Таможенные льготы для иностранных лиц

Переезд на постоянное место жительства в РФ: ввоз личных вещей и транспортных средств переселенцем

Что необходимо знать переселенцу

Таможенное регулирование в соответствии со ст. 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) представляет собой правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза. Таким образом, лица, переселяющиеся в Российскую Федерацию и ввозящие личные вещи с территорий Республики Казахстан и Республики Беларусь, не вступают в таможенные правоотношения. Под лицами, переселяющимися на постоянное место жительства в государство – член Таможенного союза, необходимо подразумевать только лиц, прибывающих на таможенную территорию Таможенного союза и в связи с этим пересекающих таможенную границу Таможенного союза.
Действующее таможенное законодательство Таможенного союза и законодательство Российской Федерации о таможенном деле предоставляют возможность получения таможенных льгот в виде полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении личных вещей, ввозимых лицами, переселяющимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

Особенности, связанные с совершением таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, определены главой 49 ТК ТС, а в части, не урегулированной данной главой, – Соглашением от 18.06.2010 между правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации “О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском” (далее – Соглашение от 18.06.2010).
Соглашением от 18.06.2010 определяется порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.

Приложение N 3 к Соглашению от 18.06.2010 содержит перечень товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу с освобождением от уплаты таможенных платежей. Пунктом 8 данного Приложения установлено, что бывшие в употреблении товары для личного пользования, ввозимые физическими лицами, признанными в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающими (переселяющимися) в государство – член Таможенного союза на постоянное место жительства, вправе ввозить товары для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей вне зависимости от таможенной стоимости и веса таких товаров при одновременном выполнении следующих условий:

– ввоз товаров для личного пользования на таможенную территорию Таможенного союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительства в государство – член Таможенного союза;

– такие товары приобретены до даты признания физических лиц в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами либо до даты прибытия (переселения) на постоянное место жительства в государство – член Таможенного союза.

Что же касается автомобиля, то беспошлинный ввоз возможен только в отношении одного автомобиля и одного прицепа не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительства в государство – член Таможенного союза при условии, что автомобиль и прицеп находились в собственности переселенца не менее 6 месяцев до даты прибытия на постоянное место жительства.

Документы, определяющие дату прибытия

Пункт 2 ч. 1 ст. 2 Соглашения от 18.06.2010 разъясняет, что дата прибытия (переселения) физического лица на постоянное место жительства в государство – член Таможенного союза – это дата выдачи документа, подтверждающего получение статуса беженца, вынужденного переселенца, либо признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в государство – член Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства.

То есть для получения таможенной льготы необходимо быть признанным прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства. Статьей 6 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” закреплено, что гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее 3 дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.

Если лицо, переселяющееся на постоянное место жительства, не имеет гражданства Российской Федерации, то датой признания его переселившимся на постоянное место жительства будет являться дата получения вида на жительство (абз. 7, 11 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”).

Подытоживая сказанное, отметим, что датой, с которой у переселенца возникает право на ввоз личных вещей без уплаты таможенных платежей, является:

– для граждан Российской Федерации – дата получения постоянной регистрации по месту жительства;

– для иностранных граждан – дата получения вида на жительство в Российской Федерации;

– для переселенцев из Киргизской Республики, имеющих разрешение на переезд, – дата получения разрешения на переезд.

Срок в 18 месяцев для беспошлинного ввоза личных вещей является пресекательным и не может быть восстановлен даже при наличии уважительных причин его пропуска.

Если льготный срок пропущен

В практике таможенных органов часто встречаются случаи, связанные с пропуском 18-месячного срока переселенцем либо с отсутствием документов, подтверждающих прибытие (переселение) на постоянное место жительства. Как следствие, в отношении ввезенных товаров применяются общие критерии и ставки таможенных пошлин, налогов согласно приложению N 5 к Соглашению от 18.06.2010. Например, товары для личного пользования, доставляемые перевозчиком в адрес физического лица, таможенная стоимость которых превышает 1000 евро и (или) вес которых превышает 31 килограмм, подлежат обложению таможенными пошлинами, налогами по единой ставке 30% от их таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 килограмм веса в части превышения стоимостной нормы 1000 евро и (или) весовой нормы 31 килограмм.

В итоге сумма таможенных платежей получается крайне большой. Разумным выходом из такой ситуации является отказ физического лица от льготного порядка таможенного оформления товара. В этом случае ставка таможенной пошлины определяется исходя из Таможенного тарифа (решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 “Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза”) и исчисляется от таможенной стоимости товара, которая у бывших в употреблении вещей невелика.

Читайте также:
Тарифное руководство: что это такое, описание и особенности

Участие в Госпрограмме

Лицо, имеющее намерение переселиться в Российскую Федерацию, может стать участником Государственной программы содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Государственная программа) (Указ Президента РФ от 22.06.2006 N 637 “О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом”). Пунктом 19 Государственной программы предусмотрено право участника Государственной программы на освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. Пункт 44 также указывает, что участник Государственной программы и члены его семьи, переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, при ввозе товаров для личного пользования, включая транспортные средства, освобождаются от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Документом, подтверждающим право переселенца на ввоз личного имущества через государственную границу РФ на указанных условиях, является свидетельство участника Государственной программы. Его копия прилагается к товарно-транспортной документации на груз и предъявляется перевозчиком при ввозе груза на территорию Российской Федерации.

На текущий момент таможенное законодательство Таможенного союза и таможенное законодательство РФ о таможенном деле не содержат каких-либо специальных норм, касающихся участников Государственной программы. Ввиду чего, несмотря на наличие особого статуса для переселенцев – участников Государственной программы, льгота по уплате таможенных платежей для таких лиц предоставляется на общих основаниях в соответствии с приложением N 3 к Соглашению от 18.06.2012.

Наличие у переселенца свидетельства участника Государственной программы уже является основанием для освобождения ввезенных личных вещей от уплаты таможенных платежей. Пунктом 18 Государственной программы предусмотрено, что участнику Государственной программы выдается свидетельство установленного Правительством РФ образца сроком на 3 года. По истечении срока действия свидетельства соотечественник теряет статус участника Государственной программы, а члены его семьи, указанные в свидетельстве, – статус членов семьи участника Государственной программы. В течение всего срока действия удостоверения участник Государственной программы имеет право на беспошлинный ввоз личных вещей. В связи с изложенным актуальной является проблема применимости срока в 18 месяцев, установленного Соглашением от 18.06.2010, для беспошлинного ввоза личных вещей участником Государственной программы.

По нашему мнению, с учетом того, что Государственная программа при закреплении права на беспошлинный ввоз личных вещей содержит отсылку к общим положениям таможенного законодательства Таможенного союза, 18-месячный срок по Соглашению от 18.06.2010 все же применять необходимо. Однако, учитывая специфику реализации права на беспошлинный ввоз личных вещей в рамках Государственной программы, срок в 18 месяцев, как представляется, начинает свое течение с момента первого обращения участника Государственной программы в таможенные органы РФ за получением льготы по уплате таможенных платежей.

Ввоз транспортных средств переселенцами

Ввоз переселенцами транспортных средств имеет определенную специфику. Лица, переселяющиеся в рамках действующих международных соглашений либо в рамках Государственной программы, могут ввозить автомобиль без уплаты таможенных платежей любого экологического класса. Лица, переселяющиеся в общем порядке по Соглашению от 18.06.2010, также вправе ввезти автомобиль с освобождением от уплаты таможенных платежей. Однако таким лицам паспорт транспортного средства в силу п. 70 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (утв. Приказом МВД России N 496, Министерства промышленности и энергетики России N 192, Министерства экономического развития и торговли России N 134 от 23.06.2005) может быть выдан при условии соответствия транспортного средства требованиям Технического регламента “О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ” (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 N 609). В соответствии с вышеуказанным Техническим регламентом с 01.01.2010 до 31.12.2013 действует 4-й экологический класс (ЕВРО IV).

Международные договоры о защите прав переселенцев

Между Российской Федерацией и некоторыми государствами (например, Латвийской Республикой, Азербайджанской Республикой) заключены международные договоры о регулировании процесса переселения и защиты прав переселенцев (Соглашение от 02.06.1993 между Правительством РФ и Правительством Латвийской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев, Соглашение от 03.07.1997 между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев). Данными международными соглашениями предусматривается предоставление лицам, переселяющимся на постоянное место жительства и получившим разрешение на переезд, освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении перемещаемого лицами имущества (в том числе транспортных средств). Какого-либо срока для реализации переселенцем права на беспошлинный ввоз в Российскую Федерацию личных вещей на основании разрешения на переезд не предусмотрено.

Отдельно следует упомянуть о Соглашении от 18.07.1995 между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев. Несмотря на то что срок действия указанного Соглашения истек 31.07.2011, ФМС России продолжала выдавать разрешения на переезд в рамках соглашения. В связи с возникшей ситуацией ФТС России разъяснила, что выдаваемые разрешения на переезд сами по себе не являются основанием для предоставления таможенных льгот по уплате таможенных платежей (письмо ФТС России от 27.12.2011 N 01-11/64431). В то же время разрешение на переезд возможно считать документом, подтверждающим признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в Российскую Федерацию по смыслу подп. 2 п. 1 ст. 2 Соглашения от 18.06.2010. Иными словами, несмотря на то что Соглашение от 18.07.1995 между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики с 01.08.2011 не действовало, выданные с этой даты разрешения на переезд являлись основанием для применения в отношении товаров, ввозимых переселенцами из Киргизской Республики, таможенных льгот по уплате таможенных платежей на общих основаниях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза для переселенцев.

Московская областная таможня

  • Главная страница
  • Деятельность
  • Информация для физических лиц
  • Предоставление льгот по уплате таможенных платежей при ввозе товара физическими лицами в личных целях

Информация для физических лиц

  • О правилах временного ввоза на территорию ЕАЭС транспортных средств для личного пользования
  • Будьте внимательны при ввозе лекарств в Республику Беларусь
  • Предоставление государственных услуг юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области таможенного дела, в электронном виде
  • Памятка для граждан, осуществляющих ввоз (временный ввоз) культурных ценностей
  • Памятка для физических лиц, следующих через таможенную границу Таможенного союза на автомобильных транспортных средствах
  • Нормы ввоза товаров на территорию Республики Польша Правила перемещения продуктов питания для личного пользования на территорию Таможенного союза
  • О ввозе «санкционных» продуктов из-за границы физическими лицами
  • Предоставление льгот по уплате таможенных платежей при ввозе товара физическими лицами в личных целях
  • Где продлить временно везенный автомобиль в Московском регионе
  • Правило временного ввоза
Читайте также:
Имеет ли право собственник выписать прописанных жильцов?

Предоставление льгот по уплате таможенных платежей при ввозе товара физическими лицами в личных целях

Льготы по уплате таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования, ввозимых физическими лицами при переселении на территорию государства – члена Таможенного союза на ПМЖ из иностранных государств, установлены пунктами 8 и 12 Приложения 3 к Соглашению.

В соответствии с правоположениями указанных пунктов лица, признанные в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающими (переселяющимися) в государство – член Таможенного союза на ПМЖ, могут ввозить на таможенную территорию Таможенного союза и получать доставленные перевозчиком в их адрес с освобождением от уплаты таможенных платежей бывшие в употреблении товары для личного пользования независимо от таможенной стоимости и веса, при одновременном выполнении следующих условий:

– ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительства в государство – член Таможенного союза;

– товары приобретены до даты признания физических лиц в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами либо до даты прибытия (переселения) на ПМЖ в государство – член Таможенного союза.

Документами, подтверждающими признание лица переселяющимся на ПМЖ в Российскую Федерацию для лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, являются следующие документы:

– подтверждающие, что лицо постоянно проживало в иностранном государстве не в связи с работой по контракту или срочному договору, имело постоянную регистрацию или учет по месту жительства в иностранном государстве, находилось на консульском учете в российском консульстве в иностранном государстве в качестве гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего в иностранном государстве;

– подтверждающие снятие с указанных выше видов регистрации или учета в связи с переселением на ПМЖ в Российскую Федерацию вместе с документами, подтверждающими получение постоянной регистрации по месту жительства в Российской Федерации;

– удостоверение участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 № 637.

Документами, подтверждающими признание лица переселяющимся на ПМЖ в Российскую Федерацию для лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, являются следующие документы:

– вид на жительство в Российской Федерации;

– документы, подтверждающие выход из гражданства иностранного государства и приобретение гражданства Российской Федерации, вместе с документами, подтверждающими получение постоянной регистрации по месту жительства в Российской Федерации;

– удостоверение участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 № 637;

– документы, подтверждающие выход из гражданства иностранного государства, снятие с регистрационного учета в иностранном государстве в связи с переселением на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, получение разрешения на временное проживание в Российской Федерации, получение регистрации по месту жительства в Российской Федерации (в том числе временной у родственников), документы подтверждающие подачу заявления о приобретении Российского гражданства.

2. Предоставление освобождения от уплаты таможенных платежей при возврате физических лиц на территорию Таможенного союза с временного проживания в иностранном государстве.

В соответствии с пунктом 5 Приложения 3 к Соглашению установлено, что товары для личного пользования, ввозимые физическими лицами государства – члена Таможенного союза, временно проживавшими за границей, в случае их нахождения на консульском учете в загранучреждении государства – члена Таможенного союза не менее 1 года при их возвращении в государство – член Таможенного союза могут ввозиться с освобождением от уплаты таможенных платежей при условии, что таможенная стоимость таких товаров не превышает суммы, эквивалентной 5000 евро, а также представления документов, выданных дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями государства – члена Таможенного союза за границей, подтверждающих факт нахождения на указанном учете и возвращения лица в государство – член Таможенного союза, в порядке, предусмотренном законодательством государства – члена Таможенного союза.

3. Порядок предоставления льгот при получении наследства за пределами территории Таможенного союза.

Согласно пункту 6 приложения 3 Соглашения товары для личного пользования, полученные физическим лицом государства – члена Таможенного союза в наследство за пределами таможенной территории Таможенного союза (признанные наследуемым имуществом), освобождаются от уплаты таможенных платежей при условии документального подтверждения факта получения таких товаров в наследство (признания наследуемым имуществом) в порядке, предусмотренном законодательством государства – члена Таможенного союза.

4. Предоставление освобождения от уплаты таможенных платежей при обратном ввозе ранее вывезенных товаров.

Согласно пункту 7 Приложения 3 к Соглашению определено, что товары для личного пользования, ввозимые обратно в сопровождаемом и несопровождаемом багаже в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации), после их вывоза за пределы таможенной территории Таможенного союза, освобождаются от уплаты таможенных платежей при условии подтверждения их вывоза.

Законодательством государства – члена Таможенного союза может устанавливаться порядок подтверждения такого вывоза. В случае если лицо не может подтвердить вывоз таких товаров, они освобождаются от уплаты таможенных платежей при условии, что таможенная стоимость и общий вес ввозимых товаров (за исключением неделимых товаров) не превышают стоимостные и весовые (количественные) нормы, установленные пунктом 1 Приложения 3 к Соглашению, а именно:

– перемещаемые воздушным транспортом, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 10 000 евро, и общий вес которых не превышает 50 кг.

Читайте также:
Среднесрочный лизинг: что это такое, описание и особенности

– перемещаемые иными видами транспорта, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1500 евро, и общий вес которых не превышает 50 кг.

В соответствии с правоположениями пункта 1 Приложения 5 к Соглашению, в случае превышения весовой нормы 50 килограммов и (или) стоимостной нормы 1500 евро в эквиваленте в отношении товаров для личного пользования (за исключением неделимых товаров), перемещаемых через таможенную границу в сопровождаемом, несопровождаемом багаже, в части такого превышения подлежат уплате таможенные пошлины, налоги по единой ставке в размере 30 процентов от их таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 килограмм веса.

5. Предоставление освобождения от уплаты таможенных платежей в отношении товара, доставляемого перевозчиком и поступившего в адрес физического лица, не выезжавшего за пределы территории Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 11 приложения 3 к Соглашению освобождение от уплаты таможенных платежей предоставляется только в отношении товаров для личного пользования доставляемых перевозчиками в адрес физического лица, вес которых не превышает 31 кг., и сумму эквивалентную 1000 евро.

В соответствии с пунктом 6 Приложения 5 к Соглашению, в случае превышения весовой нормы 31 килограмм и (или) стоимостной нормы 1000 евро в эквиваленте в отношении товаров для личного пользования (за исключением неделимых товаров), доставляемых перевозчиком, в части такого превышения подлежат уплате таможенные пошлины, налоги по единой ставке в размере 30 процентов от их таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 килограмм веса.

Таможенные льготы для иностранных лиц

    • Главная страница
    • Таможенный кодекс РФ

ГЛАВА 25. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц

статьи 298-308

1. Положения настоящей главы применяются в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу дипломатическими, консульскими и иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств и организаций, а также в отношении товаров, предназначенных для личного и семейного пользования отдельных категорий иностранных лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами на таможенной территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

2. Таможенное оформление товаров, указанных в пункте 1 настоящей статьи, производится в упрощенном порядке.

Дипломатические представительства иностранных государств, расположенные на территории Российской Федерации, могут ввозить на таможенную территорию Российской Федерации и вывозить с этой территории предназначенные для официального пользования представительств товары с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

1. Глава дипломатического представительства иностранного государства и члены дипломатического персонала представительства иностранного государства, а также проживающие вместе с ними члены их семей могут ввозить на таможенную территорию Российской Федерации товары, предназначенные для их личного и семейного пользования, включая товары для первоначального обзаведения, и вывозить за пределы таможенной территории Российской Федерации товары, предназначенные для их личного и семейного пользования, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

2. Личный багаж главы дипломатического представительства иностранного государства, членов дипломатического персонала представительства иностранного государства, а также проживающих вместе с ними членов их семей освобождается от таможенного досмотра, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит товары, не предназначенные для личного и семейного пользования, или товары, ввоз в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации которых запрещен законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации либо регулируется карантинными правилами. Таможенный досмотр должен проводиться только в присутствии указанных в настоящей статье лиц или их уполномоченных представителей.

Члены административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства и проживающие вместе с ними члены их семей, если указанные лица и члены их семей не проживают постоянно в Российской Федерации и не являются гражданами Российской Федерации, могут ввозить на таможенную территорию Российской Федерации предназначенные для первоначального обзаведения товары с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

На основе специального соглашения с иностранным государством таможенные льготы, предоставляемые настоящим Кодексом членам дипломатического персонала представительства иностранного государства, могут быть распространены на членов административно-технического и обслуживающего персонала этого представительства, а также на членов их семей, не проживающих в Российской Федерации постоянно и не являющихся гражданами Российской Федерации, исходя из принципа взаимности в отношении каждого отдельного иностранного государства.

1. Консульским учреждениям иностранных государств, консульским должностным лицам иностранных государств, включая главу консульского учреждения иностранного государства, и консульским служащим иностранных государств, а также членам их семей предоставляются таможенные льготы, предусмотренные настоящим Кодексом для дипломатических представительств иностранных государств или соответствующего персонала дипломатических представительств иностранных государств.

2. На основе специального соглашения с иностранным государством на работников обслуживающего персонала консульского учреждения иностранного государства, а также на членов их семей, не проживающих постоянно в Российской Федерации, исходя из принципа взаимности в отношении каждого отдельного иностранного государства могут быть распространены таможенные льготы, предоставляемые настоящим Кодексом членам соответствующего персонала дипломатического представительства иностранного государства.

1. Дипломатическая почта и консульская вализа иностранных государств, перемещаемые через таможенную границу, не подлежат ни вскрытию, ни задержанию. При наличии серьезных оснований предполагать, что в консульской вализе содержатся документы и (или) товары, не указанные в пункте 3 настоящей статьи, таможенный орган вправе потребовать, чтобы консульская вализа была вскрыта уполномоченными лицами представляемого иностранного государства в присутствии сотрудника таможенного органа. В случае отказа от вскрытия консульская вализа возвращается в место отправления.

2. Все места, составляющие дипломатическую почту и консульскую вализу, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на характер этих мест.

3. Дипломатическая почта может содержать только дипломатические документы и товары, предназначенные для официального пользования, а консульская вализа – только официальную корреспонденцию и документы или товары, которые предназначены исключительно для официального пользования.

Читайте также:
Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг

Иностранные дипломатические и консульские курьеры могут ввозить на таможенную территорию Российской Федерации и вывозить с этой территории товары, предназначенные для их личного и семейного пользования, исходя из принципа взаимности в отношении каждого отдельного иностранного государства с освобождением от таможенного досмотра, уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Представителям иностранных государств, членам парламентских и правительственных делегаций, а также на основе взаимности членам делегаций иностранных государств, которые приезжают в Российскую Федерацию для участия в международных переговорах, международных конференциях и совещаниях или с другими официальными поручениями, предоставляются таможенные льготы, предусмотренные настоящим Кодексом для членов дипломатического персонала представительства иностранного государства. Такие же льготы предоставляются членам семей, сопровождающим указанных лиц.

Членам дипломатического персонала представительства иностранного государства и консульским должностным лицам консульского учреждения иностранного государства, членам их семей, лицам, указанным в статье 306 настоящего Кодекса, следующим транзитом через территорию Российской Федерации, предоставляются таможенные льготы, предусмотренные настоящим Кодексом для членов дипломатического персонала представительства.

Таможенные льготы для международных межгосударственных и межправительственных организаций, представительств иностранных государств при них, а также для персонала этих организаций и представительств и членов их семей определяются соответствующими международными договорами Российской Федерации.

Таможенные льготы для иностранных инвесторов

Виды таможенных льгот и условия их применения.
Основополагающим принципом при определении гарантий прав иностранных инвесторов в Российской Федерации является установление национального режима для иностранных инвесторов.

Данный режим гарантирует применение иностранными инвесторами на территории Российской Федерации общего законодательства страны (прежде всего Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», налогового, валютного, таможенного и иного законодательства).

Таможенным кодексом, Законом РФ «О таможенном тарифе»1, законом РФ «О налоге на добавленную стоимость», постановлениями Правительства РФ, а также рядом ведомственных актов, принятых в их развитие, предусматривается предоставление в определенных случаях таможенных льгот при перемещении товаров через российскую таможенную границу.

При этом таможенные льготы либо предоставляются отдельным категориям граждан и юридических лиц, либо действуют в отношении конкретных видов товаров.

В Таможенном кодексе РФ (далее — ТК РФ) понятие таможенных льгот не содержится, однако в некоторых его нормах присутствуют упоминания о возможности применения льготного порядка либо об условиях предоставления льгот. Данный нормативный акт оперирует исключительно термином «льготы», не употребляя смежных понятий, таких как, преимущество, иммунитет, стимул, поощрение и пр.

В соответствии со ст. 34 Закона РФ «О таможенном тарифе» эти льготы именуются либо тарифными льготами, либо тарифными преференциями.

При классификации таможенных льгот следует учесть, что они могут предоставляться различным субъектам: физическим лицам (при перемещении ими товаров не для коммерческой деятельности); беженцам или вынужденным переселенцам; дипломатическим, консульским и иным представительствам, а также их сотрудникам; юридическим лицам (при наличии оснований, установленных законом); государствам (в соответствии с международными соглашениями).

Кроме того, по времени действия льготы могут быть постоянными (бессрочными) и временными (устанавливаемыми на определенный срок). В отношении физических лиц, перемещающих товары для личного пользования в пределах установленных количественных и стоимостных ограничений, льготы применяются на постоянной основе. Установление льгот на определенный период времени характерно, например, для некоторых таможенных режимов. В частности, товар может храниться на таможенном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, как правило, не более трех лет (статьи 216, 218 ТК РФ). Это значит, что льготы в данном случае будут действовать лишь в течение этого срока.

Введение льгот временного характера может быть продиктовано мероприятиями по реализации каких-либо государственных программ, которые, как правило, рассчитаны на определенный период.

При выборе таможенного режима субъект нередко получает возможность получения льгот, касающихся уплаты (возврата) таможенных пошлин, налогов, а также применения запретов и ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Таковы режимы переработки, таможенного склада, временного ввоза, реимпорта, реэкспорта, перемещения припасов, беспошлинной торговли и др.

Таможенные льготы по уплате таможенных платежей могут касаться таможенной пошлины, НДС, акцизов, таможенных сборов. Льготы, выраженные либо в возврате таможенной пошлины, либо в полном или частичном освобождении от ее уплаты, либо в установлении тарифных ограничений на перемещение товара, именуются тарифными преференциями. Они предоставляются на условиях взаимности или в одностороннем порядке в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации, исключительно по решению Правительства РФ. Одним из основных критериев предоставления тарифных преференций выступает страна происхождения товара. Влияние данного фактора на объем таможенных пошлин проиллюстрируем таблицей 1.

Перечень товаров, освобождаемых от уплаты налогов (НДС и акцизов) по отношению к перемещаемым через границу товарам, устанавливается Налоговым кодексом РФ (статьи 150, 183). Кроме того, и в ТК РФ указываются основания освобождения от их уплаты. К ним, как правило, относятся условия определенных таможенных режимов. Примером тому может служить норма ст. 215 ТК РФ: таможенный склад — таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов. В таможенном законодательстве также предусмотрены случаи предоставления льгот по таможенным сборам. Так, согласно ч. 1 ст. 357.9 ТК РФ, сборы за таможенное оформление не взимаются в отношении гуманитарной помощи; товаров, перемещаемых представительствами иностранных государств; временно ввозимых (вывозимых) культурных ценностей; товаров, перемещаемых для личного пользования в пределах установленных ограничений, и др.

Применительно к затрагиваемой теме иностранных инвестиций и таможенных льгот, предоставляемых иностранным инвесторам, отмечу, что в международно-правовой практике к иностранным инвестициям применяется либо «режим наибольшего благоприятствования», либо «национальный режим». В последнем случае речь идет о единых правилах для иностранных и отечественных инвесторов. П Р А К Т И К У М Страна происхождения Вид льгот Условия предоставления льгот Необходимые документы Страны СНГ Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин. Происхождение товара — страна СНГ. Отправитель товара — участник ВЭД, созданный и зарегистрированный в стране СНГ. Сертификат о происхождении товара СТ-1. Декларация о происхождении товара. Развивающиеся страны Снижение ввозной таможенной пошлины на 25%. Происхождение товара — развивающаяся страна. Сертификат о происхождении товара формы «А». Наименее развитые страны Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин. Происхождение товара — наименее развитая страна. Сертификат о происхождении товара формы «А». Таблица 1. Страна происхождения товара как критерий установления льгот по уплате таможенных пошлин.

Читайте также:
Таможенная декларация: что это такое, описание и особенности

Закон об иностранных инвестициях декларирует национальный режим для иностранных инвесторов 2.

В ст. 4 этого закона утверждается, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности, предоставляемый российским инвесторам, за изъятиями, установленными федеральными законами.

То есть иностранный инвестор на территории России имеет такое же право на защиту своих прав и интересов, как и российские юридические лица, включая право требовать возмещения убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.

При этом введение определенных изъятий в правовом режиме деятельности иностранных организаций по сравнению с российскими юридическими лицами допускается только на основании федеральных законов.

Данные изъятия могут быть как ограничительного, так и стимулирующего характера. Во всех государствах с рыночной экономикой ограничения в свободе обращения иностранных инвестиций считаются допустимыми, так как данные меры установлены в целях обеспечения национальной безопасности.

В России правовые посылки к ограничительным изъятиям определяет Закон об инвестициях, который допускает их только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В разрезе рассматриваемого вопроса таможенных льгот, предоставляемых иностранным инвесторам, обратимся к статье 3 ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле), которая предусматривает, что товары, происходящие с территории какой-либо договаривающейся стороны, не должны облагаться, прямо или косвенно, внутренними долгами или другими внутренними сборами любого рода, превышающими, прямо 2 Федеральный закон от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ. П Р А К Т И К У М или косвенно, налоги и сборы, применяемые к аналогичным товарам отечественного происхождения.

В исключительных случаях применяется и режим преференций, например, для развития экономик Союза Независимых Государств. Применительно к российскому законодательству, для иностранных инвесторов в России законом об иностранных инвестициях установлены следующие основные гарантии:

гарантии правовой защиты иностранных инвесторов на территории РФ (ст. 5);

гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ (ст. 6);

гарантии перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст. 7); гарантии компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8);

гарантии от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ (ст. 9);

гарантии обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором (ст. 10);

гарантии использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11);

гарантии права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документарной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции (ст. 12);

гарантии права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13); гарантии участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14);

гарантии предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15).

Еще одна гарантия, делающая режим иностранных инвестиций более благоприятным, нежели национальный, — это гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы России ранее ввезенных имущества и информации (ст. 12 закона об иностранных инвестициях). Она предусматривает неприменение квотирования, лицензирования и иных мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности при вывозе из России иностранным инвестором имущества и информации в документарной форме или форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию России в качестве иностранной инвестиции. При этом неприменение мер тарифного регулирования в данной ситуации не гарантируется. Выплату экспортного таможенного тарифа (таможенной пошлины) иностранному инвестору придется осуществить.

Кроме права вывоза своего имущества и информации иностранному инвестору гарантируется беспрепятственный перевод денежных сумм за границу (ст. 11 закона об иностранных инвестициях). Условия такого перевода заключаются в обязательной предварительной уплате всех предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов с доходов и прибыли от инвестиций. После этого иностранный инвестор либо свободно использует денежные средства на территории РФ, в том числе для реинвестирования, либо переводит их за границу. В той же статье закона указывается, что перевод должен быть осуществлен в иностранной валюте.

Также закон об иностранных инвестициях предусмотрел, что льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с законодательством РФ и законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 16 Закона об иностранных инвестициях). Статьей 37 закона «О таможенном тарифе» и пп. 7 п. 1 ст. 150 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление иностранным инвесторам ряда таможенных и налоговых льгот, например, освобождение товаров, ввозимых в качестве вклада в уставный капитал, от таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость.

При отказе в предоставлении данных льгот, в том числе по формальным основаниям, иностранный инвестор может обратиться за судебной защитой своих интересов и реализовать право на особые условия деятельности (например, Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15.09.2003 г. по делу № Ф09-3360/03-АК).

Также Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем Информационном письме от 18.01.2001 г. № 58 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов» указывает следующее:

Читайте также:
Скрытая запись: что это такое, описание и особенности

к иностранному инвестору применяется принцип защиты от ужесточения национального законодательства, регулирующего режим инвестиций в течение конкретного периода; платежи, уплаченные таможенным органам Российской Федерации при ввозе имущества в качестве вклада иностранного инвестора в уставной фонд хозяйственного общества с иностранными инвестициями, а также имущества, предназначенного для собственного материального производства, учитываются при уплате налогов в Российской Федерации этим предприятием с иностранными инвестициями; иностранное юридическое лицо, уплатившее налоги в бюджет Российской Федерации, при исполнении денежного обязательства по внешнеэкономическому контракту не может считаться не исполнившим денежное обязательство;

при рассмотрении споров арбитражному суду следует учитывать, что иностранному инвестору предоставляются льготы в связи с устранением двойного налогообложения согласно вступившим в силу международным договорам Российской Федерации;

иностранным предпринимателям предоставляются налоговые льготы согласно нормативным актам о создании свободных экономических зон.

Штрафные санкции не применяются к иностранной компании, пользующейся налоговой льготой, на основании распоряжения органа исполнительной власти, принятого с превышением полномочий.

И что, по мнению автора, является наиболее важным при рассмотрении данной темы, предприятие с иностранными инвестициями не может быть лишено таможенных преференций при отсутствии доказательств его противоправного поведения.

Приведем пример из практики. Совместное предприятие с иностранными инвестициями предъявило к таможне иск о признании недействительным постановления по делу о нарушении таможенных правил.

Иностранная компания ввозила для совместного предприятия (кондитерской фабрики) сахар-песок с Украины. Декларировался товар совместным предприятием. При этом декларантом к таможенному оформлению были представлены сертификаты о происхождении товара формы СТ-1, выданные Торгово-промышленной палатой Украины, на основании чего в графе 16 грузовых таможенных деклараций товар был заявлен как происходящий из государства Украина. Так как Украина является участницей Соглашения о создании зоны свободной торговли, это служило основанием для освобождения товара от уплаты ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость.

При проведении таможней в 1998 году проверки по вопросам, связанным с осуществлением импортных операций и исполнением таможенного законодательства в 1996 году, было установлено, что упомянутые сертификаты о происхождении товара не соответствуют действительности. Эти документы были выданы на сахар, полученный из сахара-сырца, странами происхождения которого являлись Бразилия, Куба, Доминиканская Республика, Таиланд.

В связи с этим обстоятельством таможней принято постановление по делу о нарушении таможенных правил и совместное предприятие П Р А К Т И К У М привлечено к ответственности по статье 282 Таможенного кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 5 процентов суммы неуплаченных таможенных платежей. При принятии постановления таможенный орган исходил из того, что в соответствии с пунктом 1 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных решением Совета глав правительств государств — участников СНГ от 24.09.93 г. (с последующими изменениями), страной происхождения товара считается государство, где этот товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке.

Согласно пункту 5 названных правил под достаточной понимается такая переработка, когда изменение товарной позиции на уровне любого из первых четырех знаков приводит к изменению классификационного кода товара. Из Товарной номенклатуры внешней экономической деятельности СНГ (группы 17 «Сахар и кондитерские изделия из сахара») следует, что сахар-сырец и сахар белый имеют классификационные коды, совпадающие на уровне первых четырех знаков, а поэтому спорный товар нельзя считать подвергнутым достаточной переработке и происходящим с территории Украины, в связи с чем преференциальный режим к нему не применим.

Между тем о недостоверности сертификатов совместному предприятию не было известно, и его действия по заявлению в таможенных декларациях сведений об украинском происхождении сахара были основаны на подлинных документах, выданных уполномоченным органом Украины и заводом-изготовителем. Согласно статье 31 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», а также пунктам 18 и 19 Правил определения страны происхождения товаров в случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата или содержащихся в нем сведений, включая сведения о стране происхождения товара, таможенные органы вправе обратиться к уполномоченным организациям, выдавшим сертификат, или к другим компетентным организациям страны, указанной в качестве страны происхождения товара, с просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.

Как видно из материалов дела, при таможенном оформлении сахара на день его ввоза на территорию Российской Федерации у таможни не было сомнений в достоверности сертификатов, не имелось сведений о стране происхождения товара и никаких дополнительных действий по проверке этих сведений ею не предпринималось.

О недействительности сертификатов таможне стало известно из письма Торгово-промышленной палаты Украины, полученного по ее запросу, по истечении более чем года после таможенного оформления товара.

При таких обстоятельствах следует признать, что совместное предприятие не совершало противоправных действий, посягающих на установленный порядок таможенного оформления и исчисления таможенных платежей, за которые оно могло быть привлечено к административной ответственности. Арбитражный суд исковое требование совместного предприятия удовлетворил.

Подводя итог изложенному выше, отмечу, что привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику является одной из приоритетных задач Российской Федерации. Законодатель в своих актах явно указывает на создание благоприятных условий в деятельности иностранных инвесторов, в связи с этим у законодателя нет, по нашему мнению, иного пути, кроме как воздержаться от значительного разделения режимов регулирования иностранной и внутригосударственной (национальной) инвестиционной деятельности. Установление льгот для иностранных инвесторов, как было замечено, влечет отток капитала с целью его «иностранизации», а отмена льгот влечет увеличение инвестиционных рисков.

Таможенные льготы отдельным категориям иностранных лиц, порядок их пропуска через таможенную границу РФ.

РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт – Петербургский филиал

им. В.Б.Бобкова

Контрольная работа по основам таможенного дела

ВЫБОРГ

Г.

Таможенное оформление и контроль морских судов. Общие положения.

Таможенное оформление и контроль судов, включая контроль перевозимых товаров морским транспортом осуществляется в пунктах пропуска морских и речных судов, расположенных в морских и речных портах, имеющих статус международного пункта пропуска. Для оформления товаров в таких портах созданы отделы таможенного оформления, сотрудники которых осуществляют предварительные и основные операции таможенного оформления, а также проводят таможенный контроль товаров на складах временного хранения (далее СВХ).

Читайте также:
Территориальная подсудность: что это такое, описание и особенности

Правила таможенного оформления и контроля судов загранплавания определены Конвенцией ООН по морскому праву от 10.12.82; Таможенным Кодексом Российской Федерации, принятым 18.06.1993 года; Кодексом торгового мореплавания СССР 1968 г.; Правилами таможенного контроля за судами заграничного плавания и перевозимыми на них грузами (Утверждены Министерством внешней торговли 21 ноября 1962 года. Согласованы с Министерством морского флота, Министерством финансов и Комитетом государственной безопасности при Совете Министров СССР); приказом ГТК РФ от 2б. 12.94 № 692; приказом ГТК РФ от 13.10.96 № б45; приказом ГТК РФ от 22.09.97 № 569; приказом ГТК РФ от 03.06.97 № 31б и иными нормативно – правовыми документами. На основании вышеназванных документов в Выборгской таможне разработана Технологическая схема по таможенному оформлению и контролю судов заграничного плавания на таможенном посту «Порт Выборг», которой руководствуются в своей повседневной службе сотрудники поста.

Таможенному контролю подлежат все суда загранплавания, за исключением боевых судов ВМФ и погранвойск.

Технологическая схема состоит из общих положений и особенностей оформления судов приходящих и уходящих под российским и иностранными флагами. В ней определен порядок таможенного оформления и контроля судов, согласованный со всеми смежными службами

.Таможенное оформление и таможенный контроль судов, следующих через таможенную границу РФ и товаров, перемещаемых членами экипажей и пассажирами этих судов, производится в портах как у причалов, так и на рейде. Решение о возможности производства таможенного оформления и контроля судов и товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ членами экипажей и пассажирами этих судов на рейде принимается таможенным органом по заявке капитана судна или его представителя, согласованной с представителями ФПС РФ, портовыми властями и иными органами на которые возложен контроль за перемещением через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств.

Места стоянки судов на время производства таможенного оформления, выгрузки и погрузки грузов, а также посадки и высадки пассажиров устанавливаются портовым управлением по согласованию с таможенными органами Российской Федерации и КПП Федеральной пограничной службы РФ.

Перемену места стоянки судов портовое управление производит с разрешения таможенных органов РФ и КПП Федеральной пограничной службой РФ.

Суда, пришедшие в морской порт как для выгрузки и погрузки грузов, так и по другим причинам, находятся под контролем таможенного органа в течении всего времени стоянки в порту.

Без разрешения таможенного органа РФ и КПП Федеральной пограничной службы не допускается подход к судам, находящимся под таможенным контролем во время стоянки их в порту и ни рейде буксиров, кранов, лодок и других плавучих средств.

Прием и таможенное оформление судов в порту производится, как правило, в порядке их прибытия в течение круглых суток.

Время таможенного оформления и таможенного контроля судов и товаров перемещаемых через таможенную границу РФ членами экипажей судов в среднем может составлять:

Сухогрузные суда Наливные суда

до 3000 1,5 час 1,0 час

3001-5000 т 2,5 часа 1,5 часа

5001-15000 т 3,0 часа 1,5 часа

более 15000 т 3,0 часа 2,5час

Таможенный орган, исходя из объективной необходимости в

проведении углубленного таможенного досмотра и контроля и учитывая его сложность может увеличивать время, требуемое на проведение таких операций.

Таможенное оформление прихода судна из-за границы в Российскую Федерацию начинается с заблаговременного уведомления таможенного органа Российской Федерации и других заинтересованных служб о времени прихода судна в порт, о характере находящихся на нем грузов и о маршруте плавания.

Уведомление подается капитаном судна или судовым агентом (агентирующей организацией) за 48 ч до предполагаемого прибытия судна, а при длительности перехода судна менее 48 часов – не позднее чем через 1 час после выхода судна из порта отправления. Такое уведомление подается в письменном виде и представляет собой сводку с указанием всех необходимых сведений о судне и грузе, перевозимом на нем. Такие сводки находятся на. контроле в таможенном органе.

0 времени прихода судов в порт судовые агентства вторично

сообщают таможенным органам и другим заинтересованным службам уточненное время прихода судна в порт за 2 часа до их прихода и заказывают комиссию для оформления прихода судна. Капитан иностранного судна обязан информировать порт назначения о времени прихода не позднее чем за 48 часов. Сотрудник таможни фиксирует заявку в специальном журнале заказа комиссий.

Прием судов производится комиссионно. В состав комиссии входят представители:

1. Таможенного органа;

2. Федеральной пограничной службы;

3. Санитарно – карантинной станции;

4. Инспекции по карантину и защите сельскохозяйственных растений

5. Портового управления;

6. Ветеринарной службы;

7. Агентирующей организации.

Комиссия не поднимается на судно и не начинает работу до тех пор, пока все ее члены не будут в сборе. В случае необходимости судовой агент доставляет членов комиссии к месту приема судна своим транспортом.

Вход членов комиссии на судно разрешается только после осмотра и выяснения санитарной обстановки на судне сотрудником санитарно – карантинной станции. Члены комиссии выполнившие свои обязанности, покидают судно, не дожидаясь окончания работы всего состава комиссии.

Таможенный контроль судов, прибывающих из-за границы производится после осуществления паспортного контроля сотрудниками ФПС Российской Федерации. Таможенный контроль осуществляется в два этапа:

1. Документальный контроль, то есть получение и проверка необходимой документации с целью получения сведений, необходимых для таможенных целей ;

2. Досмотр судна, находящегося на нем груза и перемещаемых членами судовых команд и пассажирами товаров.

Капитан судна предоставляет для работы комиссии документы, перечень которых определен Международной морской конвенцией ИМКО, форма документов унифицирована и утверждена ИМКО:

n Генеральную декларацию ( General declaration ) – документ, служащий для таможенных целей и содержащий полные сведения о судне и перевозимых на нем грузах, а также порты захода во время рейса. Таможенным органом Российской Федерации генеральная декларация принимается также как и документ, в котором декларируется судно, как транспортное средство;

n Грузовая декларация судна ( Cargo declaration ) – документ, содержащий сведения о грузах, находящихся на судне ;

n Коносамент ( Bill of loading ) – документ, служащий доказательством принятия перевозчиком обозначенного в нем груза. Он также является товаросопроводительным документом;

Читайте также:
Считается ли кража рецидивом статьи за насилие?

n Манифест – представляет собой опись коносаментов;

n Судовая роль – документ, содержащий сведения о членах экипажа судна, их гражданства, возрасте, занимаемой на судне должности;

n Список пассажиров ( Passanger list ) – это основной документ, содержащий сведения о пассажирах, находящихся на борту судна ( сведения о названии и национальной принадлежности судна; фамилии, имени, национальности, месте рождения пассажира, порте посадки, порте высадки каждого; порте и дате прихода судна;

n Список наркотиков и наркосодержащих медпрепаратов – основной документ, содержащий сведения о наличии наркотиков на борту судна. Он содержит сведения о количестве медицинских препаратов и наркотиков, их наименовании. Список должен содержать обязательство капитана об обеспечении сохранности таких наркотиков и медпрепаратов во время их нахождения в порту и недопущении их сноса на берег;

n Справки о наличии российской и иностранной валюты в судовой кассе ( приходная и отходная );

n Таможенные декларации формы Т-6;

n Декларация судовых запасов судна (Store declaration ) – документ, содержащий сведения о продуктах питания, спиртных напитках, табачных изделий на борту судна, о количестве воды, смазочных масел, топлива в танках судна и др. В случае наличия в судовых запасах продуктов, подлежащих предъявлению сотрудникам ветнадзора и карантина растений, такие продукты предъявляются таможенным органом соответствующим службам;

n Счета и акты на закупленное материально-техническое снабжение ( в случае закупки во время рейса );

n Документы, свидетельствующие о произведенном ремонте судна ( в случае производства ремонта );

n В случае необходимости регистровые документы ( Классификационное свидетельство, Свидетельство о праве плавания под флагом, Лицензия на право эксплуатации судовой радиостанции и т.д.)

Общая декларация, как и все основные документы, скрепляется судовой печатью и подписывается капитаном судна или лицом его замещающим, в ином случае они не имеют юридической силы. Документы представляются сотруднику таможенного органа, осуществляющему таможенный контроль и таможенное оформление, в количестве, необходимом для таможенных целей. Кроме вышеуказанных документов, капитан иностранного судна предоставляет Вещевую декларацию (Crew effects declaration ) – документ, содержащий сведения о личных вещах каждого из членов команды, а также Список оружия – основной документ, содержащий сведения о наличии оружия на борту судна. Он включает сведения о количестве оружия; заводском номере оружия; владельце оружия на борту судна. Список оружия должен содержать обязательство капитана об обеспечении сохранности оружия на время стоянки судна в порту и недопущении сноса оружия с судна на берег. Если оружие на борту отсутствует, то в графе «Примечания» Общей декларации делается запись – без представления списка оружия;

На каждое иностранное судно, посетившее порт, заводится в таможне пароходное дело. Эти дела учитываются в отдельном журнале и хранятся в архиве таможни. Сформированное в таможенном органе судовое дело ставится на контроль до отхода судна за границу или в каботаж.

Процедура таможенного оформления и контроля судна загранплавания на «отход» во многом повторяет рассмотренный выше порядок оформления судна на «приход».

Таможенные льготы отдельным категориям иностранных лиц, порядок их пропуска через таможенную границу РФ.

Нормативно-правовую основу таможенных льгот, предоставляемых иностранным представительствам, образуют международные договоры и международно-правовые обычаи, формирующие целостную систему дипломатических льгот, привилегий и иммунитетов.

В соответствии с нормами международного права и российским законодательством (ст. 202 ТК РФ), иностранные представительства, их главы и члены их семей имеют следующие таможенные льготы:

n освобождение от всех видов таможенного досмотра, за исключением случаев, когда имеются серьезные основания полагать, что партия товаров, адресованная в иностранное представительство, либо личный багаж главы представительства или членов семьи иностранного представителя содержат предметы, не предназначенные для официального или личного пользования;

n освобождение от всех видов таможенных платежей, за исключением платежей за хранение, таможенное оформление вне определенных для этого мест или вне времени работы таможенного органов Российской Федерации и подобного рода услуги.

Статьей 203 Таможенного Кодекса РФ аналогичные льготы предоставлены дипломатическому персоналу иностранных представительств, их главы, дипломатическому персоналу и членам их семей.

Кроме дипломатического персонала в иностранных представительствах имеется административный и обслуживающий персонал. Эти лица пользуются льготами в соответствии со ст. 205 ТК РФ, исходя из принципа взаимности в отношении представителей каждого отдельного иностранного государства при наличии соглашения. Таможенным законодательством предусмотрено право использования таким лицам таможенного режима временного ввоза товаров для личного пользования на срок пребывания, при условии, что они ввозятся в течении первого года пребывания и не должны быть предназначены для коммерческого или иного использования. В этом случае предоставляются льготы по уплате таможенных пошлин, налогов, акцизов на ввозимые товары.

Вне зависимости от статуса лица, на товары, расходуемые при потреблении, а также алкоголь и табак льготы не предоставляются.

Статьей 206 ТК РФ предоставлены льготы консульским представительствам иностранных государств и членам их персонала подобные льготам предоставляемым диппредставительствам. В отношении работников обслуживающего персонала льготы предоставляются на условии взаимности в отношении каждого отдельного иностранного государства.

Не подлежит таможенному контролю (вскрытию, задержанию) дипломатическая почта и консульская вализа иностранных государств (ст.207 ТК РФ) при условии соблюдения международных норм, относящихся к способу пересылки ( наличие маркировки, печатей и пломб, сопроводительного документа – курьерского листа).

Лица, сопровождающие дипломатическую почту, называются дипломатическими курьерами. С точки зрения льгот, привилегий и иммунитетов дипкурьеры – лица особенные, они пользуются абсолютным иммунитетом, а страна пребывания обязана обеспечить их защиту. Регулируется порядок ст. 208 ТК РФ. Личные вещи дипкурьеров не подлежат таможенному досмотру, а к самому дипкурьеру не может быть применена процедура личного досмотра. Дипкурьеры имеющие постоянный статус пользуются привилегиями, льготами и иммунитетом постоянно, а назначенные на одну поездку – только на период сопровождения диппочты. При перевозке диппочты воздушным судном функции дипкурьера может исполнять командир воздушного судна, в этом случае он пользуется всеми правами дипкурьера.

Представители иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций, а также сотрудники иностранных государств на основе взаимности, которые приезжают в Российскую Федерацию для участия в межгосударственных переговорах, международных конференциях и совещаниях или с другими официальными поручениями пользуется теми же льготами, что и члены дипломатического персонала иностранного государства

Читайте также:
Хозяйственный договор: что это такое, описание и особенности

Отдельной статьей Таможенного Кодекса Российской Федерации предусмотрены льготы для членов дипломатического персонала, консульских должностных лиц, представителей иностранных государств и членов делегаций, следующих транзитом через территорию Российской Федерации ( ст. 210 ). Таможенные льготы для лиц данной категории идентичны льготам, предоставляемым членам дипломатического персонала представительств приезжающих в РФ.

Согласно ст. 211 ТК РФ таможенные льготы для международных межправительственных организаций, представительств иностранных государств при них, а также персонала этих организаций и представительств и членов их семей определяются соответствующими международными договорами Российской Федерации.

При ввозе предметов длительного пользования составляется их список и они помещаются под режим временного ввоза, без уплаты таможенных налогов, пошлин и акцизов на срок пребывания лица в стране. Все предметы, пропущенные под данный режим, ставятся на контроль за их вывозом.

В отношении предметов официального пользования иностранных представительств действует аналогичный порядок, однако при этом требуется заполнение ГТД.

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 180 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Таможенные льготы для иностранных лиц

Глава дипломатического представительства иностранного государства и члены дипломатического персонала представительства, а также проживающие вместе с ними члены их семей могут ввозить в РФ товары, предназначенные для их личного пользования, включая товары для первоначального обзаведения, и вывозить из РФ товары, предназначенные для их личного пользования, с соблюдением установленного порядка перемещения товаров через таможенную границу и с освобождением от таможенных платежей, кроме платежей за хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест или вне времени работы таможенных органов РФ и подобного рода услуги. Личный багаж указанных лиц, как правило, освобождается от таможенного досмотра.

Сотрудники административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства и проживающие вместе с ними члены их семей, если эти лица не проживают в РФ постоянно, могут ввозить в РФ предназначенные для первоначального обзаведения товары с освобождением от таможенных платежей, кроме платежей за хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест или вне времени работы таможенных органов и подобного рода услуги. На основе специального соглашения с иностранным государством таможенные льготы, предоставляемые членам дипломатического персонала представительства иностранного государства, могут быть распространены на сотрудников административно-технического и обслуживающего персонала этого представительства, а также на членов их семей, не проживающих в РФ постоянно, исходя из принципа взаимности в отношении каждого отдельного иностранного государства.

Консульским представительствам иностранных государств, консульским должностным лицам, включая главу консульского представительства, и консульским служащим, а также членам их семей предоставляются таможенные льготы, предусмотренные ТК РФ* для дипломатических представительств иностранных государств или соответствующего персонала дипломатического представительства. На основе специального соглашения с иностранным государством на работников обслуживающего персонала консульского представительства и на членов их семей, не проживающих в РФ постоянно, исходя из принципа взаимности в отношении каждого отдельного иностранного государства могут быть распространены таможенные льготы, предоставляемые членам соответствующего персонала дипломатического представительства иностранного государства.

Иностранные дипломатические и консульские курьеры могут ввозить в РФ и вывозить из нее товары, предназначенные для их личного пользования, с освобождением на основе взаимности от таможенного досмотра, таможенных платежей, за исключением платежей за хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест или вне времени работы таможенных органов и подобного рода услуги. Представителям иностранных государств, членам парламентских и правительственных делегаций, а также на основе взаимности сотрудникам делегаций иностранных государств, которые приезжают в РФ для участия в межгосударственных переговорах, международных конференциях и совещаниях или с др. официальными поручениями, предоставляются таможенные льготы, предусмотренные для членов дипломатического персонала представительства иностранного государства. Такие же льготы предоставляются членам семей, сопровождающим указанных лиц. См. также Тарифные льготы.

Энциклопедия права . 2015 .

  • Таможенное управление
  • Таможенные органы

Полезное

Смотреть что такое “Таможенные льготы для иностранных лиц” в других словарях:

Таможенные льготы для иностранных лиц — (англ. customs privileges for foreign persons) вид дипломатических привилегий и иммунитетов. В соответствии с таможенным законодательством РФ, дипломатические представительства иностранных государств на территории РФ при соблюдении установленного … Большой юридический словарь

ТАМОЖЕННЫЕ ЛЬГОТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВАМ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ И ИХ РАБОТНИКАМ — таможенные льготы, установленные в главе 30 ТК (ст. 202 207); группа таможенных льгот отдельным категориям иностранных лиц. Дипломатические представительства иностранных государств на территории РФ при соблюдении установленного порядка… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

ТАМОЖЕННЫЕ ЛЬГОТЫ ИНЫМ ИНОСТРАННЫМ ЛИЦАМ — таможенные льготы, установленные в главе 31 ТК (ст. 208 211); группа таможенных льгот отдельным категориям иностранных лиц. Иностранные консульские и дипломатические курьеры могут ввозить в РФ и вывозить из РФ товары, предназначенные для их… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

ТАМОЖЕННЫЕ ЛЬГОТЫ — преимущества, предоставляемые юридическим и физическим лицам при ввозе, вывозе или транзите товаров,ценностей, личных вещей, других предметов. Т.л. проявляются как благоприятные исключения из общеприменимого таможенного режима и предоставляются в … Энциклопедия юриста

ТАМОЖЕННЫЕ ЛЬГОТЫ — преимущества в виде снижения или отмены таможенных пошлин и ограничений, предоставляемые отдельным государствам, юридическим и физическим лицам. В Российской Федерации Т.л. представляют собой освобождение от таможенных платежей, за исключением… … Энциклопедический словарь экономики и права

Таможенные пошлины — I T. (по старинному таможные от татарского слова тамга печать) пошлины принадлежат к числу косвенных налогов и представляют собою сбор с товаров, взыскание которого связано с перемещением товара через какую либо линию через государственный рубеж … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Таможенные пошлины и учреждения (дополнение к статье) — В 1901 1906 гг. по таможенной части издан ряд узаконений ввиду согласования Т. устава с потребностями современного международного обмена и упрощения системы Т. формальностей. 15 мая 1901 г. утверждены правила о приеме товаров в ведение Т.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Читайте также:
Условная сделка: что это такое, описание и особенности

ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ — (англ. customs duties) – косвенные налоги, взимаемые государством с товаров, провозимых через национальную таможенную границу. Выполняя фискальную функцию, Т.п.: являются источником гос. бюджета; регулируют ввоз и вывоз товаров, защищая интересы… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

тарифные льготы — (тарифные преференции) льготы, предоставляемые на условиях взаимности или в одностороннем порядке в отношении товара, перемещаемого через таможенную граничу РФ: возврат ранее уплаченной пошлины; освобождение от пошлины, снижение ее ставки;… … Большой юридический словарь

Тарифные льготы — (англ. tariff privileges) в таможенном праве РФ предоставляемые на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации гос ной торговой политики льготы в отношении товара, перемещаемого через … Энциклопедия права

Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц

Таможенное оформление товаров, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц, осуществляется в соответствии с требованиями специальной таможенной процедуры перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц (гл. 25 ТК). К отдельным категориям иностранных лиц, перемещающим через таможенную границу РФ товары и соответственно пользующимся таможенными льготами, применительно ко всем таможенно-правовым институтам (таможенное оформление, контроль, платежи), гл. 25 ТК относит следующих лиц:

  1. Дипломатические представительства иностранных государств (свободный ввоз/вывоз товаров, предназначенных для официального пользования представительств).
  2. Главы дипломатических представительств иностранных государств и проживающие вместе с ними члены их семей (свободный ввоз/вывоз товаров, предназначенных для личного, семейного пользования, а также для первоначального обзаведения).
  3. Члены дипломатических представительств иностранных государств и проживающие вместе с ними члены их семей (свободный ввоз/вывоз товаров, предназначенных для личного, семейного пользования, а также для первоначального обзаведения).
  4. Члены административно-технического персонала дипломатических представительств иностранных государств и проживающие вместе с ними члены их семей, при условии, что указанные лица не проживают постоянно в Российской Федерации и не являются гражданами РФ (свободный ввоз товаров, предназначенных для первоначального обзаведения). В соответствии со ст. 302 ТК на основе специального соглашения с иностранным государством таможенные льготы, предоставляемые членам дипломатического персонала представительства иностранного государства, могут быть распространены на членов административно-технического и обслуживающего персонала этого представительства, а также на членов их семей, не проживающих в Российской Федерации постоянно и не являющихся гражданами России, исходя из принципа взаимности в отношении каждого отдельного иностранного государства.
  5. Консульские учреждения иностранных государств, их главы, иные должностные лица консульских учреждений и консульские служащие иностранных государств, а также члены семей перечисленных лиц (пользуются таможенными льготами, предусмотренными для дипломатических представительств иностранных государств или соответствующего персонала дипломатических представительств иностранных государств).
  6. Работники обслуживающего персонала консульских учреждений иностранных государств, а также члены их семей, не проживающие постоянно в Российской Федерации (могут пользоваться таможенными льготами, предоставляемыми членам соответствующего персонала дипломатического представительства иностранного государства, если это предусмотрено специальным соглашением с иностранным государством исходя из принципа взаимности в отношении каждого отдельного иностранного государства).
  7. Иностранные дипломатические и консульские курьеры (свободный ввоз/вывоз товаров, предназначенных для личного и семейного пользования, исходя из принципа взаимности в отношении каждого отдельного иностранного государства).
  8. Представители иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций, а также сопровождающие их члены семей (пользуются таможенными льготами, предусмотренными для членов дипломатического персонала представительства иностранного государства).
  9. Члены делегаций иностранных государств, приезжающие в Российскую Федерацию для участия в международных переговорах, международных конференциях и совещаниях или с другими официальными поручениями, а также сопровождающие их члены семей (пользуются таможенными льготами, предусмотренными для членов дипломатического персонала представительства иностранного государства – на основе взаимности).
  10. Международные, межгосударственные и межправительственные организации, представительства иностранных государств при них, а также персонал этих организаций и представительств, члены их семей (вправе пользоваться таможенными льготами на основании соответствующих международных договоров Российской Федерации). Перечень международных организаций и их представительств, пользующихся таможенными льготами на территории Российской Федерации, закреплен указанием ГТК России от 3 августа 1995 г. № 01–12/964 «О таможенных льготах для международных организаций и их представительств на территории Российской Федерации». К таким организациям относятся:
  • Организация Объединенных Наций;
  • Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);
  • Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО);
  • Международный валютный фонд;
  • Международный банк реконструкции и развития;
  • Международная финансовая корпорация;
  • Международная ассоциация развития;
  • Комиссия Европейских Сообществ;
  • Европейский банк реконструкции и развития;
  • Международный научно-технический Центр;
  • Международная организация по миграции;
  • Международный Комитет Красного Креста;
  • Международный Центр научной и технической информации;
  • Международный инвестиционный банк;
  • Международный банк экономического сотрудничества;
  • Международная организация космической связи «Интерспутник»;
  • Международная организация по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в области электротехнической промышленности «Интерэлектро»;
  • Объединенный институт ядерных исследований;
  • Отделение Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств;
  • Межгосударственный авиационный комитет;
  • Межгосударственный банк;
  • Межпарламентская Ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств;
  • Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств;
  • Европейское космическое агентство и Постоянное представительство Европейского космического агентства;
  • Международная организация труда и Бюро Международной организации труда;
  • Главная редакция международного журнала «Проблемы теории и практики управления»;
  • Евразийская патентная организация;
  • Международный центр по информатике и электронике;
  • Совет Европы;
  • Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества Независимых Государств;
  • Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИЕО);
  • Международный научно-исследовательский институт проблем управления;
  • Организация Договора о коллективной безопасности и Секретариат Организации Договора о коллективной безопасности;
  • Интеграционный Комитет Евразийского экономического сообщества.

Таможенное оформление товаров перечисленных категорий лиц производится в упрощенном порядке с учетом следующих особенностей:

  1. Предоставление льгот (освобождение) по уплате таможенных платежей, включая освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление товаров.
  2. Таможенное оформление товаров в специально установленных для этого местах.
  3. Неприменение в отношении товаров запретов и ограничений экономического характера, предусмотренных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (лицензирование, квотирование, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры).
  4. Декларирование товаров путем представления в таможенный орган письменного заявления, составленного в двух экземплярах в произвольной форме.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: