Территориальное общественное самоуправление: что это значит

Что такое ТОС и чем они могут быть полезны управляющим организациям

В законе о принципах местного самоуправления есть понятие территориального общественного самоуправления – ТОС. Эти объединения набирают в регионах силу и играют всё большую роль в жизни районов и МКД. В данной статье рассказываем, что такое ТОС, чем они отличаются от ТСЖ и об их взаимодействии с управляющими организациями.

Понятие и основы работы территориального общественного самоуправления приведены в ст. 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 27 № 131-ФЗ, ТОС – самоорганизация граждан по месту жительства для самостоятельной реализации собственных инициатив по вопросам местного значения. В ТОС могут объединиться жители одного или нескольких подъездов МКД, всего дома, жилого комплекса, микрорайона, сельского населённого пункта (ч. 3 ст. 27 № 131-ФЗ).

По своей природе ТОС являются специфической формой участия граждан в местном самоуправлении. Она добровольная и реализуется в соответствии с уставом муниципалитета, таким образом являясь элементом системы местного самоуправления, не может быть ей противопоставлена или подменять её собой (определения КС РФ от 10.04.2002 № 92-О, от 18.12.2003 № 471-О, от 29.09.2011 1048-О-О).

ТОС в соответствии с уставом может регистрироваться как юрлицо или же без образования юрлица – в муниципалитете (ч. 5 ст. 27 № 131-ФЗ). Для создания ТОС нужна группа инициаторов, требования к составу которой зависят от принятых в регионе/муниципалитете правил. Обычно это минимум 3-5 человек старше 16 лет. Они должны подать в муниципалитет заявление о создании ТОС, приложив:

  1. схему территории, в границах которой создаётся объединение;
  2. лист с подписями граждан, проживающих на этой территории;
  3. количество подписей устанавливается локальным актом (ч. 11 ст. 27 № 131-ФЗ).

ОМС в случае согласия издаёт постановление о создании ТОС, а инициативная группа имеет 90 дней на то, чтобы разработать устав и для его утверждения организовать конференцию участников ТОС, на которой устав должен быть утверждён. Затем документ для его регистрации направляется в муниципалитет, после чего организация приступает к работе.

На первый взгляд ТОС очень похожи на ТСЖ, которые также объединяют жителей одного или даже нескольких домов, территориально. Однако они разные по своей сути и по цели их создания. В ТСЖ состоят только собственники помещений в МКД, тогда как в ТОС добровольно объединяются граждане, проживающие на территории такого объединения. При этом, если ТСЖ обязательно должно быть зарегистрировано, то ТОС может работать и без образования юрлица. В таком случае объединение может участвовать в муниципальных и региональных конкурсах.

Для получения федеральных грантов ТОС регистрируют как юрлицо. ТСЖ в таких грантах и конкурсах не может участвовать по умолчанию. ТСЖ создаётся для управления собственниками своим домом/группой домов, для надлежащего содержания и ремонта общего имущества. ТОС же является формой самоуправления, элементом муниципальной системы ОМС.

Его главная цель – реализация инициатив входящих в ТОС граждан в любых сферах жизни, а работа ТОС не связана с правом собственности. Если полномочия и зона интересов ТСЖ ограничивается домом/группой домов, то территория ТОС может быть значительно больше: жилой комплекс, микрорайон, сельское поселение.

В ТОС объединяются активные неравнодушные жители дома, комплекса или района, чтобы вместе с органом местного самоуправления реализовывать свои инициативы по улучшению жизни в районе или городе. К вопросам, которыми занимаются ТОС, относятся:

— защита прав и интересов жителей в органах власти и ОМС;

— организация благотворительных акций и праздничных мероприятий;

— содействие правоохранительным органам в поддержании общественного порядка;

— организация клубов и кружков по интересам, воспитательная работа среди детей и подростков, оказание помощи социально незащищённым группам граждан;

— внесение предложений по вопросам использования земельных участков в пределах границ ТОС, установка детских и спортивных площадок, скверов, парковок, организация площадок для выгула собак;

— содействие в проведении мероприятий по санитарному, экологическому, пожарному, жилищному контролю;

— контроль за качеством уборки территории, работой коммунальных и аварийных служб, вывозом ТКО;

— участие в мероприятиях по благоустройству территории;

— оказание помощи при решении вопросов капремонта МКД;

— поддержание в порядке дворов и дорог, участие в охране памятников истории, находящихся в границах ТОС;

— другие вопросы, указанные в уставе объединения/муниципалитета.

Как правило, инициативы ТОС касаются благоустройства территорий, на которых они созданы, а также организации досуга и спортивной жизни, праздничных мероприятий. Иногда ТОС реализуют проекты по модернизации коммунальных сетей, например, водопровода, как это было сделано в Боханском районе Иркутской области. ТОС «Раздолье» разработало проект «Вода-источник жизни» и получило от муниципалитета 125 000 рублей на приведение в надлежащее состояние объекта водоснабжения.

Финансируются проекты и инициативы ТОС за счёт добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, доходов от собственной хозяйственной деятельности, а также из средств местного бюджета. Но чаще всего на реализацию своих идей ТОСы получают гранты, участвуя в муниципальных конкурсах.

Некоторые ТОС активно работают в сфере жилищно-коммунальных услуг и благоустройства, в том числе их представители участвуют в проверках содержания и ремонта МКД, помогают жителям домов общаться с РСО и управляющими организациями. При этом деятельность ТОС может быть и на руку организации, которая управляет домом/домами в границах объединения: ТОСы на средства муниципальных или региональных грантов реализуют проекты благоустройства территорий, в том числе придомовых, устанавливают детские и спортивные площадки.

Читайте также:
Отсрочка налогового платежа: что это значит

В работе ТОС принимают участие активные жители территории, в том числе многоквартирных домов. Управляющая организация может выявлять таких инициативных собственников и привлекать их к работе по управлению домом, предлагать их в Совет МКД.

ТОС организуют и проводят за свои средства мероприятия и конкурсы. УО могут подключаться к такой работе объединения, предлагать совместные проекты. Члены ТОС следят за состоянием дворов и территорий. Управляющая организация, наладив коммуникацию с такими людьми, может первой получать сигналы о неубранном снеге, сосульках или упавшем дереве, чтобы вовремя принять меры по устранению таких нарушений.

В ТОС жители домов следят за порядком и чистотой в подъездах, работают с правоохранительными органами для борьбы с вандализмом. Такая работа активистов позволяет УО снизить затраты на уборку и текущий ремонт общего имущества.

В практике работающих в России организаций территориального общественного самоуправления есть много примеров того, как инициативы и проекты ТОСа улучшали состояние дворов, территорий, инженерных сетей. В 2017 году в Новороссийске трудовые бригады ТОС принимали участие в бетонировании улиц в рамках проекта «Народная стройка». Финансировались работы за счёт целевых пожертвований (стр. 95 Сборника лучших муниципальных практик по итогам 2018 года).

В Архангельске в 2016 году ТОС «Рассвет» реализовало проект «Сохраним вокруг себя мир»: были оборудованы площадки для раздельного сбора ТКО, выпущены бюллетени и баннеры экологической направленности. В Котласе инициативная группа жителей многоквартирных домов, решив навести порядок во дворе, организовала ТОС «Проспект» и выиграла муниципальный грант на 90 тысяч рублей. Разработанный проект двора с турниками и детской площадкой совместно со своей управляющей организации.

В Белгороде председателей и активистов ТОС пригласили участвовать в региональном Дне открытых дверей в управляющих организациях: там они смогли задать волнующие жителей территории ТОСа вопросы и наладить коммуникацию с УО.

Различные примеры проектов, которые реализуют ТОС на муниципальные средства и гранты, можно найти на сайтах администраций городов и регионов, например, Иркутской области, г. Онега Архангельской области.

ТОС как элемент самоуправления позволяет улучшать условия жизни граждан на территории, используя муниципальные средства и специальные гранты. Управляющие организации и ТСЖ, которым часто не хватает средств на все нужды многоквартирных домов, в том числе на установку детских площадок, благоустройство дворов, могут использовать этот инструмент для решения таких задач. Это возможно, поскольку: ТОС может объединить жителей одного МКД или жилого комплекса для решения общей проблемы, например, по благоустройству.

УО и ТОС могут совместно разработать проект/инициативу на конкурс для получения грантов и наилучшим образом затем его реализовать, не тратя средства, которые перечисляются за содержание жилого помещения в МКД. Организовать ТОС проще, чем, например, товарищество собственников жилья, зато возможностей получить финансирование у него намного больше.

ТОС. Как и зачем создавать территориальное общественное самоуправление

Мы продолжаем разбираться в механизмах взаимодействия муниципалитета и пермяков. От простых форм двигаемся к проактивным и содержательным. В данной статье рассмотрим, как устроена система территориального общественного самоуправления (сокращённо ТОС). Разберёмся в том, зачем нужны ТОС, как они функционируют и какие возможности для влияния предоставляют горожанам.

Суть формы

Пермь является одним из лидеров в стране по уровню развития ТОС. Они появились у нас ещё в 1990-х годах и в середине десятых пережили новый виток развития. Муниципалитет уделяет много внимания этой общественной единице, предоставляя финансовую, имущественную, информационную и методическую поддержку. Ежегодно городской бюджет тратит более 25 миллионов рублей на их деятельность. А всего в Перми действует 105 ТОС-ов.

Создана и активно действует Лига председателей ТОС. Она хоть и не имеет юридического статуса, но служит площадкой общения для руководителей ТОС города. Если хотите узнать больше деталей, можно вступить в группу «ВКонтакте».

ТОС это организация, объединяющая людей по месту жительства для реализации локальных инициатив. ТОСы занимаются широким спектром вопросов, начиная от дворовой уборки и самодеятельности до программ инициативного бюджетирования, общественного контроля, просветительских программ и организации межсекторного взаимодействия.

Фото: Иван Козлов

Правовой фундамент

Правовой базой для ТОСов служит Конституция, федеральный закон о местном самоуправлении и Устав Перми. Активность пермских ТОСов регламентируется Положением о территориальном общественном самоуправлении в городе Перми. Найти его можно здесь. Там же есть полный список ТОС со всеми контактами.

Войти в состав органов ТОСа может любой гражданин старше 16-ти лет, постоянно или преимущественно проживающий в Перми. ТОС может быть создан от отдельного подъезда до целого микрорайона.

Основой деятельности ТОС являются общие собрания и конференции жителей, советы и комитеты ТОСа, а также деятельность конкретных выборных лиц председателей, старост, старших по дому или по подъезду.

Согласно Положению полномочия ТОСов действительно широкие, включают в себя 30 пунктов и могут быть ещё расширены. Если обозначить ключевые компетенции, ТОСы могут: разрабатывать программы развития своих территорий, участвовать в общественном контроле, организовывать досуг населения, вносить предложения для муниципалитета, выступать с правотворческой инициативой, подлежащей обязательному рассмотрению, инициировать публичные слушания, заниматься хозяйственной деятельностью, создавать организации, защищать права жителей и т. д. Широкий спектр возможностей.

Читайте также:
Право оперативного управления: что это значит

Но широкие полномочия создают почву для возможных злоупотреблений. Создав ТОС, его руководство не всегда согласовывает свою позицию с самими жителями. Начинает высказываться от их имени по разным вопросам, особенно в поддержку инициатив власти. Хотя без проведения общего собрания жителей они не могут этого делать. И многие председатели слишком много на себя берут, их тоже надо контролировать. Тем не менее, ТОС это перспективная площадка по отстаиванию горожанами своих интересов. Поэтому, как минимум, стоит узнать, есть ли ТОС на вашей территории, а если нет, то можно создать свой.

Фото: Иван Козлов

Как создать ТОС

Создать ТОС более чем реально. Подробная инструкция есть в Положении о ТОС. Кратко разберем основные шаги.

Вам надо найти 5 единомышленников-соседей старше 16-ти лет. Дальше подается заявление в администрацию района, после её одобрения необходимо провести собрание и зафиксировать это Протоколом. В повестке дня собрания должно значиться образование ТОС и подготовка проекта Устава. За образец можно взять Устав любого другого ТОСа и внести свои данные.

Далее следует утвердить границы ТОСа, для этого необходимо подать заявление в администрацию Перми и назначить дату проведения учредительного собрания, на которое пригласить жителей данной территории. Приглашать надо не позднее, чем за 15 дней до проведения мероприятия. Лично, по телефону, через объявления на подъездах и т. д.

Затем проводим учредительное собрание граждан. Пришедшие обязательно должны отметиться в листе регистрации. Собрание будет правомочным, если придёт не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста. Итоги собрания оформляются протоколом.

После собрания избранный председатель ТОС подает документы в администрацию для регистрации Устава ТОС. Процедура может занять до 30 дней.

Если всё прошло успешно, то дальше стоит зарегистрировать ТОС ещё и в качестве юридического лица, для ведения хозяйственной и иной деятельности. Чаще всего ТОС регистрируют как некоммерческую организацию, хотя возможно и как коммерческую. Надо подать документы в Минюст России по Пермскому краю: заявление, учредительные документы, протокол собрания, квитанцию об оплате госпошлины.

Когда получите все регистрационные документы, нужно заказать печать ТОС и подать заявление в налоговую службу о постановке на учёт. Предоставить сведения о среднесписочной численности работников и открыть расчетный счёт в банке.

Не сказать, что совсем простая процедура регистрации, но и ничего сверхсложного в ней нет. Вполне реально.

Фото: Иван Козлов

Зачем мне ТОС

ТОС легитимизирует вас как лидера общественного мнения. Депутаты проходят через выборы, что даёт им власть. ТОС даёт вам право представлять и действовать от имени жителей вашей территории (только не забывайте предварительно уточнять это мнение). Это, по сути, гражданское представительство.

Благодаря ТОС вы усиливаете свою переговорную силу с органами власти. Вы уже не просто энтузиаст-одиночка, а представитель общественного самоуправления. За вами стоят люди. С вами начинают считаться, ваше мнение уже нельзя проигнорировать.

Вы получаете мощный канал коммуникации с муниципалитетом. Не просто даёте обратную связь, но и становитесь участником процесса выработки, принятия и реализации муниципальных решений.

Через ТОС вы сможете привлекать ресурсы для развития своей территории, претендовать на бюджетные средства, участвовать в грантовых конкурсах от муниципальных до федеральных. Сможете мобилизовать местный волонтёрский потенциал и привлечь местный бизнес.

У вас появится возможность серьёзно облагородить территорию проживания, быстрее и эффективнее решать вопросы ремонта дорог и тротуаров, вопросы ЖКХ, водоснабжения, обустройства детских площадок и т. д.

Вы получите рычаги воздействия в виде механизмов общественного контроля. Сможете оказывать давление на муниципалитет, особенно во время избирательных кампаний.

Кроме того, ТОСы являются кузницей управленческих кадров, и это хороший трамплин для дальнейшей политической или управленческой карьеры. Приобретёте необходимые навыки и связи.

Разумеется, появятся и соблазны, возможно, и ответное давление на вас. Всё это будет. Рецепт один не забывать о миссии, ради которой начинали заниматься общественной деятельностью.

ТОС это действительно хороший инструмент для гражданского влияния. Только от вас зависит, каким будет содержание его деятельности: реальным или имитационным. В любом сообществе можно найти близких инициативных людей, которые не хотят пассивно ждать улучшений, а готовы сами объединиться и начать что-то делать своими руками.

ТОС это не просто форма участия жителей в местном самоуправлении, но и значимый институт гражданского общества, и способ вовлечения в общественную жизнь широких слоев жителей Перми.

Что такое ТОС?

Что такое территориальное общественное самоуправление (ТОС)

Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» (далее – федеральный закон №131-ФЗ) предусмотрено, что одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление (ТОС).

Что это такое?

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) — это форма самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования. К таким территориям относятся: микрорайон, квартал, улица, двор, дом, подъезд.

Из определения следует, что ТОС не может охватывать всю территорию муниципального образования, не является органом власти, при этом является частью местного самоуправления как института демократии. Это одна из форм участия населения в местном самоуправлении.

Читайте также:
Трудовой договор: что это значит

В то же время ТОС не является в чистом виде общественной самодеятельностью. ТОС считается официально созданным только после официальной регистрации. ТОСы без юридического лица регистрируют уполномоченные органы местного самоуправления. ТОСы с юридическим лицом — территориальные органы Минюста.

Для чего нам это?

ТОС — это эффективная форма реализации инициатив граждан, направленных на улучшение качества жизни на своей территории.

Формы организации ТОС?

Существует две организационно-правовые формы создания ТОС: в статусе юридического лица и без статуса юридического лица. В основном эти две формы отличаются друг от друга количеством возможностей по привлечению средств и объемом отчетности за свою деятельность и привлеченные средства.

ТОС без образования юридического лица:

  • регистрации подлежит только устав ТОСа в администрации поселения;
  • расчетного счета нет;
  • могут претендовать только на бюджетные средства в рамках целевых программ муниципального образования.

ТОС в качестве юридического лица:

  • подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме – некоммерческая организация (НКО);
  • наличие расчетного счета в банке;
  • возможность осуществления хозяйственной/предпринимательской деятельности, самостоятельно распоряжаться финансовыми и материальными ресурсами;
  • могут претендовать на бюджетные средства в рамках целевых программ муниципального образования;
  • возможность участия в конкурсах и грантах региональных, российских и международных фондов и грантодателей.

Какие вопросы решает ТОС?

ТОСы добровольно, с энтузиазмом и безвозмездно занимаются в границах отведенной им территории:

  • Благоустройством дворов, улиц, зон общественного досуга и отдыха;
  • Поддержанием бесперебойной работы системы жизнеобеспечения территории (включая ремонт и содержание инфраструктуры жизнеобеспечения)

И другими вопросами, относящимися к «вопросам местного значения».

Финансирование

Финансовые ресурсы ТОС могут состоять из собственных привлеченных средств, а также из средств, передаваемых ему органами местного самоуправления поселения.

Источниками финансирования деятельности ТОС являются:

  • личные средства жителей территории;
  • частные пожертвования;
  • целевое финансирование муниципального образования;
  • осуществление хозяйственной деятельности;
  • участие в конкурсах и грантах (для НКО).

Кто может участвовать в деятельности ТОС?

Граждане по месту их жительства на части территории поселения, достигшие 16-летнего возраста, могут принимать участие в организации и осуществлении территориального общественного самоуправления, участвовать в работе собраний и конференций граждан, избирать и быть избранными в органы ТОС.

Граждане, не проживающие на территории ТОС, но имеющие на ней на праве собственности недвижимое имущество, уплачивающие налоги, могут принимать участие в работе собрания или конференции с правом совещательного голоса.

Кто принимает решения?

Собрание или конференция является высшим органом ТОС.

Собрание или конференция проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

При численности жителей, проживающих на данной территории, достигших 16-летнего возраста, не более 300 человек проводится собрание граждан, при численности свыше 300 человек может проводиться конференция граждан.

Внеочередное собрание граждан или конференция проводятся по инициативе органов местного самоуправления, ТОС или группы граждан, проживающих на соответствующей территории.

Как ТОС взаимодействуют с властью?

Органы местного самоуправления поселения оказывают содействие органам ТОС, способствуют выполнению решений собраний и конференций по вопросам, относящимся к реализации полномочий ТОС.

Органы местного самоуправления поселения способствуют становлению и развитию ТОС, координируют деятельность их органов, оказывают им организационную и методическую помощь.

Представители органов ТОС вправе участвовать в заседаниях органов местного самоуправления поселения для обсуждения вопросов, затрагивающих интересы соответствующего ТОСа.

Представители органов местного самоуправления поселения вправе участвовать в заседаниях органов ТОС.

Органы ТОС могут в порядке правотворческой инициативы представлять в органы местного самоуправления поселения проекты муниципальных правовых актов. Эти проекты рассматриваются в установленном советом депутатов порядке.

Границы ТОС

Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом по предложению населения, проживающего на данной территории.

ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением, иные территории проживания граждан.

Внимание!

Портал работает в тестовом режиме!

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Ошибка!

Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.
Читайте также:
Психологическая школа права: что это значит

Закрыть ×

Обновлено секунду назад

Методические рекомендации «что такое ТОС?»

ЧТО ТАКОЕ ТОС?

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) — это форма самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования. К таким территориям относятся: микрорайон, квартал, улица, двор, дом, подъезд.

ТОС является формой прямого участия населения в осуществлении местного самоуправления.

ТОС осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций, а также посредством создания органов ТОС. Граждане, достигшие 16-летнего возраста, могут принимать участие в организации и осуществлении территориального общественного самоуправления, участвовать в работе собраний и конференций граждан, избирать и быть избранными в органы ТОС.

ЗАЧЕМ НУЖЕН ТОС?

ТОС является эффективной формой реализации собственных инициатив, направленных на улучшение качества жизни людей на своей территории.

Если граждане хотят изменить жизнь вокруг себя, реализовать свои проекты и/или привлечь органы местного самоуправления к реализации своих предложений, они могут действовать разными способами, например, создать некоммерческую организацию или выступить с неформализованной инициативой, но одним из самых действенных способов является создание ТОС.

Почему именно ТОС? Если ваши идеи касаются вашего непосредственного окружения (места проживания), то есть носят локальный характер и для их воплощения в жизнь вам нужно участие и поддержка других людей (ближних и дальних соседей), а также решение конкретных вопросов с органами власти, то наилучшей формой является ТОС, так как:

– это установленная законом форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, обязанность по поддержке которой возложена как на органы и должностных лиц местного самоуправления, так и на органы и должностных лиц государства. ТОС сами могут инициировать вопросы о формах и объеме такой поддержки, а органы и должностные лица должны будут рассмотреть данные предложения;

– создание ТОС требует начального согласия ваших соседей (соседской общины) – не менее трети из жителей соответствующей территории (достигших 16 летнего возраста) должны поддержать идею создания ТОС в решении учредительного собрания или конференции. Такая даже пассивная вовлеченность в деятельность ТОС дает основание обращаться к жителям за поддержкой в реализации конкретных инициатив и право выступать от их имени при взаимодействии с органами власти и с другими организациями и гражданами. Органы ТОС представляют не сами себя, а всех жителей конкретной территории – это очень усиливает их влияние и возможность в выстраивании своей деятельности;

– ТОС вправе участвовать в принятии решений, касающихся как вопросов их территории, так и других вопросов по организации жизнедеятельности в муниципальном образовании, таким образом, они являются активными участниками местного самоуправления, а их обращения и предложения обязательны для рассмотрения органами и должностными лицами местного самоуправления;

– деятельность ТОС ограничивается только территориально (границами деятельности ТОС), но может быть очень разнообразной по решаемым вопросам, так как инициативы ТОС реализуются по “вопросам местного значения”, т.е. совпадают с содержанием деятельности органов местного самоуправления.

К вопросам местного значения, которые наиболее часто становятся предметом деятельности ТОС, относятся:

обустройство и благоустройство места проживания – создание детских и спортивных площадок, организация мест отдыха, озеленение территории;

создание и содержание инфраструктуры – ремонт дорог, организация водоснабжения, создание физкультурно-оздоровительных комплексов;

сохранение культурно-исторического наследия своей территории – создание и реконструкция памятников и мемориальных комплексов, организация и проведение культурных мероприятий, соревнований, организация музейной деятельности;

экологическая безопасность и охрана окружающей среды – ликвидация несанкционированных свалок, строительство накопителей твердых бытовых отходов (ТБО), организация раздельного сбора мусора.

Кроме того, ТОС активно занимаются работой с детьми (организация дворовых команд, соседский присмотр за детьми, подростковые клубы и пр.), а также помощью нуждающимся (пожилым и одиноким людям, инвалидам, одиноким матерям и т.д.).

Еще одной важной возможностью является внесение предложений по развитию своей территории в органы местного самоуправления и разработка проектов развития территории с последующим их включением в различные программы финансирования. Предложения ТОС, направленные в органы местного самоуправления, обязательны для рассмотрения данными органами и должностными лицами.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТОС

Существует две организационно-правовые формы создания ТОС: в статусе юридического лица, и без статуса юридического лица. В основном эти две формы отличаются друг от друга количеством возможностей по привлечению средств и объемом отчетности за свою деятельность и привлеченные средства.

  1. ТОС без образования юридического лица:

Регистрации подлежит только Устав ТОСа в администрации района, города или сельского поселения.

Расчетного счета нет.

Могут получать средства на реализацию проектов через муниципальные образования.

  1. ТОС в качестве юридического лица:

Подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме – некоммерческая организация (НКО).

Наличие расчетного счета в банке.

Возможность осуществления хозяйственной/предпринимательской деятельности, самостоятельно распоряжаться финансовыми и материальными ресурсами.

Могут получать средства на реализацию проектов из муниципального, краевого и федерального бюджетов.

Читайте также:
Нотариальное удостоверение фактов: что это значит

Возможность участия в конкурсах и грантах международных фондов и грантодателей.

ГРАНИЦЫ ТЕРРИТОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОС

ТОС может быть сформирован и осуществлять свою деятельность на любой части территории поселения: от подъезда многоквартирного жилого дома до всего населенного пункта, не являющегося поселением. Границы для определения территории ТОС устанавливаются представительным органом (совет депутатов поселения, дума) по предложению населения (инициативной группы по созданию ТОС), проживающего на данной территории.

Границы ТОС устанавливаются при соблюдении следующих условий:

  • границы ТОС не могут выходить за границы территории поселения или совпадать с ней;
  • в границах одной территории не может быть создано более одного ТОС;
  • территория, сформированная для деятельности ТОС, не может разрываться (состоять из нескольких частей – неразрывность территории).

Изменение границ территории ТОС может осуществляться в результате:

  • изменения состава территории, на которой осуществляется ТОС;
  • объединения двух и более ТОС;
  • разделения ТОС.

Вопрос об объединении двух и более ТОС, граничащих между собой, решается отдельно на собрании, конференции граждан, каждого из объединяющихся ТОС, по инициативе группы граждан, численностью не менее трех человек, проживающих на соответствующей территории. На этих собраниях, конференциях принимается предложение населения по границам вновь создаваемого ТОС.

Вопрос о разделении ТОС решается также на собрании, конференции граждан отделяемой территории. На этом собрании, конференции принимается предложение населения по границам территорий, вновь образуемых ТОС.

СОБРАНИЯ И КОНФЕРЕНЦИИ ТОС

Собрание или конференция является высшим органом ТОС. Собрание или конференция проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Если численность жителей, достигших 16-летнего возраста, проживающих на данной территории, не превышает 300 человек, то можно проводить собрание граждан, участие в котором должно принять не менее 100 человек (одна треть). Если численность более 300 человек, то лучше проводить конференцию граждан – собрание делегатов.

Выборы делегатов конференции проходят по месту их жительства на собрании жителей или через заочное голосование (сбор подписей). Норму представительства (от кого числа жителей избирается делегат) на конференцию определяют органы ТОС, исходя из организационной и технической возможности проведения собрания, например, 1 делегат от 10 жителей, что достаточно легко организовать, обратившись к ближайшим соседям. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимает участие не менее трети от числа жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.

Конференция граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочной, если в ней принимают участие делегаты, представляющие не менее трети жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста. Представители органов местного самоуправления поселения вправе принимать участие в работе собрания, конференции с правом совещательного голоса.

Собрания и конференции решают основные вопросы в деятельности ТОС:

– установление структуры и выборы органов ТОС;

– принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений;

– определение основных направлений деятельности органов ТОС;

– утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении;

– рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС. ТОС

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПОСЕЛЕНИЯ С ОРГАНАМИ ТОС

Органы местного самоуправления поселения оказывают содействие органам ТОС, способствуют выполнению решений собраний и конференций по вопросам, относящимся к реализации полномочий ТОС.

Органы местного самоуправления способствуют становлению и развитию ТОС, координируют деятельность их органов, оказывают им организационную и методическую помощь.

ТОС могут заключать договоры с органами местного самоуправления по участию в решении вопросов местного значения и/или исполнения отдельных полномочий органов местного самоуправления.

Представители ТОС вправе участвовать в заседаниях органов местного самоуправления, а представители органов местного самоуправления поселения вправе участвовать в собраниях и конференциях ТОС.

Органы ТОС могут направлять должностным лицам и органам местного самоуправления свои предложения (включая правотворческие), а также иные обращения, которые обязательны для рассмотрения советующих органов.

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ТОС

Финансовые ресурсы ТОС, зарегистрированного в качестве юридического лица, могут состоять из собственных и привлеченных средств, а также из средств, передаваемых ему органами местного самоуправления.

Источниками финансирования деятельности ТОС являются:

  • средства жителей территории, добровольно направляемые ими на деятельность ТОС;
  • иные частные пожертвования;
  • целевое финансирование муниципального образования (субсидии, гранты);
  • доходы от осуществления хозяйственной деятельности;
  • гранты, получаемые по результатам участия в конкурсах, проводимых государством или благотворительными организациями;
  • финансирование из местного бюджета деятельности ТОС по программе поддержки ТОС (если такая программа принята на местном уровне).

ТОС может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан. Это право регламентируется ФЗ-№7 “О некоммерческих организациях”.

ПРАВА ТОС ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ

ТОС, зарегистрированный в качестве юридического лица, имеет право:

  • самостоятельно использовать имеющиеся в его распоряжении средства;
  • кооперировать на добровольной основе средства физических и юридических лиц для финансирования целевых программ;
  • организовывать экономическую деятельность, направленную на достижение уставных целей и удовлетворение социально-экономических потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории;
  • пользоваться имуществом, переданным органам ТОС органами местного самоуправления поселения, на условиях договора безвозмездного пользования.

СОБСТВЕННОСТЬ ТОС

В собственности ТОС, прошедшего государственную регистрацию в качестве юридического лица, могут находиться кооперированные денежные средства физических и юридических лиц, иные средства, полученные из законных источников, а также построенные на эти средства сооружения – детские дворовые, спортивные площадки, жилые и нежилые помещения, транспорт, оборудование и инвентарь, другое имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, в том числе переданные органами местного самоуправления поселения на основе правового акта, необходимые для материального обеспечения деятельности ТОС.

Читайте также:
Создание юридического лица: что это значит

Разделения властей теория

Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескьё (фр. séparation des pouvoirs , лат. trias politica ).

Некоторые европейские страны, а также Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти.

Содержание

История

Идеи, положенные в основу современного принципа разделения властей, высказывались еще Аристотелем. В четвертой книге своего трактата «Политика» он формулирует идею разделения властей в государстве на три части: законодательную, должностную, судебную. Каждую из властей представляет отдельный орган.

Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Джона Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.

Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года. При этом «отцы-основатели» (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей) развили классическую модель. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов» (англ. checks and balances ).

Дальнейшее развитие принципа разделения властей связано с попытками расширить список ветвей власти, отразив современные тенденции. Так, наряду с законодательной властью выделяется учредительная власть. Нередко самостоятельный статус придается контрольной и избирательной власти.

В Советском государстве господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть понималось как власть Советов, то есть власть представительных по сути органов.

Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституцию СССР 1977 года и РСФСР 1978 года, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, а также закреплён в союзной и российской конституциях, когда были введены посты Президентов СССР и РСФСР.

Содержание и значение принципа разделения властей

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено формально.

Принцип разделения властей в законодательстве разных стран

Российская Федерация

Конституционный принцип разделения властей в современном российском государстве

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).

Читайте также:
Железнодорожный подъездной путь: что это значит

Помимо указанного в Конституции Правительства РФ действуют и другие федеральные органы исполнительной власти — федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы.

Государственные органы, не относимые к одной из основных ветвей власти

Помимо Президента России, некоторые государственные органы с особым статусом также нельзя отнести ни к одной из основных ветвей власти:

  • Администрация Президента РФ – обеспечивает деятельность Президента РФ;
  • Полномочные представители Президента Российской Федерации в регионах – представляют Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа;
  • Органы прокуратуры РФ – осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции;
  • Центральный банк РФ – основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти — защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • Центральная избирательная комиссия РФ – проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий;
  • Счётная палата РФ – осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета;
  • Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации – рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав;
  • другие федеральные государственные органы, также не относящиеся ни к одной из основных ветвей государственной власти.
Разделение властей в субъектах Российской Федерации

Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.

Статьёй 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют федеральные суды, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

СМИ как «четвёртая ветвь власти»

Часто используется метафора «четвертая, так называемая, информационная, власть». Однако, средства массовой информации, которые по идее должны быть субъектами этой власти на самом деле не институционализированы, то есть не имеют конституционно-правового статуса. СМИ являются частью политической системы общества и оказывают влияние на политические процессы, но в правовом смысле властными полномочиями они не наделены.

Ссылки

Литература

Диссертационные исследования

  • Болдырева Р. С. Разделение властей. Теоретико-правовые аспекты: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.01. — М., 1998. — 164 с.
  • Бурковская В. А. Разделение властей в условиях развития федерализма в современной России: дисс… канд. политич. наук: 23.00.02. — Орёл, 2006. — 206 с.
  • Бушуев И. И. Разделение властей в федеративном государстве: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.01. — М., 1997. — 224 с.
  • Ишеков К. А. Конституционный принцип разделения властей в субъектах Российской Федерации: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.02. — Саратов, 2004. — 202 с.
  • Кузнецов И. И. Разделение властей в современной России. Динамика модели переходного периода: дисс… канд. политич. наук: 23.00.02. — Саратов, 1999. — 205 с.
  • Мандрыка Е. В. Реализация принципа разделения властей в России и в Украине: сравнительно-правовое исследование: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.02. — СПб, 2006. — 230 с.
  • Матюшин М. Н. Разделение властей как фактор построения правового государства в России: дисс… канд. социолог. наук: 22.00.05. — Ярославль, 2000. — 212 с.
  • Прокошенкова Е. Е. Разделение властей как принцип механизма осуществления государственной власти в Российской Федерации: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.01. — М., 2003. — 194 с.

Книги

  • Агабеков Г. Б. Концепция разделения властей: история и современность. Науч.-аналит. обзор. — М.: ИНИОН, 1992. — 54 с.
  • Баренбойм П. Д. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера: Учеб. пособие. — М.: Белые альвы, 1996. — 174 с. — ISBN 5-7619-0015-7
  • Барнашов А. М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение / Под ред. А. И. Кима. — Томск: Изд-во Том. гос. ун-та им. В. В. Куйбышева, 1988. — 100 с.
  • Бельский К. С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении (Политологические аспекты): Учеб. пособие. — М.: Всесоюз. юрид. заоч. ин-т, 1990. — 167 с.
  • Козырев А. А. Принцип разделения и взаимодействия властей в субъектах Российской Федерации. — М.: Российская академия социальных наук, 2001. — 45 с. — ISBN 5-9421-001-10
  • Лузин В. В. Принцип разделения властей как основа конституционализма: Сравнительное исследование на примере США, Великобритании и Франции. — Н. Новгород, 1997. — 178 с.
  • Мишин А. А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. — М.: Наука, 1984. — 190 с.
  • Разделение властей и парламентаризм / Редкол.: Глушко Е. К. и др. — М.: Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, 1992. — 126 с.
  • Тарбер Дж., Мези М., Пфиффнер Д. и др. Разделённая демократия: Сотрудничество и конфликт между Президентом и Конгрессом / Пер. с англ.; Под общ. ред. Дж. Тарбера. — М.: Прогресс; Универс, 1994. — 413 с. — ISBN 5-01-004056-5
  • Чеботарев Г. Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации. — Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1997. — 217 с — ISBN 5-88081-054-2
  • Шевцов В. С. Разделение властей в Российской Федерации. — М.: ПолиграфОпт, 2004. — 399 c. — ISBN 5-98553-013-2
  • Энтин Л. М. Разделение властей: Опыт современных государств. — М.: Юрид. лит., 1995. — 174 с. — ISBN 5-7260-0776-X
  • David Epstein, Sharyn O’Halloran. Delegating powers: a transaction cost politics approach to policy making under separate powers. — Cambridge: Cambridge univ. press, 1999. — 319 p. — ISBN 0-521-66020-3
Читайте также:
Продажа товаров по образцам

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Разделения методы
  • Разделенная семья

Полезное

Смотреть что такое “Разделения властей теория” в других словарях:

РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ ТЕОРИЯ — политико правовая доктрина, согласно кото рой государственная власть понимается как совокупность различных власт ных функций (законодательной, исполнительной, судебной), осуществляемых независимыми друг от друга органами. Словарь финансовых… … Финансовый словарь

РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ ТЕОРИЯ — ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ … Юридическая энциклопедия

Разделения властей теория — («Разделения властей» теория, ) буржуазная политико правовая доктрина, согласно которой государственная власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных функций (законодательной, исполнительной и судебной),… … Большая советская энциклопедия

РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ ТЕОРИЯ — (см. ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ) … Энциклопедический словарь экономики и права

ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ — политико правовая доктрина, согласно которой государственная власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных функций (законодательной, исполнительной, судебной), осуществляемых независимо друг от друга различными… … Юридическая энциклопедия

Теория разделения властей — см. Разделение властей … Энциклопедия права

ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ — политико правовая доктрина, согласно которой государственная власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных функций (законодательной, исполнительной, судебной), осуществляемых независимо друг от друга различными… … Энциклопедический словарь экономики и права

Теория разделения властей — см. Разделение властей … Большой юридический словарь

Разделение властей, теория — Разделение властей политико правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную.… … Википедия

Что такое разделение властей и как оно работает в России

Разделение властей – это принцип, согласно которому государственная власть распределяется между независимыми ветвями: законодательной, исполнительной и судебной властью.

Законодательная власть принадлежит парламенту. Он издает законы, представляя интересы граждан.

Исполнительная власть принадлежит правительству. Оно управляет государственными делами.

Судебная власть принадлежит судам. Они следят за соблюдением законов.

Основные принципы разделения властей гласят:

Законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам.

Все власти равны и автономны.

Никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными другой.

Все ветви власти, несмотря на разделение, должны взаимодействовать между собой.

Зачем нужно разделение властей?

Цель разделения властей – создать систему «сдержек и противовесов», которая минимизирует ошибки в управлении государством, а также не допустит возвышения одной из властей над другими, предотвратив утверждения авторитаризма и диктатуры.

Например, независимые суды позволяют человеку эффективно защищать свои права, даже если их нарушает государство. В стране, где существует реальное разделение властей, гражданин может судиться с чиновниками и побеждать их – ведь исполнительная власть не может приказать судье принять нужное решение или уволить его.

Другой пример: независимая законодательная власть не позволит главе государства узурпировать власть и стать диктатором. Парламент, избранный народом и независимый от президента, короля или премьер-министра, откажется принимать законы о расширении полномочий исполнительной власти. А в случае злоупотреблений – объявит импичмент, то есть отрешит главу государства от власти.

Кто придумал теорию разделения властей?

В древности и в Средние века считалось нормальным, что вся власть в государстве сосредоточена в руках монарха – король издавал законы, управлял делами, ему подчинялись судьи. С началом эпохи Просвещения философы усомнились в том, что это выгодно стране.

Идею разделения ветвей власти первым озвучил английский просветитель XVII века Джон Локк – отец политической философии. В его версии власть должна была делиться на законодательную, исполнительную и федеративную.

А термин «разделение властей» предложил в XVIII веке французский просветитель Шарль де Монтескьё. Он же придал теории современный вид, заговорив об исполнительной, законодательной и судебной власти.

Цель разделения властей – предотвратить злоупотребления, объяснял Монтескьё. Ветви власти будут сдерживать друг друга, и это позволит сохранить в стране политическую свободу.

Шарль Луи де Монтескьё – французский просветитель, автор теории разделения властей

Читайте также:
Независимая медицинская экспертиза: что это значит

Поклонниками этой теории были «отцы-основатели» Соединенных Штатов Америки. В 1787 году они закрепили принцип разделения властей в Конституции США. Помимо разделения трех ветвей власти они также предложили принцип федерализма – разделили полномочия между центральным правительством и штатами.

В настоящее время разделение властей считается одним из важнейших признаков демократического политического режима.

Разделение властей в России

Разделение властей – одна из основ конституционного строя Российской Федерации. Оно закреплено 10 статьей Основного закона.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Согласно 5 статье Конституции, система государственной власти едина, так что принцип разделения властей не предполагает их абсолютной автономности.

Законодательная власть в РФ – это двухпалатное Федеральное Собрание. Оно состоит из нижней палаты – Государственной Думы, и верхней палаты – Совета Федерации. Депутаты Госдумы избираются в ходе прямых выборов по смешанной системе: часть – по партийным спискам, часть – по одномандатным округам. Члены Совета Федерации назначаются законодательными и исполнительными органами субъектов федерации. Федеральное Собрание принимает законы и государственный бюджет, оно должно осуществлять парламентский контроль за исполнительной властью.

В регионах действуют свои законодательные собрания, городские думы и иные местные парламенты.

Исполнительная власть в РФ – это правительство (министерства, федеральные службы) и подчиненные ему органы на местах. Кандидатуру главы правительства, предложенную президентом, должна предварительно утвердить Государственная Дума. Затем президент по представлению премьер-министра назначает членов кабинета. Правительство организует исполнение законов и управляет федеральной собственностью.

В субъектах федерации исполнительная власть – это местные правительства и министерства, мэрии и их департаменты, а также главы регионов (губернаторы).

Судебная власть в РФ – это Конституционный суд, Верховный суд и федеральные суды. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и конституционное судопроизводство. Судей Конституционного и Верховного суда назначает Совет Федерации по представлению президента. Федеральных судей назначает президент по представлению председателя Верховного суда.

В субъектах федерации действуют конституционные суды республик, уставные суды в других регионах, а также мировые судьи.

Президентская власть в России

Президент занимает высшее место в иерархии российских государственных органов. Согласно Конституции, президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти. Он является главой государства, гарантом Конституции РФ и верховным главнокомандующим. Президент обеспечивает согласованную работу органов власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Но говорить о «четвертой власти» – президентской – невозможно, поскольку это противоречило бы 10-й статье Конституции. Президент теснее всего связан с исполнительной властью. Например, его указы считаются подзаконными актами – как и распоряжения правительства. Именно президент предлагает Госдуме кандидатуру главы правительства. Он же по представлению премьер-министра назначает членов кабинета.

Тем не менее, в Конституции РФ нет понятия «глава исполнительной власти», поэтому нельзя точно утверждать, кто им является – президент или премьер-министр.

За что критикуют систему разделения властей в РФ?

В России разделение властей существует на бумаге, а в реальности его принципы не соблюдаются, указывают многие критики действующей власти.

В частности, полномочия президента РФ очень широки, и это нарушает баланс ветвей власти. В настоящее время российский парламент, по словам его противников, зависим от исполнительной власти: Госдума и Совет Федерации безоговорочно поддерживают решения президента и правительства.

Регулярно указывают и на то, что исполнительная власть способна влиять на решения судов – это нарушает принцип независимости судебной системы.

Слабость разделения властей – один из аргументов в пользу того, что в России установился не демократический, а авторитарный политический режим.

Разделение властей

Вы будете перенаправлены на Автор24

Бесправие, насилие и диктатура возможны тогда, когда действующая власть чрезмерно сосредотачивается в одних руках. Современные страны имеют три ее ветви: законодательная, исполнительная и судебная. На сегодняшний день распределение властей – это признанная во всех демократических государствах норма.

Рисунок 1. Разделение властей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Разделение властей — политико-правовая практика и теория, согласно которым правительственная власть должна быть распределена между независимыми друг от друга ветвями.

Указанная практика считается обязательным условием успешного развития любой страны. Однако концепция разделения властей в реальности управления государственными процессами существовала не всегда. Так, древние греки соединили функции всех трех ветвей в Афинское собрание, а уже в Средние века полноценное управление государством делили между собой духовенство, король и знать. Когда верховный монарх пытался сосредоточить правительство только в своих руках, сразу возникал абсолютизм.

Даже в те времена короли и императоры не могли действовать без финансов. Чтобы их получить и удержать, необходимо было увеличивать налоги и созывать дворянские ассамблеи. Таким образом, аристократия постепенно вмешивалась в политику короля в обмен на свои деньги.

В итоге появились многочисленные законодательные собрания в виде риксдагов, парламентов и генеральных штатов, которые медленными, но уверенными шагами увеличивали свою власть.

Готовые работы на аналогичную тему

Вскоре дошло до того, что правители стали нуждаться в их постоянной поддержке, чтобы провести определенные реформы в социуме.

В современных демократических государствах разделение законодательной власти осуществляется следующим образом:

  • правительственная ветвь – представляет парламент, который избирается посредством тайного голосования с учетом реализации одинаково доступного для всех избирательного права;
  • исполнительная ветвь действующей власти – подчиняется президенту или премьер-министру, которые руководят сразу несколькими правовыми органами: министерствами, администрациями и различными ведомствами;
  • судебная власть – обеспечивает легальность деятельности первых указанных ветвей путем создания Верховного суда или подобной инстанции, которые осуществляют тщательный надзор за соблюдением установленной конституции и соответствием ей основных распоряжений государственных органов.
Читайте также:
Право оперативного управления: что это значит

Итак, очевидно, что когда в стране происходит распределение властей на три ветви, то все соответствующие институты, являясь абсолютно независимыми, будут контролировать друг друга, препятствуя своими действиям попыткам злоупотреблять положением.

Принцип разделения властей

Ключевая суть исполнительной власти состоит в исследовании теории государственной власти и гипотезы разделения властей. Правительственные органы и другие системы государства, будучи достаточно тесно взаимосвязанными, обеспечивают в реальной жизни процесс государственного демократического управления.

Государственная власть — это концепция универсальных гражданских отношений и деятельность правительственных структур, которая осуществляется путем установленных в стране законодательных форм и способов, направленных на создание демократического режима в социуме, защиту свобод и прав любого гражданина, а также обеспечение объективного государственного контроля.

Демократизм и эффективность правовой деятельности возможно достигнуть с помощью разделения государственной власти на три ранее рассмотренные ветви, которые выполняют строго предписанные им функции, следовательно, отсутствие одной из них повлечет за собой грубое нарушение принципов демократии. Однако значимая роль в современном мире отводится именно исполнительной власти.

Принцип распределения властей считается одним из центральных конституционных методов, для которого характерны такие общие признаки:

  • грамотное распределение власти между действующими законодательными органами;
  • рассредоточение основных функций государственной деятельности по различным госслужащим;
  • комплексное обеспечение взаимного равновесия всех органов власти;
  • установленное законодательством равенства правовых структур;
  • независимость органов исполнительной, законодательной и судебной власти в проведении специальных государственных мероприятий и определенной компетенции демократических стран.

Классически гипотеза разделения властей подразумевает обязательное создание самостоятельных государственных систем, осуществляющих качественную власть в целях выполнения функций и задач государства, стабильного обеспечения демократического развития общественных традиций, соблюдения свобод и прав граждан. При этом, абсолютно все ветви власти уравновешивают и взаимно дополняют друг друга.

Идея разделения властей

Чтобы исключить возможный деспотизм, необходимо строгое и тщательное распределение действующей власти. В каждом разумно функционирующем государстве в обязательном порядке должны взаимодействовать три ветви власти: законодательная, которая издает важные законы; исполнительная, осуществляющая комплексное управление на базе изданных законов; судебная, контролирующая соблюдение законопроектов и осуществляющая справедливое правосудие.

Деспотизм может возникнуть там, где достаточная независимость одной ветви правительства не поддерживается другими.

В этом случае, законодатель не может быть руководителем, так как первый издает законы, а второй обязан подчиняться им. Ни правитель, ни законодатель не могут самостоятельно творить суд: они только назначают судей.

В истории наиболее предпочтительной считается полная гармония между всеми тремя сферами власти, но такая гармоничность и слаженность подразумевает также борьбу и противоречие. Если же власть исполнительная и законодательная соединены в одном учреждении или физическом лице, то свободы просто не может быть будет. А в случае, если комбинировать судебную и исполнительную власть, то судья получает уникальную возможность стать настоящим угнетателем.

Ключевая цель деятельности законодателей состоит в том, чтобы должным образом предоставить народу спокойную, нормальную и социально справедливую жизнь. В идеале между этими тремя правительственными ветвями должно установиться лад в виде правопорядок, который являл бы собой высшее совершенство. Но исторический опыт доказывает, что последовательно реализовать принцип разделение власти практически невозможно, ведь для этого необходимо в течение всего времени соблюдать равенство и баланс между ними.

Механизм разделения властей

Механизм государства представляет собой комплексную систему правительственных органов, организаций и учреждений, осуществляющих практическую деятельность по предоставлению регулятивной и охранительной функции страны

Такие процессы в государстве являются не только главными, но и выступают в роли определяющего элемента в политической системе. Данный механизм способен обеспечить объективное функционирование абсолютно всех сфер общественной жизни, а также оказывать положительное и отрицательное воздействие на явления, происходящие в обществе.

Современное государство — это особый механизм согласования неминуемо различных интересов и потребностей граждан или их организаций для обеспечения общего блага, и развития полноценного государства.

Структура механизма страны изменчива и многогранна, так как в нее входят все государственные органы управления, которые обладают властными полномочиями, а также правительственные организации, не имеющие организационных и финансовых средств. Ключевой ячейкой механизма правительственной власти считается человек, а субъект выступает в роли носителя государственной системы.

Элементы механизма объединяются различными способами, создавая универсальный институт мысли классического учения о распределение властей, которое не сводит данную практику ни к разделению труда в сфере государственной власти, ни к выражению определенного компромисса классово-политических сил, который можно наблюдать в развитых правовых концепциях. Разделение властей – это, в первую очередь, форма демократии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: