Торгово-промышленная палата: что это такое, описание и особенности

Торгово-промышленная палата

— негосударственная, некоммерческая организация, объединяющая своих членов для реализации целей и задач, определенных Законом Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и Уставом Палаты. Представляет интересы малого, среднего и крупного бизнеса, охватывая своей деятельностью все сферы предпринимательства — промышленность, внутреннюю и внешнюю торговлю, сельское хозяйство, финансовую систему, услуги.

Содействует развитию экономики России, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, созданию благоприятных условий для развития всех видов предпринимательской деятельности.

В результате коренной перестройки и демократизации управления внешнеэкономическими связями решение основных задач в этой области (развитие экспорта, совершенствование его структуры и пр.) возлагается на промышленные предприятия. Успешная реализация этих задач предполагает скорейшее освоение предприятиями экспортно-импортных операций и новых форм сотрудничества, повышение эффективности их внешнеэкономической деятельности.

Важное значение приобретает содействие предприятиям в установлении и расширении деловых контактов с фирмами и хозяйственными организациями зарубежных стран, оказание им практической помощи в проведении экспортной работы, развитии различных форм кооперационных связей.

Одновременно необходимость координации и регулирования взаимоотношений между предприятиями и центральными внешнеэкономическими органами требует представительства интересов промышленности в системе внешнеэкономических связей, способного активно воздействовать на принятие решений в данной области.

— оказание объединениям, предприятиям и организациям консультационных и информационных услуг по вопросам внешнеэкономической деятельности, маркетинга, охраны промышленной собственности, инжиниринга, а также законодательства, обычаев и правил внешней торговли и зарубежных государств;

— содействие в поиске партнеров и установлении прямых производственных и научно-технических связей объединений, предприятий и организаций с предприятиями и фирмами других стран, а также в создании совместных предприятий, международных объединений и организаций;

— установление и развитие связей с иностранными деловыми кругами и общественными организациями, приглашение и прием их представителей, иностранных торгово-экономических и научно-технических делегаций, направление за границу своих представителей и делегаций; участие в работе различных международных организаций; содействие деловому туризму, организация и проведение и за рубежом симпозиумов и конференций по вопросам внешнеэкономических связей; ТПП входит в состав смешанных торговых палат и решает вопросы участия в их работе предприятий и организаций;

— осуществление связей с ассоциациями делового сотрудничества;

— организация обмена мнениями между и объединениями, предприятиями и организациями по вопросам их участия во внешнеэкономических связях, анализ их внешнеэкономической деятельности, применение действующих в данной области нормативных документов и внесение предложений по их совершенствованию;

— организация международных выставок и содействие проведению в нашей стране иностранных специализированных, торгово-промышленных, национальных выставок и выступлений отдельных фирм;

— реализация выставочной программы за рубежом;

— проведение и за границей рекламной работы для и иностранных предприятий и фирм; обеспечение координации работ в данной области;

— выполнение поручений и иностранных граждан, предприятий и фирм по получению охранных документов на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки и другие объекты промышленной собственности, а также содействие в защите и реализации их прав, вытекающих из соответствующего национального и международного законодательства;

— выполнение как в России , так и за границей поручений и иностранных организаций на проведение экспертизы, контроля качества и количества импортных и экспортных товаров;

— выполнение заказов на переводы экономической и научно-технической документации и материалов с иностранных языков.

Направления деятельности торговой палаты

Консультационно-посредническая деятельность

Оказываемые услуги в данной области включают консультирование по всем аспектам правового обеспечения внешнеэкономических связей, по вопросам экономической эффективности создания совместных предприятий, выполнение маркетинговых и конъюнктурно-экономических исследовании, поиск партнеров для установления прямых связей, кооперационного сотрудничества и совместного предпринимательства, подготовку специалистов в сфере управления внешнеэкономическими связями, маркетинга и рекламы. Наиболее значительный опыт накоплен в оказании услуг, связанных с созданием и деятельностью совместных предприятий, многие из которых успешно работают.

Перспективным направлением в этой сфере деятельности объединения является посредничество и консультирование при создании совместных предприятий за рубежом на базе изобретений, не нашедших по ряду причин применения на предприятиях нашей страны. Подобные совместные предприятия, использующие рисковый капитал западных инвесторов, позволяют создать новую конкурентоспособную продукцию и выйти с ней на западные рынки. Одновременно решается вопрос об оснащении промышленности современным высокотехнологическим оборудованием. Ведется работа по другим аналогичным проектам.

П редоставляет промышленности конъюнктурно-экономическую и ценовую информацию, ведет поиск зарубежных партнеров для сотрудничества. С оздаются соответствующие банки данных, расширяется использование информации из зарубежных источников, активизируется кооперационное сотрудничество с иностранными консультационными фирмами и организациями.

В работе по подготовке специалистов в области внешнеэкономических связей объединение использует такие формы работы, как выездные семинары по заказам предприятий и организаций, стажировка специалистов народного хозяйства в его подразделениях. В ходе стажировок проводится изучение опыта работы, форм и методов ведения коммерческой и финансово-экономической деятельности, предоставляются информационно-методические материалы.

В ыполняет заказы предприятий и организаций на переводы экономической и научно-технической документации, различных справочных и информационных материалов. Оказываются услуги по устному переводу при монтаже и наладке импортного оборудования.

О казывают посреднические услуги в осуществлении экспортно-импортных операций. Эта работа предусматривает содействие предприятиям и организациям в реализации на внешнем рынке продукции, произведенной дополнительно сверх государственного заказа, контрольных цифр и договорных обязательств; вторичных ресурсов и отходов производства; во внедрении на внешнем рынке товаров, не являющихся предметами традиционного экспорта; в закупке по импорту отдельных видов сырья, материалов, полуфабрикатов, готовых изделий, технологического оборудования, товаров народного потребления как за счет имеющихся у предприятии валютных средств, так и на бартерной основе.

Существенный вклад в развитие самостоятельной внешнеэкономической деятельности предприятий вносят ассоциации делового сотрудничества с зарубежными странами, создаваемые и функционирующие при содействии ТПП . Главная задача ассоциаций — оказание практической помощи промышленным, сельскохозяйственным, торговым и другим объединениям, предприятиям и организациям в развитии новых форм и направлений экономического сотрудничества, включая производственную кооперацию, совместное предпринимательство, инвестиционную деятельность и др.

Читайте также:
Финансовая аренда: что это такое, описание и особенности

Товарное кодирование

В последние годы в международном и внутреннем товарообороте и ряда стран применяется маркировка товаров машиночитаемым штриховым (линейным) кодом. Первые попытки по разработке товарного кода начали предприниматься еще в начале 70-х годов. В ходе работ предпочтение было отдано штриховому коду, который в сравнении с другими видами кодирования имел следующие преимущества: он считывается в любом направлении независимо от места его расположения на упаковке, более устойчив к износу и повреждениям, требует меньше затрат на внедрение.

Сотрудничество с организациями деловых кругов зарубежных стран

В целях создания благоприятного климата для установления и углубления деловых контактов предприятий с организациями и фирмами зарубежных стран Торговая палата поддерживает связи с торговыми палатами и другими партнерскими организациями других стран мира.

В работе смешанных торговых палат с стороны в качестве действительных членов принимают участие внешнеторговые организации и промышленные предприятия — члены палаты. При осуществлении сотрудничества с организациями деловых кругов развитых стран особое внимание уделяется содействию в установлении деловых контактов со специализированными мелкими и средними фирмами.

ТПП имеет контакты с международными организациями.

Выставочная работа

Одним из главных направлений деятельности Торговопромышленной палаты является подготовка и проведение как международных и иностранных выставок , так и экспозиций за рубежом. Тематика выставок тесно связана с ведущими отраслями экономики. На экспозициях, как правило, широко представлены мировые достижения в области электроники и компьютерной техники, биохимии и биотехнологии, новых материалов, энергетики, охраны окружающей среды и пр.

Интересное направление выставочной деятельности в стране — проведение экспозиций на базе экспонатуры и научных разработок отдельных предприятий, научно-производственных объединений: «Автоиндустрия», «Сварочное оборудование», «Пожарная техника», «Порошковая металлургия» и т. п. Мероприятия такого рода позволяют сосредоточить внимание на конкретных задачах, стоящих перед отраслью, находить эффективные технологии, расширять научную базу, содействовать подготовке квалифицированных кадров.

Для оказания практической помощи предприятиям и организациям в расширении их экспортных возможностей и развитии внешнеэкономического сотрудничества с фирмами и организациями зарубежных стран объединение активно использует абонентское обслуживание предприятий в ходе международных выставок и за границей.

Выставочная деятельность ТИП за рубежом включает организацию экспозиций на всемирных выставках, международных ярмарках, проведение национальных и торгово-промышленных выставок Советского Союза, а также информационных центров палаты. Основная цель этих мероприятий — ознакомление широкой общественности и деловых кругов зарубежных стран с достижениями в различных областях науки, техники, культуры, реклама экспортной продукции, содействие в установлении и развитии торгово-экономического сотрудничества.

Патентование изобретений

Среди функций, выполняемых Торгово-промышленной палатой , важное место занимает патентование изобретений за границей и иностранных , патентование промышленных образцов, а также регистрация товарных знаков соответственно на экспортную и импортную продукцию. О существляет по доверенностям и иностранных граждан, предприятий, организаций и фирм меры по защите их прав, вытекающих из национального законодательства и международных договоров об охране промышленной собственности. Объединение выполняет поручения по переводу патентных материалов с иностранных языков на русский и с русского на иностранные языки, принимает заказы на проведение патентного поиска, изготовление копий патентных и научно-технических публикаций.

В порядке оказания конкретной помощи промышленности содействует организациям-разработчикам в отборе перспективных с коммерческой точки зрения изобретений и подготовке патентных заявок с учетом особенностей стран патентования. Важную роль играет его участие в проработке вопросов об использовании изобретений в качестве нематериального вклада в уставной фонд создаваемых совместных предприятий. Патентная работа имеет большое значение для экспортной деятельности предприятий, поскольку в структуре международной торговли значительный вес приобретает наукоемкая продукция, расширяется технологический обмен. В этих условиях все более существенную роль играют проблемы защиты прав создателей новой техники и технологии, охрана от недобросовестной конкуренции.

Эспертиза товаров

Торгово-промышленная палата выступает в качестве общепризнанной организации по контролю количества и качества импортных и экспортных товаров.

Торговая палата располагает штатом квалифицированных экспертов. Для проверки качества особо сложных машин и оборудования привлекаются специалисты из научно-исследовательских учреждений.. Центральная арбитражная лаборатория ТПП, лаборатории республиканских торгово-промышленных палат и отделений располагают оборудованием для проведения необходимых испытаний. Эксперты палаты помимо проверки соответствия фактического количества и качества товаров условиям, предусмотренным контрактами, осуществляют проверку тары, упаковки и маркировки, контроль за погрузкой и выгрузкой. Деятельность служб экспертизы палаты направлена на то, чтобы воспрепятствовать проникновению на внутренний рынок импортных товаров с дефектами.

Внешнеэкономическая реклама

Торгово-промышленная палата оказывает своим членам содействие в области рекламы их товаров и услуг. Соответствующие службы ТПП республик и отделений палаты в России обеспечивают консультации и методическую помощь предприятиям в вопросах организации работы их рекламных подразделений, выполняют заказы на разработку товарных знаков, изготовление художественных оригиналов каталогов, рекламных проспектов и плакатов, оказывают содействие в издании тиражей рекламной литературы.

П редоставляет предприятиям и организациям широки й комплекс услуг, предусматривающий рекламу экспортных товаров в прессе и кино, на радио и телевидении, через наружные средства информации, «паблик рилейшнз», а также путем прямой почтовой рассылки рекламных объявлений. Объединение выпускает рекламные издания, изучает формы и методы рекламы и за рубежом, разрабатывает рекомендации и методические материалы для рекламных служб отраслей и предприятий.

Важным направлением работы с заказчиками становятся региональные семинары, совещании, рассылка предложений и пакетов рекламно-информационных материалов и т. д.

Эффективной формой содействия промышленности в рекламе экспортных товаров являются презентации предприятий и организаций, осуществляющих самостоятельный выход на внешний рынок, с участием иностранных фирм — их потенциальных заказчиков. Объединение организует семинары и симпозиумы по научно-технической, экономической и коммерческой тематике. Эти мероприятия способствуют повышению конкурентоспособности отечественной продукции, созданию новых перспективных для экспорта товаров и услуг, развитию новых форм и направлений экономического сотрудничества.

У деляет значительное внимание развитию посредническо-представительской деятельности. В ходе этой работы инофирмы, аккредитованные , привлекаются к научно-производственной кооперации, совместной разработке новых видов оборудования и материалов на базе лицензионных соглашений, созданию совместных предприятий в наукоемких отраслях. Объединение обеспечивает отбор, консультирование и содействие в проработке проектов сотрудничества.

Читайте также:
Нужно ли платить налог при покупке нежилого здания

Перечисленные выше направления деятельности свидетельствуют о значительных возможностях, которыми располагает Торгово-промышленная палата . Максимальное использование этих возможностей, развитие сотрудничества палаты с министерствами, ведомствами, предприятиями и организациями будут способствовать широкому вовлечению промышленности во внешнеэкономические связи, ускорению научно-технического прогресса, успешному решению многих производственных задач.

Алексей Антонов. Просто о сложном, или для чего нужна Торгово-промышленная палата


Несмотря на длительное существование областной Торгово-промышленной палаты, многие предприниматели до сих пор либо не знают о её существовании, либо слабо представляют, чем эта организация может быть им полезна. Именно об этом мы и решили поговорить с новым президентом ТПП Саратовской области Алексеем Антоновым. Он рассказал «Деловому Саратову», чем ТПП может быть полезна простому предпринимателю, как она преодолевает кризис и какие проекты пытается реализовать на территории нашего региона.

Алексей Васильевич, если я не ошибаюсь, вы пришли в местную Торгово-промышленную палату в 1992 году на должность эксперта. За это время в стране многое изменилось, какие перемены произошли в работе ТПП?

— Торгово-промышленная палата – это не остров, который живёт отдельно от всего мира. Это его часть. Если говорить о задачах, то они остались те же, но поменялись немного приоритеты, способы достижения целей. Например, в 1992 году мы были озабочены тем, чтобы вывести региональный бизнес на международный рынок, а сегодня на первом месте привлечение инвестиций к нам. Чтобы и занятость, и производство развивались в нашем регионе.

На самом деле пунктов много, но это, пожалуй, основное изменение. Сейчас и в ближайшие годы мы будем стараться создать благоприятный деловой климат на территории нашей области.

Далеко не всем людям (и даже не всем предпринимателям) деятельность ТПП представляется прозрачной. Так чем же конкретно сейчас занимается Палата?

– Прежде всего, ТПП – это экспертная площадка. Мы проводим экспертизы товаров и услуг, правовые экспертизы, оцениваем новые законы… Проверяем, исследуем, выводим на обсуждение, даём рекомендации. В этот «коктейль» можно добавить выставки, торгово-экономические миссии, защиту бизнеса от несанкционированных проверок и разных вариантов давления…

— Например?

— Есть налоговые и неналоговые нагрузки на бизнес. Неналоговые – это штрафные санкции со стороны Роспотребнадзора, Пожарнадзора, Стройнадзора. Казалось бы, давления со стороны этих структур не должно быть, если у бизнеса всё в порядке, но на деле всё бывает иначе. И ТПП стоит в первом ряду среди организаций, которые помогают бизнесу избегать таких моментов.

Проще говоря, Палата проводит всевозможные экспертизы, представляет и защищает интересы бизнеса и содействует созданию благоприятного предпринимательского климата.

На ваш взгляд, какие-то достижения ТПП уже повлияли на бизнес-климат области?

— Прежде всего, влияет право законодательной инициативы. Наша палата — одна из трёх в системе ТПП РФ, наделенная этим правом.

То есть в своё время мы доказали, что можем разрабатывать законы, которые бы позволили представлять интересы бизнеса. Когда к нам приходят предприниматели с проблемой, которую мы обсуждаем на уровне гильдий и комитетов, возникают вопросы или идеи, которые нужно изобразить не просто в виде обращения к власти, а закрепить это на законодательном уровне.

Можете привести пример таких инициатив за последнее время?

— Первая инициатива, с которой мы вышли ещё до федерального закона — это региональный закон о промышленной политике. К сожалению, пришлось его отозвать, потому что не было федерального закона. Мы прописали программы из множества пунктов, которые потом отобразились и в федеральном законе.

Следующая инициатива – проект закона о ремесленной деятельности. Поддержка ремесленников и мастеров необходима, поскольку это самозанятость, культурная ценность и потенциал для развития внутреннего туризма. Благодаря нашей совместной работе с областным министерством экономического развития и инвестиционной политики родился проект по созданию автономной некоммерческой организации «Ремесленная палата». Процедура уже запущена и выделены федеральные деньги.

Сам проект масштабный и рассчитан на 10 лет. Мы создаем некий рынок, который будет поддерживаться. Закупим оборудование, на котором будут работать ремесленники. Проект предполагает обучение взрослых и детей, выставки, участие саратовских ремесленников в мероприятиях в других регионах. Я считаю это важным проектом: терять корни и ремесло нельзя. Ремесленную палату мы презентуем уже в сентябре.

А как протекает процедура выхода с законодательной инициативой?

— Сначала выявляется направление. Допустим, мы обсуждаем с бизнесом какую-то проблему. Потом понимаем, что без определенного закона или поддержки невозможно что-то решить или развить. Тогда мы выходим с соответствующей инициативой. Наш правовой департамент разрабатывает документ, изучая опыт других регионов и стран. Это очень кропотливая и непростая работа, но мы справляемся – своими силами и с привлечением экспертов.

Затем мы обсуждаем то, что получилось, на своей площадке, потом привлекаем общественность, а уже после выносим документ на областную думу. Там уже это согласовывается с правительством и принимается решение. Процедура длительная, но вода камень точит. Что-то получается, что-то нет. Это наша повседневная работа и в том числе учёба на ошибках.

Какие инициативы в планах?

— Сейчас мы собираемся ввести региональный закон по категорированию гостиниц. Аналогичный закон есть в Самарской области, в Татарстане.

Если мы хотим развивать внутренний туризм, нужно создать условия, чтобы гости понимали, какого сервиса от нас ожидать. При поездке человек выбирает 2-, 3-, 4-, 5-звёздочные гостиницы, надеясь, что получит сервис согласно своему выбору. Это общемировая практика.

Читайте также:
Судебный секвестр: что это такое, описание и особенности

А когда к нам приезжает турист, он не может понять, что такое «Богемия», «Жемчужина», «Словакия». Сколько звёзд, какой в них сервис…

То есть у нас гостиницы не категорированы?

— Пока только «Словакия» (3 звезды) и «Жемчужина» (4 звезды). Есть гостиничные сети, частные гостиницы, хостелы – для всего нужны система и порядок.

— В продолжение темы предпринимательского климата. Саратовская область вообще представляется депрессивным регионом в деловом плане, наиболее успешным видом бизнеса здесь остаётся торговля, услуги и, возможно, строительство. А как на счёт производства? Мне кажется, это самая больная тема.

– Мы это ощущаем по нашей работе. Например, количество выданных сертификатов страны происхождения (документ, который даётся при осуществлении экспорта) сократилось. Или работа, связанная с товарной экспертизой – это косвенные показатели, когда мы определяем количество и качество отправляемой продукции за границу. Этот показатель тоже сократился. С другой стороны, уже работающие предприятия не встали. Многие заводы сократили свой штат, уменьшили объёмы выпускаемой продукции, но не прекратили работу.

Время сейчас непростое. Мы, как и эти предприятия, тоже анализируем свои доходы и расходы. Палата ведь зарабатывает деньги сама на себя: мы используем средства для внутренних ресурсов – выставок, миссий, оплаты штата, экспертиз. У нас же нет бюджетного финансирования. Соответственно, мы тоже начинаем переориентироваться в ту или иную сторону, думаем, где можно было бы использовать наши платные услуги.

— На чём конкретно зарабатывает ТПП?

— Услуги, связанные с экспертизой, оценкой, сертификацией, переводами, выставками. Правовая работа, связанная с поддержкой предприятий.

Переводы какого рода?

— Часто приходит новое иностранное оборудование, технические характеристики которого необходимо перевести. Или приезжают специалисты, которые должны общаться с нашими специалистами или разработчиками и т.д. Любой предприниматель может обратиться за необходимым переводом. У нас есть штатные и нештатные переводчики. Сейчас, например, востребован китайский язык.

А какие бесплатные услуги может предприниматель получить у вас?

— Консультации. Консультируем по телефону и при встрече. Если вопросы надо прорабатывать детально, смотрим и рассказываем, сколько может стоить та или иная услуга. Для членов ТПП у нас на платные услуги скидки, телефонные консультации бесплатные, очные тоже. В месяц в среднем мы осуществляем около 300 таких консультаций. Можно обратиться в палату через сайт sartpp.ru или через соцсети.

Сколько сотрудников в Палате?

— Сейчас порядка 80 человек штатных сотрудников с учётом филиалов в Энгельсе, Балаково и Балашове. Нештатных сотрудников около 30 (эксперты, юристы, переводчики).

— Что может предложить Палата малому бизнесу? Предположим, у меня ИП – я занимаюсь ремонтом обуви или у меня своё ателье. Зачем мне вступать в Палату?

— Членов ТПП больше тысячи, из них по Саратову – 800, а остальные региональные и там, как правило, это ИП. Для чего нужна Палата? Не секрет, что многим только для престижа — повесить у себя в кабинете документ, что они являются членами ТПП. Если вам это поможет для работы – пожалуйста.

Но в основном члены Палаты – активные предприниматели, они участвуют в жизни ТПП, создают гильдии и комитеты по отраслевым направлениям. И, как правило, здесь они получают возможность общаться напрямую с различными структурами – фискальными, властными. Представители этих структур не отказываются от встречи и всегда приходят на площадку ТПП. Порой и сами просят: соберите, пожалуйста, своих предпринимателей – нам нужно донести до них ту или иную информацию. Индивидуальный предприниматель просто маленький, но у него та же цель – заработать денег, обеспечить достойную жизнь себе и своим сотрудникам.

Мы можем также проинформировать о разных мероприятиях, анонсировать бизнес-встречи с какой-то страной, сообщить, что нужны (или наоборот, появились) площадки для какого-то производства. Любая информация обязательно расходится среди членов ТПП и находит своего адресата.

— То есть сама я при необходимости в двери чиновника не пробьюсь, а вы поможете организовать эту встречу. Вы как медиатор?

— В том числе и медиатор. Мы можем представлять ваши интересы. Кстати, у нас в Палате в прошлом году создан Центр примирительных процедур, обращайтесь!

— Не считаете ли вы, что многие бизнес-объединения, которые имеются в России, рано или поздно превращаются в некую бюрократическую машину, напоминающую госаппарат, где всё проходит по определенному протоколу и формальной повестке дня? Что сделать, чтобы Торгово-промышленная палата не ассоциировалась с такой структурой, а была организацией с прозрачной и реальной деятельностью?

— Не могу сказать за всех, но мы работаем над тем, чтобы этого не было. Мы не занимаемся прямой защитой от власти, которая якобы нападет на бизнес. Мы выступаем за диалог. Правительство – это во многом бюрократическая машина, она по-другому существовать не может. Она утверждает запретительные законы, но не занимается профилактикой какой-то проблемы. Вот мы и говорим, что нельзя выравнивать всех под одну линейку. Мы всегда против того, чтобы штрафовать или закрывать бизнес не глядя. Проблемы нужно решать не запретительными методами, а созданием нормальных условий для работы предпринимателей – тогда и нарушений не будет. О какой нашей бюрократизации в этом случае можно говорить?

Конечно, можно было бы сидеть, перекладывать бумажки, которые приходят, и подписывать их… Но это значит – остановиться в развитии. А в интересах любой региональной Палаты, чтобы её деятельность являлась весомой, значимой в жизни области. Притом должность руководителя ТПП – избранная, а не назначаемая. И это достаточно демократично. Существует конкуренция.

Каковы ваши ближайшие планы, или какие проблемы вы хотите решить, прежде всего?

Читайте также:
Тактические правила: что это такое, описание и особенности

— Проблемы есть всегда, иначе мы не двигались бы дальше. Не буду вдаваться в подробности, скажу лишь, что большинство из них связано с нынешней экономической ситуацией. Где-то не хватает денег, где-то, возможно, не дорабатываем.

Что касается планов, мы поменяем концепцию работы с членами ТПП. Чтобы стать ближе к предпринимателям, надо переформатировать наше отношение к ним, дабы они в тяжелый момент не замыкались в себе, а понимали, что нужно объединяться и идти вместе. Попытаемся перейти на некие программные проекты, которые будем вводить в бизнес. Будем налаживать более четкую связь с другими палатами России, опять же, чтобы улучшить качество услуг, предоставляемых нашим бизнесменам.

Например, пришёл предприниматель к нам с какой-то проблемой, а мы не можем оказать ему соответствующих услуг, однако знаем, что всё необходимое он может получить в соседнем регионе – в Волгограде или Пензе. И, наоборот, из других регионов могут обращаться к нам. Таким образом, мы становимся мобильнее, совершеннее и в результате эффективнее для всех сторон. Главное, чтобы мы были полезны бизнесу и региону в целом.

Беседовала Кристина Фомина. Специально для Делового Саратова

Понятие и общая характеристика правового положения торгово-промышленной палаты

Торгово-промышленная палата

Понятие и общая характеристика правового положения торгово-

промышленной палаты. Правовое положение Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Разновидностью объединения юридических лиц является торгово-промышленная палата. В соответствии с Законом «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» от 7 июля 1993 года № 5340-1 (с изменениями на 19 мая 1995 года) – это негосударственная некоммерческая организация, объединяющая российские предприятия и российских предпринимателей.

Торгово-промышленная палата (ТПП) – самостоятельное юридическое лицо. Оно может заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для решения уставных задач палаты.

Полученная прибыль между членами палаты не распределяется. По своим долгам ТПП отвечает всем своим имуществом. Члены палаты по ее обязательствам не несут никакой ответственности.

Целями создания торгово-промышленных палат являются содействие:

– развитию экономики страны;

– интегрированию экономики России в мировую хозяйственную систему;

– формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры;

– созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности;

– урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами;

– всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран.

Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи:

– оказывают помощь российским предприятиям и предпринимателям, представляют и защищают их интересы по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе и за границей;

– содействуют развитию всех видов предпринимательской деятельности с учетом экономических интересов субъектов Российской Федерации, отраслей хозяйства и предприятий;

– организуют взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействие с государством в лице его органов, а также с социальными партнерами;

– содействуют развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации, участвуют в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области;

– оказывают предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационные услуги, содействуют в организации инфраструктуры информационного обслуживания предпринимательства;

– содействуют развитию экспорта российских товаров и услуг, оказывают практическую помощь российским предприятиям и предпринимателям в проведении операций на внешнем рынке и освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества;

– принимают меры в рамках предоставленных им прав к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции и неделового партнерства;

– содействуют урегулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями;

– обеспечивают предоставление услуг, необходимых для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций;

– выполняют другие задачи с учетом положений международных договоров Российской Федерации.

Торгово-промышленные палаты образуются на основе принципа добровольного объединения их учредителей, на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, а также на территории других административно-территориальных образований. На одной и той же территории может быть образована только одна торгово-промышленная палата. Учредителей палаты должно быть не менее пятнадцати. Они созывают учредительный съезд, конференцию или общее собрание, на котором принимают устав и образуют руководящие органы торгово-промышленной палаты. Членами палаты могут быть российские предприятия независимо от формы собственности и их организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, а также организации, объединяющие предприятия и предпринимателей.

Устав торгово-промышленной палаты должен предусматривать:

– наименование, цели, задачи и функции торгово-промышленной палаты;

– наименование территории, в пределах которой торгово-промышленная палата осуществляет свою деятельность;

– условия и порядок приема в члены торгово-промышленной палаты и выхода из нее;

– права и обязанности членов торгово-промышленной палаты;

порядок образования руководящих органов торгово-промышленной палаты и их компетенцию, сроки их полномочий и порядок принятия ими решений;

– источники формирования имущества торгово-промышленной палаты;

– порядок внесения изменений и дополнений в устав торгово-промышленной палаты;

– порядок прекращения деятельности торгово-промышленной палаты.

Со дня принятия устава учредители торгово-промышленной палаты в месячный срок подают заявление для её государственной регистрации, которая осуществляется Министерством юстиции РФ – для регистрации Торгово-промышленной палаты РФ и торгово-промышленной палаты, созданной на территории нескольких субъектов РФ; органами юстиции по месту учреждения – для торгово-промышленной палаты, созданной на территории одного субъекта РФ либо другого административно-территориального образования. К заявлению прилагаются удостоверенные копии устава и протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей, принявшего устав, а также решение Торгово-промышленной палаты РФ о согласии на создание данной торгово-промышленной палаты и квитанция об уплате государственной пошлины за регистрацию.

Деятельность торгово-промышленных палат прекращается путем реорганизации и ликвидации. Решение по данному вопросу принимается высшими руководящими органами палат. Имущество ликвидированной торгово-промышленной палаты после удовлетворения претензий кредиторов направляется на цели, предусмотренные ее уставом.

Торгово-промышленные палаты имеют право:

– осуществлять независимую экспертизу проектов нормативных актов в области экономики, внешнеэкономических связей, а также по другим вопросам, затрагивающим интересы предприятий и предпринимателей;

Читайте также:
Торговое товарищество: что это такое, описание и особенности

– представлять и защищать законные интересы своих членов в государственных органах;

– оказывать содействие российским и иностранным предприятиям и предпринимателям в патентовании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрации товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров;

– проводить по поручению российских и иностранных предприятий и предпринимателей экспертизы, контроль качества, количества и комплектности товаров;

– удостоверять в соответствии с международной практикой сертификаты происхождения товаров, а также другие документы, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности;

– вести негосударственный Реестр российских предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в РФ и за рубежом;

– организовывать международные выставки, а также обеспечивать подготовку и проведение выставок российских товаров за границей;

– создавать, реорганизовывать и ликвидировать в РФ и за границей предприятия и учреждения, а также совместно с иностранными предприятиями и предпринимателями учреждать смешанные торгово-промышленные палаты;

– издавать газеты, журналы и другие печатные материалы для обеспечения предпринимательской деятельности;

– самостоятельно определять методы осуществления своей деятельности, устанавливать структуру, штатное расписание, численность работников, формы и размеры оплаты труда и материального стимулирования их труда;

– открывать свои филиалы и представительства, в том числе за границей;

для разрешения экономических споров в соответствии с законодательством РФ образовывать третейские суды, утверждать положения о них и порядок рассмотрения споров третейскими судами;

– поддерживать в соответствии со своими уставами прямые международные контакты и заключать соответствующие соглашения (юридические документы, выданные торгово-промышленными палатами в пределах их компетенции, признаются на всей территории РФ);

– осуществлять иные полномочия, не противоречащие законодательству РФ.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

«ТПП — самый понятный партнер для предпринимателей»

— Торгово-промышленной палате России исполняется 25 лет. Как вы оцениваете ее эффективность как посредника между предпринимательским сообществом и властью?

— Полагаю, имею право и основания считать сегодня ТПП РФ, всю систему торгово-промышленных палат страны эффективной площадкой для диалога бизнеса и власти на всех уровнях.

Четверть века назад мы начали создавать этот институт развития бизнеса. Опыта на старте было ноль, двигались поначалу методом проб и ошибок. Большую роль здесь сыграл Евгений Примаков с его огромным авторитетом, возглавлявший ТПП РФ десять лет — до марта 2011 года. За это время мы научились работать системно и представлять интересы малого, среднего и крупного бизнеса перед властью. Но при условии, что они не противоречат интересам общества. Этот принцип сформулирован и в нашем слогане: «В интересах бизнеса, во благо России». В нашу «зону ответственности» входят все области предпринимательства.

— Что вы считаете самым большим успехом палаты за эти годы, в чем видите просчеты?

— Не все пока удалось, в России есть еще множество проблем. Но создана и совершенствуется с нашим участием законодательная база экономики, предпринимательство встало на ноги, оно развивается. Я говорю не только о крупном бизнесе; работает и растет малый, средний бизнес. Это я бы и назвал главным достижением.

Наши просчеты? Правильнее было бы говорить не о просчетах как таковых, а о том, что не все наши инициативы и предложения нам удается реализовать. Не всегда наше экспертное сообщество может убедить лиц, принимающих решения, в обоснованности мер, предлагаемых нами для развития отрасли или бизнеса в целом. Ну, такие «упущения» или, если хотите, просчеты в доказательствах мы стараемся исправить: ищем дополнительные аргументы и все чаще добиваемся нужного ответа.

— Например?

— Например, еще в 2002 году палата инициировала разработку закона о промышленной политике. Мы потом 12 лет доказывали его необходимость для экономики, и он все же был принят в конце 2014 года. В рамках реализации закона был, в частности, создан Фонд развития промышленности. Он предоставляет бизнесу целевые займы на условиях софинансирования под низкую процентную ставку и поддерживает проекты, ориентированные на импортозамещение, имеющие экспортный потенциал. Предприниматели на ура восприняли появление фонда. Сегодня его возможности даже отстают от запросов бизнеса, представившего более 1600 заявок на полтриллиона рублей. Мы помогаем реализовать региональные промышленные проекты, рекомендованные фонду системой ТПП РФ и получившие его поддержку. Считаю это очень нужным и эффективным направлением нашей работы, а сам фонд — одним из лучших институтов развития в стране.

— Как выглядит развитие российской системы торгово-промышленных палат в количественных характеристиках?

— В 1991 году в учредительном съезде, объявившем о создании палаты, участвовали представители 18 региональных ТПП и нескольких десятков объединений предпринимателей. Сегодня это система, состоящая из 180 палат, более 50 тыс. предприятий и организаций различных форм собственности, более 200 союзов, ассоциаций и других объединений предпринимателей на федеральном и 500 бизнес-ассоциаций на региональном уровнях, а также комитеты и советы ТПП РФ по различным направлениям деятельности и отраслям предпринимательства.

Мы участвуем в развитии выставочно-ярмарочной деятельности, проводим деловые миссии в зарубежные страны — в 2011–2015 годах их было более 7,5 тыс. У российского и иностранного бизнеса пользуется авторитетом Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ. Он, кстати, рассматривает ежегодно больше дел, чем известный стокгольмский или лондонский арбитраж.

— Не изжил ли себя институт ТПП в международном масштабе? Сегодня у бизнеса есть возможности самостоятельно устанавливать зарубежные контакты. Может, лучше сосредоточиться на внутреннем рынке?

— Нисколько не изжил. Предприниматели, прежде всего малые и средние, предпочитают работать через ТПП. Крупный бизнес располагает достаточными средствами, чтобы, например, провести нужные маркетинговые исследования, хотя, замечу, и крупные компании часто пользуются возможностями палат. Кстати, ТПП РФ имеет 11 представительств за рубежом и 23 почетных представителя. Вместе они представляют наши интересы в 44 странах мира. При палате работают 74 деловых совета, задача которых — устанавливать связи нашего бизнеса с партнерами из других стран.

Читайте также:
Положены ли льготы по ипотеке малоимущим

Сегодня, в условиях санкций, наши палаты часто выступают вообще основным каналом связи между российским и зарубежным бизнесом. Наконец, ТПП как раз благодаря международному масштабу этого института — это самый понятный партнер для предпринимателей всех стран, на всех рынках.

— В последние месяцы наметилась тенденция роста доли несырьевых товаров в общем объеме экспорта. Как, по вашему мнению, получит она дальнейшее развитие, учитывая неблагоприятную ситуацию в экономике?

— Конечно. Но нужно время. Тем более что и ситуация в экономике меняется. Объем промышленного производства у нас за десять месяцев вырос на 2,2%. Мало. Но ведь не минус! Есть основания полагать, что в будущем году мы перейдем к стабильному росту, пусть пока и не очень большому.

К тому же нам на самом деле есть что, кроме сырья, продавать на внешних рынках, надо только с умом подойти к делу. Очень хорошо, что наконец-то начали работать институты поддержки, прежде всего Российский экспортный центр, обеспечивающий компаниям режим «одного окна». Палата активно сотрудничает с ним по поддержке внешнеэкономической деятельности. Есть надежда, что наконец-то появится экспортное кредитование по приемлемым ставкам. Это очень нужно «несырьевым» экспортерам.

— Как палата работает с другими профессиональными сообществами — РСПП, «Деловой Россией», «Опорой России»?

— Мы делаем общее дело. Хотя, конечно, иногда ревниво поглядываем друг на друга. Но это правильная и здоровая конкуренция.

У нас есть совместные проекты: например, всей «четверкой» выдвинули инициативу о создании Антикоррупционной хартии российского бизнеса. Обращаемся в Госдуму, правительство или администрацию президента с коллективными письмами. Такой случай был, например, когда были попытки ввести торговый сбор с компаний. Сегодня вместе работаем над снижением неналоговой нагрузки. Участвуем в работе над Таможенным кодексом Евразийского экономического союза. Он нам нужен в первую очередь для вывода на внешние рынки российского среднего и малого бизнеса.

Безусловно, система ТПП более универсальна, она охватывает все формы бизнеса. Нашу деятельность регламентирует отдельный федеральный закон, мы работаем во всех регионах РФ и за рубежом.

— С чем наиболее часто к вам обращается крупный бизнес, какие проблемы стараются с вашей помощью решить малые и средние компании?

— Малые и средние компании часто обращаются в ситуациях, связанных прежде всего с внеплановыми проверками, трудностями доступа к госзакупкам, получения кредита. Спрашивают, как получить поддержку институтов развития, организовать экспорт, найти рынок сбыта. Просят разъяснить законодательные вопросы.

Крупные компании больше интересует помощь в решении проблем на федеральном уровне. Нередко вопросы, с которыми приходит бизнес, можно решить только на законодательном уровне.

— И палата участвует в законодательном процессе?

— В 2016 году мы сопровождали более 100 законопроектов и подзаконных нормативных правовых актов, подготовили 90 заключений, 20 пакетов поправок, пять законопроектов в собственной редакции.

Естественно, затрагиваются и вопросы внешнеэкономической деятельности. Недавно в рамках поручений президента РФ по итогам 7-го съезда ТПП РФ мы вместе с коллегами обеспечили внесение в законодательство изменений, упрощающих порядок получения налогоплательщиками вычетов сумм налога на добавленную стоимость при экспорте несырьевых товаров.

Палата участвует в гармонизации законодательства стран Евразийского экономического союза. Еще один момент: мы считаем крайне важным сформировать эффективное законодательство о выставочно-ярмарочной деятельности. Сегодня отсутствие федерального закона тормозит отрасль, снижает возможности бизнеса участвовать в выставках и ярмарках, а они — важнейшие двери на внешние рынки. Мы их пока только слегка приоткрыли, а будет закон — откроем настежь.

Торговая палата

  • Торговая палата — форма самоуправляемых общественных организаций и добровольных некоммерческих объединений, в рамках которых участвующие в ней коммерческие организации и другие предпринимательские объединения взаимодействуют с целью выработки общих правил коммерческой деятельности, согласования экономических стратегий, обмена экономической информацией между организациями-членами, нахождения рынков сбыта, разрешения коммерческих споров, лоббирования общих интересов деловых кругов в законодательных органах и правительствах. Торгово-промышленная палата — торговая палата, подчёркивающая ориентацию не только на проблемы коммерции, но и на интересы промышленников — инфраструктуру, трудовые ресурсы, доступ к технологиям и инновациям.

Возникают как на муниципальном уровне, так и на уровне стран, на межгосударственном и на международном уровнях. В отличие от других предпринимательских объединений, особый статус торговых палат зачастую регулируется законодательно, например, в России федеральным законом закреплена единственность Торгово-промышленной палаты России и предусмотрена возможность создания только одной торгово-промышленной палаты в каждом субъекте и каждом муниципальном образовании. Непосредственными членами палат уровня стран обычно являются региональные или муниципальные палаты, например, в Британскую торговую палату (англ. British Chambers of Commerce) входят 52 местные торговые палаты, в которые, в свою очередь, входят непосредственно коммерческие организации. Число компаний-членов местных торговых палат может доходить до сотен тысяч, так, в Торгово-промышленной палате региона Париж — Иль-де-Франс (фр. Chambre de commerce et d’industrie de région Paris – Île-de-France) зарегистрировано 800 тыс. организаций. Существуют и смешанные формы членства на уровне страны, например, Торговая палата США объединяет 3 тыс. региональных палат и порядка 300 тыс. непосредственных компаний-членов, притом 96 % членов палата относит к категории малого бизнеса. Кроме того, существуют такие формы, как представительства торговых палат в какой-либо стране (например, Американская торговая палата в России, Индийская торговая палата в Японии), межгосударственные двухсторонние торговые палаты (например, Датско-британская торговая палата, Румынско-американская торговая палата), палаты межгосударственных объединений (например, Европалата).

Читайте также:
Управляющая организация: что это такое, описание и особенности

Считается, что исторически первая торговая палата организована в Марселе (фр. Chambre de commerce à Marseille) в 1599 году, другая старейшая торговая палата основана в Брюгге (1660-е годы). Со второй половины XVIII века торговые палаты возникли во многих коммерчески активных городах — Джерси (1768), Нью-Йорке (1768), Глазго (1783) и других.

В 1919 году создана Международная торговая палата со штаб-квартирой в Париже, объединяющая как торговые палаты уровня стран, так и другие предпринимательские объединения и отдельные коммерческие организации. В рамках Международной торговой палаты действует Международный арбитражный суд, выпускается стандартный словарь торговых терминов Инкотермс, лоббируются интересы палат-членов на уровне ООН, ВТО, Всемирного банка, где палата имеет статус официального консультативного органа.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

«Большой четвёркой» называют четыре крупнейших в мире компании, предоставляющие ауди́торские и консалтинговые услуги: Deloitte Touche Tohmatsu, PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, KPMG.

Аналити́ческие це́нтры («мозговые центры», «фабрика мысли», «мозговой трест»; англ. think tanks, англ. brains trust) — научно-исследовательские организации, которые, как правило, сосредоточивают свои усилия в области гуманитарных наук — политики, экономики, социологии, права и тому подобное.

Саморегулируемые организации — некоммерческие организации, объединяющие субъекты предпринимательской деятельности, работающие в определённой отрасли производства товаров (работ, услуг), либо объединяющие субъекты профессиональной деятельности определённого вида.

Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) — крупнейшая российская саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Прямые инвестиции, частный капитал, частное инвестирование, частные капиталовложения (ЧК) (англ. Private Equity) — вид активов, под которым понимается доля в капитале, пай или акции компании, не размещённые на фондовой бирже (бирже ценных бумаг).

Торговля несовершеннолетними: вопросы ответственности и совершенствования практики правоприменения

Волков К.А., ученый секретарь ДВЮИ МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

Проблема торговли несовершеннолетними в России стала предметом обсуждения средств массовой информации в начале 90-х годов прошлого столетия в связи с фактами продажи за рубеж детей, содержащихся в домах ребенка. Обязанность России противодействовать торговле несовершеннолетними специально зафиксирована в ряде международно-правовых актов. В рамках национального законодательства в системе правового воздействия на преступность в целом и на торговлю несовершеннолетними в частности важное место отводится уголовному закону. Следует отметить, что еще до появления самостоятельной уголовно-правовой нормы за торговлю людьми отечественный уголовный закон предусматривал ответственность за торговлю несовершеннолетними. УК РСФСР 1960 г. устанавливал уголовную ответственность за похищение чужого ребенка, совершенное с корыстной целью или из иных низменных побуждений. Действия лица, похитившего ребенка для дальнейшей его продажи, как показывает проведенное исследование, квалифицировались как “похищение чужого ребенка, совершенное с корыстной целью”. Также квалифицировались и действия лица, которое приобрело ребенка, не похищая его. Только в 1995 г., оценив в полной мере высокую степень общественной опасности торговли детьми, законодатель включил в уголовный закон ст. 125.2, предусматривающую ответственность за торговлю несовершеннолетними. УК РФ 1996 г. сохранил преемственность, предусмотрев ответственность за торговлю несовершеннолетними в ст. 152 УК РФ “Торговля несовершеннолетними” главы 20 “Преступления против семьи и несовершеннолетних”.

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ УК РФ был дополнен ст. 127.1, в которой предусматривалась уголовная ответственность за торговлю людьми. При этом ст. 152 УК РФ была декриминализирована, поскольку п. “б” ч. 2 ст. 127.1 УК РФ содержал квалифицированный состав торговли людьми в отношении заведомо несовершеннолетнего.

Признание торговли людьми в отношении заведомо несовершеннолетнего обстоятельством, отягчающим ответственность, вполне оправданно. Дело в том, что в данном случае торговля людьми посягает одновременно на личную свободу человека (основной объект), а также на нормальное формирование и развитие личности несовершеннолетнего (дополнительный объект).

Кроме этого, повышенная опасность данного вида посягательств обусловливается зачастую неспособностью несовершеннолетнего потерпевшего (особенно это касается не достигших 14-летнего возраста) в силу физического и психического состояния защитить себя, оказать активное сопротивление виновному. Теория и практика применения уголовного закона такое состояние потерпевшего рассматривает как беспомощное.

Проблемы квалификации торговли несовершеннолетними связаны с установлением признаков субъективной стороны преступления. Форма вины применительно к составу преступления “торговля несовершеннолетними” – прямой умысел. Целенаправленный характер совершаемых действий обусловлен указанием в законе специальной цели торговли людьми – эксплуатация человека. Кроме того, о прямом умысле торговли несовершеннолетними свидетельствует признак заведомости действий в отношении несовершеннолетних. В свою очередь, слово “заведомый” означает “наперед хорошо известный, безусловный” .

См.: Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. АН СССР, Инст. рус. яз. Т. 2. М., 1984. С. 346.

Следует согласиться с А.А. Пионтковским, когда он говорит, что “все преступления, в состав которых введен элемент сознательности преступных действий, исключает возможность их неосторожного совершения” . При торговле людьми в отношении заведомо несовершеннолетнего виновный сознательно относится к тому, что он совершает именно действия в отношении несовершеннолетнего потерпевшего. Отсутствие такого сознания свидетельствует об отсутствии в его действиях состава преступления. Кроме того, о прямом умысле свидетельствует и анализ конструкции состава преступления, который является формальным. Как отмечает А.В. Наумов, “преступления с формальным составом, т.е. те, в состав которых не входит определенное преступное последствие, могут быть совершены только с прямым умыслом” . Подобные преступления не могут совершаться с косвенным умыслом, волевое содержание которого в виде сознательного допущения закон связывает исключительно с общественно опасными последствиями, входящими в объективную сторону только материальных составов.

Пионтковский А.А. Учение о преступлении. Госюриздат, 1961. С. 346.
Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. М.: БЕК, 1996. С. 213.

Содержание умысла при торговле людьми в отношении заведомо несовершеннолетнего включает осознание того факта, что виновный совершает действия по торговле людьми в отношении заведомо несовершеннолетнего и желает совершить указанные действия.

Читайте также:
Товарный чек: что это такое, описание и особенности

Так, в ходе оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление лиц, занимающихся организацией занятия проституцией, сотрудниками УУР КМ ГУВД г. Москвы в 2004 г. были установлены и задержаны двое граждан России, которые осуществляли торговлю людьми с целью сексуальной эксплуатации, а также занимались вовлечением в занятие проституцией девушек, в том числе несовершеннолетних. Данные граждане России осуществляли вербовку девушек в Республике Чувашия под предлогом предоставления работы в г. Москве в качестве работника торговли. По приезде в г. Москву девушек отвозили на заранее снятую квартиру, где им предлагали заниматься проституцией, а когда они пытались отказаться от данного рода деятельности, их принуждали под угрозой физической расправы, отобрав гражданские паспорта.

По данному факту СО при ОВД Вешняки г. Москвы возбуждено уголовное дело по п. п. “а”, “б”, “д”, “е” ч. 2 ст. 127.1 (торговля людьми), ч. 3 ст. 240 (вовлечение в занятие проституцией), п. п. “б”, “в” ч. 2 ст. 241 (организация занятия проституцией), ч. 4 ст. 150 (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления), ч. 2 ст. 325 (похищение или повреждение документов) .

См. об этом: Хомяков Н. Противодействие торговле людьми и преступлениям в сфере нравственности подразделениями уголовного розыска МВД России // Торговля людьми и рабский труд: нормативно-правовое и общественное противодействие. Матер. межд. конф. Владивосток, 2005. С. 52.

Обязательным признаком субъективной стороны состава преступления “торговля людьми” является цель эксплуатации. В примечании 2 к ст. 127.1 УК РФ дается определение эксплуатации человека, под которой понимается использование занятия проституцией другими лицами и иные формы сексуальной эксплуатации, рабский труд (услуги) и подневольное состояние. Поскольку перечень форм эксплуатации является закрытым, то совершение акта торговли с иными целями преступлением не является.

По мнению Е.В. Евстифеевой, указание на специальную цель эксплуатации является излишним, поскольку у посредника сделки либо продавца в отдельных случаях такая цель может отсутствовать . Действительно, в юридической литературе приводятся многочисленные примеры из следственно-судебной практики, когда виновные занимались торговлей людьми, стремясь достичь иные цели, не связанные с эксплуатацией человека, например использование ребенка (особенно грудного возраста) в качестве подтверждения ложной беременности, чтобы оказать воздействие на сомневающегося в необходимости жениться мужчину; решение проблемы материнства за счет приобретения чужого ребенка и др.

См.: Евстифеева Е.В. Организованная преступность и торговля людьми: криминологический и уголовно-правовой анализ: специализированный учебный курс / Под ред. Е.В. Кобзевой. Саратов, 2004. С. 37.
См.: Милевский А.И. Особенности субъективной стороны торговли несовершеннолетними // Следователь. 2000. N 5. С. 3.

В силу особенностей состава данного преступления (наличие как минимум двух сторон: продавца и покупателя) цели и мотивы у разных участников незаконной сделки могут не совпадать. В связи с этим на практике могут возникнуть проблемы в установлении цели эксплуатации при торговле людьми, а поскольку данный признак состава преступления является основным, то без него невозможно привлечение к уголовной ответственности, следовательно, возникают проблемы в процессе доказывания данного преступления. Возможно, для решения данной проблемы необходимо отказаться от использования в качестве обязательного признака торговли людьми специальной цели.

В случае, когда заключается договор с беременной женщиной о передаче рожденного ею ребенка другим лицам и получении матерью денежного вознаграждения, деяние должно квалифицироваться как покушение на преступление (ч. 3 ст. 30, п. “б” ч. 2 ст. 127.1 УК РФ).

В теории уголовного права и следственно-судебной практике возникает вопрос: как квалифицировать действие виновного, считающего, что он осуществляет торговлю заведомо несовершеннолетним, в то время как потерпевший совершеннолетний?

Весьма подробно данный вопрос проанализировал С.В. Бородин, который на примере убийства женщины, заведомо для виновного находившейся в состоянии беременности, рассмотрел квалификацию действий виновного, ошибочно полагающего, что потерпевшая находится в состоянии беременности .

См.: Бородин С.В. Ответственность за убийство: квалификация и наказание по российскому праву. М., 1994. С. 107 – 108.

Автор приводит три различных варианта уголовно-правовой оценки содеянного, которые вполне уместно применить к нашей ситуации. Согласно первой точке зрения подобные действия надлежит оценивать как покушение на преступление с отягчающими обстоятельствами. А.А. Пионтковский считает, что совершение преступления при ошибочном предположении лица о наличии квалифицирующих преступление обстоятельств следует рассматривать как покушение на совершение квалифицированного преступления. Противники данной квалификации считают, что в данном случае не учитывается фактически наступившее последствие.

По второй точке зрения действия виновного должны квалифицироваться как оконченное преступление без отягчающих обстоятельств и как покушение на аналогичное преступление при отягчающих обстоятельствах. По мнению В.Ф. Кириченко, такая квалификация позволяет непосредственно установить деяние, фактически совершенное привлекаемым к ответственности лицом. Свое предложение он мотивирует тем, что, “совершая покушение на квалифицированное преступление, лицо может и не достигнуть стадии, на которой простое преступление считается законченным” . Ошибочность подобной квалификации очевидна, поскольку в данном случае нарушается принцип справедливости в уголовном праве, в соответствии с которым “никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление” (ч. 2 ст. 6 УК РФ).

Кириченко В.Ф. Значение ошибки по советскому уголовному праву. М., 1952. С. 58.

Третья точка зрения поддерживается С.В. Бородиным, который предлагает оценивать подобную ситуацию как фактическую ошибку виновного, которая состоит в предположении наличия обстоятельств квалифицирующего состава преступления. Автор полагает, что такие действия виновного необходимо оценивать как оконченное преступление с отягчающими признаками, что является меньшей неточностью квалификации по отношению к ранее рассмотренным вариантам квалификации. Позиция С.В. Бородина находила наибольшее количество сторонников в теории уголовного права, тем более что данная точка зрения подтверждалась правоприменительной практикой Верховного Суда РФ по конкретным уголовным делам.

Однако в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2004 года, по существу, предложена четвертая точка зрения по данному вопросу. Президиум Верховного Суда РФ квалифицировал действия виновного как оконченное преступление без отягчающих обстоятельств. Установлено, что, после того как потерпевшая К. сообщила Кайсину о своей беременности и потребовала деньги, угрожая в противном случае заявить о ее изнасиловании Кайсиным, последний ударил ее бутылкой по голове и несколько раз ногой по лицу. Когда потерпевшая потеряла сознание, Кайсин накинул ей на шею петлю и привязал к ручке створки печи. В результате механической асфиксии потерпевшая скончалась на месте происшествия. Экспертами, проводившими судебно-медицинскую экспертизу, установлено, что в состоянии беременности потерпевшая не находилась.

Читайте также:
Страхование имущественное: что это такое, описание и особенности

Суд первой инстанции квалифицировал эти действия Кайсина по ч. 3 ст. 30, п. “г” ч. 2 ст. 105 УК РФ и ч. 1 ст. 105 УК РФ как покушение на причинение смерти потерпевшей, заведомо для него находившейся в состоянии беременности, и умышленное причинение смерти потерпевшей.

Президиум Верховного Суда РФ исключил из судебных решений осуждение Кайсина по ч. 3 ст. 30, п. “г” ч. 2 ст. 105 УК РФ, поскольку умысел Кайсина на лишение жизни потерпевшей был полностью реализован и в результате его действий наступила смерть потерпевшей .

См.: Постановление Президиума Верховного Суда РФ N 361п04пр по делу Кайсина // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 1. С. 21.

Думается, что подобная квалификации игнорирует принцип вины в уголовном праве, в частности положение о субъективном вменении, согласно которому действия виновного должны оцениваться по направленности умысла. Поскольку умыслом виновного охватывалось убийство потерпевшей, находящейся в состоянии беременности, то этот факт должен найти свою оценку в квалификации содеянного.

Представляется, что по данному вопросу единственно правильной будет являться позиция А.А. Пионтковского, поскольку она отражает как принцип справедливости, так и принцип вины при квалификации содеянного. То обстоятельство, что оценка содеянного рассматривается как покушение на преступление, нисколько не снижает степень общественной опасности совершенного деяния. В частности, если по ч. 1 ст. 105 УК РФ – предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от шести до пятнадцати лет, то по ч. 3 ст. 30, п. “г” ч. 2 ст. 105 УК РФ наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет. Как видно, оценка содеянного во втором случае даже через покушение на преступление повышает минимальный срок лишения свободы. Наиболее весомым аргументом в пользу предложенной квалификации служит то, что квалификации фактической ошибки на составы других преступлений в следственно-судебной практике рассматриваются именно как покушение на преступление. Поэтому нет никаких оснований делать исключения из единообразной практики квалификации преступлений. Представляется, что наличие подобных отклонений вносит существенные коррективы в правоприменительную деятельность судов и влечет за собой нестабильность правоприменительной практики при квалификации преступлений. Таким образом, квалификация действий виновного, считающего, что он осуществляет торговлю заведомо несовершеннолетним, в то время как потерпевший является совершеннолетним, должна оцениваться как покушение на торговлю заведомо несовершеннолетним по ч. 3 ст. 30, п. “б” ч. 2 ст. 127.1 УК РФ.

Проведенный анализ квалификации торговли несовершеннолетними показывает, что применение п. “б” ч. 2 ст. 127.1 УК РФ еще будет вызывать сложности в следственно-судебной практике. Последнее обстоятельство обусловливает необходимость принятия Верховным Судом РФ соответствующих разъяснений по вопросам квалификации данной категории уголовных дел.

Торговля несовершеннолетними

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 06.10.2016 2016-10-06

Статья просмотрена: 922 раза

Библиографическое описание:

Онхонова, О. А. Торговля несовершеннолетними / О. А. Онхонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 546-548. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34106/ (дата обращения: 21.12.2021).

В статье рассматриваются общетеоретические проблемы уголовной ответственности за торговлю людьми. Особое внимание уделяется причинам этой транснациональной проблемы.

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современного российского общества является проблема торговли людьми. Торговля людьми в силу своей высокой доходности достаточно широко распространена в сфере криминального бизнеса. Опасность данного преступления повышается за счет его латентности, а также тем, что она является бизнесом, который для своей организации и осуществления требует привлечения в него большого количества людей, транспортировки и перемещения «живого товара» через границу.

Торговля людьми — это современная форма рабства, которая сопровождается самыми жестокими нарушениями прав человека. Человек становится объектом сделки, к нему применяется право собственности, как к товару, вещи. Большую часть жертв торговли людьми составляют женщины и дети, вовлекаемые в принудительную проституцию.

Раскрывая проблемы и исследуя вопросы, связанные с уголовной ответственностью за торговлю людьми, нельзя не обратиться к состоянию этого преступления на современном этапе.

Согласно официальным данным ГИЦ МВД России, количество посягательств, квалифицируемых непосредственно как торговля людьми (ст.127.1 УК РФ), имеет следующую картину. В 2015 году зарегистрировано 17 таких преступлений; в 2016–60, в 2011 г. выявлено также 20преступлений, предусмотренных ст. 127.2 УК РФ (использование рабского труда); в 2014 году — было зарегистрировано 106 преступлений, предусмотренных ст. 127.1 УК РФ. [1]

По мнению исследователей проблемы, представленная статистическая картина рассматриваемого вида преступлений не соответствует действительности, а количественные показатели торговли людьми намного выше официальных данных, что связано с высокой степенью латентности данного криминального явления. Криминализация такого вида поведения в национальном законодательстве является одним из показателей остроты проблемы.

Хочется отметить, что распространение в Российской Федерации преступлений, связанных с торговлей людьми, вызвано в первую очередь ухудшением социально-экономического положения населения и проблемами правового характера, которые вызваны несовершенством законодательной базы в данной сфере и бездействием власти.

В России политика противодействия торговле людьми находится на начальном этапе ее формирования. При этом, как свидетельствуют эксперты, рынок торговли людьми, будучи весьма прибыльной сферой криминального бизнеса, продолжает постоянно расширяться.

Рассматриваемое явление детерминируется достаточно широким кругом факторов различного характера. Одни авторы винят несовершенство законодательства, другие — экономическую и социальную нестабильность современного общества. И те, и другие факторы, в своей совокупности порождают распространение рассматриваемого преступления.

Читайте также:
Тактический потенциал следственно го действия

По мнению некоторых российских ученых основная причина существования торговли людьми кроется в том, что существующее законодательство, в том числе и уголовная политика противодействия торговле людьми, призванные выступать одним из важнейших регуляторов различных сфер, не способствуют решению данной проблемы.

Действительно, практика применения нормы об ответственности за торговлю людьми является довольно проблематичной, поскольку данный состав содержит множество оценочных признаков, наряду с тем, что на сегодняшний день нет соответствующих наработок методического плана в аспекте особенностей выявления таких преступлений, специфики их расследования, привлечения виновных лиц к уголовной ответственности.

Следует отметить, что непродолжительный срок действия статьи 127.1 УК РФ выявил, по мнению российских правоведов, недостатки в ее правовой конструкции, а равно обусловленные ими пробелы право применения, лежащие в уголовно-процессуальной и криминалистической областях. На это обстоятельство в своих научных исследованиях указывали М. Ю. Буряк, И. Д. Измайлова, Е. А. Кислова, С. Н. Макаров и другие. [3]

Помимо несовершенства законодательства в данной области существуют иные факторы, порождающие рассматриваемый вид преступной деятельности. Как было отмечено ранее, торговля людьми — прибыльный бизнес, что несомненно выступает ведущим фактором, способствующим ее распространению со стороны криминальных организаций. «…Являясь одним из способов извлечения криминальных доходов, торговля людьми ежегодно приносит прибыль транснациональным преступным синдикатам около 10 млрд долл». [1] наряду с этим очень важно отметить, что торговля людьми связана, как правило, с неблагополучной экономической ситуацией в стране-экспорте. Причиной этого служат низкий материальный достаток населения и, как причина этого явления — безработица, в условиях которой люди вынуждены прибегать к любым источникам заработка, не видя никакой перспективы выхода из нужды.

Кроме этого торговлю людьми порождают факторы социального характера. Среди факторов, оказывающих влияние на распространение данного вида преступлений, следует назвать семейное неблагополучие, проявляющееся в безнадзорности, утрате связей с семьей и родителями, моральной и материальной поддержки со стороны родных и близких.

Это, в свою очередь, порождает довольно широкое распространение в последнее время торговли несовершеннолетними. Об этом свидетельствуют данные МВД России и других стран. Несовершеннолетних продают в Германию, Бельгию, Нидерланды, Испанию, Азию, Израиль, Турцию Грецию, Францию, Таиланд, Японию, Австралию, США, ОАЭ, Канаду. Вместе с тем юношей 16–18 лет, после соответствующей идеологической и наркотической подготовки могут использовать в «горячих точках» для участия в боевых действиях и террористических актах. [1]

В основном торговля несовершеннолетними производится с целью использования их в детской проституции и порнографии, в занятии попрошайничеством и в качестве доноров для получения трансплантированных органов.

На сегодняшний день торговля несовершеннолетними является очень острой проблемой современного общества. Торговля детьми в России приобретает организованные формы преступной деятельности. Кроме того, за границу вывозятся беременные женщины в качестве суррогатных матерей. [1]

Многие исследователи в области рассматриваемой проблемы отмечают, что «…знание реального неблагополучного положения дел в сфере торговли людьми свидетельствует, прежде всего, о недостаточной эффективности законодательного обеспечения этой приоритетной области прав и свобод человека». [1] Однако суть рассматриваемой проблемы кроется не только в действенности правового регулирования — огромное значение имеет качество реализации мер организационно-криминологического, виктимологического, методического и иного характера. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что взвешенное, адекватное законодательное решение ключевых вопросов противодействия торговли людьми способно создать прочную основу для всех других направлений правоприменительной деятельности.

В этой связи в качестве одного из провоцирующих рассматриваемое явление факторов, некоторые авторы выделяют нехватку базового комплексного всеобъемлющего федерального закона, который непосредственно был бы посвящен различным аспектам борьбы с торговлей людьми.

Кроме того, важно отметить, что Уголовный закон нашей страны устанавливает неоправданно низкие санкции за совершение преступлений, связанных с торговлей детьми, что в свою очередь также способствует значительному увеличению их числа.

Вместе с тем, к сожалению, необходимо признать, что на сегодняшний день зачастую средства массовой информации, в какой-то мере, способствуют процветанию торговли людьми посредством осуществления агрессивной, циничной пропаганды деятельности организаций, занимающихся предоставлением сексуальных услуг, а также различных форм подневольного труда.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в качестве основного фактора, детерминирующего торговлю людьми, выступает несовершенство законодательства в этой области, а также отсутствие федерального закона о борьбе с данным преступлением и защите его жертв.

  1. Торговля людьми: квалификация, предупреждение, расследование: Учеб. практич. Пособие. [Текст] — М. — Юристъ, 2007. — 294 с.
  2. Торговля людьми (ст. 127.1 УК РФ): особенности квалификации, выявления и расследования: Учеб. методич. Пособие. [Текст] / Р. Р. Биктимиров, Е. М. Варпаховская, Ю. Н. Егоров, В. А. Пак, Т. М. Судакова. Ирк. — 2007. — 72 с.
  3. Буряк М. Ю. Торговля людьми и борьба с ней (криминологические и уголовно-правовые аспекты): Дисс. … канд. юрид. наук. М. — 2005. — 205 с.;
  4. Макаров С. Н. Реализация международно-правовых обязательств по борьбе с рабством и работорговлей в уголовном законодательстве России: Дисс. канд. юрид. наук. М. — 2004. — 196 с.;
  5. Измайлова И. Д. Уголовная ответственность за торговлю людьми: Дисс. … канд. юрид. наук. М. — 2007. — 210 с.
  6. Смирнов Г. К. Актуальные проблемы совершенствования уголовно-правового регулирования торговли людьми (ст. 127.1 УК РФ) [Текст] // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2006. — № 1. — С. 332.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: