Территориальные воды: что это такое, описание и особенности

Понятие территориальные воды (территориальное море)

Территориальные воды, которые еще называют территориальным морем – это морской пояс, находящийся за внутренними морскими водами около прибрежного государства, при этом входящий в его суверенитет, но можно сказать проще, это морской пояс располагающийся вдоль берега.

Острова же расположившиеся вне пределов этого моря, обладают своим личными территориальными водами, но установки находящиеся поблизости берега и острова сделанные искусственно не смогли обзавестись территориальными водами.

Размеры территориальных вод

Что касается размеров территориальных морей, то в большинстве государств ширина составляет 12 морских миль. Границы расположенные по бокам территориальных побережий находятся на расстоянии 24 миль и определяются договорами международного уровня.

Прибрежные государства имеют влияние на водное территориальное море, пространство над ним (воздушное) и, конечно, на само дно и недра находящиеся в этой зоне (ст. 1, 2 Конвенции о прилежащей зоне и территориальном море (Женева, 29 апреля 1958 г.), ст. 2 Конвенции основывающаяся на морском праве 1982 г.). Моря, которые находится на части территории соответствующего государства являются его неотъемлемой частью

На данный момент насчитывается три главных метода подсчета территориальных вод:

  • отсчитывание от линии самого большого отлива вдоль берега прибрежного государства;
  • в случаях, когда береговая линия не является прямой, а наоборот извилистая или изрезанная, либо неподалеку от берега располагаются острова, подсчет ведется способом прямых исходных линий, при котором соединяются наиболее заметные в море точки островов и берега;
  • от вод находящихся внутри.

Внешней границей моря находящегося в территории государства является линия, у которой каждая точка находится от самой близкой точки прямой исходной линии на дистанции, равной 12 миль, то есть такой же как и ширина территориального моря.

В Российской Федерации статус территориального моря определяется Федеральным законом от 31.07.1998 155-ФЗ.

МП принимает право мирного прохода судов других государств через территориальные воды. Правом дружелюбного, а точнее переправы мирным путем через территориальные воды пользуются невольные суды всех государств.

Под термином «проход» рассматривается переправа через территориальные воды с целью: переправы через море, при это не пересекая границу внутренних вод; попадание во внутренние воды,а также выход из них, остановка на рейде (статья 18 Конвенции морского права 1982 г.).

Проход через территориальные воды

Сам проход обязан осуществляться быстро и непрерывно. В тоже время в него входит остановка и стоянка на якоре, но лишь в той мере, которой он связывается с обыкновенным плаванием или необходимым по причине непреодолимой силы, или же с целью оказания поддержки людям, аппаратам или судам, которые попали в опасную для жизни ситуацию или терпят бедствие.

«Проход можно считать мирным в том случае, когда им не нарушается мир, благополучное состояние или порядок в добром стиле безопасности прибрежного государства» (Статья 19 Конвенции морского права от 1982 года).

Если же это иностранное судно будет совершать проход, то оно будет нарушать мир, безопасность или добрый порядок государства расположенного вблизи берега, в случае когда в территориальных водах осуществляется одно из действий:

  • применение силы или угрозы направленной по отношению к суверенитету, территориальной ценности или независимости политического характера прибрежного государства или любым другим способом, когда будет замечено нарушение принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН;
  • любые осуществляемые учения или маневры с использованием оружия;
  • любой акт, целью которого является сбор информации, которая способна принести вред прибрежному государству в плане безопасности или его обороны;
  • акт свидетельствующий о пропаганде, цель которого заключается в посягательстве на безопасность или оборону прибрежного государства;
  • подъем,посадка или принятие на борт воздушных аппаратов;
  • подъем, посадка или принятие на борт воздушных аппаратов имеющих направленность на военное устройство;
  • любые манипуляции с товаром или валютой в плане погрузки или выгрузки, посадки или высадки любого физического лица, вопреки таможенным, фискальным, санитарным или иммиграционным правилам и, конечно, законам прибрежного государства;
  • акт действия которого преднамеренны и серьезны по отношению к загрязнению вопреки Конвенции; любую деятельность связанную с рыбалкой;
  • научные исследования в виде гидрографической деятельности;
  • акт целью которого является создание направленных помех по функционированию любых систем связи или любых других установок прибрежного государства;
  • осуществляющих любую другую активность, не имеющую никакого отношения к проходу.

Прибрежное государство в свое время имеет право принимать правила и законы опираясь на нормы МП, по переправе через территориальные воды в мирном порядке, а также в отношении всех нижеследующих вопросов или некоторых из них:

  • регулирования движения судов и безопасности судоходства;
  • защиты средств для навигации и оборудования и других установок или сооружений;
  • охраны трубопроводов и кабелей;
  • защита ресурсов моря в живом состоянии;
  • контроль за нарушениями со стороны рыболовов правил и законов прибрежного государства;
  • окружающая среды и ее охрана в прибрежном государстве, уменьшение количества загрязнений;
  • исследований в научной сфере включая морские глубины;
  • предупреждение о преступлении через правила прибрежного государства среди таможенных, фискальных, санитарных сфер.

Зарубежные корабли оснащенные двигателем на ядерной основе, а также суда, занимающиеся перевозкой ядерных или же других опасных, веществ, которые по своей структуре являются ядовитыми, пользуясь разрешением мирной переправы через территориальные воды должны содержать на корабле необходимые документы и, конечно, вести строгий контроль по мерам предосторожности, которые установлены международным соглашением для всех судов.

Также прибрежное государство может заниматься установкой разрешительного порядка по переправе зарубежных судов военного предназначения через свои территориального воды. Подводные лодки также обязаны соблюдать определенные правила, следовать на поверхности воды и понимать свой флаг (статья 20 Конвенции морского права 1982 года).

Государство прибрежного характера может принимать санкции касающиеся не допуска прохода судов в свое территориальные воды, если посчитает проход не мирным.

Правила прибрежных государств

Также у уголовной юрисдикции есть определенные правила прибрежного государства. Она не должна проводить свои действия на борту иностранного судна, которое пересекает территориальные воды, для ареста любого лица или осуществления расследования в связи с преступлением любого вида, осуществляемым на борту судна во время его прохода, за исключением случаев, если:

  • преступления,а после и его последствия имеют свойство распространяться на прибрежное государство;
  • преступление несет такой характер, что влечет за собой конфликты и нарушение спокойствия в стране или доброго порядка в территориальном море;
  • необходимо обращение к местной власти для оказания помощи. Но стоит отметить, что обращаться должен капитан судна, агент дипломатической наклонности или консульское должностное лицо государственного флага;
  • эти средства нужны для наказания незаконной торговли веществами в состав которых входят наркотики или психоактивные вещества.
Читайте также:
Хищение либо вымогательство радио-активных материалов

Все вышеперечисленные порядки не имеют отношения к прибрежному государству, в соответствии с законом, для проведения расследования или же ареста на иностранном судне, которое пересекает территориальные воды после выходы из внутренних вод.

В свою очередь прибрежное государство не должно требовать остановки проходящего через территориальное море зарубежного судна или оказывать влияние на изменение его курса с целью осуществления гражданской юрисдикции по отношению к лицу, находящемуся на борту судна. Государство прибрежного типа имеет право воспользоваться полномочиями по взысканию или аресту по отношению к такому судну, если это имеет отношение к гражданскому делу только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя этим судном во время или для прохода его через воды прибрежного государства.

Следовательно законодательству Российской Федерации «проход через территориальное море должен осуществляться быстро и непрерывно. У него есть право на остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку он связан с обычным плаванием либо необходимым вследствие непреодолимой силы или бедствия либо в целях оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие».

Переход территориальных вод иностранным судном, иностранным военным кораблем или другим государственным судном будет считаться опасным для мира, доброго порядка или безопасности России, в том случае если в территориальных водах судно будет заниматься одной из деятельностей:

  • применение или угроза силой против суверенитета, территориальной целостности или независимости России или каким-либо другим образом нарушение принципов МП, воплощенных в Уставе ООН;
  • учения или маневры с присутствием оружия;
  • любой акт, способный навредить безопасности или обороне России путем получения информации;
  • любой акт пропаганды, цель которого заключается в посягательстве на безопасность или оборону России;
  • подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата;
  • подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого военного устройства;
  • погрузка или выгрузка товара или же валюты, посадку или высадку любого лица вопреки пограничным, таможенным, налоговым (фискальным), санитарным, иммиграционным, ветеринарным, фитосанитарным, навигационным и другим правилам, установленным законами РФ и иными нормативными актами;
  • акт намерения которого могут послужить вредоносным отношением к окружающей среде вопреки правилам законодательства и нормам МП;
  • активность проявляющуюся в области защиты природы от рыболовства и сохранения биологических и водных ресурсов;
  • проведение гидрографической или исследовательской деятельности;
  • любой акт, целью которого является навредить функционированию любых систем связи, установок или других сооружений входящих в состав Российской Федерации путем создания помех.
  • деятельность любого другого характера, у которой нет в своем составе прямого отношения к переправе через территориальные воды, если иное не рассматривается международными договорами РФ.

Иностранные суда,корабли военной направленности и другие государственные корабли используют законы мирной переправы через территориальные воды опираясь на уставы, являющиеся общепризнанными принципами и нормами МП и договорами международного уровня.

В чьи интересы входит безопасность России, а также проведения учений с оружием любого вида федеральный орган исполнительной власти по обороне или федеральный орган исполнительной власти по безопасности могут временно приостановить в определенных районах территориальных вод осуществление права мирного прохода через территориальное море для иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов.

Такое приостановление вступает в силу после заблаговременного объявления об этом в «Извещениях мореплавателям».

Международное право

Внутренние морские воды и территориальное море

Внутренние морские воды — это воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориальных вод (ст. 8 Конвенции ООН по морскому праву). К внутренним водам также относятся: а) акватории морских портов в пределах, ограниченных линиями, проходящими через наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения (ст. 11); б) воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, а ширина входа между отметками наибольшего отлива не превышает 24 морских миль (ст. 10); в) так называемые исторические заливы, например Фанди (США), Гудзонов (Канада), Бристольский (Англия) и др. В Российской Федерации к историческим водам относятся заливы Петра Великого, Кольский, Азовское и Белое моря, Чесская и Печерская губы, проливы Вилькицкого и Санникова и некоторые другие воды.

Внутренние морские воды являются государственной территорией прибрежного государства и находятся под его суверенитетом. Правовой режим таких вод регулируется национальным законодательством с учетом норм международного права. Прибрежное государство осуществляет в своих внутренних водах административную, гражданскую и уголовную юрисдикцию в отношении всех судов, плавающих под любым флагом. Оно само устанавливает условия судоходства. Заход иностранных судов осуществляется, как правило, с разрешения этого государства (обычно государства публикуют перечень портов, открытых для захода иностранных судов). Военные корабли других государств могут заходить во внутренние воды либо по разрешению, либо по приглашению прибрежного государства. Иностранные суда, находящиеся во внутренних водах другого государства, обязаны соблюдать правила судоходства, законы и обычаи прибрежного государства.

Территориальное море (территориальные воды) — это полоса моря шириной в 12 морских миль, непосредственно примыкающая к сухопутной территории или внешней границе внутренних вод и находящаяся под суверенитетом прибрежного государства. Отсчет ширины территориальных вод производится, как правило, от «линии наибольшего отлива вдоль берега» (ст. 5). Там же, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста, ширина территориальных вод может отмеряться от прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки. В Российской Федерации для отсчета ширины территориальных вод применяются оба этих способа.

Читайте также:
Сначала аренда помещения, потом регистрация предприятия?

Правовой режим территориальных вод имеет некоторую специфику, которая объясняется тем, что, во-первых, прибрежное государство распространяет на них свой суверенитет (ст. 2); во-вторых, за судами всех государств признается право мирного прохода через иностранные территориальные воды. Осуществляя суверенитет в территориальных водах, прибрежное государство может издавать законы и правила относительно судоходства в его территориальных водах. Цель этих актов — обеспечить безопасность судоходства, защитить навигационные средства и оборудование, живые ресурсы, предотвратить загрязнение моря и др. Государство может объявить определенные районы территориальных вод закрытыми для плавания (например, при проведении учений с использованием оружия) (п. 3 ст. 25).

Согласно Конвенции ООН по морскому праву, под мирным проходом понимается плавание через территориальные воды с целью: а) пересечь их, не заходя во внутренние воды; б) пройти во внутренние воды; в) выйти из внутренних вод в открытое море (ст. 18). Проход при этом является мирным, если он не нарушает мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства (ст. 19). Иностранные суда, пользующиеся правом мирного прохода, должны соблюдать законы и обычаи прибрежного государства; выполнять навигационные, радиотелеграфные, портовые, таможенные, санитарные, рыболовные и иные правила, устанавливаемые прибрежным государством.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву, вопросы юрисдикции прибрежного государства на борту иностранного судна, находящегося в иностранных водах, решаются, как правило, следующим образом: а) уголовную юрисдикцию прибрежное государство может осуществлять, если на судне совершено преступление, последствия которого распространяются на прибрежное государство; если преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальных водах;

если капитан судна или дипломатический (консульский) представитель обратился к местным властям с просьбой об оказании помощи (ст. 27); если необходимо пресечь незаконную торговлю наркотиками; 6) гражданскую юрисдикцию прибрежное государство не может осуществлять в отношении судна, проходящего через его территориальные воды. Однако оно может в соответствии со своими законами применять меры взыскания или арест в отношении иностранного судна, находящегося на стоянке в территориальных водах или проходящего через эти воды после выхода из внутренних вод; оно может потребовать возмещения ущерба, нанесенного судном во время его прохождения через территориальные воды прибрежного государства (например, в случае повреждения им знаков навигационной обстановки, подводных кабелей или трубопроводов, рыболовных сетей и т.п.).

Конвенция ООН по морскому праву распространяет право мирного прохода и на военные корабли. Однако порядок реализации этого права весьма разнообразен: а) одни государства требуют предварительного разрешения по дипломатическим каналам; б) другие — лишь предварительного уведомления; в) третьи разрешают мирный проход всем военным кораблям, которые следуют транзитом через их территориальные воды. В соответствии с национальным законодательством и международными обычаями военным кораблям, осуществляющим проход через территориальные воды иностранных государств, запрещается: производить промеры, фотографирование, боевые учения (стрельбы и т.д.); пользоваться радиопередатчиками, радиолокаторами и т.п., кроме навигационных установок; заходить в запретные зоны; производить пуски ракет, выпускать в полет и принимать на борт самолеты и вертолеты.

Осуществляя проход через территориальные воды или находясь в территориальных или внутренних водах других государств, военные корабли обладают иммунитетом. Иммунитет военного корабля в параметрах общепризнанного юридического принципа определяет себя через совокупность прав и привилегий корабля как органа государства. Вместе с тем иностранные военные корабли, находясь в территориальных или внутренних водах другого государства, не должны создавать угрозу безопасности прибрежного государства. Если какой-либо военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении, то прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальные воды (ст. 30).

В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» внутренние морские воды Российской Федерации — воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации. К внутренним морским водам относятся воды:

  • портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;
  • заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль;
  • заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в «Извещениях мореплавателям».

Территориальное море Российской Федерации — примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в ст. 4 названного Федерального закона. Иная ширина территориального моря может быть установлена в соответствии со ст. 3 Федерального закона. Определение территориального моря применяется также ко всем островам Российской Федерации. Внешняя граница территориального моря является Государственной границей РФ. Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.

На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

Мирный проход военных кораблей иностранных государств в территориальных водах России осуществляется и регулируется в соответствии с нормами указанного Федерального закона и Правилами плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 2 октября 1999 г. № 1102. Мирный проход через территориальные воды нашей страны иностранными военными кораблями может осуществляться в целях их пересечения без захода во внутренние воды и допускается по специальным маршрутам. Если иностранный военный корабль заходит во внутренние воды, то требуется разрешение Правительства России. Разрешительный порядок не распространяется: на военные корабли, на которых находятся главы государств или правительств, и на сопровождающие их военные корабли; на военные корабли, которые терпят бедствие.

Читайте также:
Тарифное руководство: что это такое, описание и особенности

Морская конвенция ООН: что такое «территориальные воды»

В 1982 году в приморском городке Монтего-Бей на Ямайке представители 117 государств подписали международный договор, регламентирующий правила пользования мировым океаном — Морскую конвенцию ООН. Так завершился путь длиной в сотни лет — путь, полный вооружённых и дипломатических конфликтов.

История раздела мирового океана

Международная дипломатия, зародившаяся за много лет до нашей эры, уже во времена египетских фараонов и царей Месопотамии знала примеры международных договоров о разграничении зон влияния на суше. Однако, ни тогда, ни в поздние времена не существовало понятия о разделе моря на зоны политического и экономического влияния. Влияние государства на прибрежные воды в античные времена распространялись не далее, чем мог видеть наблюдатель с суши. Да и это влияние было весьма призрачным. Даже самые крупные державы того времени, Римская империя и Карфаген, не могли на 100% контролировать свои прибрежные воды. Побережье Средиземноморья буквально кишело пиратами и контрабандистами всех мастей, и самое большее, на что могли рассчитывать прибрежные государства в борьбе за влияние на море, это захват отдалённых побережий и островов с основанием там колоний и военных постов. Впрочем, особой необходимости в международных договорах о разграничении влияния на море в те годы не требовалось. Мореходство не было столь интенсивным как в наши годы, а использование морских ресурсов в то время ограничивалось прибрежным рыболовством.

Вопрос о разделе морских просторов на сферы влияния обострился во времена, которые современные историки называют «Эпохой Великих Географических Открытий»: в конце XV — начале XVI вв. Именно тогда две величайшие морские державы, Испания и Португалия, осваивали недавно открытые территории Нового Света. Неопределённость зон влияния приводила к многочисленным морским и сухопутным стычкам между конкистадорами двух соседних стран. При посредничестве Папы Римского оба католических короля заключили ряд договоров, разделяющих мировой океан на две части по 30 градусу, который получил среди мореплавателей той эпохи название «папский меридиан».

Однако, подобная узурпация просторов мирового океана не могла устраивать другие европейские страны: Англия и Голландия отказались признавать этот договор, проникая на территории, отведённые Испании и Португалии. Это привело к неоднократным вооружённым конфликтам между этими четырьмя странами: новые морские державы активно теснили испанцев и португальцев на мировой арене. Папские любимцы не оставались в долгу — чего только стоит испанская «Непобедимая армада». Однако не всегда державы действовали с помощью открытой силы — активно в морских спорах задействовались и дипломатия с юриспруденцией. Так, голландский юрист де Гроот выступил с концепцией «свободного моря», опубликованной им в 1609 году. В своём «Маре Либерум» он утверждал, что море принадлежит всем народностям, а не является чьей-то собственностью. Их соперники англичане выступили с ответной декларацией «Закрытого моря». Согласно британскому трактату «Маре Клаузум» (1632 г.) каждое государство имеет право защищать свои прибрежные воды, как имеющие исключительную важность для его безопасности. Это положение «закрытого моря» получило в те годы значительную популярность.

Дальнейшее развитие эта концепция получила в работах голландского юриста Корнелиуса ван Бинкершока (1673 — 1743 гг.). Свои теоретические разработки Бинкершок изложил в нескольких трактатах, в том числе в «Де доминио маре» и «Де форо лигаторум». Согласно его утверждению, все государства имеют право на владение своими прибрежными водами. Как считал Бинкершок, государство может контролировать и защищать полосу моря, удалённую от побережья на расстояние пушечного выстрела. В те годы это было вполне рациональное предложение: основную роль в защите побережья во времена Бинкершока играли береговые батареи, морская пограничная охрана появилась значительно позже. Таким образом, было установлено так называемое «правило пушечного выстрела», принятое в 18 — 19 веках большинством морских государств Европы. В 17 веке дальность пушечного выстрела составляла порядка 3 морских миль. Это расстояние и было принято как общемировое, и сохранялось вплоть до окончания второй мировой войны: трёхмильная полоса считалась территориальными водами, а всё, что находилось дальше — нейтральными.

Корнелиус ван Бинкершок.

«Особое мнение» США

«Правило пушечного выстрела» просуществовало до 1945 года. Вполне понятно, что понятие «пушечный выстрел» в те годы было исключительно формальным: дальность выстрела берегового орудия в те годы уже превышала 20 миль (например — орудия немецкого «Атлантического вала»). Однако, в 1945 году президент Гарри Трумэн объявил о суверенном праве США на морскую территорию, пролегающую по прибрежному шельфу вплоть до изобаты глубины в 200 метров. Все эти весьма обширные территории американская администрация официально объявила своими. Связано это было с открытием на прибрежном шельфе значительных запасов нефти и газа, которые к тому времени стали стратегическим сырьём.

Эта декларация Трумэна, получившая номер 2667, породила цепную реакцию — многие страны стали перекраивать свои морские границы. Например, многие латиноамериканские страны (Чили, Перу, Никарагуа и т.д.) также объявили о расширении своих территориальных вод — до 200 миль от побережья. Чуть позже, в 1960-е г., к ним присоединились и ряд новых африканских государств — Танзания, Мадагаскар, Гамбия объявили о своих претензиях на 50-мильную зону моря, а Сьерра-Леоне — на 200 миль океана. Не остались в стороне и некоторые европейские страны, например Исландия.

Читайте также:
Уголовный процесс: что это такое, описание и особенности

Столкновение британского и исландского военных кораблей в ходе «Тресковых войн»

В результате? подобные односторонние меры вылились в череду экономических, дипломатических и даже вооружённых конфликтов за право пользоваться морскими ресурсами, получивших название «тунцовых» и «тресковых» войн. Происходили эти войны между США и странами Латинской Америки, а также в европейских водах. Наибольший резонанс получили «тресковые войны» между Великобританией и Исландией, дело в которых доходило до вооружённых столкновений противоборствующих ВМС и человеческих жертв, а государства разорвали дипломатические отношения между собой.

Мировой океан. Заштрихованы прибрежные экономические зоны государств

Морская конвенция ООН

Чтобы привести в порядок «морские дела», ООН в конце 50-х годов созвала первую конференцию по морским вопросам. Вторая и третья конференции прошли в 1960 и 1972 годах соответственно. В ходе этих конференций были выработаны основные положения относительно разграничения прибрежных территорий на внутренние и территориальные воды, экономические зоны. Особо оговаривался порядок пользования рыбными ресурсами и освоения прибрежного шельфа. Результатом всех этих конференций и стало подписание Конвенции по морскому праву. В настоящее время данную конвенцию подписали подавляющее большинство стран мира — 166 государств.

Экономическая морская зона США

«Особое мнение» США относительно разграничения мирового океана сохраняется вплоть до наших дней. Даже после того, как 117 государств мира в 1982 г. подписали Морскую конвенцию, Америка отказалась присоединяться к этому договору. Свои морские претензии США выразили в так называемой «Доктрине Рэйгана», озвученной тогдашним президентом Р. Рэйганом в 1983 г. Согласно ей, США в одностороннем порядке устанавливает 200-мильную экономическую зону. Как заявляется в доктрине 1983 г., Соединённые Штаты признают 200-мильные экономические зоны, но абсолютно не приемлют тезис о том, что океан вне пределов этих зон является общемировым достоянием и может осваиваться лишь на основании международного сотрудничества. Ряд других государств, таких как Перу, Венесуэлла, Сирия, также не подписали Конвенцию по причине несогласия с установленными размерами территориальных вод.

Основные положения Морской конвенции

Как указывается аналитиками, основное положение Конвенции — это установление прибрежных зон, в том числе и 200-мильной исключительной экономической зоны. Согласно Конвенции, 40% площади мирового океана занято этими экономическими зонами. Кроме 200-мильной, были установлены другие зоны (12-мильная, 24-мильная) и определены их статусы. Все отсчёты при этом ведутся от так называемой «базисной (исходной) линии». Эта воображаемая линия соединяет наиболее выступающие в море части берега: мысы, прибрежные острова, архипелаги.

Зоны моря, согласно положениям Морской конвенции ООН.

Территориальные воды

Территориальные воды – это ближайшая к побережью зона, на которую полностью распространяется суверенитет государства. Там действуют законы этого государства, ограниченные лишь положением «свободного прохода», согласно ст.2 Конвенции ООН. Согласно правилам «свободного прохода», любые суда могут проходить через территориальные воды с соблюдением некоторых условий, к примеру:

* Не создавать угрозы для безопасности государства;

* Не загрязнять акваторию;

* Не вести гидрографическую или топографическую съёмку;

* Не вести добычу морских ресурсов.

Проход военных кораблей через территориальные воды должен, как правило, согласовываться с государством, под чьей юрисдикцией находятся эти воды. Иностранные подводные лодки обязаны проходить в них только в надводном положении. Также возможен свободный проход кораблей через проливы шириной менее 12 миль.

Удалённость линии территориальных вод от берега, согласно Конвенции, составляет 12 морских миль. Однако, целый ряд государств установили в одностороннем порядке более широкие или узкие линии территориальных вод: Перу и Сьерра-Леоне — 200 миль, Сирия — 35 миль, Сингапур — 3 мили и т.п.

Внутренние воды

К этой категории относятся воды, рек, озёр и иных водоёмов, расположенных внутри границ государства. На них не распространяется действие Морской конвенции, в том числе запрещён «свободный проход» иностранных судов. Кроме этого к внутренним водам могут относиться воды архипелагов, или расположенные между группой островов и берегом. Это возможно в том случае, если они находятся между исходной линией и берегом. Примером может служить Внутреннее Японское Море. Однако, на часть внутренних вод может распространяться положения о «свободном проходе» — это относится к особо значимым каналам и рекам — скажем Суэцкому, Панамскому каналу или реке Амазонке.

Прилегающая зона

Морская зона на удалении до 24 миль от базисной линии называется прилегающей. Хотя прибрежное государство не имеет здесь исключительных суверенных прав, однако может пресекать тут контрабандные перевозки и иные нарушения международных правовых нормативов.

200-мильная экономическая зона

Установка Конвенцией этой зоны является одним из главнейших её достижений. Прилегающая к побережью страны полоса шириной 200 миль от исходной линии является той частью моря, где государство имеет исключительное право на следующую деятельность:

* Разведка и разработка любых морских ресурсов;

* Насыпка искусственных островов;

* Установка плавучих платформ;

* Сохранение природных ресурсов;

* Передача права на экономическую деятельность иностранной фирме.

Другие государства в 200-мильной зоне имеют право:

* На свободное передвижение кораблей и летательных аппаратов;

* На прокладку морских коммуникаций (кабелей, трубопроводов и т.п.).

Интересный факт: самой обширной экономической зоной обладают Соединённые Штаты, не подписавшие Морскую конвенцию. Площадь её 200-мильной зоны составляет 16 млн. кв. км — почти вдвое больше сухопутной территории США.

Шельф

Шельф — подводное продолжение материка, вдающееся в море в виде обширной, относительно неглубокой территории, переходящей в открытое море. Согласно Конвенции 1982 года, прибрежные государства имеют преимущественное право на разработку здесь полезных ископаемых, ловлю рыбы и другую экономическую деятельность. При этом область шельфа зачастую простирается гораздо дальше 200-мильной зоны. В этом случае исключительные экономические права распространяются на полосу до 350 миль. В связи с наличием на континентальном шельфе значительных запасов полезных ископаемых, между прибрежными государствами ведётся серьёзная дипломатическая борьба. Примером может служить спор вокруг арктического шельфа между Россией, Канадой, США и Норвегией. Также в последние годы обостряется конфликт между Китаем и его соседями: Вьетнамом, Японией, Филиппинами.

Читайте также:
Странствующие судьи: что это такое, описание и особенности

Открытое море

Открытое море – территория, находящаяся вне территориальных или экономических зон любого государства. На юридическом языке также именуемое нейтральными водами, оно занимает примерно 60% от всей территории мирового океана. Юрисдикция открытого моря полностью регулируется положениями Конвенции. Согласно им, вся территория открытого моря является общим достоянием всех государств. Все работы по добыче или разведке полезных ископаемых должны производиться только после согласования с Международным агентством, что и является причиной, по которой США до сих пор отказываются подписать Морскую конвенцию ООН. Здесь может осуществляться беспрепятственное движение любых судов. Досмотру может быть подвержено только судно, подозреваемое в пиратстве, перевозке рабов и совершении иных международных преступлений.

Внутренние морские воды: определение понятия

Любое государство на планете, которое омывают те или иные моря, имеет в своем составе внутренние морские воды. А также территориальные воды, которые тоже являются владением государства. В этих зонах устанавливаются свои правила и законы, внешние границы являются границами государств. О том, что это за территории и какие законы в них действуют, будет рассказано в этой статье

Внутренние морские воды: понятие

Это акватория, которая расположилась между побережьем и прямыми исходными линиями. Эти линии нужны, чтобы отмерить внутренние морские воды и произвести отсчет от них полосы территориальных вод. Как именно эти линии проводятся, будет описано ниже по тексту.

Внутренние морские пространства

Какие территории и участки моря относят к внутренним морским водам:

  • Морское пространство в портах, ограниченное линией, которая проходит через те портовые сооружения (в том числе и гидротехнические), расположенные дальше всего от берега.
  • Любое море, которое окружает одно государство со всех сторон. Кроме того, к внутренним морским водам относят полностью окраинные моря, все берега которых расположены в одной стране. Примером может служить Белое море на севере России.

Исторические внутренние морские территории

Пример одного из исторических заливов – дальневосточный залив Петра Великого в России. Этот залив распространяется до линии, которая соединяет устье Тюмень-Ула (реки) и мыс Поворотный. Величина входа в него больше чем 24 мили и составляет 102 морские мили.

Статус этого залива был установлен еще в 1901 году и обозначен в правилах рыбного промысла в морских водах, принадлежащих Приамурскому генерал-губернаторству. Также он определен в соглашениях России, а затем и СССР (1907, 1928, 1944 год) с Японией по рыболовству.

Еще один пример – Гудзонов залив, который своей исторической территорий считает Канада. Норвегия претендует, таким образом, на Варангер-фьорд, а Тунис считает своим Габесский залив.

Правовой режим внутренних морских вод

Законы в этих водах устанавливаются по усмотрению государства. Законами прибрежного государства регулируется судоходство и рыболовство, научные изыскания в его внутренних морских водах. Иностранные корабли и суда могут заходить в территориальные воды той или иной страны только с разрешения ее правительства. Исключением может быть захождение судна в чрезвычайных ситуациях вследствие стихийного бедствия или захождение в открытые порты. Обычно без особого разрешения запрещено иностранцам заниматься тем или иным промыслом, научной деятельностью в этих морских водах.

Правовой режим в портах

Морская территория портов тоже входит во внутренние морские воды. Государство, на территории которого расположены эти порты, имеет право контролировать доступ в них и определять порядок пребывания там для судов других стран. Это право подтверждено конвенцией, устанавливающей режим морских портов. Она была подписана в 1923 году в Женеве. В нее входят 40 государств, имеющих внутренние морские воды. Некоторые страны сделали открытый доступ в своих портах для иностранных судов для улучшения и развития отношений и торговли между государствами.

Согласно конвенции 1974 года по охране жизни человека на море, ядерные суда других государств, перед тем как зайти в морской порт, должны предварительно предупредить и предоставить информацию о том, что их заход не несет ядерной угрозы.

Военные корабли, принадлежащие другим странам, для захода в порт должны получить специальное разрешение или приглашение от прибрежного государства. Все суда обязаны соблюдать правила и законы государства, по вопросам санитарного, таможенного и пограничного режимов, портовых сборов. Как правило, страны заключают между собой соглашения и договоры о судоходстве и торговле, устанавливают определенный порядок захода в порт и правовой режим, в том числе и для торговых судов.

Что такое территориальное море

Внутренние морские воды и территориальное море (территориальные воды) отличаются тем, что последнее понятие обозначает полосу в 12 морских миль, простирающуюся от исходной линии вдоль всего побережья.

Отсчет ширины этой полосы ведется от линии берегов, которая образуется во время максимального отлива. В тех местах, где линия берега неровная, изрезанная и имеет множество изгибов, отсчет ведется от прямой исходной линии, которая проходит через определенные точки.

Указанные выше способы отсчета используются в Российской Федерации.

Правовой режим в территориальных водах

Правовой режим имеет свою специфику. Объяснена она тем, что прибрежное государство распространяет на территориальные воды свой суверенитет, но при этом все суда имеют право на мирное прохождение через эти воды. Мирным проходом считается прохождение, которое не нарушает мир, не угрожает безопасности граждан, не нарушает общественный порядок. Тем не менее в пределах этой зоны государство может устанавливать свои законы и правила, регулирующие судоходство. Таким образом оно стремиться сделать прохождение судов безопасным, защитить средства и оборудование навигации, защитить и сохранить экологию морского побережья.

Некоторые участки могут стать вообще закрытыми для судоходства. Иностранные суда, заходящие в территориальные воды, обязаны соблюдать установленные государством правила, законы и традиции.

Уголовные и гражданские дела

Уголовные и гражданские дела, которые касаются моряков, пребывающих на судне в порту или в территориальных водах прибрежного государства, разрешаются судебными органами этого самого государства. Но чаще всего власти страны воздерживаются от вмешательства, если только совершенные преступления, которые имели место на торговом судне другой страны, не носят тяжкий характер и не наносят вред гражданам прибрежного государства. А также если эти правонарушения не нарушают в государстве общественный порядок и спокойствие, не беспокоят лиц, которые не относятся к экипажу иностранного судна.

Государство может осуществить уголовную юрисдикцию для того, чтобы остановить наркоторговлю. На международном уровне сложились обычаи, что на иностранных суднах распорядок внутри экипажа корабля определяется законами, обычаями и правилами того государства, флаг которого реет над судном.

Облегчение судоходства между государствами

Чтобы международное судоходство было проще и легче, в 1965 году была заключена специальная конвенция. В ней содержатся рекомендованные определенные стандарты, призванные упростить и уменьшить количество формальностей и документов, необходимых для захода судов в порты других государств, пребывания и выхода из них.

Для начала военные корабли, которые пребывают законно в порту другого государства, имеют иммунитет от юрисдикции этого государства. Но это не освобождает их от соблюдения законов и правил, принятых в этой стране, и от следования нормам международного права.

Невоенные корабли, в том числе и морские торговые судна, по исторически сложившейся традиции тоже могли пользоваться иммунитетом от юрисдикции иностранных государств в море. Но после конвенции в Женеве в 1958 году (о территориальных водах, прилежащей зоне и об открытом море) и Конвенции ООН 1982 года о морском праве признается иммунитет только у государственных судов, которые эксплуатируются, не имея коммерческих целей.

Внутренние морские, территориальные воды РФ

В 1998 году вышел Федеральный закон (ФЗ) о внутренних морских водах, территориальных водах и прилежащей зоне. Согласно ему, внутренние воды морей так же как и в других странах, распространяются от исходных линий в сторону берега. К ним относятся водные пространства портов, а также небольшие заливы, морские бухты, лиманы (с величиной входа менее чем 24 мили), исторические заливы и другие морские территории вблизи берегов.

Территориальное море России примыкает либо к берегам, либо к внутренним морским водам государства. Это пояс шириной в 12 миль, отмеряемый от исходных линий, которые указаны в ФЗ. Применимы ко всем островным территориям Российской Федерации границы внутренних морских вод и территориального моря. Прилежащая зона расположена за территориальным морем и уже не входит в территорию РФ.

Таким образом, там, где заканчиваются территориальные воды, проходит граница государства Российская Федерация. На пространство над территориальными водами, морское дно и земными недрами под ним тоже распространяется суверенитет России. При этом мирные корабли других стран могут проходить через территориальное море. Их прохождение через эту водную полосу становится возможным и регулируется, согласно действующему ФЗ и установленным Правилам плавания, в том числе и для военных кораблей, и для других судов некоммерческого назначения.

Военные корабли иных государств могут заходить в эти воды с целью их мирного пересечения по специально разработанным маршрутам без захождения во внутренние морские воды РФ. Для захождения во внутренние воды нужно получить специальное разрешение властей РФ. Это правило не распространяется на корабли, на которых присутствуют главы государств, и те военные судна, которые являются для них сопровождением. Также это правило может не соблюдаться при стихийном бедствии и при заходе во избежание кораблекрушения.

Что такое внутренние воды? Примеры

Вода покрывает 71% земной поверхности. При этом основная часть этой площади относится к Мировому океану, и лишь малая ее доля приходится на внутренние воды. К ним причисляют все гидрографические объекты, кроме морей и океанов. Каковы особенности внутренних вод? Как они распределяются на различных материках? Обо всем этом мы и поговорим.

Внутренние воды материков

Вода является одним из наиболее востребованных и важных ресурсов. Мы используем ее для питья, для бытовых нужд, в промышленности и рекреации. Главная роль в этом отводится именно внутренним водам. С точки зрения географии к ним относятся все водоемы и другие гидрографические объекты, которые расположены в пределах суши:

  • ледники;
  • реки;
  • озера;
  • болота;
  • подземные источники;
  • искусственные объекты (каналы, пруды, водохранилища).

В международном праве к ним также относятся заливы, бухты, проливы и моря, но только в том случае, если их берега принадлежат к одному государству.

По поверхности нашей планеты они распределяются неравномерно. Основные факторы, которые влияют на размещение внутренних вод: климат, географическое положение и рельеф. Так, в большом количестве они могут присутствовать на низменностях и равнинах регионов сильной влажностью воздуха и частыми осадками, у полюсов, а также на часто орошаемых горных склонах. Меньше всего их в жарких и сухих регионах с высокими среднегодовыми температурами и редкими осадками.

Евразия

Евразия – крупнейший по размеру материк планеты с площадью 54 759 000 км². Его внутренние воды представлены обширными и глубокими озерами, многочисленными болотами и длинными реками. Континент сильно приближен к Северному полюсу, отчего значительную его территорию занимает вечная мерзлота и постоянные льды. Часть ледников находится в высочайших горах на Земле – Гималаях, а также на вершинах Альп и Кавказских гор.

В Евразии находится Каспийское море – самое большое бесточное озеро, и Байкал – самое глубокое пресноводное озеро мира. Реки материка принадлежат ко всем четырем океанам. Некоторые из них (Сырдарья, Урал, Эмбу) впадают в озера и не соединяются с Мировым океаном. Крупнейшей рекой внутреннего стока является Волга, впадающая в Каспийское море. Другие рекордсмены материка: Обь (по площади бассейна), Янцзы (по длине), Ганг (по полноводности).

Несмотря на обилие водных ресурсов, обширные регионы на юге Евразии покрыты пустынями и засушливыми степями. Особенно ярко они представлены в Передней Азии и на Ближнем Востоке. Например, в большинстве стран Аравийского полуострова практически нет постоянных озер и рек. Временные водотоки образуются лишь на короткое время в период обильных осадков. Внутренние воды здесь представлены в основном подземными источниками и отдельными водоемами в оазисах.

Северная Америка

Второй континент по количеству внутренних вод – Северная Америка. Так же, как Евразия, он расположен близко к полюсу и частично покрывается ледниками. Основная их доля (85%) покрывает Гренландию, Канадский архипелаг и небольшие прибрежные острова. В целом площадь оледенения составляет 2 млн км 2 .

Орошение материка происходит неравномерно: водные ресурсы сконцентрированы преимущественно на севере материка. Бессточные участки относительно малы и расположены в районе Мексиканского нагорья и Большого района Кордильер.

Внутренние воды Америки представлены густой сетью рек, которые впадают во все океаны, кроме Индийского. Крупнейшие из них – Миссисипи, Маккензи, Юкон, Колумбия, Колорадо, Рио-Гранде, река Святого Лаврентия. На реке Ниагара расположен всемирно известный одноименный водопад.

Водотоки бассейна Атлантического характеризуются значительной длиной и слабым течением. Реки, впадающие в Тихий океан, гораздо короче и быстрее. Они обладают большой силой и образуют глубокие каньоны и ущелья. Бассейн Северного Ледовитого океана формируется слабой, плохо развитой сетью. Реки, которые к нему относятся, обычно замерзают на зиму.

Материк Северная Америка изобилует болотами и озерами, которые расположены в основном на прибрежных низменностях (в виде лагун) и высоко в Кордильерах. Наибольшее же их количество представлено в северной части континента. Здесь находится самое большое пресноводное озеро планеты – Верхнее, площадью 82,4 тыс. км 2 . Оно принадлежит к системе Великих озер, состоящей из множества водоемов, соединенных между собой реками и водопадами.

Южная Америка

Южная Америка – материк длинных и полноводных рек, годовой сток которых в несколько раз превосходит сток остальных континентов. Их образованию поспособствовал влажный климат и большой перепад высот между высокими горами на западе и обширными равнинами на востоке.

Наиболее известные водотоки: Амазонка, Парана, Ориноко, Уругвай, Парагвай. Некоторые реки начинаются в районе плоскогорий, поэтому в их верхних течениях образовались водопады и многочисленные пороги. Так, на реке Чурун находится самый высокий водопад Анхель высотой 1 км, а на реке Паране расположился известный во всем мире Игуасу.

Гордостью материка является Амазонка – крупнейшая речная система в мире. Ее бассейн достигает площади в 7 млн км 2 , а длина – почти 7 тыс. километров. На глубине 4 км под Амазонкой течет подземная река – Хамза. Она питается грунтовыми водами и достигает около 6 тысяч километров в длину.

Африка

Для внутренних вод Африки решающее значение имеет именно климат. Материк обладает третьим по размеру речным стоком после Евразии и Южной Америки (5400 км 3 ), однако считается одним из наиболее засушливых. Дело в том, что палящее солнце испаряет около 80% всех осадков Африки, оставляя водоемам только 20%.

Реки и озера материка расположены в основном в его центральной части, возле экватора. Здесь протекают Конго, Гамбия, Нигер, Замбези. Отсюда также берет начало вторая по длине река мира Нил, впадающая в Средиземное море. На востоке Экваториальной Африки расположены крупнейшие озера, такие как Виктория, Танганьика, Ньяса, Эдуард.

Тропические регионы материка представлены пустынями (Сахара, Калахари, Намиб, Карру и т.д.) и полупустынями, где почти нет водоемов. Единственным спасением являются недра богатые подземными источниками. В некоторых местах они выходят наружу, образуя оазисы.

Австралия

Самым сухим материком планеты является Австралия. На нем совершенно нет ледников, а поверхностные воды представлены крайне слабо. Засушливый тропический и субтропический климат материка не дает образоваться стойкому водотоку. Около 60% его территории не имеет рек, впадающих в океан, так как они пересыхают, не добравшись до него.

Крупнейшая река континента – Муррей. Вместе с притоком Дарлинг она формирует систему с бассейном почти в 1 млн км 2 и занимает 14% площади Австралии. Озер на материке около 800. Многие из них – это высохшие котловины, которые наполняются водой лишь в период ливней. Наибольшее озера материка Эйр обычно представляет собой множество маленьких водоемов, зато во время дождей разрастается до 15 тыс. км 2 .

Антарктида

Антарктида расположена прямо на Южном полюсе, и большая часть ее внутренних вод «хранится» в ледниках. В них находится почти 90% всей пресной воды нашей планеты.

Другие гидрографические объекты на материке тоже имеются. Подо льдами скрыто около 150 озер, крупнейшее из которых – Восток глубиной 1200 метров. Постоянно протекающих рек на континенте нет, зато есть временные. Они тоже находятся под слоем льда и оттаивают на несколько месяцев, когда приходит антарктическое лето.

Международное право

Внутренние морские воды и территориальное море

Внутренние морские воды — это воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориальных вод (ст. 8 Конвенции ООН по морскому праву). К внутренним водам также относятся: а) акватории морских портов в пределах, ограниченных линиями, проходящими через наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения (ст. 11); б) воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, а ширина входа между отметками наибольшего отлива не превышает 24 морских миль (ст. 10); в) так называемые исторические заливы, например Фанди (США), Гудзонов (Канада), Бристольский (Англия) и др. В Российской Федерации к историческим водам относятся заливы Петра Великого, Кольский, Азовское и Белое моря, Чесская и Печерская губы, проливы Вилькицкого и Санникова и некоторые другие воды.

Внутренние морские воды являются государственной территорией прибрежного государства и находятся под его суверенитетом. Правовой режим таких вод регулируется национальным законодательством с учетом норм международного права. Прибрежное государство осуществляет в своих внутренних водах административную, гражданскую и уголовную юрисдикцию в отношении всех судов, плавающих под любым флагом. Оно само устанавливает условия судоходства. Заход иностранных судов осуществляется, как правило, с разрешения этого государства (обычно государства публикуют перечень портов, открытых для захода иностранных судов). Военные корабли других государств могут заходить во внутренние воды либо по разрешению, либо по приглашению прибрежного государства. Иностранные суда, находящиеся во внутренних водах другого государства, обязаны соблюдать правила судоходства, законы и обычаи прибрежного государства.

Территориальное море (территориальные воды) — это полоса моря шириной в 12 морских миль, непосредственно примыкающая к сухопутной территории или внешней границе внутренних вод и находящаяся под суверенитетом прибрежного государства. Отсчет ширины территориальных вод производится, как правило, от «линии наибольшего отлива вдоль берега» (ст. 5). Там же, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста, ширина территориальных вод может отмеряться от прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки. В Российской Федерации для отсчета ширины территориальных вод применяются оба этих способа.

Правовой режим территориальных вод имеет некоторую специфику, которая объясняется тем, что, во-первых, прибрежное государство распространяет на них свой суверенитет (ст. 2); во-вторых, за судами всех государств признается право мирного прохода через иностранные территориальные воды. Осуществляя суверенитет в территориальных водах, прибрежное государство может издавать законы и правила относительно судоходства в его территориальных водах. Цель этих актов — обеспечить безопасность судоходства, защитить навигационные средства и оборудование, живые ресурсы, предотвратить загрязнение моря и др. Государство может объявить определенные районы территориальных вод закрытыми для плавания (например, при проведении учений с использованием оружия) (п. 3 ст. 25).

Согласно Конвенции ООН по морскому праву, под мирным проходом понимается плавание через территориальные воды с целью: а) пересечь их, не заходя во внутренние воды; б) пройти во внутренние воды; в) выйти из внутренних вод в открытое море (ст. 18). Проход при этом является мирным, если он не нарушает мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства (ст. 19). Иностранные суда, пользующиеся правом мирного прохода, должны соблюдать законы и обычаи прибрежного государства; выполнять навигационные, радиотелеграфные, портовые, таможенные, санитарные, рыболовные и иные правила, устанавливаемые прибрежным государством.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву, вопросы юрисдикции прибрежного государства на борту иностранного судна, находящегося в иностранных водах, решаются, как правило, следующим образом: а) уголовную юрисдикцию прибрежное государство может осуществлять, если на судне совершено преступление, последствия которого распространяются на прибрежное государство; если преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальных водах;

если капитан судна или дипломатический (консульский) представитель обратился к местным властям с просьбой об оказании помощи (ст. 27); если необходимо пресечь незаконную торговлю наркотиками; 6) гражданскую юрисдикцию прибрежное государство не может осуществлять в отношении судна, проходящего через его территориальные воды. Однако оно может в соответствии со своими законами применять меры взыскания или арест в отношении иностранного судна, находящегося на стоянке в территориальных водах или проходящего через эти воды после выхода из внутренних вод; оно может потребовать возмещения ущерба, нанесенного судном во время его прохождения через территориальные воды прибрежного государства (например, в случае повреждения им знаков навигационной обстановки, подводных кабелей или трубопроводов, рыболовных сетей и т.п.).

Конвенция ООН по морскому праву распространяет право мирного прохода и на военные корабли. Однако порядок реализации этого права весьма разнообразен: а) одни государства требуют предварительного разрешения по дипломатическим каналам; б) другие — лишь предварительного уведомления; в) третьи разрешают мирный проход всем военным кораблям, которые следуют транзитом через их территориальные воды. В соответствии с национальным законодательством и международными обычаями военным кораблям, осуществляющим проход через территориальные воды иностранных государств, запрещается: производить промеры, фотографирование, боевые учения (стрельбы и т.д.); пользоваться радиопередатчиками, радиолокаторами и т.п., кроме навигационных установок; заходить в запретные зоны; производить пуски ракет, выпускать в полет и принимать на борт самолеты и вертолеты.

Осуществляя проход через территориальные воды или находясь в территориальных или внутренних водах других государств, военные корабли обладают иммунитетом. Иммунитет военного корабля в параметрах общепризнанного юридического принципа определяет себя через совокупность прав и привилегий корабля как органа государства. Вместе с тем иностранные военные корабли, находясь в территориальных или внутренних водах другого государства, не должны создавать угрозу безопасности прибрежного государства. Если какой-либо военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении, то прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальные воды (ст. 30).

В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» внутренние морские воды Российской Федерации — воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации. К внутренним морским водам относятся воды:

  • портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;
  • заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль;
  • заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в «Извещениях мореплавателям».

Территориальное море Российской Федерации — примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в ст. 4 названного Федерального закона. Иная ширина территориального моря может быть установлена в соответствии со ст. 3 Федерального закона. Определение территориального моря применяется также ко всем островам Российской Федерации. Внешняя граница территориального моря является Государственной границей РФ. Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.

На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

Мирный проход военных кораблей иностранных государств в территориальных водах России осуществляется и регулируется в соответствии с нормами указанного Федерального закона и Правилами плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 2 октября 1999 г. № 1102. Мирный проход через территориальные воды нашей страны иностранными военными кораблями может осуществляться в целях их пересечения без захода во внутренние воды и допускается по специальным маршрутам. Если иностранный военный корабль заходит во внутренние воды, то требуется разрешение Правительства России. Разрешительный порядок не распространяется: на военные корабли, на которых находятся главы государств или правительств, и на сопровождающие их военные корабли; на военные корабли, которые терпят бедствие.

Понятие территориальные воды (территориальное море)

Территориальные воды, которые еще называют территориальным морем – это морской пояс, находящийся за внутренними морскими водами около прибрежного государства, при этом входящий в его суверенитет, но можно сказать проще, это морской пояс располагающийся вдоль берега.

Острова же расположившиеся вне пределов этого моря, обладают своим личными территориальными водами, но установки находящиеся поблизости берега и острова сделанные искусственно не смогли обзавестись территориальными водами.

Размеры территориальных вод

Что касается размеров территориальных морей, то в большинстве государств ширина составляет 12 морских миль. Границы расположенные по бокам территориальных побережий находятся на расстоянии 24 миль и определяются договорами международного уровня.

Прибрежные государства имеют влияние на водное территориальное море, пространство над ним (воздушное) и, конечно, на само дно и недра находящиеся в этой зоне (ст. 1, 2 Конвенции о прилежащей зоне и территориальном море (Женева, 29 апреля 1958 г.), ст. 2 Конвенции основывающаяся на морском праве 1982 г.). Моря, которые находится на части территории соответствующего государства являются его неотъемлемой частью

На данный момент насчитывается три главных метода подсчета территориальных вод:

  • отсчитывание от линии самого большого отлива вдоль берега прибрежного государства;
  • в случаях, когда береговая линия не является прямой, а наоборот извилистая или изрезанная, либо неподалеку от берега располагаются острова, подсчет ведется способом прямых исходных линий, при котором соединяются наиболее заметные в море точки островов и берега;
  • от вод находящихся внутри.

Внешней границей моря находящегося в территории государства является линия, у которой каждая точка находится от самой близкой точки прямой исходной линии на дистанции, равной 12 миль, то есть такой же как и ширина территориального моря.

В Российской Федерации статус территориального моря определяется Федеральным законом от 31.07.1998 155-ФЗ.

МП принимает право мирного прохода судов других государств через территориальные воды. Правом дружелюбного, а точнее переправы мирным путем через территориальные воды пользуются невольные суды всех государств.

Под термином «проход» рассматривается переправа через территориальные воды с целью: переправы через море, при это не пересекая границу внутренних вод; попадание во внутренние воды,а также выход из них, остановка на рейде (статья 18 Конвенции морского права 1982 г.).

Проход через территориальные воды

Сам проход обязан осуществляться быстро и непрерывно. В тоже время в него входит остановка и стоянка на якоре, но лишь в той мере, которой он связывается с обыкновенным плаванием или необходимым по причине непреодолимой силы, или же с целью оказания поддержки людям, аппаратам или судам, которые попали в опасную для жизни ситуацию или терпят бедствие.

«Проход можно считать мирным в том случае, когда им не нарушается мир, благополучное состояние или порядок в добром стиле безопасности прибрежного государства» (Статья 19 Конвенции морского права от 1982 года).

Если же это иностранное судно будет совершать проход, то оно будет нарушать мир, безопасность или добрый порядок государства расположенного вблизи берега, в случае когда в территориальных водах осуществляется одно из действий:

  • применение силы или угрозы направленной по отношению к суверенитету, территориальной ценности или независимости политического характера прибрежного государства или любым другим способом, когда будет замечено нарушение принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН;
  • любые осуществляемые учения или маневры с использованием оружия;
  • любой акт, целью которого является сбор информации, которая способна принести вред прибрежному государству в плане безопасности или его обороны;
  • акт свидетельствующий о пропаганде, цель которого заключается в посягательстве на безопасность или оборону прибрежного государства;
  • подъем,посадка или принятие на борт воздушных аппаратов;
  • подъем, посадка или принятие на борт воздушных аппаратов имеющих направленность на военное устройство;
  • любые манипуляции с товаром или валютой в плане погрузки или выгрузки, посадки или высадки любого физического лица, вопреки таможенным, фискальным, санитарным или иммиграционным правилам и, конечно, законам прибрежного государства;
  • акт действия которого преднамеренны и серьезны по отношению к загрязнению вопреки Конвенции; любую деятельность связанную с рыбалкой;
  • научные исследования в виде гидрографической деятельности;
  • акт целью которого является создание направленных помех по функционированию любых систем связи или любых других установок прибрежного государства;
  • осуществляющих любую другую активность, не имеющую никакого отношения к проходу.

Прибрежное государство в свое время имеет право принимать правила и законы опираясь на нормы МП, по переправе через территориальные воды в мирном порядке, а также в отношении всех нижеследующих вопросов или некоторых из них:

  • регулирования движения судов и безопасности судоходства;
  • защиты средств для навигации и оборудования и других установок или сооружений;
  • охраны трубопроводов и кабелей;
  • защита ресурсов моря в живом состоянии;
  • контроль за нарушениями со стороны рыболовов правил и законов прибрежного государства;
  • окружающая среды и ее охрана в прибрежном государстве, уменьшение количества загрязнений;
  • исследований в научной сфере включая морские глубины;
  • предупреждение о преступлении через правила прибрежного государства среди таможенных, фискальных, санитарных сфер.

Зарубежные корабли оснащенные двигателем на ядерной основе, а также суда, занимающиеся перевозкой ядерных или же других опасных, веществ, которые по своей структуре являются ядовитыми, пользуясь разрешением мирной переправы через территориальные воды должны содержать на корабле необходимые документы и, конечно, вести строгий контроль по мерам предосторожности, которые установлены международным соглашением для всех судов.

Также прибрежное государство может заниматься установкой разрешительного порядка по переправе зарубежных судов военного предназначения через свои территориального воды. Подводные лодки также обязаны соблюдать определенные правила, следовать на поверхности воды и понимать свой флаг (статья 20 Конвенции морского права 1982 года).

Государство прибрежного характера может принимать санкции касающиеся не допуска прохода судов в свое территориальные воды, если посчитает проход не мирным.

Правила прибрежных государств

Также у уголовной юрисдикции есть определенные правила прибрежного государства. Она не должна проводить свои действия на борту иностранного судна, которое пересекает территориальные воды, для ареста любого лица или осуществления расследования в связи с преступлением любого вида, осуществляемым на борту судна во время его прохода, за исключением случаев, если:

  • преступления,а после и его последствия имеют свойство распространяться на прибрежное государство;
  • преступление несет такой характер, что влечет за собой конфликты и нарушение спокойствия в стране или доброго порядка в территориальном море;
  • необходимо обращение к местной власти для оказания помощи. Но стоит отметить, что обращаться должен капитан судна, агент дипломатической наклонности или консульское должностное лицо государственного флага;
  • эти средства нужны для наказания незаконной торговли веществами в состав которых входят наркотики или психоактивные вещества.

Все вышеперечисленные порядки не имеют отношения к прибрежному государству, в соответствии с законом, для проведения расследования или же ареста на иностранном судне, которое пересекает территориальные воды после выходы из внутренних вод.

В свою очередь прибрежное государство не должно требовать остановки проходящего через территориальное море зарубежного судна или оказывать влияние на изменение его курса с целью осуществления гражданской юрисдикции по отношению к лицу, находящемуся на борту судна. Государство прибрежного типа имеет право воспользоваться полномочиями по взысканию или аресту по отношению к такому судну, если это имеет отношение к гражданскому делу только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя этим судном во время или для прохода его через воды прибрежного государства.

Следовательно законодательству Российской Федерации «проход через территориальное море должен осуществляться быстро и непрерывно. У него есть право на остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку он связан с обычным плаванием либо необходимым вследствие непреодолимой силы или бедствия либо в целях оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие».

Переход территориальных вод иностранным судном, иностранным военным кораблем или другим государственным судном будет считаться опасным для мира, доброго порядка или безопасности России, в том случае если в территориальных водах судно будет заниматься одной из деятельностей:

  • применение или угроза силой против суверенитета, территориальной целостности или независимости России или каким-либо другим образом нарушение принципов МП, воплощенных в Уставе ООН;
  • учения или маневры с присутствием оружия;
  • любой акт, способный навредить безопасности или обороне России путем получения информации;
  • любой акт пропаганды, цель которого заключается в посягательстве на безопасность или оборону России;
  • подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата;
  • подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого военного устройства;
  • погрузка или выгрузка товара или же валюты, посадку или высадку любого лица вопреки пограничным, таможенным, налоговым (фискальным), санитарным, иммиграционным, ветеринарным, фитосанитарным, навигационным и другим правилам, установленным законами РФ и иными нормативными актами;
  • акт намерения которого могут послужить вредоносным отношением к окружающей среде вопреки правилам законодательства и нормам МП;
  • активность проявляющуюся в области защиты природы от рыболовства и сохранения биологических и водных ресурсов;
  • проведение гидрографической или исследовательской деятельности;
  • любой акт, целью которого является навредить функционированию любых систем связи, установок или других сооружений входящих в состав Российской Федерации путем создания помех.
  • деятельность любого другого характера, у которой нет в своем составе прямого отношения к переправе через территориальные воды, если иное не рассматривается международными договорами РФ.

Иностранные суда,корабли военной направленности и другие государственные корабли используют законы мирной переправы через территориальные воды опираясь на уставы, являющиеся общепризнанными принципами и нормами МП и договорами международного уровня.

В чьи интересы входит безопасность России, а также проведения учений с оружием любого вида федеральный орган исполнительной власти по обороне или федеральный орган исполнительной власти по безопасности могут временно приостановить в определенных районах территориальных вод осуществление права мирного прохода через территориальное море для иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов.

Такое приостановление вступает в силу после заблаговременного объявления об этом в «Извещениях мореплавателям».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: