Торговое мореплавание: что это такое, описание и особенности

Статья 2. Понятие торгового мореплавания

Статья 2. Понятие торгового мореплавания

Под торговым мореплаванием в настоящем Кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов для:

перевозок грузов, пассажиров и их багажа, в том числе на морской линии (включая операции по погрузке, выгрузке грузов и багажа, посадке, высадке пассажиров), и (или) буксировки, а также хранения грузов;

проведения морских ресурсных исследований;

разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;

лоцманской, ледовой лоцманской и ледокольной проводки;

поисковых и спасательных операций;

подъема затонувшего в море имущества;

гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ;

санитарного, карантинного и другого контроля;

защиты и сохранения морской среды;

проведения морских научных исследований;

учебных, спортивных и культурных целей;

Судебная практика и законодательство — Кодекс торгового мореплавания РФ. Статья 2. Понятие торгового мореплавания

Статьей 2 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ РФ) установлено, что под торговым мореплаванием понимается деятельность, связанная с использованием судов, в том числе, для рыболовства. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 КТМ РФ под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что под судами рыбопромыслового флота понимаются обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для рыболовства, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения.

В силу статьи 2 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ под торговым мореплаванием в Кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов для: перевозок грузов, пассажиров и их багажа; рыболовства; разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр; лоцманской, ледовой лоцманской и ледокольной проводки; поисковых, спасательных и буксирных операций; подъема затонувшего в море имущества; гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ; санитарного, карантинного и другого контроля; защиты и сохранения морской среды; проведения морских научных исследований; учебных, спортивных и культурных целей; иных целей.

В силу статьи 2 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 года N 81-ФЗ под торговым мореплаванием в Кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов для: перевозок грузов, пассажиров и их багажа; рыболовства; разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр; лоцманской, ледовой лоцманской и ледокольной проводки; поисковых, спасательных и буксирных операций; подъема затонувшего в море имущества; гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ; санитарного, карантинного и другого контроля; защиты и сохранения морской среды; проведения морских научных исследований; учебных, спортивных и культурных целей; иных целей.

В силу статьи 2 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 года N 81-ФЗ под торговым мореплаванием в Кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов для: перевозок грузов, пассажиров и их багажа; рыболовства; разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр; лоцманской, ледовой лоцманской и ледокольной проводки; поисковых, спасательных и буксирных операций; подъема затонувшего в море имущества; гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ; санитарного, карантинного и другого контроля; защиты и сохранения морской среды; проведения морских научных исследований; учебных, спортивных и культурных целей; иных целей.

Не противоречит оспариваемое положение и другим нормам большей юридической силы. Как правомерно указано в обжалуемом решении, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации в статье 2 относит деятельность, связанную с использованием судов для рыболовства, к торговому мореплаванию и в пункте 1 статьи 25 устанавливает обязательность наличия у подлежащих государственной регистрации судов, за исключением судов, перечисленных в пункте 1 статьи 27 Кодекса, судовых документов, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Российской Федерации, к которым в данном случае относятся и документ о соответствии, и свидетельство об управлении безопасностью.

Кроме того, деятельность, связанная с использованием судов для рыболовства, относится к торговому мореплаванию (статья 2 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации). По смыслу положений пункта 1 статьи 25 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, подлежащие государственной регистрации суда, за исключением судов, указанных в пункте 1 статьи 27 названного кодекса, должны иметь, кроме прочего, судовые документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Российской Федерации, к которым в данном случае относятся и перечисленные выше документы.

“1. Правила безопасности морской перевозки грузов (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 5 и статьей 2 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ “Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ России) , статьей 26 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ “О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” , а также в целях исполнения обязательств Российской Федерации по Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками (далее – Конвенция СОЛАС) и Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года с поправками (далее – Международная конвенция МАРПОЛ)”.

2.3. В своей жалобе заявитель, ссылаясь на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 632 и 635) и Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (статьи 2 и 198), а также на Федеральные законы “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” и “Об исключительной экономической зоне Российской Федерации”, по существу, настаивает на необходимости внесения в действующее правовое регулирование целесообразных, по его мнению, изменений, имеющих целью освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость услуг по договору аренды судна с экипажем для ведения добычи (вылова) водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Данное конституционное положение получило нормативную конкретизацию в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации, регламентирующем возникающие из торгового мореплавания отношения, включая имущественные, которые основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников (статья 1), в том числе отношения, связанные с деятельностью по лоцманской проводке судов (статья 2).

Читайте также:
Ответственность работодателя за вред, причиненный работником

1. Правила безопасности морской перевозки грузов (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 5 и статьей 2 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ “Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ России) , статьей 26 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ “О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” , а также в целях исполнения обязательств Российской Федерации по Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками (далее – Конвенция СОЛАС) и Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года с поправками (далее – Международная конвенция МАРПОЛ).

Под судном в ст. 7 Кодекса торгового мореплавания РФ (КТМ РФ) понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания, а именно:

– перевозок грузов, пассажиров и их багажа;

Статья 2 КТМ РФ. Понятие торгового мореплавания

Под торговым мореплаванием в настоящем Кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов для:

перевозок грузов, пассажиров и их багажа, в том числе на морской линии (включая операции по погрузке, выгрузке грузов и багажа, посадке, высадке пассажиров), и (или) буксировки, а также хранения грузов;

проведения морских ресурсных исследований;

разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;

лоцманской, ледовой лоцманской и ледокольной проводки;

поисковых и спасательных операций;

подъема затонувшего в море имущества;

гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ;

санитарного, карантинного и другого контроля;

защиты и сохранения морской среды;

проведения морских научных исследований;

учебных, спортивных и культурных целей;

Кодексы РФ

Популярные материалы

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

Для пятидневной рабочей недели

Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

КТМ РФ – документы Пленума и Президиума ВС

“О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности”

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017)

“Обзор практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации”

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)

“О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде”

КТМ РФ – последние изменения и законы

“О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018)

“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов”

“О внесении изменения в статью 5.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации”

“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся регулирования трудовых отношений на морском и внутреннем водном транспорте, и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации”

“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна”

“О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации”

“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации”

“О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации”

“О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации в части создания Российского открытого реестра судов в связи с принятием Федерального закона “О международных компаниях” и Федерального закона “О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края”

“О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации”

“О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации”

“О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной охране” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”

“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя”

“О внесении изменений в Федеральный закон “О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Торговое мореплавание: что это такое, описание и особенности

(с изменениями на 11 июня 2021 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ (Российская газета, N 126, 01.07.2003) (вступил в силу с 1 июля 2003 года);

Федеральным законом от 2 ноября 2004 года N 127-ФЗ (Российская газета, N 246, 05.11.2004) (вступил в силу с 1 января 2005 года);

Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);

Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 132-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.07.2012);

Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 225-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.07.2013);

Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.10.2014, N 0001201410150002) (о порядке вступления в силу см. статью 36 Федерального закона от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ);

Читайте также:
Участие в хозяйственной деятельности кооператива

Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 378-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.11.2014, N 0001201411300011) (вступил в силу с 1 января 2015 года);

Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 536-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2014, N 0001201412310098);

Федеральным законом от 30 марта 2015 года N 66-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.03.2015, N 0001201503310009);

Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 213-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130019) (о порядке вступления в силу см. статью 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 213-ФЗ);

Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 230-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130062) (о порядке вступления в силу см. статью 16 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 230-ФЗ);

Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 282-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040008);

Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 253-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040005);

Федеральным законом от 7 февраля 2017 года N 10-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.02.2017, N 0001201702070048);

Федеральным законом от 1 июля 2017 года N 148-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.07.2017, N 0001201707010030);

Федеральным законом от 18 июля 2017 года N 177-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.07.2017, N 0001201707190001) (вступил в силу с 1 ноября 2017 года);

Федеральным законом от 20 декабря 2017 года N 400-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.12.2017, N 0001201712200028);

Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 460-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2017, N 0001201712290076) (о порядке вступления в силу см. статью 3 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 460-ФЗ);

Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 296-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.08.2018, N 0001201808030053) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 525-ФЗ);

Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 525-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2018, N 0001201812280008);

Федеральным законом от 26 ноября 2019 года N 378-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.11.2019, N 0001201911260041);

Федеральным законом от 1 марта 2020 года N 32-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.03.2020, N 0001202003010019);

Федеральным законом от 1 марта 2020 года N 34-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.03.2020, N 0001202003010011);

Федеральным законом от 8 июня 2020 года N 166-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.06.2020, N 0001202006080011);

Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 205-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2020, N 0001202007130051);

Федеральным законом от 22 декабря 2020 года N 447-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.12.2020, N 0001202012220055) (о порядке вступления в силу см. статью 11 Федерального закона от 22 декабря 2020 года N 447-ФЗ);

Федеральным законом от 20 апреля 2021 года N 94-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.04.2021, N 0001202104200040);

Федеральным законом от 26 мая 2021 года N 142-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.05.2021, N 0001202105260037);

Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.06.2021, N 0001202106110081) (о порядке вступления в силу см. статью 138 Федерального закона от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ).

В документе учтено:

Принят
Государственной Думой
31 марта 1999 года

Одобрен
Советом Федерации
22 апреля 1999 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации

1. Настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания.

Отношения, возникающие из торгового мореплавания, регулируются также издаваемыми в соответствии с настоящим Кодексом другими федеральными законами (далее – законы), указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации (далее – иные правовые акты Российской Федерации).

2. Имущественные отношения, возникающие из торгового мореплавания и основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, регулируются настоящим Кодексом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. К имущественным отношениям, не регулируемым или не полностью регулируемым настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства Российской Федерации.

Статья 2. Понятие торгового мореплавания

Под торговым мореплаванием в настоящем Кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов для:

перевозок грузов, пассажиров и их багажа, в том числе на морской линии (включая операции по погрузке, выгрузке грузов и багажа, посадке, высадке пассажиров), и (или) буксировки, а также хранения грузов;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 282-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2017 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года N 177-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2018 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 460-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

рыболовства (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 6 декабря 2007 года N 333-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);

проведения морских ресурсных исследований;

Абзацы четвертый и пятый предыдущей редакции с 1 февраля 2018 года считаются соответственно абзацами пятым и шестым настоящей редакции – Федеральный закон от 29 декабря 2017 года N 460-ФЗ.

разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;

лоцманской, ледовой лоцманской и ледокольной проводки;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 января 2013 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 132-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Абзац шестой предыдущей редакции с 1 февраля 2018 года считается абзацем седьмым настоящей редакции – Федеральный закон от 29 декабря 2017 года N 460-ФЗ.

поисковых и спасательных операций;

Абзацы седьмой – тринадцатый предыдущей редакции с 1 февраля 2018 года считаются соответственно абзацами восьмым – четырнадцатым настоящей редакции – Федеральный закон от 29 декабря 2017 года N 460-ФЗ.

подъема затонувшего в море имущества;

гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ;

санитарного, карантинного и другого контроля;

Читайте также:
Нам не поставляют оплаченный товар

защиты и сохранения морской среды;

проведения морских научных исследований;

учебных, спортивных и культурных целей;

Статья 3. Сфера применения правил, установленных настоящим Кодексом

1. Правила, установленные настоящим Кодексом, распространяются на:

морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законом;

суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река – море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.

2. Правила, установленные настоящим Кодексом, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на:

военные корабли, военно-вспомогательные суда, суда, используемые в целях транспортного обслуживания и (или) обеспечения безопасности объектов государственной охраны, и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им и используемые только для правительственной некоммерческой службы;

некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства.

В случаях, если настоящим Кодексом прямо предусмотрено, что правила, установленные настоящим Кодексом, распространяются на суда и грузы, указанные в настоящем пункте, такие правила не должны использоваться в качестве оснований для изъятия, ареста и задержания таких судов и грузов.

Статья 4. Использование судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в целях торгового мореплавания

1. С использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, осуществляются:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 марта 2020 года Федеральным законом от 1 марта 2020 года N 34-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

2) ледокольная проводка, поисковые и спасательные операции, подъем затонувшего в море имущества, гидротехнические, подводно-технические и другие подобные работы во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации;

3) морские ресурсные исследования, разведка и разработка минеральных ресурсов морского дна и его недр во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации.

2. Для целей настоящего Кодекса под каботажем понимаются перевозка грузов, пассажиров и их багажа и (или) буксировка:

1) во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации без пересечения Государственной границы Российской Федерации;

2) из внутренних морских вод и (или) территориального моря Российской Федерации к искусственным островам, установкам и сооружениям, расположенным в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации;

3) во внутренние морские воды и (или) в территориальное море Российской Федерации от искусственных островов, установок и сооружений, расположенных в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации;

4) между искусственными островами, установками и сооружениями, расположенными в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации;

5) из внутренних морских вод и (или) территориального моря Российской Федерации во внутренние морские воды и (или) в территориальное море Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации.

3. Исключительно с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, осуществляются:

1) лоцманская проводка, санитарный, карантинный и другой контроль, защита и сохранение морской среды во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, а также ледокольная проводка и ледовая лоцманская проводка в акватории Северного морского пути;

2) морские перевозки нефти, природного газа (в том числе в сжиженном состоянии), газового конденсата и угля, добытых на территории Российской Федерации и (или) на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации, и погруженных на суда в акватории Северного морского пути, до первого пункта выгрузки или перегрузки;

Подпункт 2 пункта 3 настоящей статьи вступил в силу с 30 декабря 2018 года – см. пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 460-ФЗ.

Действие положений подпункта 2 пункта 3 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 460-ФЗ) не распространяется на правоотношения, возникшие из договоров, заключенных до дня вступления в силу абзаца пятнадцатого пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 460-ФЗ, а также международных договоров Российской Федерации, предусматривающих использование судов, плавающих под флагами иностранных государств, – см. пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 460-ФЗ.

3) хранение нефти и нефтепродуктов, природного газа (в том числе в сжиженном состоянии), газового конденсата и угля, если такое хранение осуществляется на судне в акватории Северного морского пути.

Действие положений подпункта 3 пункта 3 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 460-ФЗ) не распространяется на правоотношения, возникшие из договоров, заключенных до дня вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 460-ФЗ, а также международных договоров Российской Федерации, предусматривающих использование судов, плавающих под флагами иностранных государств, – см. пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 460-ФЗ.

4. Правительством Российской Федерации могут приниматься решения о морских перевозках иных грузов в иных акваториях с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, а также решения о морских перевозках грузов, указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи, с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, если это не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.

4_1. При осуществлении с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, деятельности, предусмотренной пунктами 1 и 3 настоящей статьи, отдельные виды деятельности, предусмотренные пунктами 1 и 3 настоящей статьи, определенные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, осуществляются с использованием судов, построенных на территории Российской Федерации и соответствующих установленным в Российской Федерации требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации.

Читайте также:
Финансовый год: что это такое, описание и особенности

(Пункт дополнительно включен с 6 июня 2021 года Федеральным законом от 26 мая 2021 года N 142-ФЗ)

4_2. Отдельные виды деятельности, предусмотренные пунктами 1 и 3 настоящей статьи, определенные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 4_1 настоящей статьи, могут осуществляться с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации и построенных за пределами Российской Федерации, либо судов, построенных на территории Российской Федерации, но не соответствующих установленным в Российской Федерации требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, в следующих случаях:

1) такие суда построены до даты вступления в силу нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, предусмотренного пунктом 4_1 настоящей статьи;

2) договоры на постройку и (или) использование таких судов заключены до даты вступления в силу нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, предусмотренного пунктом 4_1 настоящей статьи.

(Пункт дополнительно включен с 6 июня 2021 года Федеральным законом от 26 мая 2021 года N 142-ФЗ)

5. В соответствии с международными договорами Российской Федерации или в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, деятельность, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, может осуществляться с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств.

(Пункт дополнительно включен с 12 марта 2020 года Федеральным законом от 1 марта 2020 года N 34-ФЗ)

6. В целях осуществления отдельными судами отдельных видов деятельности, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, определенных нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 4_1 настоящей статьи, Правительством Российской Федерации могут приниматься решения об использовании для осуществления отдельных видов деятельности, определенных нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 4_1 настоящей статьи, судов, построенных:

1) за пределами территории Российской Федерации – в случае отсутствия условий и (или) невозможности осуществления технологических операций для строительства таких судов на территории Российской Федерации;

2) на территории Российской Федерации – в случае невозможности обеспечения строительства таких судов в соответствии с установленными в Российской Федерации требованиями к промышленной продукции, предъявляемыми в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2018 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 460-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

ИСТОРИЯ И СЕКРЕТЫ ФОРМЫ МОРЯКОВ ТОРГОВОГО ФЛОТА

Появлению современного торгового флота предшествовала тысячелетняя история освоения водных просторов. В период с VI по XIII век племена восточных славян подробно изучили сложную сеть рек, распростершуюся от Балтийского до Черного моря, а также от Волги до Карпатских гор. Именно тогда были основаны ключевые торговые пути, через которые завозились иноземные товары и продукты. Такую инфрмацию передал marinecrew.info.

У моряков на торговых суднах в те времена не было единой формы. Стиль одежды больше диктовали климат, национальные обычаи, материальные возможности и профессиональные особенности.

К примеру, в жарких странах моряки обходились куском парусины для тела и платками. Европейские матросы носили колпаки, хлопчатобумажные рубахи и шаровары, которые сменили позже на брюки с расклешенными штанинами. А на Руси только представители купеческой гильдии, придерживались определенного стиля в одежде (сюртуки, картузы, косоворотки, сапоги с высоким голенищем, шаровары).

При Петре I началось масштабное реформирование всех структур судоходства. Регламентировал форму торгового флота вплоть до 1781 года царский «Морской устав». В те года гражданские моряки должны были носить военную морскую форму. Такой порядок объяснялся тем, что на всех торговых судах устанавливались защитные пушки, а команда матросов не только отражала атаки огнем из орудий, но и вступала в рукопашный бой.

Новая русская морская форма напоминала тогда одежду голландских матросов: черные шляпы, белые парусиновые блузы, зеленый кафтан с одним рядом пуговиц и стоячим воротником, панталоны зеленого цвета, чулки синие и коричневые башмаки с пряжками. Зимой матросам выдавали форменные тулупы. Согласно «Морскому уставу», матрос потерявший форму, подлежал суровому наказанию.

По утвержденному Екатериной II «Уставу купеческого водоходства» моряки гражданского флота продолжали носить военные костюмы, но служащие береговых администраций уже имели право облачаться в гражданское платье.

Со временем в форменную одежду были привнесены новые элементы. На смену шляпе с полями был избран шерстяной колпак с загнутыми полями и плоским верхом. В начале XIX века русские моряки примерили клеенчатые цилиндры, а позже появилась зеленая бескозырка (на ее околыше изображался номер экипажа).
В 1872 году была введена легендарная бескозырка черного цвета с лентой, подписанной согласно названию корабля. Бострог заменили на бушлат, панталоны сменили на брюки, а вместо башмаков с пряжкой еще в середине XVIII века стали носить сапоги.

В 1834 году по указу Николая I было введено «Положение о гражданских мундирах», которое регламентировало новую форму одежды для чиновников министерств, но на торговых морских судах продолжали использовать военную форму. И только в 1851 году российский император впервые утвердил образцы форменной одежды, специально разработанной для моряков Российско-американской компании (полугосударственной колониально-торговой организации), занимавшейся освоением Русской Америки, Курильских островов и прилегающих территорий. Отличительным элементом гражданской формы моряков от военной стали канты на фуражке из синего сукна, воротники, а также медные пуговицы с изображением двух якорей наперекрест и первых букв названия компании.

С 1855 года предусматривалась специальная форма для чинов торгового флота: двубортные сюртуки из темного зеленого сукна с шестью золочеными пуговицами (два якоря и буквы «А. К.»).

На углах отложного воротника сюртука из синего бархата были вышиты золотые якоря. По уставу зимой полагались темно-зеленые шаровары, а летом – белые. Фуражки носили с офицерскими кокардами, широкими золотыми галунами и ремешками на околышах. Дополнением к парадной форме быликортикии золотые плетенки (на плечи): для капитанов – сплошные и с просветами – для помощников.

Читайте также:
Бывший муж не согласен на размен квартиры

В 1858 году утвердили индивидуальную форму для пароходного общества «Кавказ и Меркурий». На зеленых сюртуках командного состава были нашиты большие медные пуговицы с перекрещивающимися якорями и надписью (название общества), на рукавах – две небольшие пуговицы (якорь). Боцманам и чинам унтер-офицерского ранга полагались двубортные черные куртки с медными пуговицами (буквы «К.М.» и якоря наперекрест). К слову, символика перекрещивающихся якорей имела у древних греков следующие значения: «Двумя надежнее всего» и «При великом шторме один не довлеет».

В 1881 году вводится форма для экипажей Добровольного флота, носивших до этого мундиры военно-морского образца. Покрой и цвет формы соответствовал обмундированию Морского ведомства, на пуговицах изображался якорь и литеры «Д. и Ф.».

В 1890 году установили общую форму одежды для речных капитанов, их помощников и машинистов. У морских же организаций наблюдалось немало вариаций в эмблемах, соответствующих определенным компаниям.

1899 год – период внедрения новой формы одежды для моряков РОПиТ (Русского общества пароходства и торговли). Инспекторам, капитанам и их помощники, ученикам штурманов полагались черные сюртуки с позолоченными пуговицами, на которых чеканились перекрещивающиеся якоря и аббревиатура «Р.О.П.Т.». Механики носили идентичную форму с пуговицами под серебро, а боцманы облачались в черные двубортные пиджаки с медными пуговицами.

В феврале 1903 года Николай II издает указ, утверждающий форму для служащих Русского торгового флота. Обмундирование капитанов, инспекторов морской части, помощников и учеников включает двубортные сюртуки и пиджаки с золочеными пуговицами с прежним изображением. В апреле 1903 года для чинов Главного управления торгового мореплавания утверждены темно-зеленые сюртуки с шестью серебряными пуговицами (по каждому борту) с государственным гербом, ободком и якорем наперекрест с жезлом Меркурия.

В разные годы обмундирование торгового флота соответствовало форме министерств внутренних дел, финансов и путей сообщения. Поэтому очередное обновление мундиров произошло после 1905 года, когда было образовано Министерство торговли и промышленности, подструктурой которого стало Главное управление торговым мореплаванием и портами. В июле 1906 года облачились в единую форму (двубортный мундир, на позолоченных пуговицах – адмиралтейский якорь) все вольнонаемные капитаны морского транспорта, их помощники и механики.

Последняя унификация формы чиновников Министерства торговли и промышленности состоялась в 1911 году. На стандартном полукафтане появились позолоченные пуговицы, имеющие изображение двуглавого орла и жезл Меркурия наперекрест с якорем.

После событий 1917 года была осуществлена полная ликвидация символов Российской империи.

О периодизации истории становления законодательства торгового мореплавания России Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шубников Ю.Б.

В статье рассматривается история становления и развития российского законодательства торгового мореплавания России. Предпринята попытка определить основные исторические этапы процесса кодификации данного законодательства.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шубников Ю.Б.

The article is devoted to the history of formation and development of Russian legislation on merchant shipping . The author attempts to define the main historical stages of the process of codification of this legislation.

Текст научной работы на тему «О периодизации истории становления законодательства торгового мореплавания России»

О периодизации истории становления законодательства торгового мореплавания России

В статье рассматривается история становления и развития российского законодательства торгового мореплавания России. Предпринята попытка определить основные исторические этапы процесса кодификации данного законодательства.

The article is devoted to the history of formation and development of Russian legislation on merchant shipping. The author attempts to define the main historical stages of the process of codification of this legislation.

Ключевые слова: торговое мореплавание, договор морской перевозки, устав, уложение, кодекс.

Key words: merchant shipping, the contract of carriage by sea, Charter, code, code.

Последние несколько десятилетий наша страна осуществляет многочисленные изменения своей общественной практики. Эти изменения носят многофункциональный и во многом противоречивый характер, что порождает необходимость поиска ответов на постоянно возникающие при этом вопросы. Наибольшее число вопросов возникает в сфере хозяйственной практики, образующей основу происходящих в обществе социально-политических преобразований.

Хозяйственная практика во всём мире, в том числе и в России, неразрывно связана с морскими (речными) перевозками. Сегодня объем морских перевозок грузов составляет более половины объема внешнеторгового грузооборота страны и продолжает расти. Данная ситуация обусловливает необходимость подробного исследования, наряду с прочим, и особенностей истории становления и развития правового регулирования морских перевозок в России.

Наличие в хозяйственной практике российского общества торгового мореплавания можно обнаружить уже на начальных стадиях становления государственности (1Х-Х1 вв.). В это время она в большей степени была связана

© Шубников Ю. Б., 2018

с купеческой торговлей, которая исторически выступала как достаточно распространенный вид хозяйственной деятельности в России. По мере становления и развития хозяйственной практики повышалось и значение водной торговли в общественной практике. Общеизвестными являются факты организации племенами и народами, заселявшими в то время российские земли, как речной торговли, так и морской. Посредством водных перевозок осуществлялась активная торговая связь между российскими городами (Новгородом, Смоленском, Псковом и др.) и иностранными (Константинополем, Ригой, Любеком и другими городами Ганзейского союза). На высокую внешнеторговую активность россиян указывал Н. М. Карамзин. Он писал: «Они ходили на судах не только в Болгарию, Грецию, Хазарию или Тавриду, но . и в самую отдалённую Сирию» [2].

На Руси в первые века её существования, положения, касавшиеся регламентации морской торговли, закреплялись разрозненно, в отдельных международных договорах, торговых обычаях и местных (княжеских) актах. К договорным источникам следует отнести договоры Руси с Византией 911 и 944 гг., которые затрагивали, в том числе, и порядок осуществления торгового мореплавания. Так в договоре 911 г. наряду с прочими положениями (уголовно-правовыми, наследственного права и др.) впервые нашли отражение отдельные положения о взаимной помощи при кораблекрушении, которые теперь образуют неотъемлемый элемент современного права торгового мореплавания [1]. Эти положения были прогрессивными для того времени, так как содействовали сохранению имущества судовладельца и купца.

Читайте также:
Таможенный брокер: что это такое, описание и особенности

Русская Правда как источник обычного права включала в себя отдельные положения торговых обычаев, которые могли иметь отношение и к осуществлению морских перевозок. Так, Русская Правда указывала на возможность корректировать ответственность купца и перевозчика в зависимости от обстоятельств причинения вреда.

Источники местного (княжеского) права, к которым можно отнести судные грамоты Пскова и Новгорода, Белозёрскую и Двинскую уставные грамоты, также выступали в качестве регуляторов отношений. Однако среди сборников местного права приоритетное место в регулировании торгового оборота занимает Псковская судная грамота, которая регламентирует торговые договоры, торговые займы, виндикацию и др.

Позднее, уже в Московский доимперский период истории России были предприняты первые попытки закрепить в нормативных актах отдельные правила обычного права о морских перевозках. Так, в Судебнике 1497 г. нашли отражение положения Русской Правды об ответственности купца за растрату

вверенного ему имущества. Торговые указы 1653, 1667 гг. ограничивали права иностранных купцов на осуществление торговли в России. Многие предметы торга были объявлены заповедными, право торговли этими товарами предоставлялось исключительно казной. Вместе с тем Новоторговый устав 1667г. определял порядок погрузки и перегрузки груза и др.

Закрепление Уложением 1649 г. внутренних таможенных платежей сдерживало развитие торгового оборота. Введение этим же Уложением 1649 г. сословных ограничений на занятие предпринимательством (торговлей) и государственное закрепление крепостничества ограничивало возможности реализации предпринимательской активности. Сословия в России (в отличие от Запада) стали играть прежде всего роль фискального, а не корпоративного института, в рамках которого формировались в Европе правила торгового оборота.

К главным особенностям московского периода необходимо отнести также и то, что здесь были заложены основы единого общероссийского предпринимательского (торгового) права, предприняты первые попытки законодательного его оформления. К наиболее важному периоду в развитии российского предпринимательского (торгового) права нужно отнести время реформ XVIII в., начало которым было положено Петром I. Господство абсолютизма в экономике проявилось тогда, с одной стороны, в активизации государством торговой и промышленной деятельности на основе попыток введения рыночных форм хозяйствования, а с другой – в усилении крепостнических и командно-административных начал в организации хозяйственной практики. Подобная противоречивость привела к утверждению в России фискально-полицейских (административных) начал правовой регламентации предпринимательства. Это выразилось прежде всего в постоянных попытках законодательно закрепить такие порядки в предпринимательской сфере, которые способствовали бы, в первую очередь, обеспечению государственных интересов, зачастую в ущерб предпринимателям.

В рамках этого периода были определены основные принципы и стратегические направления развития предпринимательского права России до начала XX в. В ХVIII столетии происходит законодательное оформление ряда отраслей и институтов права, регламентирующих предпринимательскую практику: морского торгового права, таможенного права, вексельного права, права несостоятельности (банкротства). Данный период связан также с началом законодательного оформления основных институтов торгового права: корпоративного, имущественного, договорного.

При Петре I, когда Россия получила доступ к Балтийскому, Каспийс кому и Чёрному морям, и возникла проблема организации регулярного торгового мореплавания, стал остро вопрос об отходе от несистематизированного права и о принятии единообразных и логически выстроенных нормативных актов, упорядочивающих отношения перевозки грузов и пассажиров водным путём. Очевидно, что данный нормативный порядок изначально основывался на сложившихся к тому времени западноевропейских традициях.

Так, принятый в 1720 г. Устав об Эверсах, ставший одним из первых систематизированных законодательных актов по регулированию отношений морской перевозки грузов, был производен от аналогичных норм галандского и германского прав [6]. В нём были законодательно определены сроки подачи судовладельцем судна под загрузку (7 дней) и сроки его разгрузки нанимателем (4 дня), установлена ответственность судовладельца, регламентирован порядок выдачи товаросопроводительных документов («кладных расписок») и пр.

В 1724 г. был издан Морской торговый регламент, который имел чисто фискальное значение, он определял порядок взаимодействия купцов и капитанов («корабельщиков») с таможенниками («цолнерами»). Регламент предусматривал право для членов экипажа судов вести торговлю в пределах порта и их ответственность за его нарушение в виде штрафа, конфискации имущества, телесного наказания.

Позднее, в 1781 г. в период царствования Екатерины II, был принят «Устав купеческого водоходства по рекам, водам и морям», который во многом был основан на французском праве [6]. Данный устав представлял собой более систематизированный закон, включавший в себя нормы: о найме корабля или судна (гл.7), о договоре фрахта (ст.125-129), об ответственности (ст.130-139), о хозяине корабля или судна (гл. 8), о страховании судов и грузов (гл.10), об аварии (гл.12) [5].

Формирование соответствующего современной логике систематизированного законодательства о морских перевозках происходит в период времени между тридцатыми годами XIX в. и началом ХХ в. В эти годы в Своде законов Российской империи, вступившим в силу с 1 января 1835 г., правовому регулированию морской торговли отводилась книга третья части второй 11 тома Свода законов под названием «О договорах и обязательствах особенных по торговому судостроению и мореплаванию». Она включала в себя четыре раздела: о договорах и обязательствах по торговому судостроению, о договорах и обязательствах по торговому мореплаванию, о бодмерее и авариях или морских убытках, о застраховании морском.

В редакции Торгового устава 1887 г., состоявшего из трех книг, вторая книга «О морской торговле» включала уже шесть разделов: «О мореходных торговых судах», «О торговом мореплавании», «О бодмерее и займе припасов на море», «Об аварии», «О помощи и спасении в случаях кораблекрушения и о принадлежности потопленных вещей», «О морском страховании». В 1903 г. в эта книга была дополнена ещё четырьмя разделами: «О местном управлении приморскими торговыми портами», «О взимании корабельного и попуднаго сборов», «Положение о съездах судовладельцев», «Положение о Добровольном флоте» [4]. Все эти разделы в конечном итоге составили в том или ином виде основные структурные элементы Кодексов торгового мореплавания России ХХ в.

Читайте также:
Ратификационная грамота: что это такое, описание и особенности

Дальнейшая детализация и регламентация права морской перевозки осуществлялась уже в советский период в рамках Кодексов торгового мореплавания СССР 1929 и 1968 гг. Кодекс торгового мореплавания СССР 1929 г. сыграл основополагающую роль в становлении современной конструкции права морской перевозки Российской Федерации. Несмотря на то что Кодекс не даёт характеристики морской перевозки, в нём получили дальнейшее развитие базовые правовые институты, обеспечивающие морскую перевозку. Данный закон осуществил адаптацию сформированного ещё в дореволюционный период права морской перевозки России к новым социально-экономическим условиям хозяйствования, сложившимся в стране. Так, в Кодексе получили развитие нормы о договоре морской перевозки грузов, договоре фрахтования судна на время (тайм-чартер), договор морской перевозки пассажиров, договор буксировки. Также в кодексе нашли отражение институты морской аварии, возмещения убытков при столкновении судов, вознаграждения за оказание помощи, предела ответственности судовладельца, о лоцманах, о затонувшем в море имуществе, о договоре морского страхования, о сроках давности.

В то же время в кодексе нашли место новации, появление которых связано с такими изменениями в социально-политическом устройстве общества, как национализация (огосударствление) экономики и установление государственной монополии на внешнеторговую деятельность. Так, закон указывает на особый порядок хозяйственного использования судов, находящихся в государственной собственности, формирования экипажа судов, ведение лоцманской деятельности с привлечением государственных морских лоцманов.

Поступательное развитие Советского Союза, происходившее в 60-70-е гг. ХХ в., привело к необходимости совершенствования законода-

тельства о морских перевозках, что потребовало внесения изменения в существующий на тот момент вариант Кодекса торгового мореплавания СССР. Новая редакция кодекса, сохраняя в целом структуру и содержание старой редакции, внесла в него целый ряд новых положений. К числу новаций, внесённых законодателем, можно отнести определение торгового мореплавания, отсутствующее в прежней редакции. Кодекс 1968 г. определял торговое мореплавание как «деятельность, связанную с использованием судов для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбных и иных промыслов, добычи полезных ископаемых, производства буксирных, ледокольных и спасательных операций, а также для других хозяйственных, научных и культурных целей» (ст. 1). Кодекс так же, реализуя положение шестой статьи действующей тогда Конституции СССР 1936 г. о государственной (общенародной) собственности на водный транспорт, закрепил за профильными министерствами и ведомствами право оперативного управления на суда, используемые в их хозяйственной практике (перевозка, рыболовство, добыча полезных ископаемых, строительство и др.) (ст. 4). Кодекс ввёл гл. VII – «Планирование и организация перевозок грузов», которая регулировала порядок взаимоотношения советских пароходств с советскими организациями-грузовладельцами в условиях плановой экономики [3]. Кодекс 1929 г. не знал такого института. В кодексе 1968 г. появились нормы, определяющие порядок защиты прав участников морской перевозки, – положения о морских протестах (гл. 18), претензиях и исках (гл. 19).

Перемены в государственной и экономической жизни страны, произошедшие в последние десятилетия, отсутствие отвечающей современным требованиям регламентации предпринимательской деятельности в условиях современного уровня международного разделения труда, а также изменения в международно-правовом регулировании в области торгового мореплавания, вызвали необходимость обновления Кодекса 1968 г. В связи с этим была подготовлена новая редакция Кодекса торгового мореплавания, который был принят 30 апреля 1999 г. и вступил в силу с 1 мая 1999 г. Принципиальным явилось положение нового кодекса (п.2, ст.1), согласно которому имущественные отношения основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Данная норма направлена на устранение монополии государства в сфере морских перевозок и на господство в данной сфере частноправовых начал выстраивания хозяйственных отношений.

Это проявилось в том, что законодатель существенно расширил гражданско-правовую составляющую кодекса. В частности, в нём произошёл отказ от института государственного морского лоцмана. Также договорная

часть закона была расширена за счёт включения в него договора фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер), договоров морского агентирования и посредничества. Институт гражданско-правовой ответственности был расширен за счёт установления специальных видов ответственности за действия, наносящие значительный ущерб окружающей среде: за ущерб от загрязнения с судов нефтью, за ущерб в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ, за ущерб от загрязнения бункерным топливом.

В КТМ РФ 1999 г. получил официальное закрепление такой институт гражданского права, как удержание груза, который используется перевозчиками как основной инструмент защиты их прав, возникающих из договора морской перевозки груза. Кодекс также предусматривает возможность использования в качестве обеспечительных мер для защиты прав участников правоотношений морской перевозки: морской залог на судно, ипотеку судна или строящегося судна и арест судна.

Всё вышеизложенное даёт возможность выделить в истории формирования российского законодательства о морской перевозке пять этапов его становления и развития. Для выделения этих этапов можно использовать в качестве критерия уровень и содержательные особенности систематизации права, регулирующего морскую перевозку.

Выбранный критерий позволяет выделить в качестве первого этапа период с Х по ХV в., когда правовое регулирование морской перевозки основывалось на существовавших разрозненных нормативных положениях международных договоров, правовых обычаев и местных (княжеских) правовых актах.

Второй этап охватывает ХVI в. и первую половину ХК в. и характеризуется попытками формированием систематизированного законодательства морской перевозки в судебниках, уставных грамотах, уставах и других актах того времени.

Читайте также:
Стоит ли перерегистрировать ООО или лучше ликвидировать?

Третий этап связан со второй половиной Х!Х в. и началом ХХ в., когда в Своде законов Российской империи была осуществлена первая кодификация законодательства о морской перевозке.

Четвёртый этап начинается в третьем десятилетии ХХ в. и заканчивается в конце 90-х гг. ХХ в., когда морская перевозка в Советском Союзе регулировалась Кодексами торгового мореплавания 1929 и 1968 гг.

Последний пятый этап становления и совершенствования законодательства о морской перевозке начинается с 1999 г., с принятием рыночного по своей сути Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.

1. Бодровцева Н.Ю. История возникновения торгового мореплавания на Руси // Молодой учен. – 2017. – №5. – С. 336-342.

2. Карамзин Н.М. История государства российского. – М., 1989. – Т. 1. – С.

3. Косовская В.А. Морская перевозка груза как частноправовой институт. -СПб.: Астерон, 2008. – С. 45.

4. Ланцева В.Ю. Формы правового регулирования морской торговли в Российской империи // Евразийский юрид. журн. – 2014.

5. Устав купеческого водоходства по рекам, водам и морям. – Ч. 1. – М.: Книга по требованию. – 2012. – 68 с.

6. Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 г.). – М.: Спарк, 1994. – С. 307.

Статья 15. Деятельность Торгово-промышленной палаты Российской Федерации

Статья 15. Деятельность Торгово-промышленной палаты Российской Федерации

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 451-ФЗ пункт 1 статьи 15 настоящего Закона изложен в новой редакции

1. Торгово-промышленная палата Российской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с положениями настоящего Закона, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и своего устава.

2. Торгово-промышленная палата Российской Федерации выполняет свои задачи и функции на федеральном уровне и обладает всеми правами, необходимыми для их осуществления.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации в соответствии со своим уставом и положениями настоящего Закона осуществляет представительские функции как в Российской Федерации, так и за границей, объединяет на федеральном уровне торгово-промышленные палаты, осуществляет общую координацию их деятельности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 451-ФЗ пункт 3 статьи 15 настоящего Закона изложен в новой редакции

3. Торгово-промышленная палата Российской Федерации:

а) по предложению соответствующих государственных органов принимает участие в работе ведомственных, межведомственных и иных комиссий, экспертных советов и других органов и организаций, образуемых указанными органами;

б) выдает сертификаты о происхождении товаров, удостоверяет документы, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности, устанавливает порядок выдачи и удостоверения торгово-промышленными палатами указанных документов;

в) выдает документы, подтверждающие страну происхождения товаров, выполнения работ, оказания услуг, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, устанавливает порядок выдачи торгово-промышленными палатами указанных документов;

г) выдает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, заключения о статусе товара, изготовленного в особых экономических зонах, определяет торгово-промышленные палаты, имеющие право выдавать такие документы;

д) выдает карнеты АТА – международные таможенные документы, используемые при временном ввозе и временном вывозе товаров, уполномочивает торгово-промышленные палаты выдавать указанные документы, выполняет функции гарантирующей ассоциации в соответствии с Таможенной конвенцией о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 года и Конвенцией о временном ввозе от 26 июня 1990 года, к которым присоединилась Российская Федерация;

е) определяет порядок ведения негосударственного реестра российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации и за рубежом, а также порядок предоставления сведений из указанного реестра;

ж) организует международные выставки и конгрессы, а также обеспечивает подготовку и проведение выставок российских товаров за рубежом;

з) формирует информационные ресурсы, оказывает услуги российским и иностранным юридическим лицам и предпринимателям по предоставлению справочной, аналитической и иной информации, необходимой для ведения предпринимательской деятельности;

и) по решению соответствующих государственных органов входит в состав и участвует в работе российских частей межправительственных комиссий и иных органов по вопросам торгово-экономического, научно-технического и другим видам сотрудничества с иностранными государствами, принимает участие в переговорах с иностранными государствами по указанным вопросам, а также участвует в составе российских делегаций в работе международных организаций;

к) выдает разрешения на открытие в Российской Федерации представительств и филиалов иностранных торговых палат, смешанных торговых палат, федераций, ассоциаций и союзов предпринимателей;

л) осуществляет персональную аккредитацию иностранных граждан, являющихся работниками филиалов, представительств иностранных юридических лиц, цель создания, открытия и (или) деятельность которых имеют коммерческий характер и которые несут имущественную ответственность по принятым ими в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (за исключением иностранных граждан, являющихся работниками представительств иностранных кредитных организаций, и иностранных граждан, являющихся работниками представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации), а также вправе представлять интересы иностранных юридических лиц при осуществлении аккредитации их филиалов, представительств;

м) оказывает содействие при оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан, являющихся работниками филиалов, представительств иностранных юридических лиц, членов их семей и работников иностранных юридических лиц, членов их семей (за исключением иностранных граждан, являющихся работниками представительств иностранных кредитных организаций, и членов их семей);

н) свидетельствует обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации, а также обычаи, сложившиеся в сфере предпринимательской деятельности, в том числе обычаи морского порта;

ГАРАНТ:

Согласно Протоколу Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 20 марта 2020 г. N 3 в связи с пандемией коронавируса COVID-19 ТПП РФ было поручено обеспечить подтверждение обстоятельств форс-мажора и по внутренним контрактам.

Читайте также:
Товарищество на вере: что это такое

См. Положение о свидетельствовании уполномоченными торгово-промышленными палатами обстоятельств непреодолимой силы по договорам (контрактам), заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности, утвержденное постановлением ТПП РФ от 24 июня 2021 г. N 7-2

См. Методические рекомендации по вопросам выдачи торгово-промышленными палатами заключений об обстоятельствах непреодолимой силы по договорам, заключаемым между российскими субъектами предпринимательской деятельности, направленные письмом ТПП РФ от 27 марта 2020 г. N 02в/0241

о) дает в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения и рекомендации о применении международного стандарта, регионального стандарта, регионального свода правил, стандарта иностранного государства, свода правил иностранного государства, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента или которые содержат правила и методы проведения исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия;

п) вправе разрабатывать системы добровольной сертификации в сфере оценки соответствия товаров, работ, услуг и систем качества техническим регламентам и стандартам, которые имеют рекомендательный характер и которые могут применять любые заинтересованные организации и индивидуальные предприниматели в добровольном порядке;

р) осуществляет научно-аналитическую, исследовательскую деятельность по проблемам, связанным с экономикой, развитием и правовым регулированием предпринимательства;

с) выполняет другие функции в соответствии с настоящим Законом, законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 451-ФЗ пункт 4 статьи 15 настоящего Закона изложен в новой редакции

4. Торгово-промышленная палата Российской Федерации может выполнять в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные согласованные с ней функции в сфере экономики, возложенные на Торгово-промышленную палату Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 451-ФЗ статья 15 настоящего Закона дополнена пунктом 5

5. Торгово-промышленная палата Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации образует Международный коммерческий арбитражный суд, Морскую арбитражную комиссию, Спортивный арбитраж, Коллегию посредников по проведению примирительных процедур, Ассоциацию диспашеров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации и обеспечивает их деятельность.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации обеспечивает развитие и популяризацию третейского разбирательства и медиации, повышение квалификации третейских судей и посредников.

ГАРАНТ:

Согласно Закону РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-I с момента утверждения и опубликования правил постоянно действующего арбитражного учреждения в соответствии с частью 12 статьи 52 Федерального закона “Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации” Международный коммерческий арбитражный суд является правопреемником Третейского суда для разрешения экономических споров при ТПП РФ и Спортивного арбитража при ТПП РФ

См. Регламент Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, утвержденный приказом ТПП РФ от 11 января 2017 г. N 5

О Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации см. Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-I

Положение о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации утверждено Законом РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-I

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 451-ФЗ статья 15 настоящего Закона дополнена пунктом 6

6. Торгово-промышленная палата Российской Федерации вправе передавать другим торгово-промышленным палатам отдельные функции, указанные в пункте 3 настоящей статьи, а также устанавливать порядок их осуществления.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 451-ФЗ статья 15 настоящего Закона дополнена пунктом 7

7. Торгово-промышленная палата Российской Федерации осуществляет общий контроль за деятельностью торгово-промышленных палат по выполнению полномочий, предусмотренных настоящим Законом.

В случае выявления неоднократных грубых нарушений торгово-промышленными палатами установленного порядка выдачи и удостоверения документов, предусмотренных подпунктами “и”, “к” пункта 1 статьи 12 настоящего Закона и подпунктами “г”, “д” пункта 3 настоящей статьи, Торгово-промышленная палата Российской Федерации вправе прекратить или приостановить полномочия торгово-промышленных палат, допустивших такие нарушения, по выдаче и удостоверению ими указанных документов.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 15 настоящего Закона

Понятие торгово-промышленной палаты

Лекция № 6 Торгово-промышленная палата как форма некоммерческой организации.

1. Понятие торгово-промышленной палаты

  1. Законодательство о торгово-промышленных палатах
  2. Особенности создания, реорганизации и ликвидации торгово-промышленной палаты
  3. Учредительные документы торгово-промышленной палаты
  4. Органы управления торгово-промышленной палаты

Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей.
Торгово-промышленная палата может заниматься предпринимательской деятельностью, лишь поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. Полученная ею прибыль между членами торгово-промышленной палаты не распределяется.

Торгово-промышленная палата является юридическим лицом.
Торгово-промышленная палата отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом.

Торгово-промышленная палата не отвечает по обязательствам своих членов, так же как и члены торгово-промышленной палаты не отвечают по ее обязательствам.
Торгово-промышленная палата не отвечает по обязательствам созданных ею предприятий, так же как и эти предприятия не отвечают по обязательствам торгово-промышленной палаты.

Торгово-промышленная палата, выполняя функции, предусмотренные ее уставом, действует в рамках Конституции и законов Российской Федерации.
Торгово-промышленные палаты образуются на основе принципа добровольного объединения их учредителей, при наличии согласия ТПП России на создание палаты. Торгово-промышленные палаты образуются на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, а также на территории одного или нескольких муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

– развитию экономики Российской Федерации, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему;

– формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры экономики Российской Федерации;

– созданию благоприятных условий для развития всех видов предпринимательской деятельности в России, урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами;

– всемерному развитию торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей России с предпринимателями зарубежных стран.

2. Законодательство о торгово-промышленных палатах состоит из ФЗ «О Торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ, Федеральным законом “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», других законов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Читайте также:
Таможенный перевозчик: что это такое, описание и особенности

Согласно законам и уставу ТПП РФ:

  • – оказывает российским организациям и предпринимателям содействие в их деятельности, представляет и защищает их права и интересы по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе и за границей. Вырабатывает меры по развитию всех форм предпринимательства, включая малое предпринимательство;
  • – организует взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействие с государством в лице его органов, а также с социальными партнерами участвует в коллективно-договорном регулировании социально-трудовых отношений, разрешении трудовых споров, работе органов социального партнерства;
  • – содействует привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации;
  • – организует работу в сфере управления инвестиционными, коммерческими и иными предпринимательскими рисками, по обеспечению безопасности предпринимательства, защите инвестиций и оценке деловой репутации хозяйствующих субъектов;
  • – проводит изучение и анализ предпринимательской деятельности, применения действующих в данной области нормативных актов и вносит предложения по их совершенствованию;
  • – оказывает российским организациям и предпринимателям помощь в овладении современной деловой культурой и этикой, принимает меры к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции. Проводит политику социальной ответственности предпринимателей и их объединений, поддерживает социальные инициативы организаций;
  • – содействует развитию экспорта российских товаров и услуг, оказывает практическую помощь российским организациям и предпринимателям в установлении деловых связей с иностранными партнерами, проведении операций на внешнем рынке и освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества;
  • – устанавливает и развивает связи с иностранными деловыми и общественными кругами, а также с объединяющими или представляющими их организациями; участвует в работе различных международных организаций, входит в состав и участвует в деятельности смешанных торговых палат и совместных деловых советов;
  • – ведет негосударственный Реестр российских предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в России и за рубежом, негосударственные реестры экспертов по товарной экспертизе системы «ТПП Эксперт» и экспертов по оценочной деятельности «ТПП Оценщик» и другие негосударственные реестры, определяет порядок их ведения, выдает регистрационные свидетельства и удостоверения;
  • – создает при ТПП России арбитражные институты (третейские суды) и иные специализированные органы, содействующие разрешению предпринимательских споров, и обеспечивает их деятельность, осуществляет координацию деятельности третейских судов при торгово-промышленных палатах и оказывает им методическую помощь;
  • – утверждает регламенты Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП России, Морской арбитражной комиссии при ТПП России, положения и регламенты Третейского суда для разрешения экономических споров при ТПП России (в том числе специализированных), а также Ассоциации диспашеров; развивает сотрудничество в области международного коммерческого арбитража, рекомендует арбитражные оговорки для использования при осуществлении экономических, научно-технических и торговых связей с зарубежными странами; в случаях, предусмотренных соглашениями сторон, назначает арбитров и оказывает содействие в проведении арбитража, образуемого для рассмотрения отдельных дел;
  • – оказывает российским и зарубежным фирмам, организациям, предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационные и консультативные услуги по вопросам организации и ведения предпринимательской деятельности, изучения рынков, осуществления внешнеэкономических и валютно-финансовых операций, а также по другим вопросам, относящимся к компетенции Палаты, содействует развитию инфраструктуры информационного обслуживания предпринимательства в России и за рубежом;
  • – оказывает содействие российским и иностранным организациям и предпринимателям в патентовании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрации товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров, а также содействует коммерческой реализации их прав на объекты промышленной собственности;
  • – участвует в выработке и реализации мер по пресечению изготовления и оборота контрафактной продукции, защите и охране объектов интеллектуальной собственности;
  • – участвует в выработке политики и координации выставочно-ярмарочной деятельности;
  • – организует российские и международные выставки;
  • – оказывает издательские и рекламные услуги;
  • – издает газеты, журналы, другие печатные материалы и электронные издания; создает и (или) участвует в создании программы на телевидении и радио для обеспечения предпринимательской деятельности;
  • – содействует развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации, участвует в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области;
  • – удостоверяет в соответствии с международной практикой сертификаты происхождения товаров, определяет порядок удостоверения торгово-промышленными палатами сертификатов происхождения товаров, оформляет документы, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг, а также другие документы, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности;
  • – свидетельствует обстоятельства форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации, а также торговые и портовые обычаи, принятые в Российской Федерации;
  • – проводит по поручению российских и иностранных организаций и предпринимателей сертификацию, экспертизу, контроль качества, количества и комплектности товаров, предотгрузочный контроль (инспекцию);
  • – выдает разрешения на открытие в Российской Федерации представительств иностранных торговых палат, смешанных торговых палат, федераций, ассоциаций и союзов предпринимателей, а также иностранных фирм и организаций, и обеспечивает предоставление иностранным фирмам и организациям (их представительствам) услуг, необходимых для осуществления их деятельности;
  • – осуществляет проведение независимой оценки различных видов собственности;
  • – выдает корнеты АТА – международные таможенные документы для временного ввоза/вывоза товаров, определяет порядок их оформления и выдачи;
  • – осуществляет научно-аналитическую, исследовательскую деятельность по основным проблемам экономики, развития предпринимательства;
  • – награждает за вклад в развитие предпринимательства в России;
  • – выполняет иные функции, соответствующие целям и задачам Палаты и не противоречащие действующему законодательству.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: