Торгово-промышленная палата РФ: что это значит

Торгово-промышленная палата РФ

Торгово-промышленная палата РФ – негосударственная, некоммерческая организация, объединяющая своих членов для реализации целей и задач, определенных Законом Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и Уставом Палаты. Защищает интересы малого, среднего и крупного бизнеса, охватывая своей деятельностью все сферы предпринимательства — промышленность, внутреннюю и внешнюю торговлю, сельское хозяйство, финансовую систему, услуги.

Президентом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации VI Съезд ТПП РФ избрал Сергея Николаевича Катырина.

История Торгово-промышленной палаты РФ

С началом XX века, в условиях неоспоримого и постоянно растущего вклада предпринимателей в процесс экономической модернизации России, вопрос о создании совещательных торгово-промышленных учреждений стал постепенно переходить в практическое русло.

29 декабря 1910 года утверждено Положение о Российской Экспортной палате. Палата снискала большой авторитет в России и за рубежом и была действительным членом

Международной торговой палаты и других международных организаций.

Кроме Российской экспортной палаты в предвоенные годы появилось более 10 подобных организаций. Среди них Русская торговая палата при посольстве в Париже, Русско-Американская торговая палата, Российская импортная палата, Русско-Британская торговая палата. Они активно защищали интересы российских предпринимателей и содействовали экономическому сближению России с другими государствами.

В марте 1910 года был подготовлен проект закона «О введении торгово-промышленных палат в России», но только 6 октября 1917 года Временным правительством было утверждено Положение «О Торгово-промышленных палатах». В нем были определены основные цели, задачи и полномочия торгово-промышленных палат в России.

С окончанием гражданской войны и переходом к новой экономической политике используются новые формы управления экономической жизнью. Происходит оживление торговой и предпринимательской деятельности, упорядочение и оздоровление финансов, возникают предпосылки для создания института торгово-промышленных палат.

11 ноября 1921 года в г. Петрограде создана Северо-Западная областная палата, перед которой поставлена конкретная задача — добиться «…облегчения торговых отношений Северо-Западной области с внутренними и внешними рынками, а также развития и упрочения товарооборота области».

В декабре 1922 года в Москве начала свою деятельность Восточная торговая палата. В соответствии с Уставом она должна была «содействовать экономическому сближению России с Советскими республиками — Бухарой и Хорезмом, а также с Персией (Ираном), Турцией, Афганистаном, Монголией, Китаем и Японией на почве торгово-промышленных интересов».

28 мая 1932 года Совет народных комиссаров СССР утвердил Устав Всесоюзной торговой палаты, объединившей две ранее созданные палаты. ВТП разместилась в Москве, в здании на улице Куйбышева. В 1972 году она была преобразована в Торгово-промышленную палату СССР.

В 1982 году «за большую плодотворную работу по развитию торговых, экономических и научно-технических связей СССР с зарубежными странами» Торгово-промышленная палата СССР награждена орденом Дружбы народов.

Состоявшийся 1988 году последний в истории ТПП СССР съезд принял решения, которые в значительной степени затронули все направления деятельности и структуру Палаты, существовавшей в стране к этому времени уже более 50 лет.

Утвержденный съездом новый Устав давал право создавать региональные отделения и ТПП на территории союзных республик, в том числе в РСФСР.

В учредительном съезде ТПП России 19 октября 1991 года участвовало 18 региональных торгово-промышленных палат и несколько десятков объединений предпринимателей. Именно в этот период была заложена организационная основа современной системы торгово-промышленных палат России.

Важным шагом стало подписание 18 марта 1993 года Указа Президента РФ Б.Н. Ельцина «О Торгово-промышленной палате Российской Федерации». Затем он был доработан и в июле 1993 года принят Верховным Советом РФ в виде закона «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», что явилось значительным событием в процессе становления и дальнейшего развития системы торгово-промышленных палат в стране.

14 декабря 2001 года на IV съезде ТПП РФ принята обновленная концепция деятельности и пересмотрен Устав ТПП РФ, определены основные задачи Палаты на перспективный период, уточнены принципы взаимоотношений в системе ТПП России.

На состоявшемся в марте 2011 года очередном VI Съезде Торгово-промышленной палаты России представители из всех регионов страны обсудили задачи, стоящие перед бизнесом и его роль в процессе разработки и реализации стратегии развития экономики страны.

Съезд принял программный документ «Приоритетные направления деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации на 2011-2015 годы», определяющий пути активизации участия ТПП РФ и всего предпринимательского сообщества России в решении задач модернизации национальной экономики на базе инновационной, социально-ориентированной хозяйственной системы.

Деятельность ТПП РФ

  • Арбитраж и посредничество
  • Взаимодействие с филиалами и представительствами инофирм
  • Внешние связи
  • Выставки. Ярмарки. Конгрессы. Деловые миссии. Презентации
  • Законотворческая деятельность
  • Защита бизнеса
  • Инвестиции и инновации
  • Конгрессная деятельность, аренда офисов
  • Контрактная система в сфере закупок
  • Малый и средний бизнес
  • Правовое обеспечение
  • Система стандартизации
  • ТПП РФ против коррупции

Комитеты ТПП РФ

1. Комитет по безопасности предпринимательской деятельности

2. Комитет по вопросам регулирования предпринимательской деятельности

3. Комитет по вопросам социальной политики

4. Комитет по вопросам экономической интеграции стран ШОС и СНГ

5. Комитет по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров

6. Комитет по государственно-частному партнерству

7. Комитет по инвестиционной политике

8. Комитет по интеллектуальной собственности

9. Комитет по качеству продукции

10. Комитет по лесному комплексу, полиграфической промышленности и упаковке

11. Комитет по логистике

12. Комитет по металлургии

13. Комитет по научно-техническим инновациям и высоким технологиям

14. Комитет по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них

Читайте также:
Добросовестный приобретатель ценных бумаг

15. Комитет по предпринимательству в автомобильной сфере

16. Комитет по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности

17. Комитет по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства

18. Комитет по предпринимательству в сфере рекламы

19. Комитет по предпринимательству в сфере строительства

20. Комитет по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности

21. Комитет по предпринимательству в сфере экономики недвижимости

22. Комитет по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности

23. Комитет по природопользованию и экологии

24. Комитет по промышленному развитию

25. Комитет по развитию авиационно-космического комплекса

26. Комитет по развитию агропромышленного комплекса

27. Комитет по развитию потребительского рынка

28. Комитет по развитию системы закупок

29. Комитет по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса

30. Комитет по содействию внешнеэкономической деятельности

31. Комитет по содействию модернизации и технологическому развитию экономики России

32. Комитет по содействию профессиональному и бизнес-образованию

33. Комитет по транспорту и экспедированию

34. Комитет по финансовым рынкам и кредитным организациям

35. Комитет по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса

Контакты Торгово-промышленной палаты РФ

Адрес: 109012, Москва, ул. Ильинка, 6/1, c.1

Торгово-промышленная палата РФ

Торгово-промышленная палата РФ в Москве заверяет различные сертификаты (фитосанитарные, происхождения, ветеринарные и гигиенические), счета, договора, упаковочные листы, коносаменты, доверенности на право совершения действий за границей, учредительные документы, их нотариальные копии и прочие коммерческие документы.

Контакты
Адрес: Москва, улица Ильинки, д 5/2
Телефоны специалистов: +7-495-620-01-52, +7-495-620-02-95, +7-495-620-01-16 (консультации)
Телефон начальника отдела: +7-495-620-01-57
Официальный сайт: tpprf.ru
E-mail: отсутствует

Режим работы
Рабочие дни: понедельник – пятница
Часы работы: 10:00 – 12:00
Выходные дни: суббота, воскресенье, официальные праздничные дни России
Предварительная запись не требуется

В здании ТПП России работа кипит. Прямо с утра наш специалист посещает юридический департамент, чтобы удостоверить документы.

Консульская легализация через ТПП РФ

Если надо предоставить российские документы в стране, где не принимают апостиль, необходимо выполнить консульскую легализацию в посольстве этой страны. Посольства заверяют документы либо после МИДа России (частные документы), либо после ТПП России (коммерческие документы). Исключение составляет посольство Китая, оно не заверяет печать ТПП. Схема легализации:

  1. Нотариальный перевод документа на иностранный язык. Документы, составленные сразу на иностранном языке или на двух языках в переводе не нуждаются, даже если печать и подпись руководителя на русском языке. Примером таких документов может быть сертификат происхождения, который всегда составляется на английском языке или договор компании, который обычно составлен на двух языках.
  2. Заверение в Торгово-промышленной палате своего региона и ТПП России в Москве.
  3. Заверение в иностранном посольстве.

Необходимые документы

Документы для юридических лиц

  1. Удостоверяемые документы
  2. Карточка партнера с реквизитами
  3. Заявление от вашей организации:
    • на официальном бланке компании
    • подписано руководителем
    • указан телефона и фамилия исполнителя
    • указана просьба удостоверить нотариальный перевод (если будет заверяться именно перевод)
    • указана формулировку “Достоверность указанной в документах информации подтверждаем
  4. Доверенность от организации, от имени которой оплачивается гос. пошлина. Если вы заверяете через нашу организацию, доверенность предоставлять не нужно

Документы для физических лиц

  1. Удостоверяемые документы
  2. Письменное заявление:
    • заполняет наш сотрудник
    • в тексте указать, что сотрудник действует по поручению физического лица
    • добавить номер и ФИО исполнителя
    • указание удостоверить нотариальный перевод (если требуется)
  3. Доверенность:
    • нужно составлять у нотариуса
    • в случае с договорами доверенность на представителя составляется от обоих сторон договора

Стоимость и сроки

Срок оформления: 1 рабочий день, готовые документы возвращают в тот же день
Пошлина составляет 1950 рублей за один документ
Заверить копию сертификата: 1000 рублей
Возможные способы оплаты: наличный или безналичный платеж. При оплате наличными есть ограничение 100 тыс. рублей в год. Если у вас большие объемы поставок и нужно каждый месяц заверять много сертификатов происхождения, после того как сумма гос. пошлины превысит 100 000 рублей, остальные платежи нужно выполнять через расчетный счет по безналичному платежу.

Особенности легализации для разных стран

У посольства иностранных стран сесть свои особенности оформления. Рассмотрим несколько примеров. Если вашей страны нет в нашей статье, оставьте заявку и наш специалист свяжется в вами.

Особенности легализации для Египта

В посольстве Египта есть образцы печатей и подписей только этих ТПП:

Образцы печатей и подписей региональных ТПП в посольстве Египта
Российские ТПП ТПП стран СНГ
РФ, Москвы, Санкт-Петербург, Новороссийск, Ленинградская область, Башкортостан, Татарстан, Волгоград, Липецк, Мытищи, Оренбург, Таганрог, Ярославль, Крымск Беларусь (Минск, Брест, Могилёв, Гродно), Таджикистан,Туркменистан

По другим Торгово-промышленным палатам в посольстве Египта нет образцов печатей и подписей, поэтому такие документы сначала заверяем в ТПП РФ в Москве, и только после этого их заверят в посольстве Египта.

Особенности легализации для Саудовской Аравии

Дополнительно нужны документы:

1. Копия или скан свидетельства о регистрации российской компании.
2. Копия или скан паспорта генерального директора вашей и саудовской компании, страница с фото.
3. Копия или скан договора между вашей и саудовской компанией.
4. Копия или скан свидетельства о регистрации саудовской компании.

Особенности легализации для Индонезии

Документы заверяются не в посольстве, а у торгового атташе. Торговый атташе заверяет только документы производителей, документы торговых агентов и посредников не заверяет. Дополнительно нужны документы:

1. Документ, подтверждающий, что вы являетесь производителем, например лицензия или сертификат. Данный документ нужно обязательно перевести на английский язык с нотариальным заверением. Такой перевод можете сделать сами или заказать у нас за дополнительную плату.
2. Письмо от вашего Индонезийского партнера, ни их фирменном бланке, с обязательным указанием контактных лиц и телефонов. Примерный текст письма: “For the purpose of (цель легализации) with our partners (название вашей компании), please finalize attestation procedure of the following documents: (какие документы надо заверить).”

Особенности легализации для Нигерии

Дополнительно нужны документы:

1. Письмо (Letter of request) от вашего Нигерийского партнера, на их фирменном бланке. Примерный текст письма: «For the purpose of (цель легализации), please finalize attestation procedure of documents of our partners (название вашей компании).”
2. Письмо (Letter of request) от вашей компании, на вашем фирменном бланке. Примерный текст письма: «For the purpose of (цель легализации), please finalize attestation procedure of our documents.”

Особенности легализации для Филиппин

Дополнительно нужны документы:

1. Доверенность на фирменном бланке.
2. Копия или скан паспорта генерального директора вашей и филиппинской компании, страница с фото.
3. Если ваша компания ранее не обращалась в посольство Филиппин для легализации документов, тогда для внесения компании в свою базу они требуют предоставить легализованные до МИДа учредительные документы: ИНН, ОГРН и (если есть) разрешение УФМС на привлечение иностранных работников. Эти документы посольство оставляет себе. Если целью является легализация этих же документов, свидетельств ИНН и ОГРН, тогда посольство Филиппин легализует их и отдает вам, а себе оставляет обычные копии.

Особенности легализации для ОАЭ

Для всех документов, даже если они на английском языке, нужен нотариальный перевод на арабский язык.
Сертификат происхождения заверяется только вместе со счётом-фактурой.
В счёте-фактуре обязательно должна быть написана эта информация:

1. Полное описание товаров и их марок
2. Номер и тип упаковки
3. Вес гросс и нетто
4. Количество
5. Стоимость

Пошлина посольства примерно от 3 до 60 тыс. руб. за заверение счёта-фактуры зависит от её суммы, для точного расчета пришлите нам скан счёта-фактуры. Заказать расчет.

Заверение копии сертификата

В некоторых случаях по месту требования могут попросить предоставить заверенные копии сертификатов происхождения. Копия сертификата – это не простая ч/б ксерокопия, на этом документе стоят мокрые печати ТПП, которая выдала сертификат, просто стоит надпись «копия». Для этого в ТПП РФ нужно предоставить сам оригинал документа или нотариально-заверенную копию. Стоимость заверения копии ниже, составляет 1000 рублей. Сроки выполнения: 1 рабочий день.

Рубрика «Вопрос эксперту»

  1. Наша компания участвуют в тендере в Египте. У нас для участия запросили письмо о том, что их работник является представителем компании. Форму письма скинули, и мы его составили сразу на английском языке. Теперь нужно заверить его в посольстве Египта. Можно ли это сделать с документом, составленным сразу на английском?

Для того, чтобы заверить коммерческий документ в посольстве Египта сначала необходимо заверить его в Торгово-промышленной палате. В Торгово-промышленной палате заверяют документы, составленные сразу на английском языке, с этим проблем не возникнет. В качестве дополнительных документов в ТПП обязательно нужно будет предоставить заполненное заявление от нашей компании, а также отправить нам карточку партнера вашей компании. Обратите внимание, если в доверенности вы ссылаетесь на еще какие-либо документы, то в ТПП необходимо предоставить доказательство существования этих документов.
Образец письма-доверенности, легализованный в Торгово-промышленной палате и посольстве Египта.

Скоро еду в Саудовскую Аравию по бизнес-визе. У меня есть приглашение от партнера из КСА, всеми документами занимается компания, в которой я работаю. То есть документы в посольство они подают сами. Но у них в посольстве потребовали справку с места работы на бланке компании на английском языке с указанием должности, оклада, цели поездки и т.д. Ее нужно заверить в Торгово-промышленной палате. Заверяет ли торговая палата такие документы?

Мы обратились в Торгово-промышленную палату Москвы с вопросом о легализации такого типа документов. В посольстве ТПП нам ответили, что они могут заверить справку с места работы, но сопроводительное письмо должно быть обязательно написано от вашей компании. Образец легализованной справки ↓

Мы планируем поставлять запчасти к локомотивам в АРЕ. Поставка осуществляется по аккредитиву, в котором указывается требование предоставить сертификаты происхождения и инвойс, заверенный в ТПП и посольстве Египта. Также нужно заверить дополнительно копии сертификатов. Вопрос такой – у нас инвойс на двух листах, нужно ли их прошивать? Как в этом случае выглядит легализация инвойса?

В вашем случае мы можем заверить в ТПП и посольстве Египта как сами оригиналы сертификатов, так и копии. Стоимость заверения оригинала в ТПП: 1950 рублей. Стоимость заверения копии сертификата в ТПП: 1000 рублей.Что касается инвойса на двух листах, их в Торгово-промышленной палате скрепят сами и заверят. Вот так выглядит оформление инвойса ↓

Нам необходимо будет заверить сертификаты в ТПП РФ и посольстве Омана в Москве. Перечень документов: Dioxine free certificate, Certificate of origin, Phytosanitary certificate, Health certiificate. Какие будут сроки? Что от нас требуется?

Для заказа услуги свяжитесь со специалистом нашей компании. Оставить заявку.

ТПП РФ – прошлое, настоящее, будущее

Торгово-промышленные палаты были учреждены в России более 100 лет назад – в 1917 году. В эпоху СССР система ТПП охватывала все союзные республики и способствовала как внутренней кооперации, так и продвижению продукции отечественных предприятий на мировом рынке. Действуя через международную систему торгово-промышленных палат, ТПП вносила огромный вклад в развитие внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности Советского Союза, в формирование партнерских связей отечественных и зарубежных предприятий, в формирование позитивного имиджа нашей страны.

В новейшей истории России к международным направлениям деятельности ТПП РФ добавилась работа по защите законных интересов российских предпринимателей, развитию диалога бизнеса и власти, созданию благоприятного делового климата во всех субъектах федерации.

ТПП РФ является стратегическим партнером работающих в России институтов развития. С прошлого года, согласно федеральному закону, торгово-промышленные палаты включены в число организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. И это закономерно. Ведь ТПП России объединяет более 54 тысяч предприятий и организаций, более 80 процентов которых являются субъектами МСП. При этом более 200 тысяч субъектов малого предпринимательства являются партнерами и клиентами ТПП РФ.

С каждым годом увеличивается интеграция системы ТПП с институтами развития по реализации мероприятий программ господдержки предпринимательства во всех регионах России и за рубежом.

Институт торгово-промышленных палат давно стал инструментом взаимодействия бизнеса разных стран. И сегодня ТПП России, обладая многолетним опытом международного сотрудничества, прочными партнерскими отношениями, охватывая своими представительствами более 40 стран, зачастую выступает основным каналом коммуникации между российским и иностранным бизнесом. Ключевым звеном в международной деятельности ТПП стали 76 деловых советов по сотрудничеству с зарубежными странами, которые поддерживают конструктивный диалог вне зависимости от введенных санкций и выступая против ограничений делового партнерства.

Для того чтобы устранить ограничения и барьеры на пути развития бизнеса внутри России, ТПП РФ активно участвует в законотворческой работе, продвигая инициативы и предложения предпринимателей. За последние пять лет обеспечено сопровождение более 560 законопроектов и подзаконных нормативных правовых актов, подготовлено более 410 заключений по проектам законов и более 150 пакетов поправок к проектам федеральных законов, направлено в органы государственной власти более 70 разработанных в ТПП законопроектов. Эксперты ТПП вошли в состав рабочих групп по реализации механизма «регуляторной гильотины» и приняли участие в разработке базовых федеральных законов, направленных на преобразование сложившейся в стране системы контрольно-надзорной деятельности. Сегодня представители ТПП имеются в 252 общественных, консультативных, экспертных советах и комиссиях при органах государственной власти, государственных корпорациях и международных деловых структурах.

ТПП России стала одними из учредителей цифровой платформы «За бизнес», которая позволяет предпринимателям оперативно сообщать о случаях давления со стороны правоохранительных органов, и с нынешнего года возглавляет Наблюдательный совет этой платформы. ТПП отстаивает интересы бизнеса в Совете при Президенте РФ и с 2016 года реализует спецпроект «Бизнес-барометр коррупции».

Защищая интересы бизнеса, эксперты ТПП РФ активно участвуют в деятельности рабочих групп Госсовета, Совета при Президенте по стратегическому развитию и нацпроектам, в работе различных правительственных комиссий. Также в системе ТПП РФ работают Центр международной торговли, Экспоцентр, Союзэкспертиза, Союзпатент, Международный институт менеджмента для объединений предпринимателей.

Мощная и разветвленная система региональных торгово-промышленных палат, которая охватывает все регионы России, сегодня образует комплексную инфраструктуру поддержки предпринимательства в нашей стране. Причем приоритетом в работе торгово-промышленных палат остается взаимодействие с региональными и местными органами власти в работе по привлечению инвестиций и созданию комфортных условий для бизнеса на конкретной территории. В эту систему входит 178 торгово-промышленных палат в 82 субъектах РФ и 96 муниципальных образованиях; более 200 филиалов и представительств ТПП; более 280 организаций, работающих на федеральном уровне; более 750 бизнес-ассоциаций на региональном уровне. Региональными и муниципальными палатами создано более 1 250 комитетов, комиссий, советов и других общественных формирований, которые разрабатывают предложения по поддержке предпринимательства.

В этой совместной работе общественного объединения бизнеса и органов власти достигнуты серьезные успехи, имеется немало примеров реализации значимых для российских регионов проектов. «Капитал страны» открывает цикл публикаций о деятельности региональных торгово-промышленных палат по развитию экономического потенциала субъектов РФ.

Руководство Торгово-промышленной палаты Российской Федерации

Руководство ТПП РФ. Управление Торгово-промышленной палатой Российской Федерации.

Высшим руководящим органом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации является Съезд, проводимый не реже одного раза в пять лет. Съезд ТПП РФ избирает Правление и Президента Палаты, Ревизионную комиссию.

Правление ТПП РФ избирает Президиум Правления ТПП РФ. Правление ТПП РФ возглавляется Председателем Правления, которым по должности является Президент Палаты. В состав Правления входят по должности вице-президенты Палаты.

Катырин Сергей Николаевич — Президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации

Торговопромышленная палата Российской Федерации содействует развитию экономики России, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, созданию благоприятных условий для развития всех видов предпринимательской деятельности.

Торгово-промышленная палата России (ТПП России) — российская торговая палата, добровольное негосударственное объединение предпринимателей, действующее в соответствии с особым федеральным законом. Объединяет более нескольких сотен территориальных торгово-промышленных палат и прочих объединений и ассоциаций российских предпринимателей, также её непосредственными членами являются отдельные коммерческие и некоммерческие организации.

Поддержка и развития бизнеса ТПП РФ WhatsApp +79169906144

Руководящие органы ТПП РФ

Председатель Правления,
Президент ТПП РФ
Катырин Сергей Николаевич Департамент бухгалтерского и налогового учета Департамент планирования и контроля финансов Центр по связям со СМИ Информационно-аналитический департамент Управление делами Отдел кадров
Вице-президенты ТПП РФ
Дыбова Елена Николаевна Департамент развития предпринимательства Департамент реализации специальных проектов
Курочкин Дмитрий Николаевич Департамент проектной и инвестиционной деятельности
Падалко Владимир ИвановичДепартамент внешних связейДепартамент по работе с объединениями предпринимателейДепартамент по работе с филиалами и представительствами иностранных юридических лиц
Фатеев Максим Альбертович Департамент регионального развития Департамент цифровых технологий Департамент экспертизы и сертификации
Чубаров Вадим Витальевич Департамент законотворческой деятельности Центр арбитража и посредничества Юридический департамент

Совет ТПП РФ

Избран VIII Съездом ТПП РФ 26 февраля 2021 года

1. Абдуллин Эдуард Раильевич — президент Союза «Торгово-промышленная палата Тюменской области»

2. Агафонов Юрий Михайлович — президент Союза «Тульская торгово-промышленная палата»

3. Агеев Шамиль Рахимович — председатель Союза «Торгово-промышленная палата Республики Татарстан»

4. Алексеев Сергей Михайлович — председатель экспертного совета при АО «Комбинат экологического обслуживания»

5. Алексеева Татьяна Олеговна — депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Совета Союза «Кузбасская торгово-промышленная палата»

6. Антонов Алексей Васильевич — президент Союза «Торгово-промышленная палата Саратовской области»

7. Архипенков Владимир Петрович — президент Союза «Смоленская торгово-промышленная палата»

8. Бабкин Константин Анатольевич — президент Ассоциации «Росспецмаш», г.Москва

9. Барзыкин Юрий Александрович — вице-президент Российского Союза Предприятий (учреждений, организаций) Туристской Индустрии

10. Беднов Сергей Сергеевич

11. Белозёров Олег Валентинович — генеральный директор — председатель правления ОАО «Российские железные дороги»

12. Беседин Андрей Адольфович — президент Уральской торгово-промышленной палаты (Союза)

13. Биматов Марат Рамилевич — генеральный директор АНО «Союзэкспертиза» ТПП РФ

14. Борисов Александр Иванович — генеральный директор Московской Международной Бизнес-Ассоциации

15. Вексельберг Виктор Феликсович — председатель Совета директоров группы компаний «Ренова»

16. Вялкин Алексей Григорьевич — временно исполняющий обязанности Генерального директора АО «ЭКСПОЦЕНТР»17. Гольцов Анатолий Васильевич — президент Союза «Липецкая торгово-промышленная палата»

18. Гончаров Юрий Фёдорович — президент Союза «Торгово-промышленная палата Воронежской области»

19. Гусева Татьяна Васильевна — президент Союза «Рязанская торгово-промышленная палата»

20. Дзюба Галина Юрьевна — президент Союза «Сахалинская торгово-промышленная палата»

21. Дегтярёв Фёдор Лукич — президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты

22. Дыбова Елена Николаевна — вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации

23. Ефимов Виталий Борисович — депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

24. Жаринов Игорь Геннадьевич — президент Союза «Новороссийская торгово-промышленная палата»

25. Зубов Владимир Анатольевич — президент Союза «Торгово-промышленная палата Псковской области»

26. Иванов Борис Викторович — председатель Совета директоров ЗАО «Завод им.Козицкого», г.Санкт-Петербург

27. Иващенко Александр Сергеевич — коммерческий директор ООО «Крымские медицинские технологии», г.Симферополь

28. Каньшин Александр Александрович — генеральный директор ЗАО «Пассаж Октябрьское поле»

29. Капустин Сергей Викторович — президент Союза «Красногорская торгово-промышленная палата»

30. Катенёв Владимир Иванович — председатель Совета Союза «Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата», депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

31. Катков Михаил Вячеславович — директор производственной компании «Текстиль М», г.Иваново

32. Катырин Сергей Николаевич — Президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации

33. Катянина Антонина Васильевна — президент Союза «Торгово-промышленная палата Брянской области»

34. Ковалева Светлана Александровна — президент Союза «Орловская торгово-промышленная палата»

35. Когогин Сергей Анатольевич — генеральный директор ПАО «КамАЗ», председатель Совета НП «Объединение автопроизводителей России», г.Набережные Челны

36. Комиссарова Виолетта Ивановна — президент Союза «Торгово-промышленная палата Калужской области»

37. Костин Алексей Александрович — председатель Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ

38. Куимов Игорь Евгеньевич — президент Союза «Торгово-промышленная палата Московской области»

39. Курочкин Дмитрий Николаевич — вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации

40. Курушин Андрей Николаевич — генеральный директор Ассоциации международных автомобильных перевозчиков

41. Кустарин Игорь Владимирович — президент Союза «Торгово-промышленная палата Чувашской Республики»

42. Лапин Феликс Феликсович — президент Союза «Калининградская торгово-промышленная палата»

43. Лахтиков Юрий Олегович — председатель Правления Российской Ассоциации организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности (РАО ««Бумпром»)

44. Муравьев Игорь Борисович — исполнительный директор Союза «Ленинградская областная торгово-промышленная палата»

45. Оболенец Борис Андреевич — президент Союза «Торгово-промышленная палата Ставропольского края»

46. Падалко Владимир Иванович — вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации

47. Пелехатая Ольга Анатольевна — генеральный директор ООО «М.К.Асептика»

48. Платонов Владимир Михайлович — президент Союза «Московская торгово-промышленная палата»

49. Подобед Владимир Николаевич — председатель Союза «Пензенская областная торгово-промышленная палата»

50. Полторак Михаил Натанович — директор ООО Научно-производственное предприятие «Компасс», г.Севастополь

51. Поляков Иван Викторович — генеральный директор Межгосударственной корпорации развития, председатель Российско-Киргизского и Российско-Таиландского деловых советов

52. Присяжнюк Николай Иванович — президент Союза «Торгово-промышленная палата Ростовской области»

53. Пумпянский Дмитрий Александрович — председатель Совета директоров ПАО «Трубная металлургическая компания», сопредседатель Фонда развития трубной промышленности

54. Разбродин Андрей Валентинович — президент ООО «Российский союз предпринимателей текстильной и лёгкой промышленности»

55. Разуваев Иван Андреевич — генеральный директор Союза «Торгово-промышленная палата Нижегородской области»

56. Редекоп Александр Гарольдович — управляющий АО «Пермснабсбыт», г.Пермь

57. Савиных Владимир Васильевич — председатель Совета Союза «Вятская торгово-промышленная палата», председатель совета директоров ОАО «Производственный холдинг «Здрава», г.Киров

58. Сергиенко Валерий Иванович — научный руководитель ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр физико-химической медицины Федерального медикобиологического агентства»

59. Скруг Валерий Степанович — депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Совета Союза «Белгородская торгово-промышленная палата»

60. Соболь Алексей Иванович — президент Союза «Торгово-промышленная палата Восточной Сибири»

61. Спартак Андрей Николаевич — директор ОАО «Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт» (ВНИКИ)

62. Страшко Владимир Петрович — генеральный директор ПАО «Центр международной торговли»

63. Ступницкий Борис Владимирович — президент Союза «Приморская торгово-промышленная палата»

64. Телегина Галина Дмитриевна — президент Союза Вологодская торгово-промышленная палата

65. Терентьева Татьяна Анатольевна — заместитель генерального директора ГК «Росатом»

66. Ткаченко Александр Юрьевич — председатель Союза «Торгово-промышленная палата Краснодарского края»

67. Ткаченко Вадим Евгеньевич — президент Союза «Волгоградская торгово-промышленная палата»

68. Фатеев Максим Альбертович — вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации

69. Федоров Алексей Владимирович — генеральный директор ГК «220 Вольт»

70. Федулова Ольга Павловна — президент Союза «Омская торгово-промышленная палата»

71. Фелицына Светлана Борисовна — генеральный директор ООО «Юридическая фирма «Союзпатент»

72. Фомичёв Валерий Петрович — президент Союза «Торгово-промышленная палата Самарской области»

73. Французов Денис Евгеньевич — президент Союза «Курская торгово-промышленная палата»

74. Хакимов Тимур Артурович — президент Союза «Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан»

75. Чертов Игорь Сергеевич — президент Союза «Торгово-промышленная палата Ханты-Мансийского автономного округа — Югры»

76. Чесноков Борис Анатольевич — президент Союза «Алтайская торгово-промышленная палата»

77. Чубаров Вадим Витальевич — вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации

78. Шагеев Рафаэль Марсович — президент Союза «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата»

79. Широков Андрей Вячеславович — президент Ассоциации «Национальное объединение управляющих недвижимостью»

80. Шмаль Генадий Иосифович — президент Общероссийской общественной организации «Союз нефтегазопромышленников России»

81. Шохин Александр Николаевич — президент Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей»

Правление ТПП РФ

Избрано VIII Съездом ТПП РФ
26 февраля 2021 года

  1. Батров Павел Петрович — генеральный директор ООО «Свияжская строительная компания», г.Ульяновск
  2. Беседин Андрей Адольфович — президент Уральской торгово-промышленной палаты (Союза)
  3. Гамза Владимир Андреевич — председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике
  4. Гончаров Юрий Федорович — президент Союза «Торгово-промышленная палата Воронежской области»
  5. Дмитриев Виктор Александрович — генеральный директор Ассоциации Российских фармацевтических производителей, г.Москва
  6. Каныгин Пётр Сергеевич — директор Федерального бюджетного учреждения «Научно-технический центр «Энергобезопасность»
  7. Катырин Сергей Николаевич — Президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
  8. Лапин Феликс Феликсович — президент Союза «Калининградская торгово-промышленная палата»
  9. Мирошниченко Николай Иванович — владелец ООО «Е.Ми»
  10. Оболенец Борис Андреевич — президент Союза «Торгово-промышленная палата Ставропольского края»
  11. Подобед Владимир Николаевич — председатель Союза «Пензенская областная торгово-промышленная палата»
  12. Сивков Александр Альбертович — заместитель генерального директора АО «Звездочка», г.Архангельск
  13. Ступницкий Борис Владимирович — президент Союза «Приморская торгово-промышленная палата»
  14. Ткаченко Вадим Евгеньевич — президент Союза «Волгоградская торгово-промышленная палата»
  15. Чесноков Борис Анатольевич — президент Союза «Алтайская торгово-промышленная палата»

Вице-президенты ТПП РФ в соответствии со статьей 43 Устава Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (6 чел.) входят в состав Правления ТПП России по должности.

Закон о ТПП РФ

Закон о ТПП РФ определяет общие правовые, экономические и социальные основы создания торгово-промышленных палат в Российской Федерации, устанавливает организационно-правовые формы и направления их деятельности, определяет принципы их взаимоотношений с государством.

Паладьев Олег Николаевич

Паладьев Олег Николаевич – международный эксперт по вопросам глобального предпринимательства, и развитию внешнеэкономической деятельности https://wa.me/79169906144. Персональные консультации для собственников и руководителей бизнеса (стратегические сессии, коучинг, аутсорсинг). Предпринимательская практика с 1994 года.

Отзыв Металлинвестбанк. Акимов В. И

Через международную экспертную сеть «Союзконсалт» проходит много клиентов, участников ВЭД, интересных для нашего банка. Эксперты сети не только знакомят нас, но и выстраивают цепочки поставок с нашими продуктами. Очень удобно и выгодно всем.

Приятно работать в международной команде экспертов — рекомендую.

Отзыв EternoGroup. Сыщиков Ю.В:

Работаем с ООО «Союзконсалт» больше года. Совместно и при поддержке реализовали проекты по импорту удобрения в Узбекистан. Консультировались по вопросам организации бизнеса в РФ, открытия счетов нерезидента.

Сотрудничеством довольны. Рекомендуем экспертную сеть, как надежного партнера.

Отзыв Южно-уральский химзавод. Поляков М.

В разгар кризиса пандемии, обратились к экспертам «Союзконсалт» за услугой поиска покупателей на нашу продукция (сульфат магния). Нам были предоставлена база покупателей, и помощь при проведении сделки, от консультаций по договору, до вопросов логистики и таможенного оформления.

Сэкономили время и бюджеты. Рекомендую.

Отзыв Кузбасуголь. Краснояров М.

Больше года назад заключили договор с ООО «Союзконсалт» на абонентское обслуживание по поиску иностранных покупателей. Базы новых клиентов постоянно обновляются. Налаживаем бизнес связи, проводим переговоры. Поиск поставщиков. Поиск покупателей. Отгружаем.

Оперативная и качественная работа экспертов. С Благодарностью.

Принцип эффективности толкования договора, или О том, как важно быть уверенным в том, что есть именно то, о чем стороны договорились, или думали, что договорились

Неясность или двусмысленность спорного текста, особенно когда позиции сторон по делу также невнятны, создает риск выбора «негативного сценария», т.е. признания договора незаключенным, недействительным, неисполнимым, абсурдным либо таким, каким его стороны и помыслить не могли.

Однако выбор такого сценария -это крайнее средство, применение которого необходимо аргументировать. На это не указано напрямую в ст. 431 ГК РФ (очень жаль), но следует из ее смысла (требование установления действительной воли сторон) и целей правового регулирования (стабильность и предсказуемость гражданского оборота, уважение не только свободы договора, но и приверженности последствиям связанности возникшим обязательством). Почему это так?

Если договор заключен, логично предположить, что его возникновение имеет причину и цель. Коль скоро договор как юридический факт представляет собой волевое действие.

Произвольное (слишком быстрое) признание любого существенного условия несогласованным или недействительным противоречит стабильности гражданского договора и общей идее о том, что договоры должны соблюдаться (параллель с pacta sunt servanda). Собственно, римский принцип favor contractus тоже об этом – о необходимости всячески благоприятствовать сделке «быть».

Одним из следствий игнорирования принципа эффективного толкования следует считать массовый характер споров о признании сделок недействительными, что в целом неестественно для гражданского права. В п. 5.1.1 Концепции развития гражданского законодательства (от 7.10.2009 г.) было указано, что «Значительная часть этих споров инициируется недобросовестными лицами, стремящимися избежать исполнения принятых на себя обязательств. В этой связи необходимо предпринять законодательные меры, направленные на исправление складывающегося положения».

Вместе с тем, проблема глубже. Дело не только и не столько в законодательстве, сколько в адекватности и разумности правоприменения и, как следствие, толкования.

Принцип эффективного толкования по- разному называется в доктрине (правило полезного эффекта, правило толкования в пользу действительности, заключенности , исполнимости, разумности условий и т.п.).

Однако важно то, что это тот самый принцип толкования, который признан в международной практике и равным образом известен нашему законодателю (жаль только, что не закреплен прямо в ст. 431 ГК РФ) и национальным судам (жаль только, что прямо не поименован таковым и не снабжен детальными разъяснениями).

Его идейное содержание хорошо сформулировано в Принципах Европейского договорного права (The Principles on European Contract Law (PECL)), в ст. 5: 106 :

«Terms to Be Given Effect»: «An interpretation which renders the terms of the contract lawful, or effective, is to be preferred to one which would not» .

Это означает, что предпочтительным является толкование позитивное, то есть в пользу того, что условие законно и эффективно, то есть существует, действительно, исполнимо, неабсурдно, похоже на то, что стороны имели или должны были иметь ввиду.

Именно на обеспечение такого исхода толкования необходимо направить все силы и внимание, особенно суду в процессе оценки позиций сторон.

Разумеется, данный принцип не означает абсолютизацию свободы договора без причины. Неустранимые дефекты в выражении воли могут быть, но их необходимо не только установить, но и убедиться в их неустранимости. То есть убедиться в том, что неясные выражения никак не объяснить в смысле, наиболее благоприятном для сохранения сделки.

Потенциал для толкования можно черпать в том числе и в законодательстве. Не случайно законодатель отказался от презумпции ничтожности сделки в пользу презумпции оспоримости (ст.168 ГК РФ), а также допустил существование иных последствий нарушения сделки, не связанных с недействительностию (ст. 431.1 ГК РФ).

В п. 2 ст. 431.1 ГК РФ справедливо указано, что, по общему правилу, сторона, которая приняла от контрагента исполнение по договору, связанному с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и при этом полностью или частично не исполнила свое обязательство, не вправе требовать признания договора недействительным.

Это норма как раз является одним из доказательств значимости принципа эффективного толкования договора и демонстрацией многофакторности правовой оценки.

Согласно п.8 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ “Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации” “При толковании арбитражного соглашения любые сомнения должны толковаться в пользу его действительности и исполнимости”. Очевидно, что при всей особенности природы арбитражного соглашения вряд ли можно найти серьезные аргументы против применения данного принципа ко всем гражданско-правовым договорам. Как минимум, допустима аналогия закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ).

Следует обратить внимание на то, что в абз. 1 п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора” (ПП ВС № 49) особо обращается внимание на то, что “Условия договора подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными [НЕ ТОЛЬКО] в статье 1 ГК РФ, [НО И ]другими положениями ГК РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статьи 3, 422 ГК РФ)“ (вставка моя). Это лишний раз показывает, что пока что правила толкования договоров не могут быть ограничены крайне лаконичной ст. 431 ГК РФ.

Сам принцип эффективного толкования в общем виде сформулирован в п. 44 ППВС№ 49: “При наличии спора о действительности или заключенности договора суд, пока не доказано иное, исходит из заключенности и действительности договора и учитывает установленную в пункте 5 статьи 10 ГК РФ презумпцию разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений. Если условие договора допускает несколько разных вариантов толкования, один из которых приводит к недействительности договора или к признанию его незаключенным, а другой не приводит к таким последствиям, по общему правилу приоритет отдается тому варианту толкования, при котором договор сохраняет силу”.

Я говорю именно об общем виде, поскольку оценкой (не)заключенности / (не)действительности этот принцип не ограничивается. Сказанное подтверждается не только приведенными выше примерами из PECL и законодательства, но самим же ВС РФ, разъяснениям которого просто не хватает полноты и системности.

В частности, отражением принципа эффективного толкования является и оговорка в абз. 3 п. 32 ПП ВС № 49 о том, что “Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду.

За этим разъяснением можно увидеть всю широту идеи эффективного толкования. Дело не только в оценке (не)заключенности /(не)действительности условия. Дело в выборе из всех возможных смыслов того, который наиболее соответствует или должен соответствовать именно общим намерениям и воле сторон, является ситуативно разумным, адекватным и неабсурдным.

Достаточно редко, но в практике судов также можно увидеть обращение к принципу эффективного толкования в самом широком смысле, то есть не только в контексте оценки наличия и законности условий, но и для того, чтобы убедиться, что их понимание не приводит к абсурдным последствиям.

Например, в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.10.2016 N Ф07-7716/2016 по делу N А56-72478/2015 примечательно следующее указание:

“Согласно части 1 статьи 31 “Венской Конвенции о праве международных договоров”, заключенной в Вене 23.05.1969 (далее – Венская конвенция), договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора.

Статьей 32 Венской конвенции предусмотрено возможное обращение к дополнительным средствам толкования, в том числе к подготовительным материалам и к обстоятельствам заключения договора, чтобы подтвердить значение, вытекающее из применения статьи 31; или определить значение, когда толкование в соответствии со статьей 31: оставляет значение двусмысленным или неясным (а), или приводит к результатам, которые являются явно абсурдными или неразумными (b)”.

Напротив, игнорирование принципа эффективного толкования приводит к существенным ошибкам. Примером может служить дело, приведенное в п. 23 “Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)”(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020).

В частности, ВС РФ , комментируя ошибки в толковании договора, указывает на то, что “Толкование договора должно осуществляться в том числе на основе принципа добросовестности, в частности, при наличии сомнений в том, является ли договор заключенным в пользу третьего лица, такой договор должен толковаться как предоставляющий права третьему лицу, если иной подход приведет к произвольному лишению третьего лица компенсации за утрату права собственности”.

Жаль только, что ВС РФ не поясняет свою вывод исчерпывающим образом и не говорит о том, что такой подход обусловлен именно необходимостью соблюдения принципа эффективного толкования договорного условия.

Подытоживая:

Таким образом, применение положений ст. 431 ГК РФ невозможно без учета принципа эффективного толкования.

Последний означает, что в споре должны быть предприняты всевоможные усилия для того, чтобы договор (1) в случае доказанности неясности соответствующих условий 2) был признан именно заключенным, действительным, исполнимым, разумным и не абсурдным с точки зрения общей воли сторон.

В этом состоит его практическое значение.

Практические рекомендации в договорных спорах может быть сформулированы следующим образом:

как в процессе подготовки правовой позиции, так и в процессе оценки аргументов спорящих сторон необходим последовательный тест на оценку каждого условия (1) не только как существующего, законного (первый этап), но и эффективного (то есть такого, которое разумно и неабсурдно для сторон) (второй этап);

иное должно быть необходимым и достаточным образом обосновано, поскольку выбор “иного” (“негативного сценария”) – это изменение квалификации и иное содержание отношений. Простой пример: если договор признан незаключенным/ недействительным, но исполнение по нему произведено, то оценка встречного предоставления за это исполнение будет оцениваться по нормам о неосновательном обогащении, содержание которых может сильно отличаться от условий, о которых договорились стороны);

как следствие, выбор “негативного сценария” без достаточных причин толкования будет является существенным нарушением норм права и поводом для оспаривания судебных актов.

Понятие и виды толкования международных договоров

Под толкованием понимается выяснение действительного смысла/содержания документов (в частности, договоров).

Применить договор без объяснения его смысла и содержания положений нельзя.

Принципы толкования международных договоров

Подобные документы в обязательном порядке должны толковаться добросовестно. Присутствующие в них термины нужно объяснять их обычными для данного контекста значениями, опираясь на объект и цели договора. Также к таким терминам могут применяться специальные значения, но только если у его участников имелось подобное намерение.

Текст договора нужно истолковывать вместе с преамбулой, а также приложениями и любыми соглашениями, которые к нему относятся.

Помимо этого стоит уделять внимание всем остальным документам, которые были составлены участниками договора (или хотя бы одним из них) и которые были приняты ими как документы, имеющие отношение к этому договору.

В процессе толкования нужно учитывать каждое последующее соглашение, касающееся толкования/применения этого договора. Также стоит помнить о том, что может использоваться не каждая последующая практика применения договора, а только та, которую можно рассмотреть в форме согласия участников по поводу толкования договора (или его отдельных положений).

Также для толкования могут применяться дополнительные средства.

К дополнительным средствам относят подготовительные материалы и обстоятельства, при которых был заключен договор.

Но использовать подобные средства можно только тогда, когда толкование является неясным или двусмысленным, либо же его результаты выглядят абсурдными/неразумными.

Аутентичным называют то толкование, которое выполняется непосредственно участниками договора.

В основе этого процесса лежит соглашение участников, поэтому оно имеет самую высокую степень юридической силы. Такое толкование международного договора выполняется в форме спецсоглашений/протоколов/обмена нотами.

Международное толкование — это вид толкования, которое выполняется органами международного значения.

Подобное толкование может предусматриваться непосредственно договором или же согласовываться его участниками в особом порядке.

Одностороннее толкование представляет собой толкование договора или его положений органами того государства, которое этот договор заключило.

По сути, оно может связать только то государство, органы которого имеют право давать подобные толкования на основании собственного внутреннего права. То есть, такое толкование является внутригосударственным и может выдаваться в форме заявлений, деклараций и прочих документов, которые государство может применять при подписании такого договора, его ратификации или принятии, а также утверждении. Сюда же относится применение подобного международного договора, который вступил в силу.

Помимо официальных, могут применяться неофициальные толкования, которые даются учеными или научными коллективами.

Специальные способы толкования международных договоров

К таким относятся:

  • грамматическое толкование (иначе — словесное) — в ходе него производится уяснение отдельных слов/смысла документа на базе грамматических и прочих правил;
  • логическое толкование — это толкование отдельной статьи в договоре, проводимое на основании прочих его статей или же посредством сопоставления их друг с другом (необходимо использовать весь текст договора целиком);
  • историческое толкование — толкование, базирующееся на изучении исторической обстановки, в которой был заключен рассматриваемый договор и исследовании различных подготовительных и сопутствующих материалов (применяется для документов с большим сроком давности заключения);
  • систематическое толкование — оно производится посредством сравнения положений договора с иными договорами, которые связаны с ним;
  • теологическое толкование — это толкование документа касательно его объекта/целей/намерений сторон.

Принципы толкования многосторонних международных договоров

Многосторонние договоры должны заключаться на языках их участников, которые являются одинаково аутентичными.

Подобные договоры истолковываются согласно рассматриваемым выше принципам/способам толкования. Но специфика такого толкования особая и отражается в статье 33 Венской конвенции (1969 и 1986 годов).

Согласно этим документам тексты договора, написанные на каждом из языков его участников, равно аутентичны и обладают одинаковой силой. Текст на определенном языке может обладать преимуществом в силе действия, но только если об этом заранее условились участники или же подобное предусматривается договором.

Термины также имеют одинаковое значение в любом из текстовых документов, написанных на языках участников, вне зависимости от языковых различий. Если в толковании значений выявляется расхождение, то принято будет значение, которое (учитывая цели и объект договора) наиболее хорошо согласовывает все подобные тексты. То есть оно должно вести к уяснению единого смысла рассматриваемого договора.

Толкование международных договоров: что это значит

О международных договорах Российской Федерации

(с изменениями на 8 декабря 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 25 декабря 2012 года N 254-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2012);

Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 429-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.12.2020, N 0001202012080096).

Принят
Государственной Думой
16 июня 1995 года

Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств.

Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Международные договоры – существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.

Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права – принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Задачи и сфера применения настоящего
Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации.

Международные договоры Российской Федерации заключаются, выполняются и прекращаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого договора, Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом.

2. Настоящий Федеральный закон применяется в отношении международных договоров Российской Федерации (межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров).

3. Настоящий Федеральный закон распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства – продолжателя СССР.

Статья 2. Употребление терминов

Для целей настоящего Федерального закона:

а) “международный договор Российской Федерации” означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры (далее – иное образование), в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (подпункт в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 318-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);

б) “ратификация”, “утверждение”, “принятие” и “присоединение” означают в зависимости от случая форму выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора;

в) “подписание” означает либо стадию заключения договора, либо форму выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора в том случае, если договор предусматривает, что подписание имеет такую силу, или иным образом установлена договоренность Российской Федерации и других участвующих в переговорах государств о том, что подписание должно иметь такую силу, или намерение Российской Федерации придать подписанию такую силу вытекает из полномочий ее представителя либо было выражено во время переговоров;

г) “заключение” означает выражение согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора;

д) “полномочия” означают документ, который исходит от компетентного органа Российской Федерации и посредством которого одно лицо или несколько лиц назначаются представлять Российскую Федерацию в целях:

принятия текста договора или установления его аутентичности;

выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее договора;

совершения любого другого акта, относящегося к договору;

е) “оговорка” означает одностороннее заявление, сделанное при подписании, ратификации, утверждении, принятии договора или присоединении к нему, посредством которого выражается желание исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к Российской Федерации;

ж) “международная организация” означает межгосударственную, межправительственную организацию;

з) “депозитарий” означает государство, международную организацию или ее главное исполнительное должностное лицо, которым сдается на хранение подлинник международного договора и которые выполняют в отношении этого договора функции, предусмотренные международным правом;

и) “уполномоченная организация” означает организацию, уполномоченную в соответствии с федеральным законом представлять Президенту Российской Федерации или в Правительство Российской Федерации предложения о заключении, выполнении и прекращении международных договоров Российской Федерации (подпункт дополнительно включен с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 318-ФЗ).

Статья 3. Международные договоры Российской Федерации

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.

2. Международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями и иными образованиями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера) (пункт дополнен с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 318-ФЗ – см. предыдущую редакцию).

Статья 4. Международные договоры Российской Федерации,
затрагивающие полномочия субъекта Российской
Федерации

1. Международный договор Российской Федерации, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта Российской Федерации, заключается по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция.

2. Основные положения или проект международного договора, затрагивающего полномочия субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, направляются федеральными органами исполнительной власти или уполномоченными организациями органам государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция. Поступившие предложения рассматриваются при подготовке проекта договора (пункт дополнен с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 318-ФЗ – см. предыдущую редакцию).

3. При осуществлении согласования вопросов заключения международного договора Российской Федерации органы государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция, уведомляются федеральными органами исполнительной власти или уполномоченными организациями о предельных сроках направления предложений, составляющих не менее двух недель. Непредставление в указанный срок ответа не препятствует внесению предложения о заключении международного договора Российской Федерации (пункт дополнен с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 318-ФЗ – см. предыдущую редакцию).

4. Вопросы участия представителей органов государственной власти субъекта Российской Федерации в подготовке проекта международного договора, затрагивающего вопросы, относящиеся к ведению субъекта Российской Федерации, или его полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также в переговорах и процедуре его подписания решаются федеральными органами исполнительной власти или уполномоченными организациями по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция (пункт дополнен с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 318-ФЗ – см. предыдущую редакцию).

Статья 5. Международные договоры Российской Федерации в
правовой системе Российской Федерации

1. Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты.

4. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

Статья 6. Выражение согласия Российской Федерации на
обязательность для нее международного договора

1. Согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора может выражаться путем:

обмена документами, образующими договор;

присоединения к договору;

применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.

2. Решения о согласии на обязательность для Российской Федерации международных договоров принимаются органами государственной власти Российской Федерации или уполномоченными организациями в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными актами законодательства Российской Федерации (пункт дополнен с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 318-ФЗ – см. предыдущую редакцию).

Статья 7. Информирование Федерального Собрания Российской
Федерации о международных договорах Российской
Федерации

1. Министерство иностранных дел Российской Федерации информирует Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о заключенных от имени Российской Федерации и от имени Правительства Российской Федерации международных договорах Российской Федерации, а также о прекращении таких договоров или приостановлении их действия.

2. По запросам палат Федерального Собрания Российской Федерации Правительство Российской Федерации обеспечивает предоставление информации о готовящихся к подписанию международных договорах.

Раздел II. Заключение международных договоров
Российской Федерации

Статья 8. Рекомендации о заключении международных договоров
Российской Федерации

1. Рекомендации о заключении международных договоров Российской Федерации могут представляться в зависимости от характера затрагиваемых вопросов на рассмотрение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации каждой из палат Федерального Собрания Российской Федерации, субъектами Российской Федерации в лице их соответствующих органов государственной власти.

Такие рекомендации могут представляться также Верховным Судом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации и Уполномоченным по правам человека по вопросам их ведения.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

2. Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации или по их поручению федеральный министр, руководитель иного федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации в месячный срок дают ответ на рекомендацию (пункт дополнен с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 318-ФЗ – см. предыдущую редакцию).

Статья 9. Предложения о заключении международных договоров
Российской Федерации

1. Предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации представляются Президенту Российской Федерации, а предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации по вопросам, относящимся к ведению Правительства Российской Федерации, представляются в Правительство Российской Федерации.

2. Предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации представляются Президенту Российской Федерации Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Другие федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации представляют Президенту Российской Федерации предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию, совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации или по согласованию с ним (абзац дополнен с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 318-ФЗ – см. предыдущую редакцию).

Подлежащие представлению Президенту Российской Федерации предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации, требующие предварительного рассмотрения их Правительством Российской Федерации, вносятся в Правительство Российской Федерации. Решения Правительства Российской Федерации о представлении Президенту Российской Федерации предложений о заключении международных договоров от имени Российской Федерации принимаются в форме постановления.

Предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации по вопросам, относящимся к ведению Правительства Российской Федерации, представляются в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи.

3. Предложения о заключении международных договоров от имени Правительства Российской Федерации представляются в Правительство Российской Федерации Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Другие федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации представляют в Правительство Российской Федерации предложения о заключении международных договоров от имени Правительства Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию, совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации или по согласованию с ним (абзац дополнен с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 318-ФЗ – см. предыдущую редакцию).

4. Предложения о заключении международных договоров Российской Федерации межведомственного характера представляются в Правительство Российской Федерации Федеральными органами исполнительной власти или уполномоченными организациями по вопросам, входящим в их компетенцию, совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации или по согласованию с ним (пункт дополнен с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 318-ФЗ – см. предыдущую редакцию).

5. Предложения о заключении международных договоров Российской Федерации до их представления Президенту Российской Федерации или в Правительство Российской Федерации согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, иными органами государственной власти Российской Федерации, уполномоченными организациями, органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (абзац дополнен с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 318-ФЗ – см. предыдущую редакцию).

Предложение о заключении международного договора должно содержать проект договора или его основные положения, обоснование целесообразности его заключения, определение соответствия проекта договора законодательству Российской Федерации, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий заключения договора.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: