Территориальная подсудность: что это такое, описание и особенности

Территориальная подсудность и ее виды.

Территориальная подсудность– это подсудность дела суду в зависимости от территории, на которую распространяется деятельность данного суда. Территориальная подсудность разграничивает компетенцию судов одного и того же уровня. Территориальная подсудность подразделяется на:

• подсудность по связи дел;

Общаяподсудность определяется местом жительства ответчика. Если ответчик – юридическое лицо, то по месту нахождения его органа или имущества.

При альтернативнойподсудности истцу предоставляется право по своему усмотрению предъявить иск не только в суд по месту нахождения ответчика, но и в другой суд или суды, указанные в законе.

Случаи подсудности по выбору истца перечислены в ст. 29 ГПК РФ.

При исключительнойподсудности дела определенных категорий могут рассматриваться лишь судами указанными в законе. Перечень исков, подпадающих под действие правил исключительной подсудности, исчерпывающе определен ст. 30 ГПК РФ. Помимо этого исключительная подсудность установлена также для дел, возникающих из публичных правоотношений (подача заявления об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействий) органов государственной власти, местного самоуправления, государственных, муниципальных служащих, должностных лиц), и дел особого производства (например, подача заявления об усыновлении, или удочерении, объявлений несовершеннолетнего полностью дееспособным, совершенном нотариальном действии или отказе в его совершений и т.д.).

Подсудность по связи делсостоит в том, что независимо от территориальной принадлежности спор подлежит разбирательству в суде, где рассматривается другое дело, с которым связан спор. Статья 31 ГПК РФ устанавливает процессуальные правила, которыми следует руководствоваться при определении подсудности нескольких связанных между собой дел:

• иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется по месту жительства или месту нахождения одного из ответчиков по выбору истца;

• встречный иск предъявляется в суд по месту рассмотрения первоначального иска;

• гражданский иск, вытекающий из уголовного дела, подсуден суду, в котором разбирается уголовное дело, независимо от территориальной подсудности гражданского иска. Если такой иск не был заявлен или не был разрешен при производстве уголовного дела, он должен быть предъявлен для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства по общим правилам о подсудности, установленным ГПК РФ.

Договорнойназывается территориальная подсудность, устанавливаемая по соглашению сторон. Однако стороны не вправе изменять при этом родовую, а также исключительную территориальную подсудность.

Сроки рассмотрения и разрешения гражданского дела, исполнения судебного постановления, последствия несоблюдения. Производство по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

1. Процессуальные сроки регламентируются ГПК РФ. Установление процессуальных сроков способствует оперативному и своевременному рассмотрению гражданских дел в суде. Процессуальные сроки подразделяются на:

• сроки, установленные законом;

• сроки, устанавливаемые судом.

Первые – обязательны и для суда, и для лиц, участвующих в деле, и не могут быть изменены; вторые – устанавливаются судом только для лиц, участвующих в процессе, и в случае необходимости могут быть изменены самим судом.

2. Сроки для суда могут быть установлены только законом.

Сроки рассмотрения дел в суде первой инстанции подразделяются на общие и сокращенные.

Общий срокдо истечения двух месяцев со дня поступления заявлений в суд, а мировым судьей – до истечения месяца со дня принятия заявления к производству. Для некоторых категорий дел установлен сокращенный срок их рассмотрения:

• дела по жалобам (заявлениям) на неправильности в списках избирателей (участников референдума) – 3 дня со дня подачи жалобы, но не позднее дня голосования, а в день голосования – немедленно;

• дела о взыскании алиментов, дела по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, – до истечения месяца со дня поступления заявления в суд;

• дела по жалобам на неправомерные действия органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющие права граждан, – 10 дней;

• дела о признании недействующими нормативных актов – в течение месяца со дня подачи заявления об оспаривании и др.

При соединении в одном производстве дел с разными сроками рассмотрений действует общий срок рассмотрения – один месяц со дня окончания подготовки к судебному разбирательству. Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало. Днем окончания срока рассмотрения дела считается день вынесения судом решения по существу спора или определения о прекращении его производством, или определения об оставлении заявления без рассмотрения. Время, на которое откладывается дело, не исключается из общего срока рассмотрения.

Нарушение судом процессуальных сроков не влияет на ход процесса, но влечет за собой дисциплинарные санкции для судьи.

3. Сроки для участников процесса, установленные законом:

• на подачу заявлений о сложении или уменьшении штрафа, наложенного судом или судьей, – 10 дней;

• о вынесении дополнительного решения – до вступления решения суда в законную силу;

• для подачи замечаний на протокол судебного заседания – 5 дней;

• на подачу заявлений (жалобы) в суд в связи с нарушением избирательного законодательства, законодательства о референдуме или избирательных прав и права на участие в референдуме заявителя – 3 месяца со дня, когда заявителю стало известно о таких нарушениях;

• на подачу апелляционных и кассационных жалоб и принесение протестов на решение суда – 10 дней;

• на подачу заявления о пересмотре дела по, вновь открывшимся обстоятельствам – 3 месяца и др.

Сроки для участников процесса, устанавливаемые судом (при отсутствии указаний на эти сроки в законе).

• отсрочить или рассрочить уплату сторонами судебных расходов;

• назначить определенный срок для исполнения решений;

• назначить срок отложения разбирательства, дела;

• отсрочить или рассрочить исполнение решения и др.

4. Сроки для лиц, не являющихся участниками процесса, но обязанных выполнять предписания суда или судьи, могут быть как предусмотрены законом, так и устанавливаться судом, если закон их не регламентирует.

Например, для граждан, оштрафованных судом в судебном заседании, срок для подачи заявления о сложении или уменьшении штрафа установлен законом – 10 дней. А для лиц, у которых находится требуемое по делу вещественное доказательство, срок для его представления в судебное заседание или для извещения о невозможности это сделать устанавливает суд.

5. Истечение срока, установленного законом или судом (судьей), означает утрату права на совершение соответствующего процессуального действия.

Жалобы и документы, поданные по истечении срока, остаются без рассмотрения. Однако с лица, пропустившего срок выполнения действий, которые оно должно было совершить, не снимается обязанность их совершения. Пропуск срока в данном случае служит основанием для применения к этому лицу, как правило, таких процессуальных санкций, как штраф и принудительный привод.

Читайте также:
Расстройство сознания: что это такое, описание и особенности

Статья 6.1. Разумный срок судопроизводства и разумный срок исполнения судебного постановления

1. Судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.

2. Разбирательство дел в судах осуществляется в сроки, установленные настоящим Кодексом. Продление этих сроков допустимо в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом, но судопроизводство должно осуществляться в разумный срок.

3. При определении разумного срока судебного разбирательства, который включает в себя период со дня поступления искового заявления или заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного постановления по делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников гражданского процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, и общая продолжительность судопроизводства по делу.

4. Обстоятельства, связанные с организацией работы суда, в том числе с заменой судьи, а также рассмотрение дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумного срока судопроизводства по делу.

5. Правила определения разумного срока судопроизводства по делу, предусмотренные частями третьей и четвертой настоящей статьи, применяются также при определении разумного срока исполнения судебных актов.

6. В случае если после принятия искового заявления или заявления к производству дело длительное время не рассматривалось и судебный процесс затягивался, заинтересованные лица вправе обратиться к председателю суда с заявлением об ускорении рассмотрения дела.

7. Заявление об ускорении рассмотрения дела рассматривается председателем суда в пятидневный срок со дня поступления заявления в суд. По результатам рассмотрения заявления председатель суда выносит мотивированное определение, в котором может быть установлен срок проведения судебного заседания по делу и (или) могут быть указаны действия, которые следует осуществить для ускорения судебного

Статья 154. Сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел

1. Гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, если иные сроки рассмотрения и разрешения дел не установлены настоящим Кодексом, а мировым судьей до истечения месяца со дня принятия заявления к производству.

2. Дела о восстановлении на работе, о взыскании алиментов рассматриваются и разрешаются до истечения месяца.

3. Федеральными законами могут устанавливаться сокращенные сроки рассмотрения и разрешения отдельных категорий гражданских дел.

Статья 244.8 ГПК РФ.Особенности рассмотрения заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок

1. Суд рассматривает заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок единолично в судебном заседании по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными настоящей главой, и в соответствии с Федеральным законом “О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок”. Заявитель, орган, организация или должностное лицо, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, и другие заинтересованные лица извещаются о месте и времени судебного заседания.

2. При рассмотрении заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного постановления в разумный срок суд устанавливает факт нарушения права заявителя на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок исходя из доводов, изложенных в заявлении, содержания принятых по делу судебных постановлений, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств:

1) правовая и фактическая сложность дела;

2) поведение заявителя и других участников гражданского процесса;

3) достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела;

4) достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного постановления действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложены обязанности по исполнению судебного постановления;

5) общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного постановления.

3. При рассмотрении заявления о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок суд устанавливает факт нарушения права заявителя на уголовное судопроизводство в разумный срок исходя из доводов, изложенных в заявлении, содержания принятых по уголовному делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств:

1) правовая и фактическая сложность дела;

2) поведение заявителя и других участников уголовного процесса;

3) достаточность и эффективность действий суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания, органа дознания, дознавателя, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования или рассмотрения уголовного дела;

4) общая продолжительность уголовного судопроизводства.

4. При подготовке дела к судебному разбирательству судья определяет круг заинтересованных лиц, в том числе орган, организацию или должностное лицо, на которые возложены обязанности по исполнению судебного постановления, и устанавливает срок для представления такими лицами объяснений, возражений и (или) доводов относительно заявления о присуждении компенсации. Лица, привлеченные к участию в деле, обязаны представить объяснения, возражения и (или) доводы относительно заявления в срок, установленный судом. Непредставление или несвоевременное представление объяснений, возражений и (или) доводов является основанием для наложения судебного штрафа в порядке и в размере, которые установлены главой 8 настоящего Кодекса.

Арбитражный суд Приморского края

Процесс

Реквизиты для уплаты госпошлины

Банк Дальневосточное ГУ Банка России//УФК по Приморскому краю, г. Владивосток

Получатель УФК по Приморскому краю (МИФНС России № 14 по Приморскому краю)

Казначейский счет 03100643000000012000

Счет получателя (Единый казначейский счет) 40102810545370000012

ИНН 2540010720

КПП 254001001

БИК 010507002

ОКТМО 05701000

КБК 182 1 08 01000 01 1050 110 Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (государственная пошлина, уплачиваемая при обращении в суды) 182 1 08 01000 01 1060 110 Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (государственная пошлина, уплачиваемая на основании судебных актов по результатам рассмотрения дел по существу)

Подведомственность и подсудность споров арбитражному суду

Компетенция арбитражного суда

Компетенция арбитражных судов определена Федеральным конституционным законом от 28.08.1995 № 1-ФКЗ “Об арбитражных судах в Российской Федерации” и главой 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к которым относятся подведомственность и подсудность дел (споров).

Подведомственность дел в федеральной судебной системе – это разграничение компетенции между Конституционным судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Каждый суд вправе рассматривать и разрешать только те дела (споры), которые отнесены к его ведению законодательными и иными нормативными правовыми актами, т.е. действовать в пределах установленной компетенции.

Читайте также:
Каким документом подтвердить ответственность за похороны?

При определении подведомственности спора арбитражный суд, в первую очередь учитывает экономический характер такого спора, который возник в ходе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности между хозяйствующими субъектами.

Основным критерием определения подведомственности споров арбитражному суду служит характер (предмет) возникших правоотношений (ч. 1 ст. 27 АПК РФ).

Субъектный состав предпринимательских и иных экономических правоотношений является вторым критерием, определяющим подведомственность споров арбитражному суду.

Так согласно ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием:

  • организаций, являющихся юридическими лицами;
  • граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее индивидуальный предприниматель). В случае если на дату обращения с иском в арбитражный суд индивидуальный предприниматель утратит статус индивидуального предпринимателя, то такой спор не будет подведомственен арбитражному суду;
  • в случаях предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Исходя из характера правоотношений и субъектного состава арбитражный суд рассматривает:

  • экономические споры и иные дела, возникшие из гражданских правоотношений;
  • экономические споры и другие дела, возникшие из административных и иных публичных правоотношений (налоговые иные финансовые, таможенные споры и т.п.). В соответствии со ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела:
    • Об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
    • Об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
    • Об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
      В соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.14, 7.24, 9.4, 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10 – 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, частями 1, 3 и 4 статьи 14.17, статьями 14.18, 14.23, 14.27, 14.31 – 14.33, 15.10, частью 2 статьи 17.14, частью 6 статьи 19.5, частями 1 и 2 статьи 19.19.
      Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании решений административных органов, принятых во внесудебном порядке, о привлечении к административной ответственности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП оспаривание решений по делу об административном правонарушении осуществляется в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
    • О взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
    • Другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
  • дела об установлении фактов имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Такие дела арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства (ст. 30 АПК РФ);
  • дела об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, а также о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 31 АПК РФ);
  • дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (ст. 32 АПК РФ);
  • статьей 33 АПК РФ установлена специальная (исключительная) подведомственность дел арбитражному суду.

Так в арбитражных судах подлежат рассмотрению дела независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. В том числе подлежат рассмотрению дела о несостоятельности (банкротстве), споры о создании, реорганизации и ликвидации (коммерческих) организаций, споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, споры между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающие из деятельности хозяйственных товариществ и обществ (за исключением трудовых споров – дела по трудовым спорам (ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации – далее ТК РФ) между акционером – физическим лицом и акционерным обществом, участником иного хозяйственного товарищества или общества и этим хозяйственным товариществом или обществом подведомственны судам общей юрисдикции), а также дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.

Дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности подлежат рассмотрению в арбитражных судах и в случае привлечения к участию в деле гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, в том числе автора распространенных (опубликованных) сведений.

При определении подведомственности корпоративных споров арбитражному суду необходимо учитывать такие критерии как:

  • характер спора, экономический;
  • спор связан с деятельностью юридического лица;
  • основание возникновения спорного правоотношения, участие в деятельности юридического лица;
  • организационно-правовая форма юридического лица;
  • предмет спора.

Применительно к арбитражной судебной системе под подсудностью понимают распределение между арбитражными судами дел, подведомственных арбитражным судам.

Для арбитражного процесса характерны два вида подсудности:

  • Родовая;
  • Территориальная.

Родовая подсудность разграничивает дела между арбитражными судами различного уровня. По общему правилу, установленному частью 1 статьи 34 АПК РФ дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее – арбитражные суды субъектов Российской Федерации), за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ.

Читайте также:
Сертификат золотой: что это такое, описание и особенности

Согласно части 2 статьи 34 АПК РФ Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает:

  • Дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • Дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • Экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

Территориальная подсудность разграничивает компетенцию арбитражных судов одного звена, т.е. между арбитражными судами субъектов Российской Федерации.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает несколько видов территориальной подсудности:

  • Общая территориальная подсудность – в соответствии с правилами общей территориальной подсудности иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст. 35 АПК РФ).
    Согласно пункту 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах не указано иное. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
    Местом жительства согласно пункту 1 статьи 20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
  • Альтернативная подсудность – правила подсудности по выбору истца установлены статьей 36 АПК РФ.
    Так иск к ответчику, место нахождения или место жительства которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения его имущества либо по его последнему известному месту нахождения или месту жительства в Российской Федерации.
    Иск к ответчикам, находящимся или проживающим на территориях разных субъектов РФ, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства одного из ответчиков.
    Иск к ответчику, находящемуся или проживающему на территории иностранного государства, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения на территории Российской Федерации имущества ответчика.
    Иск, вытекающий из договора, в котором указано место его исполнения, может быть предъявлен также в арбитражный суд по месту исполнения договора.
    Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства.
    Иски о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасание на море могут предъявляться в арбитражный суд по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна ответчика либо по месту причинения убытков.
  • Договорная подсудность – по правилам договорной подсудности (ст. 37 АПК РФ) общая территориальная и альтернативная подсудность, установленная статьями 35 и 36 АПК РФ, могут быть изменены по соглашению сторон до принятия арбитражным судом заявления к своему производству.
  • Исключительная подсудность – по правилам исключительной подсудности, установленной статьей 38 АПК РФ, дело должно быть рассмотрено строго определенным арбитражным судом.
    Так иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества.
    Иски о правах на морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты предъявляются в арбитражный суд по месту их государственной регистрации.
    Иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе в случае, если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика.
    Заявление о признании должника банкротом подается в арбитражный суд по месту нахождения должника.
    Заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя, за исключением заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав на недвижимое имущество, которое подается в суд по месту нахождения недвижимого имущества.
    Заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.
    Заявления по спорам между российскими организациями, осуществляющими деятельность или имеющими имущество на территории иностранного государства, подаются в арбитражный суд по месту государственной регистрации на территории Российской Федерации организации – ответчика.
    Заявления по спорам между российскими организациями, осуществляющими деятельность или имеющими имущество на территории иностранного государства и не имеющими государственной регистрации на территории Российской Федерации, подаются в Арбитражный суд Московской области.
    Заявления об оспаривании решения третейского суда и о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подаются в арбитражный суд субъекта Российской Федерации, на территории которого принято решение третейского суда.
    Заявление о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений подается стороной, в пользу которой состоялось решение иностранного суда, в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства должника либо, если место нахождения или место жительства должника неизвестно, по месту нахождения имущества должника.
  • Подсудность по связи дел характеризуется тем, что независимо от территориальной принадлежности спор подлежит разбирательству в арбитражном суде, где рассматривается другое дело, с которым связан спор. Например, встречный иск независимо от его подсудности предъявляется по месту рассмотрения первоначального иска (ч. 10 ст. 38 АПК РФ). Исковое заявление третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, согласно статье 50 АПК РФ должно быть заявлено в арбитражный суд, рассматривающий спор.
    Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность передачи дела из одного арбитражного суда в другой арбитражный суд (ст. 39 АПК РФ).
    Так дело, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому арбитражному суду.
    Арбитражный суд передает дело на рассмотрение другого арбитражного суда того же уровня в случае, если:
    • Ответчик, место нахождения или место жительства которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в арбитражный суд по месту его нахождения или месту жительства;
    • Обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств;
    • при рассмотрении дела в суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;
    • Одной из сторон в споре является тот же арбитражный суд;
    • После отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам невозможно сформировать состав суда для рассмотрения данного дела.

    О передаче дела на рассмотрение другого арбитражного суда выносится определение. Дело с определением направляется в соответствующий арбитражный суд в пятидневный срок со дня его вынесения. Споры о подсудности между арбитражными судами в Российской Федерации не допускаются.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 129 АПК РФ арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления к производству установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду.

«Двойные стандарты» территориальной подсудности

В 1979 г. на экраны вышел фильм канадского режиссера Нормана Джуисона «Правосудие для всех». Суть картины заключалась в соблюдении священного принципа правосудия, за что отчаянно сражался адвокат-идеалист в исполнении Аль Пачино.

Правосудия заслуживают все – независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также процессуальных статусов.

Закон предоставил следственным органам возможность обращаться в суды по месту проведения предварительного расследования, по месту задержания подозреваемого, по месту содержания обвиняемого или по месту нахождения имущества. При этом стороне защиты право выбора подсудности не предоставляется, и от незаконных действий (бездействия) или решений, способных причинить ущерб конституционным правам и свободам, приходится обращаться только в определенные суды, которые не всегда одинаково благоволят процессуальным сторонам.

Судебной практикой определено, что по ходатайству стороны обвинения судебное производство в отношении влиятельных обвиняемых может быть перенесено в суд другого субъекта Федерации. При этом практика по аналогичным просьбам со стороны защиты еще не сформирована.

В связи с этим хотим поделиться опытом отстаивания права защиты на беспристрастный суд путем изменения территориальной подсудности на стадии предварительного расследования.

История вопроса

В конце 2018 г. юридическое сообщество с интересом следило за тем, как по просьбе прокуратуры обвиняемый может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Так, по делу экс-мэра г. Владивостока Игоря Пушкарева прокуратура обратилась в Верховный Суд РФ с ходатайством, в котором выразила недоверие к судам данного региона. ВС РФ посчитал ходатайство обоснованным и перенес судебное разбирательство в г. Москву. Действия высшего судебного органа в целом одобрил Конституционный Суд РФ, за исключением двоих судей, высказавших особое мнение.

Можно долго рассуждать о незаконности изменения территориальной подсудности, неопределенности критериев выбора беспристрастного суда и пренебрежении принципом компетентности и добросовестности судей, а также о предоставлении правоохранительным органам права ставить под сомнение объективность всех судей субъекта РФ. Однако сложно не согласиться с ВС РФ, который открыто признал существование проблемы зависимости судей.

«Дело Юрина»

Пока КС РФ рассматривал созданный прецедент, ГСУ СКР было возбуждено уголовное дело в отношении вице-мэра г. Сочи Сергея Юрина, в рамках которого он и еще 6 фигурантов, среди них два адвоката, были задержаны и по решению Басманного суда г. Москвы заключены под стражу.

Затем тот же суд разрешил производство обысков в адвокатских учреждениях, узаконил обыски, проведенные в жилищах всех фигурантов дела, арестовал все принадлежащее им имущество, включая детские пособия, и неоднократно продлевал сроки стражи.

При этом конституционные права фигурантов дела не просто игнорировались – порой складывалось ощущение, что заседания в Басманном суде переносили участников в Средневековье, во времена «разыскного процесса», существенными чертами которого являлось отсутствие прав у обвиняемых, когда процесс лишь формально распадался на розыск, следствие и суд, а по сути судья выступал в качестве следователя и противопоставлялся лицам, бывшим объектом розыска.

Правовой цинизм и количество нарушений зашкаливали: бесконечные флеш-решения, установление причастности к преступлению, вмененному в результате технической ошибки, нарушение тайны совещательной комнаты, подделка контрольно-судебных материалов, изменение текста решения после его оглашения и т.д. (подробнее см. новость «АГ» от 26 февраля). Венцом нуллификации прав стали пытки, жестокое, бесчеловечное и унижающее человеческое достоинство обращение с обвиняемыми.

На данные действия судейское сообщество больше не могло закрывать глаза, и председатели Мосгорсуда Ольга Егорова и Басманного суда Ирина Вырышева потребовали привлечь к ответственности судью Басманного суда Евгению Николаеву, с чем не могла не согласиться Квалификационная коллегия судей (см. новость от 30 апреля).

Хотя не все представители судейского сообщества отреагировали одинаково. К примеру, председатель Совета судей Виктор Момотов высказал мнение о необходимости ввести ответственность за «скандализацию правосудия».

Отвод судейскому составу

К тому времени по делу был собран набор оснований, дающих право заявить отвод всему судейскому составу Басманного суда, что в итоге и было сделано.

Казалось бы, в ч. 3 ст. 65 УПК РФ однозначно закреплено, что отвод, заявленный нескольким судьям или всему составу суда, разрешается тем же судом в полном составе большинством голосов. Однако Басманный суд не стал рассматривать заявление, и председатель вернула его с указанием, что по одной из жалоб защиты назначено заседание, в ходе которого будет предоставлено право заявить отвод председательствующему.

Сложно сказать, что может означать такое решение – сращивание ветвей власти или банальное нежелание признавать очевидное, а возможно, понимание того, что заявляемые в каждом судебном заседании по делу отводы всегда отклоняются по формальным причинам.

Основания для изменения подсудности

Проверяя законность изменения территориальной подсудности по делу Игоря Пушкарева, КС РФ в Постановлении от 9 ноября 2018 г. № 39-П особо подчеркнул «возможность манипулирования общественным мнением, в том числе через подконтрольные средства массовой информации, с целью породить недоверие в отношении легитимности будущего судебного решения ˂…˃ даже при отсутствии для этого каких-либо оснований». То есть при существовании даже мнимой возможности воздействия на общественное мнение посредством СМИ беспристрастность суда должна подвергаться сомнению.

По делу Сергея Юрина такое воздействие на суд, безусловно, было оказано. На заседание по рассмотрению ходатайства СК об избрании меры пресечения правоохранительные органы пригласили СМИ, которые распространили исключительно негативную в отношении обвиняемого информацию по делу, умолчав о существенных аргументах стороны защиты и создав вице-мэру образ виновного в совершении инкриминируемых ему деяний.

Более того, «РГ», учредителем которой является Правительство РФ, также опубликовала только версию следствия: «В Сочи раскрыли коррупционную схему, на которой наживались чиновники». Аналогичная по содержанию информация была размещена и на сайте СКР: «…в мэрии Сочи действовало организованное преступное сообщество».

Таким образом, правоохранительные органы сделали все возможное, чтобы посредством СМИ повлиять на решение Басманного суда в отношении нашего доверителя.

Подчеркнем, что изменение территориальной подсудности связано с делами в отношении лиц, имеющих определенный авторитет, что способно повлиять на объективную позицию судей. В связи с этим авторитет СКР как участника уголовного судопроизводства и его влияние на суд сложно переоценить.

В недавнем интервью профессор кафедры судебной власти факультета права НИУ ВШЭ, федеральный судья в отставке Сергей Пашин отметил: «Я считаю, что самая тяжкая коррупция связана не с деньгами этих несчастных людей, а с вмешательством власти в правосудие. Вот это действительно коррупция. Когда судья боится оправдать, потому что не хочет ссориться со Следственным комитетом или ФСБ. Когда председатель суда распределяет дела, понимая, кому какое дать, или намекает, как дело решить. Вот это действительно коррупция».

К примеру, проверяя жалобу в интересах Юрина, судья Басманного суда Юлия Сафина вынесла и огласила решение в пользу правоохранительных органов, однако на руки стороне защиты его не дала. Не передать словами всю гамму эмоций, которую испытали участники апелляционного разбирательства в Мосгорсуде, когда выяснилось, что после оглашения текст решения был изменен. Эмоции были подкреплены заключением специалиста в области исследования продуктов речевой деятельности и письменной речи, проведенным по аудиозаписи заседания и тексту судебного акта.

В ответ на обращение по данному факту следователь, руководящий расследованием по делу Юрина, чьи действия судья признала законными, сообщил об отсутствии в действиях судьи нарушений уголовного законодательства. К чести руководства Басманного суда стоит отметить, что от последнего разбирательства по очередной жалобе судью Сафину все же отвели.

Отказ в передаче ходатайства в Мосгорсуд

Учитывая оказанное на суд воздействие, авторитет ГСУ СКР, а также пул грубейших нарушений закона в пользу правоохранительных органов и иные «экстраординарные обстоятельства», в целях обеспечения гарантий справедливого правосудия защита обратилась в ВС РФ с просьбой изменить территориальную подсудность при рассмотрении ходатайств об ограничении конституционных прав подсудимого и жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ.

Судья ВС РФ Юрий Ситников в письме от 6 декабря 2018 г. № УГ 18-3082 разъяснил: «С учетом требований уголовно-процессуального закона принятие судебных решений в рамках досудебного производства, в том числе рассмотрение жалоб на действия (бездействие) и решения должностных органов предварительного расследования, осуществляется Басманным районным судом г. Москвы. Согласно ч. 3 ст. 35 УПК РФ вопрос об изменении территориальной подсудности уголовного дела разрешается судьей вышестоящего суда. Вышестоящим судом для Басманного районного суда г. Москвы является Московский городской суд».

Казалось бы, что может быть проще, чем по правилам ст. 35 УПК РФ через Басманный суд заявить ходатайство в Мосгорсуд? Однако на деле все оказалось сложнее, и в установленный срок заседание назначено не было. Более того, ходатайство попросту потерялось. Потребовалось несколько месяцев, чтобы путем обращения к председателям ВС РФ и Московского городского суда добиться хоть какой-то информации. Выяснилось, что судья Басманного суда Артур Карпов самостоятельно рассмотрел заявленное в Мосгорсуд ходатайство и отказал в его принятии, а затем списал в архив.

С правовой точки зрения комментировать данное решение сложно, но отметим, что Мосгорсуд с ним согласился. Кроме того, при очередном продлении обвиняемому срока стражи судье Карпову был заявлен отвод, одним из доводов которого явился, думается, очевидно незаконный отказ в передаче ходатайства в Мосгорсуд. Председательствующий долго не мог поверить, что именно он принял такое нелогичное решение, а затем согласился с судьей ВС РФ, но отвод все же удовлетворять не стал.

Сторона защиты решила использовать еще одну возможность и заявила ходатайство напрямую в Мосгорсуд. Однако заместитель председателя Мосгорсуда Дмитрий Фомин высказал отличную от ВС РФ позицию и заключил: «Изменение территориальной подсудности уголовного дела в стадии предварительного расследования при рассмотрении ходатайств, связанных с ограничениями конституционных прав, и жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ не предусмотрено».

Возникает закономерный вопрос: чем принципиально отличается сущность правосудия при рассмотрении уголовного дела по существу и при рассмотрении жалоб на причинение ущерба конституционным правам на стадии предварительного расследования, а также ходатайств следствия в суд с целью ограничения указанных прав?

Изменение подсудности на стадии предварительного расследования

Оставалось только гадать, почему руководство Мосгорсуда проявило заинтересованность по делу в отношении вице-мэра Сочи, но буквально несколько дней спустя беспристрастность всех судей Мосгорсуда была поставлена под сомнение, и именно на стадии предварительного расследования территориальная подсудность была изменена.

Так, по делу Кантемира Карамзина ВС РФ изменил территориальную подсудность на стадии предварительного расследования с Мосгорсуда на Мособлсуд при рассмотрении апелляционного представления прокуратуры на удовлетворенную Черемушкинским судом жалобу в порядке ст. 125 УПК РФ.

Сыгравший главную роль в картине «Правосудие для всех» Аль Пачино как-то сказал: «Первое правило – не сдаваться! Второе правило – помнить о первом правиле!» Следуя данному совету и учитывая зародившийся судебный прецедент по делу Карамзина, у нас, надеемся, есть все шансы на удовлетворение кассационной жалобы и создание полезного для защиты прецедента – весы Фемиды должны вернуться в равновесие.

Как выбрать суд для подачи иска

И найти его адрес

В России более 10 000 судов, включая 4 судебные инстанции, 2 судебные системы, 3 вида судов первой инстанции, специализированный суд по интеллектуальным правам, Верховный суд и Конституционный суд.

Каждый суд специализируется на чем-то своем или закреплен за определенной территорией. И только один из этих судов подходит для вашего дела.

Чтобы найти нужный суд, ответьте на 6 вопросов.

В России две системы судов: суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Чтобы определить, в какой суд обращаться, сначала нужно понять, кто стороны спора.

Суды общей юрисдикции рассматривают споры между физическими лицами. Так на языке юриспруденции называются люди, которые не занимаются предпринимательством.

В арбитражных судах судятся организации и индивидуальные предприниматели по экономическим спорам.

Если хотя бы одна из сторон — физическое лицо, дело должно рассматриваться в суде общей юрисдикции. Исключение — банкротство физического лица. Банкротные дела всегда рассматриваются арбитражными судами.

Если человек, несмотря на то что у него есть ИП , судится не как предприниматель, а, например, как потребитель, дело тоже должно слушаться в суде общей юрисдикции. Но если ИП судится с юридическим лицом или другим ИП , это уже компетенция арбитражного суда.

Например, предприниматель Петров В. П. не вернул два кредита: один — на развитие бизнеса, другой — потребительский на покупку нового телевизора. В первом случае банк подаст на него иск в арбитражный суд, а во втором — в суд общей юрисдикции.

Еще суды общей юрисдикции рассматривают административные дела. Административные иски направлены на обжалование действий или бездействия государственных органов и их должностных лиц. То есть если ответчик по иску — какая-нибудь районная администрация или налоговая, обращаться нужно в суд общей юрисдикции, но уже с административным иском и в соответствии со специальным кодексом административного судопроизводства.

Мужчина посчитал, что пристав нарушил его права тем, что не разморозил его счета, хотя долг по штрафу за неправильную парковку он давно погасил — перечислил деньги на счет службы судебных приставов. Жалобы начальству не помогли. Поэтому он решил обратиться в суд с административным иском.

Если спор связан с предпринимательством или банкротством, все просто: нужно идти в арбитражный суд. Со спорами между обычными физическими лицами сложнее.

При обращении в суд общей юрисдикции важно запомнить разницу между мировыми судьями и районными судами, потому что они рассматривают самые частые споры между физическими лицами.

Мировые судьи рассматривают дела:

  1. О выдаче судебного приказа.
  2. По имущественным спорам, если цена иска не превышает 50 000 Р . А если это спор с участием потребителя — 100 000 Р .
  3. Об определении порядка пользования имуществом.
  4. О разделе совместно нажитого имущества супругов — опять же если цена иска не превышает 50 000 Р .
  5. О расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях.

Мировые судьи никогда не слушают дела о наследовании имущества и дела, связанные с интеллектуальной собственностью. Сложные семейные дела об оспаривании и установлении отцовства, о лишении или ограничении родительских прав и об усыновлении или удочерении тоже не в их компетенции. Иски по таким делам и все остальные иски в системе общей юрисдикции рассматривают районные суды.

Иногда нужно обращаться сразу в суд уровня субъекта федерации, например в Верховный суд Республики Крым или в Московский городской суд. Но это бывает крайне редко. Эти суды в качестве первой инстанции рассматривают дела, связанные, например, с государственной тайной или с исполнением иностранных судебных решений.

Московский городской суд еще рассматривает дела по защите авторских прав и блокировке сайтов.

После того как вы определите тип суда, нужно понять, где территориально должно рассматриваться дело. В каждом субъекте РФ есть суды, которые равны в своей компетенции по первой инстанции.

В Москве 438 судебных участков мировых судей и 35 районных судов. Для того чтобы распределить между ними дела, за каждым судом закрепляется определенная территория. Например, если ответчик живет в Бибиреве на Алтуфьевском шоссе, рассматривать спор будет Бутырский районный суд.

По общему правилу иск предъявляется в суд по месту нахождения ответчика. К физическому лицу — по месту его постоянного или преимущественного проживания, к организации — по месту ее юридического адреса.

Адрес физического лица можно попробовать узнать через органы ФМС , а юрлица — при помощи выписки из ЕГРЮЛ с сайта налоговой.

Но есть исключения из общего правила о подсудности. Одно из них — договорная подсудность.

До принятия дела к производству стороны могут сами выбрать, в каком суде будет рассмотрен спор. Обычно это делается в тексте договора или оформляется в виде отдельного соглашения. Это и называется договорной подсудностью.

Если в договоре установлен конкретный суд, все споры между сторонами будет решать именно он.

Стороны вправе определить договорную подсудность, указав либо наименование конкретного суда, либо установив, что спор подлежит рассмотрению в суде по месту нахождения какой-либо из сторон.

Часто продавцы, банки и страховые компании навязывают потребителям условие о рассмотрении споров в удобном для них суде. Например, телевизор продается в Москве, а судиться по поводу нарушения прав потребителей якобы нужно в Нижневартовске. Такое условие может быть написано мелким шрифтом в договоре. Но потребитель вправе оспорить такое условие и проигнорировать его. Это указано в п. 26 постановления Пленума Верховного суда № 17 от 28.06.2012.

Еще одно исключение из территориальной подсудности — альтернативная подсудность.

В законе закреплены случаи, когда истец сам может выбирать подсудность. Отсюда и название — альтернативная подсудность, то есть у истца есть право выбора из нескольких вариантов.

Так, иск к ответчику, чье место жительства неизвестно, можно подать в суд по месту нахождения его имущества или по последнему известному месту жительства.

Если ответчик — организация, у которой есть филиалы или представительства, иск можно подать в суд по месту нахождения одного из филиалов или представительств этой организации.

Иски из договоров могут быть предъявлены в суд по месту исполнения такого договора, а иски о восстановлении трудовых прав можно предъявить в суд по месту жительства истца.

Также истец может сам выбрать суд, если ответчики проживают в разных местах.

Смирнов В. И. прописан в Пензе, но живет и работает в Москве на Дмитровской. Из-за ужасного старого монитора на работе у него резко ухудшилось зрение, об этом есть справка. Смирнов В. И. может обратиться с иском о возмещении вреда к работодателю в Тимирязевский районный суд Москвы или в районный суд Пензы.

В выборе суда есть и исключения из исключений, когда закон не предоставляет возможность выбора вообще. Такие случаи называются исключительной подсудностью, нарушать которую нельзя. Дело обязательно должен рассматривать суд, прописанный в законе, независимо от того, что указано в договоре или где находится ответчик.

Например, иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в суд по месту нахождения этого имущества. Иски кредиторов наследодателя до принятия наследства рассматривает суд по месту открытия наследства.

Встречные иски, когда, например, вы идете в суд, чтобы взыскать задолженность за поставленный товар, а к вам в ответ предъявляют иск о том, что вы поставили товар не полностью, подаются в суд по месту рассмотрения первоначального иска.

Корпоративные споры рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения юридического лица.

Административные иски о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке подаются в суд по месту жительства гражданина.

После того как вы ответили на предыдущие пять вопросов, остается понять, в какой все-таки суд идти. Как он называется и какой у него адрес.

Если ваш иск не подпадает под исключительную или альтернативную подсудность и в договоре не был выбран конкретный суд, предъявлять иск нужно по общему правилу — по месту жительства или месту нахождения ответчика.

С арбитражными судами все просто: один суд рассматривает споры на территории одного субъекта РФ или города федерального значения.

Например, если ответчик зарегистрирован в Москве, то иск надо подавать в Арбитражный суд города Москвы. Но если это спор по поводу недвижимого имущества, которое находится в Воронеже, это уже исключительный случай и иск подается в Арбитражный суд Воронежской области.

С судами общей юрисдикции немного сложнее. В каждом крупном городе может быть несколько районных судов и еще больше мировых. Поэтому проще всего воспользоваться официальным порталом ГАС «Правосудие» и найти нужный суд там.

Ошибка в определении подходящего суда будет стоить вам времени и денег — суд не будет рассматривать ваше исковое заявление.

Это не означает, что вы не сможете подать новый иск в правильный суд, но это отнимет у вас дополнительное время и деньги. Снова придется распечатывать документы, направлять их ответчику, оплачивать госпошлину. Поэтому важно правильно выбрать суд, в который нужно обратиться.

Запомнить

Чтобы понять, в какой именно суд обращаться с иском, нужно ответить на вопросы:

  1. Кто стороны спора? Если истец или ответчик участвует в споре не как участник предпринимательской деятельности, обращаться нужно в суд общей юрисдикции. Если оба из них предприниматели или юрлица — в арбитражный суд.
  2. Не подпадает ли требование под компетенцию мирового судьи? Если нет, нужно идти в районный суд.
  3. Нет ли в договоре пункта о суде, рассматривающем дело? Если суд определен сторонами, то именно он должен рассматривать дело.
  4. Не применяются ли к требованию правила альтернативной подсудности? Если применяются, нужно выбрать наиболее удобный суд.
  5. Не применяются ли к требованию правила исключительной подсудности? Если применяются, обращаться нужно в суд, определенный законом.
  6. Если нет, подавать иск нужно по месту жительства физического лица или месту нахождения организации.
  7. Как называется нужный суд и какой у него адрес? Ответ на этот вопрос поможет найти официальный портал ГАС «Правосудие».

Статья 32 УПК РФ. Территориальная подсудность уголовного дела

1. Уголовное дело подлежит рассмотрению в суде по месту совершения преступления, за исключением случаев, предусмотренных частями четвертой и пятой настоящей статьи, а также статьей 35 настоящего Кодекса.

2. Если преступление было начато в месте, на которое распространяется юрисдикция одного суда, а окончено в месте, на которое распространяется юрисдикция другого суда, то данное уголовное дело подсудно суду по месту окончания преступления.

3. Если преступления совершены в разных местах, то уголовное дело рассматривается судом, юрисдикция которого распространяется на то место, где совершено большинство расследованных по данному уголовному делу преступлений или совершено наиболее тяжкое из них.

4. Если преступление совершено вне пределов Российской Федерации и предварительное расследование уголовного дела осуществлялось на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 459 настоящего Кодекса по основаниям, предусмотренным статьей 12 Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовное дело рассматривается судом, юрисдикция которого распространяется на место жительства или место пребывания потерпевшего в Российской Федерации либо на место жительства или место пребывания обвиняемого в Российской Федерации, если потерпевший проживает или пребывает вне пределов Российской Федерации.

5. Уголовное дело частного обвинения или заявление потерпевшего о преступлении, совершенном гражданином Российской Федерации в отношении гражданина Российской Федерации вне пределов Российской Федерации, подлежит рассмотрению мировым судьей, чья юрисдикция распространяется на территорию, на которой проживает потерпевший или обвиняемый.

6. Вопрос об изменении территориальной подсудности уголовных дел, указанных в частях четвертой и пятой настоящей статьи, разрешается в порядке, установленном статьей 35 настоящего Кодекса.

Комментарии к ст. 32 УПК РФ

1. Уголовное дело подлежит рассмотрению районным судом, если преступление совершено на территории обслуживаемого им административного района (города); краевым, областным судом – на территории края, области.

2. Верховным судом республики, судом автономной области – на их территории. Причем район деятельности краевого суда не включает территорию входящей в него автономной области, а район деятельности областного суда – территорию автономного округа, входящего в состав области.

3. В военных судах правила территориальной подсудности действуют с учетом правил персональной подсудности и особенностей организации военных округов и флотов. Основным признаком определения подсудности является принадлежность обвиняемого к воинской части, которая находится в сфере компетенции соответствующего военного суда. Так, флотскому военному суду подсудны дела о преступлениях военнослужащих данного флота, гарнизонному военному суду – военнослужащих частей этого гарнизона, а также находившихся на территории гарнизона в отпуске, в командировке в момент совершения преступления .

См.: Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР. 1997. С. 74.

4. Тот факт, что обвинительное заключение составлено в Генеральной прокуратуре РФ, то есть в районе юрисдикции одного из территориальных судов г. Москвы, не дает оснований для рассмотрения уголовного дела именно этим судом, если преступление совершено в районе деятельности другого суда .

См.: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 1999 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 1.

5. Окончательное решение о том, какой суд будет рассматривать уголовное дело по первой инстанции, принимает судья, разрешающий вопрос о назначении судебного заседания. Однако делать он это вправе, как верно заметил С. Семенов, лишь в рамках ч. 3 коммент. ст. Если дело направлено в суд с соблюдением правил, указанных в этой статье закона, судья не вправе направлять его в другой суд “по подсудности”. Иначе говоря, когда в суд поступило дело по признаку совершения большинства расследованных по данному уголовному делу преступлений на территории обслуживания суда, судья не вправе передать его в суд по месту совершения наиболее тяжкого преступления. В ином случае будет иметь место спор о подсудности, что в силу ст. 36 УПК недопустимо .

См.: Семенов С. Роль прокурора в определении подсудности уголовного дела // Законность. 2006. N 4.

6. При решении вопроса о территориальной подсудности уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. 188 УК, судам следует исходить из общего положения, предусмотренного ч. ч. 1 и 2 коммент. ст. .

См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6 “О судебной практике по делам о контрабанде” // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 8.

7. Местом совершения преступлений, предусмотренных ст. ст. 328, 337, 338 и 339 УК, следует считать место их окончания, в частности место задержания лица или явки его с повинной .

См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 г. N 3 “О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы” // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 6.

8. О понятии “более тяжкое преступление” см. комментарий к ст. 360 УПК.

9. См. также содержание и комментарий к ст. 36 УПК.

Что такое монархия — конституционная, абсолютная, сословная, парламентская и другие виды (примеры всех стран-монархий)

«Даже на самом высоком из земных престолов сидим мы на своем заду».

Мишель де Монтень, французский философ эпохи Возрождения.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Россия – в прошлом монархическая держава, и идеи монархизма о том, что нашей стране необходим «царь-батюшка», что это заложено в менталитете, довольно уверенно высказываются по сей день.

Монархия – это древняя форма государственного устройства, сохраняющаяся сегодня в различных интерпретациях в 44 странах мира.

ХХ век серьезно подорвал положение монархического режима (самая популярная форма правления сейчас — это демократия), но все же эта форма власти так и не была стерта с политической карты мира.

Раскрывая понятие монархии, мы постараемся ответить на следующие вопросы:

  1. Откуда взялись первые монархи?
  2. Что такое монархия и какие ее виды известны?
  3. Каким образом монархия уживается с демократическими принципами?
  4. Как монархизм продолжает свое существование в российском сознании?

Монархия — это древнейшая форма правления

Сам термин происходит от латинского слова monarchia, которое, в свою очередь, произошло от древнегреческого μοναρχία, что в переводе означает «единовластие» (слово μόνος — это «одиночный, единый», а слово ἀρχή — это «власть, господство»). Собственно, после этого можно даже не давать определение этому режиму правления, хотя лишним не будет.

Монархия — это государство, главой которого является монарх. Власть монарх может быть неограниченной (абсолютная монархия) либо ограниченной (конституционная).

Определений может быть много и, чтобы было понятнее, приведу еще одно:

Человек с древнейших времен выстраивал иерархию в своей группе. Отец в семье, вождь в племени – еще в родовых объединениях зарождаются прообразы будущих монархов.

Изначально такие главы родовых племен несли функции хранителя ритуальных и сакральных обрядов, они общались с потусторонним миром, и их власть сводилась к выполнению различных ограничений и запретов.

Например, японский император обязан был несколько утренних часов просиживать в неподвижной позе, чтобы привлечь в страну гармонию и мир, любое его движение могло спровоцировать войны, землетрясения, пожары и прочие катаклизмы.

Подобные сакральные требования к монархам частично сохранились, но, конечно, уже не в той мере, как это было в древности. От былого остался, пожалуй, жесткий протокол, которому подчинено общение простых смертных с коронованными особами.

По принципу наследования престола различают три вида монархий:

  1. Родовая. Самая древняя. Монархом становится только член авторитетного рода.
  2. Династическая. Самая распространенная. Престол переходит от отца к сыну, иногда от брата к брату. Интересно, что в Японии династия Микадо не прервалась ни разу за более чем тысячелетнюю историю существования.
  3. Выборная. Самая редкая. Связана с отсутствием добровольных претендентов на престол или династическими кризисами. В России в 1613 году в условиях такого кризиса Земским собором был избран новый царь из династии Романовых – Михаил Федорович.

Монархические режимы существовали на разных континентах, в очень разных странах, поэтому титулы монархов многочисленны: император (сегодня остался только японский император – его величество Акихито), король, царь, князь, герцог, султан, хан, эмир, шах, фараон и др.

Примерами стран, где до сих пор сохранились монархи могут служить: Великобритания, Норвегия, Дания, Швеция, Иордания, Марокко, Саудовская Аравия.

Виды монархий

Слово «монархия» пришло из древнегреческого языка (μοναρχία – единовластие). Так называют форму правления, при которой верховная власть полностью или с ограничениями принадлежит одному человеку – монарху.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в труде «Политика» относит монархию к одной из трех «правильных» политических форм правления. Извращением этого политического режима он называет тиранию.

Монархия по Аристотелю – это власть одного в интересах граждан, тирания – власть одного в собственных интересах.

Характерными признаками монархической формы правления можно условно назвать три составляющих:

  1. Единоличный пожизненный глава государства.
  2. Наследственный переход власти.
  3. Отсутствие у монарха юридической ответственности (что это?).

Но каждый из этих принципов может быть нарушен, в истории множество таких примеров.

Монархический режим, будучи древнейшей формой правления, имеет массу разновидностей, большинство из которых в настоящее время не существует.

Также имеется несколько способов их классификации. Например, по объёму ограничений накладываемых на монарха различают:

  1. Абсолютную монархию
  2. Конституционную (она делится еще на парламентскую и дуалистическую).
  3. Теократическую

Давайте все основные виды монархического правления рассмотрим отдельно.

Абсолютная монархия

На западе абсолютизм приходит на смену сословно-представительной монархии как форма усиления института государства, на востоке же этот вид государственного управления складывался в обход демократических проявлений, например, халиф в странах Аравийского полуострова единолично правил страной при помощи своих советников – шейхов.

Абсолютная монархия – это такой политический режим, при котором вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, единолично и без ограничений управляющего государством. Такой вид монархии бывает только наследственным.

Чем же отличается абсолютная монархия от сословной (о последней читайте ниже)?

Сословно-представительная монархия Абсолютная монархия
Монарх делит власть со специальным органом, состоящим из представителей определенных сословий (что это?). Единоличная власть монарха с опорой на армию и бюрократический аппарат (чиновников, назначенных по принципу преданности монарху).
Монарх не вправе принимать государственные решения без согласия представительного органа. На принимаемые монархом решения никто и ничто не влияет, хотя он может учитывать интересы определенных сословий.
Соблюдаются права граждан внутри своих сословий, монарх не может наказывать неугодных по своему усмотрению. Монарх может отправить в опалу любого неугодного без суда и следствия.

Конституционная (ограниченная) монархия

Абсолютная монархия склонна к перерождению в произвол и тиранию. Со временем пришло понимание, что абсолютную власть необходимо ограничивать, таким образом, в результате буржуазно-демократических революций на смену абсолютизму приходит конституционная монархия.

При таком государственном устройстве ограничения верховной власти монарха прописаны в конституции. Различают два вида ограниченной монархии:

    Дуалистическая. Несмотря на конституционные ограничения, монарх сохраняет обширные полномочия. Он не может принимать законы, но имеет право вето и право роспуска законодательного органа. Органы исполнительной власти формирует монарх.

Современные страны с дуалистической монархией – Монако, Люксембург, Кувейт, Лихтенштейн, Иордания, Марокко.

Парламентская. Монарх фактически выполняет представительские функции, власть сосредоточена у правительства и парламента. Такой вид монархии схож с парламентской республикой. Законодательная власть в таких государствах принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. Власть монарха ограничена во всех сферах. По сути, монарх является символом единства нации.

Примеры современных парламентарных монархий – Великобритания, Япония, Дания, Бельгия, Испания и проч.

Наиболее яркий и классический пример конституционного монархического правления – Англия. Почему же Англия стала называться конституционной парламентской монархией?

После революции и Гражданской войны в Англии в 1649 году был казнен король Карл I. Эти события повлекли за собой установление республики, которая продержалась до 1660 года.

Из-за смуты, начавшейся в 1658 году после смерти Кромвеля, лидера Английской революции, аристократия и дворянство приняли решение восстановить монархию Стюартов, и на престол взошел сын убитого Карла I — Карл II.

Но восстановленная монархия претерпела значительные изменения. Стюарты стремились восстановить абсолютизм власти, это привело к «Славной революции» 1688 года, когда династия Стюартов сменилась Виндзорами.

В 1689 году был принят знаменитый Биль о правах, утверждающий верховенство парламента в законодательной власти. После принятия Закона о престолонаследии в 1701 году, уточняющего особенности наследования короны и ограничения власти короля, в Англии окончательно сформировалась конституционная парламентская монархия.

Сословная и сословно-представительная монархия

Этот вид монархического устройства власти развился в сословных обществах, причем в зависимости от географии монарх мог принадлежать к разным сословиям.

На востоке цари относились ко второй касте воинов. В западных странах монарх, наоборот, стоял над сословиями. Это имело положительное действие, так как глава государства мог разруливать межсословные споры, находясь над конфликтующими сторонами.

Сословно-представительная монархия возникла с ростом государств. Так же, как прямая демократия становится невозможной в многонаселенном государстве, сословная монархия с увеличением населения и территорий вынуждена становиться представительной.

Власть короля сочеталась с участием представителей сословий в управлении государством, составлении законов.

Становление сословно-представительной монархии связывают с упадком феодального строя, по сути – это сословная монархия в сочетании с демократией и аристократией (по классификации Аристотеля).

Расцвет этой формы правления в Западной Европе приходится на XIII-XVI века. Первые представительные сословные органы – парламент Великобритании, созванный впервые в 1265 году, Генеральные штаты во Франции (первый созыв в 1302 году), Земский собор на Руси и др.

Теократическая и другие виды монархий

Патриархальная (традиционная) монархия

Монарх в традиционном обществе воспринимается как отец своих подданных. Эта древнейшая разновидность монархии берет истоки в патриархальной семье, которая состояла из нескольких поколений родственников по отцовской линии.

Сакральная монархия

Монарх играет роль жреца. Эта разновидность тесно связана с патриархальной монархией, так как зачастую глава патриархальной семьи одновременно был и жрецом, выполняющим сакральные функции.

Теократическая монархия

Отличается от сакральной тем, что жреческие функции заменяются духовными, религиозными. Монарх воспринимается как проводник Бога и законы, принимаемые им, соответствуют религиозным догмам (что это такое?). Гражданские законы являются частью религии, церковь поглощает государство, сливается с ним.

В эпоху Средневековья большинство европейских монархий были полностью или частично теократическими, так как подчинялись папе римскому.

Сегодня подобная разновидность государственного правления сохранилась в Ватикане (абсолютная теократическая выборная монархия) и Саудовской Аравии.

Деспотическая монархия

Деспот (от древнегреческого δεσπότης) – господин, повелитель. При деспотии монарх воспринимается как господин своих подданных. Такой вид монархии был распространен в государствах Древнего Востока и Африки. Складывался он в милитаризованных странах, где подданные считались войском своего монарха-военачальника.

В эпоху Просвещения в XVII-XVIII веках понятие деспотия приобрело негативный оттенок, так как использовался французскими просветителями (Монтескье, Дидро и др.) для критики абсолютной монархии.

Царизм в истории России и Третьеиюньская монархия

Монархия в России на протяжении практически всей своей истории была абсолютной, хотя в XVI-XVII веках еще присутствовали некоторые элементы сословно-представительных органов. Но они не имели реальных возможностей и юридических прав ограничивать самодержавие, хотя в кризисных ситуациях выходили на первый план.

Российскую монархию принято называть самодержавием – это название идет из Византии, так перевели византийский термин «автократия».

Первым самодержцем объявил себя Иван III, имея в виду свою автономию и независимость. Династия Рюриковичей сменилась династией Романовых, а при Петре I, провозгласившем создание Российской империи, русский царь стал называться императором.

Переход от абсолютной к ограниченной монархии произошел в России после революции 1905 года, когда власть императора была ограничена в Манифесте (что это такое?) от 17 октября.

В 1906 году была создана Государственная Дума, без одобрения которой не мог быть принят ни один закон. Такой курс на конституционную монархию продержался в России недолго. 3 июня 1907 года произошел переворот, Дума была распущена, члены ее социал-демократической фракции арестованы, избирательный закон 1905 года заменен на «бесстыжий», бесцеремонно продвигающий монархические интересы.

Так Николай II и П.А. Столыпин создали «третьеиюньскую монархию», которая пыталась восстановить абсолютизм самодержавной власти. Фактически Государственная дума продолжила свою работу, но практически она являлась «карманной», полностью отражавшей интересы правительства и монарха.

«Третьеиюньская монархия» стала предвестником краха самодержавия в России. Через 10 лет в результате революции монархический строй в стране сменился на советскую республику.

Любопытно, что Россия до сих пор не смогла до конца преодолеть своей исторической тяги к абсолютной монархии. Голоса сторонников монархизма звучат все сильнее, поговорка «Царь хороший, бояре плохие» не исчезла из сознания русского человека. Формально Россия — президентская республика, но российская политика имеет явные черты абсолютной монархии.

И не скажу, что это плохо. В эпоху перемен демократические режимы работают слишком медленно и не поспевают за быстро меняющейся обстановкой. А сейчас идет слом пятисотлетнего доминирования запада и темпы такие, что самым оптимальным является единоначалие. Демократия же хороша в спокойные времена, которые уж закончились и не понятно, когда еще наступят.

Страны-монархии

Как уже говорилось выше, в мире осталось 44 страны, где правят монархи. Визуально их можно увидеть на приведенной ниже карте.

Более детально посмотреть все страны с таким строем можно на приведенном ниже рисунке:

Обратите внимание, что страны разбиты по видам монархического режима, который в них установлен. По сути, у нас остались только представители конституционной (парламентской и дуалистической), абсолютной и теократических монархий. Последний вид, по сути, представлен лишь одним квазигосударством.

Автор статьи: Елена Румянцева

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Монархия — это изжившая себя форма правления. Хотя, некоторые ее черты можно проследить даже при демократичном режиме.

Как бы это ни прозвучало, но порой кажется, что и наша страна живёт под знаком монархии, хотя официально это, конечно, никто не признает. Ну а что? Сколько лет царёк наш правит?) Вот и думайте)

Ксения: что за страна у вас? Ближнее зарубежье? Восточные соседи? Тогда все понятно. Невозможно шагнуть из феодализма в демократию. Там как были баи, так и остались. Причем только такой вариант и будет эффективным (работать).

Вы поймите, умная моя. Почему Запад так агрессивно везде насаждает демократию? Чтобы было легче вмешиваться в управление государства и грабить. И плевать ему, что устои этого не приемлют.

А попробуйте манипулировать монархом. Вспомните Каддафи. Ливия была в шоколаде (почти коммунизм). Не смог Запад насадить там свою дерьмократию и пришлось уничтожить монарха и вместе с ним и все страну.

Хотите жить хорошо — никого не слушайте и ни на кого не смотрите. Из вне вам никто добра не желает. Желает только ограбить и пойти дальше.

Теократические монархии: основные характеристики. Примеры теократической монархии

Абсолютная теократическая монархия — это форма гражданского правления, при которой политика государства регулируется божественным промыслом, а точнее толкованием воли Бога согласно содержанию Священных Писаний той или иной религии.

Хотя во всем мире, за исключением мусульманского Востока, отмечается снижение числа верующих, на данный момент есть несколько стран с таким принципом правления.

На практике теократические монархии возглавляются лицами, которые рассматриваются как эмиссары Бога. При этом одной из главных характеристик этого вида правления является совмещение функций руководителя страны и религиозного института.

Теократические монархии в Европе

Как известно, на протяжении многих веков в большинстве стран Старого Света государственной религией было католичество.

В период Средневековья многие европейские монархии, по крайней мере в некоторой степени, были теократическими. Решения правителей в таких государствах нередко отклонялись, если Понтифик с ними не соглашался. Кроме того, религиозные лидеры давали королям и герцогам советы по вопросам не только религии, но и экономики и политики. Ситуация начала меняться, когда в некоторых государствах усилились позиции протестантства и других некатолических религий.

Ватикан

Когда рассматриваются примеры теократической монархии, чаще всего рассказывается о карликовом государстве, руководимом Святым Престолом и обладающим всеми характеристиками этой формы правления. Оно известно как Ватикан, и его сувереном является Папа Римский.

В соответствии с этой должностью, он осуществляет исполнительную, законодательную и судебную власть не только в государстве, но и во всей Римско-католической церкви. Кроме того, в Ватикане функционирует Римская курия — административная структура, члены которой назначаются непосредственно Папой. Она состоит из:

  • госсекретариата Святого Престола, состоящего из двух секций;
  • девяти конгрегаций, которые включают 4 комиссии;
  • секретариата по делам экономики Ватикана;
  • 3-х трибуналов;
  • 5-ти межведомственных комиссий;
  • 9-ти комиссий;
  • 12-ти папских советов.

Сам же Папа Римский после смерти предыдущего Понтифика избирается конклавом, который состоит только из кардиналов.

Теократической монархией является и Автономное монашеское государство Святой Горы, так как оно обладает всеми характеристиками такой формы правления. Устав Афона был утвержден Императором Иоанном Цимисхией в 972 году. До 17-го века управление там было монархическим, и власть осуществлялась Протом. В 1924-м году на острове была принята Уставная Хартия. Согласно ей, исполнительная власть осуществляется Кинотом, состоящим из представителей всех монастырей. Высшим судебным и законодательным органом монастырского управления Святой Горы является Чрезвычайное 20-членное собрание. Что касается распорядительной власти, то она находится в руках отдельного комитета Эпистасии, состоящей из 4-х наблюдателей. Его старший член именуется назиром и имеет право решающего голоса.

Теократические монархии мусульманского мира

На протяжении веков в странах, где в качестве господствующей религией был принят ислам, эта форма правления была единственно возможной.

В частности, когда рассматриваются исторические теократические монархии, список возглавляет Арабский халифат в эпоху «Праведных преемников». Он пришел на смену общины пророка Мухаммеда, которая была аналогом первых таких объединений христиан. Первый Халифат представлял собой город-государство, где правление осуществлялось по религиозным законам.

Позже появились и другие государства, живущие согласно законам шариата. Их правители обосновывали свои указы предписаниями, взятыми из Корана, что позволяет характеризовать их как теократические монархии.

Конечно, лидеры халифатов не имели прямых указаний от Аллаха. Однако, как и Пророк, они не принимали решений, следующих вразрез с Божественными повелениями и запретами. Таким образом, халифы демонстрировали, что Аллах – это единственная и окончательная власть.

В справочнике ЦРУ США в качестве страны с теократическим государственным устройством рассматривается ИРИ. Однако следует признать, что Исламскую Республику Иран нельзя назвать монархией, хотя в период 1979-1989 годов, когда ее лидером был Хомейни, религия стала важнейшим элементом его политической государственной структуры. Согласно Конституции ИРИ, исламской идеологией должна определяться политическая, экономическая и общественная политика этой страны. При этом глава государства является ее религиозным лидером и утверждает полномочия президента. Более того, он решает, каких кандидатов на этот пост можно допустить к выборам.

Саудовская Аравия

Эта страна также является теократической монархией. Точнее, в Саудовской Аравии правит король, но его власть основана на принципах ислама. При этом монарх совмещает посты главы государства и правительства, принимает большинство решений в результате консультаций с религиозными организациями, а Коран считается Конституцией страны.

Монархия Тибета

Это независимое государство, просуществовавшее с 1912-го по 1951-й годы, управлялось Далай-ламой — главой одного из направлений буддизма. Правительство Тибета состояло также из Кабинета министров (Кашага), Национальной ассамблеи (Цогду) и выборной бюрократии. В случае смерти Далай-ламы и до момента, когда была найдена его реинкарнация, государство возглавлял регент. Страна делилась на 53 округа, каждый из которых управлялся буддийскими и светскими цзонпенами. На территории Тибета существовали также полунезависимые княжества, которые подчинялись непосредственно Кашагу.

Теперь вам известно, какие знаменитые теократические монархии существовали в старину или правят сегодня. Насколько жизнеспособна эта форма правления в современном мире, должно показать время. Однако на данный момент страны, о которых было рассказано выше, не находятся в упадке и вполне успешно конкурируют со многими демократическими государствами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: