасовать щепу по мешкам. Инспектор назначает досмотр, т.к. на его таможенном посту есть рекомендации о проверке фасованных партий подобных грузов на предмет наличия в них контрабандных товаров.

Таможенная очистка грузов из Китая

При планировании внешнеэкономической деятельности с китайскими партнёрами необходимо учитывать несколько особенностей.

  1. Китайцы часто небрежно подходят к вопросам маркировки, поэтому необходимо тщательно контролировать этот процесс, высылать им образец верно составленной этикетки, требовать фотоотчёта о нанесённой маркировке. В некоторых случаях целесообразно промаркировать товар в транзитной стране или уже на территории РФ, где проще следить за ходом работ.
  2. В контейнерах из Китая нередко можно обнаружить вложенные в партию рекламные каталоги или образцы продукции, о которых вас не предупредили. Подобные «подарки» обнаруживаются на досмотре и выливаются в претензии о недекларировании товара со стороны инспектора. Отдельно обговорите с коллегами из Китая недопустимость таких сюрпризов, которые могут вам обойтись очень дорого.
  3. В-третьих, учитывайте национальные китайские праздники. Например, в июне там отмечают Праздник драконьих лодок, а с середины января по конец февраля – Новый год. В эти периоды почти вся страна на каникулах, об оперативном решении каких-то вопросов можно забыть.

Сколько стоит таможенная очистка грузов?

Затраты на растаможку складываются из следующих расходов:

  • Таможенные сборы: С 1 августа 2020 года – от 775 руб. до 30 000 руб. в зависимости от стоимости груза.
  • Стоимость хранения груза на складе временного хранения на период прохождения процедур по таможенному оформлению.
  • Таможенная пошлина: ставка определяется по коду ТН ВЭД, обычно в пределах 0-15% для импорта и 0% для экспорта, если это не природное сырьё.
  • НДС: ставка определяется по коду ТН ВЭД, бывает от 0% до 20% при импорте и 0% при экспорте
  • Акциз: для определённых категорий товаров – алкоголь, табак и др.
  • Стоимость оформления разрешительных документов: деклараций о соответствии, сертификатов соответствия, регистрационных удостоверений и др. (их необходимость определяется назначением, характеристиками груза и кодом ТН ВЭД т).
  • Маркировка ЕАС: если товар подпадает под действие технических регламентов таможенного союза
  • Маркировка «Честный знак»: для некоторых категорий товаров, среди которых обувь, лекарства, шины, духи и др.
  • Услуги таможенного брокера: Meridian оформляет импортные грузы по цене 15 000 руб. за декларацию, а экспортные – за 12 000 за декларацию.

Законодательная база

Основными документами, регулирующими таможенную деятельность в России, являются

  • Таможенный кодекс ЕАЭС, ФЗ-289 от 03.08.2019
  • Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (в редакции от 22.12.2020).

Помимо этого, действуют множество подзаконных актов и методических рекомендаций, которые обязательны к применению всеми участниками ВЭД.

Таможенное законодательство регулярно корректируется, а некоторые изменения могут появиться внезапно и вступить к силу в течение считанных дней (обычно это касается эмбарго на те или иные товары от производителей из конкретных стран).

Если вы впервые сталкиваетесь с внешнеэкономической деятельностью, то риск ошибиться при самостоятельном проведении таможенной очистки очень высок. Проконсультируйтесь с профессиональным таможенным представителем, чтобы хотя бы сориентироваться, что вам предстоит сделать для успешной растаможки груза.

Как снизить риски при таможенной очистке

Если вы никогда раньше не сталкивались с таможней, идите к профессионалу. Услуги по таможенной очистке стоят всего 15 тысяч рублей за декларацию, что гораздо дешевле, чем возможные простои, штрафы и конфискация товара. Особенно, если речь идёт о скоропортящемся грузе, ценность которого уменьшается с каждым часом.

Прежде чем принимать решение о сделке, проконсультируйтесь с таможенным брокером. Он не только поможет грамотно рассчитать грядущие таможенные платежи, но и предупредит о дополнительных обязательных расходах, например, на сертификацию, которые могут сделать всю поставку нерентабельной.

При подаче декларации максимально понятно и исчерпывающе рассказывайте в документах про свой товар. Ваша задача – дать инспектору возможность быстро разобраться в вашей поставке, а не запутаться в сложных описаниях.

Хотя в таможню всё подаётся в электронном виде, лучше всё-таки иметь оригиналы самых важных бумаг при себе на случай судебных разбирательств. К таким документам относятся договоры с поставщиком, логистической компанией, СВХ и таможенным брокером.

Если вы в ужасе от перспективы самостоятельно заниматься внешнеэкономической деятельностью, то можете найти таможенного брокера, который станет для вас техническим импортёром или экспортёром. Он возьмёт на себя всё, а вам лишь останется купить ваш уже растаможенный груз на территории России в рублях с НДС. Нередко это всё равно выгоднее, чем покупка у дистрибьютора.

Как не пропустить главное

Подпишитесь на полезную рассылку от блога Meridian. Раз в 2 недели присылаем дайджест самых интересных материалов.

Объясняем термины таможенного декларирования

Для специалистов, которые начинают свою работу в сфере таможенного декларирования, команда сервиса Контур.Декларант подготовила полезный словарь. В нем вы найдете доступные объяснения понятий, которые используются в таможенной сфере. Сегодня мы представляем две первые статьи словаря: о таможенном декларировании и таможенном оформлении товаров.

20 февраля 2017

1. Таможенное декларирование товаров

Таможенное декларирование — это подача таможенной декларации в таможенный орган. В декларации указываются сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре, о способе перемещения товаров и условиях внешнеторговой сделки с ними, а также информация о таможенных платежах, подлежащих уплате.

Представить таможенную декларацию может декларант, а также таможенный представитель от имени и по поручению декларанта.

Что нужно декларировать?

Таможенному декларированию в обязательном порядке подлежат все товары, которые ввозят или вывозят с таможенной территории.

Виды таможенной декларации

В зависимости от заявленной таможенной процедуры и лица, перемещающего товары, определяется вид таможенной декларации:

  1. декларация на товары,
  2. транзитная декларация,
  3. пассажирская таможенная декларация,
  4. декларация на транспортное средство.

Во внешнеторговом обороте при экспорте и импорте товаров применяется декларация на товары. Ее форма и порядок заполнения определены Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257.

В какой форме можно декларировать товары

В соответствии с Таможенным кодексом на территории Таможенного союза можно декларировать товары и в письменной, и в электронной форме.

Однако на территории Российской Федерации с 1 января 2014 года введено требование об обязательном электронном декларировании товаров. С этой даты все документы и сведения представляются в таможенный орган исключительно в виде электронных документов. Также в электронной форме происходит дальнейшее взаимодействие между таможенным инспектором и декларантом: они передают друг другу авторизованные сообщения, подписанные электронными подписями.

Постановление Правительства РФ от 13.12.2013 № 1154 предусматривает перечень исключительных случаев, когда товары допускается декларировать в письменной форме. К примеру, к ним относится:

  • декларирование товаров, сведения о которых отнесены к государственной тайне;
  • декларирование товаров, помещаемых под таможенные процедуры уничтожения, отказа в пользу;
  • декларирование товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
  • декларирование товаров, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц (дипломатами, консулами и т.п.);
  • декларирование товаров, незаконно ввезенных на таможенную территорию.

Кроме того, экспресс-грузы и товары, стоимость которых составляет менее 1000 евро в эквиваленте, разрешается декларировать по упрощенной процедуре — в виде письменного заявления или перечня товаров (Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 263).

2. Таможенное оформление товаров

Таможенное оформление — это таможенные формальности. Они включают:

  • подачу в таможенный орган РФ пакета документов, на основании которых таможенный орган принимает решение о возможности перемещения товаров;
  • операции, которые совершаются заинтересованными лицами и таможенной службой в целях соблюдения таможенного законодательства;
  • внесение необходимых платежей на счет таможенного органа (до подачи грузовой таможенной декларации) в качестве уплаты сборов, таможенных пошлин и налогов. Они рассчитываются исходя из условий договора (контракта), стоимости груза и условий перевозки.

Сейчас термин «таможенное оформление» устарел. Он использовался в таможенном законодательстве Российской Федерации в период действия Таможенного кодекса РФ. После того как в июле 2010 года образовался Таможенный союз и вступил в силу Таможенный кодекс, в употребление вошел термин «таможенное декларирование».

Кроме того, существуют разговорные варианты термина «таможенное оформление» — «растаможить товары», «растаможка товаров», которые можно услышать при общении в околотаможенной сфере. Реже встречается термин «таможенная очистка». Он означает «совершение таможенных формальностей, необходимых для введения товаров во внутреннее потребление, для их экспорта или для помещения под иную таможенную процедуру». Именно так его трактует Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года (Киотская конвенция). Иначе говоря, таможенная очистка — это выполнение ряда таможенных формальностей при перемещении товаров. К ним относятся: таможенное оформление, таможенный контроль, уплата таможенных платежей и всевозможные административные действия, связанные с легализацией груза, которые необходимы для ввоза/вывоза товаров.

Таможенное декларирование

При перевозке через границу некоторых категорий товаров необходимо оформить таможенную декларацию. Она нужна для регистрации товара при ввозе и вывозе из страны, выявления запрещенной продукции и отслеживания ее происхождения. На основе этих сведений формируются отчеты по экспорту и импорту, это позволяет увидеть изменения внешнеэкономической ситуации в государстве.

Так что же такое таможенное декларирование?

Таможенное декларирование – заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (пп. 35 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса ЕАЭС).

При таможенном декларировании применяются следующие виды таможенной декларации:

декларация на товары: ДТ (для экспресс-грузов используется т.н. Декларация на товары экспресс-грузов: ДТЭГ);

пассажирская таможенная декларация;

декларация на транспортное средство.

В зависимости от характера перемещения товаров, сведений, заявляемых в таможенной декларации, сроков ввоза применяются различные виды таможенного декларирования:

предварительное (ст. 114 Таможенного кодекса ЕАЭС);

периодическое (ст. 116 Таможенного кодекса ЕАЭС);

неполное (ст. 115 Таможенного кодекса ЕАЭС);

декларирование товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде (ст. 117 Таможенного кодекса ЕАЭС);

временное и полное периодическое таможенное декларирование (не путать с периодическим таможенным декларированием ст. 116 Таможенного кодекса ЕАЭС). Устанавливается законодательством РФ о таможенном регулировании.

Таможенное декларирование предусматривает регистрацию товаров в таможенном органе. Декларация подается в электронной форме, заверенная усиленной квалифицированной электронной подписью, в таможенный пост, компетентный регистрировать таможенные декларации.

В некоторых случаях допускается подача таможенной декларации в письменной форме на бумажном носителе.

Для пассажиров предусмотрена также устная и конклюдентная (прохождение через «зелёный» коридор) форма таможенного декларирования.

Это обязательная процедура для всех участников внешнеэкономической деятельности. Если декларация не была подана вовремя или организация проигнорировала этот факт, то может наступить административная или уголовная ответственность.

Это очень важная операция. Допущение малейшей ошибки грозит финансовыми и временными потерями. Если вы не разбираетесь в данном вопросе, то лучше обратиться за услугами к специалистам.

Таможенный орган декларирования

Он отвечает за принятие документов на провозимые через границу товары.

защита интересов государства;

контроль за ввозом и вывозом грузов;

предотвращение ввоза на территорию России товаров, которые представляют угрозу для населения и окружающей среды;

недопущение вывоза продукции, которая запрещена законом.

Декларировать нужно все товары, которые ввозятся либо вывозятся через таможенную границу ЕАЭС (Евразийский Экономический Союз).

Дополнительные функции таможенного органа:

контроль за выполнением требований тарифного регулирования;

борьба с контрабандой и контрафактной продукцией.

Органы таможни – единый централизованный механизм. В него входят по иерархии:

ФТС России (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела);

региональные таможенные управления;

Для наилучшего исполнения обязанностей создается собственная инфраструктура – офисные и складские помещения, площадки для осмотра грузов, электроника и компьютерные технологии.

Располагаются органы таможни, как правило, там, где грузы пересекают границу:

грузовые терминалы для автотранспорта;

склады временного хранения.

Отдельно располагаются таможенные органы – таможенные посты, в которые подаются таможенные декларации в электронном виде, т.н. Центры электронного декларирования.

Процедуры таможенного декларирования

Весь список процедур закреплен на законодательном уровне. Они основываются на пунктах Таможенного кодекса ЕАЭС, вынесенных решениях законодательных органов, федеральных законах РФ и приказах Федеральной ТС.

Декларант может выбрать одну из 17 таможенных процедур:

Выпуск для внутреннего потребления.

Временный ввоз (допуск).

Переработка на таможенной территории.

Переработка вне таможенной территории.

Переработка для внутреннего потребления.

Отказ в пользу государства.

Специальная таможенная процедура.

Свободная таможенная зона.

Товары, подлежащие таможенному декларированию

Таможенному декларирования подлежат товары.

При этом под товаром понимается – любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (пп. 45 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса ЕАЭС). Здесь важно понимать, что понятие товара существует и в смежном законодательстве РФ: в Налоговом кодексе РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 38 Налогового кодекса РФ товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Так что для таможенных целей понятие товар гораздо шире, чем понимается это в сфере налогообложения внутри РФ.

Таким образом, предметом таможенного регулирования при таможенном декларировании и объектом таможенного контроля являются только товары (не работы, не услуги)!

Ввозимые товары на таможенную территорию ЕАЭС имеют статус иностранных товаров (есть исключения). Даже если они были когда-то произведены в РФ, но были вывезены с таможенной территории ЕАЭС, то такие товары утратили статус товаров ЕАЭС (Союза).

После помещения под какую-либо таможенную процедуру эти товары либо приобретают статус товаров Союза, либо продолжают оставаться иностранными.

Бывают случаи, когда не требуется декларировать ввозимые товары. Например, если это припасы, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС, находящиеся в транспортном средстве международной перевозки без выгрузки из него и вновь убывающие на этом транспортном средстве за пределы таможенной территории ЕАЭС.

Особенности таможенного декларирования

Чтобы пресекать нарушения при декларировании грузов, осуществляется таможенный контроль таможенными органами.

Таможенный контроль позволяет выявлять факты подачи недостоверной информации и пресекать попытки провоза нелегальных товаров.

Существует список запрещенных и санкционных продуктов.

Товары, попадающие под акцизы, оформляются в специальном акцизном органе.

Груз, представляющий историческую или культурную ценность, оформляется на надлежащих пунктах таможни.

В случае выявлений нарушений норм декларирования к виновному могут быть применены административная или уголовная ответственность.

Основные формы и виды таможенного декларирования

Согласно законодательным нормам, существуют три формы подачи декларации на грузы:

устная – лицо заявляет сотруднику таможенной службы, что не перевозит товары, которые подходят для обязательного письменного декларирования;

электронная – все сведения касательно таможенного декларирования (декларация, документы на партию товара и транспортная декларация) подаются в электронном виде;

письменная – лицо подает письменное заявление о наличии товаров, обязательных к декларированию.

Порядок таможенного декларирования

Существует строгая последовательность действий, которую декларант или его официальный представитель обязаны соблюдать:

Составление текста декларации, заполнение и подача ее в таможенный орган.

Регистрация таможенной декларации в таможенном органе либо отказ в регистрации. После регистрации таможенной декларации все сведения, указанные в таможенной декларации, имеют юридическое значение.

Проведение проверки заявленных сведений после регистрации.

Решение таможенного органа о выпуске таможенной декларации. Это решение может быть и отрицательным в виде отказа в выпуске в случае несоблюдения условия таможенной процедуры.

Таможенные услуги декларирования

Компания «СБ Карго» предоставляет следующий перечень услуг:

ответственное хранение партии товара в границах СВХ. Случаются ситуации, когда груз прибыл на пункт таможни, но процесс декларирования затягивается из-за некорректного заполнения или отсутствия некоторых документов. Задержки также могут быть вызваны техническими неисправностями со стороны органов таможни;

таможенный транзит. Наши специалисты связываются с импортером после прибытия груза на таможенный пункт и согласовывают декларирование;

подтверждение таможенного декларирования – если стоимость груза больше 200 евро, компания «СБ Карго» связывается с продавцом и согласует все нюансы подачи декларации. При необходимости информирует о предоставлении дополнительных документов;

перевод документов. В штате имеется команда переводчиков, которые оперативно подготовят все нужные бумаги;

подготовка деклараций на экспорт. Применимо для стран, в отношении которых действуют требования по заполнению индивидуальной экспортной декларации;

подготовка деклараций на список товаров. Подходит для случаев, когда клиент перевозит несколько товарных позиций одновременно. Специалисты классифицируют каждую единицу по ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности);

внесение поправок после начала процедуры декларирования. Все сведения корректируются согласно документам, которые предоставляет заявитель. Это возможно сделать как во время процедуры декларирования, так и по ее окончанию.

НАШИ ПРЕИМУЩЕСТВА

Компания «СБ Карго» уже давно ведет свою деятельность и пользуется доверием многих фирм. Обратившись к нам, вы всегда можете рассчитывать на:

помощь квалифицированных специалистов, имеющих опыт в области таможенного декларирования;

большой перечень предлагаемых услуг;

оперативное решение всех задач по таможенному декларированию независимо от сложности;

разъяснение и консультации по всем возникшим вопросам по подаче декларации.

Наша компания гарантирует беспроблемное прохождение всех таможенных процедур в самые сжатые сроки.

Уважаемые клиенты!

Мы работаем только с юридическими лицами, являющимися собственниками/отправителями/получателями грузов, а также готовой коммерческой документацией на товар.

Чтобы получить консультацию, необходимо предоставить: подписанный внешнеторговый контракт, инвойс, упаковочный лист и заключить с нами договор таможенного представительства.

Просьба формировать запросы с корпоративной почты компании. Обращения с почтовых адресов зарегистрированных на бесплатных почтовых сервисах, в соответствии с политикой безопасности компании, попадают в СПАМ.

Подробнее об особенностях таможенного оформления различных категорий товаров вы можете узнать в разделе “Полезная информация”, воспользовавшись поиском.

Читайте также:
Семейный кодекс: что это такое, описание и особенности
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: