Тайна усыновления: что это значит

Право на правду: должен ли ребенок знать, что он приемный

14 октября 2019 года

В обществе не утихают споры о том, нужно ли хранить тайну усыновления. Повзрослев, дети часто обращаются в суд, чтобы получить информацию о своих биологических родственниках. Они хотят знать, кто их родители, найти братьев и сестер. Усыновители не всегда готовы к откровенному разговору. Некоторые женщины даже симулируют беременность, чтобы ни у кого из окружения не возникло сомнений: этот ребенок — кровный. О том, как видят проблему специалисты, работающие с приемными семьями, рассказали сотрудники городского научно-практического центра по защите прав детей «Детство».

Что говорит закон

По закону в России родители сами принимают решение, хранить ли тайну усыновления. Ответственность за разглашение такой информации несут в основном сотрудники госструктур.

«Вопросами усыновления в опеке занимается отдельный специалист. На протяжении трех лет он проводит обследование семьи и составляет отчет (если семья получает пособие, то до 18-летия ребенка). Документ передается строго лично в руки усыновителю. Все личные дела детей хранятся в сейфе. Это делается, чтобы исключить любую возможность для разглашения тайны» , — поясняет юрисконсульт отдела по профилактике неблагополучия в семьях опекунов, попечителей Центра «Детство» Ольга Кубышкина.

Правда сделает семью крепче

Родители приемного ребенка стремятся защитить малыша, оградить от потрясений. Именно поэтому многие решают скрывать правду. Но, по словам психологов, это далеко не единственная причина молчания.

«Часто детей усыновляют именно те семьи, которые не могут иметь собственных. Сохраняя тайну, такие родители защищают не только малышей, но и себя самих, чтобы не чувствовать неполноценность в глазах общества» , — говорит психолог в социальной сфере Ирина Мельникова .

Есть родители, которые выбирают другой путь. Они обсуждают все со своим ребенком, вместе проживают боль травмы, поддерживают друг друга.

«Наиболее близкие и доверительные отношения как раз в таких семьях. Там открыто говорят о кровной семье, помогают установить контакты с родственниками», — отмечает психолог.

Чем опасны тайны

Семья, скрывая факт усыновления, вынуждена менять место жительства, ограничивать общение с друзьями и знакомыми. Такие родители находятся в постоянном напряжении. Эта тревога передается и ребенку. Малыш замыкается в себе, проявляет агрессию, становится конфликтным.

Приемная семья должна понимать, что недоговоренность отразится не только на отношениях, но и на внутреннем самоощущении ребенка.

«Недавно у нас в Центре „Детство“ проходил психологическую диагностику один кандидат в приемные родители. Когда мы спросили женщину, будет ли она говорить детям, что они — приемные, женщина ответила: „Безусловно, да!“. Дело в том, что она сама была усыновлена. Правду она узнала после 40 лет. Ей было очень тяжело это принять. Женщина рассказывала, что в детстве у нее периодически всплывали какие-то обрывки воспоминаний, которые она не могла объяснить. Они не состыковывались с той жизнью, которой она жила в семье. Возникало ощущение, что что-то не так. Она испытывала сомнения в самой себе», — рассказывает Ирина Мельникова.

Что дошкольнику просто, то для подростка — трагедия

Если семья выбрала сказать правду, не стоит затягивать. Острее всего такую информацию воспринимают подростки. Особенно, если ребёнку открыли тайну другие люди. У подростка возникают естественные вопросы: «Если вы мне всю жизнь врали о том, что я — родной, то правда ли все остальное, что вы мне говорили? А может быть, то, что вы меня любите, — тоже ложь?».

Чем младше ребенок, тем проще ему воспринять новость о том, что он не родной. Лучше рассказать малышу об усыновлении, когда он начнет спрашивать, как появился на свет. Это обычно происходит в возрасте 4-6 лет. Например, с момента появления в семье малыша родители могут начать составлять для него специальный альбом. В нем они расскажут историю ребенка. Конечно, взрослея, он будет задавать больше вопросов. И если родители говорят на эту тему без тревоги, то ребенок тоже спокоен.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Семейная тайна

История началась с того, что в суд обратилась взрослая женщина, которую в младенчестве удочерила и воспитала другая семья. Став взрослой и выйдя замуж, истица обратилась в ЗАГС с просьбой показать ее настоящее свидетельство о рождении и дать информацию о своих биологических родителях. В ЗАГСе ей предоставить такую информацию отказались, сославшись на “недопустимость раскрытия тайны усыновления”.

В суд женщина пришла с иском, в котором оспаривался отказ ЗАГСа. Истица со слов своих приемных родителей знала, что по первому свидетельству о рождении у нее были другие имя, отчество и фамилия. Знала, что в этом свидетельстве есть имя и фамилия ее биологической матери, а сведений об отце не было. Знала, что мать от нее официально отказалась. А когда приемные родители ее удочерили, они дали ей новое имя, фамилию и отчество. И девочке было выписано другое свидетельство о рождении.

Читайте также:
Задержание судна и груза

В своих заявлениях сначала в ЗАГС, а потом и в суд гражданка указала, что сведения о биологической матери ей необходимы “для раскрытия генетической истории семьи, а также выявления (диагностики) наследственных заболеваний”.

Но местный районный суд, а потом и апелляция гражданке в ее просьбе отказали. Местные суды заявили, что запрашиваемые сведения “относятся к информации, доступ к которой ограничен федеральным законом”. А на довод, что приемные родители сами рассказали взрослой дочери правду и даже дали письменное согласие, чтобы она узнала о своей биологической матери, суды заявили следующее. По их мнению, “согласие усыновителей на раскрытие тайны усыновления не может являться основанием для предоставления персональных данных биологических родителей”. С такими аргументами не согласился Верховный суд. И объяснил почему.

Верховный суд начал с Семейного кодекса, со статьи 139. В этой статье говорится про тайну усыновления и о том, что чиновники, которые регистрируют усыновление, или просто граждане, узнавшие тайну усыновления, обязаны ее хранить. А граждане, разгласившие тайну “против воли усыновителей”, отвечают за это по закону. Охрана тайны усыновления предусмотрена еще и Законом “Об актах гражданского состояния”. В нем сказано (статья 47), что работники ЗАГСов не имеют права без согласия усыновителей сообщать какие-либо сведения об усыновлении и “выдавать документы, из содержания которых видно, что усыновители не являются родителями ребенка”.

Из всего сказанного Верховный суд делает следующий вывод: разглашать тайну усыновления не допускается “против воли усыновителей”, и за это привлекают к ответственности.

По правовой позиции Конституционного суда законодатель исходил из того, что раскрытие тайны усыновления может причинить ребенку моральные страдания, отразится на всей его жизни. А возможность рассказать ребенку правду законодатель связал исключительно с волей усыновителей. В нашем случае суд установил, что приемные родители добровольно дали согласие на раскрытие тайны усыновления.

Верховный суд также остановился на Конвенции ООН о правах ребенка, в которой закреплено право ребенка знать, насколько это возможно, своих подлинных родителей. Там же сказано, что у ребенка есть право на семейные связи, которые вместе с гражданством и именем – элемент сохранения индивидуальности.

Верховный суд рассказал и о практике Европейского суда по правам человека по делам, связанным с раскрытием информации об усыновлении. В решениях этого суда по разным странам проходила главной мысль, что у человека есть право знать своих предков.

Наша Конституция (статья 24) обязывает органы власти обеспечить каждому возможность ознакомления с документами, затрагивающие права и свободы гражданина. А Конституционный суд заявил, когда рассматривал аналогичное дело, что ограничения в праве знать своих настоящих предков, которые прописаны в этих двух законах, “не должны приводить к исключению возможности осуществления этого права”. В ситуации с усыновлением сведения о происхождении, хотя и имеют конфиденциальный характер, могут оказаться незаменимыми для раскрытия генетической истории семьи, для выявления наследственных заболеваний, предотвращения браков с близкими кровными родственниками и прочее. В нашем случае, подчеркнул Верховный суд, целью истицы было получение сведений о биологической матери, установление возможных заболеваний и генетической истории семьи, выявление биологических связей, получение возможности диагностировать наследственные заболевания. Все решения местных судов пересмотрят.

Прокурор разъясняет – Прокуратура Челябинской области

Прокурор разъясняет

  • 28 ноября 2019, 17:36

Разъясняет старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в кассационной и надзорной стадиях уголовного судопроизводства Сухарева Н.В.

Статья 155 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за разглашение тайны усыновления (удочерения).

Непосредственным объектомпреступления являются интересы семьи, родителей и детей, право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны.

Данная норма является специальной нормой к ст. 137Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни.

Согласно ст. 139Семейного кодекса Российской Федерации тайна усыновления ребенка охраняется законом. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка. Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке. Согласно п. 6Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 № 8 в целях обеспечения охраняемой законом тайны усыновления суд, в соответствии со ст. 273Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает все дела данной категории в закрытом судебном заседании, включая объявление решения. В этих же целях участвующие в рассмотрении дела лица должны быть предупреждены о необходимости сохранения в тайне ставших им известными сведений об усыновлении, а также о возможности привлечения к уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления вопреки воле усыновителя, что отражается в протоколе судебного заседания и подтверждается подписями указанных лиц.

Объективная сторона преступления состоит в совершении действий, направленных на разглашение тайны усыновления (удочерения) хотя бы одному лицу (в том числе усыновленному), сделанных без согласия усыновителя. Преступление считается оконченным с момента разглашения. Если угроза разглашения тайны усыновления сопряжена с вымогательством, т.е. требованием передачи чужого имущества или права на имущества, то эти действия охватываются диспозицией ст. 163Уголовного кодекса Российской Федерации и дополнительной квалификации не требуют.

Читайте также:
Социальная адаптация ребенка: что это значит

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо, разглашающее тайну усыновления, осознает, что нарушает тайну усыновления, т.е. разглашает тайну усыновления вопреки воле усыновителя и желает совершить эти действия. Если тайна усыновления разглашается самим усыновителем или по его просьбе другими лицами, то такие действия не содержат состава преступления.

Субъектом данного преступления может быть как общий субъект- физическое вменяемое лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста, так и специальныйсубъект. В качестве специальногосубъекта выступает лицо, обязанное хранить факт усыновления как служебную или профессиональную тайну.

Условием возникновения уголовной ответственности общего субъекта является наличие корыстных или иных низменных побуждений. Таким субъектом могут быть педагоги, воспитатели детских учреждений, родственники усыновителя и иные лица.

Разглашение тайны усыновления (удочерения) наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Прокуратура
Челябинской области

Прокуратура Челябинской области

28 ноября 2019, 17:36

Разглашение тайны усыновления (удочерения)

Разъясняет старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в кассационной и надзорной стадиях уголовного судопроизводства Сухарева Н.В.

Статья 155 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за разглашение тайны усыновления (удочерения).

Непосредственным объектомпреступления являются интересы семьи, родителей и детей, право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны.

Данная норма является специальной нормой к ст. 137Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни.

Согласно ст. 139Семейного кодекса Российской Федерации тайна усыновления ребенка охраняется законом. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка. Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке. Согласно п. 6Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 № 8 в целях обеспечения охраняемой законом тайны усыновления суд, в соответствии со ст. 273Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает все дела данной категории в закрытом судебном заседании, включая объявление решения. В этих же целях участвующие в рассмотрении дела лица должны быть предупреждены о необходимости сохранения в тайне ставших им известными сведений об усыновлении, а также о возможности привлечения к уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления вопреки воле усыновителя, что отражается в протоколе судебного заседания и подтверждается подписями указанных лиц.

Объективная сторона преступления состоит в совершении действий, направленных на разглашение тайны усыновления (удочерения) хотя бы одному лицу (в том числе усыновленному), сделанных без согласия усыновителя. Преступление считается оконченным с момента разглашения. Если угроза разглашения тайны усыновления сопряжена с вымогательством, т.е. требованием передачи чужого имущества или права на имущества, то эти действия охватываются диспозицией ст. 163Уголовного кодекса Российской Федерации и дополнительной квалификации не требуют.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо, разглашающее тайну усыновления, осознает, что нарушает тайну усыновления, т.е. разглашает тайну усыновления вопреки воле усыновителя и желает совершить эти действия. Если тайна усыновления разглашается самим усыновителем или по его просьбе другими лицами, то такие действия не содержат состава преступления.

Субъектом данного преступления может быть как общий субъект- физическое вменяемое лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста, так и специальныйсубъект. В качестве специальногосубъекта выступает лицо, обязанное хранить факт усыновления как служебную или профессиональную тайну.

Условием возникновения уголовной ответственности общего субъекта является наличие корыстных или иных низменных побуждений. Таким субъектом могут быть педагоги, воспитатели детских учреждений, родственники усыновителя и иные лица.

Разглашение тайны усыновления (удочерения) наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

О праве усыновленного на доступ к информации о биологических родителях

23 августа Верховный Суд РФ вынес решение об удовлетворении кассационной жалобы Ольги Ледешковой на решения судебных инстанций, отказавших ей в получении сведений о биологических родителях.

Читайте также:
Безопасные условия для человека

Впервые Верховный Суд России рассмотрел дело, в котором проявилась коллизия правовых норм: с одной стороны, права на неприкосновенность частной жизни биологического родителя, а с другой – права удочеренной на доступ к информации о ее живых биологических родителях. Перед судом стояла непростая задача – какому праву отдать приоритет и установить, в какой части одно право может ограничить другое, но он в целом справился с этой задачей.

Предыстория

Ольга Ледешкова уже более 5 лет безуспешно пытается отыскать сведения о ее биологической матери: ее интересуют фамилия, имя, отчество, дата и место рождения одного из родителей. Когда ей исполнился месяц, родная мать отказалась от родительских прав на нее, и Ольгу (тогда – Светлану) удочерили другие люди, которые стали ее семьей. При удочерении изменили дату и место рождения, фамилию, имя и отчество ребенка; внесли изменения в актовую запись о рождении и выдали новое свидетельство о рождении. Девочка росла, не подозревая о том, что ее родители – ей не родные. Во втором классе школы о том, что ее удочерили, сообщила подруга. Тогда же приемные родители поделились с Ольгой фактом удочерения, но отношения между ребенком и родителями не изменились – девочка воспитывалась и росла в любящей семье.

Сейчас Ольге 37 лет, она замужем и воспитывает детей. Несколько лет назад ее состояние здоровья существенно ухудшилось. Многочисленные медицинские исследования показали, что, вероятно, она страдает генетически обусловленным (наследственным) заболеванием, связанным с мутацией гена. Чтобы достоверно диагностировать заболевание и назначить адекватное лечение, врачи рекомендовали отыскать анамнез биологических родителей – только с его помощью можно определить, действительно ли у Ольги есть наследственное заболевание. До получения такой информации все установленные диагнозы носят предположительный характер и получаемое лечение не достигает цели нормализации состояния ее здоровья.

Обследование детей выявило новые факты: сын Ольги может передать своим детям мутированный ген, что, в свою очередь, может вызвать у его детей проявление генетически обусловленного заболевания.

Из текста кассационной жалобы в Верховный Суд РФ, подготовленной представителем от имени Ольги:

«Я не могу получить качественное лечение в связи с тем, что медицинские специалисты не могут установить причины возникновения таких заболеваний для того, чтобы назначить адекватное и эффективное лечение, без анализа сведений о том обусловлены ли имеющиеся у меня заболевания генетическими причинами. Без предоставления сведений о моих биологических родителях я не могу реализовать свое право на здоровье».

Все эти причины заставили Ольгу искать сведения о ее биологической матери, поскольку отец был указан в документах со слов матери. Установив ее данные, моя доверительница планирует отыскать ее и с ее разрешения получить сведения о состоянии ее здоровья. Без получения первоначальных данных (фамилии, имени, отчества, даты и места рождения) отыскать биологическую мать невозможно. С такой проблемой сталкиваются тысячи людей в России. И моей задачей как представителя Ольги стало по возможности изменить эту практику ведением стратегического дела.

Подготовка к суду

Весной 2017 г. Ольга обратилась в «Команду 29» с призывом о помощи, я до сих пор помню название ее полученного по электронной почте письма: «Помогите, пожалуйста!», случай показался мне интересным, и мы взяли ее дело в производство.

На тот момент Ольга, имея копию решения исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов Челябинской области (г. Златоуст) от 1980 года о ее удочерении, выяснила, что при рождении ее звали Светлана Павловна Платонова, родилась она в г. Златоусте (а не в г. Челябинске, как было указано во втором свидетельстве о рождении). Кроме того, в решении были указаны реквизиты первоначального свидетельства о рождении, которое после удочерения было заменено.

В соответствии со ст. 140 Кодекса о браке и семье РСФСР, действовавшего на момент рождения Ольги, рождение подлежит регистрации в государственных органах записи актов гражданского состояния, которая, в силу ст. 141 Кодекса, в городах и районных центрах производится отделами (бюро) записи актов гражданского состояния исполнительных комитетов районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов, а в поселках и сельских населенных пунктах – исполнительными комитетами поселковых и сельских Советов народных депутатов.

Согласно ст. 149 указанного Кодекса, в записи о рождении указываются имя, отчество и фамилия ребенка, а также сведения о его родителях.

Соответственно, сведения о биологической матери Ольги содержались в первоначальной актовой записи о ее рождении, которую моя доверительница и искала.

6 февраля 2017 г. Ольга и ее приемные родители обратились в орган ЗАГС г. Златоуста, в котором они дали согласие на раскрытие тайны усыновления, однако последний отказался предоставить запрошенные сведения, сославшись на недопустимость раскрытия тайны усыновления должностными лицами органа ЗАГС под угрозой привлечения их к уголовной ответственности.

Читайте также:
Центр временной изоляции: что это значит

Из этого письма стало ясно, что должностные лица органа ЗАГС рассматривают тайну усыновления как абсолютную и применяют нормы законодательства, ограничивая права Ольги. Ведь в соответствии со ст. 139 Семейного кодекса РФ тайна усыновления ребенка охраняется законом; должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка; лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.

Мы полагали, что в нашем случае, поскольку согласие приемных родителей на раскрытие тайны удочерения было дано, у органа ЗАГС отсутствовали основания для отказа в предоставлении информации.

Обращение в прокуратуру г. Златоуста результатов не дало: заместитель прокурора А.И. Скобочкин 7 июня 2017 г. сообщил Ольге о том, что «механизм раскрытия данных о происхождении усыновленного ребенка законодательством не определен», а интересующие ее сведения о биологической матери являются персональными данными, которые могут быть предоставлены только с согласия биологической матери; «в ходе рассмотрения обращения нарушений закона не выявлено, оснований для применения норм прокурорского реагирования не имеется».

22 марта 2017 г. я подготовил административное исковое заявление, и Ольга обратилась в Златоустовский городской суд Челябинской области с требованиями о признании отказа органа ЗАГС в предоставлении ей копии акта записи о ее рождении незаконным, а также обязании предоставить такую копию актовой записи о рождении.

В административном иске были приведены следующие аргументы:

  • тайна усыновления (удочерения) не носит абсолютный характер и при согласии усыновителей она может быть раскрыта; согласие усыновителей на раскрытие тайны усыновления (удочерения) – единственное обстоятельство, свидетельствующее о необходимости раскрытия сведений, составляющих тайну усыновления (удочерения);
  • действующий правовой механизм защиты тайны усыновления (удочерения) не предполагает какой-либо ответственности в случае, если присутствует воля усыновителя на раскрытие тайны усыновления; такое согласие обоих усыновителей было получено;
  • право на доступ к информации, гарантированное ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, может быть ограничено только в случаях, установленных законом, а таких ограничений действующее законодательство не содержит; в связи с чем административный ответчик нарушил право Ольги на информацию;
  • усыновленный ребенок вправе знать о происхождении своих родителей, о своих предках, эти сведения являются незаменимыми для раскрытия генетической истории семьи и выявления биологических связей, составляющих важную часть идентичности каждого человека, включая тайну имени, места рождения и иных обстоятельств усыновления, в частности при необходимости выявления (диагностики) наследственных заболеваний, предотвращения браков с близкими родственниками и т.д. (абз. 1 п. 5.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 16 июня 2015 г. № 15-П, который рассматривал вопрос о доступе к сведениям о биологических родителях, если они уже умерли).

Позиция суда первой инстанции

17 апреля 2017 г. судья Златоустовского городского суда Ю.С. Кумина формально рассмотрела дело и указала, что закон не предоставляет заявительнице возможности получить сведения о ее биологической матери, несмотря на то, что такие сведения ей необходимы не из праздного интереса, а для того, чтобы реализовать свое право на информацию и право на здоровье; получить адекватное лечение.

Кроме того, судья пояснила, что сведения о биологической матери Ольги относятся к персональным данным, а «закон не включает в состав лиц, которым могут быть предоставлены затребованные административным истцом сведения, самого административного истца».

Судья пояснила, что доводы о том, что «усыновители согласны на раскрытие тайны усыновления, не является достаточным основанием для удовлетворения требований истца…, поскольку предоставление данных сведений затрагивает не только интересы усыновленного, усыновителей, но и биологических родителей».

Позиция суда второй инстанции

27 июля 2017 г. Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда признала решение суда первой инстанции законным и обоснованным. При этом апелляционная инстанция внесла новеллы в аргументацию отказа в предоставлении сведений – судьи указали, что:

  • «биологическая мать дала согласие на удочерение ребенка, заявив отказ от родительских прав, однако данные о том, готова ли она раскрыть эту информацию третьим лицам, не имеется»;
  • «предоставление сведений удочеренному ребенку о его биологических родителях противоречит охране персональных данных биологической матери ребенка».

Позиция суда третьей инстанции

15 марта 2018 г. судья Челябинского областного суда Г.Л. Туркова также не нашла в деле Ольги нарушений закона, указав, что «согласие усыновителей на раскрытие тайны усыновления не свидетельствует о соблюдении прав биологических родителей, а оспариваемый ответ не нарушает прав административного истца».

Кроме того, судья неожиданно решила, что спор необходимо разрешать в исковом порядке.

Решение Верховного Суда РФ

С таким набором выводов судов мы обратились в Верховный Суд РФ, пояснив, что в данном случае у Ольги есть существенный интерес – получить сведения о ее биологической матери, имеющие «жизненно важное значение». Такая информация хранится только у государства, и никаким иным способом и в каком-либо другом источнике получить ее невозможно. Отказав в предоставлении информации, государство фактически лишает Ольгу права на здоровье.

Читайте также:
Наследование по завещанию: что это значит

Ранее Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 июня 2015 г. № 15-П (дело «Команды 29») установил, что усыновленный ребенок вправе знать о происхождении своих родителей, если для этого есть существенный интерес, который может устанавливаться судом. При этом Конституционный Суд РФ сформулировал такую позицию исключительно по делам, когда биологические родители уже умерли, а их потомки не имели сведений о происхождении умерших родителей. Очевидно, что в этом случае вопросы сохранения персональных данных, неприкосновенности частной жизни стоят гораздо менее остро, чем в ситуации, когда усыновленный ребенок требует предоставить сведения о живых биологических родителях. В этом аспекте дело Ольги Ледешковой стало первым, когда Верховный Суд РФ сформулировал свою позицию относительно предоставления информации о живых биологических родителях.

23 августа 2018 г. он удовлетворил кассационную жалобу, исправив ошибки судов нижестоящих инстанций, и направил дело на новое рассмотрение. На настоящий момент текст судебного акта в наш адрес не направлен, однако, исходя из звучавших в судебном заседании аргументов, можно придти к выводу о том, что Верховный Суд РФ учел следующие обстоятельства.

Во-первых, ст. 139 Семейного кодекса РФ, запрещающая без согласия усыновителей раскрывать тайну усыновления, не должна трактоваться как абсолютный запрет на разглашение сведений о биологических родителях.

Во-вторых, Конвенция ООН о правах ребенка гарантирует, что ребенок с момента рождения имеет право, насколько это возможно, знать родителей и право на их заботу.

В-третьих, при применении по аналогии Постановления Конституционного Суда РФ от 16 июня 2015 г. № 15-П для разрешении вопроса о возможности реализации усыновленными детьми права узнать об их происхождении должен быть обеспечен баланс конституционных ценностей, прав и законных интересов семьи и всех ее членов. Такой баланс устанавливает суд, рассматривая конкретное дело. Право знать своих предков в любом случае является важнейшим аспектом самоидентификации личности. Иное понимание не отвечает требованиям необходимости, соразмерности и пропорциональности ограничению права на свободу информации, а также не соответствует защищаемым Конституцией ценностям, необходимым в демократическом обществе.

Что касается выводов судов о том, что предоставление Ольге информации о ее биологической матери повлечет незаконное вмешательство в личную жизнь биологической матери, Верховный Суд РФ поставил их под сомнение, поскольку суды так и не смогли обосновать, какие именно права биологической матери будут нарушены.

Однако этот вопрос является дискуссионным, в том числе в государствах – членах Совета Европы. Практика Европейского Суда по правам человека не сформирована. В Постановлении Суда от 13 февраля 2003 г. «Одиевр против Франции» (жалоба № 42326/98) указано, что право знать свое происхождение проистекает из широкого толкования понятия о частной жизни. С другой стороны, должны признаваться личные интересы женщины, отказавшейся от ребенка. ЕСПЧ пришел к выводу о том, что государства должны обладать свободой усмотрения при определении мер, необходимых для обеспечения прав, гарантированных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод в этой сфере (в частности, ст. 8, гарантирующей право на неприкосновенность частной жизни).

Далее практика ЕСПЧ развивалась, и в Постановлении от 25 сентября 2012 г. по делу «Годелли против Италии» (жалоба № 33783/09) Суд не был так категоричен и указал, что «национальное законодательство должно стремиться к установлению в данных вопросах равновесия между конкурирующими правами и интересами заинтересованных лиц по такого рода делам», что в деле Ольги и сделал Верховный Суд РФ.

Поскольку Верховный Суд дал оценку ситуации и дело направлено на новое рассмотрение, в суде первой инстанции мы будем добиваться получения от государства хранящейся только у него информации, без которой Ольга не сможет жить.

Выводы

Верховный Суд РФ установил, что в России отсутствует правовой механизм, обеспечивающий доступ усыновленного ребенка к сведениям о живой биологической матери, если ребенок имеет существенный интерес.

Учитывая, что четкая позиция ЕСПЧ по этому вопросу не выработана, и наличие пробела в соответствующем национальном законодательстве, Верховный Суд РФ мог пойти по пути отказа Ольге в защите ее права на информацию, указав при этом, что раз нет закона, нет и порядка осуществления права, а поскольку сведения о биологической матери составляют ее персональные данные, без ее согласия необходимые сведения получить невозможно.

Но ВС РФ решил по-иному. Он поддержал нашу позицию об отсутствии правового механизма, но, как мы и просили в жалобе, соотнес конкурирующие между собой права и впервые признал возможность усыновленного ребенка получить сведения о его биологическом родителе, если для этого есть существенный интерес.

Я полагаю, что такой подход в целом соответствует современному пониманию права на неприкосновенность частной жизни и права на доступ к хранящейся только у государства информации, которую, кроме государства, гражданин ни у кого получить не может. Изложенная позиция, на мой взгляд, согласуется с Конвенцией о правах ребенка и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

Читайте также:
Индивидуальное частное предприятие: плюсы

Значение определения Верховного Суда РФ по этому вопросу велико: оно может помочь тысячам людей, которые оставили надежду получить у государства информацию об их биологических родителях, но теперь вновь обрели ее.

Совет Европы

Совет Европы — международная организация, содействующая сотрудничеству между всеми странами Европы в области стандартов права, прав человека, демократического развития, законности и культурного взаимодействия. Будучи основанным в 1949 году, Совет Европы является старейшей в Европе международной организациией. В его состав входят 47 государств, в которых проживают более 800 млн. человек, и Совет Европы является полностью самостоятельной организацией, не входящей в систему Европейского союза, объединяющего только 27 держав. В отличие от Евросоюза, Совет Европы не может издавать обязательные законы, однако эти две международные организации имеют некоторые общие символические атрибуты, например, гимн и флаг.

Одним из самых значительных достижений Совета Европы считается разработка и принятие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Содержание

Создание

Совет Европы был создан на волне призывов к единению Европы и построения своего рода «Соединённых Штатов Европы» после Второй мировой войны. Одним из наиболее активных сторонников этой идеи считается Уинстон Черчилль.

Своё знаменитое обращение к созданию «Соединённых Штатов Европы» и Совету Европы Уинстон Черчилль произнёс 19 сентября 1946 года в Цюрихском университете. Ранее в 1943 году он по радио обращался к нации с идеей создания Совета Европы. В дальнейшем структура Совета Европы длительно обсуждалась ведущими политическими лидерами. Было две основных школы, предлагавшие различные структуры организации: согласно первой предлагалось построить классическую международную организацию с представителями стран-участниц, тогда как согласно второй предлагалось создание политического форума с парламентариями. В итоге оба принципа были взяты в основу учрежденных Комитета министров и Парламентской ассамблеи. Аналогичная двойная структура была впоследствии скопирована Европейским сообществом, НАТО и ОБСЕ.

Официально Совет был создан 5 мая 1949 г. Устав Совета Европы был подписан в Лондоне десятью государствами: Бельгией, Данией, Ирландией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Великобританией, Францией и Швецией. Штаб-квартира СЕ расположилась в Страсбурге — городе на границе Франции и Германии, в качестве символа примирения двух стран.

Глава I Устава Совета Европы посвящена целям, которые преследует Совет Европы, и состоит из одной единственной статьи 1. В ней, в частности, говорится следующее:

«а) Целью Совета Европы является осуществление более тесного союза между его членами для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействовать их экономическому и социальному прогрессу.

b) Эта цель будет преследоваться через посредство органов Совета путём рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключением соглашений, проведением совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, юридической и административной областях, равно как и путём защиты и развития прав человека и основных свобод».

(Международные акты о правах человека. Сборник документов. Москва, 1998. С. 537.)

Постепенно СЕ сосредоточился на правовых и правозащитных вопросах. Сегодня его цель определяется как построение Европы без разделительных линий, основывающейся на принципах демократии, прав человека и верховенства закона (правового государства). Деятельность его направлена, прежде всего, на обеспечение и защиту прав человека, будь то гражданские, политические, экономические, социальные или культурные права, то есть деятельность Совета Европы охватывает все сферы жизни человека. Однако экономическими и военно-политическими вопросами организация не занимается.

Структура

Комитет министров

Является руководящим органом. Состоит из министров иностранных дел всех стран-членов и собирается на сессии один раз в год. Страны-председатели Комитета министров меняются каждые полгода по принципу ротации в алфавитном порядке. Деятельность Комитета подразумевает: подготовку и заключение конвенций и соглашений; принятие рекомендаций государствам-членам; принятие бюджета; прием новых государств-членов; выработку программ сотрудничества и содействия странам Восточной и Центральной Европы; контроль за выполнением решений Европейского суда по правам человека. Еженедельно проводятся заседания Комитета на уровне постоянных представителей (послов). Под руководством Комитета действует несколько десятков экспертных органов, которые готовят выносимые для принятия Комитетом тексты.

Парламентская ассамблея

Консультативный орган. Состоит из представителей парламентов всех государств-членов. Пять наиболее крупных государств, включая Россию, имеют в ПАСЕ 18 членов, минимальное представительство — 2 члена от государства. Национальная делегация должна включать представителей всех политических партий, представленных в парламенте, и соответствовать требованию сбалансированного представительства мужчин и женщин. Ассамблея проводит четыре сессии в год (по одной неделе каждая) и принимает резолюции и рекомендации на основе докладов, которые готовятся депутатами.

Европейский суд по правам человека

Европейский суд по правам человека контролирует выполнение Конвенции, принимая к рассмотрению жалобы по её нарушению. Суд состоит из судей по числу стран — участников Конвенции, однако при этом число судей одного гражданства не ограничено. Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы и имеют срок полномочий шесть лет.

Читайте также:
Банкротство сельскохозяйственной организации: что это значит

Судьи в своей работе представляют не страну-члена, а исключительно интересы Суда. При этом их независимость и беспристрастность обеспечивается в частности запретом на любую деятельностью, несовместимую с постоянным характером их работы в рамках Суда. Срок полномочий судей ограничивается достижением ими возраста 70 лет.

Председатель Суда избирается на пленарных заседаниях. Суд разделен на четыре Секции, наполнение которых должно представлять различные правовые системы государств — участников Конвенции и учитывать географический и половой признак.

Консультативные органы

Венецианская комиссия

Консультативный орган по конституционному праву, созданный при Совете Европы в 1990 году. С 2002 года участвовать в работе комиссии могут и страны, не входящие в СЕ. Сессии проходят в Венеции, откуда и неофициальное название комиссии. Официальное название – Европейская комиссия за демократию через право

Конгресс местных и региональных властей Европы

Консультативный орган, представляющий местные и региональные власти. Делегация каждой страны в Конгрессе состоит из равного числа представителей регионов и органов местного самоуправления.

Секретариат Совета Европы

Секретариат обслуживает политические органы СЕ и осуществляет ряд других функций в интересах Организации. В структуре Секретариата выделяются подразделения, обслуживающие основные органы (ПАСЕ, КМСЕ, ЕСПЧ, Конгресс), административно-координационные (Генеральный политический директорат, Директорат стратегического планирования, бюджетные, кадровые и т. п. службы) и тематические подразделения (Генеральный директорат по правам человека и правовым вопросам, Генеральный директорат по социальной сплоченности, Генеральный директорат по культуре, образованию, молодёжи и спорту). Секретариат Комитета министров состоит из 26 сотрудников. Его возглавляет Секретарь Комитета министров, ранг которого соответствует Генеральному директору. Секретариат обслуживает встречи на уровне министров и заседания постоянных представителей.

Встречи на высшем уровне

За время существования СЕ были проведены три саммита этой организации:

  • 1993 — Вена
  • 1997 — Страсбург
  • 2005 — Варшава

Персоналии

Генеральный секретарь — Торбьерн Ягланд (Норвегия)

Председатель Комитета министров — Уильям Хейг (Великобритания)

Председатель Парламентской ассамблеи — Жан-Клод Миньон (с января 2012 г.; Франция)

Председатель Конгресса — Кит Витмор (Великобритания)

Председатель Европейского суда по правам человека — Дин Шпильман (Люксембург)(вступил в должность 1 ноября 2012 года)

Члены Совета Европы

На 2011 год членами Совета Европы являлись 47 государств [1] .

Пометка «М» указывает на то, что страна на 2010 год находится под мониторингом ПАСЕ, «ПМ» — на наличие более мягкой процедуры постмониторинга по отношению к данной стране. [2]

Новое в блогах

Сообщество «Завтрашняя новость»

Что это за “Совет Европы” Объясняю простыми словами.

Многие путают понятия “Совет Европы” и “Евросоюз” и это нормально. Я вот, например, не знаю разницы между “Лигой Европы” и “Лигой Чемпионов”. Но зато по поводу СЕ и ЕС могу дать небольшое разъяснение.

Итак, Евросоюз – это экономическое и политическое объединение стран. Грубо говоря, это одна большая страна – с общей валютой, границами, многими законами и т.д.

В Евросоюзе 27 стран и Россия в их число НЕ входит. Поэтому выгнать ее оттуда никак нельзя, даже если очень хочется.

А вот Совет Европы – это совершенно отдельная от ЕС организация. Она создана, чтобы координировать действия разных стран между собой, вырабатывать некие общие стандарты, правила и т.д.

Если переводить на бытовой язык, то Евросоюз – это что-то типа коммуналки, где всё общее – кухня, прихожая, туалет, холодильник. Иногда даже дети.

А вот Совет Европы – это что-то типа Домоуправления в многоэтажном доме, когда каждая квартира (страна) самостоятельна, но все-таки имеется некий орган, отвечающий за общие зоны – подъезды, тротуары и детские площадки.

Вот в это Домоуправление Россия входит. И потому выгнать ее оттуда [чисто теоретически] можно. Но как-то не получается. А впрочем, обо всем по порядку.

Структура

Для начала, давайте посмотрим, как этот Совет Европы вообще устроен. Тут нужно вспомнить, как обычно устроена власть на этой планете. А устроена она по принципу “Разделения на три ветви”:

  1. Законодательная ветвь
  2. Судебная ветвь
  3. Исполнительная ветвь

Так вот, Совет Европы, как властная организация, устроен точно по такому же принципу. В него входит три органа:

  1. Законодательный – ПАСЕ
  2. Исполнительный – Комитет министров
  3. Судебный – ЕСПЧ

Где расположен

Все эти три органа расположены в одном городе – Страсбурге. Это во Франции на границе с Германией:

Кто в нем работает

Не нужно думать, что в Совете Европы работают исключительно какие-то чужие дяденьки, которые всем раздают команды. Совет Европы целиком и полностью состоит из представителей стран участниц (всего 47 стран).

То есть, в ЕСПЧ входят судьи из всех стран. В ПАСЕ входят представители Парламентов всех стран. И Комитет Министров также состоит из министров иностранных дел всех стран.

Читайте также:
Обязательства вследствие неосновательного обогащения

Таким образом, в Комитет Министров, например, входит наш Сергей Лавров. В ПАСЕ входят 18 представителей от нашей Думы (во главе с Петром Толстым), а в ЕСПЧ входят наши судьи.

Страны-участницы

Всего, как уже сказано, Совет Европы объединяет 47 государств. Это почти все страны Европы и даже те, которые в Европе находятся лишь частично (Азербайджан, Турция, Грузия, Россия). Также в Совет входит Кипр и Армения, которые географически к Европе не относится.

Такие страны как США, Япония, Израиль, Канада (и некоторые другие) являются наблюдателями при Совете Европы.

Обратите внимание, что в списке наблюдателей – сплошь наши геополитические оппоненты, и нет Китая и Индии, например (хотя эти страны населяет 1/3 населения планеты).

Кто не входит в Совет Европы

Белоруссия – единственная крупная страна Европы, которая не входит в СЕ.

Также в СЕ не входит Ватикан, Мальта, Казахстан (хотя небольшая его часть расположена в Европе) и республика Косово. Ну, Абхазия, Осетия, ЛДНР – тоже, по понятным причинам.

За чей счет банкет?

А вот это – самое интересное. Дело в том, что бюджет Совета Европы формируется также “вскладчину” за счет взносов всех стран. Причем общаг получается немаленький – почти 500 миллионов евро в год (свыше 40 миллиардов рублей), что равно трём бюджетам такой страны как Гамбия.

Я понятия не имею, на что они тратят эти деньги, но Россия там – один из крупнейших плательщиков – почти 10% бюджета СЕ формируется за счет вносов России.

Так вот. После всех этих крымских и донбасских событий, Россию исключили из ПАСЕ. То есть не из всего Совета Европы, а только из его Парламента. В ответ Россия перестала платить свои взносы в бюджет СЕ.

И что бы вы думали? Через 2 года Россию попросили вернуться обратно. Хотя Крым мы не возвращали, да и с Донбассом ничего не решилось. Но разве это имеет значение для наших западных партнеров, если речь заходит о самом для них болезненном – о деньгах?

Просто вдумайтесь, из-за неуплаты России у них возник дефицит бюджета – 18 миллионов евро. Всего каких-то 18 несчастных миллионов! Позорно ничтожная сумма для Франции, Германии, Италии, Великобритании, Голландии, Швеции. Могли бы на всех эту сумму поделить, но зато отстоять свою точку зрения по Крыму и Донбассу.

Но нет, они предпочли наступить на горло собственной песне, без шума и пыли вернули Россию в ПАСЕ (исключали точно гораздо громче), лишь бы перекрыть 18 миллионов евро убытков.

Сейчас кто-то говорит, что из-за Навального Россию могут исключить не просто из ПАСЕ, но и из всего Совета Европы. На мой взгляд, это весьма глупый прогноз.

Нужно понимать, что этот Совет – абсолютно бюрократический орган, живущий чуть ли не на “пожертвования”. То что он вообще существует – нужно больше самому Совету, чем странам, которые в него входят.

Членство в нем – скорее имиджевая вещь, чем прагматичная. Россия спокойно без этого Совета проживет (США, Китай, Япония и еще 150 стран мира как-то живут, да и Россия вступила только в 1996 году), а вот Совет без 10% бюджета волком взвоет, как и в прошлый раз.

Михалев Александр # написал комментарий 21 февраля 2021, 11:59 Власть — осуществимая способность управлять. В отношении общества полная функция управления распадается по специализированным видам внутриобщественной власти.
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ несёт на себе:
• распознавание факторов, оказывающих давление среды на общество;
• формирование векторов целей в отношении фактора, оказывающего давление;
• формирование целесообразной, целенаправленной функции управления структурным и бесструктурным способами, т. е. концепции управления достижением цели развития общества.

Концептуальная власть всегда работает по схеме предиктор-корректор, т. е. именно она ведёт прогностику, коррекцию прогностики и текущего управления.
Она — начало и конец всех контуров управления, высший из видов внутриобщественной власти. Она АВТОКРАТИЧНА, т. е. самовластна по своей природе и игнорирует «демократические» процедуры общества, не видящие её или не желающие признать её автократию; но точно так же она игнорирует диктаторов и монархов, отказывающихся признать её самовластье, тем более если определённая концептуальная власть выражает Промысел Божий.

Главная проблема действительно демократического устройства общества не в способах и в сроках голосования.

Главная проблема построения истинного народовластия — в построении такой организации жизни общества, при которой самовластье концептуальной власти доступно всем, в силу чего самовластье не может стать антинародным. Здесь корень демократии-народовластия, поскольку предиктор-корректор концептуальной власти — начало и конец всех внутриобщественных контуров самоуправления.

Михалев Александр # написал комментарий 21 февраля 2021, 12:04 ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ облекает концепцию в притягательные для широких народных масс формы. В условиях толпо-«элитаризма» содержание концепции может быть сколь угодно далеко от притягательности форм, в которых она предстаёт перед обществом.

Читайте также:
Права несовершеннолетних родителей: что это значит

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ подводит под концепцию строгие юридические формы.

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ проводит концепцию в жизнь структурно (на основе директивно-адресного распространения информации) и бесструктурно (на основе доведения информации до всех), опираясь на общественные традиции и законодательство.

СЛЕДСТВЕННО-СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ следит за соблюдением «законности» в жизни общества.

Достаточно общая теория управления тем и хороша, что она достаточно общая. Если она говорит, что определённые действия присутствуют в полной функции управления, а в реальном процессе управления их нет, то это означает, что не общая теория ошиблась в данном конкретном случае, а то, что управление ведётся не по полной функции.

Совокупность судебной, исполнительной, законодательной, идеологической власти НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ осуществления полной функции управления в жизни общества. Из этого следует, что, если никто из руководства общества, не говоря уж о большинстве его членов, не может вразумительно рассказать о концептуальной власти в этом обществе, о её деятельности, то такое общество НЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО И РЕАЛЬНЫМ СУВЕРЕНИТЕТОМ — САМОДЕРЖАВИЕМ — НЕ ОБЛАДАЕТ. Реальный суверенитет — самодержавие — контроль над всеми контурами общественного управления, что невозможно без устойчивого в преемственности поколений предиктора-корректора концептуальной власти.

Михалев Александр # написал комментарий 21 февраля 2021, 12:13 В отличие от Римской империи древний Египет не рухнул в силу несостоятельности его государственности по отношению к вызовам Истории. Проект «Египет жрецов и фараона» был прекращён самой же иерархией посвящённых Египта после того, как она начала глобальный проект порабощения всех на основе библейского вероучения и социологии90; проект «Египет» был прекращён для того, чтобы его более совершенная, чем другие, локальная государственность не мешала осуществлению глобального проекта. Вследствие этого в Египте произошла смена династии — пришли Птолемеи, которым было позволено стать такими же монархами как все прочие цари и императоры: в их династии заработал общеизвестный принцип «государство — это я», который не обеспечивает устойчивости и должной эффективности концептуальной власти в обществе; а высшие посвящённые, несшие концептуальную власть, стали «мировой закулисой» вскорости после того, как им удалось подменить вероучение на основе Откровения Моисею своею отсебятиной, ориентированной на установление своего мирового господства помимо Бога, но от имени Бога.
Тайны «Египта жрецов и фараона» для заправил библейского проекта — своего рода «Кащеево яйцо». Поэтому сегодня всё чаще внимание читателей привлекается к «Риму» — первому, второму, третьему, труп которого соавторы данного проекта намереваются «гальванизировать»: “Москва третий Рим”. Но не получится.
Россия в наши дни уже осознала:

Ей необходимо, чтобы общество стало концептуально властным, а концептуально властные люди найдут себе место в структурах государственного аппарата и бизнеса и приведут их архитектуру к виду, наилучшим образом соответствующему потребностям бескризисного дальнейшего развития общества.

Совет Европы

Cовет Европы — старейшая в Европе международная политическая организация. Её основная заявленная цель — построение единой Европы, основывающейся на принципах свободы , демократии, защиты прав человека и верховенства закона.

Несмотря на то, что флаг Европы чаще ассоциируют с ЕС, впервые он был использован Советом Европы в 1955.

Совет Европы не следует путать с Европейским Союзом: это две совершенно разные организации.

Одним из самых значительных достижений Совета Европы считается разработка и принятие Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод .

Содержание

  • 1 Создание
  • 2 Цели
  • 3 Структура
  • 4 Встречи на высшем уровне
  • 5 Персоналии
  • 6 Государства-члены
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки

Создание

Совет Европы был создан после выступления Уинстона Черчилля в Цюрихском Университете 19 сентября 1946 г.

«В рамках наших основных усилий по укреплению Организации Объединенных Наций мы обязаны по новому объединить народы Европы в региональной организации, которую можно было бы назвать Соединенными Штатами Европы. Первым практическим шагом в этом направлении и является Совет Европы. Несмотря на то, что вначале возможно не все европейские государства смогут или заходят присоединиться к этой организации мы обязаны объединить хотя бы тех, кто уже сейчас может и хочет это сделать. Вызволение людей любых рас и народов из оков рабства и войн должно покоиться на непоколебимой основе, которая в свою очередь основывается на готовности всех мужчин и женщин предпочесть смерть жизни при тирании. Ведущую роль в выполнении этой задачи должны взять на себя Франция и Германия. Великобритания, Британское Содружество Наций, сильная Америка и, как я хочу надеяться, Советская Россия — в этом случае все было действительно безоблачно — обязаны стать друзьями и поддержкой новой Европы и защищать ее право на жизнь и процветание.

Поэтому я говорю: давайте дадим Европе шанс возродиться!»”

Выдержка из речи Черчилля “Трагедия Европы.” Впервые опубликовано в газете The Times 20 сентября 1946.

Читайте также:
Договор бытового подряда: что это значит

Официально Совет был создан 5 мая 1949 г. Лондонское соглашение о создании Совета Европы со штаб-квартирой в Страсбурге было подписано десятью государствами: Бельгией, Данией, Ирландией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Соединённым Королевством, Францией и Швецией.

Глава I Устава Совета Европы посвящена целям, которые преследует Совет Европы, и состоит из одной единственной статьи 1. В ней, в частности, говорится следующее:

«а) Целью Совета Европы является осуществление более тесного союза между его членами для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействовать их экономическому и социальному прогрессу.

b) Эта цель будет преследоваться через посредство органов Совета путем рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключением соглашений, проведением совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, юридической и административной областях, равно как и путём защиты и развития прав человека и основных свобод».

(Международные акты о правах человека. Сборник документов. Москва, 1998. С.537.)

Иными словами, главная цель Совета Европы — построение единой Европы, основывающейся на принципах свободы , демократии, правах человека и верховенства закона. Деятельность его направлена, прежде всего, на обеспечение и защиту прав человека, будь то гражданские, политические, экономические, социальные или культурные права, то есть деятельность Совета Европы охватывает все сферы жизни человека.

Структура

  • Комитет Министров

Является руководящим органом. Состоит из министров иностранных дел всех стран-членов и собирается на сессии один или два раза в год. Председатели Комитета министров меняются каждые полгода по принципу ротации. Деятельность Комитета подразумевает: подготовку и заключение конвенций и соглашений; принятие рекомендаций государствам-членам; принятие бюджета; прием новых государств-членов; выработку программ сотрудничества и содействия странам Восточной и Центральной Европы; контроль за выполнением Европейской конвенции о защите прав и свобод человека. Еженедельно проводятся заседания Комитета на уровне постоянных представителей (послов). Под руководством Комитета действует несколько десятков экспертных органов, которые готовят выносимые для принятия Комитетом тексты.

  • Парламентская Ассамблея

Консультативный орган. Состоит из представителей парламентов всех государств-членов. Пять наиболее крупных государств, включая Россию, имеют в ПАСЕ 18 членов, минимальное представительство – 2 члена от государства. Национальная делегация должна включать представителей всех политических партий, представленных в парламенте, и соответствовать требованию сбалансированного представительства мужчин и женщин. Ассамблея проводит четыре сессии в год (по одной неделе каждая) и принимает резолюции и рекомендации на основе докладов, которые готовятся депутатами.

  • Европейский Суд по правам человека
  • Конгресс местных и региональных властей Европы

Консультативный орган, представляющий местные и региональные власти. Делегация каждой страны в Конгрессе состоит из равного числа представителей регионов и органов местного самоуправления.

Встречи на высшем уровне

За время существования СЕ были проведены три саммита этой организации:

  • 1993 — Вена
  • 1997 — Страсбург (Россию представлял президент Борис Ельцин )
  • 2005 — Варшава (Россию, как и многие другие страны, представлял глава МИД – Сергей Лавров )

Персоналии

Генеральный секретарь – Терри Дэвис (Великобритания)

Председатель Комитета министров – Фьоренцо Стольфи (Сан-Марино)

Председатель Парламентской ассамблеи – Рене ван дер Линден (Нидерланды)

Председатель Конгресса – Хальвдан Скард (Норвегия)

Председатель Европейского Суда по правам человека – Жан-Поль Коста (Франция)

Государства-члены

Всего в Совет Европы входит 46 государств:

  • Австрия
  • Шаблон:Азербайджан Азербайджан
  • Албания
  • Шаблон:Андорра Андорра
  • Шаблон:Армения Армения
  • Бельгия
  • Шаблон:Болгария Болгария
  • Шаблон:Босния Босния и Герцеговина
  • Шаблон:Великобритания-флаг Великобритания
  • Венгрия
  • Германия
  • Шаблон:Греция Греция
  • Шаблон:Грузия Грузия
  • Шаблон:Дания Дания
  • Шаблон:Ирландия Ирландия
  • Шаблон:Исландия Исландия
  • Испания
  • Шаблон:Италия Италия
  • Шаблон:Кипр Кипр
  • Латвия
  • Шаблон:Литва Литва
  • Шаблон:Лихтенштейн Лихтенштейн
  • Шаблон:Люксембург Люксембург
  • Шаблон:Македония Македония
  • Шаблон:Мальта Мальта
  • Шаблон:Молдавия Молдавия
  • Шаблон:Монако Монако
  • Шаблон:Нидерланды Нидерланды
  • Шаблон:Норвегия Норвегия
  • Польша
  • Шаблон:Португалия-флаг Португалия
  • Россия
  • Шаблон:Румыния Румыния
  • Шаблон:Сан-Марино Сан-Марино
  • Шаблон:Сербия Сербия
  • Шаблон:Словакия Словакия
  • Шаблон:Словения Словения
  • Шаблон:Турция Турция
  • Украина
  • Финляндия
  • Франция
  • Шаблон:Хорватия Хорватия
  • Чехия
  • Шаблон:Швейцария Швейцария
  • Швеция
  • Эстония

Страны-кандидаты в члены Совета Европы

  • Шаблон:Белоруссия Беларусь
  • Шаблон:Флаг Черногории Черногория

Государства, имеющие статус наблюдателя при Совете Европы

  • Шаблон:Ватикан Ватикан
  • Шаблон:Канада Канада
  • Мексика
  • Соединённые Штаты Америки
  • Япония

См. также

  • Россия и Совет Европы
  • Белоруссия и Совет Европы

Ссылки

  • Официальный сайт Совета Европы
  • Заявление левых историков Франции против антикоммунистической резолюции Совета Европы

bg:Съвет на Европа bn:কাউন্সিল অব ইউরোপ br:Kuzul Europa bs:Vijeće Evrope ca:Consell d’Europa cs:Rada Evropy cy:Cyngor Ewrop da:Europarådet de:Europarat el:Συμβούλιο της Ευρώπης en:Council of Europe eo:Konsilio de Eŭropo es:Consejo de Europa et:Euroopa Nõukogu fi:Euroopan neuvosto fr:Conseil de l’Europe frp:Consèly de l’Eropa fy:Rie fan Jeropa he:מועצת אירופה hr:Vijeće Europe ht:Konsey d Ewòp hu:Európa Tanács ia:Consilio de Europa is:Evrópuráðið it:Consiglio d’Europa ja:欧州評議会 lb:Europarot li:Raod van Europa lt:Europos Taryba nl:Raad van Europa no:Europarådet oc:Conselh d’Euròpa pl:Rada Europy pt:Conselho da Europa ro:Consiliul Europei simple:Council of Europe sk:Rada Európy sl:Svet Evrope sr:Савет Европе sv:Europarådet tr:Avrupa Konseyi uk:Рада Європи

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: