Территория государственная: что это такое, описание и особенности

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ — часть поверхности земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства. В состав Г.т. входят суша с ее недрами, воды и находящееся над сушей и водами воздушное пространство. Сушей является вся сухопутная территория в пределах границ государства. Водную территорию составляют внутренние (национальные) воды и территориальное море. Находящиеся под сухопутной и водной территорией недра являются принадлежностью данного государства до технически доступной глубины. В воздушное пространство входит тропосфера, стратосфера, а тж. значительная часть вышележащего пространства. Боковые пределы Г.т. обозначаются государственными границами. В пределах своей территории государство осуществляет свое верховенство, которое называется территориальным и является составной частью государственного суверенитета (ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ВЕРХОВЕНСТВО).

Юридическая энциклопедия . 2015 .

  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА: ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ ЕЕ
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФАРМАКОПЕЯ

Смотреть что такое “ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ” в других словарях:

Государственная территория — (англ state territory) в международном и конституционном праве часть земного шара, расположенная в пределах границ данного государства и находящаяся под его суверенитетом. Составными частями Г.т. являются сухопутная (вся суша, находящаяся в… … Энциклопедия права

Государственная территория — часть территории Земли, на которую распространяется суверенитет государства. Основными признаками государственной территории являются ее: а) принадлежность определенному государству и б) верховенство. Пределы государственной территории страны… … Элементарные начала общей теории права

государственная территория — Часть земной поверхности, включая внутренние и территориальные воды, недра и атмосферу, находящаяся под юрисдикцией данной страны … Словарь по географии

Государственная территория — (англ state territory) в международном и конституционном праве часть земного шара, расположенная в пределах границ данного государства и находящаяся под его суверенитетом. Составными частями Г.т. являются сухопутная (вся суша, находящаяся в… … Большой юридический словарь

государственная территория — государственная граница. демаркация. редемаркация. делимитация. территориальные воды. закрытое море. подмандатный (# территория). анклав часть территории чужого государства, окруженная территорией своего государства. < > эксклав таможня.… … Идеографический словарь русского языка

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ — элемент государственного суверенитета, представляющий собой часть территории Земли, на которую распространяется суверенитет государства. Территория есть атрибут государственности, сущностный признак всякого государства. В пределах своей… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ — часть поверхности земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства. В состав Г. т. входят суша с ее недрами, воды и находящееся над сушей и водами воздушное пространство. Сушей является вся сухопутная территория в пределах… … Энциклопедический словарь экономики и права

государственная территория — часть территории и акватории земного шара, находящаяся под суверенитетом определённого государства. В пределах гос. территории государство является высшей властью по отношению ко всем лицам и организациям; эта власть обеспечивается системой гос.… … Географическая энциклопедия

Государственная территория — см. Территория государства … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Государственная территория — – пространство, в котором осуществляется суверенитет государства (т.е. присущее ему верховенство, исключающее власть иного государства, в т.ч. над природными ресурсами, и которое обусловливает независимость государства в международных отношениях) … Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами

Виды территорий по международному праву. Государственная территория

В самом широком смысле под территорией понимают такие пространства, как сухопутная и водная поверхность земного шара, его недра, воздушное пространство, а также космос, включая Луну и другие небесные тела.

С точки зрения международного права территория — юридическая категория, неразрывно связанная с понятием государства. Нет и не может быть государства без территории. Именно территория наряду с населением является материальной основой любого государства.

В международном праве в соответствии с существующим правовым режимом различают три вида территорий:

  1. государственная территория;
  2. территория со смешанным режимом;
  3. территория с международным режимом.

Государственной является территория, находящаяся под суверенитетом государства. К ней относятся в рамках государственных границ сухопутная и водная поверхность, воздушное пространство над ней до границы с космосом (примерно 100-110 км) и недра (теоретически до центра Земли, а практически — на доступную для проникновения глубину).

Государственная территория в соответствии с международным правом — это национальное достояние и среда обитания народа в рамках государственных границ, в которых государство осуществляет свою верховную власть.

К государственной территории условно приравниваются квазитерритории.

Квазитерритории — это так называемые «плавучие» и «летучие» территории (морские и речные суда, воздушные суда, космические корабли), а также территории дипломатических и консульских представительств иностранных государств.

Они не могут считаться территорией в полном смысле этого слова, поскольку не обладают ее главными признаками. Но вместе с тем только путем условного отождествления их с территорией можно объяснить возможность осуществления здесь юрисдикции соответствующего государства.

К территории со смешанным режимом относятся пространства, не находящиеся под чьим-либо суверенитетом и, таким образом, не входящие в состав территории какого-либо государства, но в отношении которых прибрежное государство, в частности, осуществляет в пределах, установленных международным правом, суверенные права в целях разведки, разработки и охраны природных ресурсов. К такого рода территории относятся:

  • исключительная экономическая зона шириной до 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий;
  • континентальный шельф.
Читайте также:
Чистый аккредитив: что это такое, описание и особенности

Вместе с тем следует уточнить, что исключительная экономическая зона и континентальный шельф имеют некоторые различия в международно-правовом режиме (см. международное морское право).

Территория с международным режимом расположена за пределами государственных границ и находится в общем и равноправном пользовании всех государств в соответствии с международным правом. К таким территориям, в частности, относятся открытое море и воздушное пространство над ним, морское дно и его недра за внешней границей континентального шельфа, Антарктика, космос и небесные тела в нем.

Режим территорий, находящихся за пределами действия национальной юрисдикции, определяется исключительно международным правом.

Следует отметить, что в отношении ряда территорий с международным режимом все большее развитие получает концепция общего наследия человечества (common heritage of mankind). Так, ст. 11 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. установила, что Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. объявила общим наследием человечества район международного морского дна и его ресурсы (ст. 136). Причем государства-участники согласились с тем, что не должно быть никаких поправок, относящихся к основному принципу общего наследия человечества, и что они не будут являться стороной какого-либо соглашения в нарушение вышеуказанного положения.

Территория в международном праве: общие понятия, виды правового режима, государственная территория

В современном международном праве существуют территориальные нормы, они являются общепризнанными и способствуют сохранению и укреплению международного мира. С точки зрения правового режима территории можно разделить на:

суверенные территории одного государства;

суверенные территории с международным режимом (открытое море, воздушное пространство, дно моря за пределами континентального шельфа);

территории, имеющие правовой режим смешанного типа (исключительная экономическая зона, континентальный шельф).

Государственная территория

Государственная территория – часть земной поверхности, включая сушу, недра, воздушное, водное пространство, которая является суверенной частью определенного государства.

Сухопутная территория включает в себя сушу с ее недрами, находящуюся в пределах установленных границ, а также прибрежные острова и анклавы. В ряде стран государственной территорией является арктический сектор, все земли и острова, входящие в его состав. Недра, находящиеся под землей и водой на территории государства, обладают полным и исключительным суверенитетом государства. Данное право находит подтверждение в основных конституционно-правовых документах государств и международных актах.

К водным государственным территориям относятся внутренние воды: реки, озера, заливы, бухты, порты, а также территориальные воды, имеющие особый режим. Специальный режим имеют поверхность и недра континентального шельфа и экономические зоны. Территориальные воды примыкают к берегам государства, сюда же относятся и острова. В пределах экономической зоны разрешается свободный проход судов всех стран, однако государство, которому принадлежат территориальные воды, обладает преимущественным правом на разведку и освоение морских недр и морепродуктов.

Воздушной государственной территорией является пространство, находящееся над сушей и водной частью страны. Воздушное пространство отделяется от других стран границами, которые признаны нормами международного права.

К территории государства относятся морские суда, воздушные и космические корабли под флагом государства, трубопроводы, посольства.

Территория государства, его величина, конфигурация, природные особенности выступают фактором долговременного действия, но в разные периоды развития их роль различна.

Анклавы

Анклав – территориальная часть государства, которая находится отдельно от основной части страны, окруженная со всех сторон другими государствами. Если у этой территории имеется выход к морю, то она называется полуанклавом.

Эксклав – несамостоятельный регион, отделенный территориально от материнского государства и полностью окруженный одной или несколькими странами.

Одна и та же территория одновременно может быть анклавом и эксклавом.

В мире много таких мест. В Беларуси на территории Гомельской области находится населенный пункт Саньково-Медвежье. Административно он относится к Брянской области РФ. Для России эта территория считается эксклавом, для Беларуси – анклавом. Аляска является полуэксклавом США и полуанклавом Канады. Мелилья и Сеута имеют выход к Средиземному морю и являются полуанклавами для Марокко и полуэксклавами для Испании.

Наличие такой обособленной территории в международном праве предполагает особые правовые отношения. Чтобы попасть в анклав, необходимо пересечь территорию другого государства. Также необходимо решать важные проблемы, обеспечивать жизнедеятельность анклава. Все вопросы решаются, как правило, заключением соглашений и договоров между заинтересованными сторонами. Право доступа государства к своему анклаву реализуется путем подписания специального соглашения с государством, на территории которого находится анклав.

Читайте также:
Тарифные льготы: что это такое, описание и особенности

Правовой режим анклава определяется национальным законодательством или международными нормами.

Теории правовой природы государственной территории

Существует несколько точек зрения на правовую природу территории государства. Наиболее распространены объектная теория и теория пространственного предела власти государства. Сторонники объектной теории утверждают, что территория – это объект обладания. Это исторический взгляд на территорию, берущий свое начало в эпохе феодализма, когда собственность на землю рассматривалась как источник власти.

Юрист В.А. Незабитовский выдвинул другую теорию, выступая против приравнивания территории государства к объекту обладания. Территориальное верховенство – это право государства осуществлять власть над людьми, которые живут в этом государстве. Государственная территория является пространственной сферой осуществления государственного верховенства. В границах территории действует власть государства, которая обладает исключительным суверенитетом. Поэтому территорию можно с полным правом отнести к одному из основных признаков суверенного государства.

Суверенитет РФ согласно ст. 4 Конституции распространяется на всю территорию страны, Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Государство устанавливает административно-территориальное деление, организует государственную власть и управление на основании территориального признака. В компетенцию государства входит определение и изменение государственной территории, вопросы гражданства, нахождения иностранных граждан на территории страны, охрана и оборона территории.

Нормы международного права говорят о неприкосновенности территориальной целостности и независимости государств.

Правомерное изменение территории государства

Существуют правомерные способы изменения государственной территории, установленные международным правом.

Возможно образование нового государства путем проведения референдума или в результате плебисцита.

Плебисцит (референдум) – опрос населения о политической судьбе территории, на которой оно проживает.

Во Франции плебисцит считается более емким понятием, чем референдум. В США плебисцит и референдум – синонимы. Необходимость обязательного референдума предусмотрена конституцией или конституционно-правовыми актами. Проведение факультативного референдума зависит от воли государственного органа или избирателей. Законодательство РФ предусматривает только понятие «референдум».

Возможно отторжение территории как санкция за агрессию, за развязывание войны. После окончания Второй мировой войны районы бывшей Восточной Пруссии были переданы Советскому Союзу и Польше. Развязывание войны – международное преступление, поэтому агрессор лишается части своей территории. Это мера, направленная на недопущение повторения агрессии.

Международное право предусматривает аренду, продажу, цессию государственной территории.

Аренда территории – предоставление права пользования частью территории государства другому государству. Аренда территории носит временный, договорной характер.

Государство, которое арендует территорию, может пользоваться определенными правами, тем самым ограничивая права государства-арендодателя. Договор заключается с учетом интересов обеих сторон. Территория, которая арендуется, не может быть использована в целях подрыва суверенитета или безопасности государства-арендодателя. Часто на арендованных территориях создаются военные базы. В международных правовых нормах сказано, что государство, предоставляющее свою территорию в аренду, сохраняет суверенитет над ней, но на практике это положение становится юридической фикцией. Государства полностью контролируют арендуемую территорию (кубинская база Гуантанамо, Диего-Гарсиа).

Примером продажи территории может служить продажа Аляски Россией США в 1867 году.

Цессия – уступка территории, ее дарение, передача, обмен части территории по взаимному соглашению между государствами.

Так в 1951 году СССР и Польша обменялись участками государственных территорий, в 1954 году между СССР и Ираном был заключен подобный договор об обмене во взаимных интересах. В 1968 году произошел обмен территориями между Францией и Люксембургом в целях уточнения границы.

Если возникают спорные территориальные вопросы, в международном праве предусмотрено мирное урегулирование. Территории, приобретенные при помощи силы или угрозы силой, не являются законными и не признаются международным сообществом.

Государственная и международная территория

Вы будете перенаправлены на Автор24

Государственная территория – это установленный нормами международного права и положениями национального законодательства правовой статус территории конкретного государства, который характеризуется распространением на территорию конкретного государства государственного суверенитета, что, в свою очередь, выступает гарантией неприкосновенности и целостности такой территории, а также защиты государством такой территории и защиты населения, проживающего на этой территории.

Виды территорий в международном праве

Международное право при характеристике территории использует следующие категории:

Территория государства, государственная территория. Названная разновидность международного правового статуса территории предполагает, что на конкретную территорию распространяется суверенитет конкретного государства. По общему правилу, государственная территория характеризуется наличием международно признаваемых границ. Указанное достигается посредством заключения соседними государственными образованиями договоров о границах и мирных соглашений по результатам вооруженных конфликтов. Правовой статус таких территорий определяется нормами национального законодательства и положениями международных договоров;

Территория с международным режимом или международная территория включает в себя пространства сухопутные и водные, расположенные за пределами государственных территорий. Иначе говоря, это территории, которые характеризуются как территории общего пользования. Правовой статус таких территорий регламентируется нормами международного права;

Территории со смешанным режимом или смешанные территории. Это территории, которые составляет пространство Мирового океана, – прилегающие территории, исключительные экономические зоны, континентальный шельф. Специфика правового статуса указанных территорий определяется тем обстоятельством, что они не входят в состав государственной территории, однако прибрежное государство имеет в отношении них ограниченные права, связанные с их разведкой и использование, а также сохранением природного богатства. Кроме того, прибрежные государства имеют отдельные контрольные права в отношении таких территорий.

Читайте также:
Возмещение вреда в связи со смертью кормильца

Понятие и признаки государственной территории

Всякое государство как политико-правовое явление отличается от иных социальных институтов, в том числе политических, таким своим сущностным признаком как территориальная организация. Так, в самом общем виде государство можно определить как организацию власти населением определенной территории.

Население, проживающее на территории конкретного государства, как и сама территория, гарантированно защищаются государством. Так, неотъемлемым элементом государственного суверенитета, который распространяется на территорию государств, является целостность и неприкосновенность такой территории. Это значит, что резюмирован запрет на насильственное размежевание такой территории или захват отдельной ее части.

При этом необходимо подчеркнуть, что статус территории носит именно правовой характер и установление такого статуса осуществляется в национальном конституционном законодательстве с учетом норм и требований международного права. Принцип целостности и неприкосновенности государственной территории – это один из важнейших постулатов международного права, который направлен на защиту от насильственного вторжения на государственную территорию или от отторжения части территории.

Готовые работы на аналогичную тему

Отдельного внимания заслуживает вопрос государственной территории в федеративных государствах. Здесь суверенитет государства в полной мере распространяется и на субъекты, образующие Федерацию. При этом Федерация ограничена в праве самовольно изменять территории субъектов, ее образующих. Так, например, Российская Конституция провозглашает распространение суверенитета государств на всю территорию страны и берет на себя гарантии обеспечения целостности и неприкосновенности такой территории, при этом субъектам гарантируется целостность и неделимость такой территории.

Важно подчеркнуть, что территории субъектов, образующих Федерацию, несмотря на то, что они обладают властными полномочиями, лишены признаков суверенной:

  • прежде всего, указанное обусловлено тем обстоятельством, что территория субъекта входит в состав государственной территории, на нее в полной мере распространяется федеральное законодательство;
  • территорией могут обладать и негосударственные образования, например, зависимые территории, административно-территориальные единицы и пр.

Кроме того, всякое государство в границах собственной территории для рационализации государственного управления, повышения его эффективности может создавать различные территориальные единицы с особым правовым статусом, например, административно-территориальные единицы, автономные образования, особо охраняемые территории.

Понятие и значение международной территории

Международная территория включает в свой состав территории, которые не относятся к государственным территориям и находятся в общем пользовании государств мирового сообщества. Такая территория включает в себя пространства, как сухопутные, так и водные. Правовое положение международной территории определяется следующими характеристиками:

  • устанавливается положениями международного права;
  • на нее не распространяется государственный суверенитет. Исключение из этого правила составляют искусственные установки и сооружения, которые государство в соответствии с положениями международного права может размещать на так называемых смешанных территориях – на континентальном шельфе или в исключительных экономических зонах.

В состав международной территории включаются:

  • открытое море;
  • воздушное пространство над открытым морем;
  • морское дно, которое находится за границами континентального шельфа и государственных территорий.

Также международным правом предусмотрена возможность распространения международного режима на отдельные территории или части отдельных территорий на основании международных договоров. Примером такого договора может служить договор, устанавливающий режим международной территории в отношении Антарктики.

Государственная территория

Основные подходы к пониманию территории: объектная теория, патримониальная доктрина и концепция лимитированного пространства. Понятие государственной территории в Конституции России. Составные элементы, образующие территорию Российской Федерации.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 27.05.2014
Размер файла 16,2 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

территория государственная патримониальная лимитированный

Термин «территория» используется в международном праве для обозначения некоторого земного, а также внеземного пространства, отграниченного от других пространств определенными поверхностями (границами) и имеющего тот или иной юридический статус (например, статус государственной территории) и соответствующий ему правовой режим.

В этом смысле понятие территории не имеет ничего общего с понятием территории в ее природном, естественном смысле, как среды обитания земной фауны и флоры, местонахождения естественных богатств и ресурсов, среды обитания человека и материальной основы его существования, хотя последнее и учитывается в нормах международного и национального права, касающихся природопользования.

Читайте также:
Счет ностро: что это такое, описание и особенности

Границей земного пространства, отделяющей его от космического пространства, является шаровидная поверхность, повторяющая конфигурацию Земли и расположенная на некотором расстоянии от ее поверхности (уровня моря). Точного высотного расположения этой шаровидной поверхности от уровня Земли не установлено, но, как правило, исходят из того, что она должна располагаться на таком уровне, который позволяет спутникам Земли вращаться без существенного торможения и сгорания в земной атмосфере. Считается, что это примерно 110 км.

Космическое пространство можно условно подразделить на близлежащее, обнимающее Солнечную систему и находящиеся в ее пределах небесные тела, и космическое пространство за этими пределами. Фактически международно-правовое регулирование исследования и использования космического пространства касается главным образом пространства Солнечной системы, границы которого достаточно условны.

Собственно земное пространство с точки зрения его юридического статуса подразделяется на две крупные категории — пространство, составляющее территорию государств и каждого из них в отдельности, и пространство, находящееся вне пределов государственной территории (территорий).

Такие пространства — государственная территория и негосударственная (международная) территория — отделены друг от друга границами. Границы представляют собой линии, обозначенные на картах, а также (когда это возможно) на местности и проходящие по этим линиям вертикальные поверхности до границы земного пространства с космосом и теоретически — до центра Земли вглубь ее недр, а практически — на достигнутую для проникновения в недра глубину.

Указанные пространства охватывают сушу, воды, недра и воздушное пространство над земной поверхностью в пределах государственной и негосударственной территории, правовой режим которых и условия пользования которыми устанавливаются обычно раздельно, составляя, в частности, предмет регулирования международного морского и воздушного права.

В истории правовой теории следует выделить несколько значимых подходов к пониманию территории. Наиболее известны объектная теория, патримониальная доктрина и концепция лимитированного пространства.

Согласно постулатам объектной теории государственная территория является объектом права собственности и выступает как его земельное выражение. Территория понимается не только в качестве элемента государства, но и его объекта. В той мере, в какой гражданско-правовые сделки по поводу земли допустимы между гражданами, они допустимы и между государствами. Этой концепции свойственно низведение отношений по поводу государственной территории до уровня публично-вещного права. Одним из первых ее представителей был К.Л. Галлер, который обосновывал право монархов на государственную территорию Анненкова В.Г. Территория государства как дефиниция конституционной теории и практики. // История государства и права, 2006 № 3. //СПС Консультант Плюс..

Сторонник объектной государственной теории в России государствовед Б.Н. Чичерин писал: «Принадлежность целой области целому государству по публичному праву совместна с принадлежностью частной собственности. Отдельное лицо может распоряжаться своею собственностью для всех своих частных целей, государство же распоряжается своею собственностью для целей общественных. Эти два права могут прийти в столкновение: в таком случае частная собственность должна уступить».

Во многом сходна с объектной и патримониальная концепция, представитель которой – Л. Оппенгейм – рассматривал государственную территорию как объект реального права собственности. В соответствии с этой доктриной государственная территория является объектом не государственной, а международно-правовой собственности. Отсюда способность государства свободно распоряжаться территорией. Л. Оппенгейм различает публично-правовое понятие собственности и его гражданско-правовой синоним: «Государственная территория называется также территориальной собственностью («territorial property») государства. Однако надо иметь в виду, что «территориальная собственность» – это термин публичного права, который не следует смешивать с частной собственностью. Территория государства не является собственностью монарха, или правительства, или даже народа данного государства».

Известный советский ученый Ю.Г. Барсегов, анализируя еще в середине 1950-х гг. вопрос соотношения государственной публичной власти и права частной собственности, отмечал: «Территориальное верховенство входит в сферу публичного права, тогда как собственность входит в сферу частного права, и, следовательно, эти два рода государства над земной поверхностью не совпадают друг с другом» Анненкова В.Г. Территория государства как дефиниция конституционной теории и практики. // История государства и права, 2006 № 3. //СПС Консультант Плюс.

В советской юридической литературе 1960-х гг. подчеркивалось, что государство, осуществляющее передачу части своей государственной территории другому государству, выступает как политический суверен, но не как собственник земли, поскольку это право никому не может быть передано Бабурин С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1997. С. 15..

Теория лимитированного пространства сводила территорию к сфере пространственной компетенции государства. В отличие от патримониальной концепции пространственная теория отрицает вещный характер государственной территории. Сторонники пространственной теории Г. Еллинек, Л. Шалланд, К. Фрикер, Н. Коркунов, Ф. Кокошкин, В. Незабитовский исходили из того, что «управление. не означает материального владения территорией. Оно означает управление людьми, которое немыслимо без территории. Но государство властвует не как частное лицо, а как публично-правовая власть. Территория, следовательно, является не реальным объектом, а пространственным пределом власти». К. Фрикер, родоначальник пространственной теории в Германии, писал: «Когда мы говорим о государственной территории, то понимаем под этим само государство в пространственном ограничении. Государство – это не что иное, как на основе права организованный в пределах определенного пространства народ» Анненкова В.Г. Территория государства как дефиниция конституционной теории и практики. // История государства и права, 2006 № 3. //СПС Консультант Плюс.

Читайте также:
Социальный приют: что это такое, описание и особенности

Советское право критически отнеслось к «буржуазным» концепциям, и в частности к теории так называемых элементов государства, под которыми «буржуазная наука понимает обычно территорию, население и власть». Концепция триединства была объявлена несостоятельной. «Хотя государство и немыслимо вне территории, характеризуется оно отнюдь не территорией как частью физической природы, а общественными отношениями людей, складывающимися на этой территории, регулируемыми и охраняемыми государством – политической организацией господствующего класса», – полагал В.С. Шевцов Шевцов В.С. Суверенитет Советского государства. М., 1982. С. 94..

В современной российской науке понятие «территория» разработано достаточно глубоко. Большая Советская энциклопедия определяет территорию как «пространство, в пределах которого государство осуществляет свой суверенитет, где господствующий класс осуществляет свою государственную власть, распоряжаясь, в частности, и самой территорией и организуя ее в административном отношении в соответствии со своими интересами» Территория // БСЭ. М., 1946. Т. 54. С. 178. В последующих изданиях БСЭ дает сходные, хотя и более научно корректные определения (см.: Территория // БСЭ. 2-е изд. М., 1956. Т. 42. С. 360; Территория государственная // БСЭ. 3-е изд. М., 1976. Т. 76. С. 509).. Безусловно, такое определение сегодня не может удовлетворить ни теоретиков, ни практиков. Современное понимание государственной территории выводится из ее определения как пространства, на которое распространяются правовые установления данного государства, где органы государственной власти обладают правом на законное принуждение к соблюдению и исполнению правовых норм. Среди существующих определений государственной территории преобладает понимание ее как «земного пространства, в пределах которого действует присущее государству свойство верховенства (территориального верховенства), иными словами, пространства, в пределах которого государство осуществляет верховную власть и которым оно распоряжается, организуя его в административном (для целей управления) отношении и устанавливая его правовой режим (в целом и в части)» Ушаков Н.А. Международное право: основные термины и понятия. М., 1996. С. 38.

Полагаем, что указанное определение нуждается в существенном дополнении. Во-первых, в состав государственной территории входят как земное пространство, так и воздушное пространство, внутренние воды. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., определяя юридический статус и устанавливая правовой режим всех морских пространств (а также дна и недр морей и океанов и воздушного пространства над ними), выделила два вида морских пространств: входящие в состав государственной территории и находящиеся за пределами действия исключительной юрисдикции государства Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. // СЗ РФ. 1997. N 48. Ст. 5493.

Современные ученые трактуют территорию государства по-разному. И.Н. Барциц и И.В. Левакин определяют ее как признак и часть государственной организации, которая представляет собой пространство, где юридически оформленная в суверенное государство общность людей (социально дифференцированный народ) осуществляет свою власть Барциц И.Н., Левакин И.В. Указ. соч. С. 14.. По мнению М.Ф. Орловой, территория государства является своего рода материальной базой любого государства, без которой оно не может существовать. Будучи пространственной сферой осуществления государственной власти, указывает она, территория государства предполагает территориальное верховенство его власти, то есть исключительное право государственной власти распространять свое действие на людей, предприятия, учреждения и организации в пределах территории государства. Таким образом, по ее мнению, территория как признак государства представляет собой пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть.

В Конституции РФ неоднократно упоминаются термины «территория» (ч. ч. 1, 2, 3 ст. 4, ч. 1 ст. 68, п. «б» ст. 71), «целостность Российской Федерации» (ч. 5 ст. 13), «территория Российской Федерации» (ч. 1 ст. 67, ч. 1 ст. 74) и «территории ее субъектов» (ч. 1 ст. 67), «целостность и неприкосновенность. территории» (ч. 3 ст. 4), «территориальные органы» (ч. 1 ст. 78), «государственная целостность» (ч. 2 ст. 80), «целостность государства» (ч. 1 ст. 82), «границы территорий» (ч. 2 ст. 131).

Непосредственное понятие государственной территории раскрывается ч. 1 ст. 67 Конституции России: «Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними». Следует обратить внимание, что Конституция РФ, фиксируя составные части государственной территории Российской Федерации, не включает в ее состав недра. «Под сухопутной и водной территорией расположены недра, о которых Конституция РФ не упоминает», – пишет И.С. Яценко Яценко И.С. Конституционное право Российской Федерации. М., 2003. С. 260.. Тем не менее, как верно указывает М.В. Баглай, по сложившемуся обычаю до технически доступной глубины они тоже входят в понятие государственной территории. Федеральный закон о недрах от 21 февраля 1992 г. в ст. 1.2 «Собственность на недра» устанавливает, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Читайте также:
Общество с ограниченной ответст венностью

Кроме того, Российская Федерация также обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (ч. 2 ст. 67 Конституции РФ) Комментарий Конституции РФ. Под ред. Окунькова Л.А. // СПС Консультант Плюс.

Таким образом, изучив элементный состав территории РФ, можно констатировать, что территорию Российской Федерации образуют:

а) сухопутная территория Российской Федерации (17075,4 тыс. кв. км);

б) водная территория, включающая установленную Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. 12-мильную зону территориальных вод;

в) земные недра в пределах сухопутной и водной территории;

г) воздушное пространство до его границы с космосом.

Понятие и правовые режимы территории в международном праве

Являясь одним из имманентных атрибутов государства, территория издавна была предметом правового регулирования в международном праве. Территориальные приобретения всегда являлись одной из главных целей внешней политики государств, а территориальные споры и претензии – причиной большинства международных конфликтов. С развитием производительных сил и ростом технических возможностей человечества усиливается роль международно-правового регулирования режима различных территорий. Если раньше термин “территория” тесно связывался с сухопутной частью земного шара (латинское terra означает земля, суша), то сейчас это понятие охватывает Мировой океан, его дно и недра, атмосферу и космос, включая небесные тела. Фактически, в современном международном праве термин “территория” является близким по значению слову “пространство”. Можно сказать, что под территорией в международном праве понимается любая географическая среда, в которой человек может осуществлять свою деятельность. В этом смысле территорию следует отличать от микромира, являющегося объектом изучения физики, химии, биологии и других наук.

Если с точки зрения естественных наук территория различается по своим географическим и физическим свойствам, то с точки зрения международного права – по правовому режиму, который представляет собой совокупность юридических признаков, характеризующих принадлежность и порядок пользования тем или иным видом территории. Иными словами, любое окружающее нас пространство относится к определенному правовому режиму, установленному действующим международным правом. Физические свойства территории объективны (не зависят от человека) и практически неизменны. Что же касается правового режима, то он имеет ярко выраженный конвенционный (согласительный) характер и может меняться вместе с изменением соответствующих международно-правовых норм. Поэтому территории с различными географическими характеристиками могут подчиняться одному и тому же правовому режиму и, напротив, единые с географической точки зрения пространства могут относиться к различным правовым режимам. Вместе с тем, международное право как совокупность норм и обычаев испытывает серьезное влияние со стороны географического фактора, поэтому противопоставлять физическую и юридическую природу территории было бы неверным.

В разное время в международно-правовой доктрине доминировали различные концепции, объясняющие правовую природу территории в целом и государственной территории в частности. В качестве примера можно назвать объектную (цивилистическую) теорию, теорию компетенции, пространственную теорию и т.д.

С точки зрения современного международного права вся территория может быть разделена на три большие группы:

1)территория с государственным режимом;

2)территория с международным режимом;

3)территория со смешанным режимом.

Главным критерием при отнесении территории к той или иной группе (тому или иному правовому режиму) является ее принадлежность. Если провести условную аналогию с гражданским правом, то ключевой характеристикой каждого правового режима является возможность того или иного субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться данной территорией. Чтобы определить правовой режим территории, нужно решить вопрос о том, кому она принадлежит и каков порядок пользования ею. Все остальные особенности территории с государственным, международным и смешанным режимом определяются этими признаками. Каждый из указанных видов территории, в свою очередь, включает в себя определенные разновидности, характеризующиеся собственной спецификой.

Главным признаком территории с государственным режимом (государственной территории) является ее принадлежность определенному государству, которая включает в себя государственный суверенитет над данной территорией и действие на ней юрисдикции соответствующего государства. Государство самостоятельно определяет порядок владения, пользования и распоряжения своей территорией, осуществляет на ней законодательную и административную власть, вправе прибегнуть к мерам принуждения, несет ответственность за эту территорию в международных отношениях и т. п. При этом не имеет значения, осуществляет ли государство эти права фактически: важно лишь, чтобы они признавались другими субъектами международного права. Например, неправомерные действия государства, направленные на фактический захват территории (оккупация, аннексия и др.) не влекут за собой распространения на нее государственного суверенитета, так как не признаются мировым сообществом.

Читайте также:
Специальная трудоспособность: что это такое, описание и особенности

В качестве примера можно назвать консультативное заключение Международного Суда ООН от 21 июня 1971 года о юридических последствиях, вытекающих из продолжающегося присутствия ЮАР в Намибии, нарушающего резолюцию Совета Безопасности ООН. Суд указал, что присутствие ЮАР на территории Намибии является противоправным, а государства-члены ООН должны воздержаться от любых актов, предполагающих признание правомерности данного присутствия, и признать недействительность его юридических последствий.

В состав государственной территории входят:

1)сухопутное пространство (вся суша и недра в пределах государственных границ);

2)водное пространство (внутренние водоемы и реки, внутренние морские воды и территориальное море);

3)воздушное пространство (воздушный столб, находящийся над сухопутным и водным пространством государства).

По периметру государственная территория ограничена государственными границами – как правило, установленными договором и обозначенными на местности. Верхняя граница государственной территории, согласно обычной международно-правовой норме, проходит там, где заканчивается воздушное и начинается космическое пространство. Воздушным же пространством считается пространство, где еще могут летать воздушные суда (самолеты гражданской и военной авиации). На сегодняшний день общепринято считать, что верхний предел воздушного пространства государств находится на высоте 100-110 км над уровнем моря. Что касается нижней границы государственной территории (то есть глубины его недр), то она также не определена действующими международными документами. Считается, что государство вправе вести разработку своих недр до уровня, соответствующего его техническим возможностям, т. е. теоретически – до центра земного шара. Таким образом, государственная территория уходит “в глубину” настолько, насколько позволяет ей развитие добывающей промышленности.

Водная территория государства включает в себя внутренние водоемы и реки, внутренние морские воды и территориальное море. Внутренние водоемы и реки – это все водное пространство, находящееся в пределах сухопутной территории государства. Внутренними морскими водами, согласно Конвенции ООН по морскому праву, являются воды портов, воды заливов, ширина которых меньше 24 морских миль и воды так называемых исторических заливов. Внешняя граница территориального моря проходит в 12 морских милях от берега. Особенностью правового режима территориального моря как части территории прибрежного государства является право мирного прохода иностранных судов (подробнее о правовом режиме внутренних морских вод и территориального моря – в главе 20).

Ключевой характеристикой правового режима государственной территории является территориальное верховенство соответствующего государства – составная часть государственного суверенитета. Это верховенство проявляется в том, что государство через систему своих законодательных, административных и судебных органов осуществляет публичную власть, издает правовые предписания и обеспечивает (в том числе принудительно) их исполнение всеми физическими и юридическими лицами. По общему правилу, в пределах государственной территории не допускается осуществление публичной власти иностранного государства, а также изъятие из-под юрисдикции государства пребывания находящихся на его территории лиц и объектов. Исключения из этого правила возможны только в рамках международного права: экстерриториальность дипломатических представительств, иммунитеты иностранных дипломатов и т. п. На государственной территории действуют законы соответствующего государства и возможно принудительное исполнение его судебных и административных решений. Вообще, суверенитет государства неразрывно связан с его юрисдикцией, которая тоже имеет ярко выраженный территориальный характер.

Вместе с тем, территориальные пределы суверенитета и юрисдикции могут не совпадать. В ряде случаев юрисдикция государства выходит за пределы его государственной территории и, наоборот, государство может не осуществлять юрисдикцию на территории, находящейся под его суверенитетом. Например, юрисдикция государства может действовать за границей или на нейтральной территории: в помещении его дипломатического представительства, а также на борту его морского или воздушного судна, космического объекта. В случаях военной оккупации или международной аренды также возможна ситуация, при которой часть территории находится под суверенитетом одного государства, а юрисдикцию на ней осуществляет другое государство.

Представляет практический интерес вопрос о возможности расширения государственной территории посредством односторонних действий государств, в частности – оккупации. В международном праве достаточно долгое время существовал обычай, согласно которому оккупация рассматривалась как правомерный способ завладения территорией при условии, что оккупируемая территория являлась никому не принадлежащей (terra nullis). В настоящее время, особенно со становлением международного морского, воздушного и космического права, этот обычай уже не выглядит бесспорным. Известно консультативное заключение Международного Суда ООН от 16 октября 1975 года, в котором было признано, что в момент оккупации Испанией Западной Сахары (вторая половина 18-го века) последняя не была ничейной территорией. Кроме того, Суд указал, что населенные территории, на которых проживают племена или народы, имеющие свою социальную организацию, не рассматриваются как terra nullis. Суверенитет над такими территориями должен приобретаться не в результате оккупации, а в результате заключения соглашения с местными вождями.

Читайте также:
Формы собственности: что это такое, описание и особенности

Определенным своеобразием отличается правовой режим, действующий на территории некоторых государствоподобных образований. К таковым можно отнести политико-территориальные образования, статус которых не определен и устанавливается на основании временных международных соглашений или практики. Например, на территории части Югославии (в Косово) в течение ряда лет действует мандат международных коалиционных сил, и фактически суверенитет Югославии на эту часть страны не распространяется. Аналогичная ситуация достаточно долгое время складывалась вокруг Западного Берлина. В целом же правовой режим территории данных образований близок режиму государственной территории.

Говоря о правовом режиме государственной территории, необходимо помнить о том, что она является объектом правового регулирования как международного, так и внутреннего законодательства: каждое государство имеет автономную правовую систему, касающуюся самых различных аспектов территории. Вместе с тем, международно-правовое закрепление режима государственной территории содержится и в ряде международно-правовых принципов: территориальной целостности государств, нерушимости государственных границ, невмешательства во внутренние дела суверенного государства. С учетом этих принципов режим государственной территории представляет собой совокупность международных и национальных норм, в соответствии с которыми государство осуществляет суверенитет и юрисдикцию в пределах своих государственных границ. Однако государство не вправе ссылаться на свое территориальное верховенство в случаях, если на его территории происходят грубые или систематические нарушения международного права. Так, согласно Конституции и Закону Республики Казахстан “О государственной границе” от 13 января 1993 года территория Республики Казахстан в существующих границах является целостной, неделимой и неприкосновенной. При этом международные обязательства Республики являются частью ее действующего права.

Государственная территория Казахстана в ее нынешних границах в целом сформировалась в 20-е годы прошлого века: в 1921 году территории тогдашних Акмолинской и Семипалатинской областей были переданы Казахской АССР, а в 1924 году в результате крупного национально-территориального размежевания азиатской части СССР в состав Казахской АССР вошла северная часть Туркестана. В результате этих изменений территория Казахстана увеличилась почти на треть и составила 2,7 миллиона квадратных километров.

Государственная территория, как уже отмечалось, может быть объектом международно-правовой аренды. Например, договорная практика Республики Казахстан включает в себя следующие соглашения:

-Договор аренды комплекса “Байконур” между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации (ратифицирован Казахстаном 17 апреля 1995 года) и Протокол о внесении изменений к нему (для Казахстана вступил в силу 6 октября 2004 года);

-Договор между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об аренде испытательного полигона Сары-Шаган (ратифицирован Казахстаном 5 июля 2000 года);

-Договор между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об аренде испытательного полигона Эмба (ратифицирован Казахстаном 5 июля 2000 года) и другие.

Для территории с международным режимом характерно то, что она находится за пределами государственных границ и на нее не распространяется суверенитет какого-либо государства. Такие участки территории открыты для использования всеми государствами на равноправной основе и не подлежат присвоению в какой-либо форме. Территория с международным режимом – это территория, принадлежащая всем членам мирового сообщества независимо от их географического положения, политической, социальной и экономической систем, членства в международных организациях и других признаков. В доктрине международного права территорию с международным режимом нередко именуют “территорией общего пользования”, что довольно точно отражает суть ее правовой природы. Дело в том, что данной территорией нельзя владеть или распоряжаться (это вытекает из запрета подчинять ее суверенитету), а можно лишь ею пользоваться в соответствии с международным правом. Общепризнанно, что международный режим установлен в отношении пяти видов пространства:

1)на открытом море;

2)в воздушном пространстве над открытым морем;

3)на морском дне (включая недра) за пределами континентального шельфа;

4)в космосе, включая небесные тела;

Следует подчеркнуть, что для каждого из перечисленных видов пространства характерна определенная специфика правового режима. Это означает, что внутри международного режима следует различать самостоятельные международно-правовые режимы, установленные международным правом для той или другой территории. Например, концепция “общего наследия человечества” применима не ко всем указанным пространствам, порядок использования международного района морского дна отличается от порядка использования открытого моря, правовой статус Антарктики определяется специфическим договором и т. д. Общим для всех территорий с международным режимом является лишь то, что они не принадлежат какому-либо государству и открыты для свободного доступа. Некоторые другие признаки данного режима (демилитаризация, резервирование для мирных целей, подчинение международному праву) не являются для него определяющими.

Тот факт, что территория с международным режимом не находится под суверенитетом отдельных государств, обусловил специфическое решение проблемы осуществления на ней юрисдикции. Суть данной проблемы заключается в том, что обычно основанием для применения государством своих юрисдикционных полномочий на определенной территории является его же суверенитет над ней. Наличие суверенитета в большинстве случаев автоматически предполагает возможность осуществления юрисдикции. Понятно, что для территории с международным режимом данное правило не подходит. В самом деле: законодательству какого государства следует подчинить отношения, связанные с юридическими фактами (рождение ребенка, совершение преступления, заключение сделки, нанесение ущерба и т.д.), которые произошли за пределами государственной территории? В качестве базового принципа распределения юрисдикции в подобных случаях используется “принцип флага”. Именно он позволяет определить национальность воздушного и морского судна, космического объекта или антарктической экспедиции. Именно государство флага имеет преимущественное право на осуществление юрисдикции на территории с международным режимом.

Читайте также:
Суд раввинов: что это такое, описание и особенности

Действующее международное право, помимо государственной и международной территории, позволяет выделить территорию со смешанным режимом. Как видно из названия, данный вид территории соединяет в себе черты территории с государственным режимом и территории с международным режимом. Как правило, территория со смешанным режимом находится за пределами государственной территории, следовательно – на нее не распространяется суверенитет какого-либо государства. С другой стороны, за определенным (прибрежным) государством признается ряд суверенных прав и юрисдикционных полномочий, которые оно может осуществлять на данной территории. Таким образом, можно говорить о том, что на территорию со смешанным режимом распространяется не весь суверенитет, а лишь часть суверенитета прибрежного государства. Эти отдельные суверенные полномочия прибрежного государства являются исключительными, то есть принадлежат только ему и могут отчуждаться им по своему усмотрению.

В современном международном праве смешанный режим характерен для трех категорий пространства, каждая из которых является институтом международного морского права. К ним относятся:

1)исключительная экономическая зона;

Все три указанные категории морского пространства имеют различный правовой режим (подробнее об этом – в соответствующей главе учебника). Но все они являются разновидностями территории со смешанным режимом, суть которого заключается в наличии у прибрежного государства отдельных суверенных прав. В исключительной экономической зоне такими правами являются разведка и разработка живых ресурсов и строительство искусственных островов, на континентальном шельфе – добыча минеральных ресурсов, в прилежащей зоне – контрольные полномочия в целях обеспечения исполнения таможенного, валютного, налогового, иммиграционного или санитарного законодательства. Для реализации этих суверенных прав прибрежное государство может осуществлять на соответствующих участках территории свою юрисдикцию. Если же речь идет о других видах использования территорий со смешанным режимом, то у прибрежного государства, как правило, нет каких-либо привилегий и преимуществ перед другими государствами.

Территория в международном праве: общие понятия, виды правового режима, государственная территория

В современном международном праве существуют территориальные нормы, они являются общепризнанными и способствуют сохранению и укреплению международного мира. С точки зрения правового режима территории можно разделить на:

суверенные территории одного государства;

суверенные территории с международным режимом (открытое море, воздушное пространство, дно моря за пределами континентального шельфа);

территории, имеющие правовой режим смешанного типа (исключительная экономическая зона, континентальный шельф).

Государственная территория

Государственная территория – часть земной поверхности, включая сушу, недра, воздушное, водное пространство, которая является суверенной частью определенного государства.

Сухопутная территория включает в себя сушу с ее недрами, находящуюся в пределах установленных границ, а также прибрежные острова и анклавы. В ряде стран государственной территорией является арктический сектор, все земли и острова, входящие в его состав. Недра, находящиеся под землей и водой на территории государства, обладают полным и исключительным суверенитетом государства. Данное право находит подтверждение в основных конституционно-правовых документах государств и международных актах.

К водным государственным территориям относятся внутренние воды: реки, озера, заливы, бухты, порты, а также территориальные воды, имеющие особый режим. Специальный режим имеют поверхность и недра континентального шельфа и экономические зоны. Территориальные воды примыкают к берегам государства, сюда же относятся и острова. В пределах экономической зоны разрешается свободный проход судов всех стран, однако государство, которому принадлежат территориальные воды, обладает преимущественным правом на разведку и освоение морских недр и морепродуктов.

Воздушной государственной территорией является пространство, находящееся над сушей и водной частью страны. Воздушное пространство отделяется от других стран границами, которые признаны нормами международного права.

К территории государства относятся морские суда, воздушные и космические корабли под флагом государства, трубопроводы, посольства.

Территория государства, его величина, конфигурация, природные особенности выступают фактором долговременного действия, но в разные периоды развития их роль различна.

Анклавы

Анклав – территориальная часть государства, которая находится отдельно от основной части страны, окруженная со всех сторон другими государствами. Если у этой территории имеется выход к морю, то она называется полуанклавом.

Читайте также:
Суд раввинов: что это такое, описание и особенности

Эксклав – несамостоятельный регион, отделенный территориально от материнского государства и полностью окруженный одной или несколькими странами.

Одна и та же территория одновременно может быть анклавом и эксклавом.

В мире много таких мест. В Беларуси на территории Гомельской области находится населенный пункт Саньково-Медвежье. Административно он относится к Брянской области РФ. Для России эта территория считается эксклавом, для Беларуси – анклавом. Аляска является полуэксклавом США и полуанклавом Канады. Мелилья и Сеута имеют выход к Средиземному морю и являются полуанклавами для Марокко и полуэксклавами для Испании.

Наличие такой обособленной территории в международном праве предполагает особые правовые отношения. Чтобы попасть в анклав, необходимо пересечь территорию другого государства. Также необходимо решать важные проблемы, обеспечивать жизнедеятельность анклава. Все вопросы решаются, как правило, заключением соглашений и договоров между заинтересованными сторонами. Право доступа государства к своему анклаву реализуется путем подписания специального соглашения с государством, на территории которого находится анклав.

Правовой режим анклава определяется национальным законодательством или международными нормами.

Теории правовой природы государственной территории

Существует несколько точек зрения на правовую природу территории государства. Наиболее распространены объектная теория и теория пространственного предела власти государства. Сторонники объектной теории утверждают, что территория – это объект обладания. Это исторический взгляд на территорию, берущий свое начало в эпохе феодализма, когда собственность на землю рассматривалась как источник власти.

Юрист В.А. Незабитовский выдвинул другую теорию, выступая против приравнивания территории государства к объекту обладания. Территориальное верховенство – это право государства осуществлять власть над людьми, которые живут в этом государстве. Государственная территория является пространственной сферой осуществления государственного верховенства. В границах территории действует власть государства, которая обладает исключительным суверенитетом. Поэтому территорию можно с полным правом отнести к одному из основных признаков суверенного государства.

Суверенитет РФ согласно ст. 4 Конституции распространяется на всю территорию страны, Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Государство устанавливает административно-территориальное деление, организует государственную власть и управление на основании территориального признака. В компетенцию государства входит определение и изменение государственной территории, вопросы гражданства, нахождения иностранных граждан на территории страны, охрана и оборона территории.

Нормы международного права говорят о неприкосновенности территориальной целостности и независимости государств.

Правомерное изменение территории государства

Существуют правомерные способы изменения государственной территории, установленные международным правом.

Возможно образование нового государства путем проведения референдума или в результате плебисцита.

Плебисцит (референдум) – опрос населения о политической судьбе территории, на которой оно проживает.

Во Франции плебисцит считается более емким понятием, чем референдум. В США плебисцит и референдум – синонимы. Необходимость обязательного референдума предусмотрена конституцией или конституционно-правовыми актами. Проведение факультативного референдума зависит от воли государственного органа или избирателей. Законодательство РФ предусматривает только понятие «референдум».

Возможно отторжение территории как санкция за агрессию, за развязывание войны. После окончания Второй мировой войны районы бывшей Восточной Пруссии были переданы Советскому Союзу и Польше. Развязывание войны – международное преступление, поэтому агрессор лишается части своей территории. Это мера, направленная на недопущение повторения агрессии.

Международное право предусматривает аренду, продажу, цессию государственной территории.

Аренда территории – предоставление права пользования частью территории государства другому государству. Аренда территории носит временный, договорной характер.

Государство, которое арендует территорию, может пользоваться определенными правами, тем самым ограничивая права государства-арендодателя. Договор заключается с учетом интересов обеих сторон. Территория, которая арендуется, не может быть использована в целях подрыва суверенитета или безопасности государства-арендодателя. Часто на арендованных территориях создаются военные базы. В международных правовых нормах сказано, что государство, предоставляющее свою территорию в аренду, сохраняет суверенитет над ней, но на практике это положение становится юридической фикцией. Государства полностью контролируют арендуемую территорию (кубинская база Гуантанамо, Диего-Гарсиа).

Примером продажи территории может служить продажа Аляски Россией США в 1867 году.

Цессия – уступка территории, ее дарение, передача, обмен части территории по взаимному соглашению между государствами.

Так в 1951 году СССР и Польша обменялись участками государственных территорий, в 1954 году между СССР и Ираном был заключен подобный договор об обмене во взаимных интересах. В 1968 году произошел обмен территориями между Францией и Люксембургом в целях уточнения границы.

Если возникают спорные территориальные вопросы, в международном праве предусмотрено мирное урегулирование. Территории, приобретенные при помощи силы или угрозы силой, не являются законными и не признаются международным сообществом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: