Транспортная накладная: что это такое, описание и особенности

Транспортная и товарно-транспортная накладные: правила использования

Транспортная накладная — это важнейший документ , который, собственно, подтверждает сам факт заключения договора на перевозку груза, регулирует процесс ее осуществления, служит основанием для учета транспортной работы и для расчетов с перевозчиком.

Однако на сегодняшний день применяются две формы сопровождающего груз транспортного документа: старая — товарно-транспортная накладная (форма 1-Т) и новая — транспортная накладная.

Дело в том, что с 25-го июля 2011-го года вступили в силу «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом» , которые утвердили новую форму транспортного документа — транспортную накладную. Вместе с тем Постановление Госкомстата РФ №78 от 28.11.1997 г., до того регламентировавшее использование товарно-транспортной накладной, тоже никто не отменял. И в итоге — действующими сейчас одновременно являются две формы. И транспортная, и товарно-транспортная накладные.

Когда же необходимо использовать одну, а когда — другую?

Теоретически, товарно-транспортная и транспортная накладные взаимозаменяют друг друга. Ведь они обе выполняют одинаковые функции: доказывают факт осуществления грузоперевозки, определяют ее условия, служат основанием для расчета с перевозчиком, подтверждают расходы на доставку товара. И обе содержат сведения о грузе и условиях его транспортировки.

И хотя товарно-транспортная накладная шире по содержанию (в нее входят два раздела — товарный и транспортный), ее товарный раздел предназначен для бухгалтерского учета (списание и оприходование груза) и, по сути, к самому процессу транспортировки не относится. В этом смысле больше важен транспортный раздел, а в нем, в принципе, отражаются все те же необходимые сведения о перевозке груза и оказанных транспортных услугах, что и в отдельной транспортной накладной.

То есть: две формы документа повторяют друг друга, а потому при заключении договора на перевозку груза можно использовать либо транспортную, либо товарно-транспортную накладную.

Однако это — теоретически. Потому что практически, к сожалению, путаница в применении документа окончательно не разрешена (и разрешена она, видимо, будет только тогда, когда одна из форм накладной законодательно утратит силу). Некоторые компании продолжают заполнять на один рейс и транспортную, и товарно-транспортную накладные, аргументируя это тем, что у этих документов все равно разные назначения. Мол, товарно-транспортная накладная нужна для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их доставку автомобильным транспортом , а транспортная выполняет другую функцию — просто подтверждает расходы на перевозку и устанавливает порядок ее организации.

Впрочем, Федеральная налоговая служба в письме от 21.03.2012 №ЕД-4-3/4681@ уже разъяснила это противоречие, признав оформление двух документов избыточным и установив, что для подтверждения затрат на перевозку груза может использоваться либо товарно-транспортная, либо транспортная накладная.

Кроме того, есть еще мнение, что для транспортной и товарно-транспортной накладных определены разные сферы применения. Первая оформляется только тогда, когда к перевозке груза привлекается сторонняя транспортная компания, а вторая — и в случае заключения договора с перевозчиком, и в случае, если в качестве перевозчика выступает сам грузоотправитель или грузополучатель.

Хотя на самом деле в ситуации, когда роль перевозчика берет на себя поставщик либо покупатель, транспортные документы (ни транспортная накладная, ни товарно-транспортная) могут вообще не потребоваться.

Почему? И какие тогда документы сопровождают перевозку груза?

С транспортной накладной все предельно ясно: она подтверждает факт заключения договора на перевозку груза. Если таковой договор отсутствует (а доставка товара собственными силами его не подразумевает), то и оснований для оформления транспортной накладной нет.

Тогда что вместо нее? Товарно-транспортная накладная?

Не обязательно. Покупателю, который на собственном транспорте осуществляет самовывоз груза, для оприходования товара понадобится только товарная накладная (форма ТОРГ-12), а для учета транспортных расходов — путевые листы и документы на приобретение горюче-смазочных материалов.

То же самое, кстати, разъясняло и Министерство финансов РФ (в письмах от 02.09.2011 №03-03-06/1/540 и от 22.12.2011 №03-03-10/123 ), подтверждая, что в таком случае достаточно путевого листа на транспортное средство.

Что касается поставщика, осуществляющего доставку товара покупателю собственными силами, то все зависит от того, на каких именно условиях проходит доставка. Если по договору покупатель обязуется возместить транспортные расходы, то в таком случае поставщик выступает в роли перевозчика, а значит, оформление товарно-транспортной накладной (или просто транспортной) действительно необходимо. Для поставщика этот документ станет основанием для возмещения транспортных расходов. В то время как в соответствии с товарной накладной (ТОРГ-12) он сможет списать, а покупатель — оприходовать товар.

Однако если доставка груза покупателю осуществляется за счет поставщика и на его транспорте, то транспортный документ не требуется: только товарная накладная (ТОРГ-12), путевой лист и подтверждение расходов на горюче-смазочные материалы.

Читайте также:
Судебные издержки: что это такое, описание и особенности

Кстати, товарная накладная (ТОРГ-12) оформляется каждый раз, когда доставка груза подтверждается транспортной накладной. Единственное, накладная ТОРГ-12 не обязательно должна сопровождать груз: поставщик может переслать ее покупателю через интернет (или почтой) или передать непосредственно водителем.

Чем же отличаются транспортная и товарно-транспортная накладные?

В первую очередь, естественно, количеством заполняемых разделов. Причем если транспортную накладную должен полностью заполнять грузоотправитель, то товарно-транспортную — грузоотправитель (товарный раздел) и перевозчик (транспортный раздел).

Товарно-транспортная накладная предполагает четыре экземпляра: по одному для поставщика и для покупателя и два — для перевозчика (один он прикрепляет к счету по оплате транспортных услуг, а второй оставляет себе для учета выполненной работы). Транспортная же накладная выписывается только в трех экземплярах: для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

Так как транспортная накладная регулирует только процесс грузоперевозки и порядок ее выполнения, она не требует таких сведений, как стоимость доставляемого товара. Единственное, в 5-й графе среди указаний грузоотправителя может быть отмечена объявленная стоимость груза. Делается это чаще всего тогда, когда груз является особо ценным, и для того, чтобы в случае его порчи, потери и пр. по вине перевозчика рассчитать причитающуюся с него сумму ущерба.

В отличие от товарно-транспортной, транспортная накладная хотя и не предполагает, например, детального описания погрузочно-разгрузочных работ (с перечислением операций, использованных механизмов, способов и т.д.), однако включает в себя все сведения, необходимые для лучшей организации перевозки и контроля за ее выполнением.

Согласовывает предельные сроки доставки, погрузки и разгрузки, устанавливает штрафные санкции за простой, невывоз груза, несвоевременное предоставление транспортного средства , контейнера и др. Содержит указания грузоотправителя: желательные вместимость и грузоподъемность транспортного средства, рекомендованные сроки и температурный режим перевозки (для скоропортящегося груза ), запрет на перегрузку, информацию по каждому опасному веществу , изделию и материалу в соответствии с ДОПОГ. Определяет порядок измерения массы груза, выполнения погрузочно-разгрузочных работ, опломбирования транспортных средств и контейнеров, необходимость их промывки и дезинфекции. Подтверждает разрешение на проезд по автомобильным дорогам с описанием установленного маршрута (для опасных, крупногабаритных и(или) тяжеловесных грузов ), а также закрепляет режим труда и отдыха водителя .

Кроме того, транспортная накладная не требует детального перечисления того, из чего складывается стоимость перевозки (тариф за тонну, за тонно-километр, разбивка пройденного расстояния в зависимости от категории дорог, время простоя под погрузкой и разгрузкой, доплата за срочность и пр.), как это делается при оформлении товарно-транспортной накладной. В транспортной накладной выставляется конечная стоимость услуги, однако вместе с тем прозрачны дополнительные расходы перевозчика: отдельно указываются траты на получение разрешения (для опасных, крупногабаритных и(или) тяжеловесных грузов), на оплату проезда по платным автомобильным дорогам , на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, промывку и дезинфекцию транспортного средства. Плюс, включены графы, специально предназначенные для фиксирования нарушений со стороны грузоотправителя, грузополучателя или перевозчика и установления размера штрафных санкций.

Порядок заполнения транспортной накладной

Вообще же, порядок заполнения транспортной накладной регулируется Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (Приложением №4 «Транспортная накладная (Форма)») и достаточно прост: все разделы пронумерованы, озаглавлены, а их назначение ясно и доступно изложено в соответствующих подписях к графам.

Что еще нужно знать, так это то, что число транспортных накладных зависит от количества транспортных средств, перевозящих груз (на каждый автомобиль — по накладной). При этом одна транспортная накладная может быть составлена на несколько партий разных товаров, но только в том случае, если они едут от одного продавца (или из одного консолидационного склада) к одному покупателю. Вообще же, при сборных грузоперевозках оформляются отдельные товарные накладные на каждую партию груза.

Всё об электронных транспортных накладных с 2022 года: как это будет работать и для кого обязательно

С 2022 года участники грузоперевозок смогут подключиться к государственной информационной системе электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) и оформлять транспортные накладные в цифровом формате. Рассказываем, кому нужно переходить на «цифру» и как подготовиться к переходу.

Зачем нужны электронные транспортные накладные

В октябре 2020 года Минтранс запустил эксперимент по переводу бумажных перевозочных документов в электронный формат. Он коснулся и транспортных накладных. Для работы с электронными документами был создан прототип единой государственной информационной системы — ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Компании взаимодействовали между собой через системы операторов ЭДО. Были разработаны правила обмена и экспериментальные формы электронных документов — транспортной накладной и путевого листа.

Грузоотправитель, грузополучатель и транспортная компания заверяли документ электронной подписью через логистический сервис DropCat, а сотрудники ГИБДД и Ространснадзора контролировали процесс через прототип ИС Минтранса России. Эксперимент завершился успешно, поэтому Минтранс инициировал масштабный переход на ЭДО , который коснётся всех юрлиц, связанных с грузоперевозками.

Новая ГИС ЭПД ещё не доработана, но её планируют протестировать и запустить до конца декабря 2021 года. Форматы электронных документов налоговая уже разработала , но пока не утвердила.

Бизнес начнёт подключаться к системе с 1 января 2022 года. Не исключено, что и правила обмена электронными документами будут дорабатываться и совершенствоваться.

Читайте также:
Аренда офисных помещений от группы ПСН

В Минтрансе считают, что за счёт перехода на бездокументарный оборот к 2030 году Россия сможет в 6 раз увеличить скорость перемещения грузов и передачи информации о нём. А пока развитие грузоперевозочной системы сдерживает именно то, что многие документы формируются на бумаге.

Замминистра Минтранса Алексей Семёнов еще в начале эксперимента отметил , что после реализации проекта данные занесённых в реестр транспортных средств будут автоматически считываться камерами фото- и видеофиксации и передаваться в систему. Благодаря этому не придётся останавливать водителей в пути для проверки документов. Время доставки грузов значительно ускорится.

Как обмениваться электронными транспортными накладными

Бизнес не будет напрямую работать в ГИС ЭПД. Посредниками между ними выступят операторы электронного документооборота. Оформлять и отправлять документы нужно будет с помощью решений этих операторов. Бизнес сможет подключиться только к тем операторам и использовать только те решения, которые одобрит Минтранс.

Примерная схема взаимодействия участников ЭДО:

  1. Грузоотправитель создаёт транспортную накладную на платформе оператора ЭДО или в своей учётной системе, если она интегрирована с платформой оператора. В документе грузоотправитель указывает данные о перевозчике, грузополучателе, водителе и параметрах груза. Затем кладовщик или иное ответственное за отгрузку лицо подписывает накладную квалифицированной электронной подписью (КЭП) и через оператора ЭДО отправляет в ГИС ЭПД.
  2. Система отправляет ЭТрН перевозчику и грузополучателю.
  3. Водитель при приёме груза к перевозке открывает приложение на телефоне или планшете, находит нужный документ и подтверждает приёмку, подписав документ простой электронной подписью (ПЭП). Если есть замечания, указывает их.
  4. Грузополучатель принимает товар, находит транспортную накладную в учётной системе, подтверждает приёмку и подписывает ЭТрН. При этом он может сделать замечания, указать их в комментарии при приёмке.
  5. Водитель подтверждает передачу груза в приложении с помощью ПЭП.
  6. Система отправляет подписанную накладную грузоотправителю и перевозчику, которые также ставят свои КЭП и завершают документооборот.

Что представляет собой электронная транспортная накладная

Это аналог обычной транспортной накладной, созданный в специальной системе и заверенный квалифицированной электронной подписью. Его не надо распечатывать на бумаге.

Предназначение электронных транспортных накладных (ЭТрН) то же, что у бумажного документа. Первое — подтверждение заключения договора на транспортно-экспедиторские услуги. Второе — подтверждение расходов на логистические услуги.

Эксперимент помог отработать базовые сценарии оформления и обмена электронной накладной. В Приложении № 4 Постановления № 2200 правительство представило новый формат ЭТрН. Так, например, если экспедитор является грузоотправителем, он должен будет поставить галочку «Является экспедитором», в пункте 1а указать сведения о заказчике перевозки.

А в разделе 3 указать объявленную ценность груза.

Согласно проекту Приказа ФНС документ будет содержать четыре файла обмена:

  • грузоотправителя со сведениями об участниках перевозки, условиях договора перевозки, о водителе, грузе, сопроводительных документах на него;
  • перевозчика со сведениями о приёме груза к перевозке;
  • грузополучателя со сведениями о приёме груза от перевозчика, о характеристиках принятого груза и обстоятельствах приёмки;
  • перевозчика о сдаче груза грузополучателю.

Также документ может содержать и дополнительные файлы в зависимости от обстоятельств исполнения договора. Например, если изменились конечный пункт доставки груза, водитель, транспортное средство, стоимость перевозки или порядок расчёта. То есть информацию обо всех изменениях нужно будет отражать в электронном документе.

Кто должен будет работать с электронными транспортными накладными

С 1 января 2022 года юридические лица и ИП, которые так или иначе связаны с грузоперевозками, смогут плавно подключаться к ГИС ЭПД. Это грузоотправители, грузополучатели, логистические компании, фрахтовщики, фрахтователи. Обязательный обмен электронными транспортными накладными планируется с 1 января 2023 года. До этого момента участники системы могут создавать и отправлять ЭТрН на добровольной основе.

Что нужно сделать для обмена электронными транспортными накладными

  1. Приобрести КЭП для сотрудников, отвечающих за отгрузку и приёмку грузов. Это может быть кладовщик или менеджер по логистике. В ФНС такую подпись можно получить бесплатно. Но кроме неё нужен защищённый носитель и программное обеспечение.
  2. Подключиться к оператору ЭДО. Он будет обрабатывать и передавать электронные перевозочные документы в ГИС ЭПД. Минтранс определит перечень таких операторов и занесёт в специальный реестр. Также вам нужно будет выбрать решение оператора для обмена документами: облачный сервис или интеграция сервиса с внутренними учётными системами предприятия. Если вы уже используете какие-то решения для ЭДО или учётную систему, сообщите об этом оператору. Он оценит, возможна ли интеграция с его платформой, сроки и стоимость внедрения ЭТрН. Если интеграция возможна, вы сможете работать электронными транспортными накладными в интерфейсе своей учётной системы. Если нет, то оператор предоставит вам свое решение.
  3. Подключиться к ГИС ЭПД. Она будет обеспечивать обмен электронными перевозочными документами и содержащимися в них сведениями между участниками грузоперевозок и хранить данные.
  4. Заключить соглашение об обмене электронными документами. Потребуется два соглашения: первое — между транспортной компанией и водителем, второе — между грузоотправителем, транспортной компанией и грузополучателем. Опишите текущий процесс обмена документами и возможные сценарии обмена: кто из сотрудников в какой последовательности подписывает, передаёт и проверяет документы; как выстроен процесс взаимодействия с экспедитором и перевозчиком. Также обязательно укажите, кто из сотрудников обладает правом подписи, кто и как будет подписывать документы, какие обязанности в обмене выполняет менеджер, кладовщик, водитель, бухгалтер.
  5. Позаботиться о техническом оснащении. Необходимо приобрести смартфоны или планшеты для водителей, настроить мобильные клиенты ЭДО и научить работе с ними. Поскольку груз отправляют со склада и складским работникам нужно фиксировать отгрузку, то им тоже необходимо приобрести планшеты или ноутбуки с доступом к платформе оператора ЭДО.
Читайте также:
Частный детектив: что это такое, описание и особенности

Сколько времени потребуется для перехода на электронные транспортные накладные

Небольшие компании могут обмениваться ЭТрН в облачных сервисах . После того как участники перевозок согласуют участие в электронном обмене, нужно будет настроить веб-интерфейс для работы — это занимает 2-5 дней.

Крупные компании, как правило, меняют бизнес-процесс и настраивают взаимодействие сервиса обмена с учётными системами. Обычно требуется от двух недель до нескольких месяцев в зависимости от масштабов компании и процессов, переводимых в электронный вид.

Какую выгоду получит бизнес от использования электронных транспортных накладных

К преимуществам можно отнести:

  • быстрый обмен документами;
  • доступ к документам из любого места и с любого устройства;
  • экономия на доставке и бумаге, лёгкость отслеживания движения груза по всему маршруту;
  • быстрая передача данных в налоговую и расчёт НДС;
  • постепенный отказ от бумажных архивов;
  • быстрый поиск нужного документа при проверке или сверке данных, его корректировка.

К тому же в отличие от бумажного электронный документ нельзя потерять или испортить.

Но есть и минусы:

  • расходы на подключение к оператору системы ЭДО: средняя стоимость услуг — 3 тыс. рублей в год;
  • расходы на программное обеспечение для работы с электронными накладными: стоимость зависит от тарифов поставщика;
  • документы будут видны контролирующим органам, перевозки станут более прозрачными.

Обратите внимание! Обмен электронными перевозочными документами, в том числе и транспортной накладной, возможен только при согласии обеих сторон.

Для чего нужна транспортная накладная

transportnaya_nakladnaya.jpg

Похожие публикации

Одним из основных документов, подтверждающих факт заключения договора перевозки и доставки груза от продавца к покупателю, является транспортная накладная. Этот документ привлекает к себе немало внимания сотрудников налоговой службы. Что собой представляет собой транспортная накладная, для чего нужна и в каких случаях можно обойтись без нее? Ответы на эти и другие вопросы – в нашем материале.

Транспортная и товарно-транспортная накладная

ТТН (товарно-транспортная накладная) – это первичный сопроводительный документ, который необходимо выписывать, если грузоотправитель передает товар покупателю путем перевозки транспортным средством. ТТН нужна не только в тех случаях, когда присутствует третья сторона (автотранспортная организация). Накладную, сопровождающую груз во время его транспортировки, надо составлять, если функцию автоперевозки берет на себя грузоотправитель.

Документ имеет унифицированную форму, утвержденную постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 (форма № 1-Т). Документ составляют в четырех экземплярах. Все экземпляры накладной передаются участникам процесса перевозки груза:

  • продавцу документ нужен для списания стоимости отгруженных товаров (он оставляет себе один экземпляр после выписки накладной);
  • покупатель при помощи ТТН оприходует полученные товары (документ ему передает водитель автомобиля);
  • для автотранспортной компании накладная служит основанием для проведения расчетов с заказчиком перевозки груза;
  • четвертый экземпляр также передается перевозчику, он будет использован в качестве основания для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю транспортного средства.

Транспортная накладная (ТН) – составляется согласно форме, утв. постановлением Правительства России № 272 от 15.04.2011 г. Оформляется в 3-х оригинальных экземплярах – для отправителя, перевозчика и получателя продукции. В отличие от ТТН, она не содержит подробного товарного раздела, где расписывается номенклатура перевозимой продукции.

Читайте также:
Кто входит в состав малоимущей семьи?

Если перевозка сопровождается транспортной накладной, то для подтверждения транспортных расходов заполнять еще и ТТН не требуется. В то же время, недостаточно оформлять вместо ТН форму № 1-Т – первичным документом, подтверждающим транспортировку товара, является именно товарная накладная.

Назначение транспортной накладной и ТТН

Для чего нужна транспортная накладная? Документ предназначен для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозку автомобильным транспортом. Он подтверждает заключение договора на перевозку груза, фиксирует данные о стоимости услуг автотранспортной компании и порядке расчета провозной платы. Наличие транспортной накладной дает организации возможность уменьшить базу налога на прибыль.

ТН является важным документом в сфере гражданского законодательства, подтверждающим заключение договора перевозки, а также в налоговом учете – накладная подтверждает расходы на транспортные услуги при определении налоговой базы, для этого она должна быть оформлена в соответствии со всеми требованиями законодательства.

ТТН служит для учета движения ТМЦ, для списания их у продавцов и оприходования у грузополучателей, а в сфере оборота алкоголя только ТТН выступает обязательным сопроводительным документом, подтверждающим легальность производства и оборота алкоголесодержащей продукции (Разъяснение Росалкогольрегулирования от 08.07.2011).

Когда ТТН проверяется сотрудниками налоговой службы?

Зачем нужна транспортная накладная налоговикам? Сотрудники ФНС обращают особое внимание на данный документ при проверке обоснованности вычетов по НДС. В ряде случаев отсутствие ТТН может стать основанием для отказа в их получении. Именно поэтому организации стараются оформить товарно-транспортную накладную по поводу и без него.

В судебной практике достаточно часто встречаются споры налогоплательщиков с ФНС относительно применения вычетов по НДС при наличии или отсутствии ТТН, а также при ее неправильном заполнении. Одни суды принимают решение в пользу налоговиков, считая, что наличие накладной обязательно, другие разрешают налогоплательщикам не использовать эту накладную в тех случаях, когда у них имеются иные документы, подтверждающие факт покупки ТМЦ.

Отсутствует транспортная накладная: какими могут быть последствия

При отсутствии сопроводительного документа:

  • Грузоотправитель не сможет привлечь к ответственности транспортную компанию в случае пропажи или повреждения груза.
  • Грузополучатель не сможет сравнить полученный груз с тем, который фактически был отправлен продавцом.
  • Транспортная компания не сможет подтвердить факт перевозки грузов перед налоговиками.
  • У водителя автомобиля во время поездки могут возникнуть сложности с контролирующими органами (вплоть до уплаты штрафа или отправки машины с грузом на штраф-стоянку).
  • При отсутствии ТТН сотрудники налоговой службы не смогут проверить достаточность оснований для применения вычетов по НДС покупателем товара, а без ТН нельзя признать транспортные расходы для налога на прибыль.

ТН при самовывозе товаров: оформлять или нет?

В ряде случаев покупатели отказываются от услуг транспортных компаний и вывозят приобретенные товары со склада продавца собственным транспортом. Нужна ли транспортная накладная при самовывозе?

Документом, подтверждающим затраты на перевозку и факт транспортировки груза, будет являться путевой лист, а для принятия приобретенного товара на учет достаточно товарной накладной (форма ТОРГ-12). Подробнее об этом читайте здесь.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

ТТН: что это такое — работа с товарно-транспортной накладной, назначение первичного бухгалтерского документа

При осуществлении перевозки любой продукции необходим ряд особой документации, превращающий процесс в правомерное действие. Также эти бумаги будут обязательными при проведении окончательного расчета между заказчиком и логистической компанией, непосредственными исполнителями, в частности, водителями и экспедиторами. В этом обзоре мы объясним, что же это за пакет документации. Как именно он используется и из каких составных частей состоит. Итак, что такое ТТН в грузоперевозках – это товарно-транспортная накладная, та бумага, без которой легально осуществить транспортировку продукции на территории нашей страны просто невозможно. Даже если грузоотправителем является не импортер, а сообщение происходит без пересечения границ государства.

Понятие и применение в бухгалтерии

Эта документация содержит основные сведения о грузе. Весовые параметры, габариты, проделанный путь. Предоставляет информацию об отправителе и компании, сотрудниках, осуществляющих перевозку. Соответственно, именно на основе бумаги и происходит расчет между сторонами сделки. То есть, это своего рода подтверждение расходов, которые идут в бухгалтерии отдельной строкой. И помогают налоговой службе сформировать правильную картину издержек производства.

Но при этом, конкретно для создания бухгалтерской проводки ТТН не станет основанием. Это своего рода доказательная база, способ подтверждения. Но не основа для внесения бухгалтерской записи в отчетность.

Товаро-транспортная накладная – это подтверждение выполнение условий сделки. А значит, они распределяются на несколько сторон. Зачастую принято использовать 4 экземпляра, чтобы каждый остался со своей доказательной базой. Отправитель, заказчик, лица уполномоченные принять груз и провести оприходование, а также сам посредник. То есть, частный перевозчик или компания, осуществляющая логистику.

Читайте также:
Стивидорные расходы: что это такое, описание и особенности

Ценность этой документации сложно не понять. При любом отклонении материальной составляющей груза от заказа, сразу же проводится сверка именно с ТТН. Поэтому ее заполнение должно быть всегда правильным, строго по образцу, без вольностей и самодеятельности. Оформление с отклонениями от существующих норм и правил, с нарушениями на бланках – автоматически лишит бумагу юридической силы.

Разновидности

Часто появляется вопрос, является ли ТТН первичным бухгалтерским документом. А также происходит путаница со смежными справками. Некоторые граждане ошибочно полагают, что это все разновидности одной формы. Но нет, на проверку есть принципиальные отличия. Счет-фактура служит только в целях проведения отчетности перед налоговой службой. И конкретно по расчетам за НДС. Тогда как документация как раз подтверждает факт расходов предприятия на приобретение продукции. Когда она была принята, после оприходования. Но герой нашего обзора таких полномочий не имеет. Он просто выступает доказательством, что были потрачены средства на доставку этой продукции. Не покупку, не расчеты с грузоотправителем, а именно с компанией, которая доставляет. Разница весьма очевидная.

Поэтому и бухгалтерии справка не становится основной для проводок. Но разновидности все же имеются, и они следующие:

  • СП-31. Используется конкретно при поставках зерна и злаковых культур в любых объемах.
  • СП-32. Транспортировка животных. Причем не туш или мяса, а исключительно живых особей, имеющих ценность только в таком виде.
  • СП-33. При работе с молочной продукцией любого типа. От обычного молока, до творожных изделий или сыров.
  • 1-Т. А вот этот тип используется во всех оставшихся случаях. А их, как легко предположить, более 90%. Соответственно, универсальная форма, которая, скорее всего, и будет использоваться на предприятии.

Как мы видим, хотя различных вариаций и существует несколько штук (далее мы обозначим еще), фактически используется один вариант. Разумеется, если Вы не являетесь представителем предприятия, занимающимся реализацией зерна, животных или молочных продуктов. Во всех иных случаях понадобится 1-Т. Теперь пройдемся по каждому пункту детально.

Международный формат (СМР)

Единственный вариант, который распространяется только в трех экземплярах. А также подписывается грузоотправителем и транспортером. Дело в том, что это вид применяется при пресечении груза границы страны. И важным условиям также является доставка с помощью автомобилей. Грузовиков или легковых, не имеет значения. Но не морское, не воздушное и железнодорожное сообщение. Строго автотранспорт. Кроме того, страна должна в принципе работать в формате СМР. А последним условием является платность. Так, гуманитарные миссии будут иметь совершенно иную форму документации. И сюда уже не относятся.

Для зерновых культур

Собственно, транспортная накладная для налоговой по форме СП-31. Используется весьма часто, ведь зерно поставляется не только огромными объемами. А также и локальными партиями для реализации в розницу на местах продаж в небольших магазинах или товарных точках. Упакованные злаки сюда не относятся, а вот весовое зерно – это подходит.

Для перевозки животных

Зачастую формат СП-32 понадобится при сотрудничестве с фермерами в качестве индивидуальных предпринимателей. А сейчас становится все больше. Они активно занимают нишу крупных холдинговых компаний, и наша страна переходит в такое русло сельского хозяйства по примеру США.

Поэтому на проверку применения формата становится довольно частым.

При отправке молочных продуктов

В этом случае важным аспектом является соблюдение всех нормативов и характеристик. Если о качестве зерна судить особо не получается, достаточно весовых параметров и объема. То при работе с молочкой в расчет идет жирность, кислотность, температурный параметр (повышение температуры до предельной отметки – это нарушение условий хранения, а значит, срок годности сразу падает на – ноль).

Поэтому форма СП-33 считается одной из наиболее сложных.

Перевозка плодов, ягод, овощей

СП-34, транспортная накладная – это документ, помогающий осуществить отправку и прием товаров с фермерского хозяйства. Но уже растительной продукции. В основном овощи, разумеется. Но также сезонные ягоды и даже фрукты. Тем более что многие из культур везут к нам из стран ближнего зарубежья. А значит, понадобится уже не эта форма, а международная. О которой мы сообщали в начале нашего импровизированного списка.

Отгрузка шерсти

Товарная ТН по форме СП-35 еще сложнее в деталях, чем все описанные выше. Ведь в этом случае применяется для расчета множество параметров. А конкретно:

  • Весовые параметры по виду нетто и брутто.
  • Методика выявления финальной массы объектов.
  • Количественный фактор кип.
  • Способ упаковки продукции.
  • Итога проведенных анализов до отправки в лабораторных условиях.
Читайте также:
Раздел квартиры с бывшим мужем

Соответственно, волокита с бумаги увеличивается в разы. Но, в реальности, количество пунктом для учета – это не самая важная часть. Не тот фактор, который его отличает. Куда важнее – это корректное заполнение. Ведь при явных ошибках, справка перестанет нести юридическую силу. А получается, что транспортировка происходит без нее. И это нарушение текущего законодательства Российской Федерации. О последствия такого действия мы поговорим далее.

Транспортная накладная 2021: скачать бланк, образец заполнения

С 25 июля 2011 года при перевозке грузов по территории России применяется транспортная накладная. А с 1 января 2021 года действует новая форма этого документа. На этой странице — транспортная накладная на 2021. Скачать бланк и образец заполнения документа здесь вы можете бесплатно. Далее читайте, что поменялось в накладной и как теперь ее оформлять.

Новый бланк накладной на перевозку груза

Получите бланк бесплатно!

Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе печати документов МойСклад, где вы совершенно бесплатно сможете:

  • Скачать бланк транспортной накладной
  • Заполнить и распечатать документ онлайн (это очень удобно)

В 2017 форма транспортной накладной изменилась. Действует новая редакция правил перевозки грузов автотранспортом (постановление Правительства от 12.12.2017 № 1529). Теперь они регулируют грузоперевозки тяжеловесными или крупногабаритными транспортными средствами (а не транспортировку тяжеловесных или крупногабаритных грузов, как раньше). Вместе с правилами обновились и формы соответствующих документов.

В разделе 13 транспортной накладной теперь указывается маршрут движения тяжеловесного, или крупногабаритного, или перевозящего опасный груз транспорта. Аналогичные изменения — в разделе 15. Теперь в нем приводится стоимость услуг перевозчика и порядок расчета платы за перевозку опасных грузов или грузов, перевозимых тяжеловесным или крупногабаритным транспортом. Как заполнить транспортную накладную? Образец с измененными разделами — ниже.

А с 1 января 2021 года в документ добавили некоторые показатели, которых не было ранее:

  • В разделе 1 «Грузоотправитель» предусмотрено место для отметки о том, что грузоотправителем является экспедитор.
  • Добавлен раздел 1а, в котором при необходимости можно будет указать сведения о клиенте.
  • В разделе 3 «Груз» потребуется, помимо прочего, указать объявленную стоимость (ценность) груза и реквизиты документа, подтверждающего отгрузку товаров.
  • В раздел 6 «Прием груза» нужно будет дополнительно внести сведения о лице, от которого забирается груз. Потребуется проставить подпись этого лица, а также при необходимости подпись перевозчика.

Чем ТТН отличается от ТН?

До введения транспортной накладной (ТН) применялся другой документ: товарно-транспортная накладная (ТТН). Однако после того, как в практику вошла первая, отмены второй не произошло. Сейчас используются оба документа: и ТН, и ТТН. В чем разница между ними?

Товарно-транспортная накладная (ТТН):

  • Служит для учета движения товаров между продавцом и покупателем.
  • Подтверждает правомерность перевозки при проверке на дороге.
  • Включает два раздела: товарный и транспортный. В них указываются сведения о грузе и этапах его транспортировки.
  • Служит основанием для (а) расчетов за грузоперевозку автотранспортом, (б) списания товаров отправителем и оприходования их получателем.
  • Заполняется в четырех экземплярах. Более подробно о правилах выдачи ТТН, бланк и образец — здесь >>

Транспортная накладная (ТН):

  • Подтверждает заключение договора грузоперевозки.
  • Подтверждает правомерность перевозки.
  • Включает только транспортный раздел. Он содержит сведения о перевозчике, грузоотправителе, получателе, условиях перевозки, а также данные, подтверждающие факт транспортировки груза и затраты на нее.
  • Включает сведения о таре, используемой для грузоперевозки, о способе упаковки, о маркировке, о грузовых местах: их массе, объеме, размерах. В ТТН нет этой информации.
  • Включает указания грузоотправителя о нужных параметрах автомобиля, данные об условиях перевозки, о фактическом состоянии груза, пломб, тары и упаковки, оговорки и замечания перевозчика. В ТТН эти сведения не указываются.
  • Не включает номеров телефонов юрлиц (отправителей, получателей, перевозчиков), но содержит номера лиц, ответственных за перевозку.
  • Не требует подписей должностных лиц, разрешивших отпуск груза, и лиц, отпустивших груз. Также не нужна подпись бухгалтера, главного или старшего. В ТТН должны быть все эти подписи — в товарном разделе.
  • Не включает сведений о плательщике — наименования, адреса, банковских реквизитов, — в отличие от ТТН.
  • Служит основанием для расчетов за перевозку груза автотранспортом.
  • Подтверждает расходы на автоперевозку.
  • Не может служить основанием для оприходования ТМЦ покупателем и для списания их поставщиком. В ТН нет раздела с нужной информацией: не приводится цена за единицу товара и общая стоимость всех перевозимых товаров. Можно указать только объявленную стоимость груза. Тогда в случае недостачи или порчи товара по вине перевозчика можно будет рассчитать сумму компенсации.
  • Заполняется в трех экземплярах. Инструкция по оформлению транспортной накладной, пример заполнения и пустой бланк на 2021 год — ниже.
Читайте также:
Виды и назначение медицинских шкафов

Транснациональные корпорации: список крупнейших

В век глобализации границы между странами стали гораздо более размытыми. И этим воспользовались бизнесмены, прекрасно осознающие, что они могут разбросать своё предприятие по множествам регионов, экономя таким образом часть средств, которые бы они потратили на оплату некоторых факторов производства на одной территории.

Именно так и появились транснациональные корпорации, список которых с каждым днём только растёт. Что же они из себя представляют и чем отличаются от обычных компаний?

Основа ТНК

Стоит отметить, что ТНК (именно так сокращается транснациональная корпорация) – это последний этап международного сотрудничества юридических лиц. До этого предприятие может побыть товариществом открытого типа или обществом с ограниченной ответственностью.

Другим вариантом является создание картелей – участники совместно регулируют объёмы производства и процесс найма рабочих.

Третий способ международной кооперации – синдикаты, подразумевающий под собой согласованные действия в закупке сырья и реализации товара (из общей закупки нефти одна компания может изготавливать бензин, а другая резину).

Четвёртый вариант кооперации – это концерн, где общее только управление финансовой деятельностью, тогда как сами физические лица постоянно занимаются разными видами деятельности (одна ветвь компании занимается пошивом спортивной одежды, а другая – военной формы).

Ближе всего по своим характеристикам к ТНК трест – компании сливают одну из сфер производства, имея в ней общий сбыт и финансы (например, совместное производство авиадвигателей и постоянное изготовление приборов для самолётов одной стороной и пассажирских кресел другой). После того как предприятие переживёт хотя бы несколько подобных коопераций, оно может разворачиваться до масштабов ТНК.

Что такое ТНК?

Перед тем как переходить к конкретным данным, следует понять, что такое транснациональные корпорации. Список их отличительных признаков очень длинен, но главным из них является наличие капитала компании в нескольких странах мира.

Несмотря на то что предприятия такого масштаба не находятся целиком на территории определённой страны, они всё равно вынуждены подчиняться законодательству того государства, где работает конкретная ветвь корпорации.

Кроме того, даже государственные предприятия могут войти в состав ТНК, причём соглашения, в результате которых создаётся подобное сотрудничество, могут быть как межправительственными, так и частными, между инвесторами из разных стран.

Изменчивые рейтинги

Учитывая изменчивость рынка, очень сложно говорить о каком-то стабильном рейтинге, в который попадают транснациональные корпорации. Список 2016 во многих позициях отличается от списка ведущих компаний 2015 года и ситуация может измениться, хоть и не глобально, в 2017 году.

Конечно, существуют определённые компании, которые уже в силу своей известности и статусности, большой доли на рынке, многочисленных торговых и экономических связей могут похвастаться стабильным положением в списке крупнейших, но таких очень немного.

Стабильности в переменах

Но всё же несмотря на нестабильность рынка, можно выделить определённые черты, которые объединяют крупнейшие транснациональные корпорации мира. Список 2016 и более ранних годов обязательно включал в себя:

  • американские компании: причём их в первой сотне – треть;
  • японские предприятия: количество таких международных компаний в этой стране постоянно растёт, например, за пять лет в девяностых годах в Стране восходящего солнца возникло 8 новых ТНК;
  • европейские компании: Старый Свет ориентируется на наукоёмкие отрасли промышленности, активно работая с фармацевтикой и химией.

Отдельно стоит заметить, что наибольшее количество ТНК сосредоточено именно в химической и фармацевтической промышленности.

Общая информация

В общемировом рейтинге наиболее активных и влиятельных компаний лидируют транснациональные корпорации США. Список содержит на последующих позициях такие страны, как Китай, Япония, Индия, Германия, Россия, Великобритания, Бразилия, Франция и Италия. Для того чтобы осознавать масштабы власти ТНК, следует сказать, что их общая стоимость в 2013 году оказалась в четыре раза больше общемирового ВВП.

Бюджет некоторых компаний превышает бюджет целых стран: так, объём продаж всемирно известного «Дженерал моторс» в девяностых годах превысил ВВП скандинавских стран, Саудовской Аравии и Индонезии; японская «Тойота» заработала денег в два раза больше, чем ВВП Марокко, Сингапура и Египта.

Конечно, сегодня ситуация немного изменилась: некоторые из регионов существенно нарастили свою экономическую мощь, но вместе с тем и сейчас ТНК продолжают своими капиталами превышать ВВП развивающихся стран.

Рейтинг ТНК по рыночной стоимости

Но пришло время оценить реальные масштабы власти, которой обладают транснациональные компании. Список крупнейших по рыночной стоимости компаний включал в себя (соответственно местам):

  • Apple (США).
  • Exxon Mobile (нефтяной бизнес, США).
  • Microsoft (США).
  • IMB (США).
  • Wall-Mart Store (крупнейшая в мире сеть розничной торговли, США).
  • Chevron (энергетика, США).
  • General Electric (производство локомотивов, энергетических установок, газовых турбин, авиадвигателей, медицинского оборудования, осветительной техники, США).
  • Google (США).
  • Berkshire Hathaway (инвестирование и страхование, США).
  • AT&T Inc (телекоммуникации, AT&Inc).
Читайте также:
Судебные издержки: что это такое, описание и особенности

Интересен тот факт, что Apple уже несколько лет подряд остаётся в лидерах, тогда как следующие позиции постоянно меняются. Например, с 2014 года General Electric смогли подняться с девятого на седьмое место, Samsung был в принципе вытеснен из этого рейтинга.

Как уже говорилось, на сегодняшний момент ведущими ТНК в мире являются американские – это явственно видно из рейтинга.

Рейтинг по уровню зарубежных активов

Но можно и с другой стороны рассматривать транснациональные корпорации. Список крупнейших в мире компаний по уровню зарубежных активов (то есть доли иностранных государств в капитале компании) следующий:

  • General Electric (энергетика, США).
  • Vodafone Group Plc (телекоммуникации, Великобритания).
  • Royal Dutch/Shell Group (нефтегазовый сектор, Нидерланды/Великобритания).
  • British Petroleum Company Plc (нефтегазовый сектор, Великобритания).
  • ExxonMobil (нефтегазовый сектор, США).
  • Toyota Motor Corporation (автомобилестроение, Япония).
  • Total (нефтегазовый сектор, Франция).
  • Electricite De France (ЖКХ, Франция).
  • Ford Motor Company (автомобилестроение, США).
  • E.ON AG (ЖКХ, Германия).

Здесь ситуация уже немного отличается от рейтинга богатейших компаний: и география гораздо обширнее, и сферы интересов иные.

Российские ТНК

Но существуют ли транснациональные корпорации в России? Список отечественных компаний такого масштаба не очень велик, потому что в восточной Европе ТНК только начинают развиваться, но и здесь уже есть свои первопроходцы.

Стоит отметить, что советские предприятия, ответвления которых были разбросаны по всему Советскому Союзу, представляли собой нечто вроде современных ТНК, так что некоторые из них, поддерживая прежний уровень, без труда вышли в разряд транснациональных компаний. Среди наиболее известных подобных компаний сегодня:

  • “Ингосстрах” (финансы).
  • “Аэрофлот” (авиаперелёты).
  • “Газпром” (нефтегазовая сфера).
  • “Лукойл” (топливная сфера).
  • “Алроса” (горнорудная сфера, алмазодобыча).

По мнению специалистов, наибольший потенциал имеют российские нефтегазовые компании, которые из-за обеспеченности ресурсами могут без труда конкурировать с мировыми лидерами в этой отрасли, продавая им сырьё и позволяя добывать ресурсы из собственных скважин. Стоит заметить, что свои ответвления на территории Российской Федерации имеют многие мировые ТНК.

Топливные ТНК

По прогнозам российских экспертов, наиболее перспективными являются топливные транснациональные корпорации. Список лидеров в этой области:

  • Exxon Mobil (США).
  • PetroChina (Китай).
  • Petrobras (Бразилия).
  • Royal Dutch Shell (Великобритания).
  • Chevron (США).
  • Gazprom (Россия).
  • Total (Франция).
  • BP (Великобритания).
  • ConocoPhillips (США).
  • CN00C (Гонконг).

Присутствие среди крупнейших ТНК мира российской компании определённо повышает вероятность перехода на этот уровень и других корпораций, таких как “Транснефть”, например, которая уже на сегодняшний момент является одной из богатейших компаний мира, пока, правда, не вышедших на международный уровень.

Трудности ТНК

Но всё ли так гладко с ТНК? Да, расширение целевых рынков позволяет им получать максимальную прибыль от продаж своих продуктов, но, вместе с тем, не является ли такая распылённость их слабостью? С какими трудностями сталкиваются транснациональные компании?

Список этих преград огромен, начиная от постоянной конкуренции с местными производителями, которые гораздо лучше знают свой рынок, и заканчивая политическими играми, из-за которых продукт, казалось бы, уже адаптированный для определённой страны, не может попасть на прилавки магазинов .

Сталкиваются ТНК на новых рынках с недостатком местных специалистов (отсутствии у потенциальных кадров подходящей квалификации), а также с их высокими требованиями к заработной плате при производительности, равной другим регионам.

Никто не отменял и политику государства, которое может обязать транснациональную компанию платить огромные налоги с прибыли или же запретить какое-то производство на территории конкретного региона: представители ТНК, приходящих в Россию, например, отмечают, что из-за бюрократии открытие филиалов затягивается на многие месяца.

Таким образом, даже сильные мира сего, в виде ТНК, в данном случае, имеют определённые проблемы, не стоит думать, что их могущество открывает им все двери.

Перспективы развития

Ну а какие перспективы развития имеют транснациональные корпорации мира? Список сфер их влияния, как уже неоднократно упоминалось, действительно огромен. От них зависит около половины промышленного производства, практически 70% торговли, без малого 85% изобретений и 90% зарубежных инвестиций.

Торговля сырьём принадлежит ТНК: под их властью купля-продажа пшеницы (90%), кофе (90%), кукурузы (90%), табака (90%), железной руды (90%), меди (85%), бокситов (85%) и бананов (80%).

Читайте также:
Частный детектив: что это такое, описание и особенности

Кроме того, в Америке более половины операций, связанных с экспортом, контролируются ТНК, в Великобритании количество подобных операций составляет 80%, в Сингапуре, в принципе построенном на деньги иностранных инвесторов, – 90%. 30% всемирной торговли прямо или косвенно связаны с деятельностью ТНК.

И в будущем, с развитием глобализации, могущество транснациональных корпораций будет только возрастать .

Несмотря на всевозможные трудности, отказываться от экспансии новых территорий они не собираются, а рынков, где ещё не всё возможное пространство принадлежит продукции ТНК, осталось очень много.

Поэтому единственное, что сейчас остаётся большинству государств, на которые нацеливаются ТНК, либо содействовать им, получая определённую прибыль от прибытия в страну нового предпринимателя, либо защищаться, вводя политику протекционизма, вызывая тем самым, возможно, недовольство граждан, которые вынуждены будут приобретать продукцию транснациональных корпораций на других рынках.

Заключение

Невозможно отрицать огромнейшую роль на мировом рынке транснациональных корпораций. Список сфер их влияния, проектов, в которых они принимают участие, доступных им рынков воистину огромен .

Но всё же однозначно говорить, что будущее за ними, нельзя – слишком сильна конкуренция со стороны национального производителя. Да, современная экономика без ТНК не будет существовать в том виде, в котором она существует сегодня, но вместе с тем полностью им она не поддастся.

Транснациональная корпорация (ТНК)

Термин «Транснациональная корпорация / компания (ТНК)» является неотъемлемой частью современной экономики. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) определяет такие корпорации, как фирмы, состоящие из материнского предприятия и его зарубежных филиалов.

Материнское предприятие – структура, контролирующая активы своих юр. лиц в других странах, отличных от страны базирования, посредством владения долей капитала.

Структура транснациональных корпораций

Подразделения транснациональных компаний могут быть в формах:

  1. дочерняя компания – головной компании принадлежит 50% уставного капитала;
  2. ассоциированная компания – головная компания владеет в них от 10 до 50% уставного капитала;
  3. отделения – не являются самостоятельными юридическими лицами

Кроме того, можно выделить горизонтальную и вертикальную интеграцию ТНК. В первом случае филиалы компании расположены в разных странах и производят одинаковый товар — например, пиво или кока-колу. Вертикальная интеграция подразумевает нахождение производственных мощностей в одной стране и характерна для многих российских корпораций, хотя производимый товар поставляется в том числе на экспорт. Очевидный пример — добыча нефти.

Но возможен и третий вариант ТНК с использованием местных ресурсов. Например, его используют некоторые зарубежные автомобильные компании, организуя свое производство в России и беря в аренду для своих целей ресурсы АвтоВАЗа.

Что такое ТНК простыми словами? Изначально это компания, которая была учреждена в одной стране, ее деятельность была успешна, обороты росли. Возможно, происходило объединение с другими фирмами. Владельцы компании поняли, что смогут реализовать свою продукцию за рубежом и начали открывать подразделения в других странах.

Причем это могли быть и вспомогательные виды деятельности, переносимые в другие государства из-за более экономичных решений, например, дешевой рабочей силы. Компания превратилась в корпорацию. Тем не менее, контроль над всеми предприятиями оставался у прежних владельцев, а капитал принадлежал стране, в которой была открыта головная компания.

История появления ТНК

Термин «Транснациональная корпорация» появился лишь в конце 1970-х годов, хотя британская Ост-Индская компания еще в 1600 году могла торговать в Индии — так что может претендовать на звание первой транснациональной корпорации. Однако по более устоявшемуся мнению первыми ТНК были монополии ведущих мировых держав в конце 19 века — тресты, которые образовались в результате слияния мелких фирм. Они добывали сырье и ресурсы в колониях: Африке, Азии и Латинской Америке.

С 1918 по 1945 гг. шли мировые войны, вызывавшие потребность в оружии и специализированной технике. Большое количество компаний было создано для реализации этих нужд, некоторые фирмы также сменили свою деятельность. Это можно считать предпосылкой возникновения многочисленных ТНК — перед началом второй мировой в мире насчитывалось лишь около 300 крупных корпораций.

После окончания войн во многих странах не хватало собственной продукции, поэтому компании стали реализовывать свои товары в других странах. В 70-е годы, когда экономики государств оправились от военных потрясений, началась новая волна слияний и поглощений, вызванная растущей конкуренцией и желанием предприятий получить лидирующие позиции на рынке. В конце тысячелетия в мире насчитывалось уже почти 60 000 ТНК и более 500 000 их филиалов.

При слиянии и росте компаний увеличивается их размер и оборот, что позволяет достичь эффекта масштаба в производстве. Этот эффект характеризуется удешевлением себестоимости единицы продукции, и, следовательно, более выгодной позицией фирмы на рынке. Хотя с другой стороны он может привести к образованию монополий и разорению мелких конкурентов посредством демпинговых цен.

Читайте также:
Региональная война: что это такое, описание и особенности

Крупнейшие ТНК мира и России

В рейтинг Fortune Global 500 по выручке на 2018 год входят 126 американских транснациональных компаний, однако в топ-10 входит только 3. Первое место с оборотом 500 млрд. долл. принадлежит Walmart , компании, занимающейся оптовой и розничной торговлей преимущественно в Мексике и США.

9 место занимает крупнейшая публичная нефтяная корпорация в мире – Exxon Mobil (выручка более 244 млрд. долл.), а на 10 месте находится Berkshire Hathaway (242 млрд. долл.), корпорация, владеющая крупными фирмами совершенно разных отраслей.

2,3 и 4 строчки занимают китайские ТНК:

  • State Grid (почти 345 млрд. долл.) – электросетевая компания
  • Sinopec Group (более 326 млрд. долл.) – нефтяная и химическая корпорация
  • China National Petroleum (326 млрд. долл.) – нефтегазовая компания

Всего в рейтинг входят 110 китайских транснациональных корпораций, которые относительно недавно стали его составляющими. Данный факт лишний раз подчеркивает потенциал экономики этой страны.

На 5 месте расположилась нидерландская нефтегазовая компания Royal Dutch Shell с выручкой 311 млрд. долл. Компания находится в рейтинге уже 24 года, но несколько сдала свои позиции, поскольку в 2013 г. занимала первое место.

6 и 7 места занимают автомобильные концерны: японская Toyota Motor (265 млрд. долл.) и немецкий Volkswagen (260 млрд. долл.). Обе ТНК выпускают автомобили под несколькими брендами. Наконец, на 8 месте находится английская транснациональная корпорация BP (244 млрд. долл.), в прошлом British Petrolium.

Топ-10 крупнейших ТНК мира 2018. Актуальные данные: Fortune Global 500

Для инвестора подобные компании могут быть источником неплохих дивидендов. Несколько месяцев назад появился индекс Barclays Fortune 500 Equal Weighted Index ( BFDEW ), отслеживающий котировки всех акций из списка, взятых в равных долях. Что касается крупнейших российских ТНК, то по версии Fortune Global 500 это 4 корпорации, занимающие 49, 63, 115 и 205 места. Ими являются:

  • Газпром (почти 112 млрд. долл.)
  • Лукойл (93 млрд. долл.)
  • Роснефть (72 млрд. долл.)
  • Сбербанк (49 млрд. долл.)

Все 4 компании являются голубыми фишками российского рынка с многолетним стажем. Кстати, в марте 2013 Роснефть приобрела еще одного нефтяного гиганта, российско-британский холдинг ТНК-ВР. Здесь интересно то, что ТНК в данном случае значит не транснациональная корпорация, а Тюменская нефтяная компания. Ну а ВР означает упомянутую выше British Petrolium. Среди других российских ТНК можно назвать компанию Алроса (крупнейший добытчик алмазов в мире), Аэрофлот, Ингосстрах.

В США к наиболее значимым ТНК относятся:

  • Wall-Mart Store (торговля)
  • Apple (технологии)
  • IMB (компьютеры)
  • Microsoft (технологии)
  • Alphabet Inc. (технологии)
  • AT&T Inc (коммуникации)
  • Berkshire Hathaway (инвестиции)
  • General Electric (энергетика)
  • Exxon Mobile (нефтедобыча)

Разница с Россией очевидна — в списке около половины компаний технологического сектора, тогда как у России нет ни одной крупной корпорации в этой области.

Роль ТНК

Роль транснациональных корпораций неоднозначна. Это поистине огромные компании, обладающие существенными активами, выручкой и прибылью, превышающими во много раз ВВП небольших африканских государств. На них приходится примерно половина промышленного производства в мире и около 2/3 мировой торговли. Там работает множество людей, они могут быть градообразующими предприятиями.

Власть транснациональных корпораций очевидна. Обладая таким количеством финансовых ресурсов и необходимостью конкурировать с другими подобными компаниями, ТНК являются движущей силой технологического прогресса. Эти фирмы также часто проводят социальные мероприятия, чтобы завоевать расположение клиентов.

Можно выделить следующие положительные стороны ТНК :

как правило качественная и доступная продукция
большое количество надежных рабочих мест
инновационная активность
социальные мероприятия

С другой стороны, транснациональные корпорации являются по своей сути монополиями. Это создает сложность для входа других игроков на рынок, что отрицательно влияет на конечного потребителя. Более мелкие фирмы могут не выдержать существующих ценовых или временных рамок, даже если их продукт является уникальным и качественным.

Государство поддерживает ТНК субсидиями, поскольку от них зависит экономическая стабильность страны. Кроме того, транснациональные компании, в силу специфики своего устройства, могут на вполне законных основаниях обходить существующее налоговое законодательство, что колоссально снижает их налоговое бремя.

Таким образом, отрицательные стороны ТНК :

ограничение конкуренции
недоплата налогов
установление собственных стандартов
существенное влияние на экономику стран

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: