Транспортная экспедиция: что это такое, описание и особенности

Транспортная экспедиция: что это такое, описание и особенности

В условиях свободного рынка и стремительного развития торговли и экономики огромное значение имеет перемещение товаров из одной точки в другую. Чем больше расстояние, тем сложнее его совершать. Также препятствием становятся объемы. Поскольку в процессе может возникнуть множество разногласий и недопониманий между участниками, нередко требуется привлечение третьего лица, которое возьмет на себя обязательства по осуществлению перевозок, контроля и другие функции. Договор транспортной экспедиции — это соглашение, которое заключается между заказчиком и посредником. Оно определяет обязанности и права обеих сторон, сроки выполнения поставленных задач, а также юридические и фактические действия, которые нужно совершить. Без него не представляется возможным осуществление грузоперевозок. Подобные отношения между отправителем и получателем регулируются рядом документов. Кроме того, некоторые положения могут устанавливать сами участники процесса.

Чтобы подробно разобраться во всех нюансах этого документа, для начала нужно определить, что такое транспортная экспедиция. Это организация доставки грузов из точки А в точку Б транспортом: наземным, водным или воздушным, а также оказание сопутствующих услуг. Они могут осуществляться частными предпринимателями или крупными компаниями в коммерческих целях. В таких случаях главная задача – получение прибыли. Кроме того, возможно проведение подобных операций по персональным или семейным потребностям, например, переезд.

Подробная информация обо всех тонкостях, ограничениях, претензионном урегулировании споров, а также ключевых особенностях договора транспортной экспедиции представлена в этой статье.

Правовое регулирование

Вопросы, связанные с перевозкой грузов, регламентируются ГК РФ. Им посвящена 41 глава, статьи 801-806. Кроме того, правила для этой сферы деловых отношений прописаны и в некоторых других документах. Среди них: Воздушный кодекс Российской Федерации, а также Закон о “О транспортно-экспедиционной деятельности”. Дополнительно Минтранс разработал Порядок оформления.

Условия

Это определение из области цивилистики. Они представляют собой перечень положений, без выполнения которых сделка по действующему законодательству не может считаться заключенной, а впоследствии – состоявшейся. Соответственно, все указанные пункты подлежат обязательному выполнению как заказчиком, так и исполнителем. По всем из них непременно должно быть достигнуто полное соглашение сторон. Прописанные требования различаются исходя из вида правового акта.

Единственным существенным условием экспедиционного (экспедиторский) договора является его предмет. Размер вознаграждения, порядок выполнения поставленных задач, а также сроки в этот список не входят.

Установленная форма

Как и любой официальный контракт, бумага составляется по определенному шаблону. В этом случае указывается информация: дата, номер, город. Ниже прописывают основные данные. Полный перечень представлен дальше. Оформление соглашения подтверждается сопутствующими документами. Ими могут выступать складская расписка, свидетельствующая о получении товара и поручение посреднику.

Кто является сторонами договора транспортной экспедиции

Как и прописано в законодательстве, контракт заключается между участниками будущей сделки. Это заказчик и исполнитель. Первым может быть абсолютно любой, кто признан в достаточной мере дееспособным для оформления и выполнения прописанных в бумаге условий. В описываемом в статье случае это либо отправитель груза, либо человек или компания, которая его доставляет. В этой роли может выступать как организация, осуществляющая коммерческую деятельность, так и физическое лицо, не занимающееся бизнесом и нуждающееся в услугах по личным, семейным или иным нуждам, не связанным с получением прибыли.

Экспедитором по договору транспортной экспедиции может быть фирма или индивидуальный предприниматель. Именно он и является исполнителем при составлении этого документа. Существуют многочисленные узкоспециализированные корпорации, заточенные именно под выполнение подобных задач. Однако в качестве одной из сторон может числиться также любая ТК или другой перевозчик. Важно, что в этой роли способно выступать исключительно юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с действующим законодательством.

Что является предметом договора транспортной экспедиции

Как было обозначено ранее, этот параметр — единственное существенное условие контракта, без соблюдения которого сделка не может считаться заключенной и состоявшейся. Этим параметром являются действия исполнителя, направленные на организацию процесса доставки груза из одной точки в другую, а также предоставления услуг, которые непосредственно связаны с его осуществлением.

Обязанности определяются статьей 801 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Согласно положениям, указанным в этом правовом акте, обязанностями экспедитора по договору транспортной экспедиции могут выступать:

  • организация перевозки товаров при помощи транспорта по заранее обозначенному заказчиком или исполнителем маршруту;
  • заключение контракта от имени клиента или своей фирмы;
  • иные пункты, связанные непосредственно с логистикой.

Существующие виды документа

Различают несколько основных моделей заключаемой сделки. Они применяются в различных ситуациях. Одной из наиболее популярных из них является «Соглашение о полном обеспечении доставки». Он типовый и применяется в большей части деловых отношений. Согласно этой бумаге, компания-перевозчик целиком берет на себя обязательства по осуществлению процесса, а также несет полную ответственность перед второй стороной. Услуга оказывается «под ключ» собственными силами или с привлечением третьих лиц. В задачи фирмы входит вся цепочка необходимых действий: от погрузки товаров в машины до отчета перед получателем. Клиент при этом не принимает никакого участия.

Также популярностью пользуется документ о поставке до определенного места. Он заключается в тех случаях, когда необходимо отправить по железнодорожным путям. При этом с исполнителем подписывается контракт, в котором тот обязуется перевезти товар от склада заказчика до грузовых вагонов и забрать его в пункте назначения.

Читайте также:
Частичная демилитаризация: что это такое, описание и особенности

Соглашения о предоставлении услуг распространены среди небольших предприятий. Цель таких фирм – только в конвоировании груза из точки А в точку Б. При этом названия у бумаги могут быть разными.

Права и обязанности сторон договора о транспортно-экспедиционной деятельности

Чтобы сделка состоялась в срок, должен быть соблюден установленный свод правил. Каждый из участников имеет перечень действий, обязательных для совершения.

Права заказчика

Клиент при осуществлении процесса может:

  • самостоятельно обозначать маршрут следования товаров, а также способ, которым он будет перевозиться;
  • в случаях, прописанных в контракте, требовать у подрядчика предоставления актуальной информации о перемещении;
  • давать указания в соответствии с документами.

Обязанности

Однако также есть перечень необходимых для исполнения действий, которые определяются 804 статьей Гражданского Кодекса Российской Федерации. Потребитель обязан:

  • своевременно обеспечивать вторую сторону данными о свойствах перевозимого груза, а также иные сведения, которые необходимы для выполнения условий соглашения;
  • снабжать всеми бумагами, нужными для прохождения таможенного и иных видов контроля;
  • выплатить подрядчику вознаграждение за проделанную работу в порядке, прописанном в договоре;
  • возместить расходы, понесенные в процессе выполнения контракта.

Права экспедитора

  • отступать от указаний заказчика, в ситуациях, когда это требуется для осуществления действий в его интересах, и при отсутствии возможности согласовать изменения;
  • самостоятельно выбирать вид транспорта для перевозки, а также определять маршрут, если это не противоречит положениям, обозначенным в контракте;
  • хранить на своей территории груз до получения выплат, если это прописано в документе;
  • не начинать выполнение своих прямых функций до момента, пока не будут переданы бумаги, необходимые для этого;
  • привлекать третьих лиц, если это не было оговорено обратное.

Обязанности

Как и в случае с заказчиком, на исполнителя накладываются определенные нагрузки. Он должен:

  • проверять достоверность и актуальность предоставляемой клиентом информации, запросить дополнительную при возникновении потребности;
  • контролировать правдивость данных о свойствах товара и условиях транспортировки;
  • согласовывать возможность отступления от установленного ранее плана действий;
  • оказывать услугу, следуя всем пунктам.

Ответственность подрядчика

За нарушение указанного выше перечня правил подрядчик несет матответственность в соответствии с 25 статьей Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Невыполнение обязательств может быть связано действиями привлеченных третьих лиц. Если это будет доказано, исполнитель отвечает перед заказчиком в той же мере, что и субподрядчик перед ним.

Срок договора транспортной экспедиции

Этот параметр определяется по договоренности сторон. Контракты бывают краткосрочными, а также имеющими долгий период действия. Первые зачастую заключаются в тех случаях, когда необходимо выполнить разовое поручение. Вторые – для регулярных деловых отношений.

Отказ от исполнения

Любая из двух задействованных сторон вправе отказаться от своих обязанностей. При одностороннем расторжении контракта заявитель возмещает пострадавшему убытки. Также необходимо уплатить штраф со своего счета. Его размер составляет 10% от понесенных затрат.

Обязательный порядок урегулирования споров

В процессе осуществления транспортировки могут возникнуть различные разногласия. Подобные вопросы можно решить в судебном порядке. Однако прежде чем подавать иск в соответствующую инстанцию, необходимо совершить ряд действий.

Если заказчик убежден, что его права были нарушены во время деловых отношений, а также подрядчик не выполнил условия контракта или сделал это не в полном объеме, то он обязан предъявить исполнителю претензию. Она подается в письменном виде. К заявлению необходимо приложить оригиналы или копии документов, подтверждающих его обоснованность. Например, справки об утрате или порче материального имущества. Бумага должна содержать сведения о количестве и стоимости отправленного груза.

Однако этот момент является обязательным только в том случае, когда перевозка организовывалась с целью получения прибыли. Если транспортировка производилась по личным и семейным нуждам, разрешается миновать этот этап и сразу обращаться в суд.

С момента получения права на претензию, клиент может подать ее в течение полугода. Подрядчику отводится 30 календарных дней на рассмотрение, принятие решения и информирование о нем заказчика.

Также существует такое понятие, как срок исковой давности. В этот период, за который истец имеет возможность обратиться в инстанцию для решения вопросов. Он определяется 13 статьей соответствующего Федерального Закона и составляет 1 год.

Как заполнять договор о транспортно-экспедиционной деятельности

При оформлении бумаги необходимо указать ряд данных. Они нужны для предоставления максимально полной информации о предстоящей сделке.

Как было указано ранее, контракт заполняется по простой письменной форме, указанной 1 пунктом 802 статьи Гражданского Кодекса Российской Федерации. Вверху пишется номер соглашения, дата и город, в котором оно подписывается. Далее обозначаются стороны: заказчик и исполнитель. Большую роль играет предмет договора, так как он является единственным существенным условиям. Основные понятия также должны быть перечислены. Далее указываются права и обязанности обеих сторон. Отдельный пункт посвящен ответственности подрядчика. Внизу страницы предоставляется информация о сроках и реквизитах. Заключительный этап – это подписи. Кроме того, бумага может содержать комментарии

Заключение

Проанализировав статью, можно сделать вывод, что соглашение имеет немало тонкостей и нюансов. Экспедитор по договору транспортной экспедиции совершает действия, направленные на перевозку грузов из точки А в точку Б. Им может быть только компания или предприниматель. При этом работодателем разрешается выступать и частным лицам, не осуществляющим коммерческую деятельность. По соглашению сторон могут быть привлечены субподрядчики, выполняющие часть работы по поручению исполнителя. При этом вся ответственность лежит именно на нем. Однако клиент имеет право потребовать единоличного выполнения всех поставленных задач.

Читайте также:
Семейное законодательство: что это такое, описание и особенности

Существует несколько основных видов таких документов. Каждый из них применяется в разных ситуациях. Самый распространенный – это «Соглашение о полном обеспечении доставки». Он наиболее удобен для работодателя. Другой тип используется, когда товар доставляется по железной дороге, а подрядчик обязан лишь подвести его и погрузить в вагоны.

Участниками являются работодатель и исполнитель. Каждый обладает набором прав и обязанностей. Они определяются Гражданским Кодексом Российской Федерации, а также обеими сторонами. Каждая из них имеет право разорвать контракт в одностороннем порядке. В таком случае она обязана возместить пострадавшему все расходы, а также уплатить штраф в размере 10% от их суммы.

При возникновении разногласий спор может быть улажен в судебном порядке. Однако перед этим необходимо подать претензию, которая будет рассмотрена в течение 30 календарных дней. Если перевозка осуществлялась не с коммерческой целью, то этот этап разрешается пропустить и подавать иск сразу после возникновения разногласий.

Если вам требуются качественные услуги по грузоперевозке, то обращайтесь в нашу компанию «Точка-Точка». Мы не только оперативно и доставим ваш груз до места, но и корректно оформим всю документацию.
Содержание договора транспортной экспедиции, несмотря на вид документа, является типовым. Бумага составляется в простой письменной форме. При составлении соглашения необходимо указать данные о клиенте и исполнителе, сроки исполнения, права и обязанности. Единственное существенное условие, без удовлетворения которого сделка не может считаться заключенной, это предмет. Он представляет собой перечень юридический и фактических действий, которые должны быть исполнены.

Особенности договора транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции – это соглашение, в силу которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договор регламентируют нормы Гражданского кодекса (ст. 801-806 ГК), Федерального закона от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», а также отдельные нормы, содержащиеся в транспортных уставах и кодексах, правилах об экспедиционных операциях.

Сторонами договора являются: клиент и экспедитор. Ими могут быть любые субъекты коммерческой деятельности.

Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если иное не предусмотрено договором экспедиции. При этом экспедитор не слагает с себя ответственности за исполнение договора третьим лицом, на которое возложено исполнение. Обычно экспедитор осуществляет:

фактические действия:

– получение поступающих для клиента грузов;

– сдачу грузов к перевозке;

– хранение грузов в пункте отправления;

– проверка состояния груза, его тары и упаковки;

– нанесение маркировки, снабжение бирками;

– составление перевозочных документов, внесение перевозочных платежей;

– организацию доставки грузов на станцию (в порт) для отправки и в адрес клиента;

– сопровождение груза при перевозке;

– прохождение таможенных процедур;

– уведомление клиентов об отправленных или о прибывших в их адрес грузах и иные действия;

юридические действия:

– заключение договоров перевозки;

– сдача грузов к перевозке и приемка груза;

– оформление различных документов за клиента.

Часто эти функции принимают на себя сами транспортные организации (станции, порты, автотранспортные предприятия). Для этого они создают специальные службы. Отдельные услуги могут оказывать лица, непосредственно занимающиеся перевозкой груза (увязка, укрытие, укрепление груза в кузове, оформление документов для получателя, контроль сохранности груза при перевозке). В этом случае перевозчик получает надбавку к зарплате.

Существенным условием договора экспедиции является его предмет – услуги, связанные с перевозкой груза. Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание.

Форма договора – простая письменная. Стандартный набор экспедиционных услуг может оказываться на основании договора присоединения (ст. 428 ГК). Такой договор может предусматривать:

а) организацию перевозки груза определенным видом транспорта и по маршруту, выбранному клиентом или экспедитором;

б) заключение договора перевозки груза от своего имени или от имени клиента;

в) обеспечение отправки груза и его получения в согласованном месте;

г) получение требуемых документов (сертификатов, санитарных свидетельств и иных разрешений и др.);

д) проверка качества и состояния груза;

е) выполнение таможенных формальностей;

ж) погрузка и выгрузка груза;

з) сопровождение груза в пути;

и) уплата пошлин, сборов и иных расходов;

к) хранение груза в пункте назначения.

Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей, поскольку экспедиция является разновидностью сделки о представительстве.

Срок договора определяется характером взаимоотношений сторон (могут быть разовые, длительные и долгосрочные договоры).

Цену договора составляет вознаграждение экспедитора. Оно определяется по соглашению сторон. Вознаграждение следует отличать от компенсации расходов, понесенных экспедитором при осуществлении своей деятельности.

1. Оказать услуги в соответствии с договором.

2. Уведомить клиента о допущенных отступлениях от его указаний, если возможность предварительного запроса о таких отступлениях отсутствовала или если ответ на соответствующий запрос не получен в течение суток. Уведомление должно последовать, как только это станет возможным, в порядке, определенном договором.

3. Выдать клиенту, при приеме груза экспедиторский документ.

4. Предоставить клиенту оригиналы договоров, заключенных от имени клиента в соответствии с договором транспортной экспедиции.

5. Возвратить клиенту доверенность, выданную для выполнения обязанностей экспедитора.

Читайте также:
Уголовный розыск: что это такое, описание и особенности

1. Отступить от указаний клиента, если это необходимо в его интересах и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.

2. Выбрать или изменить вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента, если иное не предусмотрено договором.

3. Удерживать находящийся в распоряжении экспедитора груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения этих своих обязательств.

4. Не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором, до предоставления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей.

5. Проверить достоверность предоставленных клиентом необходимых документов, а также информации о грузе.

1. Своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую экспедитору для надлежащего исполнения своих обязанностей, а также документы для целей осуществления таможенного, санитарного и других видов государственного контроля.

2. Уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.

1. Выбрать маршрут следования груза и вид транспорта.

2. Требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором, предоставления информации о процессе перевозки груза.

3. Давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Клиент и экспедитор вправе предусматривать и другие права и обязанности сторон договора транспортной экспедиции.

Прекращение договора осуществляется путем его надлежащего исполнения и в иных случаях, установленных законом. Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора, предупредив об этом своего контрагента в разумный срок.

Ответственность за нарушение условий договора

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, клиент и экспедитор несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 ГК и главой 3 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки перевозчиком, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (перевозчик же несет ответственность только при наличии вины, причинной связи между его действиями и неисполнением договора, а также возникающими убытками). Последствием применения этого правила может быть ограничение ответственности экспедитора пределами, которыми замыкается ответственность транспортной организации. В частности, клиент может лишиться права на взыскание всех убытков, получив лишь исключительную неустойку (например, штраф за неподачу транспорта) или часть реального ущерба при несохранности груза. Одновременно до одного года сокращаются и сроки исковой давности.

Односторонний отказ от договора влечет возмещение убытков, вызванных расторжением договора, и уплату штрафа контрагента в размере десяти процентов понесенных экспедитором или клиентом затрат.

Оказание транспортно-экспедиционных услуг: виды, ответственность исполнителя и права потребителя

Сегодня коммерческие грузоперевозки обходится без экспедитора нечасто, что, в принципе, вполне объяснимо.

Доставить груз, даже не выезжая за границу России, и только в прямом автомобильном сообщении — куда сложнее, чем просто довести его из пункта А в пункт Б: это и выбрать наилучший маршрут, и найти отвечающего всем требованиям перевозчика, и оформить перевозочные, и товаросопроводительные документы, и подготовить груз к отправке, и отследить его перемещение…

Всё это требует затрат времени и сил, избавить от которых призван экспедитор: будучи профессиональным участником рынка грузоперевозок, он осведомлен о сложившейся на нем ситуации (тарифы и пр.) и способен предугадать все возможные проблемы, которые могут возникнуть в ходе грузоперевозки.

  1. Что это за сделка?
  2. Виды
  3. Ответственность транспортно-экспедиторской компании
  4. Права потребителя при ненадлежащем обслуживании
  5. Документальное оформление сделки
  6. Экспедиторские договоры
  7. Остальные документы

Что это за сделка?

Т.е. компания оказывает вам услуги, сопутствующие перевозкам, но при этом сама непосредственно ничего не перевозит. В Гражданском кодексе для отношений, возникающих в связи с осуществлением транспортной экспедиции, есть отдельная глава. ГК в ст.801 устанавливает:

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных, договором экспедиции услуг, связанных, с перевозкой грузов.

В результате договора фирма принимает на себя ответственность за:

  • Построение маршрута.
  • Заключение договоров на оказание транспортных услуг в сфере грузовых перевозок.
  • Организация погрузки и разгрузки, сопровождение грузов, хранение.
  • Формальности, оплата таможенных пошлин, страхование грузов.

Соответственно, заказчик освобождается от целого пласта работы. Необходимо отметить, что оказывать экспедиционные услуги могут только юридические лица, в то время как ограничений на их потребление нет.

Экспедитор, в зависимости от желания клиента, может выполнять следующие функции:

  • Организовать перевозку груза маршрутом, выбранным экспедитором или заказчиком.
  • Заключить договор перевозки груза от своего имени или имени заказчика.
  • Обеспечить отправку и перевозку груза.
  • Получение документов, необходимых для импорта/экспорта/транзита грузов.
  • Улаживание таможенных или иных формальностей.
  • Проверка сохранности и качества груза, его погрузка и выгрузка.
  • Уплата пошлин, сборов и прочих трат.

Ответственность транспортно-экспедиторской компании

В первую очередь стоит подчеркнуть: закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» (статья 803 ГК РФ) устанавливает презумпцию вины экспедитора. Что это такое? Как презумпция невиновности, только наоборот. Экспедитор всегда и при почти любых обстоятельствах будет виновен в утрате груза. По договору, кроме ответственности за свои действия, он несёт ответственность за действия третьих лиц, поэтому их ошибки также нисколько не освобождают его от ответственности.

Читайте также:
Отказали в регистрации ООО без объяснения причин

Статья 803 ГК РФ. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса.

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

При перевозке груза по территории РФ за утерянный, поврежденный, недостающий и т.д. груз, при доказанной вине фирмы, экспедитор должен выплатить владельцу полную стоимость груза — в размере либо объявленной, либо действительной (документально подтвержденной) стоимости.

Однако если перевозка осуществлялась в международном формате (т.е. выходила за пределы нашей страны), то ответственность экспедитора ограничивается двумя расчетными единицами за килограмм общего веса недостающего груза (по статье 7 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

Кроме того, вместе с возмещением реального ущерба экспедитор должен возместить клиенту и упущенную выгоду, вызванную утратой, недостачей или повреждением груза, и если это установлено договором транспортной экспедиции, вернуть ранее уплаченное вознаграждение.

Конечно, есть определенные обстоятельства, по которым экспедитора могут признать невиновным, но их формулировка несколько туманна «те, которые обладают в совокупности признаками чрезвычайности и объективной непредотвратимости». Что это за обстоятельства — до конца не понятно. Даже природные факторы не могут быть однозначным оправданием. Их, благодаря сводкам о местности и прогнозам погоды, в теории, можно было бы предугадать.

Однако, то, что на самом деле снимает с экспедитора ответственность — это упущения клиента: то есть неуказание им в заявке специфики груза, тех особых условий, которых требует его перевозка, предоставление неполных и недостоверных сведений о грузе.

Правда и тут закон успел несколько ужесточить правила игры. «Пакет Яровой» обязал экспедиторов перепроверять предоставленные клиентом данные на наличие всей необходимой информации, её правдивость и действительность всех свойств груза.

Права потребителя при ненадлежащем обслуживании

Права потребителя, при оказании услуги ненадлежащего качества определены ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей». Перевозчику могут быть предъявлены по выбору потребителя:

  • Требования о безвозмездном устранении недостатков.
  • Соответствующее уменьшение цены услуги.
  • Возмещение понесенных им расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами.
  • Расторжение договора и полное возмещение убытков, если обнаруженные недостатки существенные или не были устранены исполнителем в назначенный срок.

Кроме того, потребитель вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных ему из-за недостатков оказанной услуги.

Даже если неприятности произошли по вине участников, вовлеченных в процесс, и качество обслуживания оказалось ниже заявленного, требования заказчика могут быть адресованы исключительно экспедитору по причине, опять же, его ответственности за контракт. (В свою очередь, на основании своих собственных соглашений с участниками процесса, он предъявляет им свои претензии).

Документальное оформление сделки

Существует несколько вариантов соглашений, от типа которых зависит перечень предоставляемых услуг и ответственность сторон.

Экспедиторские договоры

Чаще всего встречаются следующие:

  • Договор-заказ. Предполагается, что экспедитор имеет доверенность от клиента, при сохранении ответственности заказчика. Требуется не только компенсировать все расходы, понесенные при оказании услуги, но и оплатить соответствующее вознаграждение.
  • Договор комиссии. Эта схема предусматривает действия перевозчика от своего имени, но с перераспределением всех счетов клиенту. Он же оплачивает вознаграждение за объем проделанной работы. Учитывая личную ответственность экспедирования, выдача доверенностей не предусмотрена.
  • Агентский договор. Этот тип контракта предоставляет возможность действовать самостоятельно или от имени клиента с соответствующей доверенностью. Допускается даже схема, в которой часть сделки выполняется от имени экспедитора, а часть — от имени клиента фирмы.

В этом случае спектр предоставляемых услуг не ограничивается исключительно перевозкой грузов, охватывая весь сопутствующий спектр.

При такой схеме экспедитор может сохранить для клиента втайне все расходы, понесенные в процессе взаимодействия с третьими лицами, участвующими в процессе перевозки. Все финансовые расчеты клиента производятся только с помощью экспедитора, указанного в договоре, который уже рассчитывается с третьими лицами. Такая схема подразумевает, что экспедитор сохраняет тайну своего дохода и список партнеров, с которыми организовано взаимодействие.

Остальные документы

  • Поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания клиенту экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции).
  • Экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя).
  • Складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

О том, как составить документы на перевозку груза, читайте в отдельном материале.

Полезность экспедиторов, оказывающих логистические услуги — нельзя преуменьшать. Они помогают существенно снизить нагрузку на заказчика и решить проблемы, которые возникли бы при самостоятельной организации процесса перевозки.

Транспортно-экспедиционные услуги в некоторых аспектах весьма запутанны, требуют внимательного разбирательства каждой статьи, но мы постарались понятно объяснить наиболее важные вещи в этой теме.

Что такое транспортная экспедиция?

Много коммерческих структур сегодня предлагают услуги доставки груза. Благодаря этому клиент освобождается от выбора маршрута, транспортных средств, погрузочно-разгрузочных работ, страхования и иных вопросов, доверяя все это специальной компании. Данный процесс получил название транспортной экспедиции. В Гражданском кодексе ему посвящена глава 41. Поговорим об этом понятии подробнее.

Читайте также:
Следы взрыва: что это такое, описание и особенности

Стороны

Одной стороной в данном договоре является клиент, а другой – экспедитор. Клиентом может быть любое лицо, а вот экспедитором – лишь компания, обладающая специальной лицензией. Осуществление деятельности без разрешительной документации в случаях, когда это является необходимым, – административное правонарушение, которое наказывается штрафом.

О необходимости лицензирования этого вида деятельности говорится в ст. 7 Закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ, а также в Постановлении правительства «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 1418.

Предмет

В ст. 801 ГК РФ дается определение договора транспортной экспедиции. По нему экспедитор организовывает или производит определенные услуги, которые связаны с грузоперевозкой за счет клиента. В частности, им могут предусматриваться обязанности экспедитора перевезти груз на определенном транспорте согласованным маршрутом, заключение договора перевозки от своего имени или клиента, обеспечение отправки и получения груза, а также иные обязанности.

Дополнительными услугами являются такие операции, как получение документов, исполнение разных формальностей, например на таможне, контроль за количеством и качеством груза, погрузочно-разгрузочные работы, оплата госпошлин, налогов и иных расходов за клиента, хранение, получение груза и другие операции, которые указаны в договоре.

Договор: посреднический или нет?

Принципиальный вопрос при организации налогового и бухгалтерского учета заключается в признании транспортной экспедиции посредническим договором или непризнание такового. Это не праздный вопрос. От него напрямую зависит исчисление налога на добавленную стоимость и на прибыль.

Касательно НДС установлено, что организации, осуществляющие посреднические услуги, облагаются налогом за суммы надбавок и вознаграждений. А налог на прибыль исчисляется по ставкам, действующим в конкретном регионе. Если в федеральный бюджет передается 13 %, то в региональный – до 30%.

Посреднические услуги не выделяются в отдельную группу. Это порождает спорные ситуации при решении вопросов квалификации сделок. Однако для посреднической деятельности характерно осуществление за счет и по поручению другой стороны.

В соответствии с Основами гражданского законодательства СССР, которые утратили силу после принятия 2-й части Гражданского кодекса, договор транспортной экспедиции считался одним из видов перевозки и признавался посредническим. При этом экспедитор должен был за счет отправителя и вознаграждение выполнить договор (или договоры) перевозки, а также при необходимости организовать исполнение дополнительных услуг. Здесь же указывается, что если экспедитор действовал от имени отправителя, то к договору применялись правила поручения, а если от своего имени, то правила комиссии.

После того как в законную силу вступила 2-я часть Гражданского кодекса, транспортная экспедиция выделилась в отдельный договор. В ст. 801 ГК РФ нет указания о том, что к данному договору применяются положения, действующие в отношении комиссии и поручения, но имеется указание о том, что экспедитор исполняет услуги за счет иной стороны и за соответствующее вознаграждение, а также веские аргументы об отнесении данного договора к посредничеству.

Кроме того, нужно руководствоваться положениями предмета, которые сформулированы в определении. В частности, если перевозка осуществляется экспедитором самостоятельно, то сделка больше относится к договору перевозки или возмездного оказания услуг; а если экспедитор занимается только организацией процесса, то имеет место посредничество между перевозчиком и клиентом.

Получается, что если экспедитор организовывает соответствующие услуги, действуя, таким образом, как посредник, то договор считается посредническим. При этом НДС рассчитывается только на доход, который получен в качестве вознаграждения.

Обязательства сторон

Клиенты должны передать экспедитору документацию и необходимые сведения о грузе, условиях транспортировки, а также другие сведения для выполнения соответствующих обязанностей. Экспедитор должен информировать о недостатках сведений, а при их неполноте – запрашивать дополнительную информацию. При этом он вправе не выполнять обязанности до предоставления этих данных.

Если договором не предусмотрено личное выполнение соответствующих обязанностей экспедитором, то он может привлечь для этого других лиц. Однако исполнение обязательства на третье лицо не является основанием для освобождения экспедитора от ответственности за выполнение положений договора.

В соответствии со ст. 806 Гражданского кодекса каждая сторона может отказаться от транспортной экспедиции при условии предварительного уведомления. Если сторона отказывается от выполнения договора, она должна возместить другой стороне убытки.

Цена договора

Согласно общим положениям рассматриваемый договор является возмездным. Величина согласовывается и должна покрывать все издержки экспедитора. Так как договор посреднический, то в нем следует отделить посредническое вознаграждение от суммы, переданной на сопутствующие расходы.

Как указывалось выше, НДС должен взиматься только с суммы вознаграждения. Однако на практике налоговики нередко не различают договоры перевозки и транспортной экспедиции. В результате этого они взимают налог на добавленную стоимость со всей суммы. В связи с этим посреднику приходится искусственно завышать расчеты, которые могут начисляться, к примеру, на таможенные платежи, а не идти в карман непосредственно экспедитора.

Транспортная экспедиция на ж/д транспорте

Рассмотрим, что собой представляет экспедиция, на примере железнодорожного транспорта. Ж/д операции с грузами осуществляются на основе Устава. Также указан в ГОСТ Р 51133-98 список операций по экспедиции. Транспортная компания в Москве – это «Желдорстрой». Но ее нередко называют «Жилдорстроем». Некоторые услуги выполняют также другие специализированные агентские и экспедиторские компании.

В соответствии со ст. 2 Устава грузоотправителем является физлицо или юрлицо, которое выступает от своего имени, а также лицо, которое выступает от имени грузовладельца (экспедитор). Грузополучатель – это физлицо или юрлицо, имеющее соответствующие полномочия для получения груза.

Читайте также:
Сколько раз можно получить налоговый вычет?

При транспортировке ж/д транспортом следует учесть разные факторы. Это:

  • Виды отправки.
  • Отдельные операции и дополнительные услуги.
  • Правила при международном сообщении.
  • Принадлежность вагонов и контейнеров.
  • Экспедиторские услуги.

Остановимся на них, чтобы узнать детали.

Виды отправки

Отправка осуществляется отправительскими маршрутами посредством определенного состава поезда с учетом обеспечения возможности выгрузки, повагонными, когда требуется только один вагон, или контейнерными, если нужен контейнер, соответственно, экспедициями транспортной компанией. Крупнотоннажной считается отправка в двадцати- или сорокафутовом контейнере. Мелкая – это отправка, для которой не требуется целый вагон, а малотоннажная – грузом от 10 до 20 т.

Отдельные операции, дополнительные работы и услуги

В данном случае подразумеваются операции, которые осуществляются в местах общего или необщего пользования с оплатой отправителя или получателя груза «Жилдорстрою». Экспедиция транспортной компании по просьбе клиентов на платной основе может также дополняться услугами или соответствующими работами, в частности:

  • Транспортировка груза с сокращенным периодом доставки.
  • Подача и уборка вагонов.
  • Подборка вагонов для подачи на ж/д подъездные пути под погрузочно-разгрузочные работы.
  • Проверка состояния груза.
  • Его хранение на временных складах.
  • Сопровождение сотрудниками военизированной охраны.
  • Оборудование в портах вагонов.

Применение внутренних правил к международному сообщению

В данном случае транспортировка осуществляется по единому документу. Груз принимается на основе внутренних правил страны отправителя. Перегрузка осуществляется при разной или одинаковой колее. Применяются единые правила при бесперегрузочной транспортировке и перевозке опасных, скоропортящихся и иных подобных грузов.

Имущественная принадлежность вагонов и контейнеров

На российском ж/д транспорте перевозка в вагонах и контейнерах «Жилдорстроя», экспедиция транспортными компаниями может осуществляться, в частности, юрлицами и физлицами – собственниками, перевозчиками, юрлицами и физлицами по праву аренды, при хозяйственном ведении и так далее. Подвижной состав должен соответствовать требованиям, установленным законодательством.

В основном оплата осуществляется до отправки груза. Но перевозчик может вносить плату и на станции назначения, если соответствующее обращение поступило от отправителя груза и данный вопрос согласован с его получателем.

Экспедиторские услуги

Комплексом операций, связанных между собой, является транспортная экспедиция в Москве и других городах. Согласно Правилам перевозки грузов на ж/д транспорте, их можно поделить на следующие группы:

  • Прием груза и его хранение.
  • Оформление транспортировки и взимание платы за провоз.
  • Погрузка и отправление.

Заключение

Как видно, в разные периоды транспортная экспедиция воспринималась по-разному. В настоящее время она выделена в самостоятельный вид договоров и может сопровождаться посредническими услугами. На примере транспортной компании «Жилдорстрой» (экспедиции в Москве) видно, насколько разнообразными могут быть услуги, предусмотренные данным договором.

Что такое транспортная экспедиция?

Транспортная экспедиция. Задачи транспортно-эспедиционной компании. Организация доставки грузов.

Транспортная экспедиция – это оказание услуг грузоотправителям и грузополучателям (клиентам) и организация доставки грузов каким-либо видом транспорта. В Советские времена долгое время такого понятия не существовало. Была только должность – экспедитор, это человек, который сопровождал груз при перевозке его автомобильным транспортом.

Первые экспедиторские организации были созданы для завоза и вывоза грузов с железнодорожных станций. До 1979 года все грузоотправители и грузополучатели сами договаривались с автотранспортными предприятиями для доставки грузов на железнодорожную станцию или со станции. В 1979 году Совет Министров СССР установил, что только предприятия грузового автотранспорта могут предоставлять транспортно-экспедиторские услуги. Позже был разработан типовой договор на централизованную перевозку грузов автомобильным транспортом с железнодорожных станций, из морских и речных портов, аэропортов и обратно. На протяжении многих лет транспортные компании пользовались этим договором. Но услуги, оказываемые автомобильными предприятиями центровывоза, не были комплексными.

В идеале, транспортная экспедиция подразумевает организацию перевозки грузов от двери склада грузоотправителя до двери склада грузополучателя, сокращенно «от двери – до двери». При этом экспедиторское предприятие оказывает полный комплекс услуг по доставке груза: доставку от склада грузоотправителя на грузовую железнодорожную станцию, погрузку в вагон, оплату железнодорожного тарифа, выгрузку из вагона на станции назначения и доставку груза автомобильным транспортом до склада грузополучателя. Руководство грузовыми перевозками и грузовыми станциями на железных дорогах осуществляют грузовые службы.
Первые экспедиторские компании были организованы именно при грузовых службах, а затем они были преобразованы в государственные унитарные предприятия (ГУП). Самая первая экспедиторская организация была создана на Казахской железной дороге в 1961 году, затем в 1962 году была создана ГУП «Желдорэкспедиция» при Свердловской железной дороге. Потом появились подобные предприятия на других дорогах. Появились многочисленные ЗАО, АО, ООО, которые от посреднических услуг постепенно переходили на более полное экспедиторское обслуживание клиентов, приобретали собственный грузовой автотранспорт, собственный подвижной состав (вагоны, контейнеры) и, даже, собственные погрузочно-рагрузочные средства.
И, наконец, с 1996 года в Гражданском кодексе появилось понятие транспортной экспедиции, и, самое главное, понятие договора транспортной экспедиции и все требования к его содержанию.

В 2003 году был принят закон “О транспортно-экспедиционной деятельности”, в котором определялись права и обязанности клиентов и экспедиторов, порядок деятельности экспедиторских организаций и оформления необходимых для грузоперевозок документов. Вопросы
Транспортной экспедиции нашли свое отражение и в нормативных документах различных видов транспорта, например, в Уставе железных дорог.

Читайте также:
Тайная канцелярия: что это такое, описание и особенности

Вот краткий перечень транспортно-экспедиционных услуг:
– составление маршрута перевозки груза по поручению клиента при смешанных перевозках (т.е. при перевозках несколькими видами транспорта, эти перевозки также называются интермодальными).
– заключение договоров с другими экспедиторами и участниками перевозочного процесса для фрахтования морских и речных судов, самолетов, вагонов и автомобилей;
– оформление транспортных накладных коносаментов и других документов, необходимых для доставки грузов по назначению;
– оплата транспортных тарифов и других платежей и сборов;
– взаимодействие со страховыми компаниями по страхованию грузов, участие в оформлении документов при несохранных перевозках ( т.е. при прибытия грузов с повреждениями, порчей или недостачей);
– выполнение обязанностей таможенного брокера при перевозках экспортно-импортных грузов;
– передача грузовладельцам информации о продвижении грузов, розыск грузов;
– организация переадресовки грузов в пути следования;
– получение разрешений и оформление документов на перевозку опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Это далеко не полный перечень услуг, которые могут быть обусловлены договором транспортной экспедиции.

Наиболее сложными экспедиторскими операциями являются так называемые интермодальные (мультимодальные) перевозки.

Приведем пример (из практики десятилетней давности). Российской фирме понадобилось отправить пять 20-футовых контейнеров с деталями для машиностроения из Екатеринбурга в Мадрид (Испания). При разработке маршрута доставки контейнеров были выбраны следующие маршруты: – по железным дорогам России от Екатеринбурга до пограничного перехода с Финляндией Бусловская – Вайниккала и далее 50 км по территории Финляндии до крупного морского порта Котка, далее морским судном в Португалию, где после перегрузки в порту Лиссабона груз перевозится до Мадрида автотранспортом. Оказалось, что это самый дешевый маршрут, несмотря на длинный путь. Более короткий и быстрый путь через Украину, Венгрию и Словению, далее до Мадрида автотранспортом оказался на 6 суток быстрее, но на 30% дороже. Грузоотправитель отправил 2 контейнера более быстрым путем, остальные 3 – более дешевым. Следует отметить, что при перевозке морем через Финляндию транспортно-экспедиционная компания из Екатеринбурга заключила договора с двумя иностранными экспедиторскими фирмами, а для сухопутной перевозки через Европейские страны – с пятью. Организовать такое сам клиент был просто не в состоянии.

Грузоотправителю следует обращаться к экспедиторскому предприятию в следующих случаях:
1. Когда требуется срочно отправить груз. У экспедитора имеются налаженные контакты, с железной дорогой и автотранспортом, на их счетах имеется определенная предоплата, то есть не надо терять время на ожидание поступления денег.
2. При одноразовых отправках. Нет смысла затрачивать время на изучение правил и особенностей работы железнодорожных станций по отправке грузов.
3. При небольших объемах регулярных отправок. Вряд ли оправданно для еженедельной отправки двух-трех контейнеров держать отдельный штат сотрудников.
4. При отправке опасных грузов. Отправка опасных грузов производится по особым правилам и требует особого оформления, кроме этого, требуется наличие специально обученного и аттестованного персонала.
5. При отправке грузов на открытом подвижном составе. Для таких отправок требуются утвержденные в управлении железной дороги чертежи крепления грузов и персонал грузчиков, способных правильно закрепить груз. Особенно это касается отправки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, автотракторной и сельскохозяйственной техники и др.
6. При отправке грузов на экспорт. У экспедитора для этого имеются обученные и аттестованные таможенные декларанты и, если требуется, склады временного хранения таможенных грузов.
7. При отправке грузов, требующих специальных сертификатов, например, при отправке лесоматериалов, требуется карантинный сертификат.
8. При отправке негабаритных грузов. В этом случае кроме чертежей крепления груза, требуется согласование в министерстве маршрута следования груза.
Можно с уверенностью сказать, что работа через экспедитора минимизирует затраты времени и средств. Если вы сами можете организовать процесс перевозки, это еще не значит, что это разумно. Даже если вы крупный отправитель или получатель грузов, всегда полезно сравнить собственные затраты со стоимостью экспедиторских услуг. Вполне вероятно, что заниматься основным видом деятельности, не отвлекаясь на проблемы транспортировки, окажется более эффективно.
Для грузополучателя работа с экспедитором в большинстве случаев позволяет сократить простои вагонов и контейнеров, особенно при получении импортных грузов. Забыть о контроле сотрудников, которые занимаются отгрузкой. Упростить схему движения денег. Их не нужно будет предварительно разносить по разным счетам железной дороги и других участников транспортировки.
Кроме того МПС – государственная структура. Все станции, грузовые службы, диспетчеры, подвижной состав – государственные и в процессе организации перевозки вам придется общаться с чиновниками. Это делает многолетние наработки экспедиторов еще более ценными.
Экспедиционная компания фактически выполняет часть задач логистики. Логистика – это оптимизация при организации процесса перевозки, складирования и учета товара. А оптимизация означает сокращение расходов, издержек и потерь времени.
Но об этом читайте уже в другой статье.

Транспортная накладная

Если компания или физическое лицо выбирает способ доставки груза посредством сторонней компании-перевозчика, то оформляют транспортную накладную. Этот документ подтверждает, что был заключен договор транспортировки. К заполнению транспортной накладной предъявляются жесткие требования, поскольку документ в числе прочих необходим для получения вычета по НДС для некоторых предпринимателей и компаний. Расскажем, как правильно его заполнить с учетом новых правил, действующих с 1 января 2021 года.

Законодательное регулирование

Правила перевозок груза автомобилем описаны в правительственном постановлении №2200 от 21 декабря 2020 года. Они заменили собой правила, утвержденные постановлением Правительства №272 от 15 апреля 2011 года, которые утратили силу. Форма транспортной накладной является Приложением №4 к этим Правилам.

Читайте также:
Стрелецкий приказ: что это такое, описание и особенности

Бумага удостоверяет расходы на перевозку в соответствии с письмом ФНС от 21 марта 2012 года №ЕД-4-3/4681@. При выездной проверке при наличии у компании таких расходов налоговая проверяет эти документы.

Об обязательном использовании транспортной накладной говорит и Минфин в своем письме от 20 июля 2015 года №03-03-06/1/41407.

К сведению! Новые правила будут действовать до 1 января 2027 года. Они внесли несколько изменений в бланк транспортной накладной.

Общие сведения

Документ оформляют, если товар транспортируется привлеченным перевозчиком (при договоре перевозки) или экспедитором и при этом в договоре прописано право экспедитора заключать договор перевозки. В последнем случае экспедитор является отправителем.

Накладная удостоверяет, что был заключен договор о перевозке. Нужно внимательно заполнять форму, указывать в ней правильные данные: точные адреса, регистрационные номера, наименования компаний, груза и т.д. Подписывать транспортную накладную должно только уполномоченное на это лицо. У него должна быть доверенность на право подписи таких бумаг. Если документ будет заполнен с недочетами, то налоговая может отказать в признании расходов на транспортировку и в вычете по НДС.

При внесении исправлений в бумагу они должны быть подтверждены подписями грузоотправителя, транспортировщика или доверенными лицами.

На каждый автомобиль нужно оформлять свою накладную.

К сведению! В настоящее время применяется также и товарно-транспортная накладная. В чем ее отличия от товарной накладной, можно прочитать в нашей статье.

Разбираемся, как заполнить транспортную накладную

Документ можно заполнить от руки либо на компьютере, в том числе с применением специальных программ. Сначала указывают номер экземпляра накладной, дату составления и номер документа.

Далее рассмотрим, как вносить информацию в бланк накладной по пунктам:

  1. Информация о грузоотправителе. Здесь указывают полное название хозяйствующего субъекта или ФИО заказчика, адрес места нахождения (места жительства — для физлиц), ФИО работника, ответственного за организацию транспортировки, его телефон. Если грузоотправитель — экспедитор, то нужно поставить отметку в соответствующее поле. Это правило введено с 1 января 2021 года. Также появился новый раздел «1а» Клиент (Заказчик организации перевозки) (при необходимости).
  2. Информация о грузополучателе. Сведения, аналогичные вышеуказанным.
  3. Наименование груза и сведения о нем. Указывают число мест, маркировку, вид тары, разновидность упаковки, массу нетто, брутто, объем и т.д. Если груз опасный, то такую информацию тоже надо отметить. По новым правилам нужно указать еще объявленную стоимость груза и реквизиты бумаг, подтверждающих отправку.

  • Сведения о сопроводительных документах на груз. Нужно указать номера и даты составления каждого прилагаемого к грузу документа: товарные накладные, счета-фактуры, инструкции, разрешения, регистрационные бумаги.
  • Указания грузоотправителя. Какие параметры транспортного средства нужны для отправки груза, санитарные особенности перевозки, температурные и другие параметры.
  • Данные о лице, от которого забирается груз (ФИО, ИНН, адрес места жительства и т.п.), а также информация о месте приема груза. Указывают место приема груза, какого числа и во сколько должен быть сдан груз, фактические данные о времени прибытия и убытия автомобиля, масса груза и количество грузовых мест. Здесь же расписываются грузоотправитель (или его доверенное лицо) и водитель, принявший груз.
  • Информация о месте выгрузки. Указывают данные, аналогичные тем, что находятся в пункте выше. Расписываться должны грузополучатель и водитель, сдавший груз.
  • Условия транспортировки груза. Сколько можно хранить груз в терминале перевозчика, периоды погрузки-выгрузки, действия при порче, повреждении, утрате, штрафы за те или иные нарушения.
  • Сведения о принятии заказа к исполнению. Здесь ставят дату, когда заказ был принят. Расписывается лицо, принявшее заказ.
  • Данные о перевозчике груза. Для физлица указывают ФИО, адрес, номер телефона. Для юридического — название компании, адрес места нахождения, номер телефона. Также указывают ФИО водителя и его номер телефона.
  • Информация об автомобиле. Это марка, вместимость, грузоподъемность, регистрационные номера и т.д. Здесь же по новым правилам нужно указать тип владения автомобилем: 1 — собственность, 2 — аренда, 3 — лизинг.
  • Замечания перевозчика. Пишут, если есть какие-либо замечания представителя компании-перевозчика. Это могут быть отметки о состоянии груза, возможных изменениях условий перевозки.
  • Прочие условия. Тут отмечают сроки действия спецразрешения, маршрут движения, режим труда и отдыха шофера, данные о коммерческих актах и т.д.
  • Переадресовка груза. Его заполняют, если имело место изменение пункта доставки груза.

  • Стоимость работы транспортировщика и правила расчета оплаты за перевозку груза. Указывают сумму за доставку, за проезд по платным дорогам, через таможню и т.д. Также отмечают название и банковские реквизиты организации-грузоотправителя.
  • Дата формирования документа и подписи сторон. Расписываются грузоотправитель и перевозчик.
  • Отметки грузоотправителя, перевозчика, грузополучателя. Заполняют в случае штрафов. Нужно указать, что привело к штрафам, на какую сумму. Ставят дату и подпись.
  • Важно! Перед тем как подписать документ, необходимо тщательно проверить, все ли верно заполнено.

    Транспортную накладную формируют в 3 экземплярах, все они равнозначны. По одному экземпляру остается у грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика груза. Если грузополучателей несколько, то по одному экземпляру остается каждому из них.

    Как заполнить транспортную накладную

    С 1 января 2021 года изменилась форма транспортной накладной при перевозке грузов автомобильным транспортом. Разберём изменения и дадим инструкцию по заполнению.

    Читайте также:
    Совещательный голос: что это такое, описание и особенности

    Новая форма транспортной накладной в 2021 году

    С 1 января 2021 года по 1 января 2027 года действует новая форма транспортной накладной (Постановление Правительства от 21.12.2020 № 2200). Она дана в Приложении № 4. В бланк добавили несколько граф, которых раньше не было.

    • Раздел 1 «Грузоотправитель». Добавили отметку о том, что грузоотправитель является экспедитором, и подраздел 1а с информацией о заказчике перевозки. Отметка «является экспедитором» проставляется, если по договору экспедитор оплачивает перевозку груза. В подразделе 1а при необходимости указываются данные его клиента.
    • Раздел 3 «Груз». Дополнительно надо будет указать объявленную стоимость (ценность) груза и реквизиты документов, подтверждающих отгрузку товара.
    • Раздел 6 «Прием груза». Нужно вносить сведения о лице, от которого перевозчик забирает груз.
    • Раздел 11 «Транспортное средство». Дополнили сведениями о типе владения машиной: «1» — собственность; «2» — аренда; «3» — лизинг.

    С 1 января 2022 года транспортную накладную можно будет составлять в электронной форме. Формат электронной транспортной накладной должна утвердить ФНС совместно с Минтрансом и Минцифры.

    Когда нужна транспортная накладная

    Транспортная накладная — это первичный документ, которым оформляют автомобильные грузоперевозки по России. Она подтверждает реальность сделки и расходы на перевозку. В накладной грузоотправитель и перевозчик утверждают условия перевозки.

    Если транспортной накладной нет, она утрачена или оформлена неправильно, организация может подтвердить расходы другими документами: договором, счетом-фактурой, платежными документами (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26).

    Накладная понадобится, когда продавец доставляет груз покупателю на своем автотранспорте. Исключение — если цена доставки входит в цену товара. Еще накладная нужна, когда продавец или покупатель нанимают для доставки груза стороннюю транспортную компанию.

    Покупатели, которые забирают груз самовывозом на своей машине, транспортную накладную не оформляют, так как услугу транспортировки никто не оказывает. Расходы на транспорт и саму перевозку можно будет подтвердить путевым листом, зарплатными ведомостями и другими документами.

    Кто оформляет транспортную накладную

    Транспортные накладные обычно выписывает организация, которая заказывает перевозку груза (грузоотправитель). Заказчиком может быть продавец или сам покупатель. К примеру, если покупатель заказал перевозку в транспортной компании, то он будет грузоотправителем и составит транспортную накладную. С 2021 года в роли грузоотправителя может выступать и экспедитор.

    В договоре перевозки стороны могут выбрать, кто будет выписывать накладную. Например, поручить это самому перевозчику.

    Сколько экземпляров накладной составлять

    Транспортные накладные составляют на бумаге в трех экземплярах — по одному для каждого участника перевозки: грузополучателя, грузоотправителя и транспортной компании. Все экземпляры должны быть заверены подписями грузоотправителя и перевозчика.

    Транспортная накладная формируется на каждую машину. Если в один автомобиль погрузили несколько партий груза, будет достаточно одной накладной. Но если одну партию распределили на несколько машин — понадобится накладная на каждый автомобиль.

    Накладную составляет грузоотправитель, а во время провоза ее дополняет перевозчик. Получатель вносит свои данные на приемке груза. В итоге в составлении документа принимают участие три стороны.

    Как заполнить транспортную накладную

    Есть несколько общих правил, которых все должны придерживаться при работе с транспортной накладной:

    1. Чтобы накладная подтверждала расходы, в ней должны быть заполнены: дата, данные грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика, размер провозной платы. В разделах 6, 7, 15, 16 должны быть наименования должностей, подписи и расшифровки подписей.
    2. Печать на транспортной накладной не нужна, но ее наличие ошибкой не будет.
    3. В строках можно ставить прочерки, если для их заполнения нет информации. Разделы с отметкой «при необходимости» заполнять не обязательно (п. 10 Правил перевозок груза автомобильным транспортом, Письмо Минтранса России от 26.03.2021 № Д3/6976-ИС).

    Далее подробно разберем порядок заполнения каждой из сторон.

    Как заполнить грузоотправителю

    Грузоотправителем может быть продавец, покупатель или экспедитор. Например, если покупатель нанял перевозчика, чтобы самовывозом забрать товар со склада продавца, то покупатель будет и грузоотправителем, и грузополучателем.

    Грузоотправитель заполняет шапку накладной: дату, номер документа, номер экземпляра (документ составляется в количестве трех штук, каждый экземпляр имеет свой номер), дату и номер заявки. Дополнительно он оформляет разделы, 1–7, 15 и 16.

    Раздел 1 «Грузоотправитель». Укажите ФИО физлица или наименование организации, ИНН, адрес, телефон. Если перевозку оплачивает экспедитор, то он и будет грузоотправителем, в таком случае проставляется отметка «является грузоотправителем» и заполняется подраздел 1а (при необходимости).

    Раздел 2 «Грузополучатель». Заполните аналогично первому разделу, но данными получателя груза.

    Раздел 3 «Груз». Этот раздел достаточно объемный, он включает данные о перевозимом грузе по пяти пунктам: наименование, количество грузовых мест, масса и габариты, перечень опасных веществ — заполняйте на провоз опасного груза, объявленная ценность. Если данных для заполнения нет, разрешается поставить прочерк.

    Новый показатель, объявленную ценность, можно взять из товарной накладной или УПД. Она не должна превышать действительную стоимость груза. В ряде случаев ее нельзя указывать (п. 78 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом).

    Контур.Маркет распознает товары в скане накладной и сопоставит с вашим каталогом

    Раздел 4 «Сопроводительные документы на груз». В этом разделе надо привести реквизиты прилагаемых к накладной документов. Сюда входят товарные накладные, УПД, сертификаты, паспорта, разрешения на груз и пр. При их наличии у налоговой будет меньше причин сомневаться в сделке.

    Раздел 5 «Указания грузоотправителя». В этом разделе нужно прописать указания, которые транспортная компания должна соблюдать во время перевозки груза: сроки, температурный режим, санитарные и карантинные требования и пр. Дополнительно указываются характеристики автомобиля, на котором повезут груз: тип, марка, грузоподъемность, вместимость и пр.

    Читайте также:
    Сертификат качества: что это такое, описание и особенности

    Раздел 6 «Прием груза». Впишите данные лица, от которого перевозчик забирает груз, адрес склада, дату и время получения груза. При погрузке указываются уже фактические дата и время прибытия и отбытия машины, описывается состояние груза, его масса, количество занятых мест. Раздел должен быть заверен подписями лица, у которого забирают груз, водителя и грузоотправителя (при необходимости).

    Не отражайте данные о лице, которому до погрузки передали груз по документам, если фактически его не перемещали (Письмо Минтранса России от 26.03.2021 № Д3/6976-ИС).

    Раздел 7 «Сдача груза». Тут отражается адрес места выгрузки (склад покупателя, терминал транспортной компании), дата и время доставки.

    Раздел 15 «Подписи сторон» и раздел 16 «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы». Должностное лицо грузоотправителя ставит свою подпись, указывает ФИО и должность.

    Как заполнить перевозчику

    При погрузке водитель перевозчика ставит свою подпись в разделе 6 «Прием груза», а при разгрузке — в разделе 7 «Сдача груза». Перевозчик самостоятельно заполняет разделы 8-11, 13, 15 и 16. При необходимости можно заполнить разделы 12, 14 и 17.

    Раздел 8 «Условия перевозки». Здесь перевозчик прописывает, когда груз можно считать утраченным, размер платы за хранение в терминале, размеры штрафов за невывоз груза, задержку транспорта и пр. Часто его оставляют пустым — это значит, что все условия определяются по общим правилам Устава автомобильного транспорта.

    Раздел 9 «Информация о принятии к исполнению». В разделе проставляется дата приема заказа, ФИО и должность принявшего и его подпись. У перевозчика есть три дня на рассмотрение заявки грузоотправителя.

    Раздел 10 «Перевозчик». Заполняется сведениями о перевозчике: наименование или ФИО, ИНН, адрес, номер телефона. Дополнительно указываются информация о водителе и его контакты.

    Раздел 11 «Транспортное средство». Перевозчик указывает сведения об автомобиле, на котором повезут груз: тип, марку, грузоподъемность, вместимость, регномер. Дополнительно надо выбрать тип владения: собственность, лизинг или аренда.

    Если транспорт не соответствует требованиям грузоотправителя, заявленным в разделе 5, то он может отказаться от погрузки (п. 31 Правил, утв. постановлением Правительства от 21.12.2020 № 2200).

    Раздел 12 «Оговорки и замечания перевозчика». Если при погрузке у перевозчика появились вопросы к состоянию самого груза, упаковке, маркировке, таре и пр., их можно отметить в этом разделе.

    Раздел 13 «Прочие условия». Здесь указывают номер, дату и срок действия разрешения на перевозку, данные о маршруте при перевозке крупногабаритных или опасных грузов, режиме работы водителей.

    Раздел 14 «Переадресовка». Этот раздел заполняет водитель, если во время поездки изменился адрес доставки.

    Раздел 15 «Подписи сторон» должностное лицо перевозчика ставит свою подпись, указывает ФИО и должность.

    Раздел 16 «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы». Перевозчик указывает стоимость услуги по перевозке, провозную плату и порядок ее расчета, расходы перевозчика, НДС, наименование, адрес и банковские реквизиты грузоотправителя и перевозчика. Также тут проставляются подписи должностных лиц с расшифровкой.

    Важно! Транспортная накладная подтверждает расходы на перевозку, если в ней есть все необходимые реквизиты и правильно заполнен раздел 16 (письма ФНС от 19.04.2021 № СД-4-2/5238@, от 20.02.2021 № СД-3-3/1280@). Если нет раздела 16, к транспортной накладной должен прилагаться другой первичный документ, который определяет цену перевозки. Например, универсальный передаточный документ.

    Как заполнить грузополучателю

    Грузополучатель должен заполнить раздел 7 «Сдача груза» в присутствии перевозчика. Он указывает:

    • дату и время приезда автомобиля на разгрузку, а также дату и время выбытия;
    • описание состояния груза, тары, упаковки, пломб, маркировки;
    • массу груза (определяется тем же способом, что и при сдаче груза отправителем);
    • количество грузовых мест.

    Состояние груза, его массу и количество занятых мест можно не проверять, если все приехало на исправном закрытом транспортном средстве, в контейнере и с пломбами. При повреждении или отсутствии пломб проверка обязательна, как и при нарушении сроков доставки скоропортящихся грузов (п. 9 ст. 15 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ).

    Приемку груза подтверждает представитель получателя, он ставит свою подпись, ФИО и должность.

    Раздел 17 «Отметки грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков». Его может заполнить любая из сторон, если у нее есть претензии: найдены нарушения условий провоза груза, его порча, повреждение упаковки и т.д. Пострадавшая сторона ставит отметку об оформлении акта, а подробное описание претензий приводит в акте об установлении расхождений по количеству и качеству.

    Как исправить ошибку в транспортной накладной

    Если в накладной допустили ошибку, её разрешено исправить прямо в бумажном документе. Алгоритм следующий:

    1. Неверную запись зачеркивают одной чертой, чтобы она оставалась читаемой;
    2. Вносят правильную запись;
    3. Делают пометку «исправлено» и отмечают дату корректировки;
    4. Заверяют правку подписью с расшифровкой.

    Не пропустите новые публикации

    Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: