Технический норматив выброса: что это значит

Новости

КОММЕНТАРИЙ К ПРИКАЗУ МИНПРИРОДЫ РОССИИ ОТ 14.02.2019 N 89 “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ”

Источник:http://www.ecoindustry.ru/news

Комментарий ЭКОТИМ на опубликованный 11 апреля в телеграм канале “Зеленый змий” greenserpent отзыв на утвержденный приказ Минприроды России от 14.02.2019 N 89 “Об утверждении Правил разработки технологических нормативов”, на наш взгляд, в отдельных местах трактует изменения в сфере нормирования, не уделяя должного внимания сути перехода на НДТ и новое нормирование, и несколько преувеличивает изъяны нового законодательства. Хотя, безусловно, в этом новом законодательстве и присутствуют определенные пробелы.

В отношении технологических нормативов Федеральный закон “Об охране окружающей среды” № 7-ФЗ определяет в общем, что представляют из себя технологические нормативы и как они устанавливаются. Речь идет о том, что в отличии от существующих (санитарно-гигиенических, рыбохозяйственных) нормативов технологические нормативы привязываются к конкретной технологии, определенной компетентным органом в качестве наилучшей доступной на данный период времени, к единице выпускаемой продукции по такой технологии. Но 7-ФЗ не определяет на какие конкретно вещества (все или только определенные) эти нормативы устанавливаются. В законе идет отсылка к Правилам разработки технологических нормативов, которые устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (см. п. 4 ст. 23), т.е. к обсуждаемому приказу.

Смысл реформы нормирования заключается в уделении пристального внимания основным загрязняющим веществам, характерным для конкретной технологии, и ужесточении требований по отношению к ним (в виде, в том числе, непрерывных замеров выбросов этих веществ). При этом опираться при установлении технологических нормативов будут на показатели, определенные для наилучшей доступной технологии (наиболее «чистой» из имеющихся). Такие основные вещества определены в справочниках НДТ, разработанных по отраслям, как маркерные – это вещества, выброс которых для конкретной отрасли критичен. Кроме того, под контролем остаются и опасные вещества (вещества I, II класса опасности).

Остальные же вещества неприоритетны или из-за их незначительного количества, или из-за их непрофильности для данного вида производства, или из-за их низкой токсичности.

Другой вопрос – качество разработки справочников НДТ. В части уже утвержденных справочников НДТ имеются существенные пробелы. Зачастую в них отсутствуют значения технологических показателей, необходимых для установления технологических нормативов и обеспечения работоспособности новой системы нормирования.

Кроме того остается регулирование в сфере санитарно-защитных зон (СЗЗ), установление которой, при необходимости, ни для какой категории объектов никто не отменял. Если по каким-либо веществам, не попавшим под нормирование выбросов, будет установлено превышение гигиенических нормативов за контуром объекта, то необходимо будет установить СЗЗ и контролировать выброс данного вещества в соответствии с законодательством в сфере СЗЗ. Действующие объекты (в том числе и объекты I категории) должны удостовериться в отсутствии превышения нормативов химического (в том числе) воздействия за контуром по всем выбрасываемым загрязняющим веществам (Постановление Правительства РФ № 222 от 03.03.2018), новые объекты НВОС делают это на этапе проектирования.

Остается также вопрос, что делать предприятиям I категории, для которых не утверждены перечни маркерных веществ в рамках справочников НДТ.

Согласимся, что технологический норматив действительно устанавливается для совокупности источников (по объекту в целом). Но наравне с этим в комплексном экологическом разрешении (КЭР) устанавливаются показатели для контроля технологических нормативов (см. табл. 1.2.2 и 1.3.2 формы КЭР). Они как раз устанавливаются по каждому источнику, исходя из максимально-разового значения.

Кроме того, по веществам I, II класса опасности в части нормирования выбросов остается все как было. Т.е. нормативы как максимальный, так и годовой, устанавливаются по источникам.

Технологические нормативы и технические нормативы для объектов I и II категории

Технологические нормативы разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории.

Технологические нормативы устанавливаются на основе технологических показателей, не превышающих технологических показателей наилучших доступных технологий, комплексным экологическим разрешением.

Технологические показатели наилучших доступных технологий устанавливаются нормативными документами в области охраны окружающей среды не позднее шести месяцев после опубликования или актуализации информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям.

Правила разработки технологических нормативов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Технологические нормативы выбросов загрязняющих веществ разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории.

Технологические нормативы выбросов загрязняющих веществ оформляются в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации по оформлению комплексного экологического разрешения (КЭР).

Читайте также:
Договор бытового подряда: что это значит

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям вправе разработать технологические нормативы выбросов и представлять их в составе заявки на получение КЭР.

Технологические нормативы выброса

Технологический норматив выброса – норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, устанавливаемый для технологических процессов основных производств и оборудования, отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий, с применением технологического показателя выброса.

Технологические нормативы выбросов загрязняющих веществ устанавливаются для соответствующих или аналогичных по своему назначению и техническим характеристикам технологий, технологических процессов, технологических операций и оборудования, указанных в соответствующих отраслевых информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям.

При подготовке заявки на получение комплексного экологического разрешения юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, готовят предложения по установлению технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ , которые содержат значения технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ, а также расчеты технологических нормативов и технологических показателей выбросов загрязняющих веществ, пояснения к расчетам и иную информацию, которую Заявитель считает необходимым представить.

Разработка Предложений осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность самостоятельно или с привлечением сторонних организаций, предоставляющих услуги в области охраны окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, при подготовке заявки на КЭР, могут разработать предложения по установлению технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ.

Для разработки технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ проектируемых, реконструируемых, построенных, строящихся объектов негативного воздействия на окружающую среду используются данные из соответствующих разделов разрабатываемой проектной документации.

Для разработки технологических нормативов действующих объектов негативного воздействия используются результаты инвентаризации выбросов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух , результаты производственного экологического контроля и результаты инструментальных измерений, выполненных в ходе разработки технологических нормативов выбросов при недостатке исходной информации.

Технологические нормативы сброса

Технологические нормативы сбросов загрязняющих веществ разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории осуществляющими сбросы сточных вод. Технологические нормативы сбросов загрязняющих веществ устанавливаются в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации по оформлению КЭР.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих вертикальных ИТС НДТ вправе разработать технологические нормативы сбросов и представлять их в составе заявки на получение КЭР.

Технологические нормативы сбросов загрязняющих веществ устанавливаются для соответствующих или аналогичных по своему назначению и техническим характеристикам технологий, технологических процессов, технологических операций и оборудования, указанных в соответствующих отраслевых ИТС НДТ.

При подготовке заявки на получение КЭР юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, готовят предложения по установлению технологических нормативов сбросов загрязняющих веществ , которые содержат значения технологических нормативов сбросов загрязняющих веществ, а также расчеты технологических нормативов и технологических показателей сбросов загрязняющих веществ, пояснения к расчетам и иную информацию, которую Заявитель считает необходимым представить.

Разработка Предложений осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность самостоятельно или с привлечением сторонних организаций, предоставляющих услуги в области охраны окружающей среды.

Разработка технологических нормативов сбросов загрязняющих веществ для проектируемых, реконструируемых, строящихся и построенных объектов негативного воздействия на окружающую среду ведется с использованием данных из соответствующих разделов проектной документации.

При разработке технологических нормативов для действующих объектов используются также результаты производственного экологического контроля и инструментальные измерения, выполненные в ходе разработки технологических нормативов сбросов, отражающие фактическое воздействие объекта на окружающую среду. Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, отнесенных к объектам I категории, комплексным экологическим разрешением устанавливаются технологические нормативы на основе технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, установленных Правительством Российской Федерации на основе информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов с учетом мощности очистных сооружений централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, а также категорий водных объектов или их частей, в которые осуществляется сброс сточных вод.

Читайте также:
Изъятие земельного участка: что это значит

Правила отнесения водных объектов к категориям водных объектов для целей установления технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов утверждаются Правительством Российской Федерации.

Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, отнесенных к объектам II категории, в случае выдачи на них комплексного экологического разрешения в отношении технологически нормируемых веществ устанавливаются технологические нормативы

В отношении двигателей передвижных источников загрязнения окружающей среды технические нормативы устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

О нормировании выбросов передвижных источников

На основании п. 1 ст.12 ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”: в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов:

– технические нормативы выбросов;

– предельно допустимые выбросы.

Согласно ст. 1 ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”: технический норматив выброса – норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ в расчете на единицу пробега транспортного средства или единицу произведенной работы двигателя передвижного источника.

Таким образом, для транспортных средств санкционированный государством объем (масса) выбросов определяется техническими нормативами выбросов. И устанавливается этот показатель в расчете на единицу пробега либо на единицу произведенной работы двигателя.

Кем устанавливаются (должны быть установлены) технические нормативы выбросов?

В соответствии со ст. 5 ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”: к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха отнесено, в том числе:

– установление порядка разработки технических нормативов выбросов;

– утверждение технических нормативов выбросов, а также перечня объектов (кадастров), в отношении которых они разрабатываются.

На основании п. 2 ст.12 ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”:

технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов.

В настоящее время технические нормативы выбросов федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другим уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти не установлены.

Какие требования установлены применительно к техническим нормативам выбросов?

1) Недопустимость эксплуатации ТС с превышением установленных технических нормативов выбросов.

Согласно п. 1 ст. 17 ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”: запрещаются производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.

Согласно п. 2 ст. 30 ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”: юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов.

2) Регулярная проверка ТС (технический осмотр) на соответствие техническим нормативам выбросов.

В соответствии с п. 4 ст. 17 ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”: транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 83 “О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух” установлено, что: проверки автотранспортных средств осуществляются Министерством внутренних дел Российской Федерации во время их государственного технического осмотра, а тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин – органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации при осуществлении надзора за техническим состоянием и во время государственного технического осмотра этих видов техники. Организация работ по проведению проверок этих видов техники осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Читайте также:
Свободно конвертируемая валюта: что это значит

В соответствии с п. 72 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 “О безопасности колесных транспортных средств” (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. № 877): проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, проводится в отношении каждого транспортного средства, зарегистрированного в установленном порядке в государстве – члене Таможенного союза, в формах технического осмотра, а также государственного контроля (надзора) за безопасностью дорожного движения.

Согласно пунктам 12 и 14 ст. 1 Федерального закона от 01.07.2011 г. № 170-ФЗ “О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”: технический осмотр транспортных средств – проверка технического состояния транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за ее пределами; техническое диагностирование – часть технического осмотра, заключающаяся в процедуре подтверждения соответствия транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

Периодичность технического осмотра транспортных средств установлена статьей 15 Федерального закона от 01.07.2011 г. № 170-ФЗ “О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

В настоящее время требования к выбросам колесных транспортных средств установлены разделом 4 “Требования экологической безопасности” Приложения № 4 “Требования к выпускаемым в обращение единичным транспортным средствам” к Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 018/2011 “О безопасности колесных транспортных средств” (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. № 877).

Так, согласно п. 4.1.4 Технического регламента: транспортное средство считается соответствующим требованиям данного технического регламента и экологическому классу 4 при выполнении, как минимум, следующих условий:

– оснащение устройствами и системами снижения токсичности в исправном состоянии, как минимум: – транспортных средств категорий M1 полной массой до 3,5 т и N1 с двигателями с принудительным зажиганием – каталитическим нейтрализатором;

– транспортных средств категорий M1 полной массой до 3,5 т и N1 с дизелями – системой рециркуляции отработавших газов и (или) каталитическим нейтрализатором и (или) фильтром частиц;

– транспортных средств категорий M1 полной массой более 3,5 т, M2, M3, N2, N3 с дизелями – системой рециркуляции отработавших газов и фильтром частиц (каталитическим нейтрализатором) или каталитическим нейтрализатором и фильтром частиц или селективным нейтрализатором оксидов азота (с использованием раствора мочевины);

– транспортных средств всех категорий с бензиновыми двигателями – уловителем углеводородов из бензобака (абсорбер).

Пунктом 1.4 ТР ТС 018/2011 “О безопасности колесных транспортных средств” определены уровни выбросов и требования, обеспечивающие выполнение установленных уровней выбросов для различных экологических классов транспортных средств категорий М и N и двигателей внутреннего сгорания (таблица 3).

Пунктом 9.1 Приложения 8 “Требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации” к ТР ТС 018/2011. “О безопасности колесных транспортных средств” определены требования в отношении выбросов.

В частности, подпунктом 9.1.1 установлены требования к содержанию оксида углерода в отработавших газах транспортных средств и с бензиновыми, и с газовыми двигателями в режиме холостого хода.

Кроме того, следует отметить, что нормы и методы измерения видимых загрязняющих веществ отработавших газов (дымность) в режиме свободного ускорения для автотранспортных средств категорий М1, М2, М3, N1, N2, N3, находящихся в эксплуатации, которые оснащены двигателями с воспламенением от сжатия, определены ГОСТ Р 52160-2003 “Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния” (утв. Постановлением Госстандарта России от 18.12.2003 г. № 375-ст).

При этом подтверждение соответствия фактических выбросов ТС установленным требованиям (ТР ТС 018/2011 “О безопасности колесных транспортных средств”) осуществляется при прохождении периодического технического осмотра транспортных средств. Дополнительного подтверждения (помимо диагностической карты ТС) соответствия фактических выбросов ТС установленным требованиям не требуется.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Технический норматив – выброс

Технический норматив выброса – норматив выброса вредного ( загрязняющегося) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного ( загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели. [2]

Читайте также:
Объективная сторона преступления: что это значит

Технический норматив выброса – норматив выброса вредного ( загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного ( загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели. [3]

Технические нормативы выбросов и виды объектов, для которых они устанавливаются, нормативы предельно допустимых выбросов и сроки их достижения, а также временно согласованные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрабатываются, устанавливаются и изменяются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. [4]

Технические нормативы выбросов устанавливает специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха или другой специально уполномоченный правительством РФ федеральный орган исполнительной власти по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для стационарных источников вредных ( загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. [5]

Законом предусматривается ужесточение технических нормативов выбросов . [7]

ВСВ устанавливаются на период поэтапного достижения ПДВ при условии соблюдения технических нормативов выбросов и наличии плана уменьшения выбросов вредных ( загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. [8]

Юридические лица и граждане при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать соблюдение установленных технических нормативов выбросов . [9]

Сертификаты, подтверждающие содержания вредных ( загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов и также сертификаты, подтверждающие соответствие топлива установленным нормам и требованиям охраны атмосферного воздуха, выдаются в порядке, определенном правительством РФ. [10]

При вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы вредных ( загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должно обеспечиваться непревышение технических нормативов выбросов и ПДВ. [11]

Согласно закону об Охране атмосферного воздуха ( 1999 г.), запрещаются производство и эксплуатация транспортных средств, содержание вредных ( загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов . [12]

Предельно допустимый выброс ( ПДВ) – норматив предельно допустимого выброса вредного ( загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых ( критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов. [13]

Производство и использование на территории РФ технических, технологических установок, двигателей транспортных и передвижных средств и установок допускаются только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных ( загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов . [14]

ПДВ для конкретного стационарного источника выбросов вредных ( загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных ( загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами МПР Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам. [15]

Территориальное общественное самоуправление: что это значит

Статья 27. Территориальное общественное самоуправление

1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются по предложению населения, проживающего на соответствующей территории, представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) – представительным органом муниципального района.

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 1 в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 556-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

Читайте также:
Организация-должник не выплачивает расчетные

(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

4. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

5. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, муниципального района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

(в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 18.07.2017 N 171-ФЗ, от 27.12.2018 N 556-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

6. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;

2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

3) избрание органов территориального общественного самоуправления;

4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;

5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления;

7) обсуждение инициативного проекта и принятие решения по вопросу о его одобрении.

(п. 7 введен Федеральным законом от 20.07.2020 N 236-ФЗ)

8. Органы территориального общественного самоуправления:

1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

8.1. Органы территориального общественного самоуправления могут выдвигать инициативный проект в качестве инициаторов проекта.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 20.07.2020 N 236-ФЗ)

9. В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:

1) территория, на которой оно осуществляется;

2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;

3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;

4) порядок принятия решений;

5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

10. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.

11. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Общественные организации – Организация территориального общественного самоуправления и порядок создания ТОС

С каждым годом, в различных регионах Российской Федерации увеличивается число территориальных общественных самоуправлений (далее – ТОС), что повышает значимость местного самоуправление и показывает вовлеченность граждан в решение вопросов на местах. Которые в свою очередь, связаны с комфортным проживанием на определенной территории, осуществлением досуга, обеспечением безопасной жизнедеятельности. Территориальное общественное самоуправление может быть зарегистрировано в качестве общественной организации.

Читайте также:
Финансовые активы предприятия: что это значит

Для раскрытия данной темы, в статье будут даны ответы на следующие вопросы:

Территориальное общественное самоуправление как вид местного самоуправления

Данный термин закреплен в ст. 1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой местное самоуправление в Российской Федерации означает форму осуществления гражданами власти в рамках действующего законодательства Российской Федерации, которые разрешают самостоятельно или через свои органы местного самоуправления вопросы местного значения для комфортной жизнедеятельности граждан, учитывая потребности и интересы населения.

Вместе с этим, для граждан предоставлены различные способы осуществления своей власти на местном уровне, к которым относятся:

  1. Местный референдум;
  2. Муниципальные выборы
  3. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
  4. Сход граждан;
  5. Правотворческая инициатива граждан;
  6. ТОС;
  7. Публичные слушания;
  8. Собрания и конференции граждан;
  9. Опрос граждан;
  10. Обращения граждан в органы местного самоуправления;
  11. Другие способы осуществления власти на местном уровне.

Территориальное общественное самоуправление

Наиболее выделяющимся способом осуществления населением местной власти является создание ТОС. Это связано с тем, что жители определенных территорий создают ТОСы на долговременную перспективу, которые в свою очередь будут существовать продолжительное время.

Безусловно, если цель, ради который был создан тот или иной ТОС была решена, то ТОС может прекратить свою деятельностью. Однако не следует спешить с этим, так как данная форма осуществления власти населения на местах может разрешать не одну, а целый комплекс задач, связанными с:

  1. Благоустройством дорог;
  2. Строительством детских площадок, для проведения досуга;
  3. Проведением спортивных и культурных мероприятий;
  4. Помощью органам местного самоуправления в решении поставленных перед ними вопросов.

А также с иной деятельностью, направленной на благоустройство территорий, создание благоприятных условий жизнедеятельности, на защиту прав и интересов граждан, проживающих на определенной территории.

Исходя из перечисленных задач, необходимо перейти к определению ТОС, которое закреплено в ст. 27 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и означает одну из форм осуществления местной власти, при которой граждане самоорганизовываются, по месту их жительства на определенной территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, на селенной территории, для разрешения вопросов местного значения, удовлетворения потребностей и интересов граждан, находящихся на определенной территории.

Регистрация НКО под ключ – 17500р

Сами готовим, подаем и получаем

Печать и расчетный счет в подарок

*Стоимость в Москве и МО составляет 19500р

Формы территориального общественного самоуправления

Возникает вопрос, на какой именно территории может быть создан ТОС? Ответ на этот вопрос также дан в вышеуказанном ФЗ, в соответствие с которым граждане вправе осуществлять местную власть в рамках ТОС на таких территориях, как подъезд жилого дома, жилой дом, объединение жилых домов, жилой микрорайон, села, не являющиеся поселениями, другие территории проживания граждан.

При этом территориальное общественное самоуправление осуществляется гражданам в форме собраний, конференций или специальных органов ТОС, созданными на данных конференциях и собраниях гражданами, проживающими на определенной территории. Необходимо подробнее остановиться на вышеперечисленных формах осуществления территориального общественного самоуправления.

Первой из перечисленных форм является – собрание граждан.

Посредством собрания граждане могут осуществлять властные полномочия самостоятельно на определенной территории муниципалитета для обсуждения и выделения наиболее важных вопросов, задач, проблем, которые необходимо разрешить посредством создания различных проектов, а также для получения информации от органов местного управления о том, каким образом могут быть удовлетворены интересы граждан и разрешены проблемы связанные с благоустройством территорий и комфортным проживанием граждан.

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС правомерно, если в нем участвует не менее одной трети жителей определенной территории, каждый человек из которых достиг шестнадцатилетнего возраста.

Следующей формой организации территориального общественного управления является конференция граждан, которая представляет вариацию собрания граждан. В рамках данной конференции, представители населения собираются для обсуждения вопросов, входящих в компетенцию определенных органов муниципального образования, которые связаны также с определением потребностей и интересов граждан, касающихся территориального общественного управления. В данном случае, конференция граждан служит помощником в разрешении вопросов местного значения для органов местного самоуправления и даже разрешает задачи, входящие в компетенцию данных органов.

Читайте также:
Ограничительная деловая практика: что это значит

Полномочиями конференции и собрания являются:

  1. определение структуры органов ТОС;
  2. принятие устава ТОС и внесение в него различных правок;
  3. избрание органов ТОС;
  4. определение направлений деятельности ТОС;
  5. утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении;
  6. рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.

Органы территориального общественного самоуправления

Еще одной формой организации территориального общественного управления является создание и учреждение определенных органов. Действуют данные органы на основании устава ТОС.

Органами ТОС являются:

  1. председатель ТОС (староста);
  2. исполнительно-распорядительные органы;
  3. общественные комиссии;
  4. контрольно – ревизионные комиссии.

К полномочиям органов ТОС относятся:

  1. представление интересов граждан, проживающих на определенной территории;
  2. способствование осуществлению решений, которые были приняты на собраниях, конференциях граждан;
  3. исполнение деятельности, связанной с благоустройством территорий или за счет проживающих на данной территории граждан или на основании договора между органами ТОС и органами местного самоуправление с использованием местных бюджетных денежных средств;
  4. внесение в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов.

Устав территориального общественного самоуправления

Для того, чтобы ТОС начал осуществление своей деятельности и достижении поставленным перед ним задач, оно должно быть учреждено с момента регистрации его устава уполномоченным на это органом местного самоуправления.

Устав ТОС содержит следующие положения:

  1. название территории, на которой действует ТОС;
  2. цели, задачи, формы, направления деятельности ТОС;
  3. порядок формирования, прекращения полномочий органов ТОС;
  4. порядок принятия решений;
  5. порядок приобретения имущества, его пользования и распоряжения;
  6. порядок прекращения деятельности ТОС.

Необходимо заметить, что ТОС может быть создан как с образованием юридического лица в форме НКО, так и без его образования.

Если гражданами было принято решение создать ТОС без образования юридического лица, тогда его регистрация производится в органах местного самоуправления. При этом на осуществление намеченных планов гражданами они могут использовать исключительно собственные средства и средства из местного бюджета, если есть данная статья расходов.

Однако создание ТОС в качестве юридического лица имеет намного больше преимуществ. Так, на реализацию намеченных проектов можно использовать не только средства граждан и средства из муниципального бюджета, но и средства, выигранные в грантовых конкурсах, которые проводятся ежегодно и ждут каждого желающего попробовать свои силы.

Следующим преимуществом ТОС как юридического лица является возможность заключения договоров, как с органами местного самоуправления, так и с иными НКО, для осуществления совместной деятельности, для объединения общих усилий и достижения наиболее высоких результатов в улучшении комфорта жизни населения на определенных территориях.

Вместе с этим, у ТОС появляются дополнительные обязанности в связи с созданием юридического лица, которые связаны с осуществления финансовой и статистической отчетности, отчетами о деятельности ТОС.

Нулевая 1500 руб. Деятельность 3500 руб. Деятельность + Зарплата 5000 руб.

• Персональный бухгалтер • Возможно удаленно • 12 лет опыта • 1000+НКО • Все формы • Гранты

Позвонить сразу бухгалтеру: 8(800)100-42-36

*Стоимость в Москве и МО , СПБ и Лен.области составляет соответственно: 2000, 5000, 7000 рублей

В заключение необходимо обозначить, что во многих субъектах Российской Федерации существуют ТОС, благодаря которым, граждане достигают поставленных целей, благоустраиваются территории, развивается инфраструктура, проводятся культурно-массовые и спортивные мероприятия. Более того, достижение высоких результатов способствует еще большему вовлечению населения в участие в местных инициативах, а также в создание собственных проектов, направленных на благоустройство территорий и разрешение иных вопросов местного значения. Вместе с этим, органы местного самоуправления всегда стремятся поощрять проекты граждан посредством проведения различных конкурсов, по результатам которых награждаются победители. Информация о различных конкурсах, в которых могут участвовать ТОСы может быть размещена на официальных сайтах администраций регионов или официальных сайтах существующих ТОСов в регионе. Это мотивирует граждан стремиться делать свои территории лучшими, самыми благоустроенными и комфортными, как для проживания, так и для проведения различного досуга.

Общенациональная ассоциация территориального общественного самоуправления

В 2016 году на территории Российской Федерации была учреждена Общенациональная ассоциация территориального общественного самоуправления. В соответствии с ее Уставом данная организация осуществляет деятельность различной направленности:

  1. оказывает юридическую помощь населению;
  2. занимается просветительской деятельностью;
  3. осуществляет волонтерскую деятельность;
  4. информирует граждан о проделанной работе;
  5. участвует в формировании нормативных правовых актов, направленных на регулирование деятельности органов ТОС;
  6. поддерживает социально ориентированные проекты;
  7. проводит различные конкурсы на определение лучшего проекта ТОС.
Читайте также:
Политическое общественное объединение: что это значит

Органами управления Общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления являются:

  • Общее собрание членов;
  • Правление;
  • Директор;
  • Ревизионная комиссия.

Члены Общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления

В соответствие с Уставом Ассоциации ее члены имеют некоторые особенности в отличие от членов иных некоммерческих организаций. Членами данной Ассоциации являются:

  • Граждане Российской Федерации, которые являются представителями различных ТОС;
  • Граждане, являющиеся специалистами в сфере общественного территориального самоуправления, местного самоуправления и гражданского общества;
  • ТОСы, зарегистрированные в качестве юридических лиц;
  • Юридические лица, которые представляют интересы жителей, проживающих на определенной территории субъекта Российской Федерации.

Все вышеперечисленные участники должны разделять цели и задачи данной Ассоциации.

Данная организация имеет собственный сайт, включающий разделы по различным тематикам. Перейдя на сайт, можно узнать об истории организации, органах управления, услугах и новостях.

Создание ТОС

Создание территориального общественного самоуправления имеет некоторые особенности. Как было сказано ранее, ТОС может быть зарегистрированным без образования юридического лица и с образованием такового.

Для начала необходимо рассмотреть процедуру регистрации ТОС без образования юридического лица.

Одной из особенностей регистрации ТОС является то, что ТОС создается по желанию граждан, которые проживают на определенной территории. Именно они формируют инициативную группу, в которую могут входить лица, достигшие 16 лет, а их общее количество не должно быть меньше трех человек. В соответствии с тем, что ТОС осуществляет свою деятельность на определенной территории, инициативная группа должна определить ее границы, после чего назначается дата проведения учредительного собрания. Граждане, проживающие на территории, на которой создается ТОС, должны быть уведомлены о вышеуказанной дате.

Существует несколько способов информирования населения о собрании:

  • направление гражданам сообщения о собрании;
  • информирование с помощью вывешенных объявлений в домах граждан, участвующих в создании ТОС;
  • поквартирное информирование.

После того, как все граждане проинформированы о собрании, начинается его проведение либо в форме учредительного собрания, либо в форме конференции.

На собрании решается большой спектр вопросов: об избрании председателя и секретаря, о создании ТОС, о принятии Устава, об избрании высшего органа управления и исполнительного органа. После окончания собрания составляется протокол о его проведении.

Следующим шагом является подача документов Председателем ТОС в администрацию муниципального образования для регистрации Устава данного ТОС. Одним из таких документов является заявление о создании ТОС, которое подается на имя главы муниципального образования, подписываемое Председателем ТОС с указанием адреса места жительства заявителя и контактными данными для связи с данным лицом.

Также в администрацию необходимо предоставить:

  • решение об установлении границ территории, на которой создается ТОС и на которой он будет осуществлять свою деятельность;
  • протокол учредительного собрания или конференции;
  • лист регистрации лиц, принимавших участие в вышеуказанном собрании;
  • лист с указанием членов инициативной группы.

Все документы должны быть аккуратно оформлены и содержать подписи заявителя. Максимальный срок регистрации Устава ТОС – не более тридцати дней.

Процедуры регистрации ТОС без образования юридического лица и с созданием такового похожи. Но есть основное отличие: при создании ТОС в качестве юридического лица, организация регистрируется не в администрации муниципального образования, а в Управлении Министерства Юстиции России определенного субъекта. Это связано с приобретением особого статуса – юридического лица, сведения о котором вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц.

Документы, которые подаются на регистрацию в Министерство Юстиции, идентичны документам другим организационно-правовым формам НКО.

Пишите или Звоните!

Вам также может быть интересно:

Что такое ТОС и зачем он нужен?

Более 12 лет назад в Российском законодательстве появилось положение предоставляющее гражданам самостоятельно принимать участие в управлении при решении вопросов местного значения. В Воронежской области закон о территориальном самоуправлении был принят ещё в 2000 году. Первая статья закона определяет понятие территориального общественного самоуправления (далее ТОС).

Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №131-Ф3) предусмотрено, что одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление (ТОС).

«Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения» (часть 1 статьи 27).

ТОСы возникают как «снизу», так и «сверху» Предполагается, что ТОСы возникают там и тогда, где и когда люди начинают самостоятельно заботиться о комфорте, чистоте и красоте своего двора, своей улицы или даже своей деревни. Такое тоже бывает, если территории сильно повезет на активного и конструктивного неформального лидера, который вдруг прочитал и понял статью 27 из ФЗ- 131. ТОСы такого типа создаются «снизу», сугубо по инициативе жителей, которым приходится затем уговаривать органы МСУ их зарегистрировать, как и положено по закону, и разрешить взять часть забот по содержанию территории на себя, причем безвозмездно. Тосовский труд на благо местного сообщества, преимущественно, волонтерский, причем свои мероприятия тосовцы организуют и проводят полностью сами, власть может только подсказывать, как сделать правильно, и поддержать инициативу небольшим вложением в виде стройматериалов на благоустройство или ремонт общественно-значимых объектов.

Читайте также:
Форма государственного устройства: что это значит

Из определения следует, что ТОС не может охватывать всю территорию муниципального образования, не является органом власти, при этом является частью местного самоуправления как института демократии. Это одна из форм участия населения в местном самоуправлении, а именно к развитию этого участия и призывает, начиная с мая 2014 года, все уровни власти Президент России. В то же время ТОС не является в чистом виде общественной самодеятельностью. ТОС считается официально созданным только после официальной регистрации. ТОСы без юридического лица регистрируют уполномоченные органы МСУ.

ТОСы с юридическим лицом — террорганы Минюста, при этом в составе документов для регистрации должен быть документ от муниципалитета. В этом смысле ТОС — наиболее удобная форма локального волонтерства, деятельность которой в любом случае подконтрольна муниципалитетам и может регулироваться муниципальными НПА. Наиболее впечатляющие результаты представлены в сельской местности, когда люди, поняв, что никто им этого не сделает в обозримом будущем, самостоятельно ремонтируют колодцы и водонапорные башни, дороги, пешеходные мосты и т. д. Власть здесь только помогает советами по соблюдению требований по техбезопасности, техникой и стройматериалами, выделяемыми по программам поддержки гражданских инициатив и т.д. Важно, что, работая инициативно и для себя, тосовцы не обязаны собирать и оформлять пакеты документации о ремонте и строительстве, участвовать в торгах по ФЗ-44. Но при этом власть не может напрямую поручить общественникам отремонтировать, к примеру, участок дороги, иначе это уже будет муниципальным заданием, и ТОС, наравне с прочими участниками рынка, должен будет бороться за него на торгах, а ни один ТОС не располагает таким объемом капитала, чтобы предоставить финансовые гарантии. Значит, власть должна предоставить гражданам полную свободу принятия решения: что для них на данный момент важнее — дорога или клуб. Это решение должно быть оформлено протоколом схода или собрания ТОСа, затем копия протокола должна быть под- шита в дело ТОСа, заведенного в муниципалитете, и на основании этого протокола бюджетная комиссия муниципалитета или представительный орган, или иной уполномоченный орган МСУ принимает решение о софинансировании гражданского проекта. Однако никто не мешает представителям муниципалитетов выступать в качестве приглашенных гостей на тосовских сходах и собраниях.

Для чего нужно общественное самоуправление?

Основной задачей общественного самоуправления является обустройство и благоустройство места проживания, создание инфраструктуры. Для этой цели ТОС вправе создавать объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения. ТОС разрабатывает проекты планов и программы развития соответствующей территории. Законодатель определяет довольно обширный перечень полномочий общественного самоуправления куда входит и контроль за качеством уборки территории, и организация работы по благоустройству и озеленению территории, созданию детских площадок, мест отдыха, физкультурно-оздоровительных комплексов, а так же учреждать коммерческие и некоммерческие организации для осуществления деятельности в интересах жителей территории общественного самоуправления.

Как финансируется территориальное самоуправление?

Вся деятельность ТОС финансируется в основном за счёт личных средств жителей территории, однако законодатель определяет, что территориальное самоуправление может получать и бюджетные средства, а так же определяется довольно широкий спектр возможностей получения грандов и целевого финансирования.

Очевидная польза ТОС

Потенциальный положительный эффект от деятельности ТОС наблюдается как для региональной, так и для муниципальной власти, и, конечно, для населения.

Для субъекта федерации:

  1. Эффективные рычаги управления территориями.
  2. Инструменты выявления, актуализации и мобилизации собственных внутренних резервов территории, ее бизнеса и общественности для решения задач по содержанию и развитию данной территории.
  3. Возможность экономии бюджетных средств по ряду социально-значимых направлений расходов с перспективой увеличения бюджетных инвестиций в развитие реальных секторов экономики.
  4. Механизмы мониторинга и мягкой коррекции общественного мнения, создания позитивного имиджа органов публичной власти и их руководителей.
  5. Гарантия формирования и активизации конструктивно настроенного электората и, в целом, гражданского общества.
  6. Вклад в формирование позитивного имиджа и узнаваемого бренда субъекта Федерации, рост инвестиционной привлекательности территории.
Читайте также:
Устав международной организации: что это значит

Для муниципального образования:

  1. Социально-экономическое развитие территории муниципалитета становится управляемым и предсказуемым за счет укрепления взаимодействия органов МСУ с населением.
  2. Состояние территории муниципалитета выходит из зависимости от общей финансово-экономической конъюнктуры.
  3. Гарантия участия жителей в решении наиболее острых проблем территории в различных социально-значимых сферах.
  4. Гарантия выявления и вовлечения в управленческий инструментарий скрытых или не актуализированных социально-экономических ресурсов территории, что, в т.ч. повышает инвестиционную привлекательность территории.
  5. Гарантия экономии расходов бюджета по социально-значимым направлениям за счет необязательности для ТОСов выполнять требования ФЗ-44 и иного антимонопольного законодательства.
  6. Возможность полного контроля органа МСУ за эффективностью расходования ТОСами выделяемых бюджетных средств.
  7. Самый быстрый, надежный и комфортный способ реализации норм федерального законодательства об общественном контроле, поддержке социально ориентированных НКО и иных законов, касающихся развития гражданского общества.
  8. Механизм выявления и формирования конструктивного электората, оздоровления социального климата, повышения уровня удовлетворенности граждан условиями жизни в муниципалитете.
  9. Возможность для создания муниципального кадрового резерва, прежде всего, для представительного органа МСУ. 10. Механизм воспитания грамотного, социально ответственного и активно- го собственника и налогоплательщика.

Для населения самоуправляющейся территории:

  1. Каждый житель может заявить о важной для него лично проблеме и принять непосредственное участие в ее решении.
  2. Каждый житель может реализовать свой личный потенциал для улучшения качества жизни на своей территории и заслужить тем самым уважение соседей.
  3. Каждый житель может воспользоваться механизмами ТОСа для создания своего позитивного политического имиджа, для старта в своей политической или управленческой карьере.
  4. Каждый житель может установить надежные рабочие и личные контакты с представителями органов власти, участвовать в формировании наказов для выборных должностных лиц органов власти.
  5. Жители территории получают реальные, определенные и защищенные законодательством возможности непосредственно участвовать в распределении бюджетных средств и контроле за эффективностью бюджетных расходов.

Как создать ТОС?

1. Без создания юридического лица (рекомендуемая управлением региональной политики правительства Воронежской области форма)

2. С созданием юридического лица Регистрируется в органах юстиции как некоммерческая организация в соответствии с законодательством РФ. В данном случае необходимо предусмотреть издержки, связанные с содержанием юридического лица.

Этапы учреждения ТОС

1 этап «Предварительное собрание»

Для начала, Вам необходимо провести предварительное собрание среди жителей той территории, на которой вы хотите учредить ТОС. На предварительном собрании вам необходимо обсудить следующие вопросы:

1.Избрать Председателя и секретаря собрания.

2. Информировать Граждан о требованиях Положения «о территориальном общественном самоуправлении» в вашем муниципальном образовании.

3.Проголосовать за создание ТОС.( Самый важный пункт повестки)

4.Избрание инициативной группы для проведения мероприятий по созданию ТОС

2 Этап « Согласование организационных вопросов с Администрацией города»

Далее инициативной группе необходимо обратиться в Администрацию для согласования границ образуемого ТОСа и предоставлении жителям схемы территории, справки о численности населения, достигшего 16 –ти летнего возраста.( Все эти документы понадобятся для подачи заявления в городскую думу).

3 этап «Подача заявления в городскую думу»

Инициативная группа подает заявление об установлении границ территории деятельности ТОС в городскую думу. Для принятия решения в вашу пользу необходимо соблюсти следующие условия:

  1. Границы территории ТОС не могут выходить за пределы территории муниципального образования.
  2. Территория, на которой осуществляется ТОС, как правило, должна составлять единую территорию.

Заявление об установлении границ территории деятельности ТОС подписывается инициативной группой. Заявление должно содержать следующие сведения:

1. ФИО
2. Адрес места жительства.
3. Паспортные данные подписавшихся.

3. Подписанное инициативной группой жителей заявление, а также согласованный с Администрацией пакет документов по данному вопросу — описание границ территории и схема территории, на которой планируется ТОС; справка о численности населения, проживающего на соответствующей территории и достигшего 16-летнего возраста, — направляются в городскую думу для принятия решения об установлении границ территории ТОС.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: