Торговое полномочие: что это такое, описание и особенности

Торговое полномочие: что это такое, описание и особенности

ГОСТ Р 51303-2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Термины и определения

TRADE. Terms and definitions

Дата введения 2014-04-01

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом “Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации” (ОАО “ВНИИС”), Российским государственным торгово-экономическим университетом (РГТЭУ) при поддержке Департамента государственного регулирования внутренней торговли Министерства промышленности и торговли Российской Федерации

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 347 “Услуги торговли и общественного питания”

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе “Национальные стандарты”, а официальный текст изменений и поправок – в ежемесячном информационном указателе “Национальные стандарты”. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты”. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

Изменения N 1, 2 внесены изготовителем базы данных по тексту ИУС N 7, 2016 год, ИУС N 6-7, 2020

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2018 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

Введение

Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области внутренней торговли.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Термины-синонимы без пометы “Нрк” приведены в качестве справочных данных и не являются стандартизированными.

Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два (три) термина, имеющие общие терминоэлементы.

В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием статьи.

Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, синонимы – курсивом.

Для сохранения целостности терминосистемы в настоящем стандарте приведены терминологические статьи из законов Российской Федерации, заключенные в рамки из тонкой линии.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области торговли.

Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и торговле, входящих в сферу действия работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.

2 Термины и определения

Общие понятия

торговая деятельность (торговля): Вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.

оптовая торговля: Вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для перепродажи, или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

розничная торговля: Вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

4 оптово-розничная торговля: Совмещение двух видов торговой деятельности: оптовой и розничной.

5 потребительский рынок (рынок товаров и услуг): Система общественных отношений, основанных на соблюдении правовых норм, возникающих между государством, изготовителем и продавцом, исполнителем и потребителем в процессе изготовления, реализации и эксплуатации товаров, выполнения работ и оказания услуг.

6 товарное обращение: Процесс обращения объектов гражданского права посредством договоров.

Примечание – К объектам гражданских прав относят вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги; иное имущество, в том числе имущественные права, включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права; результаты работ и оказания услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

7 торговая политика: Совокупность организационных, правовых, экономических, информационных и иных мер, реализуемых органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, а также их объединениями в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности в соответствии с законодательством.

Примечание – Различают государственную политику в области торговой деятельности, торговую политику организаций, торговую политику саморегулируемой организации в сфере торговли и т.д.

8 покупатель (приобретатель): Физическое или юридическое лицо, приобретающее, заказывающее или имеющее намерение приобрести или заказать товары и услуги.

9 розничный покупатель (потребитель): Покупатель – физическое лицо, кроме индивидуальных предпринимателей, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее для использования товаров исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

10 оптовый покупатель: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее товары для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для перепродажи, или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

11 продавец: Организация независимо от ее организационно-правовой формы, индивидуальный предприниматель и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, гражданин (физическое лицо), реализующие товары и оказывающие услуги по договору купли-продажи или иному аналогичному договору.

12 продажа [реализация] товара: Передача покупателю товаров на определенных условиях, в том числе по договору купли-продажи или иным аналогичным договорам.

Читайте также:
Хозяйственная операция: что это такое, описание и особенности

Торговые структуры и их виды

13 торговая организация: Организация различных организационно-правовых форм, осуществляющая торговую деятельность, включая необходимые средства и работников с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений.

Примечание – Торговые организации подразделяют на организации оптовой торговли, розничной торговли и оптово-розничной торговли.

торговый объект: Здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Примечание – По типу торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности, различают стационарные торговые объекты и нестационарные торговые объекты.

стационарный торговый объект: Торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения.

нестационарный торговый объект: Торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

торговая сеть: Совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Примечание – В торговую сеть могут входить торговые объекты, принадлежащие одному или нескольким юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям.

18 стационарная торговая сеть: Торговая сеть, включающая в себя стационарные торговые объекты.

19 нестационарная торговая сеть: Торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также объекты организации торговли, не относящиеся к стационарной торговой сети

20 торговое предприятие (предприятие торговли): Имущественный комплекс, расположенный в торговом объекте и вне торгового объекта, используемый торговыми организациями или индивидуальными предпринимателями для осуществления продажи товаров и/или оказания услуг торговли.

Примечание – К торговым предприятиям относят предприятия розничной торговли, оптовой торговли и оптово-розничной торговли.

21 предприятие розничной торговли: Торговое предприятие, используемое для осуществления розничной торговли.

Примечание – К предприятиям розничной торговли относят магазины, павильоны, киоски и т.п.

22 предприятие оптовой торговли: Торговое предприятие, используемое для осуществления оптовой торговли.

23 сетевое торговое предприятие: Торговое предприятие, входящее в торговую сеть.

24 оптовая торговая сеть: Торговая сеть, представленная предприятиями оптовой торговли.

25 розничная торговая сеть: Торговая сеть, представленная предприятиями розничной торговли.

26 вид торгового предприятия: Предприятие торговли, классифицированное по ассортименту реализуемых товаров.

Примечание – К видам торговых предприятий относят предприятия с универсальным ассортиментом, со специализированным ассортиментом, с комбинированным ассортиментом, со смешанным ассортиментом.

27 торговое предприятие с универсальным ассортиментом: Предприятие торговли, реализующее универсальный ассортимент продовольственных и/или непродовольственных товаров.

28 торговое предприятие со специализированным ассортиментом: Предприятие торговли, реализующее одну группу товаров или ее часть.

Примечание – Торговое предприятие со специализированным ассортиментом реализует более 80% объема товаров в стоимостном выражении, относящихся к одной ассортиментной группе.

Описание объекта закупки в 44-ФЗ и 223-ФЗ

    On 21.07.2019 0 Comments 223-ФЗ, 44-ФЗ, Гособоронзаказ, Закупка лекарств, медоборуд., медоборуд., Объекты закупок, Статьи

Чтобы заказчик в результате торгов получил именно то, что ему нужно, следует правильно составить описание объекта закупки. Расскажем о требованиях законов 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также об исключениях из установленного порядка.

Объект или предмет закупки — товар, услуга или работа, которую заказчику необходимо приобрести. Соответственно, под описанием этого объекта понимается перечисление его подробных характеристик. Эти характеристики должны описывать предмет, который наилучшим образом удовлетворит потребность заказчика.

Далее рассмотрим, какие требования к описанию предмета закупки предъявляют законы 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Описание предмета закупки по 44-ФЗ

Требования к описанию объекта в рамках госзакупок определены в статье 33 закона 44-ФЗ. Таким образом, чтобы составить верное описание, нужно опираться на эту норму. В ней определено, какие характеристики следует включить в описание — а именно функциональные, технические, качественные, эксплуатационные. Также приводится правило о запрете на указание бренда или производителя без включения фразы «или эквивалент». Есть исключения — о них расскажем чуть позже.

Что касается терминологии, то закон требует придерживаться установленных регламентов. Это значит, что при описании объекта закупки нужно опираться на ГОСТы и прочие стандарты. Если используется собственная терминология и условные обозначения, заказчик должен обосновать их применение.

Разрешено включить в описание закупки всевозможные чертежи, эскизы, планы, фотографии, результаты тестирования и так далее.

Если закупаются лекарственные средства, необходимо указывать их международные непатентованные наименования. Более подробно об описании объекта закупки в лекарственной сфере читайте в этой статье.

Читайте также:
Таможенный кодекс: что это такое, описание и особенности

При необходимости заказчик также может включить в описание закупки требования к гарантийному сроку и объему гарантийных услуг. Также частью описания может стать требование к проведению монтажа и / или обучения персонала обращению с предметом закупки (например, если закупается оборудование).

Существуют особенности, в соответствии с которыми описываются объекты закупки по гособоронзаказу. Кроме того, Правительство РФ наделено правом устанавливать дополнительные особенности описания тех или иных объектов закупки.

Что нельзя указать в описании:

  1. Название производителя, бренд, модель товара без указания на возможность приобретения эквивалента.
  2. Субъективные характеристики предмета закупки.
  3. Свойства, наличие которых может быть установлено только посредством сложного лабораторного анализа.

Рекомендации заказчикам

Заказчикам, которые составляют описание закупки по 44-ФЗ, можно дать такие советы:

  1. Описывайте предмет закупки объективно. Нужно представлять себе не конкретную модель, а какой-то абстрактный товар, который должен исполнять определенные функции. Иначе будет нарушен принцип открытой конкуренции. Проконтролировать это несложно — под готовое описание должно попадать несколько товаров, например, разные модели оборудования.
  2. Описание следует делать максимально понятным. Применяйте стандартные термины, прилагайте эскизы, чертежи, фотографии и так далее. Избегайте пространных описаний и расплывчатых формулировок, даже если объект не попадает под ГОСТ и иные стандарты.
  3. Описывайте предмет закупки со всех сторон. Нужно максимально подробно и точно расписать все его характеристики.
  4. Предусмотрите возможность определить, что поставленный товар соответствует требованиям документации. Для этого в нее включаются нужные показатели (чаще всего их диапазонные значения).
  5. Когда описание готово, еще раз перепроверьте все числовые значения. Иначе есть риск, что процедура не состоится либо будет приобретен товар с неподходящими характеристиками.

Когда можно указать торговую марку

В соответствии с законом 44-ФЗ, в исключительных случаях при описании закупки можно указать конкретного производителя или модель. Это допустимо, если:

  • описать объект по-другому невозможно;
  • предметом контракта является работа или услуга, а товар, наименование которого прямо указано, закупается для выполнения этой работы (оказания услуги), а не для самостоятельного использования.

Обратите внимание! Если у товара нет аналога, указывать в описании фразу «или эквивалент» необязательно. То же самое справедливо при наличии аналога, который не может использоваться из-за несоответствия технических характеристик.

Описание объекта закупки по 223-ФЗ

Рамочный закон 223-ФЗ гораздо более лоялен к правилам описания объекта закупки. Тут не действует запрет на указание конкретной модели, производителя и так далее. Главное, чтобы это было разрешено утвержденным заказчиком Положением о закупке.

223-ФЗ обязывает заказчика лишь установить определенные требования к предмету закупки, а именно:

  • к его безопасности;
  • к его качеству;
  • к разного рода свойствам — техническим, функциональным;
  • если закупается работа — к ее результатам;
  • если закупается товар — к его размеру, упаковке, условиям отгрузки и так далее.

Если в описании закупки по 223-ФЗ встречается какой-то параметр, в документации должны быть прописаны требования, которые к нему предъявляются.

Как подтверждается соответствие предмета закупки предъявляемым к нему требованиям? Это может быть добровольное или обязательное подтверждение. Более подробно об этом можно узнать из следующей таблицы.

Таблица. Подтверждение соответствия объекта закупки условиям документации

Показатель

Подтверждение соответствия

Описание объекта закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Из нашей статьи вы узнаете:

Обязательный компонент закупочных документов – составленное по правилам описание объекта закупки. Это элемент техзадания, в котором указаны конкретные параметры приобретаемого товара. Рассказываем, какие существуют правила описания объекта закупки по 44 и 223 ФЗ, когда можно и нельзя указывать торговую марку в тексте описания.

Как регулируются правила описания объекта закупки

Конкретные правила описания объекта закупки по 44 ФЗ прописаны в тексте ч 2 статьи 33 законодательного акта. Корректировки сюда вносились в августе 2020 года. Речь идет о государственных закупках, чтобы выполнить минимальную долю закупочных процедур. Надлежит обозначить параметры изготовленного в России товара, включая и КТРУ. Все прочие принципы ООЗ остались прежними.

Что не рекомендуется указывать в описании

Есть несколько запрещенных к внесению в описание параметров:

  • В правилах описания объекта закупки по 44 ФЗ говорится о том, что нельзя вносить данные о наименовании производителя, бренде, модели товара, если не указана возможность покупки аналога.
  • Считающиеся субъективными параметры закупаемого предмета.
  • Те характеристики, определить которые становится возможным лишь при проведении сложных анализов в условиях лаборатории.

В каком случае можно указать торговую марку

Согласно тексту Федерального закона №44, существуют ситуации, когда допустимо обозначить в описании производителя, модель товара. Это можно сделать, если иным способом описать объект не представляется возможным. Также сюда относится ситуация, когда предмет контракта – работа либо услуга. При этом указанный товар нужен для их выполнения.

Как описать объект закупки в 2021 году

Первое правило ООЗ гласит о том, что надлежит максимально точно указывать параметры объекта госзакупки. Однако недопустимо обозначать требования к участникам тендера либо производителю. Внести товарный знак в описание можно в ситуации, когда закупаются комплектующие и расходные материалы для уже имеющегося оборудования и агрегатов. Также это справедливо в случае несовместимости товарных позиций.

Читайте также:
Не рассчитались при увольнении: что делать?

В ч 2 статьи 33 ФЗ №44 также прописана необходимость следовать техрегламентам и стандартам.

Заказчик имеет право указывать графическую и чертежную информацию, планы, требования в отношении маркировки, чтобы уточнить свои нужды.

Также в ч 2 статьи 33 ФЗ №44 говорится о том, что по умолчанию предполагается поставка нового товара.

Если это необходимо, заказчик имеет право добавить требования в отношении гарантийного срока и объема оказываемых гарантийных услуг. Сюда же следует включить требования к выполнению монтажа, обучения сотрудников работе с предметом закупки. Это касается ситуаций с приобретением оборудования, сложных механизмов.

Правительство РФ имеет право устанавливать дополнительные особенности описательной информации применительно к конкретным объектам закупки. Это касается случаев с закупочными процедурами по гособоронзаказу.

Особые требования к описанию объекта закупки в 2021 году

В некоторых сферах устанавливаются собственные правила ООЗ. Это применимо для:

  • Стройиндустрии. Правило гласит о необходимости добавить в описание проектную документацию. Исключением становятся лишь ситуации, когда проектирование является компонентом предмета госзакупки либо же законодательство не предполагает наличия проектных документов.
  • Лекарств. Закупка медпрепаратов происходит без указания торговых наименований. Исключение – ситуации, прописанные в тексте Федерального закона №44 и особом перечне, утвержденном Правительством.

Советы заказчикам при составлении описания

Статья 33 ч 2 содержит информацию относительно правил ООЗ. Для заказчиков актуальны следующие рекомендации:

  • Максимальная объективность описания предмета закупки. Это означает, что сюда могут попасть сразу несколько товарных позиций, к примеру, различные модели оборудования. То есть описание подразумевает некий абстрактный товар с определенным функционалом. В противном случае нарушается принцип открытой конкуренции.
  • Максимальная понятность описания. Нужно пользоваться стандартной терминологией, добавлять чертежи и фото. Недопустимы расплывчатые формулировки даже при отсутствии национальных и иных стандартов для конкретного объекта.
  • Всестороннее описание. То есть в тексте должны быть прописаны все параметры предмета закупки.
  • Должна быть возможность проверки соответствия поставленной продукции требованиям документации. Это делается с помощью указания конкретных показателей и их диапазонных значений.
  • В конце надлежит подвергнуть проверке числовые характеристики. В противном случае повышается вероятность того, что закупочная процедура не сможет быть проведена либо будет закуплен товар с неподходящими параметрами.

Правила описания объекта закупки по 223-ФЗ

После наступления 1.07.2018 года заказчику вменяется в обязанность следовать определенным требованиям при составлении описательной документации в ходе проведения конкурентной закупки. Вступили в силу соответствующие поправки в законодательстве. В целом рамочный ФЗ №223 считается более лояльным в этом вопросе, если сравнивать с ФЗ №44. Запрета на определение конкретной модели и прочих параметров нет, если это допускается Положением о закупке.

Участвовать в тендере получится только при наличии ЭЦП для торгов.

В ч 6.1 статьи 3 ФЗ №223 указано, каких правил следует придерживаться в ходе составления описания объекта закупочной процедуры. Заказчику нужно обозначить присущие предмету закупки параметры. Однако запрещено добавлять требования, товарный знак, конкретное наименование, указывать страну изготовления товарной единицы – все это может безосновательно ограничить число участников закупочного мероприятия. Хотя и это правило имеет исключения. Сюда относятся случаи, когда нет иной возможности конкретизировать параметры закупаемого предмета.

Наличие товарного знака накладывает на заказчика обязательство указать рядом слова «или эквивалент». Но и тут есть исключения:

  • когда товарная позиция с иным торговым знаком имеет несовместимость с используемым заказчиком;
  • когда приобретаются комплектующие и расходные материалы к уже имеющемуся оборудованию, агрегатам и есть конкретные требования к ним в технических документах;
  • когда приобретаются товары с целью исполнения муниципального либо госконтракта;
  • когда конкретный торговый знак отображен в условиях международного договора либо договора юрлиц, приписанного в ч 2 статьи 1 ФЗ №223.

Эквивалент и описание объекта закупки по 223 ФЗ

Условия ФЗ №223 требуют указывать фразу «или эквивалент» возле товарного знака. Однако в ряде случаев заказчикам не приходится нести какую-либо ответственность. Судебная практика знает немало примеров подобных ситуаций. Малозначительность административного правонарушения позволяет суду освободить заказчика от ответственности, если не наступило никаких неблагоприятных последствий.

Ответственность за нарушение

Нарушение требований ООЗ грозит заказчику наступлением ответственности, прописанной в ч 7 статьи 7.32.3 КоАП. Сумма штрафных санкций для должностного лица составит 2-3 тысячи рублей. Юрлицу придется заплатить уже 5-10 тысяч рублей.

В случае когда прописанные в описании закупаемого объекта требования ограничивают конкуренцию, сумма штрафных санкций зависит от НМЦК. Обычно это 1% от размера НМЦК. Минимальный лимит – 10 тысяч рублей, максимальный – 50 тысяч рублей. Информация об этом указана в ч 4.1 статьи 7.30 КоАП.

Астрал.Тендер – удобный сервис, избавляющий от головной боли при участии в тендерах.

Особенности коммерческого представительства: теория и практика

В гражданском законодательстве под «коммерческим представительством» понимается особый вид профессиональной предпринимательской деятельности, основанный на постоянной и самостоятельной деятельности по представительству предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности.

Читайте также:
Фальсификация доказательств: что это такое, описание и особенности

Предметом статьи выступает исследование договорных правоотношений в рамках коммерческого представительства в гражданском праве России. В статье рассматриваются теоретические подходы к выявлению природы коммерческого представительства, исследуются правовые нормы, регулирующие данные правоотношения в части договорного права, а также анализируется судебная практика в данной сфере.

Практическая потребность коммерческого представительства объясняется тем, что вопрос о простоте, надежности, быстроте совершения коммерческих операций с помощью других лиц часто является необходимым элементом успеха. Вопрос о предмете деятельности такого представителя является дискуссионным, а поэтому заслуживает пристального внимания.

В юридической литературе уже несколько столетий ведутся споры о выявлении точных определений понятий «представительство и представитель». Хочется выделить позицию Рясенцева В.А., наиболее авторитетного отечественного ученого-цивилиста по данной проблематике. С его точки зрения представительством является «совершение лицом правомерных действий от имени другого лица (представляемого) в пределах полномочия, порождающие юридические последствия непосредственно у представляемого», а представитель – «лицо, которое своими дозволенными действиями от имени другого лица (представляемого) непосредственно порождает для него юридические последствия»[1]. Отмечается, что данные определения наиболее универсальные. Рясенцев В.А. утверждает, что структура правовых связей, складывающаяся при представительстве, включает три группы отношений: 1) отношения между представляемым и представителем; 2) отношения между представителем и третьим лицом; 3) отношения между представляемым и третьим лицом. Первые же две группы отражают две стороны представительства: внутреннюю (между представителем и представляемым), которая определяет факт приобретения представителем полномочий и их объем, и внешнюю (между представителем и третьими лицами), которая составляет собственно представительство в рамках определенных полномочий. Третья группа отношений в состав представительства не входит, а является результатом осуществления представительства. Содержанием правоотношений представительства являются права и обязанности участников этих правоотношений.

В Гражданском кодексе Российской Федерации предусмотрены ряд договорных конструкций для представления интересов лица без его личного участия, именуемые в науке гражданского права как «посреднические договоры». К таким договорам относятся: 1) поручение (Глава 49 ГК РФ); 2) комиссии (Глава 51 ГК РФ); 3) агентирование (Глава 52 ГК РФ). Особое положение занимает «коммерческое представительство».

Следует отметить, что в российском гражданском законодательстве институт коммерческого представительства недостаточно разработан. Если обратиться к Гражданскому кодексу РФ, то такой важный институт гражданского права упоминается всего в 5-ти статьях: ст. 184, пп. 1, 3 ст. 972, п. 3 ст. 973, п. 3 ст. 977 и пп. 2, 3 ст. 978 ГК РФ. Более того, лишь одна из них (ст. 184 ГК РФ) посвящена полностью коммерческому представительству. В этой статье законодатель сформулировал только общие положения. Нельзя не отметить, что определение, данное законодателем, достаточно узкое. Коммерческим представителем признается «лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности».

Таким представителем является независимое от представляемого лицо, для которого осуществление представительских функций является единственным либо одним из основных видов профессиональной деятельности. Подчеркнем, что не являются коммерческими представителями работники предпринимателя (коммерческой организации, индивидуального предпринимателя), действующие на основании доверенности, выданной предпринимателем. В этой связи в юридической литературе различают понятия «коммерческое представительство» и «представительство в коммерческих отношениях». Последнее понятие более широкое, включающее в себя как коммерческое представительство, так и иные случаи представительства в коммерческих отношениях, в частности вышеуказанное представительство работником предпринимателя[2].

В рамках коммерческого представительства стороны заключают между собой договор поручения, закрепленный в п. 1 ст. 971 ГК РФ, в силу которого поверенный (коммерческий представитель) обязуется совершить от имени и за счет доверителя (предпринимателя) определенные юридические действия.

Определенную схожесть данных правоотношений можно найти с агентированием и комиссии. Следует разграничить данные договорные конструкции, выделить предмет указанных договоров.

Так, по договору поручения исполнитель совершает юридически значимые действия. Фактические же действия в договоре поручения возможны, но не носят самостоятельный характер, осуществляются исключительно для достижения определенных юридических действий. Например, телефонные звонки коммерческого представителя с целью уточнения условий акцепта не носят самостоятельный характер.

Иная ситуация складывается с агентским договором. Согласно п. 1 ст. 1005 ГК РФ одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершить по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Следовательно, фактические действия в договоре агентирования обязательны и носят самостоятельный характер. Такие действия не влекут юридических последствий. Например, агент обязуется продать товар на определенной территории. Это будет подразумевать не только заключения договоров купли-продажи, но и совершения иных действий: проведения мероприятий по изучению и освоению рынка, организацию рекламной компании и т.п.

Договор комиссии нельзя отнести к коммерческому представительству, так как в силу п. 1 ст. 991 ГК РФ одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. С одной стороны, предметы совпадают: заключение договоров. Но с другой стороны, нарушается главное требование к поверенному: он должен выступать от имени доверителя, а не своего.

Читайте также:
Сословно-представительная монархия: что это такое, описание и особенности

Тем не менее, согласно ст. 1011 ГК РФ к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные нормами о поручении и комиссии соответственно, в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени, если эти правила не противоречат положениям Главы 52 ГК РФ и существу агентского договора.

Таким образом, агент по агентскому договору, который выступает от имени предпринимателя при заключении сделок, признается коммерческим представителем и к данным отношениям применяются аналогичные нормы права за исключением тех норм, которые прямо противоречат Главе 52 ГК РФ. Например, не признается право за агентом на односторонний отказ от договора в силу п. 1 ст. 977 ГК РФ, что допускается поверенным по договору поручения; к таким отношениям применяются специальные требования о прекращении агентского договора – ст. 1010 ГК РФ, поскольку положения статьи являются специальной нормой[3].

Учитывая возмездный характер таких правоотношений, форма такого договора – письменная. В соответствии с п. 1 ст. 182 ГК РФ представительство основано на доверенности. В ней должен быть четко установлен поверенный[4]. Рясенцев В.А. подчеркивал в своих трудах, что доверенность не нуждается в акцепте, так как она не затрагивает интересы уполномоченного и не обязывает его к каким-либо действиям. Доверенность не производит эффекта представительства автоматически. Необходимо, чтобы она была реализована тем, кому она предназначена. В отличии от договора, регулирующего внутренние отношения между поверенным и доверителем, доверенность призвана обеспечить внешний эффект представительства, установив правовую связь между представляемым и третьим лицом посредством действий коммерческого представителя. Знакомясь с доверенностью, третьи лица, которым она собственно и адресуется, узнают, какими полномочиями обладает коммерческий представитель. Договор, послуживший основой для выдачи доверенности, третьих лиц не касается. Цивилисты Рясенцев В.А. и Шерешевский И.В. отмечали, что доверенность может адресоваться либо к представителю, либо к третьему лицу, ибо в каждом этом случае представитель приобретает полномочие, т.е. легитимируется[5]. Такой подход закреплен в п. 4 ст. 185 ГК РФ. В соответствии с этой статьей полномочия представителя могут быть указаны в доверенности или договоре. Как отмечает Егоров А.В, этот подход небесспорен. У договора есть своя функция – устанавливать права и обязанности сторон, а у доверенности – декларация полномочий. Следовательно, неверно смешивать эти акты. Это может повлечь за собой проблемы, связанные с необходимостью внесения изменений в полномочия представителя, а именно в договор. Если полномочия касались действия, в отношении которого требуется нотариально удостоверять доверенность, нотариально придется удостоверять весь договор[6]. Отзыв доверенности после подписания договора не должен служить основанием для отказа в государственной регистрации сделки[7]. Представляется целесообразным для предпринимателя отражать полномочия коммерческого представителя именно в доверенности, а не в ином акте.

В судебной практике отмечается, что по правовой природе коммерческое представительство представляет собой организационный договор, по условиям которого доверитель и коммерческий представитель договариваются об основных принципах их внутренних взаимоотношений, объеме функций, осуществляемых представителем в интересах доверителя, порядке исчисления и уплаты его вознаграждения, иных условиях в зависимости от вида представительства. Нормами закона не установлен запрет на принятие представителем дополнительных обязательств[8].

В некоторых случаях предприниматель и коммерческий представитель заключают смешанный по своему характеру договор, к которому применяются нормы о поручении и агентировании. В соответствии с пп. 1 – 4 ст. 421 ГК РФ, стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Стоит отметить подходов судов, что отсутствие договора или недоказанность его заключения может привезти к отказу в удовлетворении требования о возврате вознаграждения, которое получил коммерческий представитель и при этом не исполнил свое обязательство перед доверителем[9].

Выступая в роли профессиональных участников экономической деятельности, коммерческие представители и доверители (предприниматели) обладают дополнительными правами и обязанностями, закрепленными в ст. 184 и Главе 49 Гражданского кодекса РФ.

Нельзя не упомянуть виды коммерческого представительства и сферы его применения. В соответствии с п. 3 ст. 184 ГК РФ особенности представительства в отдельных сферах предпринимательской деятельности устанавливаются законом и иными правовыми актами.

Лицами, которыми могут признаваться коммерческими представителями, являются: брокер, экспедитор, страховой агент и брокер, морской агент и брокер, таможенный представитель и др.

Например, согласно п. 2.1 ст. 3 от 22.06.1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» брокер вправе совершать сделки с ценными бумагами и заключать договоры, одновременно являясь коммерческим представителем разных сторон в сделке, в том числе не являющихся предпринимателями, если такие действия предусмотрены договором.

Стоит отметить транспортно-экспедиционную деятельность, которая распространена в сфере малого и среднего бизнеса. Транспортная экспедиция регулируется: Гражданским кодексом РФ, ФЗ от 30.06.2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 г. N 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности».

Нормативная юридическая конструкция коммерческого представительства в транспортно-экспедиционную деятельности выражается в следующем:

Читайте также:
Смешанный договор: что это такое, описание и особенности

а) представляемым является клиент – лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязательство оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором;

б) коммерческим представителем является экспедитор – лицо, совершающее от имени клиента юридические и фактические действия, направленные на оказание или организацию оказания транспортно-экспедиционных услуг[10].

Следует обратить внимание на наиболее распространенное заблуждение среди предпринимателей-экспедиторов. Заявитель в рамках договора коммерческого представительства не имеет права и полномочий на оказание транспортно-экспедиторских услуг, а только заключает сделки от имени и в интересах представляемых компаний, не являясь фактически исполнителем по ним. Так, в судебной практике отмечается, что такое лицо в рамках договора коммерческого представительства не имеет права и полномочий на организацию работ по перегрузке тяжеловесных экспортных грузов, оно может только заключать сделки от имени и в интересах представляемой стивидорной (осуществляющей погрузку и разгрузку судов) компании[11].

Обобщая юридическую литературу, можно отметить, что ученые-цивилисты придерживаются разных позиций к определению правовой природы отношений коммерческого представительства и по поводу дальнейших путей развития указанного правового субинститута. Условно их можно разделить на две большие группы. Представители первой группы считают, что договор коммерческого представительства должен рассматриваться как самостоятельный, который не может быть сведен к договору поручения или иному посредническому договору (В.Н. Белов, Б.Д. Завидов, Б.И. Синецкий, Е.А. Суханов); представители второй группы не признают самостоятельный характер договора коммерческого представительства и рассматривают коммерческого представителя как поверенного, но обладающего специфическими признаками (Е.А. Абросимова, М.И. Брагинский, Г.Н. Буднева, И.Г. Вахнин, Г.Б. Леонова, З.Т. Новичкова, Б.И. Пугинский)[12].

Нельзя не отметить, что приведенные выше аргументы имеют как сильные стороны, так и слабые. Однако, законодатель исходит из того, что коммерческое представительство является видом поручения. В правоприменительной практике следует обращаться к данной позиции, которая была закреплена в Гражданском кодексе РФ.

Обращаясь к Гражданскому кодексу РФ, можно заметить ряд идейных противоречий, которые затрудняют и ограничивают правоприменительную практику в области прямого представительства, основанное на договоре поручения. Согласно ст. 971 ГК РФ, предметом договора поручения является осуществление поверенным определенных юридических действий, т.е. таких действий, которые устанавливают права и обязанности для доверителя. Формулировка «определенные юридические действия» может достаточно широко трактоваться. По общему правилу такие юридические действия устанавливаются в доверенности и/или договоре, если иное не предусмотрено в законе. Согласно ст. 8 ГК РФ, они включают в себя как заключение сделок, так и иные юридические действия. Согласно п. 1 ст. 972 ГК РФ, предметом договора поручения могут выступать осуществление одной или обеими сторонами предпринимательской деятельностью, т.е. широких юридических действий в хозяйственной сфере. Несмотря на то, что законодатель не сформулировал определение договора коммерческого представительства, обращаясь к п. 1 ст. 184 ГК РФ, предмет такого договора выступает исключительно деятельность по заключению сделки. Известно, что в современных рыночных условиях ведение предпринимательства не ограничивается одним только заключением договоров. К таким действиям можно отнести совершение действий по самозащите прав, которые могут носить не фактический, а юридический характер, но не быть сделками. Например, обращение в органы местного самоуправления с требованием об отмене нормативного акта, препятствующего использованию земельного участка, который принадлежит доверителю и является предметом коммерческого договора аренды с третьим лицом. Будет ли поверенный выступать в качестве коммерческого представителя, если он реализует данные ему полномочия доверителем в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 972 ГК РФ?

Для устранения противоречий и придачи институту коммерческого представительства всеобъемлющего характера в предпринимательской сфере, необходимо внести изменение в п. 1 ст. 184 ГК РФ, изложив ее так: «Коммерческим представителем является лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении договоров и осуществлении иных юридических действий ими в сфере предпринимательской деятельности». Вопрос о дальнейшей редакции гражданского законодательства требует тщательного исследования.

[1] Рясенцев В.И. Т 1. Представительство в советском гражданском праве. М., 1948. – С. 129-130.

[2] Комментарий к ст. 184 ГК РФ. Гражданский кодекс Российской Федерации. Сделки. Решения собраний. Представительство и доверенность. Сроки. Исковая давность: Постатейный комментарий к главам 9 – 12 / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2013.

[3] Постановление ФАС Московского округа от 30 июля 2014 г. N Ф05-6455/14 по делу N А40-98054/2013.

[4] Постановление ФАС Центрального округа от 11 августа 2011 г. по делу N А35-10314/2010.

[5] Рясенцев В.И. Т 2. Представительство в советском гражданском праве. М., 1948. – С. 14-16, 20-21.

[6] Егоров А.В. Реформа представительства. Двенадцать новых правил для участников оборота // Арбитражная практика. 2014. № 4. С. 47.

[7] Постановление ФАС Поволжского округа от 6 апреля 2011 г. по делу N А55-18455/2008.

[8] Постановление ФАС Московского округа от 03.12.2013 N Ф05-13384/2012 по делу N А40-86877/12-9-842.

[9] Апелляционное определение Московского городского суда от 22.09.2015 по делу N 33-34705/2015.

[10] Овчаренко М.Д. Актуальные вопросы практического применения коммерческого представительства в отдельных областях предпринимательской деятельности // Право и экономика. 2013. N 9.

Читайте также:
Пособие по временной нетрудоспосо бности

[11] Постановление ФАС Московского округа от 10.02.2011 N КА-А40/18048-10 по делу N А40-5572/10-20-75.

[12] Овчаренко М.Д. Коммерческое представительство в гражданском праве: основные виды и регуляторы. М., 2014. – С. 74-94.

44-ФЗ для чайников

Участие в госзакупках стало сегодня одним из самых эффективных способов получить заказ, причем с гарантированной оплатой из бюджета. А потому интерес к подобным торговым процедурам сильно возрос. Их проведение регламентируется №44-ФЗ. Первая версия Федерального закона принята 05.04.2013, актуальная редакция – 02.07.2021. Отечественное законодательство сложно назвать понятным для восприятия, а потому имеет смысл изложить основные положения №44-ФЗ в варианте «для чайников», то есть обычным языком и без сложных юридических терминов.

  1. Что такое 44-ФЗ простыми словами
  2. Что регулирует и не регулирует 44-ФЗ
  3. Кто имеет право участвовать в госзакупках
  4. Требования к участникам госзакупки
  5. Преференции участникам
  6. Виды госзакупок
  7. Площадки для проведения госзакупок
  8. Обеспечение заявки, контракта и гарантийных обязательств
  9. Снижение начальной цены госконтракта на 25%
  10. Реестр недобросовестных поставщиков (РПН)
  11. Часто задаваемые вопросы
    1. Когда и с какой целью принят №44-ФЗ?
    2. Какие закупки подпадают под действие положения №44-ФЗ?
    3. Кто выступает участником госзакупок?
    4. Какие основные критерии выбора победителя госзакупки?

Что такое 44-ФЗ простыми словами

№44-ФЗ определяет правила проведения закупок для обеспечения нужд государства и муниципалитетов. То есть любых учреждений, предприятий, органов власти, деятельность которых финансируется из бюджетов разного уровня – федерального, регионального или местного. Речь идет о таких важных для жизни как государства в целом, так и отдельного человека сферах деятельности, как:

  • образование;
  • здравоохранение;
  • правоохранительные органы, МЧС и другие ведомства исполнительной власти;
  • многочисленные органы двух других ветвей власти – судебной и законодательной;
  • и многое другое, необходимо для нормального функционирования государства.

Целью разработки и внедрения №44-ФЗ стало усиление контроля над расходованием бюджетных средств. Цель законодателей была очевидной – снижение общего уровня затрат. Сегодня, после нескольких лет практического применения Федерального закона, можно утверждать, что она в значительной степени достигнута.

Что регулирует и не регулирует 44-ФЗ

Положения №44-ФЗ регулируют все ключевые аспекты подготовки и проведения государственных закупок, включая:

  • планирование;
  • объявление;
  • отбор исполнителей и поставщиков в рамках конкурентных торговых процедур;
  • заключение государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ или предоставление услуг;
  • контроль над исполнением обязательств в рамках государственных контрактов;
  • общий аудит и мониторинг системы государственных закупок.

Требования рассматриваемого федерального закона распространяются на все виды закупок, которые финансируются из бюджетов разного уровня. Исключение составляют несколько категорий закупок, к числу которых относятся такие:

  • у финансовых организаций, имеющих международный статус;
  • связанные с обеспечением государственной защиты судей, участников судов, должностных и других лиц;
  • драгметаллов и камней с целью пополнения Госфонда;
  • услуг адвокатов для бесплатной помощи в суде;
  • избирательных комиссий для непосредственного проведения референдумов и выборов.

Кто имеет право участвовать в госзакупках

Участники госзакупок делятся на две категории. К первой относятся заказчики, в число которых входят муниципальные и государственные организации. Их основной функцией выступает выставление заказов на торги.

Вторую категорию формируют поставщики, выступающие в статусе юридических лиц или ИП. Их задачей и интересом становится поставка товаров, работ или услуг для удовлетворения государственных или муниципальных нужд.

С некоторой долей условности еще одной категорией участников госзакупок можно назвать операторов ЭТП (электронных торговых площадок). В их функции входит создание условий для ведения закупочной деятельности. Контроль над соблюдением требований №44-ФЗ осуществляются контролирующие органы в лице различных федеральных ведомств и фактически приравненных к ним государственных корпораций, включая ФАС, Минфин, Прокуратуру, Росатом, Роскосмос, Рособоронзаказ и других.

Требования к участникам госзакупки

Единственным требованием к заказчикам госзакупок выступает финансирование из бюджета. Контроль над поставщиками предусматривает намного больше условий, выполнение которых требуется для допуска к участию в торгах. Первым и главным становится статус – ИП или ООО. Не допускаются к участию в госзакупках хозяйствующие субъекты, которые:

  • имеют задолженности по налогам или обязательным сборам в размере, превышающем четверть стоимости активов;
  • включены в реестр недобросовестных поставщиков;
  • находятся на стадии приостановки деятельности;
  • пребывают в процессе банкротства или ликвидации;
  • признаны банкротом;
  • имеют судимость за правонарушения в экономической сфере (распространяется на ИП, руководителей и учредителей ООО).

Наличие любого из перечисленных условий становится основанием для отказа от заключения с поставщиком государственного контракта или отклонения его заявки на участие в госзакупке. Исполнителю предоставлено право обжаловать такое решение в установленном порядке.

Преференции участникам

Актуальная версия базового Федерального закона в области государственных закупок предоставляет преференции двум категориям поставщиков. В первую входят организации инвалидов, а также учреждения системы УИС, во вторую – хозяйствующие субъекты, отнесенные к малому предпринимательству и социально ориентированным НКО. Для каждой из категорий установлены квоты, обязательные для всех видов государственных заказчиков. Дополнительной льготой становится снижение требований по сумме обеспечения заявки.

Виды госзакупок

Важной частью изложения №44-ФЗ для чайников становится перечисление возможных вариантов проведения конкурентной государственной закупки. Актуальная версия законодательства допускает семь видов подобных процедур:

  • три разновидности конкурса – открытый, с ограниченным участием и двухэтапный;
  • электронный аукцион;
  • два вида запросов – котировок и предложений;
  • закупка услуги, товара или работ у единственного поставщика.
Читайте также:
Сомнительный долг: что это такое, описание и особенности

Критериями выбора победителя, в зависимости от вида закупки, становится наименьшая цена или оптимальное соотношение стоимости и условия поставки товара/услуг. Самой распространенной формой проведения торгов выступает электронный аукцион. Его отличительными особенностями выступают: открытый и публичный характер, а также определение победителя по критерию низкой цены.

Площадки для проведения госзакупок

Одним из обязательных условий закупочных мероприятий в рамках №44-ФЗ выступает проведение в электронном формате. Законодательство жестко регламентирует перечень ЭТП, допущенных к подобным процедурам. Он размещается в свободном доступе в системе ЕИС закупки и включает на сегодня восемь торговых площадок. Использовать другие онлайн-платформы и сервисы для организации и проведения госзакупок запрещено.

Обеспечение заявки, контракта и гарантийных обязательств

Одним из ключевых условий участия поставщика в госзакупке становится предоставление обеспечения собственных обязательств. На сегодняшний день действует три их разновидности, применяемых на разных стадиях мероприятий:

  • обеспечение заявки подтверждает серьезность намерений участника и предоставляется при «входе» в процедуру;
  • ОИК или обеспечение исполнения государственного контракта требуется при его заключении с заказчиком и выступает в качестве страховки последнего;
  • ОГО или обеспечение гарантийных обязательств позволяет исключить проблемы с качеством поставляемого товара/услуги или производимых работ.

Стандартной формой обеспечения считается банковская гарантия. Она должна быть оформлена в одном из банков, аккредитованных Минфином, и внесена в соответствующий реестр.

Снижение начальной цены госконтракта на 25%

Серьезной проблемой на начальных этапах действия №44-ФЗ стало установление некоторыми далеко не всегда добросовестными поставщиками демпинговых цен. Результатом становился срыв поставки, невозможной по настолько низкой стоимости.

Для защиты от недобросовестной конкуренции введены дополнительные требования к участникам закупки, предложившим снижение цены от начальной на 25% и более. В этом случае назначается повышенное в полтора раза обеспечение контракта. Причем оно рассчитывается от стартовой цены аукциона.

Реестр недобросовестных поставщиков (РПН)

Для защиты заказчиков и добросовестных поставщиков от действий недобросовестных создан реестр последних. Он размещается в свободном доступе в соответствующем разделе ЕИС Закупки и используется для отсеивания потенциально проблемных участников госзакупок. Фактически база данных представляет собой «черный список», попадание в который означает невозможность подачи заявки на электронный аукцион и другие закупочные процедуры в рамках №44-ФЗ в течение двух лет. Основанием для внесения поставщиков в реестр становится решение ФАС, которая занимается его ведением.

Часто задаваемые вопросы

Когда и с какой целью принят №44-ФЗ?

Федеральный закон принят 5 апреля 2013 года. Целью его разработки стало дальнейшее совершенствование правил проведения государственных закупок и снижение бюджетных расходов, направляемых на это.

Какие закупки подпадают под действие положения №44-ФЗ?

Практически все, осуществляемые для удовлетворения потребностей самых разных государственных и муниципальных организаций, включая учреждения исполнительной, законодательной и судебной власти, здравоохранения, образования и т.д.

Кто выступает участником госзакупок?

Выделяют несколько категорий участников госзакупок. Главными выступают две: поставщики и заказчики. Вспомогательные функции выполняют ЭТП, предоставляющие место для проведения торгов, и контролирующие органы, которые следят за соблюдением требований законодательства.

Какие основные критерии выбора победителя госзакупки?

Для большей части конкурентных торговых процедур, например, самой популярной из них – электронного аукциона, главным критерием определения выигравшего участника становится низкая цена. В некоторых случаях основным параметром для сравнения становится оптимальное соотношение цены и условий поставки, предложенных участником.

Торговое мореплавание

Торговое мореплавание — деятельность, связанная с использованием морских судов для коммерческих, хозяйственных, научных и других целей [1] [2] [3] .

Торговое мореплавание можно рассматривать с технической и экономической точки зрения. В первом случае – это технический процесс, агентами которого служат море и суда, а конечной целью транспорт по воде грузов и людей. Во втором случае – это экономический процесс, имеющий целью производство транспортных услуг [4] .

Содержание

Содержание торгового мореплавания

Сфера торгового мореплавания охватывает следующие виды деятельности с применением морских судов [5] :

  • Перевозка грузов, пассажиров и их багажа;
  • Рыболовство;
  • Разведка и разработка минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;
  • Лоцманская и ледокольная проводка;
  • Поисковые, спасательные и буксирные операции;
  • Подъём затонувшего в море имущества;
  • Гидротехнические, подводно-технические и других подобные работы;
  • Санитарный, карантинный и другой контроль;
  • Защита и сохранение морской среды;
  • Проведение морских научных исследований;
  • Деятельность, преследующая учебные, спортивные и культурные цели;
  • Иная деятельность.

Международные соглашения о торговом мореплавании

В основе международных соглашений, регламентирующих торговое мореплавание, лежат так называемые Гаагские правила, принятые в 1921 году на конференции в Гааге. Позднее в них были внесены изменения и в настоящее время они известны как правила Гаага-Висби. Подавляющее большинство стран мира применяют Гаагские правила и правила Гаага-Висби. Наряду с этим применяются Гамбургские правила и Конвенция ООН по морской перевозке грузов 1978 года) [6]

Читайте также:
Учетные документы: что это такое, описание и особенности

Примечания

  1. Что такое торговое мореплавание (рус.) . Словарь юридических терминов. Ведомости. Проверено 25 ноября 2012.
  2. Торговое мореплавание (рус.) . Словарь морских терминов. Проверено 25 ноября 2012.
  3. Торговое мореплавание (рус.) . Правотека. Проверено 25 ноября 2012.
  4. Филипов Ю.Д.Торговое мореплавание (рус.) . Сп-Б, 1905. Проверено 25 ноября 2012.
  5. Торговое мореплавание (рус.) . КонсультантПлюс, 1992-2012. Проверено 25 ноября 2012.
  6. Кокин А.С., Левиков Г.А.Международная транспортная экспедиция. (рус.) . М.: Дело, 2006. Проверено 25 ноября 2012.

См. также

  • Кодекс торгового мореплавания

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Торговля оружием на мировом рынке
  • Торговое представительство

Полезное

Смотреть что такое “Торговое мореплавание” в других словарях:

ТОРГОВОЕ МОРЕПЛАВАНИЕ — деятельность, связанная с использованием судов для: перевозок грузов, пассажиров и их багажа; промысла водных биологических ресурсов; разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр; лоцманской и ледокольной… … Юридический словарь

торговое мореплавание — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN merchant shipping Transportation of persons and goods by means of ships travelling along fixed navigation routes. (Source: ZINZANa)… … Справочник технического переводчика

Торговое мореплавание — по законодательству РФ деятельность, связанная с использованием судна для: перевозок грузов, пассажиров и их багажа; промысла водных биологических ресурсов; разведки и разработки минеральных и др. неживых ресурсов морского дна и его недр;… … Энциклопедия права

торговое мореплавание — 2.1.3 торговое мореплавание: Деятельность, связанная с использованием судов для: перевозок грузов, пассажиров и их багажа; промысла водных биологических ресурсов; разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

торговое мореплавание — деятельность, связанная с использованием судов для: перевозок грузов, пассажиров и их багажа; промысла водных биологических ресурсов; разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр; лоцманской и ледокольной… … Большой юридический словарь

Торговое мореплавание — Под торговым мореплаванием в настоящем Кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов для: перевозок грузов, пассажиров и их багажа; рыболовства; (в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333 ФЗ) разведки и разработки… … Официальная терминология

Торговое мореплавание — Под торговым мореплаванием понимается деятельность, связанная с использованием судов для: 1. перевозок грузов, пассажиров и их багажа; 2. промысла водных биологических ресурсов; 3. разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

Торговое мореплавание — Под торговым мореплаванием в настоящем Кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбных и иных морских промыслов, добычи полезных ископаемых, производства буксирных,… … Словарь юридических понятий

ТОРГОВОЕ МОРЕПЛАВАНИЕ — в соответствии со ст. 2 КТМ под торговым мореплаванием понимается деятельность, связанная с использованием судов в целях перевозки грузов, пассажиров и багажа, рыбного и иных морских промыслов, разведки и разработки минеральных ресурсов,… … Юридический словарь современного гражданского права

ТОРГОВОЕ МОРЕПЛАВАНИЕ — деятельность, связанная с использованием судов для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбных и иных морских промыслов, добычи полезных ископаемых, производ ства буксовых и спасательных операций, а также для других хозяйственных,… … Морской энциклопедический справочник

Понятие торгового мореплавания

Международное право представляет собой правовую систему договорных и обычных норм и принципов, выражающих согласованную волю государств. Источниками международного права являются международные договоры и международно-правовые обычаи.

Международное морское право– совокупность норм и принципов, определяющих правовой режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами в области различных видов мореплавания, эксплуатации и использования морей и океанов в мирное и военное время.

Международное морское право подразделяется на публичное и частное.

Под международным морским публичным правомпонимается совокупность международных договорных и обычных норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права в связи с использованием Мирового океана.

Международное частное морское праворегулирует международные хозяйственные (имущественные) отношения государственных органов, физических и юридических лиц с иностранными государственными органами, физическими и юридическими лицами в связи с вопросами торгового мореплавания (морской перевозки грузов и пассажиров, морской буксировки, операций по обслуживанию морских судов портами, возмещения убытков от столкновения судов, морского страхования, судебного и арбитражного разбирательства морских претензий и исков и др.).

На практике действия норм публичного и частного международного морского права соприкасаются и взаимно переплетаются.

Среди источников международного морского праваследует выделить Устав Организации Объединенных Наций и конвенции, принятые на конференциях Организации Объединенных Наций: Женевские конвенции 1958 года «О территориальном море и прилежащей зоне», «Об открытом море», «О континентальном шельфе», «О рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря» и Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года. К другим важнейшим международно-правовым документам относятся Международная конвенция о грузовой марке 1966 года, Международная конвенция о МППСС-72, Международная конвенция об охране человеческой жизни на море 1974 года, Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов и Протокол к ней 1978 года, Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 года, Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года и другие документы.

Читайте также:
Сомнительный долг: что это такое, описание и особенности

Нормами морского права являются только те юридические нормы, которые регулируют отношения между субъектами права. В отличие от них, технические правила определяют поведение человека по отношению к обслуживаемым техническим средствам и силам природы (например, правила технической эксплуатации, правила борьбы за живучесть и т.п.). Правовыми актами вводятся те или иные технические правила, устанавливается порядок вступления их в действие и контроля за их соблюдением, определяются санкции за их нарушение.

Международные морские соглашения, в отношении которых государство приняло на себя обязательства по их соблюдению, являются источником морского права этого государства.Правила, содержащиеся в них, могут быть воспроизведены во внутригосударственных правовых актах, либо в действующее законодательство вносятся необходимые изменения или дополнения, либо, наконец, издается нормативный акт, устанавливающий обязательность выполнения соответствующих требований.

Под торговым мореплаванием, в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, понимается деятельность, связанная с использованием судовдля:

перевозки грузов, пассажиров и их багажа;

разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;

лоцманской и ледокольной проводки, поисковых, спасательных и буксирных операций, подъема затонувшего в море имущества, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ;

санитарного, карантинного и другого контроля;

защиты и сохранения морской среды;

проведения морских научных исследований;

учебных, спортивных, культурных и иных целей.

В отличие от торгового мореплавания, военное мореплаваниепредставляет собой военно-политическую деятельность государства в Мировом океане в целях обеспечения его внешнеполитических интересов путем организованного использования военных кораблей и судов.

Деятельность вообще определяется как активное взаимодействие человека с окружающим миром, в ходе которого он целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности. В силу этого определения субъектом деятельности является именно человек (группы, организации людей), но не суда, которые являются лишь средствами деятельности.

В Российской Федерации отношения, возникающие из торгового мореплавания, регулируются Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, а также другими правовыми актами, изданными в соответствии с Кодексом.

Правила, установленные Кодексом торгового мореплавания, распространяются на:

морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям (ели иное не предусмотрено международным договором или законом);

суда внутреннего и смешанного (река – море) плаванияво время их плавания по морским путям, а также при осуществлении перевозок с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.

Кодекс торгового мореплавания не определяет само понятие «плавание»;очевидно, законодатель предположил, что при его толковании следует исходить из общепринятого словарного значения. Словарь морских и речных терминов (1956 г.) дает развернутое определение термина: «ПЛАВАНИЕ – 1. Способность тела удерживаться на поверхности жидкости… 2. Общий термин, означающий, что судно находится в море, совершая рейс…». Содержание Кодекса позволяет считать, что в нем понятие «плавание» используется скорее в первом значении, т.е. действие Кодекса распространяется не только на суда, совершающие рейс, но и на суда, находящиеся на стоянке в порту или на отстое. Остается открытым вопрос о распространении правил Кодекса на суда, находящиеся в процессе постройки.

Судно, находящееся в период строительства на стапеле, не является плавучим сооружением, а представляет собой только некий набор судового оборудования, в отношении которого судоверфь или заказчик осуществляют право собственности в зависимости от того, кто предоставил материалы и оборудование. Законодатель формально не считает судно судном до того момента, пока оно не спущено на воду. С момента спуска судна на воду до момента его приемки проходит достаточно большой промежуток времени; в соответствии с Кодексом торгового мореплавания, судно и на воде какое-то время продолжает быть комплектом судового оборудования. Применительно к таким судам следует руководствоваться содержащимся в КТМ правилом: «К имущественным отношениям, не регулируемым или не полностью регулируемым настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства Российской Федерации».

Гражданский кодекс РФ однозначно говорит, что право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Следовательно, судно становится судном в смысле КТМ РФ и право собственности на это судно возникает с момента внесения соответствующей записи в судовой реестр. С этого момента на него распространяются нормы Кодекса торгового мореплавания РФ.

Правила, установленные Кодексом торгового мореплавания, не распространяютсяна:

военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им только для правительственной некоммерческой службы;

некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: