Территориальный режим: что это такое, описание и особенности

Территориальный режим: что это такое, описание и особенности

ГрК РФ Статья 35. Виды и состав территориальных зон

1. В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

2. В состав жилых зон могут включаться:

1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;

2) зоны застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами блокированной застройки и многоквартирными домами;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) зоны застройки многоэтажными многоквартирными домами;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) зоны жилой застройки иных видов.

3. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В состав общественно-деловых зон могут включаться:

1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения;

2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;

3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;

4) общественно-деловые зоны иных видов.

5. Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, жилые дома блокированной застройки, многоквартирные дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться:

1) коммунальные зоны – зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли;

2) производственные зоны – зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду;

3) иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.

8. Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.

9. В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:

1) зоны сельскохозяйственных угодий – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);

2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 246-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. В состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Читайте также:
Можно ли продлить аренду участка с недостроем?

13. В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами, используемыми для захоронения твердых коммунальных отходов, и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. В состав территориальных зон могут включаться зоны размещения военных объектов и иные зоны специального назначения.

15. Помимо предусмотренных настоящей статьей, органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Территориальный режим: что это такое, описание и особенности

К.ю.н., доцент,
профессор кафедры правовых дисциплин
Казанского филиала ОУП ВПО “АТ и СО”
Тихомирова Лариса Александровна

Зоны с особыми условиями использования территорий: особенности правового регулирования

К сожалению, действующее российское законодательство достаточно разрозненно и неоднозначно, в некоторой части даже скупо, подходит к вопросам установления и регулирования правового режима зон с особыми условиями использования территорий.

Несмотря на то, что категория “зоны с особыми условиями использования территории” раскрывается в Градостроительном кодексе РФ посредством перечисления возможных ее видов (перечень которых остается открытым), а отдельные вопросы использования указанных территорий регламентируются Земельным кодексом РФ, в то же время ни Градостроительный кодекс РФ, ни Земельный кодекс РФ не устанавливают единых правил и требований в раскрытии общей характеристики таких зон.

Правовой режим таких зон регламентируется не только градостроительным и земельным законодательством, но и законодательством в области электроэнергетики (охранные зоны объектов электросетевого хозяйства и охранные зоны объектов по производству электрической энергии), законодательством в области промышленной безопасности (охранные зоны магистральных трубопроводов и охранные зоны газораспределительных сетей), законодательством о железнодорожном транспорте (охранные зоны железных дорог), законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (санитарно-защитные зоны), природоресурсным законодательством (водоохранные зоны, зоны затопления и подтопления, рыбоохранные зоны и рыбохозяйственные заповедные зоны, лесопарковые зоны и зеленые зоны и т.д.) и другими отраслями российского законодательства.

Многоотраслевой характер зоны с особым условием использования территорий предопределяет особенности ее правового режима, порядка установления, определения границ, совокупности устанавливаемых требований.

Анализ нормативных правовых актов, устанавливающих соответствующие требования, позволяет говорить о том, что, к сожалению, не все вопросы нашли законодательное закрепление и правовую регламентацию, отсутствует единообразие в установлении правового режима указанных зон, из-за правовых пробелов и коллизий много вопросов по процедуре установления таких зон возникают в правоприменительной практике. Приходится констатировать, что по некоторым вопросам при наличии материальных норм (правил и требований) отсутствуют процессуальные нормы. В результате получается, что обязательные для исполнения требования существуют, а ответственность за их несоблюдение отсутствует. Так, например, отсутствуют самостоятельные составы административных правонарушений, предусматривающие административную ответственность за нарушения правового режима санитарно-защитных зон, охранных зон объектов электросетевого хозяйства и охранных зон объектов по производству электрической энергии зон и др.

В настоящем пособии использован общий подход в раскрытии правового режима существующих зон с особыми условиями использования территории, с помощью которого можно выявить не только общее и особенное в регламентации указанных вопросов, но и существующие правовые пробелы и возможные коллизии.

I. Общая характеристика зон с особыми условиями использования территории

К сожалению, действующее российское законодательство достаточно разрозненно и неоднозначно, в некоторой части даже скупо, подходит к вопросам установления и регулирования правового режима зон с особыми условиями использования территорий.

Несмотря на то, что категория “зоны с особыми условиями использования территории” раскрывается в Градостроительном кодексе РФ посредством перечисления возможных ее видов (перечень которых остается открытым), а отдельные вопросы использования указанных территорий регламентируются Земельным кодексом РФ, в то же время ни Градостроительный кодекс РФ, ни Земельный кодекс РФ не устанавливают единых правил и требований в раскрытии общей характеристики таких зон.

Так, в соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий – это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ.

Читайте также:
Федеративный договор: что это такое, описание и особенности

Как видим, правовое регулирование зон с особыми условиями использования территорий имеет разноотраслевой аспект. На это также указывает п.3 ст.52 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, согласно которому порядок установления и создании защитных и охранных зон регулируется законодательством.

Правовой режим таких зон регламентируется не только градостроительным и земельным законодательством, но и законодательством в области электроэнергетики (охранные зоны объектов электросетевого хозяйства и охранные зоны объектов по производству электрической энергии), законодательством в области промышленной безопасности (охранные зоны магистральных трубопроводов и охранные зоны газораспределительных сетей), законодательством о железнодорожном транспорте (охранные зоны железных дорог), законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (санитарно-защитные зоны), природоресурсным законодательством (водоохранные зоны, зоны затопления и подтопления, рыбоохранные зоны и рыбохозяйственные заповедные зоны, лесопарковые зоны и зеленые зоны и т.д.) и другими отраслями российского законодательства.

Многоотраслевой характер зоны с особым условием использования территорий предопределяет особенности ее правового режима, порядка установления, определения границ, совокупности устанавливаемых требований.

В силу требований ст.56 Земельного кодекса РФ особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных и санитарно-защитных зонах являются ограничениями прав на землю.

При этом ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ для охранных зон.

Лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель, осуществляется возмещение убытков.

В соответствии с ч.3 ст.87 Земельного кодекса РФ в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные зоны и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено Земельным кодексом РФ, определяется:

– Правительством РФ в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;

– органами исполнительной власти субъектов РФ в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов РФ;

– органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии со ст.52 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.

В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений – территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Анализ нормативных правовых актов, устанавливающих соответствующие требования, позволяет говорить о том, что, к сожалению, не все вопросы нашли законодательное закрепление и правовую регламентацию, отсутствует единообразие в установлении правового режима указанных зон, из-за правовых пробелов и коллизий много вопросов по процедуре установления таких зон возникают в правоприменительной практике. Приходится констатировать, что по некоторым вопросам при наличии материальных норм (правил и требований) отсутствуют процессуальные нормы. В результате получается, что обязательные для исполнения требования существуют, а ответственность за их несоблюдение отсутствует. Так, например, отсутствуют самостоятельные составы административных правонарушений, предусматривающие административную ответственность за нарушения правового режима санитарно-защитных зон, охранных зон объектов электросетевого хозяйства и охранных зон объектов по производству электрической энергии зон и др.

В настоящем пособии использован общий подход в раскрытии правового режима существующих зон с особыми условиями использования территории, с помощью которого можно выявить не только общее и особенное в регламентации указанных вопросов, но и существующие правовые пробелы и возможные коллизии. При этом сам правовой режим зоны с особыми условиями использования территорий предполагает наличие следующих необходимых компонентов:

Читайте также:
Государственный регистрационный номер ценных бумаг

1) определенные цели ее установления;

2) особый объект охраны;

3) особый субъектный состав, их правовой статус;

4) ее размеры и границы;

5) процедуру и порядок ее установления;

6) размещение опознавательных (информационных, защитных) знаков;

7) совокупность требований, связанных с осуществлением хозяйственной и иной деятельности:

– особенности использования земельных участков;

– особенности осуществления хозяйственной и иной деятельности на ее территории;

– запреты и ограничения;

8) юридическую ответственность за нарушение установленных требований.

II. Охранные зоны

2.1. Охранные зоны объектов электроэнергетики

В соответствии с ч.2 ст.89 Земельного кодекса РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки.

Порядок установления охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством РФ:

Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору. Согласно Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401, органом федерального государственного энергетического надзора является Ростехнадзор.

2.1.1. Охранные зоны объектов электросетевого хозяйства

Правовое регулирование:

Объектом охранной зоны являются объекты электросетевого хозяйства.

Объекты электросетевого хозяйства – линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (ст.3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об элетроэнергетике”).

Правила не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу указанного Постановления Правительства РФ.

Субъекты охранной зоны объектов электросетевого хозяйства:

– сетевая организация – организация, которая владеет объектом электросетевого хозяйства на праве собственности или на ином законном основании;

– федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор;

– федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости;

– заинтересованные лица (юридические и физические лица).

Размеры и границы охранной зоны объектов электросетевого хозяйства.

Охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению к Правилам.

Охранные зоны устанавливаются:

а) вдоль воздушных линий электропередачи – в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на следующем расстоянии:

Проектный номинальный класс напряжения, кВ

2 (для линий с самонесущими или изолированными проводами, проложенных по стенам зданий, конструкциям и т.д., охранная зона определяется в соответствии с установленными нормативными правовыми актами минимальными допустимыми расстояниями от таких линий)

10 (5 – для линий с самонесущими или изолированными проводами, размещенных в границах населенных пунктов)

Что такое политический режим

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Любое государство находится под управлением политической власти, использующей различные методы реализации своих целей.

Ситуация напоминает семью — в одной отец берется за ремень в достижении задач воспитания, а в другой все строится на доверии, согласии и взаимоуважении между родителями и детьми.

В зависимости от преобладающих методов управления в политологии (это что такое?) принято выделять политические режимы.

Давайте вместе разберемся с их видами и узнаем, какими они обладают чертами.

Политический режим — это .

Политический режим — это комплекс методов и средств, посредством которых реализуется политическая власть.

Понятие включает степень участия граждан в принятии управленческих решений государством, характер формирования политических институтов, объем политических свобод, мобильность элит (закрытие или открытые), а также правовой статус личности.

Выступает динамической (изменяющейся) стороной политической системы. На основе существующего режима складывается политический климат и возникают суждения по поводу характера организации политического устройства в государстве.

Схожие формы правления способны порождать различные политические режимы.

Например, Великобритания и Иран являются республиками (это как?), однако в первом государстве демократия, а во втором авторитарный политический режим. Это подтверждает значимость способов и методов в реализации государственной власти.

Читайте также:
Социально-гигиенический мониторинг: что это такое, описание и особенности

Факторы формирования политических режимов

Определить более точно понятие и виды политического режима помогает понимание факторов, способствующих его формированию.

  1. уровень сформированности политической культуры;
  2. характер политического сознания людей;

Узнать больше о политических режимах можно здесь:

Виды политических режимов

Современная политология выделяет три классических вида политических режимов — тоталитарный, авторитарный и демократический. Первые два объединяются в категорию недемократических.

Исследователи в каждом из режимов выделяют свои подвиды:

  1. Тоталитарный.
    1. « Правый» — культивировал идеи расово-этнического превосходства одного народа над остальными. Призывал к физическому уничтожению неугодных наций, пытался достичь классового мира на базе единых национальных традиций (фашистская Германия).
    2. « Левый» — призывал к классовой борьбе, подчеркивал главную роль пролетариата (это кто?) в новейшей истории, опирался на распределительную государственную экономику и считал достижимым принципиальное изменение личностных качеств людей в сторону коллективистских начал при построении коммунизма (это что такое?).
  2. Авторитаризм.
    1. Военно-бюрократический — формируется в рамках военной диктатуры (это что?), в дальнейшем в нем увеличивается значение бюрократической прослойки. Опирается на насилие, систему ограничений (в отношении прав/свобод, выезда за рубеж, избирательных прав граждан). Яркий пример подобной модели управления — режим А.Пиночета в Чили, Х.Перона в Аргентине или Ж.Варгаса в Бразилии.
    2. Постколониальный — преобладает в странах третьего мира, которые ранее были колониями. Характеризуется наличием однопартийной системы, низким уровнем политического участия населения и опорой в мобилизации (это что?) населения на националистические призывы защиты суверенитета государства (это что?).
    3. Корпоративный — форма политического режима, которая появляется в обществах со сформировавшимся социальным и экономическим плюрализмом (это что?). Отличается минимальным влиянием идеологии на принятие политических решений, так как приоритет отдается реализации корпоративных интересов определенных групп общества (экономических, территориальных, религиозных и других). Примеры — режим Салазара в Португалии и Франко в Испании.
    4. Султанистский — считается одной из крайних форм автократии (монопольный контроль власти со стороны правителя). Типичные признаки: низкая политическая мобилизация и плюрализм, отсутствие идеологии, а также всевластие правителя. Примеры — режим Ф.Маркоса на Филиппинах, Сухарто в Индонезии или С.Хусейна в Ираке.
    5. Расовая квазидемократия — по формальным признакам (участие в управлении некоторого этнического меньшинства) похожа на демократию. Однако большая часть этой категории населения полностью отстранена от участия в политике, нередко насильственным способом. Яркий пример — режим апартеида в ЮАР.
    6. Дототалитарный — устанавливается в странах, имевших опыт жизни при демократии, после захвата власти фашиствующими силами. В отличие от классических тоталитарных режимов здесь правящая группировка не смогла абсолютизировать власть, поэтому ключевые социальные институты (армия, церковь, производство) обладают достаточной автономией.

      В ряде стран наблюдается социальная неопределенность, связанная с ожиданием дальнейшего развития политической ситуации в сторону тоталитаризма или демократических изменений.

  3. Демократия.
    1. Представительная — связана с делегированием властных полномочий представительным органам, избираемым населением. При этом народ остается главным источником власти.
    2. Прямая (непосредственная) — ключевые властные решения предлагаются, принимаются и реализуются гражданами. Присутствует народное правотворчество. В настоящее время получила распространение на уровне местного самоуправления.
    3. Плебисцитарная — модель демократического режима, основанная на использовании прямого волеизъявления граждан с целью принятия управленческих решений. При этом влияние народа существует в рамках схемы одобрить/отвергнуть, которую он реализует во время референдума (это что такое?) или плебисцита (это что?).

Признаки политических режимов

Политологи выделяют совокупность элементов, характеризующих формы проявления тоталитаризма, авторитаризма и демократии.

Представленная таблица политических режимов включает ключевые признаки, которые позволяют сравнить их друг с другом.

Признак Тоталитаризм Авторитаризм Демократия
участие граждан в выборах органов власти отсутствует либо имеет откровенно формальный характер ограниченное с допуском отдельных категорий полное через свободные выборы
гарантии прав и свобод отсутствуют существуют частично присутствуют полностью
особенности политического лидерства харизматический правитель с неограниченными полномочиями сильный лидер с большой властью, если избирается, то набирает подавляющее большинство голосов глава государства избирается гражданами на демократических выборах
степень верховенства закона все зависит от мнения правителя, закон зачастую вторичен неполная, в ряде сфер (особенно политической) преобладает мнение правителя полное верховенство закона, правовое государство
учет интересов меньшинства в процессе принятия управленческих решений не учитываются учитываются у отдельных категорий учитываются и выполняются властью
политический плюрализм отсутствует ограничен существует в отношении любых политических сил, не запрещенных законом
многопартийность отсутствует имеет формальный характер присутствует
место СМИ подчинены и контролируются государством формально свободны, но реально связаны с государством независимы от государства, выражают различные мнения, в том числе оппозиционные

Типы политических режимов также отличаются по роли и значению в жизни общества негосударственных структур, соотношению полномочий законодательной и исполнительной власти, уровню гласности, преобладающему типу политического поведения, а также политико-правового положения силового аппарата.

Каждый политический режим воздействует на людей с помощью присущих ему методов и средств, определяя политический климат общества.

Они демонстрируют способ реализации власти в конкретной исторической ситуации с участием определенных сил и отражают место человека в принятии управленческих решений.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

А я так скажу, что те или иные политические режимы сами по себе не появляются. Их формирует общественный уклад жизни, культурные традиции сформировавшиеся веками.

В каких-то странах привыкли жить и работать из- под палки, и их это полностью устраивает. Нет у людей стремления к свободе личности, и к свободе выбора. А есть и обратные примеры, когда общество развивается быстрее, чем политический режим в стране, и это приводит к недовольству, и перерастает в революции. Особенно, когда политические элиты пытаются всеми силами сохранить свою власть.

Сейчас таких примеров более чем достаточно, ведь мир меняется очень быстро.

Я бы не стал в отношении демократии употреблять слово — режим, здесь нет режима, а есть стиль управления, другое дело тоталитарная система, вот там тюрьма народов, а в тюрьмах всегда режим.

Леонид: а Вы посмотрите, как рьяно насаждают демократию в разных «слабых» странах. Все что насильственное — это режим.

Виды режимов

О чем эта статья:

9 класс, 10 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Определение политического режима

Политический режим — это комплекс методов и средств, через которые реализуется политическая власть. Понятие включает в себя:

  • степень участия граждан в принятии управленческих решений государством;
  • характер формирования политических институтов;
  • объем политических свобод;
  • мобильность элит (закрытые или открытые);
  • правовой статус личности.

Режим правления — это динамическая (изменяющаяся) сторона политической системы. На основе режима складывается политический климат и возникают суждения по поводу характера организации политического устройства в государстве.

Схожие формы правления способны порождать различные политические режимы.Разберемся, какие факторы их формируют.

Факторы формирования политических режимов

Прежде чем разбираться с понятием и видами режимов власти, нужно понять, какие факторы способствуют их формированию. Например:

  • уровень сформированности политической культуры;
  • характер политического сознания людей;
  • преобладающий тип политического поведения;
  • степень развитости общественно-политических традиций;
  • особенности политической элиты;
  • интенсивность политических процессов;
  • преобладающий тип легитимности власти (харизматический, традиционный и рационально-легальный).

Виды политических режимов

Главный критерий выделения типов политических режимов — совокупность прав и свобод, которые предоставляются населению государством.

В учебниках по обществознанию встречаются различные типологии политических режимов. Приведем наиболее общепринятую:

  • Демократический — государственная власть создается и действует по принципу подчинения меньшей части населения большей.
  • Авторитарный — во главе власти находится одно лицо, государственная власть осуществляется по его произволу, мнение большинства населения не учитывается.
  • Тоталитарный — абсолютный контроль государства над всеми областями общественной жизни, подчинение человека власти и господствующей идеологии.
  • Переходный — временный режим, формируется вследствие революции или политического переворота.
  • Чрезвычайный — временный режим, формируется при стихийных бедствиях природного или техногенного характера.

Рассмотрим три основных вида режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический, а также их подвиды.

Тоталитарный режим

Тоталитаризм (от лат. totalis «весь, целый, полный») — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания.

Чаще всего в рамках тоталитарного режима власть реализуется одним человеком либо узкой группой лиц через распространение единой идеологии, пропаганды культа личности вождя или правящей элиты.

Ключевой инструмент власти — террор, который может перерастать в геноцид.

Признаки тоталитарного политического режима:

  • тотальный контроль государства над обществом;
  • всеобщая концентрация власти в руках правящего меньшинства;
  • концепция жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами;
  • политизация общественной жизни;
  • однопартийность, отсутствие оппозиции;
  • единая идеология общественно-социальной сферы общества;
  • стандартизация политической, общественной и духовной жизни;
  • идеологизация.

Подвиды тоталитаризма: коммунизм, фашизм, национал-социализм.

Авторитарный режим

Авторитаризм (от лат. auctoritas «власть, влияние») — политический режим, при котором носитель власти провозглашает себя имеющим право на власть.

Это промежуточное звено между тоталитаризмом и демократией. Для авторитаризма характерна неограниченная власть государственного аппарата с элементами принудительных и силовых способов влияния на социальные процессы. В тоже время возможна частная инициатива, рыночная конкуренция, гражданская компонента общества.

Признаки авторитарного политического режима:

  • централизация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов;
  • значительное ограничение политических прав и свобод граждан;
  • отсутствие четкого разграничения ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную;
  • имитация многопартийности;
  • формирование органов власти производится в соответствии с личными симпатиями политического лидера;
  • силовые структуры имеют опосредованное отношение к обществу, т. е. используются исключительно в политических целях;
  • командные и административные методы государственного управления, при этом отсутствуют насильственные рычаги давления.

Авторитарное правление может проявляться в таких формах, как:

  • Прямое военное правление — для этой формы характерен захват политической власти группой высших офицеров (которые для этого используют армию). Например: «черные полковники» в Греции в середине XX в.
  • Теократическое правление — при этой форме государство возглавляет элитарное духовенство. Обычно такое правление формируется на основе харизмы духовного лидера, который и становится главой государства. Например: Иран во времена аятоллы Хомейни.
  • Монархическое самодержавие — власть в государстве концентрируется в руках монарха, который обладает всеми властными полномочиями, в том числе законодательными и исполнительными. Например, режимы абсолютной монархии.
  • Режим личной власти — это крайняя форма авторитаризма, которая предполагает захват власти и ее удержание одним лицом. Например: власть генерала Пиночета в Чили.

Преимущества авторитарного политического режима: общественный порядок, политическая стабильность, способность мобилизовать общественные ресурсы на выполнение определенных задач.

Недостатки: жесткая централизация власти, аполитичный настрой граждан.

Демократический режим

Демократия (греч. δημοκρατία «народовластие») — политический режим, при котором единственным источником власти является народ. Власть осуществляется по воле и в интересах народа. Проще говоря, под демократией понимают метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса.

Выделяют три вида демократии:

Прямая демократия — система, при которой обладающие правом голоса граждане участвуют в принятии решения общественно-политической жизни общества. Такая система возможна в небольших поселениях.

Представительная демократия — система, при которой решение значимых политических, социальных и других вопросов принимают выбранные представители, у которых есть полномочия. Такой вид демократии распространен в современном мире.

Плебисцитарная демократия — система, в которой проект решения вопроса или закона выставляется на голосование. Сейчас такой вид демократии реализуется через референдумы.

Все три вида демократии могут существовать в рамках одного государства в один момент времени.

Главная особенность демократического политического режима заключается в возможности гражданам принимать непосредственное участие в политической жизни государства.

Признаки демократического политического режима:

  • народовластие;
  • четкое разделение ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную;
  • выборность органов государственной власти;
  • децентрализация государственной власти;
  • политический плюрализм или многопартийность;
  • гласность;
  • свобода рыночной экономики;
  • наличие большого пласта социальных гарантий, реализация прав и свобод человека и гражданина.

Признаки политических режимов

Чтобы вам было легче сравнить и запомнить ключевые признаки политических режимов государства, мы собрали их в таблицу.

Признак

Тоталитаризм

Авторитаризм

Демократия

Участие граждан в выборах органов власти

отсутствует либо имеет формальный характер

ограниченное с допуском отдельных категорий

полное через свободные выборы

Гарантии прав и свобод

Особенности политического лидерства

харизматический правитель с неограниченными полномочиями

сильный лидер с большой властью, если избирается, то набирает подавляющее большинство голосов

глава государства избирается гражданами на демократических выборах

Степень верховенства закона

все зависит от мнения правителя, закон зачастую вторичен

неполная, в ряде сфер (особенно политической) преобладает мнение правителя

полное верховенство закона, правовое государство

Учет интересов меньшинства в процессе принятия управленческих решений

учитываются у отдельных категорий

учитываются и выполняются властью

Политический плюрализм

существует в отношении любых политических сил, не запрещенных законом

Многопартийность

имеет формальный характер

Место СМИ

подчинены и контролируются государством

формально свободны, но реально связаны с государством

независимы от государства, выражают различные мнения, в том числе оппозиционные

Противопожарный режим – это. Описание, требования и особенности

Противопожарный режим на территории России регламентируется законодательно. Документов в данной сфере огромное количество, но при этом многие из них либо устарели, либо противоречат друг другу. Поэтому все организации, учреждения и предприятия придерживаются единых правил противопожарного режима, разработанных на территории российского государства.

Коротко о том, что такое режим противопожарной безопасности

Противопожарный режим – это правила, которые должны соблюдать люди, чтобы избежать непредвиденных воспламенений на территории организации, учреждения, предприятия, а также порядок содержания зданий, сооружений, помещений, территорий в целях пожарной безопасности.

Также эти правила предусматривают действия, которые необходимо предпринимать в случае возникновения пожара.

Противопожарный режим – это свод правил, которые указывают людям, как себя вести, какие работы выполнять, как относиться к объектам и изделиям, чтобы избежать возникновения пожароопасной ситуации.

Когда вводят особый противопожарный режим?

Особый противопожарный режим – это более ужесточенные правила и нормы, направленные на обеспечение безопасности и предотвращение возникновения пожара.

Этот режим вводят органы местного самоуправления или государственные органы во время сложной ситуации на определенной территории. К примеру, во время массивных лесных пожаров.

В такие периоды пожарные службы держат ситуацию на строжайшем контроле.

Обязанности в сфере противопожарного режима руководителя организации с большим количеством людей

Правилами противопожарного режима в РФ предусмотрено, что если в организации, на производстве или в учреждении ежедневно присутствует большое количество людей, то непосредственный руководитель обязан:

  1. Создать комиссию по рассмотрению вопросов в сфере противопожарного режима. Это необходимо, если численность народа составляет 50 человек и более.
  2. Разработать с привлечением специализированных организаций необходимые планы эвакуации людей во время возникновения пожароопасной ситуации.
  3. Разрабатывать инструкции по правилам поведения людей во время пожара и правилам их поведения для избегания подобных ситуаций.
  4. Не реже одного раза в шесть месяцев проводить учебные тренировки (учебная эвакуация с имитацией пожароопасной ситуации).

На стенах в помещениях, где могут храниться разнообразные воспламеняющиеся вещества и материалы, необходимо размещать телефоны пожарной службы.

Как организуется противопожарный режим на объектах с круглосуточным содержанием людей?

Объекты с круглосуточным содержанием людей – это детские дома, интернаты, больницы, дома престарелых и другие социальные учреждения.

Правилами противопожарного режима в РФ предусмотрено, что руководители данных учреждений обязаны:

  1. Обеспечить круглосуточное дежурство рабочего персонала.
  2. Обеспечить коллектив учреждения инструкциями с закрепленными правилами поведения во время пожароопасной ситуации. Инструкции должны быть разработаны как на дневное, так и на ночное время.
  3. Выдать работникам учреждения средства индивидуальной защиты, необходимые им для применения в момент пожара. Это фонарики, защитные респираторы, средства телефонной связи.
  4. Ежедневно сообщать в отделение пожарной охраны сведения о том, какое количество людей находится в здании на текущую дату.

Какие существуют требования для детских учреждений?

Руководители учреждений летнего детского отдыха организуют проведение в помещение телефонной связи и установку кнопки пожарной сигнализации.

Все здания и помещения, где находятся дети, должны иметь минимум два запасных выхода.

Запрещено пребывание в одном деревянном здании более 50 детей и запрещено расселять детей в мансардных помещениях зданий, построенных из дерева или другого материала, склонного к возгоранию.

Как сельские поселения и городские округа устанавливают противопожарный режим на своих территориях?

Указанные муниципальные образования разрабатывают постановление о противопожарном режиме, которым утверждают мероприятия по предотвращению пожароопасной ситуации. В основном эти мероприятия разрабатываются на период сухой и жаркой погоды.

Мероприятия содержат следующие пункты:

  1. Запрещается разжигать костры как на придомовых территориях, так и в других зонах.
  2. Создаются дружины из добровольных пожарных, которые осуществляют круглосуточное патрулирование населенных пунктов.
  3. Организуются пожарные водоемы, необходимые для забора воды в процессе тушения пожара.
  4. Разрабатываются памятки и листовки, а также проводятся разъяснительные работы с гражданами.

Ограничения для объектов

Правила противопожарного режима Российской Федерации запрещают:

  1. Организовывать места хранения пожароопасных веществ на чердаках, в цокольных помещениях и подвалах.
  2. Устраивать разнообразные мастерские в подвалах, на цокольных этажах и в других помещениях здания, которые не имеют самостоятельного выхода либо данный выход изолирован различными преградами.
  3. Заколачивать, снимать или запирать эвакуационные выходы на этажах объекта.
  4. Захламлять и загромождать люки и двери на лоджиях и балконах, а также демонтировать лестницы между балконами.
  5. Оттаивать замерзшие в сильные морозы трубы паяльными лампами и другим оборудованием, содержащим открытый огонь.
  6. В складских и производственных зданиях устанавливать антресоли из легко воспламеняющихся материалов.

Что не следует делать при эксплуатации электротехнических изделий?

  1. Категорически запрещается использовать в эксплуатации провода и кабели с нарушением изоляции.
  2. Нельзя использовать в работе для включения в сеть электрических приборов испорченные розетки.
  3. Не следует оборачивать светильники тряпками, бумагами и другими материалами, способными воспламениться.
  4. Стоит отказаться от использования разнообразных нагревательных приборов, которые не имеют теплозащиты или в которых отсутствует регулятор температуры, но по конструкции должен присутствовать.
  5. Конструировать и применять нагревательные приборы собственного изготовления.
  6. Запрещается оставлять без присмотра нагревательные электрические приборы, кроме тех, которые должны работать круглосуточно в соответствии с инструкцией производителя.
  7. Использовать в качестве источника питания временную проводку или удлинители, которые не предназначены для этого.

Запреты, связанные с печным отоплением

  1. Не стоит оставлять без присмотра печь, в которой горит огонь, а также не следует поручать это ответственное дело своим детям.
  2. Запрещается оставлять дрова и другие материалы, предназначенные для топки на предтопочном листе.
  3. Нельзя растапливать печь, если не имеется предтопочного листа.
  4. Нельзя разжигать печь с использование керосина, бензина и других горючих веществ.
  5. Не следует использовать в качестве дымоходов вентиляционные каналы.
  6. Не стоит топить печь во время массового скопления людей.

Небольшое заключение

В статье перечислены далеко не все требования и особенности противопожарного режима. Более подробную информацию о том, как правильно вести себя и как защититься от возникновения пожароопасной ситуации, можно найти в федеральном законе, утверждающем эти правила.

Территориальные воды

Территориальные воды (территориальное море) — полоса моря (океана), прилегающая к берегу, находящемуся под суверенитетом прибрежного государства, или к его внутренним водам, и составляющая часть государственной территории.

Содержание

Юрисдикция

На территориальные воды, их поверхность и недра, воздушное пространство над ними распространяется суверенитет прибрежного государства. Режим территориальных вод регулируется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. [1] , а также внутренним законодательством отдельных государств.

Пределы

Отсчёт территориальных вод происходит от линии наибольшего отлива (если берег имеет спокойные очертания) либо от границ внутренних вод, либо от так называемых базисных линий (воображаемых прямых линий, соединяющих выступы берега в море, если побережье глубоко изрезано, извилисто или если вблизи берега есть цепь островов).

Международное право не допускает расширения территориальных вод за пределы 12 морских миль (22,2 км), однако некоторые государства в одностороннем порядке установили более широкие территориальные воды (например, Бразилия, Перу, Сьерра-Леоне, Уругвай, Эквадор и др.).

Право мирного прохода через территориальное море

Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальные воды при условии соблюдения положений Конвенции (проход не должен нарушать безопасность прибрежного государства, подводные лодки могут проходить только в надводном положении и т. д.). Согласно внутреннему законодательству некоторых государств, иностранные военные корабли могут проходить через их территориальные воды и заходить во внутренние морские воды только по предварительному разрешению правительства соответствующего государства.

Осуществление иностранными судами морского промысла, гидрографических работ и исследований в территориальных водах большинства государств (при отсутствии специального соглашения) запрещается.

Примечания

  1. Конвенция ООН по морскому праву — Конвенции и соглашения — Декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы

См. также

  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Моммзен, Теодор
  • Болохово

Полезное

Смотреть что такое “Территориальные воды” в других словарях:

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ — (Territorial waters) вся часть моря, на которую распространяется юрисдикция данного государства, называется территориальными водами, а сама граница воды границей Т. В. По международному праву обычно юрисдикция государства распространяется на три… … Морской словарь

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ — (territorial waters) Часть моря, омывающего берега страны, на которую, согласно международному праву, распространяется юрисдикция этой страны. Исторически территориальными водами считались воды шириной три мили от побережья, что практически было… … Словарь бизнес-терминов

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ — ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ, в международном праве морские воды, примыкающие к сухопутной территории или внутренним водам государства. Входят в состав территории государства и находятся под его суверенитетом (осуществляет в территориальных водах… … Современная энциклопедия

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ — (территориальное море) морские воды, примыкающие к сухопутной территории или внутренним водам государства, входящие в состав его территории и находящиеся под его суверенитетом. Ширина территориальных вод Российской Федерации 12 морских миль.… … Большой Энциклопедический словарь

Территориальные воды — (территориальное море) морские воды, примыкающие к сухопутной территории или внутренним водам государства, входящие в состав его территории и находящиеся под его суверенитетом. Ширина территориальных вод Российской Федерации 12 морских миль.… … Политология. Словарь.

территориальные воды — Морские воды, а также морское дно под ними и прилегающее воздушное пространство, примыкающие к побережью или внутренним водам государства и составляющие часть его территории, которая находится под его суверинитетом. → Рис. 326 … Словарь по географии

Территориальные воды — ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ, в международном праве морские воды, примыкающие к сухопутной территории или внутренним водам государства. Входят в состав территории государства и находятся под его суверенитетом (осуществляет в территориальных водах… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ — морские воды, примыкающие к сухопутной территории или внутренним водам данной страны, входящие в состав ее территории и находящиеся под ее суверенитетом. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. установила для прибрежных государств ширину… … Юридическая энциклопедия

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ — см. Территориальное море … Юридический словарь

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ — (англ. territorial waters) морская акватория, прилегающая к побережью или внутренним водам страны и составляющая часть государственной территории, над которой действует суверенитет прибрежного государства. Отсчет ведется тремя способами: а) от… … Экономический словарь

территориальные воды — полоса моря (океана), прилегающая к материковому берегу или островам, находящимся под суверенитетом прибрежного государства, и составляющая часть его территории. Ширина территориальных вод, как правило, не более 12 морских миль. Режим… … Морской биографический словарь

Территориальное море: понятие, правовой режим

Территориальное море (территориальные воды) — это морской пояс, прилегающий к берегу или внутрен­ним морским (и/или архипелажным) водам государст­ва, на который распространяется его суверенитет. Су­веренитет осуществляется с учетом норм международ­ного права. Внешняя граница территориального моря является морской границей государства. Наряду с тер­мином “территориальное море”, который закреплен ныне в конвенциях, употребляется и термин “террито­риальные воды”. В некоторых государствах территори­альные воды означают и внутренние морские воды, а потому употребление конвенционного термина “терри­ториальное море” предпочтительней.

Вопрос о ширине территориального моря. Отказ от притязаний на морские пространства и ограничение суверенитета прибрежного государства морским по­ясом поставили вопрос о ширине территориального моря. Национальное законодательство и международ­ная договорная практика (в основном двусторонняя) в средние века связывали ширину территориального моря с пределом видимости с берега или дальностью стрельбы береговых батарей. В 1783 году впервые в официальной переписке была указана ширина в одну морскую лигу (3 морских мили), что соответствовало дальнобойности береговой артиллерии того времени. Однако трехмильная ширина территориального моря никогда не признавалась обязательной всеми государ­ствами. Так, о признании этой ширины территориаль­ного моря никогда не заявляла Россия. Длительное время вопрос о ширине территориального моря не находил решения из-за значительных различий в пози­циях и практике государств. И только Конвенция 1982 года установила, что государство имеет право само определять ширину своего территориального моря в пределах 12 морских миль. В Российской Федерации установлена 12-мильная ширина территориального моря.

Отсчет ширины территориального моря произво­дится от линии наибольшего отлива вдоль берега, от прямых исходных линий в тех местах, где береговая линия глубоко изрезана или извилиста или вдоль бере­га и в непосредственной близости к нему имеется цепь островов (эти прямые линии соединяют соответствую­щие точки, и они не должны отклоняться от общего направления берега); от внешней границы внутренних вод, от архипелажных исходных линий.

Международно-правовой режим территориального моря. Он установлен Женевской конвенцией о терри­ториальном море и прилежащей зоне 1958 года и Кон­венцией ООН по морскому праву 1982 года. Основой правового режима территориального моря является су­веренитет прибрежного государства, который распро­страняется и на воздушное пространство над террито­риальным морем, на дно и недра последнего. В этом правовой режим территориального моря схож с право­вым режимом внутренних морских вод. Различия же сводятся к изъятиям из суверенитета прибрежного го­сударства в отношении территориального моря, кото­рые установлены международным правом.

Одним из основных изъятий является право мир­ного прохода, которое понимается как плавание судов всех государств через территориальное море с тем, чтобы пересечь его, пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход должен быть непрерывным и быстрым, однако остановки или стоянки на якоре до­пустимы, когда они являются обычными по условиям плавания в этом районе или стали результатом непре­одолимой силы или бедствия или когда требуется ока­зание помощи терпящим бедствие или находящимся в опасности. Подводные лодки в территориальном море должны следовать в надводном положении.

Прибрежное государство может по соображениям безопасности и без дискриминации в отношении флага на определенный период приостанавливать право мир­ного прохода в тех или иных районах своего территори­ального моря, своевременно объявляя об этом.

Мирным называется проход, которым не наруша­ются мир, добрый порядок или безопасность прибреж­ного государства. Конвенция 1982 года перечисляет такие виды деятельности иностранного судна, которые, будучи совершены в территориальном море, нарушают мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. К ним относятся угроза силой или ее применение против прибрежного государства, маневры или учения с применением оружия, сбор информации в ущерб безопасности прибрежного государства, про­паганда, посягающая на его безопасность, подъем, по­садка, принятие летательных аппаратов или военных устройств, нарушение таможенных, санитарных, им­миграционных, фискальных законов и правил при­брежного государства, рыболовство, серьезное загряз­нение, проведение исследований, создание помех в работе средств связи прибрежного государства.

Юрисдикция в территориальном море. Вопрос о юрисдикции решается в зависимости от того, является ли осуществляющее право мирного прохода судно военным или торговым. В отношении военных кораб­лей и государственных судов, эксплуатируемых в не­коммерческих целях, действует принцип иммунитета, т.е. изъятие их из-под юрисдикции прибрежного госу­дарства. Вместе с тем если военный корабль не соблю­дает законов и правил прибрежного государства в от­ношении прохода через его территориальные воды, то власти этого прибрежного государства могут потребо­вать, чтобы такой корабль немедленно покинул преде­лы его территориального моря. За ущерб или убытки, причиненные военным кораблем прибрежному госу­дарству, международную ответственность несет госу­дарство флага этого корабля.

Уголовная юрисдикция. Она распространяется на иностранные торговые суда и государственные суда, используемые в коммерческих целях. Осуществление уголовной юрисдикции прибрежным государством и ее пределы зависят от места совершения преступления: произошло ли это в открытом море до захода в терри­ториальное море, или во внутренних морских водах прибрежного государства до захода в его территориаль­ное море, или в территориальном море во время осу­ществления мирного прохода.

Прибрежное государство не предпринимает ника­ких действий по осуществлению уголовной юрисдик­ции, если преступление совершено на борту иностран­ного судна до захода его в территориальное море и если такое судно намерено пересечь территориальное море без захода во внутренние морские воды данного при­брежного государства.

Конвенция 1982 года из этой общей нормы уста­навливает два исключения. Они относятся к наруше­нию законов и правил прибрежного государства в его исключительной экономической зоне и к случа­ям нанесения ущерба морской среде.

Если иностранное судно находится в территориаль­ном море после выхода из внутренних морских вод прибрежного государства, то последнее вправе прини­мать любые меры для ареста этого судна и расследова­ния на его борту. Если же преступление совершается на борту иностранного судна во время его пребывания в территориальном море, то прибрежное государство осуществляет свою уголовную юрисдикцию только в тех случаях, когда последствия преступления распро­страняются на это государство, преступление нарушает спокойствие в стране и добрый порядок в территори­альном море, капитан судна, дипломатический или консульский агент государства флага судна просят об этом и когда вмешательство необходимо для пресече­ния незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

Гражданская юрисдикция. Прибрежное государство имеет право при наличии оснований применять меры взыскания или арест в отношении находящегося в его территориальном море иностранного судна после вы­хода его из внутренних морских вод этого государства. Если же судно осуществляет мирный проход через тер­риториальное море, то прибрежное государство может предпринять в отношении него меры по задержанию или аресту только в силу обязательств или ответствен­ности, возникших во время или в целях такого прохо­да. Прибрежное государство не вправе останавливать или изменять курс иностранного судна, проходящего через его территориальные воды, для осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находя­щегося на борту такого судна. Военные корабли и государственные суда, используемые в некоммерческих целях, обладают иммунитетом от гражданской юрис­дикции прибрежного государства при проходе через его территориальное море.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: