Тарифное руководство: что это такое, описание и особенности

Фрагментарное ценовое (тарифное) регулирование на железнодорожном транспорте

В понимании многих ценовое (тарифное) регулирование тесно ассоциируется со сферами естественных монополий или, например, продажей лекарственных препаратов и социально значимых товаров. В этом направлении принимается множество нормативных актов и разъяснений, которые в последующем оттачиваются на конкретных тарифных решениях и спорах по ним.

Однако существуют сферы, где федеральная власть предусмотрела возможность некого ценового (тарифного) регулирования, однако реализацию его полностью делегировала субъектам Российской Федерации.

В качестве примера приведу транспортные услуги на путях необщего пользования (они же транспортные услуги на подъездных путях промышленного железнодорожного транспорта или услуги ПЖТ), где ценовое (тарифное) регулирование основывается на архаичном указе Президента РФ от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и принятым в соответствии с ним постановлении Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Комментируя в одном из дел указанные акты Верховный Суд отметил, что федеральный законодатель, предоставляя органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации право вводить государственное регулирование цен (тарифов) на услуги ПЖТ, не установил каких-либо правил такого регулирования, то есть отнес к компетенции региональных органов власти не только установление цен (тарифов) на такие услуги, но и определение порядка их установления, разработки методов и методик расчета таких цен (определение от 25.04.2018 № 53-АПГ18-9).

Как следствие, в настоящее время отсутствует какое-либо единообразие в вопросах ценового (тарифного) регулирования услуг ПЖТ. Более того, отсутствие единого методологического центра привело к формированию достаточно грубых (топорных) подходов на практике. В этой и последующих заметках попробую описать некоторые из обнаруженных проблем.

Итак, первая проблема: дискриминационный подход к ценовым (тарифным) решениям ОАО «РЖД» и всех остальных исполнителей услуг ПЖТ.

Как уже отмечал, если субъект Российской Федерации принял решение о введении государственного регулирования цен (тарифов) на услуги ПЖТ, то исполнители услуг обязаны обратиться в орган тарифного регулирования соответствующего субъекта за установлением тарифа. Оказание услуг без тарифа влечет негативные последствия в виде административного штрафа по пункту 2 статьи 14.6 КоАП (дела № А53-1/2019 и А12-9920/2016) или, если дополнительно установлен факт злоупотребления, по статье 14.31 КоАП (дела № А71-18103/2011 и А49-7165/2016).

Удивительно, но на практике описанный порядок действует для всех, кроме ОАО «РЖД» (перевозчик).

С одной стороны, перевозчик исторически сохранил достаточное количество путей необщего пользования, на которых оказывает транспортные услуги, например, предоставляет их для проезда или размещения подвижного состава. Подобные услуги перевозчика по своему содержанию ничем не отличаются от услуг любого другого исполнителя (владельца путей).

С другой стороны, Верховный Суд, толкуя статью 58 Устава железнодорожного транспорта, указал, что согласование в договоре размера платы за пользование принадлежащим перевозчику путем необщего пользования не противоречит действующему законодательству (пункт 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017). В последующем суд в некоторой степени даже развил идею о договорных началах платы (определения № 307-ЭС18-22127, 306-ЭС18-18399 и 305-ЭС19-1465).

Таким образом, как минимум, в практике арбитражный судов сформировался устойчивый дискриминационный подход, при котором перевозчик поставлен в преимущественное положение по отношению к остальным участникам рынка. Для оказания транспортных услуг, связанных с представлением пути, последнему не требуется обращаться за установлением тарифа, нести издержки на администрирование этого процесса, обоснование и защиту тарифа, в то время, как иные участники рынка вынуждены заниматься этим под страхом административной ответственности (см., например, постановления Тюменского УФАС № А17/284-14.31, Вологодского УФАС № 035/04/14.31-405/2020).

Подобная проблема обусловлена не дефектом нормотворчества, а во многом объясняется лишь позицией Верховный Суд, который почему-то придерживается узкого толкования.

Статья 58 Устава в качестве общего правила действительно предоставляет перевозчику возможность самостоятельно определять размер платы за пользование принадлежащими ему путями. Однако эта возможность наличествует лишь постольку, поскольку иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В данном случае термин «законодательство» следует толковать в широком смысле, подразумевая не только непосредственно федеральные конституционные законы и федеральные законы, но и совокупность подзаконных актов, в том числе указов и постановлений Президента, а также Правительства Российской Федерации.

Если так, то постановление Правительства № 239 является тем самым исключением, о котором говорится в статье 58 Устава.

Согласно постановлению Правительства № 239 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов на транспортные услуги, оказываемые организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта,

ОАО «РЖД» не является организацией федерального железнодорожного транспорта, ведь к таковым могут быть отнесены лишь государственные унитарные предприятия и государственные учреждения (статья 2 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»), а, следовательно, ни статья 58 Устава железнодорожного транспорта, ни постановление Правительства № 239 не позволяет ему самостоятельно определять размер платы за пользование путями необщего пользования.

Читайте также:
Средства самообложения: что это такое, описание и особенности

Да и нет никакого обоснования для такого исключения. Невозможно с позиции политика права объяснить почему в условиях рыночной экономики из двух владельцев смежный железнодорожных путей необщего пользования один должен озаботиться прохождением бюрократических процедур и по сути получить разрешение на занятие экономической деятельностью, в то время как возможности второго ограничены лишь собственным желанием. По отношению к потребителю (защитой которого во многом объясняют само регулирование) оба этих владельца одинаковы. Оба они предприниматели, в управлении которых находится ограниченный и востребованный ресурс (железнодорожный путь). Оба будут стремиться максимизировать выгоду из своего положения, в том числе допуская различного рода злоупотребления.

Перевозчик наравне с другими исполнителями услуг ПЖТ (организациями промышленного железнодорожного транспорта) должен устанавливать в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации тарифы на соответствующие транспортной услуги.

Таможенно-тарифное регулирование: понятие, методы и меры внешнеэкономической деятельности для внешней торговли

Из этой статьи вы узнаете:

Одной из основных задач государства выступает создание условий, благоприятствующих развитию бизнеса и привлечению инвестиций. Приоритет отдается местным производственным и коммерческим организациям, обеспечивающим поступление значительного объема налогов, а также формирующим рабочие места, необходимые населению. Глобализация экономических рынков, несмотря на общее положительное влияние, стала одним из факторов, повышающих входной порог в сферу предпринимательства. Конкурировать с крупными корпорациями и зарубежными товарами, особенно на стадии открытия, еще не имея достаточной финансовой поддержки, крайне сложно. Одним из решений стало таможенно-тарифное регулирование — это комплекс мер, применение которых целесообразно как с точки зрения защиты интересов отечественного бизнеса, так и в плане пополнения бюджета — за счет введения дополнительной пошлины на определенные категории импортируемой продукции.

Общее представление

Таможенные тарифы регулируют внешнеэкономическую деятельность, и призваны обеспечить экономическую стабильность государства, необходимую для полноценного и всестороннего развития. Российская Федерация является участником ЕАЭС — Евразийского Экономического союза — что обуславливает общность торговой зоны и принципов, на которых выстраивается система контроля. В качестве правовой основы в данном случае выступают Кодекс организации, а также федеральный закон №289, в которых закреплены положения, определяющие порядок совершения коммерческих операций между контрагентами разных стран.

Сущность системы

Базовое понятие, характеризующее таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности (экспорта и импорта), определяет методы и функции государственного участия, направленного на оптимизацию существующих процессов. Власть, имеющая в своем распоряжении определенный набор законодательных механизмов, осуществляет право введения пошлин, позволяющих не только извлечь дополнительную бюджетную прибыль, но и ограничивающих доступ на внутренний рынок продукции от зарубежных производителей. Система работает и в обратную сторону, снижая объемы экспортируемых ресурсов и товаров, и исключая искусственное создание дефицита для повышения розничных цен.

Основные направления

Перечень приоритетов, определяемых в рамках тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и внешней торговли, ежегодно формируется и корректируется с учетом интересов бюджетной и налоговой политики государства. Принимая во внимание непростую ситуацию, связанную с многочисленными ограничениями как политического, так и эпидемиологического характера, в последние годы ключевой целью остается поддержание конкурентоспособности отечественных бизнес-проектов, в том числе специализирующихся на производстве и реализации импортозамещающей продукции, а также эффективная организация экспортных поставок. При этом важно учитывать, что увеличение пошлин в конечном счете сказывается на потребительской нагрузке, особенно когда речь идет о товарах, не имеющих местных аналогов, сопоставимых по качественным характеристикам.

Цели и функции

Таможенные тарифы — это метод государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, известный с давних времен. Применяемые методики позволяют решить две основные задачи: защитить национальных производителей от зарубежных конкурентов, не всегда использующих добросовестные методы продвижения на рынке, а также увеличить объем бюджетных средств, впоследствии расходуемых на иные приоритетные цели. Протекционистский и фискальный функционал реализуются одновременно, что способствует сохранению баланса представленности товаров и развитию отечественного бизнеса в отдельных отраслях.

Осуществляйте таможенные платежи с помощью специальной карты от МОРСКОГО БАНКА — уникальный платежный инструмент, который дает возможность оплаты в любом из органов таможни.

Таможенно-тарифные меры регулирования внешней торговли

Любая структура, применяемая в рамках государственного управления, характеризуется наличием определенных элементов, связанных между собой напрямую, или взаимодействующих автономно. В подобном качестве, применительно к рассматриваемой системе, относят:

  • Тарифы — ставки пошлинных сборов, взимаемых таможней за ввоз или вывоз.
  • Декларирование — набор требований, предъявляемых к оформлению и характеристикам.
  • Таможенная процедура и номенклатура ВЭД.

Глобализация мировой экономики обуславливает необходимость унификации подобных элементов. Основанием служат положения ключевых международных договоров, в том числе соглашения ВТО, Конвенции о Гармонизированной системе, а также иных многосторонних нормативных актов, призванных обеспечить поддержание режима торгового благоприятствования во всех странах.

Виды таможенного регулирования

Процесс формирования тарифов, как правило, носит комплексный характер и объединяет методики, влияющие на ценообразование как напрямую, так и косвенным образом.

Читайте также:
Переработка товаров под таможенным контролем

В первом случае речь идет о прямом государственном вмешательстве, связанном с установлением определенного уровня сборов, соответствующего требованиям рентабельности по отрасли с точки зрения привлечения бюджетных средств. Административное управление подобного рода актуально в ситуациях, характеризующихся общей экономической нестабильностью, а также требующих локального повышения или снижения цен. К числу основных методик относятся:

  • Фиксация тарифных ставок, а также наценок и дополнительных надбавок.
  • Определение нормы рентабельности для отдельных категорий товаров и услуг.
  • Корректировка стандартов декларировани

Косвенное таможенно-тарифное регулирование — это метод управления внешнеторговой деятельностью, при котором акцент делается не на самих пошлинах, а на сопутствующих факторах, оказывающих непосредственное влияние на их итоговую величину. Реализация подобных мер предусматривает:

  • Внедрение проектов по льготному кредитованию и налогообложению.
  • Предоставление субсидий и дотаций, выделенных из бюджетных средств.
  • Эффективное инвестирование в потенциально перспективные сегменты бизнеса.

Можно сказать, что политика косвенного вмешательства также предусматривает использование различных методик и средств, целью которых выступает увеличение рыночного предложения, повышение платежеспособности населения, а также оптимизация налоговых ставок на экспортную и импортную продукцию.

Таможенно-тарифное регулирование

Технически тариф является основным инструментом государства, возможность использования которого закреплена законодательно, и представляет собой определенную величину сбора, обязательного к уплате при пересечении территориальных границ. Определение размеров пошлин осуществляется с помощью номенклатуры ВЭД, учитывающей как санкции, так и преференции, что позволяет выстраивать политические отношения с различными странами. Кроме того, корректировка показателей способствует нормализации ситуации на внутреннем рынке, предотвращая избыток или дефицит продукции, и способствуя сохранению адекватного ценообразования, значимого с точки зрения формирования и поддержания потребительского спроса.

Корпоративные карты Visa Business от МОРСКОГО БАНКА — удобное средство организации и контроля представительских и командировочных расходов сотрудников предприятия, которое упрощает работу бухгалтерии и предприятия, а также помогает снизить риски, связанные с затратами на инкассацию и хранение наличных средств.

Нетарифное регулирование

Более радикальные способы, реализуемые через государственные разрешения, ограничения и запреты, призванные защитить национальных производителей от чрезмерного потока импорта, а также попыток применения методов недобросовестной конкуренции, включая ценовой демпинг. Также используются для обеспечения функции контроля в отношении вывоза продукции за границу, приоритетность которого для многих организаций обуславливается валютными взаиморасчетами. Кроме того, методики, не связанные напрямую с определением ставок, способствуют ограничению ввоза низкокачественных товаров, не удовлетворяющих требованиям и нормам безопасности.

Чем пошлина отличается от тарифа

Определения, характеризующие, с точки зрения обывателей, одно и то же явление, на самом деле не являются тождественными по содержанию. В первом случае речь идет об определенном сборе, который взимается с каждого продукта, пересекающего территориальные границы государства, вне зависимости от специфики перевозки — экспорт, импорт или транзит. Это, по своей сути, фискальный налоговый инструмент, регламентируемый законодательными нормами, и гарантирующий своевременное пополнение бюджета, размер которого определяется исходя из ожидаемых объемов товарооборота с различными странами.

Таможенный тариф, применяемый в рамках регулирования ВЭД — это реестр товарной продукции, к которой применяется пошлина.

МОРСКОЙ БАНК осуществляет услугу внешнеэкономической деятельности, которая подразумевает льготную конверсию, бесплатную постановку на учет контрактов, договоров, а также бесплатные валютные переводы.

Можно сказать, что понятия фактически дополняют друг друга, характеризуя взаимосвязанные элементы единой системы. При этом нужно учитывать, что в разных странах юридическая терминология допускает различные трактовки, в том числе — прямо противоположные привычному для отечественных предпринимателей смыслу. Исключить ошибки благодаря профессиональной консультации, организовать грамотный валютный контроль, а также получить возможность быстрого оформления финансовых взаиморасчетов с зарубежными контрагентами — все это опции, доступные клиентам МОРСКОГО БАНКА.

Специфика импортных пошлин в РФ

Правительственное регулирование внешнеэкономической деятельности, реализуемое в Российской Федерации, предусматривает разделение пошлинных сборов на несколько уровней. В частности, дифференцируются ставки для сырьевых материалов и для готовой продукции, а также полуфабрикатов, прошедших частичную обработку. Кроме того, значение имеют природа происхождения и специфика товаров. Так, к примеру, продукты питания, бытовая техника или одежда могут облагаться дополнительной нагрузкой в размере тридцати и более процентов, тогда как значимый для населения импорт, будь то лекарства или детское питание, нередко освобождаются от пошлин полностью — чтобы обеспечить доступную розничную цену.

Оформите расчетно-кассовое обслуживание (РКО) в МОРСКОМ БАНКЕ и получите до 6% на остаток по счету.

Определение величины сбора

Функции таможенно-тарифного регулирования экспорта и импорта в РФ — это сложный комплекс методик, целей и задач, во многом обусловленных политическими и экономическими взаимоотношениями с зарубежными партнерами. При выявлении нормативных показателей учитывается масса факторов, начиная со статуса на мировой арене, и заканчивая участием в совместных проектах, не имеющих прямого отношения к торговле.

Нередко преференции получают государства, относящиеся к категории развивающихся, в том числе заведомо не имеющие возможности удовлетворить возникающие долговые обязательства. Подобная практика ориентирована на формирование доверительных отношений, а также призвана ускорить темпы стабилизации и развития местной экономики. Анализ рынка за последнее десятилетие показывает, что позитивная коммуникация между странами, как правило, заметно способствует смягчению условий для ведения внешнеэкономической деятельности.

Читайте также:
Сопутствующий договор: что это такое, описание и особенности

Роль таможенных пошлин

Помимо политического аспекта, использование регулирующего механизма, оказывающего на торговлю прямое или косвенное влияние, требует грамотного управленческого подхода. Многие эксперты в области экономики отмечают, что чрезмерное увлечение тарифными корректировками приводит к кризисным ситуациям, когда внутренний рынок реагирует на противоестественное для его развития вмешательство извне.

Так, к примеру, агрессивная политика против демпинга может стать причиной дефицита определенной категории товаров, либо падения их качества ввиду фактического отсутствия конкуренции — и в том, и в другом случае конечным итогом становится рост розничных цен, с которым приходится сталкиваться массовому потребителю.

Ведение статистики и товарной номенклатуры ВЭД

Таможенный кодекс Российской Федерации, в рамках статей 212-215, выступает правовым базисом, регламентирующим статистический подход к учету внешнеторговой деятельности. Целями учетной политики определены:

  • Сбор общей информации о текущем состоянии ВЭД, необходимой для принятия управленческих решений на государственном уровне.
  • Обеспечение контроля за бюджетными поступлениями в виде налогов и пошлин.
  • Контролирующая деятельность в отношении контрагентов, совершающих валютные операции.
  • Формирование аналитического базиса, достаточного для оценки потенциала развития и существующего платежного баланса во внешней торговле РФ.

Несоблюдение законодательных норм, регламентирующих ведение таможенной статистики, рассматривается в качестве правонарушения, предусматривающего возможность привлечения виновных субъектов к законной ответственности.

Основные данные

К числу сведений, анализируемых в рамках работы с ТН ВЭД, относится информация из документов, представляемых участниками торговой деятельности службам, ответственным за оформление и регистрацию экспортных и импортных поставок на таможне. В первую очередь речь идет о содержании деклараций, составляемых и подаваемых в соответствии с положениями статьи 180 Кодекса Таможенного Союза.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

Тарифы по сути представляют производную от международной Гармонизированной системы, применяемой для описания и кодирования товаров. Положение, оформленное Конвенцией, и вступившее в силу начиная с 1988 года, предусматривает обязательство всех стран-участниц публиковать открытую и понятную статистическую аналитику, характеризующую внешнеторговые показатели с помощью общедоступной кодификации.

Ведение ТН ВЭД входит в перечень функциональных задач, возлагаемых на таможенные структуры, что подтверждается положениями статьи 216 Кодекса, определяющей следующие обязанности:

  • Своевременное отслеживание изменений и дополнений базовой номенклатуры, в том числе пояснений и решений, утвержденных на международном уровне.
  • Приведение отчетности в соответствии с актуальными требованиями и последующая публикация материалов.
  • Формирование собственных рекомендаций относительно толкования, а также реализация иных функций, связанных с ведением ТН ВЭД.

Результаты регулирования

Использование механизмов, утвержденных государством на законодательном уровне, позволяет стимулировать развитие внутренней экономики за счет пополнения бюджета, и способствует созданию благоприятных рыночных условий для бизнеса. Прямые и косвенные методики, оказывающие влияние на внешнеторговые процессы, формируют конкурентную среду, в которой цена и качество выступают ключевыми критериями потребительского выбора, и одновременно с этим исключают массовое появление на рынке дешевых, низкокачественных товаров, не соответствующих требованиям безопасности.

Заключение

Система таможенно-тарифного регулирования ВЭД в России — это разнообразные элементы, меры и методы, направленные на достижение приоритетных целей государства. Грамотный выбор партнеров и контрагентов — один из ключевых факторов для бизнеса, планирующего выход на международный уровень, поэтому МОРСКОЙ БАНК предлагает услуги комплексной профессиональной поддержки, актуальной как для начинающих предпринимателей, так и для действующих компаний.

Обзор результатов

Формирование тарифов

В рамках повышения уровня комфорта для пассажиров на постоянной основе ведется работа по формированию предложений об изменении расписаний пассажирских поездов в части установления более удобного для пассажиров времени прибытия на станции назначения и отправления, максимально возможного ускорения поездов на маршрутах следования с учетом возможностей инфраструктуры ОАО «РЖД», разработка и реализация маркетинговой стратегии и пристальный подход к ценообразованию.

В 2018 году перед Компанией стояли такие задачи в области реализации тарифной политики, как:

  • отсутствие индексации тарифов на 2018 год как в регулируемом, так и в дерегулированном сегменте;
  • оперативное и гибкое регулирование тарифов в соответствии с изменениями конъюнктуры платежеспособного спроса потребителей с учетом действий конкурентов;
  • разработка эффективной структуры тарифов на железнодорожные пассажирские перевозки с учетом конкуренции с другими видами транспорта и железнодорожными перевозчиками.
Регулируемый сегмент перевозок

Тарифным руководством (приказ ФСТ России от 27 июля 2010 г. № 156-т/1) утверждены тарифы, сборы и плата на работы (услуги), связанные с перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении и пробегом пассажирских вагонов. Тарифы ежегодно индексируются и зависят от категории поезда и дальности поездки пассажира.

В 2016 году функции упраздняемой Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) были переданы Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) в соответствии с п. 1 и 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2015 г. № 373 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования».

Читайте также:
В какие сроки налоговая может затребовать недоимку?

Индексы к ставкам тарифов, сборов и платы на работы (услуги), а также дифференцированные индексы к календарным периодам на соответствующий год объявляются соответствующими приказами ФАС России (ранее – ФСТ России).

Начиная с 2003 года действующим законодательством предусмотрена возможность дифференциации тарифов. К базовым тарифам применяются коэффициенты графика гибкого регулирования тарифов, которые призваны снизить сезонные колебания спроса.

С 2015 года АО «ФПК» дано право регулирования тарифов на проезд в плацкартных вагонах в пределах установленного уровня, что позволило проведение различных маркетинговых акций в данном сегменте перевозок.

С 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российский Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена налоговая ставка на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем следовании в размере 0 %.

Тарифы на проезд в плацкартных вагонах и общих вагонах с местами для сидения на 2018 год сохранены на уровне 2017 года (приказ ФАС России от 23 декабря 2016 г. № 1835/16, в редакции приказа ФАС России от 10 ноября 2017 г. № 1487/17).

Продолжена практика проведения маркетинговых акций на проезд в плацкартных и общих вагонах. Благодаря дифференциации стоимости проезда в зависимости от расположения места пассажирские перевозки удалось сделать более доступными для различных слоев населения, не выходя за рамки предела установленного уровня тарифов, установленного приказом ФАС России от 10 ноября 2017 г. № 1487/17.

Дерегулированный сегмент перевозок

Компания вправе самостоятельно устанавливать тарифы на перевозки пассажиров в вагонах СВ и купейных вагонах в соответствии с п. 5 Перечня работ (услуг) Данный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. № 643 «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок». субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством.

Также Компания может самостоятельно устанавливать тарифы на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в составе скоростных поездов. Данное право закреплено в приказе ФСТ России от 14 декабря 2010 г. № 431-т/1 «Об изменении государственного регулирования в отношении субъектов естественных монополий при перевозках пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении, а также при оказании услуги по пользованию комплектами постельного белья».

Таким образом, в дерегулированном сегменте АО «ФПК» осуществляет транспортное обслуживание пассажиров в купейных вагонах, вагонах СВ и вагонах класса люкс, а также во всех вагонах скоростных поездов. В дерегулированный сегмент входят также туристические и коммерческие перевозки. В этом сегменте АО «ФПК» вправе самостоятельно устанавливать тарифы на перевозки пассажиров.

Основными механизмами тарифообразования в дерегулированном сегменте являются система динамического ценообразования, различные маркетинговые акции и тарифные инициативы.

Тарифы на проезд в дерегулированном сегменте на 2018 год сохранены на уровне 2017 года.

Таможенное регулирование в России

Таможенное регулирование — это управление внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), осуществляемое с целью пополнения бюджета и для защиты отечественного производителя. Его целью является экономическая безопасность и достижение стабильного экономического роста. У России, как члена Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), общее с ним таможенное пространство. Поэтому юридической основой таможенного регулирования в России является Таможенный Кодекс ЕАЭС и Федеральный закон о таможенном регулировании 289. Эти законодательства гармонизированы между собой и позволяют полностью регламентировать все нюансы таможенного регулирования. Более того именно вопросы таможенного регулирования подтолкнули страны объединиться в таможенный союз. Таможенное регулирование ВЭД в России осуществляют таможенные органы.

Федеральный закон о таможенном регулировании 289 ФЗ

Федеральный закон о таможенном регулировании 289 ФЗ появился в связи с принятием нового Таможенного Кодекса ЕАЭС и вступил в силу в 2018 году. Этот закон направлен на реализацию международных договоров между Россией и ЕАЭС и на обеспечение экономической безопасности России. Он призван на национальном уровне регулировать отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров, а также вопросы таможенного регулирования в России. Этот закон состоит из 8 разделов и насчитывает более чем 500 страниц, он полностью охватывает правовые основы таможенного регулирования.

Федеральный закон о таможенном регулировании 289-ФЗ от 3 августа 2018 года
О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Виды таможенного регулирования

Предметом таможенного регулирования являются отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров. При этом применяются меры таможенного тарифного регулирования, а также меры нетарифного регулирования: запреты и ограничения, связанные с защитой рынка от: недобросовестной конкуренции, некачественных товаров не соответствующих требованиям безопасности. Виды таможенного регулирования делят на две группы: тарифное таможенного регулирования и нетарифного таможенное регулирование.

Читайте также:
Федеральная комиссия: что это такое, описание и особенности

Таможенно тарифное регулирование

Таможенно тарифное регулирование ВЭД применяется для защиты отечественных производителей от зарубежной конкуренции и для пополнения бюджета с помощью ставок таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые товары.

Основным инструментом тарифного регулирования является тариф. Методы его применения устанавливаются законодательством. Таможенный тариф – это ставки таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС. Размер ставок устанавливается законодательно, в соответствии с принятой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). В отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, применяются таможенные преференции. Кроме того, преференции предусмотрены при торговле со странами, входящими в ЗСТ.

Кроме определения ставок таможенных пошлин на товары, устанавливается порядок их применения: определение таможенной стоимости товара, страны происхождения товара.

Нетарифное регулирование

Нетарифное регулирование служит для защиты отечественных производителей от зарубежной конкуренции, при резко возросшем импорте товаров, а также при ввозе импортных товаров по заниженным, демпинговым ценам. Меры нетарифного регулирования используются для контроля вывоза продукции, например, для ограничения вывоза товаров для стимулирования обрабатывающей промышленности. Эти меры применяют для поддержания баланса между спросом и предложением, а также для стабилизации цен на товары ограничительными и запретительными методами. Меры нетарифного регулирования используются, чтобы оградить рынок от некачественных товаров, не соответствующих требованиям безопасности.

Нетарифное регулирование – это совокупность мер по управлению ввозом товаров (импорт) и вывозом товаров (экспортом), включающее в себя разрешительные и запретительные, ограничительные меры.

Меры прямого ограничения

1) Квотирование – это ограничение по количеству или стоимости на определённое время ввозимых (импортная квота) или вывозимых (экспортная квота) товаров.

  • Глобальные – устанавливают количество конкретного товара, которое можно ввезти;
  • Сезонные – устанавливают период времени для ввоза товара;
  • Тарифные – устанавливают количество товара, которое можно ввезти по установленным тарифам или совсем без уплаты пошлины.

Размер квот устанавливается на Правительственном уровне.

2) Лицензирование – это контроль за ввозом и вывозом конкретных товаров с помощью выдачи компетентными органами лицензий.

  • для временного ограничения ввоза или вывоза товаров;
  • для контроля над ввозом или вывозом опасных товаров, неблагоприятно воздействующих на окружающую среду и человека;
  • для предоставления исключительного права;
  • для выполнения международных обязательств.

Специальные защитные меры

Это меры, служат для предотвращения нанесения ущерба экономике из-за резко возросшего импорта товаров или из-за ввоза товаров по заниженным, демпинговым ценам. В качестве таких мер используется:

  • Специальные пошлины – применяются при резко возросшем импорте;
  • Антидемпинговая пошлина – применяются при ввозе товаров по демпинговым ценам;
  • Компенсационные пошлины – применяются при ввозе товаров, получивших субсидию со стороны иностранного государства.

Меры технического регулирования

Это меры по ограничению ввоза в страну некачественных товаров, не соответствующих регламентам: национальному и союзному. Разрешается ввоз только тех товаров, на которые оформлен подтверждающий документ: Декларация или Сертификат соответствия.

Другие меры регулирования

Это меры, связанные с соблюдением действующего законодательства и обеспечением безопасности использования перемещаемых, ввозимых или вывозимых товаров. Предотвращения угрозы для жизни и здоровья граждан, а также их имущества. Они регулируются выдачей разрешительных документов:

Заградительные пошлины взимаются помимо ввозных таможенных пошлин. Их можно ввести только на определённый срок и по специальному Решению Правительства России. Все запреты и ограничения опираются на законодательную базу.

Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности

Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности позволяет успешно решить все поставленные цели: фискальные – пополнение бюджета, так и протекционистские – защита отечественных производителей. Главная цель – это экономическая безопасность и стабильный рост, поддержание баланса между спросом и предложением.

Тарифное руководство: что это такое, описание и особенности

Статья 8. Тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 8

1. Тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом “О естественных монополиях” и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.

Тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом “О естественных монополиях” и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с антимонопольным законодательством.

Читайте также:
Можно ли получить единовременную компенсацию на умершего мужа

(в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 205-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Экономически обоснованный уровень тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, а также тарифы, сборы и плата за данные перевозки, оплачиваемые пассажирами при осуществлении поездок в пригородном сообщении, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

В случае возникновения споров при принятии решений по вопросам установления (изменения) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и субъектами естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, в том числе по вопросу расчета экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня таких тарифов, сборов и платы, указанные решения принимаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с учетом результатов рассмотрения соответствующих споров федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий.

Порядок разрешения споров по вопросам установления (изменения) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и субъектами естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, а также методики расчета экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня таких тарифов, сборов и платы за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, и расчета ставок платы за услуги по аренде железнодорожного подвижного состава, управлению им, его эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, оказываемые организациям в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, определяются федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 247-ФЗ)

3. Потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования либо в результате установления таких тарифов, сборов и платы ниже экономически обоснованного уровня на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации – соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 247-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Тарифы на перевозки в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта устанавливаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Порядок введения в действие и применения таких тарифов определяется Правительством Российской Федерации.

5. Сведения об изменениях, вносимых в регулируемые тарифы, сборы и плату на железнодорожном транспорте общего пользования, связанные с перевозкой грузов, публикуются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в печатном издании указанного органа не позднее чем за десять дней до введения в действие таких изменений, об изменениях, вносимых в регулируемые тарифы, сборы и плату на железнодорожном транспорте общего пользования, связанные с перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа, – не позднее чем за пять дней до их введения в действие.

Заработная плата. Формы и системы оплаты труда

В соответствии с положениями ст.135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Соответственно, у каждого работодателя должна быть предусмотрена собственная система оплаты труда работников. Базой для ее разработки будут являться положения Трудового кодекса и другие нормы действующего законодательства. Что подразумевает под системой оплаты труда действующее законодательство и какие к ней предусмотрены требования? Как ясно из самого названия, под системой оплаты труда подразумевается некая совокупность условий получения работником заработной платы – вознаграждения за свой труд.

В соответствии со ст.129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд, которое зависит от:

  • квалификации работника,
  • сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.

При этом, к заработной плате относится не только вышеуказанное вознаграждение, но и:

  • компенсационные выплаты*,
  • стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии, иные поощрительные выплаты).

*Доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера.

В соответствии с положениями ст.135 ТК РФ, системы оплаты труда, включая:

  • Размеры:
  • тарифных ставок,
  • должностных окладов,
  • доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных,
  • Системы:
  • доплат и надбавок стимулирующего характера,
  • премирования,
Читайте также:
Переход прав кредитора на основании закона

устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Все эти документы должны быть составлены в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При выборе и разработке внутрифирменных систем оплаты труда работников могут применяться различные системы:

  • Тарифные системы оплаты труда.
  • Бестарифные системы оплаты труда.
  • Смешанные системы оплаты труда.

Ниже мы подробнее рассмотрим вышеуказанные системы оплаты труда, их особенности и отличия.

Данная статья призвана помочь начинающим специалистам разобраться в видах и формах систем оплаты труда, при анализе (а в случае необходимости и разработке) внутрифирменных систем оплата труда компании.

Тарифная система оплаты труда

Остальные виды систем Трудовым кодексом не установлены, однако в соответствии с положениями ст.135 ТК РФ, работодатель имеет право устанавливать у себя на предприятии любые системы оплаты труда, которые должны отвечать одному единственному условию:

  • они не должны противоречить требованиям ТК РФ и других документов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с положениями ТК РФ, тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя:

  • тарифные ставки,
  • оклады (должностные оклады),
  • тарифную сетку,
  • тарифные коэффициенты.

Под тарифной сеткой понимается совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов. Довольно часто тарифная сетка оформляется в виде таблицы, в которой сведены разряды и коэффициенты – чем выше разряд, тем выше тарифный коэффициент. Для того, чтобы определить тарифный коэффициент каждого разряда нужно разделить тарифную ставку разряда на тарифную ставку первого разряда.

Тарифный разряд – это величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника. Квалификационный разряд – это величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника. Тарификацией работ называют отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда. Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов.

Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002г. №787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом:

  • единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих,
  • единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов,
  • государственных гарантий по оплате труда.

При этом, согласно мнению официальных органов, выраженному в Письме Роструда от 27.04.2011г. №1111-6-1, при установлении в штатном расписании окладов по одноименным должностям размеры окладов следует устанавливать одинаковые.

При этом «надтарифная часть» заработной платы (надбавки, доплаты и другие выплаты) может быть различной у разных работников, в том числе в зависимости от:

  • квалификации,
  • сложности работы,
  • количества и качества труда.

Свое мнение Роструд основывает на том, что хотя статья 143 ТК РФ, предусматривающая тарифную систему оплаты труда, дает основание для установления «вилки» должностных окладов*, при установлении «вилки» окладов по одноименным должностям следует помнить об обязанности работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст.22 ТК РФ).

При этом, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда (ст.132 ТК РФ).

Вместе с тем, запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении условий оплаты труда.

*То есть установления должностного оклада по свободной должности от минимального до максимального размера.

Основными формами тарифной системы оплаты труда являются повременная и сдельная.

Отличие между повременной и сдельной оплатой труда в том, что при повременной оплате труда оплата зависит от количества отработанного времени, а при сдельной – от количества:

  • произведенных единиц продукции,
  • выполненных операций.
  • Повременная форма оплаты труда.

Зарплата сотрудников при повременной оплате определяется исходя из их квалификации и количества отработанного ими времени.

Данная форма оплаты труда применяется тогда, когда труд сотрудника не подлежит нормированию или слишком тяжело организовать учет выполненных операций.

Обычно повременная система оплаты труда применяется при оплате труда административно – управленческого персонала, а так же сотрудников вспомогательного производства и обслуживающего хозяйства.

Кроме того, такая форма оплаты применяется при оплате труда совместителей.

Читайте также:
Теократическая монархия: что это такое, описание и особенности

При простой повременной форме оплаты труда заработная плата выплачивается за определенное количество отработанного времени и не зависит от количества выполненных операций.

Расчет осуществляется исходя из тарифной ставки или оклада и количество отработанного времени.

Сумма заработной платы определяется как произведение тарифной ставки (должностного оклада) на величину фактически отработанного времени.

В случае, если месяц отработан сотрудником не полностью, то заработная плата будет начислена сотруднику только за фактически отработанное время.

Если компания применяет почасовую или поденную системы оплаты труда, то зарплата сотрудника будет определяться исходя из часовой (дневной) ставки помноженной на число фактически отработанных часов или дней.

При повременно-премиальной форме оплаты труда при расчете зарплаты учитывается не только отработанное время, но и количество/качество работы, исходя из которых сотруднику начисляется премия.

Размер премии может устанавливаться в процентах от оклада (тарифной ставки) сотрудника, в соответствии с действующими в компании:

  • положением о премировании,
  • коллективным договором,
  • приказом руководителя компании.

Таким образом, сумма заработка сотрудника будет определяться как произведение тарифной ставки на величину фактически отработанного времени плюс премия по итогам работы.

  • Сдельная форма оплаты труда.

Заработная плата сотрудникам при применении сдельной оплаты труда рассчитывается исходя из конечных результатов их работы (с учетом количества и качества произведенной продукции, выполненных работ).

Сдельная форма оплаты труда стимулирует сотрудников к повышению производительности и качества выполняемых работ.

Размер заработной платы определяется на основании сдельных расценок, предусмотренных за выполнение каждой единицы продукции, операции.

Сдельная форма оплаты труда используется в организациях, которые имеют возможность четкой фиксации количества и качества производимой продукции, выполненных операций.

Сдельная форма оплаты труда, в свою очередь, разделяется, в зависимости от выбранного способа расчеты заработной платы на следующие виды:

  • Прямая сдельная оплата труда.
  • Сдельно-премиальная оплата труда.
  • Сдельно-прогрессивная оплата труда.
  • Косвенно-сдельная оплата труда.
  • Аккордная оплата труда.

Ниже мы рассмотрим эти разновидности подробнее.

При использовании прямой сдельной формы оплаты труда, заработная плата сотрудников напрямую зависит от количества изготовленных единиц продукции и выполненных операций.

Расчет зарплаты осуществляется исходя из сдельных расценок. Количество изготовленных единиц продукции (выполненных операций) умножается на соответствующие сдельные расценки.

При сдельно-премиальной оплате труда, заработная плата сотрудников состоит из двух частей:

  • Первая часть рассчитывается исходя из выработки и сдельных расценок.
  • Вторая часть состоит из премии, рассчитываемой в % от суммы сдельного заработка.

При этом, порядок расчета премии, а так же перечень условий, от которых она зависит (например – выполнение и перевыполнение плана, уменьшение % брака, сокращение сроков выполнения работ) устанавливается в положении о премировании компании.

При использовании сдельно-прогрессивной формы оплаты труда, заработная плата сотрудников рассчитывается следующим образом:

  • За изготовление продукции/выполнение операций в пределах норм зарплата рассчитывается по твердым расценкам.
  • За изготовление продукции/выполнение операций сверх установленных норм зарплата рассчитывается по повышенным (прогрессивным) расценкам.

При этом, расценки на продукцию/работы сверх норм могут повышаться в зависимости от объемов перевыполнения в соответствии с утвержденной в компании таблицей расценок.

Использование косвенно-сдельной формы оплаты труда обычно осуществляется при расчетах по заработной плате с сотрудниками вспомогательных производств и обслуживающих хозяйств.

Размер заработной платы таких сотрудников зависит от выработки основного рабочего персонала и оплачивается по косвенно-сдельным расценкам за количество продукции/выполненных операций, произведенных компанией.

Так же заработок обслуживающих рабочих может устанавливаться в процентах от заработной платы основных рабочих.

При аккордной оплате труда заработная плата сотрудников не зависит от объема изготовленных единиц продукции/выполненных операций, а устанавливается за комплекс работ.

При этом, в зависимости от того, как на предприятии организован производственный процесс, аккордная оплата труда может быть индивидуально-сдельной и коллективно-сдельной.

В случае индивидуально-сдельной оплаты труда зарплата сотрудника рассчитывается исходя из количества произведенной им продукции и ее качества.

Сумма заработка рассчитывается исходя из сдельных расценок.

При коллективно-сдельной оплате труда зарплата сотрудников определяется в совокупности с учетом фактически произведенной продукции и выполненных работ, их сдельных расценок.

Зарплата каждого конкретного сотрудника рассчитывается исходя из объема произведенной всем подразделением (коллективом) продукции и количества (качества) его труда в общем объеме произведенных работ.

Таким образом, зарплата одного сотрудника при коллективно-сдельной оплате труда, зависит от общей выработки.

Бестарифная система оплаты труда

Каждому сотруднику устанавливается постоянный коэффициент квалификационного уровня.

При этом, при расчете заработка учитывается коэффициент трудового участия (КТУ) конкретного сотрудника в результатах деятельности компании.

При использовании бестарифной системы сотрудникам не устанавливается твердого оклада или тарифной ставки.

  • размеры окладов, премий, иных поощрительных выплат,
  • соотношение их между отдельными категориями сотрудников,

определяются компанией самостоятельно и фиксируется в трудовом и коллективном договорах, других локальных нормативных актах организации.

Заработок сотрудника при такой системе оплаты труда зависит от конечных результатов работы организации, структурного подразделения, а так же от объема денежных средств, направляемых компанией на пополнение фонда оплаты труда.

Читайте также:
Можно ли получить единовременную компенсацию на умершего мужа

Соответственно, зарплата каждого сотрудника рассчитывается, как доля в общем фонде заработной платы.

Бестарифную систему оплаты труда применяют в ситуации, когда имеется возможность организовать учет результатов работы сотрудника.

Такая система стимулирует общую заинтересованность коллектива в результатах работы и повышает уровень ответственность каждого сотрудника за их достижение.

Соответственно, бестарифная система может применяться не крупными компаниями.

При этом, если деятельность компаний связана с производством продукции и, соответственно, применение бестарифной системы может ущемить интересы сотрудников в части гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом.

В таких случаях компании применяют смешанные системы оплаты труда, с элементами тарифной и бестарифной систем. О них мы и поговорим ниже.

Смешанная система оплаты труда

Система такого типа может применяться, например, в бюджетной организации, которая имеет право на осуществление предпринимательской деятельности в соответствии с учредительными документами.

К смешанным системам оплаты труда относятся:

  • система «плавающих» окладов,
  • комиссионная форма оплаты труда,
  • дилерский механизм.

Применение системы «плавающих» окладов основывается на ежемесячном определении размера оклада работника в зависимости от результатов труда на обслуживаемом участке (роста или снижения производительности труда, повышения или снижения качества продукции (работ, услуг), выполнения или невыполнения норм труда и др.).

Такая система может применяться для оплаты труда административно-управленческого персонала и специалистов.

Соответственно, размер зарплаты зависит от качества выполнения сотрудником его должностных обязанностей.

Применение комиссионной формы оплаты труда в настоящее время встречается довольно часто.

По такой системе оплачивается труд многих специалистов отделов продаж.

Зарплата сотрудника за выполнение своих должностных обязанностей определяется в этом случае, как фиксированный процент с доходов от реализации товаров, продукции, работ и услуг.

При этом выбор конкретного механизма расчета заработной платы, при применении комиссионной формы оплаты труда, регламентируется исключительно внутренними нормативными актами компании и зависит от специфики деятельности организации.

Многие торговые компании, например, устанавливают комиссионные, как фиксированный процент от суммы выручки от реализации товаров.

Кроме того, в компании может быть установлен дифференцированный размер процентов – в зависимости от вида продаваемых товаров и их экономической отдачи.

Так же, зачастую, вместо процентов используются твердые расценки за реализацию каждой товарной единицы/партии товаров.

В крупных организациях довольно часто для отдела реализации устанавливается процентная шкала, которая применяется к так называемому «базовому тарифу» (окладу) в зависимости от объемов продаж (если норма продаж не выполнена, то % понижается, а если выполнена или перевыполнена – растет).

В заключение поговорим о дилерском механизме.

Данная система оплаты труда основывается на том, что сотрудник компании за свой счет приобретает товары компании, чтобы самостоятельно их реализовать.

Соответственно, размер заработка сотрудника в таком случае представляет собой разницу между ценой, по которой сотрудник закупил товары и ценой, по которой он их реализовал покупателям.

СРОЧНО!

Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

  • Длительность 25 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»

Тарифные системы оплаты труда

Системы оплаты труда могут быть тарифными и бестарифными, какую форму использовать для начисления оплаты работнику, работодатель решает самостоятельно, с учетом финансового положения.

Работник, выполняя профессиональные функции в организации, вознаграждается за свой труд выплатой заработной платы. Начисление заработной платы, независимо от используемой системы расчетов, производится с учетом принципов и положений трудового законодательства об оплате труда и не должно противоречить другим нормам закона.

Системы оплаты труда могут быть тарифными и бестарифными, какую форму использовать для начисления оплаты работнику, работодатель решает самостоятельно, с учетом финансового положения организации.

Тарифная система вводится и широко используется на предприятиях различной профессиональной направленности, по причине ее гибкости и индивидуального подхода к расчету вознаграждения работника за труд. Рассмотрим ее особенности.

Что такое тарифная система оплаты труда. Отличия от бестарифной системы

Тарифная система включает ряд положений, норм, правил и нормативов, составляющих единый способ вычисления, а также расчет заработной платы работника. Рассматриваемая форма оплаты труда существенно отличается от бестарифной.

При тарифной системе учитываются сложность работы, ее напряженность, условия труда, квалификация отдельных категорий персонала, только при наличии и анализе указанных составляющих работнику будет начислена зарплата.

Бестарифная система имеет принципиальные отличия: заработная плата всех работников предприятия зависит от результата работы всего предприятия и от того размера денежных средств, который выделил работодатель для оплаты трудового процесса.

Принципиально важным элементом бестарифной системы является коэффициент учета индивидуального вклада каждого работника в общий итоговый результат. Бестарифная система отличается тем, что зарплата каждого члена рабочего коллектива является его частью в общем фонде оплаты труда.

Читайте также:
В какие сроки налоговая может затребовать недоимку?

Тарифная система оплаты труда включает основные элементы:

  • тарифные сетки;
  • тарифные справочники;
  • тарифные ставки.

Единые тарифно-квалификационные справочники

Данные справочники необходимы для регламентирования труда представителей основных рабочих профессий, должностей руководства, служащих и специалистов в составе предприятия. С помощью положений единого справочника можно определить соответствие работника занимаемой должности.

В составе документа требования к разрядам персонала, описания для каждого вида деятельности, перечисление навыков и знаний работника, перечень профессий, относимых к каждому виду работ.

Единый справочник должностей руководителей, служащих, специалистов содержит требования к квалификации, знаниям и образованию данных категорий работников и разъясняет их основные должностные обязанности.

С помощью положений справочника сравниваются различные виды профессиональной деятельности по сложности ее составляющих. Кроме того, определяются разряды, квалификация. Обобщается этот процесс в понятие «тарификация».

Порядок тарификации

Тарификация происходит посредством соизмерения работы, производимой на предприятии, с перечнем и примерами работ, содержащимися в составе единого справочника. Предприятие в целях тарификации может разрабатывать и вводить внутренние перечни работ, и использовать их наряду с основными.

В зависимости от разряда размер заработной платы сотрудника предприятия меняется. Для перехода работника из разряда в разряд, в соответствии с внутренними положениями организации, образуется и созывается квалификационная комиссия, избирается ее председатель.

Работник, в присутствии членов комиссии, сдает квалификационный экзамен, который включает проверку теоретических знаний и, в некоторых случаях, практических навыков. Если экзамен сдан успешно, работник получает определенный разряд или переходит из одного в другой, о чем производится запись в его трудовой книжке. Для тарификации руководителей, а также служащих и специалистов, применяется единый справочник указанных должностей.

Тарифные ставки

Под тарифной ставкой понимается измеряемая в денежном выражении выплата сотруднику, с учетом его квалификации, характера и норм выполненной работы. Расчет по тарифам происходит как при повременной оплате труда, так и при сдельной.

Тарифная ставка является гарантией получения денег за работу для сотрудника, при условии ее добросовестного выполнения. Дополнительные выплаты, премии, компенсации в состав понятия «тарифная ставка» не входят. Следовательно, тарифная ставка является минимальной оплатой труда работника, к которой, в процессе формирования заработной платы и расчетов, присоединяются другие составляющие зарплаты.

Тарифная сетка и тарифный разряд

Тарифная сетка представляет собой соотношение тарифных ставок в соответствии с разрядом. Оформляется в виде таблицы для введения данных. Для различных категорий работ предусмотрены тарифные сетки с различным количеством разрядов.

На предприятиях, как правило, используется шестиразрядная сетка, где первый разряд является низшим, а шестой – высшим.

Предприятие в соответствии со своим внутренним положением, может менять тарифную сетку в сторону увеличения или уменьшения ее диапазона. Применяется рассматриваемый инструмент не только в отношении рабочих профессий. Тарифная сетка характерна при расчете заработной платы работников бюджетной сферы.

Тарифный разряд показывает уровень квалификации и умений работника, характеризует сложность выполняемой им работы. От тарифного разряда во многом зависит состав и размер заработной платы работника.

Использование тарифных систем при повременной и сдельной оплате труда

К основным видам расчета зарплаты относится:

  • повременная оплата;
  • сдельная оплата.

При сдельной оплате труда работодатель, рассчитывая заработную плату, учитывает следующие элементы:

  • разряд работы;
  • ее характеристики;
  • норму времени, отведенного на ее выполнение;
  • тарифную ставку.

Расчет сдельной оплаты производится на основании положений единых тарифно-квалификационных справочников. Важнейшим составляющим элементом работы при сдельной оплате является выработка продукции. Одним из главных минусов сдельной оплаты признается большая вероятность того, что в стремлении произвести большее количество продукции работник не будет уделять должного внимания качеству исполнения готового продукта.

При расчете повременной оплаты, количество денег, которые работник ежемесячно получает, зависит от его разряда. Также при начислении повременной заработной платы значительную роль играет количество отработанного времени, что принципиально отличает эту форму оплаты от сдельной.

Повременная оплата требует обязательной тарификации персонала и четкого ведения табельного учета времени, потраченного сотрудником на работу. Сегодня большинство предприятий производит повременную оплату труда, признавая ее более удобным видом расчетов для сторон трудовых правоотношений, чем сдельная оплата.

Порядок установления тарифных систем

Российский трудовой закон в своих положениях определяет порядок установления тарифных систем. Независимо от правовой формы организации и вида ее деятельности, тарифная система оплаты устанавливается местными нормативными актами, положениями коллективных договоров, соглашениями.

Также при установлении тарифных систем принципиально учитываются данные единого тарифно-квалификационного справочника, с учетом всех требований трудового законодательства РФ и иных нормативных актов, обязательных для исполнения на территории Российской Федерации. Работодатель, при внедрении тарифных систем на предприятие, должен соблюдать права работника и создавать достойные условия труда.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: